Специфика, разновидности профессиональной этики. Виды этического знания. Основные направления этических исследований

Выделяются следующие виды этики: профессиональная, корпоративная и прикладная. Рассмотрим каждый вид поподробнее:

  • 1. В профессиональной этике речь идет о практиках, призванных решить нравственные проблемы, возникающие в той или иной профессии. Такой вид этики занимается решением следующих проблем:
    • первый связан с необходимостью конкретизации универсальных моральных норм применительно к условиям профессиональной деятельности;
    • она рассматривает требования, существующие внутри профессии и связывающие их носителей особыми, деловыми отношениями;
    • она рассуждает о соответствии ценностей профессии и интересов самого общества и в этом ракурсе выходит на проблемы соотношения социальной ответственности и профессионального долга.
    • Профессиональная этика отличается следующими характеристиками:
    • она выражена в виде требований, обращенных к представителям дайной профессии. Отсюда вытекает ее нормативный образ, закрепленный в виде красиво сформулированных кодексов-деклараций. Как правило, они представляют собой небольшие по объему документы, содержащие в себе призыв соответствовать высокому призванию профессии;
    • документы по профессиональной этике наполнены убеждением в том, что ценности, ею исповедуемые, совершенно очевидны и следуют из простого анализа деятельности наиболее ярких представителей данного рода деятельности;
    • авторитетом этики считается само профессиональное сообщество, а выступать от его имени могут наиболее уважаемые представители, которым будет оказано столь высокое доверие. Из данного контекста становится очевидно, что и расследование, и санкции - также дело самого сообщества. Его суд и приговор - это решение коллегии профессионалов в отношении тех, кто неправильно понял свое высокое предназначение, употребил свой статус во вред сообществу и тем самым сам себя вычеркнул из него.

Профессиональная этика стремится решить следующие задачи: не потерять статус профессии, доказать общественную значимость, ответить на вызовы быстро меняющихся условий, укрепить собственную сплоченность, выработать общие стандарты совместной деятельности и защитить себя от притязаний других сфер профессиональной компетенции.

Данный вид этической теории и практики обладает некоторыми недостатками. С первого же взгляда можно отметить ее закрытый, узкий характер, упование лишь на собственный авторитет при осуществлении моральной оценки, что оборачивается необоснованными амбициями при решении острых конфликтных ситуаций. Профессиональная среда - стихия принципиально консервативная; традиции и устои играют в ней огромную роль. Кроме того, моральное сознание не может согласиться с тем, что главной ценностью любой социальной практики считается профессионализм. Если уж в сфере конкретной деятельности возникла необходимость обсуждать появившиеся моральные проблемы, это означает, что обычных представлений о профессиональном долге не достаточно для ее нормального функционирования .

2. Корпоративная этика закрепляется в специальных кодексах. Профессионально-этические кодексы направлены на регулирование отношений среди сотрудников. Такие кодексы регламентируют поведение сотрудника, повышают статус работников в обществе, формируют среди клиентов доверительное к ним отношение. В каком-то смысле принятия такого кодекса является имитацией обряда посвящение индивидуума в профессию.

Этические кодексы указывают работникам, как нужно себя вести соблюдая этические нормы, и помогают применять моральные принципы в трудовой деятельности. Корпоративные кодексы не являются кодексами в обычном смысле по причине того, что нельзя заставить при помощи приказов поступать этично или не этично. Каждый кодекс должен быть оценен с моральной точки зрения.

Корпоративные кодексы различаются по своей форме. В задачи некоторых кодексов входит информирование сервисных работников о законных требованиях, которые им ранее были не знакомы, но которые они должны знать. В других излагаются конкретные требования, которые запрещают такие злоупотребления как взяточничество и нелегальные взносы. Некоторые организации разрабатывают такие корпоративные кодексы, в которых описываются правила поведения в данной организации. Например, одна компания считает недопустимым принимать от клиентов подарки, а другие допускает принятие подарков в виде небольшой суммы денег.

Некоторые организации могут запрещать делать подарки клиентам. Ограничивать размер вносимых взносов в фонды политических партий, приобретение акций компании, с которыми они сотрудничают т. к. это может вызвать столкновение интересов.

Корпоративные кодексы выполняют ряд важных функций и помогают решить специфические проблемы характерные для определенной профессии и с которыми могут столкнуться работники. Когда в компании точно установлено, что позволительно делать работнику или нет, то тот точно знает, какие поступки недопустимы в этой компании. Когда наиболее значимые этические дилеммы задаются организацией, деятельность сотрудников регламентируется корпоративным кодексом.

Одной из важнейших задач корпоративного кодекса является установление приоритетов в отношении целевых групп и пути согласования их интересов.

Существуют и три другие важные функции корпоративного кодекса:

  • 1) репутационная;
  • 2) управленческая;
  • 3) развитие корпоративной культуры.

Суть репутационной функции состоит в том, чтобы формировать доверительное отношение к компании со стороны клиентов, поставщиков и т. д. Корпоративный кодекс в этом случае играет роль пиара, т. е. повышает привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса в сфере сервиса.

Суть управленческой функции состоит в том, чтобы регламентировать поведение сотрудников в конфликтных ситуациях, когда сложно принять правильное решение соответствующее этическим нормам. Существует несколько путей, коими повышается эффективность деятельности сотрудников:

  • 1) регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами;
  • 2) определения порядка принятия решений в конфликтных ситуациях, когда соответствующих этическим нормам;
  • 3) указания на неправильное поведение с этической точки зрения.

Корпоративная этика является важной основой корпоративной

культуры, кодекс корпоративной этики является гарантом развития корпоративной культуры. Кодекс ориентирует всех сотрудников компании на этические ценности, а также ориентировать сотрудников на общие корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную сплоченность.

Ключевыми системными инструментами в области управления человеческим фактором являются: корпоративная культура и этический кодекс организации .

3. Прикладная этика является самым популярным видом современной моральной теории. Более того, можно утверждать, что сама этика как философия морали преимущественно существует в данной форме. Под прикладной этикой принято понимать интеллектуальные практики, вращающиеся вокруг обсуждения наиболее спорных, часто драматических дилемм окружающей действительности, неразрешимых с точки зрения обычного прагматического расчета. Две из таких дилемм мы разбирали в предыдущем повествовании - ложь и насилие. Оказалось, что с точки зрения возможности нравственного обоснования данных явлений обе противоположные точки зрения могут быть достаточно надежно аргументированы, а спор на эту тему может длиться бесконечно. Однако обе рассмотренные ситуации касаются преимущественно личного выбора человека. А если бы в них вмешалась профессиональная точка зрения или интерес какой-либо корпорации? Например, вспомним рассуждение о лжи. Немало людей, имеющих отношение к информационным потокам, стали бы доказывать, что обман очень часто бывает оправданным. Представитель бизнес- корпорации также бы отстаивал свое право искажать информацию в целях получения выгоды. Но в любом споре существует еще одна сторона - самой человечности, которая не желает быть потребителем лжи.

Прикладная этика возникла именно как свободная дискуссия, в которой могут высказаться все стороны, в том числе и сама мораль. Но главное, этот спор ведется таким образом, чтобы над возможным решением конфликтной ситуации не довлел авторитет ни одной из сторон. Так, в этой ситуации точка зрения профессионала не ценнее, чем обычного человека, ибо наиболее широкие следствия из предлагаемых решений может увидеть не узко профессиональный взгляд, а консолидированное мнение всех заинтересованных участников. По большому счету, приглашая к диалогу, прикладная этика занимает точку зрения самой морали, т. е. стремится защитить веками сложившиеся представления людей об идеальных, подлинно человеческих отношениях. Поэтому в отличие от профессиональных и корпоративных образцов она не построена в виде кодексов и деклараций. Прикладная этика - в принципе не нормативна, поскольку ситуации, которые она обсуждает, нельзя решить с помощью следования одному, пусть даже очень хорошему, требованию. Другое дело, что по итогам обсуждения может родиться конкретное правило, но его закрепление (законодательное и корпоративное) - дело других практик. Данный вид этического рассуждения исходит именно из представлений об абсолютных моральных ценностях, и с этих позиций она ведет спор, желая ограничить одномерный прагматический взгляд на порядок вещей.

Методика работы прикладной этики достаточно проста. Ей важно понять позиции всех сторон, выслушать их аргументацию, разобраться в причинах конфликта, но главное - наладить диалог между конфликтующими сторонами, а также теми, кто желает оказать помощь в его разрешении. В отличие от двух выше рассмотренных стилей этики она вообще не стремится что-либо регулировать. Ее работа - найти наиболее приемлемое на данный момент решение. Тем более, в отличие от корпоративного регулирования, ей нс требуется применять и обосновывать санкции .

Человек - существо социальное, потому волей-неволей ему приходится постоянно общаться с другими людьми. А учитывая тот факт, что все люди разные, были сформированы некие правила, регулирующие наши отношения. Эти правила не что иное, как сложившееся столетиями понятия о добре и зле, правильности и неправильности поступков, справедливости и несправедливости деяний. И каждый человек стихийно или осознано старается придерживаться их. В зависимости от того, какие понятия будут вложены в нормы морали и правила этики, будут ли они учитываться вообще, каждый из нас может затруднить или облегчить общение с себе подобными. А, следовательно, от этого будет зависеть быстрота достижения поставленных целей, качество общения и жизни. Потому каждому гражданину необходимо знать хотя бы основы этики. Правила хорошего тона еще никому не навредили.

Что такое этика

Впервые слово «этика» было употреблено Аристотелем. В переводе с греческого оно означает «касающийся нравственности» или «выражающий некие нравственные убеждения». Этика - это учение о правилах общения между людьми, о нормах человеческого поведения, а также об обязанностях каждого в отношении других людей. И большинство из нас, даже те, кто специально не изучал кодекс этикета, на подсознательном уровне осознают главное правило межличностных отношений: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Одним из главных аспектов этики является мораль. Что же такое мораль? Это не что иное, как система ценностей, признанных человеком. Это важнейший способ регулирования отношений в разных сферах нашей жизни: в быту, семье, труде, науке и др. Помимо моральных основ, этика еще изучает правила этики - этикет.

Этикет - система знаков

Наши действия несут некоторую информацию: при встрече мы можем похлопать товарища по плечу, кивнуть головой, поцеловать, приобнять за плечи или кинуться в объятия. Похлопывание по плечу говорит о фамильярном отношении; когда мужчина встает, если в комнату входит женщина, то это свидетельствует о его уважении к ней. Позы, принятые человеком, движение головы - все это тоже имеет этикетное значение. Во фразеологизмах тоже можно наблюдать формы этикета: бить челом, преклонить голову, преклонить колено, поворачиваться спиной, бросить перчатку, положа руку на сердце, гладить по головке, бить поклоны, красивый жест и т.д.

Этикет - явление не только историческое, но и географическое: не все знаки этикета, воспринимаемые положительно на Западе, будут одобрены на Востоке. А некоторые жесты, приемлемые сегодня, категорически осуждались в былые времена.

Правила хорошего тона

Что такое этика, и какие правила она в себя включает, должен знать каждый человек. Ниже будут представлены основные понятия хорошего тона.

То общение, которое мы позволяем себе дома с близкими людьми, не всегда приемлемо в обществе. И помня утверждение, что у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление, мы стараемся при встрече с незнакомыми людьми придерживаться общепринятых правил поведения в обществе. Вот некоторые из них:

  • в компании или на официальной встрече необходимо представить незнакомых людей друг другу;
  • постарайтесь запомнить имена представленных вам людей;
  • при знакомстве мужчины и женщины представительница слабого пола никогда не представляется первой, исключением считается ситуация, если мужчина президент или же встреча несет сугубо деловой характер;
  • младшие представляются старшими;
  • при представлении необходимо встать, если вы сидите;
  • после знакомства, разговор начинает старший по положению или по возрасту, исключение составляет тот случай, когда возникает неловкая пауза;
  • оказавшись с незнакомыми людьми за одним столом, прежде чем приступить к трапезе, необходимо познакомиться с вашими соседями;
  • пожимая руку, смотрите в лицо тому, с кем здороваетесь;
  • ладонь должна быть протянута строго вертикально, ребром вниз - это означает «общение на равных»;
  • помните, что любой невербальный жест значит не меньше, чем сказанное слово;
  • при рукопожатии на улице обязательно снимите перчатку, исключение составляют женщины;
  • при встрече первым вопросом после приветствия должен быть «Как поживаете?» или «Как дела?»;
  • во время разговора не затрагивайте вопросы, которые могут быть неприятны собеседнику;
  • не обсуждайте то, что касается мнений и вкусов;
  • не расхваливайте себя;
  • следите за тоном разговора, помните, что ни работа, ни отношения в семье, ни ваше настроение не дают вам право быть невежливыми с окружающими;
  • в компании не принято шептаться;
  • если прощаясь, вы знаете, что скоро встретитесь, следует говорить: «До свидания!», «До встречи!»;
  • прощаясь навсегда или на длительный срок говорите: "Прощай!»;
  • на официальном мероприятии необходимо говорить: «Разрешите попрощаться!», «Позвольте попрощаться!».

Обучение детей светской этике

Для того чтобы из ребенка вырос достойный член общества, он должен знать, что такое этика. Ребенку необходимо не только рассказывать о правилах поведения в обществе, за столом, в школе, но и собственным примером демонстрировать и подтверждать эти правила. Сколько бы вы не рассказывали малышу о том, что в транспорте необходимо уступать место пожилым людям, самостоятельно не подавая ему пример, вы никогда не научите его это делать. Не каждому ребенку преподают дома основы светской этики. Потому данный пробел старается восполнить школа. С недавнего времени в школьную программу входит предмет «Основы светской этики». На уроках детям рассказывают о правилах и нормах поведения в различных местах, обучают кулинарному этикету, правильной сервировке стола и многому другому. Также учителя рассказывают о принципах морали, обсуждают, что такое хорошо и плохо. Этот предмет крайне необходим ребенку. Ведь зная как правильно вести себя в обществе, ему будет проще и интересней жить.

Что такое

Существует такое понятие, как кодекс профессиональной этики. Это правила, регулирующие профессиональную деятельность. У каждой профессии свой кодекс. Так, у врачей существует правило неразглашения врачебной тайны, адвокаты, бизнесмены - все придерживаются кодекса этики. У каждой уважающей себя компании есть свой корпоративный кодекс. Такие предприятия дорожат своей репутацией больше, чем финансами.

Заключение

Человек без этикета - дикарь, варвар. Именно правила морали дают человеку право считать себя венцом творения. С ранних пор рассказывая ребенку, что такое этика, вы увеличиваете его шансы вырасти полноценным членом общества.

1. Основные понятия этики

Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер.

Понимая слово «этос» как характер человека, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели, таким образом, являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами.

Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоятельной науки Аристотель и ввел термин «этика».

Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores – множественное число), которое использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды, обычая.

Слова, которые обозначают то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мораль». В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit» . Эти термины повторяют историю появления понятий «этика» и «мораль» от слова «нрав».

Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – три разных слова, хотя они и являлись одним термином.

Со временем ситуация изменилась. В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл.

Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область знания, наука, а под моралью (или нравственностью) – изучаемый ею предмет. Хотя у исследователей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью – сами поступки, их объективную сущность.

Моралью он называл, таким образом, то, какими видит поступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах, а нравственностью – то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, народа. В соответствии с культурно-языковой традицией часто понимаются под нравственностью высокие основополагающие позиции, а под моралью, наоборот, приземленные, исторически очень изменчивые нормы поведения. В частности, заповеди Бога можно назвать нравственными, а вот правила школьного учителя – моральными.

В целом в общекультурной лексике все три слова продолжают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Например, в разговорном русском языке то, что называют этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными или нравственными нормами.

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 2. Основные понятия культурологии 1. Ценности. Нормы. Культурные традиции Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными

Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

ЛЕКЦИЯ № 1. Основные понятия этики 1. Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую

Из книги История культуры автора Дорохова М А

1. Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую при–роду какого-нибудь явления, нрав,

Из книги Этика автора Зубанова Светлана Геннадиевна

1. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что ос–новой для толкования нравственности в ней выступает не ра–зум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

4. Основные понятия культуры Более подробно остановимся на основных понятиях культуры.Артефакт (от лат. artefactum– «искусственно сделанное») культуры – единица культуры. То есть предмет, который несет за собой в себе не только физические черты, но и символические. К таким

Из книги Китай управляемый. Старый добрый менеджмент автора Малявин Владимир Вячеславович

11. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними Культура (от лат. cultura – обработка, возделывание, облагораживание и cultus – почитание) и цивилизация (от лат. civis – гражданин).Существует множество определений культуры и различные толкования

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Лекция 8. Основные понятия культурологии 1. Культурогенез (происхождение и развитие культуры)Культурогенез, или становление культуры, – процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

1 ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» Первоначальное латинское употребление слова «культура» происходит от слов colo, colere– «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Но уже у Цицерона стало встречаться и более широкое применение этого термина –

Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич

Из книги Мир современных медиа автора Черных Алла Ивановна

Кризис этики и права 1. Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы этики Любое интегрированное общество имеет этические идеалы и ценности как наивысшее воплощение его этического сознания. Точно так же любое общество обладает своими законодательными

Из книги Профессиональная этика библиотекаря автора Алтухова Галина Алексеевна

II. Основные положения и понятия 1. Понятие и характеристика адаптации сложных систем к окружающей среде Любая знаковая система, в том числе и язык, функционирует как средство передачи и получения информации. Однако не существует какой-либо единой знаковой системы,

Из книги Антропология пола автора Бутовская Марина Львовна

1. Терминология (основные понятия) Трудности изучения феномена массовой коммуникации связаны прежде всего с его поистине всеобъемлющим характером, проникновением практически во все поры современного общества, ролью и влиянием, подчас имплицитным, скрытым, которое

Из книги автора

3. Нормы библиотечной этики 3.1. Свободный доступ к информации В начале века библиотекарей волновал вопрос сбора и систематизации знаний, которые были рассеяны по всему миру. Многие из них утверждали, что этих знаний, постоянно увеличивающихся и широко распространяемых,

Из книги автора

1.1. Основные понятия Прежде всего, определим смысловую составляющую понятий «пол» (sex) и «гендер» (gender) и терминов, непосредственно с ними связанных. В англоязычной литературе понятия «пол» и «секс» определяются одним словом «sex». В русском языке слово «пол» подразумевает

Деятельность представителей всех юридических профессий неотделима от сферы социальных и межличностных конфликтов, поэтому юристы несут особую моральную ответственность за свои действия и решения.

Современная прикладная этика предоставляет специалистам, чья деятельность сопровождается моральными затратами и требует регламентации естественных нравственных чувств и принципов, набор подходов (и приемов, которыми можно пользоваться при принятии решений, при их оценке с точки зрения морали, при разрешении и предупреждении конфликтов и в целях построения стратегий для осуществления наиболее эффективной профессиональной коммуникации.

В нашей стране прикладная этика находится в начальной стадии развития: в регионах России существует всего несколько центров деловой этики, занимающихся проблемами этического образования и консультирования, поэтому отечественные специалисты активно используют и адаптируют богатый опыт международного делового и педагогического сообщества.

Чтобы лучше понять сущность подходов прикладной этики и научиться использовать их в своей деятельности, необходимо вначале познакомиться с основными этическими понятиями и терминами.

Этика – это философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Мораль (лат. moralitas, от moralis) – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение. Латинское слово «мораль» этимологически совпадает с греческим «этика» и было образовано по аналогии с ним. (Словарь по этике. М,1989. С. 186).

В обычном общении люди часто не делают различия между понятиями «этика» и «мораль», но в философской, специальной и профессиональной литературе под ними понимаются разные вещи. Мораль – это то, что изучает этика, то, что она описывает и предписывает, это формы сознания людей (индивидуальная, групповая, общественная, корпоративная), способы мироощущения, переживания и восприятия, которые являются ценными, уникальными и неповторимыми для каждого отдельного человека и доступны для понимания и обозрения только ему самому (любовь, дружба, братство, отношения с Богом, милосердие); это вид отношений в обществе и между людьми, а также отношения между общественными институтами и структурами и пр.



Термин «мораль» употребляется также для характеристики:

Тех форм поведения и деятельности, которые считаются правильными или неправильными;

Правил и стандартов, которыми руководствуются при осуществлении деятельности;

Ценностей, которые существуют в сознании, внедряются в сознание и могут реализовываться в определенных формах поведения.

Для описания сложного мира моральных явлений за свою долгую, более чем 2500-летнюю историю существования этика выработала особый язык, знание которого позволяет людям выделять, опознавать (идентифицировать), анализировать моральные переживания, чувства, проблемы, принципы, ценности, нормы, идеалы, а также конструировать кодексы, правила, разрешать проблемы, принимать решения, разрабатывать принципы, транслировать ценности и идеалы. Если вы не знакомы с этим языком, мир морали останется для вас недоступным.

Первое и крайне важное различение понятий, которое мы введем, – это деление этики на светскую и религиозную .

Предмет изучения курса «Профессиональная этика юристов» – это светская этика. Изложение данного предмета имеет свои традиции, которым мы будем следовать, и специфику, которую мы будем, по возможности, учитывать. В этической литературе и социальной практике принято разделение этики на универсальную и профессиональную .

Универсальная этика регулирует поведение людей независимо от их профессиональной принадлежности. Существует много противоречий между универсальной и профессиональной этикой, которые носят очень острый характер и часто порождают различные конфликты. Один из наиболее известных примеров подобных противоречий – противоречие между заповедью универсальной этики «не убий» и воинской этикой, которая обязывает солдат защищать родину с оружием в руках и в случае необходимости уничтожать противника. Другой пример связан с характером профессиональной деятельности людей. Согласно требованию универсальной этики, отраженному во второй формулировке нравственного закона (категорического императива И. Канта), к человечеству и к самому себе никогда нельзя относиться только как к средству, а надо относиться так же, как к цели, как к самостоятельной ценности. В рамках профессиональной деятельности люди с неизбежностью выступают объектами труда, воздействия, принуждения, изучения, воспитания, т. е. средствами для достижения целей.

По мнению некоторых психологов, все профессиональное общение по сути своей является манипулятивным (См.: Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения, Л., 1990), и успех совместной деятельности во многом зависит от умелости человека использовать других людей как средства. Мы часто сами не замечаем, как допускаем в общении нарушение данного этического требования – относиться к людям как к самостоятельной ценности, как к цели. Например, сотрудник встречает сослуживца и говорит ему: «Как я рад тебя видеть! Помоги мне написать отчет!», или: «С выздоровлением тебя! У нас накопилось так много работы». Это образцы явного нарушения данного принципа и следствием этого будут чувства недовольства, разочарования, обиды, которые возникают у человека, к которому обратились подобным образом, – он-то ощущает себя самостоятельной ценностью.

Практически все кодексы профессиональной этики предлагают варианты сбалансирования подобных противоречий. В этических кодексах юристов, в частности, регламентируется их право и обязанность не разглашать конфиденциальную информацию в интересах клиентов, что общественным мнением может трактоваться как сокрытие истины, нарушение универсальных принципов правдивости, честности. Представителям юридических профессий также вменяется в обязанность не делать того, чего они не хотели бы, чтобы люди делали по отношению к ним, например осуществлять принуждение – это вариант нарушения другой заповеди универсальной этики, так называемого «золотого правила нравственности». Наиболее распространенная формулировка данного правила выглядит следующим образом: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе ». В Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея) Христос произносит «золотое правило нравственности»: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Таким образом, профессии, сопряженные с необходимостью принуждать других людей, связаны с определенными моральными затратами, поскольку люди испытывают страдания, будучи вынуждены нарушать нормы универсальной этики ради выполнения профессиональной деятельности. В то же время профессиональная этика не освобождает лиц определенных профессий от моральных обязательств, лежащих на людях вообще, – напротив, они должны принимать на себя не меньшие, а большие моральные обязательства именно как представители данной профессии.

Социальная (институциональная) этика и индивидуальная этика (этика добродетелей) . Право является продуктом одновременно социальных событий и проявлением воли человека. Юристу приходится работать с физическими и юридическими лицами, с государством и обществом в целом. Юристы иногда сами являются частью каких-либо социальных институтов, например правоохранительных органов. Для того, чтобы хорошо выполнять свой профессиональный долг, юрист должен обладать умением чувствовать, понимать предназначение, смысл, цели, намерения, «правила игры», которые характерны для того или иного социального института, организации, отрасли, профессии и т. д. Одной только моральной интуиции может оказаться недостаточно для того, чтобы выстроить правильную систему отношений, например между каким-либо государственным учреждением и коммерческим предприятием, органом государственной власти и международным концерном, двумя или более различными органами исполнительной власти и т. д.

В современном обществе каждая социальная система, например наука, религия, право, таможня, милиция, профессиональные союзы, отрасли народного хозяйства и т. д., представляет собой автономную, замкнутую на себя культуру, которая самовоспроизводится и развивается независимо от других культур и является для них «непрозрачной». Характер системы можно уяснить только в процессе взаимодействия с ней и (или) имея легальные описания и инструкции.

Все человеческие отношения можно условно разделить на две большие группы:

1) непосредственные, личные, интимные, спонтанные, не подчиняющиеся никаким внешним правилам, порядкам, никакой Внешней необходимости. Эти отношения складываются на основе общности убеждений, дружбы, любви, мировоззрения, соседского общения, в небольших трудовых сообществах (См.: Рих А. Хозяйственная этика. М.,1996. С.65). Эти отношения не оформляются законодательно и не нуждаются в упорядочении или институционализации: человек просто присоединяется к группе людей и завязывает дружеские контакты, следуя своим естественным желаниям. Непосредственными, личными отношениями занимается индивидуальная этика, которую также иногда называют этикой добродетелей. Добродетель –- понятие, которое используется для характеристики положительных, устойчивых, носящих активную, деятельную природу, моральных качеств личности;

2) институциональные, подлежащие законодательному оформлению. На человека влияют институты семьи, брака, различные союзы, организации, предприятия, государственное устройство. Область правовых институциональных отношений – это сфера приложения сил социальной этики, которую иногда называют также институциональной этикой или этикой институтов (См.: Политическая и экономическая этика. М., 2001. С. 16). Специалисты в области этики и социологии для описания моральных явлений, происходящих в обществе, используют также понятие традиционной морали. В феодальном обществе традиционная мораль диктовала устройство всех отношений между людьми по «семейной» модели: отцовства – по вертикали и братства – по горизонтали. По модели «семьи» строились и более крупные структуры общества. Если кто-то пытался действовать и жить вне этих семейных связей, он разрушал «семью», единое целое, социальный организм.

С разрастанием и усложнением общества разрушаются личные, семейные связи и, соответственно, разрушается традиционная мораль, основанная на них. Социальные институты начинают определять характер моральных отношений между людьми – выдвигают определенные требования по отношению к отдельным людям и группам, устанавливают рамки, границы их действий, тем самым ограничивая их свободу и в то же время ориентируя и придавая их жизни стабильность и упорядоченность. Отношения в обществе перестают быть результатом решения чьей-то индивидуальной воли или единичного юридического акта – эти отношения, как правило, основываются на коллективных соглашениях и вытекают из целой группы договоров и положений законодательства.

Непосредственно личные и институциональные отношения тесно переплетаются и в повседневной жизни.

Пример 1. Человек не загрязняет природу вокруг своего жилища, но при этом работает на предприятии, которое выбрасывает в воздух вредные отходы. Можно сказать, что реальное отрицательное воздействие на природу зависит не от индивидуальной моральной позиции этого человека, а от характера социальных институтов, в систему которых он включен.

Пример 2. Я работаю на предприятии, и у меня сложились хорошие дружеские отношения с коллегами и начальством, но в то же время я подчиняюсь требованиям контракта, заключенного со мной; деятельность моего предприятия регулируется государством и «правилами игры» рыночной экономики, связана определенной системой отношений с другими предприятиями. Поэтому мои отношения с коллегами и начальством зависят не от личных симпатий и (или) антипатий, а от способа организации производства, стиля руководства, потребностей рынка. Меня нанимают или увольняют по соображениям производственной необходимости, а не из личных симпатий или антипатий.

Пример 3. Иногда требования разных структур противоречат друг другу, и человек оказывается заложником разных норм, правил, принципов. Это случается, когда вступают в противоречие интересы и «правила игры» предприятия и принятые в профессиональном сообществе нормы поведения его членов. Противоречие интересов этих двух структур проявляется в столкновении требований лояльности и подчинения, которые должен соблюдать человек как работник данной организации (это требования корпоративной этики) – с одной стороны, и требований независимости и беспристрастности, которым должен подчиняться данный работник как член конкретной профессиональной группы (это требования кодекса профессиональной этики юриста) – с другой.

В условиях рыночной экономики данное разделение этики на индивидуальную и социальную имеет очень важное значение в связи с тем, что развитие рынка в различных странах сопровождается, как правило, ростом моральных проблем и морального возмущения значительных слоев населения. Бизнес и рынок обвиняют в аморализме, в разрушении традиционных устоев общества, в обнищании населения, в несправедливости распределения доходов и т. д. Решением этических проблем экономики занимается экономическая (или предпринимательская) этика, которая является разделом социальной этики.

Экономисты видят причину морально неудовлетворительных результатов политики не в злых мотивах или предпочтениях отдельных людей или предприятий, а в особом характере социальной ситуации. Они считают, что проблемы, которые имеют коллективную природу и являются результатом действия общественной системы, не могут быть решены при помощи обращения к внутренним мотивам людей – к чувству стыда, угрызениям совести или к правильно понятому моральному долгу, или к «корпоративной совести» отдельных предприятий. Для их решения требуются коллективные соглашения и соответствующее законодательство, учитывающее пользу всех, Например, фирма, которая «легально загрязняет окружающую среду, вынуждает морально настроенных конкурентов отказаться от своей добровольной воздержанности» (Политическая и экономическая этика. С.207). В то же время обеспечение морального поведения фирмы требует от нее больших денежных затрат (в частности, затрат на очистные сооружения), поэтому отдельно взятое предприятие добровольно вряд ли пойдет на финансирование долгосрочных этических программ из-за того, что может не выдержать жесткой конкуренции. В силу этого поведение фирмы, соответствующее высоким этическим стандартам и при этом не разоряющее ее, возможно лишь при условии, что другие предприниматели тоже готовы следовать этим стандартам Иными словами, этичное поведение фирм в долгосрочном аспекте может обеспечиваться только коллективными усилиями.

Экономическая этика помогает так выстроить деятельность социальных институтов, чтобы стало возможным их этичное поведение, но при этом не разрушилась бы конкуренция, а также соблюдались бы «правила игры» рынка, согласно которым моральной обязанностью фирм является долгосрочная максимизация прибыли.

Социальные институты не могут, тем не менее, взять на себя ответственность за индивидуальную моральность человека и сделать за него то, что он должен и может сделать только сам Человек должен нести ответственность за все то, что непосредственно касается его самого за свою жизнь, свои отношения с окружающими людьми, с природой, с общественными структурами и институтами, в рамках которых он действует Однако эти институты могут облегчить моральное, правильное поведение людей, и юристы во многом способствуют этому, выявляя и вырабатывая такие «правила игры», которые не мешают индивидуальной и групповой ответственности, а, наоборот, способствуют ей.

Для того чтобы понимать «правила игры», которыми должны руководствоваться социальные институты, необходимо овладеть особым стилем мышления и сформировать мировосприятие, которое в науке управления иногда называют «организационным дарвинизмом».

С позиции организационного дарвинизма исследователи рассматривают предприятия, отрасли, государство, науку и т.д. как живых существ, в чем-то похожих на людей. В социологии подобного подхода придерживается направление, которое называется «понимающая социология» Ее создателем был немецкий социолог М. Вебер. Социальным институтам приписывается в этом случае свойство быть сознательными, разумными, обладать способностью принимать решения, иметь свои цели, предназначение, намерения, добрую волю, совесть, репутацию, интересы и даже свойства «болеть», «стареть», «умирать», вести себя правильно, этично (социально ответственным образом), следовать определенным моральным принципам.

Люди могут испытывать гордость за отрасль, предприятие, достижения науки либо разочарование или обиду, например на то же предприятие, государство или какой-либо орган государственной власти Они переживают несправедливость или «благородство» какого-либо действия социального института и при этом их переживания и чувства реальны, истинны, доставляют им страдания или радость. Получается, что сначала люди наделяют институты разумом, волей, способностью творить добро или зло, а затем переживают свои отношения с ними так, как будто они являются людьми и равны им в моральном отношении.

С моральной точки зрения можно оценивать любые действия независимо от того, осуществляются они человеком либо такими субъектами, как корпорация или государство, – в противном случае получилось бы, что совершение убийства для конкретного человека – это безнравственно, а для предприятий – не безнравственно. Другое дело, если естественная, спонтанная моральная оценка в силу своей эмоциональности мешает юристу увидеть причины, мотивы, обстоятельства, важные для его уяснения существа дела. Поэтому для того чтобы разобраться с объектами своих моральных чувств, например, чувства ответственности, важно уметь осуществлять рефлексию.

Теория морали учит нас размышлять о наших оценках и понимать то, что лежит в их основе, – их допущения предположения, гипотезы, убеждения, стереотипы, идеалы, представления Мы морально оцениваем себя, людей, поступки, и эта оценка совершается мысленно, поэтому «мысль об оценке есть фактически мысль о мысли», а отражение мысли в другой мысли называется рефлексией (См.: Шрейдер Ю. А. Лекции по этике М 1994).

Профессиональная этика -- система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Она призвана регулировать взаимоотношения больших социальных групп людей в производственно-трудовой, общественно-политической и бытовой сферах жизни.

Профессиональная этика является составной частью общей теории морали. Она связана с нравственно-правовыми основами жизни. Но при этом она содержит в себе специфические морально-профессиональные требования к представителям различных специальностей, формирует у них определенные представления о смысле жизни, о труде, о долге, чести, достоинстве, гордости, принципах межличностных взаимоотношений коллег.

Профессиональная этика играет большую роль в системе механизмов морального регулирования деятельности специалистов. Связано это, прежде всего, со стремлением общества отвечать потребностям современного разделения и специализации труда, вызванных научно-техническим прогрессом. В настоящее время насчитывается более шести тысяч профессий. Все они основываются на общечеловеческих моральных нормах и принципах, хотя имеют свою специфику и свои моральные коллизии.

Профессиональные этики, как правило, касаются тех видов профессиональной деятельности, последствия или процессы которых оказывают особое воздействие на жизнь и судьбы других людей. Потребность в профессиональном этическом кодексе возникает тогда, когда необходимо конкретизировать моральные требования к специалистам, имеющим дело с судьбами людей, их жизнью, к людям, наделенным особыми полномочиями и ответственностью, обязанным принимать самостоятельные решения, нередко - в экстремальных условиях.

В связи с этим можно выделить традиционные виды профессиональной этики -- такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого -- и сравнительно новые, актуализация которых связана с возрастанием роли «человеческого фактора» в сфере деятельности (инженерная этика) или резонансом в обществе (журналистская этика).

При анализе каждой сферы необходимо учитывать «сверхзадачу» профессии: выделять у специалиста такие качества, которые не просто связаны с добросовестным исполнением своего основного долга, но и развивают чувство повышенной моральной ответственности за результаты его деятельности, за судьбы тех, к кому он сопричастен.

Профессиональная этика охватывает четыре сферы отношений:

Внутрипрофессиональные,

Отношения профессионала и объекта его воздействия,

Межпрофессиональные,

Отношения специалиста (личности) и общества.

Существуют критерии профессии, позволяющие последней претендовать на особые этические характеристики, «кодекс»:

  • 1) глубокое проникновение специалиста в настроение, внутренний духовный мир тех, с кем он соприкасается (учитель, врач, священник);
  • 2) повышенный удельный вес элементов творчества в деятельности;
  • 3) большая самостоятельность и полномочия специалиста, должностного лица в принятии ответственных решений;
  • 4) относительная автономность (независимость) деятельности;
  • 5) умение предусмотреть социально-нравственные последствия своего решения, поступка, труда;
  • 6) высокий общественный статус и моральный престиж профессии;
  • 7) моральное оправдание набора специфических операциональных требований, процедурных моментов (проблема цели и средств);
  • 8) высокая общечеловеческая и гражданская миссия специалиста.

Объектом профессиональной этики является мораль специалиста данного профиля: ученого, медика, юриста, педагога и т. д. Однако строго определить ее границы весьма непросто, поскольку она не выходит за рамки морали вообще, но включает ряд взаимосвязанных моральных кодексов, что можно, например, проследить на этике воспитателя, руководителя.

В профессиональной этике находят специфическое преломление жизненно важные ценности, идеалы, понятия добра, справедливости, долга, чести, товарищеской взаимопомощи, гуманности, культуры поведения, общения, даже мышления и чувствования.

При выделении того или иного вида профессиональной этики важно найти моральное «ядро», важнейшую «клеточку» всего «блока», специфическую особенность этого вида морали.

Общие принципы профессиональной этики (кроме общечеловеческих норм морали) предполагают:

  • а) профессиональную солидарность;
  • б) особое понимание профессиональных долга и чести;
  • в) форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах -- требованиях по отношению к специалистам.

При выделении важнейшей профессиональной нравственной черты, пожалуй, будет правильным утверждать, что, например, для педагога важны и систематическая работа по совершенствованию своих знаний, профессионального мастерства, и стремление привить любовь к учению, познанию своим ученикам, передать им свой жизненный опыт. Учитель должен вырабатывать педагогический такт в общении с учениками и родителями, с коллегами, с администрацией учреждения, в совершенстве владеть основами этики делового общения. Вместе с тем, чувство такта актуально для представителей любой профессии.

Для юриста вопрос чести иметь совершенные знания законодательства, истории и теории права, юридической этики. Однако определяющее значение имеет умение беспристрастно держать себя, соблюдать требование справедливости, законности, презумпцию невиновности. Никто не может считается виновным до тех пор, пока суд не вынесет своего решения. Ж.-Ж. Руссо заметил в свое время, что «опаснейший подводный камень для правосудия - это предубеждение». Это утверждение актуально и в наше время. Требования такта в общении для юриста очень велики.

Вопрос профессиональной чести для спортсмена - честное соревнование в равных условиях, неприятие допинга, уважение к собратьям и противникам в спорте, правильные отношения с болельщиками.

Для медицинского работника основной задачей является всемерное содействие сохранению психического и физического здоровья пациента. В.М. Бехтерев когда-то обоснованно заметил: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач». Например, чувство такта должно подсказать врачу: говорить или не говорить тяжело больному всю правду о его перспективах.

Медицинская этика преобладающее внимание традиционно уделяла правам и обязанностям врача по отношению к пациентам, а также нормативному регулированию взаимоотношений внутри медицинского сообщества. Вмешательство непрофессионалов при этом если и допускается, то сводится к минимуму, к каким-то исключительным случаям. Неявно предполагается, что врач обладает всей полнотой не только специальной, «технологической», но также и этической компетенции.

Ныне ситуация значительно усложнилась из-за актуализации проблем, связанных с вопросами жизни и смерти человека (специфические методы лечения, трансплантации, аборты, эвтаназия, ЭКО). Этические вопросы, например, биомедицины решаются не на корпоративной, а на общественной основе. В невропатологии, психиатрии, психотерапии имеют место свои острые вопросы - возможности применения влияющих на ЦНС препаратов, психотропов, НЛП, психохирургия и т. д. Вспомним «Собачье сердце» М. Булгакова, где показаны все моральные угрозы такого манипулирования.

Немалую актуальность приобрела этика науки . Важнейшими нормами научной этики всегда являлись отрицание плагиата, неприятие фальсификации данных эксперимента, бескорыстный поиск и отстаивание истины, требование, чтобы результат исследования был новым знанием, логически, экспериментально обоснованным.

Ученый должен: хорошо знать все, что сделано и делается в его области науки. Публикуя результаты своих исследований, нужно точно указывать, на какие труды других ученых мы опираемся, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано нами. В публикации необходимо приводить доказательства верности полученных результатов. Нужно всегда давать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую экспертизу результатов исследования. Большое значение для науки имеет бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». В стремлении к истине ученый не должен руководствоваться своими симпатиями и антипатиями, корыстью или страхом. Русский генетик Н.И. Вавилов, ставший жертвой репрессий, говорил: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся».

В современной науке существует проблема связи свободы и ответственности в деятельности ученых. Возросла необходимость комплексного и долговременного учета неоднозначных последствий развития науки. При оценке результативности науки необходим особый подход к научным идеям, затрагивающим интересы живущих и будущих поколений. А для этого важно широкое и компетентное обсуждение научных решений.

От ученых требуются глубокое осознание и нравственная ответственность за возможные последствия их научных проектов (особенно в биомедицинских и генетических исследованиях). Идея неограниченной свободы исследования, которая была прогрессивной на протяжении многих столетий, ныне не может приниматься безоговорочно. Например, в 1975 г. ведущие ученые мира заключили мораторий, приостановив исследования, потенциально опасных для человека и других форм жизни на нашей планете. Знание не всегда ведет к добродетели. Наука ведь способствует и совершенствованию оружия массового уничтожения людей.

Итак, профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки всех специалистов. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. В любой профессиональной сфере важны принцип гуманизма и принцип «благоговения перед жизнью», выдвинутый А. Швейцером.