Перфекционистские черты в равной степени проявляются у мужчин и женщин. Как выглядит нормальный перфекционизм

Как показывает практика, перфекционизм может быть не только не полезным, но и губительным для вашего здоровья и нервной системы. Сильное нервное перенапряжение, прокрастинация, стресс - вот не полный список того, что может ждать вас, если вы не постараетесь избавиться от перфекционизма. Разбираем вред перфекционизма и даем простые советы, как сделать свою жизнь спокойнее.

Многие из нас слышали когда-либо от своих друзей и знакомых фразу «Он - перфекционист». Дословно трактуя значение данной характеристики, «стремящийся к совершенству», можно не понять, почему она звучит в негативном контексте. Но если разобраться, становится ясным вред перфекционизма и то, насколько тяжело страдающим им людям и их окружающим. Ведь при таком отношении к жизни человек предъявляет повышенные требования к окружающим, а не только к себе. Конечно, это не позволяет близким расслабиться ни на миг, но это не относится к попыткам , хотя и здесь важно не давить на любимого человека.

Находясь в стремлении «поймать белого кита», перфекционисты не способны получать удовольствие от жизни. С перфекционизмом нужно бороться. Сделать это помогут несколько действенных советов.

Нужно ли стремиться к совершенству, если его нет?

Если понимать под термином «перфекционизм» стремление к самосовершенствованию, здоровую самокритику, в нем нет ничего плохого. Ведь жить интересно, когда движешься вперед. Но перфекционистами также называют людей, имеющих невротическое расстройство. Они чрезвычайно требовательны к себе, всегда пытаются соответствовать установленным самими же ими стандартам, любыми способами стремятся к идеальным результатам, не получая при этом никакого удовольствия от процесса их достижения. Забывая о простой истине, что в мире все несовершенно, они обычно остаются недовольными собой и окружающими их людьми.

Перфекционистские черты в равной степени проявляются у мужчин и женщин.

Мужчина с чертами перфекциониста внешне выглядит непоколебимым, хотя внутри он страшно не уверен в себе. Он самокритичен, но при этом не выносит критики окружающих. На нее он отвечает агрессией, чтобы никто не заметил, насколько сильно критика бьет по его самооценке. Стремясь достичь карьерных высот, такой мужчина часто идет по головам. Считая себя идеальным, он хочет видеть рядом с собой идеальную женщину, поэтому выдвигает к своей спутнице массу претензий, часто критикует ее.

Перфекционистке еще более тяжело. Она стремиться быть совершенной во всех женских ипостасях: сделать карьеру, быть идеальной женой и матерью, сохранить при этом идеальную фигуру, в декретном отпуске одной рукой вязать пинетки, а другой переворачивать страницы самоучителя испанского языка. Обычно, природная хрупкость не позволяет ей справиться с таким грузом ответственности, это чревато самобичеванием, депрессиями и другими серьезными психологическими проблемами.

Роль родителей в формировании перфекционизма у детей

Как бы страшно это не звучало, но перфекционизм, как черту деструктивную, в человека часто закладывают его родители. Для мамы и папы естественно считать своего малыша самым лучшим. Но требовать от него быть таким, как минимум, нечестно. Ребенок, который из-за страха быть наказанным за то, что у него что-то не получается (или он представляет собой не то, что хотят его родители) или желания быть поощренным, старается быть или казаться как можно лучше даже там, где это не нужно, во взрослой жизни обзаводиться перфекционистскими чертами. Задумываться о том, как избавиться от перфекционизма, человек начинает, когда осознает, какой дискомфорт он ему приносит, а это:
  • постоянный страх неудач;
  • неспособность удовлетвориться даже первоклассным результатом работы;
  • патологическая неуверенность в себе;
  • желание держать всех и вся под своим контролем;
  • прочее.
1. Поверить в несовершенство мира. Если другие люди могут быть далекими от идеала, совершают ошибки, значит, и перфекционист может позволить себе быть таким.

2. Осознать, как дорого обходится ему погоня за совершенством. Для этого человеку с перфекционистскими чертами нужен холодный душ. Можно попробовать признать и проанализировать все те ошибки, которые он допустил на пути к мнимому совершенству. Например, саботировал участие в выгодном проекте лишь потому, что боялся не справиться с ним, не имея на то объективных причин. Или не сел на диету за компанию с другом из-за опасения, что тот сбросит больше килограммов.

3. Суметь расставить приоритеты. Перфекционист одновременно гонится не за двумя, а за бесконечным количеством зайцев. Результат такой погони ясен наперед. Необходимо выбрать для себя сферу жизни, которая наиболее важна, и самосовершенствоваться в ней. В остальных направлениях можно двигаться на сбавленных оборотах.

4. Научиться ставить краткосрочные цели. Стремление к чему-то глобальному часто кончается для человека с перфекционистскими чертами полным провалом. Начав что-либо, он может забросить его только потому, что недоволен собой на определенном этапе. А вот достижение более приземленной, но реальной цели доставит удовольствие и благотворно скажется на самооценке.

5. Вспомнить о былых заслугах и достижениях. Не лишним будет сделать небольшой флешбек и проанализировать, каких вершин уже удалось добиться. Наверняка, в послужном списке есть такие пункты, которые позволяют гордиться собой и заслуживают вознаграждения в виде маленькой передышки в самосовершенствовании.

6. Перестать зависеть от мнения окружающих или стараться быть лучше других. Большинство перфекционистов – это те, кто стремиться к совершенству не для себя, а для того, чтобы их оценили. Нельзя быть идеальным для всех, нельзя нравиться всем. Всегда найдется тот, кто в какой-то категории, по какому-то параметру лучше тебя. Поэтому не нужно ждать оценку со стороны окружающих и перестать постоянно сравнивать себя с ними.

7. Последовать принципу Цезаря. Перфекционист не доверит подготовку отчета коллеге, считая, что тот глупее его. И сам сделает уборку в квартире, считая, что ребенок не в состоянии качественно вытереть пыль с компьютерного стола. Нужно попробовать не взваливать все на себя.

8. Найти синонимы слову «совершенный». Нужно оценить те качества, которые характеризуют человека с положительной стороны. В работе – интеллект, образованность, профессионализм, ответственность и пунктуальность. В семье – открытость, доброта, доверительность. С друзьями – щедрость, добродушие, отзывчивость. Стоит отыскать их в себе, чтобы понять, как близок идеал.

Если все советы о том, как побороть перфекционизм, не помогли, есть смысл обратиться за профессиональной психологической помощью. Патологическое стремление к совершенству разрушительно, оно никого еще не сделало счастливым.

Сегодня достаточно часто можно услышать о перфекционизме. Что же это такое? Перфекционизм – это желание и стремление человека любое дело доводить до идеального результата. На первый взгляд это вовсе не плохо, стараться все делать хорошо. Но проблема в том, что у многих людей это стремление приобретает нездоровый и навязчивый вид. Человек может страдать из-за того, что что-то получилось не идеально, но все мы понимаем, что идеально просто не бывает.

Если перфекционизм превратился в навязчивое и трудное состояние, то от него необходимо избавляться. Но как определить, где граница между нормальным стремлением к хорошему результату и навязчивым поведением? И как избавляться от своих проблем, если их наличие доказано?

Как выглядит нормальный перфекционизм

Пока перфекционизм не вышел за грани нормальности, он не доставляет много проблем и об избавлении от этого качества можно и не думать. Обычный перфекционист, которые еще не зашел в стадию невроза, абсолютно адекватно оценивает реальность. Конечно, он хочет добиться наилучшего результата, но понимает, что идеала просто не бывает. Такие люди обычно требовательны к себе и ставят завышенные планки, но понимают, что добиться высокого результата будет непросто и готовы к упорному труду, и возможному поражению.

Нормальный, здоровый перфекционист – ценнейший работник. Ом всегда старается делать все идеально хорошо, поэтому, даже если что-то не получится, результат все равно будет высоким. Такие перфекционисты понимают, что их цели слишком завышены, поэтому обычно знают себе цену и получают удовольствие не только от результата работы, но и от самого процесса его достижения. Это значит, что поручая работу такому человеку, можно быть уверенным, что все этапы работы будут выполнены практически безукоризненно , а в конце вы получите подробный и качественный отчет о каждом их шаге.

Что такое невротический перфекционизм

Невротический перфекционизм обычно возникает у людей, которые не могут нормально относиться к неудачам. Такие люди, как и обычные перфекционисты, стараются делать все идеально, но представления об идеалах и собственных возможностях у них очень завышены. Человек ставит себе высокую цель, не добивается ее в силу того, что это невозможно, и страдает от этого. А следующую работу такой человек начинает уже в предвкушении неудачи, нервном напряжении и , что сделать все, как хочется, не получится. Это приводит к постоянной неудовлетворенности собой и нервозности.

Нездоровому невротическому перфекционизму обычно подвержены люди, мнение которых об общих стандартах и идеалах слишком завышено. Они обычно имеют слишком высокие требования не только к себе, но и к окружающему миру. Конечно, реальность их запросам соответствовать не может, отсюда и вытекает состояние недовольства и подавленности.

Поймите, идеального совершенства не бывает. Пока вы ловите призраки, жизнь проходит мимо!

Избавление от паралича перфекционизма

Упражнение 4

Выберите одно из тех дел, выполнение которых вы откладываете, так как не уверены, что сможете справитьсяс ним отлично. Представьте, что вы сделали его не так идеально, как это требовалось. А теперь ответьте на вопросы:

  • Что случится, если обнаружится, что вы выполнили его не отлично, а посредственно?
  • Что вы предвидите, кроме общего ощущения обреченности?
  • Какие, с вашей точки зрения, события могут последовать?
  • Насколько все будет плохо?
  • К каким самым неприятным последствиям это может привести?

Проследите всю цепь событий от несовершенного выполнения проекта до окончательной катастрофы. Напишите все отрицательное, что может с вами случиться.

Перфекционисты часто мыслят в терминах катастрофы. Они берут небольшое событие, например, такое как ошибка, и преувеличивают его последствия, пока они не становятся ошеломляющими. На отдельное происшествие они порой реагируют так, будто это начало крушения всей жизни.

Ожидание катастрофы парализует человека, особенно когда оно безымянно и неопределенно. Поэтому следует четко сформулировать эти безымянные страхи, которые преследуют промедлителя. Это легко сделать с помощью приведенного выше упражнения.

Когда все страхи обозначены и последовательность их возникновения определена, я предлагаю учащимся следующие задания.

Упражнение 5

Прочитайте свои записи, подробно просмотрите всю цепь событий, начиная от неуспешно завершенного проекта и до окончательной катастрофы (то есть того самого страшного события, которое может произойти). Переверните лист и на другой стороне запишите через дефис два этих события. Прочтите, что у вас получилось? Что вы можете сказать по этому поводу?

Реакции старшеклассников бывают самые разные. Одни с недоумением смотрят на свои листки, затем на меня. Другие весело хохочут и читают вслух свои записи. И действительно, между первой и последней записями – большая разница, иногда такое сравнение даже абсурдно. Например: «провал зачета по физике» – «никто не возьмет замуж». Выполнив это упражнение, многие наконец начинают осознавать, что смешно на основе одного проявления несовершенства предчувствовать общее крушение. Нет прямой зависимости между посредственным ответом на зачете по физике и судьбой.

Если в группе сложилась доверительная атмосфера, подростки охотно делятся своими страхами, обсуждают реальные и воображаемые последствия несовершенного поведения. Если же желания говорить о себе нет, я использую беспроигрышный прием – псевдорассказ о своем вымышленном знакомом – перфекционисте, склонном к промедлению. Я подробно рассказываю о его жизни, отношениях с друзьями, родителями. Описываю ситуацию, в которую он попал из-за своей пагубной привычки медлить. Все, что я о нем говорю, очень похоже на то, что переживают и с чем сталкиваются мои слушатели каждый день. Описав своего вымышленного героя, предлагаю подумать, как бы он ответил на вопросы упражнения 5.

Старшеклассники охотно включаются в обсуждение, ведь это не про них, а про кого-то. Совершенно очевидно, что они приписывают вымышленному мною промедлителю свои собственные страхи и последствия, которых боятся сами.

Ценность таких занятий заключается в том, что они позволяют подросткам осознать следующее:

Чаще всего нарисованные в воображении картины ужасающих последствий непропорционально\ раздуты, из-за чего несчастье кажется таким близким, что человек оказывается парализован и не способен ни к какой деятельности.

Такой тип катастрофического мышления крайне губителен, если человек не осознает, чем он занимается.

Можно научиться отстраняться и трезво оценивать свои предчувствия и определять «неизбежность роковых последствий» .

Подводя итоги занятия, даю совет: «В следующий раз, когда заметите, что начинаете скатываться в паралич перфекционизма, попробуйте проиграть ваш сценарий худшего случая для этой ситуации. Возможно, когда вы это проделаете, то сможете напомнить себе, что ваши фантазии – это и есть ваши страхи, и они почти наверняка преувеличены» .

Боязнь успеха

В противоположность промедлителям, стремящимся к совершенству, существует другая категория людей, которые прибегают к промедлению для того, чтобы, наоборот, избежать успеха. Таких среди подростков немало. Поэтому уместно задать им следующие вопросы:

  • Случается ли, что вы снижаете темп, когда дела идут хорошо?
  • Смущаетесь ли вы, когда получаете одобрение?
  • Как вы реагируете на комплименты и похвалу? Вызывают ли они у вас настороженность и тревогу?
  • Бывает ли так, что вы отказываетесь предпринять какое-то действие, даже если уверены в успехе?
  • Что преграждает вам путь и заставляет отступить?
  • Может быть, вы боитесь оказаться слишком успешными?

Успех, в чем бы он ни выражался, неизменно предполагает встречу с неизвестным, а это вызывает у подростков страх. Поэтому они могут оттягивать момент подачи заявления для поступления в лицей, пока не станет слишком поздно, откладывать тренировки перед соревнованиями, медлить с подготовкой к занятиям или олимпиаде по английскому языку, уверяя, что оценки и победа для них не самое важное.

Рассмотрим некоторые из тех личностных страхов, которые вынуждают подростков рассматривать успех как то, чего следует избегать, а промедление – как способ избежать успеха.

«Если я сделаю что-нибудь хорошо,
то всегда должен буду все делать хорошо»

За этим убеждением стоит страх не оправдать сложившееся у окружающих мнение осебе. Это подтверждает и выбор некоторыми подростками варианта в) в ответе на 8-й вопрос Анкеты. Так, один слушатель бизнес-школы признавался: «Если я решу задачу новым, оригинальным способом, то каждый раз, когда меня будут вызывать к доске, мне нужно будет придумывать что-нибудь новое, так как все (одноклассники и преподаватель) будут этого ждать» . Таким образом, считая, что в будущем не сможет оправдать ожиданий окружающих, он, зная решение сейчас, в настоящем не пытается его предложить.

«Я превращусь в работомана»

Одна из наиболее распространенных причин, которая вынуждает подростков заниматься промедлением, это беспокойство о том, что, если они перстанут слоняться без дела и примутся за работу, то им уже никогда не придется побездельничать и насладиться отдыхом. Они боятся, что, каким-то образом, против своей воли, они превратятся в работоманов и им придется проводить бесконечные часы в одиночестве, занимаясь напряженным трудом.

Упражнение 6



Задайте себе вопрос: «Что произойдет, если я начну выполнять все необходимые дела вовремя, не откладывая их на потом?» Подумайте и запишите все ответы, которые вам придут в голову.

Иногда письменных ответов не получается. Подростки сразу начинают говорить о том, что, по их мнению, произойдет. И чаще всего звучат вот такие высказывания:

  • Если я все буду делать вовремя, то у меня никогда не будет свободного времени.
  • Дел всегда так много: уроки, уборка, в погреб за картошкой ходить надо. И если их все делать, то гулять и отдыхать будет некогда.
  • Если я делаю сразу без раскачки одно, то меня сразу попросят сделать еще что-нибудь, и так без конца. А если я всегда буду занят, так можно всех друзей потерять.

Очень редко можно услышать противоположное мнение: что если перестать откладывать и начать вовремя выполнять дела, то это поможет увеличить количество свободного времени. Получается, что работа сама по себе может завладеть человеком и превратить его в автомат, хочет он того или нет.

Здесь следует попросить подростков спросить самих себя:

  • Почему я должен утратить возможность выбора?
  • Что мешает ограничить время, отводимое на выполнение работы, с тем, чтобы осталось время для отдыха и развлечений?

«Если я преуспею, кому-то это не понравится»

Прежде, чем объяснять подросткам, как это убеждение может быть связано с их привычкой откладывать дела, медлить, предлагаю им задуматься вот над такими вопросами:

  • Случалось ли вам скрывать свою удачу (в учебе, спорте, творчестве) потому, что вы не хотели, чтобы это кого-то задело?
  • Может быть, вы отказывались воспользоваться предоставившейся возможностью преуспеть в чем-то из боязни, что это может отдалить вас от друзей и близких?
  • Было ли такое, что вы, даже выполнив все задания, преносили срок сдачи зачета, если ваши друзья еще не были готовы?
  • Или вы держали в секрете от друзей, что получили «отлично» за письменную работу, тогда как они, несмотря на свои старания, получили по три балла?
  • Может быть, вы озабочены тем, что новости хорошие для вас могут не понравиться другим?

Конечно, в некоторых случаях держать свой успех при себе – это просто проявление учтивости. Но некоторые промедлители используют более крайние меры, чем просто уменьшение своих достоинств, чтобы пощадить чувства других. Достижение в учебе, спорте, творческой деятельности или личной жизни большего успеха, чем у друзей, родственников, вызывает у некоторых людей такое чувство вины, что они прибегают к промедлению, чтобы разрушить свой успех. Похоже, они чувствуют, что должны наказать себя за то, что они оказались в числе «имущих», а не среди «неимущих».

Доказательство тому – рассказ ученика 11 класса, который провалил вступительные экзамены в лицей при техническом университете: «Учеба в лицее меня привлекала возможностью затем поступить в университет на льготных условиях. Я был уверен, что хорошо подготовлен, что моих знаний и способностей достаточно, чтобы сдать экзамены и пройти по конкурсу. Но все равно провалился и почувствовал облегчение. Все мои друзья, с которыми я учился с первого класса, оставались в обычной школе. Я боялся, что если я уйду в лицей, то они не будут со мной встречаться, что мы потеряем связь. Поэтому почти не готовился накануне экзаменов и не набрал нужное количество баллов».

Часто мы беспокоимся, что наш успех заденет других людей, тогда как на самом деле они более сильны и великодушны, чем мы предполагаем. Возможно, ожидание критического отношения к своим достижениям связано не с реальностью, а сискажением в собственных представлениях. А может быть, нужно просто верить, что большинство людей способны по-настоящему радоваться успехам своих друзей и близких, ничуть не ощущая ущемленности и обиды.

«Я могу причинить себе вред»

Люди с такой установкой боятся, что, получив желаемое, будут потом за это наказаны. Они боятся, что успех поместит их в центр внимания, а там, будучи замечены, они окажутся беззащитными перед нападками. Кто-нибудь начнет оспаривать их правоту или подвергнет критике. А они не чувствуют себя достаточно сильными, чтобы оказать сопротивление.

Вопросы к группе:

  • Часто ли вы отказывались от возможности проявить свои способности, таланты, из-за страха быть раскритикованным, осмеянным?
  • Какие возможности вы упустили?

Вот что удалось выяснить:

  • Не участвовал в выставке технического творчества.
  • Побоялся быть капитаном команды в телевикторине.
  • Не стала посылать статью о родном городе на конкурс.
  • Хотел участвовать в олимпиаде по химии, но не хватило смелости встать и предложить свою кандидатуру, послали другого, а я знаю, что он не сильно хотел.

Завершая разговор о причинах, толкающих человека на путь промедления, я обращаюсь к своим подросткам с такими словами:

  • Теперь, после того, как вы проанализировали свое поведение, многие из вас перестанут связывать промедление просто с ленью, недисциплинированностью, несобранностью. Теперь вы согласны, что в большинстве случаев прибегаете к промедлению не случайно, а потому, что испытываете один или несколько страхов из перечисленных. Вы можете опасаться вызвать презрение, если результаты вшей деятельности окажутся не столь выдающимися, вас будет сдерживать страх превратиться в рабочую машину, задеть кого-то или подставить себя под удар.

Во всех этих страхах звучит общая тема – глубинное убеждение, что придется выбирать между любовью и успехом.

Если вы станете неисправимым работоманом, кто согласится с вами дружить? Если вы не будете успешным, кто захочет вас полюбить? («Кому я такой нужен?») Если же вы окажетесь чересчур успешным, кто примет вас за своего?

И снова вопросы для размышления:

  • Как вы пришли к выводу, что успех оттолкнет от вас людей?
  • А может быть, это только ваши фантазии?
  • Вспомните ситуации, в которых вы прибегали к промедлению из-за боязни успеха. Попытайтесь отстраниться и взглянуть на них объективно. Если что-то внушает вам страх, то еще не значит, будто это истинно. Если вам удастся усомниться, что от вас отвернутся при первых же признаках успеха, то вы сможете с удивлением отметить и другое. Найдутся люди, которые не будут использовать ваш успех, чтобы решать, остаться или уйти.

Однако некоторых может задеть ваше продвижение. В этом случае вам придется поставить перед собой вопрос: можете ли вы следовать дальше, несмотря на их обиду или даже уход? Достаточно ли у вас сил, чтобы обойтись без их поддержки? Не думайте, что в такой ситуации вы совершено беззащитны. Если у вас хватило сил и мужества сделать первый шаг, то хватит и на то, чтобы измениться и приспособиться к новым обстоятельствам и достичь лучшего.

Выберите одно из тех дел, выполнение которых вы откладываете, так как не уверены, что сможете справитьсяс ним отлично. Представьте, что вы сделали его не так идеально, как это требовалось. А теперь ответьте на вопросы:

    Что случится, если обнаружится, что вы выполнили его не отлично, а посредственно?

    Что вы предвидите, кроме общего ощущения обреченности?

    Какие, с вашей точки зрения, события могут последовать?

    Насколько все будет плохо?

    К каким самым неприятным последствиям это может привести?

Проследите всю цепь событий от несовершенного выполнения проекта до окончательной катастрофы. Напишите все отрицательное, что может с вами случиться.

Перфекционисты часто мыслят в терминах катастрофы. Они берут небольшое событие, например, такое как ошибка, и преувеличивают его последствия, пока они не становятся ошеломляющими. На отдельное происшествие они порой реагируют так, будто это начало крушения всей жизни.

Ожидание катастрофы парализует человека, особенно когда оно безымянно и неопределенно. Поэтому следует четко сформулировать эти безымянные страхи, которые преследуют промедлителя. Это легко сделать с помощью приведенного выше упражнения.

Когда все страхи обозначены и последовательность их возникновения определена, я предлагаю учащимся следующие задания.

Упражнение 5

Прочитайте свои записи, подробно просмотрите всю цепь событий, начиная от неуспешно завершенного проекта и до окончательной катастрофы (то есть того самого страшного события, которое может произойти). Переверните лист и на другой стороне запишите через дефис два этих события. Прочтите, что у вас получилось? Что вы можете сказать по этому поводу?

Реакции старшеклассников бывают самые разные. Одни с недоумением смотрят на свои листки, затем на меня. Другие весело хохочут и читают вслух свои записи. И действительно, между первой и последней записями – большая разница, иногда такое сравнение даже абсурдно. Например: «провал зачета по физике» – «никто не возьмет замуж». Выполнив это упражнение, многие наконец начинают осознавать, что смешно на основе одного проявления несовершенства предчувствовать общее крушение. Нет прямой зависимости между посредственным ответом на зачете по физике и судьбой.

Если в группе сложилась доверительная атмосфера, подростки охотно делятся своими страхами, обсуждают реальные и воображаемые последствия несовершенного поведения. Если же желания говорить о себе нет, я использую беспроигрышный прием – псевдорассказ о своем вымышленном знакомом – перфекционисте, склонном к промедлению. Я подробно рассказываю о его жизни, отношениях с друзьями, родителями. Описываю ситуацию, в которую он попал из-за своей пагубной привычки медлить. Все, что я о нем говорю, очень похоже на то, что переживают и с чем сталкиваются мои слушатели каждый день. Описав своего вымышленного героя, предлагаю подумать, как бы он ответил на вопросы упражнения 5.

Старшеклассники охотно включаются в обсуждение, ведь это не про них, а про кого-то. Совершенно очевидно, что они приписывают вымышленному мною промедлителю свои собственные страхи и последствия, которых боятся сами.

Ценность таких занятий заключается в том, что они позволяют подросткам осознать следующее:

Чаще всего нарисованные в воображении картины ужасающих последствий непропорционально\ раздуты, из-за чего несчастье кажется таким близким, что человек оказывается парализован и не способен ни к какой деятельности.

Такой тип катастрофического мышления крайне губителен, если человек не осознает, чем он занимается.

Можно научиться отстраняться и трезво оценивать свои предчувствия и определять «неизбежность роковых последствий» .

Подводя итоги занятия, даю совет: «В следующий раз, когда заметите, что начинаете скатываться в паралич перфекционизма, попробуйте проиграть ваш сценарий худшего случая для этой ситуации. Возможно, когда вы это проделаете, то сможете напомнить себе, что ваши фантазии – это и есть ваши страхи, и они почти наверняка преувеличены» .