В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 426-ФЗ специальной оценке подлежат все рабочие места вне зависимости от организационно-правовой формы организации. Исключение составляют , а также работники, вступившие в трудовые отношения с , не являющимися ИП.
Срок подачи - не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки.
Форма декларации - согласно приложению N 1 к Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н).
Декларация подается работодателем в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Допускается отправление декларации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной ЭЦП работодателя, путем заполнения соответствующей формы на официальном сайте Роструда (доступно не для всех субъектов РФ).
Срок действия декларации составляет 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки. По истечении срока и при отсутствии обстоятельств из части 5 статьи 11 Закона N 426-ФЗ срок действия декларации продлевается на следующие 5 лет. Таким образом, проводить повторную специальную оценку на задекларированных рабочих местах не требуется.
Также стоит отметить, что декларация может быть подана только в отношении рабочих мест, на которых была проведена именно специальная оценка, а не аттестация рабочих мест по условиям труда, срок действия результатов которой не истек.
Это классификация, которая объединяет рабочие места по группам и одним из важных критериев такого разделения является уровень механизации рабочего процесса. У каждой группы есть свои рекомендации по организации труда, которых работодателю стоит придерживаться. Такие групп сейчас существует пять: рабочие места для ручной работы, места для машинно-ручной работы, механизированные рабочие места, автоматизированные рабочие места, аппаратурные рабочие места. Подробнее про их отличия .
В отношении условий труда надомников специальная оценка .
Если введение в штатное расписание новой должности, а также переезд организации в другое помещение можно приравнять к вводу в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, тогда внеплановая специальная оценка условий труда проводится на таких рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления указанных случаев (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 426-ФЗ).
Целесообразно увеличить оклад сотрудника минимум на 4 процента тарифной ставки (оклада) и установить доплату не только за время, проведенное непосредственно во вредных условиях труда, а за все время работы.
В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. При этом ТК РФ не предусмотрена оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в повышенном размере только за время, фактически отработанное во вредных условиях труда. Такая возможность установлена Трудовым кодексом РФ (статья 121) только в отношении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда.
Начислять доп. тариф необходимо со дня вступления в силу результатов специальной оценки, т.е. со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Законом установлено, что оценку могут провести специализированные организации, обладающие для этого всем необходимым и в обязательном порядке сертифицированным оборудованием. Ведь возможно, придется замерять такие показатели как влажность, освещенность, вибрации и тп. и тут без специализированной аппаратуры никак не обойтись. Чтобы удостовериться в том, что компания уполномочена делать такую оценку, стоит проверить ее наличие в реестре на сайте Минтруда. Компания ЭкоСтар , партнер данного выпуска Картотеки, зарегистрирована в этом списке под
На схеме серыми прямоугольниками обозначены шаги - действия.
Стрелочками показаны:
1) входящая информация - документация и т.п. сведения, необходимые для выполнения шагов,
2) исходящая информация - то, что образуется в результате выполнения шагов.
Подробное описание каждого шага изложено в соответсвующих разделах пошаговых инструкций:
С.В. Поляшов, 2014
государственных гражданских служащих и муниципальных гражданских служащих проводится не по , а по специальным нормативно – правовым актам для служащих ( ) .
СОУТ в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне , осуществляется по специальным нормативно – правовым актам ().
В остальных случаях СОУТ должна проводиться
СОУТ проводится 1 раз в 5 лет . Срок исчисляется со дня утверждения ().
Если до 01.01.2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест, то в течении 5 лет после ее завершения можно не проводить СОУТ ()
Внеплановая аттестация проводится до истечения 5 - летнего периода в следующих случаях ():
Действия :
Исходящие документы :
Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.
Число членов комиссии должно быть нечетным ().
В составе комиссии должны быть ():
Для организаций, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии должны войти: ():
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя ().
Входящие документы :
Действия :
Исходящие документы :
Форма перечня пока еще не утверждена законодательством. Перечень рабочих мест можно сделать следующим образом:
Индивидуальный номер рабочего места |
Наименование рабочего места и источников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса |
Численность работников, занятых на данном рабочем месте (чел.) |
Наличие аналогичного рабочего места (рабочих мест) |
швея, швейная машина | |||
менеджер по производству | |||
директор | |||
главный бухгалтер | |||
менеджер по кадрам |
Буквой «а» в таблице отмечены аналогичные рабочие места.
Аналогичными рабочими местами признаются места ():
Данный перечень будет необходим для заключения договора со специализированной организацией по СОУТ .
Входящие документы
Действия :
Комментарии:
Для проведения СОУТ необходимо заключить договор со специализированной организацией, соответствующей ().
Организации, аккредитованные ранее как аттестующие организации, могут проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них на 01.01.2014г. аттестатов аккредитаций, но не позднее 31.12.2018г ().
Если срок действия аттестата аккредитации лаборатории аттестующей организации истекает в 2014 году, то организация имеет право проводить СОУТ до 31 декабря 2014 года ().
Подобрать, такую организацию, можно на странице фирм СОУТ по ссылке .
Перед заключением договора:
Входящие документы :
Действия :
Исходящие документы:
Комментарий :
Официально утвержденная форма графика отсутствует. На данном шаге у Вас уже будет заключен договор с организацией по СОУТ , специалисты которой помогут разработать график проведения СОУТ .
Входящие документы :
Действия :
Исходящие документы :
Комментарий :
Идентификация осуществляется экспертом организации по СОУТ (). В подробно описана процедура идентификации.
Суть идентификации: эксперт по СОУТ изучает имеющуюся у работодателя документацию (техническая документация на оборудование, проекты, результаты ранее проведенных измерений вредных факторов и т.п.), проводит обследование рабочих мест путем их осмотра, опрашивает работников и т.д. и выявляет вредные факторы.
Не подлежат идентификации ():
1. рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости ;
2. рабочие места , в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда ;
3. рабочие места , на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
После идентификации рабочие места будут разделены на три группы:
Комиссия должна утвердить результаты идентификации ().
С.В. Поляшов, 2014
Входящие документы :
Действия :
Комментарий :
© С.В. Поляшов, 2014
В отношении рабочих мест, на которых при не выявлены вредные (опасные) производственные факторы, работодатель должен подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям в инспекцию труда.
В законе не сказано, кто должен составлять декларацию - организация, проводящая СОУТ или организация работодателя. Чтобы избежать разногласий, пропишите эту обязанность заранее в договоре на проведение СОУТ.
Официально утвержденной формы декларации пока еще нет.
Срок действия декларации – 5 лет. Отсчет срока начинается с даты утверждения отчета о проведении СОУТ ().
Если с работником, на которого подана декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у работника выявлено профессиональное заболевание, то декларация на данное рабочее место прекращает свое действие и в отношении данного работника проводится внеплановая СОУТ ().
Решение о прекращении действия декларации принимает инспекция труда не позднее 10 календарных дней со дня наступления несчастного случае и профессионального заболевания (
С 2014 года все работодатели (компании и ИП) обязаны проводить . В статье показаны виды работников, когда специальная оценка условий труда не требуется. Стоит отметить, что результаты проведенной аттестации рабочих мест за предыдущие годы будут считаться действительными в течение пяти лет с момента проведения. Иными словами, если в вашей фирме проводилась аттестация, к примеру, в 2012 году, то специальная оценка по труду понадобится лишь в 2017 году. Крайний срок проведения специальной оценки условий труда - 31.12.2018 г.
Пока не исключили из ЕГРЮЛ - могут придраться.
Да, нужно. Специальная оценка условий труда проводится в отношении условий труда всех работников, работающих в организации или у индивидуального предпринимателя. Исключение составляют надомники и дистанционные работники (ст. 3 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Прошел слух, что будет отказано в приеме годовой бухгалтерской отчетности тем налогоплательщикам, которые не заботились проведением СОУТ. Телефонные звонки с такими угрозами начали получать бухгалтеры.
Под эгидой СОУТ коммерческие фирмы пытаются продать свои услуги.
Что касается отчета 4-ФСС, то в нем данные по СОУТ отражаются на начало года , а значит данные о проведенной в этом году спецоценке появятся в отчете за 1 квартал 2019 года.
По общему правилу, СОУТ включает в себя измерение опасных производственных факторов в ходе осуществления, например, штатных производственных процессов.
СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах , даже на тех, где отсутствует фактор «вредности» (например, рабочее место бухгалтера, менеджера, директора), за некоторым исключением (см. ниже). В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ только в отношении 20% таких мест (но не менее двух рабочих мест). Поэтому по остальным рабочим местам результаты оценки будут распространяться автоматически (ст.9 Закона №426-ФЗ).
Важно! Например, если в компании работают шесть аудиторов, которые находятся в одной комнате, пользуются одинаковым оборудованием (компьютером, принтером и т.п.), то их рабочие места можно считать аналогичными и вместо шести оценить только два рабочих места.
Рабочие места менеджера и бухгалтера (разный функционал, должности) нельзя считать аналогичными и правило 20% (но не менее двух рабочих мест) в этом случае не действует.
Существуют и обстоятельства, согласно которым возникает необходимость в досрочной оценке. Они перечислены в п.1 ст.17 . К таким обстоятельствам относятся:
Переход от аттестации к спецоценке регламентируется статьей 27 Закона № 426-ФЗ. Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, которые подлежат специальной оценке. Различия в подходах к аттестации и к специальной оценке охарактеризованы в Таблице ниже.
к меню
Штрафовать будут, начиная с 2019 года. Минимальный штраф - 60 тр. Данные об оценке приведены в таблице 5 .
Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426‑ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.
Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.
Генеральный директор удаленным работником быть не может. Если есть аренда офиса, значит, есть и рабочее место.
Примечание : А вот если фирма зарегистрирована на жилой адрес прописки директора - то он уже надомник!
Роструд считает : есть аренда офиса - есть рабочее место, пусть не всех работников, но генерального директора - точно. И пусть аренда офиса, это вынужденные траты из-за юрадреса, а генеральный работает дома. Нужно платить - или за спецоценку, или штраф. Удаленным или надомником может быть любой работник, кроме генерального директора.
Есть старый, 2015 года комментарий Информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г. на Гаранте... ссылка
С 2020 года в автоматическом режиме начнут штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ.
Данные о СОУТ заносят в ФГИС СОУТ уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ. Поэтому точные данные, которые можно использовать. Чтобы наказать работодателей, которые не провели СОУТ, есть только с 2015 года. И автоматически штрафовать работодателей начнут с 2020 года.
До этого времени штраф грозит только предприятиям. Которые инспекция труда в 2019 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА. Которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.
1 . Компании, которые в прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест либо проводили, но срок действия результатов уже закончился.
2 . Компании, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников и надомников) или изменился технологический процесс.
к меню
Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.
После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию . Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме |
1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - и - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Организация, допущенная в установленном порядке к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, обязана передавать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, следующую информацию в случаях:
1) сокращения в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием исключенных из области аккредитации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в пунктах 1 - и - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;
2) изменения состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
1.2. Информация, предусмотренная частью 1.1 настоящей статьи, передается организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в течение десяти рабочих дней со дня наступления случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, рассматривает поступившую информацию в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
1.3. В случае выявления фактов несоблюдения требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона и частью 1 настоящей статьи, деятельность организации, проводящей специальную оценку условий труда, приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений и представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.
2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если сотрудники постоянно работают на охраняемых объектах на территории заказчика? Обособленные подразделения по месту работы сотрудников не создаются.
Да, нужно.
Данная категория сотрудников не поименована в , в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен , без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Не проведя же спецоценку в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. В частности, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ. За это может грозить .
Таким образом, вы должны обеспечить хотя бы косвенный контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика. Для этого в договорах с заказчиками предусмотрите право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты ваши сотрудники. Как правильно провести спецоценку условий труда на таких рабочих местах, подскажут , имеющие право проводить данные процедуры.
Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599.
Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда.
Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:
Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Ситуация: как формировать комиссию по проведению специальной оценки предпринимателю, работающему в одиночку, или организации с одним сотрудником-директором?
Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.
Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).
Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.
А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Ведь минимальное число участников комиссии законом не установлено. Оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество (п. 1 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, ч. 8 ст. 20 ТК РФ).
Совет : в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник.
Ведь комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, проще все же издать приказ о проведении специальной оценки , в котором следует описать состав комиссии.
Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 1, 3 и 4 статьи 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:
При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.
На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.
Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует , из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.
Ситуация: можно ли признать аналогичными рабочие места, созданные в разных подразделениях? Общие характеристики рабочих мест и характер работ совпадают.
Ответ на этот вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела.
Для признания рабочих мест аналогичными необходима идентичность , указанных в статье 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Если все характеристики рабочих мест, созданных в разных подразделениях, совпадают, то их можно признать аналогичными. Однако стоит учитывать, что сотрудники могут использовать разное оборудование (например, компьютеры с разными дисплеями или системными блоками), у них могут отличаться характеристики микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), на их рабочих местах могут быть различная освещенность, пульсация источников освещения и т. п.
С учетом указанного принять окончательное решение о признании аналогичными рабочих мест, созданных в разных подразделениях, должна комиссия с учетом действующих в организации опасных и вредных производственных факторов и характеристик трудового процесса на оцениваемых рабочих местах.
Ситуация: что брать в расчет общего числа рабочих мест: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию?
Лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию. Именно от этого числа надо считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении .
Законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять .
Принимая решение, необходимо учитывать следующее. С одной стороны, при проведении специальной оценки исследуют и анализируют условия труда конкретного сотрудника. Ведь цель спецоценки – выявить вредные и опасные факторы на конкретном рабочем месте во время работы. При этом учитывается производственное оборудование, материалы и сырье, которые использует сотрудник на рабочем месте. Это следует из статей 10 и 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. То есть идентификация вредного и (или) опасного фактора предполагает присутствие человека на рабочем месте.
Но вместе с тем, если сразу не провести оценку рабочих мест, которые числятся в штатном расписании, но пока вакантны, то это придется сделать, когда на данные вакансии возьмете человека. Поэтому решить, включать в общее число для спецоценки те или иные рабочие места, должна специальная комиссия с учетом целесообразности. Например, если в штатном расписании предусмотрены вакантные рабочие места, на которые в ближайшее время планируется принять сотрудников, то имеет смысл включить данные рабочие места в число мест для спецоценки.
Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с . Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице .
К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки утвержден отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест:
По каким рабочим местам проводится специальная оценка | Реквизиты нормативного акта |
рабочие места сотрудников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в соревнованиях по определенному виду или видам спорта | |
рабочие места членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов | |
рабочие места отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда | |
рабочие места, на которых предусматривается пребывание сотрудников в условиях повышенного давления газовой и воздушной сред | |
рабочие места водолазов, а также сотрудников, непосредственно проводящих кессонные работы | |
рабочие места сотрудников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений | |
рабочие места сотрудников, занятых на подземных работах |
Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.
По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к .
Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест?
В общем случае не нужно.
Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест. Например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.
В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:
Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет .
Внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:
Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.
Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением требований охраны труда.
За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде:
За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:
Такая ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить , оказывающая услуги по проведению спецоценки. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:
Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:
В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:
Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Эксперт организации, которая проводит спецоценку, может снизить в ходе ее проведения установленный класс или подкласс условий труда на рабочем месте, если сотрудник применяет средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию. Методика снижения класса условий труда при применении СИЗ утверждена приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н.
Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.
Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.
Результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:
Для чего нужна спецоценка
Статьи 92 ТК РФ, 117 ТК РФ и 147 ТК РФ предусматривают компенсации работникам, условия труда которых отнесены к вредным, в частности:
Гарантии и компенсации | Условия /класс вредности |
|||
опасные |
||||
Сокращение времени работы (не более 36 часов в неделю, ст. 92 ТК РФ) | ||||
Оплачиваемый дополнительный отпуск (не менее 7 календарных дней, ст. 117 ТК РФ) | ||||
Увеличение оплаты труда (не менее 4 % тарифной ставки (оклада), ст. 147 ТК РФ). Размеры повышения устанавливаются работодателем в порядке |
Кроме того, результаты СОУТ используются для:
Порядок проведения
Методика проведения СОУТ 33н (с изменениями, внесенными Приказом от 14.11.2016 № 642н) предусматривает четыре процедуры спецоценки:
Сведения о специальной оценке условий труда отразите в таблице 10 раздела II формы 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС России от 26 февраля 2015 г. № 59.
Расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Причем профинансировать за счет ФСС России можно и другие мероприятия по улучшению условий труда (медосмотры, покупка СИЗ, лечебно-профилактическое питание и пр.). Для этого в ФСС России надо подать специальный пакет документов. В частности, это заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма.
Решение положительное? Тогда об использовании страховых взносов на финансирование профилактики травматизма и профзаболеваний нужно сдавать ежеквартальные отчеты . Их представляйте одновременно с расчетами по форме 4-ФСС.
О том, как коммерческой организации учитывать расходы на спецоценку, см. Как отразить в учете затраты на проведение специальной оценки условий труда .