Истек срок аттестации рабочих мест. Как поступать тем организациям, у которых истек срок предыдущей аттестации рабочих мест

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ. Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда. Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года .

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих . Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

По статистике, 35% всех нарушений – это допуск тех сотрудников к рабочим местам, которые не прошли инструктаж по охране труда.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки . Данное требование предъявлено с 1 января 2015 года . По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд. Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фонд Соцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения : и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2018 года . Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая . Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении . Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

Какой статьей /КоАП РФ и в каком размере ответственность на юр. лицо и директора за следующие нарушения: 1. не пройдена аттестация рабочих мест (Она обязательна для коммерческих организаций и для каких именно рабочих мест - если, к примеру, офисные работники?) 2. Нет допуска у электриков. работающих на предприятии? 3.Не пройдены курсы и нет документа у ответственного лица по охране труда. 4. Кто вправе налагать взыскания?

Ответ

1. Ответственность наступает по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Проводить спецоценку обязан все работодатели в отношении всех работников за исключением:

Надомных сотрудников;

Дистанционных сотрудников;

Сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Также есть случаи проведения внеплановой спецоценки.

Все вновь созданные организации обязаны проводить спецоценку в течение 12 месяцев с момента создания новых рабочих мест.

Организации, которые имеют действующие результаты аттестации рабочих мест, проведенной еще до 31 декабря 2013 года, обязаны провести спецоценку до того, как закончится срок действия аттестации. В общем случае ее срок составляет пять лет.

2. Работодателя, допустившего к выполнению работ в электроустановках неаттестованный персонал, могут привлечь к ответственности по ст. 9.11. КоАП РФ. За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

3. Ответственность предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ.

4. Привлекать к ответственности вправе сотрудники ГИТ.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .

1. Ситуация: Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки условий труда

«Внимание: нарушение порядка проведения специальной оценки влечет :

Для организации - штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.;

Для должностных лиц организации (в частности, руководителя) - предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

За повторное нарушение порядка проведения специальной оценки предусмотрены следующие административные наказания:

  • для организации - штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц организации (в частности, руководителя) - штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

«Каждый работодатель обязан проверить, сталкиваются ли сотрудники на работе с вредными и опасными факторами. С 1 января 2014 года для этой цели введена единая процедура - специальная оценка условий труда.

Чтобы провести спецоценку, прежде всего выберите поставщика услуги - специализированную компанию.

Следующий этап - сформируйте специальную комиссию и утвердите график работ.

После проведения спецоценки организация, которая ее проводила, подводит итоги в специальном отчете.

Какие организации обязаны проводить спецоценку

В общем случае проводить специальную оценку в установленные сроки обязаны все работодатели без исключения. Проводить ее не нужно только в отношении отдельных категорий сотрудников, в частности надомников. Поэтому, только если все сотрудники организации без исключения подпадают под эти категории, например, работают на дому, проводить спецоценку не придется.

В остальных случаях спецоценка обязательна независимо от сферы деятельности организации, наличия или отсутствия производства, численности сотрудников и т. п.*

Также не имеет значения, в каких помещениях работают сотрудники: собственных или арендованных. Провести спецоценку обязан именно работодатель, чьи сотрудники выполняют работу в арендованных помещениях, а не собственник здания, офиса и т. п.

Если сотрудники постоянно работают в разъездах и фактически выполняют работу на территории заказчиков, то спецоценки тоже не избежать.

Это следует из совокупности положений статьи 3, пункта 2 статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ.

Внимание:

Вопрос из практики: нужно ли проводить спецоценку, если рабочие места сотрудников расположены на континентальном шельфе России

Да, нужно.

Специальную оценку условий труда должны проводить все работодатели, за исключением трех случаев. Поскольку работодателем является российская организация, для нее также действуют эти требования. Это следует из статьи 3, пункта 2 статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ.

Случаи, когда спецоценка не нужна

Когда спецоценку проводить не нужно? Нужна ли спецоценка в отношении надомных и дистанционных сотрудников

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

  • надомных сотрудников;
  • дистанционных сотрудников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями*.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. На это указывает и ФСС России в своем письме от 24 апреля 2014 г. № 17-03-14/05-4188.

Указанный перечень исключений закрыт и не оставляет возможностей для расширенного толкования. Поэтому если хотя бы один сотрудник организации не подпадает под указанные исключения, то работодатель обязан провести спецоценку в установленные сроки.

Внимание: если в штатном расписании есть вакансии, то есть рабочие места не заняты, то провести на них спецоценку не получится в принципе. Так как рабочее местодля целей спецоценки по факту отсутствует. Исключение возможно только в отдельных случаях для аналогичных рабочих мест. См. подробнее.

Вопрос из практики: нужно ли проводить спецоценку на вакантных рабочих местах

Нет, не нужно. Такие рабочие места не соответствуют целям спецоценки. Отдельные исключения возможны только в отношении аналогичных рабочих мест.

Исследования и измерения вредных или опасных факторов в процессе спецоценки проводят при штатных производственных и технологических процессах на конкретном рабочем месте (п. 15 Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). А поскольку сотрудник отсутствует, то никаких рабочих процессов на вакантном месте не происходит. Соответственно, провести исследования в принципе невозможно. Поэтому спецоценку на вакантных местах не проводят. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 14 марта 2016 г. № 15-1/ООГ-1041.

Исключение из данного правила возможно лишь в отношении аналогичных рабочих мест. Например, если в компании 10 аналогичных рабочих мест, одно из которых временно вакантно. При этом возможность включить вакантное рабочее место в текущую спецоценку и распространить на него итоги, выявленные по занятым рабочим местам, может только специальная комиссия. Она принимает решение для каждого случая индивидуально, исходя из фактической ситуации. См. подробнее.

Если вакансия будет закрыта в процессе проведения текущей спецоценки, то можно уточнить отчетные данные. То есть включить новое рабочее место в список мест, подпадающих под оценку. Если вакансию закроют уже после окончания спецоценки, то работодателю придется провести еще одну внеплановую оценку (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Такой подход соблюдайте и в отношении аналогичного вакантного места, если комиссия изначально отказалась включать его в перечень мест, подлежащих оценке.

Вопрос из практики: Кто обязан проводить спецоценку, если работодатель арендует площадь с рабочими местами для сотрудников

Организовать проведение спецоценки должен работодатель, даже если он арендует площадь с рабочими местами для своих сотрудников.

Действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению и финансированию проведения спецоценки именно на работодателя (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Для непосредственного проведения спецоценки работодатель привлекает специализированную организацию, отвечающую установленным законом требованиям (ст. 19, 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

При этом не имеет значения, на основании какого права работодатель использует «рабочие площади»: права собственности или временного пользования, то есть аренды. Это следует из анализа положений статьи 212 Трудового кодекса РФ, а также статей 4, 8, 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Таким образом, любой работодатель обязан провести спецоценку условий труда своих сотрудников независимо от того, является он собственником или арендатором «рабочих площадей».

Внимание: за непроведение спецоценки работодателю грозит серьезная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Вопрос из практики: Нужно ли проводить специальную оценку, если все сотрудники организации постоянно работают на территории заказчика. Обособленные подразделения по месту работы сотрудников не создаются

Да, нужно.

Объясняется это тем, что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. Этот перечень закрытый. При этом оценку условий труда сотрудников, не названных в перечне, должны проводить все работодатели, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Не проведя спецоценку таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. В частности, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ. За это может грозить серьезная .

Таким образом, работодатель обязан обеспечить хотя бы косвенный контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика. Для этого в договорах с заказчиками предусмотрите право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты сотрудники. Как правильно провести спецоценку условий труда на таких рабочих местах, подскажут специализированные организации, которые имеют право проводить данные процедуры.

Сроки проведения

В какие сроки и с какой периодичностью работодатель обязан проводить спецоценку

Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест с 1 января 2014 года. В течение пяти лет, то есть до 31 декабря 2018 года все организации обязаны хоть раз пройти спецоценку.

Конкретный срок проведения оценки работодатели определяют самостоятельно с учетом своей фактической ситуации.

Так, все вновь созданные организации обязаны проводить спецоценку в течение 12 месяцев с момента создания новых рабочих мест.

Организации, которые имеют действующие результаты аттестации рабочих мест, проведенной еще до 31 декабря 2013 года, обязаны провести спецоценку до того, как закончится срок действия аттестации*. В общем случае ее срок составляет пять лет. Это значит, что если аттестация была проведена, например, в марте 2013 года, то ее результаты будут действовать до марта 2018 года. Соответственно, работодателю необходимо запланировать спецоценку на начало 2018 года, чтобы завершить ее к моменту окончания итогов аттестации.

При желании провести спецоценку по новым правилам можно и не дожидаясь окончания срока аттестации.

Совет: проводя спецоценку заранее, не дожидаясь окончания срока действия аттестации, работодатель может сэкономить на оплате труда и страховых взносах.

Новый порядок спецоценки предусматривает меньше гарантий для сотрудников. Например, устанавливать 36-часовой рабочий день, а платить как за 40 часов работы теперь обязательно не всем «вредникам» без исключения, а только тем, чьи условия труда на рабочем месте по итогам спецоценки отнесены к 3-му или 4-му классу вредности. Кроме того, от наличия спецоценки и установленных по ее итогам классов вредности зависит ставка дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которая может быть снижена с 9% до 2%, а то и вовсе до 0%. Поэтому проведение спецоценки зачастую позволяет организациям ежемесячно экономить сотни тысяч рублей на взносах и оплате труда, что особенно актуально в условиях текущей экономической нестабильности.

Если организация не проводила аттестацию и новичком в бизнесе не является, то это свидетельствует о грубом нарушении законодательства об охране труда, и чтобы его закрыть, необходимо как можно скорее провести спецоценку.

В дальнейшем проводить спецоценку в общем случае нужно будет не реже чем один раз в пять лет, если оценщики не установят иной срок. Пятилетний срок исчисляют со дня утверждения отчета о предыдущей оценке.

Указанные выше сроки не действуют, когда по закону требуется проведение внеплановой оценки.

Вопрос из практики: Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Для целей специальной оценки условий труда можно использовать результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком. Аналогичную позицию занимают и суды, см., например, апелляционные определения Костромского областного суда от 2 июня 2014 г. № 33-823, Мурманского областного суда от 14 мая 2014 г. № 33-1220-2014. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку, в том числе при создании новых рабочих мест (ч. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест, например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичная позиция представлена в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г.

В отношении крымских организаций, которые проводили аттестацию еще по украинским правилам, действует особый порядок.

Внимание: если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку условий труда нужно провести в обязательном порядке. Возможность отсрочки спецоценки на пять лет на такую ситуацию уже не распространяется. В противном случае организацию при проверке привлекут к административной ответственности за нарушения охраны труда (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Наличие грубого нарушения подтвердят и суды, см., например, апелляционное определение Мурманского областного суда от 28 мая 2014 г. № 33-1478-2014.

Вопрос из практики: Нужно ли организациям, расположенным в Республике Крым и г. Севастополе, после своей перерегистрации проводить спецоценку условий труда в соответствии с российским законодательством, если до вступления в состав России у них была проведена аттестация рабочих мест по украинскому законодательству

Ответ на данный вопрос зависит от ряда обстоятельств.

Результаты аттестации, проведенной по украинским правилам, действительны для целей российской спецоценки по общему правилу в течение пяти лет после ее завершения. При этом если срок действия украинской аттестации закончился в период с 17 апреля по 31 декабря 2014 года включительно, тогда ее результаты будут действительны до 1 января 2016 года. Для сохранения результатов аттестации также должны отсутствовать основания для проведения внеплановой спецоценки. Это предусмотрено в пунктах 1 и 2 статьи 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ.

Следует учесть, что если организации, расположенные в Крыму или г. Севастополе, не проводили аттестацию рабочих мест своих сотрудников по украинскому законодательству, то с 1 января 2015 года в отношении таких рабочих мест они обязаны провести специальную оценку условий труда (п. 4 ст. 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ). В противном случае организацию при проверке за нарушения охраны труда привлекут к административной ответственности (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Случаи, когда спецоценка не проводится, касаются очень ограниченного круга сотрудников.

Таким образом, организация, расположенная в Крыму или г. Севастополе, чьи работники не подпадают под освобождение от спецоценки, после перерегистрации должна провести специальную оценку в соответствии с российским законодательством:

  1. До 1 января 2015 года , если аттестация рабочих мест по украинскому законодательству не проводилась или срок ее действия истек до 16 апреля 2014 года включительно.
  2. До 1 января 2016 года , если срок действия аттестации рабочих мест, проведенной по украинскому законодательству, истек в период с 17 апреля 2014 года по 31 декабря 2014 года включительно.
  3. До истечения срока аттестации рабочих мест по украинскому законодательству - как правило, пять лет с момента проведения, если ранее не возникнет необходимость провести внеплановую спецоценку.

Исключения касаются случаев проведения внеплановой спецоценки.

Внеплановая оценка

В каких случаях проводят внеплановую оценку условий труда

По общему правилу оценку условий труда работодатель проводит один раз в пять лет. Вместе с тем, в законодательстве закреплены ситуации, когда требуется проведение внеплановой оценки. Такую оценку проводят в случаях*:

  1. ввода в эксплуатацию новых рабочих мест;
  2. получения предписания от инспектора по труду в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями о порядке проведения спецоценки;
  3. изменения технологического процесса и замены производственного оборудования, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;
  4. изменения состава применяемых материалов и сырья, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;
  5. изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;
  6. выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на сотрудника вредных или опасных производственных факторов, или несчастного случая на рабочем месте, за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц;
  7. наличия мотивированных предложений профсоюза или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой оценки.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. В случае обстоятельств из пунктов 2, 4-7 внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев со дня наступления соответствующих случаев.

Если произошла реорганизация организации либо поменялись фамилия, имя, отчество работодателя-предпринимателя или работодатель переименовал должность сотрудника и при этом не наступили события из пунктов 3-5 и 7, спецоценку можно не проводить. Аналогичное мнение высказывают и сотрудники Минтруда России в письме от 3 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3913.

Вопрос из практики: нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если организация сменила наименование, ОГРН, банковские и иные реквизиты

Нет, не нужно.

Если организация поменяла только наименование, банковские или иные реквизиты, а сами рабочие места и условия труда на них не менялись, то проводить внеплановую спецоценку не нужно.

Решение о непроведении внеплановой спецоценки при организационных изменениях принимает комиссия и фиксирует документально, например, в протоколе (п. 3 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 21 мая 2015 г. № 15-1/ООГ-2852.

Внимание: если организация сменит фактический адрес и переедет в другой офис или переместит отдельные рабочие места в другие помещения, то работодателю придется провести внеплановую спецоценку в общем порядке (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Вопрос из практики: нужно ли проводить внеплановую спецоценку при реорганизации организации

Нет, не нужно, если при реорганизации организации сами рабочие места и условия труда на них не меняли, а новые рабочие места не ввели.

Организация должна провести внеплановую спецоценку только в определенных законом случаях (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Например, если работодатель улучшил условия труда или стал применять другие средства индивидуальной защиты.

Если произошла реорганизация организации, но при этом сами рабочие места и условия труда на них не поменяли, а новые рабочие места не ввели, внеплановую спецоценку можно не проводить. При этом решение о непроведении внеплановой спецоценки принимает комиссия и фиксирует в протоколе (п. 3 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письмах от 2 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3847 и от 3 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3913.

Если при реорганизации изменили условия труда на существующих рабочих местах либо ввели новые рабочие места, внеплановую спецоценку нужно провести в общем порядке.

Внимание: если организация после реорганизации сменит фактический адрес и переедет в другой офис или переместит отдельные рабочие места в другие помещения, то работодателю придется провести внеплановую спецоценку в общем порядке (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Аттестация рабочих мест по новому

Итак, как следует из Приказа от 26.04.2011 № 342н Минздравсоцразвития России, вводится новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок). Этот документ вступил в силу 01.09.2011. Новый Порядок содержит существенные изменения, которые касаются как работодателя, так и работника. В нем более детально описаны подготовка к аттестации, распределение обязанностей по ее организации и проведению, оформление результатов. Кроме того, появился целый ряд нововведений.

И что же нового теперь нам предстоит:

Теперь результаты аттестации, согласно п. 3 Порядка, используются и в новых целях:

  • для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • установления работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными факторами, льгот - сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, оплаты труда в повышенном размере;
  • приведения наименований должностей в соответствие с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);
  • сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Новый Порядок распространяется не только на работодателей, но и на специализированные организации, которые будут оказывать услуги по проведению аттестации рабочих мест. Таким образом, работодатель и аттестующая организация участвуют в этом процессе вместе, причем с последней должен быть заключен гражданско-правовой договор. Важное условие: аттестующая организация должна быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю, т.е. не должна оказывать влияние на его деятельность. Кроме того, для нее необходимо наличие аккредитации. В соответствии с п. 6 Порядка, работодатель имеет право привлекать не одну, а несколько таких организаций. Теперь они могут работать независимо друг от друга, аттестуя не только различные подразделения, но и различные виды работ. А вот обязанность и ответственность за проведение аттестации возлагаются исключительно на работодателя.

Обратите внимание: пункт 6 Порядка вводит определение аттестующей организации. Это юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с Порядком, оформление и подготовку отчета об аттестации.

В соответствии с абзацем 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест. В п. 7 Порядка содержится перечень соответствующих прав и обязанностей как работодателя, так и аттестующей организации. От последней работодатель вправе требовать документального подтверждения аккредитации - уведомления о включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда или хотя бы его копии. При проведении аттестации работодатель должен предоставлять необходимую документацию, давать разъяснения и оказывать содействие аттестующей организации. Та, в свою очередь, самостоятельно определяет методы, с помощью которых будут проводиться измерения и оценка на основе Порядка и нормативных правовых актов, определяет состав специалистов, которые будут проводить измерения и оценку, и может отказаться от проведения аттестации, если работодатель не обеспечит необходимые условия. Кроме того, аттестующая организация обязана по требованию работодателя предоставить об-основания выводов, полученных по результатам аттестации. Работодатель теперь сам может устанавливать сроки проведения аттестации, учитывая, что она должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, что указано в п. 8 Порядка. Для этого он, согласно п. 11 Порядка, издает приказ, которым утверждаются состав аттестационной комиссии и график проведения аттестации (приложения 1 и 2). А вот аттестация новых рабочих мест должна начаться не позднее чем через 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию и будет внеплановой (п. 8 Порядка). Внеплановая аттестация проводится также и по результатам госэкспертизы условий труда, при замене производственного оборудования, средств коллективной защиты или модификации технологического процесса.

Все особенности проведения аттестации работодатель может установить в локальном нормативном акте, разработанном на основе Правил, - этот документ обязательно надо согласовать с профсоюзной организацией.

Изменен и процесс подготовки к проведению аттестации рабочих мест. Если предыдущий Порядок (был утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 и действовал до 01.09.2011) рекомендовал включать в состав аттестационной комиссии представителей профсоюзных организаций, то по п. 10 нового Порядка в состав комиссии обязательно должны войти представители выборного органа профсоюза и специалист по охране труда, а возглавить ее должен представитель работодателя. Определена оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая должна содержать: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест, оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится специалистами аттестующей организации в соответствии с п. 14-19 Порядка. Она должна затронуть все факторы производственной среды и трудового процесса. Перечень факторов формируется из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, а также предложений работников. Оценка должна выполняться на основе инструментальных измерений и определения уровней факторов производственной среды в ходе типичных для организации производственных процессов. Средства измерения следует проверить в установленном порядке. Все измерения и оценка, как и раньше, оформляются протоколом. Однако форма протокола и требования к его оформлению изменились. Сама форма протокола приводится в приложение № 4 Порядка. Теперь в протоколе, согласно п. 18 Порядка, надо обязательно указать полное и сокращенное наименование организации, фактический адрес местонахождения организации. Помимо наименования рабочего места необходимо привести должности работников, занятых на аттестуемых рабочих местах, в соответствии с ОКПДТР, а также сведения об аккредитации как самой аттестующей организации, так и ее испытательной лаборатории. Завершают протокол заключение о фактическом уровне фактора на всех местах, где проводились измерения, и итоговом классе условий труда по этому фактору. Подписать протокол должны всего два лица - ответственное должностное лицо и специалист аттестующей организации, который проводил измерения. Но если измерения и оценку выполняли несколько специалис-тов, то в протоколе должны быть указаны все, кто принимал в этом участие. Протокол обязательно заверяется печатью аттестующей организации (приложение 3).

Специалисты аттестующей организации также оценивают травмоопасность рабочих мест и обеспечение работников СИЗ. Сначала следует определить соответствие условий труда гигиеническим нормативам и степень травмоопасности рабочего места, а уже затем - проверить, предоставлены ли работникам СИЗ. Теперь, согласно п. 31 Порядка, процедуры оценки обеспечения СИЗ должны осуществляться последовательно, а не одновременно, как раньше. Порядок следующий: номенклатуру фактически выданных работникам СИЗ необходимо сопоставить с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи, затем убедиться в наличии сертификатов соответствия СИЗ и уже в заключение проверить порядок обеспечения работников СИЗ и оценить фактическое состояние выданных средств. Кроме того, дополнительно может выявляться эффективность уже выданных сотрудникам средств.

Вместо оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах в новом Порядке появляется комплексная оценка. В соответствии с п. 36 Порядка она включает результаты оценок класса или подкласса условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам, класса условий труда по травмоопасности и обеспеченности работников СИЗ.

Согласно п. 44 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (плановой или внеплановой) ее результаты необходимо оформить, но не в виде пакета документов, а в виде отчета

Согласно п. 44 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (плановой или внеплановой) ее результаты необходимо оформить, но не в виде пакета документов, а в виде отчета. К такому отчету должны прилагаться те же документы, которые входили раньше в состав пакета, но вместо приказа о проведении аттестации должен быть приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации. Так как в аттестации теперь обязательно задействована аттестующая организация, то к отчету прилагается новый документ - «Сведения об аттестующей организации». Его форма приведена в приложении № 10 Порядка. В этом документе детально излагаются данные аттестующей организации: ее полное наименование, адрес, данные о руководителе, ИНН, сведения об аккредитации испытательной лаборатории и о ее работниках, участвовавших в проведении аттестации, а также информация о приборах, с помощью которых проводились измерения. Если по окончании аттестации выдается заключение по итогам госэкспертизы и предписание о выявленных нарушениях Порядка, то они также должны прилагаться к отчету. В новом Порядке определен срок рассмотрения отчета аттестационной комиссией. Согласно подпункту 12 п. 44 Порядка, он не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления документа. В этот же срок аттестационная комиссия подписывает протокол заседания и передает его вместе с отчетом работодателю. А работодатель в свою очередь в течение следующих 10 рабочих дней должен подписать приказ о завершении аттестации и утверждении отчета и в обязательном порядке ознакомить работника под роспись с результатами аттестации.

Сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации работодатель передает в государственную инспекцию труда - причем не только в бумажном виде, но и на электронном носителе. Эти требования содержатся в п. 45 Порядка. Те же документы аттестующая организация должна направить в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. При этом работодатель несет ответственность не только за проведение аттестации, но и за достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда, а ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается как на работодателя, так и на аттестующую организацию.

Новый Порядок также дает преимущества и работникам, занятым на тяжелых работах, а также работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В ходе аттестации фиксируются вредные факторы, влияющие на здоровье человека, а сотрудники обязательно знакомятся с результатами проверки. Это является дополнительной гарантией льгот, предоставленных таким работникам Трудовым кодексом Российской Федерации, - сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенной оплаты труда и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Приложение 3

Пример протокола оценки травмоопасности рабочего места

Информация предоставлена по материалам журнала Кадровик.ру

В организации в ноябре 2015 года закончился срок действия аттестации рабочих мест. На основании завершения срока действия аттестации рабочих мест организация перестала начислять компенсации работникам, работающим на рабочих местах, условия труда на которых были признаны вредными. 28 июля 2016 года была проведена специальная оценка условий труда, которая установила вредные условия труда на рабочих местах.
С какого времени работодателю следует предоставлять гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Включить в трудовой договор условия о гарантиях и компенсациях, связанных с работой во вредных условиях труда, и предоставлять соответствующим работникам такие гарантии и компенсации работодатель должен со дня утверждения отчета о специальной оценке условий труда.

Обоснование вывода:
Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены такие дополнительные гарантии и компенсации, как дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере и сокращенная продолжительность рабочего времени и ежедневной работы ( , ТК РФ).
Для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда применяются результаты проведения специальной оценки условий труда либо результаты проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда (до истечения срока действия таких результатов) ( , Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ)).
Таким образом, в силу действующего законодательства Российской Федерации основанием для предоставления работникам компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам специальной оценки условий труда (решение Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-1/В-298, п. 12 Информации Минтруда России от 29.10.2014 "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда"), либо результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до 1 января 2014 года порядком ( Закона N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета, к которому прилагаются в том числе карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах ( Закона N 426-ФЗ, п. 95 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 N 33н). Эти документы содержат обезличенную информацию о том, на каких конкретно рабочих местах занятость должна сопровождаться предоставлением гарантий и компенсаций. На основании именно этих документов у работодателя возникает обязанность по предоставлению этих льгот и гарантий любому сотруднику, занятому на соответствующем рабочем месте.
Характеристика условий труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, являются обязательными для включения в трудовой договор (часть вторая ТК РФ). Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия из числа предусмотренных частью второй ТК РФ, трудовой договор должен быть дополнен недостающими условиями. Для этого заключается письменное соглашение сторон, которое становится неотъемлемой частью трудового договора (часть третья ТК РФ). Во исполнение указанных норм трудовые договоры всех сотрудников, которые на основании карт специальной оценки условий труда имеют право на гарантии и компенсации, необходимо дополнить информацией об этом.
Согласно , Закона N 426-ФЗ отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается работодателем. Как следует из этих норм, датой завершения специальной оценки условий труда является день утверждения работодателем отчета о её проведении. Условия труда признаются вредными с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда, содержащего соответствующие выводы.
Следовательно, трудовые договоры должны быть дополнены условиями о предоставлении гарантий и компенсаций после утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки. Однако независимо от того, когда были внесены соответствующие изменения в трудовые договоры с работниками, последние имеют право на предоставление льгот и компенсаций именно с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки, по результатам которой условия их труда признаны вредными.
Таким образом, обязанность предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда появляется у работодателя именно с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда. Поскольку обязанность работодателя на работах с вредными условиями труда предоставлять гарантии и компенсации установлена РФ, отказ в их предоставлении по причинам отсутствия в трудовом договоре соответствующих условий, если условия труда работников являются вредными, не допустим.

К сведению:
Обращаем Ваше внимание, если по результатам проведенной аттестации рабочих мест работникам были установлены гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, то работодатель вправе изменить уровень предоставляемых работникам таких гарантий и компенсаций в рамках установленных действующим трудовым законодательством пределов или отменить их, если по результатам специальной оценки зафиксировано улучшение условий труда. В этом случае соответствующие условия трудового договора могут быть изменены либо по соглашению сторон ( ТК РФ), либо по инициативе работодателя ( ТК РФ) (смотрите, например, ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ на Вопрос: "Согласно аттестации рабочих мест 2011 года сотрудник получал доплату за вредность, молоко и дополнительные дни к отпуску (условия труда на рабочем месте сотрудника считались вредными - подкласс 3.1). Согласно проведенной спецоценке условий труда в 2015 году класс вредности изменился, условия труда признаны допустимыми (2 класс), доплата за вредность, молоко и дополнительные дни к отпуску больше сотруднику не полагаются (хотя сотрудник выполняет ту же работу в тех же условиях). Как следует произвести отмену компенсаций работникам?").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.