Таможенные операции и таможенный контроль в еаэс. Таможенные операции и таможенный контроль в отношении международных почтовых отправлений и интернет-товаров стали предметом рассмотрения всероссийского семинара таможенников

В каждом государстве существуют органы, которые осуществляют надзор за ввозом и вывозом товаров через границу страны. При этом данный вид деятельности имеет не только свою специфику, но еще и определенную историю развития. Издавна люди осознали тот факт, что границы территории государства – это крайне важный атрибут любой державы. Помимо символической функции, он также выгоден во многих экономических процессах. Таким образом начало появляться понятие таможенного сбора, который взимался с товаров, которые ввозились на территорию того или иного государства. Время шло, и данная деятельность понемногу развивалась. Таможенные отношения достигли своего пика в середине XX века, после Второй мировой войны. Стало понятно, что неприкосновенность границ играет большую роль для всемирной безопасности. Помимо этого, контролируемый ввоз необходим для сохранения баланса на своем внутреннем рынке. На сегодняшний день таможенная служба есть практически в каждой стране. В РФ данное ведомство также существует. Но интерес вызывает не только сама служба, но еще и операции, которые она непосредственно осуществляет.

Понятие таможни

Таможенная служба является неотъемлемой частью любого государственного аппарата. Иными словами, данный орган попросту необходим, если учитывать развитость современного рынка. Однако мало кто понимает истинную суть таможни. Если учесть законодательную трактовку, то представленное в статье ведомство является государственным органом, который обеспечивает перемещение через границу державы товаров в определенном порядке и согласно нормативных положений. Весь процесс при этом сопровождается рядом определенных явлений. Например, таможенные органы могут осуществлять контроль товаров и иных предметов, реализуют их оформление, а также проводят специальные таможенные операции и процедуры. Все это делается для того, чтобы перемещение через границу было упорядоченным и законодательно обусловленным.

Таможенное дело

Всевозможного рода таможенные операции и таможенный контроль – это проявление одноименной сферы деятельности служащих упомянутого органа. Иными словами, перемещение через границу реализуется с использованием отдельных методов и средств. В своей совокупности эти процессы называются таможенным делом. Их главной целью является организация соблюдения всеми лицами мер тарифного регулирования, запретов, ограничений, которые непосредственно связаны с перемещением товаров через границу. Помимо этого, таможенное дело заключает в себе большое количество экономических и юридических аспектов. Прежде всего данная категория существует для того, чтобы государство могло обеспечить безопасность своей внешнеэкономической деятельности. Это, в свою очередь, возможно благодаря определённым мерам воздействия на процессе перемещения через границу. Например, в XXI веке активно используются тарифные барьеры и иные нетарифные способы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Правовая отрасль

Все таможенное дело осуществляется в строгих юридических рамках, которые помогают избежать самоуправства и некомпетентности в процессе реализации контрольной деятельности непосредственно на границе. Главной юридической отраслью, которая непосредственно регулирует упомянутую деятельность, является административное право. В своей структуре оно имеет специфическую подотрасль – таможенную. Именно благодаря ей производится регулирование внешнеэкономической деятельности. При этом ключевым нормативным актом этой отрасли в Российской Федерации является Таможенный кодекс.

Суть таможенного контроля

Многие таможенные операции реализуются в рамках одноименной контрольной деятельности. Она подразумевает собой комплекс действий, которые направлены на проверку конкретных товаров, транспортных средств и иных предметов в процессе их перемещения через государственную границу. Иными словами, таможенная служба подобным образом фактически выполняет функции, для которых её, в принципе, создавали. Следует отметить, что контроль на границе регулируется не только соответствующим национальным законодательством, но и рядом международно-правовых нормативных актов, которые ратифицированы в России. Большое значение в данном случае имеют таможенные союзы. Подобного рода соглашения между государствами позволяют отменять большое количество пошлин при ввозе и вывозе товаров, а также создать единую торговую территорию.

Принципы и цели контроля

Таможенные операции в рамках контроля на границе государства реализуются в законодательных рамках. Помимо того, они осуществляются согласно ряду определенных целей, например:

  • для проверки законности при перемещении через границу;
  • для обеспечения строго соблюдения законодательных норм;
  • соблюдения всех нюансов отдельных процедур;

Стоит также отметить, что таможенный контроль, имеет ряд исходных положений, принципов, на основе которых он фактически производится. К ним можно отнести следующие:

  • Выборочность контроля. Это значит, что представленная деятельность может реализовать в тех формах, которые допустимы на усмотрения таможенной службы.
  • Многогранность , показывает большой ассортимент форм контроля, в которых он может производиться.

Таким образом, упомянутая деятельность представляет собой целую систему различных операций, которые производятся для осуществления определенных целей.

Понятие таможенных операций

Итак, мы выяснили, что отдельные действия, совершаемые представителями государственной службы по контролю за границей страны, играют достаточно большую роль. Их объектами являются товары, транспортные средства, иные предметы и люди. Важным аспектом является тот факт, что все перечисленные категории, должны находиться в процессе перемещения через государственную границу, то есть, соответствующие пункты пропуска. Организация таможенных операций производится непосредственно служащими таможенных органов Российской Федерации. Чтобы более детально разобраться действиях такого рода, необходимо проанализировать их классификацию.

Виды таможенных операций

Если учитывать положения законодательства, то можно представить достаточно обширную классификацию всех операций, которые реализуются при перемещении через границу. Помимо того, таможенные операции также разделяются в зависимости от конкретных задач, которые перед ними стоят, и, конечно же, задействованных субъектов. На сегодняшний день теоретики выделяют следующие виды данных действий, а именно:

1. Операции, которые осуществляются до непосредственного перемещения товаров, предметов, людей и транспортных средств через государственную границу. К числу таковых можно отнести следующие: предварительное декларирование, получение разрешение на перевозку посредством транспортных средств отдельных товаров, получение разрешение на реализацию конкретных процедур, например, переработка на территории органа.

2. Предшествующие декларированию операции. Подобного рода действия, как правило, характеризуются отсутствием стандартного документирования в силу специфики таможенного режима. Таким образом, данный вид включается в себя непосредственное прибытие товаров на таможню, транзит, а также помещение предметов в хранилище.

3. Таможенное декларирование товаров представляет собой отдельный вид операций. Он характеризуется тем, что перевозимые предметы проходят полный процесс надлежащего документального оформления при пересечении границы. Таможенное декларирование товаров позволяет максимально полно воплотить все действия, предусмотренные таможенным контролем.

4. Еще одним видом операций, являются действия, которые производятся после фактического оформления товаров. То есть они реализуются в процессе фактического вывоза предметов из области пропускного пункта.

5. Совершенно самостоятельными являются операции, которые завершают действие того или иного таможенного режима.

Представленные виды показывают важность и распространенность отдельных операций в процессе деятельности органов, которые регулируют перемещение через государственную границу.

Особенности операций

Учитывая представленную классификацию, можно сделать вывод, что таможенные действия в большей части являются проявлением контрольных функций этого органа. Однако самой главной задачей, которая обуславливает реализацию отдельных операций, является декларирование товаров. Так как именно это действие позволяет контролировать все без исключения объекты, перемещающиеся через государственную границу.

Субъектный состав операций

Как мы понимаем, порядок совершения таможенных операций осуществляется с целью влияния на отдельных субъектов. Они, в свою очередь, являются непосредственными фигурантами процесса перемещения через государственную границу. Всех субъектов, в соответствии с современным законодательством, можно разделить по группам, а именно:

1. Лица, которые отвечают за управление таможенным декларированием.

2. Лица, имеющие коммерческий интерес и реализующие предпринимательскую деятельность на границе и пунктах пропуска (владелец склада, специалист по таможенным операциям и т. д.).

3. Лица, которые, в силу сложившихся обстоятельств, стали субъектами перемещения через таможенную границу.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели таможенные операции и их характерные особенности. Следует отметить то факт, что на сегодняшний день контроль за процессом перемещения через государственную границу осуществляется профессионально. Однако, как мы понимаем, нет предела совершенства. Поэтому законодательство в этой области необходимо постоянно модернизировать, дабы оно шло в ногу со временем.

На всей территории ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование, нормативно-правовой базой которого является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и международные договора и акты. Необходимо отметить, что 11 апреля 2017 г. подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, который вступит в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур. Он заменит собой устаревшие нормативноправовые документы.

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС включает в себя новые подходы, позволяющие поднять таможенный контроль в ЕАЭС на новый уровень. В частности, произведена кодификация всей информации, используемой в таможенных целях, детализирован порядок расчета и заявления статистической стоимости декларируемых товаров, систематизирован порядок заявления сведений о местонахождении товаров, закреплен приоритет электронного декларирования и др. Вводимые новшества позволят ускорить и облегчить движение товаров и транспортных средств по территории ЕАЭС.

Пункт 2 ст. 127 ТК ЕАЭС устанавливает 17 видов таможенных процедур используемых в целях таможенного регулирования:

  • 1. выпуск для внутреннего потребления;
  • 2. экспорт;
  • 3. таможенный транзит;
  • 4. таможенный склад;
  • 5. переработка на таможенной территории;
  • 6. переработка вне таможенной территории;
  • 7. переработка для внутреннего потребления;
  • 8. свободная таможенная зона;
  • 9. свободный склад;
  • 10. временный ввоз (допуск);
  • 11. временный вывоз;
  • 12. реимпорт;
  • 13. реэкспорт;
  • 14. беспошлинная торговля;
  • 15. уничтожение;
  • 16. отказ в пользу государства;
  • 17. специальная таможенная процедура.

Отдельные таможенные операции регламентируются специальными статьями ТК ЕАЭС. Например, перемещение припасов регламентирует глава 39, временное хранение товаров - глава 37 , а ввоз (вывоз) транспортных средств международной перевозки глава 38 ТК ЕАЭС.

Таможенный контроль товаров и транспортных средств регламентируется главами 44-46 ТК ЕАЭС. Таможенный контроль на всей территории ЕАЭС осуществляется на основе выборочное™, с применением системы управления рисками (СУР) и ограничивается применением лишь необходимых для обеспечения соблюдения законодательства форм.

Главы государств, правительств, члены правительств и их семьи, а также иные лица, определенные специальными правовыми актами, в соответствии с действующим законодательством освобождаются от таможенного досмотра личного багажа. От таможенного досмотра освобождается военное имущество, согласно специальным заявлениям, а также военные корабли, военная техника и воздушные суда, передвигающиеся самостоятельно.

В арсенале сотрудников таможенных органов находится следующий набор форм таможенного контроля:

  • получение объяснений;
  • проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • таможенная проверка.

В соответствии с главой 46 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов государств-членов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Важную роль в осуществлении таможенного контроля играет СУР (система управления рисками). Алгоритм применения СУР, стратегия и тактика ее реализации, механизмы обмена информацией определяются законодательством государств - членов ТС. В рамках СУР таможенные органы совместно формируют информационную базу СУР, осуществляют анализ и оценку рисков, разрабатывают индикаторы рисков и меры по их минимизации или предотвращению.

Таможенная проверка может осуществляться двумя методами: камеральная таможенная проверка и выездная таможенная проверка. В случае проведения камеральной проверки проводится изучение, анализ и оценка достоверности предоставленных документов. Такая проверка не предполагает выезда к проверяемому лицу и может проводиться без ограничения периодичности. Выездная таможенная проверка может быть плановой, внеплановой и встречной внеплановой выездной и осуществляется с выездом непосредственно:

  • к юридическому лицу;
  • месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя (ИП);
  • месту осуществления фактической деятельности юридического лица или ИП.

Законодательство ЕАЭС четко определяет форму решения (предписания, акта о назначении проверки).

К числу оснований для принятия решения о проведении внеплановой выездной таможенной проверки относятся:

  • информация, основанная на анализе и оценке данных, содержащихся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов государств-членов, и свидетельствующие о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
  • информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
  • получение таможенными органами заявления на получение статуса уполномоченного экономического оператора от лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;
  • потребность в осуществлении встречной внеплановой выездной таможенной проверки;
  • запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении проверки деятельности участника ВЭД, реализующего сотрудничество во внешнеэкономической сфере с иностранной организацией и др.

Выездная таможенная проверка по определению является внеплановой и может быть назначена по результатам осуществления других форм таможенного контроля.

Плановые таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся один раз в три года.

Выбор лиц, проверку которых предполагается осуществлять по плану, производится с использованием следующих критериев:

  • проверяемое лицо находится в информационной базе таможенных органов;
  • на основе данных предыдущих выездных и камеральных проверок;
  • на основании информации, полученной от государственных органов;
  • на основании информации организаций осуществляющих банковские операции;
  • на основании информации, полученной от государственных контролирующих органов стран - членов ЕАЭС;
  • на основании информации, полученной из средств массовой информации;
  • на основании информации, полученной официальным путем от других источников.

Плановая таможенная проверка начинается не ранее, чем через 15 календарных дней с момента:

  • получения проверяемым лицом уведомления о предполагаемой проверке;
  • получения таможенным органом почтового отправления с информацией о предполагаемой проверке с отметкой о невручении адресату.

Возврат почтового отправления с отметкой о невручении не является основанием для отмены проверки. Датой начала таможенной проверки является день вручения или отказа от получения документов о назначении проверки: копии решения, предписания или акта о назначении проверки. В момент вручения документа руководитель проверяемого юридического лица или ИП либо его представитель должен сделать отметку о дате и времени получения копии решения на оригинале документа. В случае отказа сотрудник таможенного органа должен сделать отметку об отказе в получении документа. Таможенная проверка не должна превышать два месяца, в случае необходимости этот срок может быть увеличен на один месяц решением таможенного органа, проводящего проверку. В случае необходимости проверка может быть приостановлена для проведения необходимых экспертиз или получения документов. Сроки и порядок приостановки регламентируются законодательством государств - членов ТС. (ИСКЛЮЧИТЬ) Завершение таможенной проверки оформляется документально в двух экземплярах и подписывается сотрудниками таможни, участвовавшими в проверке. Один экземпляр остается в материалах проверки, а второй в течение пяти дней вручается проверяемому лицу или отправляется ему почтой с уведомлением о вручении.

Проверяемое лицо имеет право отказать в доступе на проверяемый объект в случаях, когда:

  • ему не предъявлен документ о назначении проверки или служебные удостоверения сотрудников таможенного органа;
  • проверяющие не указаны в документе о назначении проверки;
  • сотрудники таможенного органа не обладают специальным разрешением для доступа на объект, если такое разрешение предусмотрено законодательством стран - членов ТС.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется соответствующий акт (протокол) в соответствии с законодательством государства-члена. Они также вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и (или) со вскрытием запертых помещений в соответствии с законодательством государств-членов.

Tаможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

Существуют следующие виды таможенных операций:

а) Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, к ним относятся:

1. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза

2. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза

3. Временное хранение товаров

б) Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру

1. Таможенное декларирование

2. Выпуск товаров

В соответствии с п. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством ТС и законодательством государств - членов ТС.

Прибытие товаров на ТТ ТС осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах (п. 1 ст. 156 ТК ТС).

Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается законодательством государств - членов ТС (п. 1 ст. 158 ТК ТС).

При прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:

1) при международной перевозке автомобильным транспортом:

документы:

документы на транспортное средство международной перевозки;

транспортные (перевозочные) документы;

документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;

имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

сведения:

о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;

наименование и адрес перевозчика товаров;

наименование страны отправления и страны назначения товаров;

наименование и адрес отправителя и получателя товаров;

о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;

вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;

о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен;

о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;

В местах прибытия могут совершаться следующие таможенные операции (ст. 160 ТК ТС):

Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, а также замена транспортного средства, доставившего товар на ТТ ТС, на другое транспортное средство (п. 1);

Операции, связанные с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. 3). Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить их в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (если иной срок не установлен таможенным законодательством ТС или законодательством государств - членов ТС в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом (п. 4 ст. 160 ТК ТС)).

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, а завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. п. 1, 3 ст. 174 ТК ТС).

Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются ТК ТС. Документы, необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в электронной форме (п. п. 2, 4 ст. 176 ТК ТС).

Согласно ст. 156 TK TC Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.

Товары могут прибывать на таможенную территорию таможенного союза в иных местах, не являющихся местами прибытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств - членов таможенного союза.

Перечень мест прибытия направляется таможенными органами в Комиссию таможенного союза для опубликования, в том числе с использованием информационных технологий.

После пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные выше (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах прибытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий.

Так же нужно отметить статью 165 ТК ТС, в которой описаны меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах.

Если доставка товаров из места убытия до места фактического пересечения таможенной границы прерывается вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих такой доставке товаров, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если их транспортное средство международной перевозки повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.

В местах непосредственного прибытия груза, в соответствии со статьей 160 ТК TC, могут осуществляться Таможенные операции:

1. В местах прибытия может осуществляться разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, а также замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию таможенного союза, на другое транспортное средство.

2. Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию таможенного союза, на другое транспортное средство осуществляются во время работы таможенного органа и в местах, специально предназначенных для этих целей, с разрешения таможенного органа, выдаваемого по запросу заинтересованного лица.

3. В местах прибытия допускается совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

4. Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

5. Доставка товаров из места прибытия в определенное таможенным органом место, если такие товары в месте прибытия не помещены под иную таможенную процедуру или в отношении них не совершены иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза, осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места убытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.

Товары могут убывать с таможенной территории таможенного союза в иных местах, не являющихся местами убытии, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств-членов таможенного союза.

Перечень мест убытия направляется таможенными органами в Комиссию таможенного союза для опубликования, в том числе с использованием информационных технологий. Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах убытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий.

Статья 163 ТС ТК регламентирует, какие таможенные операции совершаются в местах убытия.

Для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа. Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

Требования к товарам при их убытии с таможенной территории таможенного союза (статья 164).

1. Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру либо на момент прибытия на таможенную территорию таможенного союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта. Допускаются изменения количества и (или) состояния товаров, вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

2. Лица не несут ответственность за несоблюдение положений настоящей статьи в случае, если утрата либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в государствах членах таможенного союза, - при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

3. Товары таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

04.06.2014

Таможенные операции и таможенный контроль в отношении международных почтовых отправлений и интернет-товаров стали предметом рассмотрения всероссийского семинара таможенников

3 июня 2014 года в г. Самаре открылся Всероссийский семинар, посвященный вопросам подготовки таможенных органов Российской Федерации к совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля в отношении международных почтовых отправлений (МПО) и интернет-товаров, доставляемых перевозчиками в адрес физических лиц в предновогодний и новогодний периоды 2014-2015 годов. Семинар продлится до 6 июня 2014 года.

Как отметил заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Михаил Числов, в Российской Федерации отмечается динамичное развитие торговли через сеть Интернет. Это обусловлено как скоростью развития самой сети, так и ростом интереса россиян к интернет-торговле. Суммарный оборот интернет-магазинов в России за 2013 год достиг 14,5 млрд. долл. США, в 2012 году оборот составлял 11 млрд. 680 млн. долл. США.

Проведенный ФТС России мониторинг объемов оформления товаров, поступающих в адрес физических лиц в МПО, и экспресс-грузов в 2011-2013 гг. показал, что товары, приобретенные физическими лицами в зарубежных интернет-магазинах, пересылаются на территорию Российской Федерации преимущественно такими видами МПО, как мелкие пакеты и EMS (экспресс мэйл сервис – ускоренный вид доставки).

Подписанный 5 мая 2014 года Федеральный закон № 114-ФЗ внес изменение в статью 317 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который наделил Правительство Российской Федерации правом устанавливать: дополнительные ограничения на ввоз/вывоз товаров физическими лицами; нормы ввоза товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес физического лица, без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Таможенного союза в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

В целях снижения административных барьеров было принято решение о доработке статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза. Планируется, что в качестве пассажирской декларации могут использоваться иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования. Текст новой статьи сформулирован и включен в пакет поправок, которые в настоящее время после прохождения внутригосударственных процедур внесены в Евразийскую экономическую комиссию.

В свою очередь начальник Приволжского таможенного управления Сергей Рыбкин заявил, что на фоне общероссийской тенденции к увеличению объемов международных почтовых отправлений в последние годы отмечен существенный рост количества МПО, доставляемых в места почтового обмена Приволжского региона, расположенные в городах Самара и Оренбург. Так, в 2013 году количество входящей почты, предъявленной к таможенному контролю в Самаре и Оренбурге, превысило показатель 2012 года более чем в 3,5 раза и составило 8 млн. МПО.

В 2014 году указанная тенденция продолжает сохраняться. С января по май текущего года к таможенному контролю в ММПО Самара МСЦ и ММПО Оренбург МСЦ предъявлено в общей сложности более 3 млн. почтовых отправлений, что на 16% выше показателя аналогичного периода прошлого года.

С начала 2014 года в ходе таможенного контроля в местах почтового обмена Приволжья было выявлено около 350 МПО, посредством которых пересылались запрещенные товары. Значительную долю задержанных товаров как в 2013, так и в текущем году составляют специальные технические средства. Различные виды оружия, пересылаемые международной почтой и выявляемые в ходе таможенного контроля, составляют около 20% от всех задержанных товаров.

Участились в последние годы и факты пересылки в МПО наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров. Так, в течение последних полутора лет приволжскими таможенниками было задержано около 35 кг таких веществ, около 10 из которых – в течение 5 месяцев 2014 года.

По словам С. Рыбкина, в связи с прогнозируемым значительным увеличением поступающих объемов международной корреспонденции к концу 2014 года перед таможенниками Приволжья стоит задача обеспечить максимально возможную для каждого из ММПО пропускную способность. С этой целью с ноября текущего года планируется перевести таможенные посты в ММПО Самара и ММПО Оренбург на круглосуточный режим работы.

Кроме того, в соответствии с решением, принятым ФТС России совместно с ФГУП «Почта России», на базе Оренбургского МСЦ в текущем году планируется проведение трехмесячного эксперимента, предусматривающего существенную оптимизацию порядка обработки международной корреспонденции, основанного на совместном использовании почтового АИС СЦ.