Некоммерческие государственные организации. Особенности разных видов нко, их различия и цели создания. Цели создания разных форм


Гражданский кодекс, законы № 7 и 82 также определяют правовое положение НКО.

Деятельность каждого вида НКО дополнительно регулируется специальным законодательством.

Общие признаки всех форм НКО:

    Наличие самостоятельного баланса/сметы.

    Создание без ограничения срока деятельности. Исключение –в учредительных документах прописан срок.

    Право открывать счета в банках России и за ее пределами.

    Наличие печати с полным названием НКО на русском языке.

    Право на бланки, штамп со своим наименованием и эмблему.

Отличает НКО от других налогоплательщиков применение льгот при уплате налогов. Налоговый кодекс (статья 251) содержит список необлагаемых доходов. Главное условие для применения льгот – ведение раздельного учета.


Список организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц указан в статьях 116-123 Гражданского кодекса. Однако он не является полным, поскольку существенно увеличился за счет федеральных законов, отвечающих за деятельность отдельных видов организаций: «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (№275-ФЗ от 30 декабря 2006 г.).


Закон «О некоммерческих организациях» содержит список форм НКО:

    Общественные и религиозные организации (объединения) –

    Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации –

    Государственная корпорация –

    Государственная компания –

    Некоммерческие партнерства –

    Государственные, муниципальные учреждения –

    Автономная некоммерческая организация –

Прочие формы НКО, которые предлагает федеральное законодательство:

    потребительские кооперативы (Гражданский кодекс);

    товарищества собственников жилья ТСЖ (Жилищный кодекс Российской Федерации);

    территориальное общественное самоуправление (Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

    благотворительные организации (Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);

    профсоюзы (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Рассмотрим каждый вид НКО по отдельности по такому плану:

    какие ставит цели;

    в каких формах может существовать;

    кто и в каком количестве может быть учредителем, какие нужны учредительные документы;

    членство и участники;

    управление;

    собственность;

    права и ответственность;

    регистрация;

    решение о ликвидации;

    регулирующие законы.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественные объединения (организации)

Цель создания : защита общих интересов участников (социальных, экономических, политических), а также культурных прав и свобод. Развитие активности и самодеятельности граждан, удовлетворения профессиональных и любительских интересов; духовных и прочих нематериальных потребностей. Могут быть поставлены другие уставные цели.

Формы :

    Общественные организации – основано на членстве и совместной деятельности; защищает общие интересы объединившихся.

    Общественное движение не имеет членства.Участники добиваются достижения общественно полезных целей (социальных, политических и других).

    Общественный фонд не имеет членства. Имущество формируется при помощи добровольных взносов и тратится на общественно полезные цели. Нельзя использовать имущество фонда в собственных интересах.

    Общественное учреждение не имеет членства. Оказывает определенный вид услуг, который отвечает интересам участников и уставным целям.

    Орган общественной самодеятельности не имеет членства. Цель – совместное решение социальных проблем людей, возникших на месте жительства, работы или учебы.

    Политическая партия. Создается, чтобы граждане могли принять участие в политической жизни общества. Человек может примкнуть к партии, принимать участие в выборах и акциях – общественных или политических. Партия представляет интересы граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Учредители : только физические лица; либо другие общественные объединения.

Количество учредителей : не менее 3-х.

Учредительные документы : Устав организации.

Членство и участники : в зависимости от формы могут иметь членство.

Управление

Собственность : самостоятельный субъект (тот, кому принадлежит собственность) собственности на свое имущество и на членские взносы.

: не имеют прав на имущество объединения, в т.ч. на членские взносы.

Ответственность : члены объединения не отвечают по обязательствам объединения, в котором участвуют. Объединения не отвечают по обязательствам своих членов.

Регистрация : Создать общественное объединение можно, не запрашивая предварительно разрешение в органах государственной власти или местного самоуправления. Можно свободно вступать в общественные объединения согласно их уставам.

Решение о ликвидации

Имущество после ликвидации : идет на цели, прописанные в уставе.

Деятельность : вправе вести предпринимательскую деятельность, чтобы достигнуть цели из устава.

Регулирующие законы : Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ.

Религиозные объединения

Цель создания : совместное вероисповедание и распространение веры. Отличается тем, что может проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии. Может обучать религии своих последователей.

Формы :

    В зависимости от территории:

    • Централизованные.

    В зависимости от правового статуса:

    • Религиозные группы. Создаются и существуют без государственной регистрации, не являются юридическими лицами. Необходимое имущество предоставляется участниками.

      Религиозные организации – объединения, которые прошли государственную регистрацию.

Учредители : местная религиозная организация: не менее 10 физических лиц старше 18 лет, постоянно проживающих в данной местности. Централизованные религиозные организации: не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания.

Ограничения : запрещено создавать экстремистские религиозные организации и религиозные объединения в органах государственной власти, государственных учреждениях, органах местного самоуправления.

Нельзя влиять на государственные органы, принимать участие в выборах или поддерживать политические партии. На участников религиозного объединения это ограничение не распространяется.

Учредительные документы : Устав.

Членство и участники : имеют членство.

Управление : Самоуправляемая организация.

Собственность : самостоятельный субъект собственности на свое имущество, членские взносы. К имуществу религиозного объединения относятся: собственные средства; пожертвования; имущество, переданное государством в собственность или в безвозмездное пользование (например, культовые здания); имущество, находящееся за границей. На имущество культового значения не могут быть наложены взыскания кредиторов, оно не может использоваться для залога по обязательствам.

Имущественные права участников : на имущество, переданное в организацию, права участников не сохраняются.

Ответственность : организации не отвечают по обязательствам своих участников. Участники не отвечают по обязательствам религиозных организаций.

Регистрация : предварительное разрешение органов государственной власти или местного самоуправления не требуется. Можно свободно вступать в религиозные объединения согласно их уставам.

Решение о ликвидации : согласно общим правилам для юридических лиц, может быть добровольная и принудительная по решению суда. Банкротство невозможно.

Имущество после ликвидации : используется в целях, предусмотренных уставом или решением высшего органа организации, либо по решению суда. Не может быть распределено между участниками.

Деятельность : может заниматься производственной и хозяйственной деятельностью: издательские, полиграфические, производственные, реставрационные, строительные, сельскохозяйственные работы. Заниматься предпринимательством религиозная организация может только в пределах уставной правоспособности. Доходы от него направляются на нужды объединения. Религиозные центры могут основать духовные учебные учреждения, монастыри и другие религиозные объединения.

Регулирующие законы : закон №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации

Цель создания : защита среды обитания, сохранение и развитие принятых у народа образа жизни и его культурного наследия (п.1 ст.123.16 ГК РФ).

Признаки :

    территориальная обособленность (территориально-соседское проживание);

    кровнородственные отношения;

    наличие исконной среды обитания;

    потребность в сохранении традиционного образа жизни.

Учредители : не менее 3 физических лиц старше 18 лет, все относятся к малочисленным народам. Граждане иностранных государств, юридические лица, органы государственной власти не могут быть учредителями таких общин. Решение о создании принимается на учредительном собрании общины: на нем могут присутствовать все жители территории, где находятся малочисленные народы.

Участники : физические лица, старше 16 лет, которые относятся к малочисленным народам и ведут традиционный образ жизни. Также членами общины могут стать люди, не относящиеся к малочисленным народам. Такие люди должны вести традиционную хозяйственную деятельность и заниматься традиционными промыслами. Иностранцы и лица без гражданства не могут быть участниками таких общин, но могут помогать.

Учредительные документы : учредительный договор, устав, который принимают на сходе (общем собрании) членов общины.

Управление : самоуправляемая организация.

Собственность : самостоятельно распоряжаются принадлежащей им собственностью. Община может продавать то, что создали ее члены. Прибыль от реализации распределяется между участниками или на нужды общины. Имущество формируется из благотворительных взносов, пожертвований и прочего имущества в натуральной или денежной форме. Члены общин малочисленных народов могут пользоваться льготами для защиты исконной среды обитания, развития традиционного образа жизни и хозяйствования.

Ответственность : в соответствии с законами России.

Решение о ликвидации : может быть по решению учредителей, участников или суда (п.2-3 ст. 61 главы 4 ГК РФ). Общину можно ликвидировать, если ее покинуло более двух третей учредителей или членов; если община грубо и неоднократно нарушала цели, описанные в уставе (п.2 ст.22 фз №104-ФЗ); перестала заниматься традиционной хозяйственной деятельности и промыслами.

Имущество после ликвидации : может распределиться между членами соразмерно их долям.

Имущественные права участников : при выходе из общины можно получить часть её имущества.

Деятельность : Соблюдают традиции и обряды малочисленных народов, не противоречащих законодательству России. Берегут и содержат культовые места, создают собственные культурные центры. Могут обучать и воспитывать детей членов общины, приобщая к своим обычаям в целях сохранения культуры малочисленных народов.

Регулирующие законы : закон №104-ФЗ от 20.07.2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ, Конституция, закон №7-ФЗ.

Казачьи общества

Цель создания : возрождение российского казачества, сохранение традиционного образа жизни и культуры.

Правовой статус : казачьи общества отличаются от НКО и других общественных объединений и имеют особый статус, связанный с обязательным несением государственной службы участниками общества. Казачьи общества (помимо внесения в реестр НКО и ЕГРЮЛ) обязательно вносятся в государственный реестр казачьих обществ.

Формы (по территориальному признаку):

    хуторские;

    станичные;

    городские;

    окружные (отдельские);

    войсковые;

    всероссийское.

Учредители : люди, заинтересованные в возрождении культуры российского казачества. На общем собраниии казачьего общества (круг) принимают решение о его создании. Участники круга становятся учредителями, а впоследствии – членами общества.

Участники : только граждане России старше 18 лет.

чредительные документы : устав.

Управление : самоуправляемая организация.

Собственность : имущество казачьих обществ формируется за счет федерального бюджета (основная статья поступлений), добровольных взносов, поступлений от учредителей и членов организации, доходы от собственности, реализации товаров и услуг, прочие поступления. Имущество, купленное за счет доходов от деятельности общества, и то, которое передали члены, становится собственностью казачьего общества.

Ответственность : члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.

Решение о ликвидации : порядок ликвидации и использования имущества прописывается в уставе. Может быть ликвидировано по решению суда или круга казачьего общества.

Имущество после ликвидации : не распределяется между членами, направляется на уставные цели.

Имущественные права участников : имущество принадлежит Казачьему обществу на праве собственности. Что может находиться в составе имущества казачьего общества, прописывается в уставе.

Виды государственной службы (ФЗ «О государственной службе российского казачества»):

    государственная гражданская служба;

    военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, прочих войсках, а также воинских (специальных) формированиях и органах;

    правоохранительная служба.

Деятельность :

    военно-патриотическая работа;

    образовательная деятельность;

    подготовка к военной службе;

    содействие в противостоянии стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям, ликвидация их последствий;

    работа в сфере охраны общественного порядка;

    охрана флоры и фауны, лесного фонда;

    работа в сфере охраны жизнедеятельности граждан;

    работа в сфере охраны объектов культурного наследия и объектов, которые являются государственной собственностью.

Регулирующие законы : федеральный закон №154-ФЗ от 05.12.1995 г. «О государственной службе российского казачества», федеральный закон №7-ФЗ.

Фонды

Цель создания : общественно полезные цели: благотворительные, социальные, образовательные, культурные и другие.

Формы :

    самыми многочисленными видами фондов являются благотворительные . Высший орган управления благотворительного фонда должен быть обязательно коллегиальным. Члены управления благотворительным фондом не должны занимать штатные должности в администрации любых организаций – коммерческих или некоммерческих.

    отдельно можно выделить общественные фонды. Учредителями могут быть физические и юридические лица в форме общественного объединения.

    особое место в российской системе НКО занимают негосударственные пенсионные фонды, которые регулируются законом №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Учредители : граждане и юридические лица. Число учредителей не ограничено, минимум от 1 человека.

Учредительные документы : устав.

Членство и участники : не имеют членства.

Управление : самоуправляемая организация. В управляющий состав фонда нельзя входить органам государственной власти и местного самоуправления.

Надзор за деятельностью фонда проводит попечительский совет не менее 3 человек, сформированный из учредителей или их представителей. Контролирует деятельность фонда, как принимаются и исполняются решения, тратятся средства, соблюдаются законы.

Собственность : формируется из добровольных имущественных взносов. Имущество, передаваемое фонду, является его собственностью. Фонды обязаны публиковать отчеты об использовании имущества. Фондам нельзя участвовать в религиозных фондах в виде вкладчика. Фонд обязан использовать имущество в рамках целей, описанных в уставе.

Ответственность : фонд не отвечает по обязательствам своих собственников и наоборот.

Решение о ликвидации : только по решению суда, ликвидируются как юридическое лицо.

Имущество после ликвидации : удовлетворение требований кредиторов, оставшееся переходит на благотворительность.

Имущественные права участников : собственники фонда не имеют прав на его имущество.

Деятельность : соответствующая своим целям и общественно полезным целям. Фонд может создать хозяйственные общества или участвовать в них.

Регулирующие законы : федеральный закон №7-ФЗ и специальные законы (например, благотворительные фонды регулируются законом №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»). Нюансы создания и управления фондами отдельных видов могут прописываться в прочих федеральных законах.

Государственная корпорация

Цель создания : осуществляют управленческие, социальные и другие общественно полезные функции. Цели каждой госкорпорации прописываются в соответствующем федеральном законе.

Формы : на 2019 год в Российской Федерации действуют 7 государственных корпораций:

    «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Регулируется федеральным законом №82-ФЗ «О банке развития»;

    Решение о ликвидации : согласно порядку, установленному Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

    Имущество после ликвидации : кредитор не может требовать досрочного исполнения обязательств или прекращения обязательства и возмещения убытков

    Регулирующие законы : Гражданский Кодекс РФ, закон №-ФЗ, отдельные законодательные акты.

    Бюджетные учреждения

    Цель создания : услуги, помогающие органам государственной власти или местного самоуправления исполнять полномочия в различных сферах (образование, культура, здравоохранение и другие). Реализация социально-культурных, управленческих, научно-технических и прочих некоммерческих функций.

    Учредители : Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

    Учредительные документы : устав.

    Управление : выполняет государственные или муниципальные задания. Не имеют права отказаться от выполнения.

    Собственность : финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

    Ответственность : отвечает по своим обязательствам всем имуществом, кроме особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества.

    Решение о ликвидации : добровольное или принудительное.

    Регулирующие законы : Бюджетный кодекс РФ, ГК РФ, закон №-ФЗ, отдельные законодательные акты.

    Таблица сравнения казенного учреждения, бюджетного и автономного учреждений


    казенное учреждение

    бюджетное учреждение

    автономное некоммерческое учреждение

    цели создания

    обеспечение реализации полномочий органов государственной власти

    выполнение работ, оказание услуг в целях выполнения полномочий государственных органов

    учредитель

    Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование

    имущество

    на праве оперативного управления

    предпринимательская деятельность

    допускается, если это прописано в учредительном документе. Доход от предпринимательской деятельности направляется в соответствующий бюджет

    занимается, если деятельность помогает достичь цели, ради которых учреждение было организовано. Деятельность должна быть указана в учредительных документах. Доход от неё поступает в распоряжение учреждения

    распоряжение имуществом

    не имеет права отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учредителем

    может распоряжаться имуществом, кроме недвижимого или особо ценного движимого имущества

    ответственность по обязательствам

    отвечает денежными средствами, а при их недостаточности по долгам отвечает собственник

    отвечает имуществом (кроме недвижимого и особо ценного). Собственник не отвечает по обязательствам учреждения

    органы управления

    руководитель, назначает учредитель

    руководитель, назначает учредитель, одобряет наблюдательный совет

    финансовое обеспечение

    на основе бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса РФ)

    Субсидии из соответствующего бюджета (п.6 ст.92 №7-ФЗ)

    Субсидии из соответствующего бюджета. Другие источники, разрешенные законом

    заключение крупных сделок

    с согласия органа, наделенного функциями и полномочиями учредителя (ст.161 БК РФ)

    с согласия органа, наделенного функциями и полномочиями учредителя (п.13 ст. 92 №7-ФЗ)

    с предварительного согласия наблюдательного совета учреждения (подпункт 9 п.1 ст. 11 ч.3 №174-ФЗ)

    требования №94-ФЗ о государственных закупках

    распространяются в полной мере

    распространяются в случаях, установленных законодательством (ч.1 ст.4 №94-ФЗ)

    с 2012 года применяется №223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц»

    Автономные некоммерческие организации АНО

    Цель создания : оказание услуг в областях здравоохранения, образования, науки, права, культуры, физической культуры и спорта

    Формы : представительные (законодательные) органы муниципальных образований могут создавать АНО на основании статьи 69 ФЗ №131-ФЗ, так называемые некоммерческие муниципальные образования. Они существуют в соответствии с ГК РФ и №7-ФЗ. Цели учреждения и права на имущество такие же как у обычного АНО. Имущество передается в ходе приватизации государственного или муниципального имущества (абз.1 ст. 217 и ч.2 ст. 235 ГК РФ).

    Учредители : учредителями АНО могут быть физические, юридические лица, Российская Федерация или субъекты РФ. АНО может быть создана в ходе преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы. Учредители АНО могут пользоваться её услугами только при одинаковых условиях с другими гражданами. Может быть создана одним учредителем.

    Учредительные документы : устав, могут заключить учредительный договор

    Членство и участники : не имеют членства.

    Управление : высший орган управления – коллегиальный орган управления.

    Собственность : формируется на основе добровольных взносов. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации, становится ее собственностью.

    Ответственность : учредители не отвечают по обязательствам АНО и наоборот.

    Решение о ликвидации : принимается высшим органом управления большинством (2/3) голосов либо единогласно (зависит от того, что прописано в уставе).

    Имущественные права учредителей : не сохраняются при передаче имущества в собственность этой организации.

    Деятельность : могут вести предпринимательскую деятельность для осуществления целей организации.

    Надзор : осуществляют учредители согласно учредительным документам.

    Регулирующие законы : закон №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Ассоциации (союзы)

    Цель создания : координация предпринимательской деятельности, защита общих, в том числе профессиональных и имущественных интересов, общественно полезные цели. Защита трудовых прав (объединения нотариусов, адвокатов, оценщиков, представителей творческих профессий).

    Формы : некоммерческие партнерства; саморегулируемые организации; объединения работодателей; объединения профсоюзов, кооперативов; общественные организации; торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

    Учредители : коммерческие и некоммерческие организации, физические и юридические лица. Количество учредителей должно быть более двух.

    Учредительные документы : устав, утвержденный всеми членами ассоциации, и учредительный договор. Изменения в учредительных документах начинают действовать с момента их государственной регистрации.

    Членство и участники : есть членство. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

    Управление : единоличный исполнительный орган (председатель или президент); можно создать постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум).

    Собственность : имущество формируется регулярными или единовременными поступлениями от учредителей и других участников. Учитываются добровольные имущественные взносы и пожертвования, дивиденды, доходы от собственности ассоциации.

    Ответственность : ассоциации не отвечают по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза).

    Решение о ликвидации : в добровольном и принудительном порядке.

    Имущество после ликвидации : используется в соответствии учредительными документами либо переходит к государству.

    Деятельность : для ведения предпринимательской деятельности может преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество. Можно создать отдельное хозяйственное общество и участвовать в нем для ведения предпринимательской деятельности.

    Регулирующие законы : Гражданский Кодкекс РФ и федеральный закон №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    Автоматизация НКО любого вида

    Для любого вида НКО важно правильно вести учет. Если учет будет автоматизирован при помощи специальных программ , освободится больше времени для проведения основной деятельности или поиска дополнительных источников дохода.



    Развивайте свою некоммерческую организацию активнее, автоматизируя бОльшую часть работы.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1

2.2. Под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение - отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Структурные подразделения - филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 6 ст. 2 не распространяется на религиозные организации, объединения работодателей, ТПП, госкорпорации, госкомпании, а также на созданные ими НКО, государственные и муниципальные учреждения, международные фонды.

6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента , в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

В России существует порядка тридцати форм некоммерческих организаций (НКО). Часть из них обладает схожими функциями и отличается только названием. Основные виды НКО установлены Гражданским кодексом и Законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996. Есть и другие нормативные документы, определяющие порядок работы конкретных форм НКО. Расскажем обо всех видах в нашей статье.

Виды некоммерческих организаций

С 2008 г. для финансирования НКО президентом утверждены специальные гранты. За шесть лет их объем достиг 8 млрд. рублей. В основном их получали объединения, подконтрольные Общественной палате. Закон выделяет следующие основные формы НКО:

  1. Общественные и религиозные объединения. Это общность граждан, созданная добровольно на основе общих интересов. Цель создания - удовлетворение духовных и нематериальных нужд.
  2. Общины народов малой численности. Люди объединяются по территориальному признаку или кровному родству. Защищают свою культуру, уклад жизни, область обитания.
  3. Общества казаков. Имеют цель сохранить традиции и культуру российского казачества. Члены НКО обязуются нести военную службу. Такие организации бывают хуторскими, городскими, юртовыми, окружными и войсковыми.
  4. Фонды. Создаются для оказания социальной помощи в вопросах благотворительности, образования, культуры и т. д.
  5. Корпорации. Служат для выполнения социальных и управленческих функций.
  6. Компании. Оказывает услуги с использованием госимущества.
  7. Некоммерческие партнерства (НП). Основаны на имущественных вкладах членов. Преследуют цели, направленные на достижение общественных благ.
  8. Учреждения. Делятся на муниципальные, бюджетные, частные. Образовываются единственным учредителем.
  9. Автономные организации (АНО). Создаются для оказания услуг по различным направлениям. Возможно изменение состава участников.
  10. Ассоциации (союзы). Функционируют для защиты профессиональных интересов. Читайте также статью: → “ ».

Выбор вида НКО, постановка целей

Для создания НКО формируется инициативная группа. Нужно определиться, организация какого типа будет регистрироваться. Первостепенную роль в выборе играют поставленные задачи. Они бывают двух видов:

  1. Внутренние - НКО создается в интересах ее членов, для их нужд и решения проблем (НП).
  2. Внешние - деятельность ведется в интересах граждан, не являющихся участниками НКО (фонд, АНО).

Например, теннисный клуб, предоставляющий своим участникам теннисный корт и возможность бесплатно поиграть - внутренние цели, если при данной НКО будет организована школа юных теннисистов - внешние. При определении характера работы нужно учитывать существующие в данный момент интересы членов объединения и возможные перспективы.

Важным при выборе ОПФ является количество учредителей, возможность принятия новых членов, имущественные права участников.

Определиться с видом ОПФ создаваемой организации поможет таблица:

Форма НКО Цели Право управления Имущественные права Ответственность
Внутренние Внешние Есть Нет Есть Нет Есть Нет
Общественные + + + + +
Фонды + + + +
Учреждения + + + + +
Ассоциации + + + + +
НП + + + +
АНО + + + +

Пример. Членство в клубе собаководов

Группа людей планирует создать клуб собаководов-любителей. Цель НКО - обмен опытом разведения пород, внедрение новых методик дрессировки, помощь в покупке животных, организация выставок.

На начальном этапе следует установить, будет ли НКО иметь членов или нет. Для деятельности данного клуба больше подходит членство, т. к. для участников можно создать более благоприятные условия по сравнению с посторонними лицами. Например, льготы на приобретение пород, кормов и т. д.

Устанавливая привилегии для участников, клуб привлечет новых членов, соответственно его популярность возрастет, и сумма взносов увеличится. В качестве ОПФ для данного направления деятельности больше всего подойдет общественная организация либо НП.

Особенности НКО, их отличие от коммерческих организаций

НКО имеют некоторые особенности, отличающие их от коммерческих структур:

  1. Ограниченная правоспособность. Объединения могут функционировать только в тех направлениях, которые указаны в их учредительных документах и соответствующих законах.
  2. Работа в интересах общества. НКО не ставит перед собой задачу получить прибыль.
  3. Ведение предпринимательства. Коммерцией НКО может заниматься только в рамках достижения уставных целей. Прибыль членам не раздается.
  4. Большой выбор организационно-правовых форм (ОПФ). При создании НКО выбирается подходящая для конкретных задач ОПФ в соответствии с законом.
  5. Не признаются банкротом (кроме фондов и кооперативов). При появлении задолженности перед кредиторами суд не может объявить организацию несостоятельной. НКО может ликвидироваться, а имущество использоваться для покрытия долга.
  6. Финансирование. НКО получает активы от участников, а также пожертвования, добровольные вклады, гранты от государства и т. д.

Свои особенности имеет каждая ОПФ НКО. Например, члены кооперативов вправе делить доходы между собой.

Преимущества и недостатки разных видов НКО

Каждая из ОПФ некоммерческих объединений имеет свои достоинства и отрицательные стороны. Они отражены в таблице.

Вид НКО Плюсы Минусы
Потребкооператив Распределение выручки;

Стабильность торговли;

Господдержка;

Ответственность за долги;

Сложный документооборот;

Необходимость дополнительных вложений в случае убытков.

НП Сохранность прав на имущество;

Нет ответственности за кредиторку;

Свобода выбора организационной структуры.

Прибыль не распределяется;

Разработка документации.

Ассоциация Преобразование в товарищество;

Безвозмездное пользование услугами участниками.

Ответственность бывших членов по долгам сохраняется в течение 2 лет.
Фонд Предпринимательство;

Неограниченное число учредителей;

Отсутствие ответственности по долгам;

Имеет собственное имущество.

Ежегодная публичная отчетность;

Возможность признания банкротом;

Не преобразовываются.

Религиозные объединения Не имеют материальных прав Не отвечают по долгам.
Учреждения Оказание услуг за плату. Отвечает перед кредиторами;

Имуществом распоряжается собственник

Общественные организации Не отвечают по задолженности;

Допускается предпринимательство;

Свобода в выборе целей, методов работы.

Члены не претендуют на переданные активы и взносы

Унитарные НКО, т. е. не имеющие членов, обладают преимуществом быстро решать возникающие трудности. К недостаткам относится проблема в принятии окончательных решений при большом количестве учредителей.

Пример. Недостаток унитарной НКО

Восемь человек создали благотворительную организацию «Помощь» во главе с Советом учредителей. НКО успешно работала, но часть учредителей переехала, некоторые отошли от дел. Остался один управляющий. Возникла необходимость внести в Устав поправки. Принять решение без голосования нельзя. Остальных учредителей собрать невозможно.

В данном примере теряется время и может закрыться сама организация. При выборе ОПФ следует быть уверенным в серьезности намерений партнеров. Недостатками всех форм НКО являются:

  • Соответствие деятельности утвержденным в Уставе целям;
  • Сложный процесс регистрации;
  • Специфика оформления учредительных бумаг с учетом рабочих задач;
  • Ответственность заявителя за представленную в документах информацию;
  • Отказ в регистрации при малейшей неточности в бумагах;
  • Длительная проверка документов Минюстом;
  • Невозможность распределения прибыли.

Достоинства:

  • Ведение предпринимательства совместно с социальной работой;
  • Могут не иметь активов;
  • Отсутствие ответственности участников по обязательствам;
  • Упрощенная отчетность;
  • Целевые суммы не подлежат налогообложению;
  • Наследуемое имущество не облагается налогом на прибыль.

Различия основных форм НКО

В таблице представлены различия основных форм НКО.

Показатель НП АНО Частное учреждение Фонд Общественная организация Ассоциация
Учредители Физические и (или) юрлица Гражданин или юрлицо Граждане и (или) юрлица Не менее 3 физлиц Любые юрлица
Членство Есть нет Есть
Предпринимательство Разрешено Нет
Ответственность Нет Есть Нет Есть
Публикация в СМИ Нет Есть Нет

Цели создания разных форм

  • Фонды - формирование имущества за счет добровольных вкладов и применение его для общественных нужд. Не имеют членов. Могут заниматься предпринимательством для достижения целей.
  • Ассоциации - защита интересов участников на основании договора. Их создают коммерческие структуры для организации управления предпринимательством.
  • Общественные организации - совместная работа для достижения поставленных задач. Создаются инициативной группой от 10 человек, которых объединяют общие интересы.
  • Религиозные объединения - исповедание и приобщение граждан к вере, богослужения, обряды, обучение религии.
  • Потребкооператив - улучшение имущественного положения членов, обеспечение их товарами, услугами с помощью объединения взносов. При выходе из членства человек получает свой пай.
  • Учреждения - выполнение культурных, социальных, управленческих, прочих задач некоммерческого плана. Средства вносит учредитель.
  • АНО - оказание образовательных, медицинских, спортивных и прочих услуг.
  • НП - достижение социального благополучия во всех сферах жизни: здравоохранении, культуре, искусстве, спорте. Данная форма подходит для оказания различных видов услуг.
  • Общины малочисленных народов создают граждане в добровольном порядке. В них должно состоять не менее трех членов. Объединяются люди на основе общих интересов, территории проживания, традиций, промыслов с целью сохранить свой быт, культуру, принципы хозяйствования. Данные НКО могут заниматься коммерцией для выполнения поставленных задач. При выходе из общины гражданин имеет имущественные права.

Налогообложение и бухгалтерская отчетность

Если общественное объединение не имеет коммерческой деятельности и облагаемых налогами активов, она отчитывается перед налоговой единожды в год.

Представляет баланс, форму 2 и отчет о целевом расходовании средств. Во внебюджетные фонд НКО сдают отчеты ежеквартально. В пенсионный - форму РСВ-1, в соцстрах - 4-ФСС. НКО отчитываются по следующим налогам: НДС, прибыль, имущество, земля, транспорт. Бухгалтерские формы 1 и 2 сдаются также в Росстат по итогам года. НКО, применяющие УСН, ежегодно сдают декларацию по единому налогу.

Для всех некоммерческих структур обязательным является представление сведений о среднесписочном количестве работников и справок о доходах, при выплате заработка. Эти документы передаются в налоговую по итогам года.

  • Потребительский кооператив. Занимается предпринимательством. Сдает отчетность в полном объеме ежеквартально. Льгот не имеет. Правление НКО отвечает за представленную в налоговую информацию и за данные, публикуемые в СМИ. Годовой отчет перед представлением подлежит проверке ревизионной комиссией НКО.
  • Религиозные объединения. Не платят НДФЛ. При получении денег и имущества за рубежом, НКО данной формы должны учитывать эти поступления отдельно от прочих. Организации должны представлять в Минюст сведения по итогам работы. Те же данные НКО обязана опубликовать. Отчет представляют до 15 апреля.
  • Учет в НП не предусматривает льгот и ведется практически по тем же требованиям, что и в коммерческих компаниях.
  • Фонды. Необходим учет источников поступления средств. Отчеты по бухгалтерии и налогам представляются в общем порядке.
  • Ассоциации. Бухучет ведется по смете. Она составляется на год, содержит план расходования и поступления денег.
  • Казачьи объединения представляют в Минюст сведения о своей численности. Годовой отчет составляет Атаман.

Для всех видов НКО средства, полученные для решения уставных задач, налогом на прибыль не облагаются. Средства, поступление которых имеет целевое назначение и не связано с продажей товара, выполнением работ или услуг НДС не облагаются. От НДФЛ освобождаются выплаты на обслуживание инвалидов.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. В чем заключается особенность формирования АНО?

Характерной особенностью АНО является то, что сотрудники не могут составлять более 1/3 всех членов управляющего органа.

Вопрос №2. Какие НКО освобождены от уплаты НДС?

От уплаты НДС освобождаются объединения инвалидов, унитарные предприятия при учреждениях здравоохранения и соцзащиты, организации, в штате которых инвалидов более 50%.

Вопрос №3. Что представляет собой реестр нежелательных НКО?

В мае 2015 года президент подписал Закон о нежелательных организациях. К ним причисляют иностранные неправительственные НКО, представляющие угрозу Конституции, обороноспособности и безопасности РФ.

Вопрос №4. Какую отчетность представляют НКО в Минюст?

В Минюст ежегодно сдаются сведения о работе НКО, составе руководства, поступлениях от зарубежных источников.

Вопрос №5. Как отчитываются по итогам года политические партии?

Партии в течение 30 дней после окончания квартала подают в Центральную избирательную комиссию сведения о поступлении и расходе средств, сводный отчет сдается до 1 апреля следующего года.

Итак, существует большое количество видов НКО. При выборе подходящей формы следует учитывать цели создания организации и иные особенности, установленные законодательством для каждой ОПФ.

Как известно, все организации в России можно разделить на три сектора: государственные, коммерческие и некоммерческие. И если с первыми двумя видами все ясно, то последний заставляет нас призадуматься. Какие объекты относятся к некоммерческим организациям? Предлагаем вам поразмышлять над этим далее.

К некоммерческим организациям относятся...

Сначала определение. НКО, некоммерческая организация - структура, не ставящая своей основной задачей получение прибыли, а также не распределяющая оную среди своих участников.

Цели создания НКО следующие:

  • культурные;
  • социальные;
  • благотворительные;
  • научные;
  • образовательные;
  • управленческие;
  • политические;
  • охрана здоровья граждан;
  • развитие спорта, физкультуры;
  • удовлетворение нематериальных (духовных) потребностей;
  • защита законных интересов частных и юридических лиц;
  • юридическая помощь;
  • прочие полезные для общества дела.

Объекты, которые относятся к некоммерческим организациям, имеют право заниматься и предпринимательской деятельностью. Но только в случае, если она направлена на достижение основной общественной цели.

Важно отметить, что некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции органов самоуправления, государства и при этом не прибегающие к помощи оных, называются неправительственными.

Характеристика НКО

Чтобы ярче представить структуры, которые относятся к НКО, предлагаем вам ознакомиться со следующей характеристикой:

  1. Учредитель: любое лицо.
  2. Кадры: набранный штат и привлеченные лица.
  3. Денежное вознаграждение участников: штатные работники - зарплата, труд добровольцев, волонтеров не оплачивается, услуги привлеченных лиц - договор оказания услуг.
  4. Основные цели деятельности: как правило, общественно значимые.
  5. Источники финансирования: госбюджет (но только в случае, если учредитель организации - государство), заемный капитал, выручка от предпринимательской деятельности (с рядом ограничений), инвестиции и пожертвования. Также имеют место членские взносы. Более того - подавляющее число НКО существует за счет них, не обращаясь к вышеперечисленным источникам. Часто используются гранты, в т. ч. и государственные. Также немало НКО выделяют их своим единственным источником финансирования.

Виды НКО

К некоммерческим организациям относятся:

  1. Кооперативы: гаражно-строительные, потребительские (кредитные, жилищные, сельскохозяйственные, сбытовые, садоводческие, снабженческие, животноводческие, огороднические, перерабатывающие).
  2. Союзы.
  3. Ассоциации.
  4. Университеты.
  5. Автономные некоммерческие объединения.
  6. Госкорпорации.
  7. Благотворительные организации.
  8. Государственные компании.
  9. Казачьи общества.
  10. Природные, национальные парки, заповедники.
  11. Муниципальные и государственные бюджетные, казенные и автономные образования.
  12. Неправительственные объединения.
  13. Некоммерческое партнерство.
  14. ТСЖ, ГК, ЖК.
  15. Разного рода социальные объединения: политические партии, общественные фонды, движения, организации, профсоюзы, фонды общественной самодеятельности.
  16. Объединения юридических лиц.
  17. Общества взаимного страхования.
  18. Союзы работодателей.
  19. Общины малочисленных коренных народов.
  20. Религиозное объединение, группа, организация.
  21. Дачное, огородническое, садовое некоммерческое объединение.
  22. Территориальное общественное объединение.
  23. Торгово-промышленная палата.

Формы-гибриды НКО

Говоря о том, какие организации относятся к некоммерческим, важно отметить и гибридные формы с коммерческими (частными) структурами. К их числу можно отнести:

  1. Компании в общественных интересах (Великобритания).
  2. Корпорация общественной пользы (США).
  3. Малодоходное общество с ограниченной долей ответственности (США).
  4. Корпорация с общественно полезными целями (Германия).
  5. Благотворительное общество с ограничением ответственности (Германия).

НКО в России

В России к формам некоммерческих организаций относятся более 30 видов НКО. У многих из них схожие функции, а различия - только в названиях. Все объединения регулирует ГК РФ (глава 4, параграф 6), ФЗ "О некоммерческих организациях". Специфическую деятельность отдельных НКО контролируют соответствующие законодательные акты.

Перечислим некоторые особенности деятельности данных организаций в РФ:

  1. Полученные иностранные гранты не облагаются налогом.
  2. С 2008 года выделяются специальные гранты президента на поддержку НКО.
  3. В 2015-м был введен так называемый реестр нежелательных организаций. Попасть туда может любая международная или иностранная НКО, представляющая угрозу для российского государственного строя.
  4. В 2017 году вышло распоряжение, предписывающее выдачу грантов тем некоммерческим организациям, которые ведут социально значимую, гражданскую деятельность.

НКО в нашей стране - довольно распространенный тип объединений, насчитывающий не один десяток форм. Их объединяют общие цели, сборная характеристика НКО. В отношении же таких организаций действуют как общие регуляционные нормы, так и специфические.

Основной критерий, по которому происходит классификация юридических лиц в российском законодательстве, установлен в ст. 50 ГК, рассматривающей коммерческие и некоммерческие организации.

Обе группы являются полноценными участниками гражданского оборота. Однако между ними есть значительные различия, обусловливающие особое правовое положение каждой.

Понятие и основные признаки коммерческих организаций

Закон не содержит понятие коммерческой организации, приближенное к научному, но основные ее признаки сформулированы в ст. 48, 49 ГК, а также в ч. 1 и 2 ст. 50 ГК.

Признаки коммерческих организаций:

  • Основные цели деятельности таких юридических лиц заключаются в извлечении прибыли. Это означает, что устав организации должен содержать соответствующее положение. На его наличие или отсутствие могут обращать внимание должностные лица в ходе регистрации. Его отсутствие служит основанием для отказа в ней.
  • Коммерческие организации, как правило, обладают общей правоспособностью. Это означает, что такие юридические лица имеют правовые основания для занятия любыми видами незапрещенной деятельности. Исключение составляют муниципальные и государственные унитарные предприятия. Они могут осуществлять действия в рамках целей, для которых созданы. Законодательство, регулирующее положение участников рынка в различных сферах экономики, также может устанавливать ограничения. Примеры удастся найти в финансовой сфере. Организации, выполняющие функции банков или страховых компаний, не могут заниматься иной деятельностью.
  • Обязательная государственная регистрация. Только после этого юридическое лицо становится участником гражданского оборота.

Понятие коммерческой организации

Характеристика коммерческих организаций по основным признакам позволяет сформулировать понятие данного юридического лица.

Под коммерческой организацией следует понимать юр.лицо, главной целью которого является извлечение прибыли, способное, как правило, осуществлять любую деятельность, не запрещенную правовыми нормами.

Понятие и основные признаки некоммерческих организаций

В указанных выше статьях ГК содержится характеристика коммерческих и некоммерческих организаций. Эта классификация позволяет отличать последние по ряду признаков.

  • Главной отличительной чертой является цель учреждения некоммерческих организаций. Такая структура выполняет иные функции, нежели коммерческое юридическое лицо и они не связаны с извлечением прибыли. В качестве целей могут выступать гуманитарные, социальные, политические и другие устремления.
  • Некоммерческие организации обладают ограниченной правоспособностью. Она определяется целями создания. При этом, возможны и предпринимательские функции, соответствующие этому требованию.
  • Другим признаком является отсутствие возможности распределять прибыль между учредителями. Если таковая имеется, она служит дополнительной финансовой основой для достижения целей, для которых такая организация была создана.
  • Особые организационно-правовые формы. Как и в случае с коммерческими юридическими лицами, существует закрытый перечень, в котором определены виды этих организаций.
  • Для начала деятельности необходима государственная регистрация. В отдельных случаях она гораздо более сложная и предусматривает большее количество необходимых действий. Примером служит регистрация политических партий, осуществляемая в минюсте.

Понятие некоммерческой организации

Положения закона, характеризующие эти правовые субъекты, позволяют вывести наиболее полное понятие.

Под некоммерческими организациями следует понимать зарегистрированные в установленном порядке юридические лица определенных организационно-правовых форм, целями которых является достижение результатов в общественной, гуманитарной, политической и других сферах, не связанных с извлечением прибыли, способные выполнять функции в указанных рамках и не распределяющие полученные финансовые ресурсы между учредителями.

Как отличить коммерческую организацию от некоммерческой?

Такая классификация юридических лиц может быть проведена по их основным признакам.

Особенности коммерческих и некоммерческих организаций дают четкую картину отличий одного от другого.

Отличия удастся найти в тексте учредительного документа. Сравнение их начальных разделов поможет установить цели создания организаций. Разница будет заключаться в наличии или отсутствии извлечения прибыли в качестве основной из них.

Однако не каждому гражданину доступны документы организаций. В этом случае помогут виды организационно-правовых форм. Именно по их наименованию можно отнести организацию к коммерческим или некоммерческим.

Формы коммерческих организаций

Перечень видов коммерческих организаций приведен в ч. 2 ст. 50 ГК. К ним относят:

  • Хозяйственные общества. Это наиболее распространенная форма. Среди них встречаются акционерные общества, включая публичные и непубличные (ПАО и ЗАО, соответственно) и общества с ограниченной ответственностью.
  • Производственные кооперативы. Их пик пришелся на перестроечные годы. Однако сегодня это редко встречающийся вид коммерческих организаций.
  • Хозяйственные товарищества, встречающиеся еще реже производственных кооперативов.
  • Хозяйственные партнерства.
  • Муниципальные и государственные унитарные предприятия.
  • Крестьянские (фермерские) хозяйства.

Формы некоммерческих организаций

Законодательство предусматривает большое количество форм таких юридических лиц (ч. 3 ст. 50 ГК). Поэтому проще действовать методом исключения.

К некоммерческим организациям следует относить все юридические лица, не относящиеся к коммерческим. На практике часто встречаются такие формы, как политические партии, фонды, общественные организации, потребительские кооперативы, ТСЖ, адвокатские палаты и образования.