Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест? Истек срок аттестации рабочих мест

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Истечение срока действия аттестации рабочих мест, условия труда на которых по результатам такой аттестации были признаны вредными и (или) опасными, само по себе не освобождает работодателя от обязанности предоставлять работникам, в том числе и вновь принимаемым на работу, предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с занятостью на работах в таких условиях.

Обоснование вывода:
До 01.01.2014 наличие на рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда устанавливалось по результатам аттестации рабочих мест. С 01.01.2014 аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).
В соответствии с частью первой ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В рамках выполнения этих обязанностей работодатель должен обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда (часть вторая ст. 212 ТК РФ).
Частью первой ст. 219 ТК РФ закреплено право работника на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Та же норма предусматривает, что каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно части второй ст. 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст.ст. 92 , и ТК РФ.
Частью четвертой той же статьи определено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Таким образом, трудовое законодательство предусматривает предоставление работникам гарантий и компенсаций в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Такие гарантии и компенсации не устанавливаются в случае, если по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах подтверждено наличие безопасных условий труда.
Статьей 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения в связи с введением специальной оценки условий труда как правового механизма определения условий труда на рабочих местах. Согласно ч. 4 этой статьи в случае, если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 того же федерального закона. При этом для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу этого федерального закона порядком.
На наш взгляд, по смыслу этой нормы она предписывает проведение специальной оценки условий труда не позднее чем по истечении пяти лет со дня завершения аттестации рабочих мест по условиям труда, но не указывает на то, что по окончании этого срока результаты такой аттестации не могут использоваться для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (п. 6 упомянутой статьи). Заметим, что ранее действовавший Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н) также не содержал положений, из которых следовало бы, что квалификация условий труда на рабочих местах как вредных или опасных утрачивает силу по истечении пятилетнего срока с даты завершения проведения предыдущей аттестации.
Приведенные нормативные правовые акты связывают предоставление работникам гарантий и компенсаций, обусловленных работой во вредных или опасных условиях, не непосредственно со сроком действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а с признанием условий труда на рабочих местах вредными и (или) опасными. Как мы уже отметили, такие гарантии и компенсации не предоставляются лишь в случае подтверждения безопасности условий труда на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда.
Как следует из изложенного, квалификация условий труда на рабочих местах как вредных и (или) опасных в равной мере приводит к необходимости предоставления работникам соответствующих гарантий и компенсаций и к возникновению у работодателя иных обязанностей, предусмотренных законодательством в связи с занятостью его работников на работах с вредными и (или) опасными условиями. Истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными, не может привести, например, к освобождению работодателя от обязанности обеспечивать работников необходимыми средствами индивидуальной защиты (часть первая ст. 221 ТК РФ) или соблюдать нормативные ограничения на привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 224, часть первая ст. 265, часть пятая ст. 282 ТК РФ), если работники фактически трудятся на таких рабочих местах и в отношении этих рабочих мест не подтверждено наличие безопасных условий труда.
В письме Минтруда России от 26.12.2014 N 15-0/10/В-9074 также указывается, что в целях определения объема и фактического предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда необходимо использовать имеющиеся у работодателей действующие результаты ранее проведенной в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда до даты завершения процедуры специальной оценки условий труда вне зависимости от того, когда завершился пятилетний срок действия карт ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.
Вывод о том, что истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда само по себе не приводит к прекращению предоставления работникам гарантий и компенсаций, связанных с работой во вредных и (или) опасных условий, содержится и в разъяснениях специалистов Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
В решении Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918 применительно, в частности, к положениям ст. 27 Закона N 426-ФЗ отмечается, что пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.
В рассматриваемом случае, как мы поняли из вопроса, в отношении рабочих мест, по которым ранее было установлено наличие вредных и (или) опасных условий труда, безопасность условий труда по результатам специальной оценки условий труда не подтверждена. Следовательно, до момента проведения такой оценки работникам, которые трудятся на этих рабочих местах, в том числе и вновь принятым на работу, должны предоставляться предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, несмотря на истечение срока действия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Здравствуйте! Как поступать тем организациям, у которых истек срок предыдущей аттестации рабочих мест? Поскольку не утверждена методика проведения специальной оценки условий труда, никакие организации не осуществляют до сих пор данные работы (даже при наличии договора с ними). Прекращать выплаты? Имеется ли информация о том, когда данная методика будет утверждена?

Ответ

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанная Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" и находится на государственной регистрации в Минюсте России. Есть вероятность, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен, поэтому на данный момент указанная методика не подлежит применению. Нужно дождаться регистрации документа в Минюсте.

Что же касается компенсаций, применявшихся на основании результатов аттестации рабочих мест, нужно учесть следующее.

Основанием для пересмотра размеров компенсаций могут быть только результаты оценки условий труда. До ее проведения оснований для прекращения выплат и отмены иных компенсаций не имеется. Все компенсации надо предоставлять в прежнем объеме.

Кроме того, следует учесть, что в ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421- ФЗ заложен принцип неухудшения положения работника. Если на 1 января 2014 года ему предоставляются гарантии и компенсации в большем размере, чем это предусмотрено новой редакцией Трудового кодекса РФ, то их размеры не могут быть снижены при условии сохранения соответствующих условий труда.

Подробности в материалах Системы:

СПЕЦИФИКА

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест. Плюсы и минусы новых правил

    В каких случаях работодатель вправе не проводить спецоценку условий труда

    Как можно сэкономить на оценке офисных рабочих мест

    Нужно ли предоставлять работникам с вредными условиями труда все три вида компенсаций одновременно

С января 2014 года вступил в силу порядок оценки условий труда на рабочих местах, который заменил ранее действовавшую систему аттестации рабочих мест. Во многом обе процедуры совпадают: работодателю также придется привлечь специальную организацию, которая вместе с представителями компании установит степень воздействия вредных и опасных факторов на работников. По общему правилу полученные результаты будут действительны в течение 5 лет, после чего процедуру придется повторить. Но если компания провела аттестацию рабочих мест до 31.12.2013 (включительно), то при прочих равных оценку можно отложить на 5 лет со дня завершения аттестации. Поскольку все эти мероприятия платные и осуществляются за счет работодателя, то очевидно, что компания заинтересована провести их с минимальными затратами, особенно в отношении тех рабочих мест, где вредные или опасные факторы на сотрудников не воздействуют. Речь идет об офисных рабочих местах. Новый закон формально такую возможность дает. Он предусматривает процедуру идентификации, в рамках которой сравниваются условия работы в компании с перечнем опасных и вредных факторов, который утвержден Минтрудом России. Если такие факторы не будут выявлены, то компания сможет подать декларацию соответствия рабочего места государственным нормативным требованиям. Это существенно сэкономит деньги и время. Если же вредные и (или) опасные факторы в компании есть, то после дополнительных исследований и (или) измерений работникам нужно установить и повышенную зарплату, и (или) дополнительный отпуск, и (или) сокращенный рабочий день. Все три вида компенсаций предоставляются работникам, занятым на опасных работах, и тем, у кого повышенные классы вредности. Отметим, что если компания будет проводить оценку в будущем, то за работниками все равно сохраняются компенсации, установленные после ранее проведенной аттестации рабочих мест, если размеры таких компенсаций выше, чем полагается по результатам оценки.

На поэтапную специальную оценку условий труда отводится 5 лет

Ранее условия труда на рабочих местах оценивались на основании проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. (далее - ). И при реализации данного Порядка работодатели на практике нередко сталкивались со сложностями при определении сроков ее проведения.

Теперь неясности сняты, так как достаточно четко устанавливает соответствующие сроки, включая сроки проведения оценки ранее не аттестованных рабочих мест (см. таблицу № 1 на стр. 40).

Можно выделить три вида специальной оценки труда: первоначальную, очередную и внеплановую.

Первоначальная оценка условий труда. В связи с вступлением в силу многие компании ожидает первичная оценка условий труда на рабочих местах по новым правилам. Ранее вредные факторы выявлялись аттестацией рабочих мест. Оценивать условия труда будет работодатель и специальная организация, отвечающая определенным требованиям, с которой работодатель должен заключить гражданско-правовой договор ( , Закона № 426- ФЗ).

Если организация провела аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, то оценку можно отложить на 5 лет со дня завершения аттестации (). Исключение составляют ситуации, перечисленные в ст. 17 указанного закона, когда условия труда нужно оценить внепланово, например, при введении в эксплуатацию нового рабочего места или после несчастного случая.

Оценивать условия труда сразу на всех рабочих местах в большинстве случаев не обязательно. Это можно сделать поэтапно: в первую очередь уделить внимание производственным подразделениям, а затем административно-управленческому персоналу. Такая возможность предусмотрена ст. 27 Закона № 426- ФЗ. Главное - уложиться в срок до 31 декабря 2018 года.

Впрочем, указанной нормой сделано исключение. Если сотрудник трудится во вредных или опасных условиях труда (по результатам ранее проведенной аттестации), либо его профессия включена в список работ, на которых пенсия назначается досрочно, то можно сделать вывод о том, что оценка должна проводиться сразу, без разбивки на этапы. Такое рабочее место подлежит оценке через 5 лет после аттестации.

На практике возможна ситуация, когда работодатель, несмотря на требование закона об обязательной аттестации рабочих мест, ее не провел (например, этому помешали финансовые трудности). В этом случае специальную оценку рабочих мест, созданных до 01.01.2014, можно проводить поэтапно до 2018 года.

Очередная оценка условий труда. Как и ранее, условия труда на рабочих местах, по общему правилу, нужно оценивать периодически, как минимум один раз в 5 лет (). Конечно, компания вправе организовывать проверку и чаще. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей специальной оценки условий труда. В силу ст. 8 Закона № 426- ФЗ полномочия по разработке методики ее проведения возложены на Минтруд России. Методика утверждена 24.01.2014.

Таблица № 1. Сроки проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест

* Распространяется на рабочие места, существующие по состоянию на 01.01.2014.

** Отсутствие вредных и опасных факторов позволяет задекларировать условия труда как допустимые.

До проведения оценки работодателю нужно выполнить следующие подготовительные мероприятия ():

    создать комиссию. В ее состав можно включить любое количество членов, но их должно быть нечетное число. Конкретный состав комиссии и порядок ее деятельности утверждается приказом;

    утвердить перечень рабочих мест, на которых будет осуществляться оценка условий труда, и график ее проведения. В перечне нужно отметить аналогичные рабочие места, то есть однотипные по условиям размещения в помещении выполняемым работниками функциям, и некоторым другим факторам. Определение таких рабочих мест приведено в ст. 9 Закона № 426- ФЗ.

Далее выполняется идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Впрочем, в некоторых случаях она не требуется, например, если должность предполагает досрочное назначение пенсии (). Идентификация представляет собой процедуру, которая выявляет наличие на рабочем месте факторов, указанных в классификаторе как вредные и (или) опасные. Если идентификация выявила вредные или опасные производственные факторы, то их исследуют и измеряют в порядке, установленном Закона № 426- ФЗ.

По результатам оценки организация, которая ее проводила, составляет отчет. В него включаются сведения, определенные Закона № 426- ФЗ, например, перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, протоколы проведения исследований, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников и др. Отчет подписывают все члены комиссии. После этого работодателю нужно ознакомить работников под роспись с результатами оценки и разместить сводные данные об этих результатах на официальном сайте (при наличии) в сети Интернет. На это отводится 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки (части , ст. 15 Закона № 426- ФЗ).

Внеплановая оценка условий труда. Случаи, когда проводится внеплановая оценка условий труда, перечислены в Закона № 426- ФЗ. Необходимые мероприятия проводятся в течение 6 месяцев со дня наступления любого случая из указанной нормы. Внеплановая оценка потребуется, если:

    введено в эксплуатацию вновь организованное рабочее место;

    получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки. Его выдадут, если в ходе проверки вскроются нарушения требований ;

    заменено производственное оборудование, сменился состав используемых материалов или сырья либо изменились средства индивидуальной и коллективной защиты. Оценка нужна, если подобные изменения могут сказаться (положительно или отрицательно) на условиях труда работника;

    произошел несчастный случай на производстве или у работника выявлено профессиональное заболевание из-за воздействия на него вредных и (или) опасных производственных факторов. Исключение - несчастный случай по вине третьих лиц; в таком случае внеплановая оценка не требуется;

    внесено мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки.

Отдельно стоит отметить последнюю ситуацию. Из формулировки этого условия следует, что профсоюз должен обосновать свое предложение. Отметим, что ранее в силу Порядка проведения аттестации профсоюз не обязан был обосновывать свое обращение к работодателю.

Вместе с тем не ясно, какие причины послужат достаточным основанием для проведения внеплановой оценки, и как работодатель сможет определить, является ли предложение профсоюза мотивированным. При этом предложения могут выдвигать любые первичные профсоюзные организации независимо от количества их участников. Очевидно, что указанные широкие права профсоюза могут привести к злоупотреблениям с его стороны и, как следствие, серьезным затруднениям в деятельности предприятия и дополнительным затратам со стороны работодателя.

В то же время стороны не лишены возможности самостоятельно определить порядок действий в случае возникновения подобной ситуации. Чтобы минимизировать разногласия по указанным вопросам, детализированный порядок подачи мотивированного предложения можно включить, например, в коллективный договор.

Офисные рабочие места можно оценить по упрощенной системе

Несмотря на то, что специальная оценка условий труда - это целый комплекс мероприятий, в некоторых случаях количество процедур можно сократить и, как следствие, минимизировать свои затраты. А иногда оценка не проводится совсем.

В частности, организация освобождается от специальной оценки условий труда, если сотрудник выполняет работу на дому или на условиях дистанционной работы (). Более того, не подлежат оценке условия труда на всех рабочих местах работодателя - физического лица, который не является индивидуальным предпринимателем.

Подобное послабление вполне логичное и объясняется объективными сложностями по проведению оценки в отношении таких категорий работников и работодателей, а также отсутствием практических возможностей у государства контролировать соблюдение требований по оценке.

До 01.01.2014 компания также могла не аттестовывать отдельные рабочие места (). Такое исключение было сделано для случаев, когда работник исключительно трудился за компьютером и (или) эксплуатировал офисную технику, в частности копировальный аппарат, либо использовал бытовую технику, не задействованную в технологическом процессе производства.

Несмотря на эту норму, для большинства офисных компаний ничего не изменилось. Аттестацию, как и прежде, приходилось проводить на рабочих местах бухгалтеров, кадровых работников, секретарей, администраторов, редакторов и корректоров, чьи обязанности, на первый взгляд, не связаны с вредной работой. На эту необходимость неоднократно указывал Минтруд России в своих письмах ( , ). Чиновники поясняли, что поскольку работа за компьютером более 50% рабочего времени означает обязательный медицинский осмотр, то и аттестация такого рабочего места нужна. В качестве основания приводили п. 8 Порядка проведения аттестации, Перечня (утв. ).

Реализовать такую возможность компании смогут на основании утверждаемых Минтрудом России классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, а также формы и порядка подачи декларации соответствия.

Срок действия декларации - 5 лет. Исчисляется он со дня утверждения отчета о проведении оценки (). В большинстве случаев этот срок будет автоматически продлен еще на 5 лет, но некоторые обстоятельства могут этому помешать. Действие декларации прекратится, если:

а) с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация соответствия нормативам, произошел несчастный случай на производстве. Отметим, что действие декларации прекратится даже если такой случай произойдет не по вине компании, а из-за небрежного поведения самого сотрудника, (например, случайное падение и получение повреждения из-за невнимательности). В тоже время декларация останется в силе, если несчастный случай на производстве произойдет по вине третьих лиц;

б) у работника выявлено профессиональное заболевание по причине воздействия на него вредных и (или) опасных производственных факторов.

Помимо прекращения действия декларации, в обоих случаях на основании ст. 11 Закона № 426-ФЗ придется провести внеплановую специальную оценку условий труда.

Не исключено, что внеплановая оценка не выявит вредные и опасные факторы. В таком случае работодатель снова сможет задекларировать условия труда на соответствующем рабочем месте без проведения дополнительных затратных процедур (измерений, исследований, испытаний). Оформить результаты этой оценки можно в упрощенном порядке, указав только минимум необходимой информации.

Таким образом, декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда поможет снизить финансовую нагрузку на работодателей за счет уменьшения количества процедур, предусмотренных для оценки условий труда.

Таблица № 2. Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам

в зависимости от класса (степени) условий труда, которые установлены по результатам оценки

* При сокращенной продолжительности рабочей недели также устанавливается сокращенная предельная продолжительность ежедневной работы или смены (ч. 2 ст. 94 ТК РФ).

За опасную работу и (или) повышенную вредность полагается три вида компенсаций

Несомненно, что не все рабочие места можно задекларировать как соответствующие нормативам. В отношении условий труда на остальных рабочих местах придется проводить исследования и измерения. Какие именно вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса надлежит проверить, указано в Закона № 426- ФЗ. Соответствующие критерии и параметры вредности должны быть раскрыты в подзаконных актах.

Специалистами отмечается, что новые нормативы, например по световой среде, являются более либеральными и приближенными к параметрам, установленным в развитых странах. Другими словами, происходит отход от теоретической концепции абсолютной безопасности рабочего места.

После исследований условия труда относят к одному из четырех классов ():

    1 класс - оптимальные условия;

    2 класс - допустимые условия;

    3 класс - вредные условия. Этот класс имеет четыре степени, из которых 1 степень означает увеличение риска повреждения здоровья сотрудника, а 4 степень - возможность потери общей трудоспособности;

    4 класс - опасные условия. Подобная работа грозит острым профессиональным заболеванием либо гибелью.

Напомним, что 2 класс устанавливается на рабочих местах, которые работодатель декларирует как соответствующие нормативам и при этом не проводит исследования (испытания) и измерения.

До внесения изменений в Трудовой кодекс РФ на практике возникали вопросы, касающиеся гарантий и компенсаций работникам, если на их рабочих местах были выявлены вредные и (или) опасные факторы. В частности, существовали различные подходы к тому, какие гарантии и компенсации должны предоставляться, и положены ли они до момента уточнения их конкретного размера применительно к различным классам и подклассам.

Теперь объем гарантий зависит от класса и степени, присвоенной условиям труда на конкретном рабочем месте (см. таблицу № 2 на стр. 42).

Рабочие места с условиями труда 1 и 2 класса не предусматривают компенсаций. Например, подача декларации соответствия по рабочим местам кадровой службы, бухгалтерии и секретариата означает, что их сотрудникам не положен ни дополнительный оплачиваемый отпуск, ни увеличение оплаты, ни сокращение рабочего времени.

Между тем труд во вредных и (или) опасных условиях позволит работникам воспользоваться следующими гарантиями и компенсациями.

Оплата в повышенном размере. Работа во вредных (независимо от степени) и (или) опасных условиях труда предусматривает повышенную оплату. Такое требование установлено ст. 146 ТК РФ.

Оклад работника нужно увеличить как минимум на 4 % по сравнению с различными видами работ с нормальными условиями труда ().

Например, в организации работают водители на различных марках машин. Условия труда одного из них отнесены к 3 классу (1 степени) из-за превышения нормативного требования по уровню вибрации и температуры воздуха в салоне старого автомобиля. Следовательно, его заработная плата должна быть выше по сравнению с остальными водителями, у которых автомобили соответствуют нормативным требованиям.

Сокращение времени работы. Продолжительность рабочего времени сотрудника, который трудится в опасных и (или) вредных (3 и 4 степень) условиях необходимо сократить как минимум до 36 часов в неделю. Это положение закреплено в ч. 1 ст. 92 ТК РФ. Ежедневно такой работник сможет трудиться:

    8 часов - при 36-часовой рабочей неделе;

    6 часов - при 30-часовой работе в неделю.

Впрочем, ежедневная и еженедельная продолжительность работы может быть увеличена до 12 или 8 часов в день и до 40 часов в неделю на основании норм отраслевого или межотраслевого соглашения и коллективного договора ( , ТК РФ). Закрепить подобное условие нужно в трудовом договоре путем заключения дополнительного соглашения.

За увеличение времени работы сотруднику полагается денежная компенсация. Если работодатель не присоединился к отраслевому соглашению (направил мотивированный отказ) и в организации нет коллективного договора, то он автоматически лишается права на замену сокращенного рабочего времени денежной компенсацией.

Предоставление дополнительного отпуска. Работнику полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия его работы оценены как опасные и (или) вредные и при этом им установлена 2, 3 или 4 степени. В силу ст. 117 ТК РФ минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней.

Если дополнительный оплачиваемый отпуск превышает 7 дней, то часть отдыха можно заменить денежной компенсацией, но только с письменного согласия работника. Такая возможность предусмотрена ст. 117 ТК РФ. Например, у работника дополнительный отдых составляет 10 календарных дней. Получить деньги он сможет за 3 календарных дня, а остальные нужно отгулять. Порядок, размер и условия подобной компенсации устанавливаются отраслевым или межотраслевым соглашением и коллективным договором. Если коллективный договор не заключен, а соглашения в отношении работодателя не действуют, то монетизация льготы невозможна.

В силу норм Трудового кодекса РФ продолжительность сокращенной рабочей недели и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого или межотраслевого соглашения и коллективного договора с учетом результатов оценки условий труда. В связи с этим возможно два толкования указанных положений:

а) до заключения соглашений и коллективных договоров указанные гарантии предоставляться не должны (в том числе, для целей избежания дискриминации работников);

б) до определения конкретных размеров гарантии должны предоставляться в минимальном размере.

Представляется, что на практике может возобладать второе толкование.

Как было сказано, объем гарантий и компенсаций определяется по результатам специальной оценки условий труда. Но даже если она запланирована на 2015 или 2017 год, то работнику все равно нужно компенсировать работу во вредных или опасных условиях. Для определения их объема стоит использовать результаты ранее проведенной аттестации ().


Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».
  • Запретные документы в кадровой службе
    Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • 15.09.17

    Какие гарантии и компенсации полагаются работающим во вредных условиях? Как быть, если должность названа в списке производств, цехов и должностей, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, а по результатам спецоценки условия труда на этой должности признаны допустимыми? Как понизить гарантии и компенсации? Какие документы оформить? 5 521
  • 31.05.17

    Какие классы и подклассы условий труда на рабочих местах могут устанавливаться при специальной оценке условий труда? Какие гарантии в соответствии с этими классами предоставляются работникам? Какие гарантии действуют по результатам аттестации рабочих мест? Какими нормативными документами руководствоваться работодателям, которые провели спецоценку, а какими – тем, у кого еще действуют результаты аттестации рабочих мест? 8 188
  • 16.12.16

    Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации, даже те, у которых отсутствуют вредные факторы на рабочих местах, например работники бухгалтерии? 4 696
  • 14.11.16

    Компания компенсировала работникам стоимость молока за вредные условия труда на основании коллективного договора и приказов генерального директора. По результатам выездной проверки ПФ доначислил на эти суммы страховые взносы, сославшись на отсутствие результатов аттестации рабочих мест и заключения государственной экспертизы условий труда. Суд первой инстанции (дело № А65-25414/2015) признал законным решение фонда, указав, что денежные... 823
  • 18.10.16

    В сентябре 2011 года в компании приказом утвержден перечень профессий с вредными условиями труда, при которых работники имеют право на бесплатное получение молока в профилактических целях. Решением комиссии по охране труда бесплатная выдача молока для таких работников сохранена на пять лет. В дальнейшем в компании проведена аттестация рабочих мест, по итогам которой составлены отчеты в ноябре 2012 и декабре 2013 года. По результатам выездной... 792
  • 18.10.16

    Какие сроки установлены для оценки условий труда на рабочих местах? В каких случаях работодатель должен провести внеплановую проверку? В отношении кого может проводиться поэтапная спецоценка? Какая ответственность предусмотрена за нарушения порядка проведения оценки? 33 224
  • 06.10.16

    Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выдаются молоко или другие равноценные пищевые продукты. Рассмотрим проблемные вопросы налогообложения по данным операциям. 13 388
  • 12.08.16

    По результатам аттестации рабочих мест, проведенной в 2012 году, организация отнесла условия труда врачей-рентгенологов и рентгенолаборантов по степени вредности и опасности ко 2 классу (допустимые). По результатам выездной проверки за 2012-2014 годы ПФ доначислил страховые взносы по дополнительным тарифам, пени и штраф, не признав результаты проведенной аттестации, поскольку с 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон 426-ФЗ "О... 1 040
  • 26.02.16

    Письмо Роструда от 20.11.2015 № 2628-6-1 4 358
  • 24.03.15

    Компания провела аттестацию рабочих мест, после чего 31 января 2012 года приказом некоторым рабочим местам был присвоен класс вредности от 3. Работники были ознакомлены с приказом 2 февраля 2012 года. По иску профсоюза суд 23 апреля 2013 года принял решение обязать компанию установить для рабочих мест с классом условий труда от 3 компенсации в виде сокращенной продолжительности рабочего времени – не более 36 часов в неделю; ежегодного... 2 304
  • 12.01.15

    В письме от 08.12.2014 № 15-1/В-1829 Минтруд напомнил, что если до дня вступления в силу закона о спецоценке была проведена аттестация рабочих мест, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. Исключение составляют случаи, когда требуется внеплановая спецоценка. В отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее... 3 611
  • 30.12.14

    Письмо Минтруд от 08.12.2014 № 15-1/В-1829 5 909
  • 26.12.14

    Суды также указали, что районный коэффициент применяется на начальном этапе расчета пособия по временной нетрудоспособности - к МРОТ и к среднему дневному заработку. 5 874
  • 30.09.14

    Организация изменила свое местонахождение - переехала в другое здание, в котором для работников организованы новые рабочие места. Таким образом, работники выполняют ту же работу, но по другому адресу. По прежнему месту нахождения организации проводилась аттестация рабочих мест. В какие сроки необходимо провести специальную оценку условий труда в связи с перемещением работников на новые рабочие места? 8 262
  • 04.09.14

    1 274
  • 29.08.14

    Предприятие находится в Крыму. В 2013 году в соответствии с законодательством Украины предприятие провело аттестацию рабочих мест. Должно ли предприятие после перерегистрации проводить специальную оценку условий труда в соответствии с российским законодательством, или же её проведение потребуется только после истечения срока аттестации рабочих мест, проведенной в 2013 году? 2 522
  • 22.08.14

    Необходимо ли указывать подробную характеристику рабочего места (с конкретным указанием степени вредности (классы и подклассы)) в каждом трудовом договоре согласно карте аттестации рабочего места? Если да, то нужно ли заключать дополнительные соглашения со всеми работниками или только с теми, которые были приняты на работу после 01.01.2014? 13 200
  • 11.07.14

    В опубликованном на днях письме от 25 февраля 2014 г. N 17-3/В-76 Минтруд сообщил о том, как влияет на необходимость исчисления взносов по доптарифам факт занятости работника на "вредных" работах, перечисленных в законе о трудовых пенсиях (173-ФЗ), и как - результаты аттестации рабочих мест или спецоценки. Если работник не занят на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 закона 173-ФЗ, то взносы по дополнительным... 1 1 636
  • 11.07.14

    Письмо Минтруда России от 25.02.2014 N 17-3/В-76 2 370
  • 09.07.14

    Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171 1 949
  • 30.05.14

    В письме от 26 марта 2014 г. N 17-3/10/В-1579 Минтруд дал очередные разъяснения о доптарифах в ПФ, о документальном подтверждении степени (подкласса) вредности условий труда рабочего места, а также о дате применения результатов специальной оценки условий труда. Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то спецоценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со... 2 046
  • 29.05.14

    Письмо Минтруда от 26.06.2014 г. N 17-3/10/В-1579 4 595
  • 20.05.14

    С 2014 года применяется специальная методика оценки условий труда. Если они будут признаны оптимальными или допустимыми, то предприятие сможет применять нулевой тариф дополнительных взносов в ПФР. 5 335
  • 20.05.14

    В письме от 08.04.2014 № 15-4/В-366 Минтруд напомнил, что с 1 января 2014 года проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях, предусмотренных трудовым законодательством, может осуществляться исключительно в форме специальной оценки условий труда. Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 года N 342н, будет признан утратившим силу, когда закончится регистрация... 1 940
  • 28.04.14

    С 01.01.2014 дополнительный тариф взносов в ПФР был дифференцирован в зависимости от класса условий труда по результатам спецоценки, введенной вместо аттестации рабочих мест. В то же время установлено, что до проведения спецоценки для этих целей применяются результаты аттестации. 4 655
  • 25.04.14

    В письме от 21.03.2014 № 15-1/В-298 Минтруд разъяснил некоторые аспекты применения законодательства, связанные со спецоценкой условий труда и с возможностью вместо нее использовать результаты аттестации. В статью 92 Трудового кодекса были внесены изменения, согласно которым при некоторых условиях, в том числе при наличии письменного согласия работника, продолжительность его рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40... 1 692
  • 25.04.14

    Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298 14 316
  • 23.04.14

    Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-2/ООГ-242 8 511
  • 11.04.14

    Минтруд дал ряд разъяснений по применению дополнительных тарифов страховых взносов в различных ситуациях, в том числе при наличии спецоценки или аттестации рабочих мест, если спецоценка завершена в середине месяца, если работник трудится на разных рабочих местах или по совместительству. 2 4 521
  • 11.04.14

    Письмо Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 5 593
  • 10.04.14

    В письме от 31.03.14 № 03-03-РЗ/13985 Минфин выскался о налогообложении при бесплатной выдаче молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. Вопрос касался ситуации, когда срок действия прошлой аттестации рабочих мест в компании истек в декабре 2013 года. И компания была вынуждена вновь провести аттестацию незадолго до вступления в силу норм о спецоценке. На некоторых рабочих местах, которые были признаны "вредными" ... 1 103
  • 03.04.14

    В нынешнем году вступил в силу закон о спецоценке условий труда - проверить, сталкиваются ли работники на службе с вредными и опасными факторами, должны все предприятия. Впервые это касается и офисов, казалось бы, далеких от каких бы то ни было отклонений от нормы. Зачем нужна спецоценка, что она дает, "РГ" рассказал замруководителя Роструда Иван Шкловец. 7 7 865
  • 01.04.14

    За I квартал 2014 года всем компаниям и ИП нужно отчитаться по новой форме-4 ФСС. Крайний срок для сдачи - 15 апреля. Быстро разобраться во всех изменениях и заполнить без ошибок новые таблицы формы поможет данная статья. 19 450
  • 01.04.14

    С 1 января начали действовать новые доптарифы по взносам в ПФР. Но чиновники опять готовят изменения. Разъяснить спорные вопросы по новым тарифам и рассказать о готовящихся поправках мы попросили Людмилу Чикмачеву, директора Департамента Минтруда России. 3 789
  • 31.03.14

    Оплата дополнительного отпуска по результатам спецоценки может учитываться в расходах. Как быть, если такой отпуск предоставляется по пока еще действующим результатам аттестации, не известно. Вместе с тем, начисление (а значит - и возможность учета в расходах) повышенной оплаты труда "за вредность" к спецоценке не привязано. 2 697
  • 27.03.14

    Комментарий к письму ПФ РФ от 12.02.2014 N НП-30-26/1707 "О дополнительных тарифах страховых взносов". 3 997
  • 13.03.14

    В письме от 12.02.2014 г. № НП-30-26/1707 ПФ разъяснил, как исчисляются дополнительные взносы по итогам проведенной аттестации рабочих мест и как - в случае наличия спецоценки условий труда. Если имеется только аттестация, и установлен оптимальный и (или) допустимый класс условий труда, то исчисление допвзносов не зависит от этого класса, нормы п 2.1. статьи 58.3 212-ФЗ не применяются. Напомним, если рабочее место присутствует в одном из... 2 525
  • 13.03.14

    Письмо ПФР от 12.02.2014 г. № НП-30-26/1707 16 367
  • 11.03.14

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.02.2014 г. N 94н "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 107н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения" 14 757
  • 28.02.14

    Письмо Минтруда России от 22.01.2014 N 15-1/В-30 4 372
  • 14.02.14

    Как всем известно, результаты аттестации были бессрочными. То есть проведя аттестацию рабочего места один раз, работодатель в дальнейшем мог не проходить аттестацию (за отдельными исключениями). Теперь же с 1 января 2014 года аттестация отменена, и на ее смену пришла спецоценка труда. И возникает вопрос: нужно ли сейчас проводить спецоценку тех рабочих мест, в отношении которых ранее была проведена «бессрочная» аттестация? В 2014 году... 2 288
  • 22.11.13

    Проведенная до конца 2013 года процедура аттестации рабочих мест не утратит свою силу и будет действительна в течение 5 лет. Об этом на конференции, посвященной вопросам охраны труда, заявил начальник отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Владимир Солдунов. 1 649
  • 25.09.13

    Минтруд подготовил проекты федеральных законов, которые должны упростить механизм оценки рабочих мест для тех компаний, работа в которых является безопасной. О том, что представляет из себя новый механизм оценки рабочих мест, "РБГ" рассказал первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Сергей Вельмяйкин. 1 787
  • 20.09.13

    До 15 октября включительно компаниям надо сдать отчетность по взносам в ФСС за девять месяцев. Мы выяснили у специалистов фонда, как без ошибок заполнить таблицу 10 в форме 4 ФСС, в которой пишут сведения об аттестации рабочих мест и медосмотрах. Как оказалось, во время отчетной кампании за полугодие многие компании запутались с таблицей 10 расчета. Одни просто о ней забыли, другие сдали нулевую, третьи привели неверные показатели. Как мы... 3 303
  • 13.08.13

    Свыше 56 тысяч несчастных случаев на производстве произошло в 2012 году, почти три тысячи из них - со смертельным исходом. Изменить эту статистику должен предлагаемый Минтрудом переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда. О том, почему работодателям будет выгодно проводить спецоценку и как это отразится на пакете льгот для работников вредных и опасных производств, в интервью РИА Новости рассказал первый заместитель министра труда и социальной защиты России Сергей Вельмяйкин. 1 2 623
  • 08.08.13

    При этом тем работникам, чьи права действительно ущемлены, полезно знать, что суд приравнял срок на обжалование действий работодателя в трудинспекцию к сроку, установленному Трудовым кодексом для обращения в суд (три месяца с момента, когда работник узнал о нарушении своих прав). К тому же, 2-й класс вредности условий труда не является основанием для доплат и сокращенного рабочего времени. 1 2 846
  • 29.07.13

    Минтрудом представлена последняя версия законопроекта "О специальной оценке условий труда", а также поправки к законодательству, связанному с ней. В нем ведомство предложило условия, на которых с 2014 года работодатели смогут избежать дополнительных взносов в Пенсионный фонд (ПФР) за работников на опасных производствах. Это - новая оценка условий работы на таких местах, а затем - добровольный перевод досрочных пенсий в систему... 1 1 277
  • 22.07.13

    Решение Верховного Суда РФ от 04.06.2013 N АКПИ13-411 4 193
  • 09.07.13

    Согласно ст. 209 ТК РФ вредным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. 3 757
  • 04.06.13

    В письме от 08.04.13 № 15-1-859 Минтруд привел цепь рассуждений, из которых последовал вывод: приказ об отмене обязательной аттестации офисных рабочих мест, изданный ведомством в декабре прошлого года, ничего не изменил. Минтруд начал с цитаты из Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. На рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и... 1 5 967
  • 03.06.13

    Государство больше не хочет отвечать за пенсии граждан, работающих на вредных производствах - на стройках, в малярных и стекольных цехах, в шахтах и других опасных для здоровья местах. Из бюджета им будут выплачивать только пособие по инвалидности, о пенсию должен позаботиться работодатель или Фонд социального страхования 1 029
  • 31.05.13

    Письмо Минтруда РФ от 08.04.2013 № 15-1-859 9 22 404
  • 23.05.13

    Если ваши сотрудники более 50 процентов времени проводят перед компьютером, то его рабочее место по-прежнему надо аттестовывать. Такие пояснения дали в Минтруде России в ответ на запрос редакции "Главбуха". Подробности - в письме от 08.04.2013 г. № 15-1-859. Свой вывод чиновники пояснили так. С 26 февраля 2013 года проверять офисные рабочие места не обязательно. Но это общее правило нельзя применять, если по результатам предыдущего... 11 8 384
  • 19.04.13

    Несколько сотрудников работают на компьютерах в помещении без окон при освещении лампами дневного света в течение всего рабочего дня. Положен ли им укороченный рабочий день или сокращенная неделя? 3 22 659
  • 17.04.13

    По статье 147 Трудового кодекса оплата труда лиц, занятых на указанных работах, должна устанавливаться в повышенных размерах. Минимальный размер повышения заработка и другие льготы для упомянутых сотрудников определены постановлением Правительства РФ. 27 433
  • 11.04.13

    Минтруд внес изменения в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок), нацеленные на ослабление "аттестационного" бремени. Рассмотрим основные новеллы. 8 223
  • 11.02.13

    Приказ Минтруда от 12.12.2012 г. N 590н 11 194
  • 25.12.12

    Письмо Минфина от 11.12.2012 № 03-03-06/1/645 1 838
  • 25.12.12

    Аттестацию рабочих мест по условиям труда должны проводить все работодатели независимо от форм собственности. От процедуры аттестации освобождаются только работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Аттестация является строго формализованной процедурой и проводится в порядке, установленном законодательством. 5 30 113
  • 23.11.12

    Возможно ли единовременное признание затрат организации на приобретение спецодежды, выдаваемой работникам в соответствии с требованиями законодательства, в бухгалтерском и налоговом учете? 1 6 755
  • 15.10.12

    Приказ Иинтруда от 02.10.2012 г. N 216 2 326
  • 04.10.12

    Письмо ФСС от 02.10.2012 г. N 15-03-11/07-12612 8 843
  • 03.10.12

    Информация Минтруда от 01.10.2012 года "Разъяснения о порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда сокращенной продолжительности рабочено времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 Г. N 870" 3 937
  • 14.09.12

    В каком случае работников, занятых на работах с ПЭВМ, следует направлять на медицинские осмотры? Какая ответственность предусмотрена для работодателя за необеспечение прохождения такими работниками медицинских осмотров и отсутствие аттестации рабочих мест? 18 43 308
  • 06.09.12

    Приказ Минтруда России от 01.08.2012 N 39н "Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" 2 874
  • 14.06.12

    Ежедневно суды принимают большое количество решений по налоговым вопросам хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей. Отследить их все довольно сложно, однако для того чтобы принять верное решение, необходимо знать тенденции разрешения спорных ситуаций. 1 321
  • 24.05.12

    Перед вами дополнительный материал к отчету о семинаре"Оптимизируем налоги: как не надо" (лектор Дыбов А.И. - заместитель главного редактора издания «Главная книга. Конференц-зал»). Опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2012, № 05. 2 934
  • 18.05.12

    Заключение об экспертизе приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" 2 465
  • 11.05.12

    Вышло два важных документа, касающихся охраны труда. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н все компании должны утвердить перечень мероприятий по охране труда. Среди них обучение, покупка средств индивидуальной защиты, аттестация рабочих мест. А как провести аттестацию за счет ФСС РФ, говорит приказ Минздравсоцразвития России от 10 февраля 2012 г. № 113н. 6 335
  • 24.04.12

    При наличии вредных производственных факторов предприятия могут выдавать работникам молоко. Данные расходы можно учесть при расчете единого налога при «упрощенке». Это подтвердили судьи (постановление ФАС Уральского округа от 13 марта 2012 г. № Ф09-1132/12). 2 566
  • 28.03.12

    Каковы обязанности работодателя, если в компании имеются рабочие места, труд на которых по итогам соответствующей аттестации признан вредным или опасным? Какие гарантии и льготы необходимо предоставить работникам в данном случае? 39 725
  • 27.02.12

    В каком случае работодатель может попасть под проверку ФСС? - Например, если он часто корректирует расчеты по страховым взносам. Будет ли ГИТ проверять аттестацию каждого рабочего места? - Да, будет. Обратит ли ПФР внимание на кадровые документы, проверяя факт уплаты страховых взносов? - Да, обратит (например на трудовой договор работника, приказ о выплате премии и т. д.). 7 482
  • 30.12.11

    Размеры страховых взносов на травматизм на 2012 год остались прежними. Однако изменился порядок получения скидки (надбавки) к ним. Теперь он напрямую зависит от результатов аттестации рабочих мест в турфирме и обязательных медосмотров работников. 6 001
  • 19.12.11

    С 1 января 2012 года компании обязаны сообщать о результатах аттестации рабочих мест и обязательных медосмотрах работников в ФСС РФ. Эти сведения повлияют на расчет скидок и надбавок к тарифам страховых взносов на травматизм. Cкидки и надбавки будут рассчитываться по итогам работы за последние три года, а не один. Новшества вводит Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 300-ФЗ. Он изменил статьи 17 и 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. 1 11 692
  • 16.12.11

    В 2012 году следует применять новые правила проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров для работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 61 87 899
  • 16.12.11

    Законодатели подкорректировали порядок получения скидки (надбавки) к страховым взносам на травматизм. Теперь он напрямую зависит от результатов аттестации рабочих мест в компании и обязательных медосмотров работников. Чиновники ФСС России в свою очередь усложнили процедуру получения филиалами индивидуального страхового тарифа. 1 11 049
  • 25.11.11

    Отчитаться по доходам работников за 2011 год надо по новым правилам... С 2012 года уменьшить взносы на травматизм станет сложнее... Расходы в налоговом учете подтвердить счетами-фактурами нельзя... 6 079
  • 26.09.11

    4 570
  • 16.09.11

    Письмо ФНС от 6.09.2011 г. N ЕД-4-3/14453@ "О порядке учета в целях налогообложения затрат по аттестации рабочих мест и компенсационных выплат" 2 597
  • 25.08.11

    Хотелось бы сделать пару уточнений по нашей теме, чтобы слушатели четко понимали, о чем мы будем говорить. Главное, хочу конкретизировать, что именно в ходе семинара я буду понимать под ошибками, которых желательно избегать. К этому могут быть разные подходы: одни считают что-то за ошибку, другие – нет. Под ошибкой в рамках нашего сегодняшнего нашего разговора мы будем понимать то, что вызывает споры с налоговыми инспекциями. Исходным критерием для определения ошибки для нас будет позиция налоговиков, независимо от того, правы ли они. Мы с вами понимаем, что в области налогообложения вопрос о том, как правильно, хоть и важен, но носит подчиненный характер. Главная задача – избежать финансовых рисков для компании, минимизировать потери, связанные с претензиями инспекций. 1 5 821
  • 22.08.11

    С 1 сентября 2011 года аттестацию рабочих мест, то есть оценку гигиенических условий труда, травмобезопасности, компании будут проводить в соответствии с новым Порядком. Он утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. Старый порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569, действует до конца лета. 4 967
  • 17.08.11

    Работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда каждые пять лет. С 1 сентября 2011 года руководствоваться придется новыми правилами. Для чего нужна аттестация? Кому поручить ее проведение? Какая ответственность грозит за несоблюдение требований законодательства? 14 695
  • 16.08.11

    Наш читатель прошел три инстанции, чтобы доказать право компании платить главбуху и другим управленцам компенсацию за вредность, которая не облагается НДФЛ. Причем обошлось без дорогостоящей аттестации рабочих мест. 4 376
  • 12.08.11

    1 сентября 2011 года вступает в силу новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Рассмотрим нововведения в статье… 32 951
  • 03.08.11

    В статье обосновывается целесообразность разработки и внедрения на предприятиях производственных норм продуктивности, практическое применение которых рано или поздно приведет к значительному улучшению использования их производственного и производительного потенциала и соответствующему повышению экономической эффективности хозяйственной деятельности этих объектов. Указан круг юридических и физических лиц, заинтересованных в выполнении такой работы и лиц по мере своих сил тормозящих ее проведение. Перечислены первоочередные меры, осуществление которых будет способствовать решению актуальных задач стратегического и тактического развития предприятий, повышению качества разрабатываемых ими бизнес-планов. 6 007
  • 01.08.11

    В данной статье рассмотрены основы построения, наиболее важные задачи, сущность процедуры и перспективы развития аудита эффективности менеджмента предприятий, основная цель которого состоит в выявлении имеющихся резервов производственной мощности, повышении товаро-, доходо- и прибылепроизводительности предприятий внешними независимыми, а иногда и внутренними управленческими аудиторами и, как следствие такой работы, повышения результативности и экономической эффективности, а также текущей рыночной стоимости бизнес-объектов. 7 027
  • 27.07.11

    Минздравсоцразвития России утвердило новый Порядок аттестации рабочих мест. Он вступает в силу с 1 сентября. 2 22 692
  • 19.07.11

    С 1 сентября аттестацию рабочих мест все без исключения компании будут проводить по новому Порядку. Но лучше уже сейчас заняться подготовительными мероприятиями, так как они, возможно, позволят сэкономить. Алгоритм действий следующий. 1 4 947
  • 06.07.11

    Стало ясно, как уточнять персонифицированную отчетность по пенсионным взносам... С 1 сентября проводить аттестацию рабочих мест надо по-новому... Забалансовые статьи в бухгалтерской отчетности обязательно раскрывать лишь по итогам года... Доверить получение товаров компания вправе кому угодно... Если в лицензии отказано, госпошлину не вернут... Розничная продажа товаров из давальческого сырья не всегда подпадает под ЕНВД... Специалисты финансового ведомства полагают, что в случае передачи третьим лицам имущества, полученного безвозмездно от учредителя, компания должна учесть его стоимость в доходах. Данное требование распространяется на все виды передачи имущества третьим лицам независимо от перехода прав собственности на него. Однако, на наш взгляд, существует и исключение. 2 608
  • 03.12.10

    Что обычно становится поводом для выездной внеплановой проверки ГИТ? – Жалоба работников. Можно ли назначить ответственного за охрану труда без предварительного обучения? – Нет. Обязательно ли кадровику изучать охрану труда? – Да, если он будет обучать персонал. 48 070
  • 11.11.10

    Ежедневно суды принимают большое количество решений по налоговым вопросам хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей. Отследить их все довольно сложно, однако для того чтобы принять верное решение, необходимо знать тенденции разрешения спорных ситуаций. 1 153
  • 07.10.10

    Кто имеет право на лечебно-профилактическое питание? – Работники с особо вредными условиями труда, должности которых указаны в специальном перечне. Как выдавать лечебно-профилактическое питание? – В столовой, в виде горячих завтраков или обедов. Можно ли заменить выдачу молока денежной компенсацией? – Да, по заявлению работника. 14 224
  • 21.09.10

    В последнее время становится рискованно вести деятельность без аттестации рабочих мест, так как трудинспекторы стали уделять ей особое внимание и даже через суд обязывают компании ее провести. Начинать надо с издания приказа о назначении такой аттестации. К нему предъявляют особые требования (п. 9 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.07 № 569). 8 16 124
  • 06.08.10

    В организации сокращено рабочее время в связи с превышением температуры воздуха предельно допустимой. Как должна производиться оплата труда работников: пропорционально отработанному времени или заработная плата должна быть выплачена исходя из среднего заработка за всю смену, даже если работник отработал неполное рабочее время? Или как-то по-другому? 2 223
  • 06.12.07

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (документ в формате rtf). Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2007 г. Регистрационный N 10577 1 7 383

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ. Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда. Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года .

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих . Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

По статистике, 35% всех нарушений – это допуск тех сотрудников к рабочим местам, которые не прошли инструктаж по охране труда.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки . Данное требование предъявлено с 1 января 2015 года . По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд. Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фонд Соцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения : и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2018 года . Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая . Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении . Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (п. 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

Методика проведения специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В п. 4 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в п. 3.5 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в п. п. 7, 8 данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм (п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)).