Зачем вообще запускают ракеты в космос и что будет дальше? Илон Маск: человек, запустивший в космос свой кабриолет

Самым ярким объектом в ночном небе над Землей теперь является первая в мире искусственная звезда, которая, по мнению астрологов, больше похожа на «дискошар», чем на звезду. Рассказываем, в чем смысл этой так называемой «звезды человечества» и как нам на нее полюбоваться.

«Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно», — говорил классик. Нужно оказалось новозеландской частной компании Rocket Lab. Новая Зеландия, как вы понимаете, далеко не космическая держава, поэтому пока другие страны планируют колонизацию Марса, новозеландцы довольствуются достижениями совершенно иного масштаба.

Так, 21 января Rocket Lab запустила в космос ракету Electron, которая впервые в истории страны вывела на орбиту Земли три исследовательских спутника. Новозеландцы праздновали это событие, как серьезный национальный научный прорыв, хотя вряд ли можно считать прорывом ракету, созданную на 3D-принтере.

Но главную новость представители Rocket Lab озвучили только на днях: оказывается, помимо исследовательских спутников на орбиту был выведен еще один объект. Ему новозеландцы дали громкое имя «звезда человечества», и теперь именно он является самым ярким объектом в звездном небе над Землей.

«Звезда человечества» размером всего чуть больше метра в диаметре и представляет собой сферу, покрытую множеством светоотражающих треугольников. За такую внешность астрономы в сети окрестили объект «дискошаром».

Чем опасны искусственные «звезды»

Создатели искусственной «звезды» считают свое творение символом покорения космоса и человеческого величия. Астрономы же уверены в обратном - это не что иное, как способ пропиариться.

«Возможно, было бы мило сделать это в конце 1950-х годов, когда спутник был чем-то новым в нашем сознании, когда было подлинное чувство удивления (и беспокойства) о будущей космической эре. Но в 2018 году мне кажется, что это еще одно вторжение в мою личную вселенную. Большинство из нас не подумало бы, что это мило, если бы я направил свет стробоскопа на белого медведя или украсил слоганом моей компании вершину Эвереста», — прокомментировал «Звезду человечества» главный современный популяризатор астрономии, директор Колумбийского университета Калеб Шарф.

Кроме того, по мнению ученых, столь яркий и бесполезный объект только навредит науке. Излишний свет, излучаемый такими спутниками портит фотографии, сделанные из космоса, мешая исследованиям ученых. Если частные компании продолжат запускать на орбиту такие сомнительные спутники, то у астрономов возникнут большие проблемы.

А частные компании будут это делать, и первый в этом списке, конечно, миллиардер Илон Маск. Он уже давно запланировал сделать то, в чем его так нагло опередили новозеландцы - в этом году на орбиту будет отправлен огромный зеркальный шар работы скульптора Тревора Паглина. Объект уже готов и ждет загрузки на борт одной из ракет Falcon 9.

Как посмотреть на «Звезду человечества»

Чтобы полюбоваться первой рукотворной «звездой», вам не понадобятся ни телескоп, ни какие-либо другие астрономические приспособления. Объект можно увидеть невооруженным глазом, причем видно его будет из любой точки планеты.

Узнать «Звезду человечества» будет нетрудно - это яркий огонек, движущийся с большой скоростью и похожий на «падающую звезду». Вот только от метеора или «падающей звезды» его отличает то, что он постоянно мерцает.


Фото: thehumanitystar.com

Увидеть объект над собой можно каждые полтора часа - именно столько требуется спутнику, чтобы по орбите сделать круг вокруг Земли. Проследить, где конкретно в настоящее время пролетает объект, можно на его официальном сайте .

Кстати, если и впрямь хотите посмотреть на самую яркую «звезду», лучше не затягивать - кружиться по орбите она будет недолго. По расчетам создателей, срок «работы» объекта составит девять месяцев, после чего он сгорит в атмосфере.

И столкнулись с тем, что ряды исследователей космических агентств полнятся вовсе не занудами, а вполне даже поэтичными, романтичными и остроумными людьми. Этот вывод можно сделать хотя бы по списку того, что учёные умудрились запустить в космос за последние 50 лет его исследования. 10 самых необычных, занятных и странных вещей из него - в материале ниже.

Космическое кладбище

Мало кто задумывается, что в космосе - на околоземной и лунной орбитах - находятся множество останков умерших людей. Космические захоронения последние 20 лет набирают популярность, и на данный момент нашу планету покинули уже более 600 образцов праха. Среди них много останков знаменитостей и выдающихся личностей. Например, прах американского астронома Клайда Томбо, который первым открыл Плутон, бороздит просторы космоса на автоматической межпланетной станции «Новые горизонты», запущенной к тому самому Плутону в 2006 году.

В космосе также «захоронены» части останков трёх землян , причастных к созданию научно-фантастической медиафраншизы «Звёздный путь», включая положившего начало эпопее Джина Родденберри, а также Джеймса Духана и Маджел Бэррет, исполнявших роли Монтгомери Скотта и Кристин Чапел.


К наиболее известным захороненным на орбите личностям относится Тимоти Лири, американский писатель, психолог, участник кампании по исследованиям психоделических препаратов.

Как правило, прах умерших отправляют в космос в ходе плановых запусков ракет в небольших капсулах, размером с губную помаду. Организацией таких символических похорон занимается несколько компаний. Не так давно бывший специалист NASA запустил собственный проект Elysium Space , который предложил доступные расценки: за столь необычный ритуал захоронения компания берёт чуть меньше двух тысяч долларов. Родственникам даже даётся возможность следить за местоположением останков при помощи мобильного приложения .

Цветовая диаграмма

созданная Дэмиеном Херстом

В 2003 году вместе с посадочным модулем «Бигль-2 » была отправлена работа Дэмиена Херста. На этот раз объект, созданный английским художником, получил чисто утилитарное назначение - 26-граммовая металлическая пластина неправильной формы с разноцветными кружками должна была использоваться в качестве цветовой диаграммы для калибровки камеры, микроскопа и спектрометра. Это был первый случай, когда предмет современного искусства не просто был запущен в космос, но и оказался на поверхности другой планеты - Марса.


Предполагалось, что аппарат проработает на поверхности Красной планеты около 180 дней с возможным продлением миссии. Посадка, состоявшаяся 25 декабря 2003 года, вроде бы прошла удачно, однако аппарат на связь так и не вышел, и дальнейшая судьба этого шедевра Хёрста неизвестна.


Световой меч
Люка Скайуокера

23 октября 2007 в ходе планового запуска шаттла «Дискавери» на МКС было доставлено необходимое оборудование для установки узла номер два (Harmony) , а также команда из семи астронавтов. Вероятно, для того чтобы «да пребывала с экипажем Сила», помимо научного груза шаттл увёз в космос оригинальный лазерный меч Люка Скайуокера, который актёр Марк Хэмилл использовал в бою против Дарта Вейдера. Таким образом NASA решило отпраздновать тридцатилетие киноэпоса «Звёздные войны».

«Может он и не попадёт в одну далёкую, далёкую галактику, но всё-таки это путешествие протяженностью шесть миллионов миль, и это очень здорово», - сказал Дуг Мэттис из NASA. Артефакт благополучно вернулся из космоса, и в настоящее время меч можно увидеть в коллекции Космического центра имени Линдона Джонсона.

Фигурка
Базз Лайтера

«История игрушек»

Базз Лайтер, игрушечный астронавт из мультфильма «История игрушек», отправился в космос в 2008 году вместе с миссией STS-124. Он «прожил» на Международной космической станции более 450 дней. По возвращении на Землю 11 сентября 2009 года фигурка возглавила парад в парке Walt Disney World вместе с Баззом Олдрином - вторым человеком, ступившим на поверхность Луны (после командира миссии Нила Армстронга).

Естественно, игрушка оказалась в космосе не просто так. Путешествие Базза Лайтера было приурочено к открытию аттракционов Toy Story Mania! в парках Disney World и Disneyland. Астронавты же в свою очередь оправдывали наличие игрушки на борту станции демонстрацией экспериментов с микрогравитацией.

Студенты и школьники должны были описывать, как ведёт себя фигурка на Земле, и предсказать, как она проявит себя в условиях микрогравитации. Сравнить свои прогнозы с реальностью они могли, посмотрев ролик, снятый астронавтами.


Послания внеземным цивилизациям

На борту и Voyager, и на Voyager 1 были оставлены любопытные послания для внеземных цивилизаций, хотя вероятность того, что когда-нибудь они найдут адресата, крайне мала - Voyager 1 может приблизиться к звезде Gliese 445 только через 40 тысяч лет. По золотым пластинкам можно примерно понять, что из себя представляет жизнь на Земле. Самая известная из них содержит изображение голых мужчины и женщины (мужчина при этом поднимает руку в приветственном жесте) в окружении схематичного изображения Солнечной системы, космического корабля и пояснительных знаков. Изображение, однако, вызвало некоторые опасения в обществе, так как многие сочли его порнографическим.


Также в составе посылки была пластинка со звуками Земли (все их можно послушать на сайте NASA) и инструкцией по использованию, простейшие арифметические уравнения, фотографии других планет, схема человеческого размножения и ДНК. Среди других любопытных предметов была фотография людей, кусающих, лижущих еду и пьющих воду, фотография рентгеновского изображения, схема эволюции (от рыбы к человеку) и представители разных рас за рутинной деятельностью .

Семейный портрет

Фото семьи астронавта
Дьюка с планеты Земля

Чарльз Дьюк в 1972 году стал самым молодым астронавтом, побывавшим на Луне. Но ему было мало того, что он прогулялся по её поверхности в составе экспедиции Аполлон-16 , он решил прихватить с собой на спутник Земли портрет своей семьи - с женой Дотти и сыновьями Чарльзом и Томом, и оставить этот сувенир там навсегда. Чтобы все узнали о его поступке, он запечатлел брошенную на каменистый ландшафт фотографию на свой Hasselblad. Астронавт предварительно подписал её: «Это семья астронавта Дьюка с планеты Земля. Высадка на Луне в апреле 1972 года».

В списке личных вещей, которые астронавты брали с собой на Луну, были и более экзотические вещи, например, деревянный фрагмент левого пропеллера и кусочек ткани от левого верхнего крыла самолёта «Флайер» братьев Райт. Их прихватил с собой Нил Армстронг. Олдрин же, по просьбе своего отца, взял с собой автобиографию одного из пионеров ракетной техники Роберта Годдарда (это была первая книга, побывавшая на Луне) и потир, ставший первым сосудом для причастия в космосе.


Фигурки LEGO

Космический аппарат Juno, который по планам NASA должен достичь Юпитера в 2016 году, имеет на борту необычный груз: три мини-фигурки LEGO, изображающие Галилео Галилея и римских богов Юпитера и Юнону.
Специалисты NASA, которые, как оказалось, любят конструкторы не меньше нашего, обратились к компании LEGO, а те в свою очередь не пожалели $15000 на производство специальных фигурок.

Игрушки сделаны не из пластика, а из алюминия, чтобы выдержать экстремальные условия и большие перепады температур. Каждый персонаж был выбран неслучайно: Галилей был первым, кто использовал телескоп для наблюдения небесных тел, и с его же помощью он открыл четыре спутника Юпитера в 1610 году. Другие две фигурки отсылают к греческой и римской мифологии и названиям планеты назначения и самого космического зонда. Дело в том, что, согласно легенде, бог Юпитер прятал за завесой облаков свои проказы, но его жена, богиня Юнона (англ Juno) , была в состоянии увидеть истинную природу Юпитера сквозь эти облака. Фигурка Юноны держит в руках увеличительное стекло, а фигурка Юпитера - молнию.

Помимо фигурок на борту зонда также есть табличка, представленная Итальянским космическим агентством. На ней изображён сам Галилей, а также надпись, сделанная им в январе 1610 года, когда он впервые наблюдал луны Юпитера.

Плюшевый медведь Борис

Игрушка, помогающая определить, когда экипаж попадает в невесомость

Известно, что российские космонавты очень суеверны, и на многих фотографиях с отечественным экипажем космических миссий можно заметить один странный талисман - небольшого игрушечного медведя. Прозванный космонавтами Борисом, мишка, подвешенный на веревке между камерой и командой, позволяет наземным диспетчерам лучше всяких приборов определить, когда экипаж попадает в невесомость. Плюшевую игрушку можно увидеть в видео с запуска космического туриста Чарльза Симони на космическую станцию ​​в 2007 году (лучше промотать ролик на 2 минуты вперёд).

видео с Запуском ракеты Союз ТМА-10


Артефакт английских поселенцев Джеймстауна

Примерно в 1611 году один из английских кораблей за несколько месяцев пересёк Атлантический океан и направился в Джеймстаун - первое поселение англичан на территории современных США, основанное несколькими годами ранее. Ящики с багажом этих отчаянных людей, ищущих лучшей жизни в Новом Свете, были помечены металлическими табличками Yames Towne. Одна из тех самых табличек была обнаружена археологами на дне колодца

в 2006 году. Уже в июне 2007 года в рамках празднования 400-летия со дня основания Джеймстауна космический челнок NASA «Атлантис» вывел этот кусок свинца на околоземную орбиту, после чего он пересёк Атлантический океан, на этот раз всего за несколько минут. Табличка была возвращена на Землю в музей Archaearium, где собраны многие артефакты, принадлежащие первым американцам Джеймстауна.

Мячи и клюшка для гольфа

Алан Шепард - первый и, по всей вероятности, единственный человек, сыгравший в гольф на Луне

Мячи и клюшку взял с собой в космос первый американский астроном Алан Шепард - он же первый и, по всей вероятности, единственный человек, сыгравший в гольф на Луне. Как объясняет NASA, таким образом он не только повеселился, но и внёс существенный вклад в науку - траектория полёта мяча наглядно демонстрировала, насколько слабее гравитация на Луне. Сохранилась и видеосъёмка эксперимента.

Сам Шепард вспоминал, что мяч улетел на «мили и мили», однако астрофизик-теоретик Этан Сигел чуть уточнил высказывание астронавта. По его мнению, наиболее вероятно, что мяч провёл в полете 70 секунд и улетел на четыре километра, что практически в восемь раз превышало существующий на тот момент земной рекорд.

Cover image via courtesy The Lego Group photos via Celestis & beagle2.com

Прежде чем радовать окружающих своими вумными выводами, неплохо было бы быть в теме.

олько не надо врать, что раз ракета взорвалась до команды Пуск!, то аварийного запуска не было. Ракета взорвалась, спутник потерян, стартовый комплекс разрушен. Авария 100%

Ну, и до кучи, два российских Союза, запущенные с Куру, автор таблицы записал на успешный запуски ЕС. Если запускали под ЕСовским флагом, то это успех европейской космонавтики, да?

По факту, на 17 запусков РФ в этом году пришлась одна авария. это примерно столько, сколько всегда было. Одна авария на 20 полетов. У других стран ни разу не лучше, а если лучше (Япония и федеральные запуски США), то запуски сильно дороже.

Тем, кто анализирует статистику, необходимо для начала понять, что аварии ракет не являются авариями или неудачами в традиционном понимании. Таков бизнес. Любое промышленное производство производит некоторое количество брака. Без разницы, Роскосмос, Интел или Эппл. Но брак Интела или Эппла можно проверить при тестировании, а ракету, к сожалению, нет. Ракета одноразовая, а что бы её проверить, её требуется запустить. Только после этого, она может быть признана годной. Когда ОТК Интела выбрасывает бракованный процессор в мусорный контейнер, это никому не видно. Когда ракетный брак падает в океан, так сразу возбужденные хомячки начинают выпрыгивать из штанов. "А я что говорил! Там такие же неудачники, как и я!" Ну, греет эта иллюзия всех неудачников, что все такие же, как он сам.

Можно ли сделать ракету безаварийной? Да, вполне. Японская Н-2 и федеральные пуски США почти не падают. Каждую заклепку проверяют рентгеном и ультразвуком и т.д. и т.п. Правда, стоит такой запуск в 3 раза дороже, чем обычный коммерческий. Коммерсантам такая ракета, как ни странно, не нужна. Им проже застраховаться, благо аварии происходят нечасто, и запустить втрое дешевле. Если кому не известно, у нас сейчас в стране рыночная экономика. Поэтому все требуют, что бы ракета была конкурентоспособной в первую очередь, и по возможности, надежной. Но только "по возможности".

А что касается якобы спада числа запусков, то он ни разу не может быть представлен ниспадающей экспонентой, достаточно включить голову и посмотреть статистику. Спад начался в 2014 году, и исключительно по иностранцам. Государственных пусков меньше не стало. Санкции. Очевидно, что сейчас ставка сделана на оказание комплексных космических услуг, если нас уж выгоняют с рынка пусковых услуг.

Это конечно, сложнее, и требует времени, что бы разработать полезную нагрузку и импортозаместить все компоненты. Но работа успешно идет. "Благовест" для МО сделан полностью на отечественной базе, работает успешно. По сути, обычный коммуникационный спутник. упавший Метеор, так же был переработан на отечественную базу. Посто это все требует времени, так же, как и ССЖ-100 и МС-21.

Японский миллиардер, фанат искусства и будущий космо-турист. Рассказываем, кого Илон Маск запустит к спутнику Земли и на чем полетит счастливчик

Юсаку Маезава. Наверное, вам это имя незнакомо - он не слишком популярен за пределами своей родины (по крайней мере, не был, пока не выкупил космический турполет у Маска), но в Японии известен как довольно нетипичный бизнесмен, увлеченный искусством и уверен, что оно может способствовать "миру во всем мире".

Во время пресс-конференции в корпоративном офисе компании SpaceX в городе Готорн, Калифорния, стало известно, что он станет первым клиентом SpaceX в качестве космо-туриста вокруг нашего спутника.

Полет планируют (примерно) в 2023 году на ракете SpaceX BFR, которая до сих пор находится на стадии разработки и оценивается примерно в 5 миллиардов долларов. Миллиардер уже внес “значительный” аванс за путешествие, но точная сумма не раскрывается. Интересно, что предприниматель сам пришел с предложением путешествия к Илону Маску.

“Он очень смелый человек, если решился на это”, - сказал глава SpaceX, предупредив также о рисках предстоящего полета, - "Это опасно. Это вам не прогулка по парку. Это потребует определенной подготовки. Это даже не полет на самолете - всегда есть шанс, что что-то пойдет не так".

Несмотря на это, Илон пообещал обдумать вариант совместного путешествия: ракета SpaceX пролетит в 200 километрах от Луны и вернется на Землю.

"Вы должны понимать, что это он выбрал нас, и мы очень этим гордимся. Он очень смелый человек, и, видимо, наиболее к этому мотивирован", - отметил Маск, отвечая на вопрос японского журналиста, что вкратце звучало примерно как "почему именно японец?"

На пресс-конференции Маезава взял микрофон, и в течение 15 минут рассказал не только о том, что такой полет является его мечтой, но и о планах выхватить на BFR более одного места: предприниматель собирается взять с собой художников и представителей творческих профессий, чтобы вдохновить их на новые свершения.

"Луна с детства вдохновляла меня, поэтому я не мог упустить шанс увидеть ее вблизи", - сказал Юсаку, -" В то же время, я не хотел бы быть одиноким в этом путешествии. Я хотел бы разделить этот опыт с как можно большим количеством людей".

По его словам, в компании будут режиссер, художник, танцор, писатель, музыкант, модный дизайнер, скульптор, фотограф и архитектор. Все эти люди присоединятся к Маедзави в полете, который продлится около недели.

По возвращению они создадут выставку своих “лунных разработок”, чтобы отметить полет. Этот проект предприниматель назвал #dearMoon. "Луна всегда вдохновляла человечество. Ради этого этот проект", - сказал Маезава.

Предприниматель не назвал конкретных имен, однако обратился к аудитории: “Если вы услышите это от меня, скажите “да” и примите мое приглашение. Пожалуйста, не говорите "нет"!”.

Так кто же такой Юсаку, как он заработал деньги на лунные путешествия и на чем он полетит?

Знакомьтесь, Юсаку Маезава

Юсаку Маезава является 18-м самым богатым человеком в Японии и руководителем корпорации “Start Today ”, которая стоит 12 миллиардов долларов. Его личное состояние же оценивают в 2,7 миллиарда долларов, сообщает Forbes .

При этом Юсаку не является “мажором” и богатым наследником: он родился в небольшом городке Камагая в 1975 году, в обычной семье бухгалтера и домохозяйки. Учась в школе, он основал собственный музыкальный коллектив Switch Style.

После школы юноша поступил в университет, выехав за своей девушкой в США. “Я смотрел на эти мрачные лица разных людей и понимал, что никогда не хочу быть похожим на них ", - рассказал предприниматель в одном из интервью.

В Америке парень начал свою коллекцию CD-дисков и пластинок с песнями любимых исполнителей. Впоследствии хобби переросло в идею для бизнеса: в 1995 году Маезава вернулся в Японию и основал фирму по импорту в Азию музыкальных CD-дисков через службы доставки.

Бизнес развивался, и довольно быстро перерос в направление с импортом DVD. В 1998 году компания получила название “Start Today”, в 2000 она перешла на онлайн-платформу (чтобы сэкономить средства), а сейчас включает несколько компаний, которые занимаются веб-разработками и, в частности, веб-магазин одежды Zozotown, который считается самым масштабным в Японии.

Zozotown продает продукты 6300 компаний, а сейчас постепенно меняет правила игры, вводя функцию индивидуального заказа на пошив. И обычным меркам все не ограничится: для такого заказа клиентам отправят специальные костюмы, которые проведут идеальные замеры тела при помощи смартфона пользователя.

На разработку потратили 7 лет и миллионы долларов, но Маезава ожидает, что это приведет к росту его бизнеса на 400 процентов и оценке компании в 46 миллиардов долларов в ближайшие 10 лет. Сейчас в подчинении Маезави всего более 900 сотрудников.

Фанат искусства и благотворитель

Юсака - человек, который готов выложить десятки миллионов на развитие прекрасного. Так, в 2016 году на выставке в Нью-Йорке он закупился произведениями искусства на 98 миллионов долларов.

Среди других, в своей коллекции он добавил картину “Без названия” за 57 миллионов неоэкспрессиониста с США Жана-Мишеля Баскии, работу Кристофера Вула за14 миллионов долларов и портрет Винсента ван Гога румынского автора Адриана Гене за 2,6 миллиона долларов. Впоследствии эти картины направились в его Фонд современного искусства в Токио.

Маезава рядом с картиной Жана-Мишеля Баския, которую он купил за 110 миллионов долларов

До 2001 года предприниматель профессионально занимался музыкой: его группа Switch Style подписала рекордный контракт с BMG Japan, а затем выпустила три альбома. Однако после выпуска последнего Маезава вышел из группы, чтобы сосредоточиться на управлении компанией.

Юсаку известен и благотворительностью: он пожертвовал миллион долларов на восстановление игрового стадиона в своей родной префектуре Тиба, а в 2003 году он договорился с 40 брендами одежды о создании “антивоенных” футболок против боевых действий в Ираке. Заработанные с продаж 53 тысячи долларов предприниматель перевел на благотворительность.

Также мужчина всерьез обеспокоен распространенным в Японии явлением “смерть от переутруждения”, когда люди фактически изнуряют себя работой до смерти. Чтобы избежать таких явлений в Start Today предприниматель установил в компании 6-часовой рабочий день. Юсаку отметил, что так у работников будет больше времени на себя, семью и хобби.

Билет до Луны

Сколько точно заплатил (и, возможно, еще доплатит) Маезава за полет к луне, доподлинно не известно, однако очевидно это достаточная сумма для выкупа около 6-8 мест на корабле.

"Он платит очень много денег. Мы не будем рассказывать, сколько, но это большая сумма, которая поможет разработке корабля и первой ступени ракеты. В конце система BFR создана, чтобы отправить кого угодно на орбиту, Луну, Марс, и он помогает обычным гражданам получить возможность когда-нибудь путешествовать на другие планеты", - ответил Маск на вопрос о деньгах.

Сообщение, распространенный (@yusaku2020) 17 Сен 2018 г. в 10:04 PDT

Ходили некоторые слухи о стоимости 1 билета в 35 миллионов долларов, но их никто не подтвердил.

Big Falcon Rocket

или Big Fucking

Как отметил Маск на презентации, сама суть создания компании SpaceX – ускорить становление человечества как космической цивилизации, развитие ракетных технологий до той фазы, когда человечество сможет стать мультипланетным видом.

По его словам, в конце концов с планетой - по вине человека или нет, что-то таки произойдет. И в интересах человечества не ждать этого, а расселяться по как можно большему количеству небесных тел.

“Речь идет именно о мультипланетарности, а не о том, чтобы просто заселить одну планету в каком-то другом месте. Чтобы жизнь была и на Марсе, и на Луне, и на спутниках Юпитера - по всей Солнечной системе, чтобы, наконец, мы могли заселить что-то и за ее пределами”, - сказал предприниматель.

То что же это за ракета, BFR?

В буквальном переводе “Ракета большого сокола” после введения ее в эксплуатацию станет самой мощной разработкой SpaceX.

BFR все еще находится на стадии разработки и тестирования. В высоту она будет где-то с 35-этажный дом (118 метров в высоту), будет иметь две части - ракета-носитель и космический корабль, который выйдет на орбиту, и сможет перевозить не менее 100 тонн полезной нагрузки (для сравнения, Falcon Heavy способна доставить на орбиту Марса максимум 16,8 т груза).

Как ракета-носитель, так и корабль оснащены собственными двигателями и посадочными ножками, а значит, приземляться на поверхность планеты они должны отдельно друг от друга (аналогично тому, как сейчас это делают ракеты Falcon 9).

Корабль, вероятно, сможет вместить около 100 пассажиров, но первый рейс до Луны ограничится кругом где-то в 12 человек. Маск отметил, что отправлять к Луне сразу 100 человек было бы "не слишком разумно".

“Вообще, это 100 тонн прямо к Марсу, при условии дозаправки на орбите. Ракета сконструирована именно таким образом, чтобы доставить 100 тонн нагрузки прямо на поверхность Марса. ”, - сказал Маск.

Он также добавил, что при условии производства топлива на Марсе, оттуда можно будет долететь до пояса астероидов, оттуда до спутников Юпитера. “Таким образом, прыгая по планетах и других небесных телах, можно будет добраться до края нашей Солнечной системы”, - добавил предприниматель.

По словам Маска, BFR должна стать межпланетной транспортной системой, которая позволит добраться в любую точку Солнечной системы, если только мы наладим производство топлива на протяжении всего пути.

Первые тестовые запуски BFR с подъемом ракеты на небольшую высоту могут пройти уже до конца 2019 года, однако о четких сроках говорить рано, особенно из-за недостаточного финансирования проекта.

"Финансирование для BFR - один из ключевых вопросов", - рассказал Маск на конференции. Сейчас SpaceX направляет на ее развитие только 5% своих ресурсов.

Полная запись пресс-конференции SpaceX

"Конечно, у нас есть заказы на доставку грузов к МКС, а в следующем году мы будем отправлять туда космонавтов, у нас также разрабатывается система спутников Starlink и все частные клиенты SpaceX очень важны для развития ракеты", - отметил глава компании.

Подробнее о выше упомянутых проектах читайте в материалах : и

Но относительно любых дат предприниматель не смог дать четкой информации. " Ничего точного мы пока сказать не можем. Даже в этих предполагаемых сроках очень сомневаемся. Если бы у меня был какой-то хрустальный шар, я бы с удовольствием сказал, сколько времени это все займет".

Легче «Союзу» пролететь через игольное ушко, чем спокойно поговорить в интернете о состоянии дел в российской космонавтике. Причина проста - искушению черно-белого мышления поддаются слишком многие, и в обсуждениях сталкиваются крайние позиции. Одни считают, что NASA пропадает без российских двигателей и мест на пилотируемых кораблях, другие уверены, что Роскосмос давно уже последнюю ракету под мостом без соли доедает. Реальность где-то между этими крайностями, но обсуждения обычно вместо поиска истины скатываются в ругань. Понимая эти риски, все-таки попробуем тезисно поговорить о том, в каком состоянии находится российская космонавтика.

Количество пусков

Тринадцать лет подряд Россия лидировала по количеству космических запусков. Но в 2016 году нас обогнали США и - впервые - Китай. В 2017 году одна частная компания SpaceX имеет шансы обогнать Россию по количеству запусков. Наше лидерство по этому параметру было предметом гордости, и его потеря стала поводом для расстройства. Насколько оно обосновано?


Количество пусков по странам с 2004 года

Большое количество российских запусков в последние годы имеет сразу несколько причин. Во-первых, развертывались прикладные спутниковые группировки - ГЛОНАСС для навигации, «Экспресс», «Ямал» для связи, «Ресурс» для дистанционного зондирования Земли, военные спутники. Во-вторых, активно запускались иностранные космические аппараты по коммерческим контрактам.

Когда в 90-х годах российские ракеты-носители вышли на мировой рынок, они оказались дешевыми и были очень востребованы.

Специально созданная компания ILS предлагала выгодные цены на «Протоны», и с 1996 года было произведено уже 98 пусков на самую коммерчески востребованную геостационарную орбиту. В-третьих, по пилотируемой программе каждый год стартует 4 «Союза» с космонавтами и 4–5 грузовых «Прогрессов», это уже как минимум 8 пусков в год.

Сейчас ГЛОНАСС развернута и требует меньшего количества запусков для поддержания группировки. С коммерческими контрактами ситуация ухудшилась: на рынок пусковых услуг пришла частная компания SpaceX, составив конкуренцию ценам ILS. В 2016 году авария «Протона» не привела к потере полезной нагрузки, спутник был успешно выведен на целевую орбиту, но расследование происшествия наложилось на обнаружение неправильного припоя в двигателях, и в результате «Протон» не летал почти год. Даже в пилотируемой программе убрали один грузовой «Прогресс», из-за чего пришлось сократить российский экипаж МКС с 3 человек до 2.


Парадоксально, но сокращение пусков является следствием и одной хорошей причины. В 80-е годы СССР производил в районе сотни пусков в год, но его связные спутники «Стрела» могли работать на орбите только полгода, а разведывательные «Зениты» - всего две недели.

Когда срок активного существования спутников настолько мал, он сводит на нет эффект от большого количества запусков. Сейчас наши спутники стали работать на орбите гораздо дольше, поэтому и запускать новые на замену нужно реже.

Также параллельно идет процесс замены ракет-носителей. Старые «Космос» и «Циклон» уже не летают, конверсионные «Днепры» тоже постепенно заканчивают свою карьеру. И если новый легкий «Союз-2.1в», впервые полетевший в конце 2013 года, в июне 2017 стартовал уже в третий раз, то у «Ангары» дела идут менее успешно. После двух испытательных пусков в 2014 году она до сих пор не начала летать с настоящими спутниками. Дело не только в устранении неизбежных замечаний после первых - пусть и успешных - пусков. Центр имени Хруничева, на котором производится «Ангара», переносит производство ракет в Омск и сокращает площади в Москве на 80 % . На фоне этих пертурбаций задержка с серийным производством, увы, закономерна.


Аварийность

Распространено мнение, что наши ракеты постоянно падают. Но статистика это не подтверждает. Если посмотреть относительную аварийность (количество аварий, разделенное на количество ракет), то видно, что показатели российской космонавтики находятся на сравнимом с другими странами уровне.


Относительная аварийность ведущих космических держав с 2004 года, потеря полезной нагрузки 1 балл, авария без потери полезной нагрузки - 0,5 балла

Кроме Европейского космического агентства, отличающегося почти нулевой аварийностью (причем единственное происшествие в 2014 году связано с нештатной работой российского блока «Фрегат» - спутники были выведены на нерасчетную орбиту, но успешно эксплуатируются), Россия, США и Китай показывают примерно одинаковую аварийность.

Почему же миф о постоянно падающих наших ракетах так живуч?

Во-первых, работа СМИ построена так, что успешный запуск проходит с минимальным освещением, а вот авария обращает на себя гораздо больше внимания. Во-вторых, космонавтика воспринимается как составная часть престижа страны, поэтому есть силы, которые всячески подхватывают новости об авариях, чтобы использовать их для доказательства того, что «в стране все плохо». Существует целый список мемов, который регулярно достается по любому поводу и лично у меня уже в зубах навяз. В-третьих, сама психология человека тяготеет к черно-белому мышлению, а для рационального анализа требуются интеллектуальные усилия. Ну и в-четвертых, несмотря на действительно хорошие усилия Роскосмоса по пиару, многое можно было бы сделать лучше.


Пиар

Можно услышать мнение, что дела у Роскосмоса идут хорошо, но он не умеет пиариться. Это не совсем верно - пиар-активность Роскосмоса довольно заметна. У агентства есть активно ведущиеся страницы в социальных сетях . Космонавты участвуют в эфирах, ведут свои страницы, и, например, в Instagram фотографии с орбиты весьма популярны . В 2016 году большие усилия были затрачены на слоган «Подними голову!».

Много хороших слов можно сказать о ТВ Роскосмоса. Они выпускают на YouTube две еженедельные передачи (до недавнего времени одна выходила на «России 24»), делают хорошие фильмы. Благодаря им мы можем подробно узнать о том, как тренируются космонавты.

Также они создали хорошую видеоэнциклопедию «Космонавты» и сумели выпустить очень симпатичные ролики по астрономии «а что, если бы».

В то же время возникает ощущение, что работе не хватает ресурсов и системности. Например, старт пилотируемого корабля - важное и волнующее событие. Но нет его равномерного и заметного освещения. Иногда выделяется больше ресурсов, пуск комментируют и пытаются обратить на него больше общественного внимания. Но временами, наоборот, качество работы проседает. Когда 28 июля стартовал пилотируемый «Союз», Северо-Западная Федерация космонавтики (энтузиасты-популяризаторы, не входящие в структуру Роскосмоса) организовала показ пуска на фестивале «Старкон». Но конкретно в этот раз качество трансляции было одним из худших за несколько последних лет, и это смазало старания людей. Увы, но за равномерно качественным освещением пуска приходится идти на NASA TV.

К сожалению, не заметно, чтобы на пиар выделялись серьезные ресурсы. Доходит до смешного - больше пятидесяти лет ракеты семейства «Р-7» летали без бортовых камер. Европейское космическое агентство в 2014 году на свои деньги купило пару комплектов камер, поставило их на приобретенные российские ракеты и получило шикарную картинку разделения боковых блоков первой ступени.

Роскосмос один раз поставил камеры на ракету, стартовавшую с космодрома «Восточный» в 2016 году, и все. И это при том, что кадры с ракеты в реальном времени показывают не только блестяще владеющая пиаром SpaceX, но даже Китайское космическое агентство.

Ну и, наконец, в чем-то с пиаром Роскосмосу банально не повезло. Самый зоркий телескоп, «Спектр-Р», который видит в тысячу раз лучше «Хаббла», работает в радиодиапазоне, и его результаты выглядят абсолютно не зрелищно при всей научной уникальности.


Изображение галактики OJ287

Хорошо и плохо

Космическая отрасль любой страны имеет свои сильные и слабые стороны - кто-то достиг многого в одном, у кого-то преимущества в другом, и у всех свои проблемы.

Сильные стороны:

  1. Российская космонавтика имеет развитую прикладную составляющую. Одна из двух глобальных навигационных систем, геостационарные и низкоорбитальные системы связи, метеорологические спутники и спутники дистанционного зондирования Земли, группировки военных спутников - все это у нас есть. По количеству работающих спутников Россия занимает третье место после США и Китая.
  2. Однозначно сильной стороной является пилотируемая космонавтика. Корабль «Союз» - надежный и эффективный, и даже после начала полетов американских пилотируемых кораблей будет неплохо смотреться на их фоне. Он может быть не особо комфортным, но без проблем проработает до появления нового корабля «Федерация». Огромное количество знаний и технологий наработано по орбитальным станциям и долговременному пребыванию человека в космосе.
  3. Сохраняется первенство в отдельных направлениях. Например, у нас лучшие кислородно-керосиновые двигатели для ракет и отличные электрореактивные (ионные, плазменные) двигатели для спутников. Ракеты-носители «Протон» и «Союз» имеют огромную наработанную статистику эксплуатации, при этом постоянно модернизируются.
  4. Разрабатываются потенциально прорывные технологии - ядерный буксир, детонационные двигатели, гиперзвуковые технологии (пока что для военного применения, в будущем могут использоваться для космоса), метановые двигатели.

Слабые стороны:

  1. Нет собственных научных аппаратов за пределами земной орбиты. Да, они не могут пока принести прямую прибыль, но это интересные научные данные и много пиара. Частично эта проблема компенсируется участием в совместных проектах, когда наши приборы стоят на аппаратах других космических агентств - детекторы нейтронов на орбитах Луны и Марса, а также на «Кьюриосити» - наши. Проект «Экзомарс» является совместным с Европейским космическим агентством.
  2. Есть провалы в некоторых технологических направлениях. Несмотря на то что мы умеем производить кислородно-водородные двигатели, они до сих пор не переходят из лабораторий на серийные ракеты. А эти двигатели очень выгодны на верхних ступенях. Есть проблемы с элементной базой для космических аппаратов.
  3. Из лидера по выгодности коммерческих запусков наша космонавтика перешла в состав соревнующихся. Сейчас разрабатывается модификация «Протона» - «Протон Средний», который должен будет повысить конкурентоспособность на рынке пусковых услуг. Теоретически экономически эффективной должна была стать «Ангара», но без регулярных пусков нельзя сказать, оправдаются ли эти расчеты.
  4. Нет четкого видения плана развития космонавтики на несколько лет вперед. Внезапные новости о том, что, например, на «Восточном» не будет пилотируемой «Ангары», а космонавтов будет возить с Байконура еще не спроектированная до конца ракета «Союз-5» (она же «Феникс»/«Сункар») заставляют ожидать новых внезапных изменений.

Космонавтика России, увы, не находится «впереди планеты всей» - есть области, где нас обгоняют. В то же время и хоронить ее категорически не верно - работа идет активно и достаточно неплохо. В ближайшие годы Россия даже при инерционном движении останется в списке ведущих космических государств (США, Россия, Китай) и агентств (Европейское космическое агентство, 22 страны).