Принцип работы камеры обскура. Старт в науке. Камера обскура из коробки

Когда свет проникает в темное пространство сквозь крошечное отверстие, происходит нечто таинственное и удивительное. Аристотель описал это явление еще в IV веке до нашей эры, в Италии эпохи Возрождения его зарисовал Леонардо да Винчи. В конце XIX века в Кони-Айленде и на других приморских курортах выстраивались очереди из желающих увидеть волшебные превращения. Мы же перенесемся в 1988 год, в классную комнату одного из художественных колледжей Бостона.

Однажды солнечным днем Абелардо Морелл превратил классную комнату в камеру-обскуру – и стена напротив ожила, подобно киноэкрану.
Преподаватель вводного курса фотографии по имени Абелардо Морелл закрыл окна черной полиэтиленовой пленкой (в классе стало темно, как в пещере), проделал в занавеси дырочку размером с монетку – и стена напротив ожила, подобно киноэкрану. На ней появились расплывчатые очертания людей и машин на Хантингтон-авеню. Изображение было перевернутым: небо лежало у пола, мостовая оказалась под потолком. Что произошло?

Морелл превратил классную комнату в камеру-обскуру (в переводе с латыни – «темная комната»). По всей видимости, это самый древний из известных человеку инструментов получения изображений – и далекий предок фотокамеры.


Яркое, словно сон, и очень резкое изображение Бруклинского моста и Нижнего Манхэттена материализуется над святыми простынями. Чтобы получить яркое и резкое изображение Бруклинского моста и Нижнего Манхэттена, Морелл установил свою фотокамеру в комнату-обскуру и оставил затвор открытым на пять часов. Вдобавок он использовал призму, чтобы перевернуть изображение.

Самое сложное в камере-обскуре – это оптический принцип, на котором основано ее действие. Изображения попадают в камеру так же, как в человеческий глаз: через небольшое отверстие и в перевернутом виде. Свет проникает в отверстие под углом, и лучи, отраженные от верхних частей объектов, направляются вниз, а те, что отражаются от объектов, находящихся у самой земли, устремляются вверх. В темном пространстве камеры лучи пересекаются – и вид переворачивается. Если изображение, которое попадает к нам в глаз, корректирует мозг, то картинку в обычной фотокамере переворачивает зеркало.

Портативная камера-обскура – ящик с дырочкой, снабженный линзой, – обрела популярность в XVII веке. Художникам она служила вспомогательным инструментом; ученые стали использовать её для наблюдения за солнечными затмениями. В начале XIX века придумали, как поймать спроецированное изображение: к задней стенке камеры-обскуры приставляли обработанные химическими веществами листы бумаги или металлические пластинки. Так родилась фотография.

Для Абелардо Морелла, профессора фотографии, тот опыт в классной комнате стал настоящим откровением. Увидев восхищенные глаза учеников – молодых людей, отлично подкованных в науке и технике, – он понял: в этом явлении есть нечто необычайно привлекательное.

Первый проект Морелла, задуманный как наглядное пособие для учеников, заключался в том, чтобы сфотографировать принцип работы камеры. В результате в 1991 году появилась работа «Лампочка».

Затем Морелл попытался заснять призрачный образ, который появляется в комнате, превращенной в камеру-обскуру. Насколько ему было известно, такого никто еще не делал. Несколько месяцев ушло на техническую подготовку: надо было рассчитать размер отверстия для света, чтобы обеспечить одновременно и яркость, и резкость, а также определить правильное время выдержки.

Оставалось найти комнату с хорошим видом из окна. Выбор пал на дом фотографа в Квинси, пригороде Бостона. Морелл установил широкоформатную фотокамеру на штатив в спальне сына, куда проникал лишь тоненький лучик света, и открыл затвор. Затем он вышел из комнаты и стал ждать. Восемь часов. Результат оказался завораживающим. На проявленной фотографии над детскими игрушками нависали перевернутые деревья и дома – словно в волшебной сказке. «Я чувствовал себя так, словно сам изобрел фотографию», – вспоминает Морелл.

Впоследствии Абелардо запечатлел самые разные виды: от панорам Нью-Йорка до итальянских пейзажей, а также перешел от черно-белых снимков к цветным и начал переворачивать изображения с помощью призмы. Сменив пленку на цифровой сенсор, он сократил время выдержки с нескольких часов до минут, что позволило улавливать тени, облака и другие мимолетные атмосферные явления.

Самому Мореллу больше всего нравятся работы, сделанные с помощью палатки без пола – переносной камеры-обскуры, с которой он поднимался на крыши домов. А еще такую «камеру» Морелл устанавливална улицах и в парках, чтобы создавать изображения прямо на земле.

В работах Абелардо Морелла смешивается реальное и фантастическое. Они позволяют взглянуть на мир в новом свете.

Открыточный вид Бруклинского моста становится более «шершавым», когда Морелл проецирует изображение на покрытую толем крышу. Экспериментируя с настроением и текстурой, фотограф превратил в камеру-обскуру палатку без пола. Свет, проникающий в похожее на перископ отверстие, рисует на земле изображение «с оттенком старины», как говорит Морелл.

Первыми попытками создания фотографии являлось использование такого изобретения, как камера обскура. современного фотоаппарата, представляющий собой закрытую коробку с небольшим отверстием в боковой стенке. Внутри ящика напротив выреза находится белое полотно, служащее экраном. Световые лучи, проникая внутрь через отверстие, проецируют на противоположной стороне изображение внешней среды в перевернутом виде.

Немного истории

Одними из первых упоминаний о копировании изображения внешнего мира являются записи в трактатах Аристотеля. В своих наблюдениях он отмечал, что проникающий через ставни в темную комнату дневной свет изображает на противоположной стене уличные предметы. При этом изображение представляется в уменьшенном и перевернутом виде. Размер предметов зависит от того, насколько близко к отверстию находится стена. Чем дальше импровизированный экран, тем крупнее рисунок.

Более точно принцип действия камеры обскура описал арабский ученый Ибн аль-Хайсам Альгазен, наблюдая за затмением солнца. Чтобы уберечь глаза от вредных солнечных лучей, он следил за поведением света, находясь в палатке. Ученым было проделано отверстие в одной из стен камеры обскура. Это позволяло следить за передвижениями небесного тела на противоположной стороне палатки.

Суть работы камеры легко понять и без ящика. Для этого в плотных занавесях, затемняющих комнату, проткнуть небольшое отверстие иголкой или булавкой. Солнечный свет проникнет в комнату и отобразит на противоположной стене все объекты, встречающиеся у него на пути, в перевернутом виде.

Польза в искусстве

Данное устройство также использовали художники для облегчения написания портретов и картин. Они проецировали предметы и людей, находящихся вне камеры на внутреннее полотно, затем рисовали или копировали полученное изображение. С уменьшением размера прибора появилась возможность использования его на природе.

По сути, камера обскура - это темное помещение или комната с небольшим отверстием в одной из стен. Существуют и другие доказательства того, что ученые нескольких столетий использовали данный прибор, со временем совершенствуя и видоизменяя его.

Прибор с оптикой

Значительно упростили работу над эскизами оптические материалы. Так, для изображения в привычном, а не перевернутом виде стали использовать встроенные зеркала, плосковыпуклые линзы, пластины из матового стекла. В трудах итальянского художника Леонардо да Винчи описана идея использования оптической конструкции для зарисовок портретов и пейзажей.

В 1611 году немецким астрономом была создана камера обскура с линзой, которую он помещал в отверстие на стене палатки. Это позволяло наблюдать за появляющимся изображением напротив отверстия и регулировать резкость. Немного позже, поместив около линзы зеркало под наклоном в 45 градусов, Иоганн Цан модернизировал камеру обскура. Это дало возможность обводить контуры изображения, появляющегося на верхней стенке прибора покрытой матовым стеклом и калькой. С использованием оптики размеры изобретения значительно уменьшились.

Изготовление прибора

Для создания камеры обскура своими руками необходимо подготовить плотный картон, линейку, клей, нож, простой карандаш и лейкопластырь. Вырезать две заготовки размерами 52 на 39 см и 32,5 на 20,5 см.

На большем шаблоне из картона начертите схему, приведенную ниже;

Квадратный участок пересеките диагоналями и на их пересечении нанесите окружность шириной 1 см;

Вырежьте созданную модель и прорежьте отверстие;

Продавите ножом внутренние линии чертежа;

Согните конструкцию по пунктирам и склейте стенки с помощью лейкопластыря;

Круглую прорезь закройте бумагой черного цвета;

Из меньшего шаблона вырежьте начерченную модель, а также внутренний квадрат;

Соберите коробку, служащую подвижным экраном;

На квадратное отверстие приклейте белый бумажный лист, смазанный маслом;

Вставьте экран в первую коробку и проткните черную бумагу иголкой.

Мы рассмотрели, как сделать камеру обскура. Далее научимся применять ее в деле.

Использование устройства

Чтобы понять принцип работы прибора, необходимо созданную своими руками камеру обскура направить на интересующий предмет, который отобразится на импровизированном экране. Для фокусировки изображения нужно подвигать экран вперед или назад. Увеличивая размер круглого отверстия с помощью спицы, а также более крупного инструмента, можно наблюдать за изменениями изображаемого предмета. Меняя расстояние между камерой и объектом, вы добьетесь того, что будет меняться четкость картинки. Заменив пропитанный маслом лист на чистый, можно нанести контур изображенного предмета.

Камера обскура из коробки

Данный прибор можно сделать самостоятельно из подручного материала. Рассмотрим несколько достаточно простых способов изготовления камеры с использованием различной емкости.

Маленькая деталь

Простую камеру можно сделать из коробочки от спичек. Объективом, проецирующим изображение, у данной конструкции будет служить специально проделанная прорезь в корпусе коробка. Из дна внутренней части вырезаем окно, равное кадру фотопленки. Внутри емкость закрашиваем черным цветом или оклеиваем бумагой того же оттенка. В центре внешней детали необходимо вырезать отверстие, соответствующее центру окошка для кадра. Сверху с помощью изоленты прикрепите фольгу и в центре сделайте небольшой прокол. Конструкции понадобится счетчик кадра, который можно смастерить из бутылочного кольца и прикрепить к баллончику с пленкой.

При прокрутке механизм, попадая в ячейки, будет отщелкивать кадр, равный десяти ударам. Далее, протяните пленку через спичечный коробок и расположите ее во втором баллончике. Оба контейнера присоедините изолентой к импровизированной камере. У конструкции не должно быть лишних отверстий, пропускающих в устройство свет. Поэтому постарайтесь как можно плотнее перекрыть все прорези коробочки. Данная модель не имеет затвора, поэтому, направив устройство на предмет, откройте объектив пальцем.

Камера в каждом доме

Для создания следующей камеры подойдет любая емкость. Это может быть коробка от кофе или чипсов. Размер и конфигурация заготовки не важны. В центре дна емкости сделайте небольшое отверстие с помощью шила или Противоположную сторону накройте промасленным листом бумаги и плотно закрепите изолентой так, чтобы лишний свет не проникал в конструкцию. Для использования камеры обскура необходимо поместить сторону экрана в темноту, а донышко направить на яркий свет. Можно накрыться плотным пальто, тем самым изолируя одну сторону камеры от яркости. Внутри камеру можно дополнительно покрасить в черный цвет.

Мы рассмотрели, как сделать камеру обскура самостоятельно. Это увлекательное занятие может стать вашим любимым хобби. С помощью самодельной камеры можно производить уникальные и неповторимые в своем роде изображения.

Современного фотоаппарата. Именно это незамысловатое устройство помогало нашим предкам запечатлеть яркие моменты жизни.

Определение

Камера-обскура - это простейшее оптическое устройство, позволяющее воспроизводить изображение объектов. С латыни переводится как "темная комната", что наиболее наглядно отображает устройство прибора. Он представляет собой ящик с отверстием, а также матовым стеклянным или бумажным экраном. Проникая через импровизированный объектив, свет переносит контуры объекта на поверхность.

Исторические сведения

История фотографии насчитывает не одно столетие. Естественно, она неразрывно связана с таким прибором, как камера-обскура. Первые упоминания о ней датированы еще V веком до нашей эры. Китайский философ Мао-Цзы описал в своих работах интересное явление: на стене темной комнаты появилось изображение. Также подобные ситуации описывал Аристотель.

Следующим этапом можно считать Х век. Ибн Альхазен (арабский ученый), изучая Солнце, мастерил специальные наблюдательные палатки. Именно он, параллельно с созданием новой теории распространения света, пояснил принцип действия камеры-обскуры.

История фотографии неразрывно связана с развитием астрономии. Так, изначально камера-обскура нашла свое применение в наблюдениях за солнечным затмением (XIII век). А вот Леонардо да Винчи применял данное устройство в своих занятиях живописью, о чем подробно написал в своих работах. С тех пор многие художники использовали камеру-обскуру в своем творчестве.

Идея оснастить камеру линзой впервые появилась в 1550 году у итальянского физика Ж. Кардано. Он пришел к выводу, что такое новшество позволит значительно улучшить качество изображения. А через несколько лет еще один итальянец - Д. Барбаро -предложил дополнительно дефрагмировать линзу.

Хитрости художников

Несмотря на то что камера-обскура - это инструмент древних астрономов и оптиков, именно труд художников простимулировал ученых к созданию фотографий. Стремясь облегчить свою работу, деятели искусства активно использовали данный прибор. Так, при помощи обскуры художники проецировали изображение на бумагу или штукатурку, после чего обводили его углем, карандашом, краской или другими материалами. Именно это действие натолкнуло физиков на мысль о том, что камера должна не просто проецировать, но также фиксировать изображение.

Таким образом, реалистичность работ большинства художников - это заслуга не только их личного мастерства, но также камеры-обскуры. Доказано, что роскошные портреты Кармонтеля и живописные городские пейзажи Белотто - это результат использования данного устройства. И даже в XIX веке, когда обскура стала переносить изображение на бумагу, художники использовали это свойство, слегка подкрашивая литографии акварелью.

Принцип работы

Довольно примитивным, но в то же время сложным устройством является заключается в том, что, проходя через отверстие на лицевой стороне прибора, солнечные лучи создают изображение на экране. При этом оно получится перевернутым.

Стоит отметить, что изображения невысокой четкости помогает сделать камера-обскура. Фотографии получаются довольно размытыми. Резкость можно увеличить лишь путем уменьшения отверстия "объектива", что позволяет минимизировать воздействие посторонних лучей на экран. Тем не менее только отверстие большого размера может сделать изображение ярким.

Прототип современного фотоаппарата

Первая камера-обскура была достаточно примитивной. К тому же на выходе она давала перевернутое изображение, что не очень удобно. Но уже к 1686 году Йоганесс Цан модернизировал устройство, в результате чего получилась первая портативная камера. Он оснастил устройство зеркалами, расположив их под углом 45 градусов. Они проецировали изображение на горизонтальную платину.

На этом развитие фотоискусства не остановилось. Ученые постоянно совершенствовали прибор, оснащая его линзами, которые не только расширяли угол обзора, но и делали изображения четче. В результате им удалось получить небольшую мобильную камеру, которая на выходе давала достаточно четкие фотографии.

Модификации

Зная, как работает камера-обскура, некоторые находчивые люди устраивали настоящие домашние кинотеатры. Так, просверлив небольшое отверстие в наружной стене, можно было наблюдать на противоположной плоскости за тем, что происходит на улице. В условиях отсутствия телевидения это было вполне интересным развлечением. Но это, конечно же, примитивное использование принципа обскуры.

Более прогрессивным изобретением стал так называемый "стеноп". Это своего рода фотоаппарат, в котором вместо объектива предусмотрено небольшое отверстие. Снимки, сделанные при помощи данного прибора, получаются мягкими, но довольно глубокими. При этом отмечается практически идеальная линия перспективы. Это устройство популярно даже у современных фотографов.

В 1807 году Волластон изобрел камеру-люциду. Она представляла собой призму с четырьмя гранями. Разместив ее под определенным углом, можно было перенести изображение на бумагу. Таким образом, люцида полюбилась художникам, которые делали с ее помощью весьма точные эскизы и зарисовки.

Как сделать камеру самостоятельно

Делая обзор фототехники, мало кто задумывается о том, какими были первые камеры. Конечно, можно найти информацию в интернете или в энциклопедиях, но намного интереснее и познавательнее будет смастерить камеру самостоятельно. Для этого вам понадобится обычный спичечный коробок. На его лицевой стороне нужно проделать небольшое отверстие (не более полумиллиметра, иначе камера не сработает). На дно коробки нужно положить фотобумагу или пленку. Теперь разместите импровизированную камеру так, чтобы ее "объектив" был направлен на улицу. Через 4-5 часов, когда вы откроете спичечную коробку, вы увидите, что на бумаге (пленке) отобразились контуры объекта.

Для профессионалов

Камера-обскура - это простое, но достаточно интересное приспособление, которое занимает современные умы. Конечно, можно сделать примитивное устройство из спичечного коробка, обувного ящика или банки из-под чая, но если вы всерьез увлекаетесь фотографией, то можно сделать камеру, приближенную к оригинальной. Таким образом, совмещая современную технику и вековые знания, вы сможете создавать довольно оригинальные снимки.

Вам понадобятся:

  • крышка от корпуса камеры;
  • квадратный кусок алюминия (можно вырезать из банки от пива или газированных напитков);
  • иголка;
  • изолента черного цвета;
  • наждачная бумага;
  • ножницы;
  • дрель.

В крышке корпуса камеры нужно просверлить отверстие диаметром 5 мм. Тщательно зашлифуйте все неровности мелкой наждачной бумагой, чтобы фрагменты пластика не попали в камеру.

Далее отверстие нужно проделать в кусочке алюминия. Сделать это можно при помощи иголки, проколов материал 7 раз. Этот фрагмент также нужно тщательно отполировать, после чего присоединить его к крышке при помощи изоленты. Важно, чтобы центр обоих отверстий совпадал.

Теперь остается лишь прикрепить крышку к объективу и приступить к съемке. Учитывая, что диафрагма будет небольшой, специалисты рекомендуют использовать штатив. Чтобы снимки получились более четкими, для дополнительного освещения используют вспышку.

Заключение

Еще в древние времена мудрецы знали, как работает камера-обскура. Из сферы науки данное приспособление постепенно перекочевало в область искусства. Как оказалось, поразительная реалистичность и документальная точность работ многих художников - это результат использования обскуры. Тем не менее наибольшее распространение прибор получил в области фотографии. Именно благодаря примитивным черным коробкам наши предки смогли запечатлеть наиболее важные моменты, которые являются бесценными для истории.

Леонардо Да Винчи

Геометрическая оптика основывается на представлении о прямолинейном распространении света, и едва ли не главную роль в ней играет феномен светового луча. Когда свет отражается от полированной плоской поверхности, то угол падения обязательно должен быть равен углу отражения, поэтому, глядя в зеркало, можно увидеть не только собственное лицо, но и источник света. На этом принципе и построено великое изобретение геометрической и световой оптики - камера обскура (от лат. сamera - «комната» и obscura - «темная»).

Древнее изобретение

Первые упоминания о камере-обскуре встречаются еще в V веке до н. э. Именно тогда китайский философ Ми Ти поведал миру о возникновении изображения на стене затемненной комнаты. Принцип камеры обскура первым подробно описал и проанализировал Аристотель. Вслед за ним арабский физик и математик X века ибн Аль-Хайтам (Альхазен) сделал вывод о линейности распространения света. В Средние века камера-обскура была вновь «открыта» английским философом и естествоиспытателем Роджером Бэконом (1217–1294), а в 1279-м архиепископ Кентерберийский Джон Пенхам высказал мысль, что с помощью камеры-обскуры можно наблюдать за движением Солнца.

Первый прообраз фотографии

Первая камера обскура, использованная для написания художественных полотен, была создана Леонардо да Винчи. «Титан Возрождения» подробно описал ее в своем «Трактате о живописи». «…Когда изображения освещенных объектов проходят через маленькое круглое отверстие в очень темную комнату, вы будете видеть на бумаге все те объекты в их естественных формах и цветах…», - писал великий живописец, наблюдая, как лучи света, отражаясь на матовом стекле, создавали перевернутое цветное изображение.

Конечно, по такой технологии нельзя запечатлеть что-то динамичное, так что если вас интересует , читайте о ней отдельный материал. также будет проблематичной. Но с камерой-обскурой можно было написать , чем Леонардо и пользовался.

«Темную комнату?» - спросите вы. Да, в Средние века и в сменившую их эпоху Возрождения камера-обскура была стационарной - большой темной комнатой с отверстием в одной из стен. Художник находился внутри нее, зарисовывая на противоположной стене происходящее снаружи. Для больших по размеру полотен это было весьма удобно. Леонардо да Винчи принадлежит и проект инструмента для измерения интенсивности света, и фотометр, воплощенный в жизнь лишь три века спустя. Неудивительно, что в числе изобретений великого художника почетное место занимала камера-обскура - прообраз будущего фотоаппарата.

И все же камера-обскура великого Леонардо имела существенное неудобство. Как ученый-оптик Леонардо да Винчи знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде, поэтому не удивлялся тому, что в камере-обскуре все отображалось вверх ногами. Но художникам, пытавшимся вслед за Леонардо соединять живопись и достижения прикладной оптики, было очень неудобно каждый раз ставить все с головы на ноги. Это учел Йоганнес Цан, который в 1686 году, опираясь на чертежи и расчеты великого Леонардо, спроектировал портативную камеру-обскуру, значительно ее усовершенствовав. Он снабдил камеру зеркалом, расположенным под углом 45 градусов и проецирующим изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволяло художникам легко переносить пейзажи на бумагу уже не в перевернутом виде.

Трудно представить жизнь в информационном и компьютеризированном мире без фотографии. А ведь камера-обскура — это предшественница нынешних фотоаппаратов. Принцип ее работы до сих пор используют при производстве фотооборудования.

Общие сведения

Это изобретение является простейшим оптическим устройством, созданным столетия назад. Кроме всего прочего,этоеще и прибор, при помощи которого можно было получать изображения определенных предметов.

Конструкция

По внешнему виду камера-обскура представляет собой темный ящик с небольшим отверстием в одной из стенок. На противоположной стороне находится так называемый экран, который покрыт либо матовым стеклом, либо же тонким белым листом бумаги. Когда лучи света проходят через отверстие, то на экране получается перевернутый образ внешнего мира. Этот принцип схож с принципом работы нашего глаза, ведь изображения предметов в нем также переворачиваются и обрабатываются. Помимо этого, в современных фотоаппаратах происходит разворот изображения по аналогичному принципу.

Первые упоминания о камере-обскуре

Точная дата ее изобретения неизвестна. Первые упоминания датируются XI веком. А еще раньше, в Х веке, арабский исследователь Ибн аль-Хайсам (Альхазен) наблюдал за солнечными затмениями при помощи палатки, в одной из стенок которой ученый проделал отверстие. За солнцем он следил на противоположной стенке, где образовалось изображение небесного светила после прохождения лучей через отверстие.

В трудах английского философа Роджера Бэкона встречаются места, которые напоминают описание камеры-обскуры, ставшей прообразом объектива в современных фотоаппаратах. Однако точно известно, что это изобретение принадлежит не ему. Еще во времена Античности появился способ построения изображения через малое отверстие.

В ту же эпоху было замечено, что солнечный луч, проникающий в темную комнату через небольшое отверстие, создает световой рисунок внешнего пространства. Аристотель подметил, что это изображение получается на противоположной стене в перевернутом виде. Кроме того, хотя оно меньшего размера, однако имеет такие же цвета и пропорции, как и реальный объект.

В эпоху Средневековья ученые очень часто использовали камеру-обскуру в своих астрономических исследованиях.

Принцип работы

Его впервые изложил итальянский изобретатель и художник Леонардо да Винчи. Описание данного прибора, сделанное да Винчи, можно обнаружить в трудах Дж. Вентури. Великий итальянец разъясняет принцип работы камеры-обскуры после попадания солнечного света в темное помещение сквозь небольшой зазор. Да Винчи также создал схему расположения отверстий для лучей, траекторию самих солнечный лучей, а также экран, на котором получается изображение. Однако Леонардо в своем трактате ни разу не назвал это изобретение камерой-обскурой.

Есть и другие свидетельства того, что на протяжении столетий ученые разных стран пользовались прибором, напоминавшим тот, который сегодня мы называем камерой-обскурой. Среди них были, например, Кеплер и Цан.

Однако камера-обскура - это устройство, которое применяли не только многие ученые, но и некоторые художники использовали его для создания своих живописных полотен.

Прототипы прибора

В XVII веке немецкий астроном Иоганн Кеплер решил создать свою камеру-обскуру. Для этого он установил палатку в поле, сделал в ней отверстие и вставил туда линзу. Он наблюдал, как на прикрепленном листе бумаги, находящемся напротив линзы, возникало перевернутое изображение внешнего мира. Естественно, это можно было рассмотреть, когда солнечные лучи проходили сквозь стекло в палатке.

Новый тип камеры-обскуры удалось создать в том же XVII веке Иоганну Цану. В изобретенном им ящике находилось зеркало под углом 45 градусов по отношению к линзе. Изображение, которое возникало в момент прохождения света через линзу, отражалось на верхней части ящика, покрытой матовым стеклом с калькой. Благодаря этому Цан мог обводить по контуру появившееся изображение. Можно сказать, что это была в своем роде фотография. Среди других достижений Цана числится похожая камера-обскура, только меньшего размера и уже со встроенной линзой. Это был прообраз прибора, которым спустя сто пятьдесят лет будет пользоваться известный изобретатель фотографии Жозеф Ньепс.

Открытия в сфере оптики

Камера-обскура — это изобретение, породившее стремление познавать оптику. В результате начались открытия физических законов в области отражения света. Первым, кто их использовал в своих научных трудах, был Кеплер. Это случилось в 1604 году. И уже через пару лет Галилей сконструировал достаточно сложный телескоп. Еще через два года Кеплер обосновал теорию линз, которая была принята учеными.

Давно было замечено, что влияние солнечного света на окружающий мир весьма велико. Например, было установлено его воздействие на соли серебра, из-за чего серебряные изделия заметно темнеют. Это явление положило начало великой истории фотографии.

Первым, кто смог доказать эту теорию, был физик Иоганн Шульце. В XVIII веке он проводил эксперименты по созданию светящегося в темноте вещества. В ходе своего опыта ученый смешал азотную кислоту, в составе которой было растворенное серебро, с мелом. Профессор заметил, что жидкость, находясь на солнце, постепенно темнеет. Обнаружив это явление, Шульце поставил несколько экспериментов, использовав фигурки и буквы. Он вырезал фигуры из бумаги и приложил к бутылке с раствором. В ходе этого эксперимента удалось получить фотографические отпечатки на меле, смешанном с серебром. Не подозревая о важности своего открытия, он взбалтывал бутылку, после чего изображение терялось. Результаты этого эксперимента физик опубликовал через несколько лет.

Первые фотографии

Начиная с XVIII века возрос спрос на портреты. Учитывая то, что в то время это было дорогое удовольствие, альтернативой живописному портрету стали результаты новых изобретений. Такой портрет создавался при помощи обводки силуэта, который проектировался на бумагу. Затем заготовку вырезали и наклеивали. В 1786 году Жиль-Луи Кретьен придумал обводку лица. Процесс был похож на очерчивание силуэта, однако это изображение потом гравировалось на медной пластинке, с которой делали оттиски на бумаге.

Первая фотография была получена в 1822 году. Это удалось сделать французскому изобретателю Жозефу Ньепсу. Самой старой фотографией, которая смогла уцелеть, стал снимок, сделанный Ньепсом из окна в 1826 году при помощи камеры-обскуры. Она имела оловянную пластинку, покрытую легким слоем асфальта. Создать изображение было затруднительно, поскольку сам процесс фотографирования длился целых восемь часов, да еще и при ярком свете дня. Тем не менее это был настоящий прогресс, так как уже не предусматривалось наличие темной комнаты для получения изображения.

Как изготовить камеру-обскуру в домашних условиях

Многие, кто увлекается оптикой и физикой, нередко задавались вопросом, как же ее сделать самостоятельно? Существует несколько способов, при помощи которых можно посмотреть, как работает изобретение.

Способ №1

Для изготовления камеры-обскуры своими руками необходима коробка, в которой делается отверстие для будущей линзы. Внутренняя поверхность коробки окрашивается в черный цвет, чтобы избавиться от излишка света и не испортить пленку. Перед затвором нужно установить держатель из картона и приклеить его изолентой к внешней стороне. В самой крышке затвора делается небольшое отверстие, а между его держателем устанавливается пластинка из непрозрачного материала.

К конструкции плотно привязываются подающая и принимающая камера. Кроме того, нужно учитывать герметичность, поскольку если будут щели, то фотография не получится.

В подающий отсек следует вставить новую пленку. Её можно приобрести или же достать из старых фотоаппаратов.

На последнем этапе наклеивается фольга с уже проколотым отверстием, которую следует разместить на имеющееся отверстие в коробке. Края должны быть ровными. После этого можно вставлять пленку в камеру и пользоваться.

Способ №2

Для следующего способа берется кусок плотного картона. Желательно, чтобы его внутренняя часть была черного цвета. Это нужно для того, чтобы в камеру не попадали лишние лучи света, иначе результат может быть испорчен. Кроме того, именно по этой причине всю начинку фотоаппаратов делали черного цвета и продолжают делать. Если вместо картонных заготовок, которые нужно самим собирать, взять готовый коробок, то важно не забыть прокрасить черной краской его внутреннее пространство. Чтобы максимально обезопасить камеру-обскуру, проклейте ее со всех сторон черной липкой лентой. Это послужит дополнительной защитой для того, чтобы свет точно не смог попасть и испортить результат работы.

Для этого способа стоит использовать картонные заготовки: прямоугольники, полоски разных размеров. Из них нужно склеить задник камеры, где и будет находиться пленка. На передней части камеры необходимо создать «объектив», в котором так же, как и в первом способе, сделать небольшое отверстие. Оно должно быть ровным, иначе это сильно повлияет на качество изображения. Когда конструкция будет готова, можно приступать к ее использованию.

Создать камеру-обскуру своими руками вполне возможно. Главное - следовать инструкции. А польза от нее может быть большой.

Например, такая самодельная камера-обскура - это прекрасная возможность изучить законы оптики, ближе познакомиться с наукой.