Оптовым рынком электроэнергии и мощности принято называть область обращения электрической энергии и мощности в российской энергосистеме в рамках единого экономического пространства России с участием крупных производителей и покупателей электроэнергии и мощности и других лиц, которые получили статус субъекта на этом рынке и действующих согласно правил оптового рынка, которые утверждаются в соответствии с законом «Об электроэнергетике». Критерии отнесения покупателей и производителей электроэнергии к категории «крупных» устанавливаются Правительством РФ в соответствии с тем же законом.
Из истории
Одновременно с образованием РАО «ЕЭС России» была сформирована оптовая торговля электроэнергией на федеральном общероссийском оптовом рынке электрической энергии и мощности (ФОРЭМ). Этот рынок представлял собой схему контрактных отношений всех его участников, который были связаны между собой технологическим процессом по выработке, продаже и потребления электрической энергии в ЕЭС РФ. Правовой базой функционирования ФОРЭМ стали Федеральный закон от 14-го апреля 1995-го года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и Постановление Правительства Российской Федерации № 793 от 12-го июля 1996-го года.
Датой начала функционирования этой модели рынка (оптового) электрической энергии в России принято считать 1-е ноября 2003-го года.
Особенности электрической энергии как рыночного товара
Электрическая энергия обладает некоторыми особенностями, которые обусловлены ее свойствами, учитываемыми при организации оптового рынка: совпадение производственного и потребительского процессов электрической энергии и эквивалентность объема потребленной и выработанной энергии в определенный временной промежуток; отсутствие возможности делать запасы электроэнергии в достаточных количествах (в масштабах энергетической системы); отсутствие возможности заранее оговорить точные объемы выработки и потребления электрической энергии; отсутствие возможности определить производителя электрической энергии, использованной потребителями.
Оптовый рынок электроэнергии может правильно функционировать только в случае, когда в каждый промежуток времени достигается баланс выработки и потребления.
Что касается практики, то и производители, и потребители электрической энергии допускают существенные отклонения от своих прямых обязательств по производству и потреблению электрической энергии. Наличие краткосрочных и сезонных скачков нагрузки в сочетании с тем фактом, что мощность, которой располагают электростанции, должна превышать величину максимума годового нагрузки, приводит к недогрузке в течение года определенного объема генерирующей мощности.
Отсутствие возможности создания запасов продукции неизбежно приводит к потребности в создании резервов мощностей, пропускной способности электросетей и топливных запасов на станциях. Величина этих резервов нормируется, а расходы на их поддержание включаются в цену электрической энергии.
Главные принципы организации оптового рынка
1-го сентября 2006-го года была введена новая модель оптового рынка электрической энергии и мощности, которая стала называться «Новым оптовым рынком электрической энергии и мощности» (НОРЭМ,или ОРЭМ). Данная модель рынка предполагает наличие трех отраслей торговли электрической энергией: долгосрочные договора; балансирующий рынок (БР); рынок на сутки вперёд (РСВ).
Оптовый рынок электроэнергии делится на две ценовые зоны: Европейская часть Российской Федерации и Урал; Сибирь.
Территории РФ, на которых по разным причинам невозможно существование конкурентного рынка были отнесены к неценовым зонам. Калининградская, Архангельская области и республика Коми вошли в первую неценовую зону, а Дальний Восток - во вторую. Торговля электрической энергией в неценовых зонах имеет некоторые особенности и происходит только по ценам, которые регулируются. Существует перечень территорий Российской Федерации, на которых отсутствует оптовой рынок электроэнергии. Это так называемые изолированные территории, к которым относятся: Сахалин, Камчатка, Магаданская область, Республика Саха (за исключением Южно Якутского энергетического района). На этих территориях энергокомпании не делятся по видам бизнеса и организованы в акционерные общества.
Рынок двусторонних договоров
На данном рынке торговля электроэнергией происходит по свободным двусторонним (СД) и по регулируемым договорам (РД). В сфере регулируемых договоров предельные тарифы на электроэнергию устанавливает ФСТ, а поставщиков и покупателей определяет Администратор системы торговли.
При заключении СД участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, объемы поставки и цены. Поставщики обязаны осуществить поставку объема электрической энергии, который предусмотрен договором, или произвести его на производственных объектах, находящихся в их собственности, либо приобретя его на РСВ или по СД.
Лишние или недостающие объемы электрической энергии продаются или покупаются на РСВ касательно договорных объемов. Торговля происходит по цене, устанавливающейся на основании спроса и предложения. Равновесная цена определяется под влиянием заявок поставщиков и покупателей энергии определенной ценовой зоны, учитывая необходимость осуществления перетоков электроэнергии.
Балансирующий рынок
Данный рынок — это рынок отклонений почасовой выработки и потребления электрической энергии от планового графика торговли. Цель балансирующего рынка — обеспечить баланс выработки и потребления в реальном времени. Премию получают Генераторы, которые изменяют выработку энергии по требованию Системного оператора. Дополнительной платой нагружаются Генераторы, которые снижают выработку и потребители, которые увеличивают нагрузку по своей инициативе.
Рынок мощности
Целью образования рынка мощности является организация условий для притока инвестиций в электроэнергетику, которые обеспечивают образование новых мощностей в достаточном объеме, чтобы удовлетворить спрос на электрическую энергию и поддержать нужный уровень надежности снабжения электроэнергией. Поставщики мощности отбираются Системным оператором на основе конкурсного отбора заявок на поставку мощности. Поставщики, которые отбираются в конкурсном отборе, получают гарантии, что их мощности будут востребованы. В гарантийный период продажа мощности происходит по СД с продажей электрической энергии на любом конкурентном рынке или тарифным методом по цене, которую указывает в ценовой заявке поставщик, с продажей энергии по тарифу, который устанавливает ФСТ.
Рынок системных услуг
Данный рынок используется как механизм обеспечения правильного функционирования энергосистемы и качества электроэнергии. Основными типами системных услуг являются: регулирование напряжения; вторичное и первичное регулирование частоты электротока; поддержание мощностных резервов; возможность пуска производственного объекта без привлечения внешних источника энергии; регулирование потребительской нагрузки; антиаварийное управление.
Участники оптового рынка
Участниками рынка являются поставщики электроэнергии и мощности. К таким поставщикам относятся: производственные компании, имеющие право продажи электроэнергии; компании, которые осуществляют операции. К покупателям электроэнергии и мощности относятся: энергосбытовые компании; крупные потребители энергии; энергоснабжающие организации, имеющие статус Гарантированного поставщика; организации, которые осуществляют импортно-экспортные операции; компании, имеющие право продажи электроэнергии на оптовом рынке, и имеющие статус субъектов оптового рынка.
СО является основной технологической инфраструктурой, обеспечивающей функционирование и развитие оптовых рынков электроэнергии и мощности.
Совместно с Ассоциацией НП «Совет рынка» и АО «АТС» выполняет полный комплекс работ, необходимых для функционирования рыночных механизмов и обеспечения надежной работы энергосистемы в соответствии с Правилами оптового рынка электроэнергии (мощности) .
Рынок на сутки вперед (РСВ) – конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час наступающих суток.
На РСВ цена зависит от часа суток, дня недели, периода года. Главный критерий, по которому отбираются поставщики электроэнергии на ближайшие сутки, – конкурентоспособность ценовых заявок. Это дает поставщикам электроэнергии прямую экономическую заинтересованность в использовании всех своих технологических возможностей для снижения стоимости.
Все изменения уровня потребления, сетевые ограничения, состояние генерирующего оборудования невозможно спрогнозировать заранее с абсолютной точностью. При управлении режимом работы энергосистемы в реальном времени необходимо компенсировать возникающие отклонения от режима, запланированного сутки назад. Расчет и доведение до объектов управления графиков генерации при фактическом управлении ЕЭС в режиме реального времени реализуется в рамках балансирующего рынка.
В течение суток Системный оператор многократно проводит формирование прогнозов спроса (потребления), актуализацию расчетной модели с учетом изменившихся системных условий. На основании данной информации проводятся конкурентные отборы ценовых заявок поставщиков, обеспечивающие экономическую эффективность загрузки станций и требования к надежности.
Управление режимами в реальном времени основано на минимизации стоимости поставки электроэнергии, а также мерах, делающих невыгодными самовольные отклонения от плановых значений и стимулирующих выполнение команд СО по управлению режимом.
На балансирующем рынке при возникновении отклонений фактического потребления или выработки от плановых значений участники рынка «штрафуются», если отклонения обусловлены собственной инициативой, или «премируются», если отклонения являются следствием исполнения команды Системного оператора.
Основная задача АО «СО ЕЭС» в оптовых рынках электроэнергии - обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования ЕЭС России и качества электрической энергии - осуществляется экономическими методами с использованием ценовых сигналов:
Основные функции:
Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требовать от продавцов мощности поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке электроэнергии.
Рынок мощности позволяет избежать дефицита мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сформировать у собственников генерирующего оборудования обязательства по поддержанию мощностей в состоянии готовности к работе, а также возместить часть условно-постоянных издержек при эксплуатации генерирующих объектов. За счет функционирования рыночных механизмов, учитывающих доходность на инвестированный капитал, повышается инвестиционная привлекательность строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики.
Основная задача АО «СО ЕЭС» в рынке мощности - обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие генерирующих мощностей:
Основная функция АО «СО ЕЭС» - организация проведения процедур конкурентного отбора мощности с соблюдением заданных выше условий.
Рынок услуг по обеспечению системной надежности (рынок системных услуг) создает источник для финансирования специфических расходов владельцев оборудования, которые не могут быть компенсированы в рамках рынка электроэнергии или мощности. Основная задача АО «СО ЕЭС» в рынке системных услуг - обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие в ЕЭС России оборудования со специфическими, необязательными для всех субъектов, характеристиками:
АО «СО ЕЭС» определяет технические требования, проводит отбор поставщиков услуг и заключает долгосрочные договоры на их оплату.
В неценовых зонах АО «СО ЕЭС» осуществляет все деловые процессы, исполняемые для функционирования рынков электроэнергии и мощности в ценовых зонах, за исключением процедур, связанных с конкурентным отбором ценовых заявок поставщиков, т.к. оплата поставок осуществляется по тарифам.
23.07.2019 17:07
Участие генерирующего оборудования в нормированном первичном регулировании частоты (НПРЧ) обеспечило максимально быструю гарантированную реакцию на резкое отклонение частоты при возникшем 18 июля небалансе в ЕЭС России
На оптовом рынке электроэнергии и мощности с друг другом взаимодействуют три вида субъектов:
Рассмотрим их подробнее:
Это генерация установленная мощность которой составляет не менее 5 МВт для группы точек поставки. К данной категории относятся все генерирующие компании образованные в результате реформы РАО «ЕЭС России». Во время реформы электростанции были разделены по следующим критериям: атомными станциями (АЭС) на территории всей страны управляет концерн «Росэнергоатом», гидравлическими станциями (ГЭС) владеет ОАО «РусГидро», в территориальные генерирующие компании (ТГК) вошли в основном станции работающие по теплофикационному циклу (ТЭЦ) и производящие как электроэнергию так и тепло, в оптовые генерирующие компании (ОГК) вошли конденсационные (КЭС) крупные станции которые производят электроэнергию, ОАО «Интер РАО ЕЭС» получило зарубежные станции принадлежавшие РАО «ЕЭС России» и станции на территории России работающие в связке с энергосистемами сопредельных стран.
К покупателям относятся все юридические лица которые выполнили требования ОАО «АТС» для присоединения к оптовому рынку. К данной категории относятся независимые энергосбытовые компании, гарантирующие поставщики (выделены в результате реформы из АО Энерго), крупные потребители электроэнергии и ОАО «Интер РАО ЕЭС» осуществляющее покупку в целях поставки электроэнергии в сопредельные страны.
К инфраструктурным организациям относятся субъекты напрямую не осуществляющие выработку или потребление электроэнергии, но так или иначе обеспечивающие процедуры ее доставки от генератора к потребителю, а также расчет за поставленный товар.
ОАО «Администратор торговой системы» (АТС) был создан в качестве оператора оптового рынка для проведения расчетов между субъектами, проведения торговых сессий, прикрепления регулируемых договоров в целях поставки электроэнергии для населения. Данный оператор производит все действия связанные с расчетом цен и объемов на оптовом рынке.
ОАО «Системный оператор» создан для управления режимами работы объектов ЕЭС в режиме реального времени, обеспечения перспективного развития ЕЭС России и обеспечения единства и эффективной работы технологических механизмов работы оптового и розничного рынков.
ОАО «Россети» это оператор всех крупных сетей в РФ образованный в результате объединения межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) и федеральной сетевой компании (ФСК). Задача данного оператора передача электроэнергии от электростанции до конечного потребителя.
Оптовый рынок электрической энергии и мощности - это особая торговая площадка, на которой продается и покупается электроэнергия и мощность большинства поставщиков России. В торгах на ОРЭМ принимают участие крупные производители (владельцы генерирующих объектов) и покупатели (энергосбытовые компании и крупные потребители, получившие статус субъекта оптового рынка).
Работа ОРЭМ регламентируется Федеральным законом № 35-ФЗ от 23.03.2003 «Об электроэнергетике» и Правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемыми Ассоциацией «НП Совет рынка» - саморегулируемой организацией участников оптового рынка.
Основные принципы организации оптового рынка:
Субъекты оптового рынка:
Основной нормативный документ, определяющий порядок работы розничного рынка электроэнергии и мощности - это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденные Постановлением Правительства Р. Ф. от 04.05.2012 № 442.
Участники розничных рынков электроэнергии:
Ценообразование на розничном рынке электроэнергии
1. Регулируемые цены
- для населения и приравненных к нему категориям.
Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Также региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ утверждают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии, с использованием которых производятся расчеты с сетевыми компаниями и сбытовые надбавки.
2. Нерегулируемые (свободные) цены
- для всех групп потребителей, кроме населения и приравненных к нему категорий.
На розничных рынках в ценовых зонах гарантирующие поставщики продают электроэнергию клиентам (за исключением населения) по нерегулируемым ценам. Порядок расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию указан в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
Согласно этим правилам продажа электроэнергии потребителям осуществляется по одной из шести ценовых категорий.
Ценовые категории
- это наборы различных вариантов трансляции гарантирующим поставщиком своей себестоимости на потребителя электроэнергии. Клиенту очень важно выбрать наиболее выгодную из возможных ценовую категорию, поскольку переплата в случае выбора неоптимальной категории может быть существенной. В выборе наиболее подходящей именно вам категории могут помочь специалисты вашей энергоснабжающей организации.
Изменить ценовую категорию вы можете, если направите уведомление гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода (месяца), с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменить вариант расчета за услуги по передаче электрической энергии можно только раз в год.
Потребители с максимальной мощности присоединенного энергооборудования более 670 кВт не могут выбрать для покупки электроэнергии от гарантирующего поставщика первую и вторую ценовые категории.
Способ трансляции цены покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке |
Тариф на передачу |
Обязанность планирования почасового потребления |
Необходимый учёт электроэнергии |
|
1 |
Одноставочная цена |
одноставочный |
нет |
интегральный |
2 |
Одноставочная цена с дифференцией по зонам суток |
одноставочный |
нет |
зонный или почасовой |
3 |
одноставочный |
нет |
почасовой |
|
4 |
Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час |
двухставочный |
нет |
почасовой |
5 |
Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час |
одноставочный |
да |
почасовой |
6 |
Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час |
двухставочный |
да |
почасовой |
Оптовый рынок электрической энергии и мощности, оптовый рынок электроэнергии - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации . Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст.3 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
1 / 5
✪ Формирование стоимости электроэнергии для потребителя оптового рынка (часть 2)
✪ Всё о рынке электроэнергии для предприятий
✪ Тариф на электрическую энергию. 1 серия. Участники тарифа
✪ Расчёт стоимости электроэнергии на оптовом рынке
✪ Как работает рынок электроэнергии для предприятий?
Началом функционирования существующей модели оптового рынка электроэнергии в Российской Федерации считается 1 ноября 2003 года , дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24 октября 2003 года № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» .
Оптовый рынок разделён на две ценовые зоны:
Территории Российской Федерации, на которых по тем или иным причинам функционирование конкурентного рынка невозможно, отнесены к неценовым зонам (Архангельская область , Калининградская область , республика Коми были отнесены к первой неценовой зоне, энергосистема Востока на территории Дальневосточного федерального округа - ко второй неценовой зоне). Торговля электроэнергией в неценовых зонах осуществляется исходя из регулируемых цен и имеет ряд специфических особенностей, к примеру, наличие модели единого закупщика. Есть перечень территорий РФ, на которых оптовый рынок отсутствует, т. н. изолированные территории. К ним относят Камчатку , Сахалин , Республику Саха (Якутию) (кроме Южно Якутского энергорайона), Магаданскую область . На данных территориях энергетические компании не разделены по видам бизнеса и организованы в АО.
На рынке двусторонних договоров торговля электрической энергией осуществляется по регулируемым (РД) и свободным двусторонним договорам (СДД). В секторе регулируемых договоров ФАС России устанавливает тарифы на электроэнергию, поставляемую на оптовый рынок и покупаемую с рынка. Поставщиков и покупателей - контрагентов по регулируемым договорам определяет Администратор торговой системы.
При заключении свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов , цены и объёмы поставки. Поставщики электроэнергии обязаны поставить объём электроэнергии, предусмотренный договором, либо произведя его на собственных генерирующих объектах, либо приобретя его по свободным двусторонним договорам или на РСВ.
На РСВ продаются (покупаются) лишние (недостающие) объёмы планового почасового производства/потребления электроэнергии относительно объёмов регулируемых договоров.
На РСВ торговля электроэнергией происходит по цене, устанавливающейся под влиянием спроса и предложения. Равновесная цена электрической энергии определяется на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии соответствующей ценовой зоны с учётом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии. Проведение конкурентного отбора заявок и определение планового производства и потребления электроэнергии участниками рынка включает три основных этапа. На первом этапе Администратор торговой системы получает от Системного оператора актуализированную расчётную модель энергосистемы, включающую в себя схему, выбранный состав работающего оборудования, ограничения и другие параметры. На втором этапе поставщики подают ценовые заявки для каждого часа операционных суток, в которых указана цена, по которой он может продавать объём электроэнергии не выше указанного для каждой группы точек поставки поставщика. Допускается подача ценопринимающих заявок, в которых поставщики не указывают цену электроэнергии, соглашаясь продавать электроэнергию по сложившейся в результате конкурентного отбора заявок цене. Покупатели также для каждого часа операционных суток подают заявки, отражающие их готовность купить в группе точек поставки электроэнергию по цене и в объеме, не выше указанных в заявке. Покупатели также могут подавать ценопринимающие заявки. Подавая ценопринимающие заявки, поставщики и покупатели могут увеличить вероятность того, что их заявки будут приняты. Администратор торговой системы на основании данных, полученных от Системного оператора, и заявок участников рынка определяет для каждой ценовой зоны почасовые равновесные цены и объемы выработанной и потреблённой электроэнергии, формируя торговый график. При проведении конкурентного отбора Администратор торговой системы включает в торговый график объёмы электроэнергии поставщиков, на которые в заявках указана наиболее низкая цена, и объёмы электроэнергии покупателей, на которые указана наиболее высокая цена. Равновесную цену определяет максимальное ценовое предложение электростанции, заявленные объемы электроэнергии которой ещё востребованы рынком. На третьем этапе Администратор торговой системы передаёт сформированный торговый график Системному оператору для ведения режима энергосистемы. Производители электроэнергии, ценовые заявки которых оказались выше равновесной цены, и потребители, ценовые заявки которых оказались ниже равновесной цены, в торговый график не включаются . В случае если в результате конкурентного отбора часть или весь объём планируемого производства (потребления) не включён в торговый график, участник может либо ограничить своё производство (потребление) на уровне торгового графика, либо выработать (потребить) недостающий объем на балансирующем рынке.
Балансирующий рынок представляет собой рынок отклонений фактического почасового производства и потребления электроэнергии от планового торгового графика и предназначен для обеспечения баланса производства и потребления в реальном времени. Генераторы, изменившие производство электроэнергии по инициативе Системного оператора, получают премию. Генераторы, снизившие производство по собственной инициативе, и потребители, увеличившие нагрузку, нагружаются дополнительной платой. На балансирующем рынке поставщики подают заявки Системному оператору на загрузку (отклонение «вверх») и разгрузку (отклонение «вниз») своих мощностей по сравнению с плановыми объёмами, сформировавшимися на РСВ. В заявках указываются цены и возможные объемы увеличения производства электроэнергии, а также цены за отклонение «вниз» по инициативе Системного оператора. Заявки потребителей на возможное снижение нагрузки рассматриваются наравне с заявками генерирующих компаний на увеличение производства. При возникновении небаланса в энергосистеме Системный оператор увеличивает производство электроэнергии или ограничивает нагрузку потребителей-регуляторов, начиная с указавших минимальные цены в заявках.
Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требовать от продавцов мощности поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке электроэнергии.
Рынок мощности позволяет избежать дефицита мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сформировать у собственников генерирующего оборудования обязательства по поддержанию мощностей в состоянии готовности к работе, а также возместить часть условно-постоянных издержек при эксплуатации генерирующих объектов. За счет функционирования рыночных механизмов, учитывающих доходность на инвестированный капитал, повышается инвестиционная привлекательность строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики.
Целью формирования рынка мощности является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику, обеспечивающих создание новых генерирующих мощностей в объёме, достаточном для удовлетворения спроса на электроэнергию и поддержания необходимого уровня надёжности энергоснабжения. Отбор поставщиков мощности производится Системным оператором на основе конкурентного отбора ценовых заявок на продажу мощности. Поставщики, отобранные в результате конкурентного отбора, получают гарантию востребованности их мощности. В период действия этой гарантии продажа мощности может осуществляться по свободным двусторонним договорам с одновременной продажей электроэнергии на конкурентном рынке либо тарифным способом по цене, указанной поставщиком в ценовой заявке с одновременной продажей электроэнергии по тарифу, устанавливаемому ФСТ.
Долгосрочный рынок мощности предусматривает:
В долгосрочном рынке КОМ производится исходя из формируемого системным оператором ЕЭС прогноза спроса на соответствующий период поставки. В случае превышения фактического спроса на мощность над прогнозным возможно проведение корректирующего конкурентного отбора.
В ходе КОМ в первую очередь отбираются мощности, введённые по ДПМ с объектами тепловой генерации , а также по аналогичным ДПМ договорам с атомными электростанциями и гидроэлектростанциями . Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается, за исключением мощности генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы). Мощность вынужденных генераторов оплачивается по тарифу, установленному ФСТ .
В декабре 2010 года закончилась первая кампания по подписанию ДПМ. Объект тепловой генерации, введённый по ДПМ, получает гарантию оплаты мощности на 10 лет, обеспечивающую возврат капитальных затрат и оговорённых эксплуатационных расходов. Для договоров, аналогичных ДПМ, заключаемых с атомными электростанциями и гидроэлектростанциями, гарантия оплаты мощности составляет 20 лет.
Рынок системных услуг используется в качестве механизма обеспечения надежности функционирования энергетической системы и качества электрической энергии . В разных странах рассматривают различные типы системных услуг. Основными из них являются следующие:
Постановлением Правительства Российской Федерации № 117 от 3 марта 2010 г. утверждены правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг. Данным постановлением определены 4 вида услуг по обеспечению системной надежности:
Организация отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оплата таких услуг, а также координация их действий по оказанию услуг по обеспечению системной надежности осуществляются Системным оператором.
Участники оптового рынка -
В состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности -