Вопрос:
Подскажите, пожалуйста, чем отличается логистика и Управление Цепями Поставок. В чем проявляется специфика в фармацевтическом бизнесе?
Ответ :
Вопрос весьма актуален при современном развитии экономики в целом, фармацевтическом бизнесе в частности.
В принципе до сих пор не существует единого определения как для термина логистика, так и для термина Управления Цепями Поставок. Особенно в Российских источниках. Хотя и на западе на этот счет существуют различные точки зрения, которые представлены несколькими «школами». Попробуем разобраться, в чем же разница и насколько эти направления интересны для аптечного бизнеса, как конечного продавца.
Итак, о том, что такое логистика, мы говорили несколько номеров назад. И все же общие тезисы повторим.
Основных задач у логистики две:
Одно из распространенных определений логистики звучит следующим образом:
Логистика – это направление деятельности компании, заключающейся в управлении материальными и сопутствующими им потоками (денежными, информационными).
Основные виды деятельности для логистики, это:
— управление закупками,
— управление складом (при его наличии),
— управление транспортом,
— управление ВЭД (при ее наличии),
— управление распределением запасов.
Достичь наилучших результатов в логистике можно, если участники объединены в один департамент. Иначе оптимизация будет проводиться локально в каждом подразделении, что неизбежно приведет к двум результатам:
А вот Управление Цепями Поставок (УЦП) (Supply Chain Management, SCM) – это уже более сложная категория. В отличии от логистики, УЦП заключается в выполнении тех же задач, но в рамках цепи. То есть оптимизация происходит не в рамках компании, а при работе с контрагентами.
Цель управления цепочками поставок
Добиться максимальной конкурентоспособности и рентабельности компании, а также всей сетевой структуры цепочек поставок, включая конечного потребителя.
В связи с этим интеграция и реинжиниринг процессов цепочек поставок должны быть направлены на повышение общей эффективности и производительности участников цепочек поставок.
УЦП довольно новое направление в менеджменте. Зарождение его можно отнести ко второй половине 80-х годов прошлого века. Массовое распространение как стратегическое направление на западе УЦП получило гораздо позже. В России пока наблюдается больше локальное решение задач. Но как показывает опыт компаний, давно занимающихся данным направлением, они оказываются лучшими в своем классе.
Управление цепями поставок – это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов:
Отличие УЦП и логистики и их возможности можно описать следующим образом:
Логистика отвечает за физическую реализацию управления материальными потоками. Эффективность или неэффективность логистики может определять около 10% успеха бизнеса.
УЦП отвечает за балансирование потребностей и поставок по всей цепи создания ценности для потребителя. Эффективность или неэффективность УЦП может определять около 30% успеха бизнеса.
Достичь серьезных результатов в УЦП можно лишь применяя современнее информационные технологии и передовые подходы в рамках интеграции и координации действий участников цепей поставок.
Как иллюстрация отличий логистики от УЦП поставок, можно привести следующий пример из практики одного из фармацевтических дистрибьюторов.
Поставщик предлагает дистрибьютору закупить партию товара со следующими условиями. Если дистрибьютор закупит партию, покрывающую три месяца продаж своим клиентам, то дистрибьютор получит кроме скидки, еще и бонус от поставщика.
Если эту задачу рассматривать с точки зрения логистики у поставщика и дистрибьютора, то схема должна быть такой.
Дистрибьютор рассматривает предложения поставщика с точки зрения экономической эффективности. Сопоставляя при этом экономию на закупочной цене и бонус со всеми логистическими затратами (транспортными, складскими, стоимость замороженных денег), возможности склада, сроки годности и т.д.
Логистика поставщика в свою очередь должна обеспечить далее эту поставку. То есть должны быть запасы на необходимом уровне, должны быть в порядке сопроводительные документы, склад должен своевременно отгрузить данную поставку. То есть поставщик обязан обеспечить логистический сервис на соответствующем уровне.
Как бы выглядела эта же ситуация, только с точки зрения УЦП?
Такое предложение со стороны поставщика может (и чаще всего так и бывает) привести к существенному росту издержек в цепи поставок, что в конечном итоге сказывается на цене товара. С другой стороны может возникнуть на некоторое время дефицит товара. За счет чего это произойдет?!
Если клиенту предлагать партию на три месяца покрытия спроса, то клиент и в дальнейшем будет делать заказы редко, но крупными партиями. У поставщика в связи с этим вырастит нестабильность спроса на данный продукт. А чем не стабильнее спрос, тем сложнее его спрогнозировать/спланировать на следующий период. Чем хуже прогноз, тем сложнее адекватнее спланировать запасы как готовой продукции, так и сырья. Соответственно, логистика и/или производство поставщика пострадают. Логистика вынуждена будет раздувать запасы, а производство часто ломать план производства под вновь возникшие срочные заказы.
У дистрибьютора, как результат такого подхода периодически будет перебои с поставками, а в аптеках «внутригородской» дефицит.
И в целом – рост затрат и потери продаж. Конечно, результат может на первый взгляд выглядеть несколько пугающим.
Поэтому, предлагают в ряде следующих публикаций эти проблемы рассмотреть более детально и на цифрах. А также рассмотреть, как эти проблемы решаются в рамках УЦП лидеры рынка и не только.
На слуху у многих из нас слово «логистика» - что это такое, четко понимают не все. Термин этот действительно многозначный и означает в глобальном плане науку о правильной рациональной транспортировке ресурсов, а в практическом смысле – инструмент такой организации.
Логистика – это правильное грамотное управление информационными, материальными и людскими потоками, в узком смысле – минимизация затрат и оптимизация времени поставки материалов и людских ресурсов. Понятие включает методологию разработки оптимальных рациональных способов управления такими потоками. Работа торговых компаний, производственных предприятий невозможна, если на них отсутствует грамотная и эффективная логистика - что это такое, описывают три необходимых составляющих:
Логист – профессия, которая заключается в организации поставки конкретных товаров из пункта А в пункт В с минимальными растратами и временем доставки и учитывая интересы клиента, производителя, продавца, водителей. Кто такой логист? Простыми словами, это человек, который может доставить нужный товар вовремя и с минимальными временными затратами и усилиями. Только на первый взгляд эта работа проста, на деле же она требует следующих навыков и умений:
Основные понятия логистики – потоки: материальный и информационный. Их можно классифицировать различным образом:
Возможна также классификация по сфере предпринимательства. Так, по функциональному признаку выделяются несколько основных видов рассматриваемой науки:
Раздел рассматриваемой науки, занимающийся вопросами организации доставки, называется транспортной. Основы транспортной логистики можно представить в виде шести главных правил:
Частью транспортной является грузовая логистика; что это такое - это максимально эффективное использование потенциала грузоподъемности подвижного состава; организация регулярных поставок без складов, в чем проявляется главная цель логистики. Главное понятие здесь – грузовая единица, то есть некоторое количество продукции, которое рассматривается как неделимый товар. При погрузке, выгрузке, перемещении имеют дело с грузовыми единицами.
Сущность логистики закупок заключается в обеспечении процесса движения сырья. В процессе обеспечения компании материальными ресурсами необходимо грамотно управлять материальными потоками: понимать, что, у кого, на каких условиях, сколько закупить. В процессе закупки необходимо решить следующие задачи:
Концепция логистики заключается в рационализации хозяйственной деятельности предприятия путем оптимизации постановочных процессов, однако работа любой компании невозможна без грамотного управления людскими ресурсами и передачи информации. Логист – это не только человек, который занимается поставкой и распределением товара, но и грамотный менеджер. В его обязанности входит своевременная передача сообщений, которые циркулируют в системе товародвижения, до участников логистического процесса и сотрудников предприятия.
Складская логистика – управление складом, процедурой принятия материала на хранение, непосредственно такое хранение и выдача товара для последующей реализации. В числе задач такой подотрасли: грамотная организация складского хозяйства, размещения товаров, отданных на хранение. Процесс работы на складе можно разделить на три этапа:
Логистика управления товарного потока, идущего из-за рубежа и за рубеж, называется таможенной. Специалисты-таможенники решают ряд следующих задач:
Какие функции несет логистика, что это такое за фуункции - рассмотрим далее подробнее:
Существует множество книг, описывающие основные понятия, механизмы и принципы логистики:
Несколько вариантов понимания этого процесса от логистов различных отраслей
Управление логистикой - сфера деятельности предприятия направленная на организацию и регулирование финансовых, материальных и информационных потоков с целью минимизации затрат на всем пути следования, а также общей оптимизации деятельности предприятия. Логистика - наука об управлении и оптимизации материального и связанных с ним потоков в процессе товародвижения. Логистическая цепь - это взаимосвязанная цепь процессов движения (распределения) товаров от поставщика (сырье) до клиента (конечный продукт), включающие в себя процессы, начиная с заказа и заканчивая сервисом.
Есть производство с потребностью в сырье (комплектующих) для выпуска конечного продукта. На рынке уже сложились условия работы с производителями и поставщиками сырья с момента уплаты денег поставщикам (производителям), до момента получения денег за доставку готовой продукции. Весь процесс надо организовать и управлять им на всех этапах, чтобы не выбиться за денежные лимиты по закупочной деятельности с ее транспортировкой и хранением.
Организация управления логистикой - это взаимоувязка отдельных бизнес - процессов исполнительного характера. Задача логистики оптимизировать исполнительные процессы в компании в сумме, а не по отдельности.
Логистика - это эффективное управление материалопотоком с обеспечением наименьших издержек и направленное на улучшение качества обслуживания клиентов и повышение уровня организации логистических процессов. Это планирование, контроль и регулирование всех процессов, которые проходит материалопоток на пути от источника сырья до конечного потребителя. А именно - транспортировка, складирование, внутризаводская переработка, упаковка, распределение готовой продукции и т. п. На этом пути материалопоток естественно увеличивается в стоимости. Применение логистического подхода в управлении материалопотоком позволяет сэкономить (или не потратить), как денежные средства (например, за счет снижения складских запасов), так и сократить затраты ручного труда и операционные издержки. В данном случае огромное значение имеет четко налаженная информационная система.
Логистическая цепь - это четко налаженная взаимосвязь между подразделениями:
- доставки готовой продукции;
- отделом снабжения;
- производством;
- складами;
- департаментом продаж;
- отделом ВЭД.
При рациональном взаимодействии между подразделениями продукция (еще в виде сырья) в необходимом количестве поступает на склад, затем на производство (в нужном объеме и в срок), затем на склад готовой продукции, затем доставляется клиенту (без задержки). Выполняется расчет рентабельности доставки (по какому маршруту, каким видом транспорта и т. п.).
Организация логистики - слаженное действие процессов анализа рынка. закупки, производства, доставки, а также анализ и учет процессов не влияющих на производство - сезонность рыночные скачки, поглощение и дробление контрагентов.
Товародвижение в логистике - процесс движения продукта с момента его выпуска до конечного покупателя с полным контролем и оптимизацией на всех этапах его прохождения через промежуточные стадии производства и движения.
Управление логистикой - это планирование, организация и контроль деятельности по перемещению и складированию товара, с момента и от пункта его закупки, до момента и пункта его конечной использования/реализации.
Логистическое управление - создание схем, структур, процессов направленных на бесперебойное и экономически целесообразное (с минимальными затратами) взаимодействие всех структур организации. Их эффективное взаимодействие со внешней средой.
Управление логистическим товародвижением - это система, включающая в себя разные структурные подразделения:
- доставка грузов от производителя на склад и до потребителя;
- управление товарными запасами. таможня;
- складской товарооборот;
- разработка схем маршрутов и загрузок транспорта;
- управление экспедицией;
- перемещение и хранение грузов.
С чем это связано? Кто такой логист и какие функции он осуществляет? Об этом и будет рассказано далее.
Доставить нужную продукцию из одного пункта в другой согласно назначенным срокам - очень важная задача. Еще более важно сохранить товар целым и невредимым. Именно такой специалист, как логист, осуществляет управление цепями поставок и контролирует эффективную транспортировку и доставку нужной продукции. Сразу стоит отметить, что любая профессия в сфере логистики считается очень сложной и трудной. Так, чтобы стать качественным специалистом в сфере управления поставками, необходимо обладать очень развитым мышлением, знать иностранные языки, иметь отличные организаторские способности. Проследить за большим количеством разного рода товаров не так уж и просто, а делать это качественно - тем более.
Где должен учиться человек, чтобы получить возможность работать логистом и осуществлять управление цепями поставок? Какие есть у рассматриваемых специалистов обязанности? Об этом будет рассказано далее.
В сфере логистики можно работать, имея как высшее, так и среднее образование. Однако количество обязанностей, прав, а также оплата труда в этом случае будут значительно отличаться.
Лицо, имеющее среднее профессиональное образование, способно работать лишь помощником логиста или менеджером. Осуществлять полноценное управление людям, не окончившим вуз, если и удастся, то с большим трудом. Стоит также отметить, что далеко не везде есть рабочие места для лиц, не имеющих высшего образования. Из-за узкой направленности, а также из-за ряда других факторов устроиться на рассматриваемую работу лицу, имеющему лишь среднее образование, будет не так уж и просто.
Совсем по-другому дела обстоят с лицами, все-таки имеющими высшее образование. Так, люди, окончившие экономические вузы по соответствующей специальности, имеют полное право устроиться на любое свободное рабочее место. Пожалуй, стоит выделить основные учебные заведения, где можно получить необходимое образование. Это (в Москве на Лубянке), МИИТ, МАДИ и знаменитый СПбГУ. В любом из этих вузов есть специальность, именующаяся как "Логистика и управление цепями поставок".
Как уже было сказано выше, специалист в сфере логистики должен обладать очень обширным багажом знаний. Какие именно дисциплины обязан качественно знать рассматриваемый работник? Вот лишь некоторые из них:
Специалист, на плечи которого ложится управление цепями поставок, должен знать действительно очень многие вещи. Более того, работник в сфере логистики обязан еще и постоянно самосовершенствоваться и дополнять свои знания. Связано это с тем, что технологии постоянно модернизируются, а потому работать на протяжении нескольких десятков лет с одними лишь университетскими знаниями логисту вряд ли удастся.
Безусловно, одних лишь знаний для осуществления своих рабочих функций логисту будет недостаточно. Специалист, в задачи которого входит логистическое управление цепями поставок, должен обладать также определенными навыками, умениями и чертами характера.
Что именно здесь можно выделить?
Стоит также отметить, что качественный специалист обязан также обладать такими чертами характера, как стрессоустойчивость, высокая работоспособность, организаторские функции и т. д.
Как уже было сказано, сфера логистики невероятно обширна. Здесь трудится большое количество работников, осуществляющих самые разные функции. Однако возможность выделить наиболее обобщенные обязанности все-таки имеется.
Так, стоит отметить, что в рассматриваемой профессиональной среде за работниками закреплены следующие обязанности:
Функций у логиста действительно много. Однако зависит все, в основном, от имеющегося разряда и уровня квалификации.
Почти никаких проблем не должно возникнуть у выпускника образовательного заведения по специальности "Логистика и управление цепями поставок". Вузы зачастую сами предлагают студенту варианты вакантных мест. А в связи с тем, что рассматриваемая профессия сегодня является невероятно актуальной и востребованной, перед человеком, имеющим должное образование, откроется попросту множество самых разных возможностей трудоустройства.
И все же, где именно может работать рассматриваемый специалист? Можно выделить:
Управление поставками и логистика нужны практически на каждом производственном предприятии. И это громадное преимущество данной сферы: у человека, желающего связать свою жизнь с рассматриваемой трудовой деятельностью, совершенно точно не возникнет проблем с трудоустройством.
Что можно сказать о карьере рассматриваемого специалиста? Как и в любой другой трудовой сфере, повышение квалификации можно заработать лишь путем накопления должного опыта и совершенствования рабочих навыков.
Однако в сфере системы управления цепями поставок есть одна немаловажная черта. Если вкратце, то заключается она в том, что возможностей для так называемого самосовершенствования здесь просто масса. Так, специалист может усиленно изучать новые иностранные языки, разрабатывать собственные специализированные программы, улучшать свои коммуникативные навыки, доводить до автоматизма работу с документацией и т. д. Благодаря всему этому практически любой специалист, даже не имеющий высшего образования и работающий помощником, сможет достичь профессиональных высот.
Специалист в сфере логистики, как и любой другой работник, обладает определенными профессиональными правами. Что именно здесь можно выделить? Вот что закрепляет специальная должностная инструкция работника:
Таким образом, довольно широкий спектр прав закреплен за специалистом, имеющим своей обязанностью управление цепями поставок. На предприятии, однако, логисты обладают и большой долей ответственности за все совершаемые действия. В особенности стоит выделить, что на работника налагается ответственность:
Профессия логиста имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. Какие плюсы работы можно выделить? Сюда относятся, безусловно:
Возможно, есть у профессии и другие плюсы. Выше были названы лишь самые основные достоинства. А какие здесь можно выделить недостатки?
Достоинств у профессии, безусловно, больше. И это совсем не удивительно: логистика - это поистине престижная и важная сфера.
Следует обратить внимание на одну чрезвычайно важную вариантность. В зарубежной (а в последнее время и в отечественной литературе и логистической практике) наряду с понятием "логистическая система" стали широко применяться термины "логистическая цепь" и "цепь поставок". И если ранее, вплоть до времен интегрированной логистики, они зачастую использовались как синонимы, то в настоящее время, когда реализуется самостоятельная парадигма управления цепями поставок (Supply Chain Management), разграничение этих терминов весьма важно и своевременно.
Напомним, что под логистической системой мы понимаем упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции. Логистическая система, будучи базовой дефиницией, отражает функциональное содержание основной управляющей структуры логистики, ее содержательное наполнение и границы компетенции.
Логистическая цепь представляет собой линейно-упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц (поставщиков, логистических посредников), непосредственно участвующих в доведении до конкретного получателя (потребителя) необходимых материалов и (или) готовой продукции. Логистическая цепь уточняет ролевую установку для каждого логистического звена с учетом его статуса и организационной специфики.
Цепь поставок определяется как объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис - от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю. В этом определении подчеркивается свойственная цепи поставок интегративность основных функциональных логистических функций фирмы (корпорации) и ее партнеров от начала зарождения логистического потока или его составляющих до полного удовлетворения конечного потребителя. Именно в структуре цепи поставок могут быть выделены полные логистические цепи, включающие все основные звенья и этапы воспроизводственного процесса от источников сырья до конечных потребителей. Потоки на входе и выходе в совокупности составляют максимальную цепь поставок.
Дж. Р. Сток и Д. М. Ламберт не только однозначно определяют понятие "управление цепями поставок", но и устанавливают его содержание. По их определению "управление цепями поставок (Supply Chain Management) - это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц". Как видим, такое определение носит содержательный характер и определяет сферу компетентности этого управления.
Функциональный характер носит определение Европейской логистической ассоциации: управление цепями поставок (SCM) - это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур. Такой подход позволяет сделать вывод о том, что SCM, значительно превышая уровень компетентности "неинтегрированной" логистики, действительно ставит новые задачи перед логистическим менеджментом фирмы. Их решение потребует нового уровня взаимодействия логистического менеджмента и других видов функционального менеджмента фирмы.
Разумеется, подобные новации не могли не затронуть и основополагающие понятия и категории. Укажем на трансформацию категории "логистика".
В соответствии с классической трактовкой логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Рассмотрение 5СМ-концепции только как интегрированной логистики, осуществляемой за пределами фокусной компании и включающей потребителей, поставщиков и контрагентов, в значительной мере дезавуирует идею логистики как таковой и представляет "неинтегрированную" логистику всего лишь как совокупность транспортно-складских операций. Следует заметить, что такой логистика в течение достаточно длительного времени и оставалась. Потребовалась ситуация конца XX в., когда задача тотального управления ресурсо- и товародвижением в рамках прямых цепей поставок оказалась практически неразрешимой.
Положительное восприятие - концепции привело к пересмотру определения логистики как таковой. Согласно определению Совета логистического менеджмента (США), данному в 1998 г., логистика определяется как часть процесса в цепях поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью удовлетворения требований потребителей.
Таким образом, если на ранних этапах становления и развития управления цепями поставок его можно было трактовать как этап развития логистики, связанный с интеграцией в логистических цепях, и в категориальном аспекте определять как интегральную концепцию логистической парадигмы, то в предыдущем определении констатируется зависимость логистики от управления цепями поставок как категории более высокого порядка.
Следует отметить, что интегральная логистика предусматривает объединение логистических активностей, в то время как БСМ требует интеграции не только логистических, но и прочих функциональных активностей. Эти различия ведут и к масштабным системным изменениям. Если управление прямой цепью поставок возможно в рамках микрологистической системы, то переход к расширенной цепи поставок потребует интеграции в масштабе мезологистических систем. Эффективное же управление максимальной цепью поставок потребует обязательной интеграции в масштабе макрологистической системы, при этом многие проблемы перерастут собственно логистический аспект и примут макроэкономический характер. Отметим еще одно отличие, на которое не часто обращают внимание, - характер управления потоками.
Если в классической логистике все логистические системы подразделяются на толкающие и вытягивающие, то управление цепями поставок, начинающееся (в причинно-следственном аспекте) от конечного пользователя и охватывающее всех поставщиков товаров, услуг и информации, предполагает исключительно вытягивающий характер функционирования логистических систем.
Управление цепями поставок включает следующие ключевые функции:
Реализация этих функций предусматривает широкий спектр конкретных исполнителей (с точки зрения координированной деятельности различных видов функционального менеджмента): только логистика (п. 4); логистика и маркетинг (п. 1 и 2), логистический и производственный менеджмент (п. 5), логистический маркетинговый и производственный менеджмент (п. 6), только маркетинг (п. 3). Некоторые функции (п. 7 и 8) в рамках взаимодействия указанных видов функционального менеджмента выполнены быть не могут - потребуется взаимодействие с бизнес-планированием па уровне компании, с управлением проектами, экологическим менеджментом и пр.
Таким образом, "управление цепями поставок" выходит за рамки компетентности не только классической, но и интегрированной логистики и предполагает появление нового вида функционального менеджмента.
Следует заметить, что логистическому менеджменту имманентно присуща идея замкнутости процесса обращения ресурсов, на что мы обращали внимание более десяти лет тому назад. Это выражалось как в определении сферы компетенции логистики от введения в оборот природных ресурсов до завершения процесса потребления конечной продукции, так и в значимости экологической составляющей конкурентного потенциала фирмы. Supply Chain Management позволяет нам довести эту идею до логического завершения. Для этого подчеркнем два положения.
Предлагаем рассматривать обобщенный вид цепи поставок в расширенном масштабе (рис. 1.5). Как видно, классическая логистика функционировала в прямой цепи поставок, интегральная логистика стала охватывать расширенную цепь поставок и подготовила переход к управлению цепями поставок, которое реализуется в рамках максимальной цепи поставок. Наши дополнения изображены на схеме в виде затененных контуров и, как видно, состоят в следующем. Возникновение подлежащих управлению логистических потоков следует относить не к начальному поставщику (субъекту рынка), а к самому процессу добычи полезных ископаемых, процессу отчуждения ресурсов от окружающей среды (природы).
Характер формирования этих потоков во многом предопределяет характер их существования в интегрированной цени поставок. У конечного потребителя не заканчивается процесс управления совокупностью этих логистических потоков. Очевидно, возвратные потоки не смогут обеспечить замкнутый характер циклического функционирования этих ресурсов на всех стадиях воспроизводства, а потому ту субстанцию, которая на данном уровне технологического развития ни для кого не представляет вторичную ценность, следует так подготовить к возврату в окружающую среду, чтобы в наименьшей степени нарушить состояние равновесия окружающей среды.
Таким образом, речь идет о формировании полной цепи поставок, в значительной мере снимающей противоречие социально-
Рис. 1.5.
экономического и экологического аспектов хозяйственного развития.
Отметим и возможность организации возвратных потоков не только между соседними по цепи поставок субъектами, но и любыми другими участниками полной цепи поставок, исходя из организационной целесообразности. При этом перед Supply Chain Management как не только функциональным менеджментом, но и хозяйственным целеполаганием встают множественные проблемы, среди которых как наиболее важные следует отметить следующие.