Краткий обзор служб доставки россии. Детальные результаты исследования представлены в полной версии отчета «Рынок экспресс-доставки в Российской Федерации». Кто есть кто на рынке

Аналитический Отчет (полная версия)

Апрель 2016

Обзор рынка

Апрель 2016 года

Экспресс-доставкой является доставка в течение 1-4 дней грузов документарного и недокументарного характера. По оценке экспертов J’son & Partners Consulting, российский рынок экспресс-доставки в 2015 году составил 54,6 млрд рублей. На рынке наблюдается увеличение зависимости рынка от интернет-торговли, что объясняется заметным развитием услуг доставки для интернет-магазинов. Уровень конкуренции на рынке оценивается как высокий: присутствуют как международные компании, так и локальные операторы доставки.

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования рынка экспресс-доставки в Российской Федерации.

Рынок экспресс-доставки представляет собой сегмент рынка транспортно-логистических услуг. Согласно принятой в Европе классификации, основными сегментами рынка транспортно-логистических услуг являются:

  • грузоперевозки и экспедиторские услуги;
  • комплексные логистические услуги, включающие услуги по хранению и дистрибуции товаров;
  • управленческая логистика, в том числе услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов.

В Российской Федерации основная доля рынка транспортно-логистических услуг приходится на грузоперевозки.

Мировой рынок экспресс-доставки

По итогам 2015 г. мировой рынок экспресс-доставки вырос на 12 % и составил 242 млрд долл. CAGR 2011-2016 гг. составил 0,6 %. По имеющейся информации, в отрасли присутствует более 581 тыс. компаний и работает более 2,4 млн человек. Основным драйвером роста рынка является развитие электронной коммерции. Крупнейшими компаниями экспресс-доставки на глобальном рынке выступают UPS, FedEx, Deutsche Post DHL, Yamato Holdings и TNTExpress.

Рынок экспресс-доставки в РФ

Российский рынок экспресс-доставки показывает стабильный рост: по оценке экспертов J’son & Partners Consulting, в 2015 г. рынок вырос на 5 %; CAGR 2011-2015 гг. составил 15,6 %.

По оценкам отраслевых экспертов, основной объем рынка приходится на 8-10 крупнейших игроков. В индустрии наблюдается стагнация в B2B-сегменте и замедление темпов роста B2C-сегмента. В 2016 г. ожидается небольшое сокращение объемов рынка в связи с экономической обстановкой, пониженной покупательной способностью населения и сокращением темпов роста интернет-торговли в России.

Основные события на рынке экспресс-доставки

Среди основных событий рынка экспресс-доставки в последнее время можно выделить:

  1. Курьерский сервис TopDelivery купил оператора пунктов выдачи заказов Maxima Express. В компании ожидают, что приобретение Maxima Express сможет обеспечить рост операционной рентабельности на 20 %. Компании будут работать под брендом TopDelivery.
  2. Компания Hermes, логистическое подразделение OttoGroup, выкупила долю своего партнера DPD в российском совместном предприятии Hermes-DPD.
  3. Летом 2015 г. китайский онлайн-ритейлер JD.com вышел на российский рынок и объявил о начале стратегического сотрудничества с «Почтой России» и SPSRExpress.
  4. В июле 2015 г. «Яндекс.Маркет» запустил сервис «Яндекс.Доставка».
  5. В октябре 2015 г.крупнейший российский интернет-сервис объявлений Avito купил агрегатор доставок Checkout.
  6. В Новосибирске открылся новый сортировочный центр SPSR Express. Также в феврале компания запустила опцию оплаты банковской картой.
  7. Оператор Pony Express открыл логистический центр во Владивостоке.
  8. В сентябре 2015 г. IML стала партнером AliExpress по доставке товаров в Россию.
  9. В феврале 2016 г. сервис для заказа такси Gett объявил о запуске курьерской службы.
  10. В марте 2016 г. АКИТ и «Почта России» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве.
  11. Nike открыла интернет-магазин для России; локальным партнером компании стала DPD.

Экспресс-доставка для интернет-магазинов

Эксперты J’son & Partners Consulting выделяют растущий сегмент рынка, специализирующийся на доставке для интернет-магазинов. Основным драйвером роста данного сегмента является развитие интернет-торговли, несмотря на экономическую рецессию.

Среди наиболее заметных компаний, специализирующихся на доставке для интернет-магазинов, можно выделить:

  • Boxberry;
  • Axiomus;
  • «Макси-пост»;
  • «Алгоритм»;
  • Shop-Logistics;
  • B2CPL;
  • Top-Deliveryи другие.

Развитие постаматов

На рынке экспресс-доставки в РФ также выделяются игроки, развивающие сети автоматизированных почтовых станций (почтоматов/постаматов) - терминалов с автоматизированными ячейками для хранения и выдачи товара. Эти устройства позволяют существенно повысить эффективность в точке «последней мили» транспортно-логистических услуг, а также существенно облегчают процесс возврата товаров.

По оценкам J’son & Partners Consulting, в ближайшие годы российский рынок постаматов ожидает бурный рост, который будет обусловлен стремлением интернет-магазинов к сокращению логистических издержек и повышению качества сервиса, а покупателей - к удобству. Так, например, у компании PickPoint база уникальных покупателей на конец 2015 года составила 2,2 млн человек, увеличившись в 1,7 раза по сравнению с 2014 годом.

На российском рынке экспресс-доставки эксперты J’son & Partners Consulting отмечают следующее:

  • На рынке наблюдается высокий уровень конкуренции, что способствует улучшению качества сервиса. Значимую роль играет также ценовой фактор.
  • В 2011-2015 гг. российский рынок экспресс-доставки показывает увеличение, однако темпы роста сокращаются. В 2016 г. ожидается небольшое падение рынка вследствие текущей экономической неопределенности.
  • Основной движущей силой роста рынка является развитие интернет-торговли в России; основной барьер - экономическая ситуация в стране. Важным следствием позитивного роста интернет-торговли стало развитие сегмента постаматов, способного снизить издержки игроков рынка экспресс-доставки.

Мнение представителей сегмента

В рамках подготовки исследования специалисты J"son & Partners Consulting опросили представителей рынка экспресс-доставки.

Комментарий Центра исследований SPSR Express:

Текущий объем аутсорсинговой логистики составляет около 50 млрд рублей, без учета доставки «Почтой России». Потенциальная емкость рынка, включающая весь аутсорсинг и затраты на собственную логистику компаний (содержание курьерских и экспедиторских служб), оценивается нами в 118 млрд рублей. В 2016 году мы ожидаем сокращения рынка на 5-10 %. После кризиса мы будем наблюдать рост рынка от 5 % в сегменте B2B до 20 % в сегменте B2C.

За 2015 год мы наблюдали стагнацию сегмента B2B рынка экспресс-доставки и замедление темпов роста сегмента B2C.

Падение в количестве отправлений (B2B) было компенсировано ростом тарифов, ключевые игроки показали разнонаправленную динамику (некоторые нарастили выручку, некоторые сократили).

Мы являемся одним из лидеров рынка, с хорошо развитой маршрутной сетью и инфраструктурой. Основной объем рынка приходится на 8-10 крупнейших игроков.

Основной тренд - развитие сегмента электронной коммерции, в первую очередь трансграничной. Проникновение интернета в удаленные регионы, переход офлайна в онлайн дают возможность сегменту B2C расти даже во время кризиса.

  1. Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

Основным драйвером в ближайшее время будет развитие рынка e-Commerce. Это ставит новые задачи для логистов: вместо классической доставки B2B - в течение рабочего дня в офис, при этом получатель всегда (или почти всегда) готов принять отправление, мы переходим в сегмент B2C, в котором получателем является физическое лицо. Это накладывает определенные требования по сервису: только 40 % получателей готовы согласовывать время получения с интервалом 1 час, а лучший сервис из предлагаемых достаточно широко (3-часовые интервалы) удовлетворяет только 60 % получателей. А это возможно при хорошей IT-поддержке и/или при доставке курьером отправлений в пределах квартала города. Также высока потребность в доставке в вечернее время и в выходные дни.

В качестве антидрайвера можно назвать развитие электронного документооборота, как фактора, снижающего потребность в доставке корреспонденции.

Бездеткин Алексей, коммерческий директор Boxberry

  1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

В 2014 году объем рынка составлял 54 млрд рублей, в условиях экономической неопределенности и замедления динамики спроса в 2015 году прирост составил не более 5 %, то есть до 56-57 млрд рублей. Ограничивающими факторами развития стали стагнация производства, снижение темпов роста реальных доходов населения, падение цен на нефть.

Есть и другие факторы, которые замедляют рост рынка экспресс-доставки. Во-первых, обострилось давление конкурентов на клиентов. Это и ценовой демпинг, и внедрение новых логистических маршрутов, новых технологий, и многое другое.

Во-вторых, из-за кризиса клиенты снижают объемы отправок, сокращают бюджет на экспресс-почту, выбирают более экономичные варианты доставки.

В-третьих, многие компании не были готовы к демпингу и снижению объемов, поэтому испытывают проблемы, начинают жить на оборотные средства или уже ушли с рынка.

Самый растущий сегмент рынка - экспресс-доставка товаров компаний дистанционной торговли. Несмотря на замедление роста, e-commerce остается основным драйвером рынка и окажет основное влияние на развитие экспресс-доставки в 2016 году. Никто не ожидает от экспресс-доставки существенного роста в 2016 году, но при этом у участников рынка есть шанс нарастить свою долю, несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике.

  1. Как, по вашим оценкам, изменился рынок за последний год?

Рост рынка замедляется, растет доставка товаров из-за рубежа, лидером в этом направлении является Китай.

Соотношение количества заказов между столицами и регионами смещается в сторону регионов. При этом доля доставок в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках остается на довольно высоком уровне (60-70 % от общего числа).

Мы доставляем около 10-12 % всех заказов e-Commerce, которые приходятся на коммерческие службы доставки (исключая объем заказов «Почты России»), уверенно входим в пятерку лидеров этого рынка. Доля компании на рынке ежегодно растет: даже в кризисный 2015 год мы показали рост выручки более чем на 65 % к 2014 году. Помимо этого, мы активно развиваем сеть пунктов выдачи (сейчас их 570, до конца года откроем еще 500 новых точек), разрабатываем новые услуги для клиентов. В 2015 году мы запустили курьерскую доставку собственными силами в 100 городах России, начали оказывать услуги доставки для физических лиц.

От столиц к регионам конкуренция ослабевает: исторически компании старались бороться за рынок Москвы и Санкт-Петербурга и только после этого начинали экспансию в регионы. В последнее время идет активный рост заказов именно в регионах, при этом конкуренция пока все еще мала, это позволяет нам развивать свою сеть и увеличивать объем доставки.

  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Первый тренд - отправители стали экономить, в том числе и на логистике. Снижаются затраты на доставку, происходит поиск более оптимальных по соотношению цена-качество перевозчиков, непрофильные задачи передаются на аутсорсинг. Особо это выражено в электронной торговле, где отправители передают «на сторону» хранение и комплектацию заказов, предпочтовую подготовку, организацию контакт-центра. Новой тенденцией в прошлом году стал факторинг.

Второй тренд - усиление конкуренции и, как следствие, повышение уровня сервиса логистических операторов. Уже сейчас ряд компаний начинает демпинговать, чтобы остаться на плаву, при этом без сокращения внутренних издержек такой демпинг может привести к банкротству.

5. Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

Мы считаем, что основным драйвером роста рынка экспресс-доставки в 2016 году останется рост рынка электронной торговли. Он продолжится, пусть и более медленными темпами. При этом развитию рынка способствуют повышение лояльности к покупкам в интернете, желание покупателей сэкономить на товаре и доставке, а также развитие логистики в регионах, повышение доступности услуг: открытие новых пунктов выдачи заказов, организация курьерской доставки, рост географии доставки основных игроков.

Ожидаем, что в этом году продолжится консолидация рынка, на фоне ухода мелких игроков доля крупных увеличится. При этом клиент будет «голосовать рублем», выбирая оптимальную по стоимости доставку. Это увеличит долю доставок в постаматы и пункты выдачи, доля курьерской доставки сократится.

Основным барьером для роста мы всё так же видим экономическую ситуацию в стране.

Матвей Козловский, CEO и генеральный директор B 2 CPL

  1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

Структура рынка экспресс-доставки практически сформировалась, произошло разделение компаний по спектру услуг и по географии доставки, выжившие бренды укрепились и зарекомендовали себя. За 2015 год мы отметили существенное падение объемов по компаниям, которые были в нашем портфеле на начало года, но мы смогли привлечь столько новых клиентов, что наш валовый объем значимо увеличился. Я думаю, что наша история в целом отражает ситуацию на рынке: часть интернет-магазинов не сумела подстроиться под макроэкономические изменения, переработать свои отношения с поставщиками и покинула рынок, при этом освободив место для более проворных и удачливых новичков.

Рынок экспресс-доставки не может развиваться без развития рынка интернет-торговли. Поэтому факторами, обуславливающими развитие экспресс-доставки, по-прежнему остаются: динамика курса валют, средний заработок россиянина и его покупательская способность, законодательное регулирование рынка экспорта-импорта посылок.

Интернет-магазины стали существенно больше уделять внимания качеству доставки, не только в таких чувствительных регионах как Москва и Санкт-Петербург, но и по всей России. С одной стороны, такое внимание в целом приводит к увеличению лояльности покупателей к интернет-магазинам, а с другой стороны, ведет к снижению процента возвратов, а значит, и снижению затрат интернет-магазинов на организацию доставки в целом. Безусловно, само по себе снижение затрат на доставку (как впрочем и остальных затрат интернет-магазинов) стало одним из ключевых факторов, определяющих конъюнктуру рынка в прошедшем году.

  1. Как вы оцениваете Вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

По моему мнению, сейчас наступила пора, когда буйно росшие в последние годы логистические службы начали обретать осознанные формы и специализироваться на конкретных услугах, а не пытаться реализовать в себе весь требуемый е-коммерсом функционал. Проще говоря, рынок логистических сервисов становится более понятным: вот сети ПВЗ, вот курьерские службы, вот краудсорсинговые компании, вот агрегаторы/консолидаторы/интеграторы, вот чисто IT-компании, которые занимаются только помощью в интеграции интернет-магазина и службы доставки.

Я не ожидаю появления новых значимых игроков с собственными мощностями на рынке экспресс-доставки, потому что для развития такого сервиса нужно время и инвестиции. Сейчас гораздо проще купить какую-либо службу, либо объединить несколько служб единой IT-надстройкой. Конечно, это не означает, что конкуренции нет, наоборот, изменения в экономике и потребительском спросе заставляют даже инертные интернет-магазины, которые издревле пользуются одной службой доставки, открывать тендеры или откликаться на альтернативные предложения.

Наша текущая позиция нагляднее всего описывается такими показателями: наши заказчики, которые были на начало 2015 года потеряли среднем в объеме доставки (по сравнению с 2014 годом) около 18%, но несмотря на это мы сумели привлечь новые объемы так, что компания показала рост в среднем около 32%, а в пиковые месяцы 47% (ноябрь-декабрь).

  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Основная тенденция - это поворот, как служб доставки, так и интернет-магазинов к потребностям покупателей. На фоне практически полной невозможности поднимать стоимость товаров, главным стало - удобство получателя. И сервисы на последней миле стали основными драйверами для повышения конкурентоспособности интернет-магазина. Таким образом, интернет-магазины стали больше стремиться к индивидуальной работе со службой доставки, отказываясь от услуг консолидаторов и агрегаторов, так как работа через эти службы крайне зарегулирована и стандартизирована, и интернет магазин не может обеспечить требуемый для своих покупателей уникальный сервис, каким бы незамысловатым он ни был.

Между службами доставки продолжаются ценовые войны. По таким ключевым направлениям как курьерская доставка по Москве или Санкт-Петербургу, на мой взгляд, тарифы приближаются к своим нижним пределам, что очевидно приведет в обозримом будущем к некой консолидации рынка на этих направлениях: небольшие игроки или разорятся или будут поглощены, что в свою очередь приведет к «картелизации» оставшихся служб доставки и росту тарифов до экономически оправданных.

Что касается непосредственно сервисов доставки, я с интересом наблюдаю за судьбой такой опции как «частичный отказ». Развитие этой услуги обуславливается двумя факторами: в первую очередь, возможностью некоторых игроков оплачивать ее из кармана своих инвесторов, а с другой стороны - крайне сложной логистикой возвратов. Не секрет, что до сих пор большинство интернет-магазинов крайне не заинтересованы в том, чтобы у их покупателей была простая и удобная возможность вернуть товар и получить возмещение и ставят такие заградительные условия, как, например, возврат только через Почту России.

  1. Какие основные драйверы и барьеры роста Вы можете выделить сейчас на рынке?

Основной драйвер - это потребность и покупателей и магазинов в качественном и прозрачном сервисе доставки. Развивать эти сервисы возможно только при достаточном насыщении их объемами, так что барьером может стать только остановка роста е-коммерс рынка в количественном выражении.

Другим достаточно мощным барьером уже является ограниченный доступ к так называемому «эксперименту» по упрощенному партионному таможенному оформлению зарубежных посылок. В рамках этого эксперимента только несколько компаний экспресс-перевозчиков допущены к такой возможности, что делает практически невозможным выход на этот рынок других компаний, а значит, ограничивает возможности для роста.

Сергей Малышев, Заместитель генерального директора по посылочному бизнесу и экспресс-доставке ФГУП «Почта России»

1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

Рынок cross-border . Совокупный объем отправлений с товарным вложением, доставленных из зарубежных интернет-магазинов по данным АКИТ составил 135 млн. шт., что на 75% больше, по сравнению с 2014 г.

"Почта России" в прошлом году доставила в Россию 128 млн посылок из зарубежных интернет-магазинов, что в 1,8 раза больше, чем годом ранее, и в 4,5 раза выше, чем в 2013 г.

На доместиковом рынке объем отправлений с товарным вложением, перевезенных Почтой составил 67 млн. штук, что примерно соответствует уровню 2015 года.

  1. Как по Вашим оценкам изменился рынок за последний год?

Часть локальных экспресс-перевозчиков ушла с рынка; однако крупные федеральные игроки чувствуют себя уверенно. За 2015 г. «Почта России» увеличила с 39% до 51% суммарную (доместик + кросс-бордер) долю на рынке посылочной почты и экспресс-доставки РФ.

  1. Как вы оцениваете Вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

За 2015 г. «Почта России» увеличила свою долю на рынке на 12 процентных пунктов. Среди конкурентных преимуществ, позволяющих Почте России увеличивать долю мы можем выделить:

  • Таргетированная продуктовая линейка для B2B и B2C сегментов, которая сейчас соответствует рыночным стандартам в области сроков доставки по минимальным тарифам и выполнения заявленных сроков; гибкости и вариативности опций, которые мы можем предоставить клиенту; индустриальные решения под конкретный сегмент рынка. Основной фокус - на крупнейшие города для восстановления доли «Почты России», которая на протяжении нескольких лет размывалась. Ранее доля была от 4 до 9%; сейчас доля в крупнейших городах выросла до 25%-35%.
  • Инфраструктура и новые опции . Центры выдачи и приема посылок, отдельные окна для выдачи посылок в отделениях почтовой связи, развитие сети постоматов. Разработка единого бланка и концепции сервиса единого окна: полная подготовка документов и сдача отправления у одного оператора. Новые опции позволят значительно ускорить время обработки заказов и поднять уровень сервиса.
  • Качество . Работа над соблюдением сроков доставки (уровень выполнения заявленных сроков для новой продуктовой линейки - более 95%). Снижение доли возвратов посылочной почты. Борьба с очередями в отделениях связи. Ежедневный мониторинг выполнения SLA на основании системы коммерческой и операционной отчётности. Оптимизация работы с претензиями. Те клиенты, которые видят уровень нашего сервиса, продолжают работать с нами и рекомендуют нас своим коллегам.
  • IT . Для ecommerce компаний мы предлагаем API-интеграцию, развиваем мобильное приложение, а также онлайн-сервис для отслеживания посылки, в котором в скором времени ожидается обновление личного кабинета. Также повышается эффективность call-центра.
  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Основные тренды и тенденции:

  • Часть игроков консолидируется; самые слабые уходят с рынка.
  • Минимизация затрат, в первую очередь на логистику. «Почта России» создает и предлагает продукты по минимальным ценам: к примеру, планируется запуск услуги «ЕМS оптимальное» с тарифами на прием от 99 рублей.
  • Растет оплата с помощью электронных денег и кредитных карт, однако свыше 60% приходится на наличный расчет.
  • Продолжающееся развитие многоканальности: становится все более сложно отследить место генерации заказа.
  • Рост экспорта на базе инфраструктуры Почты России.
  • Активное развитие курьерских сервисов. Почтой реализуется проект по развитию курьерских групп - тиражирование на 144 города РФ.

Детальные результаты исследования представлены в полной версии отчета «Рынок экспресс-доставки в Российской Федерации, итоги 2015 г.»

Информационный бюллетень подготовлен компанией J"son & Partners Consulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала. J"son & Partners Consulting оставляет за собой право пересматривать данные после публикации отдельными игроками новой официальной информации.

1. Введение

2. Методология исследования

3. Анализ мирового рынка экспресс-доставки

3.1. Динамика мирового рынка экспресс-доставки в денежном выражении в 2014-2015 гг.

3.2. Структура рынка в разрезе компаний

3.3. Профили топ-5 крупнейших игроков мирового рынка

4. Объем, динамика и прогноз российского рынка транспортно-логистических услуг в денежном выражении в 2008-2017 гг.

5. Объем, динамика и прогноз российского рынка экспресс-доставки в денежном выражении в 2011-2016 гг.

6. Законодательное регулирование отрасли в РФ

7. Анализ рынка экспресс-доставки в РФ

7.1. Структура рынка

7.2. PEST-анализ отрасли

7.3. Анализ конкурентных сил

7.4. Анализ видов услуг

7.5. Региональное присутствие игроков рынка

7.6. Анализ сроков доставки

7.7. Анализ стоимости доставки

7.8. Профили крупнейших игроков

8. Сегмент доставки для интернет-магазинов

8.1. Объем и динамика сегмента в количественном выражении в 2012-2015 гг.

8.2. Структура сегмента

8.3. Анализ видов услуг

8.4. Региональное присутствие игроков сегмента

8.5. Анализ сроков доставки

8.6. Анализ стоимости доставки

8.7. Профили крупнейших компаний сегмента

9. Сегмент постаматов

9.1. Объем и динамика сегмента в количественном и денежном выражении в 2013-2015 гг.

9.2. Структура сегмента в разрезе основных игроков

9.3. Структура сегмента в региональном разрезе

9.4. Типовые предложения сегмента

9.5. Профили крупнейших компаний сегмента

10. Драйверы и барьеры развития рынка

11. Тренды и тенденции

12. Список компаний, упоминающихся в отчете

В 2015 году объем рынка экспресс-доставки в России вырос на 5% и достиг 54,6 млрд рублей, сообщают исследователи консалтинговой компании J’son & Partners Consulting . Эксперты отмечают, что основным стимулом развития сектора является онлайн-торговля.

Мировой рынок экспресс-доставки вырос на 12%, достигнув $242 млрд в прошлом году. По данным аналитиков, в отрасли задействовано более 2,4 млн сотрудников, которые работают в более чем 581 тыс. компании. С 2011 по 2015 год российский сегмент стабильно увеличивался, однако в 2016 году ожидается снижение темпов роста из-за текущей экономической обстановки, падения покупательной способности россиян, а также и сокращения объемов онлайн-торговли в России. При этом в индустрии наблюдается стагнация в B2B -сегменте и замедление темпов роста B2C -сегмента.

Основная доля российской экспресс-доставки приходится на 8-10 крупнейших игроков. При этом отмечается, что конкуренция на рынке высока, поскольку сектор представлен как международными компаниями, так и локальными логистическими операторами. Такая ситуация способствует улучшению качества сервиса.

В J’son & Partners Consulting выделяют растущий сегмент рынка доставки для интернет-магазинов. Основным драйвером роста данного сегмента является развитие интернет-торговли, несмотря на текущий экономический кризис. Среди наиболее крупных операторов, специализирующихся на такой доставке, можно выделить: IML , Boxberry, Axiomus, «Макси-пост», «Алгоритм», Shop-Logistics, «B2C Платежи и Логистика», Top-Delivery и другие.

Кроме того, J’son & Partners Consulting предсказывает бурный рост на рынке автоматизированных почтовых станций. Популярность постаматов объясняется тем, что такие устройства помогают ритейлерам снизить расходы на логистику, а также упростить процесс возврата товаров для покупателя. Так, у компании PickPoint база уникальных покупателей по итогам 2015 года достигла 2,2 млн человек, увеличившись в 1,7 раза по сравнению с 2014 годом.

Мы попросили представителей различных логистических компаний сказать по два слова относительно результатов начала 2016 года и спрогнозировать дальнейшее развитие рынка:

CEO PickPoint Надежда Романова:

Экономическая ситуация в стране стимулировала бурное развитие постаматов. В 2015 году объем отправлений через PickPoint вырос на 66%, когда как весь рынок экспресс-доставки увеличился на 8%, что следует из исследования J’son & Partners Consulting. Люди стали более открыты ко всему новому, активно ищут и осваивают альтернативные технологии, выгодные и удобные решения.

Начало 2016 года показывает, что общая тенденция рынка с достаточно низким темпом роста сохранится, при этом тенденция развития постаматов продолжится. Уже первый квартал показал рост числа отправлений у PickPoint в 1,7 раза. PickPoint до конца года удвоит свою сеть, и мы станем более заметным участником рынка логистики для e-commerce.

Генеральный директор и сооснователь «МойСклад» Аскар Рахимбердиев:

В большинстве случаев интернет-магазинам приходится сотрудничать с несколькими службами доставки. Ритейлеры выбирают наиболее подходящий вариант в зависимости от сроков, стоимости и региона. Работать с несколькими службами неудобно. Поэтому начиная с 2012 года начали активно появляться агрегаторы, но среди них до сих пор не появилось надежного решения и успешного бизнеса как такового. Надеюсь, в 2016 в этой области наконец определится лидирующий и качественный сервис.

CEO и Founder Bringo Марк Капчиц:

По нашим данным, доля eCommerce от общего количества доставок по России увеличилась за 2015 год на 60%. Сейчас это один из немногих драйверов роста. Впрочем, при существовавшем на начало года рынке экспресс-доставки в 55,6 млрд. мы не увидели значительного роста, чему, прежде всего, способствовала текущая экономическая ситуация. Рынок за год «прибавил» не более 6% оборота. В 2016 году, скорее всего, динамика сохранится, активного роста рынка в целом мы не увидим, но можно предположить пропорциональное увеличение b2b- и b2c-сегмента eCommerce–доставки, на уровне 7-10%. Очень перспективным для регионов выглядит стандарт экспресс-доставки силами свободных исполнителей за 60 минут.

На сегодня очевидна консолидация крупных игроков, как следствие – органическое отмирание и уход с рынка мелких логистов и «серых» компаний. Интернет-рынок и крупные логисты вплотную задумываются об оптимизации экономики экспресс-доставки. Для нас такой тренд позитивен, т.к. краудсорсинговая модель, при которой исполнителем отправления может стать любой желающий, авторизованный в мобильном приложении Bringo для курьеров, хорошо себя чувствует как при сотрудничестве с «экономными» интернет-магазинами, так и при интеграции с крупными логистическими компаниями.

Коммерческий директор «Бета ПРО » Константин Калинин:

Стоит отметить, что в 2015 году очень здорово подтянулась к ведущим операторам по доставке e-commerce «Почта России». Они предложили новые тарифы, условия, стандарты качества. Это сделало «Почту» главным конкурентом курьерских служб. Из интересных тенденций можно назвать рост ПВЗ . Увеличение количества покупателей интернет-магазинов, которые стали отдавать предпочтение пунктам выдачи заказов, вместо доставки «до двери». Курьерские службы стали открывать свои ПВЗ .

В целом, налицо наступившая стагнация рынка. Несмотря на громкие заявления, о том, что рынку логистики застой не страшен, в 2015 году рентабельность перевозчиков была снижена. В результате, рынок, конечно, не просел, но и развиваться было достаточно трудно. В сложившейся ситуации некоторые курьерские службы закрывались, также не обошлось без поглощений.

В 2016 году от логистических операторов рынок ждет ответственности и прозрачности. Требуется соблюдение сроков доставки и платежей. Продолжится ужесточение конкуренции, что поспособствует сокращению сроков доставки. Услуга доставки «день в день» уже сейчас набирает большие обороты, правда пока только в столице. Вообще, 2016 год будет весьма технологичным, в том числе и в сфере логистики. В частности, интересно будет посмотреть на старт услуги «доставка дронами».

Представитель IML Дмитрий Ключников :

Сейчас конкуренцию со стороны доставки на ПВЗ и выдачи через постаматы курьерская служба выдерживает лишь при условии четкого соблюдении сроков. Таким образом, уровень сервиса, как определяющего выбор фактора удобство получения покупок из Интернета приобрело большую, чем прежде, роль при выборе покупателем между способами вручения товара. Попытки конкурировать демпингом уже привели к росту кредитной нагрузки на компании рынка. Баланс между ценой доставки и качеством будет найден в 2016 году и естественным образом закреплен на рынке в течении года.

В 2016 году логистам e-commerce придётся хорошо потрудиться. Неудоволетворяющие по уровню сервиса, но очень дешёвые службы доставки будут работать в низком ценовом сегменте, ориентируясь на потребителя с низкими доходами (в основном, регионы). Потребность в доставке в удаленные от больших городов регионы в течение 2016 года будет расти. Наличие развитой региональной сети при выборе Интернет-компаниями поставщиков на доставку уже играет важную роль. Желающие нарастить клиентскую базу логисты продолжат наращивание географии сервисов. Региональная экспансия будет датироваться за счет прибыли, полученной на направлениях с устойчивым трафиком. Мероприятия по монетизации офлайн-трафика станут частью стратегии по привлечению и удержанию клиентов логистами e-commerce.

CEO & Co Founder в ApiShip Денис Иванников:

В последние годы во всём мире принципиально поменялась модель потребления. В основе перемен лежат два фундаментальных явления: технологический прогресс и смена поколений. Логистическим компаниям стоит смириться с тем фактом, что доля B2C -отправлений в будущем будет расти, а доля B2B - падать, и других альтернативных сценариев просто не существует. И те игроки рынка логистики, которые не поймут или поздно отреагируют на трансформацию глобальной торговли, просто исчезнут. Как в свое время исчезли пейджеры и факсы, уступив место мобильным телефонам и электронной почте, а почта и голос в свою очередь проигрывают мессенджерам.

Сейчас успех логистического оператора для eCommerce лежит исключительно в ИТ -технологиях, время бумажных накладных закончилось. Автоматизация всех процессов, начиная от интеграции с интернет-магазином и заканчивая рабочим местом курьера - вот то, что послужит инструментом для изменения расстановки сил на рынке экспресс-перевозок в ближайшие несколько лет.

Коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин:
В 2014 году объем рынка составлял 54 млрд рублей, в условиях экономической неопределенности и замедления динамики спроса в 2015 году прирост составил не более 5 %, то есть до 56–57 млрд рублей. Есть и другие факторы, которые замедляют рост рынка экспресс-доставки. Во-первых, обострилось давление конкурентов на клиентов. Это и ценовой демпинг, и внедрение новых логистических маршрутов, новых технологий, и многое другое. Во-вторых, из-за кризиса клиенты снижают объемы отправок, сокращают бюджет на экспресс-почту, выбирают более экономичные варианты доставки. В-третьих, многие компании не были готовы к демпингу и снижению объемов, поэтому испытывают проблемы, начинают жить на оборотные средства или уже ушли с рынка.

Самый растущий сегмент рынка – экспресс-доставка товаров компаний дистанционной торговли. Несмотря на замедление роста, e-commerce остается основным драйвером рынка и окажет основное влияние на развитие экспресс-доставки в 2016 году. Никто не ожидает от экспресс-доставки существенного роста в 2016 году, но при этом у участников рынка есть шанс нарастить свою долю, несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике.

Коммерческий директор компании Shop-logistics Сергей Семко:

В 2015 году доля курьерской доставки снизилась от общего числа заказов, однако доля посылок, которые были выданы в ПВЗ , заметно выросла. При этом отмечается рост числа региональных отправлений и снижение доли заказов, доставляемых в Москве. Эти тренды сохранятся и в 2016 году. Именно поэтому мы инвестируем в собственную инфраструктуру. за 2015 год наша компания увеличила количество ПВЗ в 4 раза и теперь их 146.

Генеральный директор TopDelivery, Кирилл Ягодкин:

«Золотые времена», когда развитие происходило за счет роста рынка, прошли, кризис вынудил всех на рынке без исключения пересмотреть свою долгосрочную стратегию, заставляя действовать жестко:
-Пересматривать ценовую политику в меньшую сторону для сохранения клиентской базы
-Переориентировать бизнес на более узкие направления деятельности или наоборот пополнять портфель предлагаемых услуг
-Повышать качество сервиса

Сейчас появились игроки, целью которых стоит консолидация рынка для увеличения объемов и повышение рентабельности компании за счет снижения издержек. В свою очередь изменились отношение и подход к выбору логистических подрядчиков со стороны интернет-магазинов - он стал более осознанным. Интернет-магазины стали уделять больше внимания оптимизации ресурсов и выбору наиболее выгодного предложения на рынке, что отразилось на стретегии доставщиков.

Очевидно, что из-за кризиса денег на рынке стало меньше, общие объемы отправлений упали, поэтому ключевая движущая сила, которая будет впоследствии видоизменять рынок - это стремление курьерских компаний удержать клиентскую базу, которая есть на данный момент, а сделать это можно либо с помощью наиболее интересного ценового предложения или высокого уровня сервиса.

CEO & Co Founder в A1 .express Макс Сало

На фоне значительного падения перевозок в B2B сегменте, спасением для логистических компаний становится доставка для интернет-магазинов. По нашим внутренним оценкам, ряд игроков только в начале года показал рост от 40 до 50%. Однако наивно полагать, что устаревшие технологии могут обработать 100-200 тысяч доставок в день, а потребность товарных маркетплейсов и сайтов объявлений кратно превышают эти величины. В последнее время мы видим, с какими невероятными усилиями и трудозатратами Почта России трансформирует бизнес-процессы, выводя новые актуальные продукты и услуги в рынок. Что будут делать крупные логисты и хватит ли у них ресурсов, это остается открытым вопросом. В ближайший год конкуренция за e-commerce ожесточится, неминуемо нас ждут крупные сделки по объединению активов и прямые покупки логистов, в том числе непрофильными игроками, например, фонды прямых инвестиций, ИТ -компании.

Основные события года

Среди основных событий рынка экспресс-доставки в последнее время можно выделить:

  • Курьерский сервис TopDelivery купил оператора пунктов выдачи заказов Maxima Express. В компании ожидают, что приобретение Maxima Express сможет обеспечить рост операционной рентабельности на 20 %. Компании будут работать под брендом TopDelivery.
  • Компания Hermes, логистическое подразделение OttoGroup, выкупила долю своего партнера DPD в российском совместном предприятии Hermes-DPD .
  • Летом 2015 г. китайский онлайн-ритейлер JD .com вышел на российский рынок и объявил о начале стратегического сотрудничества с «Почтой России» и SPSRE xpress.
  • В июле 2015 г. «Яндекс.Маркет» запустил сервис «Яндекс.Доставка».
  • В октябре 2015 г. крупнейший российский интернет-сервис объявлений Avito купил агрегатор доставок Checkout.
  • В Новосибирске открылся новый сортировочный центр SPSR Express. Также в феврале компания запустила опцию оплаты банковской картой.
  • Оператор Pony Express открыл логистический центр во Владивостоке.
  • В сентябре 2015 г. IML стала партнером AliExpress по доставке товаров в Россию.
  • В феврале 2016 г. сервис для заказа такси Gett объявил о запуске курьерской службы.
  • В марте 2016 г. АКИТ и «Почта России» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве.
  • Nike открыла интернет-магазин для России; локальным партнером компании стала DPD .

* В расчетах используются средние данные по России

100 000 ₽

Стартовые вложения

15 кв.м.

Необходимая площадь

От 2 чел.

Количество сотрудников

3 - 7 мес.

Срок окупаемости

Всё большее распространение получает дистанционная покупка товаров. Уже не проблема посредством интернета заказать товар у продавца на другом конце света и получить его в кратчайшие сроки. Некоторые предприниматели внедряют систему покупки через сайт, а некоторые торгуют исключительно в интернете. Это удобно для пользователя, которому, не выходя из дома, нужно сделать покупку, это удобно и для предпринимателя, потому что он может предложить свои товары большой аудитории. Но вот на этапе доставки могут возникнуть сложности, потому что компания-продавец либо должна иметь свой outpost, либо курьерскую службу во всех городах.

Это предполагает большие затраты, при этом пункт выдачи заказов для одного магазина становится убыточным предприятием, да и курьеры не столь выгодны для компании. Крупные организации содержат курьеров или пункты выдачи заказов в первую очередь ради сервиса, который привлекает большое количество клиентов и позволяет охватить большой процент населения.

Но вот для более мелких предпринимателей подобные организационные структуры становятся чрезмерно большой статьёй расходов, и если нанять курьера в городе работы и там же открыть свой магазин ещё можно, то работать в других населённых пунктах уже не рентабельно. Проблема доставки товаров из интернет-магазина решается доставкой транспортными компаниями, но их цена не удовлетворяет многих клиентов. На основе всего этого можно оптимизировать работу всей этой системы, войдя в неё как посредник со своим собственным пунктом выдачи заказов множества интернет-магазинов.

Такое начинание можно смело отнести к малому бизнесу. Для начала нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, код (ОКПД 2) 47.91 Услуги по розничной торговле по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет. Предпочтительная форма – индивидуальный предприниматель, так как можно оформиться с меньшими временными затратами, да и сил на это потребуется меньше. Нужно помнить, что государственная пошлина не превышает 10 тысяч рублей, но может потребоваться до 20 за оформление всех бумаг и документов. Когда юридический вопрос решён, можно приступать к поиску помещения.

Здесь огромные площади не нужны, даже несмотря на то, что пункт выдачи заказов своего рода склад. Оптимальный размер помещения – 15 м 2 , этого хватит и для оператора, и для всех посылок. Суть в том, что долго товар залёживаться не будет, его забирают, как правило, в течение суток. Внутреннее обустройство также не обойдётся в крупную сумму, ведь всё, что нужно – это компьютер с выходом в интернет, кассовый аппарат и простая мебель для сотрудника. За 30 тысяч рублей можно полностью обустроить помещение. Сложнее будет с экстерьером, ведь пункт выдачи заказов должен иметь заметную вывеску и привлекать внимание. На это может понадобиться ещё 20 тысяч.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Таким образом, за 50 тысяч рублей можно получить обустроенный пункт выдачи заказов, готовый к работе. Помещение лучше всего искать в центральных районах города, так как ехать на окраину не всем будет удобно, и человеку нужно предложить оптимальные условия для самовывоза. Многие клиенты вообще считают, что им товар должен доставить курьер, но такие отсеиваются сразу ещё при заказе в интернет-магазине, когда узнают об отсутствии такой возможности. Но а те, кто самостоятельно может забрать товар, хотят сделать это с минимальными затратами времени и сил. Из-за расположения в центре аренда помещения может достигать 15 тысяч рублей, а в крупных городах и ещё больше.

Впрочем, возможна ситуация и когда людям не принципиально откуда забирать заказ, это касается случаев покупки такого товара, который не представлен продавцами в городе или имеет значительно более низкую цену. В этом случае клиент поедет за ним даже в пригород.

Очень важным моментом является подбор сотрудника. Для одного небольшого пункта выдачи достаточно всего одного оператора , который будет заниматься выдачей товаров, но он должен быть честным человеком. Оператор несёт ответственность за все полученные посылки, и пропажа одной или нескольких из них навсегда испортит репутацию пункта выдачи заказов, и вернуть её будет очень непросто. При этом большая заработная плата у такого сотрудника не предусмотрена (не больше 20 тысяч рублей в крупных городах, в небольших населённых пунктах в два раза меньше), что даёт ему соблазн украсть посылку, стоимостью превосходящую несколько его зарплат. Чтобы этого не случилось, нужно брать людей с опытом работы и хорошими характеристиками, это хоть и не устранит риски, но значительно их снизить.

Также всерьёз нужно задуматься о найме курьера, особенно если пункт выдачи расположен в не самом удачном месте города. Некоторые клиенты согласятся переплатить за то, чтобы товар привезли им на дом, и для этого можно либо найти человека, либо заняться этим самому. В первое время заказов будет не слишком много, и потратить пару часов в день на развоз посылок можно, а в дальнейшем, когда бизнес начнёт развиваться, нанять дополнительного человека не составит труда. Поначалу лучше ориентироваться на клиента, предоставлять ему качественный сервис – зарабатывать себе имя.

Отдельно нужно отметить создание своего собственного сайта. При сотрудничестве с интернет-магазинами предприниматель будет иметь доступ к множеству каталогов самых разных фирм различных сфер продаж. Поэтому можно создать свой интернет ресурс, на котором в общем каталоге будут представлены товары всех партнёров, это позволит клиенту увидеть сразу множество товаров, которые можно забрать из одного места, партнёры получат дополнительную информационную и рекламную площадку, а владелец пункта выдачи заказов ускорит оборачиваемость своих средств и значительно увеличит уровень заказов. Свой сайт – хороший дополнительный доход, ведь на нём можно продавать товары не только компаний, с которыми налажено сотрудничество, но и многих других, работая здесь уже как непосредственный посредник. Если найти компании, которые предоставляют возможность доставки транспортными компаниями, но по каким-то причинам не хотят сотрудничать с пунктом выдачи, можно перепродавать их товар, делая небольшую наценку и экономя на консолидации перевозок. Подобное направление позволяет стать полноценным интернет-магазином, но данный вариант стоит рассматривать именно как перспективу развития, ведь поначалу это не будет целевой деятельностью. Также сайт можно использовать для предложения товаров партнёров, которые своего интернет-ресурса не имеют. В этом случае можно рассчитывать на более высокое комиссионное вознаграждение.

Готовые идеи для вашего бизнеса

При этом вести сайт не обязательно из какого-нибудь офиса или из самого пункта выдачи заказов, достаточно оплатить хостинг и работать предпринимателю дома, сокращая издержки на содержание помещения и заработную плату программистам. При этом ввести в работу собственный интернет-портал нужно как можно быстрей – он станет хорошим местом для размещения своей рекламы, на нём должна быть форма, которую могут заполнять потенциальные партнёры. В таком виде бизнеса придётся общаться и сотрудничать с людьми именно посредством всемирной паутины, даже не видя вживую многих из них.


Очень важным направлением является развитие транспортной логистики . Вернее, возможность оценивать уровень логистического сервиса у разных поставщиков. В таком бизнесе придётся сотрудничать не только с интернет-магазинами, но и с транспортными компаниями, потому что своей службы перевозки интернет-магазины практически всегда не имеют. У них могут быть только налаженные отношения с тем или иным перевозчиком, но владельцу пункта выдачи заказов нужно самому оценить транспортную компанию, чтобы понять, будет ли благоприятным такое сотрудничество. Не каждый перевозчик ответственно относится к своей работе, умеет доставлять товар в точно нужное время. Причём поставщик должен привезти товар ни позже, ни раньше указанного срока. И если с опозданиями всё понятно, то неожиданный преждевременный завоз товара может лишить складских помещений или просто оставит товар лежать на полке, что не позволит принять заказ на новый. Клиента, конечно, не заставить забирать посылку в нужное пункту выдачи время, но найти поставщика, который привозит заказ именно тогда, когда необходимо – вполне реально.

Привлекательность любого интернет-магазина, а значит и пункта выдачи заказов, для клиента не в последнюю очередь зависит от сроков поставки. Даже недорогой перевозчик может оказаться неподходящим потому, что везёт очень долго (сотрудничать с почтой России нельзя ни в коем случае – через неё клиенты пусть заказывают сами). Оптимально выбирать с интернет-магазином выгодную для обеих сторон транспортную компанию, но многие продавцы уже имеют налаженные отношения с тем или иным перевозчиком. Как правило, с совсем недобросовестными или необоснованно дорогими компаниями никто не сотрудничает, но вполне вероятна ситуация, когда интернет-магазин отказывается выбирать более перспективного перевозчика в угоду текущему. Да и в дальнейшем нужно постоянно смотреть за рынком перевозчиков, чтобы по необходимости выбрать нового.

Но самая важное в таком бизнесе, первооснова – это партнёры, интернет-магазины, товар которых и будет поставляться в outpost . Если в распоряжении есть только небольшое помещение без специализированного оборудования для размещения товаров, требующих особых условий хранения (о котором и велась речь несколько выше), то это здорово ограничивает список компаний, с которыми можно начать сотрудничество. Впрочем, товары со специальными условиями хранения и перевозки редко заказывают через интернет. Самая распространённая продукция – косметика, техника, автомобильные запчасти, украшения и сувениры. Именно с интернет-магазинов стоит начать, предлагая им свои услуги.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Тут нужно отметить, что если пункт выдачи заказов открывается в небольшом городе, то сотрудничать получится только с компанией, которая подобные пункты открыла (или с которыми уже сотрудничает) во всех крупных городах, иначе она просто будет не заинтересована в обеспечении рынка небольшого населённого пункта подобной услугой. В мегаполисах же вполне реально открыть outpost, которым заинтересуются многие интернет-продавцы. Можно работать только в одной сфере, но тогда помещение наверняка будет простаивать, поэтому лучше делать универсальный пункт выдачи заказов интернет-магазинов разной тематики. И поначалу лучше пытаться найти как можно больше партнёров, потому что заботиться нужно в первую очередь о себе, и оборачиваемость товаров в пункте выдачи заказов должна быть очень большой, чтобы дело приносило прибыль. Когда заключается договор, продавец на своём сайте выставляет возможность заказать товар с прибытием в outpost. Вариант доставки таким образом должен выгодно отличаться (даже если цена выше некоторых других вариантов, должен быть значительный выигрыш в скорости). Магазин формирует партию груза и отправляет её перевозчиком, который «до двери» доставляет его в пункт выдачи заказов. А уже оттуда клиент забирает его самовывозом либо заказывает курьера.

Значительным препятствием для заказа товара через интернет для клиента является невозможность увидеть товар воочию, осмотреть его и определить, нравится ли он/нужен ли. Это останавливает многих людей, которые не хотят потратить деньги на оказавшуюся неподходящей вещь. Именно поэтому через интернет заказывают, как правило, недорогие товары, чтобы не было в случае неудачного выбора жалко потраченных денег. Устранить эту проблему можно возможностью возврата товара (этот пункт вообще прописан в потребительском законе, но не все продавцы добросовестно его исполняют). В крайнем случае, товар можно забирать, чтобы потом продать самому, а не отправлять обратно продавцу – это чрезмерно большие транспортные расходы.

Но хорошей идеей может стать открытие не стандартного пункта выдачи заказов, а так называемого «show-room». Это комната, в которой представлены образцы продаваемых изделий, и человек может предварительно ознакомиться с товаром, прежде чем заказать его. Часто их открытие осуществляется магазинами по продаже одежды, ведь подобрать её особенно сложно, не примерив. Однако можно выставить витрины с разными видами товаров.

Но такое начинание потребует значительно бо́льших вложений. Так если обычный outpost потребует не больше 100 тысяч рублей на своё открытие, то show-room может обойтись в несколько раз больше ввиду съёма значительных помещений и их оборудования. Однако такая идея может привлечь много людей, и её стоит обсудить с продавцом.

Ещё одним из вариантов открытия такого бизнеса можно назвать «постаматы ». Они представляют собой шкаф с ячейками, в которые поставляется товар, а покупателю сообщается номер ячейки и код для её открытия. Такое оборудование обойдётся даже дешевле, чем обычный пункт выдачи, для него не нужен человек-оператор, да и располагать его можно не только в специально снимаемом помещении, а в каком-нибудь торговом центре или гипермаркете. Подобное начинание можно назвать перспективным и не затратным делом, которое в будущем может вполне заменить обычные пункты выдачи. Единственное ограничение – слабое доверие покупателей к такой форме выдачей заказов, да и претензии предъявить в случае несоответствия сложно. И нельзя исключать вероятность взлома ячеек, если только они не находятся под видеонаблюдением или охраной. Но в общем и целом, этот способ можно рассматривать как развитие своей сети пунктов выдачи заказов.

Чем же выгоден пункт выдачи заказов, выступающий как посредник между продавцом и покупателем?

    Для продавца. Возможность без лишних затрат увеличить свою торговую сеть и начать торговлю во многих городах страны. Интернет-магазин может находить в каждом из городов частный outpost, чтобы не заботиться о передаче товара в руки покупателя. В случае каких-либо проблем продавец получает всю необходимую информацию.

    Для посредника. С минимальными затратами на открытие и при небольших ежемесячных платежах получать деньги буквально за воздух – посредническая деятельность всегда была достаточно выгодным направлением. Владелец пункта выдачи заказов получает совсем скромное агентское вознаграждение (1-1,5% от суммы товара, но этот показатель меняется в зависимости от востребованности товара), но при высокой оборачиваемости и больших количествах поставок доход становится существенным.

    Для покупателя. Это возможность купить товар либо по значительно более низкой цене, либо товар, которого в его городе нет, при этом забрать его можно самостоятельно и тогда, когда это удобно. За счёт консолидации грузов достигается наиболее оптимальная цена доставки, поэтому клиент за поставку платит на порядок меньше, чем если бы он самостоятельно заказывал этот товар через транспортную компанию. Сроки при этом сохраняются наиболее оптимальными, то есть такая доставка – хорошее соотношение цены и качества доставки.

Франшизы хостелов – направление новое, но пользующееся все большим спросом. В среднем для открытия хостела по франшизе хватит 1-1,5 миллионов рублей.

В среднем по данным франчайзеров, для открытия медцентра без учета паушального взноса понадобится сумма около 2 млн. рублей. Размеры стартовых инвестиций в зависимости от выбранного формата работы (пу...

Инвестиции от 700 000 руб.

Бизнес под брендом международной риэлторской компании. Автоматизированные бизнес-процессы, преференции от крупных федеральных банков-партнеров, собственная CRM-система.

По примерным подсчетам РБК на аптеку площадью 60 кв метров в среднем понадобится не менее 3 млн. рублей. Как показывает практика, выйти на окупаемость в условиях 1,5% роялти можно примерно через 1,5-2...

В сложных экономических условиях и возросшей стоимости запуска нового клуба процесс открытия фитнес-центра с нуля чреват многими стратегическими просчетами и может привести к неудаче. Поэтому на первы...

Диапазон стартовых капиталовложений для открытия бизнеса по франшизе широк и начинается от 1,3 млн. рублей (категории «доступной оптики») и заканчивается суммами в 5-8 млн. рублей (для VIP-категорий)....

Размеры стартовых инвестиций для открытия турагентства по франшизе не велики и варьирутся от 40 тыс. до 2 млн. рублей. В среднем сумма, требующаяся для открытия бизнеса, составляет около 450 тысяч руб...

Инвестиции от 2 500 000 руб.

Франшиза медицинского центра АльфаМед предлагает развитие клиник в формате «У дома», когда клиенты могут получить амбулаторную медицинскую помощь, сдать анализы недалеко от дома или работы.

Региональная небольшая компания может продавать право пользования своим брендом и за сумму в несколько десятков тысяч рублей, крупный франчайзер требует паушальный взнос иногда больше ста тысяч доллар...

По приблизительным оценкам, для того чтобы открыть квест-рум по франшизе понадобится от 1,5 миллионов рублей и более. Паушальным взносом франчайзеры чаще всего называют стоимость своих сцена...

Средняя стоимость франшизы кальянной в России составляет 200 тысяч рублей. На открытие заведения под готовым брендом понадобиться около 1 млн. рублей.

Стоимость франшиз (размер паушального взноса) на рынке варьируется от 90 до 350 тысяч рублей и в среднем составляет около 160 тысяч рублей. Роялти владельцы сетей детских парикмахерских берут небольши...

Инвестиции от 39 000 руб.

С нашей помощью Вы откроете интернет-магазин детских товаров в своем городе, сможете закупать товары у проверенных поставщиков, принимать и выполнять заказы.

Стоимость франшизы мясного ресторана различных сегментов варьируется от 1,2 млн. до 3,5 млн. рублей. В качестве роялти владельцы бизнеса обычно выставляют проценты от оборота – от 3% до 6%.

Средний размер инвестиций в открытие собственного бара-ресторана по франшизе составляет около 15 млн. рублей. Франчайзеры предлагают заведения различных форматов площадью от 200-250 кв. метров, начина...

Минимальная сумма инвестиций для входа в бизнес мужских парикмахерских начинается от 800 тыс. рублей, на практике наиболее «реальная» цифра несколько выше – около 2 млн. рублей. Размеры паушального вз...

Затраты на запуск мобильной автомойки в предложениях франчайзеров варьируются от 100 тыс. до 2 млн. рублей и зависят от многих факторов, включая пакет услуг франшизы и территорию развития бизнеса. Сто...

Инвестиции от 239 000 руб.

Торговые автоматы Мангустин - первое вендинг оборудование, разработанное специально для продажи игрушек. В своей франшизе мы соединили два успешных направления - вендинг и продажу детских игрушек.

Среди прочих предложений франшизы event-агентств привлекают потенциальных покупателей небольшими стартовыми вложениями. Начать свое дело со 100-200 тыс. рублей – предложение довольно заманчивое. Бизне...

Чтобы открыть языковую школу по франшизе, предпринимателю понадобиться около 1 млн. рублей стартовых инвестиций и желание работать и развиваться в образовательной сфере. Все остальное обещает взять...

Диапазон начального капитала для создания студии маникюра колеблется от 800 тыс. до 5,5 млн. рублей. Средняя сумма (в теории) – 2,6 млн. рублей. От 200 до 540 тысяч рублей предпринимателю нужно будет...

Чтобы открыть свою соляную пещеру по франшизе, предпринимателю потребуется около 500 тыс. - 1 млн. рублей. В этом виде бизнеса бóльшую роль играет не столько раскрученность бренда, сколько размер...

Инвестиции от 300 000 руб.

Уникальная бизнес-модель булочной, не требующая организации пекарни полного цикла. Для открытия булочной-пекарни Bonape достаточно помещения 15 кв.м. и минимальных затрат.

По всей России работает более 100 крупных и мелких компаний, занимающихся доставкой посылок (службы доставки, курьерские службы, т.д.). Крупнейшая из них - Почта России предоставляет самые дешевые, но очень часто нарекаемые услуги (http://otzovik.com/review_80609.html). Особых условий у Почты России для владельцев интернет-магазинов нет. Не удивительно, что частные компании активно развиваются и находят клиентов.

Службы доставок могут оказывать любые из следующих услуг:

1) Почтовая доставка, в том числе экспресс (имеют специальную лицензию) - Почта России, ЕМС Почта России, СПСР 2) Курьерская служба (без специальной лицензии) - осуществляет перевоз посылок от склада продавца к покупателю
3) Пункты выдачи (ручные и автоматизированные) - места для передачи товаров покупателю на «нейтральной территории»; бывают в виде организованных мест встреч с курьером (например, в крупном торговом центре небольшая комната отдыха) или в виде аппарата хранения-передачи (сегодня есть в Москве и Питере, ставят их в крупных торговых центрах недалеко от станции метро)
4) Частичный или полный аутсорсинг доставки (прием платежей за товары, осуществление возвратов, складирование, логистика, ведение товара до покупателя, страхование грузов, т.д.)

Каковы плюсы служб доставок для интернет-магазинов:

  • Отсутствие проблем с наймом курьеров и персонала. Особенно актуально для ИП
  • Наличие места «Самовывоза» для клиентов, если таковое имеется у службы доставки
  • Не нужно следить за добросовестностью курьеров. Служба доставки несет полную материальную ответственность за переданный им товар
  • При аутсорсе курьер сам приедет и заберет ваш товар для передачи на склад курьерской службы с последующим развозом клиентам. Зачастую, это бесплатно при количестве заказов > 10 в день. Или вы можете сделать это сами. Тоже бесплатно
  • Если вы работаете с поставщиком «под заказ», то служба доставки сможет сама забрать заказ для клиента у поставщика
  • Периодическая отчетность службы доставки по развезенным заказам
  • Отсутствие возможности получить фальшивые деньги

Минусы служб доставок (отмечены владельцем магазина):

  • Отношение к заказам не такое трепетное, как у владельца магазина. Отсюда - риск «испортить лицо» магазина.
  • Хоть все и обещают, что происходит обзвон клиентов магазина после появления заказа на складе КС, зачастую этого нет
  • Зачастую, работа только с Москвой и Питером (источник: http://habrahabr.ru/blogs/eCommerce/92788/).

Еще из минусов отмечу также:

  • тот факт, что не все работают с небольшими магазинами и не учитывают особенности интернет-магазинов (отсутствие собственного склада, работа с ИП, т.д.).
  • В таком огромном количестве компаний сложно разобраться, кто действительно хорош.

Сколько стоит?

Цена услуг служб доставки варьируется от 25 рублей до нескольких тысяч и зависит от количества заказанных услуг, расстояния доставки, веса, сроков и престижа компании доставки.

СПСР

Компания, предоставляющая услугу экспресс-доставки. Единственная из российских компаний экспресс-доставки, которая является владельцем лицензии Управления ФСБ России на работу с документами, составляющими государственную и коммерческую тайну

Компании, ориентированные на оказание курьерских услуг и аутсорсинга доставки для интернет-магазинов:

PickPoint

Компания, оказывающая услуги по доставке и выдаче Интернет-заказов через автоматизированные терминалы Постаматы. На месте осуществляет прием оплаты и при необходимости, возврат товара. Предоставляют модуль для интеграции в корзину магазина для приема и ведения заказов.

Посылыч

Курьерская служба, осуществляющая полный спектр услуг по приему заказа, организации складирования и логистики товаров, прием оплат, возвратов, т.д. Готовы работать с мелкими и крупными магазинами. Основана при крупнейшем интернет-магазине books.ru.

MaxiPost

Курьерская служба, осуществляющая полный спектр услуг по приему заказа, организации складирования и логистики товаров, прием оплат, возвратов, т.д.