Презентация по орксэ на тему "совесть" (4 класс). Проект "долг и совесть в судьбе человека" Проект на тему зов долга и совести


Совесть – это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.






УдовлетворённостьНеудовлетворённость Вызывает спокойную, чистую совесть. Человек осознает, что он справляется со своими моральными обязанностями, нет нарушений долга, отступлений от нравственных правил. Рождает собой муки совести, раскаяние. Человек сожалеет о случившемся, хочет исправить ошибку и не совершать подобного в будущем. Здесь совесть соединяется с чувством вины и стыда.




СОВЕСТЬ ЗАСТАВЛЯЕТ размышлять о своих поступках ЗАСТАВЛЯЕТ размышлять о своих поступках КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ свои поступки КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ свои поступки НАПОМИНАЕТ об обязанностях о долге об ответственности ИГНОРИРУЕТ хитрые оправдания ИГНОРИРУЕТ хитрые оправдания ЗАСТАВЛЯЕТ говорить о себе правду ЗАСТАВЛЯЕТ говорить о себе правду


Самое главное украшение чистая совесть. Цицерон Честь это внешняя совесть, а совесть это внутренняя честь. Шопенгауэр А. Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. Сервантес Чистая совесть есть постоянный праздник. Сенека

другие презентации на тему «Долг и совесть»

«Совесть» - Неряшливого вида? Оцените действия маль­ чиков. Понятие «совесть» - ключевое в иерархии нравственных ценностей. Упражнение «Нравственная дилемма». Можно ли развивать свою совесть? Руссо). В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица). СОВЕСТЬ – ВНУТРЕННИЙ судья человека. Совесть, благородство и достоинство... Булат Окуджава.

«Моральный долг» - Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся об ответственном поведении человека (из литературы). Посоветуйся с родителями и составь рассказ о моральном поступке. Вы узнаете, что такое -моральный долг -моральная обязанность. Оборудование и средства наглядности: X. Домашнее задание. Компетентности, формируемые у обучающихся:

«Проблема совести» - Сходство и отличие понятий. Добро. Случай на дороге. Совесть. Можно прожить без совести. Жить по совести. Водоворот. Основы светской этики. Закончи предложение. Демокрит. Стыд. Осознание чувства чуткости. Небольшая семья. Светская этика.

«Человеческая совесть» - Должно стыдиться самого себя. Хитрые оправдания. Совесть. Мир с самим собой. Найди пару. Портрет совестливого человека. Работа с притчами. Внутреннее сознание добра и зла. Что такое совесть. Стыд и совесть. Чистая совесть.

«Муки совести» - Нина. Хитрые оправдания. Извинение. Кроссворд. Синквейн. Салтыков-Щедрин. Знакомые. Что делать. План деятельности учащихся на разных этапах урока. Связь основных понятий. Внутреннее чувство. Спешите делать добро. Муки совести. Стыд перед людьми. Возраст. Стыд. Вина. Совесть. Попроси прощение. Нравственная глубина.

«Совесть» - Руссо). .Совесть! СОВЕСТЬ – ВНУТРЕННИЙ судья человека. В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица). Высокомерия? Бедности своих родителей? Оцените действия маль­ чиков. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция? К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть. Можно ли развивать свою совесть?

МКОУ Нижневская СОШ

Районный конкурс научно-исследовательских работ для обучающихся 8-11 классов образовательных организаций Куртамышского района

«Познавай, думай, исследуй»


Номинация: социальные и исторические науки

(обществознание, краеведение)

Тема: Д олг и совесть в судьбе человека.

Выполнила: Томилова Лолита 8 класс

Научный руководитель: Тельминова Г.А.

учитель истории и обществознания

2017 год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………... 3

Совесть……………………………………………………………………….. 5

Особенности проявления долга…………………………………………….. 6

Долг. Общественный и моральный…………………………………………..7

Учителя, ученики участники Великой Отечественной войны…..8

Заключение…………………………………………………………………… 10

Список литературы………………………………………………………….. 12

Приложение 1…………………………………………………………………..13

Цель работы: сформировать представление уч-ся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

Задачи исследования:

    познакомиться с архивными материалами об учителях, учениках участниках Великой отечественной войны.

Гипотеза : Насколько человек понимает значимость нравственных ценностей, морали в жизни, настолько и чувствует себя ответственным за свои поступки

Место проведения исследования:

    село Нижнее, библиотека, школьный и сельский краеведческий музеи.

Объекты исследования

    литература по данной теме, газетные статьи, фотографии из семейного альбома.

Срок проведения исследования: сбор материала, его обработка январь-апрель

Методы исследования:

    Встречи с родными;

    Посещение музеев;

    Беседы;

    Изучение фотографий.

На уроках обществознания мы познакомились с такими понятиями как долг и совесть. И задумались над вопросом: Что наша жизнь: долг? И что такое совесть? И как их определить? Впрочем, не будем торопиться с определениями. Давайте подумаем о сути, о главном.

Долг, как утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом.

Во-первых, вступая в отношения с окружающими и обществом, мы приобретаем тем самым определенные объективные обязанности;

Во-вторых, приобретаем ответственность, то есть столь же необходимую объективность эти обязанности постоянно выполнять.

Ну, например, мы ученики. Есть ли у нас обязанности? Несомненно, есть. Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, есть просто окружающие люди, есть наш дом, село, Родина, Земля. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым человеком, перед всем обществом у нас есть определенные объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания, то есть, хотим мы или не хотим, но непременно должны выполнять свои обязанности. Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей, а то и беды для окружающих, да и для самого себя.

Кто из нас не знаком со своим внутренним голосом, называемым совестью, которая то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения! Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный. Подобно тому, как голодный не может убедить себя в том, что он сыт, а изнурённый трудом – убедить себя в том, что он бодр и полон сил и энергии, так и мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно, когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо.

Совесть является нравственным сознанием человека. Итак, совесть – это способность различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.

Совесть - особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг.

Мы провели опрос среди учащихся нашей школы. Ребята отвечали на вопросы:

    Что такое долг?

    Что такое совесть?

    Можете ли вы привести примеры человека исполнившего свой моральный долг?

Было опрошено 82 учащихся. Итоги опроса показали, что:

71 % понимают что долг, это обязанность перед человеком или страной;

23 % - что это денежный долг;

6% - просто не знают, что ответить.

Только 48 % знают, что такое совесть и 42 % могут привести пример человека исполнившего свой моральный долг.

Поэтому цель нашей работы – изучить понятия долг и совесть, и познакомиться с судьбами людей нашего села, исполнившими свой моральный долг.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

    изучить научную литературу по данной теме;

    сравнить понятия долг и совесть;

    познакомиться с архивными материалами об учителях, учениках участниках Великой Отечественной войны.

Для достижения цели мы посетили краеведческий музей, где познакомились с архивными материалами, встретились с родственниками учителей, участников Великой Отечественной войны, изучили литературу по истории нашего района и использовали учебные и методические материалы по темам «Долг и совесть».

Мы хотим, чтобы наш поиск помог напомнить жителям нашего района, о людях, пронесли в своем сердце всё побеждающую любовь к отечеству.

Совесть

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель.

О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья!

В. Жуковский

Главная функция совести - самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек - это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования.

Совестливый человек никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести - мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я».

Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям, существующим в обществе.

Совесть – чувство индивидуальное. Это ответственность за мир перед собой. Она не жаждет снискать тебе ничьей благодарности, не жаждет ничего выгадать и не окупается, а – стоит, требует от тебя жертв. Совесть, как сказано, интересуется тем, что поистине, безусловно.

Совесть – это отсутствие посредников в виде всего формального и условного между людскими делами и судящих их. Угрызения совести – чувство своей вины, вины перед самим Добром. С тех пор как человек научился различать добро, т.е чувствовать сострадание и судить о справедливости независимо от норм, автономию от стыда обретает и его совесть. Совесть грызет, когда о проступке знаешь ты один. Страх обнаружения, похоже, помогает чьей- то совести проснуться. Но все-таки этот страх скорее заглушает совесть, а когда совесть перевешивает страх, то и хочет обнаружения, жаждет – сознаться, покаяться.

Можно сказать еще, что совесть – это страх быть достойным осуждения, хотя бы этот страх был всеми вокруг и презираем, расценивался как слабость или трусость.

Совесть, увы, не столько направляет, сколько судит. Обычно придаешь своим проступкам меньше значения, чем потом обнаруживает в них совесть. Ведь видишь в первую очередь все то, что хочется и что легко видеть. Но вот что важно понимать. Совесть знает не всю полную моральную правду, а лишь то, что ты сам, по правде, думаешь; совесть – еще не закон, а честный судья, – закон же и может и должен совершенствоваться. Не надо пытаться подкупать судью, себя не обманешь. Но думать, что по правде добро и зло – тот, же долг совести.

А теперь о долге. Что наша жизнь: долг?

Ответ: «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». Т. Карлейль (1795-1881)- английский публицист, историк.

Особенности проявления долга

1. Добровольность. В зависимости от степени осознания необходимости, справедливости, важности долга и, следовательно, от отношения к нему, его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности: от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Подлинно моральным долгом является свободное следование общественно-необходимым требованиям и личным обязательствам, независимо от внешних или внутренних принуждений.

2. Активная гражданская позиция. Люди нравственного долга активны, деятельны, не проходят равнодушно мимо морального ли иного ущемления прав другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. Нравственный долг пробуждает у таких людей чувство личной сопричастности всему происходящему в мире, стремление вносить посильный вклад в общее дело.

3. Множественность долгов. Существует сложная «иерархия» долгов; долг перед обществом, перед коллективом, перед семьей, перед друзьями, перед самим собой. Это порождает определенные трудности, связанные с необходимостью выбирать какой из долгов надлежит выполнить в первую очередь, особенно если они противоречат друг другу.

Долг. Общественный и моральный.

Долг - внутренне принимаемое добровольное обязательство.

Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный.

Общественный долг - это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять.

Моральный долг - это когда человек сознательно предъявляет моральные требования к самому себе. Заметьте: не кто-то другой (начальник, окружение и.т.д.), а именно сам к себе. Поэтому нет ничего крепче морального долга. Осознавая его, человек действует по внутреннему побуждению, мужественно, смело, стойко. Вот из всего этого и состоит моральный долг. В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг человека и долг Солдата.

Долг включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой и Родиной. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим (ближним и дальним), к обществу.

В. Соловьев писал, есть «должное отношение ко всему». А должное отношение выражается, прежде всего, в том, что индивид выполняет свои обязанности наиболее оптимальным для данной ситуации образом, а не чисто формально, «для галочки». Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долга деградируют многие общественные отношения. Впрочем, оскудевает и духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался Человек Долга.

Чем же обусловлена обязательность требований долга? Ответ на этот вопрос зависит от мировоззренческих установок личности.

Для верующего эта обязательность определяется волей самого Бога, а для неверующего на первый план выходит зависимость личности от общества, вне которого существовать он просто не может (не выживать, а осуществлять полноту бытия). Один человек выполняет предписания общественного долга, опасаясь осуждения общества или даже наказания с его стороны. Он не нарушает его потому, что хочет заслужить общественное признание, похвалу, награду. Другой – потому, что убежден: пусть это трудная, но все же великая и нужная обязанность. И, наконец, для четвертого исполнение долга является его внутренней потребностью, вызывающей нравственное удовлетворение. Последний вариант – наивысшая вполне зрелая ступень в развитии общественного долга, внутренняя потребность человека, удовлетворение которой составляет один из условий его счастья.

Человек – существо общественное. Он порожден обществом и необходимо выполняет в этом обществе определенные социальные роли. Обязанности выступают перед человеком как продиктованные общественной необходимостью. Без них невозможно функционирование общества, коллектива, политических и других организаций. Выполнение человеком соответствующей социальной роли есть способ самоутверждения его как личности, гражданина, члена коллектива и т.д.

Нравственная потребность – быть верным долгу – большая сила. Долг ориентирует на исполнение также нравственных норм, которые представляют собой как бы извне предложенную человеку программу поведения; он выступает как обязанность человека перед обществом, коллективом .

Философы утверждают, что высшее проявление морального долга как раз и состоит в умении преодолевать противоречие между своими желаниями и долгом. Нередко бывает, что выполнить долг трудно, а может быть, и опасно и человеку хотелось бы уклониться от его выполнения, но он преодолевает себя, свою слабость, лень, трусость, и тогда моральная ценность выполненного долга становится значительно выше. Следовательно, для выполнения морального долга человеку нужно, во-первых, действовать осознанно, добровольно, Во-вторых, иметь мужество преодолевать себя, смело идти к цели. Осознание морального долга помогает достигнуть такого состояния души, когда долг не тягостен и дисциплина слагается сама собой. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придает стойкость человеку, делает его поступки осознанными, а не импульсивными. Мы знаем таких людей, читали о них. Они - люди высокого морального долга.

В этом году наша страна празднует юбилей - 72-летие Победы в Великой Отечественной войне. Прошли годы, но нам нужно помнить подвиг нашего народа, гордиться его мужеством и стойкостью.

Мы исследовали данные об учителях, учениках нашей школы которые не побоялись встать на защиту Родины и с честью выполнили свой моральный долг.

Большаков Глеб Максимович (пр. 1) родился в 1918 году в деревне Ярки Куртамышского района. На фронте с первого дня войны. Был несколько раз тяжело ранен. Глеб Максимович награждён орденом «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». После войны работал Заведующим РОНО в Казахстане, директором школы в с. Нижнее, учителем истории.

Фомин Павел Григорьевич (пр.2)начал войну под Москвой в 1941 году. А потом был долгий, тяжёлый путь до Кенигсберга. Павел Григорьевич награждён орденом «Красной звезды» и орденом «Славы». Педагогический стаж Фомина Павла Григорьевича более 30 лет. Он работал в Нижнёвской школе учителем математики и физики.

Мальков Александр Петрович (3)- его и сейчас помнит старшее поколение нашего села как «Петровича». В 1941 году он уходит на фронт. Был ранен, лежал в госпитале. 1945 год – год Победы Александр Петрович встретил в Чехословакии. Он награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

На фронт уходят и учащиеся нашей школы. Один из них Лешуков Сергей Венедиктович (4).

Ему было всего 17 лет, когда он в тяжелый для Родины момент, не задумываясь, пошел добровольцем на фронт. 4 августа 1944 года. На огромном поле аэродрома, впереди грозных машин, выстроился личный состав полка дальних бомбардировщиков. В строю плечо к плечу стоят члены одного экипажа: командир корабля младший лейтенант Александр Белоусов, штурман младший лейтенант Борис Соломин, второй пилот младший лейтенант Николай Додор, стрелок-радист Алексей Клюкин, воздушные стрелки Анатолий Муравьев и Сергей Лешуков. Из рук старшего офицера командир полка принял боевое красное знамя. Летчики поклялись у шелкового полотнища полковой святыни беспощадно уничтожать фашистских захватчиков. С этого дня началась история боевой авиационной части. Много героических дел совершил личный состав полка дальних бомбардировщиков на пути к Победе. И самым ярким, немеркнущим является подвиг 16 апреля 1945 года. В этот день над Берлином пролег последний огненный маршрут комсомольско-молодежного экипажа бомбардировщика, повторившего подвиг капитана Гастелло. Командиром экипажа, вошедшего в бессмертие, был младший лейтенант Александр Белоусов, Сергей Лешуков – воздушным стрелком-радистом. В тот день тяжелая машина прорвалась сквозь шквальный огонь зенитных орудий и яростные атаки немецких истребителей. Бомбы были сброшены на цель. Однако машина была подожжена. Летчики могли спасти свою жизнь, выбросившись из горящего самолета с парашютами. Но внизу враг, и они могли бы попасть в плен. «Лучше смерть, чем позорный плен», - решили юные советские патриоты, и командир корабля, передав в эфир: «Горим. Прыгать не будем. Идем в атаку!» - направил пылающий самолет на подземный склад боеприпасов врага. Экипаж погиб, но, уничтожив смертоносное оружие врага, спас тысячи и тысячи советских воинов, дав им возможность штурмовать Берлин, - логово фашистского зверя.

Подвиг героев не забыт. В те дни полковой поэт сложил песню, а боевые друзья героев распевали:

Они не погибли, их смерти не верьте,

Они, как и прежде, с нами в бою.

Летят по великой дороге бессмертья

В кипении битв за Отчизну свою.

4 августа 1969 года в день 25-й годовщины части, на том месте, где полку было вручено боевое Красное знамя, был открыт памятник - однополчанам: с высокого постамента взлетает в голубое небо грозный самолет (5-6).

На митинге личного состава авиационного полка, который был проведен у памятника героям, в центре немецкого города Букова, Варвара Дмитриевна – мать Сергея Венедиктовича Лешукова, рассказала о детстве и юности своего сына, о том, что он с малых лет готовил себя к подвигу.

Боевые друзья Сергея Венедиктовича Лешукова поделились своими воспоминаниями о боевых буднях, охарактеризовали своего друга как человека большой души и отзывчивого сердца, оптимизма с улыбкой на юном лице, бесстрашного и умелого в бою воздушного бойца.

Варвара Дмитриевна и ветераны авиационного полка возложили к подножью памятника букеты живых цветов, как символ бессмертия героев-авиаторов, отдавших свои жизни за счастье грядущих поколений.

Заключение

Анализируя методическую литературу, мы узнали значение понятий общественный и моральный долг. Изучая архивные документы и записывая воспоминания родственников учителей, учеников участников войны мы познакомились с прекрасными примерами выполненного морального долга, долга перед Родиной, перед близкими и родными людьми.

Выполняя эту работу, мы соприкоснулись с боевой и трудовой славой учителей и учеников нашей школы, одолевших вместе со всем советским народом в жестоких и кровавых боях, подлого и сильного врага, перед которым пала на колени почти вся Европа.

Стремительно бежит время. И вот мы уже скоро станем свидетелями и участниками 72-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Огромная любовь к Родине, вера в справедливую победу и лучшее будущее помогли бойцам выстоять и победить, а труженикам тыла, где оставались старики, женщины и дети, неимоверным трудом обеспечить фронт всем необходимым. Поэтому наш долг заключается в том, чтобы помнить героев, участвующих в Великой Отечественной войне.

Теперь наш долг не забыть тех, кто в годы Великой Отечественной войны служил в Красной армии, и тех, кто в боевых действиях не участвовал, а трудился в тылу.

Мы - наследники великой победы 1941-1945 годов. Поэтому наш общественный моральный долг - помнить тех, кто подарил нам мирное небо над головой. Мы обязаны уважать, почитать участников Великой Отечественной войны, и нам нужно не забывать своих земляков, ставших на защиту Родины, среди которых были учителя и ученики нашей школы.

Мы надеемся, что наша работа поможет в проведении классных часов, внеклассных мероприятий для нового поколения.

Наш долг - помнить, контролировать это будет совесть!

Список литературы.

    Учебник Обществознание, Москва «Просвещение» 2009 , под редакцией Боголюбова, Никитина

    Музейные архивы

    Книга «Солдаты победы 1941-1945» , «Парус-М» 2000, под редакцией Папулова, Усманова, Устюжанина.

    Воспоминания родных и близких учителей, участников Великой Отечественной войны.

    Мужество, отвага и… любовь. Сборник. М., «ПАЛЕЯ», 1997.

    Статья из газеты «Советское Зауралье».

    http://www.schoolbase.ru/ - Всероссийский школьный портал

    http://www.rusedu.ru

Приложение

    Большаков Глеб Максимович

    Фомин Павел Григорьевич

    Мальков Александр Петрович

    Младший сержант Сергей Лешуков

    Торжественное открытие памятника в ГДР

6. Памятник героям в центре немецкого города Букова



Детский проект на тему: «Долг и совесть»

Л. Мы приготовили проект на тему «Долг и совесть».

А . Думаю, вас иногда мучает совесть и зовет долг.

К. Совесть и долг это один из наших внутренних качеств

Л. Что такое совесть ? Совесть - это то, что заставляет задуматься над своими поступками, сомневаться, огорчаться. Совесть есть у каждого человека, и она очень часто мешает спать по ночам.

Именно совесть не дает совершать плохие поступки, она заставляет осмыслить свое поведение. Возможно, совесть это то светлое и хорошее, что находится в глубине души каждого человека. Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, когда она призывает их к добру, они отворачиваются от нее, закрывают уши.

Но от совести не убежишь.

А. Вот пример . Мальчик сбежал с урока и пошел играть в футбол. Как вы думаете, каков его долг?

Конечно, учиться, а не играть. Это должен понимать каждый человек.

Став взрослым, станет ли он хорошим врачом или полицейским? Наверное, нет. Ведь если он не хочет учиться, то есть не выполняет долг перед самим собой, то как же он выполнит его перед другими людьми? Люди, ставшие врачами, полицейскими, военными, учителями, пожарными готовы выполнить свой долг при первой необходимости.

Подведем итог: оказывается, не каждый человек способен жертвовать собой или рисковать жизнью ради других.

Спасибо людям, которые жертвуя своей, спасают другие жизни.

Я сделал рисунки.

На первом рисунке я изобразил упавший самолет. Произошла трагедия, в воздухе загорелся двигатель, пилоты могли бы катапультироваться, но в этом случае самолет упадет на жилые дома. Пилоты принимают решение не катапультироваться, а попытаться отвести самолет как можно дальше от города. У них получилось, но в результате, пилоты погибли.

Пилоты выполнили свой долг.

На втором рисунке я изобразил командира, который накрыл собой взорвавшуюся гранату, когда на учениях по неосторожности военнослужащий выдернул чеку и мог бы погибнуть, его жизнь спас старший по званию командир.

К . Давайте рассмотрим некоторые произведения.

Н.Носов «На горке». Ребята строили горку все вместе, а Котька сидел дома притворялся больным. Когда ребята ушли, он засыпал горку песком и не мог уже кататься.

Долг - Котька должен был сам исправить свою ошибку. Его мучила совесть, и он начал засыпать горку снегом, а ребята полили водой. Кроме того он сделал сбоку ступеньки, чтобы больше никто не совершал его ошибки.

Л . В. Драгунский «Друг детства». Мама дала старого медведя, для того, чтобы Дениска использовал его вместо груши для битья. И тут Дениска вспомнил, как давным-давно он с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил… и любил его тогда, любил всей душой, готов был отдать тогда за него жизнь.

В этот момент Дениса стала мучить совесть.

Долг - Дениска должен был помнить своего друга детства и хранить его бережно всегда.

К. В. Осеева «Сыновья». В своем рассказе Валентина Осеева показала, что только у одного сына из трех было чувство долга и совесть. Лишь один сын без напоминаний взял у матери ведра и помог донести до дома.

А. Задание. На каких рисунках, дети поступают правильно, а на каких неправильно (5 сюжетов).

Тест «Есть ли у вас совесть»

1. Вы заняли последнее свободное место в автобусе. Заходит бабушка. Вы:

а. Уступите место

б. Попросите друга уступить место

в. Не обратите на бабушку внимания

2.Старенький дедушка попросил вас перевести его через дорогу.

Вы:

а. Поможете перейти

б. Убежите

в. Переведете, но за деньги

3.Вы разбили случайно окно. Вы:

а. Признаетесь в случившемся и извинитесь

б. Свалите на товарища

в. Убежите и никому не скажите о случившемся

4. Мама попросила вас помыть посуду. Вы:

а. Сначала поиграете в компьютер, а потом помоете

б. Не станете мыть, скажите, что болит голова

в. Помоете посуду сразу, как попросит мама

5.На лестничной площадке вы случайно столкнулись с прохожим. Вы:

а. Даже не обратите внимания и пойдете дальше

б. Сначала возмутитесь, но в итоге принесете свои извинения

в. Принесете свои извинения и пропустите вперед

6. У вашего товарища появилась вещь, о которой вы давно мечтали. Вы:

а. Возьмете без спроса

б. Возьмете без спроса, а потом скажете, что взяли

в. Спросите разрешение посмотреть эту вещь

Подведем итоги:

1, 2, 3

а. 2

б. 1

в. 0

4, 5, 6

а. 0

б. 1

в. 2

От 0 до 3 - у вас совсем нет совести

От 4 до 7 - ваша совесть спит, но время от времени просыпается

От 8 до 12 - вы очень совестливый человек.

А закончим мы народной пословицей:

Худые дела не доведут до добра.

Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.









Включить эффекты

1 из 8

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Долг и совесть" поможет в воспитании у учеников чувства совестливости, ответственности, толерантности к поступкам других людей через знакомства с понятиями совесть, стыд и долг, с пониманием важности этих качеств человека. Приведены стихотворения и рассказ о совести.

  • Долг;
  • Стыд;
  • Совесть.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Ермилова О.В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Проблема урока:
Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?

Слайд 2

Долг

Долг - обязанности, которые необходимо выполнять вне зависимости от своих желаний.

  • долг денежный
  • моральный долг
  • профессиональный долг
  • Слайд 3

    Стыд

    • Стыд - чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.
  • Слайд 4

    Что такое совесть?

    Мама, что такое совесть?

    Про хорошие дела –
    Жизнь их нам с тобой дала.
    Кто по совести живёт –
    Никого не подведёт.
    Совесть – клад души твоей,
    Яркий лучик света в ней.
    Это путеводный свет.
    Он спасёт тебя от бед.
    Он в тебе всегда горит,
    Он твой самый прочный щит.

    Самое главное украшение человека – чистая совесть. (Цицерон_

    Слайд 5

    Совесть и стыд

    • Совесть – способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать перед собой чувство вины.
    • Стыд - чувство вины перед другими, например, за неисполненный долг.
  • Слайд 6

    Тема урока: «Когда мучает совесть?»

  • Слайд 7

  • Слайд 8

    ​ А.П. Гайдар «Совесть»​

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    «Долг и Совесть»

    Цель:

    Задачи:

    • коллективная;
    • фронтальная;
    • групповая;

    Ожидаемые результаты:

    Оборудование:

    • презентация

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Повторение.

    3. Открытие новых знаний.
    /слайд 4/

    Что такое совесть?
    - Мама, что такое совесть?
    - Совесть, дочка, - это повесть.
    Про хорошие дела –
    Жизнь их нам с тобой дала.
    Кто по совести живёт –
    Никого не подведёт.
    Совесть – клад души твоей,
    Яркий лучик света в ней.
    Это путеводный свет.
    Он спасёт тебя от бед.
    Он в тебе всегда горит,
    Он твой самый прочный щит.
    (А. Лопатина, М. Скребцова) (Ответы детей)

    • А еще говорят:
    б) Ответ на вопрос урока.

    Игра «Соответствие» /слайд 9/

    4. Рефлексия.

    Урок подходит к концу.

    Теперь я знаю … .
    Теперь я умею … .

    5. Домашнее задание. С.23

    6. Итог. /слайд 14/

    Совесть.

    Словно ненаписанная повесть.


    Яна Кузовлева

    /слайд 15/

    «Долг и Совесть»

    Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

    Задачи:

    • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
    • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
    • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

    Формы организации познавательной деятельности:

    • коллективная;
    • фронтальная;
    • групповая;

    Ожидаемые результаты:

    • Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
    • Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
    • Осознавать, для чего людям нужна совесть.

    Оборудование:

    • учебник «Светская этика» Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева
    • презентация

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок.

    2. Повторение.

    • О чем вели речь на предыдущем уроке? (О долге и совести) /слайд 1/
    • Какую проблему урока определили для себя? (Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?) /слайд 1/
    • В каких случаях мы используем слово долг? (денежный, профессиональный, моральный) /слайд 2/
    • В таком случае, что можно сказать о слове «долг»? (употребляют в нескольких значениях, но…) /слайд 2/
    • Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу? (Этот поступок признают плохим)
    • Как поступают чаще всего с таким человеком? (От человека, нарушившего свой долг, люди отворачиваются)
    • В таком случае, что появляется у человека? (Чувство вины перед людьми или чувство стыда) /слайд 3/
    • Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)
    • Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.
    • Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)

    3. Открытие новых знаний.
    а) Работа с понятием “Совесть". /слайд 4/
    -Что такое совесть? Послушайте стихотворение, оно поможет найти ответ на вопрос.
    Что такое совесть?
    - Мама, что такое совесть?
    - Совесть, дочка, - это повесть.
    Про хорошие дела –
    Жизнь их нам с тобой дала.
    Кто по совести живёт –
    Никого не подведёт.
    Совесть – клад души твоей,
    Яркий лучик света в ней.
    Это путеводный свет.
    Он спасёт тебя от бед.
    Он в тебе всегда горит,
    Он твой самый прочный щит.
    (А. Лопатина, М. Скребцова) (Ответы детей)

    • А еще говорят: Самое главное украшение человека – чистая совесть.
    • Найдите в словаре учебника значение слова. /слайд 5/
    • Сравните эти понятия. (долг и совесть)
    б) Ответ на вопрос урока.
    • Легко ли поступать по совести?
    • Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт". Почему?
    Сегодня ответим на вопрос: Когда мучает совесть? /слайд 6/

    Послушайте рассказ А.П.Гайдара «Совесть». /слайд 7-8/

    Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. - Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? - Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

    • Почему сердце Нины Карнауховой грызла беспощадная совесть?
    • Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
    • Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)
    • Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

    Игра «Соответствие» /слайд 9/
    А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике. (с.22) /слайд 10/
    Какие важные дела совершает совесть?

    1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
    2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!".

    Делаем вывод: «Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью». /слайд 11/
    Как поступить в данной ситуации? /слайд 12/

    4. Рефлексия.

    Урок подходит к концу.
    Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения:
    Теперь я знаю … .
    Теперь я умею … .
    Теперь я (буду) не буду … . /слайд 13/

    5. Домашнее задание. С.23

    6. Итог. /слайд 14/
    На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

    Совесть.

    Словно ненаписанная повесть.

    Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах - Сразу же теряет свой покой. А другой - уже тот глас не слышит (Он любое зло себе прощал): Что бы ни случилось, ровно дышит Человек, что совесть потерял. Знаем, что она - бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять. Как маяк дана нам Духом Божьим Совесть, чтоб могли свой видеть путь: Можно - жить по совести, а можно - Навсегда дать совести уснуть.
    Яна Кузовлева
    -А чтобы ваша совесть не уснула, помните всегда слова философа Марка Аврелия …
    /слайд 15/
    -Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни. /слайд 16/

    Скачать конспект