Правила выбора профессии. Выбор профессии родителями. Как испортить жизнь своему ребенку. Ориентировочные вопросы для беседы школьного психолога с родителями

Казенное образовательное учреждение Омской области

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Завьяловский детский дом»

Программа

по профориентации воспитанников

в условиях детского дома

«Я – и моя профессия»

(для занятий с детьми от 14 до 16 лет в течение 1 года)

В помощь воспитателям

Разработала:

Пашута Анна Александровна

социальный педагог

КОУ «Завьяловский детский дом»

1. Пояснительная записка…………………………………………………..4

2. Тематический план……………………………………………………….7

4. Список литературы………………………………………………………21

5. Приложение №1………………………………………………………….24

Пояснительная записка

Современные экономические, экологические и социокультурные условия жизни нашего общества потребовали изменения приоритетов целей образования и воспитания в сторону более полной реализации из развивающих функций. В связи с этим неуклонно расширяются и функции профориентации. Она выступает не только как средство приобщения человека к определённому виду трудовой деятельности, но и как важнейший фактор воспитания у него социально значимых черт, его всестороннего развития.

Подростковый возраст – последний период пребывания большинства, оставшихся без попечения родителей, детей в детском доме. Подросток видит свое будущее лишь в общих чертах, фантазирует, представляет себя специалистом той или иной профессии, но у него нет еще четких ориентиров в профессиональном выборе. Самоопределение – центральный механизм становления личности, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Через выбор профессии ребенок-сирота определяет место в жизни и ту систему отношений, в которой будет себя чувствовать значимым.

Анализ результатов анкетирования воспитанников в возрасте 14-16 лет, показал, что 90 % опрошенных еще не определились, или затрудняются сделать свой профессиональный выбор. Задача воспитания состоит в том, чтобы организовать специальные условия для получения информации о мире профессий. Для этого создана программа «Я – и моя профессия», основное направление которой является формирование ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Её реализация должна способствовать социализации воспитанников, а также выработке у них устойчивой мотивации к выбору своих будущих профессиональных устремлений.

Данная программа рассчитана на 1 год (27 ч.), включает в себя 4 блока:

1 блок « В поисках своего призвания».

2 блок «Я – профессионал».

3 блок «Мир профессионального образования».

4 блок «Подготовка к действиям на рынке труда».

Все блоки взаимосвязаны между собой и способствуют полноценной реализации поставленных целей и задач.

Цель: Осознание воспитанниками своих профессиональных намерений, интересов, склонностей для успешной социальной адаптации в социуме.

^ Основными задачами данной программы являются:


  • информировать воспитанников о содержании профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых профессии и личности;

  • формировать стремление к адекватной самооценке, самовоспитанию и профессиональному самоопределению;

  • научить сопоставлять свои притязания, возможности и желания с требованиями профессии к здоровью, знаниям, личностным качествам;

  • рекомендовать выбор определенных сфер трудовой деятельности для полного ознакомления с миром профессий.
Программа предназначена для подростков в возрасте 14 – 16 лет, рассчитана на 1 год. Групповые занятия с подростками организуются 1-2 раз в месяц. Длительность занятия от 45 минут до 1 часа.

^ Прогнозируемые результаты:


  • научатся находить в себе индивидуальные особенности, определять свои личностные склонности, повысится уровень самосознания;

  • будут владеть полными теоретическими знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности;

  • повысится уровень трудолюбия и работоспособности;

  • осознанно выберут профессию, с учётом возможностей – индивидуальных, психологических, физиологических;

  • сформируется психологическая готовность к трудовой деятельности.
Один раз в год для отслеживания и оценивания результатов работы по программе используется:

  • опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б. Успенский);

  • опросник на выявление уровня трудолюбия и работоспособности;

  • диагностика нравственно-трудовой характеристики школьника;

  • дифференциально-диагностический опросник интересов (ДДО);

  • опросник «Карта интересов»;

  • методика Л.А. Йвайши.

Методическое обеспечение программы

Профориентационные упражнения построены в определённой логической последовательности. От более простых упражнений, носящих скорее ознакомительный характер, к упражнениям, включающим элементы самопознания, и далее – к упражнениям, позволяющим моделировать перспективы профессионального и личностного развития в их целостности.

Реализация программы основывается на следующих педагогических принципах:


  • личностно-ориентированного подхода;

  • природосообразности;

  • культуросообразности;

  • добровольности;

  • систематичности, последовательности и наглядности;

  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.
Методы, используемые при реализации программы:

  • методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);

  • методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);

  • методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).

Профориентационные занятия проводятся в форме:


  • игры;

  • практикума самопознания;

  • анкетирования;

  • групповых бесед;

  • дискуссий;

  • индивидуальных и групповых консультаций.

Условия реализации программы


  1. Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.

  2. Создание атмосферы комфорта и доброжелательности и конфедициальности.

  3. Материально – техническое обеспечение: мультимедийный аппарат, канцелярские товары.

  4. Наличие пакета КИМ.

^ Тематический план

1 Блок




Тема занятия

Цель

Содержание

Практический курс: «В поисках своего призвания»

1.

«Дороги, которые мы выбираем».

Научить подростков выделять основные признаки профессии:

Получение образования;

Получение материального благосостояния;

Совпадение интересов, желаний, возможностей и способностей.


1.Знакомство с основными понятиями курса.

2.Беседа о необходимости учёта склонностей о выборе профессии.

3.Изучение базовых понятий профориентации.

4. Подведение итогов.


2.

«Мир профессий и твоё место в нём. Обзорная классификация профессий по Е.А. Климову.

Научить ориентироваться в сложном мире профессий, выделяя и условно различая пять предметных областей профессиональной деятельности, три основные цели труда, четыре основные средства труда и четыре основные условия труда.

1.Знакомство с четырёхъярусной образной классификацией профессий и построение схемы «Классификация профессий» в процессе беседы.

2.Составление «формулы» своей будущей профессии – мечты.

3.Практикум.


3.

«В мир профессий - по компасу».

Расширить знания о мире профессий.

1. Анализ афоризма к занятию.

2. Беседа о профессиональной направленности.

3. Заполнение опросника Дж. Голланда. Работа со словарем профессий.

4. Интерпретация и совместное обсуждение результатов.

5. Подведение итогов.


4.

«Человек и профессия».

Выявить склонности воспитанников к различным видам человеческой деятельности.

1. Занятие проводится в форме телевизионной передачи.

2. Распределение ролей.

3. Встреча с представителями разных профессий (режиссёры, корреспонденты, ведущие программы, художники-оформители, артисты, звукооператоры)


5.

« Стратегия профессионального выбора».

Обучить стратегии выбора профессии; проанализировать возможные ошибки при выборе карьеры.

1. Обучение стратегии выбора.

2. Ошибки, сопутствующие выбору карьеры.

3. Информация об актуальном состоянии рынка труда, о профессиональном учебном пространстве региона.

4. Закрепление материала. Опрос.


6.

«Подарок».

Способствовать осознанию специфических моментов профессиональной деятельности.

1. В игровом упражнении организуется обсуждение некоторых особенностей конкретной рассматриваемой профессии.

7.

«Профессия на букву ….».

Расширить знания о мире профессионального труда и актуализировать имеющиеся знания о профессиях.

1. Дети по кругу называют по одной профессии на заданную букву.

2. Если называется непонятная профессия, то ведущий просит пояснить, о чём идёт речь.


8.

«Самая, самая …».

Повысить уровень ориентации в мире труда.

1. Предлагаются необычные характеристики профессий, а дети, по очереди должны назвать те профессии, которые, по их мнению, в наибольшей степени данной характеристики подходят.

2. Если у кого-то возникают сомнения, что названа «самая-самая», то можно задавать уточняющие вопросы.

3. Обсуждение (в ходе обсуждения можно определить, какую профессию можно считать денежной).


9.

«Профессия - специальность».

Повысить у воспитанников уровень осознания таких понятий как специализация в рамках той или иной профессии.

1. Объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность.

2. Ведущий называет профессии, дети, определяют соответствующие к этой профессии специальности.

3. Обсуждение.

2 Блок




^ Тема занятия

Цель

Содержание

Практический курс: «Я – профессионал»

1.

«Помечтаем о будущей профессии».

Сформировать у участников группы готовность к самостоятельному осознанному выбору профессии.

1. Упражнение «Приветствие».

2. Каждый участник называет своё любимое и нелюбимое дело.

3. Упражнение «Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий?»

4. Все, сидя по кругу, закрывают глаза и пытаются, прислушиваясь к своим желаниям, представить себе профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение. Дается 1,5 минуты. Включается тихая, приятная музыка.

5. Каждый участник группы делится своими впечатлениями.

6. Ведущий обобщает сказанное. Говорит о том, что у каждого участника группы есть своя мечта, цель, которую предстоит достичь.

7. Каждый высказывает собственные ожидания и опасения.


2.

«Пять шагов».

Повысить готовность воспитанников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив.

1. Игра проводится в круге.

2. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель (поступить учиться, оформиться на работу).

3. Предлагается определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель.

4. Участники должны назвать его основные характеристики (успеваемость, материальное положение и социальный статус).


3.

«Ловушки - капканчики».

Повысить уровень осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям.

1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель.

2. В группе выделяется доброволец, который будет «представлять» какого-то вымышленного человека.

3. Каждый участник должен придумать для данного человека препятствия на пути к его профессиональной цели.

4. Обсуждаются варианты преодоления трудностей.

5. Каждый участник выделяет свои трудности и пути их преодоления.


4.

«Три судьбы…».

Помочь воспитанникам разобраться, в чём могут быть основные смыслы трудовой жизни, применительно к различным стереотипам людей.

1. В гости приглашаются труженик, «выдающийся лентяй», «удивительная бездарность».

2. Все придумывают для гостей вопросы, чтобы лучше понять этих людей.

3. Главные герои рассказывают о своих судьбах.

4. Обсуждение (кто более счастливый, какие роли удалось сыграть).

5. Определяются критерии труженика, лентяя, бездарности.


5.

«Поговорим о жизненных ценностях».

Способствовать осмыслению жизненных ценностей.

1. Заранее подготавливаются 30 вопросов по теме. Воспитанники отвечают на вопросы.

2. Предлагаются ценности молодых людей состоящих из 15 позиций.

В упражнении рассматриваются ответы рабочих- людей в возрасте 20 лет – выпускников школ, не закончив колледжи и выбравших работу, требующую умеренных способностей и ума. На вопрос о том, чего ждет человек от работы, молодые люди ответили 15 позиций.

3. Предлагается задание – расположить эти позиции в том порядке, в каком, как кажется, это сделали бы современники.

4. Заполняется таблица, куда заносятся индивидуальные показатели всех групп.

5. Проводится обсуждение.


6.

«Моё видение будущей профессии».

Способствовать осознанному выбору профессии.

1. Предлагается 10-12 профессий. Ведущий называет каждую из выбранных профессий и говорит: «Покажи, кто он?». Все показывают на того, кому больше всего подходит данная профессия.

2. Выступление у микрофона. Представитель одного из учебных заведений предлагает получить стоящую профессию. Слушатели могут задавать вопросы в конце выступления. Представителем по очереди становятся все участники.

3. Обсуждение предпочитаемых профессий.


7.

«У меня всё получится!»

Отработать приёмы уверенного поведения.

1. Ведущий предлагает пройти собеседование у приёмной комиссии, которая решит, зачислять в учебное заведение или нет. Приёмная комиссия состоит из трёх человек.

2. Обсуждается поведение и беседа поступающего с комиссией, а также действия (игра) членов «Приемной комиссии».


8.

«Нет проблем!»

Способствовать осознанию своих профессиональных планов.

1. Группа делится на пары: воспитатель - подросток.

2. Задание: провести беседу с воспитателем, аргументировано убедив в целесообразности своих профессиональных планов.


9.

«Личная профессиональная перспектива (ЛПП)».

Составить схему личной профессиональной перспективы.

1. Предлагается раздаточный материал с заголовком ЛПП, состоящий из 14 строк. Каждая строка – это один компонент схемы ЛПП.

2. Группа делится на пары, затем для каждого компонента предлагается придумать по одному своему вопросу/

3. Каждая группа зачитывает по вопросу, остальные отгадывают, к какому компоненту ЛПП может относиться этот вопрос.

4. Обсуждение результатов.

3 Блок




^ Тема занятия

Цель

Содержание



1.

«Мир профессионального образования».

Познакомить с системой профтехобразования.

1. Уровни образования (общее, профессиональное образование), классификация.

2. Формы профессионального образования.

3. Государственные и негосударственные учебные заведения.


2.

«Основные пути продолжения образования после окончания школы».

Познакомить с профессиональными учебными заведениями области.

1. Знакомство с профессиональными учебными заведениями области.

2. Порядок приёма в учебные заведения.

3. Спрос на рынке труда.

4 Блок


3.

«Где и как искать информацию о рабочих и учебных местах».

Информировать воспитанников об имеющихся вакансиях, рынке труда.

1. Основные информационные источники о вакансиях.

2. Средства массовой информации.

3. Государственная служба занятости.

4. Объявления о поиске работы.

5. Поиск работы с помощью телефона.


4.

«Как правильно подготовить себя к действиям на рынке труда».

Способствовать осознанию своих личных и рабочих качеств.

1. Как правильно настроиться на поиск работы.

2. Правила позитивного влияния на работодателя.

3. Установки, которые мешают достигать успеха в ситуациях трудоустройства.


5.

«Как правильно подготовить документы».

Научить респондентов правильно подобрать и оформить документы для приёма на работу.

1. Официальные документы, представляемые работодателю.

2. Подготовка документов, оформление.

3. Основные принципы заполнения личного листка по учёту кадров.

4. Составление автобиографии.


6.

«Технология эффективного собеседования».

Рассказать об общих правилах проведения эффективного собеседования.

1. Подготовка к собеседованию.

2. Встреча с работодателем.

3. Основные принципы ведения деловой беседы.

4. Установление контакта.

5. Выслушивание.

6. Аргументация – демонстрация.

7. Ответы на вопросы.


7.

«А вот и Я!»

Повысить уровень готовности к собеседованию.

1. Игровая процедура предполагает следующие этапы:

Предлагается пройти собеседование при трудоустройстве;

Каждый участник записывает правила поведения поступающего при трудоустройстве;

Разыгрывается сценка собеседования (претендент и руководитель);

Остальные участники оценивают, насколько их действия правильны;

Обсуждение, известные правила, выделенные Д. Карнеги.


8.

«Моя карьера».

Способствовать осознанию необходимых профессиональных качеств

1. Динамика «врастания» нового сотрудника в коллектив, сложности, подстерегающие на пути.

2. Главные рабочие качества человека.

3. Полезные советы удержаться на работе и сделать карьеру.


9.

«Звёздный час …»

Помочь воспитанникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье.

1. Обсуждаются различные «радости» жизни и работы, наиболее характерные для представителей тех или иных профессиональных групп.

2. Участники по очереди говорят о своих представлениях о «звёздном часе» конкретной профессии.

^ Содержание программы


  1. Блок
«В поисках своего призвания»

Цель: определение уровня развития общих способностей воспитанников; знакомство с миром профессий.

Содержание: Изучение базовых понятий курса. Определение профессиональной направленности. Углубление знаний о темпераменте; анализ природного фактора на профессиональное самоопределение. Построение классификаций профессий. Обучение стратегии выбора профессии. Информирование о рынке труда дальнего и ближнего зарубежье, о возможностях получения профессий в имеющихся учебных заведениях. Самоанализ готовности к профессиональному старту.


  1. ^ Блок
«Я профессионал»

Цель: Закрепление профессиональных намерений и установок воспитанников на последующее самоопределение.


  1. ^ Блок
«Мир профессионального образования»

Цель: Знакомство с системой обучения.


  1. ^ Блок
«Подготовка к действиям на рынке труда»

Цель: Информирование о рынке труда.

Использованная литература


  1. А.П. Чернявская «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации». – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 96 с.

  2. Е.А. Климов «Развивающийся человек в мире профессий». – Обнинск: изд-во «Принтер», 1993.

  3. Как построить своё «Я» (под ред. В.П. Зинченко). – М.: Педагогика, 1991. 136 с.

  4. Климов Е.А. «Психолого – педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, сер. Педагог. и псих.».

  5. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 56 с.

  6. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно – методическое пособие.Л.М. Митина, Л.В.Брендакова (Под ред. докт. психол. наук Л.М. Митиной). – М.: Московский психолого – социальный институт, 1998. – 184 с.

  7. Сычугова О.А. «Профессиональная реабилитация сирот и инвалидов в профессиональном училище. Опыт экспериментального исследования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 80 с.

  8. Махеева О.А., Григорьева Е.Е. «Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников». – М: УЦ «Перспектива», 2002. – 52 с.

Литература для педагогов:


  1. Г.В. Резапкина «Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов». М.: Генезис, 2004. – 48 с.

  2. Е.М. Старобина «Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2003. – 120 с.

  3. Игры – обучение, тренинг, досуг... (под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая школа/1994.- 368 с.

  4. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.:

  5. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.

Литература для детей:


  1. М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко «Дорога в будущее» самоучитель для начинающих.

  2. Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН, 2002 год. – 16 с.

  3. Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.

  4. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 1990.

  5. Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. сш. – М., 1991 г.

  6. Пряжников Н.С. Профориентационные упражнения – М., 1992

  7. Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. – М., 1986

  8. Куда пойти учиться? – ГУ ЦЗН Омской области обл. – 2003 г.

Приложение №1

Опросник

для выявления готовности воспитанников к выбору профессии

(подготовлен профессором В.Б.Успенским)

Цель: определение готовности воспитанников к выбору профессии

^ Ход проведения: воспитанникам предлагается прочитать ниже перечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

1. Вы уже твердо выбрали профессию.

2. Основной мотив выбора материальные интересы.

3. В избранной профессии вас привлекает сам процесс труда.

4. Вы выбираете учебное заведение, потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

5. Вы выбираете место учебы потому, что оно недалеко от дома.

6.Если вы не сможете поступить в избранное Вами учебное заведение, то у Вас есть запасные варианты.

7.Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9. Не важно кем работать, важно как работать.

10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала нужно получить аттестат.

11. Вам известно, каких качеств важных для будущей профессии Вам не достает.

12. Вы занимаетесь развитием профессионально важных качеств.

13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.

14. Как Вы думаете, учителя одобрили бы Ваш выбор.

15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии.

18. Главное в выборе профессии возможность поступить в учебное заведение.

19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на учебу.

22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.

23. Если не удается поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться вновь.

24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

Как избежать ошибок в выборе профессии

…В последние годы нередко можно прочитать в газетах о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам, косметологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов - лечащим врачам, потребители - производителям недоброкачественных продуктов питания. Падают вертолеты и самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море, солдаты и офицеры по ошибке убивают друг друга. Причина большинства техногенных катастроф - халатность и недостаточный профессионализм.

Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена?

Ошибка может быть вызвана отсутствием, недостатком или искажением информации. Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками.

В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до 3—4 профессий, о содержании которых имеется смутное представление. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий. Кстати, эти предубеждения стали складываться только после революции. В предпринимательской среде существовала особая иерархия. Предпринимателем 1-го ранга считался промышленник, то есть производитель продукции, а за ним шел купец (продавец этой продукции, посредник). Самую низшую ступень занимали банкиры, которых презрительно называли процентщиками и ростовщиками.

Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии - выбор из соображений «престижа». «Престиж» - понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию “за компанию”, не думая о том, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.

Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет все - телесериалы, советы случайных людей, мода.

Выбор профессии не ставит крест на других ваших интересах. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе своего жизненного пути. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Музыканты и ценители музыки знают А.П.Бородина как выдающегося музыканта, а ученые - как великого химика. «Если бы мне сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.

Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тетчер стала великим политиком.

«Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся… Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему…»

(Ю.М. Орлов. Самопознание и самовоспитание характера)

Но правильный выбор профессии - еще не все. Если человек не развивается, может наступить профессиональная деформация - явление, заметное только со стороны. Учитель, у которого потребность учить и оценивать становится второй натурой; военный, который даже дома не может избавиться от командного голоса и привычки всех строить; врач, воспринимающий всех людей как своих потенциальных клиентов и мысленно ставящий всем диагноз - наверняка вы можете вспомнить взрослых, профессию которых можно определить по их поведению. Смена профессиональной деятельности помогает избежать профессиональной деформации. На протяжении жизни человек может несколько раз менять профессию. Иногда хобби превращается в профессию, а профессия становится хобби.

Какую цену вы готовы заплатить за свой выбор? Чем вы будете за него расплачиваться? Некоторые профессии вредны для здоровья. Есть профессии, трудно совместимые с семейной жизнью.

Летчики, космонавты, подводники, полярники, пожарные, саперы работают в условиях высокой степени риска. «Вряд ли сейчас существует профессия, в которой чувство нового так неразрывно переплеталось бы с риском, как в профессии космонавта», - пишет летчик-испытатель Е.В.Хрунов.

Участник первой экспедиции на Луну М.Коллинз рассказывал: «В космосе на каждого участника полета ложились нечеловеческие нагрузки - нервные, физические, нравственные. Космос не прощает даже малейших ошибок. А ты рискуешь главным - своей жизнью и жизнью товарищей… Это слишком большое напряжение, от которого не уйдешь и десять лет спустя».

Есть люди, для которых риск является жизненной потребностью. Эти люди стремятся к опасности и находят в ней радость и смысл жизни. Многие известные летчики, космонавты, путешественники говорят о своей любви в детстве к подвижным играми, экстремальным видам спорта. Но этого недостаточно. Способность принимать решения в критических ситуациях, развитая интуиция с опорой на знания и навыки, быстрота реакции, безупречное здоровье, отличная спортивная форма - вот основные требования экстремальных профессий.

Но рисковать можно не только своей жизнью и здоровьем. По-своему опасны профессии и учителя, и судьи, и врача. Выбирая профессию, важно осознавать степень риска и ответственности.

Мы рассмотрели факторы, определяющие профессиональную успешность - требования рынка труда, учет своих интересов, склонностей и способностей. Правильный выбор профессии - это выбор с учетом своих реальных возможностей и ограничений.

Проблема выбора профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. К выбору необходимо подходить крайне внимательно. Не стоит пускать это на самотёк. Необходимо ознакомится с информацией профессионалов, учесть свои способности, внутренние убеждения и реальные возможности.

Чтобы получить профессию, которая будет нравиться, и обеспечивать всю жизнь, необходимо внимательно изучить себя. В первую очередь нужно разобраться в своих интересах, склонностях, характере и физических возможностях. Необходимо определить главные и второстепенные качества.

После этого не помешает детальное ознакомление с профессиями, которые соответствуют изученным характеристикам. И только после этого необходимо выбирать учебное заведение. Главное помнить, что тяжело в учении...

Нельзя отступать от поставленных целей. Помощь в выборе профессии могут оказывать родители, родственники, учителя и просто знакомые. Но не стоит надеяться только на них. В конце концов, каждый человек знает о себе больше, чем кто-либо другой.

После поступления в учебное заведение начинается официальное получение профессии. Для более качественного обучения можно составить некий план: выделить главную и второстепенные цели, определить пути и средства достижения этих целей, сосредоточить свои внутренние силы для борьбы с возможными трудностями и препятствиями. Ну и, конечно же, должны быть так называемые запасные планы.

Самые большие ошибки, которые нарушают правила выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • погоня за «престижными» профессиями;
  • боязнь плохого отношения к себе из-за профессии;
  • отождествление одного предмета или качества с профессией;
  • ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии;
  • ошибочное мнение в понятии профессия.

Кроме этого всего нужно учитывать свой темперамент. От него зависит стиль работы.

Сангвиники – надёжные работники, если дело не касается однообразной и медлительной работы. Им необходима живая и подвижная работа, которая реализует из способности к смекалке и находчивости.

Холерики отлично выполняют цикличную работу. В такой работе успех им обеспечен.

Флегматику подходит учебная и производственная работа, не требующая постоянного быстрого выполнения каких-либо действий. Для них главное не скорость, а качество.

Меланхолик же, полная противоположность сангвинику. К тому же его производительность полностью зависит от настроения.

Также, при выборе надо учитывать, какие специалисты будут востребованы в той или иной области. К сожалению наверняка это определить нельзя. Но можно сказать уверенно одно – уже сейчас чувствуется нехватка персонала на производствах. Уровень зарплаты за последний год увеличился в полтора раза. Поэтому, если имеются наклонности к техническим специальностям, то самым надёжным выбором будут именно производственные профессии.