Что такое внутренний хакатон, или Правило пяти «нельзя. Правила организации хакатона. Хакатон: что это

В современном мире встречается много новых терминов, которые непонятны людям. Что такое хакатон? Это мероприятие, которое стало очень распространенным не только в других странах, но и в России. Поэтому нужно знать, как проводят хакатон, что это такое, что для него необходимо. Также есть правила успешной организации этого мероприятия.

Определение

Слова "хакер" и "марафон" образовали новое понятие "хакатон". Что это такое? На сегодняшний день этот термин не относится к так называемый марафон программистов.

Мероприятие предполагает сбор команды из различных областей создания программного обеспечения. Они работают над какой-либо задачей. Участвовать в мероприятии могут программисты, дизайнеры, менеджеры. Длятся хакатоны от 1 дня до недели.

Задачи

На этом мероприятии важно создать полноценное программное обеспечение, но некоторые из них проводятся для образовательных и социальных целей. Принято разрабатывать веб-сервисы, которые будут решать социально значимые задачи.

Создает мобильные приложения, веб-приложения, инфографику тоже хакатон. Что это такое? Благодаря этому мероприятию появится готовая к запуску первая версия приложения. С его помощью получится протестировать работу идеи. Мероприятия бывают разными по направленности и тематике.

Как они проходят?

Сначала проводится презентация, с которой начинается хакатон. Что это дает? Это позволяет ознакомиться с мероприятием, а также узнать о задачах. Потом участники предлагают идеи, и создаются команды с учетом интересов и навыков. Затем следует работа над проектами.

Участники на таких мероприятиях подкрепляют свои силы готовой пищей, например пиццей, энергетическими напитками. В конце демонстрируется презентация проектов. Также команды делятся результатами своей деятельности. Нередко хакатоны проводятся в виде соревнования. Тогда жюри оценивает участников и определяет победителей, которым выдают призы.

Зачем нужны мероприятия?

Они подходят для дизайнеров, программистов и других профессионалов, которые готовы собраться для разработки нового проекта. Именно эту цель имеет хакатон. Москва предлагает большое количество мероприятий, поскольку в этом городе сосредоточено много фирм.

Хакатоны необходимы для:

  • знакомства - многие специалисты могут найти друг друга, чтобы в дальнейшем делиться знаниями, а также работать над совместными проектами;
  • создания сообщества - мероприятия нужны для активных людей, которых интересует конкретная проблема;
  • креативного процесса - есть возможность работать в свободном формате;
  • получения новых знаний - на мероприятии приходится сталкиваться с теми задачами, которых не было раньше;
  • показа таланта - возможность демонстрации своего профессионализма;
  • воплощения новых идей - мероприятие позволяет реализовывать проекты;
  • стартап-проектов - компании интересуются такими мероприятиями, выбирая интересные проекты для их дальнейшей реализации.

Правила организации хакатона

Если хакатон будет иметь социальные цели, то это отличный метод привлечения талантливых специалистов. Мероприятие необходимо для реализации новых методов решения проблем. Для организации хакатона нужно пользоваться следующими советами:

  • Определение цели: нужно установить, что важно решить на этом мероприятии. К нему надо привлекать разработчиков, поскольку они знают все о создании приложений. Также потребуются эксперты, студенты. Чем больше специалистов из разных областей будет, тем больше появится креативных решений.
  • Планирование: на подготовку уйдет 3-6 недель.
  • Выбор места проведения мероприятия: его можно организовать в офисе IT-корпорации или в локальном кафе. Желательно выбирать для этого выходные.
  • Привлечение спонсоров: самым дорогим в хакатоне считаются еда, призы и площадка. Необходимо привлечь спонсоров в обмен на поддержку.
  • Рассказ о хакатоне: участникам необходимо подробно рассказать об этом мероприятии. Также нужно распространить информацию о мероприятии, используя все современные средства. Для этого пригодятся социальные медиа, пресса.
  • Заказ еды: на мероприятии должно быть достаточно пищи и напитков.
  • Подготовка призов: для победителей должны быть призы, поскольку это влияет на качество мероприятия.
  • Следует подумать, какие могут быть критичные ситуации. Нужно использовать проверенные методы, чтобы их не допустить.

Мероприятие в Сбербанке

Во многих компаниях проводят мероприятие. Хакатон Сбербанка тоже организуется регулярно. Специалисты из различных сфер занимаются разработкой веб-сервиса или мобильного приложения. Для финансовых учреждений требуются новые функции в мобильных платежах, переводах. Также нужны функции безопасности и развитие финансовых помощников. Победители награждаются денежными призами.

Таким образом, организация хакатона считается не таким сложным процессом. Нужно лишь использовать все представленные советы, тогда мероприятие пройдет успешно. Благодаря ему появятся новые идеи и проекты, которые будут очень полезными для общества.

Две недели назад мне впервые довелось поучаствовать в хакатоне! Целью мероприятия было развитие жизнеспособных бизнес идей, которые смогут улучшить состояние окружающей среды Балтийского моря. Этот трехдневный мозговой штурм проходил в центре Хельсинки, в котором принимали участие 12 команд, в том числе и моя. Незабываемый и бесценный опыт!

Что такое хакатон?

Слово "хакатон", которое пришло из мира IT в 1999 году, означает интенсивную совместную работу программистов, дизайнеров и менеджеров для решения определенной задачи (например, создание нового ПО).

В настоящее время хакатоны также набирают популярность среди бизнесменов, исследователей и даже политиков. Более того, хакатоны как раз и созданы для того, чтобы все вышеперечисленные специалисты собирались вместе и каждый вносил свой вклад в развитие идеи/проекта.


Как правило, на хакатоне присутствует не одна, а множество команд. Сначала организаторы хакатона озвучивают главное задание, потом команды-кандидаты подают заявки на участие, лучшие попадают на хакатон и сражаются за главный приз. Мероприятие обычно длится несколько дней, во время которых команды интенсивно работают над проектом, консультируются с приглашенными специалистами (экспертами) и готовят презентацию проекта на финальный день, на котором жюри определяет победителя.


Организаторы также заботятся о питании и досуге участников. Все это делается для того, чтобы создать созидательную атмосферу мероприятия, в которой команды также находят время для совместного отдыха и общения друг с другом. Таким образом каждый участник хакатона получает полезный профессиональный опыт, возможность познакомиться лично с экспертами в своей и других областях, да и просто интересно провести время, а команда-победитель получит за это еще и денежный приз!

Хакатон DEEP Challenge - от теории к практике

Главной задачей хакатона DEEP challenge было создание условий для развития и реализации коммерческих идей, способствующих улучшению экологической ситуации в Балтийском регионе. Для этого за месяц до самого мероприятия организаторы объявили о приеме заявок команд с бизнес-идеями и пригласили более десяти экспертов а различных сферах деятельности (начиная от исследователей и инженеров, заканчивая бизнесменами и политиками). Среди 70 заявок на основе мнения экспертного совета были отобрали 12 лучших, в числе которых была и моя команда.



Хакатон DEEP challenge был организован в центре Хельсинки в конференц-зале водного комплекса Allas Sea Pool , фишкой которого являются три бассейна под открытом небом прямо напротив торговой площади Kauppatori . К сожалению, ни покупаться в бассейне, ни попариться в сауне я не успел, хотя организаторы предоставили такую возможность всем участникам хакатона бесплатно.

Задание для участников хакатона было четким: развить свою идею в реалистичный бизнес-проект и презентовать его публике на финальный день. Хакатон начался в пятницу вечером и закончился после полудня в воскресение. Вел мероприятие вот такой харизматичный финн, известный ведущий одной из финских радиостанций.


Пятница - разогрев

Первый день был для разогрева: были озвучены миссия хакатона и задание для команд, проведены пару конкурсов на смекалку и потом все вместе отправились ужинать. Это позволило участником из разных команд познакомиться друг с другом, с экспертами и организаторами. Надо сказать, что кормили нас на славу, что тоже способствовало созданию дружеской атмосферы мероприятия.


Суббота - мозговой штурм

Второй день можно смело назвать мозговым штурмом. В этот день каждая команда имела возможность обсудить идею с несколькими экспертами (по 30 минут на каждого). Например, наша идея была посвящена созданию подводной метеостанции и была раскритикована разными экспертами с инженерной, экономической и экологической точек зрения. Кроме критики они конечно дали нам советы о том, как улучшить идею, сделать ее более реалистичной и коммерчески обоснованной. Вдобавок, мы получили контакты потенциальных клиентов и партнеров, которые вероятно будут заинтересованы в проекте.


Сразу после сессий с экспертами организаторы нас огорошили тем, что каждая команда должна сделать и послать им презентацию идеи и бизнес плана до 9 вечера. У нас было всего четыре часа для того, чтобы залатать все недостатки идеи, внедрить рекомендации экспертов и уместить все это в формат трехминутной презентации! Именно поэтому моя команда предпочла поработать побольше над проектом, вместо того, чтобы идти в сауну и бассейн.

Воскресение - презентация

Рано утром я написал текст трехминутного выступления и повторял его в электричке, т.к. с самого утра начинался финал хакатона: выступления лидеров команд. Не все выступающие смогли уложиться в 3 минуты и ведущий резко прерывал их, говоря: "Ваше время истекло". Я же столкнулся с проблемой, что анимация в моей презентации не работала, т.к. организаторы переделали её в PDF (хороший урок на будущее!).

После выступления жюри задавало 2-3 вопроса по поводу проекта. Интересно, что в этом хакатоне в жюри сидели не эксперты, которые могли с разных сторон оценить проекты и прогресс за время соревнования, а спонсоры хакатона (представители банков и грантов)

После выступлений был финальный обед, а точнее бранч (по-русски: завтрак + ланч), представляющий из себя шведский стол из десятков блюд и десертов. Кстати, по-моему мнению, десерты - самая сильная сторона финской кухни!


И вот наконец-то жюри готово огласить победителей хакатона: увы, на этот раз это были не мы. Команды-победители были награждены небольшим денежными призами (1500, 1000 и 500 евро для первого, второго и третьего места, соответственно). На этом хакатон DEEP challenge был закончен.

Заключение

Итак, что можно сказать о хакатоне? На мой взгляд, это крайне продуктивная форма совместной работы над развитием идей. Во-первых, хакатон - это идеальная площадка для стремительно развития проектов : всего за три дня из сырой идеи мы получили неплохой бизнес-план, а также обратную связь как от узких специалистов, так и от обычной публики. Во-вторых, на хакатоне очень удобно рекламировать свою идею : я лично познакомился с потенциальными партнерами и клиентами, с которыми мы можем реализовать проект в будущем. В-третьих, опыт коротких выступлений и общения в предпринимательской среде - это что-то совершенно новое для меня. В конце концов, где еще можно бесплатно отведать вкусной еды, сходить в бассейн и попариться в сауне? :-)

Термин «хакатон» сегодня в IT-сообществе не слышал, наверное, только ленивый. О том, что это за «зверь», знают чуть меньше участников рынка. И еще меньше людей реально принимали участие в хакатонах и могут гордиться тем, что выжили в их жестких реалиях. А вот что такое внутренние хакатоны компаний, рядовые разработчики почти не знают. В этом смысле повезло лишь немногим специалистам, в чьих компаниях проводились подобные мероприятия.

Мы хотим рассказать о том, что такое внутренний хакатон и как лучше всего организовать это знаковое событие. А оно, поверьте нам, обязательно станет знаковым в жизни вашей компании. Наш опыт проведения внутренних хакатонов вылился в набор советов, который мы назвали «Правилом пяти “нельзя”».

«Нельзя» проводить хакатон своими силами


То есть можно, конечно, но если вы не хотите, чтобы это был первый и последний хакатон в вашей компании, то стоит обратиться к тем, кто имеет опыт проведения таких мероприятий. Организация хакатона - сложный процесс, который подразумевает работу с участниками, обучение их искусству презентации собственных идей, подготовке выступлений. Необходимо будет заняться логистикой, кейтерингом, покупкой необходимой канцелярии.
Наши хакатоны мы проводим совместно со старыми друзьями - «Студией Михаила Кечинова», которая организует серию мероприятий HackDay. Понятно, что нужно на это заложить определенный бюджет, но зато качество мероприятия возрастет однозначно. Об их взгляде на процесс организации внешних хакатонов можно почитать .

Нужно уделять внимание любым, даже назначительным, мелочам, потому что у вас будет всего один шанс сделать хакатон зажигательным, запоминающимся, а, самое главное, полезным для сотрудников. И если первый блин будет комом, то во второй раз к вам уже никто не придет.

«Нельзя» мотивировать сотрудников дорогими призами


Хакатон - это не соревнование. Дело не в переманивании специалистов с проекта на проект, а в возможности сотрудничества между участниками из разных команд. Чем больше инженеры общаются, работая над совместными проектами, тем благоприятнее климат на площадке, а следовательно и в рабочих группах после хакатона. Поэтому важны не персонифицированные, а командные призы. Они должны быть недорогими, но обязательно нацеленными на командное времяпрепровождение: многоуровневые сложные головоломки, миллионные паззлы, шахматы, радиоуправляемые игрушки и всякая милая всячина, которая рассчитана на команду. Никакие дорогостоящие девайсы не должны стать приманкой для участия в хакатоне; если человек на это рассчитывает, - ему не к вам.

Роль правильной мотивации, как и маркетинга самого хакатона, настолько велика, что, пожалуй, это основное, о чем нужно задуматься с самого начала. Как привлечь народ? При правильно выстроенной цепочке «продвижения», на пользу делу пойдет всё: и креативные рекламные баннеры, расклеенные повсюду в офисе; и «разогревающее» мероприятие warm-up, которое обычно проводится за 1-2 недели до хакатона.



У себя в ЕМС мы проводим серию мозговых штурмов (инновационные манифесты), и призываем приносить на хакатон все рождающие идеи, собирать команду и работать над созданием прототипа. Это один из видов мотивации, который мы используем.
В качестве примера можно привести идею Андрея Пахомова, руководителя команды разработчиков Исследовательского центра ЕМС в Сколково. Он предложил сделать «легковесную» систему для коллаборации научных сообществ. Вот как он сам описывает ее: «Мы решали проблему управления, хранения и обмена научными данными. В основе архитектуры - популярные и надежные OSS-решения. Благодаря их применению наш функционал представляет достаточно небольшой уровень управления, потенциально масштабируемый на любые потребности. В принципе, система может использоваться не только для научных проектов, но и для любых задач, в которых необходимо управление данными, включая поиск и аналитику». Эта идея была, рожденна во время инновационного манифеста, на ближайшем хакатоне вылилась в рабочий прототип.

Но это не значит, что дальше хакатона дело не идет. Мы предлагаем сотрудникам вносить их идеи в ежегодный корпоративный Innovation Roadmap - внутреннюю программу-конкурс по сбору инновационных идей. И тут собираются уже не туманные прожекты, а продуманные прототипы, прошедшие огонь-воду-и-медные трубы хакатона, так что кому-то хакатон помогает стать победителем еще и на корпоративном уровне. Это второй вид мотивации в нашей компании. И, конечно, есть третья причина, почему сотрудники приходят на хакатон - это фан.

«Нельзя» недооценивать комфорт


Хакатон - мероприятие долгое и непрерывное. Обычно их продолжительность составляет 48 часов, а мы вот уже второй год делаем 35-часовые хакатоны (пятница-суббота). Для комфорта участников недостаточно просто удобных бин-бэгов, нужны полноценные спальники, причем поудобнее и побольше. Эту истину мы тоже познали на своем опыте.

«Нельзя» забывать про обратную связь от экспертов


Зачем сотрудники приходят на внутренний хакатон? Проработать свои идеи. Повеселиться. И, самое главное, получить обратную связь по представленным прототипам. Не стоит ограничивать участников в «видах» идей. Это могут быть как задачи, решить которые уже сегодня нужно командам или заказчиками, так и задумки, которые лежат вне пределов вашего бизнеса.

Здесь также важно всё: от номинирования состава жюри до организации обязательной персональной обратной связи от каждого члена жюри по каждому проекту! Важна и роль модератора обсуждения во время заседания жюри, который должен следить за тем, чтобы все ценные комментарии были озвучены и ни один проект не остался проигнорированным.

Состав жюри должен быть разнообразным, в него нужно включать представителей различных департаментов, не только инженерный, но и бизнес, и продажи, и разработку. Обратная связь должна быть разносторонней.

И последнее: «нельзя» считать, что после хакатона жизни нет


Как раз наоборот: успех разработанных во время хакатона прототипов во многом зависит от дальнейшей реализации проектов, от того, насколько вам удастся помочь участникам показать их проект нужным людям в компании, получит ли проект инвестиции на дальнейшее развитие, или результаты работ могут быть имплементированы в продукт. Конечно, дальше будут и патентные заявки, и инкубация идей, и привлечение инвестиций внутри компании, но это уже совсем другая история.

16 октября 2014 в 16:26

Как проводятся хакатоны? И неделя до PayPal BattleHack 2014 Moscow

  • Блог компании Mail.ru Group ,
  • Хакатоны

За последние пару лет я в качестве хобби провел большое количество хакатонов. В целом, в интернете уже много информации о том, как проходят такие мероприятия, выложены впечатления участников и рассказы организаторов. Тем не менее, при личной агитации разработчиков и дизайнеров на предложение «Приходите, будет круто!» я в подавляющем большинстве случаев получаю вопросы «А что это такое?» и «А что там надо делать?». Всего через неделю в Москве стартует один из крупнейших европейских хакатонов - PayPal BattleHack, информационным партнером которого является Mail.Ru Group, и под катом вы можете почитать о том, как хакатоны выглядят изнутри со стороны ведущего.

Кому все это нужно

Одно из заблуждений относительно хакатонов - считать, что это что-то «типа олимпиады по программированию, для крутых программеров с 20+ годами специфического опыта, которых сразу на хакатоне будут хантить Гугл и Майкрософт».

Это не так. Хакатон - это в первую очередь тусовочное мероприятие, основные цели которого:

  1. Заинтересовать как можно больше людей в разработке собственных решений. Несмотря на то, что многие участники хакатона имеют солидный опыт разработки в крупных компаниях, именно на таких мероприятиях они могут попробовать сделать что-то свое в условиях, приближенных к боевым.
  2. Предоставить возможность начинающим разработчикам и экспертам пообщаться друг с другом. Это позволяет первым узнать об актуальном состоянии индустрии, а вторым - о трендах среди молодежи. Причем экспертам это зачастую намного важнее, чем самим разработчикам, потому что так они могут из первых рук узнать о том, чем сейчас дышит подрастающее поколение и с какими сложностями сталкивается.
  3. Популяризация разработки. Хороших разработчиков мало, и на грядке они не растут. Задача крупных IT-компаний - не только подгребать лучших по рынку, но и обеспечивать, чтобы через 5-10 лет появилось следующее поколение программистов. Желательно лучше, чем текущее:). А так как с высшим образованием для разработчиков пока еще все печально, то приходится принимать комплекс мер, начиная с открытия собственных институтов и заканчивая хакатонами.
Как видите, у хакатонов нет цели «заманить и похантить мегаразработчика». Вход открыт для всех, и чем больше народу попробует свои силы, тем лучше для всех участников мероприятия.

Кто приходит на хакатоны

За последний десяток проведенных хакатонов собралась неплохая выборка, на основе которой можно сделать следующие выводы:
  • Обычно принимает участие от 60 до 120 человек, редко больше или меньше.
  • Возраст участников равномерно распределен между 16 и 50:).
  • Разработчики в основном начинающие и среднего уровня, «зубров» с 10+ годами опыта обычно меньше десятка.
  • Разработчиков и дизайнеров не хватает всегда. За последний год у меня ни разу не было ситуации, чтобы не было команды, которой был бы позарез нужен любой разработчик или дизайнер. И множество ситуаций, когда авторы идей не могли найти разработчиков и усиливали другие команды, вместо того чтобы воплощать свою идею.

Как проходит хакатон

Конечно, все хакатоны разные. Но в целом можно выделить много общих моментов.

Хакатон начинается с того, что всех собирают в большом зале, где спонсоры и организаторы торжественно открывают мероприятие. Потом ведущий рассказывает, как все будет проходить, и начинает по одному приглашать на сцену авторов идей, которые в течение минуты рассказывают о своей идее, а также о том, кто у них есть в команде и кто нужен:

После того как все авторы идей выступили, начинается процесс командообразования. Для его упрощения ведущий, как правило, нумерует команды и во время выступлений записывает краткий синопсис на флипчарт-листы, которые затем развешивает по залу. Разработчики, дизайнеры и им сочувствующие ходят от листа к листу, по номерам находят авторов понравившихся проектов, обсуждают технические детали и собираются в команды. Тут нам интересны два момента:

  1. Обычно половина пришедших на хакатон - это уже собранные команды, но часто без программиста или дизайнера. Вторая половина - авторы идей без команды (которые часто являются программистами или дизайнерами) и непосредственно разработчики и дизайнеры.
  2. Первичное командообразование - это не навсегда. Обычно через несколько часов после начала работы часть команд еще раз переформировывается: происходит переосмысление идей, и большие команды распадаются на части, а мелкие, наоборот, объединяются между собой.
Через полчаса, с трудом собрав всех обратно, ведущий еще раз рассказывает, что будет дальше, и дает отмашку на начало разработки. Хакатоны, как правило, проводят в бизнес-центрах или больших хороших коворкингах, где есть много места, столов, розеток и хороший Wi-Fi. К примеру, коворкинг в Нагатино, где я часто провожу хакатоны, выглядит вот так:

Далее по расписанию обычно начинается обед. Через полчаса после обеда ведущий берет могучую кучку экспертов и начинает обход команд. С каждой командой они общаются, отвечают на вопросы и вытягивают из них обещание к ночи сделать минимально работающую версию. После чего оставляют ребят и девчат часов на пять в покое, пока они кодят в свое удовольствие.

Ближе к ночи ведущий совершает второй обход команд и смотрит, что у них получилось. Получается разное: у кого-то уже все работает, кто-то увлеченно пилит авторизацию пользователей, у кого-то традиционно «универсальный фреймворк для всего чуть-чуть доделать осталось, и уж тогда-то мы ух!» Оценив степень повреждений, ведущий рассказывает, куда имеет смысл двигаться дальше, и оставляет ребят на ночь. Обычно большинство хакатонов 24-часовые, и большинство команд работает всю ночь. Организаторы предоставляют пуфики/спальники, чтобы сошедшие с дистанции могли поспать, а часть команд на ночь разъезжается по домам:

Утром второго дня начинается самое интересное, называемое неприятным английским словом pre-pitch - тренировка выступления. От каждой команды на сцену по очереди приглашаются по 2 участника, один из которых знакомится с оборудованием для проведения презентации проекта, а второй тренируется со сцены продавать ведущему результаты своей работы. Потренировавшись и получив ценные рекомендации, команды удаляются дорабатывать и улучшать проект.

В середине (или в конце, как получится) второго дня участники переходят к презентации проектов. Набегает пресса, спонсоры, все рассаживаются в большом зале, и команды по очереди выходят на сцену, чтобы убедить жюри, что сделанное ими - самое крутое на всем хакатоне, и именно им необходимо вручить приз. Ноутбуки подключаются к проектору, мобильные устройства кладутся под специальную документ-камеру, которая передает на проектор изображение стола и лежащего на нем устройства. Обычно каждой команде дается по 3 минуты на выступление и вопросы жюри:

И, наконец, после выступления всех команд жюри героически распределяет призовые места. Организаторы торжественно всех награждают, после чего устраивают еще одно неприятное английское слово - afterparty.