Южный Машиностроительный Завод

14 августа американское издание The New York Times опубликовало расследование, в котором сказано, что украинский завод Южмаш может иметь отношение к испытаниям межконтинентальной баллистической ракеты КНДР. InfoResist решил рассказать, чем известен украинский завод Южмаш, и чем он занимается сегодня.

Завод Южмаш: история

Завод Южмаш был образован в 1944 году. Изначально его хотели использовать как машиностроительный завод. А уже в 1948 году по улицам Днепропетровска (сейчас Днепра) проехал первый автомобиль ДАЗ-150.

В 1951 году завод сменил профиль и начал выпускать ракеты. А спустя три года началось производство баллистических ракет стратегического назначения.

Ракета Р-12, созданная на Южмаше, стала самой массовой баллистической ракетой в СССР. После началось производство ракеты Р-14. К слову, на тот момент она была самой мощной одноступенчатой ракетой в мире.

Начиная с 60-х годов Южмаш выпускал ряд уникальных космических носителей, а также космических аппаратов.

На Днепропетровском заводе были созданы ракеты Р-36, которые в то время были самыми мощными в мире, легендарный ракетный комплекс SS-18 или «Сатана» и ракетный комплекс SS-24. При чем, два последних не имеют аналогов до сих пор.

Самой знаменитой ракетой, выпущенной на заводе, стала легендарная СС-18 или как ее называли «Сатана». Она способна нести 16 боеголовок и поражать цель на расстоянии более 10 тысяч километров. К слову, это расстояние как от Киева до Нью-Йорка.

Всего на Южмаш разработали и воплотили 13 типов военных и 7 гражданских космических ракет.

Интересно, что ракеты выпускали с 51 по 90-е года. И в это время город был закрыт для иностранцев. А для прикрытия здесь выпускали тракторы и бытовые приборы.

Южный машиностроительный завод сегодня

Начиная с 2013 года Южмаш находился в глубоком кризисе из-за обвала сокращения объемов производства.

Госпредприятие "Южный машиностроительный завод им.Макарова" (ЮМЗ, Днепр) возобновляет производство ракеты-носителя (РН) "Зенит" в интересах международных проектов Sea Launch ("Морской старт") и Land Launch ("Наземный старт"), сообщила пресс-служба предприятия.

Как отмечается в сообщении, 28 апреля "Южмаш" и компания S7 Sea Launch Limited заключили контракт на производство и поставку 12 ракет-носителей серии "Зенит" для исследования и использования космоса в мирных целях в рамках указанных международных программ.

"Подписанием этого контракта сделан большой шаг в преодолении глубокого кризиса, в котором пребывал "Южмаш" начиная с 2013 года, и который стал следствием обвального сокращения объемов производства", - отмечает пресс-служба. Она указывает, что в настоящее время в производстве ЮМЗ находится две РН "Зенит" модификаций "Зенит-3SL" и "Зенит-3SLБ".

В ЮМЗ уточнили, что сформированный на сегодня портфель заказов "Южмаша" на ближайшие годы превышает $350 млн, среди основных заказчиков - компании США, Италии, Индии, Кореи. Как сообщалось, производство РН "Зенит" на мощностях "Южмаша" было приостановлено в 2014 году в связи с финансовыми проблемами, возникшими у операторов проектов Sea Launch и Land Launch.

РН "Зенит-3SL" создана на основе двухступенчатой РН "Зенит-2" разработки ГП "КБ "Южное" и производства ГП "Южмаш", разгонный блок ДМ-SL разработан и производится в российском РКК "Энергия".

Консорциум Sea Launch по коммерческим запускам спутников с морского космодрома в Тихом океане был создан в 1995 году. На первом этапе его акционерами выступили американская Boeing (40%), РКК "Энергия" (25%), украинские ГКБ "Южное" и ГП "Южмаш" (вместе 15%), а также англо-норвежская Кvaerner Group (20%). После реорганизации в 2010 году 95% акций компании владела Energia Overseas Limited (EOL) - "внучка" РКК "Энергия" (РФ), 3% - американской Boeing, 2% - норвежской Aker Solutions. С 1995 года по май 2014 года по программе Sea Launch выполнено 36 пусков РН "Зенит-3SL", в том числе 33 успешных.

В августе 2014 года Sea Launch объявил о приостановке запусков в рамках программы по снижению расходов во избежание ожидаемого дефицита пусковой программы и о возобновлении пусков в середине 2015-2016 годов.

В сентябре 2016 года Sea Launch SA и российская S7 Group объявили о достигнутой договоренности о покупке активов Sea Launch. Закрытие сделки планировалось на 2017 год, после получения одобрения Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). Возобновление пусковой деятельности по программе намечено ориентировочно на конец 2018 года.

В ракетно-космической корпорации "Энергия" не верят в возможность производства украинским предприятием "Южмаш" ракет-носителей для международных проектов Sea Launch ("Морской старт") и Land Launch ("Наземный старт").

"Проще им полететь на метле, чем на ракете без российских двигателей", - заявил "Интерфаксу" генеральный директор РКК "Энергия" Владимир Солнцев.

ПРЕСС-РЕЛИЗ "ЮЖМАША"

Двадцать восьмого апреля этого года был заключен контракт между ЮЖМАШем и компанией S7 Sea Launch Limited на производство и поставку ракет-носителей серии «Зенит». В целом, контракт предусматривает изготовление 12-ти ракет-носителей для использования в программах «Морской старт» и «Наземный старт» для исследований и использования космоса в мирных целях в рамках международных космических проектов. Сейчас в производстве находится 2 ракеты модификаций «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ».

Подписанием этого контракта сделан большой шаг в преодолении глубокого кризиса, в котором пребывал ЮЖМАШ начиная с 2013 года и который стал следствием обвального сокращения объемов производства.

Настойчивая трехлетняя работа специалистов предприятия по загрузке производства дала плоды. На сегодня портфель заказов ЮЖМАШа на ближайшие годы превышает (в пересчете) 350 млн. долларов США. Среди основных заказчиков – компании США, Италии, Индии, Кореи и др.

ЮЖМАШ выражает глубокую благодарность законодательной и исполнительной ветвям власти за предоставленную беспрецедентную, как для нашего предприятия, нормативную и финансовую поддержку. Без этой поддержки возобновление производства и преодоление кризиса было невозможно.

Выведение ЮЖМАШа в режим стабильной работы создаст надлежащие условия для акционирования предприятия и поиска стратегического инвестора. Реализация этих мер, в свою очередь, является необходимым условием для достижения главной среднесрочной цели ЮЖМАШа, которая состоит в обеспечении полноценного вовлечения предприятия в международную кооперацию по производству ракетно-космической техники.

Департамент маркетинговых коммуникаций предприятия «ЮЖМАШ»

Интересно, что перечисляя кучу стран, с которыми у Южмаша есть хоть какие-то контракты, ни слова о том, что именно основной контракт - по Морскому старту - с российской компанией S7 Sea Launch Limited

Украинское предприятие «Южмаш» отрапортовало, что в рамках контракта с компанией S7 Sea Lunch Limited произведет 12 ракет-носителей «Зенит» для программы морского старта.

Украинский ВПК возобновил сотрудничество с Россией

Примечательно, что этот контракт был заключен «Южмашем» 28 апреля этого года и является первым серьезным соглашением этого предприятия после событий зимы-весны 2014 года.

Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что украинцы не смогут создавать ракеты класса «Зенит» самостоятельно, поэтому на деле это чистый российской-украинский проект.

«Естественно, украинцы не смогут создать эти ракеты без сотрудничества с Россией, поскольку двигатели для ракет «Зенит» производятся только на предприятии «Энергомаш». Поэтому это либо очередной украинский блеф, либо пример того, что на Украине пришли к выводу, что их ВПК может выжить только при сотрудничестве с Россией. Это, кстати говоря, подтверждает и название заказчика – компании S7 Sea Lunch Limited», - констатирует Александров.

Дело в том, что эта компания является зарегистрированной в США дочкой известного российского холдинга S7 Group, который занимается, в том числе, и выведением грузов на орбиту.

«Таким образом, участие в этом ракетном контракте компании S7 Sea Lunch Limited говорит в первую очередь о том, что украинцы достигли с российской стороной компромисса, и это логично, ведь нам тоже нужны ракетоносители семейства «Зенит», - резюмирует Александров.

Украинский ВПК может выжить только благодаря сотрудничеству с Россией

Для этих целей компания S7 Sea Lunch Limited и была зарегистрирована США, чтоб обойти весь этот режим американских санкций и продолжить реализацию межгосударственных проектов, которые оказались под угрозой ввиду известных политических обстоятельств.

«Просто, если компания зарегистрирована в Соединенных Штатах, то на нее не распространяются санкции и прочие введенные против нашей страны ограничения. Кроме того, здесь не работают и ограничения, санкционированные Киевом против Москвы», - заключает Александров.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что этот успех «Южмаша» является результатом возобновления его сотрудничества с Россией, что показывает нам, что выживание ВПК Украины возможно только в случае возобновления российско-украинских экономических связей.

«Странно, что этот контракт еще не подвергается обструкции, хотя за этим делом не станет, ведь на Украине полно любителей орать и кричать, что такие контракты невозможны, поскольку это некое мнимое «субсидирование геополитического противника в лице Москвы». Так что, не факт, что этот контракт будет в итоге реализован», - констатирует Александров.

Украинские предприятия рассчитывают на восстановление связей с Россией

Другой вопрос, как утверждает Михаил Александрович, практика показывает, что за последние три года предприятия украинского ВПК так и не смогли найти заказчиков на замену России, влачат жалкое существование, из-за чего этот контракт «Южмаша» с S7 Group вполне логичен.

«На практике же этот проект выгоден, как Украине, так и России, и ничего плохого в нем нет. Тем более, единственное, чем Украина помогает своему ВПК, так это заказами на ремонт танков и прочей техники, которая уже три года «утилизируется» в Донбассе», - резюмирует Александров.

Кстати говоря, это не первый случай восстановления сотрудничества украинских предприятий ВПК с Россией – можно вспомнить трехсторонний контракт на вертолетные двигатели с Китаем, по которому продукция «Мотор Сич» была не так давно доставлена на российские заводы.

Политолог Богдан Безпалько в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что такое неформальное сотрудничество с Россией давно лоббируется украинскими предприятиями.

В сотрудничестве России и Украины сегодня доминируют серые схемы

«О таком способе возобновления сотрудничества с Россией постоянно говорят на Украине – в частности, глава компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев , но здесь существует объективная проблема, что большинство решений на Украине принимается не на основании экономических интересов, а путем всевозможных политических спекуляций», - заключает Александров.

Кроме того, такие решения на современной Украине принимаются, не исходя национальных украинских интересов, поэтому здесь играет роль много различных нюансов.

«А так, торгово-экономическое сотрудничество России и Украины сегодня строится с помощью разных посредников, причем не только по такому масштабному и всем очевидному проекту, как производство ракетной техники. Есть здесь и другие примеры – например, то же производство бронетранспортеров, когда украинцы закупили ярославские двигатели через посредников на территории Молдавии. Это на Украине вообще очень прибыльный бизнес, поскольку таких посредников в одной сделке бывает сразу несколько», - констатирует Александров.

Поэтому, как отмечает Богдан Анатольевич, очень часто подобная производственная кооперация России и Украины идет нога в ногу со стандартной украинской коррупцией, без чего, естественно, не обошлось и в рамках этого контракта с «Южмашем» на производство ракет «Зенит».

«Вообще очень сложно оценить масштаб таких серых схем на Украине, а именно в каком случае идут реальные контракты, а в каком – просто их имитация», - резюмирует Александров.

17.07.2017 12:00

Три украинских завода-гиганта, «Южмаш», «Мотор-Сич» и «Заря Машпроект» наиболее ярко иллюстрируют, что происходит с промышленностью страны.

Эти три промышленных монстра были флагманами отечественной промышленности. С приходом новой, якобы проевропейской, власти заводы не только не получили толчок к развитию, но и фактически оказались на грани уничтожения.

«Южмаш» производил ракеты «Зенит», считающиеся одними из лучших в мире. Илон Макс недавно заявил, что после его «Фальконов», «Зенит» - лучшая ракета в мире. Была… Более половины комплектующих этой ракеты производилось в России. Решив мощно ударить санкциями по России, мы прекратили покупать комплектующие в РФ. Чем это закончилось? За три года после Майдана-2 долги «Южмаша» только за использование электроэнергии достигли 400 млн.грн. Долги по зарплате – более 100 млн.грн. Забастовки сотрудников не утихают. Полигоны сданы в аренду фермерам. Сотрудники уникального в мировом масштабе производства постепенно эмигрировали в Россию на такие предприятия, как ООО «Илек», АО «Промтехкомплект», АО «НПЦ Лавочкин-Инвест» – предприятия, производящие комплектующие для российской космической отрасли.

«Подарок», принятый в бюджете Украины в начале июля, 50 млн.грн на погашение долгов «Южмаша» перед сотрудниками, ничего не решит. Завод умирает. Попытку произвести 12 ракет для России и реанимировать работу предприятия националисты тут же окрестили предательством и забросали говном директора.

По сути, мы сами помогли создать в России недостающую отрасль в сфере покорения космоса.

Аналогичная ситуация произошла с заводом «Мотор-Сич». На этом предприятии производились двигатели для всех (!) российских вертолетов. Для военных крылатых ракет (не украинских, понятно, в Украине их нет), для ряда самолетов. Это производство высочайшей точности и технологичности. С приходом псевдопроевропейской власти поставки этих вертолетных и самолетных двигателей в Россию запрещены. Завод умирает. Жиденькие новости в СМИ о будущих поставках этих двигателей для самолетов в Австрию и Китай – чистой воды пиар. Это совершенно не те двигатели: не той технологической сложности, мощности и стоимости, нежели производимы ранее для российского рынка. А специалисты, также, как и в ситуации с «Южмашем», потихоньку эмигрируют в Уфу на работу в «Уфимское моторостроительное производственное объединение», где уже несколько лет Россия формирует собственное производство двигателей для вертолетов. Вкладывает миллиарды рублей в него. Старт их массового производства намечен на 2019 год. Даже с учетом вездесущей коррупции и срывов сроков уже через пару лет украинский «Мотор Сич» не будет нужен никому. Русское лобби быстро «выдавит» на международном рынке нашу продукцию. Тем более, что её разрабатывают наши же, запорожские специалисты.

«Зоря-Машпроект», г.Николаев. На двигателях этого предприятия ходили практически все суда военно-морского флота Украины и России. С приходом новой власти после Майдана 2 завод, естественно, оказался на грани банкротства. Россия, также, как и с двигателями для вертолетов, активно строит собственную целую промышленную отрасль – производство газотурбинных двигателей для флота. Рыбинское НПО «Сатурн» заканчивает производство двигателей для русских фрегатов типа 11356, которые отказалась поставлять «Заря-Машпроект» не по экономическим, а по дурацким политическим причинам. Оставив без работы сотни семей. Спасает предприятие лишь сервисное обслуживание и ремонт газотурбинных установок на украинской ГТС. Но это, вероятно, ненадолго.

Сырьевой придаток Европы – вот, что ждет Украину в ближайшем будущем. И это не через десятилетия, а через два-три года случится окончательно.

Владимир Охрименко