Финансирование предпринимательства. Государственное финансирование и кредитование предпринимательства

Финансирование и кредитование представляют собой способы обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности.

Финансирование - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездное(tm) (платности).

Правовой режим инвестирования отличается от финансирования главным образом тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Кроме того, инвестициями могут быть любые материальные и нематериальные ценности, финансирование же осуществляется денежными средствами. Можно проследить различия и по целям деятельности (инвестиционная, как правило, ориентирована на получение прибыли), по субъектам этой деятельности.

Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Так, в зависимости oт источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных, финансирование делится на государственное; самофинансирование; банковское; коммерческое .

В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности.

Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

· предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

· предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств

Финансовая помощь и поддержка со стороны государства может заключаться в финансировании определенных затрат организаций или отраслей в целом путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций . Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств ю/л или другому бюджету на возвратной и возмездной основе .П орядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом. Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.

Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности . Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Обязательным условием выделения бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее выделенным на возвратной основе бюджетным средствам. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Организациям определенных видов деятельности государственные средства предоставляются на льготных условиях.

Иной порядок выделения государственных средств на возвратной, срочной и платной основе предусмотрен для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт . Его особенности заключаются в следующем:

· отбор претендентов для получения государственных средств в данном случае происходит на конкурсной основе;

· предоставление бюджетных ссуд осуществляется под поручительство исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

Условиями предоставления на конкурсной основе государственных средств под высокоэффективные контракты являются: возвратность, платность, срочность, целевое предоставление средств и обеспеченность. Средства могут расходоваться заемщиком только на цели, указанные в соглашении (где указываются номера контрактов, перечисляются виды продукции и т.п.).

За несвоевременный возврат государственных средств наступает финансовая санкция - Министерство финансов РФ имеет право сократить или прекратить предоставление заемщику всех форм государственной поддержки. При обнаружении фактов нецелевого использования средств Минфин имеет право приостановить выдачу средств заемщику.

Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов. Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, регулируется налоговым законодательством.31. имущественная основа предпринимательской деятельности

Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом . Раскрывая содержание права собственности, законодатель в ст. 209 ГК РФ отмечает, что "собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом ". Общие положения о праве собственности, основания приобретения, прекращения права собственности закреплены в ГК РФ. Положения о реализации права собственности при осуществлении субъектами предпринимательской деятельности развиты и детализированы в многочисленных законодательных и подзаконных актах.

В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности . Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности устанавливаются лишь законом. Закон также определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Применительно к сфере предпринимательства следует отметить, что граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, на базе которого они осуществляют хозяйствование. Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее гражданам-предпринимателям и организациям, обособляется от имущества иных лиц. Юридической формой обособления имущества юридических лиц выступает закрепление его на самостоятельном балансе у коммерческих организаций или в смете у некоммерческих. Создавая филиалы и представительства, организации передают им часть имущества, которое отражается на отдельном балансе структурного подразделения; при этом имущество остается собственностью юридического лица.

Имеющееся у субъектов предпринимательской деятельности имущество подлежит оценке. Существуют различные способы проведения оценки и разные виды стоимости. Так, оценка имущества может проводиться в целях статистического наблюдения, для формирования бухгалтерской отчетности, при инвентаризации, для целей налогообложения, при переоценке, при выявлении ущерба, при страховании. Оценка имущества субъектом осуществляется на различных стадиях предпринимательской деятельности: при передаче на баланс, при продаже, при ликвидации организации.

Имущество граждан-предпринимателей и организаций служит основой реализации ответственности по их обязательствам. Действующее законодательство установило правило полной имущественной ответственности. Согласно ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Правила об имущественной ответственности граждан, в том числе предпринимателей, закреплены ст. 24 ГК РФ: "Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством".

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ, а муниципальной собственности - муниципальные образования. Действующее законодательство восприняло теорию множественности субъектов государственной собственности, а также ее деления на два уровня: федеральную собственность и собственность субъекта РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц-несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Закрепляя имущество за предприятиями, собственник передает им часть своих правомочий. Правомочие пользования осуществляется предприятием в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Реализация правомочия распоряжения закрепленным имуществом имеет следующие особенности. В соответствии со ст. 295 ГК РФ предприятие вправе самостоятельно, без согласия собственника, распоряжаться движимым имуществом, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Что же касается недвижимого имущества, то предприятие вправе его продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им только с согласия собственника.

Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право. В соответствии со ст. 296 ГК РФ субъектами права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения . Казенное предприятие вправе распоряжаться имуществом, как движимым, так и недвижимым, лишь с согласия собственника. Самостоятельно предприятие вправе реализовать только производимую им готовую продукцию, если иное не установлено федеральным законом или иными правовыми актами.

Пономарчук А., Царева А. гр.6082

Финансирование предпринимательских организаций - это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства.

Под финансированием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане процесс образования капитала фирмы во всех его формах.

Понятие “финансирование” довольно тесно связано с понятием “инвестирование”, если финансирование - это образование денежных средств, то инвестирование - это их использование. Оба понятия взаимосвязаны, однако первое предшествует второму.

При выборе источников финансирования деятельности предприятия необходимо решить пять основных задач:

  • определить потребность в кратко- и долгосрочном капитале;
  • выявить возможные изменения в составе активов и капитала в целях определения и оптимального состава и структуры;
  • обеспечить постоянную платежеспособность и, следовательно, финансовую устойчивость;
  • с максимальной прибылью использовать собственные и заемные средства;
  • снизить расходы на финансирование хозяйственной деятельности.

Источники финансирования предприятия делят на внутренние (собственный капитал) ивнешние (заемный и привлеченный капитал).

Внутреннее финансирование предполагает использование собственных средств и прежде всего - чистой прибыли и амортизационных отчислений.

В составе собственного капитала учитываются:

  • уставной капитал(формируется в результате взноса учредителей фирмы при ее создании)
  • добавочный капитал (формируется в результата переоценки основных фондов организации)
  • резервный капитал (формируется за счет отчислений от прибыли организации на последующие непредвиденные нужды)

Финансирование за счет собственных средств имеет ряд преимуществ:

  • за счет пополнения из прибыли предприятия повышается его финансовая устойчивость;
  • формирование и использование собственных средств происходит стабильно;
  • минимизируются расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам);
  • упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприятия, так как источники покрытия дополнительных затрат известны заранее.

Уровень самофинансирования предприятия зависит не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (налоговой, амортизационной, бюджетной, таможенной и денежно-кредитной политики государства).

Внешнее финансирование предусматривает использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Кроме того, оно предполагает использование денежных ресурсов учредителей предприятия. Такое привлечение необходимых финансовых ресурсов часто бывает наиболее предпочтительным, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия и облегчает в дальнейшем условия получения банковских кредитов.

В условиях рыночной экономики производственно-хозяйственная деятельность фирмы невозможна без использования заемных средств, к которым относятся: кредиты банков, коммерческие кредиты, т.е. заемные средства других организаций; средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации; бюджетные ассигнования на возвратной основе и др.

Привлечение заемных средств позволяет фирме ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, сокращать объемы незавершенного производства. Однако использование данного источника приводит к возникновению определенных проблем, связанных с необходимостью последующего обслуживания принятых на себя долговых обязательств.

Финансовое равновесие представляет собой такое соотношение собственных и заемных средств объединения, при котором оно за счет собственных средств способно полностью погасить прежние и новые свои долги. Рассчитываемая по определенным правилам точка финансового равновесия не позволяет объединению предприятий общепита, с одной стороны, увеличивать заемные средства, а с другой стороны - нерационально использовать уже накопленные собственные средства.

Если принять во внимание, что собственные и заемные финансовые ресурсы проходят стадии образования, распределения и выплат, а их конечная величина идет на пополнение имущества, то проведение анализа финансовой устойчивости на каждой из этих стадий дает возможность выявить условия укрепления или потери финансового равновесия исследуемого объединения предприятий.

При анализе решений, принимаемых относительно структуры капитала, очень важно различать внутренние и внешние источники финансирования. Внутреннее финансирование (internal financing) развития фирмы обеспечивается за счет ее доходов. Оно включает такие источники, как нераспределенная прибыль, начисленная, но не выплаченная заработная плата или кредиторская задолженность. Если фирма инвестирует полученную прибыль в строительство нового здания или покупку оборудования, то это пример внутреннего финансирования. К внешнему финансированию (external financing) менеджеры корпорации обращаются тогда, когда они привлекают средства кредиторов или акционеров. Если корпорация финансирует приобретение нового оборудования или строительство предприятия за счет средств от выпуска облигации или акций, то это пример внешнего финансирования.

Специфика внутреннего и внешнего финансирования деятельности компании сказывается и на особенностях принимаемых финансовых решений. Для акционерной компании, занимающей устойчивую позицию в своем бизнесе и не намеревающейся существенно ее расширять с привлечением значительных средств, решения по финансовым вопросам принимаются, что называется, в рабочем порядке и почти автоматы чески. В этом случае финансовая политика заключается в проведении прежде все вполне определенной дивидендной политики, устанавливающей, например, регулярность выплат акционерам в виде дивидендов одной трети (или иной части) прибыли. Кроме того, финансовая политика затрагивает поддержание кредитной линии банка т.е. обеспечение сложившихся стабильных потребностей корпорации в кредитных Ресурсах в пределах лимитов, согласованных с банком. От менеджеров обычно требуется меньше времени и усилий для принятия такого рода решений по внутреннему фиксированию, чем в случае внешнего финансирования; они не требуют и столь т тельного рассмотрения.

Если корпорация привлекает из внешних источников средства, которые могут понадобиться для масштабного расширения ее бизнеса, управленческие решения оказываются более сложными и требуют, соответственно, больших затрат времени. Внешние инвесторы обычно хотят видеть детальные планы использования своих средств, а также хотят убедиться, что инвестиционные проекты компаний обеспечат денежные поступления, достаточные для покрытия расходов и получения прибыли. Они тщательно изучают планы корпорации и относятся к перспективам успеха более скептически, чем ее менеджеры. Таким образом, использование внешнего финансирования ставит компанию в тесную зависимость от рынка капиталов, выход на который связан с более высокими требованиями к инвестиционным планам корпорации, чем использование источников внутреннего финансирования.

Сегодня государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Все финансовые меры правительства направлены не только на прямое увеличение финансовых возможностей субъектов предпринимательской деятельности, но также имеют стимулирующий характер и призваны направить их развитие с учётом общенациональных интересов. Государство поддерживает малые и средние предприятия, как правило, в таких сферах, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение производства и опирается на разнообразный арсенал финансовых рычагов. Необходимо отметить, что данный вид финансирования является очень существенным и важным. Так же необходимо отметить и то, что данный вид финансирования в нашей стране развит пока слабо, хотя определенные шаги в этом направлении все-таки делаются, что дает надежду на то, что данный вопрос в скором будущем будет развит в совершенстве.

Конкретные методы государственного влияния на увеличение финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства можно разделить на три группы: прямые, непрямые и финансирование через товарищества рискованного капитала.

Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета иди бюджета субъекта Российской Федерации.

Данный вид финансирования предпринимательской деятельности носит строго целевой характер, получающий закрепление в актах государственных органов. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нарушения обязательства со стороны получателя ассигнований и может служить основанием для применения мер ответственности.

В целях обеспечения контроля за целевым использованием государственных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета 96 «Целевые финансирование и поступления». Для организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу1.

Государственное финансирование осуществляется в нескольких формах.

Так, финансирование государством может осуществляться прямыми и непрямыми методами.

Итак, что же относится к прямым методам финансирования?

Во-первых, это субсидии. Что же такое субсидии? Это вид неоплачиваемой помощи, которая предоставляется в основном крупным фирмам.

Субсидии для малых предприятий имеют региональный характер. Они выдаются местными властями и имеют целевое назначение. Наиболее распространённые из них:

  • - предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;
  • - предоставление дотации, субсидии, субвенции физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации:
  • - предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям, в случае недостаточности собственных средств на выполнение плана-заказа:
  • - предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам (и том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек но уплате налогов и других обязательств).

Далее хотелось бы сказать о том, что одним из наиболее важных направлений государственного финансирования является обеспечение денежными средствами государственных нужд. Общие правовые и экономические принципы и порядок финансирования государственных нужд установлены рядом законов. Это Федеральный закон от 13 декабря 1994 г., 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другие законы.

Так что же такое государственные нужды? Дадим им определение. Итак, Государственные нужды - это потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Порядок разработки и реализации федеральных целевых и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, а также формы иных необходимых документов (календарный план выполнения работ по государственному контракту, протокол соглашения о контрактной цене (смете) по государственному контракту, бюджетные заявки и рекомендации по их заполнению и др.) утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 584 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

В целях организации работы по выполнению целевых программ и иных государственных нужд устанавливаются государственные заказчики. Их роль немного специфична, а выражается это в следующем. Дело в том, что государственные заказчики не выступают в роли самостоятельных хозяйствующих субъектов, они лишь выполняют функцию по обеспечению реализации программ, иных государственных нужд, действуя от имени и в интересах государства в пределах предоставленной им компетенции. Исходя их этого можно сделать вывод о том, что государственные заказчики являются главными распорядителями бюджетных средств. В заключении хотелось бы добавить, что целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для выполнения целевых программ и обеспечения иных государственных нужд заключаются государственные контракты. Государственный контракт представляет собой такой договор, заключенный органом государственной власти или государственным заказчиком от имени РФ, субъекта РФ с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд1.

Совокупность заключенных государственных контрактов представляет собой государственный заказ.

Утвержденные целевые программы и иные государственные нужды финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников: взносов участников реализации программ, целевых отчислений от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении программ, средств внебюджетных фондов и других поступлений.

Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством Российской Федерации на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. Так, Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 1999 год приведен в Приложении № 3 к Федеральному закону от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год».

Финансирование закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также с учетом реального поступления в бюджет финансовых ресурсов. Финансирование осуществляется Министерством финансов РФ путем перечисления денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений.

Для определения объемов бюджетного финансирования государственный заказчик ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому, представляет в соответствующий департамент отраслевого финансирования Министерства финансов РФ информацию (заявку) о потребности в средствах, необходимых для финансирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Полученные из бюджета средства должны расходоваться главными распорядителями средств строго по целевому назначению. Средства, направленные не по целевому назначению, засчитываются Минфином РФ в счет текущего финансирования и в дальнейшем не компенсируются. Контроль за строго целевым расходованием указанных средств осуществляется Главным управлением федерального казначейства и Контрольно-ревизионным управлением Минфина РФ.

Отношения между государственным заказчиком и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) регулируются договором, в котором предусматривается и порядок финансирования. Например, в договоре подряда на строительство объектов для государственных нужд необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие мощностей и объектов. В случаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительства уточняется сторонами. При этом государственный заказчик возмещает подрядчику убытки.

Кроме финансирования целевых программ и иных государственных нужд государство осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи и поддержки хозяйствующих субъектов и отраслей, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения публичных интересов общества, а с другой - не может осуществляться без притока денежных средств извне. Финансовая помощь и поддержка может осуществляться путем финансирования определенных затрат организаций (селективное санирование) или отраслей в целом, потребностей субъектов Российской Федерации путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций. Дадим им определения.

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Например, в бюджете 1998 года было предусмотрено выделение дотаций субъектам Российской Федерации на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования.

Субсидии - что бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Государством, например, субсидируются программы и мероприятия по развитию животноводства, растениеводства и другие затраты.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Правовые основы выделения субвенций устанавливает Закон РФ от 15 июля 1992 года № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу».

Субвенционное финансирование хозяйственной деятельности осуществляется путем выделения инвестиционных субвенций, направленных на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством. Условием предоставления инвестиционных субвенций из федерального бюджета является недостаточность дохода бюджетов региона для обеспечения денежными средствами инвестиционной и инновационной деятельности, что подтверждается заключением Министерства финансов РФ.

Субвениионное финансирование осуществляется только в отношении инвестиционных проектов и программ, прошедших экспертизу и получивших одобрение Министерства экономики РФ. Субвенционное финансирование осуществляется в форме долевого участия федерального и регионального бюджетов и не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты.

Порядок предоставления субвенций определен законодательством.

Инициатива п получении субвенции должна исходить от самого адресата, то есть органов представительной власти субъекта Российской Федерации.

Инициатива реализуется путем представления запроса, включающею экспертное заключение, в Министерство финансов РФ до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году. В срок до 15 сентября Министерство финансов РФ выносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ одобренные в соответствующих комиссиях и комитетах предложения о предоставлении субвенций по конкретным программам. Сводное заключение о предоставлении инвестиционных субвенций из федерального бюджета выносится на рассмотрение и утверждение Федерального Собрания в составе федерального бюджета.

Основанием возникновения конкретного обязательства о предоставлении субвенции следует считать Федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, а также договор, заключаемый между органом, предоставившим субвенцию, и ее получателем. В роли органа, предоставляющего субвенции из федерального бюджета, выступает от имени Российской Федерации Министерство финансов РФ. Действия государства при этом следует рассматривать как деятельность собственника средств федерального бюджета (государственной казны) по распоряжению собственностью в публичных интересах. В качестве получателя денежных средств, а следовательно, и стороны обязательства выступает высший орган власти субъекта Российской Федерации. Анализируемое правоотношение представляет собой хозяйственно-управленческое обязательство.

В договоре о предоставлении конкретной субвенции должны быть зафиксированы ее назначение, объем, получатель, порядок и условия предоставления. Праву органа, предоставившего субвенцию, контролировать се использование, корреспондирует обязанность получателя субвенции отчитаться об ее использовании в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета.

Ответственность за неисполнение условий предоставления и использования субвенций во многом предопределяется целевым характером их выделения. В соответствии со ст. 3 Закона субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Решение о возврате субвенции или досрочном Прекращении субвенционного финансирования оформляется решением органа, ее предоставившего. Оно должно быть принято не позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности. Предоставление субвенций из федерального бюджета может быть также прекращено в случае нарушения органами представительной власти субъектов РФ норм налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.

Особенностью ответственности в отношениях субвенционного финансирования следует считать бесспорный порядок ее реализации. В соответствии с действующим законодательством, возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенции в трехмесячный срок после принятия соответствующего решения.

Определенные особенности имеет финансирование казенных предприятий.

Правовые основы такого финансирования закреплены в Постановлении Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N5 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».

В основном финансирование деятельности казенных предприятий осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). При их недостаточности заводу выделяются средства из федерального бюджета на:

  • - реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);
  • - содержание объектов социальной инфраструктуры;
  • - компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

Указанные средства на финансирование казенных предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений об их расходовании и общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период.

Не использованные казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет. Предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований.

Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства.

Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом.

Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.

Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя.

Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита, а также на проверку его целевого использования в любое время действия кредита. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов (глава 9 Налогового кодекса РФ), Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, регулируется Приказом Минфина РФ от 30 сентября 1999 г. № 64н.

Нормами Бюджетного кодекса РФ предусмотрена ответственность за нарушения, связанные с предоставлением (на возвратной и безвозвратной основе) и использованием государственных денежных средств.

Мерами ответственности являются предупреждение, наложение штрафов, взыскание пени, процентов за пользование бюджетными средствами, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1 Финансирование предпринимательской деятельности

1.1 Финансирование: понятие и отличительные черты

1.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности, и их классификация

2 Внешнее и внутреннее финансирование, источники, значение

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития предпринимательства.

Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора концептуальных путей становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок. К числу таких проблем относится правовое регулирование предпринимательства.

Российское законодательство далеко от состояния, отвечающего требованиям современного этапа развития предпринимательства. Сегодня общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства. Назрела необходимость в исследовании публично-правового межотраслевого и межсистемного механизма регулирования предпринимательства.

Проблема предпринимательства молода. Происходящий в последнее время взрыв интереса к этой проблеме обусловлен лавинообразным нарастанием противоречий в развитии предпринимательства в России. До настоящего времени отсутствуют специальные комплексные исследования вопроса государственного регулирования предпринимательства, учитывающие действующую в России организацию власти. Это обстоятельство тормозит дальнейшее совершенствование системы безопасности в целом.

Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в России, находится в стадии становления. Существующая правовая система России не может обеспечить прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому большая часть предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами. Отсутствие эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам ведения деятельности и разрешения споров.

Финансирование предпринимательства очень важный вопрос в предпринимательской деятельности вообще. Предметом данной работы является финансировании предпринимательской деятельности. Необходимо отметить, что на данном этапе развития страны вопрос о финансировании предпринимательской деятельности еще не достаточно разработан.

1 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Финансирование: понятие и отличительные черты

Финансирование является одним из видов обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности. Финансирование и кредитование, очень похожие понятия, но все же имеют ряд отличий друг от друга. Кредитование можно рассматривать как часть финансирования. Кредитование, как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного производства.

Финансирование же является безвозмездным и безвозвратным предоставлением денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности.

Так же необходимо сказать и о том, что важной отличительной чертой финансирования выступает то, что право собственности у субъекта, который предоставил денежные средства, не возникает. К тому же финансирование может осуществляться исключительно денежными средствами. Этим финансирование отличается от инвестирования, поэтому нельзя смешивать эти понятия. И еще одной основной отличительной чертой инвестирования является получение прибыли, тогда как финансирование такой цели не преследует.

Итак, подводя небольшой итог вышесказанному, нужно отметить, что финансирование отличается от инвестирования, а так же и от кредитования. Но кредитование можно рассматривать как часть финансовых правоотношений, тогда как инвестирование нельзя смешивать с финансированием никоим образом.

1.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности , и их классификация

Собственный капитал - это личные средства, вкладываемые в дело. Если бизнес не состоится, то вкладчик их потеряет. Собственный капитал является рисковым капиталом, поскольку владелец рискует своими собственными деньгами, вкладывая их в этот бизнес. Инвестировать собственные средства в дело рискованно. Также можно часть большинство кредитных организаций, предоставляющих средства для финансирования предпринимательской деятельности, ставят одним из условий при выдаче кредитов инвестировать в дело часть собственных средств предпринимателя.

финансирование предпринимательский деятельность

2 ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ, ИСТОЧНИКИ, ЗНАЧЕНИЕ

Финансирование инвестиционного проекта должно обеспечивать такую динамику инвестиций, которая позволяла бы осуществлять проект в намеченные сроки на всех этапах его жизненного цикла с учетом финансовых ограничений, а также обеспечивать снижение затрат и риска за счет оптимизации денежных потоков и использования налоговых

Финансирование инвестиционного проекта разбивается на ряд этапов: прединвестиционное, инвестиционное, эксплуатационное, которые являются этапами жизненного цикла инвестиционного проекта.

На предварительном этапе проводится финансирование затрат на проведение маркетинговых исследовании, технико-экономическое обоснование проекта, анализе го жизнестойкости, а также принимается решение о целесообразности финансирования.

На инвестиционном этапе разрабатывается план реализации проекта, общая сумма и источники финансирования, план движения денежных потоков на всех стадиях реализации проекта и организации контроля.

На эксплуатационном этапе финансируется оборотный капитал (приобретение сырья и материалов), внутрифирменные расходы на производство и реализацию продукции, расчеты с поставщиками, кредиторами.

Важным моментом на всех стадиях осуществления инвестиционного проекта является выбор методов финансирования и оптимизации их структуры.

Под методами финансирования инвестиционных проектов понимаются принципиальные подходы к финансированию отдельных инвестиционных проектов, которые используются хозяйствующими субъектами при разработке политики формирования инвестиционных ресурсов.

Различают два типа финансирования инвестиционных проектов: внутренний и внешний. При внутреннем типе финансирования в качестве источников используются: продажа активов, нераспределенная прибыль, сокращение оборотного капитала, дебиторская эффективность, кредиты у поставщиков. Внешний тип финансирования предполагает следующие источники: получение займов, выпуск обычных или привилегированных акций.

Займы как метод финансирования связаны с использованием различных ссудных инструментов, приносящих проценты. Различают следующие виды займов: облигационный, гарантийный, опционный, целевой, рентный, субординационный и др.

При финансировании крупных проектов, связанных с большими капитальными затратами, выпуск акций может совмещаться с выпуском долговых обязательств.

Любой метод финансирования инвестиционные проектов имеет свои преимущества и недостатки. Основными принципами их отбора являются: доступность денежных средств, гарантированность поступлений и величина процентной ставки. Для окончательного принятия решения о выборе схемы финансирования требуется всесторонняя оценка последствий инвестирования с учетом степени риска. Оценка внешних источников финансирования включает учет времени возможного пользования ими, связанных с ними издержек, а также степени утраты контроля над фирмой.

В практике финансового менеджмента обычно используются пять методов финансирования инвестиционных проектов: полное самофинансирование, акционирование, кредитное финансирование, финансовый лизинг, смешанное (долевое) финансирование.

В широком понимании к методам финансирования инвестиционных проектов относят:

Бюджетное финансирование;

Долговое финансирование;

Акционирование;

Самофинансирование;

Ипотеку;

Форфейтинг;

Привлечение иностранных инвестиций;

Проектное финансирование.

Дадим им краткую характеристику.

Бюджетное инвестирование характеризуется целевым характером использования бюджетных ресурсов. Источниками бюджетного инвестирования являются средства федерального бюджета, бюджетные средства субъектов и органов местного самоуправления.

Бюджетные средства выделяются на частичное финансирование инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор, причем данный порядок распространяется на всех инвесторов независимо от форм собственности.

Правом на участие в конкурсе и оказание государственной поддержки пользуются проекты, удовлетворяющие следующим критериям:

Идея инвестиционного проекта должна быть связана с «точкой роста» экономики;

Инвестор обязан вложить не менее 20% собственных средств (акционерный капитал, амортизация, прибыль) в реализацию проекта;

Срок окупаемости проекта, а также срок сдачи объекта «под ключ» не должен превышать двух лет;

Коэффициент абсолютной ликвидации устанавливается не менее 0, 33;

В составе инвестиционного проекта должны быть бизнес-план и заключение государственной экологической экспертизы.

Распространенным методом финансирования инвестиционных проектов является долговое финансирование. Его основными источниками являются:

Долгосрочные кредиты коммерческих банков;

Правительственные субсидии;

Ипотечные ссуды;

Частное размещение долговых обязательств;

Акционирование.

Долгосрочные кредиты предоставляются обычно коммерческими банками в виде банковских ссуд. Для их получения в банк предоставляются следующие документы:

Бухгалтерский баланс за последнюю отчетную дату;

Отчет о прибылях и убытках;

Технико-экономическое обоснование проекта.

При положительном решении вопроса о кредитовании между заемщиком и кредитором заключается кредитный договор, в котором определены порядок предоставления, оформления и погашения долгосрочных кредитов.

Действующим законодательством РФ установлен ряд правил, посвященных кредитному договору:

Кредитные договоры должны быть заключены только в письменной форме, несоблюдение этого правила влечет недействительность договора, его ничтожность;

Кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок;

При нарушении заемщиком предусмотренной кредитным договором обязанности целевого использования кредита кредитор вправе отказаться от дальнейшего кредитования заемщикам по договору;

Заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное предусмотрено законом.

Крупные кредиты обычно выдаются по частям в сроки, предусмотренные договором. Такой способ кредитования носит название кредитной линии.

От заемщиков банка требуют выплаты ссудных процентов и комиссионное вознаграждение за предоставление кредита, которое определяется в кредитном договоре как процент от суммы кредита.

Долгосрочные кредиты могут выдаваться не только коммерческими, но и сберегательными банками.

Финансовые процентные ставки являются фиксированными. Скользящие процентные ставки изменяются в зависимости от длительности срока кредитования.

При кредитовании инвестиционных проектов коммерческими банками выдвигается ряд условий:

Первоочередному финансированию подлежит экспорто-ориентированные проекты;

Рентабельность проекта должна превышать 15%;

Проект должен иметь финансовую окупаемость;

Собственные инвестиции заемщика в проект должны быть более 30% от всеобщей стоимости и др.

Осуществляя кредитование крупномасштабных проектов, коммерческие банки приоритет отдают обычно проектам, предусматривающим техническое перевооружение и модернизацию уже действующих производств без дополнительного капитального строительства в больших объемах. Поэтому они практически не предоставляют кредиты, связанные с финансированием внедрения принципиально новых технологических разработок.

Одним из источников долгового финансирования инвестиционных проектов являются правительственные субсидии. Предоставление федеральной субсидии для разработки и внедрения инновационной идеи весьма редкое явление. Тем не менее, в России созданы федеральные агентства, задачей которых является, оценка и отбор предложений о намечаемых исследованиях для финансирования. Агентства разрабатывают темы и публикуют объявления о своей заинтересованности в определенных исследованиях и разработках. Предприятия направляют в агентства свои предложения, которые затем оцениваются и при положительном решении предоставляются субсидии.

Важнейшим источником долгового финансирования является ссуда под залог недвижимости (ипотека).

При финансировании инвестиционных проектов используются следующие виды ссуд:

Стандартная ипотечная ссуда, которая характеризуется погашением долга и выплатой процентов равными долями;

Ссуда сростом платежей, предполагающая увеличение взносов с фиксированным постоянным темпом на начальном этапе и дальнейшую выплату постоянными суммами;

Ипотека с изменяющейся суммой выплат, когда в льготный период выплачиваются только проценты и основная сумма долга не увеличивается;

Ипотека с залоговым счетом, в основе которой лежит открытие специального счета, а должник вносит на последний определенную сумму для подстраховки выплат взносов на начальном этапе осуществления проекта;

Заем со сниженной ставкой, когда залоговый счет открывает сам продавец поставляемого оборудования.

Одним из источников финансирования инвестиционных проектов является частное размещение долговых обязательств, которое может осуществляться в таких формах, как:

Долговые обязательства с варрантами;

Субординарные конвертируемые облигации.

Долговые обязательства с варрантами представляют собой обязательства возвратить кредитору определенную денежную сумму через оговоренный заранее срок с согласованной премией.

Варранты в данном случае представляют собой приложение к ценной бумаге в виде проектного договора, предоставляющего владельцу ценной бумаги права и льготы - покупку акций предприятия по фиксированной цене в пределах установленного договором срока.

Субординарные конвертируемые облигации - это особый тип долговых обязательств. Они погашаются раньше всех обязательств по акциям, но позже других видов долгов: по банковским кредитам, налогам. Поэтому держатели обычных акций имеют право на получение средств только после выполнения обязательств перед владельцами субординарных конвертируемых облигаций.

Акционирование как метод финансирования инвестиционных проектов используется обычно на начальном этапе их освоения. С этой целью объявляется открытая подписка на акции создаваемого предприятия для юридических и физических лиц. Акционерный капитал предприятия формируется за счет эмиссии и продажи акций на рынке ценных бумаг. Выпущенные акции могут быть привилегированными и обыкновенными.

В качестве покупателей акций могут выступать:

Заказчики, заинтересованные в продукции, которая будет выпускаться после завершения проекта и ввода в эксплуатацию производственных мощностей;

Внешние инвесторы, заинтересованные в окупаемости вложенных ими средств, получении налоговых льгот и т. д.

Преимуществом акционирования является то, что основной объем финансовых и иных ресурсов в виде оборудования, технологии, права на использование национальных природных ресурсов и др. поступает в начале осуществления проекта. Благодаря этому накопленные денежные суммы позволяют перенести погашение исковой задолженности на более поздние сроки, т. е. когда проект начнет генерировать доходы.

В рыночных условиях самофинансирование представляет наиболее надежный способ осуществления инвестиционных проектов. В соответствии с действующим законодательством РФ инвестиционная деятельность может финансироваться субъектами за счет формирования собственных инвестиционных фондов. Источниками инвестиционных фондов служат финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы: прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и другие средства.

Обретя финансовую самостоятельность и независимость, предприятия могут сами решать вопрос о распределении чистой прибыли, оставшейся после выплаты налогов в бюджет и выполнения других долговых обязательств. Никто, в том числе и государство, не вправе вмешиваться в процесс распределения и использования чистой прибыли.

Полученная чистая прибыль предприятия может направляться на финансирование работ, связанных с реконструкцией, техническим перевооружением и модернизацией производственных мощностей, проведением научных исследований, улучшением качества продукции и др.

Из чистой прибыли покрываются расходы на социальные нужды предприятия: премии, надбавки к пенсиям, выплаты дивидендов по акциям, материальная помощь нуждающимся, оплата жилья и т. д.

В рыночных условиях поддержание высокой конкурентоспособности предприятия является его стратегической целью. Поэтому прибыль должна способствовать ее реализации. Отсюда приоритет при распределении прибыли должен отдаваться развитию производства, что в перспективе будет способствовать решению социальных проблем предприятия.

Помимо прибыли важнейшим источником самофинансирования на предприятии выступают амортизационные отчисления. Основные средства в процессе их эксплуатации постепенно изнашиваются физически и устаревают морально, т. е. утрачивают свои первоначальные параметры. Стоимость их износа погашается посредством начисления амортизации, которая включается в издержки производства, и после реализации продукции поступает предприятию в денежной форме. Однако основные производственные фонды не требуют возмещения их натуральной формы после каждого производственного цикла. В результате на предприятии образуются свободные денежные средства, которые могут накапливаться или использоваться на расширение производства и его модернизацию.

Амортизационные отчисления производятся по определенным нормам, которые получили название нормы амортизации. Помимо прибыли и амортизационных отчислений предприятия для самофинансирования могут использовать продажу части своих активов, привлекать других инвесторов на основе долевого участия и т. д.

Использование собственного капитала для финансирования инвестиционных проектов, имеет ряд преимуществ перед другими методами финансирования. Во-первых, это обеспечивает экономию финансовых ресурсов, так как при привлечении заемных средств требуется уплата ссудного процента. Во-вторых, упрощается процедура привлечения необходимых средств, для реализации проекта, поскольку не требуется согласования вопросов финансирования с другим хозяйствующими субъектами. В-третьих, снижается степень риска, связанного с нарушением обязательств со стороны кредитных институтов. В результате обеспечивается большая финансовая устойчивость, предприятия и облегчается процесс управления финансовыми потоками в ходе реализации инвестиционного проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основную часть собственных средств составляют амортизационные отчисления и средства, направляемых на инвестиции за счёт прибыли. С амортизационными отчислениями получается следующим образом - деньги, выделяемые на поддержание основных фондов, копятся, всё то время пока не настает момент их замены или ремонта, пока это не наступило подобные средства с успехом можно использовать для финансирования инвестиций.

К привлечённым средствам можно отнести деньги, получаемые за счёт реализации акций, государственные и частные инвестиции в различных формах, различного рода пожертвования и взносы. В случае с заемными средствами речь идет, прежде всего, о кредитах в банках и прочих кредитных организациях, и различных формах долгосрочной аренды - лизинга.

Каждый из способов финансирования инвестиций имеет ряд особенностей и ограничений, и применяется в зависимости от ряда факторов и обстоятельств - которые в конечном итоге и определят способ получения денег. Тут определяющими факторами могут выступать как наличие прозрачных денежных потоков, наличие собственных основных фондов, устойчивость и хороший потенциал для динамического развития и целый ряд других требований. Наличие и выполнение которых, гарантирует инвестору возврат и приумножение вложенных средств.

Источники финансирования инвестиций: их классификация и способы привлечения.

Финансирование инвестиций - обеспечение инвестиционной деятельности необходимыми денежными средствами из различных источников.

Различают следующие виды финансирования:

По частоте поступления: текущее и особое.

По продолжительности: краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное.

По правовому положению инвестора: собственное, заемное, привлеченное.

По происхождению денежных средств: внешние, внутренние.

Внешние источники формирования инвестиционных ресурсов - заемные и привлеченные источники финансирования реализации инвестиционных проектов.

Внутренние источники формирования инвестиционных ресурсов - собственные источники финансирования реализации инвестиционных проектов (подлежащая капитализации часть чистой прибыли компании, амортизационные отчисления).

Собственные источники формирования инвестиционных ресурсов - денежные средства и другое имущество собственников компании (фирмы), привлекаемые для реализации инвестиционного портфеля.

К собственным источникам инвестиций относятся:

Амортизационные отчисления - основной собственный источник финансирования простого воспроизведения основных фондов предприятий. Их размер определяется умножением установленных норм амортизации на балансовую стоимость соответствующих групп основных фондов, используемых в производственном процессе предприятия.

Отчисления от прибыли на нужды инвестирования;

Суммы, выплаченные страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных и других бедствий, и т. п.;

Иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных продуктов, торговых марок).

Заемные источники - привлекаемые для реализации инвестиционного портфеля на кредитной основе денежные средства и другое имущество:

Лизинг - долгосрочная форма аренды машин и оборудования, используемая как один из заемных источников формирования инвестиционных ресурсов,

Селенг - передача собственникам (юридическими и физическими лицами) прав по использованию и распоряжению их имуществом за определенную плату,

Иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального и нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и частных лиц;

Различные формы заемных средств, в т.ч. кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях), кредиты банков и других институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), других предприятий, векселя и другие средства. Кредит - ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.

Классификация кредитов, используемых на финансирование инвестиций.

Облигационный заем как форма кредитного финансирования инвестиций представляет собой внешнее заимствование на основе эмиссии облигаций. В российской практике к облигационным займам, как источникам финансирования инвестиций, могут прибегать лишь акционерные компании, платежеспособность которых и деловая репутация не взывают ни каких сомнений. В состав привлеченных средств входят:

Средства, полученные от выпуска предприятием и продажи акций;

Средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозвратной основе;

Ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Литвин М.И. Управление финансами предприятия. Финансовый менеджмент.2002 №6.

2. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф Н.В. Колчиной. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002. - 447 с.

3. Шуляк П.Н. Управление финансами / Учебное пособие - М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2000. - 752 с.

4. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.fa.ru/ 19.01.2012, 14.50.

5. Рассолов И.М. Управление в сфере предпринимательства. - М.: ИКАР, 2002. - 442 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Методы и источники финансирования инвестиций. Широкая и узкая трактовка понятия "проектное финансирование". Сравнительная характеристика источников финансирования инвестиционных проектов. Венчурное финансирование: понятие, сущность, этапы, цель.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2012

    Понятие и классификация инвестиционных проектов, виды инвестиций. Правовые основы, субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Региональные особенности привлечения инвестиций. Основные источники финансирования инвестиционных проектов в Украине.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2014

    Источники и методы финансирования инвестиционных проектов: преимущества и недостатки. Проектное финансирование: отличительные особенности, сравнительная характеристика форм. Сравнительный анализ финансирования за счёт собственных и заёмных средств.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2011

    Понятие и классификация инвестиционных проектов, проектное финансирование. Формы инвестиционной деятельности коммерческих банков. Лизинг и форфейтинг - особые формы финансирования инвестиционных проектов. Место и роль прямых иностранных инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2010

    Оценка ситуации малого предпринимательства в Российской Федерации. Виды и сравнение источников финансирования предпринимательской деятельности, их недостатки и преимущества. Анализ структуры и особенности привлечения внешних источников на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2013

    Теоретические основы инвестиционной деятельности предприятия. Основные характеристики кредита. Формы и источники финансирования инвестиционных проектов. Разработка проектной схемы финансирования на примере сети салонов сотовой связи "Мобильный век".

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Теоретические основы методов финансирования инвестиционных проектов: понятия, основные виды, особенности и проблемы. Способы финансирования инвестиционных проектов в мировой практике. Способы финансирования инвестиционных проектов в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2015

    Сущность и экономическое содержание источников финансирования современной организации, их классификация и виды в предпринимательской деятельности, способы формирования и порядок наращивания. Формы и методы привлечения заемных средств в организации.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010

    Бюджетная и социальная эффективность инвестиционных решений. Чистая текущая стоимость проекта: понятие, порядок расчета, сферы применения и недостатки. Методы формирования пакета инвестиций. Источники финансирования потребности в инвестиционных ресурсах.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2013

    Сущность, классификация и эффективность использования источников финансирования предпринимательской деятельности. Методические основы вертикального и динамического анализа источников финансирования предприятия. Анализ финансового состояния ООО "Лидер".

Финансирование предпринимательской деятельности – безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в различных формах для осуществления предпринимательской деятельности.

Финансирование следует отличать от инвестирования:

1) Инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности; при финансировании у субъекта таких прав не возникает

2) Целью инвестирования является получение прибыли; целью финансирования – обеспечение нормального функционирования предпринимат.деят-ти

3) В качестве инвестиций могут выступать материальные и нематериальные объекты, не изъятые из гражданского оборота; финансирование осуществляется только за счет денежных средств.

Также финансирование отличается от кредитования. Кредитование, как правило, осуществляется денежными средствами, но на возвратной и возмездной основе.

В зависимости от источника финансирования выделяют:

Государственное финансирование (за счет фед.бюджета или субъекта РФ)

Муниципальное (за счет бюджет муниципального образования)

Самофинансирование

Благотворительное (за счет взносов частных собственников)

Государственное финансирование осуществляется по трем направлениям:

1) Предполагает выделение бюджетных средств в счет оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юр.лицами по гос. и муниципальным контрактам.

2) Предоставление финансовой помощи из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основа в форме субвенций и субсидий.

3) Предоставлении бюджетных средств на возвратной и возмездной основа в форме бюджетных кредитов.

Финансирование государственных и муниципальных нужд.

Государственные нужды – обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами РФ или расходными обязательствами субъектов РФ за счет средств фед.бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций РФ, исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации программ, в которых участвует РФ, либо потребности субъектов РФ в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функции субъектов РФ, в том числе реализации региональных целевых программ.



Муниципальные нужды – обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных гос.полномочий, переданных органом местного самоуправлениям в соответствии с фед.законами и законами субъектов РФ.

Для реализации гос. и муниципальных нужд применяются соответствующие целевые программы. Для организации работ по выполнению целевых программ утверждаются соответствующие гос.и муниц.заказчики.

Гос. и муницип. заказчиками могут выступать органы гос. власти РФ или субъектов, органы местного самоуправлениям или уполномоченные этими органами организации.

Заказчик должен определить предмет заказа, его начальную цену, условия исполнения заказа, условия проведения конкурса или аукциона.

Участником целевой программы может быть любое юр.лицо или ИП.

Гос.заказы предоставляются победителям конкурсов или аукционов или гос.заказ может быть предоставлен конкретному исполнителю без конкурса и аукциона.

Гос.заказчики, за исключением случаев, касающихся заказов на поставки товаров, исполнение услуг для нужд обороны гос-ва или безопасности, обязаны размещать не менее 15% общего объема заказов от субъектов малого предпринимательства.

Лицу, получившему гос.заказ, предоставляются гос.гарантии оплаты этого заказа. С лицом, получившим заказ, заключается гос.или муниципальный контракт, в котором устанавливается порядок исполнения заказа, меры ответственности за исполнение или неисполнение заказа.

Заказчик имеет право осуществлять контроль за ходом исполнения заказа, в то же время специально уполномоченные органы вправе осуществлять контроль за соблюдением заказчиком условия контракта. Предусматривается возможность для исполнителя заказа обжаловать в суде действия или бездействия заказчика, препятствующие исполнению заказа.

Предоставление средств в виде субвенций и субсидий регулируются ст. 78 бюджетного кодекса РФ.

Субвенция – бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр.лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр.лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субсидии и субвенции юр.лицам, которые не являются гос.или муницип.унитарными предприятиями, допускаются в след. случаях:

Из фед.бюджета в случаях, предусм. фед. и регион. целевыми программами и фед. Законами

Из бюджетов субъектов РФ в случаях, предусмотренных фед.целевыми программами, фед.законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ

Из местных бюджетов в случаях, предусмотренных фед.законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.

Бюджетное кредитование.

Бюджетное кредитование – предоставление бюджетных средств в собственность юр.лиц на возмездной и возвратной основе.

Отличия бюджетного кредитования:

Это целевое предоставление средств, т.е. при составлении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен кредит, условия и порядок предоставления кредитов, лимиты их предоставления, а также ограничение по субвенциям, которым могут быть предоставлены кредиты

Льготный характер. Проявляется в том, что в некоторых случаях может быть продлен срок возврата кредита, правительство РФ может также проводить реструктуризацию задолженности юр.лиц по начисленным пеням и штрафам за несвоевременный возврат средств, а также за просрочку уплаты по кредитам.

Порядок предоставления кредита предполагает, что он предоставляется в пределах финансового года равными долями в пределах средств, поступающих от возврата ранее выделенных кредитов.

Бюджетные кредиты предоставляются не государственным или не муниципальным юр.лицам (частным) только при условии предоставления заемщикам обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита.

Обеспечение обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Если частное юр.лицо не в состоянии предоставить обеспечение по кредиту, кредит ему не предоставляется.

Бюджетный кредит предоставляется частному юр.лицу на основании договора.

Договор предусматривает условия, на которых предоставляется кредит, т.е. цели, для достижения которых предоставляется кредит, проценты, порядок предоставления кредита заемщику, а также договор, предусматривающий предоставление обеспечения исполнения обязательств. Если заемщик нарушает условия договора, кредитор вправе потребовать досрочного возвращения кредита и уплаты процентов по нему.

Банковское кредитование.

Банковское кредитование – активная банковская кредитная операция по размещению от своего имени и за свой счет привлеченных во вклады денежных средств физич. и юр. лиц.

Банковское кредитование может осуществляться на основании лицензии банка России.

Цель кредитования – извлечение прибыли.

Принципы :

- Возвратность (сумма кредита и начисленные на нее % должны быть возвращены кредитору, при этом кредитная организация не только вправе, но и обязана предпринять все необходимые меры по взысканию указанных сумм с заемщика. С баланса кредитных организаций допускается списание только безнадежных или нереальных к взысканию кредитов. Безнадежность кредита должна подтверждаться судебными актами, актами суд. представителей, актами органов гос. регистрации, доказывающими невозможность взыскания задолженности)

- Платность (взимание с заемщика процентов за пользование предоставленными денежными средствами. Размер % зависит от срока кредитования, репутации заемщика, наличия обеспечения и связанных с этим риском невозвратности денежных средств)

- Срочность (кредит должен быть возвращен по истечении времени, указанному в договоре)

- Добровольность (банк или кредитная организация самостоятельно принимает решения о предоставлении кредита или об отказе в предоставлении кредита)

- Исключительность (осуществлять кредитование могут только банки и не банковские кредитные организации на основании лицензии, полученной от Банка России)

- Резервность (кредитная организация в обязательном порядке создает резервы на возможной потере по ссудам, размер резервов определяется в соответствии с классификацией того или иного вида кредита: зависит от уровня риска невозврата, от обеспеченности кредитов; в соответствии с качеством обслуживания долга. Размер резерва прямо пропорционален вероятности финансовых потерь вследствие неисполнения заемщиком своих обязательств и варьируется от 0 до 100%. Создание резервов необходимо потому, что в качестве кредитов кредитные организации предоставляют деньги своих вкладчиков)

Перечисленные принципы являются обязательными принципами кредитования. Выделяют также факультативные:

- Принцип обеспеченности (заемщик предоставляет обеспечение исполнения своего обязательства по кредиту, в качестве обеспечения часто используется залог имущества, возможно также предоставление банковской гарантии, либо внесение гарантийного депозита. Нарушение условий обеспеченности кредита влечет публично-правовые и частноправовые последствия. Публично-правовые: обязанности кредитной организации реклассифицировать кредит путем отнесения его к более низкой категории качества и увеличение резерва на возможные потери по ссудам. Частноправовые: кредитная организация может потребовать досрочного возвращения суммы кредита и уплаты причитающихся процентов)

- Целевой характер (в заявлении на получение кредита и в договоре о кредите указывается цель его использования. Указание цели кредита дает банку возможность оценить срок окупаемости проекта, оценить возможность заемщика погасить кредит, а также контролировать использование кредитных сумм. Заемщик обязан обеспечить представителю кредитной организации возможность осуществления контроля за целевым использованием кредита. При нарушении этой обязанности или при неисполнении условия об использовании целевого кредита, кредитная организация имеет право отказать заемщику в дальнейшем кредитовании и потребовать досрочного возвращения кредита и уплаты причитающихся %)

Процедура выдачи кредита:

I. Рассмотрение заявки на получение кредита

II. Рассмотрение вопроса руководителем кредитного подразделения банка, либо кредитным комитетом и заключение кредитного договора

III. Предоставление кредита. Он предоставляется только в безналичном порядке путем зачисления средств на текущий или корреспондентский счет заемщика

IV. Кредитный мониторинг. Банк осуществляет контроль за целевым использованием кредита и исполнением графика погашения

V. Погашение кредита

Самофинансирование.

Самофинансирование – финансирование за счет собственных финансовых ресурсов, а также за счет привлеченных денежных средств по иным основаниям.

Основным источником самофинансирования является чистая прибыль, которая остается после уплаты налога на прибыль и валовой прибыли организации и которая направляется в соответствии с законодательствами и учред. документами юр лица на различные цели.

Нормативы распределения прибыли законодательно не установлены, что предполагает произвольную форму распределения прибыли, из которой формируются фонды накопления, потребления и иные резервные фонды.

Если фонды не создаются, то составляются сметы расходов на развитие производства, соц. нужды работников, материальные поощрения и т.д.

Товарное кредитование – предоставление одной стороной другой стороне определенными родовыми признаками вещей. Сторона, которой эти вещи предоставлены, обязуется при этой возвратить аналогичное количество вещей того же рода и качества.

Эти обязательства оформляются договором товарного кредита. К договору применяются нормы гражданского кодекса о банковском кредитовании.

Как правило, по договору товарного кредита поставляются потребляемые вещи.

Коммерческое кредитование осуществляется в результате договоров, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определенных родовым признаками, в которых предусмотрено предоставление кредита. Кредит может предоставляться в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, если другое не предусмотрено законом.