Субсидии и компенсационные меры. Субсидии и компенсационные процедуры Экспортные субсидии

Столица расширит меры поддержки московских компаний-экспортеров. Соответствующее постановление приняли на заседании Президиума Правительства Москвы.

Как показывает анализ внешнеторговой практики, экспортировать продукцию московским предприятиям часто мешают высокие издержки на сертификацию товаров, получение патентов и свидетельств, а также на транспортную логистику.

Чтобы помочь предприятиям-экспортерам преодолеть эти сложности, введены новые субсидии :

— на получение патентов и свидетельств, сертификацию товаров и систем менеджмента (частичное возмещение затрат);

— на транспортировку товаров за пределы страны.

«Экспорт продукции — важнейшая отрасль Москвы. Предполагается компенсировать транспортные расходы экспортеров, а также удалить часть затрат на патентование и получение сертификатов при экспорте продукции», — сказал Сергей Собянин.

Условия субсидирования и отбор предприятий

Размер субсидий на сертификацию и защиту интеллектуальной собственности не может превышать 50 процентов выручки от реализации товаров за пределами России. Расходы на транспортировку каждой партии товаров могут быть компенсированы полностью, однако субсидия не может превысить 20 процентов от стоимости партии.

Установлены максимальные размеры субсидий для возмещения затрат:

— на сертификацию продукции, патентование и транспортировку (три миллиона рублей);

— на сертификацию менеджмента (500 тысяч рублей).

При отборе предприятий-претендентов на получение субсидий будут учитываться размер среднегодовой заработной платы работников, отношение налоговых отчислений к сумме запрашиваемой субсидии и доля доходов от экспорта в общем объеме выручки предприятия.

Эти льготы упростят выход на внешние рынки московским предприятиям, которые производят современную конкурентоспособную продукцию. « Для малого и среднего бизнеса это очень значимо, потому что выход на зарубежный рынок, поиск новых партнеров — это как раз самые первые затраты, которые несут предприниматели», — добавил руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Алексей Фурсин.

Лидер по экспорту среди российских регионов

Москва занимает первое место среди регионов России по объему несырьевого неэнергетического экспорта товаров и услуг. Он составляет 25 миллиардов долларов США. Это 18,7 процента от общероссийского показателя за 2017 год.

В столице работают больше пяти тысяч компаний-экспортеров , которые поставляют за рубеж 6184 товарные позиции (73 процента от числа товарных позиций, входящих в номенклатуру российского экспорта). По итогам 2017 года объем московского экспорта вырос на 20,9 процента (по сравнению с 2016 годом).

Основные экспортные товары Москвы — механическое оборудование, техника и приборы, автотехника, оптика и медицинская техника, моющие и чистящие средства, промтовары.

Крупнейшие экспортные рынки — Алжир, Белоруссия, Египет, Казахстан и Китай.

Не только субсидии

Кроме субсидий, московские компании-экспортеры получают информационно-консультационные услуги и поддержку в продвижении их продукции на международные рынки. Кроме того, в столице действует программа «Сделано в Москве» по организации коллективных стендов московских производителей на российских и зарубежных выставках.

Так, генеральный директор ООО «Тридекью» Диана Данилюк отметила, что благодаря участию в программе компания смогла продемонстрировать свою продукцию не только российскому, но и иностранному потребителю.

«В июле 2018 года мы впервые с коллективным стендом, сделанным в Москве, приняли участие в международной выставке “Иннопром” в Екатеринбурге. Программа “Сделано в Москве” помогает таким предприятиям принять участие в тех мероприятиях и выставках, в которых самостоятельное участие достаточно затруднительно. Это связано как с логистикой, с организационными сложностями, так и с платным участием», — сообщила она.

Также Диана Данилюк отметила, что на каждом из этапов реализации экспортного проекта очень важна информационная и консультационная поддержка, которую оказывает Правительство Москвы.

Экспортные кредиты - кредиты, предоставляемые фирмами-экспортерами, банками или правительствами иностранным предприятиям и государствам в целях закупки последними товаров в стране-кредиторе. При капитализме Экспортные кредиты содействуют товарному экспорту, служат орудием борьбы за внешние рынки сбыта и тем самым за поддержание или ускорение темпов развития национальной экономики.

Экспортные кредиты выступают в двух основных формах: «кредит поставщика» (экспортная фирма - покупателю) и «кредит покупателю, или финансовый кредит» (кредитный институт страны-экспортера - иностранному покупателю). Первая форма характерна для краткосрочных экспортных кредитов (с отсрочкой платежа на 2-6, реже 9-12 месяцев), предоставляемых по процентным текущим ставкам денежного рынка в основном в сфере торговли сырьевыми и потребительскими товарами.

Краткосрочные экспортные кредиты составляют большую по объему часть. Экспортные кредиты в форме «кредита покупателю» выступают главным образом средне- (от 5 лет, во Франции - до 7 лет) и долгосрочные. При краткосрочных экспортных кредитах государство выдает гарантии по кредитам,

которые делают переводные векселя «первоклассными» бумагами, переучитываемыми банками по низким ставкам. При предоставлении средне- и долгосрочных экспортных кредитов государство может участвовать в кредитовании сделки, гарантировании или страховании кредита, а также покрывать разницу между рыночными процентными ставками и более низкими ставками по экспортных кредитам.

Условия экспортных кредитов, регламентируемые государством, превратились в объект «кредитной войны» между ведущими капиталистическими странами, в важный фактор конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке, наряду с ценами, сроками поставок, качеством товаров и др.

В некоторых государствах активно применяется прямое субсидирование экспорта. Это, в основном, относится к сельскохозяйственной продукции. Субсидия - пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов юридическим или физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

Но подобные принципы вредят принципам свободной конкуренции и поэтому не приветствуются мировым сообществом. Гораздо спокойнее оно относится к экспортному кредитованию или к такому явлению, как страхование экспортных поставок. Кроме того, государство может помогать фирмам за рубежом, которые рекламируют продукцию данной страны или помогают ее фирмам. Такая помощь выражается в открытии филиалов или исследований иностранных рынков.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время государства предпочитают использовать не прямые меры и схемы экспортного субсидирования, а более скрытые. Они заключаются в осуществлении косвенной поддержки либо некоторых отраслей, либо групп товаров.

При этом существует множество организаций, которые тем или иным образом воздействуют на мировую торговлю или регулируют некоторые ее

аспекты. Сперва это было Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а затем его функции стала выполнять его преемница -- Всемирная торговая организация (ВТО).

Рассмотренные выше методы протекционизма в основном предназначены для ограничения импорта. Для стимулирования экспорта в практике международной торговли используются финансовые методы, значительная часть которых базируется на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров. В наше время применения финансовых методов в значительной степени ограничено, поскольку многосторонние договоренности в рамках ВТО считают их средством недобросовестной конкуренции на рынке. Однако большинство стран мира, несмотря на это, используют разнообразные формы финансирования, которое осуществляется через сложные схемы. Тем самым они добиваются снижения стоимости экспортных товаров и повышения вследствие этого их конкурентоспособности на мировом рынке. К источникам финансирования экспорта относятся следующие:

Государственный бюджет;

Околоправительственные учреждения (банки, фонды, союзы);

Частные экспортеры;

Банки, которые обслуживают частных экспортеров.

Отличие финансовых методов торговой политики от обычного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций заключается в следующем: финансирование экспорта как метод внешнеторговой политики имеет целью дискриминацию иностранных компаний на пользу национальных производителей и экспортеров, а обычное финансирование и кредитование внешнеторговых операций - предоставление банками оборотного капитала для осуществления конкретных зовнішньокомерційних соглашений.

Наиболее распространенными финансовыми методами внешнеторговой политики являются следующие:

Субсидирование;

Экспортное кредитование;

Демпинг.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (СКЗ), заключенное в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, определяет субсидию как "финансовый вклад правительства и какого-либо государственного органа" и "льготу, полученную в связи с этим". Финансовый вклад может включать непосредственную передачу средств, потенциальные прямые переводы (например такие, как кредитные гарантии), не востребования правительством части своего дохода, предоставление правительством товаров и услуг, кроме инфраструктуры правительственные закупки товаров или иную форму государственной поддержки.

Субсидия - финансовая или иная экономическая поддержка в любой форме, которая осуществляется правительством стран - участниц внешнеторговых операций, и которая может предоставляться индивидуально, отдельной отрасли, отдельному региону или неопределенной группе лиц (физических или юридических) автоматически на основе объективных критериев. Основными признаками субсидии являются:

Использование бюджетных средств для оказания такой поддержки;

Изъятие в результате ее падение экономической выгоды держателями субсидии.

С торгово-политической точки зрения применения субсидий может быть связано с определенной дискриминацией, которая проявляется в том, что производители субсидированного товара могут пользоваться дополнительными ресурсами и соответственно преимуществами. С точки зрения внешнего рынка ситуация не отличается от условий сбыта товаров по демпинговым ценам с той лишь разницей, что в условиях субсидирования занижение цены для производителя не компенсируется за счет повышения цен на другом рынке, а за счет перераспределения средств через госбюджет. Конкуренты при этом не имеют доступа к таким ресурсам.

По оценкам МВФ, в 70-80-е годы в странах ОЭСР объем субсидий составил около 1,5% ВНП. Субсидирование обычно концентрируется в отдельных секторах, в результате государственные субсидии очень сильно влияют на международную торговлю некоторыми товарами. Традиционно наибольших масштабов субсидирования вступает в торговле сельскохозяйственными товарами. Субсидии отличаются большим разнообразием с точки зрения механизмов осуществления поддержки, объектов субсидирования и законности их применения в соответствии с Соглашением СКЗ. Классификацию субсидий приведены на рис. 1.5.7.

Рис. 1.5.7. Классификация субсидий

Прямые субсидии - это непосредственные выплаты экспортеру или производителю, обусловленные фактом осуществления экспортной операции или производства товара. Они равны разнице расходов экспортера или производителя и полученного ими дохода. В данном случае - это прямое дотирование производителя (экспортера) при его выходе на внешний рынок. С начала 60-х годов прямо субсидувались дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран - судна, авиатехника. Эти субсидии запрещено правилами ВТО.

Косвенные субсидии - это форма скрытого дотирования экспортеров или производителей за счет предоставления им льготного кредитования, налоговых изъятий и льгот, возвращение предварительно оплаченных пошлин, льготного страхования. Эти субсидии могут касаться и экспортных и импортных товаров.

Перекрестные субсидии - это дотирование одной отрасли или сектора экономики за счет иной отрасли или сектора с помощью мер государственного регулирования. Часто это осуществляется путем перераспределения средств между отраслями через механизм цен. Например, установления заниженных тарифов на транспортировку некоторых категорий товаров, когда убытки, возникающие, покрываются за счет высоких цен перевода других товаров.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые экспортируются. Для производителей в обоих случаях субсидия - это отрицательный налог, поскольку он не вычитается из их прибыли, а наоборот, выплачивается им правительством.

Внутренние субсидии - различные формы субсидирования производителей товаров, конкурирующих с импортом. Это наиболее замаскированное субсидирования.

Экспортные субсидии - это бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по цене ниже, чем на внутреннем рынке и увеличивать тем самым экспорт.

Субсидирование затрат - это дотирование используемых материалов, затрат на зарплату, проведения исследований, создания и использования инфраструктуры.

Субсидирование товара (продукта) - прямые или косвенные субсидии, которые предоставляются в зависимости от объема производства и экспорта.

Субсидирование потребления - например, субсидирование использования отходов или местного сырья и компонентов.

Субсидирование структурной перестройки производства - например, субсидии на сокращение площадей под той или иной сельскохозяйственной культурой.

Субсидирование отдельных регионов - например, субсидии наиболее экономически отсталым в экономическом и социальном отношении регионам.

Важнейшей проблемой применения субсидии является возможность дискриминации. Дискриминация в отношении доступа к субсидии - основная предпосылка возникновения элементов недобросовестной конкуренции в международной торговле, которая проявляется в возможности использования бюджетных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности товара.

В современной практике фактор дискриминации при предоставлении субсидии отражается в понятии специфических субсидий.

Специфическая субсидия - субсидия, предоставляемая субсидуючим органом в пределах его компетенции только отдельным предприятиям или отраслям или группам предприятий. Основной признак такой субсидии - отсутствие объективных критериев для обеспечения доступа к субсидии. Если же доступ к субсидии может получить неопределенный круг лиц, которые отвечают каким-нибудь общим объективным критериям или условиям, то такая субсидия не является специфической и компенсационные меры не применяются. Действие Соглашения СКЗ распространяется только на специфические субсидии.

Соглашение СКЗ определяет законность применения субсидий и указывает, какие субсидии должны быть запрещены, которые разрешаются (то есть в отношении которых не могут быть приняты компенсационные меры) и могут использоваться только в том случае, если они не наносят ущерб интересам торговых кругов других стран. Соглашение СКЗ устанавливает три категории субсидий:

1)"запрещенные" субсидии" - если они обусловлены показателями экспортной деятельности или преимущественным использованием отечественных товаров перед импортными. В отношении таких субсидий предусматривается специальный порядок урегулирования споров. Его основными чертами являются: ускоренное рассмотрение дела органом по решению споров (ОРС) и безусловной отмене субсидий, признанных "запрещенными". Если это не будет сделано в установленный срок, стране, которая подала жалобу, разрешается принять компенсационные меры;

2)субсидии, "которые дают основания для принятия мер" - если они вызывают негативные последствия, а именно:

Вред национальной экономике импортирующего государства - члена ВТО;

- "исчезновение" или поражения выгод, которые прямо или косвенно изымаются государствами-членами по ГАТТ-94;

Серьезный вред интересам других государств - членов ВТО. "Серьезный вред" может быть установлено при наличии совокупности двух условий:

а) субсидия имеет своим результатом:

Выдавливание или препятствие импорта подобных товаров на рынок страны, которая использует субсидию;

Выдавливание или препятствие экспорта подобных товаров из одного государства-члена на рынок третьей страны;

Значительное снижение цен, ценовой депрессию, сдерживание цен или нереализованные продажи подобных товаров в другие государства - члены ВТО;

Увеличение в масштабах мирового рынка доли некоего отдельного субсидированного товара по сравнению со средней долей в предыдущие три года. Это не касается товаров, в отношении которых применяются другие международные договоренности;

б) доля субсидий в стоимости товара превышает 5%. В таких случаях доказывать, что субсидия не затрагивает интересов других участников, должна страна, которая предоставляет субсидии. Этот критерий не применяется к субсидий в отношении гражданской авиатехники.

Участники Соглашения СКЗ, интересы которых нарушены таким субсидированием, могут передать дело на рассмотрение ОРС. При подтверждении факта причинения вреда, страна, которая предоставляет субсидую, должна отозвать субсидию или принять меры по устранению вреда;

3) субсидии, "которые не дают оснований для принятия мер" - если они не являются специфическими и если не подпадают под одну из трех категорий помощи:

Помощь на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (до 75% от их стоимости после начала производства, или до 50% - до начала производства);

Помощь, которая предоставляется в рамках программ регионального развития;

Помощь, призванная способствовать адаптации имеющегося оборудования в новых экологических требований.

Если применение таких субсидий негативно влияет на национальную промышленность других участников Соглашения СКЗ, последние могут использовать процедуру консультаций или обратиться в арбитраж.

Больше всего влияют на развитие международной торговли экспортные субсидии. В приложении к Соглашению СКЗ представлены такие виды экспортных субсидий:

-прямые правительственные субсидии фирмам-экспортерам или экспортным отраслям, которые предоставляются в зависимости от объемов экспорта;

Субсидии в форме правил продажи валютной выручки, которые предоставляют выгоды экспортерам (например, применение более выгодных для отдельных фирм фиксированных валютных курсов или более благоприятных правил обязательной продажи валюты экспортерами каких-либо товаров, чем при импорте или других внешнеторговых операциях);

Применение при транспортировке экспортных грузов на территории страны-экспортера низших транспортных тарифов, чем при транспортировке аналогичных грузов, предназначенных для внутреннего рынка, за счет использования бюджетных средств или установления правительством обязательных льготных тарифов для транспортировки экспортных товаров;

Реализация правительством или его органами проектов, которые обеспечивают производителям экспортных товаров получение сырья, материалов и других товаров и услуг, необходимых для производства экспортных товаров, по ценам ниже чем те, которые формируются на рынках (продуценты экспортных товаров имеют возможность получать необходимые для их производства элементы на более благоприятных условиях, чем иностранные конкуренты и производители аналогичной продукции для внутреннего рынка);

Полное или частичное освобождение от прямых налогов или социальных обязательных платежей для предприятий, их возврата или отсрочки уплаты, которые предоставляются экспортерам в прямой зависимости от развития экспорта. Субсидия может быть реализована и в виде более благоприятных правил для расчета прямых налогов для экспортеров;

Освобождение экспортных товаров от косвенных налогов, которые уплачиваются при производстве и реализации товаров, использованных на стадиях производства сырья, полуфабрикатов и других средств производства для последующего их применения при производстве экспортных товаров. Иначе: субсидия может быть реализована в виде освобождение от налогов поставщиков товаров для производства экспортной продукции;

-полное или частичное освобождение или возврат импортных пошлин, налогов и других платежей, которые обычно собираются при импорте, для товаров, предназначенных для использования при производстве экспортных товаров;

-предоставление правительством или специальными органами под контролем правительства гарантий в отношении экспортных кредитов или страхование на случай увеличения издержек производства или валютных рисков при осуществлении экспортных операций на условиях, более благоприятных, чем в обычной коммерческой практике, когда оплата экспортером таких услуг и гарантий не покрывает фактических затрат для их реализации, а разница финансируется госбюджетом;

-предоставление экспортных кредитов на условиях, более благоприятных, чем это позволяют финансовые рынки, с покрытием разницы за счет госбюджета или полное или частичное покрытие за счет бюджета расходов привлечения экспортных кредитов на финансовом рынке. Такие субсидии могут предоставляться непосредственно правительством или специальными органами, которые находятся под его контролем.

Следствием предоставления экспортных субсидий является расширение продажи товара на внешнем рынке при падении цен на него. Теоретически потери от падения цен и расходы на субсидию имеют компенсироваться за счет роста объема продаж. Поэтому окончательный эффект в значительной мере будет зависеть от эластичности спроса на товар на внешнем рынке по цене - чем она выше, тем более выгодное субсидирования.

Побочным эффектом экспортного субсидирования, если оно непосредственно осуществляется в зависимости от показателей экспорта, может быть рост цен на внутреннем рынке, которое происходит вследствие переключения ресурсов товара с внутреннего рынка на внешний.

Основная задача экспортных субсидий - расширение экспортных рынков, увеличение сбыта и искусственное повышение конкурентоспособности экспортных товаров, которое решается путем использования средств национального бюджета. Таким образом, субсидирование - это помощь экспортным секторам путем перераспределения средств налогоплательщиков (население и предприятия других отраслей) через госбюджет.

Для страны-экспортера субсидирования - это дополнительные бюджетные расходы. В случае, если удельный вес внутренних прямых налогов (от косвенных налогов экспорт освобождается в большинстве стран) в цене товара больше, чем размер субсидий, то расширение сбыта приведет даже к увеличению бюджетных доходов. На практике так бывает редко, поскольку это возможно только при очень маленьком размере субсидий в отношении цены товара и при очень высокой доходности его экспорта.

От субсидирования всегда выигрывают производители экспортных товаров и экспортеры; экономика стран всегда терпит чистых потерь. Субсидирование фактически означает продажу товаров иностранным покупателям ниже уровня фактических затрат на их производство в стране-экспортере. В этом смысле они представляют собой отток средств из страны.

Страна-экспортер может пользоваться такими мотивами при предоставлении субсидий:

Предоставление дополнительных выгод продуцентам и экспортерам за счет некоторых расходов для экономики страны в целом. Основной груз - на налогоплательщиках и предприятиях отраслей, которые не связаны с производством субсидированного товара;

Поддержка занятости в экспортных отраслях;

Стимулирование развития тех или иных отраслей в целях совершенствования структуры экономики;

Вытеснение иностранных конкурентов с рынка;

Расширение экспорта как источника иностранной валюты.

Предоставление экспортных субсидий имеет несколько противоречивые последствия, поскольку одновременно косвенно стимулирует импорт. Это объясняется тем, что расширение экспорта, которое происходит благодаря субсидиям, способствует притоку иностранной валюты и укреплению курса национальной валюты, а следовательно, и повышению конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке страны-экспортера и ее падению для экспортных товаров. В результате растет спрос на импорт. Таким образом, нет смысла субсидировать экспорт товаров, которые являются важными источниками валютных поступлений.

Экономические последствия для страны-импортера в целом подобные последствий демпинга. Потребители субсидированных товаров имеют возможность приобретать их по более низким ценам. Итак, субсидирование означает экономический выигрыш для страны-импортера, который достанется потребителям субсидированного товара. Но изготовители товара в стране импорта несут потери за счет обострение ценовой конкуренции и сокращение выпуска товара. Номинальный выигрыш потребителей будет больше, чем проигрыш производителей. Потери производителей, как и при демпинге, является важным мотивом применения ограничительных мер против субсидированных товаров.

Внутреннее субсидирования товаров, которые конкурируют с импортом, является инструментом внешнеторговой политики, который ограничивает импорт и способствует замещению импортных товаров товарами, которые производятся внутри страны.

Экономический эффект проявляется в расширении внутреннего производства. Отличие от ситуации с использованием импортных пошлин или квот заключается в том, что в случае использования внутренних субсидий не изменяются цены на внутреннем рынке субсидированного товара.

Экономические потери равномерно распределяются на всех потребителей и производителей, поскольку субсидия предоставляется из госбюджета. Введение внутренней субсидии на товары, которые конкурируют с импортом, вызывает сразу несколько экономических эффектов:

1) расширяется внутреннее производство данного товара за счет вытеснение с внутреннего рынка импортных товаров и сокращение объема импорта. Масштабы расширения производства пропорциональные размера субсидии в расчете на единицу товара и эластичности производства по цене. Теория рекомендует устанавливать такой размер субсидий, чтобы он был несколько меньше разницы между ценой товара на внутреннем рынке, которая могла бы сложиться в случае полного отсутствия импорта, и фактической ценой, которая сложилась в результате конкуренции с иностранными товарами. Такая субсидия обеспечивает постепенное повышение эффективности внутренних производителей товара, которые будут вынуждены снижать издержки производства для того, чтобы сохранить свое положение на рынке;

2) часть субсидии получают эффективные предприятия, что способствует расширению производства. Эта часть примерно равна сумме произведению размера субсидии и объема производства, который может существовать без субсидирования (то есть успешно конкурировать с импортом), и примерно половине произведения величины субсидии в расчете на единицу товара и объема производства, который обеспечивается только за счет субсидирования (т.е. это размер рост объема производства в случае введения субсидии или соответственно его падения в случае отмены субсидии);

3) происходит искусственное стимулирование неэффективных предприятий и производств, которые так или иначе пользуются субсидией. Эти расходы - это потери экономики, а их размер примерно равна половине произведения размера субсидии на единицу товара и объема производства, который обеспечивается только за счет субсидирования (т.е. это размер рост объема производства в случае введения субсидии или соответственно его падения в случае ее отмены).

Прекращение субсидий приводит к обратных эффектов. Потребители выигрывают на экономии бюджетных средств. Распределение потерь будет таким же, но с противоположным значением.

Все эти рассуждения правильные при условии свободного перемещения капиталов, рабочей силы и других факторов производства между отраслями. В противном случае следует учитывать возможные потери или выгоды, связанные с изменением структуры производства (например, расходы на помощь в связи с безработицей и создание новых производств, новых рабочих мест).

§ 326. В целях поощрения развития собственной промышленности и сельского хозяйства, работающих на экспорт, и обеспечения для них конкурентных преимуществ на внешних рынках государства применяют специальное средство - субсидии. Они могут иметь различные формы: освобождение от экспортных пошлин и внутренних налогов, прямые финансовые вложения, льготные кредиты для экспортных отраслей экономики и т.п.

С точки зрения обеспечения условий свободной, добросовестной конкуренции правительственные субсидии рассматриваются как разновидность недобросовестной коммерческой практики.

§ 327. В рамках ВТО в 1994 г. в качестве одного из результатов Уругвайского раунда переговоров стран-участниц ГАТТ было заключено особое Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, подробно регламентировавшее для стран-членов ВТО правовые условия как применения субсидий, так и защиту от неблагоприятных последствий применения субсидий, в частности путем так называемых компенсационных пошлин, которыми могут облагаться субсидируемые товары. В структуре органов ВТО образован и действует особый Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, с полномочиями наблюдения за практикой субсидирования экспорта. Соответственно страны ВТО обязались периодически представлять информацию о применяемых в странах субсидиях.

Соглашение трактует субсидию как финансовое действие правительства любую систему поддержки цен доходов, которые дают дополнительную, некоммерческую выгоду получателю субсидии. Вводится критерий специфического, целевого характера субсидии, понимаемого как доступность (фактически законодательно) субсидишь для определенного круга предприятий отрасли хозяйства.

§ 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:

Экспортные импортозамещающие запрещенные субсидии, т.е. ущемляющие серьезные интересы других стран; причиняющие ущерб их отраслям национального производства; практическшающие эффекта таможенные, тарифные уступки, сделанные ранее данной субсидирующей экспорт страной;

Разрешенные субсидии, по отношению к которым могут быть применены компенсационные пошлины. При этом Соглашение регламентирует процедуру использования таких пошлин по этапам: заявление компетентному органу страны от отрасли национального производства, терпящей ущерб в результате применения субсидий; расследование с целью определения размера материального ущерба, а также причинно-следственной связи между применением субсидий и ущербом; принятие рекомендации в адрес правительства об установлении компенсационной пошлины и, наконец, соответствующее решение правительства (аналогичная процедура действует и в отношении вообще защитных мер - см. выше). Компенсационные пошлины, как видно из этого названия, имеют назначением именно компенсацию причиненного ущерба и не могут превышать размера субсидии, т.е. не могут носить штрафного характера. Срок применения компенсационных пошлин не может превышать 5 лет. Страна, испытывающая неблагоприятный эффект от применения другой страной субсидий, может, кроме компенсационных мер, прибегнуть к процедуре урегулирования споров ВТО (см. § 773-777 );

Минэнерго предложило начать субсидировать цены на бензин досрочно

Ведомство предлагает предоставить субсидии нефтяникам на три месяца раньше - с октября 2018 года. Из-за дорогой нефти и слабого рубля компании все больше теряют на внутреннем рынке, эта мера позволит им вернуть 100 млрд руб.

Досрочная поддержка

Минэнерго предложило правительству начать субсидировать цены на бензин не с января 2019 года, а уже с октября 2018 года. Об этом РБК рассказали два источника, близких к правительству и одному из профильных министерств, и подтвердил федеральный чиновник.

Речь идет о введении так называемой демпфирующей надбавки, она позволит нефтяникам получить из бюджета половину дополнительной выручки, которую они могли бы заработать, экспортируя бензин, а не поставляя его российским потребителям по более низким ценам. Сейчас по договоренности с правительством они вынуждены удерживать цены на уровне конца мая 2018 года.

За три месяца суммарные потери нефтяников от поддержания заниженных цен при текущей конъюнктуре составят 165 млрд руб., подсчиталглавный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Но если правительство введет субсидию с 1 октября и компенсирует им 60% этой недополученной выручки (такой уровень компенсации предполагался с 2019 года, впоследствии - 50%), они смогут вернуть около 100 млрд руб., добавил он. При текущих ценах на нефть субсидия в 2019 году для нефтяников может составить 400 млрд руб., говорил в интервью Reuters 4 сентября руководитель налогового департамента Минфина Алексей Сазанов.

Пересчет чиновников

Весной правительство планировало, что субсидия в виде демпфера появится только с 2019 года и позволит сдержать рост цен на бензин, который мог бы произойти из-за увеличения акцизов и НДС. Но с тех пор макроусловия серьезно изменились, чиновники все пересчитали и поняли, что принимать меры нужно раньше, объясняет один из собеседников РБК. Демпфер считался исходя из $60 за баррель нефти марки Brent и 58,5 руб. за доллар: думали, что цены на нефть к концу года упадут, рассказывает федеральный чиновник.

Однако цены на нефть не только не упали, но и продолжили расти: с августа, когда был подписан закон о налоговом маневре в нефтяной сфере (включает субсидии для нефтяников), Brent подорожала почти на 10%, до $80 за баррель, напоминает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Главный фактор давления - слабеющий рубль, добавляет Ежов. С августа рубль подешевел на 11%, до 69,97 руб. за доллар.

Несмотря на рост нетбэка (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и пошлины), нефтяники продолжают сдерживать рост цен на нефтепродукты в рознице, рассказал ​в интервью телеканалу РБК предправления «Газпром нефти» Александр Дюков. С 1 июня до 7 сентября розничные цены на АИ-92 в Центральном федеральном округе даже снизились на 56 коп., до 41,35 руб. за литр, а экспортная альтернатива для Московского региона, наоборот, выросла на 7%, до 61,86 тыс. руб. за тонну (45,5 руб. за литр. - РБК), подтверждает аналитик Reuters Максим Назаров. «Рентабельности на АЗС практически нет, экономика около нуля. Это нездоровая ситуация, в долгосрочной перспективе это может привести к возникновению определенного дефицита на нефтепродукты», - предупредил Дюков.

Правительство договорилось с нефтяниками о том, что как раз осенью позволит им потихоньку отпускать цены на бензин: вечно их держать невозможно, объясняет источник, близкий к правительству. Введение субсидий в октябре позволит избежать слишком резкого роста цен на заправках, объясняет он позицию Минэнерго.

С 1 октября применение демпфирующей компоненты невозможно, эти расходы не заложены в законе о бюджете, сказал РБК представитель Минфина. Ранее Алексей Сазанов говорил, что субсидия финансируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов, которые сейчас направляются на покупку валюты и зачисляются в ФНБ. Поэтому на расходные обязательства бюджета эта мера никак не влияет, указывал чиновник.

Пока решения о досрочном введении демпфирующей надбавки не принято, заявил РБК представитель вице-премьера Дмитрия Козака (курирует ТЭК) Илья Джус. Но правительство постоянно мониторит ситуацию и обладает арсеналом всех необходимых инструментов для стабилизации розничных цен, если ситуация начнет драматически меняться, подчеркивает он.

Представители Минэнерго, «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти» пока не ответили на запросы РБК.

Следующей популярной защитной мерой являются компенсационные (антисубсидионные) меры. Правительства используют субсидии для достижения различных торгово-политических целей, в частности, для продвижения продукции отечественных производителей на зарубежные рынки. Подобные субсидии позволяют нередко получить существенные конкурентные преимущества перед производителями страны-импортера, занять существенную долю рынка или полностью вытеснить национальных производителей.

Субсидии подразделяются на запрещенные и разрешенные. К категории запрещенных относятся такие субсидии, которые предоставляются государством лишь в том случае, если экспортер выполняет установленную государством экспортную квоту или использует только продукцию отечественного производства, а не импортированные товары. Такого рода субсидии запрещены, поскольку они откровенно направлены на искажение естественного механизма конкуренции в международной торговле и могут причинить ущерб торговым интересам других стран.

Все иные субсидии относятся к разрешенным. Данные субсидии, в свою очередь, подразделяются на две категории: наказуемые и ненаказуемые. Их различают по двум критериям:

1) специфический характер субсидии;

2) нанесение ущерба экономическим интересам другой страны.

В случае доказательства факта наличия материального ущерба специфическими субсидиями также могут вводиться компенсационные пошлины.

За несколькими исключениями, все разрешаемые субсидии, которые не являются специфическими, ненаказуемы. В частности, программы субсидий, основанные на объективных экономических критериях и применяемые горизонтально, т. е. «не дающие преимущества определенным предприятиям над другими», не являются специфическими, а следовательно, они - ненаказуемые.

Таким образом, субсидии, предоставляемые правительствами малым и средним предприятиям в соответствии с установленными параметрами размеров таких предприятий или количеством работающих обычно не являются наказуемыми.

Что касается процедур введения компенсационных мер, то они во многом аналогичны процедурам антидемпинговых расследований.

Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора - самих экспортеров и обслуживающих их банков. Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

По характеру выплат субсидии делятся на:

· прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран - суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;

· косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

· Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

· Внутренняя субсидия - наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

· Экспортная субсидия - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Экспортное кредитование может иметь форму:

· субсидированных кредитов национальным экспортерам - кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

· государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

· страхования экспортных рисков национальных экспортеров которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

· краткосрочными - на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

· среднесрочными - на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

· долгосрочными - на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.

Защитные меры

Среди прочих мер нетарифного регулирования можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей, а так же валютный контроль.

К ним относятся:

1) импортные налоги (НЕ импортными пошлины);

Пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

Сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

Другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т. п.);

2) импортные депозиты – представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара;

3) валютные ограничения и валютный контроль – это регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями;

4) регулирование курса национальной валюты;

5) меры государственного регулирования внешней торговли :

Создание экспортно-кредитных агентств;

Функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;