Маршрут крейсера адмирал кузнецов. «Адмирал Кузнецов» доковылял до Сирии. Что дальше? Нанесён ли вред

Известие о категорическом отказе Испании и Мальты производить дозаправку топливом российской корабельной группы в своих портах многим показалось, на первый взгляд, неожиданным. Выглядело это так, как будто командование Северного флота просило о помощи, рассчитывало на неё, а в результате ничего не получило. И теперь ещё не известно, смогут ли «Адмирал Кузнецов», «Пётр Великий» и ещё шесть боевых единиц достичь пункта назначения, то есть заданного участка средиземноморской акватории у берегов Сирии. Так ли это на самом деле? И если это правда, то как теперь решать вопрос с мазутом, пресной водой, продовольствием и прочими жизненно необходимыми логистическими позициями?

Как оказалось, для паники нет никаких причин.

Мальта, Валетта

Решение об отказе в мазуте выглядит ещё более удивительным, если учитывать текущее сотрудничество Российского флота с Испанией и Мальтой. Вот свежий пример: не далее как 9 октября в порту Валетты ошвартовались два малых ракетных корабля, «Серпухов» и «Зеленый Дол», плюс буксирное судно СБ-36. Никакой сенсационности в этом событии не отмечалось, не все мировые СМИ даже уделили ему внимание. На корабли были загружены запасы пресной воды, продовольствия, топлива, что, безусловно, можно считать выгодной с финансовой точки зрения операцией местных торговых фирм. Затем переход из Севастополя на Балтику продолжился. Визит в островное государство продолжался три дня («Интерфакс»).

Испания, Сеута

Или вот порт Сеута, находящийся на северном африканском (марокканском) берегу неподалёку от Гибралтара. Этот полуанклав считается испанской территорией, и, несмотря на принадлежность страны с блоку НАТО, российские корабли здесь частые гости, им разрешено заходить в гавань для пополнения запасов и прочих флотских нужд. Эти визиты полезны для экономики автономии, но после введения санкций они стали раздражающим фактором для Брюсселя. При этом устав НАТО не запрещает принимать у себя корабли стран, не входящий в Североатлантический Альянс. Юридически ничего противозаконного испанское правительство не делает, но это по букве, а по духу… В общем, лучше, чтобы российских кораблей здесь не было, а если их заходы совсем запретить нельзя, то хотя бы в данном конкретном случае можно в чём-то отказать.

Повод

20 октября генсек НАТО Йенс Столтенберг выразил озабоченность возможностью участия авиакрыла «Адмирала Кузнецова» в воздушных ударах по осаждённому силами Сирийской армии городу Алеппо, в котором, как утверждают западные политики, от российских бомбёжек страдает мирное население. Позиция Испании, не в достаточной мере осуждающей действия Москвы, заботит и британского министра обороны Майкла Фэллона. Нет сомнений, что именно после этих реплик в Мадриде приняли решение, по сути своей половинчатое и компромиссное. Москве отказали не в принципиальных вопросах военного сотрудничества, а лишь в заходе в Сеуту и в продаже мазута в данном конкретном случае. О том, что островное государство Мальта последовало испанскому примеру, узнали на день позже. По всей видимости, это была солидарная инициатива местных властей. Эта страна не входит ни в НАТО, ни в Евросоюз.

Два направления пропаганды

Западная пропаганда сейчас находится в неоднозначном и даже каком-то расщеплённом состоянии, в которое сама себя и ввела. С одной стороны, мир нужно пугать российской угрозой - это необходимо для стимуляции роста военных расходов. С другой же стороны, время от времени как-бы исподволь в СМИ проскакивает информация о том, что «Сарматы» на самом деле и не ракеты, а какие-то муляжи, не представляющие угрозы, а удар крылатых ракет из Каспия не совсем удался. Будто бы несколько «Калибров» упали неизвестно где, а авианосец «Кузнецов» вон как дымит (старый потому что). В общем, российское вооружение отсталое, новейших образцов мало, а значит, и бояться нечего. И вот так, переходя от одной тактики к другой, когда нужно, западная пресса пытается манипулировать общественным сознанием, внушая мысль о том, что не то что Испания, а даже крохотная Мальта (Эстония, Литва, Польша и пр.) может стать нерушимой стеной на пути вероятной агрессии Москвы. А какова же правда?

Авиакрыло «Кузнецова» и Алеппо

Как чаще всего бывает, истина находится где-то между крайними точками лжи. «Адмирал Кузнецов» действительно нельзя считать новейшим боевым кораблём, сравнимым по возможностям и характеристикам с американскими атомными авианесущими монстрами. Более того, тезис Столтенберга о возможном участии самолётов, находящихся на его борту, в бомбёжках Алеппо несостоятелен по техническим причинам - его полётная палуба не снабжена катапультой, что ограничивает боевую нагрузку.

Удары по наземным целям намного удобнее наносить с авиабазы Хмеймим, там и длина полос позволяет разгоняться, и боеприпасов столько, сколько нужно, и горючего тоже. Однако истребители «Кузнецова», его системы ПВО и ПРО в совокупности с огневой мощью «Петра Великого» и других российских кораблей увеличивают суммарную силу группировки, придают ей устойчивость и удерживают вероятных противников от мыслей о возможных провокациях. И в НАТО это понимают.

Нанесён ли вред?

Теперь о главном, то есть об ущербе, понесенном российской корабельной группой в результате политических демаршей Испании и Мальты. Вот, к примеру, Джонатан Маркус, обозреватель портала «Би-би-си», ссылаясь на мнения специалистов и экспертов, приводит читателей к выводу о том, что авианосец «Кузнецов» без двух дозаправок до Сирии дойти вообще не может. Кончится мазут, и встанет он посреди моря, с голодной командой, изнывающей от жажды. С другой стороны, предполагать, что российское флотское командование отправило в дальний поход эскадру в надежде лишь на любезную помощь Испании и Мальты, даже эти аналитики не способны. Наверное, есть какие-то дополнительные возможности, гарантирующие достижение заданной цели.

Вопросы техники

Вообще-то, «Кузнецов» способен преодолеть расстояние в восемь тысяч миль (морских, по 1,852 км) с экономическим ходом в 14 узлов. Автономность, то есть возможность жизнеобеспечения экипажа, составляет 40 дней. Пока что эскадра оставила за кормой лишь 3,5 тысячи миль, из Североморска она вышла 15 октября. Даже с учётом повышенного расхода мазута по причине далеко не идеального состояния двигательной установки (о чём свидетельствует чёрный дым и что, конечно, не осталось незамеченным), предполагать низкий уровень запасов топлива не приходится.

Другой вопрос, что принятая флотская практика диктует правила, согласно которым корабль в зоне возможных боевых действий должен быть заправлен на 70%, а во время обычного похода не менее чем на половину внутренних емкостей. Это необходимо на случай надобности резкого увеличения хода (в случае с «Кузнецовым до 29 узлов). Иначе в случае маневренного морского боя может возникнуть проблема в самый неподходящий момент. Впрочем, вероятность прямого конфликта с силами НАТО очень низка, а других потенциально враждебных кораблей в акватории практически нет. И в этом самом критическом случае в ход пойдут другие аргументы, куда более весомые.

Тоже ещё проблема…

Заход в порт для военной эскадры по пути в зону возможных боевых действий - дело желательное, но не обязательное. В составе корабельной группы находятся два танкера проекта 1559-В общей вместимостью 14 тыс. тонн мазута. Продовольствия достаточно для обеспечения экипажей в течение нескольких месяцев. На борту «Кузнецова» есть мощная опреснительная установка. Дозаправка, судя по данным спутникового наблюдения, произведена в море, в районе о. Мелилья. Перекачка топлива - обычная рутинная работа моряков.

Впереди - встреча в Тартусе. Там точно проблем с мазутом не будет. И со всем остальным тоже.


В Минобороны РФ утверждают: это было сделано "под давлением США и НАТО", поскольку "Адмирал Кузнецов" направляется к берегам Сирии для участия в российской военной операции. В Госдуме РФ решение властей Испании раскритиковали, но в российском посольстве в Мадриде призвали не драматизировать ситуацию. У изменившего маршрут корабля, по словам экспертов, есть возможность заправиться в других местах.

Вчера суда из авианосной группы Северного флота ВМФ во главе с крейсером "Адмирал Кузнецов", пройдя Ла-Манш, двигались в сторону Гибралтара. Их маршрут и задачи, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, находятся в "закрытых конвертах с надписью "Совершенно секретно"". Тем не менее, как сообщил ранее испанский МИД, 28 октября корабли должны были прибыть в порт Сеута (анклав в Северной Африке). Соответствующее разрешение, как отмечают в Мадриде, было выдано еще в сентябре.

Однако когда новость о скором прибытии кораблей в Сеуту попала в прессу, на Испанию обрушилась критика со стороны союзников по НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг заметил, что в других условиях ничего бы не имел против дозаправки российских кораблей, но сейчас крайне обеспокоен тем, что "они могут быть использованы для атак на Алеппо". Аналогичные заявления делали политики и военные из Великобритании и США.

В самой Испании громче всего против захода российских кораблей в Сеуту выступили в Левой республиканской партии Каталонии. В их пресс-службе "Ъ" подтвердили, что члены испанского Конгресса депутатов от этой партии потребовали от и. о. главы МИДа Хосе Мануэля Гарсии-Маргальо и и. о. министра обороны Педро Моренеса объяснить, почему участвующие в сирийской операции российские корабли обслуживаются на территории страны НАТО. Собеседник "Ъ" рассказал, что запрос основывался на информации, опубликованной ранее рядом зарубежных СМИ. В частности, американское издание The Huffington Post сообщало, что 16 октября дозаправку в Сеуте осуществили малые ракетные корабли "Зеленый Дол" и "Серпухов", а также буксирное судно СБ-36. Депутаты надеются, что министры в ближайшее время придут на слушания в парламентских комитетах.

Поначалу власти Сеуты были обескуражены происходящим. С 2011 года в порту анклава побывали, по данным газеты El Pais, более 60 российских судов. "Критерии допуска в Сеуту — безопасность окружающей среды, города и его населения",— цитирует издание The Spain Report источники в администрации порта. Но под шквалом критики испанский МИД вчера объявил, что "пересматривает решение по результатам консультаций". А к середине дня El Pais со ссылкой на диписточники сообщила: разрешение на дозаправку будет отозвано, если подтвердится, что корабли направляются в Сирию. Не дожидаясь развязки, российские власти сами отказались от этой идеи. "Мы подтверждаем, что корабли не зайдут в порт Сеуты, потому что изменился маршрут",— заявило посольство РФ в Испании.

Пресс-секретарь посольства Василий Ниорадзе в разговоре с "Ъ" призвал не драматизировать ситуацию. "Согласование подобных заходов в порты — рутинный процесс,— отметил он.— Мы заранее направляем запрос, а при принятии решения учитывается международное право и требования страны пребывания. Сейчас было принято такое решение, в других случаях будет другое".

Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков иначе расставил акценты: по его словам, российское ведомство предусматривало возможность "по согласованию с испанской стороной делового захода (в Сеуту.— "Ъ" ) отдельных кораблей или судна обеспечения из состава корабельной группы". Но никаких официальных запросов от Минобороны, по его словам, в Мадрид не направлялось. При этом господин Конашенков рассказал: "Представители испанского руководства сообщили, что из-за давления на них со стороны США и НАТО заход российских кораблей в порт Сеута нецелесообразен". Публично власти Испании подобных заявлений не делали.

В испанском МИДе вчера не ответили на запрос "Ъ" о том, не опасаются ли в Мадриде ухудшения отношений с РФ из-за последних решений. Вместе с тем в Госдуме вчера заявили, что доверие к Испании подорвано. "На середине пути нам говорят, что мы передумали. Это какая-то подстава",— возмутился в разговоре с "Интерфаксом" зампред комитета по обороне Александр Шерин (ЛДПР).

В Евросоюзе новости из Мадрида восприняли с воодушевлением. "ЕС четко и единогласно осуждает российские систематические бомбардировки гражданских лиц в Алеппо — Россия продлевает страдания сирийского народа и препятствует решению проблемы,— заявил "Ъ" экс-премьер Бельгии, лидер фракции "Альянса либералов и демократов за Европу" (ALDE) в Европарламенте Ги Верхофстадт.— Так что испанское правительство правильно сделало, когда потребовало у России разъяснений по поводу роли "Адмирала Кузнецова" в сирийском конфликте". По словам собеседника "Ъ", в итоге всем был послан сигнал: "Ни одна из стран ЕС не оказывает поддержку военным, которые бомбят мирных граждан и дестабилизируют ситуацию в целом регионе".

Директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов не увидел трагедии в изменении маршрута "Адмирала Кузнецова". "Мы вполне можем дозаправиться в Алжире или на Мальте. Я ставлю на Алжир, так как Мальта — член ЕС и будет испытывать те же проблемы, что и Испания",— сообщил он "Ъ". При этом, по словам эксперта, грядущее прибытие группы "Адмирала Кузнецова" в Сирию вряд ли радикально изменит расстановку сил в регионе, но позволит России повысить свой международный престиж. "Французы используют авианосец в том регионе, потому что у них нет базы, у нас она есть,— заметил эксперт.— Цель похода "Кузнецова", скорее всего, тренировочная. Пилотам палубных самолетов необходимо тренироваться, и Сирия предоставляет возможность сделать это в боевых условиях". Эксперт ЦАСТ Андрей Фролов добавляет, что поход "Кузнецова" имеет и "рекламную составляющую": "Индия размышляет о том, не купить ли палубные истребители МиГ-29К/КУБ для будущих авианосцев, и демонстрация их возможностей в Сирии поможет определиться быстрее".




Добавить коментарий
Последние публикации

Хамовнический суд Москвы отказался санкционировать арест генерального директора АО «Судостроительная корпорация "Ак Барс"»,

Авианосная ударная группа Северного флота во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий» (флагман корабельной группы), авианосца «Адмирал Кузнецов» достигла берегов Норвегии. Уже 9 февраля корабли вернутся в главную базу флота - Североморск, завершив многомесячный дальний поход к берегам Сирии. Дома, на берегу, экипажи уже ждет «жареный поросенок» - символ успешного выполнения боевого задания.
Поход российской эскадры наделал не меньше шума, чем сама антитеррористическая операция российских Воздушно-космических сил в регионе. Общий эффект от присутствия в регионе превысил все ожидания. Весь маршрут следования за кораблями неустанно следили представители НАТО. Ведь впервые со времен СССР Москва собрала полноценную авианосную группировку, способную наносить массированные авиационные и ракетные удары по морским и береговым целям. Корабельная авианосная группа Северного флота выдвинулась к берегам Сирии 15 октября.

Проход авианосца, тяжелого атомного ракетного крейсера, а также кораблей сопровождения «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков» и вспомогательных судов, а также нескольких подводных лодок с Севера на Юг вдоль побережья Европы и далее в Средиземном море вызвал пристальное внимание ВМС региона. На обратном маршруте глава минобороны Великобритании Майкл Фэллон почему-то назвал возвращающийся из Сирии российский авианосец «кораблем позора». Что именно хотел сказать министр этой фразой не совсем понятно, ведь все четыре месяца боевой службы за российской авианосной группой не только следовали, но и активно мешали ее работе десятки кораблей и самолетов НАТО и США.

Почему? Ответ прозаичен - боятся. Именно поэтому нам отказали в возможности пополнять материально-технические запасы в Испании и на Мальте. Хотя об этом было договорено, наверное, за несколько месяцев до выхода группы в поход.Опять же почему? Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин считает, что главная причина том, что ВМФ России в ходе операции в Сирии показал то, что ранее считалось ему недоступным. Например, массированный удар крылатыми ракетами «Калибр» из акватории Каспийского моря по целям террористов ИГИЛ находящихся в 2,5 тыс. километрах от места запуска ракет. А перед самым выходом российских кораблей к берегам Сирии Северный флот показательно провел учения, в ходе которых атомная подводная лодка проекта 949 «Антей» вооруженная сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами «Гранитами» или, как их называют на Западе, Shipwreck («Кораблекрушение»), так же показательно уничтожила несколько наземных целей на архипелаге Новая Земля.

У нас эти ракеты называют «убийцы авианосцев», так как попадание «Гранита» гарантированно топит любой вражеский авианосец. Дальность полета ракеты более 700 км. Она несет полутонную боевую часть, которая может быть, как обычной, фугасной, так и ядерной. К слову, на крейсерах «Петр Великий» и «Адмирал Кузнецов» стоят 24 «Гранита», а на «Кузнецове» - 12. Еще 48 находились на двух подводных лодках, сопровождавших эскадру типа «Антей», безрезультатными поисками, которых активно занимались натовцы в средиземке, но так и не смогли отследить.
О том, что лодки там есть, буквально «трубили» в зарубежных специализированных блогах, сообщая о резко возросшей активности противолодочных самолетов Р-8-А Poseidon, вылетавших с базы Сигонелла на Сицилии. В военном понимании «не отследили», «не взяли на сопровождение» означает одно – как минимум три месяца в прицеле российских кораблей находились не только корабли, но и многочисленные военные базы альянса, расположенные в Италии, Турции, на Мальте и Кипре. На них к слову, хранится практически весь ядерный потенциал США в Европе.
И это всё без учета возможностей обновленного авиакрыла российского авианосца, в составе, которого теперь есть не только тяжелые истребители Су-33, но и новейшие российские МиГ-29К/КУБР. Одна из особенностей палубных истребителей в том, что перед выходом корабля все они прошли дооснащение специализированной вычислительной подсистемой СВП-24, позволяющей применять обычные неуправляемые фугасные болванки с точностью управляемого оружия. Разработанная компанией «Гефест и Т» устройство - это всего несколько блоков, устанавливающихся непосредственно в бортовое оборудование боевого самолета. Исходя из положения самолета в пространстве, его координат и параметров полета, а также данных о цели, СВП рассчитывает оптимальную траекторию сброса бомбы. При этом максимальное отклонение от цели не превышает нескольких метров.
Как работает СВП, НАТОвцам прекрасно продемонстрировали фронтовые бомбардировщики Су-24М ставшие основными рабочими лошадками российских Воздушно-космических сил в Сирии. Точность, с какой наши машины поражали цели неоднократно демонстрировались Минобороны в ходе брифингов посвященным операции. Но Су-33 и МиГ-29КР/КУБ способны не только «метать» неуправляемые болванки. В зависимости от боевой задачи самолет может нести от одной до двух противокорабельных ракет Х-35 и от двух до четырех бомб семейства КАБ-500 и КАБ-1500 с лазерно-телевизионными или корректируемыми по GPS/ГЛОНАСС головками самонаведения, что гарантирует ему ювелирное поражение любой морской или береговой цели.
Боевое применение палубной авиации не состоялось. Подход наших кораблей к побережью Сирии совпал с миротворческой инициативой США и Брюсселя о введении перемирия для выхода беженцев из зон боевых действий. Случайно ли? На этот вопрос ответа нет. Но можно сказать, что с приходом российского авианосца, группировка наших сил в регионе обзавелась второй авиабазой Хмейним. То есть мы могли удвоить свои усилия по уничтожению террористических группировок антиправительственных сил, что категорически не устраивало администрацию ушедшего в отставку американского президента Барака Обамы и европейских лидеров.Как бы там ни было, «Адмирал Кузнецов» достойно завершает боевую службу. По словам командующего российской группировкой войск в Сирии генерал-полковника Андрея Картаполова, летчики российской морской авиации за время операции выполнили 420 боевых вылетов, 117 были совершены ночью. «Практически все полеты проходили в сложных гидрометеорологических условиях», - сообщил он. Для наших палубников это очень большой показатель налета. Так, что главное мы сделали – научили пилотов пользоваться техникой, а значит, можем быть уверены в том, что они смогут воспользоваться ей и в боевой обстановке.

Смерть президента Узбекистана Ислама Каримова, скончавшегося 2 сентября от кровоизлияния в мозг, подняла вопрос о смене власти в стране. Расположенный в Центральной Азии Узбекистан занимает стратегическое место в центре Евразии. Его роль в качестве географического, демографического и сельскохозяйственного хаба Среднего Востока делает Узбекистан важным как для региональных игроков, так и для глобальных акторов. А граница с Афганистаном определяет его как […]

Американское издание Defense News опубликовало эксклюзивный материал Кристофера П. Каваса – первого журналиста, побывавшего на борту революционного эсминца ВМС США Zumwalt (DDG 1000), называемого экспертами «линкором XXI века». В репортаже содержится много новых сведений о корабле и ряд эксклюзивных фото. Мы делаем эксклюзивный обзор данного материала, дополнив его информацией, дающей максимально полную информацию о судне. […]


  • «Летающий зад» отправился в первый полет

    В Великобритании в первый полет отправился гигантский дирижабль Airlander 10, длина которого составляет почти сто метров. Airlander 10 (полное название Hybrid Air Vehicles HAV 304 Airlander) - гибридный дирижабль, созданный компанией Hybrid Air Vehicles для армии США по проекту Long Endurance Multi-intelligence Vehicle (LEMV), в котором Northrop Grumman была генеральным подрядчиком. В программе LEMV дирижабль предназначался для […]


  • Митридат Великий - «дикий» царь, который практически победил Рим ядом

    У Рима было много врагов. Но этот был самым опасным. Его звали Митридат Великий. Царь Понта, правивший в 120-63 годы до н. э., он стал величайшим врагом самых могущественных полководцев и диктаторов Римской республики, который воевал при помощи собственно изобретенных ядов. Невероятная история Митридата Великого, царя Азии, который заставил содрогнуться могущественную Римскую республику в первом […]


  • Битва под Дубно: танковый армагеддон

    Битва за Дубно-Луцк-Броды - одно из крупнейших танковых сражений в истории, проходившее во время Великой Отечественной войны в июне 1941 года. В течение недели в треугольнике между городами Дубно, Луцк и Броды сошлись две танковых армады общей численностью около 4500 бронированных машин. Известно также под названиями битва за Броды, танковое сражение под Дубно, Луцком, Ровно, контрудар мехкорпусов […]


  • Знакомьтесь: великая и ужасная A2/AD

    В последнее время ведущие западные издания радуют российских читателей громкими заголовками с не менее скандальным содержанием. То: «Российские военные силы в их нынешнем состоянии способны захватить Таллинн и Ригу менее чем за 60 часов», то: «силы Североатлантического альянса не в состоянии защитить восточные границы ЕС перед лицом России», а недавно Bild решило пойти еще дальше […]