Техника портретной фотосъемки. Как снять красивый портрет: ростовой портрет. Шаги к получению хорошего фото

Портрет - не только самый популярный жанр фотографии, но и один из самых тяжёлых. Для того чтобы получить действительно качественный портрет, недостаточно лишь установить правильную экспозицию и получить резкое изображение.

Портрет, прежде всего, должен нести в себе информацию о характере человека, его внутреннем мире, настроении и эмоциональном состоянии.

Чтобы передать эту информацию зрителю, сначала её надо поймать в кадре, что требует от фотографа немалого опыта и чувства момента. Сколько существует фотографов, столько же существует способов съёмки портрета . В портрете нет каких-либо ограничений для творчества, есть только несколько правил, каких следует придерживаться.

В этой статье я раскрою некоторые основные моменты при съёмке портрета как в студийных условиях, так и вне студии. Материал будет полезен как начинающим фотолюбителям, так и тем, кто желает поднять уровень своих фотографий на порядок выше.


Что нужно для съемки портрета

Объектив

Объектив - важнейший элемент любой камеры, уровень которого определяется родом применяемых материалов, качеством их обработки, функциональностью, светосилой, диапазоном фокусных расстояний и т.д. и т.п. Чем выше эти показатели, тем дороже изделие. Существуют объективы, цена которых превышает стоимость 3-х комнатной квартиры с евроремонтом (100-200 тыс.евро). Но статья не об этом. Часто можно увидеть портрет (крупный план) красивой девушки с деформированным лицом, центральная часть которого немного выпуклая - эффект "большого носа".

Расстояние от камеры до модели 1,6 - 1,8 м

Такой эффект может вызвать высокая дисторсия объектива или другие факторы, которые приведены ниже. Снимать портрет можно объективом с любым фокусным расстоянием, но при одном условии: нельзя подходить к объекту ближе чем на 1,6 - 1,8 м. Только на этом расстоянии сохраняются естественные пропорции лица и исключается искажение. В противном случае вы получите портрет с искажённым лицом, сработает, так называемый, эффект "большого носа".

Объектив с фокусным расстоянием 85 или 135 мм

Снимая нормальным (штатным) 50-ти мм. объективом или компактным фотоаппаратом (мыльницей), см. фото выше, фотолюбитель, желая снять крупноплановый портрет, естественно, подходит ближе к портретируемому не подозревая что тем самым он наперёд определяет будущее искажение изображения. Поэтому, лучшим вариантом для съемки портрета является объектив с фокусным расстоянием 85 или 135 мм.

Снимая таким объективом с расстояния не ближе 1,6-1,8 м., получаем крупный план с минимальным влиянием фона, сохраняя при этом естественные пропорции основного объекта. Для уменьшения резкости фона и избыточной резкости переднего плана (отбить фон), снимаем с диафрагмой F 5,6 или при большей дырке.

Запомните, чем больше светосила объектива (чем меньше число F, например: 1:1,4), тем шире диапазон выбора параметров настройки экспозиции, глубины резкости. А значит, больше возможностей для реализации поставленных задач и планов фотографа.

Свет

Не важно какое осветительное оборудование вы используете, студийный свет или простые внешние импульсные вспышки. Важно чтобы свет был (естественный в том числе) и вы умели его грамотно использовать.

Фотокамера

Опять же, не важно какую фотокамеру использовать: пленочную или цифровую, важно чтобы она у вас была в рабочем состоянии.

Фотостудия

Если есть своя фотостудия - это здорово, но наличие фотостудии не обязательно. Как показывает практика, используя комбинированный или естественный свет при съемке портрета вне студии, можно получить великолепные результаты. Где вы снимаете портрет - не важно, важно что , как и зачем . Поэтому, если у вас нет фотостудии - не расстраивайтесь, учитесь снимать портреты , снимайте везде где только можно, и вам воздастся.

Светочувствительность (ISO)

Какое значение ISO является оптимальным при съемке портрета?

Всё зависит от условий съёмки, характера снимка, целей и задумки фотографа. В зависимости от возможностей камеры, светосилы объектива , осветлительных приборов, устанавливаем ISO 50 или 100. Как правило, для высокого технического качества изображения, при нормальных условиях фотосъемки, надо использовать наименьшее значение ISO.

Чем выше числовое значение ISO, тем больше шума в полутонах и тенях, отсюда - ниже техническое качество фотоснимка. Это правило касается как цифровых так и плёночных фотокамер. Для последних, тех. качество снимка определяется уровнем используемых фотоматериалов при изготовлении и обработке.

Выдержка (скорость затвора)

Выдержка при съёмке портрета должна быть как можно короче, чтобы зафиксировать наиболее естественное выражение лица и предотвратить смаз изображения (шевеленку). Оптимальная выдержка = 1/200сек.

Экспозамер (метод замера экспозиции)

Чтобы не потерять удачный кадр из-за "вылетевших" участков светов, при съемке портрета стоит использовать центрально-взвешенный метод замера экспозиции. Камера производит замер по всему полю кадра, присваивая наибольший вес его центральной части, тем самым предотвращает переэкспонирование светлых участков кожи и одежды.

Взаимодействие с моделью

Фотограф-портретист обязательно должен быть немного психологом, чувствовать состояние человека. Задача фотографа - зафиксировать максимум эмоций за короткое время. Но чтобы вызывать эмоции, необходимо находить те струны, которые наилучшим образом помогут человеку открыться. Фотограф обязан быть коммуникабельным, чтобы создать творческую и раскрепощённую атмосферу в фотостудии или на пленере, см. фото ниже.

Тандем «фотограф-модель»

Разного рода шутки также способствуют раскрытию модели. Тандем «фотограф-модель» - вот на чём должен базироваться процесс съёмки. Если модель скована, зажата, бросьте все силы на то чтобы "расшевелить" её, и только после этого начинайте съёмку если хотите получить динамичные и живые снимки.

Некоторые девушки, придя фотографироваться к профессиональному фотографу в первый раз, просто боятся камеры. В этот момент их единственная мысль – «как я выгляжу?». В результате, мы фиксируем не настроение человека, а его реакцию на предмет в наших руках – фотокамеру. Перед которой она, как перед зеркалом, пытается играть, соответствовать тому образу прекрасного, который сама себе создала, который может нравиться только ей. Она подсознательно меняет выражение лица, хочет казаться лучше, но «лучше» в ее собственном понимании.

Очень большим плюсом обладает цифровая фототехника – можно сразу показать результат. Модель увидев себя в «своём образе» - понимает как нелепо она выглядит, после чего более внимательно прислушивается к словам фотографа. Перед съёмкой, фотограф должен чётко знать что хочет снять. Должен иметь наброски будущих снимков в своём воображении (а лучше также и на бумаге), чтобы в процессе съёмки не утомлять ненужными позами и поиском образа ни себя ни модель.

Эксперименты с ракурсом

Портрет не должен быть скучным, каноническим. Не привязывайтесь к какой-то одной точке при съёмке. Чем чаще менять положение камеры, тем больше интересных ракурсов можно найти.
Застывшая в одной позе модель - гарантия провала фотосессии. Не бойтесь экспериментировать. Бывает, что самый удачный кадр из всей сессии может скрываться в необычном положении камеры, модели, положении источника света и т.д. Не используйте шаблонные позы модели. Фотография - это тот вид искусства где каждый фотограф должен тем или иным образом выделятся среди коллег по цеху. Стремитесь создать собственный стиль.

Кадрирование

Выбирая вариант кадрирования портрета, следите за "правильным отрезанием" рук, ладоней, ног и головы. Нельзя отрезать часть ладони или ступни как показано на фото. Лучше вовсе не резать ладони/ступни, и оставлять их целиком. Ноги допустимо резать чуть выше колен, а руки - выше локтя. Этих правил не всегда получается придерживаться, но об этом надо знать, и обращать на это внимание при компоновке кадра. В статье выбираем фотографа также есть информация об этом, есть примеры кадрирования.

Воздух в кадре - линии фона

Пустое пространство в кадре может быть сильным композиционным ходом. Уходите от "зажатых" кадров. Снимая портрет на фоне природы, избегайте прохождения линий горизонта и/или линий архитектурных сооружений как-бы сквозь голову модели. Подбирая ракурс, следите чтобы из головы модели не рос, например, электрический столб или какой-нибудь контрастный, по отношению к общему фону, элемент архитектуры или декораций.

Взгляд не в камеру

Взгляд не в камеру бывает очень выигрышным, хотя, может и не таким интимным, как при прямом взгляде. При компоновке кадра старайтесь оставить в композиции пространство для взгляда модели.


Индивидуальность

Часто индивидуальность человека раскрывается в случайных кадрах. В процессе съемки, как правило, возникают непродолжительные паузы между подготовкой того или иного кадра, выбора удачного ракурса и/или положения светотени. Но даже в такие моменты нельзя уж слишком расслабляться фотографу, будьте всегда на чеку, так как можно пропустить хороший кадр.

Прямой взгляд

Прямой взгляд, вызов в глазах может приоткрыть черты характера модели, проявить скрытые эмоции. Прямой взгляд может расположить к себе зрителя, но может и оттолкнуть. Это надо учитывать при съемке портрета. Но, опять же, все зависит от идеи конкретного снимка, а также от того какие эмоции должен вызывать портрет у зрителя.

Фон в студии

Фотосессия на одном фоне выглядит скучновато. Фон в студии необходимо менять время от времени, чтобы при дальнейшей обработке можно было поиграть фантазией, добавлять на фон различные элементы изображения. Если вы собираетесь полностью менять фон на фотографии, например, на пейзаж с зелёным лесом, в таком случае, желательно использовать зелёный фон в студии для упрощения вырезания в редакторе. Использование нейтрального серого фона даёт хороший результат как при вырезании, так и при настройке баланса белого при конвертации c RAW. Стены в студии должны быть нейтрального цвета, чтобы не бликовать на фотографии ненужным цветом.

Не обязательно иметь большую фотостудию и дорогую камеру чтобы снять кадр который заставит зрителя задержать взгляд на снимке. На один и тот же снимок разные люди смотрят одинаково, но видят по-разному, добавляя что-то от себя, дорисовывая в воображении невидимое другим.

Съемка портрета - это та область фотографии, где фотограф может раскрыть свой потенциал наилучшим образом, экспериментируя со светом, позами модели и ракурсами съемки. Всем желаю больше удачных снимков!

Еще по данной теме.

Портретная фотосъемка – один из наиболее сложных, и, тем не менее, интересных жанров фотографии. Многие, кто только начинают постигать искусство владения фотоаппаратом, замечают, что минимальное изменение света или ракурса способно сделать лицо изображаемого человека совершенно другим. Именно поэтому портретное фото начинает привлекать и заинтересовывать еще глубже.

Для того, чтобы максимально раскрыть особенности каждого лица и ненавязчиво скрыть его недостатки , следует, разумеется, знать некоторые особенности портретной съемки: правила постановки света или выбор объектива.

Шаги к получению хорошего фото

Для создания красивого портрета человека нужно учиться, так как портретная фотосьемка – сложный жанр искусства фотографии. Специалист должен раскрыть не только черты, но и характер модели. Чтобы все получилось начинайте с простых настроек фотоаппарата:

  1. Работа с открытой диафрагмой. Манипуляция позволит акцентировать внимание на объекте сьемки, получиться результат типа «боке». Значения диафрагмы подбирается индивидуально самим фотографом и зависит от условий освещения, места проведения фотосессии, возможностях фотокамеры и объектива.
  2. Установить самое низкое значение ISO. Опция помогает убрать зернистость и шум.
  3. Для устранения эффекта размытости снимка используется выдержка на 1/60 или 1/125 доли секунды.
  4. Для настройки баланса белого подойдут стандартные параметры устройства. В противном случае применяется ручной режим М.
  5. Применение важной функции портретной сьемки – экспозамер. Выполняется по всему кадру, по центру, оценочный или точечный формат.

Перед началом фотосьемки специалист должен расставить цели и задачи работы. Это может быть создание делового портрета для офиса, фэшн сьемка на природе или по городу в свете фонарей, фото для рекламы в интернет, художественный портрет. Учитывая данные нюансы, фотограф устанавливает соответствующие параметры устройства.

Выбор объектива

Этот пункт – своеобразный «подготовительный» этап, о котором стоит позаботиться еще до начала съемки. Безусловно, его можно пропустить, ведь нет объективов, предназначенных только для портретов, пейзажей или натюрмортов, и жестко неподходящих для других жанров, однако существуют линзы, подходящие больше других.

Первый наш шаг при выборе объектива – это определение, на каком именно типе портрета вы, как художник, желаете сосредоточиться. Различают портреты, выполненные:

  • крупным планом (в кадре – только лицо);
  • средним планом, или полуростовой портрет (по грудь);
  • общим планом – человек в полный рост или группа людей.

Для каждого из типа портретов подходит свой объектив. В первую очередь, стоит определиться, желает ли фотограф приобрести объектив со сменным фокусным расстоянием или с постоянным . Каждый фотограф определяет сам для себя, что для него значит лучший портретный объектив, — плюсы и минусы двух этих вариантов примерно равноценны. Объективы «с зумом» более универсальны, тогда как у владельца объектива с постоянным значением четче картинка.

А вы знаете какой самый лучший ? Ответ найдёте в нашей статье.

Для портретов источники света играют большую роль. Узнайте, как сделать софтбокс своими руками в нашей .

В случае если предпочтение отдано объективам с фиксированным фокусным расстоянием, следует ответить на вопрос, почему так важно правильно определить «число миллиметров»? Как не сложно догадаться, это связано с тем, что неверно выбранный объектив будет невольно искажать картинку .

В случае, когда в нем нет необходимости, появляется искажение центральной части картинки – она зрительно начинается казаться больше, чем края, более выпуклой. С другой стороны, если отдать излишнее предпочтение длиннофокусным объективам, можно получить обратный результат и ненароком сделать лицо плоским, а порой и вовсе «вогнутым» в картинку. Подобный эффект искажения называется дисторсия.

Если говорить о конкретных цифрах, то картина выходит примерно следующей:

  • для портрета крупным планом подойдет объектив с фокусным расстоянием от 70 до 135 мм ;
  • при съемке полуростового портрета следует отдать свое предпочтение 50 мм объективу;
  • во время съемки в полный рост лучшим вариантом станет объектив в 30 мм .

Не стоит забывать, что приведенные выше данные являются неким усредненным вариантом. Большую роль играет расстояние от фотографа до модели, а так же от модели до задника, на фоне которого происходит съемка. Именно по этому, планируя фотосессию, важно оставлять для себя и своих моделей место для маневра, передвижения по оси «ближе-дальше» и регулировки глубины кадра.

Освещение

Свет – еще один важный инструмент, используемый фотографом при работе. Роль верно установленного освещения преувеличить невозможно – именно игра тени на лице и фигуре модели способствует выделению особенностей её лица и успешному скрыванию имеющихся недостатков. Особенно ярко это заметно на черно-белых фотографиях, хотя фотографы, работающие «в цвете», разумеется, не должны забывать основные правила съемки портрета при том или ином свете.

На этой шпаргалке (ниже) можно увидеть наглядно, как именно меняется лицо при том или ином способе установки лампы. Можно, разумеется, воспользоваться уже готовыми шаблонами, но лучше будет заранее пригласить модель и сфотографировать её, используя все известные схемы освещения, чтобы наглядно увидеть особенности конкретного лица.

Отдавая предпочтение такому непростому искусству, как портретный жанр, можно пользоваться как вспышкой, так и естественными источниками света. К вспышке следует проявить особое внимание – используя её, фотограф увеличивает риск получить плоское, равномерно освещенное лицо с жесткими граница. О том, как можно использовать вспышку, подробнее будет сказано в следующем разделе.

Естественный свет – идеальный вариант для портретной съемки. Его проще, чем вспышку, подстроить под себя, отредактировав степень освещенности, цветовую температуру, глубину кадра, и множество других нюансов. Всегда можно найти точку, с которой естественные источники света придадут изображению должный объем.

Интересные эксперименты выходят с тенями, которые могут быть мягкими и плавными, а могут – резкими и глубокими. Таким образом, естественный свет, пусть и вынуждает фотографа приспосабливаться к своим условиям, дает широкое поле для импровизации и проявления фантазии.

Съемка в студии

Студия – отличное место для экспериментов. Во время портретной съемки в студии не нужно следить за изменяющимся освещением и погодными условиями, никто не помешает модели расслабиться и раскрепоститься перед камерой, не отвлечет и не собьет настрой у обоих участников процесса. Это место, где можно поэкспериментировать с освещением, в том числе – со вспышкой.

Первое правило, когда планируется съемка в студии – снимать в ручном режиме.

В виду неизменных внешних условий, автоматический режим фотоаппарата сделает все фото похожими друг на друга. Ручной режим дает простор для творчества, ведь при съемке в студии спешить, на самом деле, некуда, и всегда можно отвлечься на настройку диафрагмы, ISO и прочих условий.

Портретная съёмка в студии оправдывает использование вспышки больше, чем при работе «в поле». Для того, чтобы сгладить острые линии и засвеченные пятна, возникающие при использовании вспышки, рекомендуется использовать отражатели и софтбоксы.

Помимо прочего, важно позаботиться о том, чтобы композиция в портретной фотографии была организована грамотно , в студии можно расположить предметы, отражающие вспышку, и, таким образом, осветить лицо или фигуру модели со всех сторон. Благодаря этому портретная фотография получит насыщенность и живость красок.

Уроки

Ниже приведены уроки портретной съемки, по которым можно понять, что лучшие фотографии получаются при одновременном использовании техники и навыков.

Урок №1. Типы освещения

Как известно, один из самых выгодных ракурсов для съемки модели – полуоборот в три четверти по отношению к фотографу. Есть два типа освещения, которые сделают фотографию более живой и объемной. Сравним эти два снимка:

Основное отличие в этих снимках – расположение тени от носа. На первом фото она не соприкасается с тенью от щеки, а на втором – соприкасается.

Первый тип освещения называется «Петля». Чтобы его получить, стоит установить объект света немного выше глаз модели, на 40 градусов от камеры (более точное число зависит от типа лица модели, так что положение осветительного прибора вполне можно регулировать).

Второй тип освещения – «Рембрандт», назван в честь художника, который часто использовал его в своих картинах. Свет должен находиться над головой модели. К сожалению, этот тип освещения подходит не всем – только людям с ярко выраженными скулами. Обладателям маленького носа он наоборот, противопоказан.

Урок №2. Композиция

Композиция – понятие довольно растяжимое в силу того, что каждый считает своим долгом внести в него что-то свое. Кто-то учитывает только позу модели, другие считают важными цвета, третьи – фон. Неоспоримым остается правило трех третей – зрительно поделив фото на девять одинаковых квадратов, каждый заметит, что первый, беглый взгляд попадает на четыре центральные точки.

Обратите внимание на фотографию. Первое, что бросается в глаза – взгляд девушки и левая половина её лица. Это происходит не только потому, что она лучше освещена, но и потому, что находится «в пятом квадрате» условной сетки. Попробуйте в графическом редакторе обрезать часть фотографии, и вы увидите, как резко изменится акцент.

Урок №3. Цвет в фотографии

Это фото – чудесный пример того, как при помощи цвета можно сделать акцент на определенной части фотографии. В глаза бросается, в первую, очередь, букет невесты (это напрямую связано и с правилом трех третей тоже, о котором говорилось в предыдущем уроке), а так же с тем, что он выгодно играет на контрасте с платьем. С другой стороны, зритель переводит взгляд на лицо девушки, которое на фоне белых стен и белого платья кажется ярким и почти сияющим.

Сухие листики дерева – самая яркая часть этого фото, более того, расположенная по центру. Однако, если раньше на фото яркие детали становились предметами, на которые делался акцент, то здесь деревце выступает в роли предмета, уравновешивающего фотографию. Будь на снимке только ребенок, вся левая сторона была бы пустой, слишком легкой, незаполненной, однако яркие листья становятся предметом, создающим симметрию.

Урок №4. Блики

На цветных фотографиях такая яркая часть, как естественные блики , разумеется, теряется и отходит на задний план, так что разумно было бы поговорить о черно-белых портретах.

Без бликов, которые появляются в глазах модели, лицо выглядит пустым и безжизненным. Обратите внимание, насколько осмысленным и сосредоточенным становится взгляд девочки, когда в нем появляются блики. Попробуйте убрать их в графическом редакторе, и взгляд моментально станет слепым, устремленным «в никуда», а не на зрителя.

Другой пример – фотография молодого человека. Блики в его глазах становятся средством художественной изобразительности, усиливающей впечатление, возникающее от взгляда, устремленного куда-то за границу кадра. Зритель невольно задумывается об объекте наблюдения, столь привлекшем внимание изображенного мужчины.

Урок №5. Позирование

Разумеется, поза – едва ли не главное в портретной съемке в полный рост . С другой стороны, поворот и наклон головы в съемке крупным планом тоже можно назвать, в какой-то степени, позой. Фотографу и его модели следует запомнить несколько простых правил.

Сравните это фото и фото, представленное втретьем уроке. Сутулящаяся модель выглядит неряшливо, нарушает равновесие кадра, вызывает у зрителя отторжение. Фотографу следует следить за состоянием того, кого он фотографирует.

Представляем Вашему вниманию — лучший в своей серии.

Мы подскажем какой полупрофессиональный фотоаппарат Nikon выбрать.

А перейдя по этому адресу Вы найдёте большую подборку сайтов известных фотографов.

Портретная съемка сильно отличается от всех прочих видов фотографии. Чтобы вы освоили и этот формат, собрали для вас 6 правил портретной съемки для начинающих, которые не дадут совершить самые частые ошибки.

1. Техника

Для съемки портретов подходит любая камера. Преимущество зеркальной камеры - оперативное реагирование на команды, смена оптики, которая позволяет варьировать режимы фотосъёмки, возможность снимать в ручном модусе, а это значит, что у вас появляется много возможностей для решения ваших художественных задач и возможность снимать в сложных условиях (например, в темных помещениях).

Хорошие портреты можно снимать и компактными камерами. Но лучше, если ваш компакт будет обладать зумом (чем длиннее, тем лучше – фон больше размоется, пропорции лица будут лучше).

Для зеркальных камер рекомендуется использовать объективы с фокусным расстоянием 50-80 мм (в некоторых случаях до 135 мм). С фокусным расстоянием меньше 50 см, вы получите искаженные пропорции модели. При съемке портрета предпочтение следует отдать портретным объективам с мягко рисующей оптикой.

Мягко рисующая оптика позволяет скрыть неровности кожи и акцентирует внимание на главных элементах портрета (глаза, рот, лоб), дает ощущение объема за счет плавных спадов резкости от главного к менее важному.
Для выравнивания яркостей в кадре и подсветки теней иногда необходимо применить вспышку или отражатель.

2. Настройки

Портреты, как правило, снимают с маленькой глубиной резкости. Маленькая глубина резкости означает - открытая диафрагма, т.е. малые значения диафрагмы (лучше от примерно f 2.8). Если вы фотографируете компактом, снимайте при максимальном положении зума.

Что это даст? Объект съемки будет резким, а задний фон размоется. Нельза забывать о расстоянии, на котором вы снимаете и о том, что от этого расстояния зависит глубина резкости. Конечно, все зависит от ваших художественных задач, но в классическом портрете должны быть в резкости глаза и желательно остальная часть лица портретируемого. Если вы снимаете двоих или группу людей и вы хотите, чтобы вся группа была в резкости, вам нужно закрывать диафрагму (f 8 - f 11 и больше).

Выдержка при съемке портретов не должна быть слишком длинной. Люди не могут долго не шевелиться и не дышать. Если выдержки будут слишком длинными, фотографии будут не резкими. Кроме того, длительные выдержки вызывают напряженность у снимающегося. На коротких выдержках вы фиксируете момент и в резкости оказывается все, что было задумано (глаза, …). Особенно это касается детей, которые не могут спокойно сидеть на одном месте. Чем короче выдержка, тем больше шансов, что вы получите резкий снимок. Мы уже писали, что детей лучше снимать на выдержках не длиннее 1/250 с, для взрослых можно использовать более длинные выдержки. Важно, чтобы у вас было достаточно света для съемки. Оптимально снимать на улице или дома у окна.

Старайтесь не поднимать ИСО. По возможности снимайте с ИСО 100.

Фокус в классическом портрете должен быть на глазах (не на носу, не на лбу или где-то еще). Лучше всего перевести камеру в режим ручного выбора точки фокусировки и выбрать ту точку, которая попадает на глаза модели.

3. Свет

Для того, чтобы получить не плоское, а объемное лицо на фотографии, лучше всего использовать свет, падающий немного спереди и сбоку (передне - диагональное освещение) . В принципе неплохие результаты можно получить и с боковым освещением, но при боковом освещении лучше всего использовать отражатель (которым может служить, например, и белая стена дома) или внешнюю вспышку. На улице лучше всего снимать утром или ранним вечером. Если вы будете снимать в полдень, когда солнце стоит в зените, верхний свет даст глубокие тени и очень резкий контраст.

С помощью контрового освещение вы можете получить силуэт, если будете снимать, например в вечернее время. Если же вы хотите подсветить лицо, вам также понадобится отражатель или внешняя вспышка. Фронтальное освещение сделает лицо плоским и его стоит избегать.

Дома лучше всего снимать со светом из окна (по возможности, не с солнечной стороны). Прозрачные занавески помогут вам сделать свет рассеянным и более мягким.

4. Точка съемки

Обычно любая фотография начинается с выбора точки съемки. То есть с близкого расстояния или издалека, сверху или снизу, справа или слева будет снята модель. Точка съемки определяет, в основном, композицию снимка.
От расстояния будет зависеть масштаб изображения. Как мы уже писали, в фотографии не нужно изобретать велосипед. Масштабы портрета давно определены изобразительным искусством. По масштабу портреты делятся на ростовые, поколенные, бюстовые (погрудные) и фрагментарные.

Наиболее популярны бюстовые портреты. Они позволяют передать внешний облик и “заглянуть” в глаза портретируемого, передают особенность его лица (внешнее сходство). С помощью бюстового портрета можно попытаться передать и внутренний мир человека.

Бюстовый портрет нужно снимать длиннофокусным (портретным) объективом с отдаленной точки. Иначе есть риск искажения формы лица и потери внешнего сходства.

Удаляя точку съемки вы можете получить поясной портрет. Чаще всего поясные портреты снимают сидя. В поясном портрете участвуют и руки. Нужно очень внимательно следить за руками. С помощью расположения рук можно определить настроение портрета. Положение рук должно быть абсолютно естественным. Чтобы руки не были напряжены, вы можете дать портретируемому в руки какую-нибудь вещь.

Поколенный портрет еще в большей степени ставит задачу показа пропорций фигуры. Постарайтесь снимать поколенные портреты не статично, а в энергичном повороте и с активным жестом.

Мы удаляем точку съемки и все больше удаляемся от лица модели. В ростовом портрете вы можете показать пропорции фигуры. В рост лучше снимать не стоя - это очень сложно.

При съемке бюстовых портретов лучше всего снимать от уровня глаз модели. Поясные портреты снимаются от уровня подбородка. При съемке портрета в полный рост, снимают от уровня пояса (присев).

5. Композиция

В портретной съемке действуют все классические правила композиции, о которых мы не раз писали. Особое внимание стоит обратить на фон. Он не должен отвлекать от портретируемого. Не снимайте портреты на контрастных, ярких и цветных фонах. Лучше всего подходят спокойные, однотонные фона, которые не отвлекают на себя внимание.

Вы помните о правиле композиции, в следствии которого не стоит размещать главный объект в середине кадра? Это правило действует и здесь, но в портрете очень важно, чтобы кадр был уравновешен. То есть в кадре должно быть что-то, что уравновешивает его. Это может быть и просто абстрактный фон.

При заполнении кадра очень важно учитывать направление взгляда модели. То есть, если человек смотрит влево, то слева должно быть достаточно простора для взгляда. Взгляд не должен упираться в край снимка. От направления взгляда зависит настроение снимка. Снимок можно сделать интереснее, если модель не смотрит в камеру, а куда-то в другое место.

6. Работа с моделью

Очень часто мы видим на снимках напряженные лица и натянуто улыбающихся людей. Большинство людей видит камеру и начинает «позировать». Это редко дает хороший результат, так как портретируемые во время позирования, как правило, напрягаются. Хороший фотограф портретист должен уметь раскрыть внутренний мир человека, а это возможно только тогда, когда модель расслаблена и естественно - непринужденна. Мы уже как-то писали, что у каждого фотографа есть свой любимый жанр в фотографии. Фотограф портретист должен любить общение с людьми и уметь расположить к себе человека.
Съемку лучше всего начинать с непринужденной беседы. Когда человек расслабиться, можно начинать съемку.

В начале съемке можно сказать, что вы еще не снимаете, а просто выбираете точку съемки и настраиваете технику, пробуете новый объектив, т.е. делаете тестовые снимки. Часто в это время вы сможете снять лучшие кадры. Интересные кадры получаются и в перерывах, когда модель устала, перестает «позировать» и расслабляется. Здесь вы опять же можете сказать, что, пока модель отдыхает, вы опять тестируете технику и выбираете ракурс для дальнейшей съемки.
Все это, конечно, не касается профессиональных моделей, которые умеют работать перед камерой.

Фотографированием портретов занимаются очень многие фотографы. Это обзорное руководство поможет расширить знания в этой области фотографии, отвечает на вопрос . Будет рассказано, как выполнять съемку в самых различных условиях и черпать вдохновение и учиться у профессионалов.

Для многих людей смыслом покупки фотоаппарата является возможность фотографировать друзей и родных. Каждый новичок и профессионал в большей или меньшей степени фотографирует людей.

Получение результата

Статья научит получать максимальный результат от портретной фотосъемки. Вы научитесь снимать в домашних условиях и настраивать освещение без применения дорогостоящего оборудования. Также будет рассказано о построении композиции в кадре и использовании различных эффектов. Если вас интересуют советы знаменитого фотографа-портретиста Кевина Уилсона (Kevin Wilson), тогда этот материал для Вас.

Подготовка к съемке

Группу людей обычно снимают в нормальном. горизонтальном положении камеры. Портретные снимки делают, повернув фотоаппарат на 90 градусов. Так кадр получается вытянутым вверх. Это называется портретным положением. Такое положение позволяет более выгодно разместить в кадре лицо, исключив большие пустые пространства, которые будут отвлекать зрителя. Чтобы сфотографировать модель от плеча или только лицо, нужно стоять достаточно далеко, используя при этом зум. Такой подход позволяет свести к минимуму искажения перспективы и сильнее размыть фон. Нельзя ни в коем случае снимать портреты широкоугольным объективом. Это искажает черты лица. Если камера обладает только цифровым зумом, использовать его не нужно. Это только ухудшит качество фотографии и ни как не повлияет на перспективу.

Настройка диафрагмы

При наличии в камере ручных настроек выдержки и диафрагмы нужно использовать максимально возможно открытую диафрагму. Для этого есть две причины. Прежде всего, это позволит использовать более короткую выдержку, что позволит исключить смазанность и шевеленку. Также такие настройки позволят размыть задний и передний план, исключив все второстепенные элементы из зоны фокусировки. Если с ручными настройками камеры справиться сложно, её можно просто перевести в портретный режим съемки. Если освещение при съемке не слишком хорошее. лучше воспользоваться штативом.

Освещение

Среди обычных пользователей фотоаппаратов бытует мнение, что портреты снимаются только в студии. На самом деле это не так. Очень много портретов делается у модели дома, на работе или просто на улице. Достойную фотографию можно сделать где угодно, а найти всё необходимое для хорошего портрета можно практически в любом доме. Самый лучший свет - естественный. Отличные снимки получаются у окна или на улице. Следите за тем, чтобы лучи были рассеянными. Не допускайте попадание на лицо модели прямых солнечных лучей. Если свет падает только с одной стороны, то на помощь придет отражатель, которые заполнит тени отраженным светом и смягчит их. Отражатель можно купить в магазине, но можно воспользоваться и обычным листом белого картона. Чтобы отражатель работал эффективно, он должен быть площадью 1 квадратный метр. Очень много камер оборудованы встроенной вспышкой. В портретной фотографии её лучше не использовать. Такая вспышка создает жесткие тени и красные глаза. Применение внешней вспышки позволяет лучше контролировать её свет. Если без использования встроенной вспышки не обойтись, то её следует прикрыть полупрозрачной бумагой. Это сделает свет рассеянным и более мягким.

Построение света

Посадите модель в кресло, поверните её голову на 45 градусов. Условно разделите лицо пополам посередине носа. Та часть лица, которая менее видна будет называться короткой. Часть лица, которая находится ближе к фотоаппарату, будет называться широкой. Теперь представьте свет со стороны широкой стороны лица. Получится выбеленное ухо, щека и жесткие тени, которые будут отбрасываться на короткую сторону. Это не лучшая постановка света. Намного лучше будет расположить источник света со стороны короткой части лица. Стоит присмотреться к векам. Если они освещены нормально, значит постановка света удачная. Нельзя забывать о тени от носа. Идеальным вариантом является положение тени, когда она следует по вертикальной линии от носа ко рту.

Правильное кадрирование лица

Расположение лица модели выполняется по правилу третей. В одном из центров внимания могут находиться глаза или кончик носа. Правильное кадрирование можно выполнять при съемке или во время обработки кадра в графическом редакторе. Руки, плечи модели также должны быть на ведущих линиях, которые сосредотачивают внимание.

Размытие фона

При съемке портрета в комнате или на улице диафрагму следует открывать как можно шире. Это позволит избавиться от лишних элементов путем их размытия. Это сконцентрирует внимание зрителя на модели. Кроме того можно использовать более короткие выдержки и фотографировать без штатива. Съемку можно вести с различных точек. Постарайтесь найти интересный ракурс.

Подбор стиля

Если у вас получился один снимок, не нужно делать все остальные похожими на него. Ищите новые подходы и интересные решения.

Официальный портрет

Для создания портретов в официальной обстановке нужно подобрать фон, который будет контрастировать с одеждой и цветом волос модели. Чтобы модель оставалась главным объектом в кадре следует избегать фонов с явно выраженной текстурой. Такие портреты чаще всего делаются от плеча. В таком случае не следует заботиться о положении рук. Это упрощает работу. Волосы в таком портрете играют очень большую роль. следует обращать внимание на положение прядей и отдельных волосков Главный свет должен располагаться перед моделью примерно в метре от нее. Мощность можно устанавливать на максимум. Второй источник света следует поставить справа и направить немного вверх. Он заполнит тени от подбородка. При этом второй источник света должен стоять ближе, чем первый. Тени фона тоже будут заполнены.

Баланс белого

Одно из самых важных отличий цифровых снимков от пленочных заключается в наличии настроек баланса белого. Свет состоит из трех основных цветов - зеленого, красного и синего. Они сочетаются в различных пропорциях. Искусственное освещение дает свет, отличающийся от естественного. Например, лампа накаливания создает красноватый свет, а флюоресцентные лампы — зеленоватый. Такой баланс цветов называют температурой цвета. Глаз человека очень быстро адаптируется к изменению освещения, и окружение выглядит вполне естественно, но фотоаппарат фиксирует эту разницу. Настройки баланса белого сообщают камере, как должен выглядеть белый цвет на снимках.

Порядок в кадре

При попадании в кадр рук модели не должно возникать проблем с композицией. Вот некоторые советы по этому поводу:

  • Рука должна быть сфотографирована сбоку. Это визуально её уменьшит.
  • Для того, чтобы пальцы не выглядели слишком длинными, они должны быть направлены или к камере, или от неё.
  • Прямые и разомкнутые пальцы создают ощущение напряжения. Для создания расслабленной обстановки они должны быть слегка согнуты и сомкнуты.
  • Руки мужчин должны располагаться друг к другу ближе, ведь они больше женских и намного более заметны.
  • Перекрещенные пальцы создают чувство неловкости и натянутости.
  • Голова, опирающаяся на руку, создает утяжеление лица и слегка искажает черты лица.

Мастер-класс по портретной съемке

Кевин Уилсон является известным фотографом-портретистом и свадебным фотографом. Кевин поделился с фотографами всего мира своими советами по технике и организации фотографирования в домашних условиях.

Готовьте план

Совершенно неважно кого вы снимаете. Самым первым делом нужно узнать, какой именно портрет хочет получить модель. Где человек себя комфортнее всего чувствует: на природе, дома или в студии. Если вы фотографируете детей, попробуйте говорить с ними на их языке. Не стесняйтесь быть смешными. Это раскрепощает портретируемого и позволяет получить более естественные портретные снимки.

Используйте естественное освещение

Для создания неповторимых портретов совершенно необязательно наличие студийного света. Достаточно хорошего естественного света. Таким светом проще работать дома. Снимать стоит около окна. Чем дальше модель будет располагаться от окна, тем мягче будет свет. Для направления света можно воспользоваться любым самодельным отражателем. Это может быть лист белого картона или серебристая фольга. Наилучшие результаты получаются при установках ISO 400. В таком случае можно использовать выдержку не длиннее 1/15 секунды и получить максимум от освещения. Если нужно прибегнуть к дополнительному освещению, можно воспользоваться настольной лампой и встроенной вспышкой. Лампа добавит теплых тонов и глубину, а вспышка выровняет тени на лице.

Контролирование баланса белого

Если есть такая возможность, то баланс белого лучше устанавливать вручную. В некоторых камерах имеется функция ручной настройки баланса белого. Настраивать баланс белого можно по специальным карточкам серого цвета, например, Kodak Grey Card или Opti Card. Фотографировать лучше всего всегда в формате RAW. Это даст намного больший контроль и позволит в дальнейшем качественнее провести цветокоррекцию.

Правильная поза

При съемке в полный рост можно сфотографировать человека так, чтобы он казался стройнее. Модель должна перенести вес на заднюю ногу и повернуться на 45°. Снимая на улице, большое фокусное расстояние позволит спрессовать кадр.

Когда лучше снимать в ч/б?

Кадры с высоким контрастом и ярко выраженной текстурой смотрятся лучше в черно-белом виде. Лица в таком цветовом пространстве смотрятся более драматичными.

Портрет в темном ключе

Суть портрета в темном ключе заключается в том, чтобы осветить только часть модели, а всё остальное оставить в тени или сделать совсем черным. Настройки камеры в данном портрете не отличаются от обычных настроек при фотографировании людей. Суть заключалась в том, чтобы источник света не попадал на фон. Отражатель был установлен немного дальше, чем обычно.

Основной источник света установлен на расстоянии 2 метра от модели. Таким образом, он осветит широкое пространство. Всё освещение обеспечивалось главным источником света сверху и отражателем, который был установлен справа. Мощность вспышки была уменьшена в два раза. Суть такого снимка заключается в сохранении максимального количества темного цвета. Для придания большей темноты можно попросить модель прикрыть плечи волосами.

Фотографирование на улице

Многие считают, что при ярком солнечном свете получаются хорошие фотографии. Это не так. При ярком свете создаются очень резкие тени. Кроме того модель начинает щуриться. Самые лучшие условия создаются, когда небо затянуто пушистыми белыми облаками. Проходя через них свет рассеивается. Не стоит избегать съемки на улице. Расположив модель на фоне берега моря или на городском пейзаже, могут получиться потрясающие снимки. Естественное освещение вполне пригодно к использованию, нужно лишь применять отражатель, для того, чтобы заполнять тени рассеяным отраженным светом.

Положением отражателя можно регулировать жесткость теней. Его можно перемещать вокруг модели или приблежать и отдалять.

6 советов правильного подхода к фотографированию

Следующие 6 советов от Кевина Уилсон помогут двигаться в правильном направлении по развитию в фотографировании портретов:

  • Держите при себе всегда штатив. Этот инструмент поможет снимать в условиях недостаточной освещенности на улице и в студии.
  • Приобретите отражатель. Серебряный отражатель очень легкий и доступный. Его удобно носить с собой. Если отражателя нет, можно воспользоваться белым картоном или другим материалом, отражающим свет.
  • Запаситесь картами памяти. Ужасный момент, когда память закончилась, а модель только раскрепостилась и начала нормально позировать.
  • Перед нажатием на кнопку спуска затвора следует убедиться, что композиция настроена нормально.
  • После определения приемлемого расстояния от фотоаппарата до модели, сделайте еще один шаг назад. Это позволит более гибко работать с кадрированием.
  • Следует научиться фотографировать очень быстро и максимально эффективно. Это особенно важно при фотографировании детей. Дети не в состоянии долго держать во внимании один объект. Они быстро отвлекаются.

Портретная съемка, как ни одна другая фотосъемка, полна всяких правил и условностей. И хотя очень многие принципы уже постоянно нарушаются фотографами, есть еще несколько основополагающих постулатов, которые следует учитывать, чтобы избегать явно нелепых образов. Давайте рассмотрим основы основ в данном уроке фотографии и разберемся как правильно фотографировать портреты начинающим.

Портретная ошибка номер 1. Неловкость ситуации, нелепость поз

Если ваша модель будет находиться в неудобном для себя положении, вряд ли получатся достойные фотографии. Ваша модель должна чувствовать себя раскрепощено, не напряженно и полностью доверять фотографу. Прежде, чем начать съемку, особенно если вы впервые работаете с моделью, необходимо в обязательном порядке обсудить типы фотографий, которые бы вы хотели сделать. Для этого у каждого фотографа должно быть две подборки: удачных и неудачных фотоснимков. Покажите несколько примеров хороших фотографий, объясните почему данные изображения "работают", за счет чего та или иная фотокарточка смотрится выигрышно в сравнении с другими.

Объясняйте модели, что вы хотите, чтобы она делала, как стояла или сидела, рассказывайте как это выглядит со стороны. Ваша задача - создать максимально комфортные условия, в которых не чувствуется скованности и неловкости от общения.

Даже, если модель настаивает на некоторых вещах, проще согласиться с ней, а потом сказать нечто подобное: «это здорово, теперь давайте попробуем..." Нередко бывает так, что модели говорят, что неудобно держать руки каким-то определенным образом, они чувствуют неестественность и поза кажется дискомфортной. Тем не менее, на снимках зачастую именно продиктованные вами позы выглядят более выигрышно. Не забывайте - фотограф управляет всем тем, что происходит на его творческой площадке.

Портретная ошибка номер 2. Неуклюжие руки

Неопытные модели часто не знают, что делать со своими руками. Фотограф может столкнуться с тем, что модель просто опускает руки, и они у нее безжизненно болтаются вдоль тела. Гораздо выигрышнее будет смотреться положение рук, когда они как бы скользят по верхней части бедер. Такой прием хорошо работает во многих случаях.

Скрещенные на груди руки также могут выглядеть очень эффектно, только следует остерегаться создания визуального барьера для зрителя.

Если вы не хотите, чтобы изображение передавало тревогу или напряжение, следите, чтобы руки модели была расслабленными, а не сжатыми в кулаки. Поможет получить нужный эффект, если вы попросите модель взять что-то в руки или коснуться опоры рядом.

Если модель находится за спиной кого-то, кто сидит, например, можно расположить кисти рук на спинке стула или положить на плечи другого человека.

По опыту можно утверждать, что самая большая проблема у начинающих моделей - это правильное расположение рук. При этом ведь руки в портрете являются вторым центром внимания после глаз и чаще даже более выразительны, чем глаза. Именно поэтому фотографу стоит очень тщательно подготовиться в этой области - рассмотреть примеры и варианты, подумать над тем, что он хочет выразить снимком, и какие жесты будут подчеркивать это на фотографии.

Портретная ошибка номер 3. Нет - косой сажени в плечах!

Обычно плечи являются самой широкой частью человеческого тела. Даже у женщин. При съемке, когда модель располагается строго фронтально, плечи получаются визуально широкими, что не может сделать женщину более красивой, а значит изображение модели будет проигрывать.

Разверните модель под небольшим углом в отношении камеры и вы получите аккуратные плечи и тонкую талию, все линии будут изящно изогнуты, что не может не понравиться зрителю и самому портретируемому.

Вообще фронтальный портрет без изгибов и движения чаще всего смотрится как фото на паспорт.

Портретная ошибка номер 4. Шея должна быть красивой и гладкой!

Если тело вашего субъекта по задумке отвернуто от камеры под таим углом, что образуются физиологические складки на шее, необходимо сделать так, чтобы их не было видно на фотографии.

Попросите модель, например, поднять воротник пиджака или рубашки или задрапируйте шею шарфом или платком. В качестве альтернативы - используйте другой угол для съемки. Попросите развернуться человека к камере не за счет поворота головы, а за счет более крутого поворота корпуса в районе талии.

Андрей Белкин

Перегибы, как любые линии, будут привлекать внимание зрителя. Их можно "драпировать" не только вещами, но даже руками, прикрыв то место, где образуются складки.

Портретная ошибка номер 5. Следы от одежды.

Отпечатки на коже от ремня, бюстгальтера, пояса, других поддерживающих аксессуаров или носок с колготками, относятся к классическим ошибкам, о которых, как правило, забывают или просто не учитывают.

NW Model Photographer

Вы должны убедиться в том, что если планируется фотосессия с демонстрацией украшений или открытой шеи модели, необходимо заранее снять всю одежду, которая оставляет следы на коже. Кожа должна полностью восстановиться, прежде чем вы начнете фотосессию. Закладывайте на этот процесс около 30 минут. А лучше заранее попросите модель прийти в свободной одежде, которая не оставляет следов.

Портретная ошибка номер 6. Избегайте зажатости

Как правило, портретная фотография требует минимум пространства вокруг модели. Тем не менее, обращайте внимание на то, что человек в кадре не был полностью зажат, тем более, если модель смотрит в сторону. Ее взгляд не должен упираться в край кадра, в фотографии всегда должно быть достаточно воздуха.

Обращайте внимание на то, сколько свободного места у вас есть вокруг модели, особенно, если человек передвигается или камера находится на . Такое положение вещей - создает дополнительные трудности для фотографа, поэтому следует учитывать насколько гармонично в видоискателе расположение портретируемого и сколько вокруг него свободной площади.

Теоретически зажатость или срез конечности границей кадра приводит к дискомфорту смотрящего. У изображения появляется некая напряженность, у зрителя возникает ощущение неудобства. Поэтому в общем случае не стоит зажимать и обрезать конечности по суставам, но если в задачу фотографа входит показать напряженность - тогда прием зажатости изображения может стать хорошим дополнительным штрихом.

Портретная ошибка номер 7. Головы в ряд

Когда у вас в кадре находится несколько человек одновременно, не стоит их располагать ровно по линеечке, или чтобы все головы находились на одной высоте. Компоновка "строго в ряд" делает снимок примитивным и заурядным.

Избежать подобного можно довольно просто, если располагать моделей на разной высоте относительно друг друга. Кого-то можно посадить в кресле, другого расположить на подлокотнике, а третий человек может легко и удобно разместиться на полу.

Подобное распределение может помочь решить и еще одну задачу - создать ту самую "динамику треугольника", по канонам которой взгляд зрителя будет двигаться между объектами и по кругу фотографии. Снимок будет динамичным и гармоничным по композиции.

Портретная ошибка номер 8. Нежелательные "головные уборы"

В то время, как фотограф следит за осанкой модели, вполне реально забыть и не обратить внимание на то, что находится на заднем плане. Не забывайте проверять , чтобы избежать совершенно ненужных вещей, "растущих" из головы человека: столбов, ламп, опор, растений и деревьев.

Только в том случае, если нечто на заднем плане служит дополнительным элементом для создания задуманного образа, оно может там находиться. Во всех остальных вариантах вы получите критическую ошибку, которую необходимо избегать, дабы не прослыть новичком или профаном в фотографии.

Портретная ошибка номер 9. Не смотрите снизу вверх

И хотя в некоторых случаях съемка снизу вверх сделает ваши фотографии лучше и будет выглядеть визуальным комплиментом для модели (например, зрительно удлинит ноги), нижняя точка съемки чаще всего покажет множество подбородков у портретируемых, увеличит размер ног и непропорционально уменьшит голову.

Следует внимательно следить за тем, на сколько нужно присесть, чтобы фотоснимок получился максимально эффективным без неприятных искажений человеческого тела.

Портретная ошибка номер 10. Не надейтесь на детскую сознательность

Иногда фотографам везет и дети могут даже попозировать несколько минут перед фотокамерой, особенно если они уже раньше фотографировались или находятся в таком возрасте, когда можно отвлечь маленьких моделей от важных больших детских дел и заинтересовать на мгновение процессом фотосъемки.

К нужно готовиться отдельно. Фотограф должен помнить, что снимать взрослых моделей и детских - это не одно и то же. Фотосессии даже близко не похожи между собой. Вы должны быть готовы к тому, что вам придется уложиться в самые короткие сроки с тем, что вы будете двигаться вокруг моделей, чтобы найти правильный угол, вы будете перемещать реквизит, а не просить детей передвинуться, дабы получить лучший ракурс. Терпение будет вознаграждено в том случае, когда все сделано правильно.