Международный лизинг. Развитие лизинга в свете мировой экономической и финансовой глобализации. Бизнес Альянс - независимая лизинговая компания

Ульяновский государственный университет



Артюхина Е.В.


г. Ульяновск


ВВЕДЕНИЕ


Достижение конкурентоспособного уровня технологического производства, соответствующего лучшим зарубежным и отечественным образцам, продвижение разработок инноваторов, а также широкомасштабное техническое перевооружение осуществляются на новом оборудовании и технике. Этот процесс во всем мире реализуется при активном использовании такого инновационного механизма, которым является лизинг.

В данной работе особое значение уделяется финансовому лизингу, т.к. преимущественно его используют крупные компании, которые приобретают дорогостоящие имущество на долгий срок эксплуатации. Отсутствие необходимых средств для осуществления капиталовложений затронуло предприятия большинства отраслей.

Так сегодняшнее техническое состояние авиационного парка, его количественное сокращение является следствием низкой инвестиционной активности предприятий данной отрасли.

Износ основных фондов и оборудования в авиационной отрасли превышает 50%, кроме того, в последние годы сократилось производство отечественных самолетов. Кроме того, в условиях жестких международных требований к эксплуатации воздушных судов, одной из основных задач становится замена устаревшего парка судов российских авиакомпаний, которая требует значительных инвестиций. В данной отрасли альтернативу лизингу найти практически невозможно, потому что ни одна российская авиакомпания не в состоянии единовременно выплатить стоимость самолета.

Таким образом, тема работы весьма актуальна для предприятий авиаотрасли нашей страны.

Цель данной работы - показать преимущества и ограничения механизма лизинга как формы инвестиционного процесса и доказать возможность его успешного применения в авиационной отрасли.

В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:

1.Раскрыть содержание лизинга и показать его роль как формы финансирования инвестиционных процессов в современных экономических условиях России;

2.Провести анализ международных лизинговых операций

.Показать практическую применимость предложенного инструментария для расчета параметров лизинговых сделок на примере одной из российских авиакомпаний.

Методической основой работы послужили научно-практические публикации в области финансовой аренды, т.е. лизинга, законодательные, нормативные и методические материалы. Данные, используемые в расчётах, были получены на сайтах авиаремонтных предприятий, заводов изготовителей, сайтах размещающих объявления о купле продаже авиационной техники и оборудования.

Научная новизна исследования состоит в доказательстве возможности применения предложенного математического аппарата для определения эффективных, выгодных как лизингодателю, так и лизингополучателю, параметров сделки, связанной с приобретением авиационной техники в лизинг российской авиакомпанией.


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ


Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

Лизинговая операция осуществляется по следующей схеме:

Лизингополучатель нуждается в некотором имуществе, вследствие чего обращается лизинговую компанию. Лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом. Как правило, продавца и приобретаемое имущество выбирает лизингополучатель. Однако, в зависимости от условий договора, эта функция может быть возложена и на лизингодателя.

В качестве лизингодателя может выступать коммерческий банк, кредитная небанковская организация, лизинговая компания. Лизингодателем может быть и юридическое и физическое лицо.

Будущий лизингодатель нуждается в некотором имуществе, для приобретения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, и обращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. По окончании договора в зависимости от его условий имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя.

Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. В зависимости от объекта лизинга различают лизинг оборудования и лизинг недвижимого имущества.

Субъектами лизинга являются:

·собственник имущества (лизингодатель) - лицо, которое специально приобретает имущество для сдачи его во временное пользование;

·пользователь имущества (лизингополучатель) - лицо, получающее имущество во временное пользование;

·продавец имущества - лицо, продающее имущество, являющееся объектом лизинга.

Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законом РФ "Об иностранных инвестициях в РФ".

За свою многовековую историю мировая практика выработала многочисленные варианты лизинговых соглашений. Упоминание о подобных лизингу хозяйственных операциях относятся к древнейшему государства Шумер, широко применялись аренды земли, домашнего скота, оборудование и в других древних цивилизациях - в Греции, Египте и Риме, в средние века лизинг различных видов имущества был популярен в Европе. Первая в мире лизинговая компания - «Бирмингем Вагон компании» - была зарегистрирована в Великобритании 1855 году, начало развития лизинговых операций на российском внутреннем рынке относится к середине 1989г. до сегодняшних дней в литературе нет однозначного толкования видов лизинга, четкой классификация лизинговых отношений, определенности и упорядоченности в терминологии.

Лизинг может быть представлен двумя основными формами:

) внутренний, когда и лизингодатель, и лизингополучатель - резиденты России;

) международный, когда лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом России.

Основными видами лизинга, признаваемого во всем мире являются: финансовый лизинг (financelease) и операционный лизинг (operatinglease). Основными критериями такой классификации служат срок использования оборудования, условия его амортизации механизм распределения случайной гибели или порчи передано в лизинг имущества.

Наряду с этим выделяют следующие виды лизинга:

) в зависимости от объема обслуживания:

чистый (все расходы по эксплуатации имущества несет арендатор, и они не включаются в лизинговые платежи);

«мокрый» (с полным набором сервисных услуг, т.е. предоставление арендодателем комплексной системы технического обслуживания, ремонта, страхования, а также, по желанию арендатора, поставки необходимого сырья, подготовки квалифицированного персонала, маркетинга, рекламы, выпускаемой продукции и др.);

) в зависимости от вида организации сделки:

прямой (изготовитель или владелец имущества сдает его в аренду);

косвенный (сдача имущества в аренду осуществляется через третье лицо);

левередж-лизинг (кредитный, паевой, раздельный).

Предполагает дополнительное привлечение средств для лизинговых операций со стороны, когда объектом лизинга является дорогостоящее оборудование. Основной арендодатель получает преимущественное право

на получение арендных платежей;

сублизинг (переуступка прав пользования предметом лизинга третьему лицу);

револьверный (возобновляемый по истечении первого срока договора с учетом необходимости замены арендуемого имущества на более производительное);

В мировой практике наиболее распространены четыре основные модели международных лизинговых операций.

Первая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране.

Вторая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, но через расположенную в стране лизингополучателя свою дочернюю фирму.

Третья модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, но через посредника - расположенную в стране лизингополучателя лизинговую фирму. Фирме-посреднику поручается организация и проведение переговоров, подготовка и заключение на согласованных условиях договора лизинга, а также его исполнение. Юридически отношения между двумя лизинговыми фирмами оформляются обычным агентским соглашением (т. е. договором о выполнении фирмой-посредником от имени и в интересах лизингодателя определенного рода обязанностей), а расчеты осуществляются в форме либо комиссионного вознаграждения за услуги, либо встречной сделки, либо раздела прибыли.

Четвертая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в этой же стране. Исполнение заключенного лизингового договора лизингодатель передает лизинговой фирме-посреднику, расположенной в другой стране на условиях агентского соглашения.

Рассмотрим методы аналитической оценки эффективности инвестиционных проектов, предполагающих финансирование лизинга оборудования на примере авиакомпания UTair . Под эффективностью проектов понимается получение определенной выгоды субъектом лизинговой сделки по сравнению с другими способами ведения финансовой деятельности.

Свою историю авиакомпания UTair начала 7 февраля 1967 года. Тогда, Приказом Министра Гражданской авиации СССР, было организовано Тюменское управление Гражданской авиации, которое было реорганизовано в государственную авиакомпанию Тюменьавиатранс. Решением общего собрания акционеров 1 октября 2002 г. авиакомпания переименована в ОАО Авиакомпания UTair .

Авиакомпания UTair осуществляет свою деятельность на основе принципов рыночной экономики. В число основных функций авиакомпании входят: выполнение вертолетных работ на территории России; выполнение вертолетных работ за рубежом; осуществление пассажирских перевозок (пассажирские и грузовые перевозки на внутренних и международных авиалиниях самолетами различных типов) .

Перед авиакомпанией UTair всегда стоит выбор: покупать самолет или взять его в аренду. Выбор можно сделать на основе сопоставления приведенного дохода с учетом риска обоих вариантов.

Чистые преимущества варианта аренды (или покупки) рассчитываются по формуле:


(3.1)


Чистая приведенная стоимость аренды,

Чистая приведенная стоимость покупки

Ставка корпоративного налога; - амортизационные отчисления в момент t; k - взвешенная ставка дисконтирования (в качестве весов выступают значения риска по компонентам дохода);- срок жизни проекта, - арендная плата в момент t; - накладные расходы арендодателя; - цена продажи актива в конце срока аренды; - амортизационные отчисления за период t.

Если ввести следующие предположения:

а)=0;

б)срок действия договора об аренде равен нормативному сроку эксплуатации актива;

в)амортизация начисляется равномерно;

г)величина годовых арендных взносов неизменна;

д)основная сумма долга погашается равномерными частями;

е)=0

То можно воспользоваться формулой:


(3.2)


Допустим, что авиакомпания UTair арендует Ил-96-300, срок лизинга 15 лет, общая сумма лизинговых платежей 54 млн. долларов, ежемесячные платежи составят 300 тыс. долларов. Так же компания могла купить самолет за 45 млн. долларов со сроком эксплуатации 15 лет, и выплачивать кредит ежемесячно в размере 250 тыс. (плюс выплаты процентов за кредит равные 15%), =24%.

Учтем риски при расчете ставки дисконтирования, используя метод кумулятивного построения, основанный на предпосылке, что ставка дисконтирования является функцией риска и рассчитывается как сумма всех рисков, присущих каждому конкретному объекту.

международный лизинг финансирование авиационный

Ставка дисконтирования = Безрисковая ставка + Премии за риск.


Премия за риск рассчитывается суммированием значений рисков.


Премия за риск = риск вложения + риск низкой ликвидности

Премия за риск = 2.6 +6.1 = 8.7%


В качестве безрисковой ставки, т.е. ставки, при которой риск потери вложенных денежных средств стремится к нулю, возьмем ставки доходности по долгосрочным государственным облигациям 6.65%. Риск вложения рассчитывается суммированием значений рисков, присущих данному объекту.

Потребление топлива является одной из основных затратных составляющих компании, поэтому нужно учесть риск неблагоприятных изменений цен на топливо. Его не стоит рассматривать, т.к. он ограничивается за счет использования компанией различных механизмов хеджирования - контрактов с фиксированной ценой исполнения, приобретения более экономичных самолетов, а также ресурсосбережение.

Подставив в формулу значения, имеем:

Получили, что чистые преимущества варианта аренды равны 16 млн. долларов.

Допустим UTair арендует самолет у ЗАО Пермская инвестиционно-финансовой компании Авиализинг, авиакомпания должна внести депозит в размере 25 000 долларов, с учетом того, что прибыль от эксплуатации самолета составляет 20 600 долларов, и компания до момента окончания сделки хочет получить чистый доход от нее не менее 68 600 долларов. Тогда:

2 = 0,28(20 600 - 0,26·68 600 - 0,11?25 000 - 3,6) = 2,9


Получим систему:


k> 1,84 - 54,55 v

k< 2,9 - 10,13 v


Т.е. если, например, переменный платеж от невозмещенной суммы составит v = 3%, то постоянный платеж k будет не менее 0,2.

Последняя предложенная в работе математическая модель может быть использована для решения ряда важных задач, связанных с лизинговыми платежами. Например, управляя долей прибыли, направленной на расширенное воспроизводство, авиакомпания может регулировать и величину ставки лизинговых платежей и сроки погашения ее суммы. Кроме того, сокращая затраты за счет экономии и рационального использования ресурсов также можно положительно влиять на указанные выше величины.

75 000 долларов - затраты на производство полетов включают в себя:

затраты на авиатопливо;

затраты по амортизации самолета, стоимости капремонта самолета, страхованию ВС, другие затраты на авиатехнику;

оплату труда летного и инженерного состава, менеджмента с отчислениями на государственное, социальное и обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение и в государственный фонд занятости населения, форменное обмундирование, страхование летного состава и прочие летные затраты;

затраты по базовым и транзитным аэропортам;

затраты на аэронавигационное обслуживание ВС на воздушных трассах стран;

сборы за пользование маршрутным аэронавигационным оборудованием в зоне управления воздушным движением каждого иностранного государства;

затраты на бортпитание пассажиров и летного состава в базовых и транзитных аэропортах.

Затраты на авиатопливо связаны с большой неопределенностью, они содержат в себе риск, связанный с неблагоприятным изменением цен.

Уровень эффективности затрат на производство полетов составляет 50% (k=1,5). Посчитаем, какую часть выручки (?) необходимо перечислять ежемесячно в виде лизинговых платежей, чтобы удовлетворить требованиям лизингодателя, т.е. выплатить S=54 млн. долларов в течение срока аренды. При условии, что отчисления на расширенное производство ?1=10%, ставка налога на прибыль ?=24%,

Применив формулу:


(3.3)


Получим ?= 15%. То есть авиакомпания сможет полностью рассчитаться с лизинговой компанией и приобрести самолет в собственность, если будет ежемесячно перечислять 15% своей выручки на лизинговые платежи.

Предположим, перед компанией стоит вопрос о снижении сроков лизинговых платежей.

Для ответа на этот вопрос рассмотрим формулу и выведем из нее выражение для T:


(3.4)


Либо в другом виде:


(3.5)


Итак, для того, чтобы сократить сроки лизинговых платежей, например, до 6 лет, необходимо выплачивать 51% от прибыли в лизинговой сделке при отчислении на расширенное производство ?1=10% или 30% при ?1=0%. При этом, сможет ли авиакомпания уплачивать такую значительную часть выручки остается на усмотрение финансовых служб компании.

Данная модель дает возможность управлять проектом в зависимости от имеющегося потенциала авиакомпании и желаемого результата.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что финансирование с помощью лизинга является выгодным для авиакомпании, а получение субсидии государства делает лизинговый проект еще более привлекательным для лизингополучателя.

Лизинговые платежи признаются расходами для целей налогообложения, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При реализации сделки финансового лизинга существует большая гибкость в управлении финансовыми потоками, так как лизинговые платежи можно планировать таким образом, чтобы это было максимально приемлемо и выгодно, комбинируя дату платежа и частоту выплат.

Описанные выше модели были использованы на примере авиакомпании Ютэйр. На основании данной работы можно сделать следующие выводы: во-первых, лизинг имеет ряд преимуществ перед обычной ссудой или покупкой; во-вторых, применение модели финансового лизинга дает предприятию возможность, управляя проектом и регулируя величину лизинговых платежей достичь желаемого результата.

Необходимо отметить, что при оценке эффективности лизинга для различных субъектов следует учитывать специфику и ситуацию в отрасли. Так же эффективность одного субъекта не определяет эффективность для всей отрасли. Если рассматривать область гражданской авиации, то финансовый лизинг авиатехники является однозначно выгодным способом финансирования проектов обновления парка воздушных судов, так как ни одна авиакомпания в России не может приобрести самолет, единовременно выплатив всю сумму.

С помощью финансового лизинга появляется возможность приобрести необходимую авиатехнику, не изымая крупных средств из оборота. Реструктуризация парка воздушных судов сложна или невозможна на основе привлечения банковского кредита из-за отсутствия достаточного залога, краткосрочности кредита и появления прочих расходов. В случае финансового лизинга сама авиатехника является предметом залога. Лизинговые платежи признаются расходами для целей налогообложения, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При реализации сделки финансового лизинга существует большая гибкость в управлении финансовыми потоками, так как лизинговые платежи можно планировать таким образом, чтобы это было максимально приемлемо и выгодно, комбинируя дату платежа и частоту выплат.

Таким образом, при оценке эффективности лизинга необходимо получить детальное аналитическое обоснование заключения лизинговой сделки. При этом важным моментом является сравнительная оценка альтернативных вариантов финансирования приобретения средств производства. Также при принятии решения использования в качестве финансового инструмента лизинговые операции необходимо оценить различные варианты лизинговых проектов, условия их заключения, в частности специфику выплаты лизинговых платежей.

На основании данной работы можно сделать следующие выводы: во-первых, лизинг имеет ряд преимуществ перед обычной ссудой или покупкой; во-вторых, применение модели финансового лизинга дает предприятию возможность, управляя проектом и регулируя величину лизинговых платежей достичь желаемого результата.

Необходимо отметить, что при оценке эффективности лизинга для различных субъектов следует учитывать специфику и ситуацию в отрасли. Так же эффективность одного субъекта не определяет эффективность для всей отрасли. Если рассматривать область гражданской авиации, то финансовый лизинг авиатехники является однозначно выгодным способом финансирования проектов обновления парка воздушных судов, так как ни одна авиакомпания в России не может приобрести самолет, единовременно выплатив всю сумму. С помощью финансового лизинга появляется возможность приобрести необходимую авиатехнику, не изымая крупных средств из оборота.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Арт Я.В. Список лизинга // Карьера.-№3.-с.76-85.

2.Газман В.Д. Аритмия лизингового рынка // Вопросы экономики.-№3.- с.87-92.Режим доступа:

Газман, В.Д. Инновационное финансирование лизинга//Вопросы экономики-2011.-№9-с.76-89.

Морозова Ж.А. Все о лизинге // Библиотечка "Российской газеты" .-2008.-№4.

Просветов Г.А., Лизинг: задачи и решения.- М: Альфа-Пресс,2008г.-с.175-178.

Николаенко А.В. Особенности международного финансового лизинга.- М.: Финансы и статистика.-2008 .- с.188.- Режим доступа:

Колосов А.Е., Лизинг автотранспорта-2008.Финансовый бизнес. - 2008. - №7 - С.25-28.- Режим доступа:

Кирилловых А.А. Правовые основы лизинг: Юстицинформ.- 2009.-с. 112

Галиаскаров А.А. Модель финансового лизинга самолетов нового поколения российскими авиакомпаниями.- Режим доступа:

Сайт авиакомпании Ютэйр //

Информация о результатах проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в области развития гражданской авиации.- Режим доступа:


Лизинг (англ, leasing, от lease - сдавать в аренду) - предоставление лизингодателем материальных ценностей лизингополучателю в аренду на разные сроки. Операции лизингов известны давно.

В международной практике различаются два вида аренды оборудования: кратко- (рентинг), среднесрочная до 3 лет для стандартного оборудования, автомобилей, тракторов, железнодорожных вагонов и т. д.; средне- и долгосрочная (лизинг) для промышленного технологического оборудования, в том числе комплектного. Разница между ними заключается в том, что при рентинге объект договора может служить предметом ряда последовательно заключаемых аналогичных соглашений, а при долгосрочной аренде срок договора определяется нормальным сроком службы арендуемого оборудования.

Своеобразие лизинговых операций по сравнению с традиционной арендой заключается в следующем:

    объект сделки выбирается лизингополучателем, а не лизингодателем, который приобретает оборудование за свой счет;

    срок лизинга меньше срока физического износа оборудования (от 1 года до 20 лет) и приближается к сроку налоговой амортизации (3-7 лет);

    по окончании действия контракта клиент может продолжить аренду по льготной ставке или приобрести арендуемое имущество по остаточной стоимости;

    в роли лизингодателя обычно выступает финансовое учреждение - лизинговая компания.

Арендные платежи производятся ежемесячно, ежеквартально либо по полугодиям. Ставки арендной платы устанавливаются исходя из характера и стоимости сдаваемого внаем оборудования, срока контракта на таком уровне, что арендная плата превышает цену, по которой его можно купить на обычных коммерческих условиях.

Важнейшие преимущества лизинга состоят в обширном пакете услуг, предоставляемых в рамках этой формы кредитования. В частности, он включает: организацию и кредитование транспортировки, монтаж, техническое обслуживание и страхование объектов лизинга, обеспечение запасными частями, консультационные услуги, например по вопросам налогообложения, соблюдения таможенных формальностей; организационные, координирующие и информационные услуги. Таким образом, лизинг - весьма демократичная форма кредитования инвестиций, которая отвечает стремлению хозяйственных организаций к большей самостоятельности.

Виды лизинговых операций. Исходя из особенностей организации отношений между лизингополучателем и лизингодателем различаются прямой и косвенный лизинг. Прямой лизинг имеет место в том случае, когда изготовитель или владелец имущества сам выступает лизингодателем, а косвенный - когда сдача в аренду ведется через третье лицо.

По методу кредитования различается срочный и возобновляемый лизинг. При срочном лизинге осуществляется одноразовая аренда, а при возобновляемом (ролловерном) - договор лизинга возобновляется по истечении первого срока.

Различается операционный лизинг , если предприятие заключает лизинговый контракт, не имея намерения приобретать объект в собственность, и финансовый лизинг - в этом случае фирма сочетает аренду с последующим выкупом объекта по остаточной стоимости в наиболее благоприятный момент, когда она будет значительно ниже рыночной стоимости аналогичного объекта.

По отношению к арендуемому имуществу выделяют:

    договор чистого лизинга, когда дополнительные расходы по обслуживанию арендуемого имущества берет на себя лизингополучатель;

    договор полного лизинга, по которому арендодатель берет на себя техническое обслуживание и другие расходы, связанные с использованием имущества лизинга.

В зависимости от особенностей сдаваемого в аренду объекта различают лизинг движимого имущества и лизинг недвижимого имущества (административные здания, всевозможные производства, склады, крупные магазины, гаражи и пр.). Обычно лизинг недвижимости применяется при строительстве.

Под периодом лизинга понимается срок действия лизингового контракта, в течение которого сданные в лизинг средства производства (машины, оборудование, транспортные средства и т. д.) находятся на балансе лизингодателя, а лизингополучатель использует их в своей хозяйственной деятельности, выплачивая лизинговой компании установленные платежи. Различают первичный и вторичный периоды лизинга. Первичный период - основной период действия контракта, когда лизингополучатель еще не выплатил лизинговой компании полную сумму амортизационных отчислений и начисленных процентов. Вторичный период появляется в ситуации, когда лизингополучатель полностью расплатился с лизинговой фирмой, но последняя не передает ему титул собственности на объект лизинга.

Международная практика выработала следующие формы лизинговых сделок.

    Стандартный лизинг. Изготовитель оборудования продает его лизинговой компании, которая сдает это оборудование в аренду потребителю.

    Возвратный лизинг («лиз-бэк»). Сущность операции состоит в том, что собственник оборудования продает лизинговой компании оборудование, а затем берет его в аренду, т.е. продавец оборудования превращается в лизингополучателя. Такие операции осуществляются в основном в отношении оборудования, бывшего в употреблении.

    «Мокрый лизинг». Особенность этой разновидности лизинга заключается в том, что он предусматривает дополнительные услуги лизингодателя лизингополучателю. Данный вид лизинга является дорогостоящим, так как лизингодатель осуществляет содержание оборудования, ремонт, страхование, иногда управление производством или поставку горючего. Обычно такой лизинг используется в отношении высокоточного, новейшего оборудования, такого, как компьютеры, самолеты и другие сложные машины и механизмы.

    «Чистый лизинг». В этом случае основные обязанности, связанные с эксплуатацией оборудования, ложатся на лизингополучателя. Лизингодатель не отвечает за действия, связанные с использованием лизингополучателем имущества.

5. Лизинг на остаточную стоимость оборудования. Применяется в отношении оборудования, бывшего в употреблении, и широко используется торговыми агентами. Такой вид лизинга действует обычно в течение 1-4 лет.

    Лизинг с полным обслуживанием. Аналогичен «мокрому лизингу», однако договором предусматривается оказание ряда дополнительных услуг. Например, лизингодатель проводит исследования, предшествующие приобретению оборудования, предоставляет квалифицированный персонал для работы с оборудованием и оказывает другие услуги.

    Лизинг поставщику. Эта форма аренды схожа с лизингом типа «лиз-бэк». Поставщик оборудования выступает в двойной роли: продавца и основного арендатора, не являющегося, однако, пользователем оборудования. Арендатор обязан подыскать субарендаторов и сдать им оборудование в субаренду. Для этого не требуется согласия арендодателя, а сдача оборудования в субаренду является обязательной.

    Возобновляемый лизинг. При этой форме лизинговой операции происходит периодическая замена ранее сданного в лизинг оборудования более совершенным.

9. Вендор-лизинг (кооперация изготовителей). Здесь в роли лизинговой компании выступает ассоциация фирм- изготовителей совместно с лизинговой компанией или банком. Эта модель используется, как правило, при продвижении на рынок особо дорогостоящего оборудования.

Налоговый аспект

Для оценки налоговых последствий международного лизинга необходимо определить место реализации данной услуги согласно действующего российского законодательства. Так как в случае, если местом реализации услуги становится РФ, лизингополучатель вынужден оплачивать НДС два раза, а именно: при ввозе имущества и при оплате периодических лизинговых платежей.

Что касается уплаты НДС с лизинговых платежей, то налог будет взиматься в случае, если местом реализации услуг лизинга будет признаваться территория Российской Федерации. Место реализации работ (услуг) определяется согласно положениям ст. 148 НК РФ. Лизинг является разновидностью аренды, но о нем в ст. 148 ничего не сказано. Официальная позиция такова: лизинг как разновидность аренды подчиняется тем же правилам определения места реализации, что и услуги по сдаче имущества в аренду.

Местом реализации услуги признается территория Российской Федерации, если:

  • местом осуществления деятельности лизингополучателя движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, является территория России;
  • предметом лизинга является недвижимое имущество (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания), находящееся на территории России.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: Российская Федерация признается местом реализации услуг по предоставлению любого оборудования в лизинг, а реализация услуг по предоставлению недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, облагается НДС в любом случае. Поэтому международный лизинг таких объектов - крайне редкая ситуация.

При международном лизинге лизингодателем является иностранная организация, а в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от лизинговых операций с имуществом, используемым на территории Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное российское представительство), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов. К таким доходам, в частности, относятся доходы от лизинговых операций. Если лизингодатель является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключено и действует соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.

В частности, налог на прибыль с лизинговых платежей не удерживается на территории Российской Федерации согласно положениям Соглашений между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр, Германии, Финляндии, Швейцарской Конфедерации, Канады, Украины, Турецкой Республики, Республики Польша, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и т.д., при условии что предмет лизинга - движимое имущество и на территории Российской Федерации отсутствует постоянное представительство лизингодателя.

Таможенный аспект

При международном лизинге наиболее приемлемым является применение такого таможенного режима, как временный ввоз, когда иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 209 Таможенного кодекса РФ).

Несмотря на то что данный режим является льготным, поскольку предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей, российские организации - лизингополучатели редко его используют, поскольку он ограничен максимально допустимым сроком нахождения предмета лизинга на территории Российской Федерации в два года (ст. 213 ТК РФ). В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что они не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.

Помимо ограничения сроков нахождения товаров на территории Российской Федерации ТК РФ содержит еще ряд условий для применения режима временного ввоза, которые заключаются в следующем. Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте). Таким образом, временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). С временно ввезенными товарами допускается совершать операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Распоряжение временно ввезенными товарами иными способами не допускается (п. п. 2 - 4 ст. 211 ТК РФ).

При этом таможенный орган вправе требовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ (ст. 160), в т.ч. предоставления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров (п. п. 1 и 2 ст. 210 ТК РФ).

Еще одно важное условие применения режима временного ввоза заключается в том, что временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз (ст. 211 ТК РФ). В силу данного условия в целях дальнейшего использования предмета лизинга на территории Российской Федерации декларантом должна выступать российская организация - лизингополучатель.

По общему правилу при ввозе лизингового имущества на территорию Российской Федерации российские организации - лизингополучатели уплачивают на таможне в соответствии с пп. 1, 3, 5 п. 1 ст. 318 ТК РФ ввозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию России (пп. 4 п. 1 ст. 146 и пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ), а также сбор за таможенное оформление. Однако, как уже было указано, применение режима временного ввоза влечет полное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Полное освобождение возможно, если временный ввоз товаров не наносит существенный экономический ущерб Российской Федерации. Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определялся Постановлениями Правительства, а с недавнего времени решениями комиссии таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана.

В 2012 утратило силу постановление 147 от 2003 года, в рамках которого долгое время полным освобождением от таможенных пошлин в рамках постановления пользовался автотранспорт, используемый для международных перевозок. Документ предоставлял в отношении транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.

В настоящий момент полным освобождением от таможенных платежей пользуется перечень уникального оборудования, утверждаемого ежегодно, а также большинство самолетов.

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

При расчете объема таможенных платежей могут возникнуть проблемы с определением размера таможенной пошлины, поскольку законодательство в настоящее время не содержит четких предписаний о порядке определения таможенной стоимости товаров, передаваемых по договору лизинга. Зачастую лизингополучатели при ввозе предметов лизинга используют первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), т.к. он является наиболее выгодным, поскольку позволяет учесть реальную цену товара и затраты на его приобретение. Таможенные органы нередко оспаривают возможность применения первого метода и необходимость использования шестого метода (резервного) при определении таможенной стоимости предмета лизинга, объясняя это особенностями лизинговых отношений (Письмо ФТС России от 19.11.2008 N 05-33/48386).

Режим временного ввоза должен быть завершен либо вывозом оборудования с таможенной территории Российской Федерации, либо помещением под иной таможенный режим. Действующим законодательством не установлен строгий порядок завершения режима временного ввоза, однако следует учитывать необходимость четкого соблюдения сроков возможности применения данного таможенного режима (два года, а в некоторых случаях - 34 месяца).

Помимо обязанности уплачивать НДС со стоимости предмета лизинга в составе таможенных платежей, которые впоследствии можно принять к вычету, у лизингополучателя возникает необходимость выступать в качестве налогового агента лизингодателя по НДС при уплате лизинговых платежей (ст. ст. 148, 161, 174 НК РФ). А именно удержать из суммы, причитающейся иностранному лизингодателю, сумму НДСа. Таким образом, для лизингополучателя сделка автоматически становится дороже на 18%. При этом лизингодатель должен быть осведомлен о том, что график лизинговых платежей должен быть построен с учетом обязанности клиента удержать требуемый законом размер налога. В противном случае нерезидент просто недополучит существенную часть платежей, на которые он рассчитывал. Данное обстоятельство приводит к тому, что такая форма международного лизинга невыгодна ни одной из сторон сделки и не распространена на практике.

Для того, чтобы второй раз не платить нерезиденту НДС от стоимости имущества, необходимо, чтобы стоимость имущества была всегда выделена отдельно в договоре лизинга. Это позволит при оплате лизинговых платежей избежать двойного налогообложения. Услуги или лизинговой вознаграждение нерезидента должно включать уже российский НДС 18%, так как налоговым агентом будет лизингополучатель и именно он будет удерживать эти суммы и оплачивать в бюджет.

Чтобы на платить налог на прибыль за иностранное юрлицо иностранная организация должна представить российскому лизингополучателю подтверждение, что она имеет постоянное место нахождения в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения. Данный документ должен быть заверен уполномоченным органом страны инкорпорации компании. Свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п. не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве. Таким образом, если организация-лизингодатель представит лизингополучателю подтверждение, что она имеет постоянное место нахождения в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения, налог на прибыль при выплате дохода у нее не удерживается. В случае отсутствия такого подтверждения российская организация будет являться налоговым агентом в соответствии со ст. 310 НК РФ.

Сущность международного лизинга

Лизинг представляет собой сдачу во временное пользование, как правило, дорогостоящих товаров долгосрочного использования (чаще всего для производственных потребностей); лизингодатель при этом сохраняет право собственности на объект лизинга на протяжении всего периода действия договора.

Лизинг, в большинстве случаев, по сути, собой представляет специфическую форму долгосрочного кредитования.

В лизинговой сделке, как правило, участвуют три стороны:

  • лизингодатель (собственник товаров, планирующий сдавать их в аренду и получать некоторую прибыль)
  • лизингополучатель (например, предприниматель, который нуждается в дорогостоящем оборудовании, но испытывает трудности при получении средне- и долгосрочного кредита или при привлечении инвестиций)
  • фирма-производитель (у которой лизингодатель приобретает оборудование, выбранное лизингополучателем)

Лизинговая сделка имеет преимущественно средне- и долгосрочный характер.

Определение 1

Международным считается лизинг , когда хотя бы одна из сторон сделки является нерезидентом страны (либо же, когда все участники лизинговой сделки являются резидентами разных стран).

Прямой и косвенный международный лизинг

Международный лизинг подразделяется на:

  • прямой лизинг (сделка между экономическими агентами из различных государств)
  • косвенный зарубежный лизинг (лизингополучатель и лизингодатель – резиденты одной и той же страны, однако капитал лизингополучателя частично принадлежит иностранным компаниям; также косвенным считается зарубежный лизинг, при котором арендодатель – филиал иностранной транснациональной компании).

В свою очередь, прямой международный лизинг можно подразделить на:

  • сделки, где лизинговая фирма приобретает товары у отечественной компании и впоследствии передает их зарубежному лизингополучателю (такие сделки часто называют экспортным лизингом)
  • сделки, в которых лизингодатель приобретает товары у зарубежной компании, а потом предоставляет их арендатору из своей страны (такие сделки еще называют импортным лизингом).

Международный лизинг значительно способствует модернизации предприятий, обновлению основных фондов и развитию предпринимательства в целом. Помимо этого, международный лизинг помогает купить необходимое оборудование фирмам, испытывающим дефицит валютных средств. Также, международный лизинг способствует привлечению иностранных инвестиций в экономику страны. Последняя, в свою очередь, становится более открытой и вовлеченной в мировой рынок.

Правовые аспекты международного лизинга

Согласно нормам, разработанным МВФ (Международным валютным фондом), сделки по международному лизингу не оказывают влияния на объем внешнего долга страны. Такой подход способствует значительному распространению международного лизинга во многих странах мира.

Международный лизинг регулируется Оттавской Конвенцией о международном финансовом лизинге, которая была принята в 1988 году.

Зарубежный опыт международного лизинга

Наибольший объем международных лизинговых сделок сосредоточен в экономически развитых странах, включая США, ЕС, Японию, Южную Корею и т. д.

В странах Еврозоны в роли лизингодателей в основном выступают специализированные лизинговые фирмы, которые в подавляющем большинстве случае являются филиалами крупных банков. Несколько реже европейские лизинговые фирмы контролируются крупнейшими промышленными компаниями.

В Соединенных Штатах Америки значительная часть фирм-лизингодателей – крупные промышленные компании.

Замечание 1

В Японии лизингодатели в основном предоставляют комплексный пакет услуг, в который могут включаться комбинации сделок купли-продажи, кредитных и лизинговых отношений. Такой подход часто называют комплексным лизингом.

1. Понятие лизинга, его виды.

2. Условия лизинговой сделки.

3. Преимущество лизинга по сравнению с другими формами финансирования торгового сотрудничества.

4. Международный рынок лизинговых услуг.

Лизинг – это одна из новых форм приобретения оборудования для повышения эффективности производства с минимум валютных затрат.

1. Понятие лизинга, его виды.

Лизинг – это аренда основных средств производства, а также других товаров с целью их использования для производства арендаторов. При этом товары покупаются арендодателем, и он сохраняет право собственности на них до конца сделки.

В существующем виде, т.е. как способ вложения финансирования в основные фонды, лизинг возник в начале 50-х г.г. в США. Лизинг возникает кК способ расширения рынка сбыта дорогостоящей продукции, т.к. в этом случае покупка возможна малыми и средними фирмами. В большинстве случаев лизинг представляет собой специфическую форму финансирования вложений в:

· Приобретение оборудования;

· Приобретение недвижимого имущества;

· Приобретение и других элементов основного капитала , при участии специализированной лизинговой компании, которая приобретает для третьего лица право собственности на имущество и отдает ему в аренду на кратко-, средне- и долгосрочный период.

Основные виды лизинга:

1. оперативный (краткосрочный);

2. финансовый (средне- и долгосрочный).

Оперативный лизинг характеризует более короткий, чем! срок изделия, видам контракта и неполной аренды оборудования за время аренды. После чего оно может быть возвращено арендодателю или снова сдано в аренду. Такой вид аренды обычно предлагается производителями оборудования, через их дочерние лизинговые компании.

Финансовый лизинг характеризуется средне- и долгосрочным характером контракта, аренды либо полной, либо в значительной степени. По истечению срока действия контракта, арендатор может вернуть объект аренды лизинговой фирме, либо поступить двояко:

ü с одной стороны – продлить соглашение;

ü либо купить объект лизинга по остаточной стоимости.

Последний вариант равносилен долгосрочному кредитованию покупки, отличаясь от обычной сделки купли-продажи только временем перехода права собственности на объект сделки покупателю.

Разновидности лизинга зависят от конкретных условий заключения сделки:

1. Групповой (акционерный) лизинг, когда в лизинг сдается крупномасштабное оборудование (самолеты, буровые платформы, железнодорожное оборудование), тогда учредителями лизинговых компаний выступает несколько предприятий или крупных фирм.

2. Возвратный лизинг – это сделка, в которой владелец имущества продает его лизинговой компании, а затем арендует его.


3. Лизинг, связанный с налоговыми льготами – преследует цель максимизации налоговых льгот, получаемых как арендодателем, так и арендатором.

4. Лизинговая сделка со специальными услугами – лизинговая компания берет на себя ответственность по ремонту и обслуживанию оборудования.

5. Лизинг с полным набором услуг – включает в себя п.4 + страхование и выплату налогов на собственность.

6. Генеральный лизинг – дает право арендатору дополнять список арендуемого оборудования без заключения новых контрактов.

7. Отдельные сделки по лизингу – может заключаться в условиях поставки не только оборудования, но и сырья. Сделки такого вида широко применяются в международном сотрудничестве отраслей легкой промышленности. В таких контрактах, из стоимости отгруженных на экспорт товаров лизинговая фирма берет на себя не только задолженность по аренде, но и стоимость давальческого сырья. Разница переводится на счет экспортера.

8. Контрактный наем – специальный вид аренды, по которой предоставляется комплектные парки машин, с/х-ная, дорожно-строительная и автостроительная техника.

9. Компенсационный лизинг – по которому арендная плата производится поставками продукции, выработанной на арендуемом оборудовании.

Международный лизинг характеризуется тем, что лизинговая компания и арендатор или лизинговая компания и поставщик находятся в разных странах. Все три участника могут находиться в разных странах.

Прямой зарубежный лизинг подразделяется на сделки:

ü В которых лизинговая компания получает оборудование у национальной фирмы, а затем предоставляет за границу его арендатору - экспортный лизинг .

ü В которых арендодатель (лизинговой компании) покупает оборудование у иностранной фирмы, а затем предоставляет его отечественному арендатору – импортный лизинг.

2. Условия лизинговой сделки.

В лизинговой операции участвуют 3 стороны:

Арендодатель Арендатор Поставщик

(лизинговая компания)

В роли арендодателя могут выступать: банки, промышленные концерны, торговые компании, дочерние лизинговые компании, независимые лизинговые компании. Лизингодатель выполняет, главным образом, финансовые функции. Арендатор – производственное торговое предприятия, использующие лизинговое оборудование. Поставщик – производственное или торговое предприятия, производящие или поставляющие товары арендатору.

Лизинговые компании предоставляют арендатору право пользоваться объектами лизинга в течение конкретного срока, причем собственником в течении этого срока остается арендодатель. Арендатор фактически принимает на себя многие обязанности собственника и в частности он несет ответственность за правильную эксплуатацию оборудования, за его сохранность, оплату платежей, он ставит это оборудование на баланс предприятия и списывает его стоимость. Как правило, инициатором сделки является арендатор, который устанавливает прямой контакт с поставщиком и параллельно лизинговая компания изучает условия финансирования, а затем берет на себя соответствующие обязательства. Арендатор непосредственно заключает договор с лизинговой компанией.

Состав контракта:

1. Срок аренды.

3. Вид валюты.

4. Условия выплаты арендной платы.

5. Обязательства арендатора по содержанию в исправности оборудования.

6. Право купли арендатором объекта аренды по окончанию контрольного срока по остаточной стоимости.

Договоры по лизингу заключаются на определенный, максимальный срок аренды. В Австралии срок аренды не должен быть больше 90% времени службы оборудования, а нижний предел действия договора ограничивается 40% срока службы.

Лизинговая фирма может оказать содействие в составлении ТЭО проекта и его выполнимости в предусматривающие сроки. Лизинговая компания выполняет все административные мероприятия по импорту (экспорту) в связи с тем, что она является собственником оборудования. Поэтому все таможенные формальности (страхование, транспортировка) ведутся от ее имени.

3. Преимущества лизинга.

В последнее десятилетие происходит расширение лизинговых услуг в международной сфере. Оно объясняется его преимуществами.

Преимущества лизинга для арендатора:

· Вопрос приобретения и финансирования оборудования решается одновременно.

· Обеспечивается 100% финансирование сделки.

· Решается проблема ограниченности валютных средств.

· Затраты на приобретение оборудования распределяется равномерно на весь срок действия договора.

· Высвобождаются средства для вложения в другие активы.

· Не привлекается заемный капитал и в балансе предприятия поддерживается оптимальное соотношение заемного и собственного капитала.

· Лизингу присуща высокая гибкость. Это позволяет оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка при закупке оборудования.

· Широкий спектр разновидностей лизинговых сделок обеспечивает высокую степень соответствия потребностям конкретного арендатора.

· Практически на условиях лизинга можно получить объект под ключ, когда все формальности сделает лизинговая компания.

· Все расходы лизинговой компании, связанные с этим включаются в состав арендной платы.

· В лизинговых сделках арендные платежи фиксированы, а это способствует финансовой стабильности арендатора.

· Закупка предоставляемого по лизингу оборудования осуществляется по оптимальным мировым ценам.

· Лизинговая компания заинтересована в закупке у поставщика по минимальным ценам, так как в случае неплатежеспособности арендатора, лизинговая компания может продать это оборудование другому или пересдать в аренду.

· Кроме того, более низкие цены на лизинговое оборудование объясняется тем, что арендодатель имеет обширные установившиеся рыночные связи.

Недостатки лизинговой сделки:

· Лизинг может оказаться дороже, чем покупка за счет банковской ссуды.

· Лизинг промышленного оборудования, особенно краткосрочный, при неблагоприятной конъюнктуре может быть убыточным для арендатора.

· Реальная рыночная цена оборудования по окончании срока аренды может оказаться ниже зафиксированной в контракте остаточной стоимости.

· Арендатор, не будучи собственником товара, при лизинге ограничен в распоряжении имуществом, полученным в аренду.

Когда заключается лизинговый контракт, происходит распределение риска между сторонами. Арендодатель, т.к. на нем лежит финансирование, должен взять на себя риск этого вида. Арендатор берет на себя риски, связанные с арендованностью инвестиций. Арендодатель берет на себя риск кредитования и нефинансовые риски, которые полностью покрываются арендатором (налоговый риск, операционный риск, связанный с фактором купли-продажи).

Лизинговая компания берет на себя экспертную оценку уровня доходности клиента с тем, чтобы убедиться в правильности и эффективности использования объекта лизинга. Кроме того, обязательно страхование объекта лизинга на период контракта. Главной гарантией, обеспечивающей риск неплатежеспособности арендатора, является фактическое наличие объекта аренды (имущества). Степень гарантированности лизингодателя от подобного риска определяется рыночной ценой на оборудование на тот или иной срок аренды, т.е. сумму, которую арендодатель может выручить в результате вынужденной срочной реализации объекта аренды.

Сотрудники ведущей лизинговой компании проходят специальную подготовку по организации срочной продажи машин и оборудования, сдаваемых в аренду.

Возникают трудности, если оборудование узко специализировано; часть из них может быть выполнена по чертежам заказчика. Многие машины имеют короткий жизненный цикл, а, следовательно, имеет место низкая цена из-за морального износа.

Таким специалистам надо знать, что цена на многие виды тяжелого оборудования имеет тенденцию к инфляционному росту. Такое оборудование имеет большую ценность в качестве гарантии от риска неплатежеспособности. Чем больше риск, тем выше ставки арендных платежей.

Арендодатель может потребовать дополнительных гарантий:

· залоговая стоимость недвижимости;

· банковские депозиты;

· акции, облигации;

· гарантии крупных корпораций.

При лизинге в странах Восточной Европы на первом месте стоит банковская гарантия. В отдельных случаях – полис страховой частной компании, что значительно удорожает стоимость лизинга.