Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Поможем Старичку-Лесовичку. Игра - соревнование "загадки старичка - лесовичка"

Тема «Загадки Старичка-Лесовичка»

Цель: обобщить и уточнить знания детей о природе.

Задачи:

Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.

Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.

Развивать память, сообразительность, находчивость, логическое мышление, речь, умение слушать друг друга.

Воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы
Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила на своем столе письмо. Вот оно. Адресовано детям подготовительной группы №1. А от кого оно пришло – не указано.

– Посмотрим, кто же его написал. Так это же письмо от Старичка-Лесовичка. Он пишет, что хочет пригласить нас к себе в гости, в лес.

– Вы хотите побывать в весеннем лесу?
Дети: Да.

Воспитатель: Для получения приглашения нам с вами нужно выполнить задания Старичка-Лесовичка.

Задание 1 . «Назовите правила поведения в лесу»

(Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, разбрасывать мусор, разводить костры, рвать охапками цветы, разорять гнезда птиц, муравейники, ловить и убивать насекомых…).

Задание 2. «Каким бывает лес».

(Весенний, хвойных, грибной, смешенный, волшебный, загадочный, осенний, нарядный…).

Задание 3. Воспитатель предлагает назвать слова, которые можно образовывать от слова «лес» (Лесник, лесоруб, лесная, Лесовичок, лесовоз, лесочек).

Задание 4. «Что таким бывает?».

Лесной (гриб, пень, шум, житель, хор…)

Лесная (тропинка, речка, ягода, лесная сказка, прогулка…)

Лесные (звери, обитатели, хоромы, ягоды, грибы…).

Лесное (озеро, приключение, чудо, дерево…).

Задание 5. «Назови лист дерева».

Береза – березовый
Осина – осиновый

Дуб – дубовый
Клён – кленовый

Рябина - рябиновый
Тололь – тополиный

Физ. Минутка

Заяц мчится что есть мочи,

(Бегут на месте)

Спрятаться в лесу он хочет

(Приседают и закрывают лицо ладонями)

То бежит он, то кружится,

(Встают, кружатся)

Бедный, он всего боится.

Где укрыться от зла?

(Прижимают руки к груди)

От лисицы, от куницы?

(Поворачивают туловище вправо-влево).

От совы и от орлицы?

(Машут руками).

Задание 6. Стихотворение – чистоговорка.

Ручеек – журчалочка –жур – жур – жур!

Завертелась палочка – чур - чур – чур!

Козочка копытцами – клоц – клоц – клоц!

Хорошо напиться бы – буль – буль – буль!

А пастух на дудочке – ду – ду –ду!

Все вороны каркают – кар – кар – кар!

А лягушки квакают – ква – ква – ква!

Задание 7 . «Отгадайте загадки».

«Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой

Всё равно он будет мой»

«Первым вылез из землицы

На проталинке

Он мороза не боится

Хоть и маленький»

(Подснежник)

«Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы»

«В лесу у пня

Суета, беготня

Народ рабочий

Весь день хлопочет

Себе город строит»

(Муравьи)

Задание 8. «Лесные обитатели».

Воспитатель называет дерево, ягоду, цветок, зверя, птицу…, а ребенок перечисляет названия известных ему обитателей леса.

Звери – волк, лиса, медведь, кабан, лось…

Птицы – сова, дятел…

Насекомые - …

Задание 9. «Назовите жилища обитателей леса».

У волка – логово;

У мышки – норка;

У белки – дупло;

У птицы – гнездо;

У медведя – берлога;

У крота – нора;

У лисы – нора;

У муравья - …

Задание 10. «Цепочка».

Дети делятся на две команды и составляют цепочку из слов, передавая друг другу шишку. Первый ребенок называет слово, второй ребенок повторяет предыдущего, затем называет свое слово и т.д.

Грибы (подберезовик – масленок – груздь…)

Ягоды (малина – черник – брусника…)

Задание 11. «Исправь ошибку».

Исправьте ошибки, которые допущены при составлении предложений.

На дятле сидит дерево (На дереве сидит дятел).

Лес растет в ягоде (Ягода растет в лесу).

Корзину положили в гриб (…).

Елка спряталась за зайцами (…).

Задание 12. Составь рассказ о весне.

(Воспитатель вывешивает на доску сюжетную картинку «Весна в лесу» и предлагает двум- трем детям составить по ней рассказ).

Воспитатель : Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Дети : О лесе, весне.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданиями Старичка-Лесовичка, теперь думаю он нас обязательно пригласит к себе в гости.

Программное содержание занятия:

1. Учить детей вслушиваться в звуки осенней природы и оформлять услышанное и наблюдаемое в речи, используя определения и эпитеты.
2. Обогащать эмоционально-чувственную и познавательную сферу детей через установление простейших сезонных закономерностей явлений живой и неживой природы. Закреплять знания детей цветов спектра. Развивать умения созерцать предметы, Явления, Всматриваться вслушиваться.
3. Развивать умение детей использовать непосредственный опыт для решения речевых логических задач об осени; способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности.
4. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие. Развивать творческое мышление.

Используемые материалы:

Картинки (на каждого ребенка): разноцветные листья, паутинки, облака;
- репродукция с картины И. Левитана «Золотая осень»;
- репродукции с изображением хмурого, ненастного, дождливого осеннего дня;
- бумажный лист с изображением палитры для смешивания красок;
- макет «пруда» из большого листа голубой бумаги с «плавающими» по нему разноцветными опавшими листьями разных деревьев;
- засушенные листья осенних деревьев, а также силуэты березы, осины, рябины;
- аппликации по теме «Природа и фантазия»;
- грамзапись музыкального цикла «Времена года» , «Октябрь».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от Лесовичка. Хотите с ним познакомиться?

Письмо Лесовичка

В лесу мокром, золотом
Ходит осень под зонтом…

А что происходит осенью в городе? Ребята, расскажите мне о природе-чудеснице в это время года. Что вы почувствовали, услышали и ощутили.
Я посылаю вам свои загадки и загадочные объявления. А вы пришлите мне ваши рассказы про осень.
Жду ваших ответов.

Загадки и загадочные объявления, присланные Лесовичком

Гонит осень в небе тучки,
Пляшут листья на дворе.
Гриб, надетый на колючки,
Я тащу к своей норе.
Кому нужны грибы, приходите ко мне!

Друзья! Прошу разбудить весной!
Приходите лучше с медом.

(Медведь)

Воспитатель: Итак, закроем глаза и представим, чем пахнет осень? (Грибами, ягодами, овощами, фруктами, прелыми листьями, сыростью.)
А теперь вслушаемся в звуки осени. Какие они? А поможет вам услышать их вот это стихотворение.

В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот к Шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит:
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу-шу-шу да ши-ши-ши…

(В. Суслов)

Воспитатель: Давайте представим себе, какие легкие лесные шорохи можно услышать осенью? (Ответы детей.)
А какие звуки можно услышать в осеннюю погоду?

Игровое упражнение «СЛУШАЕМ ЗВУКИ ОСЕННЕЙ ПОГОДЫ»

Листья опадают на землю и шепчутся, прощаясь друг с другом, - вот так;
- слышен шум текущей воды - вот так;
- капли дождя тихонько стучат по земле, слышен шорох листьев (шелест бумаги).

Музыкальные шумы (грамзапись).

Воспитатель: Узнаете, что это за звуки?
- Шум ветра; стук дождя (по стеклу, по асфальту, по крыше, по лужам…).
А теперь отгадайте загадку Лесовичка.

(Воспитатель читает рассказ «Разноцветные кораблики».)

«Добрался я и до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много их прилетит и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замерзнет».

Расскажите, что это за кораблики плавают по пруду? Почему это произошло? (Ответы детей.)
А теперь я приглашаю вас на «пруд» («голубой островок» из бумаги с разбросанными разноцветными листьями от разных деревьев).
Потрогайте их, понюхайте. Чем они пахнут? Какие они на ощупь?
А теперь подбросим листочки вверх. Что с ними происходит? (Они падают, кружатся, летят, вальсируют…) А как все это можно назвать? (Листопад.)
Давайте еще устроим листопад (неоднократно повторить это слово).
Каким стало ваше настроение?
Как вы думаете, какой цвет главный в осеннем лесу? (Желтый, золотой.)
А теперь посмотрите, какое множество оттенков в этих листьях-корабликах.

Игровое упражнение «НАЙДИ ПАРУ»

Дети подбирают похожие по цвету листья, а воспитатель показывает и называет оттенки цветов: красный, багряный, оранжевый, лиловый, лимонный и т. д.

Воспитатель:

Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой -
Как хорош ты, лист цветной!

Это разноцветная осень, но если вы хотите увидеть золотую осень во всем ее очаровании, давайте отправимся в лес. (Переход к выставке осенних картин.)

Воспитатель обращает внимание детей на картину И. Левитана «Золотая осень». «Осенний пруд»

Как вы думаете, правильно ли об этой картине говорится, что здесь изображено «золотое чудо природы»?
Найдите, что здесь золотое?
Мы видим, как желтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берез красиво оттеняет синеву реки и голубизну неба. (Среди осенних листьев дети находят листочки похожих цветовых оттенков и прикладывают их к картине.) Лес сверкает, как золотой остров. Земля покрыта мягким желто-зеленым ковром.
А теперь взгляните на остальные картины и скажите, какой еще бывает осень? (Хмурая, грустная, печальная, унылая, дождливая…)
«Унылая пора, очей очарованье», - так об этом сказал поэт.
А художники рассказали нам о красоте осени кистью и красками.
А теперь из этого прекрасного золотого уголка Осени мы с вами перенесемся в ее тайную лабораторию.
Какой необычный «транспорт» мы для этого выберем? Осенние листочки, облака-путешественники или последние осенние «паутинки»?

Ну, отправляемся!
Закройте глаза, присядьте...

Ветер щеки толстые
Надул, надул, надул
И на листочки пестрые

(варианты: на облака воздушные или на паутинки легкие)

Подул, подул, подул.

Игровое упражнение на дыхание

Воспитатель: А теперь отдадимся власти нежного ветерка и, тихонько покачиваясь, как бы паря в воздухе, отдохнем под музыку осени. (Релаксация под музыку «Времена года» , «Октябрь» - фрагмент.)
Что ощущали вы, «паря» в воздухе осени? Хотите спросить у меня об этом?
Я почувствовала шорох листьев, ощутила запах лесных грибов. А вы? (Дети дают свои ответы и получают «пропуска» в лабораторию осени.)
Теперь обратите внимание на «волшебный глаз» этой лаборатории. Это лупа.
Давайте рассмотрим опавшие разноцветные листья через неё
Хороша художница-Осень?

Практическое задание: найти листья рябины, березы, осины.

Игровое упражнение «С КАКОЙ ВЕТКИ ДЕТКИ?»

Дети отгадывают по силуэтам разных деревьев их названия: береза, осина, рябина.

Воспитатель: Рябина осенью похожа на настоящую лесную сказку: села в высокую траву жар-птица и распустила свой огненный хвост. (Показ аппликаций из листьев рябины с изображением птицы.)
А Золушка-осина осенью превращается в ослепительную красавицу. Ни одно дерево не знает такого разнообразия осенних красок. Листья осины бывают лимонно-желтыми, зеленовато-розовыми, пурпурными. (Дети с помощью воспитателя находят листья этих оттенков.)
Давайте составим главный цвет осени - огненный, золотой - из красок, приготовленных в ее лаборатории.

Игровое упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»

(См. книгу «Упражнения с Монтессори-материалами», с. 23.)

Воспитатель: Давайте полюбуемся «прощальным лучиком осени», который у нас получился. У королевы-Осени есть не только своя лаборатория, но и «Умей-город». Она такая выдумщица! Хотите побывать в нем?
Вот ее выставка «Фантазия». Все работы сделаны из засушенных листьев. Присмотритесь к ним получше!
Мастером здесь может стать каждый: составьте из осенних листочков каждый свою картину про осень. Потом мы сложим из них целую книжку про осень и отправим ее нашему знакомому Лесовичку. Согласны?
В конце занятия можно предложить детям немного потанцевать под песню «Танец осенних листочков» (слова Е. Макшанцевой, музыка П. Филиппенко).

Листочки, листочки
По ветру летят,
У деток под ножками
Тихо шуршат.
И, плавно качаясь,
Ведут хоровод.
И ветер осенний
Им песню поет.
То вправо, то влево
Листочки летят,
Прощается с нами
Веселый наш сад.
Листочки, качаясь,
Ведут хоровод.
И ветер осенний
Им песню поет.

Наталья Никитина

Педагогический проект

тема: «ПИСЬМА ЛЕСОВИЧКА»

(нравственно-экологическое воспитание младших дошкольников в работе с родителями в условиях реализации ФГОС)

Актуальность проекта

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

Физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

Эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

Условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления в том числе в процессе общения с окружающей природой.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Цель проекта:

Повысить уровень нравственно-экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством детско-родительских отношений.

Задачи проекта:

1. Поднять уровень экологической культуры и информированности родителей по проблеме нравственно-экологического воспитания детей.

2. Развитие детско-родительских отношений в ходе реализации проекта посредством специально организованной игровой ситуации.

3. Формирование у детей необходимых знаний о сезонных изменениях в природе, на основе предложенного материала.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня знаний и информированности у родителей по проблеме экологического воспитания детей.

2. Активное участие родителей в экологическом образовании детей.

3. Развитие у детей нравственных мотивов в общении с окружающей природой.

Участники проекта: Родители, дети, воспитатель.

Продолжительность проекта: Два месяца.

В своем проекте я использую, следующие виды детской деятельности, которые соответствуют их возрасту:

Коммуникативная;

Познавательно-исследовательская;

Восприятие художественной литературы;

Конструирование из природного материала;

Изобразительная.

Формы и методы работы с родителями.

1. Консультации и сообщения нравственно-экологической направленности для родительского уголка «Малыш в мире природы». Беседы с родителями о важности данной работы.

2. Домашнее задание (оформление папки «Экологический дневник», участие в выставках).

3. Изготовление папок-передвижек, на предложенные темы, по выбору родителей.

4. Привлечение родителей к совместной с детьми творческой деятельности.

5. Проведение родительских собраний, совместных экологических мероприятий.

6. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

7. Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Этапы проекта

1. Организационный

Цель: вызвать у родителей интерес к проблеме нравственно-экологического воспитания детей.

Родительское собрание на тему «Роль семьи в нравственно-экологическом воспитании детей.

Анкетирование с целью выявления их экологической компетентности.

Выбор семей готовых к участию в педагогическом проекте.

Написание тематического плана по реализации проекта.

Обсуждение плана работы с родителями.

2. Практический

Организованная работа участников проекта в соответствии с представленным планом.

Экологический утренник «В гости к нам спешит Лесовичок»

3. Заключительный (подведение итогов работы)

Продукты проекта

Информационный стенд для родителей

«Малыш в мире природы».

Письма от Лесовичка

Почтовый ящик для писем Лесовичку

Письма детей Лесовичку


Экологические дневники участников проекта


Выставка совместных творческих работ детей и родителей из природного материала «Друзья Лесовичка»

Папки – передвижки


Копилка совместных творческих работ детей и родителей для Лесовичка

Копилка информационного материла экологической направленности в уголок «Малыш в мире природы»

Заключение.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Благодаря тому, что родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в ходе реализации проекта, нам удалось в достаточной степени решить поставленные задачи.

Конспект дидактической игры по экологии «Письмо от Лесовичка»

Цель : Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Практическая значимость игры заключается в том, что дети в процессе трудовой и познавательно-исследовательской деятельности овладевают умением оказывать помощь нуждающимся в трудный период.

Задачи образования:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;

Обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Предупреждать утомляемость детей. «Физическое развитие»;

Активизировать словарный запас: природа, пожар, птицы, помощь, вырабатывать силу голоса, умение говорить «громко – тихо». (Речевое развитие) ;

Сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений) ;(Социально-коммуникативное развитие)

Задачи воспитания :

Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Задачи развития:

Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Планируемые результаты:

Дети будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать на литературное произведение, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.

Возрастная группа: старшая.

Длительность игры: 15 – 20 минут.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Материалы и оборудование:

Магнитофон с флеш - картой;

Конверт с письмом, макет муравейника, камни (из бумаги) , мусорные пакеты, грамзапись шума леса, голосов птиц.

Виды детской деятельности в игре:

игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная, продуктивная, трудовая.

Ход игры:

Звучит музыка.

–Дети, а как вы думаете, что такое природа? – Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.

Правильно. А Вы знаете как себя надо правильно вести на природе?

– Нельзя рвать цветы, топтать траву, обрывать с деревьев листву. В лесу ходить лишь по тропинке. Не мять зеленую былинку, животных надо охранять, гнезда птиц не разорять.

–Ребята, что это такое? Да, нам в детский сад пришло письмо (показываю конверт) Читаю:

Здравствуйте ребята. Меня зовут Лесовичок. Я живу в лесу, охраняю деревья, цветы, травы, птиц и животных. Ведь есть такие люди, которые, отдохнув в лесу, могут оставить незатушенный костер и может случиться пожар. А некоторые оставляют после себя мусор. Но приходят в лес и хорошие люди: собирают ягоды, грибы, травы, слушают пение птиц. И моем лесу случилась беда- пришли какие-то люди, оставили после себя мусор, разорили муравейник, затоптали их тропинки. Помогите лесу.

Воспитатель- поможем им? Как же нам попасть в этот сказочный лес? На чем мы можем туда добраться? (дети называют) Да, лес далеко.

И транспорт нам нужен необычный. Давайте полетим на воздушном шаре, сделаем его сами.

Физминутка:

Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся,

Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда.

Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим.

Вот и прилетели!

Ребята, посмотрите. Перед нами полянка. оставленная людьми после отдыха. Отдыхать, конечно, надо. Поиграть и порезвиться, и наесться и напиться. Но что это? Посмотрите, муравейник.

Ой, беда, беда, беда

Пропала муравьиная нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Ребята, давайте муравьям поможем, камни снова на тропинку сложим. Нужно разложить камни и посчитать их.

Задание №1

(дети берут «камни», складывают тропинку)

Молодцы, ребята, помогли муравьям восстановить тропинку. А давайте поставим знак около муравейника(ставят знаки и объясняют)..

Дальний конец зала, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).

Вот мы и попали с вами в лес. Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете? (ответы детей).

Люди на природе отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? Да, мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Особенно опасным для человека является битое стекло. А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор). А куда же нужно выбрасывать мусор? У меня есть контейнеры для мусора – для бумаги, пластика, жестянок. Давайте рассортируем мусор. Давайте здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор. (Дети ставят знак в лесу. Слышен звук леса).

Молодцы, ребята. Лес стал чистым, воздух свежий. И Лесовичок будет рад. Пришло время возвращаться.

Вот мы и вернулись в группу. Любуясь красотой природы, человек становиться лучше. добрее. Природа учит человека мудрости, труду, терпению, справедливости, чистоте, скромности доброте и крепкой дружбе. Берегите все, что есть на земле. Чтобы быть другом природы, человек должен быть добрее. А быть добрым помогает улыбка ласковому ветерку, цветам, солнышку, друзьям. Бабочкам и птицам.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Лесовичок. Я живу в лесу, охраняю деревья, цветы, травы, птиц и животных. Ведь есть такие люди, которые, отдохнув в лесу, могут оставить незатушенный костер и может случиться пожар. А некоторые оставляют после себя мусор. Но приходят в лес и хорошие люди: собирают ягоды, грибы, травы, слушают пение птиц. И моем лесу случилась беда- пришли какие-то люди, оставили после себя мусор, разорили муравейник, затоптали их тропинки Помогите лесу.


Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе

Тема: «В гостях у Старичка - Лесовичка»

Составила и провела: воспитатель старшей разновозрастной группы Сабитова Г.М. детский сад « Дюймовочка»

Цель : Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животные», «Птицы» .

Задачи:

Образовательные:

· Уточнить и расширить представление детей о лесе;

· Закрепить знания детей об обитателях леса; «Дикие животные», «Птицы», « Деревья».

Развивающие:

· Закреплять умение дифференцировать звуки, способствовать

формированию интонационной выразительности речи.

· Развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;

· Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений об объектах природы ближайшего окружения

Воспитательные:

· Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.

Словарная работа:

· активизировать и обогащать словарный запас детей

Форма проведения: ОД.

Оборудование и материалы :

· Экран, проектор, макеты деревьев, аудиозапись «Голоса птиц», стульчики, иллюстрации с изображением деревьев, паровозик, гостинцы по количеству детей.

Структура занятия:

Вводная часть - 3 минуты

Основная часть - 20 минут

Заключительная часть - 2 минуты

Сюрпризный момент: Старик - Лесовик, Сорока.

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гузалия Мухаметкасимовна. Я сегодня у вас проведу занятие. Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, пожелаем нашим гостям здоровья.

(Здравствуйте)

Основная часть.

Воспитатель : Ребята, у меня на столе что - то лежит. Что это?

Дети : Письмо!

Воспитатель : А что это за письмо?

От кого оно узнаете,

Коль загадку отгадаете!

Ходит по лесу лесник,

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему совсем, как дома,

Всё давным-давно знакомо,

Он заботливый старик,

А зовётся … (лесовик)

Воспитатель : Да, ребята, к нам пришло письмо от Лесовичка.(открываю конверт и читаю)

«Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в гости в мой волшебный лес! Мы с лесными жителями будем рады встрече с вами!»

Воспитатель : Старичок- Лесовичок приглашает нас к себе в гости!

А чтобы отправиться в гости, нужно вспомнить правила поведения в лесу. Что это за правила? Как надо вести себя в лесу?

(Дети рассказывают правила поведения в лесу.) СЛАЙДЫ 2-7
- Не разорять птичьи гнезда.
- Не разорять муравейники.
- Не рвать цветы.
- Не шуметь.
- Не разжигать костер.
- Не оставлять мусор.

Воспитатель: Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать прыгать и играть,

Только чур не забывать,

Что в лесу нельзя шуметь

И очень громко песни петь.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правила знаете, а значит, не причините вреда лесу и можете смело отправляться в путешествие!

Воспитатель :Ну что ребята отправимся в зимний лес в гости к Старичку - Лесовику? А как вы думаете, что делает в лесу Лесовик?

Дети: Следит за порядком и охраняет лес.

Воспитатель: А путешествовать мы с вами будем на паровозике . Готовы?

Дети : Готовы.

Воспитатель: Тогда поехали. АУДИО №4

СЛАЙД 8 - лес.

(Дети встают друг за другом, берутся за локти, в виде паровоза. Звучит красивая музыка. Доезжают до леса. На экране картина зимнего леса.)

Воспитатель: Ну вот мы и приехали в наш сказочный зимний лес. Посмотрите, как удивительно красиво вокруг… (Пение птиц) АУДИО №2

Воспитатель : Здесь нас должен встретить Лесовик. Где же он?

С.Л.: Я здесь и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Я старичок Лесовик живу в этом лесу:

Знаю лес и лес люблю.

В гости вас к себе зову.

Всё в лесу мне интересно,

Каждый куст и каждый пень.

Много дел у старичка.

Если кто в лесу бывал,

За собою б убирал.

И зверятам, и ребятам

Было бы в лесу приятно.

Сегодня я вам расскажу про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо? Вы знаете, что такое лес?

Дети: Лес это — где много деревьев, диких животных и птиц.

С. Л.: Я живу в лесу не один, со мной мои друзья: растения и животные. Самые главные растения в моём лесу - это деревья. А вы, ребята, знаете, какие деревья растут в моём лесу?

Дети : Берёза, дуб, сосна, клен, рябина, ель и.т.д.

СЛАЙДЫ 9-14

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам покажу на экране деревья, а вы их назовите.

(На экране выставлены картинки деревьев. Дети называют деревья .)

С. Л.: Молодцы ребята! С деревьями мы разобрались.

Воспитатель: Лесовик, ты, наверное, устал? Предлагаю отдохнуть, вы ребята тоже садитесь на стульчики.Давайте сыграем в игру «Добавлялки».

Я буду говорить начало, а вы договаривать конец. Второй раз будем проговаривать строчку вместе. Задание понятно?

Дети : Да!

Речевая чистоговорка:

Ра-ра-ра — начинается … (игра)

Са-са-са -в лесу бегает….(лиса)

Усь-усь-усь -на лугу пасется …(гусь),

Жа-жа-жа- есть иголки у…(ежа)

Жу-жу-жу- молока дадим…(ежу)

Су-су-су - было холодно в …(лесу).

Воспитатель : Молодцы ребята! А теперь предлагаю немножко размяться.

Физминутка.

Как- то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.(Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой - лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

За мамой - лисицей крался лисенок,(Идут крадучись)

За мамой- ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой - медведицей шел медвежонок, (Идут, переваливаясь с ноги на ногу)

За мамою- белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой - зайчихой --- косые зайчата, (Скачут, сделав « ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат. (Руки в стороны и назад, как будто держат за руки).

Все мамы и дети напиться хотят.

Вос-ль: Лесовичок, а мы знаем с кем ты ещё дружишь в лесу, да ребята?

Дети: С животными !

С.Л : Да, у меня ещё живут лесные звери. А вы знаете животных, которые живут в лесу. Назовите их. (Медведь, лиса, волк, лось, белка, ёж, заяц...).

Воспитатель: Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

(Загадки). Работа с карточками.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем игру « Отгадай и найди». Перед вами лежат карточки. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы будете угадывать, и находить правильный ответ среди картинок. Только будьте внимательны потому что есть и лишние картинки.

1. Из берлоги слышен храп -

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь)

2. У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост -

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)

3. Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну. (Волк)

4. Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага -

Есть копыта и рога! (Лось)

5. Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка)

6. Под кустами,

под ёлками

Катится клубочек

с иголками. (Ёж)

7. Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

Вос-ль: Ребята, поиграем в игру « Семейный паровозик».

(Нужно собрать всех членов семьи в один вагончик)

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, чья семья едет в каждом вагончике?

Медвежья

Лисья

Волчья

Лосиная

Беличья

-ёжовая

Заячья

Лесовичок: Какие вы молодцы!

Лесовичок: Тише-тише, что за шум? У меня в лесу не порядок, пока я с вами здесь играл, птицы устроили спор, кто полетит в тёплые края.

Нужно птиц помирить и рассказать, кто полетит в тёплые края.

АУДИО №1

(На доске под листом бумаги висит плакат с изображением Сороки)

Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетела какая - то птица. Что это за птица?

Дети : Сорока.

Воспитатель : Ребята, а сорока зимует у нас или улетает в теплые края?

Дети: У нас.

Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются зимовать в наших краях?

Дети: (Зимующие).

Воспитатель: Да зимующие птицы- это птицы, которые живут с нами и никуда не улетают). Назовите зимующих птиц.(ответы детей)

Воспитатель : Правильно, а как называются птицы, которые улетают осенью на юг?

Дети: Перелётные.

Воспитатель : Назовите перелетных птиц. (ответы детей)

Лесовичок: Молодцы. У меня для вас есть ещё одно задание. На этих карточках изображены птицы, живущие в моём лесу. Вы должны разделить их: зимующих мы посадим на ёлку, а перелётных на пальму.

АУДИО № 5

Воспитатель: Молодцы!

Лесовичок : А вы подкармливаете птиц зимой? Молодцы. Вы сегодня были такие молодцы, и в лесу себя вели хорошо, за это у меня для вас есть подарок. Спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, что не распугали лесных жителей. Спасибо ребята за помощь, и в знак благодарности примите мои лесные гостинцы.

Воспитатель: Ребята, я думаю, что нам пора уже возвращаться домой. Давайте скажем Лесовичку спасибо и попрощаемся.

Дети: Спасибо. До свидания, Лесовик!

Воспитатель: Насмотрелись мы чудес,

Жди нас снова зимний лес.

Воспитатель: Ребята, а теперь садимся в наш поезд и поедем домой, к себе в группу. (под музыку едут) АУДИО № 4

Заключительная часть.

Воспитатель : Вот и закончилось наше путешествие, мы приехали в детский сад. Давайте вспомним, что интересного мы видели в лесу?

Дети: (деревья, диких животных, перелетных и зимующих птиц)

Раздаёт гостинцы и благодарит детей. Спасибо ребята за интересное путешествие.