Как начать создание Open Source проекта в новом году. Коммиты и пуш. Сторонние проекты, связанные с обыденностью

1 января 2018 в 01:14

Как начать создание Open Source проекта в новом году

  • Ruby ,
  • Программирование

Полгода назад мне пришла идея создания своего open source проекта. Вместо тестовых задач на интервью мне было бы достаточно отправить ссылку на репозиторий, а перспектива помочь коллегам с решением их повседневных проблем еще больше зарядила меня энергией.

Мне всегда не нравились гемы для создания административных панелей, любое лишнее движение требует переопределения классов, для изменения полей нужно делать изменения в файлах. После размышлений и беседой с коллегами было принято решение создать новую библиотеку, которая была бы гибкой и не требовала бы дашбордов или файлов конфигурации.

Определите цели

Каждый open source проект решает определенную проблему. Пообщайтесь с коллегами, чаты, форумы, расскажите о своей идее - все это поможет вам на раннем этапе сформировать картину того, какие решения уже существуют и услышать критику со стороны. Пообщайтесь с людьми, у которых уже есть свои open source проекты, они могут дать очень ценные советы, не бойтесь спрашивать и проявлять инициативу.

Одним из ценных советов, который я получил на данном этапе, это обратить внимание в первую очередь на документацию проекта. У вас может быть очень хороший проект, но никто не будет читать исходники и пытаться понять как это работает.

Самый важный аспект, без которого дальнейшие этапы невозможны это мотивация. Идея проекта должна цеплять в первую очередь вас. Чаще всего люди привыкают к тем инструментам с которыми работают и попадают в зону комфорта.

Планирование

Задачи следует фиксировать и иметь четкую картину на каком этапе сейчас находится проект в целом. Разбейте задачи на подзадачи, в идеале чтобы выполнение одной задачи не занимало более 3-4 часов, важно получать удовольствие от выполнения небольших задач, это поможет избежать выгорания и потерю мотивации.

Выбор определенного таск менеджера вопрос вкуса. Я использую pivotal tracker, основное преимущество является наличие бесплатной версии для open source проектов, присутствует сортировка задач по типу (feature, bug, chore, release), задачи можно группировать в релизы и определять дедлайн.

Еще одной приятной возможностью у pivotal tracker является интеграция с github. Если вы соблюдаете определенную конвенцию в именовании комитов, то внутри задачи будут автоматически отображены все связанные изменения с этой задачей.

Оформление

В каждом open source проекте должны присутствовать следующие вещи:
  • README
  • open source license
  • Contributing guidelines
Файл README не только объясняет как использовать ваш проект, но и какая цель вашего проекта, как начать его использовать. Если не знаете как правильно оформить README можете посмотреть другие известные open source проекты или воспользоваться шаблоном .

Лицензия гарантирует, что другие могут использовать, копировать и модифицировать исходный код проекта. Вам необходимо добавлять этот файл в каждый репозиторий с вашим open source проектом. MIT, Apache 2.0 GPLv3 самые популярные лицензии для open source проектов, если не уверены какую выбрать можете воспользоваться удобным сервисом .

Файл CONTRIBUTING поможет другим разработчикам сделать вклад в проект. На первых шагах проекта не обязательно уделять этому файлу пристальное внимание, можно воспользоваться уже готовым шаблоном из другого проекта.

Мои ошибки

Если анализировать первоначальный этап, у меня была идея, но не было четкого плана. Я решил, что хочу сделать это, не имея четкого представления сколько по времени это может занять и конкретного представления функционала, который будет в первой версии библиотеки.

У меня было просто много желания и отсутствие четкого плана
Так же почитав историю других проектов, не только open source, я заметил, что на раннем этапе имеются слишком оптимистичные планы и переоценка своих сил и возможностей. Не так просто находить время каждый день на написание новой фичи в проект. Большую часть задач пришлось в итоге отсеять и оставить необходимый минимум для

На недавно прошедшей конференции Application Developer Days 2012 мне довелось прочитать коротенький доклад о том, как создаются Open Source проекты на примере OpenVZ Web Panel. К сожалению, у меня было 10 минут, вместо положенных 30-40 и в результате 80% подготовленного материала оказалось “за бортом”. Организаторы, почему-то в последний момент передумали и убрали даже 5-минутную секцию с вопросами, так что остался без фидбэка. Но не буду сильно наезжать на организаторов - они старались как могли и конференция явно удалась, за что им огромное спасибо. Также очень порадовало и качество большинства докладов.


Теперь к сути топика - хочу выложить полную версию рассказа о том, как создаются Open Source проекты на примере собственного начинания, поделится мыслями и взглядами на разработку подобных проектов, рассказать о внутренней кухне, попробовать предостеречь от типичных ошибок.

Большая часть всего, что написано ниже - абсолютно субъективно. Некоторые вещи можно считать крамольными, однако многое было буквально выстрадано на собственном опыте.

Текста довольно много. Для особо нетерпеливых - можно просто полистать слайды.

Немного о подопытном кролике проекте

OpenVZ Web Panel - это довольно популярная бесплатная веб-панель управления виртуальными серверами на технологии OpenVZ. В подтверждение этого можно сказать, что версия 2.0 была установлена на более чем 17 000 серверов. Для серверного продукта вполне солидная цифра.

Что представляет собой OpenVZ? Это одна из технологий контейнерной виртуализации серверов. Кому-то нравится и подходит для решения задач, кому-то не очень, но сейчас не об этом. OpenVZ по сути является плацдармом для коммерческого продукта Parallels Virtuozzo Containers. Изначально для OpenVZ не было хорошей бесплатной веб-панели управления. Сам я активно пользуюсь OpenVZ. Существовавшие бесплатные панели меня не устраивали по тем или иным причинам. В результате родился проект OpenVZ Web Panel.

Разработка была исключительно в целях удовлетворить свои потребности, поэтому на определенном этапе было решено сделать проект Open Source. Поделится своими наработками с другими людьми, которые, возможно, тоже были в поиске подобной панели.

Идея вашего проекта

Рекламный блок вы прочитали, теперь возвращаемся к сути топика. Итак вы собрались создать свой Open Source проект. Первое, что должно у вас быть - это классная идея. В отличие от коммерческих проектов у вас не будет отдела маркетинга, массированной рекламы в специализированных изданиях и на биллбордах. Рекламу по телевизору бесплатного браузера Google Chrome может позволить себе только компания Google.

Кроме того, идею, желательно, как можно быстрее проверить на практике. Желательно выпустить альфа-версию и посмотреть на реакцию аудитории. Если будут восторженные отклики и множество пожеланий - вы идете в верном направлении. Если все молчат, то это хороший повод задуматься.

Мотиваторы-демотиваторы

Любой создаваемый вами проект должен иметь какую-то внятную мотивацию. Проекты из разряда “это прикольная штука и такой проект повысит мою карму” на практике очень быстро угасают. Примеры более весомой мотивации: вы собираетесь сами использовать свой проект или у вас есть конкретный заказчик. В случае OpenVZ Web Panel работал первый вариант, то есть необходимо было удовлетворить собственные нужды. Без сильной мотивации довести проект даже до первого релиза будет очень сложно.

Иногда люди говорят: создам Open Source проект, а потом на нем заработаю. Это пример неправильной мотивации. На самом деле, если вы действительно хотите заработать, то думать об Open Source нужно в самую последнюю очередь. Иначе наиболее вероятен следующий план развития событий: проект сделан, как зарабатывать - не понятно. В итоге мотивация полностью утрачена и продолжать развитие проекта вы уже не захотите.

Эффективная разработка

Старайтесь оставаться сфокусированным на нескольких самых важных для вашего проекта вещах. Сообщество будет толкать вас в сторону самых разнообразных изменений, уводить от основного курса. Например, для OpenVZ Web Panel если бы я соглашался и реализовывал все запросы пользователей, то давно бы уже делал очередной Webmin, а не систему управления контейнерами.

Разработка должны быть максимально эффективна в плане времени. Это единственный и самый дорогой ваш ресурс. Зачастую, принятые решения могут идти в ущерб качеству или каким-то требованиям, но если они эффективны по времени, то скорее всего вы идете в правильном направлении.

Кроме того желательно, чтобы вы умели выполнять практически любую задачу, которая встретится в вашем проекте. Если вы планируете какие-то работы делегировать другим людям, а работать они будут на общественных началах, то, поверьте, работа пойдет самым неэффективным образом. Плюс велика вероятность, что они вас просто продинамят.

Довольно трудным вопросом в плане эффективности является вопрос автоматизации процессов. С одной стороны вы же программист и предпочитаете действовать по принципу “за час написать и за 5 минут долететь”. Это принцип работает очень часто в ущерб вашему времени. Автоматизировать надо только то, что действительно повторяется из раза в раз.

В Open Source проектах обычно нет профессиональных тестеров, которые внимательно проверят все тест-кейсы и заведут вам баги, поэтому тестировать свой продукт, в первую очередь, будете вы сами. Это значит, что нужно заставлять себя писать функциональные и юнит-тесты, иначе вынуждены будете либо тратить время на ручное тестирование, либо пропускать в релиз серьезные проблемы. Тут, конечно, можно сказать: «спасибо, Кэп». Однако, в угоду экономии времени очень часто в проектах страдает именно этот пункт.

И последний момент. Если хотите вести разработку более-менее серьезно - занимайтесь учетом времени. Поставьте Redmine, заводите не только баги, но и задачи, пишите сколько потратили на них времени. Только тогда вы начнете понимать сколько в действительности стоит та или иная фича. В следующий раз вы уже вряд ли потратите два дня на автоматизацию одноразовой процедуры, которая делается вручную за полчаса. Кроме того, если вдруг появится спонсор, то будет гораздо легче объяснять стоимость той или иной фичи.

В рамках работы над OpenVZ Web Panel ко мне не раз обращались с просьбой собрать продукт в виде пакета под «любимую ОС». Причем под любимой ОС порой фигурировал и ArchLinux и Gentoo. Я ничего не имею против этих дистрибутивов, но сообщество их пользователей настолько мало по сравнению с тем же CentOS или Debian, что я потрачу кучу времени на очень сомнительную в плане пользы задачу. У панели есть замечательный Shell-инсталлятор. Я знаю, что он менее предпочтителен по сравнению с пакетами. Однако я также очень хорошо знаю, что поддержка пакетов на должном уровне для, скажем, пяти дистрибутивов Linux - это очень затратная задача в плане времени. Пока Shell-инсталлятор экономит мне уйму времени на разработку. Самое забавное, что если любителя Debian (который уже пятый по счету обещает прислать пакет, но ни один так нормальный пакет и не прислал), я еще попрошу попробовать собрать пакет под CentOS, то… ну вы меня поняли.

Качество продукта

Довольно часто пользователи Open Source продуктов недовольны их качеством. Если вы хотите сломать этот стереотип, не забываете о качестве продукта.

Под качеством нужно понимать не только тестирование продукта. Качество должно быть во всем - в дизайне, в юзабилити, во вспомогательных инструментах, сайте продукта, документации, технической поддержке.

Ниже скриншот фронт-энда для менеджера закачек wget. Подход программиста к дизайну интерфейса в чистом виде: «есть опция - должна быть на экране».

А вот скриншот WordPress. Можно любить или не любить этот продукт, но признать то, что люди явно работают над качеством продукта - стоит.

Нередко в Open Source проектах можно увидеть графический интерфейс, где в изобилии хаотично разбросаны элементы управления, а логика работы понятна только автору. Не забывайте о пользователях, пробуйте проводить ревью того, что вы делаете представляя себя в роли типичного пользователя. Если что-то работает не очевидным образом, будьте уверены - большая часть пользователей обязательно запутается и совершит ошибку. Характерный признак такой проблемы - в issue tracker’е уже 20-ый тикет на одну и ту же тему - где находится элемент управления. В этой ситуации люди часто ограничиваются просто добавлением информации в FAQ или Knowledge Base. На самом деле FAQ и Knowledge Base надо регулярно просматривать на предмет решения проблем в продукте и уменьшения списка часто задаваемых вопросов.

Не нужно забывать и о таком моменте, что качество кода на самом деле ваших пользователей интересует в последнюю очередь. А вот удобство использования, отсутствие как run-time так и логических ошибок очень сильно влияет на впечатление о продукте. Зачастую авторы стремятся к гармонии в плане кода и забывают об удобстве продукта. Понятно, что качество кода коррелирует с качеством продукта, но акцент желательно все-таки делать именно на втором моменте. В конце концов, многие успешные Open Source проекты имеют довольно унылый по качеству код. Хороший повод призадуматься (но не подумайте, что я агитирую вас писать говнокод).

Технологии

Open Source проекты предоставляют отличную возможность для обкатки новых технологий и проведения экспериментов. Обязательно пользуйтесь этим моментом. В корпоративных приложениях можно годами ждать перехода на использование какой-то модной и крайне удобной технологии. Здесь же вы сами себе CEO и CTO и все технические, архитектурные и стратегические решения можете принимать единолично.

Однако не стоит забывать и о конечных пользователях. Если у вас веб-приложение будте уверены, что большинство из них едва ли понимает, чем HTML3 отличается от HTML5. Однако если вы полностью откажетесь от поддержки IE, то они это обязательно заметят и просто не поймут. Пользователю в первую очередь важен контент, а не ваши технологические навороты.

В Open Source разработке вы менее ограничены в применении сторонних библиотек и фреймворков. Например, в OpenVZ Web Panel для UI используется известная библиотека ExtJS. Если вы захотите использовать эти библиотеку в своем коммерческом продукте, то нужно будет раскошелиться на весьма недешевую лицензию. С другой стороны работая с библиотекой ExtJS в рамках Open Source проекта вы можете получить ценный опыт ее практического использования и далее этот опыт применить в коммерческом проекте.

Отсутствие бюджета на разработку также толкает на поиск альтернатив дорогим платным компонентам. Нередко оказывается, что такие компоненты на порядок проще интегрировать и поддерживать, чем коммерческие аналоги. В конце концов, вы даже можете посодействовать развитию другого Open Source проекта, исправляя какие-то проблемы.

Инструменты

Существует довольно много удобных инструментов, помогающих в разработке Open Source проекта. Многие из них вы знаете и, наверняка, пользовались. Однако по настоящему их начинаешь ценить, когда работаешь над коммерческим проектом, где по тем или иным причинам эти инструменты не доступны. Вспоминаешь корпоративный Exchange и SharePoint и начинаешь грустить по Gmail и MediaWiki.

Не стоит также забывать о том, что ряд компаний стимулируют разработку Open Source проектов, раздавая таким проектам бесплатные лицензии на собственные коммерческие проекты. Например Atlassian может дать вам бесплатную лицензию на Jira или Confluence. Для разработки OpenVZ Web Panel некоторое время я использовал IDE RubyMine, бесплатную лицензию на который любезно предоставляли товарищи из JetBrains (пользуясь случаем передаю им привет и требую продления лицензии:)). В рамках интеграции с биллингом WHMCS, также понадобилась лицензия на продукт. Официально они не предоставляют бесплатных лицензий, но интерес был взаимный, поэтому лицензия была оперативно предоставлена. Поэтому, если вас интересует какой-то коммерческий продукт, который бы помогал в разработке проекта, обращайтесь к производителям этого продукта. Скорее всего вы сможете получить бесплатную лицензию, внятно объяснив зачем вам нужен именно их продукт.

Сообщество

Часто люди думают, что сообщество позволяет решать любые проблемы проекта. Это абсолютно неверно. Во-первых, если только вы не пишите инструмент для разработчиков, то среди пользователей оказывается, что нет программистов. Да и разбираться в дебрях вашего говнокода они почему-то не спешат. Если же вдруг вам прислали патч, то на проверку окажется, что в лучшем случае это костылик, который и работать-то не будет для большинства пользователей.

Очень сложно уговорить людей тестировать сырой продукт. Даже фичи, которые запрашивал сам пользователь он предпочитает проверить только после релиза.

С другой стороны, багрепорты о насущных проблемах и голосование за фичи - работает вполне неплохо. Главное, не терять собственный контроль над ситуацией и быть готовым принять сложное и, может быть, не всем угодное, но правильное с точки зрения продукта, решение. Иначе моментально начинается известное произведение, где «лебедь раком щуку». Причем вы выступаете в роли отнюдь не лебедя.

Если же вам нужно перевести интерфейс на другой язык, попробовать причесать документацию, предложить что-то на обсуждение - сообщество всегда к вашим услугам. Устраивать холивары и бесконечные обсуждения - это тоже конек некоторых людей практически в любом сообществе.

И как обычно, в любом сообществе есть тот, кто чем-то недоволен и считает, что вы должны бросить все дела и заниматься только его проблемами. В конце концов он же пожертвовал вам 10 долларов.

Деньги?!

Я уже говорил о том, что если собрались заработать на проекте, то скорее всего этот проект не стоит начинать как Open Source. Отказаться от такой схемы в будущем будет очень сложно. С другой стороны как-то мотивировать разработку в финансовом плане все равно нужно. Даже на элементарную поддержку проекта вы можете нести расходы, например на хостинг, железо и прочее.

Ряд моих знакомых, почему-то продолжают свято верить, в что подобные проекты вполне могут жить на пожертвования. Не могут. На вскидку сейчас не могу вспомнить ни одного проекта, где видел более-менее внятную собранную сумму рядом с кнопкой Donate (тут важно не путать спонсорство и пожертвования). Если вы не создатель Википедии и на сайте проекта не висит личной фотографии с грусными глазами, то пожертвований вам едва ли хватит даже на хостинг сайта проекта. Не буду говорить о собственном проекте, т.к. для него статистика не публична. Но недавно заглядывал на сайт проекта Gitlab. Довольно интересное начинание, много заинтересованных. Внизу «градусник» с прогресом сбора суммы в 1000 долларов. Заглядывал туда 3 недели назад и сегодня. Собранная сумма изменилась меньше чем на 150 долларов. Причем это даже очень неплохо по сравнению со другими.

Более реальные способы заработка - это продажа альтернативных лицензии (подходит для встраиваемых в другие системы продуктов) и коммерческая поддержка (подходит для сложных в освоении продуктов). Для меня же лично, наиболее симпатичным выглядит вариант наличия спонсора-клиента или спонсоров, заинтересованного в развитии вашего проекта.

Правда, с появлением спонсора очень желательно не допустить пару типичных ошибок. Первое - это потеря всех прав продукт и передача их заказчику. Второе - это бесконечная работа над кастом-версиями продукта без возможности работы над главной линией. И то и другое в конечном итоге приведет к тому, что вы будете вынуждены закрыть проект именно как Open Source.

Выводы, куда ж без них

Старайтесь, чтобы в проект был в первую очередь интересен вам самим и решал какую-то вашу проблему. Большинство успешных Open Source проектов, которые приходят сейчас в голову, шли именно по такому пути. Это и Rails и Nginx и многие другие.

Если вы решили крупно заработать с помощью создания Open Source проекта, то заранее тщательно продумайте бизнес-модель. Скорее всего, лучше делать проект закрытым.

Помните о самом дорогом вашем ресурсе - времени. В конце концов, у вас наверняка есть основная работа и хоть какая-нибудь личная жизнь.

И последнее, создавайте законченный продукт, которым можно будет гордиться. Не останавливайтесь на «супер технологичной», но альфа-версии. Самое трудное и в коммерческой и в Open Source разработке - это довести продукт до релиза. Потом сможете ездить по конференциям и рассказывать всем о вашем успешном начинании (как, например, это делает автор Sphinx’а:)).

P.S. Все вышенаписанное - исключительно личное мнение. Я, как и многие другие, склонен ошибаться, учиться на своих ошибках и делать многие вещи неправильно, но при этом пытаться учить других:)

В этой статье не будет психологических исследований на тему open-source и разработки.
Не будет анализа open-source проектов с помощью R или Python.
И не расскажу о том, как правильно контрибьютить.
Возможно я даже буду говорить какие-то банальные вещи.

Впервые я узнал про мир открытого ПО где-то в году 2009, когда начал серьёзно заниматься программированием и зарабатывать этим.
Но впервые отправил pull request в open-source проект году только в 2012. Это было попытка добавления Redis в качестве провайдера для кэша в Joomla Framework. Скажем так, попытка была не самая удачная, но попробовать очень хотелось.

Вернулся я к open-source позже - в 2015.
Я долгое время пытался придумать и реализовать с друзьями и коллегами разные идеи, «замутить стартап» и тд. Но всё почему-то захлёбывалось, лично мне не хватало мотивации.
Тогда я попытался взглянуть на эту ситуацию и понять почему это происходит.
Я понял, что всё дело в том, что меня интересовали не сами идеи, стартапы, бизнес, мне была интересна разработка и программирование.
И поняв это, я решил что если мне интересно программирование как таковое, то почему бы не направить это в полезное русло и не помочь улучшить инструменты, которыми я пользуюсь. Так я начал периодически отправлять pull request"ы в проекты, которые мне нравятся (Yii2 , Design Patterns , Django)

Почему это интересно?

1. Знакомство с новыми людьми
За всё время, что я контрибьютил в открытый код, я познакомился с большим числом отличных людей. Все они невероятные профессионалы, с которыми приятно общаться, делиться, узнавать новое. У каждого из нас есть возможность пообщаться с создателями любимых продуктов, получить от них отзыв. В целом коммьюнити - одна из самых важных составляющих таких проектов.
2. Участие во всемирно известных проектах
Вы можете работать в маленькой компании или жить где-то очень далеко, но у каждого есть возможность поучаствовать в развитии проектов, которыми пользуется весь мир. Facebook, Google, Ebay и другие выкладывают свои разработки во всеобщий доступ и мы имеем отличный шанс стать частью сообщества разработчиков таких интернет-гигантов.
3. Это весело
На самом деле, разработка ПО с открытым кодом зачастую бывает очень весёлым занятием, сопровождающимся живым общением.
Вот несколько примеров.
4. Признание
Это довольно интересное и тёплое чувство, когда Ваш код вливают в ветку известного проекта. Вы понимаете, что Вы действительно хорошо поработали, что в конце концов Вы что-то можете.
Если Вы вдруг теряете интерес к программированию или Вам кажется, что у Вас что-то не получается, попробуйте Open Source - и Вы поймёте насколько «лечебным» он может быть.

Почему это полезно?

1. Новый неповторимый опыт разработки
Тот опыт, который вы получаете при разработке ПО с открытым кодом, Вы вряд ли получите где-то ещё.
Я помню как я волновался, когда отправлял свой первый pull request. Я перечитывал каждую строчку кода, проверял code-style и т.д.
Осознание того, что Ваш код увидят тысячи других разработчиков , сами создатели проекта, заставляет вас думать, что Вы пишите в своём коде и это очень важно.

Кроме того, open-source разработка прививает хорошие навыки, такие как соблюдение стандартов кода, написание тестов и многое другое.
К тому же, здесь всегда есть возможность сделать code review чужого кода, если Вы устали от непосредственно написания кода. Это тоже бывает очень полезно и для кого-то это действительно новый опыт.

2. Возможность изучить что-то новое
Лично я люблю изучать новые языки программирования. Прочитав пару-тройку книг, хочется попровать язык в реальных условиях.
Но так как мне никогда в голову не приходят хорошие идеи (ха-ха:)), я ищу интересные проекты с открытым кодом на новом языке, и пробую контрибьютить в них.
Бояться показаться новичком не стоит, никто за это журить не будет, если будут какие-то недочёты, Вы всегда можете их исправить. А если Ваш код всё же вмержили, значит Вы действительно поняли ту или иную часть языка и проекта и можете гордиться собой.
3. Отличная галочка в резюме
После того, как я начал контрибьютить, мне всё чаще и чаще пишут HRы со словами - «нам нравится Ваша активность на GitHub, приходите к нам на собеседование».
Я думаю для работодателя ссылка в Вашем резюме на Ваши pull request"ы, принятые в крупные проекты, скажет о том, что вы действительно пишите достойный код, если его одобрило большое количество людей.
Кроме того, намного круче вместо сухого, вырванного из контектста примера кода, прислать работодателю ссылку на принятый pull request.
4. Знай свой инструмент
Участие в разработке продуктов, которыми Вы постоянно пользуетесь, помогает Вам лучше понять его - как он устроен внутри, как работает, какие люди в конце концов стоят за ним.
Кроме того, Вы всегда будете знать какие новые «фичи» появляются в проекте, какие есть нерешённые проблемы и многое другое.
5. Персональное развитие
Open source разработка помогает развить не только навыки программирования. Вот, на мой взгляд, небольшой список того, какие персональные качества развиваются ещё:
  • Умение общаться
  • Внимательность и аккуратность
  • Уровень английского языка

Этот список можно продолжать ещё.
Кроме того, я считаю, что в каждом человеке присутствует желание помогать другому человеку, и как раз-таки Open Source разработка даёт такую возможность.

Заключение

В конце я хотел бы сказать вот о чём - единственное о чём я жалею, что мне не всегда хватает свободного времени участвовать в open-source разработке. Замечательно, когда компания, в которой Вы работаете, понимает важность такого участия для разработчиков и самой компании и выделяет для этого часть рабочего времени (а я такое встречал).
Тем не менее, даже если Ваша компания не делает этого, старайтесь хоть иногда участвовать в разработке открытого ПО, это сделает Вас настоящим профессионалом и подарит отличный опыт.

Открытое программное обеспечение стало двигателем инноваций. И в этой статье вы убедитесь в этом. Мы рассмотрим лучшие проекты OpenSource по версии премии Black Duck Open Source Rookies.

Это восьмой выпуск Black Duck Open Source Rookies. Каждый год, Black Duck рассматривает мир свободного программного обеспечения и находит лучшие новые Open Source проекты, которые были реализованы в этом году.

Большая часть проектов, получивших награду Black Duck разработана или финансирована коммерческими компаниями. Некоторые проекты - это дополнения к основной продукции спонсоров или внутренние ответвления, в то время как другие становятся поводом для развития этих основных проектов.

Как правило, у лауреатов премии наблюдается три тенденции в отрасли:

Это веб-платформа с открытым исходным кодом для создания чатов. Ориентирована на сообщества и компании, которые хотят создать свой внутренний чат. Команда разработчиков Rocket выбрала модульный, пакетный подход, а это позволяет Rocket.Chat предложить впечатляющий набор функций, для реализации удобной работы и связи в реальном времени, от простого обмена текстовыми сообщениями с поддержкой смайлов, до видеосвязи, многопользовательских аудиоконференций, совместного использования экрана и многое другое.

У RocketChat есть собственные приложения для Linux, Windows, MacOS, а также мобильные приложения для Android и iOS. Здесь даже есть собственное приложения для FirefoxOS, для настольных и мобильных устройств. А поскольку это Open Source проект, то это отличный выбор для разработчиков, жалеющих строить и развивать собственную платформу чата.

Mattermost

Другой отличной альтернативой для Slack есть Mattermost, ее история началась с компании - разработчика игр для HTML 5. Изначально это был игровой портал и приложение для обмена сообщениями, цель которого была найти геймеров за пределами Facebook. В итоге программа была переделана в решение для совместной работы в пределах компании, для таких случаев, когда компания не хочет, чтобы ее данные были получены провайдером. На данный момент - это отличная альтернатива Slack с открытым исходным кодом написанная на React и Go.

Mattermost объединяет все задачи коммуникации в одном месте, через удобный и интуитивно понятный интерфейс, удобный для поиска и доступный везде. Пользователи могут обмениваться сообщениями и файлами с помощью своих компьютеров и смартфонов, сохраняя всю важную информацию внутри ИТ инфраструктуры. Интерфейс Mattermost совместим с Slack и обеспечивает работу программного обеспечения разработанного для Slack. Есть две версии программы - одна рассчитана на работу с командами до 50 человек, а другая позволяет организовывать коммуникации между сотнями и тысячами пользователей.

Hubl.in

Решения для видеоконференций WebEx и GoToMeeting стали стандартными инструментами во многих офисах. Эти решения опирались не только на собственные приложения для компьютеров, но и на новые возможности веб-браузеров.

Hubl.in - свободное решение с открытым исходным кодом, для организации видеоконференций от компании Linagora, создателя платформы для совместной работы - OpenPaaS. Hubl.in поднимает связь в реальном времени на новый уровень, позволяя использовать браузер для организации видеоконференций, даже без каких либо плагинов.

Если вы читаете эту страницу, то вы можете попробовать Hubl.in прямо сейчас. Он основан на WebRTC, что позволяет реализовать децентрализованную связь между браузерами. Это значит, что ваша конференция не передается на Hubl.in никаким способом, это повышает безопасность и обеспечивает еще один уровень секретности.

MXNet

Глубинные методы обучения направлены на то, чтобы научить компьютеры самообучению, с помощью моделирования нейронной сети человеческого мозга, а затем передачи этой сети огромного количества данных, для обучения.

MXNet - это легкая библиотека машинного обучения, созданная DMLC разработчиками CXXNet, Minerva, и Purine2. Здесь применен опыт, полученный в этих проектах, а также смешан императивный и символический стиль программирования. MXNet использует планировщик динамических зависимостей, который автоматически паралеллизует как символические, так и императивные операции на лету. Уклон в сторону оптимизации делает MXNet быстрым и потребляющим немного памяти. Библиотека портативная и легкая, она легко масштабируется даже для нескольких машин. Можно даже использовать для таких задач, как распознавание образов на смартфоне. Группа DMLC хочет сделать открытое программное обеспечение широкодоступным. Проект MXNet тоже содержит набор руководств и схем для построения систем машинного обучения.

Bazel

Bazel стремится ускорить процесс сборки и повысить надежность за счет общего хранилища кода, в котором все программное обеспечение находится в состоянии открытого исходного кода. Здесь автоматизировано тестирование и релизы, используется как параллельность, так и кеширование, чтобы ускорить обработку. Особенно подходит для проектов с крупными базами кода, на основе нескольких языков программирования или для различных платформ. Основная особенность Bazel - тщательное тестирование в сложных условиях работы в Google. Текущая версия поддерживает Linux, OS X, но не Windows.

React Native

Разработчики мобильных приложений сталкиваются с трудным выбором: разрабатывать приложения для iOS или Android с помощью собственных инструментов, или воспользоваться кроссплатформенными. С одной стороны, родные приложения быстрее и предлагают лучший пользовательский интерфейс. Однако разработка такого приложения, означает - написать его, по крайней мере, два раза на самых разных языках программирования. Кроссплатформенные инструменты, такие как JavaScript позволяют им писать программу только раз, но эти приложения часто работают плохо и выглядят не очень красиво.

React Native - это OpenSource проект с открытым исходным кодом, поддерживаемый Facebook. Он позволяет двигаться сразу в двух направлениях. Создавая свои приложения с помощью библиотеки JavaScript React вы сохраняете логику работы приложений JavaScript, а также пользовательский интерфейс полностью нативный для обоих оболочек iOS и Android. Для разработчиков React Native представляет собой новый подход к написанию мобильных приложений - учиться раз, писать везде.

Kontena

Docker-контейнеры - революционный способ для развертывания приложений. Но многие организации все еще борются за решение для управления контейнерами.

Kontera - проект с открытым исходным кодом, для управления контейнерами. Kontera имеет много новых технологий и возможностей для ускорения развертывания. Здесь есть поддержка нескольких хостов, мульти-AZ контейнеры, сетевая технология Weave, VPN доступ к контейнерам, а также интуитивно понятный мастер развертывания. У Kontera есть все что компании может понадобиться для разработки, развертывания и контроля контейнерных систем. Она может быть установлена в любой облачной инфраструктуре. Поскольку это открытый исходный код, она скоро выйдет за рамки Docker и будет поддерживать контейнеры Windows, CoreOS PKT и другие контейнерные технологии.

Nulecule

Инициатива открытых контейнеров Docker предоставляет отличную оболочку для приложений. Но он все еще не может управлять зависимостями активов и отношениями между экземплярами в многоконтейнерных приложениях.

Nulecule - это спецификация, для упаковки сложных многоконтейнерных приложений, обеспечивающая правильное развертывание. Nulecule при поддержке Red Hat предлагает целостную систему для управления отношениями между контейнерами. Большинство систем управления контейнерами рассматривают мультиконтейнерные приложения как отдельные объекты, а не как что-то целое. Такой подход ограничивает гибкость и портативность всего приложения. В отличие от этого решение на основе Nulecule создает стандартизированный способ описания приложения, в том числе всех ссылок на зависимости и метаданные коммуникаций внутри каждого образа контейнера.

InSpec

Рабочий процесс DevOps часто завален соблюдением сложных спецификаций и медленным развитием. InSpec обеспечивает путь, ускоряющий работу за счет автоматизации процесса проверки соответствия. Если соблюдение правил является неотделимой частью процесса разработки - это одно из лучших решений.

Как решение с открытым исходным кодом для определения соответствия, безопасности, а также требований относительно политики Inspec предлагает множество сложных функций. В том числе тестов на проверку соблюдения метаданных для периодизации, а также интерфейс командной строки, для удобного выполнения тестов. Пользователи могут контролировать процесс с помощью специального разработанного языка программирования. Поскольку Inspec работает в локальной системе, он может изучить любой узел инфраструктуры.

Hygieia

Технологические гиганты не одиноки в инвестировании в свободное программное обеспечение. В этом году Capital One попытались найти панель инструментов для разработчиков, и небыли обнаружены ни коммерческие решения ни OpenSource проекты. Поэтому компания создала собственную - Hygieia. Панель выпущена в прошлом году и ее исходный код опубликован на GitHub.

Capital One использует Hygieia в процессе разработки программного обеспечения, чтобы дать командам и лидерам простой, доступный и быстрый способ получить представление о текущем состоянии процесса разработки. Вместо того чтобы показывать только часть процесса развития, как это делают другие панели, Hygieia предлагает полный обзор в двух вариантах: видежет и ползунок.

Вариант виджет показывает более подробную информацию: особенности текущего этапа, вклад в код, интеграцию, анализ кода, анализ безопасности, функциональные ресурсы тестирования и развертывания и т д. Ползунок показывает степень прогресса каждого элемента, на этапах разработки, тестирования и развертывания.

Glucosio

Когда программисту Бенджамину Кернеса был поставлен диагноз диабет второго типа в мае 2015 он понял, что нет инструментов с открытым исходным кодом для отслеживания уровня глюкозы или других показателей, для людей подобных ему. В сентябре 2015, он и небольшая команда выпустили Glucosio, первое приложение с открытым исходным кодом для мониторинга уровня глюкозы.

Пользователи Glucosio могут отслеживать уровень глюкозы в крови и получить полезные советы, через приложение помощник. Пользователи также могут внести свой вклад в исследование диабета, оставив анонимную демографическую или личную информацию. Glucosio на данный момент доступно на 20 языках и было загружено на каждом континенте. Разработчики также планируют предложить бесплатный API для исследователей, чтобы они могли получить доступ к данным, которые пользователи оставляют в программе.

Vault

Компания из Сан-Франциско HashiCorp известна своим инструментом для создания и настройки легкой, портативной среды разработки - Vagrant. Новый проект с открытым исходным кодом этой компании - Vault, инструмент для безопасного управления секретами. Здесь могут находиться ключи, API, пароли, сертификаты, учетные данные сотрудников, и другая секретная информация. У HashiCorp отличные Open Source проекты, можно сказать - так держать.

Vault шифрует и расшифровывает данные без их сохранения, а также позволяет командам безопасности определить параметры шифрования, а разработчикам - возможность хранить зашифрованные данные без разработки своих алгоритмов шифрования. Vault даже может генерировать секретные ключи по запросу AWS или баз данных SQL, а затем автоматически их отменять, когда они уже использованы. Поддерживается единый интерфейс для доступа, с жестким контролем, а также подробные журналы аудита, так что пользователи могут быть уверенны, что их секреты в безопасности.

Rancheros

Rancher Labs разработала высокоэффективную технологию запуска контейнеров - операционную систему в миниатюре, со всем необходимым для запуска контейнеров, но ничего больше. RancherOS - это дистрибутив Linux, размером 20 Мб, специально разработанный для простого способа запуска и управления контейнерами Docker. Идея заключается в том, что он похож на CoreOS, Но с одной особенностью - все здесь работает через Docker контейнеры, даже сама операционная система.

В RancherOS Docker работает непосредственно поверх ядра Linux и распределяет все сервисы пользовательского пространства как контейнеры Docker. Экземпляр системы Docker инициализирует все системные службы (Udev, DHCP, TTY) каждая из которых работает в отдельном контейнере. Экземпляр пользователя Docker создает отдельные контейнеры для всех пользователей, в пределах основного контейнера пользователя. RancherOS также обеспечивает обновление через контейнеры и может использовать различные системы управления контейнерами.

OWASP Security Knowledge Framework

OWASP Foundation (Проект Open Web Application Security) - это некоммерческое сообщество, которое предоставляет ресурсы и средства для обеспечения безопасности веб-приложений, которые разрабатывают OpenSource проекты. Многие разработчики не знают о рисках безопасности уязвимостей, с которыми они сталкиваются. С этой целью OWASP SKF (Security Knowledge Framework) обеспечивает свободный инструмент с открытым исходным кодом для обеспечения безопасности веб-приложений. Он также может служить учебным пособием, которое научит основам безопасности в веб-приложениях.

SKF поддерживает разработчиков программного обеспечения на протяжении всего жизненного цикла их продукта, обеспечивая его безопасность. Анализируются методы обработки, которые используют разработчики для редактирования своих данных, а затем перебираются шаблоны для известных уязвимостей. После завершения предлагаются решения для исправления проблем с безопасностью.

Выводы

Это были все новые Open Source проекты, отмеченные премией Black Duck. Награждение происходит каждый год, поэтому новые Open Source проекты за 2016 год мы увидим только в 2017.

Многие разработчики стремятся попасть в проекты на «open source», но не знают, с чего начать. Причина этому – неуверенность в собственных силах. На самом деле open source-проекты предоставляют массу возможностей специалистам различного профиля. Программное обеспечение с открытым кодом, или «open source», существенно повлияло на развитие информационных технологий и заинтересовало многих разработчиков. Однако зачастую специалисты видят ряд препятствий для своего участия в open source-проектах. Вот основные из них:

  • «Я не очень хороший программист».
  • «У меня недостаточно времени, чтобы этим заниматься».
  • «Я не знаю, каким проектом заняться».
Но это не очень хороший подход к проблеме. Так, существует три основополагающих принципа, о которых необходимо помнить всякий раз, задумываясь о новых возможностях в области разработки:
  • В проектах нужны специалисты с разным уровнем профессиональной подготовки, навыков и опыта
  • Даже специалист-новичок – лучше, чем отсутствие специалиста.
  • Лучший проект для начала – тот, с которым вы уже знакомы.
Наиболее распространенное заблуждение у новичков в том, что они считают, что для участия в open source-проектах необходимо быть настоящим «гением программирования». Но это совсем не так. Безусловно, в мире open source-разработки есть свои гуру, однако далеко не все. Большинство из них – обыкновенные разработчики, которые всего-навсего хорошо делают свою работу, независимо от того, насколько малый или большой вклад они вносят в проект. И далеко не всегда эта работа связана с программированием. Работа над open source-проектами в основном заключается в рутинном исполнении текущих задач. Большая часть задач, которые получают разработчики, не требует гениального видения проблемы, как у Ларри Уола, создателя Perl, или Дэвида Хейнемейера Ханссона, основателя Rails. Создание нового языка программирования или фреймворка, конечно, требует вдохновения, но остальная часть работы, которая и делает такие проекты, как Perl или Rails, успешными, требует постоянных рутинных усилий. Эти усилия едва ли могут принести вам славу, но они, безусловно, нужны и важны, и рано или поздно ваш вклад будет замечен.

Внимательно слушайте

Все стадии работы в open source-проектах так или иначе связаны с людьми, которые в них задействованы. Вы присоединяетесь к команде, а это значит, что необходимо понимать, как устроены процессы и взаимодействие между всеми ее участниками. Прийти в команду со своим видением ситуации и навязывать всем свою точку зрения - не самый удачный вариант. Для некоторых проектов такой подход может быть приемлемым, но если над продуктом работают уже не один месяц, шансы на то, что ваши идеи воспримут с энтузиазмом, очень невелики. Прислушиваться к мнению и точке зрения коллег – это, пожалуй, лучший способ понять, что необходимо проекту на текущей стадии. 1. Присоединяйтесь к рассылке. На многих проектах e-mail-рассылка является основным способом коммуникации. На крупных проектах обычно есть несколько списков рассылки. Например, на проекте PostgreSQL используют не менее 12 рассылок, касающихся обсуждения вопросов пользовательского интерфейса, а также 6 рассылок для разработчиков. Оптимальный вариант – следить за основными рассылками в каждой из групп, чтобы начать вникать в основные текущие вопросы. 2. Следите за блогом. Блоги, которые ведут ведущие разработчики, могут быть весьма полезны, поскольку будут информировать вас об изменениях и улучшениях в грядущем релизе. Существуют специализированные порталы со словом “planet” в названии, которые аккумулируют новости и посты из блогов с различных ресурсов, связанных с проектом. Найти такой ресурс можно, отправив поисковой запрос типа “planet ”в Google. 3. Добавляйтесь в чат. Во многих open source-проектах для обсуждения текущих вопросов используются групповые чаты. Поэтому не забудьте выяснить, как общаются между собой участники вашего проекта.

Работайте с “тикетами”

Безусловно, код – это основа любого open source-проекта, но не стоит полагать, что написание кода – это единственный способ участия в проекте. Технической поддержке зачастую уделяют недостаточно внимания в погоне за созданием новых функциональных возможностей и исправлением ошибок. А ведь именно это и есть те области, которые позволяют новичкам войти в проект. Большинство проектов имеют общую открытую систему работы с “тикетами”, которая связана с веб-сайтом проекта и включена в документацию. Подобная система – это основной источник коммуникации между разработчиками и пользователями. Постоянная работа с текущими запросами – это отличная возможность внести свой вклад в проект. Для работы с системой могут понадобиться специальные права доступа, которые вам предоставит тим лид, как только вы решите заняться текущими запросами от пользователей. 4. Находите баги. В проектах с открытым исходным кодом баги часто проходят незамеченными. Обнаружение и сортировка багов может значительно сэкономить время разработчикам на поиск проблемы. Если пользователь пишет: «Программа не работает, когда я делаю такие-то шаги», - не поленитесь разобраться в том, чем вызвана эта проблема. Проблема повторяется? Вы можете вызвать эту проблему, повторив ряд конкретных шагов? Вы можете сузить круг проблемы до конкретного браузера или дистра? Даже если вы не знаете истинную причину проблемы, попытки сузить круг возможных причин во многом помогут разработчикам справиться с ней. Независимо от того, что вам удалось выяснить, добавьте свои комментарии к багу, чтобы все могли с ними ознакомиться. 5. Закрывайте старые баги. Нередко случается, что баги «пофиксили», но «тикет» не закрыли. Таким образом, система «засоряется» старыми багами, которые мешают работать с актуальными проблемами. «Очистка» системы трекинга от старых багов – это скучная и длительная процедура, но она очень важна для всего проекта. Для начала отфильтруйте «тикеты» по дате, например, старше, чем один год, и посмотрите, существуют ли такие баги. Просмотрите логи по релизам и убедитесь, что эти баги устранили и их можно закрыть. Если баг исправили, необходимо добавить комментарий с упоминанием версии, в которой баг был устранен, и закрыть его. Постарайтесь воссоздать баг в последней версии продукта. Если его невозможно воспроизвести, сделайте соответствующую запись и закрывайте «тикет». Если баг продолжает повторяться, укажите это в «тикете» и оставьте его открытым.

Работайте с кодом

Все программисты, работающие на проекте, независимо от опыта и квалификации, могут помочь вам с кодом. Не думайте, что вам необходимо быть гением, чтобы начать работать над проектом. Если ваша работа связана с изменением кода, изучите методы изменения кода, которые используются на проекте. Для каждого проекта характерны свои внутренние технические процессы, поэтому узнайте о них побольше, прежде чем предложить ваш вариант кода. Например, на проекте PostgreSQL жестко регламентированы все процессы: изменения в коде отправляются в виде патча в рассылке всем основных разработчикам, которые тщательно изучают все изменения. С другой стороны, есть и другие типы проектов, как, например, Parrot, где программисты могут «коммитить» все изменения непосредственно в базу. Если на проекте используется GitHub, возможно, процессы поставлены через pull request’ы, т.е. запросы на включение сделанных изменений. Помните: нет двух одинаковых проектов. Всякий раз, когда вы переписываете код, не забывайте, что вы работаете в команде и поэтому делайте все возможное, чтобы ваш стиль совпадал с общей базой, используемой в проекте. Часть кода, которую вы добавляете или меняете, не должна выбиваться из общего кода. У вас могут быть свои предпочтения в оформлении кода, но ваш код должен соответствовать общим стандартам, принятым на проекте. В противном случае это то же самое, что сказать: «Мне не нравится ваш стиль, и я думаю, что мой лучше, поэтому вы должны делать так, как я». 6. Тестируйте бета-версии. В любом проекте, который создается для работы на нескольких платформах, могут возникать проблемы, связанные с переходом на другую платформу. Накануне нового релиза, когда выходит новая бета-версия, руководители проектов ожидают, что они будут протестированы на различных платформах. Вы можете принять участие в тестировании и убедиться, что продукт работает на той или иной платформе. Как правило, вам необходимо собрать и установить новый «билд» и протестировать продукт, но особенно значимо для проекта, если вы используете нестандартные аппаратные средства. Если вы подтвердите, что «билд» работает и при таких условиях, это существенно облегчит задачу руководителей проекта в определении текущего статуса релиза. 7. Исправляйте баги . Обычно с этого начинается работа новичков с кодом. Здесь всё просто: найдите «тикет», в котором описывается какой-нибудь баг и попробуйте устранить его в коде. Подтвердите изменение в документации (если необходимо). Неплохо также добавить тест для тестирования той части кода, которую вы исправили; некоторые проекты требуют, чтобы все баг-фиксы сопровождались соответствующими тестами. Ведите записи, по мере того как вы осваиваете незнакомый код. Даже если вы не можете справиться с багом, опишите в тикете, что вам удалось о нем выяснить. Это поможет тем участникам команды, кто будет работать с багами после вас. 8. Пишите тесты. В большинстве проектов используются тестовые комплексы, предназначенные для тестирования кода, но сложно представить себе такой комплекс, который бы не предусматривал возможности добавления в него новых тестов. Используйте такие тестовые инструменты, как gcov для C или Devel::Cover для Perl, чтобы установить те области исходного кода, которые нельзя протестировать готовым тестовым комплексом. Затем добавьте соответствующий тест, чтобы иметь возможность протестировать необходимый функционал. 9. Отключайте оповещения компилятора. Часто «билд» проектов на С сопровождается многочисленными оповещениями компилятора. Такое сообщение не всегда говорит об ошибке, но заставляет отвлекаться. Проверьте, возможно, в коде скрыт какой-то баг. Если же багов нет, отключайте ложные оповещения. 10. Добавляйте комментарии. Когда вы просматриваете код, вам могут встретиться отдельные запутанные участки. Если какой-то кусок кода привел вас в недоумение, то велика вероятность того, что и у других он вызовет такую же реакцию. Опишите эту проблему в документации и отправьте патч.

Работайте с документами

Ведение документации – это рутинная составляющая любого проекта, которой зачастую пренебрегают. Кроме того, проблемы с документацией часто могут быть вызваны тем, что она написана с точки зрения людей, хорошо знакомых с проектом, нежели тех, кто только знакомится с ним. Если при чтении документации по проекту вас когда-нибудь посещала мысль: «Такое ощущение, что этот мануал написан так, как будто я уже знаю, как пользоваться программой», то вы понимаете, о чем речь. Очень часто новый взгляд со стороны позволяет выявить недостатки в текущей документации, которые могут быть не замечены непосредственными участниками проекта. 11. Приводите примеры. Нет таких проектов, в которых существовало бы слишком много примеров. Независимо от того, о чем идет речь: об API, об электронной библиотеке, о графическом приложении, таком как Gimp, например, или об инструментах командной строки – хороший пример с правильным описанием может быстро дать более четкое представление о правильном использовании программы, нежели стопка документов. Для API или электронной библиотеки создайте пример программы, которая использует этот инструмент. Он может быть взят из кода, который вы уже написали, и адаптирован к нуждам текущего примера. Для инструментов лучше всего привести какой-то пример, как можно использовать в повседневной жизни. Если вы визуал, добавьте скриншот какого-либо процесса, например, установки приложения.

Работайте в команде

Работа в open source-проектах только отчасти связана с кодом. Настоящий успех проекту приносит команда. И вы можете помочь созданию сплоченной команды. 12. Отвечайте на вопросы. Лучший способ сплотить команду – это помогать другим. Для дальнейшего успеха проекта особенно важно отвечать на вопросы, в частности, на вопросы новичков. Это время не будет потрачено зря, даже если новичок задает вопрос, на который можно найти ответ, перечитав необходимую документацию. Кроме того, вы получите нового благодарного и активного участника своей команды. Все с чего-то начинают, а любому проекту необходим постоянный приток кадров, чтобы он продолжал развиваться. 13. Ведите блог. Если у вас есть блог, делитесь своим опытом, который вы получили на проекте. Расскажите о проблемах, с которыми вы столкнулись при использовании софта, и как вам удалось их решить. Таким образом, вы сможете убить двух зайцев сразу: поддержать внимание к проекту своих коллег и создать полезную базу информации для тех, кто присоединится к проекту в будущем и будет искать в сети ответы на уже описанные вами вопросы. (Блог, рассказывающий о ваших технических достижениях и изысканиях – это также отличный способ поделиться реальным опытом разработки и решения технических проблем, который может вам пригодиться при поиске новой работы). 14. Уделяйте внимание вебсайту. Большинство программистов, к сожалению, не самые лучшие дизайнеры, поэтому едва ли найдется проект, при разработке которого не прибегали дополнительно к помощи дизайнеров. Если вы талантливый веб-дизайнер и можете помочь улучшить вебсайт, а, следовательно, и представление проекта для пользователей, именно на это вам и следует направить свои усилия. Возможно, сайту необходим редизайн или собственный логотип. Именно эти умения могут требоваться в вашей команде. Многим руководителям команды на проектах не хватает именно таких креативных дизайнеров. И самое главное: прислушивайтесь к словам ваших коллег. Возможно, вам удастся помочь им в решении насущной проблемы. Так, например, недавно разработчики Parrot в процессе обсуждения в рассылке решили использовать GitHub в качестве системы работы с «тикетами» вместо прежней системы Trac. Некоторые были против этого перехода, поскольку не было возможности перенести существующие «тикеты» в новую систему. После дня обсуждения всех «за» и «против» один из разработчиков предложил написать программу-конвертер, чем и привлек к себе внимание. Через некоторое время программа была готова, и всю историю из более 450 «тикетов» удалось сохранить. В любом проекте всегда есть возможность найти для себя работу, и на open source-проектах таких возможностей множество. Нужно только суметь найти правильное применение своим способностям.