Проектный метод как одна из активных форм работы с семьей. Проектный метод в обучении. Этапы составления детских проектов

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо- культурной среде.

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята, совместно с другими товарищами, должны научиться строить свою деятельность, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни. Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема - конкретное ее решение, если практическая - конкретный практический результат, готовый к применению.

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

* монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;

* межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;

* надпредметным (например, "Мой новый компьютер" и т.д.) - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.

Виды метода проектов:

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и).

Приключенческие, игровые проекты в таких проектах структура также только начинается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Осложнённые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.

Информационные проекты этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные проекты эти проекты отличает результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газета, документ, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.

Литературно-творческий проект это наиболее распространенные типы проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религии объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий, статью в газету, альманах, стихи т.д.

Естественнонаучные проекты чаще бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране, самый лучший стиральный порошок, дороги зимой и т.д.).

Экологически проекты так же требуют привлечения исследовательских научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди, флора и фауна наших лесов, памятники истории и архитектуры в промышленных городах, беспризорные домашние животные в городе и т.д.)

Языковые проекты чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и поэтому вызывает живейший интерес участников проектов.

Культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.

Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований.

Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты. Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какие-то музыкальные произведения и т.д.

Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов.

Выполняемые школьниками под руководством учителя проекты можно условно разделить по некоторым признакам и видам (см. таблица 1):

Таблица 1

Признаки

Виды проектов

Уровень творчества

Исполнительский

Конструктивный

Творческий

Монопредметным

Назначение

Межпредметные

Надпредметные

База выполнения

Общественные

Производственные

Школьные

Количественный состав исполнения

Внешкольные

Комплексные

Индивидуальные

Возрастной состав исполнителей

Групповые

Коллективные

Мини-проекты

Продолжительность выполнения

Разновозрастной

Мини-проекты

Четвертные

Полугодовые

Многолетние

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах и т.д.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т.д.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7. Использование исследовательских методов:

* определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

* выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

* оформление конечных результатов;

* анализ полученных данных;

* подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).

Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут "вынесены на проектирование". Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Применение метода проектов в процессе обучения

Изменения, произошедшие в последние годы в экономической, политической и культурной жизни как внутри страны, так и в области международных отношений, существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами, интернационализация научного общения значительно увеличили возможность контактов для различных социальных и возрастных групп. Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для обмена студентами и школьниками, специалистами. Вследствие этого наблюдается тенденция к возрастающей роли иностранного языка во всех сферах жизнедеятельности человека в современном обществе, которая диктует новый подход к обучению иностранным языкам.

В последнее десятилетие в системе образования наметилась опасная тенденция снижения мотивации у учащихся. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя понять подлинный смысл его действий.
Активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсия, видеоурок и т.д. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники. Тщательная подготовка к уроку – это другая возможность повысить его действенность. Современный урок – это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Как решить проблему активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно-ориентированному подходу. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умение работать с информацией. Поворот к новому подходу в обучении связан с новыми общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования: современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Переход на новый метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий обучения. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного Государственным Образовательным Стандартом, использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения.
В последние годы многие учителя все чаще применяют в своей практике методику обучения в сотрудничестве, частью которой является метод проектов. В основе проекта лежит какая-либо проблема, задача, требующая исследовательского поиска для её решения, самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Особый интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Это совместная учебно-познавательная творческая деятельность учащихся - партнёров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности. Главное - сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.
Главными целями введения в школьную практику метода проектов являются:
1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности по предмету.
4. Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться учебником по предмету, просто выполнив очередное упражнение; либо обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), проанализировать, сравнить, оставив самое важное и занимательное.
Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению знаний.
Проектная методика – актуальное направление в теории обучения в современной школе, проект - одна из современных технологий обучения, позволяющая оптимизировать учебно-воспитательную работу, повысить уровень усвоения учебного материала и качество знаний, более эффективно развивать у учащихся познавательные процессы.

Год от года улучшается техническая оснащенность школ. Компьютерные технологии позволяют педагогу пополнить копилку методов работы, сделать процесс обучения более привлекательным для детей, благоприятным для усвоения учебного материала и повышения качества знаний. Но жёсткие рамки школьной программы, требующие обязательного её прохождения, не дают возможности использовать метод проектов так часто, как этого бы хотелось. Следовательно, готовясь к инновационному уроку, который вызывает у детей множество положительных эмоций, учитель сталкивается с некоторыми трудностями, т.к. урок с применением метода проектов требует долгой, тщательной подготовки.
Я считаю, метод проектов – это уже недалёкое будущее системы образования. Метод проектов имеет много положительных характеристик: в процессе проектной деятельности происходит всестороннее развитие школьников, они готовятся к дальнейшей учёбе, учатся работать самостоятельно, лучше усваивают материал, который представляется в различных аспектах его изучения. Однако, наша привычка к консерватизму, традиционным методам обучения, частая непредусмотренность программой, тормозят применение новых технологий на уроках.

Современная система обучения требует личностно-ориентированного подхода. Современный ученик - это личность, которой всё интересно, он стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, вполне естественно его желание расширить свой кругозор. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника и является сутью развивающего, личностно ориентированного характера обучения. На мой взгляд, проектная методика весьма актуальна в настоящее время и в дальнейшем будет высоко оценена коллегами, заняв особое место в процессе обучения. Как каждый человек стремиться к самосовершенствованию, так каждый учитель должен овладеть наибольшим количеством методов обучения. На современном этапе развития системы образования одним из новых методов является метод проектов, развивающий индивидуальные способности детей, активизирующий их творческую деятельность, давая возможность самореализации, представляя работу на различных конкурсах и конференциях. Исследовательские проекты формируют навыки исследовательской работы, которая имеет большое значение для развития личности учащегося. По моему мнению, проекты должны выполняться индивидуально, в классе метод проектов использовать сложнее из-за больших временных затрат, а проект группы трудно оценивать, к тому же, ещё не все учащиеся владеют знаниями использования компьютера, а при изучении некоторых тем метод проектов просто неуместен.
Безусловно, метод проектов расширяет ассортимент методов работы учителя, вносит в работу разнообразие, но всё же он не должен быть единственно применяемым на уроках.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Надеемся, что вы уже имеете представление о технологии обучения в сотрудничестве. На этом занятии вам предстоит познакомиться с методом проектов. Это будет первое знакомство. Постепенно мы разберёмся с эти методом более подробно, чтобы вы могли сделать для себя обоснованный вывод, насколько рассматриваемые в данной книге новые педагогические технологии отвечают вашим представлениям о педагогическом мастерстве и соответствуют тем задачам, которые вы, как профессионал, ставите перед собой в учебно-воспитательном процессе, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе.

На этом занятии вам предстоит:

· познакомиться с исторической справкой о возникновении метода проектов, ибо, хотя мы и говорим здесь о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь ввиду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений, давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Именно осмысление и применение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации и даёт основание говорить о новых педагогических технологиях;

· узнать, что составляет сущность современной трактовки метода проектов;

· разобраться, какой может быть тематика проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.К. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение не на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нудную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализации метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.



Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников). «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и грамматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определённого предмета. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты и педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат , который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения, устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идёт о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И всё это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если этот метод , то он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методов проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающих в развитии данной проблемы; совместный с партнёром по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий по выходу из проблемной ситуации и т.п.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

· определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования 9использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

· выдвижение гипотезы их решения;

· обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

· обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);

· сбор, систематизация и анализ полученных данных;

· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

· выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учётом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Возможно, чтобы тематика проектов касалась какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения (например, проблема гуманизма конца XIX – начала XX столетия; причины и следствия распада империй; проблема питания, экологии в мегаполисе и т.д.).

Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Ну, например, очень острая проблема городов – загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или такая тема: Отечественные войны 1812 и 1941 -1945 годов – проблема патриотизма народа и ответственности власти. Здесь не только история, но и политика, этика. Или проблема государственного устройства США, России, Швейцарии, Великобритании с позиций демократического устройства общества. Здесь потребуются знания из области государства и права, международного права, географии, демографии, этноса и пр. Или проблема труда и взаимовыручки в русских народных сказках. Это для младших школьников, а, сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! тем для проектов – неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» - дело совершенно безнадёжное, поскольку это – живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.) В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, родного языка, иностранных языков, особенно, если речь идет о международных проектах.

Как показывает практика, проектная деятельность хорошо укоренилась в образовательном процессе ДОУ. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения, который позволяет раскрыть способность каждого ребенка, воспитать личность, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Научить самостоятельно ставить и достигать цели, действовать в разных жизненных ситуациях – основные направления современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектный метод, как способ самореализации ребенка.

Челябинская область, г. Челябинск

МБДОУ «Детский сад №366 г. Челябинска»

Старший воспитатель

Гаврикова Мария Евгеньевна

Как показывает практика, проектная деятельность хорошо укоренилась в образовательном процессе ДОУ. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения, который позволяет раскрыть способность каждого ребенка, воспитать личность, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Научить самостоятельно ставить и достигать цели, действовать в разных жизненных ситуациях – основные направления современного образования.

В проектной деятельности создается ситуация взаимодействия взрослого и ребенка. Как отмечает Е.С.Полат, “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. В проектной деятельности, ребенок, под косвенным руководством взрослого, приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий. Тем самым он готовится ко взрослой жизни, где он сам становится своим учителем, самостоятельно определяет, что ему следует знать, где искать необходимую информацию и как ее перерабатывать. В этом случае, хороший педагог определяется не количеством знаний, которые он передаст детям, а умелым руководством, умением создавать условия, которые позволят детям открывать новый практический опыт. Необходимо создать каждому ребенку ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, пробудить его творческий потенциал, познавательный интерес для саморазвития личности. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Карлос Виньоло - преподаватель университета высказал очень интересную мысль, которую можно отлично применить и к воспитанникам детского сада: «Иногда студентам полезно учиться у худших преподавателей – это куда лучше готовит их к жизни, в которой у них может не оказаться талантливых наставников». Бесспорно, роль педагога в детском саду куда важнее для будущего развития ребенка, ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент интереса ребенка к жизни. Тем и сложнее работа педагога в данном случае, и метод проектов – хороший способ реализовать себя, как талантливый педагог. А для детей это безупречный шанс проявить и самореализовать себя.

В своей сущности, проектный метод - это выявление проблемы. И проблему в данном случае надо воспринимать, как возможность получить новые знания в процессе креативных способов ее разрешения. Решить проблему или работать над проектом, в данном случае, значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Чем больше опыта в решении проблем будет у ребенка, тем он будет становится увереннее в собственных силах. Чем больше ребенок экспериментирует в решении проблемы, в поиске ответов на вопросы, тем больше прежде невидимых возможностей замечает вокруг себя. Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой – на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования).

Ключ к успеху в проектной деятельности лежит в способности извлечь урок из приобретенного опыта и двигаться вперед с этими новыми знаниями. И надо помнить, что из любого, даже неработающего проекта можно извлечь ценность.

Одним из важнейших моментов в проекте, определяющих успех конечного результата, является процесс рождения идеи. Тему проекта, которую выбирает педагог, зависит от того, что интересно на данный момент детям. Порой дети бывают очень непредсказуемы в том, что именно их заинтересовало, ведь их воображение гораздо обширнее, чем у взрослых. Необходимо не упустить возможности изучить, казалось бы, самую необычную идею, предложенную ребенком. Ведь в данном случае не бывает плохих или хороших идей, ребенку интересно все. Практика показывает, что большинство идей, которые могут поначалу показаться глупыми, часто содержат в себе интересное зерно и всегда можно найти что-то ценное в любой идее или ситуации.

Проектный метод позволяет вырвать детей из привычного ритма жизни, возложить на них невиданные полномочия. Важно лишь дать понять ребенку, что можно отойти от заданных правил, ведь множество креативных идей лежит в стороне от них. Порой нужно перепрыгивать через устоявшиеся препятствия и приходить к финишу обходными путями. Вот тогда цели, которые предполагает проектный метод, будут выполнены в полном объеме. Тогда, не только педагог будет удовлетворен тем, что ребенок получил необходимые знания, но и ребенок будет чувствовать свою значимость в решении трудных задач.

Одним из интересных методов по выявлению идей является мозговой штурм. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. В результате совместного обсуждения идеи или проблемы выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. Во время мозгового штурма крайне важно заявить о том, что плохих идей для будущего проекта просто не существует. Конечно, детям зачастую сложно высказать свое личное мнение, нелегко преодолеть скованность и быть услышанным всем коллективом, но это один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. Этот метод связан с отказом от традиционных подходов к решению проблемы, а все новое и необычное привлекает ребенка вдвойне. Ребенок должен чувствовать свое право переворачивать идеи с ног на голову, выворачивать их наизнанку и освобождаться от уз нормы. Именно в таком случае, любой выбранный вами проект станет самым настоящим увлекательным приключением, где свобода ребенка не ограничивается. Очень важно не переусердствовать с опекой и помощью родителей в ходе выполнения проекта.

Таким образом, если предоставить ребенку свободу в выборе темы проекта, в методах его реализации, в поисках ответов на вопросы, если не ограничивать его желание участвовать в чем-либо, что может помочь реализации проекта, ребенок проявит себя как самостоятельная личность. В результате происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность. Он становится самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за результат деятельности и свои поступки. Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей. Проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня - это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


Проект - это специально организованный воспитателем и

самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий,

направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психо-физиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в

работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов в воспитании и образовании дошкольников, сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей и раскрыть возможности для педагогического творчества воспитателя.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В настоящее время проектирование занимает особое место в дошкольном образовании. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала. Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники приобретают знания

и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Рассмотрим основные понятия, требования и принципы реализации проекта.

Проект-это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Проект-это обучение через деятельность. Деятельность является поисково - познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Метод проектов является одним из активных методов обучения. В основе

метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков воспитанников и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников; определение конечных целей совместных или

индивидуальных проектов; определение базовых знаний из различных областей; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); применение исследовательских методов —определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление

конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основные принципы реализации проекта:

Принцип системности

Сознательности и активности

Уважение личности ребенка

Комплексного использования методов и приемов

педагогической деятельности

Использование прямого и косвенного педагогического воздействия

Учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей

Интеграции

Преемственности во взаимодействии с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

Цели проектной деятельности:

Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную

деятельность детей

Осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать

Способствуют развитию творческих способностей детей

Способствуют умению наблюдать

Способствуют умению слушать

Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать

Способствуют развитию мышления

Помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно

Развивают воображение

Развивают внимание, речь, память.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство -это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться,

взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным

набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя

в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от

предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Очень легко запомнить и уяснить, что проект

Это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Презентация.

Запомнить просто -пять пальцев руки. Шестое «П» - портфолио, в котором

собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных

методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной

деятельности.

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

  • Исследовательско-творческие:

осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

  • Ролево-игровые:

это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

  • Информационно-практико-ориентированные:

дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

  • Творческие:

как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной

деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника,

Другими признаками классификации являются:

  • Состав участников

(групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

  • Продолжительность

(краткосрочный -несколько занятий, 1-2 недели, средней продолжительности -1-3 месяца, долгосрочный -до 1 года).

Первый шаг-это выбор темы проекта.

Второй шаг-это тематическое планирование по выбранной теме на неделю, где

учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно- практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом.

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей:

разработки проекта -целеполагание: воспитатель выносит проблему на

обсуждение детям.

работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей.

Презентация.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он -основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребѐнка, которое определяется задачами развития и задачами деятельности детей. Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста: - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения;

Развитие творческого мышления;

Развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути

разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием

различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.

Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и формирует самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Документы для скачивания:


Формат: .jpg