Элементы системы обеспечения экономической безопасности предприятия. Основные структурные элементы экономической безопасности

Система экономической безопасности каждого предприятия индивидуальна, ее полнота и действенность зависят от действующей в государстве законодательной базы, от объема материально-технических и финансовых ресурсов, выделен ених руководителями предприятий, от понимания каждым из работников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также. ВИЧ опыта работы руководителей служб безопасности предпри.

Надежная защита экономической безопасности предприятия возможен только при комплексном и системного подхода к ее организации. Поэтому в экономике существует такое понятие, как система экономической безопасности предприятия. Ц. Эта система обеспечивает возможность оценить перспективы роста предприятия, разработать тактику и стратегию его развитияку.

Приоритетным принципом организации и функционирования системы безопасности фирмы надо считать ее комплексность, которую можно представить в виде трехмерной модели (рис. 21)

Основными элементами системы экономической безопасности предприятия является:

1) защита коммерческой тайны и конфиденциальности информации;

2) компьютерная безопасность;

3) внутренняя безопасность;

4) безопасность зданий и сооружений;

5) физическая безопасность;

6) техническая безопасность;

7) безопасность связи;

8) безопасность хозяйственно-договорной деятельности;

9) безопасность перевозок грузов и лиц;

12) экологическая безопасность;

13) радиационно-химическая безопасность;

14) конкурентная разведка;

15) информационно-аналитическая работа;

16) экспертная проверка механизма системы обеспечения. Организация системы безопасности любого коммерческого предприятия должна иметь следующие четыре уровня:

1. Административный - управленческие решения, необходимые для обеспечения бесперебойного функционирования объекта

2. Оперативный - меры обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта специфическими средствами и методами

3. Технический - использование современных технологий в сфере обеспечения всех видов безопасности

4 режимно-пропускной - система физической безопасности, в частности охрана финансовых, интеллектуальных и материально-технических ценностей предприятия. При этом защита территории охватывает следующие основные компоненты:

Рис 21. Типичная трехмерная модель комплексной системы безопасности фирмы (предприятия, организации)

o механическую систему защиты;

o устройство оповещения о попытках вторжения;

o оптическую (телевизионную) систему познания нарушителей;

o оборонительную систему (звуковая и световая сигнализация);

o центральный пост управления охраны;

o персонал (патрули, постовые, очередные, мобильная группа быстрого реагирования, операторы)

При этом не следует забывать, что эффективная охрана собственности объекта возможна только при достаточной автономии деятельности охраны. При соблюдении охраной единых правил режима предприятия администрация не по овинного оказывать на службу режиму любое давление в виде отмены или снижения уровня действующих правил ограничения доступа на обът.

Главная задача системы управления экономической безопасностью предприятия - предвидение и упреждение возможных угроз, приводящих к кризисному состоянию, а также проведение антикризисного управления, которое направлено на вывод предприятия из кризисного состояния, минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию субъекта предпринимательства, в частности его финансовым, материальным, информационным, кад ровым ресурсам, на основе разработанного комплекса мер экономико-правового и организационного характера. Следует иметь в виду, что наибольшее значение в деле обеспечения экономической безопасности предпринима тва имеют первичные экономико-правовые и организационные мероприятия, обеспечивающие фундамент, основу системы безопасности, в отличие от вторичных - технических, физических тощо.

В процессе достижения поставленной цели фирма решает конкретные задачи, которые объединяют все направления обеспечения безопасности

Задачи, решаемые системой обеспечения безопасности:

o прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;

o организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

o выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;

o принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

o постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства

Объект и субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства тесно взаимосвязаны. Объектом системы, как отмечалось, выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельно те в текущий и перспективный периоды. Конкретными же объектами защиты выступают ресурсы: финансовые, материальные, информационные, кадровые. Субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства имеет сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешней среды субъекта предпринимательской деятельности. В иходячы из этого, можно выделить две группы субъектов, гарантирующих экономическую безопасность предпринимательства: внешние и внутреннееішні.

К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные гарантировать безопасность всех без исключения законопослушных участников предпринимательских отношений, причем деятельность ц этих органов не могут контролировать сами предприниматели. Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательской деятельности в различных ее аспектах и??обеспечивают ее испя.

К внутренним субъектам относятся лица, непосредственно осуществляющих деятельность по защите экономической безопасности определенного субъекта предпринимательства. Субъектами могут выступать: работники собственной службы без печении безопасности фирмы (предприятия) и приглашенные работники из специализированных фирм, предоставляющих услуги по защите предпринимательской деятельноі.

Безопасность могут создавать две группы субъектов (рис. 22)

Рис 22. Субъекты экономической безопасности предприятия

Главным условием формирования системы экономической безопасности предприятия является определение сфер, в которых действуют факторы опасностей и угроз

К таким сферам относятся, безопасность в техногенной, научно-технической, экологической, информационной, психологической сферах, физическая и пожарная безопасность. Эти сферы детально были проанализированы в предыдущем разд деле. Следует отметить, что упомянутые выше подсистемы второго уровня могут включать подсистемы третьего уровня. Например, подсистемами экономической безопасности могут быть финансовая, коммерческая, имущественная и и ін.

Надежность и эффективность системы безопасности предприятия определяют по одному критерию - отсутствием или наличием нанесенных материальных убытков и морального вреда. Содержание этого критерия характе ься таким показателям:

1) предотвращение утечки конфиденциальных сведений;

2) предотвращения противоправных действий со стороны персонала предприятия, его посетителей, клиентов или прекращения таких действий;

3) сохранение имущества и интеллектуальной собственности предприятия;

4) предотвращения чрезвычайных ситуаций;

5) прекращение насильственных преступлений в отношении отдельных (специально выделенных) работников предприятия и групп их;

6) своевременное выявление и пресечение попыток несанкционированного проникновения на объекты предприятия, охраняемых

Политика безопасности предприятия - это ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей. Для установления этих общих ориентиров необходимо сформулировать цели обеспечения безопасности пред предприятийа.

Составляющие политики безопасности приведены очерк 23

Целями политики безопасности могут быть:

* укрепление дисциплины труда и повышения его производительности;

* защита законных прав и интересов предприятия;

* укрепление интеллектуального потенциала предприятия;

* сохранение и приумножение собственности;

* повышение конкурентоспособности производимой продукции;

* максимально полное информационное обеспечение деятельности предприятия и повышения его эффективности;

* ориентация на стандарты и лидерство в разработке и освоении новой технологии и выпускаемой;

* выполнения производственных программ;

* содействие управленческим структурам в достижении целей предприятия;

o предотвращения зависимости от случайных и недобросовестных деловых партнеров

Рис 23. Составляющие политики безопасности

С учетом вышеизложенного можно определить следующие общие ориентиры действий и принятия решений, которые облегчают достижение этих целей:

o сохранение и наращивание ресурсного потенциала, проведение комплекса превентивных мероприятий по повышению уровня защищенности собственности и персонала предприятия;

o привлечения к деятельности по обеспечению безопасности предприятия всех его работников;

o профессионализм и специализация персонала предприятия;

o приоритетность несиловых методов предотвращения угроз и их нейтрализации

Тема 11. Экономическая безопасность, формы и методы ее обеспечения.

Понятие экономической безопасности. Ее место в структуре национальной безопасности

В настоящее время экономическая безопасность – это общенациональный комплекс мер, направленных на устойчивое постоянное развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

Экономическая безопасность – основа жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости. Система ее критериев включает количественные и качественные характеристики ресурсного, производственного, научно-технического потенциала, эффективность его использования и развития, структурного преобразования производства, конкурентоспособность продукции в разделение труда на мировом рынке, целостность экономического пространства, возможность адаптации к новым условиям и др. Но в конечном итоге цель экономической безопасности – недопущение нерационального по социально-экономическим, политическим и национальным критериям использования природных и трудовых ресурсов, их перераспределения в пользу конкурирующих стран.

Национальная безопасность означает создание необходимых условий и предпосылок для всея сторон жизнедеятельности человека, субъектов и общества в целом – защиты территориальной целостности, экономической и политической независимости, жизнеспособности его систем, структур и институтов е соответствии с правовыми основами государственности и действующими законами. Национальная безопасность базируется на экономической безопасности страны, однако имеет и свои специфические оценки, факторы и критерии, включай социальную, экологическую, внешнеэкономическую, национально-этническую стабильность, обороноспособную достаточность, ресурсную и научно-технологическую независимость, мобильность и др. Национальная безопасность – условие и предпосылка экономической безопасности и наоборот. Только ориентация на целостность поможет преодолеть изолированность подходов и критериев в выработке экономической политики и политики государственной безопасности, предотвратить создание особых, недостаточно скоординированных и даже конкурирующих структур и механизмов.

Экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой выделяют три важнейших элемента.

1. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях э кон омическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающая защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию;

Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства.

Важным элементом системы экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать население страны продовольствием, а промышленность – необходимым сельскохозяйственным сырьем.

В структуре экономической безопасности особое место занимает управленческая составляющая Она включает целый набор разнообразных умений, навыков, необходимых менеджерам для реализации функций управления в масштабе макро- и микроуровня.

Информационная составляющая экономической безопасности предполагает такой порядок взаимного обмена экономическими, социальными, научно-техническими и военными сведениями внутри народно-хозяйственного комплекса и с зарубежными партнерами, при котором будет гарантироваться надлежащая тайна ведения бизнеса в интересах государства, общества и хозяйствующего субъекта.

Информационная функция системы экономической безо­пасности заключается в получении системой в целом и ее элементами информации, необходимой для осуществления согласованной и целенаправленной деятельности по достиже­нию поставленных целей.

СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИРМЫ

Колпаков Павел Александрович
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры стратегического планирования и экономической политики


Аннотация
Данная тема представляется весьма актуальной в настоящее время, когда на отечественном и мировом рынке на лицо неконтролируемые последствия кризиса, а следствием чего может стать повсеместное применение незаконных методов конкурентной борьбы. Это выводит вопросы экономической безопасности предприятия. В рамках системного подхода предложен вариант модели взаимодействия предприятия с внешней средой. Дан анализ теоретического материала по вопросам понимания внутренней и внешней экономической безопасности предприятия. Представлено авторское видение составляющих системы экономической безопасности конкретного предприятия. В завершение статьи, автор дает практические рекомендации по возможному усилению экономической безопасности фирмы в кризисный и периоды.

SYSTEM OF ECONOMIC SAFETY OF FIRM

Kolpakov Pavel Aleksandrovich
Moscow State University
PhD in Economic Sciences, senior lecturer of strategic planning and economic policy chair


Abstract
This topic seems to be quite actual at present when there are uncontrollable consequences of the financial crises at world and domestic market. They can cause using of illegal methods of competitive struggle everywhere. According to that the questions of economic safety take the first place. A version of a model of interactions with environment is offered within certain limits of the system approach. Besides the thorough analysis of theoretical material which contains items of understanding the internal and external firm’s safety. The article includes also the author’s point of view about actual items of economic safety system for a particular firm. To conclude the article the author gives some practical recommendations to possible strengthening the economic safety of a firm during the crisis periods.

С точки зрения системного подхода, предприятие представляет собой сложную открытую динамическую систему, находящуюся в процессе постоянного ресурсного обмена с внешней средой (см. рис.1).

Рисунок 1. Модель взаимодействия предприятия с внешней средой

Отдельные факторы внешней среды могут оказывать благоприятное или неблагоприятное влияние на функционирование системы предприятия, либо иметь так называемый «нулевой результат» (безубыточность и бесприбыльности в результате того или иного внешнего воздействия). Предприятие, как любая система, стремящаяся к сохранению целостности и продолжению развития, реагирует на позитив и негатив, идущий извне и вызываемый сознательными или неосознанными действиями противника (во втором случае называемом «природой»). Системы, не способные адаптивно изменяться и демонстрировать адекватную реакцию на поток опасностей и угроз, как правило, не выживают (см. рис.2).

Опасность для системы представляет не только прямая угроза, но и неопределенность внешней среды, лишающая систему возможности мобилизовать свои силы для противостояния удару – или открыться для новых возможностей при наступлении благоприятного события.

Рисунок 2. Угрозы безопасности предприятия

Предприятие, существующее в условиях жесткой конкуренции рынка, а с учетом российских реалий – и при высокой степени выраженности политических, инвестиционных, валютных, технологических и прочих средовых рисков, вынуждено заботиться о создании надежной системы экономической безопасности.

Сравнение принятых в российской академической литературе определений экономической безопасности представлено в Таблице 1.

Таблица 1. Понятие экономической безопасности

Определение

Ключевые структурные элементы

В.И. Ярочкин Организованная совокупность специальных органов, служб, средств, методов, и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, предприятия, государства от внутренних и внешних угроз. Организованность в систему; защита от внутренних и внешних угроз.
Г.Б. Клейнер Состояние данного хозяйственного субъекта, при котором жизненно важные компоненты структуры и деятельности предприятия характеризуются высокой степенью защищенности от нежелательных изменений. Состояние субъекта; защита от нежелательных изменений.
В. Забродский Количественная и качественная характеристика свойств фирмы, отражающая способность «самовыживания» и развития в условиях возникновения внешней и внутренней экономической угрозы. Определяется совокупностью факторов, отражающих независимость, устойчивость, возможности роста, обеспечения экономических интересов и т.д. Характеристика свойств; выживание, стабильность, возможность достижения целей системы.
В. Шлыков Состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от реальных и потенциальных источников опасности или экономических угроз. Состояние системы; защищенность интересов; реальные и потенциальные угрозы.
В.Л. Тамбовцев «Под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы». Организованность в систему; возможность достижения целей системы.
Е. Олейников Состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем. Состояние системы; эффективное использование ресурсов; стабильность.

В рамках современных научных концепций под экономической безопасностью предприятия понимают такое состояние хозяйствующего субъекта, которое характеризуется организованной совокупностью концептуальных и прагматических факторов (теорию, методологию, последовательность конкретных мер), обеспечивающих данной системе:

1) защиту от нежелательных воздействий;

2) динамичное развитие;

3) эффективность жизненно важных процессов;

4) независимость;

5) возможность достижения целей.

По видам объектов , т.е. входящих и исходящих ресурсов и основных потоков ресурсов внутри системы, а также по локализации источника угрозы и/или субъекта системы безопасности, экономическую безопасность можно классифицировать следующим образом (см. Рис.3).

Рисунок 3. Виды экономической безопасности

  1. Безопасность в зависимости от локализации источника угрозы и/или субъекта системы безопасности.

1.1. Внешняя (институциональная). К внешним субъектам системы экономической безопасности относятся институты власти, правозащитные органы, органы таможенного и налогового контроля. Внешние институты обеспечивают регулирующее воздействие макроэкономического и социально-политического контекста осуществления хозяйственной деятельности, задают рамки возможных вариантов взаимодействия хозяйствующих субъектов, снимают некоторую часть потенциальных угроз. Институты исполнительной и законодательной власти ограничивают конкурентные позиции импортируемых в страну иностранных товаров за счет таможенных пошлин и систем квотирования; стимулируют отдельные виды деловой активности – обеспечивают ссудами сельхозпроизводителей, снижают налоговое бремя в отношении малого бизнеса и пр. К действующим на территории Российской Федерации внешним субъектам обеспечения экономической безопасности следует отнести РНСЭБ (Российскую национальную службу экономической безопасности), ИБП (институт безопасности предпринимательства), РСПБ (Российский союз предприятий безопасности), Межведомственный центр экономической безопасности, Союз по безопасности предпринимательства РФ, а также Торгово-промышленную палату Российской Федерации, которая инициировала выпуск Реестра надежных партнеров России. Цели Реестра следующие:

ü «создание базы данных организаций и индивидуальных предпринимателей, участвующих в экономическом обороте товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности и заявивших о себе как о надежных партнерах для предпринимательской деятельности;

ü содействие предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономическому сотрудничеству, путем предоставления российским и иностранным организациям и предпринимателям необходимой информации для выбора партнеров из числа российских организаций и предпринимателей;

ü содействие повышению конкурентоспособности производимых отечественных товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;

ü повышение доверия к российским предпринимателям на внутреннем рынке и за рубежом» .

Наряду с регулирующим и защитным воздействием внешние субъекты могут оказывать (и оказывают) многоплановое негативное влияние, становясь, таким образом, источниками угроз экономической безопасности фирмы. Институты власти – источники политической нестабильности, непоследовательности государственной политики, что затрудняет нормальное ведение бизнеса и ставит под вопрос целесообразность инвестирования в наиболее перспективные, инновационные, проекты, по определению являющиеся венчурными. Как отмечают исследователи, активность инноваций находится в обратной связи от политической нестабильности государственной политики и незначительно зависит от макроэкономического состояния страны (в пример можно привести появление таких фирм, как «Ревлон», «Полароид» в годы «Великой Депрессии») . Институциональные факторы благоприятствуют процветанию теневой экономики и мошенничества в силу несовершенства законодательства, недостаточного уровня общей правовой культуры.

1.2. Внутренняя (организационная). Внутренними субъектами обеспечения экономической безопасности являются специалисты специально организованной службы безопасности, специалисты других отделов, выполняющие отдельные функции по обеспечению безопасности, руководители организации (лица, принимающие решения). Фирма может привлекать помощь внешних субъектов обеспечения экономической безопасности. При внутрифирменной организации системы экономической безопасности, субъектами могут быть сотрудники отдела исследований и разработок, отдела продаж, стратегического планирования, маркетинга, IT-отдела. В крупных корпорациях вопросами экономической безопасности могут заниматься сотрудники разных отделов одновременно при наличии контролирующего центра (службы безопасности).

Внутренние субъекты осуществляют контроль над рисками, мониторинг рыночных изменений, которые могут благоприятно или неблагоприятно сказаться на результатах хозяйственной деятельности предприятия, выполняют весь комплекс профилактических и реакционных мер, связанных с рисками и новыми возможностями для повышения уровня экономической безопасности. Внутренняя безопасность – объект многочисленных исследования в рамках различных направлений теории и методологии: теории риска, теории принятия решений, исследования операций, управления конкурентной позицией фирмы и пр. Внутренняя безопасность предполагает, помимо прочего, отлаженную управленческую систему, скоординированность и эффективное взаимодействие структурных подразделений для достижения общекорпоративных целей.

2. Безопасность ресурсов.

2.1. Кадровая. Включает защиту качества человеческих ресурсов (по параметрам здоровья, профессионализма и пр.) посредством комплекса мер, направленных на повышение образовательного уровня персонала, поощрение здорового образа жизни, работа по укреплению «корпоративного духа» для создания комфортных психологических условий. В связи с человеческим фактором рассматривается и безопасность, связанная с защитой от мошенничества (воровства, шпионажа в пользу конкурентов, использования собственности компании в личных целях). В западной литературе разработаны мероприятия плановой защиты от мошенничества, тщательно изучены сигналы, предупреждающие о наступлении возможной «кадровой угрозы», такие как определенные изменения типичных поведенческих моделей. В качестве профилактических мер традиционными считаются четкое формулирование должностных инструкций с очерченным кругом прав и обязанностей, периодическое объединение работников разных служб в команды для выполнения отдельных проектов, организация контроля изменений в межличностном общении сотрудников и пр.

2.2. Технико-технологическая. Связана с защитой технических и технологических ресурсов предприятия от потенциального ущерба, аварийных состояний и отказов оборудования, повреждений (преднамеренных и случайных), пожаров и прочих обстоятельств форс-мажора, а также от угрозы морального износа. Эта категория ущерба, как правило, может привести к наиболее ощутимым финансовым потерям.

2.3. Сырьевая. Подразумевает обеспечение надежных, стабильных поставок, контроль качества получаемого от поставщиков сырья. Помимо тактической работы обеспечение сырьевой безопасности предполагает также постоянный стратегический поиск возможностей удешевления сырьевой статьи расходов, поскольку она оказывает непосредственное влияние на себестоимость (и прибыль) предприятия. В данном случае большое значение приобретает инновационная деятельность, направленная, в частности, на повышении экономичности используемых энергетических ресурсов.

2.4. Товарная. Направлена на то, чтобы произведенная предприятием продукция была своевременно и эффективно реализована на рынке или должным образом сохранена (защита от потери качества, краж, мошенничества). Непосредственно взаимосвязана с эффективностью работы отделами реализации, маркетинговых исследований, предполагает постоянную верификацию ассортиментной линейки и повышение качественных характеристик. При наличии товаров-субститутов в интересах обеспечения товарной безопасности фирма может предпринимать такие меры, как ведение активного лоббирования факторов, препятствующих выпуску заменяющих товаров (например, выставление исков и претензий производителю, поддержка его конкурентов и пр.). Другой распространенный вариант – наращивание производства тех позиций ассортиментной линейки, которые менее других подвержены фактору заменяемости.

3. Безопасность потоков.

3.1. Финансовая. Один из ключевых видов безопасности, поскольку именно финансовые потоки первыми попадают под влияние негативных факторов. Финансовая безопасность включает обеспечение своевременности расчетов с поставщиками и клиентами, погашение кредиторских задолженностей, планирование и контроль финансирования производственных процессов. Наиболее распространенные примеры мошенничества также лежат в сфере финансов предприятий. Анализ, количественная и качественная оценка всех видов финансовых рисков, включая инвестиционный, валютный, кредитный (неполучения, непогашения займов и пр.), в зависимости от специфики сферы хозяйствования субъекта, являются неотъемлемыми условиями формирования надежной системы защиты финансовой безопасности.

3.2. Транспортная. Транспортная безопасность подразумевает не только защиту перевозимого сырья и продукции, но и безопасность всех транспортных потоков в компании, их надежность, защиту от мошенничества и повреждений.

3.3. Информационная. Этот вид безопасности послужил основой для формирования целого направления в исследованиях западных ученых и формирования концепций управления знаниями («knowledge management»), исследования рынков («market research») и пр. Наиболее активно в последнее время разрабатывается идея так называемой «конкурентной разведки» («competitive intelligence»). Конкурентная разведка, по сути, представляет собой систему обеспечения экономической безопасности и конкурентоспособности предприятия.

Около 500 г. до н.э. китайский военный стратег Сан Цзу сформулировал постулаты, созвучные современным концепциям экономической информационной безопасности:

  1. Если вы не знаете врага и не знаете своих возможностей, вы проиграете любое сражение.
  2. Если вы знаете свои возможности и ничего не знаете о врагах, вы обречены на поражение.
  3. Чтобы выигрывать в борьбе, необходимо знать все о себе и о своих врагах.

Современный бизнес характеризуется условиями нарастающей конкуренции, что требует постоянного мониторинга изменений среды, проведения сопоставления позиции фирмы с позициями других участников рынка. Необходимо иметь возможность своевременно реагировать на благоприятные перемены и предупреждать угрозы. Экономическая информационная безопасность, в современном понимании, – это, по мнению зарубежных исследователей, искусство опережать на шаг своих конкурентов.

В отличие от разрозненных рыночных обзоров, финансовых отчетов, отдельных данных периодики система экономической информационной безопасности имеет своей целью создание четкой методологии сбора и обработки информации, отвечающей стратегическим и тактическим целям компании и способствующей повышению конкурентоспособности.

Система обеспечения экономической информационной безопасности не синонимична «промышленному шпионажу» или слежке за сотрудниками. В отличие от шпионажа деятельность по обеспечению экономической безопасности, в первую очередь, этична и легальна. Цель системы обеспечения экономической информационной безопасности состоит в формировании комплексного подхода, основанного на знании конкурентной среды и рыночного статуса предприятия, что необходимо в процессе принятия управленческих решений в условиях конкурентной борьбы. К задачам такой системы следует отнести оценку всех факторов, влияющих на конкурентоспособность компании. В частности, функцией информационной системы является «бенчмаркинг» – сравнение уровня устойчивости предприятия на рынке с конкурентными компаниями, или сравнение отдельных показателей хозяйственной деятельности с уровнями, принимаемыми в качестве ориентира. В этом смысле система обеспечения экономической безопасности не ставит своей задачей только анализ конкурентов: анализируется вся внешняя среда, включая клиентов, конкурентов, дилерские сети, технологическое и макроэкономическое информационное поле.

Разработка системы экономической безопасности не только предполагает получение наиболее полной информации о конкурентах, но и защиту от потенциальных утечек информации.

В общем виде задачами информационной системы безопасности являются:

  1. Бенчмаркинг (сравнение с другими организациями).
  2. Идентификация рисков и возможностей в рыночной среде.
  3. Обеспечение процесса принятия решений информацией (уверенное участие в позиционной войне).
  4. Составление адекватного представления о профиле самой компании, ее сильных и слабых сторон.
  5. Защита конфиденциальности.

Система информационной безопасности – важнейшая часть обеспечения экономической безопасности предприятия в целом.

Как правило, организация системы экономической безопасности связана с определенными затратами. Руководство компании должно адекватно оценивать целесообразность создания на предприятии собственной службы.

Дополнительные сложности возникают при создании такой службы в связи с необходимостью тщательного выбора сотрудников: только надежные, высокомотивированные специалисты, обладающие надлежащей квалификацией, могут привлекаться к обеспечению безопасности работы предприятия. По словам американских исследователей Аржана Снгха и Эндрю Буршгенса , служба экономической безопасности на предприятии, начиная с момента формирования, проходит четыре стадии: от примитивного реагирования на команду «фас» до полной интеграции в процесс принятия решений. Профессиональная служба экономической безопасности предполагает наличие таких ресурсов, как:

  • квалифицированный персонал,
  • компьютерные системы для работы с базами данных (Oracle, Access), поддержки принятия решений, анализа факторов угроз и расчета сценариев,
  • доступ к платным источникам данных (исследованиям, аналитике и пр.),
  • обучение (семинары и тренинги) персонала,
  • услуги внешних специалистов.

Как показывает практика, сотрудник службы безопасности должен обладать, в первую очередь, способностью стратегически мыслить и формировать целостное представление о ситуации, а также умением анализировать факты, работать в коллективе, устанавливать связи между специалистами разных подразделений на предприятии. Требуется и умение аргументировано излагать свою точку зрения: служба безопасности занимается не только и не столько сбором экономической информации, сколько ее обработкой и выдачей рекомендаций для руководства.

К 10 факторам успеха службы экономической безопасности можно отнести следующие (см. Рис.4):

  1. Руководство должно выступать в роли субъекта, задающего вектор в деятельности службы.
  2. Работа службы должна быть основана на тщательно продуманных и удобных для применения методиках, позволяющих оперативно обрабатывать поступающую информацию.
  3. Сбор информации – процесс непрерывный и начинается с систематизации уже имеющихся в распоряжении компании данных.
  4. Работа службы должна носить систематический и хорошо структурированный характер.
  5. Должен быть обеспечен доступ всех сотрудников к единой базе данных (системе «корпоративного знания»).
  6. Наиболее эффективный принцип практической работы – разбивка целей на подзадачи и легко выполнимые операции, что обуславливает достижение наилучших результатов в кратчайшие сроки.
  7. В процессе выполнения отдельных задач службы безопасности должна следовать стратегической цели.
  8. С первого дня работы службы безопасности необходимо обеспечить ее взаимодействие с отделом реализации продукции предприятия.
  9. Необходимо четко определить круг прав и обязанностей сотрудников службы безопасности (составить четкие должностные инструкции).
  10. Служба экономической безопасности не должна находиться во враждебной оппозиции к остальному персоналу компании (хотя одной из функций и должна быть проверка лояльности сотрудников).

Рисунок 4. Факторы успеха службы экономической безопасности

В идеале, система обеспечения экономической безопасности, подающая своевременные сигналы о возможных угрозах, должна быть не реактивной, реагирующей на события post factum , а предупреждающей. Снимающая, по крайней мере, отчасти, неопределенность и риск, система обеспечения экономической безопасности может позволить сконцентрировать максимум усилий на инновационных процессах и стратегическом развитии предприятия.

Митин Л. Общероссийский «Реестр надежных партнеров» ТПП РФ – первый выпуск. – URL: http://www.psj.ru

Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. / Под ред. Г.Б. Клейнера. – Москва: КОНСЭКО, 1998.

Козаченко А.В., Пономарев В.П., Ляшенко А.Н. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения. – К.: Либра, 2003.

Ярочкин В.И. Система безопасности фирмы. – М, 1997.

Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. – 1995. – №3. – С.3.

Gilad, Ben. Industry Risk Management: CI’s Next Step // Competitive Intelligence Magazine. – 4 (3), May-June. – URL: http://www.academyci.com

Scott, D. Anthony. What’s next for innovation? //Chief Executive Magazine, The. – July/August 2009. – URL:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Свойства и функции экономической безопасности, ее виды. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности. Трудности в решении экономической безопасности в России.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Современное состояние развития проблем экономической безопасности. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности. Прикладные аспекты экономической безопасности. Методика определения ключевых проблем экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2006

    Сущность и концепция комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия. Организация и структура службы экономической безопасности. Взаимодействие службы безопасности с органами правопорядка. Предупредительная работа с персоналом.

    реферат , добавлен 02.05.2015

    Анализ комплексной системы экономической безопасности предприятия. Роль маркетинговых исследований в обеспечении экономической безопасности предпринимательской деятельности. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

    дипломная работа , добавлен 04.03.2013

    Сущность экономической безопасности. Компоненты экономической безопасности. Критерии экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности. Проблемы переходной экономики в постсоциалистических странах. Стратегия экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2008

    Управленческие, экономические и правовые механизмы защиты финансовых интересов организации от потенциальных угроз. Принципы построения системы безопасности хозяйствующего субъекта. Основные блоки системы экономической безопасности торгового предприятия.

    статья , добавлен 26.08.2017

    Система экономической безопасности предприятия как составной элемент общей системы корпоративного управления бизнесом. Теоретические основы изучения системы экономической безопасности предприятия. Организация процесса защиты коммерческой тайны компании.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности.

Экономическая безопасность организации, предприятия (ЭБ) - это состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от внутренних и внешних угроз, формируемое руководством и коллективом предприятия путем реализации мероприятий правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического направлений. Главным в определении экономической безопасности предприятия является то, что:

состояние защищенности имеет динамический характер;

внутренние угрозы не менее опасны, чем внешние;

система экономической безопасности предприятия должна взаимодействовать на правовой основе с государственной системой обеспечения безопасности.

Нормативные гарантии - это правовое обеспечение хозяйственной деятельности предприятия, формирование на этой основе соответствующих юридических отношений, определение и защита правомерного поведения подразделений и работников предприятия в целях его безопасности, использование мер государственного и административного принуждения, применение санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы предприятия. Нормы права определяют содержание режима безопасности и в сочетании с мерами по установлению и поддержанию этого режима создают правовую основу всей деятельности системы экономической безопасности предприятия.

Организационные гарантии формируются путем разработки процесса определения и устранения угроз деятельности предприятия и построения и поддержания с его помощью высокой работоспособности общей организационной структуры управления; использования механизма стимулирования; ее оптимального функционирования; соответствующей подготовки кадров; принятия мер по сближению интересов и консолидации усилий трудового коллектива предприятия для обеспечения его безопасности.

256 Материальные гарантии осуществляются за счет выделения и использования финансовых, технических, интеллектуальных, информационных, кадровых и иных ресурсов предприятия, обеспечивающих своевременное выявление и ослабление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба и создание благоприятных возможностей и условий деятельности.

При определении направлений обеспечения экономической безопасности предприятия предусматриваются два подхода к защите:

1) упреждающая деятельность, т.е. разработка и осуществление комплекса управленческих мер и мероприятий, носящих предупредительный характер и направленных на предотвращение или уменьшение ущерба для безопасности структурных подразделений предприятия, его работников и членов их семей. Основными направлениями упреждающей деятельности по обеспечению безопасности являются меры, предпринимаемые в кадровой работе, информационной деятельности и по обеспечению безопасности зданий, сооружений, имущества и помещений;

2) реагирующая деятельность, т.е. осуществление комплекса мер и мероприятий, направленных на выявление факторов нарушения режима безопасности и проверку соблюдения требований режима безопасности и сигналов в отношении конкретных лиц, фактов, организаций, событий.

Предпринимательская деятельность связана с решением организационных вопросов, правовыми и экономическими проблемами, техническими аспектами, кадровыми и т.д. Особенно усложняется управление деятельностью, когда предприятие имеет широкие деловые связи и значительное число контрагентов: поставщиков, кредиторов, клиентов. По линиям внутренних и внешних связей предприятия могут реализовываться угрозы его экономической безопасности. Для обеспечения максимальной степени защиты от этих угроз необходима деятельность, которая должна иметь системный характер.

Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периодах. Именно от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объект защиты является сложным, многоаспектным, эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению

257 этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов, все элементы управляемой системы рассматриваются только в совокупности, единстве.

Комплексная система обеспечения экономической безопасности предпринимательства - это совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-правового характера, осуществляемых в целях защиты предпринимательской деятельности от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к существенным экономическим потерям.

Основу разработки комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства должна составлять определенная концепция, которая включает цель комплексной системы обеспечения безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект, субъект, стратегию и тактику.

Цель данной системы - минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию субъекта предпринимательства, в том числе его финансовым, материальным, информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного и реализуемого комплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера. Наибольшее значение при обеспечении экономической безопасности предпринимательства имеют первичные экономико-правовые и организационные меры, обеспечивающие основу системы безопасности; вторичными являются технические, физические и другие меры. В процессе достижения поставленной цели решаются конкретные задачи, объединяющие все направления обеспечения безопасности.

Задачи, решаемые системой обеспечения экономической безопасности:

прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;

организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;

принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предприятия.

Организация и функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности в целях максимальной эффективности должны основываться на ряде следующих принципов: 1)

принцип законности. Вся деятельность предприятия должна носить законный характер, иначе система обеспечения безопасности может быть разрушена по вине самого субъекта предпринимательства. Негативными последствиями могут быть различного рода санкции правоохранительных органов; 2)

принцип экономической целесообразности. Следует организовывать защиту только тех объектов, затраты на защиту которых меньше, чем потери от реализации угроз этим объектам. Здесь также должны учитываться финансовые возможности предприятия по организации системы экономической безопасности; 3)

сочетание превентивных и реактивных мер. Превентивные меры носят предупредительный характер и позволяют не допустить возникновения или реализации угроз экономической безопасности. Реактивные меры предпринимаются в случае реального возникновения угроз или необходимости минимизации их негативных последствий; 4)

принцип непрерывности. Функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства должно осуществляться постоянно; 5)

принцип дифференцированности. Выбор мер по преодолению возникших угроз происходит в зависимости от характера угрозы и степени тяжести последствий ее реализации; 6)

координация. Для достижения поставленных задач необходимо постоянное согласование деятельности различных подразделений службы безопасности, самого предприятия и сочетание организационных, экономико-правовых и прочих способов защиты; 7)

полная подконтрольность системы обеспечения экономической безопасности руководству субъекта предпринимательской деятельности. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы система безопасности не превратилась в замкнутое образование, ориентированное на решение узких задач, без учета интересов предприятия в целом, а во-вторых, для оценки эффективности деятельности системы и ее возможного совершенствования.

Субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства носит сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешней

259 среды. Исходя из этого, можно выделить внешние и внутренние субъекты обеспечивающие экономическую безопасность предпринимательства.

Внешние субъекты - органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников предпринимательской деятельности. Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательства в различных его аспектах.

Внутренние субъекты - лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите экономической безопасности конкретного субъекта предпринимательства. В качестве таких субъектов могут выступать работники собственной службы безопасности предприятия; приглашенные работники из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите предпринимательской деятельности.

Таким образом, комплексная система экономической безопасности предприятия должна включать в себя строго определенное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих безопасность предприятия при достижении им основных целей предпринимательской деятельности.

Уровень экономической безопасности предприятия является важнейшим показателем экономической безопасности организации, под которым понимается оценка состояния использования внутриорганизационных ресурсов по критериям уровня экономической безопасности предприятия. Для достижения высокого уровня экономической безопасности предприятие должно осуществлять деятельность по обеспечению максимальной безопасности основных элементов своей работы.

Основные элементы экономической безопасности предприятия - это совокупность главных направлений его экономической безопасности, отличающихся друг от друга по содержанию (рис. 7.3).

Каждый из элементов характеризуется собственным содержанием, набором функциональных критериев и способами обеспечения.

Финансовые элементы могут быть определены как совокупность работ по обеспечению максимально высокого уровня платежеспособности предприятия и ликвидности его оборотных средств, наиболее эффективной структуры капитала предприятия, повышению качества планирования и осуществления фи-

Основные элементы экономической безопасности предприятия финансовые информационные кадровые технико-технологические правовые силовые Рис. 7.3. Основные элементы экономической безопасности предприятия

нансово-хозяйственной деятельности предприятия по всем направлениям стратегического и оперативного планирования и управления технологическим и кадровым потенциалом предприятия, его основными и оборотными активами с целью максимизации прибыли и повышения уровня рентабельности бизнеса.

Информационные элементы включают в себя основные функции информационно-аналитического отдела предприятия, выполнение которых необходимо для достижения приемлемого уровня обеспечения безопасности предприятия.

Кадровые элементы обеспечения экономической безопасности предприятия включают в себя работу с персоналом предприятия, нацеленную на предотвращение угроз негативного воздействия за счет недостаточной квалификации сотрудников, слабой организации системы управления персоналом, подбора, обучения и мотивации сотрудников предприятия.

Основная сущность технико-технологических элементов заключается в том, насколько уровень используемых на данном предприятии технологий (производственной или непроизводственной сферы) соответствует лучшим мировым образцам.

Правовые элементы состоят в эффективном и всестороннем правовом обеспечения деятельности предприятия, четком соблюдении им и его персоналом всех правовых норм действующего законодательства.

Под силовыми элементами понимается совокупность следующих состояний: физическая безопасность персонала и руковод-

261 ства предприятия; сохранность имущества предприятия от негативных воздействий, угрожающих потерей этого имущества или снижением его стоимости; обеспечение информационной безопасности предприятия; проведение предупредительных действий к источникам возможных угроз внешней среды предприятия.

Уровень экономической безопасности предприятия базируется на том, насколько эффективно службам предприятия удается предотвращать угрозы и устранять ущербы от негативных воздействий на различные элементы экономической безопасности. Источниками таких негативных воздействий могут быть осознанные или неосознанные действия людей, предприятий, органов государственной власти, предприятий-конкурентов, а также стечения объективных обстоятельств (состояние финансовой конъюнктуры на рынках данного предприятия, форс-мажорные обстоятельства и т.д.).

Угрозы экономической безопасности предпринимательства - это потенциальные или реальные действия физических или юридических лиц, нарушающие состояние защищенности субъекта предпринимательской деятельности и способные привести к прекращению его деятельности либо к экономическим и другим потерям.

Угрозой экономической безопасности предпринимательства может быть не всякое действие, имеющее негативные последствия. Так, не следует считать угрозой экономической безопасности предпринимательства деятельность руководства предприятия по вложению средств в ценные бумаги (государственные или частные), внедрение новых организационных форм, организацию производства совершенно нового товара. Все эти управленческие решения являются рискованными и могут иметь негативные экономические последствия, поскольку могут резко измениться конъюнктура на рынке ценных бумаг и потребности населения либо новые организационные формы не оправдают себя. Однако в конечном счете все эти решения направлены на достижение основной цели предприятия, на его дальнейшее развитие. Не может считаться угрозой безопасности предпринимательства установление руководством предприятия низких цен на продукцию в начальный период его деятельности, хотя в этом случае может отсутствовать прибыль и иметь место убыток, но это стандартный маркетинговый прием, имеющий целью привлечь покупателей к незнакомому для них продавцу; позже разница в ценах будет устранена.

Действия же, определяемые как угрозы, сознательно направлены на получение какой-либо выгоды от экономической дестабилизации предприятия, от посягательств на ее экономическую безопасность.

Деятельность руководства предприятия, несмотря на рискованный характер, в общем соответствует действующему законодательству. Угрозы, как правило, предполагают нарушение законодательных норм (той или иной отрасли права - гражданского, административного, уголовного) и предполагают определенную ответственность лиц, их осуществляющих. Для угроз экономической безопасности предпринимательской деятельности характерны три признака:

сознательный и корыстный характер;

направленность действий на нанесение ущерба субъекту предпринимательства;

противоправный характер.

Рассмотрим классификацию угроз экономической безопасности предпринимательской деятельности по различным критериям.

По источнику возникновения угрозы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним могут относиться, например, хищение материальных средств и ценностей лицами, не работающими на данном предприятии, промышленный шпионаж, незаконные действия конкурентов, вымогательство со стороны криминальных структур. Внутренние угрозы - разглашение собственными сотрудниками конфиденциальной информации, низкая квалификация специалистов, разрабатывающих деловые документы (договоры), неэффективная работа службы экономической безопасности и лиц, отвечающих за проверку контрагентов. Наибольшую опасность, как правило, представляют внешние угрозы, поскольку внутренние угрозы зачастую - это реализация внешних «заказов».

По экспертной оценке В.И. Ярочкина, 81,7% угроз совершается либо самим персоналом предприятия, либо при его прямом или опосредованном участии (внутренние угрозы); 17,3% - это внешние угрозы или преступные действия; 1,0% - угрозы со стороны случайных лиц.

По степени тяжести последствий угрозы могут быть с высокой, значительной, средней и низкой тяжестью последствий.

Угрозы с высокой тяжестью последствий могут привести к резкому ухудшению всех финансово-экономических показателей

деятельности предприятия, что вызывает немедленное прекращение его деятельности, либо наносят такой непоправимый вред, который приведет к этим же последствиям позднее. В этом случае происходит ликвидация предприятия.

Значительная степень тяжести последствий реализации угроз предполагает возможность нанесения предприятию таких финансовых потерь, которые окажут негативное воздействие на его основные финансово-экономические показатели, его деятельность в будущем и будут преодолеваться в течение длительного периода.

Средняя степень тяжести означает, что преодоление последствий осуществления этих угроз требует затрат (наносит потери), сопоставимых с текущими затратами предприятия, и не требует значительного времени.

Последствия реализации угроз с низкой степенью последствий не оказывают какого-либо существенного воздействия ни на стратегические позиции предприятия, ни даже на его текущую деятельность.

По степени вероятности угрозы могут быть маловероятными и реальными.

К маловероятным угрозам относится, например, посещение лицом без определенного места жительства предприятия с требованием выдать ему деньги, сопровождающимся нецензурной бранью. Факторы малой вероятности данной угрозы:

угрожает один человек (а не организованная группа);

отсутствуют реальные возможности приведения угрозы в исполнение;

существуют достаточно простые способы защиты (путем физического выдворения данного лица либо сдачи его правоохранительным органам).

К реальным относятся, например, те угрозы, которые:

сопровождаются физическим насилием, повреждением имущества предприятия, похищением работников (руководителей);

осуществляются организованной группой, выдвигающей конкретные требования;

Осуществляются с участием криминальных элементов. Угрозы могут различаться по воздействию на стадии предпринимательской деятельности. Наиболее вероятны и опасны угрозы на стадии создания предприятия и на стадии его функционирования.

На стадии создания предприятия это могут быть незаконные действия со стороны должностных лиц, препятствующие организации предприятия, либо вымогательство со стороны преступных группировок.

На стадии функционирования угрозы могут возникать на подготовительном этапе (воспрепятствование нормальному снабжению сырьем, материалами, оборудованием), производственном этапе (уничтожение или повреждение имущества, оборудования), заключительном этапе (воспрепятствование сбыту, ограничение конкуренции, незаконное ограничение рекламы).

Угрозы могут различаться по объекту посягательств. Объектом посягательств выступают прежде всего ресурсы: трудовые (персонал), материальные, финансовые, информационные. Угрозы персоналу - шантаж с целью получения конфиденциальной информации, похищение сотрудников, вымогательство и пр. Угрозы материальным ресурсам - повреждение зданий, помещений, систем связи, кража оборудования. Угрозы финансовым ресурсам - мошенничество, фальсификация финансовых документов, валюты, кража денежных средств. Угрозы информационным ресурсам - несанкционированное подключение к информационной сети предприятия, изъятие конфиденциальных документов и пр.

По субъектам угроз угрозы классифицируются на:

угрозы со стороны криминальных структур;

угрозы со стороны недобросовестных конкурентов;

угрозы со стороны контрагентов;

угрозы со стороны собственного персонала.

По виду ущерба выделяются угрозы, реализация которых несет прямой ущерб, и угрозы, реализация которых приведет к упущенной выгоде.

Проводя работу по обеспечению экономической безопасности предприятия, следует установить взаимосвязь угроз со стороны конкурентов, злоумышленников и рисков, возникающих в процессе деятельности предприятия во времени и в пространстве угроз. Пространство угроз охватывает объект защиты - персонал предприятия, имущество, финансовые средства, сведения, составляющие коммерческую тайну. Каждая угроза влечет за собой определенный ущерб - моральный или материальный, а противодействие призвано снизить его величину.

Служба безопасности (СБ) на предприятии - неотъемлемая часть предпринимательской деятельности в странах с развитой экономикой. Затраты зарубежных фирм только на охрану коммерческой тайны достигают 25% всех расходов на производство.

265 Необходимость СБ на предприятии определяется рядом причин. Правоохранительные органы обеспечивают безопасность граждан, общества и государства, занимаются вопросами предупреждения и пресечения преступлений и уголовного преследования нарушителей закона. Но нарушениями закона не исчерпываются причины, по которым нарушается безопасность предприятий. Например, последствия нарушения деловой этики персоналом предприятия, а также организациями-партнерами часто весьма серьезны. Предприятия же, заботясь о своем имидже, не всегда заинтересованы в том, чтобы обнародовать факты о мошенничестве своих работников, сведения о потерях от криминальной конкуренции, а поэтому сами проводят служебное расследование, пытаются устранить негативные последствия собственными силами. Однако нарушение государственной монополии в правоохранительной сфере не допускается. Основные функции в борьбе с преступностью, включая оперативно-розыскные, следственные, судебные, сохраняются за государственными правоохранительными органами. Службы безопасности на предприятиях решают главным образом задачи превентивного характера, предупреждения преступлений, затрагивающих интересы этих предприятий.

Руководитель предприятия, определяя характер СБ, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности предприятия, объектов, подлежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по безопасности. Все подразделения СБ в полном объеме создаются лишь крупными экономическими субъектами. Небольшие предприятия ограничиваются группами внутренней безопасности, состоящими из охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств защиты.

Правовой базой для создания СБ является Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-1, которым предусматривается, что предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм, вправе учреждать обособленные подразделения - службы безопасности для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя.

Служба безопасности предприятия может выполнять следующие функции:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; 3)

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; 4)

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых договоров; 5)

поиск без вести пропавших граждан; 6)

поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; 7)

сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса; 8)

защита жизни и здоровья граждан; 9)

охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; 11)

12) вооруженная охрана имущества собственников, а также использование технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Для обеспечения защиты экономической безопасности предпринимательской деятельности важное значение имеет создание собственной службы экономической безопасности (СЭБ). Можно рекомендовать ряд этапов при создании СЭБ:

1) принятие решения о необходимости создания СЭБ. Вопрос о создании СБ должен возникать в момент принятия решения об организации предприятия в зависимости от выбираемого им вида деятельности, объема предполагаемой к производству продукции, размера годового оборота и прибыли, использования секретов производства, количества работников и т.п. Учредители должны заранее предусмотреть необходимость создания СБ.

После государственной регистрации руководителями принимается окончательное решение о создании СЭБ. В случае положительного решения вопроса определяется ответственное

лицо (группа лиц), которое будет непосредственно заниматься организацией СЭБ; 2)

определение общих задач СЭБ - предупреждение угроз, реагирование на возникшие угрозы и определение конкретных объектов защиты (персонал, информация, компьютерные системы, здания и помещения); 3)

разработка положения о СЭБ, определение структуры и утверждение штатов; 4)

набор кадров. Работниками СЭБ могут быть люди, специально и постоянно занимающиеся данной деятельностью как основной, и привлеченные специалисты (например, главный бухгалтер, юрист и пр.).

При подборе постоянных работников важнейшим требованием является профессиональная подготовка. В связи с этим предпочтение следует отдавать бывшим работникам правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой полиции), имеющим опыт работы и подходящим по морально-деловым качествам для данной деятельности. Для службы физической защиты целесообразнее приглашать лиц, проходивших службу в спецназе, СОБРе, ОМОНе, которые обладают профессиональными навыками владения оружием и рукопашного боя;

5) непосредственная организация и функционирование СЭБ.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что работники СБ, осуществляющие частную детективную и охранную деятельность, должны получить в законном порядке лицензии.

Для создания СЭБ предприятие представляет в органы внутренних дел по месту своего нахождения следующие документы:

заявление о согласовании устава СБ;

устав СБ;

лицензии руководителя и персонала СБ на право осуществления охранно-сыскной деятельности;

Сведения о характере и направлениях деятельности СБ, составе и предполагаемой численности персонала, наличии специи- альных, технических и иных средств, потребности в оружии. Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

В процессе функционирования значительную роль играют умелая расстановка кадров СБ руководителем, распределение прав, полномочий и степени ответственности, что позволяет обеспечить эффективную работу подразделения. Важным факто-

ром повышения эффективности деятельности СЭБ является гибкая система стимулирования работников службы в зависимости от итогов работы.

Финансирование СЭБ осуществляется из прибыли. Важнейшим фактором поощрения работников службы является быстрое и качественное выполнение всех поставленных задач;

6) контроль за деятельностью СЭБ. В целях поддержания высокого уровня профессионализма работников СЭБ, дисциплины всего персонала и обеспечения эффективной работы СБ в целом, необходимы постоянный контроль и анализ результатов деятельности СЭБ. Для этого используются:

регулярные текущие отчеты СЭБ перед руководством предприятия;

отчеты по защите от конкретных угроз и принятых мерах;

анализ отчетов и заключение руководства предприятия об эффективности работы СЭБ.

Важным элементом поддержания высокого профессионального уровня работников СЭБ является совершенствование деловых навыков, расширение знаний, что достигается постоянным повышением квалификации и переподготовкой на соответствующих курсах и изучением специальной литературы.

В процессе повседневной деятельности следует уделять внимание постоянному взаимодействию СЭБ с правоохранительными органами.

Взаимодействие СЭБ и правоохранительных органов может осуществляться по следующим направлениям:

кадры - проверка правоохранительными органами кандидатов на работу, сообщения предпринимателей о нарушениях, совершенных конкретными лицами, подготовка работников СБ с помощью правоохранительных органов;

информация - обмен взаимной информацией о способах совершения противоправных действий, потенциально опасных лицах, лицах, находящихся в розыске, и пр.;

организационное взаимодействие - создание системы совместного противодействия незаконной деятельности со стороны физических и юридических лиц (организация охраны, установка сигнализации, системы быстрого оповещения правоохранительных органов).

Структура СЭБ, как уже отмечалось, специфична для различных субъектов предпринимательской деятельности, посколь-

ку зависит от размера предприятия, характера деятельности, роли конфиденциальной информации (коммерческой тайны) и т.п.

Примерная структура СЭБ предприятия приведена на рис. 7.4. Выделенные блоки непосредственно входят в СЭБ, а остальные используются только в пределах вопросов, находящихся в компетенции СЭБ.

Особое положение в структуре СЭБ занимает группа чрезвычайных ситуаций. Предприятие, а значит, и СЭБ могут работать в двух режимах - обычном и чрезвычайном. При обычном режиме не возникает серьезных угроз экономической безопасности предприятия, проводится профилактическая работа по их предупреждению, деятельность всех подразделений проходит в обычном ритме, возникающие проблемы и угрозы носят локальный характер и преодолеваются в процессе текущей работы подразделений предприятия, в том числе СБ. При чрезвычайном режиме возникают неожиданные угрозы с высокой или значительной тяжестью последствий. В этом случае руководитель СБ или руково-

дитель предприятия организует группу чрезвычайных ситуаций (кризисную группу), включающую наиболее квалифицированных специалистов предприятия для решения данной проблемы. Группа работает не постоянно, а лишь по мере необходимости.

Данная структура предусматривает организацию подразделений, занимающихся непосредственной защитой основных объектов угроз и одновременно взаимодействие с другими структурными подразделениями предприятия, от деятельности которых в той или иной степени зависит обеспечение экономической безопасности. Такая структура может быть использована в качестве основы при создании более развернутой системы экономической (и общей) безопасности.

Практическая деятельность СЭБ (рис. 7.5) должна основываться на использовании типовых схем, процедур и действий в определенной последовательности.

Система предупредительных мер включает деятельность по изучению контрагентов, анализ условий договоров, соблюдение правил работы с конфиденциальной информацией, защиту компьютерных систем и т.д. Эта деятельность осуществляется регулярно и непрерывно, обеспечивает защиту экономической безопасности на основе постоянно действующей системы организационных мероприятий.

Однако даже самая лучшая система предупредительных мер не может предвидеть, а тем более преодолеть внезапно возникающие нестандартные угрозы, которые могу причинить значительный ущерб предприятию.

Система Мониторинг и выявление

угроз безопасности Анализ и

возникших

угроз предупредительных (превентивных) мер

Деятельность

по нейтрализации

угроз безопасности Определение мероприятий

по нейтрализации угроз

Рис. 7.4. Примерная структура службы экономической безопасности

Рис. 7.5. Деятельность службы экономической безопасности

Предпринимателю следует учитывать, что организация эффективной системы профилактических мер потребует гораздо меньших затрат, чем борьба с последствиями уже случившихся правонарушений, реализованных угроз.

К категориям работников, имеющим доступ к коммерческой (в том числе конфиденциальной) информации, которые могут быть потенциальными источниками ее разглашения либо иных неправомерных действий, относятся прежде всего работники бухгалтерии, кассиры, лица, имеющие право распоряжения печатями, бланками, работники компьютерных подразделений.

Работники СБ должны проверять не только сохранность сотрудниками коммерческой тайны, но и их отношение к своим служебным обязанностям, аккуратность в обращении с документами, отсутствие излишнего интереса к другим подразделениям.

Для работников СБ индикаторами в выявлении работников, разглашающих конфиденциальную информацию, занимающихся хищением денег либо совершающих другие неправомерные действия, угрожающие экономическому положению предприятия, являются:

внезапный активный интерес к конфиденциальной информации, деятельности других подразделений;

изменение поведения работника в общении с коллегами, в разговорах, появление неуверенности, страха;

резкое увеличение расходов работника, приобретение дорогостоящих товаров, недвижимости и пр. Потенциальными правонарушителями являются сотрудники:

имеющие значительные материальные затруднения;

имеющие склонность к азартным играм;

склонные к пьянству, имеющие наркотическую зависимость;

имеющие тяжело больных близких родственников;

часто меняющие место работы;

психически неуравновешенные.

Для поддержания высокого уровня защищенности экономических интересов предприятия СБ целесообразно проводить проверки лиц, которые могут, пользуясь своим служебным положением, представлять угрозы безопасности.

Важнейшей функцией СБ является всесторонняя проверка контрагентов. Причинами, которые снижают надежность контрагента и могут стать основаниями для отказа от подписания договора с ним, являются:

Отсутствие у предприятия собственного помещения (предприятие арендует помещение, причем недавно);

отсутствие работников в штате - имеются лишь одни руководители;

отсутствие движения денежных средств на счете;

обслуживание предприятия в ненадежном банке;

несвоевременный расчет предприятия с бюджетом, банками, несоблюдение им сроков поставки и т.п.;

несовпадение юридического адреса предприятия и фактического местонахождения;

негативная информация о руководителе предприятия. Следует внимательно проанализировать учредительные и

иные документы контрагента, желательно также произвести их экспертизу - прежде всего для установления их подлинности и отсутствия признаков подделки.

Для обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности и противодействия внутренним и внешним угрозам важнейшее значение имеет контроль финансово-хозяйственных операций, бухгалтерской и иной документации предприятия. В этих целях руководство предприятия и СЭБ могут использовать аудиторские проверки.

Основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости является экономическая безопасность.

Объектами экономической безопасности России являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций в стране, вызывающих угрозы экономической безопасности, выступают различные факторы: спад производства и потеря внутреннего рынка; нарушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики; утрата продовольственной независимости и обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством; рост безработицы и ослабление трудовой дисциплины; криминализация экономики; нарушение финансового обеспечения; потеря внешнего рынка и т.д.

273 Вопросы и задания для самопроверки 1.

Назовите составляющие национальных интересов России. 2.

Каковы основные элементы экономической безопасности? 3.

Назовите уровни экономической безопасности. 4.

Что такое угрозы экономической безопасности? Сопоставьте внутренние и внешние угрозы. 5.

В чем заключается государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны? 6.

Каковы цели мониторинга экономической безопасности? 7.

Что представляет собой экономическая безопасность предприятия? 8.

В чем заключается сущность уровня экономической безопасности предприятия? 9.

Каковы критерии классификации угроз безопасности организации? 10.

Какими причинами обусловлена необходимость создания собственной службы экономической безопасности предприятия, организации?