Шпаргалка: Шпаргалка по Антикризисному управлению. Основные задачи такого управления. Что такое антикризисное управление и на что оно направлено

Какие бывают механизмы и методы антикризисного менеджмента? Как осуществляется антикризисное управление предприятием? Где заказать услуги антикризисного управляющего?

Вот вам вполне типичная ситуация. Закончился очередной финансовый год. Отчетность предприятия сформирована и сдана. Однако проблем после этого не убавилось, а наоборот.

Нужно платить налоги, кредиторская задолженность растет, стали появляться просрочки по банковским кредитам, зарплата у персонала ниже средней по отрасли, поставщики отказывают в отсрочке платежей. Картина, прямо скажем, печальная, налицо кризис.

Но безвыходных ситуаций не бывает. Самое главное - вовремя найти правильное решение!

Я, Алла Просюкова, расскажу сегодня об одном эффективном способе преодоления всех этих проблем в компании - антикризисном управлении .

Даже если у вашей компании нет проблем, бизнес процветает, основы антикризисного управления не помешают. Как говорится: «Предупрежден - значит вооружен» !

Итак, приступим!

1. Что такое антикризисное управление и на что оно направлено

Предлагаю с самого начала определиться с основным понятием темы.

Процедуры, направленные на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности компании, позволяющие вывести её из кризисного состояния.

Основные задачи такого управления:

  • профилактика негативных ситуаций на предприятии;
  • распознавание кризисов;
  • преодоление их последствий;
  • смягчения кризисных процессов.

Антикризисный менеджмент востребован как во время кризиса, так и в профилактических целях.

Профилактическое направление включает в себя:

  • мониторинг деятельности компании;
  • своевременное выявление негативных процессов;
  • оценка работы подразделений фирмы;
  • разработка комплекс мероприятий по предотвращению кризисных явлений.

Управление во время кризиса предполагает:

  • стабилизацию финансового состояния предприятия;
  • увеличение объема реализации продукции;
  • оптимизацию расходов компании;
  • повышение прибылей;
  • решение внутренних конфликтов.

2. Какие бывают методы антикризисного управления - 5 основных методов

Любое управление предполагает использование целого комплекса различных процедур. Антикризисное - не исключение.

Предлагаю познакомиться с наиболее востребованными методами.

Метод 1. Сокращение затрат

Во время кризиса предприятие, как правило, испытывает финансовые трудности. В этом случае оправдано применение такого метода антикризисного управления, как сокращение затрат.

Затраты уменьшают за счет сведения на нет расходов, не относящихся к основной деятельности фирмы, оптимизации расходов на персонал и т.д.

Пример

Ярким примером этого метода может стать кризис 2009 года в компании «Форд». Проблемы у автоконцерна на тот момент наблюдались по всем фронтам.

Наиболее важными считались:

  • системный экономический кризис;
  • перекупка части акций конкурентами;
  • внутренние конфликты;
  • снижение доверия потребителей.

Основные из них были связаны с забастовками персонала, требовавшего повышения зарплаты на 30%. Компания же не могла себе позволить ее рост даже на 15%.

На этот момент перед менеджментом стояла задача сокращения затрат предприятия, в том числе расходов на персонал.

Руководство приняло следующие решения: сократить количество сотрудников на 1200 человек, урезать премиальный фонд, снизить выплаты акционерам.

Подобные мероприятия в комплексе с сокращением модельного ряда выпускаемых автомобилей позволили успешно преодолеть кризис.

Метод 2. Создание оптимальной отчетности

Для деятельности кризисного предприятия особое значение приобретает формирование оптимальной отчетности, то есть , способной объективно отразить состояние дел компании.

За её основу необходимо взять анализ движения денежных средств и рентабельности проблемной фирмы.

Метод 3. Реорганизация структуры компании

Антикризисный менеджмент использует реорганизацию фирм в форме выделения и/или разделения. Этот метод позволяет финансово стабилизировать положение компании, предотвратить потери её рыночной стоимости, диверсифицировать капитал.

Метод 4. Увеличение поступления денежных средств

Увеличение денежных средств делает возможным проведение антикризисных мероприятий. Здесь важно правильно определить приоритетные способы роста денежного потока предприятия.

Выбор способов достаточно широк, подробнее мы рассмотрим их ниже.

Метод 5. Определение стратегии развития организации

Анализ деятельности кризисной фирмы служит основой для разработки антикризисной стратегии. Такая стратегия меняется под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения предприятия.

Важно учитывать их все. Только при таком подходе антикризисный менеджмент будет эффективным.

Определение антикризисной стратегии условно можно поделить на 3 этапа:

  1. Всесторонняя диагностика фирмы;
  2. Корректировка целей и миссии компании на основе полученных результатов.
  3. Выбор альтернативной стратегии, способной вывести предприятие из кризисной ситуации.

3. Как вывести предприятие из кризиса - 6 важных этапов

Сложная обстановка в экономике, международные санкции, высокий курс валют осложняют деятельность практически любого российского предприятия.

Чтобы не допустить развития кризиса, необходимо знать основные этапы вывода компании из создавшейся ситуации.

Этап 1. Определение кризисного эпицентра

Вывод компании из кризиса необходимо начинать с определения участка в ее деятельности, ставшего отправной точкой. Это может быть неконтролируемый рост производственных затрат, ухудшение качества продукции, несоблюдение договорных отношений, рост дебиторки и т. п.

Только точное определение эпицентра кризиса позволит разработать действенные антикризисные мероприятия.

Этап 2. Работа с персоналом

Управление персоналом в условиях финансовых трудностей у компании - важнейшая составляющая антикризисного управления.

В такой ситуации необходимо провести мероприятия, представленные в таблице:

Мероприятие Содержание
1 Оптимизация численности и структуры персонала Пересмотр штатного расписания, формирование новых должностных инструкций, отказ от услуг сотрудников, выполняющих незначительные операции (обязанности), работающих по совместительству и т. п.
2 Информационное обеспечение Коллектив должен быть в курсе реального положения дел в компании - отсутствие информации порождает слухи и дестабилизирует обстановку
3 Создание в коллективе благоприятного микроклимата Устранение недопонимания, несогласия в коллективе и любых других ситуаций, способных привести к конфликтам
4 Обучение персонала Переобучение работников в соответствие с новыми кризисными условиями и требованиями

Практика показывает, что такие действия способны настроить коллектив на решение новых стратегических задач.

Этап 3. Снижение затрат

Снижение затрат должно быть разумным. Очень плохо, когда эта процедура негативно влияет на качество выпускаемой продукции, оказываемых услуг.

Обычно снижение затрат проводить за счет:

  • снижения материальных расходов (покупка более дешевого сырья и комплектующих, применение ресурсосберегающих технологий, заключение договоров с местными поставщиками);
  • уменьшения финансирования на научно-исследовательские разработки;
  • сокращения оплаты труда;
  • регулирования ассортимента;
  • затрат на административно-хозяйственные нужды и пр.

С помощью профессионального необходимо проанализировать постатейно все затраты. Обязательно выявятся позиции, которые можно сократить или оптимизировать.

Этап 4. Стимулирование продаж

Способов стимулирования продаж много. Конкретный выбор зависит от вида деятельности компании.

Так, если стимулировать продажи необходимо у торговых предприятий, то применимы распродажи, акции.

Если стимулируем продажи предприятия-производителя, то это рассылка коммерческих предложений по базе потенциальных клиентов, скидочные карты, комплексные решения по обслуживанию клиентов, использование crm-систем для обработки клиентских заявок.

Этап 5. Оптимизация денежных потоков

Компания оптимизирует денежные потоки при помощи целого ряда мероприятий.

Вот некоторые из них:

  • ежедневная сверка баланса наличия денежных средств;
  • формирование реестра платежей;
  • повышение внереализационных доходов за счет продажи неиспользуемых оборудования, материалов и т.п.;
  • скидки покупателям, приобретающим продукцию за наличный расчет;
  • сокращение срока товарного кредита;
  • повышение продаж;
  • консервация неиспользуемых основных средств (позволит снизить налог на имущество).

Этап 6. Реструктуризация кредиторской задолженности

Одна из важных стадий антикризисного управления - реструктуризация существующей задолженности перед кредиторами.

Это можно сделать, переуступив свою дебиторскую задолженность кредиторам предприятия. Плюсом такого способа служит снижение затрат на обслуживание кредиторки, при этом нет необходимости отвлечения средств.

Также используются:

  • рассрочка;
  • обмен задолженности на ценные бумаги;
  • списание долга.

4. Кто предоставляет услуги по антикризисному управлению - обзор ТОП-3 компаний

Антикризисное управление - процесс сложный. Эффективность сильно зависит от специалистов, занятых разработкой и внедрением необходимых процедур и процессов.

Предлагаю познакомиться с подборкой компаний, профессионально занимающихся антикризисным управлением.

Московская компания «Навигатор-Консалт», образованная в 2003, специализируется по трем направлениям: аудит, консалтинг и оценка.

Подробности об основных направлениях деятельности ООО «Навигатор-Консалт» представлены в таблице:

Все аудиторы и оценщики компании имеют квалификационные аттестаты и сертификаты, большой профильный опыт. Профессиональная ответственность сотрудников застрахована в «Альфа- страховании».

Компания специализируется в сфере ресторанного консалтинга.

Основные услуги:

  • сопровождение деятельности заведений;
  • дизайн;
  • проектирование и строительство;
  • антикризисное управление;
  • аудит ресторанов;
  • брокерские услуги.

Профессиональная команда «RESTCONSALT» на основе глубокого, всестороннего анализа способна разработать стратегию, повышающую эффективность и прибыльность любого заведения общепита.

«БизнесХелпер» оказывает своим клиентам бизнес-помощь и предлагает услуги в сфере управленческого консалтинга. Свою деятельность фирма ведет во всех регионах РФ.

Преимущества компании:

  • работает на результат;
  • индивидуальные решения для каждого клиента;
  • глубокая диагностика организации с учетом специфических особенностей;
  • все сотрудники - практики с большим опытом в своей области.

5. Как увеличить устойчивость предприятия к кризису - 3 полезных совета

Болезнь легче предупредить, нежели лечить. Эта прописная истина известна всем. Актуальна она и для «здоровья» предприятий и организаций. Ведь кризис компании - это тоже своего рода болезнь. А, значит, следует проводить профилактические мероприятия, позволяющие не допустить ее развития.

Как это сделать? Читайте мои советы.

Совет 1. Периодически проводите диагностику кризисных явлений на предприятии

В силу моей основной профессии мне часто приходится сталкиваться с документацией различных фирм. Так вот у многих управленческая отчетность находится в плачевном состоянии.

Даже если она и ведётся, то ее данные не анализируются, либо анализируются поверхностно. Аналогичная ситуация складывается и с бухотчетностью. Естественно, в такой ситуации упускаются важные признаки назревающего кризиса.

Мой совет: не пренебрегайте анализом всех видов отчетности! Это позволит заблаговременно проводить диагностику кризисных явлений предприятия, своевременно принимать необходимые меры.

Совет 2. Воспользуйтесь услугами антикризисного управляющего

Если кризис на пороге, то лучше не пытаться бороться с ним в одиночку. Пригласите специалиста - антикризисного управляющего. Его услуги полезны не только в пик кризиса, но и при первых признаках напряженности в работе компании.

Управляющий проведет всесторонний SWOT-анализ, разработает план мероприятий, позволяющий избежать катаклизма и крупных потерь, оптимизирует денежные потоки и затраты.

Совет 3. Не затягивайте с применением антикризисных механизмов

При первых симптомах наступающего кризиса следует сразу же применять антикризисные меры. Не следует ждать, что «само рассосется» .

Всю совокупность процедур, применяемых в рамках антикризисного управления к предприятиям должникам, называют антикризисными процедурами . Антикризисные процедуры можно разделить на две основные группы: реорганизационные и ликвидационные.

Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом и санацию.

Внешнее управление имуществом предприятия должника представляет процедуру, направленную на продолжение деятельности этого предприятия. Такое управление вводится решением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора (кредиторов). Осуществляется внешнее управление передачей функции по управлению предприятием должником арбитражному управляющему.

Основное отличие всех реорганизационных процедур заключается в том, что их применение не влечет за собой прекращения деятельности предприятий должников. Главным в этом процессе является обеспечение вывода предприятия из неплатежеспособного состояния и организация его нормального функционирования.

Санация (или оздоровление) представляет процедуру, когда собственник предприятия, кредитор или другое заинтересованное лицо оказывает финансовую помощь предприятию должнику для выхода из кризисной ситуации и проведения мероприятий по восстановлению его платежеспособности. Круг лиц, которые могут оказать финансовую помощь предприятию должнику при его санации, законодательно не ограничен. В то же время сама процедура и порядок ее применения строго регламентированы действующим законодательством.

Решение о проведении стадии конкретного предприятия принимается хозяйственным судом на основании поданного ходатайства. Ходатайство о проведении санации может быть подано должником, собственником или кредитором. Арбитражный суд может принять положительное решение по этому ходатайству (удовлетворить ходатайство) при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия должника. Такая возможность должна быть подтверждена соответствующим технико-экономическим обоснованием. При повторном возбуждении дела о несостоятельности (в течение оговоренного законодательством времени) арбитражный суд лишен права выносить определение о проведении санации.

Преимущественное право на участие в проведении санации предоставлено членам трудового коллектива данного предприятия, его собственникам и кредиторам. Если это право использовано указанными лицами, конкурс на участие в санации не объявляется, и они обеспечивают проведение санации должника. В противном случае решение об участии в санации предприятия должника принимается на основании результатов конкурса. В конкурсе на проведение санации могут принимать участие иностранные юридические лица.

Механизм реализации санации предусматривает установленную законодательством последовательность конкретных действий (мер), выполняемых в определенные сроки участниками санации. Контроль за проведением санации в соответствии с действующим законодательством осуществляется арбитражным судом, который выносит определение о проведении санации. В порядке контроля арбитражный суд рассматривает заявления членов трудового коллектива предприятия должника, его собственника либо кредитора о неэффективности санации или о действиях участников санации, ущемляющих права и интересы собственника предприятия должника, кредиторов или членов трудового коллектива. По результатам проверки заявления арбитражный суд может принять решение вплоть до прекращения санации. В этом случае арбитражный суд принимает решение о признании предприятия должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.

Если санация привела к положительным результатам, то есть обязательства перед кредиторами удовлетворены и предприятие восстановило свою платежеспособность, арбитражный суд выносит определение о завершении санации и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Ликвидационные процедуры в отличие от реорганизационных всегда ведут к прекращению деятельности предприятий должников. К ликвидационным процедурам относят принудительную ликвидацию предприятия должника по решению арбитражного суда и добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидационные процедуры окружают содержание банкротства в узком смысле слова. Понятие банкротства в широком смысле слова определяет все антикризисные процедуры, предусмотренные для применения к предприятию должнику в соответствии с действующим законодательством.

Ликвидация предприятия должника осуществляется в процессе конкурсного производства. При ее проведении предусматривается определение ликвидируемого имущества доля шика (так называемая масса), которое должно быть распределено между кредиторами в порядке очередности. В целом реорганизационные и ликвидационные процедуры определяют основные механизмы конкретных действий, проводимых как на уровне государства, так и на уровне конкретного предприятия для правового решения проблем, связанных с несостоятельностью предприятия должника и защитой интересов участвующих в этом процессе сторон (кредиторы, государство, трудовой коллектив и другие). В этом случае собственно процедуры банкротства (в узком смысле) выступают как составная часть антикризисных процедур.

К антикризисным процедурам также относят мировое соглашение между предприятием должником и кредиторами, порядок реализации которого также определяется законодательно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема . Введение в антикризисное управление

Введение

Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.

Неплатежеспособность и последующие банкротства предприятий все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.

На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе - «антикризисное управление».

В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом предприятий целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния.

Под «антикризисным управлением » понимается такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.

В некоторых учебных пособиях авторами рассматривается более широкое понятие антикризисного управления, которое должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия. Возможно, это и так, однако, в таком случае любое вновь создаваемое предприятие изначально будет нуждаться в антикризисном управляющем, поскольку данное предприятие в стратегическом плане рассматривается как испытывающее какие-либо трудности, которые необходимо решать.

Рассмотрение антикризисного управления в стратегическом плане также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование основной своей целью ставит разработку плана развития предприятия на долгосрочный промежуток времени (обычно два-три года), в то время как антикризисное управление призвано выводить (или предотвращать) предприятие из уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант развития предприятия на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев). Антикризисной менеджмент проявляется в случае выявления кризисной ситуации в ходе реализации стратегического плана развития компании и носит характер оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности предприятия. В случае положительного исхода антикризисного управления (предприятие выравнивается с точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.), предприятие может продолжать реализацию стратегического плана развития, скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.

Итак, антикризисное управление - это:

диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;

комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;

бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;

выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.

Проблема антикризисного управления несостоятельным предприятием вытекает из самой природы проводимых в России экономических реформ. Воздействие на предприятие с помощью института банкротства позволяет перестроить не только работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей. Банкротство неэффективно работающих и финансово слабых производств является основой структурной перестройки российской экономики.

1. Закон РФ от 08.01.98 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»

Закон определяет несостоятельность как признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Неудовлетворительная структура баланса - такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. При этом сумма платежа составляет не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством.

При этом все процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, делятся на следующие типы: реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение .

К реорганизационным процедурам относятся:

досудебная санация;

наблюдение

внешнее управление имуществом должника;

Досудебная санация - процедура, когда собственником предприятия, кредитором и заинтересованным в деятельности предприятия инвестором оказывается финансовая помощь предприятию-должнику. Ходатайство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд.

Арбитражный суд удовлетворяет ходатайство о санации, если есть реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия.

Наблюдение - если, несмотря на проведение досудебной санации, заявление о признании должника банкротом было принято судом, то в течение недели вводится процедура "наблюдение", которая может длиться до трех, а иногда до пяти месяцев.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом РФ, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя предприятия-должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.

Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки:

связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;

связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника;

связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать

о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении. Преобразовании) и ликвидации должника;

о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах;

о создании филиалов и представительств;

о выплате дивидендов;

о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

о выходе из состава участников должника юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Внешнее управление имуществом должника состоит в назначении арбитражным судом специального управляющего, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения должника является неудовлетворительное управление организацией и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия-должника, с целью продолжения его деятельности путем осуществления организационных и экономических мероприятий.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

С момента введения внешнего управления:

руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а управление делами возлагается на внешнего управляющего;

прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия; полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с федеральным законом к другим лицам (органам). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

вводится мараторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве).

Мораторий - означает, что в период внешнего управления штрафы и пени не увеличиваются. По окончании этого периода кредиторы могут требовать выплаты неустоек, штрафов, пеней, накопившихся к моменту введения внешнего управления. Мораторий распространяется на «старые» долги предприятия, срок которых наступил до введения вешнего управления. При этом не допускаются безакцептные списания средств со счета должника, а исполнение ряда имущественных взысканий приостанавливается. Мораторий не затрагивает интересы только отдельных лиц - зарплата, алименты и компенсация за вред жизни и здоровью должны быть выплачены в первую очередь.

Если цель внешнего управления достигнута и платежеспособность восстановлена, то арбитражный суд на основании отчета внешнего управляющего может прекратить процедуру банкротства; в противном случае - либо продлить внешнее управление, либо начать конкурсное производство.

Применение реорганизационных процедур заключается в сохранении предприятия-должника, в обеспечении вывода предприятия из неплатежеспособного стояния.

К ликвидационным процедурам относятся:

принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;

добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация предприятия должника осуществляется в процессе конкурсного производства.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство имеет целью:

соразмерно удовлетворять требования кредиторов и объявить должника свободным от долгов;

охранять стороны от неправомерных действий по отношению друг к другу

С момента признания должника несостоятельным:

без согласия собрания кредиторов запрещается отчуждение или передача имущества банкрота (кроме некоторых видов платежей, связанных с функционированием банкрота, расходов по ведению конкурсного производства);

сроки исполнения всех долговых обязательств считаются наступившими;

прекращается начисление пеней и процентов по всем видам задолженности.

Все имущественные требования предъявляются к банкроты только через конкурсное производство.

Конкурсное производство осуществляет конкурсный управляющий. Он распоряжается имуществом банкрота, формирует конкурсную массу - стоимость ликвидируемого имущества должника, распределяемая между кредиторами в порядке очередности - взимает дебиторскую задолженность, оценивает финансовое состояние должника, управляет банкротом и т.д.

Он имеет право обжаловать в арбитражном суде сделки банкрота, заключенные в последние 6 месяцев, предшествующие объявлению предприятия банкротом.

Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Кандидатуры управляющего выдвигает собрание кредиторов.

Собрание кредиторов решает вопрос о начале, форме продажи имущества, о начальной цене этого имущества.

Собрание кредиторов может принять решение о заключении мирового соглашения.

Все имущество (активы) должника образует конкурсную массу. В конкурсную массу не включаются:

жилищный фонд, детские дошкольные учреждения, отдельные важные для данного региона объекты производственной инфраструктуры (они передаются на баланс местных органов власти);

имущество, являющееся предметом залога;

имущество, не принадлежащее должнику на правах собственности (арендованное, принятое на ответственное хранение, личное имущество работников должника).

Конкурсный управляющий учитывает все претензии к банкроту, анализирует (в том числе отклоняет) их, составляет их список с указанием сумм и очередности их удовлетворения.

В процессе конкурсного производства продается конкурсная масса. Продажа производится на аукционной основе. Полученные средства используются в порядке очередности, предусмотренной Гражданским кодексом РФ.

Очередность распределения конкурсной массы . Согласно ГК РФ, ч, I, ст. 64 при ликвидации юридического лица требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

Требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (путем капитализации соответствующих повременных платежей).

Выплата выходных пособий, зарплаты.

Удовлетворение требований кредиторов, обеспеченных залогом из имущества ликвидируемого юридического лица.

4. Платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

5. Прочие кредиторы.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требования кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества предприятия, считаются погашенными. Погашенными также считаются требования кредиторов, не признанными ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности предприятия. Поэтому ликвидационные процедуры отражают содержание банкротства в узком смысле.

В широком смысле процедуры банкротства рассматриваются российским законодательством как антикризисные процедуры. Антикризисные процедуры должны быть направлены на сохранение предприятий, выпускаемых конкурентоспособную, социально значимую продукцию.

Мировое соглашение может быть заключено между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности. Суть мирового соглашения - в достижении договоренности должника и кредиторов относительно отсрочки или рассрочки платежей или о скидках с долгов.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином-должником или руководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом, о чем указывается в определении арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения.

Мировое соглашение вступает в силу для должника и конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, со дня его утверждения арбитражным судом и является для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

2. Антикризисное управление и регулирование

Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом .

Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях рыночной экономики - управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

Антикризисное управление - применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий.

Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т.д.

Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия.

Антикризисное регулирование - это воздействие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников

создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН).

ФСДН выполняет следующие функции:

анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;

проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;

выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.

Антикризисный процесс - применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур - начинается с комплексной оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.

Основными этапами антикризисного управления являются:

в случае выявления фактов проблемности при диагностике финансового состояния

разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;

регулирование процесса финансового оздоровления;

оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности мер по финансовому оздоровлению;

выбор и реализация антикризисных процедур.

Подобные документы

    Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятий. Антикризисное управление в России: институциональные, правовые и финансовые механизмы обеспечения. Государственное регулирование отношений несостоятельности (банкротства).

    шпаргалка , добавлен 02.06.2012

    Факторы непосредственного влияния субъекта управления на объект управления. Антикризисное управление и регулирование, воздействие государства на товаропроизводителей. Компетенция органов власти в сфере финансового оздоровления и банкротства предприятий.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2010

    Правовое регулирование процедур банкротства компаний. Пути реализации стратегии антикризисного управления. Развитие свойств внутреннего антикризисного аудита для продуктивного управления бизнесом. Институциональные, финансовые механизмы его обеспечения.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Анализ жизнеспособности предприятия ООО "Макдоналдс". Диаграмма слабых сторон внутренней среды предприятия. Прогнозирование банкротства вследствие кризиса управления с помощью показателя Аргенти. Этапы жизненного цикла организации по И. Адизесу.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2014

    Основные причины возникновения кризисных ситуаций. Антикризисное управление и регулирование. Профилактика возникновения кризисных ситуаций. Рассмотрение кризисной ситуации и ее преодоление на примере нефтяной компании "КомТЭК".

    курсовая работа , добавлен 08.04.2006

    Стадии и процедура банкротства, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Качественные и количественные методы прогнозирования, пятифакторная модель Альтмана. Антикризисное управление на предприятии: анализ, планирование, организация и контроль.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2011

    Антикризисное управление в регионе в современных условиях. Диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах региона и методы финансового оздоровления. Выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.

    реферат , добавлен 11.03.2009

    контрольная работа , добавлен 03.10.2013

    Причины возникновения кризисной ситуации на предприятии. Типология кризисов. Необходимость антикризисного управления. Государственное регулирование кризисных ситуаций. Диагностика банкротства как часть политики антикризисного финансового управления.

    курс лекций , добавлен 16.07.2010

    Теоретические основы диагностики банкротства в антикризисном управлении. Диагностика кризиса ЗАО типографии "Логотип". Направления антикризисного управления предприятием в условиях банкротства, направления и пути оптимизации финансового состояния.

Всю совокупность процедур, применяемых к предприятиям-должникам, можно разделить на две основные группы: процедуры предупреждения банкротства и ликвидационные процедуры.

К процедурам предупреждения банкротства относятся:

o досудебная санация;

o наблюдение;

o финансовое оздоровление;

o внешнее управление.

Досудебная санация – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником предприятия, кредитором или другим заинтересованным лицом.

Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Условия проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов устанавливаются федеральным законом и федеральном бюджете и федеральными законами и бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения 1-го собрания кредиторов. Целью процедуры наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа финансового состояния должника. При осуществлении наблюдения устанавливается также наличие признаков фиктивного либо преднамеренного банкротства. Для осуществления процедуры назначается временный управляющий.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника; требования кредиторов и учредителей (участников) должника не удовлетворяются до включения их в реестр и проведения первого собрания кредиторов. В это время запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и использование взаимозачетов (зачетов встречных однородных требований).

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника, который продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями: сделки по имуществу (более 5 % от стоимости активов должника) и по кредитам и займам совершаются с письменного согласия временного управляющего.

Органы управления предприятия-должника не вправе принимать решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении. преобразовании) и ликвидации должника, о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах, о создании филиалов и представительств.

Арбитражный суд на основании заявления временного управляющего может запретить исполняющему обязанности руководителя должника совершать определенные сделки и действия или совершать их без согласия временного управляющего.

Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, вводимыми под контролем административного управляющего, несущего ответственность за проведение финансового оздоровления.

В случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более двадцати процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан вести реестр требований кредиторов, созывать собрания кредиторов, рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов, осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов.

Административный управляющий имеет право требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника, согласовывать сделки и решения должника и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и о решениях, а также обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя.

Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.

He позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету должника прилагаются:

Документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Окончание процедуры финансового оздоровления может означать восстановление платежеспособности или введение процедуры внешнего управления. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года.

Под внешним управлением имуществом предприятия должника понимается процедура, направленная на продолжение деятельности этого предприятия. Внешнее управление вводится решением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляется на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.

Процедура вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Внешний управляющий имеет право распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления, заключать от имени должника мировое соглашение, предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений

Внешний управляющий принимает в управление имущество должника и проводит его инвентаризацию, разрабатывает план внешнего управления и представляет его для утверждения собранию кредиторов, ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность и т.д.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов.

Внешний управляющий в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.

Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства,

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

Перепрофилирование производства;

Закрытие нерентабельных производств;

Взыскание дебиторской задолженности;

Продажа части имущества должника (на открытых торгах);

Уступка прав требования должника;

Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

Размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

Продажа предприятия должника (на закрытых торгах);

Замещение активов должника;

Иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Отчет внешнего управляющего должен содержать:

Баланс должника на последнюю отчетную дату;

Отчет о движении денежных средств;

Отчет о прибылях и об убытках должника;

Сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;

Расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;

Сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

Иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов.

В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:

О прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

О продлении установленного срока внешнего управления;

О прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

О прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Таким образом, основное отличие всех процедур предупреждения банкротства заключается в том, что их применение не влечет за собой прекращения деятельности предприятий-должников. Главная задача здесь – обеспечить вывод предприятия из неплатежеспособного состояния и нормальное его функционирование.

К ликвидационным процедурам относятся:

1) принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;

2) добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация предприятий-должников осуществляется в процессе конкурсного производства , при котором определяется ликвидируемое имущество должника (конкурсная масса), распределяемое между кредиторами в порядке очередности.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться не более чем на шесть месяцев.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну.

Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства.

Конкурсный управляющий привлекает независимого оценщика для оценки имущества должника, уведомляет работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства, принимает меры по обеспечению сохранности имущества должника, анализирует финансовое состояние должника.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, которая реализуется на открытых торгах под контролем собрания кредиторов. После чего, требовании я кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, предусмотренной в законодательстве.

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда и расчеты с государством; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Существует еще одна процедура антикризисного управления – мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения

В отличие от предупредительных ликвидационные процедуры безусловно ведут к прекращению деятельности предприятий. Именно поэтому ликвидационные процедуры отражают содержание банкротства в узком смысле слова, понимаемого только как ликвидация несостоятельных предприятий.

Совокупность процедур предупреждения и ликвидации представляет собой банкротство в широком смысле слова. Всю эту совокупность процедур банкротства целесообразно определить как антикризисные процедуры. Реализация всей совокупности антикризисных процедур начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла: в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия. В то же время меры антикризисного управления, находящиеся за рамками процедур банкротства и призванные нейтрализовать последствия возникновения кризисных ситуаций, применяются на всех стадиях жизненного цикла компании.

Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так, управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей является исходным пунктом в любом процессе управления, в том числе и антикризисном. В то же время система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации является специфическим атрибутом, присущим процессу антикризисного управления.

Механизм антикризисного управления предприятием-должником состоит из следующих основных элементов:

1. Диагностика финансового состояния.

2. Оценка бизнеса предприятия.

3. Маркетинг

4. Организационно-производственный менеджмент.

5. Управление персоналом.

6. Финансовый менеджмент.

7. Антикризисная инвестиционная политика.

8. Антикризисное бизнес-планирование.

9. Организация ликвидации предприятия.

Мероприятия по выходу из кризиса можно подразделить на тактические и стратегические.

Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса могут быть как защитными (сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, сокращение производства, сбыта), так и наступательные (активные маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, совершенствование управления). Оперативные мероприятия по выходу из кризиса состоят в установлении текущих убытков, выявлении внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях, получении кредитов, укреплении дисциплины.

Стратегические мероприятия заключаются в анализе и оценке положения предприятия, изучении производственного потенциала, разработке производственных программ, политики доходов, инноваций, разработке общей концепции финансового оздоровления предприятия.

Антикризисный процесс, с точки зрения антикризисных процедур можно представить следующим образом (Рис.3.4.1):

Рис. 3.4.1 Антикризисный процесс с точки зрения антикризисного управления

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте классификацию обязательств предприятия.

2. О чем свидетельствует ненадежное исполнение обязательств?

3. Что такое неплатежеспособность?

4. Что означает устойчивая неплатежеспособность?

5. Каковы основные факторы неплатежеспособности?

6. В каком случае происходит замедление темпов прироста выручки?

7. Когда наблюдается опережающий прирост обязательств?

8. Назовите основные причины неплатежеспособности.

9. Дайте определение банкротства.

10. Что такое экономическая несостоятельность?

11. Перечислите общие причины неплатежеспособности.

12. Каковы этапы развития несостоятельности?

13. Дайте подробную характеристику этапов несостоятельности.

14. Как выглядит процесс развития несостоятельности на кривой жизненного цикла предприятия?

15. Чем характеризуются кризисные точки предприятия?

16. Перечислите виды банкротства.

17. Каковы основные процедуры антикризисного управления?

18. Как называются антикризисные управляющие, на каждой из процедур антикризисного управления?

19. Каковы приблизительные сроки процедур антикризисного управления?

20. Какая из процедур может быть применена на любой из стадий рассмотрения дела о банкротстве?

21. Опишите процедуру конкурсного производства.

Тесты:

1.Обязательства предприятия могут быть подразделены на следующие группы, кроме:

а) обязательств перед кредиторами за поставленные ими товары или услуги;

б) обязательств перед теневой экономикой;

в) обязательств перед фискальной системой;

г) внутреннего долга.

2. Ненадежное исполнение обязательств свидетельствует:

а) об особенностях учетной политики предприятия;

б) о необязательности как о стиле взаимодействия с партнерами;

в) о дефиците или кризисе возможностей для исполнения обязательств;

г) о приближении праздников.

3. Неплатежеспособность не может быть:

а) эпизодической;

б) устойчивой;

в) болезненной;

г) хронической.

4. Замедление темпов роста выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается:

а) при затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или уменьшения в ней потребности;

б) при растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадежным покупателем или не свободно в выборе покупателя;

в) при недостаточном количестве денег на расчетном счету;

г) при сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров.

5. Опережающий темп прироста обязательств не наблюдается в случаях, когда:

а) предприятие осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения);

б) предприятие загружает производство избыточными (неработающими) запасами;

в) предприятие наращивает средства в расчетах;

г) предприятие получает прибыль.

6. Цивилизованная процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами называется:

а) неплатежеспособностью предприятия;

б) функционированием предприятия;

в) развитием предприятия;

г) банкротствомпредприятия.

7. Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется

а)антикризисным процессом;

б) антикризисным развитием;

в) антикризисным управлением;

г) антикризисным функционированием.

8. Внешние причины неплатежеспособности могут быть:

а) общеэкономическими, государственными, рыночными, прочими;

б) общеэкономическими, операционными, государственными, рыночными;

в) общеэкономическими, рыночными, прочими, операционными;

г) общеэкономическими, государственными, рыночными.

10. К общеэкономическим причинам не относится:

а) рост инфляции;

б) рост безработицы;

в) увеличение числа организаций, в которых имеют место кризисные явления;

г) повышение цен на энергоресурсы.

11. К государственным причинам неплатежеспособности относятся:

а) усиление конкурентной борьбы за рынок продукции и услуг;

б) бюрократический рэкет;

в) финансовые кризисы и банкротство кредитных организаций;

г) криминогенные ситуации.

12. Внутрифирменные причины могут быть:

а) производственные, операционные, прочие;

б) операционные, финансовые, прочие;

в) финансовые, государственные, общеэкономические;

г) рыночные, операционные, финансовые.

13. Сколько этапов несостоятельности предшествуют наступлению банкротства:

13. Этапами развития несостоятельности являются:

а) предболезнь, болезнь, умирание;

б) предболезнь, болезнь, умирание, банкротство;

в) предболезнь, болезнь, банкротство;

г) несостоятельность, предболезнь, болезнь, умирание.

14. Этап «Болезнь» характеризуется наличием:

а) хронических нарушений важнейших параметров всех функциональных составляющих предприятия;

б) ситуаций, когда значения всех показателей достигли критических значений;

в) хронических нарушений в перспективном функционировании организации;

г) убытков и проблем с законом.

15. В российском законодательстве понятие банкротство является синонимом:

а) ликвидации;

б) неплатежеспособности;

в) несостоятельности;

г) кризиса.

16. Сколько кризисных точек существует на кривой жизненного цикла предприятия в соответствии с последним законом о банкротстве:

в) ни одной;

17. Сколько кризисных точек существовала на кривой жизненного цикла предприятия в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 г.:

в) ни одной;

18. На какой стадии жизненного цикла организации может появиться кризисная точка 1:

а) на стадии роста;

б) на стадии спада;

в) на любой стадии;

г) на стадии стабилизации.

19. Банкротство можно условно разделить на:

г) 5 видов.

20. В классификации банкротства не существует:

а) банкротство бизнеса;

б) банкротство менеджмента;

в) банкротство производства;

г) банкротство сбыта.

21. К процедурам предупреждения банкротства не относятся:

а) мировое соглашение;

б) наблюдение;

в) внешнее управление;

г) финансовое оздоровление.

22. К ликвидационным процедурам относятся:

а) наблюдение;

б) конкурсное производство;

в) внешнее управление;

г) финансовое оздоровление.

23. К ликвидационным процедурам относится:

а) наблюдение;

б) конкурсное производство;

в) внешнее управление;

г) мировое соглашение.

24. На какой процедуре составляется график погашения задолженности:

а) мировое соглашение;

б) финансовое оздоровление;

в) внешнее управление;

25. На процедуре наблюдения назначается:

а) административный управляющий;

б) внешний управляющий;

в) временный управляющий;

г) конкурсный управляющий.

26. Срок процедуры конкурсное производство составляет:

а) 18 месяцев;

б) 12 месяцев;

в) 9 месяцев;

г) 24 месяца.

27. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства составляет:

а) ликвидационную массу;

б) конкурсное производство;

в) конкурсную массу;

г) аукционное имущество.

28. Процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве называется:
а) внешнее управление;

  • I. Подготовка к процедуре. 1. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие

  • Равления. Антикризисная процедура. Процедура-донор. Процедура-реци- пиент. Антикризисный процесс. Методы сглаживания негативных тенден- ций в развитии предприятия. Технология антикризисного прорыва. Стратегия выживания. Стратегия прорыва. Защитная политика. Наступа- тельная политика. Профилактика банкротства в управлении предприяти- ем. Инновации. Технология управления по результатам. Профилактические меры против несостоятельности предприятий. Банк профилактических мер. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем состоит причина массовой несостоятельности отечественных предприятий? 2. Чем продиктована необходимость введения на предприятии антикри- зисного управления и как оно осуществляется? 3. Как можно ослабить негативное влияние факторов на деятельность пред- приятия? 4. Можно ли защитить состояние предприятия от банкротства? Литература: Основная 1 Дополнительная 2.9 ТЕМА 4. ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Конкурентоспособность предприятия и его банкротство. Конкурен- тоспособность предприятия и конкурентоспособность его продукции. Це- новая конкурентоспособность продукции. Уровень качества продукции. Управление конкурентоспособностью товаров. Оценка конкурентоспособ- ности предприятия. Иерархическая уровневая система факторов конку- рентоспособности. Оценка конкурентных преимуществ предприятия. Анализ конкурентоспособности. Методы и методика диагностики состоя- ния предприятия. Технология диагностики. Диагностика статического со- стояния. Диагностика процесса. Экспресс-диагностика. Проблемная диагностика. Коэффициенты текущей ликвидности, утраты и восстановле- ния платежеспособности, автономии, обеспеченности собственными обо- ротными средствами. Положительная и отрицательная структура баланса. Удовлетворительная и неудовлетворительная структура баланса. Интеграль- 11 ные балльные оценки тестирования предприятий. Антикризисное управ- ление и культура поведения в бизнесе. Репутационный менеджмент. Орга- низационная культура. Уровень организационной культуры. Культуры деятельности, труда, управления. Потребности выживания. Гедонистичес- кие потребности. Потребности социального самовыражения. Потребнос- ти в самом труде. Вопросы для самоконтроля: 1. Какая существует взаимосвязь между конкурентоспособностью и банк- ротством предприятия? 2. Как влияет конкурентоспособность продукции на конкурентоспособ- ность предприятия? 3. Как оценить конкурентоспособность предприятия? 4. Как распознать стадию банкротства у предприятия? 5. Какова роль культуры в деятельности предприятия и как повысить куль- туру поведения в бизнесе? Литература: Основная 1 Дополнительная 2.9 12 IV. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Изучение методики оценки финансового состояния пред- приятия с использованием табличного процессора Microsoft Excel. . (4 часа в компьютерном зале). Занятие 2. Диагностика технико-экономического состояния предпри- ятия с использованием табличного процессора Microsoft Excel. (4 часа в компьютерном зале). 13 V. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Сущность явления банкротства предприятий в современных условиях. 2. История отношений по поводу банкротства предприятий. 3. Антикризисная политика в развитых странах. 4. Закономерности кризисных явлений в экономике. 5. Характеристика глубины кризисного состояния предприятия. 6. Факторы, обусловливающие цикличность развития предприятий. 7. Роль и функции антикризисного регулирования. 8. Система антикризисного регулирования. 9. Меры антикризисного регулирования. 10. Мониторинг состояния предприятий. 11. Меры, применяемые к предприятиям банкротам. 12. Деятельность антикризисного управляющего 13. Пути преодоления негативных социально экономических последствий банкротства. 14. Практическое значение антикризисного регулирования. 15. Рейтинговая оценка масштаба несостоятельности предприятий. 16. Причины несостоятельности отечественных предприятий. 17. Система антикризисного менеджмента. 18. Методы сглаживания негативных тенденций развитии предприятия. 20. Профилактика банкротства в управлении предприятием. 21. Конкурентоспособность предприятия и его банкротство. 22.. Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность его продукции. 23. Оценка конкурентоспособности предприятия. 24. Методы и методика диагностики состояния предприятия. 25. Антикризисное управление и культура поведения в бизнесе. 14 VI. ТЕСТЫ 1. Упорядочите виды несостоятельности предприятий по степени тяжести и ответственности перед законом: 1) предприятие-должник (обычный); 2) несостоятельный должник; 3) фиктивный должник; 4) преднамеренный должник; 5) неосторожный должник; 6) банкрот. 2. Что порождает экономический кризис? 1) циклическое развитие экономики; 2) спад производства; 3) снижение деловой активности; 4) депрессия. 3. Упорядочите фазы развития кризиса 1) Депрессия; 2) кризис; 3) подъем; 4) оживление. 4. Применение к предприятию экономически и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности, называется 1) антикризисным регулированием; 2) антикризисным управлением (антикризисным менеджментом); 3) антикризисной системой; 4) антикризисными мероприятиями. 5. Совокупность факторов, обусловливающих то или иное текущее эконо- мическое состояние предприятия в определенный период времени, на- зывается _______________. 15 6. Антикризисное регулирование это: 1) политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства; 2) система мер, осуществляемых предприятием для предотвращения банкротства; 3) прогнозирование (на уровне предприятия) возможных кризисных ситуаций и рисков с целью минимизировать возможные убытки. 7. Основная задача института несостоятельности (банкротства) заключается в том, чтобы 1) распределить потери кредиторов наиболее справедливым образом; 2) минимизировать убытки государства; 3) обеспечить выживание несостоятельного предприятия. 8. Расшифруйте аббревиатуру – ФСФО. 9. Объектом антикризисного управления является: 1) средства производства; 2) рабочая сила; 3) организация производства, труда и управления; 4) финансы; 5) инвестиции. 10. Санация (оздоровление) предприятия, проводимая без участия арбитражного суда, называется ______________. 11. Выбор процедуры в отношении предприятия-должника производится: 1) местными органами власти; 2) ФСФО; 3) комитетом кредиторов; 4) арбитражным судом; 12. Применение к предприятию экономически и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности, называется: 1) антикризисным регулированием; 2) антикризисным управлением (антикризисным менеджментом); 3) антикризисной системой; 4) антикризисными мероприятиями. 16 13. Сворачивание бизнеса, в т.ч стратегия разворота (продажа деловой единицы нерентабельно функционирующего бизнеса) и ликвидации называется: 1) стратегия стабильности; 2) стратегия роста; 3) стратегия сокращения; 4) функциональная стратегия; 5) стратегия выживания. 14. Создание нового продукта с уникальными свойствами демонстрирует конкурентное поведение: 1) креативное; 2) приспособленческое; 3) преимущественное. 15. Укажите порядок процедур в цикле антикризисного менеджмента: 1) планирование; 2) маркетинг; 3) диагностика предприятия; 4) антикризисные управленческие решения; 5) мотивация; 6) контроль; 7) учет результатов, 17 VII. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Сущность явления банкротства предприятий в современных условиях. 2. Предприятие-должник. Несостоятельное предприятие. Неплатежеспо- собное предприятие. Предприятие-банкрот. 3. Простая и злостная несостоятельность. Преднамеренное и фиктивное банкротство. Социальное и цепное банкротство. 4. Антикризисная политика в развитых странах. Институт банкротства в дореволюционной России. 5. Закономерности кризисных явлений в экономике. Экономические циклы. Циклическое спиралевидное развитие. Регулярные и нерегулярные кризи- сы. Промежуточные, частичные, отраслевые, и структурные кризисы. 6. Жизненный цикл предприятия. Характеристика глубины кризисного состояния предприятия. Симптомы и стадии банкротства. Допустимое банкротство. Критическое банкротство. Катастрофическое банкротство Скрытое банкротство. Финансовая неустойчивость. Явная юридически очевидная несостоятельность. 7. Факторы, обусловливающие цикличность развития предприятий. Фак- торы экономического состояния предприятия и конъюнктура. 8. Роль и функции антикризисного регулирования. Регламентирование и творческое регулирование. 9. Система антикризисного регулирования. Ее элементы и механизмы. Стра- тегия антикризисного регулирования. Политика антикризисного регу- лирования. 10. Технология антикризисного регулирования. Принципы антикризисно- го регулирования. 11. Законодательная база антикризисного регулирования. Участники ан- тикризисного регулирования. Меры антикризисного регулирования. 12. Профилактические меры по предотвращению банкротства. Меры, при- меняемые к предприятиям-банкротам. 13. Политика предупреждения кризиса. Политика преодоления кризиса в щадящем режиме. Политика жесткого следования нормам законода- тельства. 14. Внесудебная, судебная и арбитражная санация. 15. Реструктуризация предприятия. Реструктуризация имущества. Реструк- туризация долга. 16. Мониторинг состояния предприятий. Мониторинг финансового со- стояния предприятия. Учетная карта. 17. Меры, принимаемые к предприятиям-банкротам. Наблюдение. Внеш- нее управление. Мировое соглашение. 18 18. Конкурсное производство. Конкурсная масса. Очередность кредито- ров. Арбитражный управляющий. Установление задолженности кре- диторов. Комитет кредиторов. 19. Промежуточный и ликвидационный балансы. Упорядоченная и при- нудительная ликвидационная стоимость имущества 20. Антикризисный управляющий. Арбитражный управляющий. Лицензирова- ние деятельности антикризисного управляющего. Ликвидатор. Реформатор. 21. Пути преодоления негативных социально-экономических последствий банкротства. Социальное регулирование. Практическое значение ан- тикризисного регулирования. 22. Рейтинговая оценка масштаба несостоятельности предприятий. Рей- тинг масштаба несостоятельности предприятий. 23. Массовое и специфическое банкротство предприятий. Скрытое банк- ротство. Отрицательное воздействие на деятельность предприятий внут- ренних и внешних факторов. 24. Понятие антикризисного управления. Антикризисная стратегия пред- приятия. Антикризисная политика предприятия. Антикризисное про- гнозирование. 25. Программа по финансовому оздоровлению предприятия. Система антикризисного управления. 26. Антикризисная процедура. Процедура-донор. Процедура-реципиент. Антикризисный процесс. 27. Технология антикризисного прорыва. Стратегия выживания. Страте- гия прорыва. Защитная политика. Наступательная политика. 28. Профилактика банкротства в управлении предприятием. Инновации. Технология управления по результатам. Профилактические меры про- тив несостоятельности предприятий. Банк профилактических мер. 29. Конкурентоспособность предприятия и его банкротство. Оценка кон- курентоспособности предприятия 30. Методы и методика диагностики состояния предприятия. Технология диагностики. Диагностика статического состояния. Диагностика про- цесса. Экспресс-диагностика. Проблемная диагностика. 31. Коэффициенты текущей ликвидности, утраты и восстановления плате- жеспособности, автономии, обеспеченности собственными оборот- ными средствами. 32. Положительная и отрицательная структура баланса. Удовлетворитель- ная и неудовлетворительная структура баланса. 33. Интегральные балльные оценки тестирования предприятий. Антикри- зисное управление и культура поведения в бизнесе. Репутационный менеджмент. Организационная культура. 19 VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. ЮНИТИ, М. 2002. 2. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. проф. Э.М. Короткова. М.: Инфра-М, 2001. 3. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учебное по- собие. М.: Дело, 2001. 4. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т. II, раздел VIII. - М.: Ника-Центр, 2000. 5. Теория и практика антикризисного управления: Учебник / Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. - М.: ЮНИТИ, 1996. 6. Антикризисный менеджмент / Под ред. проф. А.Г. Грязновой. - М.: Экмос, 1999. 7. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятель- ности (банкротстве)» № 6-ФЗ от 8 января 1998 г. / Под общей ред. В.В. Витрянского. 8. Тренев В.Н. и др. Реструктуризация предприятий. - М.: Приор, 1998. 9. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗ от 8 января 1998 г. (в ред. 2002 г.). 20