Человек в социальной структуре общества. Социальные группы: сущность и классификация. Гибкая общественная система

Общество состоит из большого количества различных элементов, которые находятся в постоянном взаимодействии - начиная от индивида, социальных институтов и заканчивая большими общностями. Всё это включается в структуры. Другими словами говоря, это то, из каких частей, элементов состоит общество и в каких соотношениях и взаимодействиях они находятся. В социологии впервые понятие структуры общества применил Г. Спенсер, который понимал под этим термином устойчивые взаимосвязи между социальным организмом и его отдельными частями. Он, вообще, уподоблял общество организму. По социальная структура - это порядок, расположение связанных между собой функционально элементов и зависимостей между ними, образующих внутреннюю систему объекта.

Существует несколько определений этого термина. Вот, например, одно из них: социальная структура - определённый способ взаимосвязи и взаимодействия элементов, то есть индивидов, которые занимают общественные позиции (статусы) и выполняют специфические функции (роли). Можно увидеть, что главное в данном определении - элементы, их связи и взаимодействия. Или, например, такое определение, учитывающее страты или слои структура представляет собой совокупность общественных позиций, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, упорядоченных иерархически с точки зрения их стратификации.

Свойства общественной структуры можно рассмотреть в зависимости от следующих переменных:

1. Взаимозависимость.

2. Константность.

3. Фундаментальность измерения.

4. Определяющее воздействие после эмпирически наблюдаемого явления.

Социальная структура общества как системы — это способ взаимосвязи подсистем, которые в нём взаимодействуют и обеспечивают его целостность. Какие же подсистемы включены в общественную систему? Социальная структура включает в себя индивидов,группы людей (общности), объединённые по какому-либо признаку, их связи, взаимоотношения и взаимодействия, различные организации и институты, группы, общности, нормы, ценности и другое. Каждый из этих элементов, частей структуры может находиться в определённой взаимосвязи с другими, занимать некоторую позицию и играть специфическую роль в обществе.

Наиболее подробный анализ социальной структуры был дан К. Марксом, который показал, что политическая, культурная и религиозная стороны жизни зависят от способа производства. Он считал, что экономический базис определяет и идеологическую, культурную надстройку в обществе. Последователи и ученики К. Маркса предложили несколько иные отношения, считая культурные, политические и идеологические организации относительно автономными и зависимыми от экономической составляющей только в конечном итоге.

Но взгляд К. Маркса и его последователей на в структуре общества не был единственным. Так, Э. Дюркгейм писал, в частности, о том, что играют весьма значимую роль в интеграции общества, объединяя различные части его в единое целое. Он выделял две формы структурных отношений: механистические и органические солидарности. М. Вебер изучил и провёл анализ организационных механизмов в обществе: рынка, бюрократии и политики.

Т. Парсонс считал, что общество есть особый тип которая обладает высоким уровнем специализации и самодостаточности. Функциональное единство общества как системы определяется социальными подсистемами, к которым он относил экономику (адаптация), политику (целедостижение), культуру (поддержание образца). Интегративная же детерминируется системой «социетальной общности», содержащей в себе главным образом нормативные структуры.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

    Понятие социальной структуры и стратификации.

    Теории социальной структуры и социальной стратификации, их основные различия.

    Исторические системы социальной стратификации.

    Социальная мобильность: понятие, виды, типы.

    Социальная структура современного белорусского общества

    Понятие социальной структуры и стратификации.

Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм.

Межу людьми в обществе существуют различия социального, биологического, психологического характера. Социальными называют различия, которые порождены социальными факторами, такими как: разделение труда, уклад жизни, выполняемые функции, уровень достатка и т.д. Современное общество характеризуется мультипликацией (нарастанием) социальных различий. Общество не только крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, но и иерархизировано: одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнен с другими. Поэтому, можно сказать, что общество обладает социальной структурой.

Социальная структура – это устойчивая совокупность элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности .

Исходным элементом социальной структуры общества является человек. Основными элементами социальной структуры являются:

    Социальные общности (большие и малые группы).

    Профессиональные группы.

    Социально-демографические группы (общества, выделяемые по половозрастным признакам),

    Социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни),

    Социально-этнические группы (расы, нации, народности, племена),

    Социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда).

Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны).

Самая крупная единица в социальном структурировании общества - класс. В социологии имеются различные определения этого понятия. В. Ленин дал лучшую дефиницию классов, показав, что классы - это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Социально-классовая структура общества всегда подвижна. Исчезают одни классы и социальные группы, появляются новые. При этом в обществе всегда имеется класс, который выполняет функции ведущего. В условиях научно-технической и информационной революции, наметившегося перехода к постиндустриальному обществу таковыми становятся те социальные группы, в которых накапливается потенциал для качественного прорыва в развитии общества. Можно определенно говорить, что с развитием общества его социальная структура все более усложняется и отдельные группы людей находятся как бы на стыках разных классов и социальных групп.

Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы . В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются: устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования; относительно высокой степенью единства и сплоченности, способностью входить в более широкие социальные звания в качестве структурных единиц.

Социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Существуют следующие виды социальных групп:

агрегация - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий (очередь в магазине, попутчики в поезде). Случается так, что агрегация целиком может стать группой.

Большая группа – это совокупность людей, объединенных общим признаком, определяющим ее существование как относительно самостоятельного устойчивого образования, все члены которого не могут вступить в непосредственное общение в силу их многочисленности. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20–30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа - это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны следующие черты: малочисленный и стабильный состав (как правило, от трех до тридцати человек); пространственная близость членов группы; устойчивость и продолжительность функционирования, интенсивность межличностных взаимодействий; высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения; развитое чувство принадлежности к группе; неформальный контроль и информационная насыщенность общения.

По характеру взаимодействия социальные группы подразделяют на первичные и вторичные . Под первичной социальной группой понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социологом и социальным психологом Чарльзом Кули(1864-1929) применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. Позднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом. В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, учебные коллективы, политические партии и др.

Кроме того, группы подразделяют на условные (номинальные) и реальные. Условные, или номинальные – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, номинальной группой будет совокупность матерей одиночек, или совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Формальные и неформальные (другое название – официальные и неофициальные). Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил. Эти группы имеют нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку. Неформальная группа - это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействий. Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры.

Малые группы могут быть референтными и нереферентными . Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. Иначе эту группу можно назвать эталонной. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования). Среди высокоразвитых групп особо выделяются коллективы. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Для того чтобы назвать социальную группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

    Понятие социальной стратификации.

Социальная структура отражает «вертикальный срез» общества, однако, все составляющие элементы в обществе расположены в определённой иерархии, её отражает социальная стратификация («горизонтальный срез»). Термин «страта» был позаимствован из геологии (слой земной коры), и в социологии его впервые использовал Питирим Сорокин в 1920-е годы.

Социальная стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе в определенный исторический период.

Понятие «стратификация» отличается от термина «расслоение». Стратификация означает ранговое расслоение, т.е. высшие слои находятся в привилегированном положении по сравнению с низшими. Кроме этого, как правило, высшие слои по численности значительно меньше, чем низшие. Однако в современном развитом обществе эта пропорция нарушена, и в социальной структуре преобладает средний класс.

Рис – пирамида и ромб. Пирамида Речи Посполитой.

Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

В теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства - неравенства. При этом под равенством понимают:

1. равенство личностное;

2. равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов);

3. равенство условий жизни (благосостояние, образование и т.д.);

4. равенство результатов.

Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с обратным знаком. В реальной практике изучения социальной жизни социологи особое внимание уделяют распределению дохода и благосостояния, различиям в продолжительности и качестве образования, участию в политической власти, владению собственностью, уровню престижа.

Рассмотрим теперь основные компоненты неравенства .

Начнем с понятия "власть". Классическое определение власти предложил Макс Вебер. Власть есть любая возможность проводить (осуществлять) внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана.

Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют такие взаимосвязи, при которых один субъект выступает как объект действия другого субъекта, точнее превращает (навязывает) другой субъект в объект своего действия. В структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей.

"Собственность" - это основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства, опосредованное их отношениями к средствам производства, один из важнейших социальных институтов. Собственность может быть частной, групповой, общественной, формы ее весьма многообразны. Но в любом случае отношения собственности раскрывают, кто принимает решение: где, что и как производить; как распределять произведенное; кого и как награждать, стимулировать за труд, творчество и организационно-управленческую деятельность. Другими словами, собственность реально раскрывается как процесс распоряжения, владения и присвоения. Это означает, что собственность – это форма экономической власти.

Как правило, наряду с властью и собственностью третьим непременным компонентом измерения неравенства выступает социальный престиж . Это понятие раскрывает сравнительную оценку обществом, общиной или какой-либо другой группой и ее членами социальной значимости различных объектов, явлений, видов деятельности в соответствии с господствующими общепринятыми в данной культуре, данной общности социальными нормами и ценностями. На основе такой оценки определяется место группы или индивида в социальной иерархии престижа. Они наделяются определенным почетом, привилегиями, властью, особыми символами и т.д. Оценки престижности - один из действенных регуляторов социального поведения. По крайней мере, с 1920-х годов особенно широко исследуется престиж профессий в различных обществах и на его основе - профессиональное неравенство.

Образование – четвертый компонент неравенства.

В социологии учеными предлагаются разные критерии стратификации. Р.Дарендорф в основу стратификации вносит "авторитет", и на этой основе делит все общество на управляющих и управляемых. Американский ученый Л. Уорнер социальные позиции всех людей определял по 4 параметрам: 1) доход; 2) профессиональный престиж; 3) образование; 4) этническая принадлежность. Б. Барбер провел стратификацию общества по 6 показателям: престиж профессии, власть, богатство, образование, религиозная чистота, этническая принадлежность. Французский ученый А.Турен считал, что в современном обществе стратификация проходит не по отношению к собственности, власти, престижу, а по доступу к информации.

Современные учёные пришли к выводу, что анализируя социальную стратификацию общества целесообразно использовать несколько критериев. Таким образом, используют многоуровневую стратификацию , которая, в отличие от одноуровневой , представляет собой деление общества по двум и более критериям. Дифференциация людей (или социальных групп) в обществе на социальные страты характеризуется неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах и т.д. Социологи учитывают следующие особенности стратификации.

1.В процессе стратификации происходит дифференциация людей в иерархически оформленные группы (слои, классы, страты).

2.Социальная стратификация разделяет людей не только на высшие и низшие слои, но и на привилегированное меньшинство и ущемлённое в правах большинство.

3.При стратификации учитывается возможность перемещения.

Современное общество можно дифференцировать (структурировать) по различным критериям.

Критерии дифференциации общества:

    Этнонациональные,

    Мировоззренческие,

    Религиозно-конфессиональные,

    Образовательные,

    Духовно-культурные,

    Ценностно-ориентационные (религиозная, светская мораль).

    Экономические (владение капиталом, уровень личного дохода и потребления);

    Идейно-политические (причастность к управлению обществом, причастность к процессам перераспределения общественного богатства).

Ряд западных социологов в социальной структуре общества выделяют 3 класса: высший класс (обычно 1-2 % населения, это владельцы крупного капитала, высшая бюрократия, элита); низший класс (низко квалифицированные и неквалифицированные работники с низким уровнем образования и доходов); средний класс (совокупность групп самостоятельного и наёмного труда, занимающих серединное, промежуточное положение между высшими и низшими слоями в большинстве статусных иерархий и обладающих общей идентичностью). Средний класс в развитых странах состовляет 60% населения (например, в США). По оценкам некоторых социологов, в Беларуси он не более 20 %.

Внутри выделенных классов также возможна дифференциация. Например, внутри среднего класса выделяют высший средний (владельцы среднего капитала, административная и политическая элита среднего уровня, представители высших интеллектуальных профессий); средний средний (представители малого бизнеса, фермеры, коммерсанты, лица “свободных профессий”); низший средний (средний состав обеспечения образования, здравоохранения и социальных служб, работники массовых профессий торговли и сервиса, высококвалифицированные рабочие).

Социальная структура может иметь «пирамидальную» либо «ромбовидную» форму. При пирамидальной форме социальной структуры средний класс в обществе достаточно небольшой, зато значительная часть общества относится к нижним слоям. При ромбовидной структуре средний класс большой. Считается, что чем больше средний класс, тем более стабильно общество.

Одни социологи исследуют социальную структуру с точки зрения статусных и ролевых различий, влияющих на содержание и направленность социальных отношений. Другие – анализируют социальную структуру исходя из различных моделей социальных отношений, из которых выводятся ролевые различия между людьми. Если воспринимать социальную структуру как совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними, то вероятным становиться определение таких её элементов как: индивиды, нормы, ценности, социальные статусы, роли, позиции и т.п.

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское).

Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.

Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтвержденным в высокой степени. Действительно, профессия стала определяющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы (собственность), власть (положение в системе управления) и престиж (признание социальной значимости этой работы). Поэтому образование рассматривается как источник приращения социального капитала личности, возможность получить хорошую профессию, обеспечить более высокий уровень жизни, обрести новый статус.

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Соответствующим образом в конфликтологических теориях обычно подчеркивается доминирующая роль в системе социального воспроизводства дифференцирующих (подразделяющих общество на группы и слои) отношений собственности и власти. Эта логика описания неравенства хорошо применима к динамичным транзитивным обществам, переживающим революции и реформы, поскольку передел социальной структуры и изменение общих «правил игры» всегда связаны с институтами власти – собственности. От того, кому достается контроль над значимыми общественными ресурсами и на каких условиях, зависят характер формирования элит и характер перелива социального капитала (принудительный или трастовый, эксплуататорский или эквивалентный).

Современное понимание конфликта заложено Дарендорфом и Козером. Дарендорф считал, что конфликт является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти.

Однако конфликты в обществе можно регулировать и управлять ими. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.

Козер подверг критике Дарендорфа за то, что тот не придавал должного значения позитивным функциям конфликта. Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе . Также как и Зиммель, Козер считал, что конфликт содействует сохранению ус­тойчивости и жизненности организации. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать центра­лизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать со­циальный контроль.

    Типы стратификационных систем.

Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем стратификационной системой.

Существует девять типов стратификационных систем .

В основе первого типа - физико-генетической стратификационной системы - лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается и данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта «естественная» стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства.

Вторая стратификационная система - рабовладельческая - также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются но наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен «Русской правды», это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861-1865 гг., это, наконец, работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период Второй мировой войны. Способы воспроизведения рабовладельческой системы тоже характеризуются значительным разнообразием. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. Для раннефеодальной Руси более характерно было долговое, кабальное рабство. Практика продажи в рабство собственных детей при отсутствии возможности их прокормить существовала, например, в средневековом Китае. Там же обращали в рабов и разного рода преступников (в том числе, и политических). Эта практика была практически воспроизведена много позднее в советском ГУЛАГе (хотя частное рабовладение осуществлялось здесь в скрытых внеюридических формах).

Третий тип стратификационной системы - кастовая . В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество. Классическим примером общества с господством кастовой системы но праву считается Индия (юридически эта система была отменена здесь лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится не только в Индии, по, например, в клановом строе среднеазиатских государств. Явные черты кастовости утверждались в середине двадцатого столетия политикой фашистских государств (арийцам отводилось положение высшей этнической касты, призванной к господству над славянами, евреями и пр.). Роль скрепляющих теологических доктрин в данном случае берет на себя националистическая идеология.

0

1. Понятие социальной структуры общества.

2. Социальный статус и социальные роли личности.

3. Понятие социальной стратификации.

4. Понятие социальной мобильности.

1. Общество не механическая совокупность индивидов, а сложная система социальных взаимодействий, в которые вступают между собой индивиды, руководствуясь определенными ценностями и регулируя взаимоотношения с помощью социальных норм. В процессе социального взаимодействия люди образуют социальные группы, общности, принадлежность к которым определяет положение человека в обществе и называется социальным статусом. К некоторым группам индивид принадлежит с рождения и как представитель данной группы занимает соответствующее положение в обществе, вступая во взаимодействие с другими людьми. Такие социальные статусы называют врожденными. К ним относятся пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, семейные позиции (дочь, сын, сестра, брат), некоторые социальные характеристики (дворянин, аристократ, представитель королевской семьи, сын академика). В другие группы индивид стремится попасть, прикладывая усилия, приобретая соответствующие социальные качества, добиваясь определенного положения в обществе. Подобные статусы называют приобретенными (муж, жена, студент, инженер, участник кружка художественной самодеятельности, член футбольной команды, аспирант, профессор). Иногда человек попадает в категорию людей, к которой он не хочет принадлежать, но вынужден в силу сложившихся обстоятельств и в связи с устоявшейся системой отношений: безработный, бездомный, чернорабочий, мусорщик, бездетный, разведенный и т. п. Такие социальные статусы являются смешанными. В соответствии со своим положением в обществе и ожиданиями со стороны взаимодействующих с ним людей индивид выполняет определенные социальные функции, удовлетворяет свои интересы, отвечающие характерному для его социального статуса образу действия, называемому социальной ролью. Каждому социальному статусу в обществе предписана определенная социальная роль. Конкретный индивид в большей или меньшей степени соответствует своей социальной роли.

Таким образом, в процессе социального взаимодействия индивиды объединяются в социальные группы и общности, связанные между собой сложной сетью социальных отношений. Совокупность различных по численности и социальному положению в системе общественных отношений социальных групп и устойчивых форм их взаимосвязей образует социальную структуру общества. Иначе говоря, социальную структуру общества образуют совокупность всех социальных статусов в обществе и система функциональных связей между ними, т. е. социальных ролей.

2. Социальным статусом называется положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с соответствующими правами и обязанностями. Статус определяет место личности в социальной структуре общества и в системе общественных взаимодействий, характер деятельности человека в различных сферах общественной жизни. Статус фиксирует позицию личности или группы в обществе в соответствии с профессией, экономическим благосостоянием, политическими пристрастиями, полом, возрастом, интересами, семейным положением. Он влияет на отношение к человеку других людей и общества в целом, выражается в таких показателях, как авторитет, престиж, влияние, привилегии, уровень доходов, зарплата, премии, награды, звания, слава, почет, льготы и т. п.

Реальный человек занимает в обществе одновременно несколько позиций, например: мужчина, семьянин, отец, инженер, альпинист, коммунист. Иногда эти статусы приходят в противоречие друг с другом и человек вынужден, выполняя предписания одного статуса, игнорировать требования другого. Подчеркивая многогранность деятельности личности в обществе, выражающуюся в нескольких присущих ей статусах, американский социолог Мертон ввел понятие «статусный набор» для обозначения всей совокупности статусов данного индивида.

Среди разнообразных статусов личности выделяют следующие типы.

А. Статусы главные и неглавные. Главным считают статус, наиболее характерный для данного индивида, по которому его вы

деляют окружающие и с которым в первую очередь отождествляют. Это может быть профессия (банкир, президент), сфера наиболее значимых результатов (альпинист, путешественник) или наиболее характерный в данный момент вид деятельности (мать, домохозяйка, заключенный).

Б. Статусы социальные и личные. Социальный статус характеризует объективное положение человека в социальной структуре общества: профессию, национальность, семейное положение. Личный же статус характеризует место человека в малой группе знакомых людей и определяется прежде всего его индивидуальными качествами (капитан футбольной команды, друг, соперник)

В. Статусы врожденные и приобретенные. Первые человек занимает в соответствии со своими наследуемыми признаками (пол, раса, национальность), вторые достигаются благодаря собственным усилиям (студент, профессор, муж, инженер).

Бывают статусы, которые нельзя однозначно отнести к какому-либо определенному типу. Например, статус безработного не является ни врожденным, ни приобретенным, так как никто не стремится его занять. Такого рода статусы называют смешанными.

Социальный статус показывает положение человека в обществе и демонстрирует его права и обязанности. Поскольку права и обязанности соотносятся с социальными позициями и ожиданиями других людей, каждый человек стремится сохранить или повысить социальный статус.

Каждая статусная позиция в обществе связана с другими статусными позициями и для бесконфликтного взаимодействия предполагает исполнение соответствующих обязанностей, осуществление определенного типа поведения, характеризуемых с помощью понятия социальной роли. Социальную роль следует рассматривать как динамическую сторону социального статуса, его функцию, определяющую набор норм, адекватно которым должна вести себя в определенных ситуациях личность. Эти нормы диктуют типы поведения, которые человек, обладающий данным социальным статусом, может осуществлять по отношению к человеку с другим социальным статусом. Социальная роль позволяет согласовывать социальные ожидания (экспектации) и реальное поведение индивидов. Если человек выполняет ожидаемые от него действия, его сопровождают понимание, партнерство, уважение, готовность к взаимодействию со стороны других людей. Если же ведет себя неподобающим образом, то встречает со стороны окружающих непонимание, противодействие, сопротивление.

Социальной ролью, таким образом, называется ожидаемое со стороны других людей и общества в целом регулярно повторяющееся и в течение длительного времени воспроизводящееся в определенных обстоятельствах поведение, характерное для того или иного социального статуса. Социальные роли исполняются конкретными индивидами. Отражая своеобразие личности, они имеют определенный спектр различных стереотипов поведения, характерных для данного социального статуса. В целом любая социальная роль, исполняемая людьми во взаимодействии друг с другом, персонифицирует господствующие общественные отношения, является социально обусловленной. Каждый социальный статус предполагает несколько социальных ролей, в которых он в той или иной ситуации реализуется в наилучшей мере. Мертон ввел в социологию понятие «ролевой набор» для характеристики совокупности различных ролей, присущих одному статусу.

Характеристика социальной структуры общества как совокупности социальных статусов и социальных ролей позволяет представить общество в виде сложной системы социальных взаимодействий, в которые индивиды вступают, руководствуясь определенными нормами и реализуя конкретные цели.

3. Многообразие социальных статусов является показателем сложности и дифференцированности общественной жизни. Статусы различают по роли и положению в обществе, количеству прав, возможностей и обязанностей. Существует понятие рангового параметра для определения высоты социального статуса в социальной структуре общества. Таким образом, социальное неравенство (различие статусов по своему положению) является универсальной характеристикой общества и его социальной структуры.

Люди, занимающие сходные по своим правам и обязанностям социальные статусы, образуют социальный слой, в социологии принятый называть стратой. Распределение индивидов по социальным слоям (стратам) называется социальной стратификацией. Страты отличаются уровнем и способами получения дохода, образованием, степенью властных полномочий, престижем и возможностями профессии, которой они занимаются.

Социальные страты (слои) представляют собой иерархически расположенные социальные группы, т. е. высшие и низшие слои. Обладающие наибольшим доходом, властью, богатством, образованием социальные слои составляют привилегированное меньшинство (знать, богатые, властвующие и др.), наиболее ущемленные в каком-либо отношении слои (малообеспеченные, необразованные, неквалифицированные) формируют социальные низы. Самую многочисленную часть в стабильно развивающемся обществе составляет средний класс, как правило, наиболее типичные представители данного общества с точки зрения способов получения дохода, образования, национальной и религиозной принадлежности, образа жизни и др.

П. А. Сорокин (1889-1968), разработавший учение о социальной стратификации, выделил три основных типа стратификации -экономическую (богатство), политическую (власть) и профессиональную (престиж) - и обозначил следующие критерии для различения социальных слоев: 1) уровень дохода (богатые и бедные); 2) политическое влияние (имеющие и не имеющие власть); 3) профессиональный статус (врачи, юристы, учителя, инженеры). Эти типы используются и в наше время как основные критерии социальной стратификации. К ним добавлены дополнительные критерии, позволяющие более тонко различать социальные позиции и их иерархическое расположение. Американский социолог Т. Парсонс (1902-1979) дополняет основные критерии стратификации следующими показателями: 1) существенные характеристики, которыми люди обладают от рождения (национальность, половозрастные особенности, происхождение, родственные связи, личностные качества и способности); 2) характеристики, связанные с выполнением социальных ролей в обществе (должность, уровень знаний, профессионализм); 3) характеристики обладания определенными материальными и духовными ценностями (собственность, привилегии, средства производства, произведения искусства).

В современной социологии основные и дополнительные критерии объединяются в единую многомерную модель, которая позволяет представить социальную стратификацию как расслоение индивидов и групп в обществе по признакам владения (или не владения) собственностью, богатству, способам получения дохода, уровню образования и профессиональной подготовки, степени властных полномочий, престижу в глазах общественного мнения, занятий и образа жизни, а также социокультурным характеристикам, этнонациональным и половозрастным признакам.

Одну их первых интегративных моделей стратификационного анализа общества предложил в 1930-х годах американский исследователь Л. Уорнер (1898-1970). С дополнениями и вариациями она успешно используется в современной социологии для описания социальной структуры современного общества. Первоначально Уорнер предложил простую трехзвенную систему социального деления общества: высший класс, средний класс и низший класс. По итогам конкретного эмпирического исследования социального состава провинциальных американских городов первой половины ХХ в. он счел целесообразным внутри каждого из этих крупных классов выделить промежуточные. В результате модель Уорнера включает шесть иерархически расположенных социальных страт.

1. Верхний высший класс составляют представители крупного бизнеса, видные политики, деятели культуры, чье богатство и общественное влияние складывалось на протяжении нескольких поколений и значимо в масштабах государства.

2. Нижний высший класс по богатству часто не уступает верхнему высшему, но представляет собой крупных бизнесменов, политиков, знаменитых спортсменов, достигших социального успеха в первом поколении и не имеющих еще достаточного влияния во всех областях деятельности общества.

3. Верхний средний класс включает преуспевающих бизнесменов, топ-менеджеров, видных врачей, юристов, научную элиту. Представители данного класса не претендуют на влияние в масштабах общества, однако в своих областях деятельности они обладают широким влиянием и престижем, занимают очень устойчивое положение в обществе благодаря своему мастерству и профессионализму.

4. Нижний средний класс включает образованных людей наемного труда - инженеров, чиновников, преподавателей, научных работников, менеджеров, высококвалифицированных рабочих. Представители этого класса заинтересованы в повышении своего социального статуса, нацелены на профессиональную карьеру и жизненный успех, которые зависят от собственных усилий и упорного труда. Этот социальный слой больше других заинтересован в экономической, социальной и политической стабильности в обществе и является поэтому опорой существующей власти. В современных развитых странах данный класс наиболее многочислен и составляет основу социальной структуры общества.

5. Верхний низший класс составляют в основном наемные рабочие, которые создают основной прибавочный продукт в данном обществе. Будучи в отношении добывания средств к жизни зависимым от высших классов, этот социальный слой вынужден по

стоянно отстаивать свои социальные права и бороться за улучшение условий существования.

6. Нижний низший класс образуют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие без постоянной занятости и другие маргинальные группы населения. Это наиболее обездоленные слои населения, которые иногда называют социальным дном.

Другие авторы, составляя модели социальной стратификации, опираются на модель Уорнера, часто добавляя к ней дополнительные страты, которые отражают сложную дифференциацию современного общества, например, средний высший, средний средний, средний низший классы.

В России советского периода социальная структура общества складывалась по-другому. Советские авторы рассматривали структуру советского общества в рамках классовой теории (два дружественных класса - рабочий класс и крестьянство и одна прослойка -интеллигенция). Зарубежные авторы неоднократно создавали альтернативные стратификационные модели советского общества. Например, американскому исследователю А. Инкельсу принадлежит следующая модель, включающая девять слоев:

1-й слой - правящая элита: руководители партии, правительства, высшее военное руководство, «командиры производства», имевшие практически бесконтрольную власть и огромные социальные привилегии;

2-й слой - высший слой интеллигенции: различные лауреаты, видные ученые, известные художники и писатели. Власти у них много меньше, чем у представителей первого слоя, но материальные вознаграждения по сравнению с рядовыми гражданами значительны, а также имеются привилегии в отношении условий труда и быта;

3-й слой - аристократия рабочего класса: ударники пятилеток, стахановцы, делегаты партийных съездов и органов власти. Они имеют высокую зарплату и значительный престиж в обществе, однако в отличие от двух высших слоев не могут рассчитывать на послабления правовых санкций или особую правовую защиту;

4-й слой - интеллигенция, управленцы, руководители средних предприятий. Их зарплата и положение в обществе позволяют поддерживать достаточно обеспеченный уровень жизни;

5-й слой - служащие, мелкие управленцы, люди со средним уровнем образования. Их зарплата едва позволяет поддерживать средний уровень жизни;

6-й слой - преуспевающие работники передовых колхозов и совхозов. Наряду с не очень высокой зарплатой имеют существен

ную помощь от государства (сельскохозяйственная техника, удобрения, помощь городских рабочих), а также доходы от приусадебных участков, что позволяет сохранять приличный уровень жизни;

7-й слой - средне- и малоквалифицированные рабочие в городах; их уровень жизни и доходы очень скромны;

8-й слой - средние слои крестьянства; для них характерны тяжелый физический труд, низкая зарплата, отсутствие комфортного отдыха;

9-й слой - армия заключенных трудовых лагерей - наиболее обделенный слой советского общества.

Начиная с 1990-х годов в российском обществе происходят политические, экономические и социальные трансформации, кардинально меняющие социальную структуру общества. Для анализа современного российского общества можно применить стратификационную модель Уорнера с необходимыми изменениями, что демонстрируют, например, исследования социолога Н. М. Римашевской. Она выделяет следующие социальные слои в современном российском обществе:

1) общероссийские элитные группы, соединяющие обладание собственностью, сопоставимой с крупнейшими западными состояниями, и властное влияние в общероссийских масштабах;

2) региональные и корпоративные элиты, обладающие значительными по российским масштабам состояниями и влиянием на уровне регионов и реальных секторов экономики;

3) российский «верхний средний класс», обладающий собственностью и доходами, обеспечивающими высокий жизненный стандарт, а также притязания на повышение своего социального статуса, влияния и престижа;

4) российский «динамический средний класс», имеющий доходы для обеспечения высоких стандартов потребления, достижения устойчивых социальных позиций, проявления значительных социальных притязаний и мотивации, обладающий социальной активностью и ориентированный на легальные способы ее проявления;

5) «аутсайдеры», характеризующиеся низкими адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения;

6) маргиналы, для которых характерны асоциальные и антисоциальные установки в социально-экономической и политической деятельности;

7) криминалитет, обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но выбирающий нелегальные формы хозяйственной активности.

Белорусский исследователь Е. М. Бабосов предлагает модель социальной стратификации, характерную для всех постсоветских обществ:

1) высший слой - новая элита, в состав которой входят богатые предприниматели (владельцы банков, крупных фирм) и высшие должностные лица;

2) высший средний слой - средние и мелкие предприниматели, директорский корпус, популярные художники, артисты, телекомментаторы, крупные ученые, известные юристы, врачи и др.;

3) средний средний слой - профессура, частнопрактикующие врачи, адвокаты, руководители служб успешно работающих предприятий, старшие офицеры, чиновники.

4) низший средний слой - учителя, рядовые инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие;

5) низший слой - малоквалифицированные рабочие, крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и правоохранительных органов;

7) аргинальный слой - опустившиеся на социальное дно из различных социальных групп нищие, бомжи, беженцы, беспризорные.

Характерной особенностью социальной структуры современного российского общества является тот факт, что богатые и обеспеченные группы населения составляют вместе 8... 10 %, средне- и малообеспеченные - 15. 17 %, беднейшие - примерно 7 %, а оставшиеся 60. 65 % образуют бедные слои, что тормозит поступательное развитие страны и чревато социальными конфликтами и потрясениями. В нормально развивающемся обществе оптимальным считается другое соотношение, где 60. 65 % населения образует средний класс, имеющий хорошее образование и постоянный доход и заинтересованный в социальной стабильности и устойчивом развитии.

4.Иерархическое расположение социальных страт в обществе не является вечным и неизменным. В процессе жизнедеятельности общества они могут меняться местами, появляются новые страты, исчезают старые, отдельные индивиды перемещаются из одного социального слоя в другой. П. А. Сорокин совокупность таких изменений назвал социальной мобильностью, т. е. подвижностью социальных слоев и отдельных индивидов.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение их из одного социального положения в другое. Основными характеристиками социальной мобильности являются пространственные параметры, скорость и плотность стратификационных изменений.

По пространственным параметрам социальная мобильность подразделяется на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность представляет собой перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую, расположенную на том же стратификационном уровне. Например, переход из одной фирмы в другую на такую же или подобную должность, перевод студента из одного вуза в другой, переход из одной семьи в другую при женитьбе или разводе. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность, т. е. переезд индивида в другой город или страну.

Вертикальная же мобильность предполагает переход индивида или группы из одного социального пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого. Различают два вида вертикальной мобильности: восходящую и нисходящую. Восходящая мобильность означает подъем из одного социального слоя в другой, более высокий. Например, рабочий, получив высшее образование, становится инженером, а затем начальником цеха и директором завода или открывает свою фирму и становится предпринимателем. Нисходящая мобильность представляет социальный спуск, т. е. социальное нисхождение, деградацию. Например, инженер, став безработным, устраивается работать сторожем или маляром, а то и вовсе становится бездомным.

По скорости протекания стратификационных изменений выделяют быстрые и медленные. Например, один выпускник вуза в течение пяти лет занимает одну и ту же должность инженера или учителя, другой - через три года становится начальником отдела, а еще через год открывает фирму и превращается в предпринимателя. Во втором случае мы имеем дело с более быстрой социальной мобильностью. Можно выделить также межпоколенную и внутри-поколенную мобильность. В первом случае речь идет об изменении социального статуса детей по сравнению со статусом их родителей, во втором - о трансформациях социального статуса человека по сравнению с его сверстниками, поколением, т. е. о социальной карьере индивида.

По плотности стратификационные изменения делятся на единичные и групповые. В первом случае из одного слоя в другой перемещаются отдельные люди (школьник, студент, инженер, предприниматель, министр), в другом - целая социальная группа (низвержение в социальные низы дворянства и буржуазии после Октябрьской революции или возвышение профессиональных групп кооператоров, бухгалтеров, экономистов в период перестройки). Выделяют также добровольную и вынужденную социальную мобильность. В ситуации добровольной социальной мобильности индивид или группа прикладывают сознательные усилия для достижения более высокого социального статуса, вынужденная же мобильность заставляет участников стратификационных перемещений считаться с обстоятельствами и приспосабливаться к переменам. И та и другая могут быть следствием объективного развития общественной жизни (появление новых отраслей производства, изменение социально-экономических принципов хозяйственной деятельности), а могут целенаправленно управляться государством (укрупнение деревень, закрытие предприятий, техническое перевооружение отраслей производства). Во втором случае говорят об организованной социальной мобильности, в первом же - о структурной мобильности.

Используемая литература: Социология. Курс лекций: учеб. пособие / И.А. Акимова,
Н.Г. Багдасарьян, Е.А. Гаврилина, В.Г. Горохов, А.В. Литвинцева,
И.Е. Моторина, Г.В. Панина, Ю.П. Полуэктов, А.В. Чернышева;
под ред И.А. Акимовой - М.: Изд-во МГТУ нм. Н.Э. Баумана.
2010. - 95. |2|.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стра-тификационной структуры общества является есте-ственное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарож-дение.м человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обыч-но в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так и называли - первое со-словие и второе сословие) ко второй - ремесленни-ков, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал - это индивид, утра-тивший своп прежний социальный статус, лишен-ный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть эт-номаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы - люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политическом борьбы: религиозные маргиналы - люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Качественные изменения, происходящие в экономическом базисе современного российского общества, повлекли за собой серьезные изменения в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка - финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер, что может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.


| |

Естественное и социальное неравенство людей выступает причиной, основой социального расслоения, формирования определенной структуры общества.

Социальная структура общества - это устойчивая связьсубъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа , образования. Такова современная трактовка рассматриваемого понятия.

Основные типы социального расслоения

Общества с закрытой и открытой структурой

В социологии известны четыре главных типа стратификации (социальные структуры общества) - рабство, касты, сословия и классы . Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип - открытые.

Закрытым считается такое общество, в структуре которого социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены . Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены .

Рабство

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степеньюнеравенства .

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.

Касты

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.



В Индии 4 основные касты : брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по ХIV в.

Сословия

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями .

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIIIвв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.

В России со второй половины ХVII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследству . Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий.

Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов . Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Но термин «сословие» со временем заменяют на новое понятие «класс», выражающее социально-экономическое положение людей, способных изменить свой статус.

Класс

Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня. Другое дело, что с вызреванием, усложнением многогранности социального организма возникла необходимость вычленения в обществе не одного-двух классов, а множества социальных слоев, называемых на Западе стратами .И соответственно расслоение общества - его стратификацией (появлением множества элементов в структуре общества).

Социальная стратификация

Термин «стратификация » происходит от латинского stratum - слой. Таким образом, в этимологии слова заложена задача не просто выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию . У различных авторов понятие «страта» нередко подменяется иными ключевыми словами: «класс», «сословие». Употребляя ниже все эти термины, мы будем вкладывать в них единое содержание и понимать под стратой большую группу людей, отличающуюся по своему положению в социальной иерархии общества.

Социологи едины во мнении, что основа стратификационной структуры (социальной структуры общества) - естественное исоциальное неравенство людей . Однако способы организации неравенства различны. Каковы те основания, которые определяли бы облик вертикального строения общества?

К. Маркс ввел единственное основание вертикального рассмотрения структуры общества - обладание собственностью . Поэтому его социальная структура общества сводилась фактически кдвум уровням : класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс , лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права на собственность (крестьяне). Попытки представить интеллигенцию , некоторые другие социальные группы в качестве промежуточных слоев оставляли впечатление непродуманности общей схемы социальной иерархии населения. Узость такого подхода стала очевидной уже в конце XIX столетия.

Вот почему М. Вебер расширяет число критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов) он вводит такие критерии, как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему занять определенное место в социальной иерархии.

Роль статуса в иерархической структуре общества определяется такой важной особенностью социальной жизни, как ее нормативно-ценностное регулирование . Благодаря последнему на верхние этажи социальной лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует укоренившимся в массовом сознании представлениям о значимости его титула, профессии, а также функционирующим в обществе нормам и законам.

Итак, общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким основаниям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по уровню обладания политической властью, по уровню образования, а также по некоторым другим. Можно, видимо, утверждать, что эти виды иерархии значимы для общества, так как позволяют регулировать воспроизводство социальных связей, а также направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов.

Каковы механизмы , поддерживающие иерархическую структуру общества? Для поддержания социальной иерархии в обществе первоначальнобылонайдено простое решение: рожденный в семье раба должен остаться рабом, в семье дворянина - представителем высшего класса. Вся система социальных статусов (право, армия, суд и церковь) следили за соблюдением правил сословной организации иерархической структуры общества.

Устойчивость такой иерархической системы могла поддерживаться только силой : либо силой оружия, обладание которым было исключительным правом высших слоев; либо силой религии , имевшей исключительные возможности воздействия на умы людей; либо силой соответствующих законов, норм, обычаев , на соблюдение которых была нацелена вся мощь государственного аппарата.

Иерархическая система современного общества лишена указанной жесткости. Формально все граждане имеют равные права, в том числе и право занимать любое место в социальном пространстве, подниматься на высшие этажи социальной лестницы или находиться в низших эшелонах. Резко возросшая социальная мобильность тем не менее не привела к размыванию иерархической системы. Общество по-прежнему поддерживает и охраняет свою иерархию (структуру).

Было замечено, что профиль вертикального среза общества не является постоянным. К. Маркс в свое время предположил, что его конфигурация будет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих и значительного обнищания основной массы населения. Результатом этой тенденции станет возникновение серьезного напряжения между верхними и нижними слоями социальной иерархии, которое неизбежно выльется в борьбу за перераспределение национального дохода .

П. Сорокин, отвергая тезис К. Маркса об абсолютном обнищании масс при капитализме, тем не менее был также склонен считать, что верхняя часть социальной пирамиды имеет тенденцию к возвышению над остальной частью. Но этот рост богатства и власти не беспределен. По его мнению, существует точка насыщения, дальше которой общество не может двигаться без риска крупной катастрофы. По мере приближения к этой точке в обществе начинаются процессы сдерживания пагубной тенденции: либо проводятся реформы по перераспределению богатства через систему налогообложения, либо начинаются глубинные революционные процессы, в которые вовлекаются широкие социальные слои.

Стабильность общества связана с профилем социальной стратификации (структурой общества). Чрезмерное вытягивание последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, восстаниями, бунтами, несущими хаос, насилие, тормозящими развитие общества, ставящими его на грань развала. Утолщение профиля стратификации прежде всего за счет усечения верхушки конуса - явление, повторяющееся в истории всех обществ. Важно, чтобы оно осуществлялось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики.

Описываемый процесс имеет и оборотную сторону, подмеченную П. Сорокиным. Уплотнение профиля стратификации не должно быть чрезмерным, низводящим на нет сам принцип социальной иерархии. Неравенство - не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнение в доходах, в отношениях к собственности, власти лишает индивидов важного внутреннего стимула к действию , самореализации, самоутверждению, а общество - единственного энергетического источника развития .

Плодотворной представляется идея, высказанная еще Г. Зиммелем о том, что стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя ,или класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше количественно средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрение граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.

Наличие мощного среднего пласта в социальной иерархии многих современных стран позволяет им сохранять устойчивость , несмотря на эпизодическое нарастание напряженности среди беднейших слоев. Эта напряженность гасится не столько силой репрессивного аппарата , сколько нейтральной позицией большинства , в целом удовлетворенного своим положением, уверенного в будущем, чувствующего свою силу и авторитет. Во всех развитых странах, несмотря на их культурные и географические различия, доля среднего класса примерно одинаковая 55-60%. На социальной лестнице он размещается между элитой (верхами) и рабочими либо социальными низами. Увеличение его роли в обществе объясняется вполне объективными причинами. В развитых странах в XX в. происходит сокращение ручного труда и расширение умственного как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Следовательно, сокращается численность рабочих и крестьян, последние составляют в США лишь 5%. Но это не традиционные крестьяне, а независимые и зажиточные фермеры. Список новых профессий обогащается не за счет малоквалифицированных, как прежде, а за счет высококвалифицированных, наукоемких специальностей, связанных с прогрессивными технологиями. Их представители автоматически попадают в средний класс. С 1950 по 2000 г. доход американской семьи удвоился. Возросла покупательская способность населения, меньше надо работать, чтобы купить то же самое. Расширился досуг, больше времени остается на развлечения, туризм, увеселения. Трудовое общество уходит в прошлое, ему на смену идет общество досуга.

Средний класс играет в обществе особую роль , образно ее можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому он сохраняет равновесие и устойчивость . В средний класс входят, как правило, те, кто имеет экономическую независимость (т. е. является собственником предприятия) или ярковыраженную профессиональную ориентацию. А это как раз те функции, которые обществом не только высоко ценятся, но и высоко вознаграждаются. Ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, банкиры и предприниматели составляют социальный стержень общества. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество нестабильно.

Т. И. Заславская выделяет четыре основных признака среднего класса:

§ совокупность социальных групп , занимающих промежуточное положение в социальной структуре общества и выполняющая роль посредника между верхами и низами ;

§ экономически независимая часть общества , уверенная в будущем и заинтересованная в сохранении социального порядка и стабильности общества;

§ наиболее квалифицированные, социально активные граждане , способствующие прогрессивному развитию общества;

§ основные носители общественных интересов , национальной культуры, составляющие большинство населения и распространяющие образы собственной культуры на другие социальные слои.

Все перечисленные признаки (и другие) делают средний класс в определенной степени самодостаточной и относительно независимой частью населения .

Социальная мобильность

Мобильность (фр. mobile) - подвижность. Нас интересует социальная (общественная) мобильность - процесс изменения субъектом общественной жизни своего социального статуса , продвижение его по карьерной лестнице.

Термин «социальная мобильность» введен в социологию
П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения. В современной социологии теория социальной мобильности широко применяется для исследования социальной структуры общества.

Различают следующие виды социальной мобильности:

§ вертикальная восходящая и нисходящая (индивид занимает более высокую должность, значительно улучшает свое материальное положение, побеждает на выборах и т. д. или теряет престижную работу, его фирма банкротится и пр.);

§ горизонтальная -перемещение индивида или группы в пределax одного социального слоя;

Межпоколенная мобильность предполагает повышение или понижение социального статуса детей по отношению к положению, занимаемому их родителями. Раньше не во всех обществах это было возможно. Межпоколенная мобильность относится к долговременным социальным процессам.

Внутрипоколенная социальная мобильность предполагает изменение статуса самого индивида в течение своей жизни. При этом не затрагивается положение его родителей. Этот процесс называется также карьерой (специалист повышает квалификацию, переходит на новую, более престижную должность). Иногда этот процесс сопровождается сменой сферы труда с физической на интеллектуальную.

Изучая структуру социальной мобильности, исследователи пришли к выводу, что на нее оказывают влияние такие факторы, как пол человека, возраст, плотность населения, уровень рождаемости в том или ином регионе. Более мобильными являютсямолодежь и мужчины;

§ групповая - целые социальные группы, социальные слои и классы меняют свое социальное положение в социальной структуре. Например, бывшие крестьяне переходят в категорию наемных рабочих; шахтеры ликвидированных из-за нерентабельности шахт становятся работниками других сфер;

§ индивидуальная -отдельный индивид перемещается в социальном пространстве в том или ином направлении.

В современном развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой , а индивидуальный характер.Поднимаются определенные личности , способные преодолеть притяжение своей социокультурной среды. Это не просто, хотя и рабочий может в принципе подняться до министра. (Особо показателен опыт СССР: М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин, В. В. Путин).

Вряд ли есть такое общество, страты которого не пропускали бы в себя отдельные единицы. В современном обществе передвижение по вертикали возможно. Однако этот переход всегда сложен ! Если бы мобильность была свободной, то в обществе не было бы социальных страт, считал П. А. Сорокин. Оно напоминало бы здание без потолка и стен.

Вместе с тем все общества стратифицированы. В них есть определенное «сито» просеивающее индивидов и позволяющее некоторым подняться вверх, оставляя других в нижних слоях. Роль сита выполняют социальные институты , регулирующие движение по вертикали, и своеобразие культуры, образа жизни каждого слоя, проверяющие каждого выдвиженца на прочность, на соответствие нормам той страты, в которую он перемещается.

Так, система образования обеспечивает не только первичную социализацию личности, но и выполняет рольсвоеобразного лифта , который позволяет наиболее способным подняться вверх .

Политические партии формируют политическую элиту, институт собственности укрепляет класс собственников, институт брака позволяет подняться даже при отсутствии интеллектуальных способностей. Однако мало подняться. Надо закрепиться в страте т. е. принять ее образ жизни и вписаться в ее социокультурную среду, принять нормы , принципы .

Этот процесс труден , болезнен, так как требует большого психического напряжения и часто чреват нервными срывами . Человек может навсегда остаться изгоем там, куда стремится или попал волею судьбы.

Если социальные институты - «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда вырвавшийся из низов будет обречен быть изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он останется за дверью, ведущей в саму страту, что чревато нервно-психическими срывами.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз . Утратив право, обеспеченное капиталом, жить в верхних слоях , человек не способен открыть дверь в другую страту с другой социокультурой и отсюда - конфликт .

Маргинальность

Нахождение человека как бы между двумя структурами называется в социологиимаргинальностью.

Маргинал - это индивид, утративший свой прежний социальный статус и оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде.

Адаптация к новым условиям нередко сопряжена с радикальной перестройкой жизненных ориентаций. Кроме того, сама новая социальная среда имеет своего рода фильтры, осуществляющие отбор своих и отторжение чужих. Бывает так, что человек, потеряв свою социокультурную среду, не может адаптироваться в новой среде. Тогда он как бы застревает между двумя социальными слоями, между двумя культурами. Например, разбогатевший бывший мелкий предприниматель пытается попасть в более высокие слои общества. Он как бы выходит из своей старой среды, но и для новой социальной среды он чужой - «мещанин во дворянстве». Другой пример: бывший научный работник, вынужденный зарабатывать на жизнь извозом или мелким предпринимательством, тяготится своим новым положением; для него новая среда - чужая. Нередко он становится объектом насмешек и унижения со стороны менее образованных, но более приспособленных к условиям своей среды «коллег по цеху».

Маргинальность - понятие социально-психологическое. Это не только определенное промежуточное положение индивида в социальной структуре, но и его собственное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргиналом. Маргинал тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Особенно тяжело переживают свою маргинальность люди, вынужденные сменить вид деятельности, профессию, социокультурную среду, место жительства и др., например, беженцы.

Необходимо различать маргинальность как составную часть естественной социальной мобильности и вынужденную маргинальность, возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп. Естественная маргинальность не носит массового и долговременного характера и не представляет угрозы для стабильного развития общества. Вынужденная массовая маргинальность, принимающая затяжной долговременный характер, свидетельствует о кризисном состоянии общества.