Самоуправление в общественных системах. Общественное самоуправление

Перспективы государственно – общественного управления в школе.

Кравченко Ирина Игоревна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40»

– это такое управление школой, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, а именно обучающиеся, их родители, работники образовательного учреждения и общественность.

Одной из форм государственно - общественного управления является ученическое самоуправление. Достойное образование наших детей - главная задача каждого из нас. Актуальным является развитие и поддержка лидеров в школе. Во многих образовательных учреждениях успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, которое способствует более успешной социализации выпускников, так как наши школьники осваивают разные социальные роли, учатся руководить и подчиняться.

В настоящее время большинство учреждений находится на этапе мотивационно - ценностного осознания необходимости создания органа государственно-общественного управления в школе. Обойти этот этап нельзя, он логичен в череде действий, ведущих к созданию и эффективному функционированию Управляющего совета.

В течение последующих лет идея государственно-общественного управления переходила из одного нормативно-правового документа в другой и достаточно полно отражена в современных законодательных и нормативных документах и локальных актах. Так, в ныне действующем Законе Российской Федерации «Об образовании» демократический, государственно-общественный характер управления образованием определен в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения, что должно придать управлению образовательными учреждениями государственно-общественный характер, демократизировать его.

В «Концепции государственно-общественного управления школой» , разработанной лабораторией государственно-общественного управления образованием Института управления образованием РАО под руководством В. Бочкарева дается определение понятия ГОУО:

Государственно-общественное управление – это такое управление школой, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы.

Цель государственно-общественного управления образованием – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.

Система государственно-общественного управления образованием включает в себя :

    всех участников образовательного процесса,

    органы управления образовательного процесса

    органы государственного управления образованием;

    нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием;

    процедуры и механизмы их взаимодействия.

«Главная задача государственно-общественного управления образованием – помочь школе организовать достойный уклад жизни».

Современная образовательная политика нацеливает школу на выстраивание партнерских отношений с родителями и сообществом с целью максимального включения всех участников образовательного процесса в деятельность по управлению образовательным учреждением.

По словам министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, «Российское образование вышло на новый уровень, и теперь важно добиться, чтобы заложенный потенциал проявился в полной мере: образование стало открытым для общества».

Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций муниципалитета.

Мы понимаем – без общественного участия жизнь и развитие нашей системы образования будут весьма проблематичными. Более того, все чаще мы говорим о необходимости открытости (прозрачности) всех институтов общества.

Можно говорить о двух направлениях развития государственно – общественного управления:

Первое – его организация в каждом образовательном учреждении с помощью профессионального сообщества и ученического самоуправления.
Второе – взаимодействие с внешними заинтересованными структурами (или окружающей средой) – это представители родителей, общественные организации (объединения), шефы, фонды, ассоциации выпускников, средства массовой информации и другие.

На сегодняшний день во всех учреждениях образования действует структура управления, где в той или иной мере представлена общественная составляющая. Подтверждением сказанному являются педагогические советы, методические объединения, творческие группы – эти формы государственно-общественного управления учреждением действуют вполне эффективно: имеют конкретные планы, программы, результаты.

Работа по созданию системы государственно-общественного управления образованием в школе ведется с 2005 года.

Наша школа активно взаимодействует с различными социальными институтами: учреждениями дополнительного образования, советом ветеранов центрального района, психологическими центрами, постоянное сотрудничество осуществляется с детскими садами, которые являются залогом успешных первоклассников на начальном этапе и социально адаптированных выпускников на завершающем.

Хотелось бы подробней остановиться на таком государственно - общественном органе управления как ученическое самоуправление.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Кроме того, для любой школы одной из важных задач является вырастить социально адаптированного гражданина.

Альберт Эйнштейн заметил: «Те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали».

Сегодня важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для того чтобы он мог адаптироваться в социуме, быть успешным, ему необходимы определенные знания и умения, с помощью которых он сможет определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи. Актуальность развития ученического самоуправления на сегодняшний день бесспорна. Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с пунктом 4 статьи 50 закона РФ «Об образовании». Администрация и педагогический коллектив нашей школы делает ставку на воспитание лидеров, в процессе воспитательной деятельности происходит формирование социальной компетентности школьников, именно поэтому мы встали на ступень формирования ученического самоуправления.

Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности, ее организации, анализе работы, подведении итогов и принятии соответствующих решений. Участие в этом процессе, исходя из опыта других школ, развивает в детях инициативу и творчество, лидерские и организаторские качества, поддерживает постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое, интересное, улучшающее его существование. В практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как ученическое самоуправление должно стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемого в общеобразовательном учреждении. Оно открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Во многих образовательных учреждениях успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.

В нашей школе ведется работа над выбором модели ученического самоуправления, где единоначалие, сочетающееся с самоуправлением всех участников образовательного процесса, обеспечивает государственно-общественный характер управления им. Мы рассматриваем самоорганизацию как организацию себя (какого-либо коллектива, команды) на решение жизненных задач, стоящих перед коллективом. Самоорганизация играет важное значение в школьном ученическом самоуправлении - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Смысл нашего ученического самоуправления в обучении ребят управлять собой, своей жизнью в обществе; в обучении детей основам демократических отношений в обществе.

Главной целью в развитии мы считаем создание условий для ученического самоуправления в классе и школе как фактора формирования инициативной, самостоятельной, творческой личности с активной гражданской позицией.

Роль ученического самоуправления как фактора рождения инициативы и развития лидерских качеств в государственно-общественном управлении заключается в том, что часть коллектива занимает активные позиции, руководит остальными, организовывает процесс и устанавливает отношения, тогда как некоторые ребята оказываются в подчиненной роли, иногда это происходит вследствие каких-то личностных качеств или отсутствия ниши востребованности. Поэтому важно, чтобы почти каждый смог побывать в роли лидера, успешно возглавить, организовать какое-либо дело. Самоуправление является частью создаваемого гражданского общества, которое способствует более успешной социализации выпускников, так как наши школьники осваивают разные социальные роли, учатся руководить и подчиняться.

Нашему обществу нужны грамотные, инициативные люди - лидеры, которые могут в дальнейшем построить демократическое общество, а для ребят, прошедших школу лидера, необходим успех. Ю.Е. Лукьянов пишет: «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы». Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, ощущениях ими своего роста и движения вперед, овладении социальной компетентностью, связанной с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности.

Можно сказать, что в настоящее время большинство учреждений находится на этапе мотивационно-ценностного осознания необходимости создания органа государственно-общественного управления в школе. Обойти этот этап нельзя, он логичен в череде действий, ведущих к созданию и эффективному функционированию Управляющего совета. Вспомним строки из книги «Фрунзенская коммуна», книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанной ими самими: «Самоуправление нельзя «дать», нельзя «взять», нельзя «ввести». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать».

Список использованной литературы

1. Вестник образования. - 2001. - № 5. - С. 14-32.

2. Герасимова Е.В. Школьная демократическая республика «Мир» // Классный руководитель. 2008. № 4.

3. Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Хочу быть лидером! (Детское общественное движение «Ученическое самоуправление»). Вып. № 2. – Нижний Новгород, 2002.

4. Колышкина Л.П., Солдатенко Е.Н. Что дает государственно-общественное управление образовательному учреждению и местному сообществу? / Информационно-методический журнал «Национальный проект «Образование». - №5. 2007. – с. 37 – 38

5. Оськина С. Ученическое самоуправление: от теории к практике // Воспитание школьников. 2009. № 5.Белокуриха»)

Одним из факторов устойчивого развития общества является уровень развития системы общественного самоуправления, как создание условий для участия человека в управлении обществом, что устраняет кризисы и конфликты «верхов и низов».

Развитие системы общественного самоуправления строится на выстраивании в коллективах красоты единения и построении объединенной энергосистемы. В настоящем каждая система представляется как подсистема, но более высокого уровня по отношению к большей системе. Тогда её специфику определяют те свойства, которые важны именно с точки зрения функционирования системы более высокого уровня - надсистемы. Поэтому самоуправление рассматривается как тройственность взаимообусловленности развития и целевой ориентации: подсистемы-система-надсистема. общественный самоуправление государственный

Система общественного самоуправления является той основой, на которой создаются условия для проявления инициативы прогрессивно мыслящей части населения. Причем проявление инициативы осуществляется при обеспечении согласованности многоуровневых целей и интересов субъектов участвующих в управлении, устранении дублирующих связей, обеспечении адаптации к конкретным условиям.

В настоящее время, для внедрения актуальной на сегодняшний день системы общественного самоуправления, (далее СиОС) необходима поддержка со стороны государства, что обусловит преодоление социальной апатии посредством увеличения числа людей, участвующих в управлении государством через систему общественного самоуправления на разных административно-территориальных и отраслевых уровнях. Поддержка государством может быть проявлена через создание экспериментальных площадок апробации инновации - системы общественного самоуправления.

Для того, чтобы государство успешно и стабильно развивалось, необходимо наличие согласовательной системы, обеспечивающей связь структурных элементов государства и общественный самоконтроль функционирования всех его звеньев и подсистем. Именно общественное самоуправление должно выступить согласовательным механизмом между ветвями власти, стать в будущем третьей вершиной в силовом треугольнике управления государством, что позволит осуществить общественный контроль за исполнением норм морали, нравственности и эволюционных законов, по которым развивается человечество, исключив тем самым возможность правонарушений, раскрывающую всесторонние возможности для включения каждого человека в управление государством посредством коллективного и общественного сотворчества.

Миссия: Достижение наибольшей эффективности национальной социально-экономической системы, на основе стимуляции включенности человека в жизнедеятельность общества и создание народного контроля.

Цель: Создание экспериментальной площадки под названием «Общественное самоуправление» по апробации инновационных управленческих технологий.

Задачи:

  • 1. Сформировать СиОС как 3 ветви самоуправления: 1) производственное; 2) территориальное; 3) социальное (образовательное, здравоохранение, культура) во взаимодействии с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
  • 2. Создать центр общественного самоуправления, как экспериментальную площадку, для объединения усилий общественных организаций, политических партий, представителей производственных и иных коллективов, а также представителей 3-х ветвей государственной власти по привлечению населения к активному участию в местном самоуправлении.
  • 3. Внедрить механизм функционирования СиОС на базе общественных организаций реализующий инициативу людей посредством их вовлечения в систему общественного самоуправления, избрания координационных советов СиОС как постоянно действующих выборных комиссий, обеспечивающих взаимодействие депутатов, коллективов и общественных организаций, а также инициативных представителей населения.
  • 4. Изучить и применить модель согласования госуправления и общественного самоуправления.
  • 5. Разработать и внедрить систему работы с районными службами, городскими, окружными в рамках территориального самоуправления.
  • 6. Создать общественные кадровые агентства в районах, городах.
  • 7. Внедрить систему коллективной стратегии и модель универсального самоуправления в рамках производственного самоуправления.
  • 8. Разработка схемы взаимодействия с учреждениями образования, здравоохранения, культуры для комплексного развития человека в рамках социального самоуправления.

Объект исследования: Модель системы общественного самоуправления

  • 1. Механизм реализации проекта
  • - инновационные модели управления - моделирование успеха;
  • - интегрально-кардинальное обучение;
  • - оздоровительные технологии;
  • - методика коллективной стратегии;
  • - технология работы Совета - 12-ти;
  • - теория и практика интеграционных процессов.

Чтобы будущее вошло в настоящую жизнь человеку нужно научиться мыслить категориями будущего, формируя образ будущего в своем сознании, а затем воплощая этот образ в реальность решения каждодневных вопросов. Если проанализировать, как поступает человек, когда ему нужно решить любую задачу: он строит решение этой задачи на своем прошлом опыте. Но при этом нестандартную задачу, которую человек ранее не решал, он не сможет решить, основываясь на прежнем опыте. И тогда будущее в его жизни не наступит, так как для будущего нужен алгоритм новых решений, а не старых.

Именно с новым, инновационным алгоритмом предлагается ознакомится в реализации проекта. Таким алгоритмом является универсальный природный алгоритм действия Законов Природы.

Но трагедией человека является его нежелание строить новую жизнь по Законам Природы. Отсутствует устремление к новому уровню познания и достижения. Ибо затормозив развитие, человек вступает в конфликт с Законами Природы. И это противоречие связано с воздействием новых энергопотоков, как результат вступления человечества в новую эпоху Водолея стимулирующего человека к групповому творчеству. Человеку надлежит осознанно стремиться к групповому творчеству, обучаясь коллективной ответственности. В противном случае начинается разрушение энергосистемы человека, в том числе и физического тела. В этом случае начнет значительно искажаться сознание и изменяться восприятие окружающего мира. Произойдет самоизоляция, так как развитие будет происходить не по спирали, а по замкнутому личностному кругу.

Структура системы общественного самоуправления (далее СиОС)

СиОС также имеет 3 ветви самоуправления по аналогии с 3-мя ветвями государственного самоуправления:

  • 1. Ученый Совет - создается как законодательная ветвь стратегического планирования. Разрабатывает программы развития, в том числе по конкретным запросам населения, коллективов.
  • 2. Секретариат - создается как вспомогательная ветвь для тактического планирования.
  • 3. Координационный совет - создается как руководящий орган общего собрания СиОС (федерального, регионального, городского, районного, уровней), по наставничеству и подготовке кадров группового сотрудничества.

Для оперативного руководства и согласования действий (стратегии и тактики) трех ветвей СиОС создается согласовательно-экспертная комиссия.

  • 4. Общее собрание представителей прогрессивных сил, партий, предприятий, организаций и т.д.
  • 5. Совет лидеров - представителей предприятий, организаций, учреждений,
  • 6. Предприятия, организации, учреждения.
  • 7. Члены организаций, предприятий, учреждений.

Описание инновационного предложения: Впервые внедряется научно обоснованная модель системы поэтапного целеориентированного формирования общественного самоуправления позволяющая достичь наибольшей эффективности функционирования государственных структур на основе творчества личности и инициативы общественности (населения). В практической деятельности применяется универсальный алгоритм целеориентированного поэтапного формирования системы общественного самоуправления, стимулирующий ускоренное внедрение инноваций и кадровое обновление государственных структур.

Впервые на государственном уровне 3 ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная взаимообусловлены и взаимодействуют с 3-мя ветвями системы общественного самоуправления, что повышает эффективность управления регионом (государством). И именно народовластие в виде многоуровневой СиОС явит собой гарант стабильности в государстве и благополучия членов общества.

Основным условием поэтапного формирования многоуровневой системы СиОС является обучение будущих членов СиОС методам поэтапного формирования коллективной стратегии. Коллективная стратегия позволяет ускоренно внедрить, доработать или поставить заключение о несовершенстве предлагаемых технологий. Это же является фактором обновления и совершенствования госструктур, науки, образования, производства, культуры, управления и т.д.

Творческий рост личности, члена СиОС, демонстрирует взаимодействие госструктур и общественного самоуправления. Причем СиОС являет собой и целевую установку, и стимулирующий фактор.

Взаимодействие госструктур и общественного самоуправления осуществляется через переходный процесс - 7 уровней структуры в пространстве построения и 12 этапов реализации по времени.

В СиОС происходит разработка и, в основном, апробация на практике результатов теоретических исследований и инноваций. Одним из важных направлений исследовательской работы при построении ОЭС является изучение энергий единения и деления. Поскольку энергия единения значительно превышает энергию деления, то эволюция предполагает постепенный отказ от разделения, как первостепенного условия развития.

Синтез и единение становятся основным источником поддержания жизненной активности человека в групповом организме, где личность является его неотъемлемой частью. Процесс анализа и деления используется лишь для замены устаревших для последующей эволюции частей общей Системы Жизни.

На духовном, эволюционном этапе энергия развития созидается при единении разрозненных ранее Систем Жизни в объединенную большую Систему. В результате единения выделяется энергия связи (по принципу дефекта масс - Мп + Мн = Мя + Есв / С в квадрате) значительно большая, нежели при делении на составляющие части (как в случае, например, ядерного распада). Известно, что реакция деления атомных ядер хотя и связана с выделением огромной энергии, но все же менее энергоемка нежели термоядерный синтез, то есть слияние ядер атомов. Поэтому энергия разделения *анализа) всегда меньше энергии единения (синтеза).

Именно это и определяет Путь всеобщего Развития - Путь движения от меньшего единства к большему, при котором организация системы упорядочивается, степень Хаоса уменьшается, а следовательно, понижается энтропия.

Таким образом, выбор эффективного Пути развития и есть высшая Мудрость, и в то же время это есть свободный выбор определения направления движения.

Структура формирования СиОС (8 структурных подразделений):

  • 1. Центр непрерывного образования : «Школа системного мировоззрения» в образовательном самоуправлении создается с целью научить человека коллективному сотрудничеству. Переход к демократическому обществу и системе самоуправления возможно осуществить через подготовку населения на основе концепции коллективной стратегии, активизации творчества людей по месту жительства, вовлечение их в социально значимую деятельность. Это способствует решению вопросов объединения людей, профилактике правонарушений, устранению социальной апатии, кризисов, стрессов, конфликтов.
  • 2. Центр Здорового образа жизни . Устранение искажений в образе жизни - это насущная задача сфер культуры, образования и профилактической медицины. И это то общее, что объединяет медицину, образование и культуру в системе социального самоуправления. В области здравоохранения система здорового образа жизни способна стать надежной системой профилактики на основе: 1) причинно-системной профилактики и методологии ранней диагностики заболеваний; 2) определения отклонений в образе жизни от нормы; 3) обучения людей причинности развития, эволюционным ориентирам и целям при формировании всесторонности жизни.
  • 3. Кадровое агентство . Организуется с целью решения проблемы занятости населения. Проводятся консультации по профессиональной ориентации не трудоустроенного населения. Предоставляется возможность активизации людям пенсионного возраста в социальной адаптации (нужности, значимости, реализации богатого накопленного опыта).
  • 4. Бизнес-инкубатор . Организуется с целью привлечения молодежи обучению организации малого бизнеса. Кадровый менеджмент рассматривается в бизнес-инкубаторе как в широком смысле этого понятия - как социально-экономическая политика государства по стимулированию всестороннего развития личности, в том числе и эволюции сознания человека, так и в узком смысле - как подготовка молодых людей к успешной и эффективной деятельности на производстве и открытии малого бизнеса.
  • 5. Центр социального прогнозирования . Организуется с целью рассмотрения перспектив развития системы общественного (социального, территориального, производственного) самоуправления и стратегии управления районом, городом, областью, государством.
  • 6. Территориальное самоуправление.
  • 7. Производственное самоуправление
  • 8. Социальное самоуправление

Модель общественного сотрудничества

Модель общественного сотрудничества (далее МОС) и СиОС строится на основе универсальных моделей № 1, 2, 3, 4. Модели иллюстрируют процесс поэтапного формирования общественных организаций, систему их взаимодействия и совместной деятельности в том числе созданию экспериментальных площадок, апробации и воплощению новаторских идей, по раскрытию инициативы людей, их трудоустройства и профилактики правонарушений.

МОС и СиОС создают условия для достижения наибольшей эффективности будущего устройства национальной и международной системы общественного самоуправления. Модели СиОС, программа СиОС основаны на теории эволюции человечества, движущей силой которой есть стремление человека к наиболее эффективному управлению пространством жизни посредством познания, адаптации, сотрудничества, кооперировании и интеграции с окружающим миром. Поэтому эволюция определяется как поэтапное формирование сознания личности, коллектива, общества в системе непрерывного в течение жизни обучения. Следовательно, МОС и СиОС открывают для человечества и государств осознаваемые горизонты развития и демонстрируют систему ценностных ориентиров во имя которых Жизнь на Земле и осуществляется.

МОС и программа СиОС описывается формулой совместного развития - СиОС + коллективное сотворчество + универсальные модели, то есть система общественного самоуправления, проявляемая посредством коллективной стратегии, создана на основе универсальных закономерностей развития систем и воплощаемая во всех сферах жизнедеятельности общества. Это позволяет раскрыть движущие и созидательные силы построения новой общественно-экономической формации, а также дает возможность открыть систему и механизм целеориентированного и поэтапного формирования новых более эффективных укладов жизни человека и цивилизации в целом.

Используемые универсальные модели позволяют прогнозировать и моделировать процессы на производстве и в социальной сфере, устраняя конфликтность развития и обеспечивая рост эффективности не только производства, но и развития человека, семьи, коллектива, общества.

2. Модель СиОС

Общественные организации объединяются на экспериментальных площадках для апробации инноваций в обществе.

В настоящее время для достижения обществом (человечеством) качественно нового уровня развития необходимым этапом является преодоление социальной апатии посредством увеличения количества людей участвующих в управлении государством и общественном самоуправлении на разных административно-территориальных и отраслевых уровнях. Для преодоления социальной апатии у людей необходимы следующие основные меры:

  • 1. Со стороны государства - поддержка самодеятельности людей, создание экспериментальных площадок для апробации актуальности и эффективности инициатив и идей, а также разработка механизма их дальнейшего воплощения.
  • 2. Формирование многоуровневой системы общественного самоуправления (СиОС) как механизма воплощения инициативы людей.

Идея, сформированная у человека, вначале должна найти поддержку единомышленников через СиОС - то есть вначале идея должна овладеть массами и на её основе должен быть сформирован носителем идеи творческий коллектив. Творческий коллектив входит в СиОС. СиОС помогает определить эффективность идеи и создать проект внедрения. Далее образованный творческий коллектив у местного совета и администрации (в том числе на производстве) должен получить поддержку для создания экспериментальной площадки с целью разработки и последующего внедрения новации. Это и есть взаимостимулирование деятельности госуправления и общественного самоуправления.

Однако основной проблемой для общества является пробуждение у человека на начальном этапе стремления к активному образу жизни, принятию ответственности за судьбы людей в семье, коллективе, предприятии, обществе.

3. Формирование причинно-системного мировоззрения. Мировоззренческая глубина человека является основой для адекватного расширения в жизненном пространстве. Чем глубже человек, тем шире пространство жизни и эффективнее связи в нем. А потому поверхностный человек рождает поверхностные и малоэффективные отношения. Глубокий человек рождает многоуровневые и высокоэффективные взаимосвязи людей. Однако поверхностные отношения формируются быстрее, но они кратковременны и неустойчивы. Глубокие отношения формируются по времени дольше, но они будут устойчивыми, являющими красоту, чистоту и счастье полноты жизни.

Таким путем создаются условия для развития людей и привлечения их к общественно полезной деятельности, в том числе через предпринимательство, что способствует устранению напряженности, профилактике правонарушений и иных недугов в обществе. В этом случае общественные организации могут выполнять функции кадровых агентств, которые будут решать задачи:

Обучать: 1) более эффективным способам деятельности, коллективной ответственности и сотворчеству; 2) создавать гармонию личной жизни и межличностных отношений, обеспечивая полноту включенности человека в окружающий мир, что компенсирует односторонность развития, которая есть у каждого человека, как причина его болезней, стрессов, неудовлетворенности, нереализованности.

Трудоустраивать как уже ценных специалистов, способных устанавливать бесконфликтные и взаимовыгодные коллективные отношения в труде.

Модель системы госуправления и СиОС

В государстве существует 3 ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная. Для повышения эффективности управления государством деятельность 3-х ветвей власти должна быть согласована с общественным самоуправлением. Общественное самоуправление должно постепенно стать третьей ветвью власти посредством самоуправления, то есть подлинной судебной системой народовластия, формирующей законы, основанные на высокой культуре отношений, ответственности, высших ценностных ориентирах и нравственности идеалов мирового сообщества. Неразвитость же третьей системы власти и её проявление через судебную ветвь обусловлено низким уровнем развития культуры социально-экономических отношений мирового содружества. И именно народовластие в виде многоуровневой СиОС явит собой гарант стабильности в государстве и благополучия членов общества.

В науке управления было доказано, что человечество и другие царства природы развиваются по универсальной схеме 12-ти этапов циклического формирования 7-ми уровней структуры любой системы жизни. В этом проявлена всеобщая схема развития. Модель СиОС - это эффективный механизм всестороннего развития общества посредством согласования межведомственных и территориальных интересов регионов, отраслей и населения при создании условий раскрытия способностей и инициативы человека и его включения в систему многоуровневого управления государством.

Организация работы системы по методике Совета - 12-ти (по 12-ти этапам, блоков организационных задач)

В процессе поэтапной работы происходит поэтапное преобразование материальных и иных ресурсов (элементов) в готовый продукт (реализация цели). В результате периодичности повторения смены 2-х фаз на 7-ми уровнях системы происходит формирование производственного цикла 12-ти этапов, адекватных поставленной цели. В то же время на каждом этапе производственного цикла происходит повторение в малом цикле 2-х фаз (от общего к частному и от частного к общему). Такой малый цикл, состоящий из 2-х фаз, проявленный на одном из 7-ми уровней системы, есть детерминанта системы. Детерминанта системы определяет один из этапов производственного цикла и его сущностную характеристику, при этом включая в работу предшествующие этапы.

  • 1-й этап. Управление и конструирование идеи, проекта. Управляющая структура, стимулирующая активность воплощения проекта. Общественное самоуправление. Дирекция, Администрация, Совет общественного самоуправления.
  • 2-й. (включая предшествующий . Обеспечение деятельности. Форма, через которую проявляется цель создаваемой системы, материальные факторы, кадры, социальное обеспечение проекта. Ресурсы: основные и оборотные фонды. МТС. Отдел кадров. Социальное обеспечение.
  • 3-й. (включая предшествующие. Планирование, распределение ресурсов в предстоящей деятельности и кооперация подразделений. Структуризация технологического процесса. Планово-производственный отдел. Отдел маркетинга. Создание рынка услуг.
  • 4-й. (включая предшествующие. Технология и образец. Технология выполнения действий. Технологическая подготовка. Подготовка кадров к специфике данного производственного цикла. Изготовление образца продукции.
  • 5-й. (включая предшествующие. Комплектация и подготовительное производство. Комплектующие. Отдел главного механика. Управление элементами формы для подготовки исходных для сборки элементов и воплощения замысла.
  • 6-й. (включая предшествующие. Контроль качества комплектации. Структуризация, систематизация и оптимизация процессов как вынашивание (тактико-стратегический поиск) нового качества при синтезе исходных материалов. ОТК. Входной и промежуточный контроль, в том числе социальной инфраструктуры. Контроль социального обеспечения проекта.
  • 7-й. (включая предшествующие. Интеграция элементов комплектациив соответствии с требованиями проекта. Адаптация к применению. Производство: обслуживающее (склад, транспорт и т.д. Диспетчерские.
  • 8-й. (включая предшествующие . Сборочный процесс. Преобразование посредством интеграции исходных подсистем в новую систему заданного качества. Основное производство (сборочное)
  • 9-й. (включающая предшествующие. Наладка и испытания, регулировка, Служба проверки, доводки качества в соответствии с требованиями проекта. Адаптация к применению. (ОТК и т.д.).
  • 10-й. (включая предшествующие. Контроль и приемка результатов деятельности со стороны надсистемы (общества). Образование новой системы и включение её в другие иерархические и синергетические системы Службы приемки заказчика, сбыта, транспортировка.
  • 11-й. (включая предшествующие. Служение во благо обществу. Применение полученной системы в целях развития окружающего мира. Распределение и реализация. Службы распределения, поставки, сбыта, торговли.
  • 12-й. (включая предшествующие. Результаты деятельности по воплощению проекта. Подготовка к новому, еще более совершенному процессу. Синтез предшествующего опыта жизни обретенного в настоящем цикле, что позволит начать новый процесс на качественно более совершенном уровне как суть спиралевидного восхождения. Бухгалтерия. Анализ резервов реализации, внедрения, определение путей совершенствования завершенного цикла

Государственно-общественное управление – это такое управление дошкольным образовательным учреждением, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы.
Цель государственно-общественного управления образованием – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.
Система государственно-общественного управления образованием включает в себя :

· всех участников образовательного процесса,

· органы управления образовательного процесса органы государственного управления образованием;

· нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием;

· процедуры и механизмы их взаимодействия.

«Главная задача государственно-общественного управления образованием – помочь детскому саду организовать достойный уклад жизни»

Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Участие общественности, общественных и профессиональных организаций в управлении Учреждением осуществляется через органы государственно-общественного управления. Современное образование не может быть замкнутым. Образовательная практика должна соответствовать процессам, происходящим в обществе, реальным потребностям жизни.

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создаётся обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ. На смену тоталитарному единоначалию во всех сферах жизнедеятельности образовательных учреждений, пришла общественно-государственная форма управления.

В дошкольных учреждениях общественное управление представлено следующими органами:

1. Общее собрание коллектива.

2. Педагогический совет.

3. Родительское собрание.

4. Родительский комитет.

5. Управляющий Совет.

Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления Учреждения являются Управляющий совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов государственно-общественного управления Учреждения и их компетенция определяются Уставом МДОУ детского сада компенсирующего вида № 63 «Росток».

Все участники образовательного процесса составляют коллектив Учреждения. Полномочия коллектива Учреждения осуществляются общим собранием коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей состава работников Учреждения.

Общее собрание осуществляет общее руководство учреждением, представляет полномочия трудового коллектива. Решения общего собрания учреждения, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для исполнения администрацией, всеми членами коллектива.

На заседание Общего собрания могут быть приглашены представители Учредителя, общественных организаций, органов муниципального и государственного управления. Лица, приглашённые на собрание, пользуются правом совещательного голоса, могут вносить предложения и заявления, участвовать в обсуждении вопросов, находящихся в их компетенции. Общее собрание проводится не реже 2 раз в календарный год .

Органом государственно-общественного управления Учреждения является Управляющий совет Учреждения, деятельность которого основывается на принципах добровольности участия в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности.

Управляющий Совет Учреждения состоит из девяти человек с использованием процедур выборов, назначения и кооптации:

- представителей родителей (законных представителей) воспитанников;

Работников учреждения (в том числе руководителя учреждения);

Представителя учредителя;

Кооптированных членов.

Совет учреждения создаётся с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.

Деятельность Управляющего совета Учреждения регламентируется «Положением об Управляющем совете Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 63 «Росток».

Управляющий Совет Учреждения:

- утверждает программу развития учреждения;

Участвует в разработке и согласовывает локальные акты Учреждения, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам Учреждения, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников Учреждения;

Участвует в оценке качества и результативности труда работников Учреждения, распределяет выплаты стимулирующего характера работникам и согласовывает их распределение в порядке, устанавливаемом локальными актами Учреждения;

Согласовывает по представлению руководителя учреждения:

Правила внутреннего распорядка учреждения;

Введение новых методик образовательного процесса и образовательных технологий;

Рассматривает жалобы и заявления родителей(законных представителей) на действия (бездействия) педагогических и административных работников учреждения;

Осуществляет контроль за качеством и безопасностью условий обучения, воспитания и труда в учреждении, принимает меры к их улучшению.

Заседания Управляющего совета Учреждения созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения Управляющего Совета Учреждения принимаются открытым голосованием. Решения Управляющего Совета Учреждения являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее половины состава и за них проголосовало не менее 2/3 присутствовавших.

Решения Управляющего Совета, как правило, принимаются большинством голосов членов совета, присутствующих на заседании Управляющего Совета, при отрытом голосовании, оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем Управляющего Совета.

Решения Управляющего Совета Учреждения, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации и всех членов трудового коллектива Учреждения.

Для рассмотрения основных вопросов образовательного и воспитательного процесса в Учреждении действует Педагогический совет. Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган управления педагогической деятельностью Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства педагогических работников, в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики. Принимая основные направления деятельности в организации образовательного процесса, в т.ч. и дополнительных услуг, педсовет тем самым определяет их предложение на рынке образовательных услуг. Педагогический совет взаимодействует с органами самоуправления ДОУ по вопросам функционирования и развития учреждения, вносит предложения по содержанию, способам, системе средств воспитания и обучения, режиму своего функционирования в системе самоуправления.

В состав Педагогического совета входят заведующий, все педагоги Учреждения. В нужных случаях на педагогический совет приглашаются медицинские работники, представители общественных организаций, учреждений, родители. Представители Учредителя, необходимость их приглашения определяется председателем Педагогического совета. Приглашённые на заседание Педагогического совета пользуются правом совещательного голоса. Председателем Педагогического совета является заведующий - руководитель Учреждения.

Заседания Педагогического совета созываются не реже одного раза в квартал в соответствии с планом работы Учреждения. Заседания Педагогического совета оформляется протоколом. Решения Педагогического совета принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих. При равном количестве голосов решающим является голос председателя Педагогического совета.

Педагогический совет взаимодействует с другими органами самоуправления Учреждением – Общим собранием, Управляющим советом Учреждения, родительским комитетом:

Через участие представителей Педагогического совета в заседаниях Общего собрания, Управляющего совета Учреждения, родительского комитета Учреждения;

Через представление на ознакомление Общему собранию, Управляющему совету и родительскому комитету материалов, разработанных на заседании Педагогического совета;

Через внесение предложений и дополнений по вопросам, рассматриваемым на заседании Общего собрания, Управляющего совета Учреждения и родительского комитета Учреждения.

Родительское собрание – коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения. В состав Родительского собрания входят все родители (законные представители) воспитанников, посещающих Учреждение. Родительское собрание осуществляет совместную работу родительской общественности и Учреждения по реализации государственной, муниципальной политики в области дошкольного образования, рассматривает и обсуждает основные направления развития Учреждения, координирует действия родительской общественности и педагогического коллектива Учреждения по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.

Родительское собрание:

Выбирает родительский комитет;

Изучает основные направления образовательной, оздоровительной и воспитательной деятельности в Учреждении (группе) вносит предложения по их совершенствованию;

Заслушивает вопросы, касающиеся содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования педагогической деятельности Учреждения (группы);

Принимает информацию заведующего, отчёты педагогических и медицинских работников о состоянии здоровья детей, о ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результаты готовности детей к школьному обучению;

Заслушивает информацию воспитателей групп, медицинских работников о состоянии здоровья детей группы, ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результаты готовности детей к школьному обучению, итогах учебного года;

Вносит предложения по совершенствованию педагогического процесса в Учреждении (в группе).

В необходимых случаях на заседание Родительского собрания приглашаются педагогические, медицинские и другие работники Учреждения, Уполномоченный по защите прав ребёнка, представители общественных организаций, учреждений, родители, представители Учредителя.

Общее родительское собрание собирается не реже 2 раз в год, групповое родительское собрание – не реже 1 раза в квартал. Решение Родительского собрания принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих. Родительское собрание взаимодействует с Родительским комитетом Учреждения. Заседания Родительского собрания оформляются протоколом.

В качестве органов самоуправления в Учреждении действует Родительский комитет. Родительский комитет – постоянный коллегиальный орган самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения. В состав Родительского комитета входят по два представителя родительской общественности от каждой группы Учреждения.

Родительский комитет Учреждения:

Обсуждает Устав и другие локальные акты Учреждения, касающиеся взаимодействия с родительской общественностью, решает вопрос о внесении в них необходимых изменений и дополнений;

- координирует деятельность групповых родительских комитетов;

- заслушивает доклады, информацию представителей организации и учреждений, взаимодействующих с Учреждением по вопросам образования и оздоровления воспитанников, в том числе о проверке состояния образовательного процесса, соблюдения санитарно – гигиенического режима Учреждения, об охране жизни и здоровья воспитанников;

- вместе с заведующим Учреждением принимает решение о поощрении, награждении благодарственными письмами наиболее активных представителей родительской общественности.

Заседание Родительского комитета созывается не реже 1 раза в квартал. Решение принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих.

Родительский комитет организует взаимодействие с другими органами самоуправления Учреждения, Общим собранием Учреждения, Педагогическим советом, Управляющим Советом Учреждения.

Заседания Родительского комитета оформляется протоколом.

Непосредственное управление Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию Заведующий. Заведующий назначается приказом Учредителя.

Между Учредителем и Заведующим заключается трудовой договор, в котором предусматриваются права и обязанности заведующего Учреждением, показатели эффективности и результативности его деятельности, условия оплаты труда, срок действия трудового договора, условие о расторжении трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Общество, выступая как партнер, в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, не только формулирует социальный заказ образованию, но и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство коллектива Учреждения, родителей, в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.

Взаимодействия органов общественного управления позволяет проследить их взаимодействие и взаимовлияние, а так же способствует усилению роли общественности в решении проблем образования, что является одной из главных тенденций развития образования, как открытой государственно-общественной системы.

Box" data-url="/api/sort/SectionItem/list_order">

Становление городского государственного и

История государственного управления России

дои административной власти, полиции, которая пресекала бы любые проявления недовольства, народные выступления, огра­дила империю от западной революционной «инфекции», кон­ституции, представительных, парламентских учреждений, по­добия правового государства и гражданского общества.

До 1775 г. города, имея 4 процента населения империи, на­ходились в составе уездов и управлялись уездными органами, которые в XVIII в. неоднократно реформировались, заменялись в первой четверти дистриктными земскими комиссариатами, ко­мендантами, воеводствами, вводились должности исправников с административно-полицейскими функциями. В городах действо­вали магистраты, городничие, ведущие функциональную родо­словную от городских приказчиков.

Обозначилось несоответствие качества управления городами начавшемуся формированию нового социально-экономического уклада, усилившейся тенденции промышленного, торгового, финансового развития, проведенным властью мерам по стиму­лированию экономики, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

По губернской реформе 1775 г. города получили статус самостоятельной административной единицы. Управление городами осуществлял городничий, получивший высокий должностной статус. Он назначался Сенатом из отставных офицеров-дворян, олицетворял со своей командой военнослужащих и канцелярией полноправную царскую администрацию, наделен огромной властью, выполнял в городе функции уездного капитан-исправника, обеспечивал порядок, возглавлял полицию, сосредоточил адми­нистративные, полицейские и другие функции. В столичных го­родах администрацию возглавили назначаемые властью полицмейстеры. Под контролем администрации действовали выбор­ные органы городского общественного управления.

Городовые магистраты и ратуши в посадах утратили административные функции и превратились в суды для торгово-промышленного населения, сохранены коменданты в ряде городов, цеховые старосты. Купечество и мещанство выбирали двух бур­мистров и четырех ратманов в магистрат, наделенный функция­ми суда. Возглавил его городской голова. Функционировали в городах совестный и сиротский суды. В лице магистратов, сове­стных и сиротских судов, ратуш формировалось городское обще­ственное самоуправление, которое функционировало под посто­янным и строгим контролем губернаторства, городничества, ор­ганов государственного управления.

Жизнь же городов усложнялась, они разрастались и станови­лись крупнее, возникали новые отрасли хозяйства. Множилась социальная структура жителей городов, которые именовались собирательно «городовые обыватели», «мещане».



Управление городами не имело своего самостоятельного ста­туса, единообразия, что сопровождалось произволом руководи­телей местной администрации, тормозило развитие городов, их устройство. Возрастание роли городов в жизни империи требова­ло адекватного городского управления.

В значительной степени эта потребность зафиксирована «Гра­мотой на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 г., которая стала первым в истории управления раз­вернутым законом организации городского управления и сопро­вождалась позднее целой серией городовых положений об уст­ройстве городской жизни. Закон сохранил государственное го­родское управление, определил юридический статус городского населения; предусмотрел общественное городское управление, организацию ремесленного, цехового устройства, подчиненность городского самоуправления царской администрации.

Закон подтвердил самостоятельный статус города как субъекта управления, статус и функции городского магистрата, посадской ратуши, составлявших их бурмистров, ратманов, а также старост, судей словесных судов, заседателей, работавших в единстве с городничими, комендантами и подчинявшихся губернатору и его правлению. В помощь администрации создавалось общественное управление, действующее на правовой государственной основе, представленное: а) градским обществом, б) общей городской ду­мой, в) шестигласной думой, г) городским головой.

Высшим органом являлось градское общество, на собраниях которого право голоса имели горожане старше 25 лет, обладав­шие недвижимым имуществом, довольно богатым состоянием, капиталом, проценты с которого превышали 50 рублей. Имуще­ственный ценз постоянно повышался, особенно в крупных горо­дах. «Мещанин бескапитальный голоса не имеет», - такое уста­новлено цензовое право общественного управления. Лишены права голоса в городском собрании были жившие в городах люди на­емного труда, не имевшие цензовых размеров недвижимого иму­щества и капитала.

По имущественному состоянию и роду занятий «городовые обыватели» подразделялись на шесть сословных разрядов, регистрировались в специальных «обывательских книгах» избираемы­ми обществом старостами и депутатами соответственно в одной из шести частей книги по алфавиту и определенной форме из семи показателей.

Градское общество имело право юридического лица, собствен­ность, служебные помещения, доходы с имущества, торгового оборота, специальные сборы на нужды общества, добровольные дополнительные скидки (взносы), общественную казну, смету доходов и расходов, канцелярию, штат служащих, архив и др.

Собрания общества проводились по каждому из шести разря­дов «городских обывателей» с дозволения губернатора; по его при­казанию раз в три года выбирали гласных в общую городскую думу по одному от разрядов каждой части, на которые делился город, а также городского голову, бурмистров и ратманов в ма­гистрат, старост, судей словесных судов, заседателей.

Общая городская дума избирала раз в три года по одному представителю от каждой из шести фракций гласных в шести­гласную думу, при которой функционировали особые торговые депутации, штатные смотрители, инспекторы.

Шестигласная дума работала под руководством городского головы на постоянной основе, заседала еженедельно и чаще, ког­да «нужда и польза городская потребует».

Городской голова председательствовал в общей и шестигласной думах, а также в сиротском суде, городском депутатском собрании, которое состояло из депутатов от особых полицейских округов (частей) города, действовало постоянно, ведало «обыва­тельскими книгами» и другими учетными делами.

Кроме общегородских, функционировали разрядно-сословные органы управления. В крупных городах имелись особые купечес­кие общества, избиравшие свои исполнительные управы и стар­шин. Ремесленные цеховые сходы избирали в каждой городской части цеховые управы в составе старшины и двух его товарищей (заместителей) для решения таких узко-цеховых интересов, как учет мастеров, подмастерьев, учеников, забота о нуждах данного ремесла, разрешение споров, экзамены на мастеров и подмасте­рьев. Подмастерья были наделены правом объединяться по профессиям, избирать свои подмастерные управы с ограниченными функциями. Цеховые, подмастерные управы города выбирали на собрании ремесленного голову, который входил в шестигласную думу как гласный от цеховых.

В «Грамоту» включено «Ремесленное положение», чем надле­жало руководствоваться и магистратам, и цеховым органам.

По функциям, предметам и параметрам ведения городская дума являлась хозяйственно-административным дополнением к аппарату администрации, полиции, делала то, с чем они не мог­ли справиться. «Грамота» предписывала администрации, город­ской думе, городовому магистрату помогать друг другу на пользу «службы императорскому величеству». Функции городской думы ограничены, что являлось характерной чертой самодержавного управления, допускавшего децентрализацию в строго ограничен­ных рамках. Дума не обладала широкими правами и самостоя­тельностью, опекалась пристально губернатором, который конт­ролировал ее бюджет, доходы, расходы по отчетам шестигласной думы, представляемых обязательно и губернатору, и казен­ной палате. Думе разрешено обращаться к губернатору «со свои­ми общественными нуждами и пользами». Жалобами же на город­скую думу занимался губернский магистрат. Вся власть была в руках губернатора, городничего, органов государственного управ­ления.

Деятельность городского общественного управления ограни­чена и узостью финансовых средств. Бюджет думы строился в доходной части на основе купцово-гильдейских сборов, обыва­тельских взносов, мелких налогов, штрафов, процентных отчис­лений от казенной питейной продажи, дополнялся различными специальными сборами с обывателей и всегда был дефицитным.

Становление городского общественного управления проходило сложно, медленно. Оно формировалось в аспекте распорядитель­ного назначения в городском хозяйстве, являлось тогда «слабо действующим». Заботы царской власти о городах «не дали очень заметных результатов: бедные средствами, мало просвещенные и ничем в жизни не объединяемые, «городские обыватели» не имели возможности сложиться в одно «общество градское» и раз­вить свое самоуправление». Городское общественное управление сохранило феодальную корпоративную структуру в виде гильдий, цехов, посадских общин и многих других социальных раз­рядов.

Городскому управлению были приданы полицейские черты. «Уставом благочиния или полицейским» 8 апреля 1782 г. опреде­лена законодательно полицейская регламентация городской жиз­ни, полиции дано право вмешиваться в общественную и частную жизнь горожан. Написанное Екатериной II «Зерцало управы бла­гочиния» содержало нравственные афоризмы, нормы и для по­лиции, и для жителей городов.

По-новому строился городской полицейский аппарат. Обер-полицмейстеры в столицах поставлены во главе управ благочи­ния, куда входили приставы и выборные от купечества ратманы. В губернских городах созданы управы благочиния во главе с по­лицмейстером (обер-комендантом). В уездных городах - упра­вы в составе городничих, приставов, двух ратманов.

Во всех городах учреждены полицейские округа - «части» по 200-700 дворов во главе с частным приставом. Части делились на «кварталы» по 50-100 дворов, где полицейский надзор осуще­ствляли квартальный надзиратель и его помощник - кварталь­ный порутчик.

Управы благочиния, канцелярии частного пристава, называв­шиеся частным или съезжим домом, просто частью являлись городскими учреждениями, действовали отдельно от расположен­ных в городах уездных органов, обеспечивали порядок и безопасность в городах, надзирали за гостиницами, трактирами, ресто­ранами, другими общественными учреждениями, тушили пожа­ры, исполняли судебные решения по мелким уголовным делам, гражданским тяжбам.

В городском управлении во второй половине XVIII в. усили­лись бюрократическая централизация, полицеизация, обществен­ные начала.

Изменение сословного дворянского, церковного,

Местное самоуправление в системе общественного управления

Тема 10. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Важно заметить, что для системы управления при любой форме государствен­ного устройства, будь то диктаторская или демократическая, характерна та или иная степень разделœения или распределœе­ния функций различных органов власти как по горизонтали, так и по вертикали. Это вполне объяснимо, в случае если учесть, что в современном государстве, особенно крупном или средних размеров, невозможно всœеми делами управлять из единого центра. Ранее, в теме 8, мы уже затронули вопрос о террито­риально-политическом устройстве государства и соответ­ственно о разделœении властных функций по вертикали между различными уровнями власти - центральным, региональным и местным. О горизонтальном разделœении власти на разные ветви речь пойдет в соответствующих темах.

Для правильного понимания этой проблемы важное зна­чение имеет тот факт, что в демократическом типе государ­ственного устройства система местного управления занима­ет особое положение. Речь идет прежде всœего о том, что в современном мире местное самоуправление стало неотъем­лемой частью политической системы демократического типа. Вполне объясним в связи с этим тот факт, что вопрос о ха­рактере взаимоотношений между органами местного само­управления и структурами государственной власти является предметом постоянных споров и дискуссий как среди отече­ственных, так и среди зарубежных политиков, государствен­ных деятелœей, исследователœей различных идейно-полити­ческих направлений. И если одна часть участников этих споров и дискуссий пытается обосновать тезис о том, что Местное самоуправление представляет собой самостоятель­ную, независимую от государства структуру управления, то Другая часть убеждена в том, что оно является составным

элементом государственной власти, занимающим ее низ­шую ступень, или формой организации государственного управления на местах. Анализ реального положения и функ­ций системы местного самоуправления показывает, что ис­тина находится посœерединœе между этими двумя, на первый взгляд, противоположными позициями.

В данной связи крайне важно узнать вопрос о том, как соотносятся между собой местное самоуправление и органы государственного управления. Верно, что в конституциях большинства стран с демократическим типом политической системы, в т.ч. и в Российской Федерации, местное самоуправление отделœено от структур государственной влас­ти. Важно учесть и то, что имеет место конкуренция между органами государственной власти и местным самоуправле­нием за те или иные прерогативы и полномочия. Государ­ство стремится полностью подчинить себе органы местного самоуправления, а эти последние, в свою очередь, пытаются получить как можно большую самостоятельность от цент­рального и регионального правительств.

В этой связи крайне важно определить содержание, точки схождения и различия между понятиями ʼʼместное управле­ниеʼʼ и ʼʼместное самоуправлениеʼʼ. О местном управлении говорят в том случае, когда руководство назначается соот­ветствующими государственными органами и представляет государственную администрацию на местах. Местное само­управление теснейшим образом связано с идеей народного суверенитета͵ согласно которой главным и единственным источником и носителœем власти является народ данной страны. В соответствии с этой идеей народ вправе устано­вить у себя любые формы власти, которые он сочтет наибо­лее подходящими для реализации своих интересов. Органы местного самоуправления, будучи наиболее очевидным воп­лощением идеи народного суверенитета͵ избираются непос­редственно населœением соответствующего муниципального образования и подотчетны ему.

Местное самоуправление осуществляет свои функции в соответствии с конституцией страны и в согласии с общена­циональными стандартами и общим политическим курсом центрального правительства. Одновременно оно является са­мостоятельным институтом, формирующимся путем волеизъ­явления местного населœения. Очевидно, что местное самоуп­равление, с одной стороны, действует в тесном взаимодействии с центральной и региональной властью, с другой стороны, оно

является самостоятельным институтом, выражающим и защи­щающим интересы местных сообществ. Оно обладает соб­ственной легитимностью, муниципальной собственностью, налоговой базой для наполнения местного бюджета͵ кругом полномочий и т.д., определœенной самостоятельностью по отно­шению к структурам государственной власти.

В большинстве демократических стран, особенно с феде­ративным типом государственного устройства, предпочте­ние отдается местному самоуправлению. В унитарных же го­сударствах большей частью местное управление составляет самый нижний уровень системы государственного управле­ния. Это особенно верно применительно к странам с авто­ритарными и полудемократическими режимами.

В Великобритании и США существуют исключительно органы местного самоуправления. Причем отсутствуют наз­начаемые сверху представители центра на местах. Для боль­шинства стран, таких, к примеру, как Франция и Италия, ха­рактерна так называемая смешанная система, сочетающая в себе элементы самоуправления и государственного управле­ния.

Для контроля над деятельностью органов местного само­управления центральная власть использует разные формы и методы. К ним можно отнести прямой контроль или прямое регулирование, финансовые рычаги, отмену тех или иных принятых муниципалитетами решений, отмену субсидий, отстранение от должности избранных мэров, роспуск муни­ципалитетов (как крайняя мера) и т.д. Здесь нельзя забывать, что в финансовом отношении органы местного правитель­ства в значительной степени зависят от центрального прави­тельства. Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что в некоторых странах субсидии и дотации центрального прави­тельства муниципалитетам составляют от 5 /з Д° 1 /2 всœех их Доходов.

Очевидно, что органы местного самоуправления не в со­стоянии сколько-нибудь эффективно функционировать вне государства и вопреки его воле, без учета его интересов. В этом плане органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления не исключают, а дополняют друг дру­га, они работают в тесном взаимодействии друг с другом. Нельзя забывать, что местные проблемы в конечном счете являются частью общегосударственных проблем. В этом от­ношении органы местного самоуправления участвуют в реа­лизации государственной политики на местах.

Местное самоуправление в системе общественного управления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Местное самоуправление в системе общественного управления" 2017, 2018.