Иосиф и его … Московские биеннале. Член Ассоциации искусствоведов

Отдыхать не умею совсем, у меня не получается. А вот чтобы хоть как-то переключить внимание, как ни странно, смотрю опять-таки новости на канале CNN, BBC или в интернете Lenta.ru. Это всегда как-то отвлекает.


– Какую книгу вы прочли недавно?

– Почти не читаю ничего художественного. В основном – специальную литературу. Последнее, что прочел, – это книга на английском языке французского автора Николя Буррио «Relational aesthetics». Это теория художественных процессов в современном искусстве в 90-е годы. Одна из самых интересных за последнее время.

– Какой фильм из увиденных за последнее время вас впечатлил больше других?

– Только что купил DVD с мультфильмом «Труп невесты». Посмотрел его недавно в самолете. Он произвел большое впечатление – решил купить. Сейчас вообще по каким-то, видимо, серьезным культурно-историческим причинам полнометражные мультфильмы начинают конкурировать с художественными лентами. Смотрел не так давно еще мультфильм «В поисках Немо». Очень драматичный и трогательный. Если же говорить о художественных фильмах – с нетерпением жду «Мюнхен» Стивена Спилберга, номинированный на «Оскар». Уверен, что он произведет на меня сильное впечатление.

– Следите ли за театральными событиями?

– Начал следить где-то на протяжении последнего года. Сильное впечатление – гастроли в Москве берлинского «Deutsches Theater». Они ставили «Эмилию Галотти» Лессинга. Очень понравилось.

– Смотрите ли телевизор?

– Смотрю в основном новости на всех каналах. Чаще на НТВ. На Первом канале почему-то многое раздражает. Эта продукция, видимо, рассчитана на аудиторию, к которой я не принадлежу. Первый канал - заметное «достижение» отечественной массовой культуры!

– Как предпочитаете отдыхать?

– Отдыхать не умею совсем, у меня не получается. А вот чтобы хоть как-то переключить внимание, как ни странно, смотрю опять-таки новости на канале CNN, BBC или в интернете Lenta.ru. Это всегда как-то отвлекает.

– Ваш любимый ресторан, куда бы вы пригласили друзей?

– Я большой поклонник китайской кухни. Поэтому везде, где бы ни путешествовал, стараюсь отыскать китайский ресторан. А из московских мест – вот совсем недавно посетил и мне очень понравилось – Vogue Сafe. Дизайн необычный, совершенно европейский, и кухня хорошая. И клуб «Газгольдер» – самое модное сегодня место в Москве.

Иосиф Бакштейн - это почти что синоним современного искусства в России. В 1988 году он организовал первую выставку Клуба авангардистов. И с тех пор Бакштейн - куратор многих значительных и иногда даже скандальных проектов. Например, он провел выставку в Бутырской тюрьме. Осужденные красили зеленые стены Бутырки в белый цвет, чтобы было как в настоящем выставочном зале. Бакштейн контролировал процесс и в обед ел баланду. Позже он организовал Первую и Вторую Московские биеннале современного искусства. Бакштейн работает в основном в Москве, а живет вместе с женой и сыном в Лондоне. Играет в пьесе Петрушевской «Гигиена», в постановке Федора Павлова-Андреевича, мечтает сняться в кино, хотя бы и в эпизодической роли, но пока много снимается в популярных передачах об искусстве. Всюду, где бы ни путешествовал, старается отыскать китайский ресторан. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Город, в котором я живу

Москва

День рождения

Где родился

Москва

Где и чему учился

«В школе я учился в параллельном классе с Аликом Меламидом, который Комар и Меламид... И когда он стал заниматься искусством в современном понимании слова, в 1972 году, я постепенно стал вникать в смысл всего этого… Поскольку во мне жила непоколебимая уверенность, что Алик - гений, у меня не было сомнений в правильности того, что он делает. Просто это было непонятно, но я знал, что надо понять. Тогда я впервые услышал все эти слова - "объект", "перформанс", "инсталляция"».

Окончил Московский институт электронного машиностроения и Институт информатики, получил второе высшее образование по специальности «социология культуры и искусства».

Где и как работал

Руководит московским Институтом проблем современного искусства с 1991 года.
Заместитель генерального директора Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, руководитель Дирекции исследовательских и образовательных программ.
Заведующий сектором современной художественной культуры Российского института культурологии.

Ученые степени и звания

Кандидат философских наук.

Что такого сделал

Куратор более 30 выставок, в том числе в Бутырской тюрьме (1992) и в бане (1988). Автор более 70 публикаций.

Дела общественные

Член Ассоциации искусствоведов.

Общественное признание

Получил медаль Академии художеств.

Впервые создал и придумал

В 2005 году организовал Первую Московскую биеннале современного искусства.

Удачные проекты

Венецианская биеннале (куратор российского павильона, 1999). Был куратором выставок «Норман Фостер. Пространство и время» и «Ангелы истории. Московский концептуализм и его влияние», состоявшейся в 2005-м в Антверпене.

Участвовал в скандалах

Подрался с художником Александром Бренером, одним из лидеров «московского акционизма» 1990-х годов.

«Как-то в музее в Сан-Себастьяне дрался с Бренером - это такой художник-террорист, устраивает публичные скандалы всегда, это его художественная стратегия. Он начал в меня плеваться, я тоже стал плеваться, потом началась драка. Я стал требовать, чтоб его немедленно арестовали, но он убежал».

Люблю

«Я большой поклонник китайской кухни. Поэтому везде, где бы ни путешествовал, стараюсь отыскать китайский ресторан».

специальную литературу по теории философии искусства

Ну, не люблю

смотреть телевизор художественную литературу театр

Семья

Жена Кэти Дипвел и сын.

«У меня у самого жена англичанка… Они, что называется, высшая раса. Традиционно русские люди искреннее уважение испытывают только к англичанам. Юмор у нас похож, но они ироничны, а мы - циничны. Вы обратите внимание, все самые умные русские - Пушкин, Набоков, например, всегда были англоманами».

И вообще…

«...проживаю уже какую жизнь, ну, вторую точно, потому что первую жизнь я прожил в Советском Союзе, все было довольно интересно. Я считаю, что перед моим поколением была поставлена важная историческая задача - это ликвидация советского государственного общественного строя. Задача эта была успешно выполнена. А у одного поколения не бывает двух исторических задач».

«...всегда был маргиналом и до сих пор им на самом деле остаюсь, потому что, только будучи маргиналом, ты можешь стремиться в центр некоторый такой, даже гипотетический, даже виртуальный. Если ты думаешь, что ты находишься в центре, ты уже сам никому не нужен, поскольку все уже свершилось, никакого мотива что-то сделать у тебя уже нет».

«Связи / Партнеры»

Спецгость биеннале проехал от Владивостока до Москвы со своим проектом

МОСКВА, 3 ноя — РИА Новости. Специальный гость 4-й Московской биеннале современного искусства французский художник Бертран План (Bertrand Planes) за два месяца проехал всю Россию, показав свой проект BumpIt! в 12-ти российских городах, рассказал РИА Новости координатор проекта Олег Краснов.
ссылка: http://www.ria.ru/culture/ 20111103/479272601.html

Петербургский неоакадемизм на 4 Московской биеннале

Основной проект Московской биеннале увидели 70 тысяч человек

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Светлана Янкина. Выставку «Переписывая миры», основной проект 4-й Московской биеннале современного искусства, за полтора месяца работы пришло посмотреть 70 тысяч зрителей, рассказал в интервью РИА Новости ее комиссар Иосиф Бакштейн.
ссылка: http://www.ria.ru/culture/ 20111031/476272593.html

Московская биеннале определилась с окончательным списком участников

Московская биеналле современного искусства, которая пройдет в четвертый раз с 23 сентября по 30 октября, определилась со всеми участниками основного проекта «Переписывая миры», сообщил РИА Новости ее комиссар Иосиф Бакштейн.

Всего в главной выставке биеннале примут участие 80 художников из 33 стран, российских проектов будет 12″, – сказал Бакштейн.

Среди международных авторов – обладатель «Золотого льва» Венецианской арт-биеннале этого года, не так давно скончавшийся немецкий режиссер-авангардист Кристоф Шлингензиф, его соотечественники Нео Раух и Герхард Рихтер, китайский художник-диссидент Ай Вэйвэй, французская группа Клер Фонтэн и индийская художница Шилпа Гупта.
ссылка: http://artaktivist.org/news/ moskovskaya-biennale- opredelilas-s-okonchatelnym- spiskom-uchastnikov/

Можно ли судить искусство?

В Таганском суде Москвы 12 июля будет вынесен приговор организаторам выставки «Запретное искусство» Юрию Самодурову и Андрею Ерофееву. Их обвиняют в разжигании религиозной вражды: православная общественность сочла оскорбительным использование религиозных символов в картинах, представленных на выставке. Прокурор попросил приговорить Самодурова и Ерофеева к трем годам лишения свободы, с другой стороны, за них вступились министр культуры Александр Авдеев, галерист Марат Гельман и другие представители художественной общественности. Можно ли судить искусство? Где находится граница между самовыражением и преступлением? Что случится с современным искусством в России, если обвинительный приговор все-таки будет вынесен? На эти и другие вопросы читателей Ленты.Ру ответил руководитель Института проблем современного искусства, комиссар Третьей Московской биеннале современного искусства, заведующий Сектором современной художественной культуры Российского Института культурологии Иосиф Маркович Бакштейн.
ссылка: http://lenta.ru/conf/ bakshtein/

Иосиф Бакштейн об особенностях Московкой биеннале современного искусства

В Москве открывается IV биеннале современного искусства. В ней участвуют 80 художников и художественных объединений из 33 стран. Современное искусство. зеркало современного общества. Главное действующее лицо Московской биеннале. публика. Об особенностях нынешнего проекта комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн рассказал в интервью «России-24».
ссылка: http://www.vesti.ru/videos? cid=460&vid=364111

Известный российский искусствовед о предстоящей IV Московской биеннале и о том, что мешает художникам в России

К рыночному влиянию на contemporary art гораздо спокойнее относится бессменный комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн. Вероятно, потому, что он как социолог культуры пытается «объективно» отслеживать разные влияния в сфере современного искусства и принимает их как данность. Жан-Юбер Мартен оценивает художественное творчество больше как поэт, а Бакштейн - как учёный и менеджер.
ссылка: http://www.chaskor.ru/article/ iosif_bakshtejn_ otechestvennyj_art-mir_u_nas_ marginalen__20445

Что было, что есть, чего хочется. Иосиф Бакштейн об искусстве

Иосиф Бакштейн куратор 4-й Московской биеннале, директор Института проблем современного искусства о гламурности Венецианской биеннале, цинизме россиян, о настоящих художниках, социальном и политизированном искусстве.
ссылка: http://artgals.info/name/ interview/chto-bylo-chto-est- chego-hochetsya-iosif- bakshtejn-ob-iskusstve/

Иосиф Бакштейн: «Хочется показать, как использовать новые технологии в искусстве»

Цитадель элитарности: Иосиф Бакштейн — Тезисы о современном искусстве

Тезисы об искусстве в эпоху социального дарвинизма
1. Полное название книги Чарльза Дарвина - «О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Подзаголовок дает ответ на вопрос о том, почему книга Дарвина вновь обретает актуальность, хотя угол нашего зрения сегодня, безусловно, иной. Вопрос можно сформулировать следующим образом: какой отбор и какая борьба за жизнь происходят в эпоху глобализации и можно ли сказать, что именно она стала еще более суровой по сравнению с предшествующими историческими периодами? Имеет ли современное искусство шанс выжить в такой борьбе среди транснациональных институций культурной индустрии?
ссылка: http://kinoart.ru/2007/n3- article18.html

Иосиф БАКШТЕЙН: «Надежда — очень русское чувство»

Подготовка к Московской биеннале современного искусства, которая пройдет в следующем году, набирает обороты: назначен комиссар, утвержден кураторский штаб, выбраны выставочные площадки и сформулирована тема. Об этом куратор-координатор биеннале, директор Института современного искусства Иосиф БАКШТЕЙН рассказал в интервью обозревателю «Известий. — У нас есть два бюджета. Один несеквестируемый — бюджет на миллион. Мы считаем, что у нас должен быть проект, который можно будет осуществить на этот миллион. И есть другой бюджет — от двух до трех миллионов. Сейчас ведутся переговоры со спонсорами
ссылка: http://www.izvestia.ru/news/ 288138

Иосиф Бакштейн: Почему русское искусство не берут в Майами

Спрашиваю у Иосифа Бакштейна, искусствоведа, критика, но главное, бессменного куратора Московских биеннале современного искусства, почему так мало российских галерей. «Загадка, загадка, - говорит он, - многие пытаются, их не берут. Все-таки русское искусство отличается тем, что оно, как выясняется, гораздо меньше интегрировано в интернациональные структуры, даже хуже, чем Восточная Европа. Мы какие-то другие».
ссылка: http://www.snob.ru/selected/ entry/28193

Иосиф Бакштейн: «Русская литература важнее русского изо…»

Основная площадка - арт-центр «Гараж». Основной проект - «Без исключения». Куратор основного проекта - француз Жан-Юбер Мартен. Он продвигает свою давнюю идею - культура стирает границы между государствами. Будет представлено творчество 80 художников из 25 стран всех частей света: Европы, США, Азии, Южной Америки, Африки и Океании.
ссылка: http://www.chaskor.ru/article/ iosif_bakshtejn_russkaya_ literatura_vazhnee_russkogo_ izo_10612

Иосиф Бакштейн: «Не вижу ничего плохого в провокации»

Одно из главных художественных событий сезона — Московская биеннале современного искусства — будет проходить с 25 сентября по 25 октября. О будущем смотре корреспонденту «Труда» рассказал комиссар проекта, известный искусствовед и арт-менеджер Иосиф Бакштейн.
ссылка: http://www.trud.ru/article/22- 07-2009/225596_iosif_ bakshtejn_ne_vizhu_nichego_ ploxogo_v_provokatsii.html

Иосиф Бакштейн: продать можно даже воздух

Сегодня открывается первая Московская международная биеннале современного искусства. Девиз форума – «Диалектика надежды». Биеннале носит некоммерческий характер, поэтому по словам организаторов проекта, главным критерием при отборе произведений было их качество.
ссылка: http://www.polit.ru/article/ 2005/01/27/bakshtplung/

Журнал «Артхроника» выбрал самых влиятельных людей в российском искусстве

На втором месте списка оказался его прошлогодний лидер, комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн, которого отметили за поддержание интереса к его проекту. Третье место списка занимает поднявшийся на одну позицию галерист, директор музея PERMM Марат Гельман. На четвертом месте — директор вновь открывшегося в 2010 году на Остоженке Московского дома фотографии Ольга Свиблова. Замыкает пятерку глава попечительского совета премии Кандинского и издатель «Артхроники» Шалва Бреус.
ссылка:

Cовместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem

К открытию выставки «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988» Музей «Гараж» и издательство Ad Marginem подготовили издание серии Garage PRO — подборку текстов ведущего российского искусствоведа и куратора, свидетеля единственного международного аукциона в истории российского искусства, Иосифа Бакштейна.

На протяжении 40 лет Иосиф Бакштейн играет одну из главных ролей в развитии и критическом осмыслении художественных процессов советского и постсоветского пространства. Писать об искусстве он начал в 1970-е — под влиянием Александра Меламида, после школы, в которой они вместе учились, поступившего в Строгановское училище. Их общение длилось вплоть до эмиграции Меламида в США. В 1973 году произошло знакомство с Ильей Кабаковым, многочисленные беседы с которым дали почву для дальнейшей критической деятельности Бакштейна. Возможность же полноценной кураторской работы возникла позднее: дебютные проекты Бакштейна-куратора датируются 1987-1988 годом (первые выставки «Клуба авангардистов»).

Если в «неофициальные» времена все самое интересное происходило на квартирах или вне города, на пленэре, то в условиях перестройки, выйдя на поверхность, искусство приняло еще более причудливые формы. «…Стало можно делать выставки, но не было помещений для того, чтобы их делать», — вспоминает Бакштейн. Так, в 1988 году он устроил акцию московских концептуалистов в Сандунах, где снимался и один из видеоклипов «Среднерусской возвышенности». А в 1992-м при содействии Галины Старовойтовой вывесил работы Кабакова, Чуйкова, Елагиной, Пивоварова в коридорах Бутырской тюрьмы. Конец 1980-х — начало 1990-х — это также первые зарубежные проекты, осуществленные по инициативе Бакштейна: «ИсKunstво» в Западном Берлине (1988) и Стокгольме (1990); «Между весной и летом» в ряде американских галерей (1990-1991); «Музей МАНИ. 40 московских художников во Франкфурте-на-Майне» (1991). Именно этому периоду посвящен основной корпус текстов.

Всего же в сборник, составленный выпускницей ИПСИ Александрой Шестаковой, вошло 37 статей и интервью с 1979 по 2011 год. Дополняет издание — и делает его уникальным — обширный фотоматериал, документирующий легендарные выставки, а также деятельность Иосифа Бакштейна в роли комиссара Московской биеннале и бессменного директора-основателя Института проблем современного искусства.

Об авторе

Иосиф Бакштейн (род. 1945) — искусствовед, художественный критик, куратор, директор Института проблем современного искусства. Куратор множества выставок современного искусства в России и за рубежом, в частности первой выставки «Клуба авангардистов» (Москва, 1987), выставки «ИсKunstво» (сокуратор, Берлин, 1988), выставки в Бутырской тюрьме (Москва, 1992), Московской международной биеннале современного искусства (2005, 2007 — сокуратор, 2009, 2011, 2013, 2015 — комиссар).

Цикл интервью о самом веселом периоде отечественного искусства - последней четверти XX века. Мы познакомим Вас с теми, кто вершил исторический контекст того времени, с художниками и кураторами, входившими в состав таких объединений и групп как: "Клуб авангардистов (КЛАВА)", "Коллективные действия", "Мухоморы", "Чемпиионы мира", "Медицинская герменевтика", рок-группа "Среднерусская возвышенность", любительское объединение "Эрмитаж", "Детский сад"... Данный цикл приурочен к выставке

Иосиф Бакштейн родился в 1945 году в Москве – искусствовед, художественный критик, куратор, комиссар . С 1991 года директор Института проблем современного искусства (). Кандидат философских наук. Куратор более 30 выставок. Автор более 70 публикаций. Член Ассоциации искусствоведов.

Иосиф Маркович, какие выставки Вы считаете самыми важными и интересными в период 86-92 гг.? Почему именно они имели такое значение на Ваш взгляд?

Выставки "Клуба авангардистов", которые начались в марте 87 года. Еще была МОСХовская выставка осенью 86 года, в которой тоже участвовал "Клуб авангардистов". Тогда начинался весь перестроечный ажиотаж, и была попытка встроиться в какое-то легальное выставочное пространство и выйти из андерграунда, квартирных выставок для своих. Поэтому выставка в залах МОСХа на Кузнецком мосту, которая была осенью 86 года, и первая выставка "Клуба авангардистов" "Творческая атмосфера и художественный процесс" в марте 87 года в выставочном зале на Автозаводской – это были первые знаковые выставки. Потом была еще целая серия выставок на Автозаводской. Был "Шизокитай" на Строительной выставке на Фрунзенской набережной, была акция в Сандунах в январе 88 года, было еще несколько важных инициатив. И моих, и моих коллег: Андрея Ерофеева, Виктора Мизиано и других кураторов. Вообще в эти годы и возникла профессия куратора. В начале 90-х происходило освоение публичного пространства. И завершением этого процесса стала выставка в Бутырской тюрьме, которая открылась 23 февраля 1992 года. И потом, поскольку у нас уже были какие-то отношения с международным художественным сообществом, начались какие-то проекты не только в Москве и Петербурге (Ленинграде, точнее), но и в Европе и в Америке.

Расскажите немного поподробнее о заграничных проектах.

Первая большая выставка за пределами нашей необъятной родины состоялась осенью 88 года в Западном Берлине. Она называлась "ИсKUNSTво" где я был сокуратором, а куратором со мной была Лиза Шмитц, замечательная немецкая художница. В ней участвовали в основном тоже художники круга КЛАВЫ и наши немецкие коллеги. Там было примерно 10 немцев и чуть больше- московских. Это продолжалось примерно полтора месяца в таком своеобразном выставочном зале, бывшем вокзале, Westenend Bahnhof в Западном Берлине. Еще была Берлинская стена. На нас все это очень действовало, потому что была какая-то особая территория.
И вторая большая, очень значимая выставка, которая имела место уже в Америке в 1990 году, в Бостоне. Называлась вся эта организация ICA, Институт Современного Искусства города Бостона. Дэвид А. Росс был директором тогда. Там и Кабаков участвовал. И Африка, и Тимур Новиков из Питера приехали. И представители московского концептуального круга. Называлось "Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art from the Era of Late Communism". Это стало большим событиее, после которого было еще несколько других, не менее важных выставок в Нью-Йорке. В частности, мы там повторяли московскую выставку исследования документации группы "Коллективные действия". Потом была выставка русского искусства в более широких исторических рамках во Франкфурте. В общем, началась интеграция русского искусства в международную художественную сферу.

Как Вы определите "круг КЛАВЫ"?

"Круг КЛАВЫ" – это "Клуб авангардистов", название нашего объединения. Когда мы начали готовиться к выставке на Автозаводской, в 87 году, то нам было предложено пойти и зарегистрироваться. Тогда, в 87-м, появилась возможность регистрировать независимые художественные некоммерческие организации. И мы пошли и зарегистрировали некоммерческое объединение "Клуба авангардистов". Название придумал Свен Гундлах. И вот весь этот круг: братья Мироненко, Юра Альберт и многие-многие другие члены клуба, которых было, по-моему, почти сорок человек, получили легальное право вступать в переговоры с любым выставочным залом, московским в том числе. Я помню, мы даже пригласили зав отделом культуры Пролетарского райисполкома, это была какая-то дама, как ее звали, я уже забыл. И мы решили сделать такое подобие официального открытия, сделали ленточку какую-то, которую надо было разрезать, чтобы дать всем возможность войти в зал. Предложили даже ей эту ленточку разрезать. Она испугалась, потому что поняла, что это странное искусство, которое она не понимает, была в страшной растерянности и ленточку резать отказалась. Собственно говоря, круг КЛАВЫ – это младшее поколение московской концептуальной школы.

Юрий Альберт, Иосиф Бакштейн, Свен Гундлах, Георгий Кизевальтер, 1985. Из архива Ю.Альберта

С Вашей точки зрения, чем были объединения в то время и почему художники объединялись?

Потому что мы жили достаточно интенсивной художественной жизнью, сами ее организуя. Уже не было такого подполья, как в сталинские или в ранние хрущевские времена. Ты не ходил на работу, а были какие-то источники дохода, пусть даже очень скромные, была мастерская, как у многих художников моего круга. Мы собирались, устраивали семинары, лекции, мастер-классы, перформансы. И это все было в каком-то особом измерении. Когда началась перестройка, то, естественно, возникло ощущение, что мы победили, что вот,наконец, наш взгляд на искусство, на жизнь, на политику, на социальные вопросы стал общезначимым и требует своей манифестации. Поэтому возникла совершенно естественно идея совершать какие-то проекты, осуществлять их на публичной сцене, будь то выставочные залы, лектории, институты. Советская интеллигенция достаточно заинтересованно отнеслась к этому независимому искусству. Уже когда прошло несколько лет, в 90е, появилось новое поколение художников, поколение Дубосарского-Виноградова, Кулика, они начали свою собственную линию. Появились первые галереи: Айдан Салахова открыла галерею, Владимир Овчаренко открыл галерею "Реджина", а Олег Кулик стал ее куратором.

А была ли конкуренция в то время между художниками?

Конкуренции не было, но были какие-то разные группировки, направления, которые достаточно дружественно относились друг к другу. Тогда особенной вражды не было, делить было нечего. Единственное, что возникал рынок искусства.

Сергей Летов, Георгий Кизевальтер, Илья Кабаков, Иосиф Бакштейн, Дмитрий Пригов на акции группы "Коллективные действия" - "Обсуждение". 1985. Из архива И.Бакштейна

Насколько начало «коммерческого этапа» повлияло на ситуацию в художественном мире?

Рынок был очень маленький, место было очень ограниченное, было буквально несколько коллекционеров, их все знали. Но появился еще западный покупатель, установились персональные контакты в Америке, в Западной Европе. Постепенно стал формироваться рынок искусства со всей его неоднозначностью, противоречиями. И одним из таких знаковых событий была первая ярмарка Арт-Москва в 96 году с участием довольно большого количества, где-то 12-15 или 17 галерей московских, из других городов. Стало возникать какое-то уже подобие рынка искусства за счет галерей.

Актуальный художник того времени, кто это? Что значило понятие "актуальное" в то время? А сейчас?

Актуальность – это соответствие трендам, тенденциям, важным и значимым в эстетическом и социально-политическом отношении движениям, которые формировались на международной художественной сцене. В это время как раз завершалась эпоха господства западного художественного сообщества. Стали возникать довольно активные художественные миры в Китае, в Латинской Америке, Японии, Австралии. Мир из западно-ориентированного стал глобализироваться, и наше, российское, искусство стало соотносить себя с ним. 90-е годы стали отличаться тем, что таких хорошо сформированных эстетически оформленных направлений в искусстве, таких как был, допустим, абстрактный экспрессионизм, поп-арт, концептуализм, уже с тех пор не возникало. Эпоха этих направлений заканчивается в 90е годы. Сейчас уже международное сообщество устроено гораздо более сложно и дробно. Таких глобальных явлений, объединяющих художников разных стран, уже нет.

Чистые пруды, 1990. Фото © Андрей Безукладников, предоставлено Е.К.АртБюро.

Как Вы воспринимаете современную художественную ситуацию, есть ли в ней что-то похожее на прошлые годы? Ну и пожелания молодым художникам.

Во-первых, я рад тому, что то поколение художников и критиков, искусствоведов, философов, которые активно участвовали в художественной жизни в 70х и 80х и формировали нашу отечественную художественную сцену, которая в основном сложилась вокруг школы московского концептуализма - она уже осталась в истории, уже оценена, влиятельна и стала частью истории русского искусства. И художники поколения Кабакова и Булатова, и художники поколения Монастырского и Макаревича, и художники поколения Кости Звездочетова и братьев Мироненко, и Юра Альберт – они признаны и оценены по достоинству. Поэтому молодые художники, естественно, видят себя в каком-то историческом контексте, поэтому они видят себя в историко-художественном контексте и соотносят себя с ним. Могу пожелать им только гораздо больше активности, чтобы они заняли четкую художественную, эстетическую и социальную, политическую позицию.