Производительные силы человека. Производительные силы

Производительные силы - это совокупное сочетание производства и человеческого общества, располагающего специфическими знаниями и достаточным для эффективной деятельности опытом. Задача людей - применить на практике познания, чтобы сделать возможным производство. В некоторой степени производительные силы - это одна из базовых потребностей общества, так как позволяет получить продукцию, требуемую для жизнедеятельности современного человека. Тема не раз привлекала внимание мыслителей мирового уровня, не менее применима и на практике. Производительные силы - это объект специфических исследований известнейшего Карла Маркса.

Важный момент

Производительные силы - это комплексное понятие. К нему относятся как организационные подходы, так и научные возможности. В рамках воплощения оптимальных производственных стратегий необходим корректный подход к разделению труда и удачные варианты кооперации. В настоящее время принято говорить, что производительные силы (ПС) - это один из ключевых общественных производственных факторов, определяемый характерной социуму экономической свободой.

Общественные отношения

Социальные, экономические, производственные - все эти категории принято относить к объективным отношениям, что позволяет говорить об их материальности. Успешность определяется волевыми усилиями, сознательным отношением к вопросу, но во многом справедлива обратная связь: сами отношения определяют сознание и волю. Историки, экономисты, политологи не раз рассматривали различные причины, их системы взаимосвязей для выявления, почему для конкретного периода развития общественных отношений в большей степени характерен некий определённый подход, меняющийся со временем. Перед учеными стояла задача определения наиболее значимых факторов, корректирующих природу взаимоотношений в социуме.

Отношения, обусловленные фактором собственности, принято делить на обмен, распределение. Через них формируется производственная структура, социальные аспекты производственного процесса. В такой ситуации производство можно определить как факт формирования социального продукта применением усилий. Именно эти усилия и называют основными производительными силами. Принято говорить о человеческих массах, располагающих специфическими орудиями. Не менее важно знать, каким образом заставить орудия работать.

Зачем это нужно?

Производительные силы, производительные отношения - базовое понятие для производства на уровне социума в принципе. Корректность функционирования такой системы позволяет получить необходимые продукты, используемые для дальнейшего развития и совершенствования. Социальные, экономические взаимоотношения, установившиеся в человеческом сообществе в некоторую систему, становятся незаменимой формой общественного производства.

А если попонятнее?

Производительные силы, производительные отношения бывают меньше, больше. В некоторой ситуации наблюдается прирост, другие условия провоцируют снижение показателя. На основании наблюдаемой динамики можно сформулировать теорию развития, раскрывающую закономерности размещения производительных сил, влияние фактора на социальные аспекты.

Для экономических, социальных отношений, характерных для общества современного типа, принято говорить, что уровень развития производительных сил - наиболее значимый фактор, позволяющий выявить доминирующий типаж взаимоотношений. Не меньшую значимость придают структуре производительных сил. Для выявления уровня, описывающего некоторый социальный, исторический организм, необходимо определить, насколько объемным был созданный общественный продукт, выявить соотношение с числом людей и рассчитать показатель, приходящийся на одного человека. Уровень развития производственных сил именуют продуктивностью. Таким параметром характеризуется социальное производство, как комплексный объект.

О продуктивности

Продуктивность - комплексное явление, определяющееся взаимодействием нескольких факторов. Немалое влияние оказывает рабочая сила, вместе с тем - техника, используемая в производственном процессе, а также ряд взаимосвязанных факторов, обусловленных общественным развитием. Что-то корректируется природными условиями, характеризующими конкретный рабочий процесс.

Предположим, рабочая сила задействована в процессе сбора некоторого урожая, ловит рыбу или охотится. Продукт, который будет получен в ходе такой активности, зависит от затраченного времени, использованных приспособлений, богатства природных запасов. Равный уровень технического обеспечения в различных естественных условиях существенно корректирует производительные силы региона.

Природа и производство

Ресурсы, которыми располагает общественность в силу проживания в конкретной местности, являются не только лишь узко применимой категорией предметов труда. Нередко это и фактор развития производительных сил, и средство. Классический пример: земля для сельского хозяйства, классифицируемая как важнейший элемент ПС. Процесс подобного осознания значения земли в рамках экономической системы , производственных процессов стал итогом исторического развития. Применение территорий как средства труда в настоящее время считается очевидным показателем совершенствования ПС.

Природные дары

В некоторой степени современные производительные силы в области сельского хозяйства зависят от естественных факторов. Показательный пример - плодородие. Именно оно определяет, насколько продуктивным будет процесс земледелия. Применяя одинаковые технические средства, прибегая к сходным системам исполнения работ, тратя равные временные промежутки и трудовые ресурсы, общественное производство будет значительно выше, если земля по качеству хорошая.

Впрочем, природное плодородие - не единственный фактор, связанный с натуральным состоянием среды. Так, есть регионы, где почву обработать легко, а вот в других местностях задача вызывает немалые затруднения. Климатические условия также во многом определяют продуктивность. В субтропическом, тропическом поясах круглый год можно выращивать растения и снимать урожай, а в умеренном поясе более одного урожая за год не получишь, причем период строго ограничен сезоном. Чем севернее, тем сложнее земледелие.

О чем это говорит?

Приведенные примеры очевидно свидетельствуют, что ПС имеют тесную связь с двумя явлениями:

  • природные особенности;
  • результат исторического, общественного совершенствования.

Принято говорить о естественной и социальной продуктивности, тесно взаимодействующих друг с другом. На основании этого выделяют суммарные ПС и социальные, для описания каждого явления выявляют уровень его развития.

Как было раньше?

Для социума до периода капитализма социальные ПС и суммарные различались. В некоторые периоды разность была больше, в другие эпохи - меньше. Со временем человечество перешло к индустриальной форме, что позволило существенно сократить разрыв. В некоторые моменты он исчезает полностью. В такой ситуации оценивают развитие ПС, не уточняя дополнительные характеристики.

Мыслители, экономисты, сформулировавшие базовые понятия исторического капитализма, формулировали такие идеи, из которых можно заключить: уже в тот момент многие интуитивно приблизились к пониманию разности социальных, естественных ПС. В то же время четкой формулировки высказано не было, так как реалии тех времен существенно отличались от современных. Формулировавшие базовые постулаты исторического материализма были «детьми своего времени», то есть воспитанниками капитализма.

Ни шагу назад

Прогресс ПС предполагает повышение социальной составляющей производственной продуктивности. Несомненно, увеличить ее можно, повысив производительность труда, что обусловлено ростом квалифицированности привлеченной рабочей силы, большей опытности каждого сотрудника. Не меньшее влияние оказывает усиление интенсивности рабочего процесса и применение самых современных технических, технологических решений для оптимизации труда. Важный аспект - организационное усовершенствование производственного процесса. Иные аналитики обращают внимание: все перечисленные приемы в какой-то момент времени исчерпываются, ситуация превращается в тупиковую.

Есть только один путь, который дает доступ к неограниченному росту ПС без каких-либо умозрительных пределов. Предполагается техническое, технологическое общественное развитие. С периода формирования капиталистических зачатков и по сей день производственный процесс развивается именно по такому вектору. Повышение продуктивности через технические аспекты для многих долгое время казалось единственным путем, не имеющим альтернатив. На фоне такого подхода эволюция ПС стала отождествляться с техническим прогрессом.

Маркс и Энгельс

Идея соответствия эволюции ПС и прогрессирования доступной общественности техники довольно четко выражена в сочинениях Маркса. Именно он писал, что приобретение ПС позволяет человечеству менять производственные способы, что дает возможности к корректировке жизнеобеспечения. Следовательно, перемены наблюдаются в общественных взаимоотношениях. Маркс формулировал это так: «пользующееся ручной мельницей сообщество возглавляется сюзереном, а вот получившие в свое распоряжение паровую люди возглавлены капиталистами».

Сходные постулаты можно найти и в идеях, собраниях сочинений Энгельса. Этот известнейший фундаменталист отмечал, что дикарские орудия формируют соответствующее общество, а новейшие приборы - капиталистическое.

Техника и не только

Современные специалисты, разрабатывающие методологию, анализирующие экономику, социальные аспекты, готовы поспорить с самыми известными мыслителями прошлого столетия. Безусловно, для уровня ПС качество техники, применяемой людьми в работе, важно, многое определяет, но нельзя назвать это единственным фактором. Социальные аспекты совершенствования ПС - это не только техника, но и ряд влияющих на человеческую производительность стимулов, первое место среди которых принято отдавать системе экономических, социальных взаимоотношений.

При равных условиях наличия современной техники и отличающихся экономических факторах, в ином социальном окружении люди производят существенно отличный объем продукта, важного для общественности. ПС - не единственное, что оказывает влияние на отношения в рамках трудового процесса, при этом подобные взаимоотношения всегда оказывают сильное воздействие на ПС. Некоторые мыслители наших дней предлагают все нетехнические факторы, корректирующие уровень ПС, объединить в категорию социальных гуманитарных.

А можно и попроще

Производственная техника не раз была в центре внимания специфических исследований, посвящённых ПС. Многие авторы стремятся к упрощению этого понятия, что привело к следующему его наполнению: комплекс машин, орудий. А вот более обширная трактовка предполагает включать специфические отраслевые системы, используемые в рабочем процессе средства. Для описания технического уровня ПС необходимо не только проанализировать, какие машины, орудия применяются в рабочем процессе, но и оценить технику, не принадлежащую к этой категории.

На примерах это можно проиллюстрировать довольно наглядно следующим образом: древние римляне располагали лошадиными упряжками, тягловая сила которых составляла половину тонны. В период Средневековья в европейских государствах это значение возросло в пять раз и достигло двух с половиной тонн. Обусловлен такой скачок изобретением восьмого столетия - конской упряжью, перенятой от евразийских кочевников. Такое усовершенствование рабочего процесса позволило задействовать в сельском хозяйстве не только быков, но и коней, на основании чего производительность отрасли существенно возросла.

И как повысить?

Из вышесказанного можно заключить, что повышение ПС допускается различными методиками. Это технический подход, социальные аспекты, некоторые другие. В частности, общественная производительность растет, если рабочее время удлиняется. Такой метод назвали темпоральным. Альтернативный путь - демографический, предполагающий рост доли способных к труду людей в обществе. Анализируя перемены в производственных способах в разные исторические периоды, нельзя охватить картину в целом, исключая из сферы внимания эти аспекты.

Производительные силы

система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства. П. с. выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся общественно-экономических формаций процесс становления и развития самого человека. П. с. образуют ведущую сторону способа производства (См. Способ производства), основу развития общества. Каждой ступени развития П. с. соответствуют определённые Производственные отношения , выступающие в качестве общественной формы их движения. В процессе своего развития П. с. приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из стимулирующих форм развития П. с. эти отношения превращаются в их оковы. Тогда в условиях антагонистических формаций наступает эпоха революции (См. Революция) социальной, происходит переворот в экономической структуре общества, в юридической и политической надстройке. Главная П. с. общества - это сами люди, участники общественного производства - рабочие, трудящиеся массы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 46, ч. 1, с. 403; В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 38, с. 359). Производственный опыт и знания людей, их трудолюбие, активность и трудоспособность, достигнутый уровень их личностного развития и задачи, которые они перед собой ставят, в конечном счёте определяют потенции общественного производства. Действительным богатством общества К. Маркс называл развитую П. с. всех индивидов. Положение трудящихся масс в системе П. с. определяет принципиальное отличие П. с. одной эпохи от другой.

Целесообразно затрачивая свою рабочую силу в ходе трудовой деятельности, человек «опредмечивает», воплощает себя в окружающем его материальном мире. Порождением его разума и труда являются вещественные элементы П. с. - Средства производства и средства потребления. Средства производства состоят из средств труда, служащих проводником воздействия человека на природу, и предметов труда, на которые направлен труд человека. Важнейшая составная часть средств труда - это Орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т.д.). Они образуют в современном производстве не только его главную «костную и мускульную систему», но и развивающуюся часть его управляющей системы. К средствам труда относятся также трубопроводы и различные ёмкости («сосудистая система производства»), производственные здания, дороги, каналы, энергосети, средства связи и т.д. Средства труда и особенно орудия труда являются мерилом развития рабочей силы и в известной мере показателем тех отношений, при которых совершается труд. Они оказывают огромное обратное воздействие на развитие рабочей силы. Средства производства образуют материально-техническую базу, производительное богатство общества, создаваемое I подразделением (производство средств производства). Земля в одних отраслях используется как средство труда (с. хозяйство), в других - как предмет труда (добывающая промышленность), но везде служит производственной площадью. Всеобщим предметом труда человека является природа в целом. Покорённые человеком её естественные силы (например, электричество, энергия атома, света, ветра, воды и т.д.) умножают могущество П. с. человека. Рост вооружённости работника средствами производства и развитие его рабочей силы являются главными факторами исторического процесса повышения производительности труда (См. Производительность труда) как одного из всеобщих законов развития П. с.

Целесообразно затрачивая свою силу, человек и общество в ходе потребительной деятельности за пределами производства (См. Производство) «распредмечивают» окружающий материальный мир, осваивая материальные и духовные ценности. В целостном процессе обмена веществ между человеком и природой ведущую и определяющую роль играют материально-техническая база и трудовая деятельность, производство, создающее материальные и духовные условия развития культурно-бытовой базы и потребительной деятельности. Но это не умаляет самостоятельного значения потребительной деятельности, особенно в условиях научно-технической революции (См. Научно-техническая революция), когда совокупные затраты труда в ней превосходят часы работы на производстве. С помощью потребительной деятельности не только воспроизводится рабочая сила, но и закладываются основы духовного и физического развития человека, формируется новое поколение, новые черты человека. Историческую тенденцию развития этой стороны П. с. В. И. Ленин охарактеризовал как закон возвышения потребностей и роста общественного потребления (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 101-02; т. 4, с. 48-49), стихийно пробивающих себе дорогу и в условиях антагонистических формаций.

В своём восходящем развитии П. с. принимают три усложняющиеся формы: естественные П. с., общественные П. с. и всеобщие П. с.; они проявляются в процессе исторического развития общества в виде трёх последовательных ступеней развития: первичные, или архаические, П. с., вторичные, или антагонистические, П. с., коммунистические П. с. (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 400-421). Всеобщий закон развития П. с. состоит в том, что материальные возможности последующей формы П. с. зарождаются и развиваются в недрах предшествующей формы, но сама она становится господствующей лишь на новой ступени развития общества (см. К. Маркс, там же, т. 47, с. 461).

Естественные П. с. труда, или естественные условия производительности труда, характеризующие самую низшую ступень П. с., могут быть целиком сведены к природе самого человека (к его расе и т.п.) и к силам окружающей человека природы: естественному богатству средствами жизни и труда (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 521) (см. Первобытнообщинный строй).

Общественные П. с. труда возникли в результате исторического развития процессов объединения и разделения труда (См. Разделение труда), т. е. в результате роста общественного характера труда. Глубокий антагонизм вторичных П. с. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 23, с. 81; т. 20, с. 185; т. 12, с. 724; т. 3, с. 30-31) проявился в закреплении умственного труда, духовного производства и высших форм потребления материальных и духовных благ за немногими ценой самого тяжёлого, подчас губительного труда масс, лишённых доступа к достижениям культуры.

Развитие вторичных П. с. проходит восходящие ступени, на которых образуются три антагонистических общественно-экономических формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). В пределах каждой из этих ступеней П. с. трудящиеся массы благодаря своему труду и классовой борьбе преодолевают трудный путь восходящего развития. В рамках определённой общественно-экономической формации П. с. в свою очередь могут проходить ряд технологических стадий производства (см. К. Маркс, в книге Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 47, с. 461). Для капиталистических П. с. это простая кооперация, Мануфактура , крупное машинное, инженерно-конвейерное и автоматизированное производство. Наиболее адекватной капиталу технологической формой П. с. стало крупное машинное производство, распространение которого привело к вытеснению феодальных отношений и утверждению господства капиталистического способа производства. Ускорился процесс интернационального развития общественных П. с. в форме возникшего мирового рынка, а затем экономической капиталистической интеграции (см. Интеграция экономическая).

Всеобщая П. с. как качественно новая форма П. с. есть господство развивающегося общественного индивида над силами природы при помощи науки, которую Маркс определял как «всеобщее общественное знание», «всеобщие силы человеческой головы», «всеобщий интеллект» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 46, ч. 2, с. 214, 215). Развитие этой формы П. с. с середины 20 в. совершается в ходе научно-технической революции, протекающей в принципиально различных формах в капиталистических и социалистических системах. Уже при капитализме в 19 в. наука начинает становиться непосредственной П. с., наиболее основательной формой богатства, выступающей и как продукт, и как производитель богатства, как идеальное и как практическое богатство (см. там же, с. 33). Первая форма соединения науки с производством (в виде сложных средств производства, машинной техники) гигантски усилила в ходе индустриализации мощь и господство овеществленного труда (капитала) над живым наёмным трудом, проявилась «... в виде чудовищной диспропорции между затраченным рабочим временем и его продуктом...», создавая этим «... материальные условия нового мира...» (там же, с. 213; т. 9, с. 230). Высшей формой этого процесса во 2-й половине 20 в. выступает Автоматизация производства и массовое применение ЭВМ. Прогресс техники заключается и том, что «... человеческий труд все более и более отступает на задний план перед трудом машин» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 78). Вместе с тем новые потребности и интересы людей создают новые сферы приложения вытесняемого человеческого труда, новые отрасли, вступающие в свою очередь на путь индустриализации. Потребности развития второй формы слияния науки с производством путём инженерно-конвейерной организации массового производства явились важным фактором крайнего обострения борьбы империалистов за массовые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капиталов, породившей гигантские столкновения и мировые войны. Реализация возможностей инженерно-конвейерного производства в обрабатывающей промышленности в 50-60-х гг. 20 в. дала мощный толчок научно-технической революции. Слияние науки с производством, получающее бурное развитие в условиях научно-технической революции, находит выражение в быстром изменении качества, моделей, видов и типов производимых конечных продуктов и в создании новых предметов труда. Получает импульс развития и главная форма воздействия науки на производство: воплощение общественного знания в самом работающем человеке в результате роста свободного времени и развития духовного производства (сферы образования, культуры и активного отдыха). Это подводит развитие индивидов к тому наивысшему уровню, который возможен в условиях антагонистического общества, всесторонне выявляет болезненное торможение и деформацию процесса развития П. с. в результате господства капитала и поднимает на качественно новую ступень классовую борьбу пролетариата против отживших производственных отношений. Торможение развития П. с. устаревшими производственными отношениями проявляется и в сосуществовании при капитализме самых отсталых форм и ступеней П. с. с передовыми. Основная масса населения земного шара ещё занята простым физическим трудом без применения машин. Почти для 1 млрд. чел. мотыга и деревянная соха служили главным орудием труда даже в конце 60-х гг., около 60% самодеятельного населения развивающихся стран было неграмотно, большинство женщин трудилось в условиях фактического домашнего рабства. Гигантская волна освободительного движения потрясает экономические и политические структуры, мешающие развитию П. с. «третьего мира».

Главная движущая сила развития П. с. в антагонистическом обществе - классовая борьба, революции и творчество масс, подготавливающие их к восприятию, развитию и применению достижений науки и техники. «Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю» (там же, т. 30, с. 314). Только революция кардинально меняет его место в системе П. с., поднимая эту систему на новую ступень развития. Именно личностным развитием трудящихся в значительной степени измеряется и оценивается общественный прогресс (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 402-03).

П. с., образующие основу коммунистической формации, характеризуются полным торжеством всеобщих П. с. - активным, творческим контролем науки над всеми сторонами общественного производства, комплексным преобразованием этого процесса в соответствии с её требованиями для возможно более быстрого и многогранного развития каждого индивида. Всестороннее развитие каждого полностью реализуется как величайшая П. с., условие развития всех. Однако эта новая ступень П. с. возникает в виде переплетения общественных и всеобщих П. с., достающихся «в наследство» от капитализма. Социалистическая революция подчиняет развитие производства требованиям науки об обществе и создаёт новую формацию вначале на базе существующих технологических условийпроизводства и производительности труда. Но уже сама революция означает не просто перестройку производственых отношений, но и новое качественное состояние, внутреннюю структуру П. с., поскольку меняется положение трудящихся, для которых открывается доступ к образованию, культуре, активной производственной и общественной деятельности. В этом залог огромных потенции развития новых П. с., создания гораздо более высокой производительности труда, необходимой для победы нового общественного строя (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 21). Новые, социалистические производственые отношения стали важным фактором ускорения развития П. с. Успех политики социалистической индустриализации, развитие науки и культуры социалистических стран в короткий срок подняли совокупного работника и материально-техническую базу социализма до уровня, необходимого для решения основных задач научно-технической революции. Дальнейший мощный подъём энергетики, в том числе и атомной, комплексное насыщение всех отраслей народного хозяйства машинами, химизация, автоматизация и кибернетизация материально-технической базы получают новые формы и масштабы в результате всеобщего внедрения научной организации труда и обязательной десятилетней общеооразовательной подготовки работающего человека. Быстрый рост культурно-бытовой базы общества, сферы услуг и духовного производства отражают главную линию Коммунистической партии на формирование и удовлетворение возвышающихся материальных и духовных потребностей всех слоев трудящихся, на ускорение всестороннего и гармоничного развития самого человека. Рост свободного времени и обогащение масс знанием всех тех богатств, которые выработало человечество, служат важнейшим условием создания П. с., адекватных коммунистических формации (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 216-17, 221). Планомерная интернационализацияи интеграция П. с. социалистических стран ускоряет процесс формирования П. с. будущего коммунистического общества.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же Манифест Коммунистической партии, там же т. 4; Маркс К., К критике политической экономикии. Предисловие, т. 13; его же, Капитал, там же т. 23; его же. Экономические рукописи 1857-1859 годов, там же, т. 46, ч. 1-2; его же, Экономическая рукопись 1861-1863 годов, там же т. 47; Энгельс Ф. Анти-Дюринг отд. 3, гл. 2, там же, т.47; Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же, Замечания в книгу Н. И. Бухарина «Экономика переходного периода», Ленинский сборник, т. 11, М. - Л., 1929; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС) М., 1961, ч. 2, разд. 1, пункт 1; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Чагин Б. А. и Харчев А. Г., О категориях «производительные силы» и «производственные отношения», «Вопросы философии» 1959, № 2 Мелещенко Ю. С., Техника и закономерности ее развития, Л., 1970; Марахов В. Г., Структура и развитие производительных сил социалистического общества, М., 1970; Васильчук Ю. А., Диалектика производительных сил, «Вопросы философии», 1971, № 9; его же, Научно-техническая революция и производительные силы, «Мировая экономика и международные отношения», 1970, № 9; Научно-техническая революция и социализм, М., 1973.

Ю. А. Васильчук.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Производительные силы" в других словарях:

    Производительные силы (нем. Produktivkräfte) средства производства и люди, обладающие определенным производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Таким образом, люди основной элемент производительных … Википедия

    Система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой в процессе обществ. производства. П. с. выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном … Философская энциклопедия

    - (forces of production) Термин Productivkrafte относится к техническому жаргону теории исторического материализма (historical materialism) в формулировке Маркса (Marx) и Энгельса (Engels), данной в работе Немецкая идеология (1845–46). В переводе… … Политология. Словарь.

    См. Силы производительные Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. Согласно марксистской экономической теории производительные силы определяют облик экономической системы. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

Это совокупность личностных (рабочая сила), вещественных (средства производства) факторов, научно-технического потенциала, технологических инноваций, предпринимательского ресурса в их взаимодействии, определяющих уровень и возможности социально-экономического развития страны. Производительные силы - одна из сторон общественного производства; осуществляют обмен веществ между человеком и природой, в результате чего воспроизводятся условия существования человека, общества в целом, обеспечивается их развитие. Другую сторону общественного производства составляют производственные отношения, являющиеся общественной формой функционирования производительных сил. Развивающийся научно-технический прогресс постоянно преобразует П.с.о., порождает новые формы взаимодействия их элементов. Многообразие элементов производительных сил и их взаимосвязей вызывает необходимость их классификации. Первичные, исходные П.с.о. составляют рабочая сила во всем ее многообразии и средства производства, являющиеся их материально-вещественной частью. Люди с их способностью к труду-рабочей силой - составляют главную производительную силу общества. Совокупную рабочую силу образуют трудовые ресурсы страны. Такая характеристика главной производительной силы дает о ней только количественное представление. Ее качественная характеристика связанна с определением уровня интеллектуального развития человека, населения страны: образования, знаний, производственного опыта, степени активности в предпринимательской деятельности, способности выполнения сложного труда. Качественно развитая основная производительная сила действительно составляет богатство общества. Материально-вещественные элементы П.с.о. - средства производства (орудия и предметы труда) с их качественными характеристиками - составляют овеществленное богатство общества. Важнейшая составная часть вещественных элементов производительных сил - орудия труда (машины, механизмы, инструменты). Они, их уровень развития, являются мерилом прогрессивности общества. В современных условиях проявили себя качественно новые элементы вещественных производительных сил: информатика, технологические инновации, электронно-вычислительная и компьютерная техника. Орудием труда стала энергия (например, токи высокой частоты). Особое место среди П.с.о. занимает земля, которая служит средством труда в сфере сельскохозяйственного производства. В сфере добывающих отраслей земля является предметом труда. Вторичные производительные силы - это формы организации общественного процесса производства, обусловленные развитием его обобществления, интеллектуализации труда, т. е. вовлечением в производство духовных сил и способностей человека. К этой группе П.с.о. сил относят предпринимательский, интеллектуальный ресурсы, кооперацию труда, объединяющую усилия многих и обеспечивающую эффективность производства. Вторичные П.с.о. проявляют свое действие через совершенствование первичных элементов производительных сил, обеспечивая их новое эффективное взаимодействие. Естественные П.с.о. включают предопределенные природой естественные силы труда, условия процесса труда. Общественные П.с.о. характеризуют собой особые современные общественные формы комбинации и организации как первичных, так и вторичных производительных сил, проявляющиеся в ходе общественного воспроизводства. К ним относят организационный и управленческий ресурсы. Всеобщие П.с.о. формируются за счет научного потенциала как непосредственной производственной силы, а также инноваций, информации. Существенной характеристикой П.с.о. служит качество взаимодействия их личностных и вещественных элементов. Можно иметь первоклассную технику, но отсутствие, например, подготовленных для ее оптимального использования работников не позволит повысить производительную силу труда. Одним из показателей взаимосвязи личностных и вещественных элементов П.с.о. сил служит фондовооруженность (капиталовооруженность) живого труда с учетом инновационных признаков вновь вводимых в производственный процесс орудий труда, предметов труда с заранее заданными свойствами. Результатом увеличения фондовооруженности труда работников более совершенными средствами производства обеспечивается интенсивный и инновационный типы экономического развития, рост производительности труда, что создает возможности для более полного удовлетворения потребностей человека, повышения качества его жизни. Литература: Государственное регулирование рыночной экономики. / Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. М., 2000; Основы экономической теории. Политэкономия / Под ред. Д.Д. Москвина. М., 2001; Носова С.С. Экономическая теория. М., 2000. © Хорзов С.Е.

Макро и микро- ЭКОНОМИКА

Раздел 1. Методологические основы формирования и развития рыночных отношений

Темы

1. Предмет и методы экономической теории

2. Разделение труда, товарное производство и рыночные отношения

3. Собственность и рыночная экономика

4. Рынок: общая характеристика

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

План

1. Производственные силы общества

2. Экономика и экономическая теория

3. Методы познания экономических явлений

Производственные силы общества

Понятие, экономическая деятельность людей направлена и предлагает производство создания материальных и духовных благ.

Развитие общественного производства – предполагает наличие средств производства (средств труда и предметов труда).

Средства – то чем человек воздействует на природу (танки, машины).

Предметы труда – то на что человек воздействует в процессе туда (нефть, хлопок).

Сырьё – это предмет труда, предварительно подвергшийся воздействию человека.

Рабочая сила – совокупность физических, духовных, интеллектуальных способностей к труду.

Труд – целесообразная, сознательная деятельность людей, ведущая к экономическому результату.

В экономической деятельности заняты – экономические субъекты (агенты):

· наёмный работник;

· собственник;

· предприятие, фирма;

· государство.

Под давлением общественных потребностей формируются фазы общественного производства:

1 фаза: непосредственное производство;

2 фаза: распределение;

3 фаза: обмен (деятельностью, информацией);

4 фаза: потребление.

Система субъективных экономических интересов трансформируются в логику объективных экономических отношений.

Совокупность средств производства и рабочей силы составляют производительный силы общества.

Виды производительной силы общества:

1. естественные производственные силы (природные ресурсы);

2. общественные (средства производства, технологии, уровень экономической культуры общества);

3. всеобщие (образование, наука, информация).

2. Экономика и экономическая теория Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создаются богатство для удовлетворения разнообразных потребностей как их самих, так и общества.

Существует два аспекта экономики: 1) экономика как наука;

2) экономика как хозяйство.

Как наука : система знаний об эффективном ведении хозяйства, о развитии экономических отношений между людьми; система знаний об эффективном, рациональном использовании ограниченных ресурсов, выступает как исследование различных форм хозяйства, как личное хозяйство.

Как хозяйство: включает в себя фирмы, предприятия, отрасли экономики.


Экономическая теория – изучает закономерности развития общественного производства, развития экономических производственных отношений.

Наиболее значимые современные экон-ие теории: трудовой стоимости - разработана эк-ми А.Смитом, Д.Риккардо и К.Марксом – центральное место в теории отводится роли труда в эк-ой жизни общества, исследованию потребительской стоимости и стоимости товара, ведущей роли капитала и прибыли в расширенном произ-ве, двойственной природе труда, методике расчёта цены на основе общественно необходимых затрат; спроса и предложения - теория предложения исследует мотивационный эффект изменений налоговой с-мы, оказываемый совокупное предложение.Основателями этой теории в конце 60-х г. 20 века были эк-ты М.Фелдетайн, М.Боскин, Л.Лаффер. которые обосновали возможность налогового стимулирования эк-го роста за счёт налоговых ставок ; благосостояния - основана на применении к эк-ке принципа ведущей роли потребителя и наличия эк-го оптимума. При определённых условиях конкретное равновесие производства и распределения ресурсов может быть достигнуто в рыночной эк-ке (закон В. Парето); большого толчка - разработана П.Розенштейн-Родоном, который предложил её для слаборазвитых стран европейской периферии для вывода эк-ки из состояния послевоенной стагнации; экономического роста – исследует взаимосвязи общих показателей развития нац-го хоз-ва и определяет предпосылки для обеспечения сбалансированного роста эк-ки. Основы этой теории были заложены эк-ом Г. Фельдманом при разработке первого пятилетнего плана развития народного хоз-ва СССР; кризисов - представляет собой часть эк-ой теории цикличности. Которая объясняет возникновение периодических кризисных фаз в эк-ом развитии. Теория сформулирована эк-ом Н.Кондратьевым в 30-е годы 20 века и развита К.Кларком.; индустриального общества - выдвинута эк-ом Р.Ароном и Дж.Гэлбрейтом в середине 20 века. Основная идея состоит в том, что в индустриальном обществе статус собственности на средства произ-ва теряет своё значение. Усиливается роль гос-го регулирования эк-ки, а ключевым факторами произ-ва становятся знания и умения инженерно-управленческого персонала ; цикличности эк-ки - описывает периодически повторяющиеся схожие фазы эк-ой динамики. Данной теорией занимались такие эк-ты как: к.Маркс. Н.Кондратьев, У.Митчел, К.Кларк и др.; и ряд др.

Цель экономической теории – в выработке и эффективном использовании экономических знаний.

Задачи экономической теории – в том, чтобы не просто описать экономические явления, а показать взаимосвязь между ними их взаимодействия, т.е. охарактеризовать экономическую систему в её целостности и развитии.

Объектом экономической теории является – экономические явления (производство, обмен, спрос, безработица, деньги и т.д.).

Предмет экономической теории является – система экономических отношений возникающих между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ т.е. взаимоотношение производственных сил и производственных отношений.

Экономический закон – объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни.

Закон спроса, например, показывает обратную зависимость между ценой большинства товаров и объёмом покупательского спроса на них. Важно подчеркнуть объективный характер экономических законов – они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей, объединений людей или государства.

Наиболее важные законы:

Закон убывающей предельной полезности - заключается в том, что каждая дополнительная единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю всё меньше удовлетворение, впервые сформулирован немецким эк-ом Г.Госсеном в 1854 г. «первый закон Госсена»

Закон предложения – показывает прямую зависимость между изменением цены и изменением величины предложения.

Закон возрастания относительных издержек – характеризует взаимосвязь между увеличением произ-ва одного продукта за счёт уменьшения произ-ва другого продукта.

Закон денежного обращения – говорит о том, что количество денег в обращении должно обеспечивать соблюдение баланса между денежной массой и стоимостью блага, подлежащего реализации.

Закон Вальраса – денежная стоимость всех товаров на стороне предложения в условиях общего равновесия равна общей денежной стоимости товаров на стороне спроса.

Закон спроса – при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, а повышение цены ведёт к уменьшению величины спроса.

Закон убывающей отдачи – говорит о том, что в короткие временные периоды. Когда величина производных мощностей является фиксированной. Предельная производительность переменного фактора будет уменьшаться, начиная с определённого уровня затрат этого переменного фактора.

Закон падения средней нормы прибыли – говорит о том, что рост производительной силы труда способствует повышению ограниченного строения капитала и приводит к падению нормы прибыли. Сформулировал К.Маркс.

Закон убывания производительности труда – отражает принцип снижающейся эффективности последовательных затрат труда, капитала и убывающего плодородия почвы.

Закон убывающей доходности капитала – отражает снижение доходности капитала в результате того, что возрастающий капитал используется постоянным числом работников.

Закон распределения доходов (закон Парето) – выражает соотношение между величиной дохода и количеством получающих его лиц в виде кривой нормального распределения доходов.

Закон Лаффера – отражает зависимость объёма налоговых поступлений в гос-ый бюджет от величины ставки налогооблажения и имеет максимум при определённом значении ставки.

Закон - отражает эмпирическую зависимость темпов отстаивания реального ВНП (внутренний национальный продукт) от превышения безработицей её «естественного» уровня: при росте «циклической» безработицы на 2% отставание реального ВНП от потенциального составляет 4%.

Закон C’z – исходный принцип моделирования условий макроэкономического равновесия (совокупный спрос = совокупному предложению), лежащий на основе «классической» модели равновесия.

3. Методы экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей.

Метод познания и изложения. Задача метода познания состоит в проникновении и раскрытии сущности экономических процессов и явлений. Схематично процесс познания можно представить в следующем виде:

На стадии живого созерцания происходит сбор факторов, фиксирующих внешние проявления различных сторон экономических процессов.

На стадии абстрактного мышления вырабатывается идеальная действительность, т.е.образная её модель, сформулированная в научных абстракциях: экономических категориях, принципах, моделях, законах. Таким образом на стадии абстрактного мышления мы получаем мысленно представляемую, а не реальную действительность.

Метод изложения призван полученные результаты исследования воспроизвести в логически стройной и непротиворечивой системе экономических категорий, принципов, законов.

Метод анализа – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путём исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений.

Синтез – это метод познания основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция – метод познания предполагающий умолчание от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже а гражданской одежде вы можете по его выправке заключить, что он имеет отношение к армии.

Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Метод функционального анализа – отражает принцип взаимной зависимости экономических явлений.

Экономико-математический метод анализа – данный метод достаточно продуктивен до тех пор, пока служит удобной для восприятия формой отражения экономического содержания.

Метод экономического моделирования – основан на разработке экономических моделей. Экономическая модель – обобщённая статистическая картина развития экономической реальности.

Графический метод исследования – представляет нам наглядную картину развития экономических действий.

Как уже отмечалось, производительные силы общества является совокупностью личных факторов производства, которую составляют люди с их способностью работать, и объективных факторов, включающих средства производства, которые используются людьми в процессе производства. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении, видоизменению и присвоении ее богатств. В процессе функционирования производительных сил воспроизводятся условия существования общества, происходит развитие человечества.

Центральное место в производительных силах принадлежит человеку с его способностью работать и создавать блага. Знания и производственный опыт людей, их работоспособность, активность и трудолюбие определяют возможности и могущество общественного производства. Ведущая роль людей в производительных силах, с одной стороны, проявляется в том, что только живой труд способен создавать блага. Без нее, как отметил один из классиков политической экономии, объективные факторы производства является мертвой грудой вещей. С другой стороны, материально-вещественные факторы производства являются порождением ума, опыта и труда людей. Любой элемент материально-вещественных производительных сил всегда выступает в производстве непосредственным продолжением природных сил людей, их энергетических способностей. О роли этого фактора свидетельствует такой факт. На основе анализа национального богатства 192 стран мира эксперты Всемирного банка определили, что доля производственных фондов в их национальном богатстве составляет 16%, природных ресурсов - 20%, а человеческого капитала - 64%.

Особое место в производительных силах общества занимает земля. Будучи объективным фактором производства, она в отдельных отраслях экономики выступает преимущественно как средство труда (это касается сельскохозяйственного производства), а в других - как предмет труда (добывающая промышленность). Но во всех сферах экономической деятельности она служит производственной площадью и материальным условием производства. Силы природы является всеобщим предметом труда. Подчинения их человеку умножает производительные силы общества. К материально-вещественных элементов производительных сил относятся уровень технологий, наука в пределах продуктивного использования ее достижений и уровень организации производства.

Итак, производительные силы выражают отношение людей к природе. Уровень их развития определяется степенью воздействия людей на природу, возможностями создания определенного объема материальных и нематериальных благ и услуг. Он характеризуется тем, какими средствами и способами производства люди добывают блага, каким является их производственный опыт, что, в конце концов, и определяет степень овладения человеком силами природы. Развитие производительных сил обуславливает все полнее подчинение человеку стихийных сил природы и роста производительности человеческого труда, что ведет к увеличению богатства общества и составляет основу общественного прогресса.

Развитие производительных сил происходит под влиянием ряда факторов. Это, во-первых, уровень материально-вещественных элементов производительных сил. Чем мощнее технические средства производства, чем совершеннее технологии, тем больший объем создаваемых с их помощью благ. Эволюционное развитие человеческого общества обусловлен прежде всего изменениями в средствах и методах производства. Переход от ручного к машинному производству, научно-технический прогресс - вот основные предпосылки развития производительных сил и их подъем до нынешнего уровня. Именно устарелость технических средств и технологических процессов в Украине является одним из факторов, сдерживающих развитие производительных сил.

Важным фактором развития производительных сил является уровень прогрессирование человека как главной производительной силы. Как уже отмечалось, от уровня знаний человека, его трудоспособности, производственного опыта в значительной степени зависит как использование объективных факторов производства, так и его результативность. Особое значение приобретает человеческий фактор в современных условиях, когда резко повышается уровень технической оснащенности производства в результате научно-технической революции. Новации в технологическом базисе производства под влиянием НТР приводят и к изменению роли человека в производстве, в частности, усиливается роль умственного труда. Подтверждением интеллектуальной насыщенности труда, все более возрастает, является существенное повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников. Так, в США минимальная продолжительность образования рабочих после получения среднего образования достигла 14,5 лет. В современных условиях считается, что инвестиции в человека (человеческий фактор) являются одними из самых выгодных.

Еще одним фактором развития производительных сил является уровень организации производства. Последняя выступает организационно-экономической формой, через которую реализуется общественная производительная сила человека. Она возникла в результате проявлений обобществления производства на основе разделения труда, специализации и кооперирования производства. На современном этапе развития человеческого общества роль этого фактора существенно увеличивается. Это проявляется прежде всего в раз большей роли управления производством, подтверждением чего является широкое развитие и распространение таких наук управления производством, как менеджмент и маркетинг.

Среди организационных факторов развития производительных сил важное место занимает общественное разделение труда. Это процесс дифференциации трудовой деятельности, приводящей к обособлению и сосуществованию различных ее видов. Разделение труда выступает такой формой организации общественного труда, при которой отдельные группы производителей закрепляются на длительный период времени по определенным видам производственной деятельности. По экономическому критерию выделяют общий, частичный и единичный разделение труда. Общее разделение труда - это разграничение общественного производства на такие его сферы, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, сфера услуг. Разделение труда между предприятиями - это долевое разделение, внутри предприятия между его структурными подразделениями - единичный, или технологический разделение труда. По территориальному признаку выделяют следующие уровни разделения труда: внутри предприятия, между различными предприятиями, между различными регионами страны и между различными странами (международное разделение труда).

Формами разделения труда выступают специализация и кооперирование производства. Под специализацией производства понимают обособления и создания предприятий и отраслей для выпуска однородной продукции. Она заключается в унификации создаваемой продукции и усилении технической однородности производства. Рассматривают три вида специализации: предметная, подетально (агрегатную) и технологическую (стадийную). При предметной специализации производство отдельных видов продукции сосредоточивается на отдельных предприятиях или отраслях. Подетальная специализация предполагает сосредоточение на изготовлении отдельных деталей и узлов (например, производство шин). А выполнение отдельных технологических процессов (например, изготовление поковок), является технологической специализацией.

Второй формой общественного разделения труда и кооперирования производства. Это установление постоянных экономических связей между специализированными производителями, которые совместно производят определенную продукцию, но сохраняют экономическую самостоятельность. Согласно видов специализации рассматривают предметное, подетальне и технологическое кооперирование производства. Следует отметить, что на основе кооперирования в современных условиях производится большинство продукции.

Значение разделения труда как фактора развития производительных сил заключается в том, что такое разделение дает возможность более эффективно, рациональнее использовать ресурсы, поскольку существенно повышает производительность труда. С одной стороны, разделение труда позволяет человеку сосредоточиться на каком-то виде труда и в нем совершенствоваться, что способствует повышению результативности ее деятельности. С другой - разделение труда дает возможность использовать преимущества, создаваемые природно-климатическими условиями. Следует отметить, что одним из первых в экономической теории роль разделения труда как фактора развития производительных сил обосновал Адам Смит.