Лечебно-трудовой профилакторий. Организация лечебно-трудовой деятельности

Http://сайт/ru/news/66186 2013 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-02T09:44:28+0300 ru http://сайт/files/images/sources/ltp-1.jpg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»

Правозащитный центр «Весна»

В рамках проведения мониторинга за местами принудительного содержания граждан в Республике Беларусь, Правозащитный центр «Весна» предлагает к вниманию данный материал о системеЛТП, законодательстве о принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также практике его применения. В статье также приведен краткий анализ соответствия норм действующего национального законодательства, регулирующих принудительную изоляцию лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, положениям Конституции страны и международным нормам в области прав человека.

I. Исторический контекст

Система, унаследованная от СССР

Первый Лечебно-трудовой профилакторий появился в СССР в 1967 году на территории Казахской ССР. В дальнейшем система ЛТП активно использовалась для принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушающих общественный порядок и правила "социалистического образа жизни". Граждане направлялись в ЛТП по постановлению районных судов сроком от 6 месяцев до 2 лет. Решение суда являлось окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежало. За побег из ЛТП была установлена уголовная ответственность. Правозащитники в СССР называли ЛТП частью советской карательной системы.
25 октября 1990 г. Комитет Конституционного надзора СССР принял Заключение, в соответствии с которым некоторые нормы действующего тогда законодательства СССР в этой сфере, в том числе и союзных республик, были признаны несоответствующими Конституции СССР и международным нормам в области прав человека. Комитет Конституционного надзора пришел к выводам, что, согласно законодательству, принудительное лечение в ЛТП (т.е. ограничение свободы, близкое к уголовному приговору) распространяется на лиц, которые не совершали никаких преступлений.
После распада СССР система ЛТП была ликвидирована в большинстве бывших советских республик. В 1993 году Указом Президента России Бориса Ельцина лечебно-трудовые профилактории были ликвидированы в России (Указ вступил в законную силу 1 июля 1994 года). В настоящее время ЛТП существуют только в Беларуси, Туркменистане и непризнанной Приднестровской Молдавской Республике.
В Беларуси система ЛТП после 1991 года фактически не применялась. Возрождение практики началось в конце 90-х годов, и в последние годы получило широкое распространение. ЛТП находятся в компетенции Министерства внутренних дел (МВД). Изоляция граждан в ЛТП регулируется Законом Республики Беларусь от 4.01.2010 г. № 104-3 "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", нормами ГПК Республики Беларусь (параграф 12 главы 30 (особое производство) ГПК), Правилами внутреннего распорядка в ЛТП, утвержденными Постановлением МВД от 09.10.2007 г. № 264.

II. Национальные правовые основы

Долгое время процедура направления и содержания в ЛТП регулировалась Законом "О мерах принудительного воздействия в отношении алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц", который был принят Верховным Советом БССР 21 июня 1991 года, с изменениями и дополнениями, которые были внесены в этот Закон в 1994, 2000 и 2008 гг. В декабре 2009 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят новый Закон "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", вступившего в законную силу 4 января 2010 г. Согласно принятому Закону были внесены изменения в ГПК Республики Беларусь, глава 30 которого (особое производство) была дополнена параграфом 12 "Особенности рассмотрения дел о направлении гражданина в ЛТП, продолжения срока пребывания в ЛТП, прекращение пребывания в ЛТП."

Лечебно-трудовой профилакторий - организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

В соответствии со ст. 4 данного Закона, направлению в ЛТП подлежат:

Граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три или более раз привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с действующим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

Граждане, которые обязаны компенсировать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Не подлежат направлению в ЛТП:

Граждане, не достигшие 18 лет;
Мужчины старше 60 лет;
Женщины старше 55 лет;
Беременные женщины;
Женщины, которые воспитывают детей в возрасте до одного года;
Инвалиды 1 и 2-й групп;

Граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их пребыванию в ЛТП.

В соответствии со статьей 5 Закона, лица, привлеченные три и более раза в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, направляются в учреждения здравоохранения для обследования и установления диагноза о хроническом алкоголизме или наркомании. Согласно ст. 5 Закона, гражданин имеет право обжаловать данное направление вышестоящему начальнику органа внутренних дел или прокурору, или в суд.

В случае установления диагноза о хроническом алкоголизме, наркомании или токсикомании соответствующее медицинское заключение передается начальнику органа внутренних дел, который в течение 10 дней после его получения выносит предупреждение о возможности направления в ЛТП. Данное предупреждение объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено с вручением письменной копии. Согласно ст. 6 Закона, гражданин имеет право обжаловать вынесенное ему предупреждение вышестоящему начальнику органа внутренних дел, прокурору или в суд.

В соответствии со ст. 7 Закона начальник органа внутренних дел в течение 10 дней после получения информации о привлечении лица, которое было предупреждено о возможности направления в ЛТП, к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих средств, в течение года после указанного предупреждения направляет этого гражданина на медицинское освидетельствование.

Начальник органа внутренних дел или его заместитель в течение 10 дней после получения медицинского заключения о том, что указанный гражданин является больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также о том, что у него отсутствуют заболевания, препятствующие его пребыванию в ЛТП, подают в суд заявление о направлении этого гражданина в ЛТП.

Например. Гражданин А. выражался нецензурно в общественном месте, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения. После этого он был задержан милицией, предстал перед судом и получил административное наказание в виде 15-суточного административного ареста за мелкое хулиганство. Через несколько недель после его освобождения органы внутренних дел задержали его во время распития алкогольных напитков в общественном месте, в результате чего он был оштрафован. После этого, на протяжении года он ещё дважды привлекается к административной ответственности в виде штрафов за появление в пьяном виде, оскорбляющем общественную нравственность в общественном месте. Все эти события произошли в течение года, и районный орган внутренних дел направил его на медицинское освидетельствование в целях установления наличия заболевания алкоголизмом. После получения соответствующего медицинского заключения гр. А в течение 10 дней был официально предупрежден начальником РУВД о возможности его направления в ЛТП, если в течение года после предупреждения он будет привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном употреблением наркотических веществ или других одурманивающих веществ.

В следующий раз, когда его задержат в состоянии алкогольного опьянения за совершенное в таком состоянии правонарушение, и он будет привлечен к административной ответственности в течение года после вынесенного предупреждения, представители правоохранительных органов еще раз доставят гр. А. в больницу, чтобы подтвердить у него наличие хронического алкоголизма. Представитель правоохранительных органов передаст все документы в районный суд общей юрисдикции, который в рамках особого гражданского судопроизводства (согласно ст. 361 - 393.12 ГПК Республики Беларусь) вынесет решение о направлении в ЛТП (изоляции) гр. А. сроком на 1 год. Дело рассматривается с участием прокурора и лица, подлежащего направлению в ЛТП. В случае неявки последнего судья оформляет принудительный привод данного лица в суд. Решение суда по делу может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней. Лицо, в отношении которого рассматривается дело, имеет право пользоваться юридической помощью адвоката.

Таким образом, изоляция в ЛТП не является санкцией за совершение конкретного административного правонарушения, а выносится в связи с болезнью гр. А хроническим алкоголизмом и совершенными им прежде правонарушениями в состоянии алкогольного опьянения, за которые он уже понёс наказание в рамках административного судопроизводства.

Суды, в соответствие со ст. 393.9 ГПК Республики Беларусь, должны рассматривать дела в течение 10 дней, в открытом заседании с участием заинтересованного лица. Лицо может быть представлено адвокатом. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящем суде. Согласно ст. 8 Закона срок изоляции в ЛТП составляет 12 месяцев. Однако в ряде случаев, указанных в ст. 55 Закона (наличие нескольких дисциплинарных взысканий, отсутствие в ЛТП более суток без уважительной причины, несвоевременно возвращение в ЛТП из социального отпуска), пребывание гражданина по решению суда может быть продлено на срок до 6 месяцев.

Правовой статус лиц, изолированных в ЛТП, остается непонятным. Они не являются осужденными к лишению или ограничению свободы и не находятся под административным арестом.

Закон предусматривает, что лица, содержащиеся в Лечебно-трудовых профилакториях, пользуются теми же правами, что и граждане Республики Беларусь, но с некоторыми ограничениями. Эти ограничения вытекают из необходимости обеспечения принудительной изоляции и медико-социальной реабилитации с принудительной работой, как это предусмотрено законом. На практике это означает, что лица, содержащиеся в ЛТП, не имеют права самовольно его покидать, обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, за ними устанавливается контроль и надзор. Лица, содержащиеся в ЛТП, согласно ст. 47 Закона, обязаны работать, отказ от трудоустройства или самостоятельное прекращение работы влекут наложение мер дисциплинарного воздействия применительно к таким лицам (размещение в дисциплинарной комнате сроком до 10 суток). Наличие нескольких дисциплинарных взысканий влечет за собой увеличение срока пребывания в ЛТП до 6 месяцев по решению суда. В отношении изолированных лиц используется личный досмотр, досмотр личных вещей. Лицам, которые содержатся в ЛТП, не разрешается держать личные документы, деньги (либо другие запрещенные предметы); администрация профилактория обеспечивает сохранность их личных документов и денег.

Статья 16 Закона предусматривает применение физической силы и специальных средств сотрудниками ЛТП и военнослужащими внутренних войск в отношении изолированных лиц в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

*Конституция Беларуси

В соответствии со статьей 26 Конституции Республики Беларусь, никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не доказана в порядке, установленном законом и вынесеным приговором суда, вступившим в законную силу. Лишение свободы может применяться только к личности, которая была признана виновной в совершении преступления, т.е., если ее вина была подтверждена приговором суда. Тем не менее, продолжительность и условия изоляции в ЛТП во многом сравнимы с лишением свободы, и в соответствии с международным нормами в области прав человека является ничем иным, как лишением свободы.

Статья 14 Конституции устанавливает работу как право, а не как обязанность. Таким образом, принудительное привлечение к труду граждан, предусмотренное Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в полном противоречии с Конституцией Республики Беларусь, поскольку применяется вне рамок исполнения приговора суда в связи с совершенным преступлением.

* Закон "О здравоохранении"

Принудительное лечение лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией, противоречит Закону Республики Беларусь "О здравоохранении". Согласно этому закону, лечение в Беларуси имеет добровольный характер и не является обязательным. Статья 46 предусматривает одно исключение: принудительное лечение страдающих от заболеваний лиц, представляющих угрозу для здоровья населения, и которые отказываются от лечения. В этом случае принудительное лечение назначается решением суда, принятым в рамках специального гражданского производства (ст.ст. 391 - 393 Гражданско-процессуального кодекса). Официальный перечень заболеваний, которые представляют собой опасность для населения, утвержденный Постановлением Министерства здравоохранения в 2002 году. Хронический алкоголизм и наркомания не включен в него.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает еще два исключения из добровольного характера медицинской помощи. Во-первых, оно позволяет осуществлять принудительное лечение по приговору суда, связанном с уголовным преследованием в связи с совершенным преступлением. Этот вид принудительных мер медицинского характера регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Еще одно исключение касается принудительного психиатрического лечения лиц, страдающих психическими заболеваниями, и представляющих собой угрозу для себя либо окружающих.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые в ЛТП, находятся за пределами существующих положений, которые предусмотрены законодательством Беларуси, упомянутом выше. Практика принудительных мер медицинского характера, установленных Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в противоречии с Законом Республики Беларусь "О здравоохранении", и нарушает законные права граждан и их личную неприкосновенность.

Такая сверхрепрессивная политика "медико-социальной реадаптации" вызывает особое беспокойство в стране, где деятельность правоохранительных органов вызывает много нареканий. В случае ЛТП эта "реабилитация" применяется к тысячам больных людей (около 4000-5000 человек ежегодно), которые нуждаются в настоящей медицинской или социальной помощи.

На протяжении последних нескольких лет правительство Беларуси ввело ряд новых правил, которые расширили сферу применения этого закона и еще больше ограничили права лиц, страдающих от зависимостей. Например, Декрет Президента № 18 от 24 ноября 2006 года разрешает государству забирать детей из семей алкоголиков или наркоманов без судебного решения. Согласно данному Декрету, такие родители решением районного суда (в рамках гражданского судопроизводства) обязуются компенсировать государству затраты на содержание детей в государственных детских учреждениях и подлежат принудительному трудоустройству. Такие родители получают статус "обязанных лиц", о чем им ставится штамп в паспорте. При систематическом нарушении трудовой дисциплины, связанной с употреблением алкоголя "обязанные лица" подлежат направлению в ЛТП. За уклонение от такой работы эти лица подлежат административному аресту, а затем и уголовной ответственности в виде ограничения свободы с направлением в учреждения открытого типа с обязательным привлечением к труду. Белорусский Президент Александр Лукашенко лично высказался относительно необходимости создания в Беларуси трудовых лагерей для лиц, лишенных родительских прав, и что на таких людей не должны распространяться права человека.

III. Международные стандарты в области прав человека

Закон Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них" и практика заключения граждан в ЛТП, их принудительное лечение и принудительный труд также являются серьезными нарушениями международных договоров в области прав человека, ратифицированных Республикой Беларусь. В частности, они противоречат Статье 8 и Статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (запрет на принудительный труд и право на личную свободу), Статье 6, которая гарантирует "право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или принимает " и Статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (право на наивысший доступный уровень здоровья, которое включает в себя право на свободу от принудительного лечения). Так же данная практика включает принудительный труд, что запрещено Конвенцией № 29 МОТ, подписантом которой является Беларусь и которая определяет принудительный труд как "всякую работу или услугу, к которой принуждается лицо под угрозой какого-либо наказания и которую это лицо не принимает добровольно”. Исключения предусмотрены для работы в результате приговора в судебном порядке, однако в данном случае изоляция в ЛТП выносится судом в рамках гражданского, а не уголовного процесса - т.е., не в связи с совершенным правонарушением или преступлением, что не предусмотрено белорусским законодательством.

Таким образом, Правозащитный центр «Весна» считает, что существующая в стране практика принудительной изоляции граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией, находится в противоречии с международными стандартами в области прав человека, а также нарушает права, гарантированные гражданам Беларуси Конституцией страны.

ЛЕЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ и ТРУДОВЫЕ МАСТЕРСКИЕ - подсобное предприятие при психиатрическом, психоневрологическом или наркологическом учреждении, специально предназначенное для осуществления одного из этапов реабилитационного процесса, трудовой терапии гл. обр. психически больных, для вовлечения их в трудовые процессы, обучения новой профессии в целях последующего трудоустройства. Аналогичные предприятия имеются при нек-рых противотуберкулезных диспансерах (см. Диспансер), лепрозориях (см.) и учреждениях социального обеспечения. Как самостоятельная организационная форма такие мастерские стали создавать в начале 30-х гг. в СССР, а позже и в других странах. Существует три типа мастерских: для стационарных больных; для амбулаторных больных; смешанные. Общее руководство мастерскими осуществляет гл. врач леч. учреждения, в ведении к-рого они находятся. Ему непосредственно подчиняется врач по трудовой терапии, к-рый руководит леч. работой и осуществляет контроль за состоянием здоровья больных, занятых в мастерских. Руководство хозяйственной, производственно-технической и финансовой деятельностью осуществляет директор мастерских, к-рый назначается гл. врачом учреждения. В вопросах, касающихся режима, объема и характера труда больных, директор мастерских руководствуется указаниями врача по трудовой терапии. В мастерских организуется возможно большее количество видов труда, разнообразных по характеру и сложности, выделяются самостоятельные участки или цеха, в т. ч. надомные.

При установлении видов труда учитывается специфика существующих в р-не, городе, области производств с тем, чтобы облегчить дальнейшее трудоустройство больных по приобретенной в мастерских специальности. Мастерские функционируют на основе хозрасчета. Маломощные мастерские, с объемом производства менее 30 тыс. руб. в год, могут содержаться на специальные средства. Мастерские освобождены от уплаты налога с оборота и платежей в бюджет по отчислению от прибылей; полученная прибыль направляется на улучшение культурного обслуживания больных, работающих в мастерских, обеспечение их бесплатным питанием и лекарственными средствами, на укрепление материальной базы мастерских и леч. учреждения. Направлению в мастерские подлежат больные, находящиеся в стационаре и нуждающиеся в трудовой терапии (см.) (направляет лечащий врач), и лица, состоящие под диспансерным наблюдением,- инвалиды 1-й и 2-й группы и приравненные к ним (предварительный отбор производит лечащий врач диспансера, окончательный - комиссия). В мастерские не направляют больных, к-рым по состоянию здоровья противопоказана трудовая терапия. Обязательных норм выработки для больных не устанавливается. Ежедневная продолжительность рабочего времени определяется врачом для каждого больного индивидуально, но не должна превышать 6 час. Больные получают вознаграждение в соответствии с количеством выработанной продукции. Срок прохождения больными трудовой терапии в мастерских определяется только мед. показаниями. Через каждые 6 мес. гл. врач учреждения совместно с врачом по трудовой терапии решают вопрос о целесообразности продолжения лечения больного трудом в мастерских. По окончании лечения больные, в зависимости от их состояния, трудоустраиваются на прежнюю работу или по приобретенной в мастерских специальности.

Библиогр.: Греблиовский М. Я. Трудовая терапия психически больных, М., 1966; Кабанов М. М. Реабилитация психически больных, Л., 1978, библиогр.; Клинические аспекты социальной реадаптации психически больных, под ред. С. Ф. Семенова, с. 4, М., 1976.

Организация лечебно-трудовой деятельности – по назначению врача и не более 4-х часов в день.
Трудотерапия - один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Трудовая терапия основывается на закономерностях физиологии, психологии, социологии труда и клинической медицины. Она включает разнообразные виды физических нагрузок, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности.
Основная цель трудотерапии - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделия, выполнение трудовых операций.

Трудовая терапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита.

Благоприятное воздействие труда в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует еще более широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам с последующей интеграцией в трудовой коллектив учреждения.

При вовлечении в трудовую деятельность инвалидов необходимо учитывать в первую очередь их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.

Основные составляющие процесса трудотерапии:

1. Учет пожеланий и интересов самого клиента.
2. Требования к труду.
3. Возможности клиента: медицинские показания к труду, самоорганизация и внутренние ресурсы.
4. Мотивация к труду: заинтересованность и направленность на трудовой процесс.
5. Материально-техническое обеспечение: координация основных и вспомогательных трудовых процессов.
6. Поощрение или вознаграждение за труд.
7. Рабочая обстановка (нормализация, улучшение условий труда).
8. Межличностные отношения клиентов.
9. Результаты труда: время выполнения работы, количественные и качественные единицы измерения труда.

В интернате проживают 158 человек. Из них, по рекомендации врача, в соответствии с состоянием здоровья и, учитывая требования «Закона о психиатрической помощи», могут заниматься трудом 65 человек. Ежедневно, в течение 3 часов (2 часа утром и 1 час после обеда) эти люди активно участвуют в жизненном процессе интерната. Их возраст - от 25 до 60 лет.


Создано постоянно действующих бригад:
- помощь на пищеблоке 10 человек,
- уход за территорией 11 человек,
- баня-прачечная 4 человека,
- помощь плотнику 2 человека,
- помощь санитаркам по уходу за слабыми больными 15 человек,
- разнорабочие 30 человек,

За последние годы силами наших проживающих граждан выполнены значительные работы по благоустройству территории: разбито 5 клумб, дорожки оформлены камнями, привезенными с полей, высажены кустарники и деревья, а о подсобном хозяйстве говорить вообще не приходится - там они полные хозяева! Весной производится побелка деревьев и бордюров, очистка территории от мусора. Летом выполняют косметический ремонт палат, бытовых помещений, коридоров, лестничных пролетов. Также производится окраска лавочек, дверей, рам, другие разнообразные работы. Специалисты интерната могут доверять и во многом положиться на инвалидов.

Но такая слаженность была достигнута не сразу.
Прежде являлось большой проблемой даже «поднять» проживающих с кроватей. Некоторыми из них признавалась только работа на местных жителей за символическую плату или за спиртное. Возникла необходимость в радикальных переменах, так как увлечение алкоголем становилось массовым, и как следствие этого - безразличие к своему интернату, безделье, деградация личности.

Коллектив интерната, решил изменить такое положение. Началась активная каждодневная работа. В первую очередь были составлены списки проживающих по диагнозам, характерам и их привычкам, в соответствии с заключениями врачей определены те, кому показана трудотерапия.

Разработали режимы содержания: в пределах интерната, в пределах территории, усиленного контроля, свободного выхода.

С инвалидами проводилась большая воспитательная работа - беседы, выявление причин недовольства и равнодушия, выявление их интересов. Вновь поступившим клиентам оказывалась помощь в преодолении барьера с проживающими, в подборе им товарищей. Следует отметить, что в этой работе постоянно участвуют не только воспитатели, но и весь медицинский персонал нашего учреждения.

Инструктор производственного обучения распределяет работу с учетом индивидуальных интересов каждого, прививает им навыки, прикрепляет к более опытным товарищам или специалистам.

Некоторые уже уверенно могут называть себя слесарями, плотниками, успешно разбираются в строительно-ремонтных работах. Это стало предметом их гордости, осознания чувства полезности и уважения к себе самому.

А главное - сформировался коллектив неравнодушных к общему делу людей, стремящихся сделать интернат уютным и красивым.

Фактически ЛТП являлись местом ограничения свободы, где основным методом лечения был принудительный труд больного. В то же время пребывание в ЛТП не считалось тюремным сроком и позволяло временно изолировать алкоголиков и пьяных нарушителей общественного порядка без отправки их в исправительные учреждения .

История

Первый ЛТП на территории Советского Союза был открыт в 1967 году (по другим сведениям - в 1974 году) в Казахской ССР . Затем такие заведения стали открываться в РСФСР и других республиках. 8 апреля 1967 г. вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц (алкоголиков)». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития». Срок пребывания в ЛТП устанавливался от 6 месяцев до 2 лет, решение о направлении в него принимал местный судья. За побег из профилактория устанавливалась уголовная ответственность .

Нарушения прав лиц, содержавшихся в ЛТП

Положения о лечебно-трудовых профилакториях, принятые в республиках СССР, и нормативные акты МВД СССР распространяли режим принудительного лечения в ЛТП, близкий к режиму отбывания уголовного наказания, на лиц, не совершивших преступных деяний, что обуславливало нарушения их конституционных прав и свобод. Большинство ограничений прав лиц, содержащихся в профилакториях, не вызывалось необходимостью лечения. Лица освобождались из ЛТП не по медицинским показаниям, а по истечении срока содержания, установленного судом.

Как отмечали специалисты в области наркологии, говорить об эффективности «лечения», проводившегося в профилакториях, нет никаких оснований. Кроме того, многие «пациенты» начинали в ЛТП приём других средств, вызывающих изменение психического состояния. Значительная часть лиц, освобождавшихся из ЛТП, сразу после освобождения напивалась до тяжёлой степени алкогольного опьянения . Известный психиатр и нарколог директор Института исследований проблем психического здоровья профессор В. Д. Менделевич пишет, что «эффективность ЛТП близка к нулю. Дело в том, что ЛТП базируются на принципе принуждения - туда приводили людей, закрывали их на замок, но не лечили. В итоге они выходили оттуда и продолжали принимать наркотики». С другой стороны, глава ФСКН В. П. Иванов утверждал, что «эта бюджетно финансируемая отрасль обеспечивала реабилитацию свыше 70 тысяч нарко- и алкоголезависимых человек ежегодно» .

Директор ННЦ наркологии профессор Н. Н. Иванец указывает на ряд крупных недостатков, присущих организации ЛТП: «плохо организованный лечебный процесс с минимальным участием психотерапевтов ; недостаточную реабилитационную работу с больными; организацию трудотерапии зачастую без учета особенностей личности пациента; нередко чрезмерно строгий (фактически тюремный) режим». Он также пишет, что процент длительных ремиссий после лечения в ЛТП был очень низким, нередко наблюдался даже обратный эффект - усиление прогредиентности течения алкоголизма и дальнейшая десоциализация пациента .

Правозащитники в СССР называли лечебно-трудовые профилактории частью советской карательной системы. 25 октября 1990 года Комитетом Конституционного надзора СССР было принято заключение, согласно которому некоторые из норм действовавшего тогда законодательства СССР в этой сфере были признаны несоответствующими Конституции СССР и международным нормам в области прав человека .

В 1994 году система принудительного лечения была отменена в России указом Бориса Ельцина . Эта норма была подтверждена в 2003 году указом Владимира Путина . В настоящее время ЛТП продолжают работать в таких странах бывшего СССР, как Белоруссия , Туркмения и Казахстан . В Белоруссии в 1991 году было принято специальное законодательство, сохраняющее ЛТП как институт, но не предусматривающее обязательного принудительного лечения. Закон действует в отношении алкоголиков и наркоманов, нарушающих законные права и интересы других лиц в связи со злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Фактически речь идет об алкоголиках и наркоманах, которые терроризируют собственные семьи. Суд направляет таких людей в ЛТП в целях изоляции от общества и медико-социальной реабилитации. В противном случае к таким людям следовало бы применять уголовный закон, что далеко не всегда является лучшим способом решения проблемы. Также как и ранее в ЛТП СССР, в современных ЛТП Белоруссии, согласно законодательству Республики Беларусь, применяется обязательное привлечение к труду . По состоянию на 2016 год, в Беларуси действует 9 ЛТП . Из них - 6 мужских (№1 Светлогорск, №4 Витебск, №5 Вселюб/Новогрудок, №6 Дзержинск, №7 Могилёв, №8 Новополоцк) и 3 женских (№2 Староселье, №3 Павловка, №9 Витебск).

Общественное мнение Согласно опросу «Левада-Центр», проведённому в 2015 году, 81 % россиян поддерживают возрождение ЛТП в России .

См. также

Примечания

  1. Принудительное лечение алкоголизма - Освобождение (рус.) . Освобождение. Проверено 14 октября 2015.

Утвержден

Законом РСФСР

(Ведомости ВС РСФСР,

1974, N 32, ст. 854)

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ И ТРУДОВОМ ПЕРЕВОСПИТАНИИ

ХРОНИЧЕСКИХ АЛКОГОЛИКОВ

(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС РСФСР

от 11.10.1982 - Ведомости ВС РСФСР, 1982, N 41, ст. 1513;

от 01.10.1985 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398)

Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

1. Установить, что хронические алкоголики обязаны проходить полный курс специального лечения в лечебно - профилактических учреждениях органов здравоохранения.

Хронические алкоголики, уклоняющиеся от добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, подлежат направлению в лечебно - трудовые профилактории для принудительного лечения и трудового перевоспитания на срок от одного года до двух лет.

2. Вопрос о направлении хронических алкоголиков в профилакторий рассматривается по ходатайству общественных организаций, трудовых коллективов, государственных органов, а также членов семьи или близких родственников при наличии медицинского заключения районным (городским) народным судом по месту жительства указанных лиц (в отношении лиц, не имеющих постоянного места жительства, - по месту нахождения в момент возбуждения ходатайства) в срок не свыше десяти дней в открытом судебном заседании с вызовом лица, в отношении которого возбуждено ходатайство, в необходимых случаях - с участием представителей общественных организаций, трудовых коллективов или государственных органов, а также членов семьи или близких родственников.

Постановление суда приводится в исполнение органами внутренних дел не позднее чем в 10-дневный срок со дня его вынесения.

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 01.10.1985)

3. Подготовка и направление материалов, подлежащих рассмотрению в суде, осуществляются органами внутренних дел.

Лица, в отношении которых возбуждено ходатайство о принудительном лечении и трудовом перевоспитании, в случае уклонения от явки на медицинское обследование или в суд подвергаются приводу органами внутренних дел.

4. Срок пребывания в лечебно - трудовых профилакториях лиц, направленных для принудительного лечения и трудового перевоспитания, исчисляется с момента их прибытия в профилакторий.

5. При уклонении от лечения лиц, находящихся в лечебно - трудовых профилакториях, срок их пребывания по представлению администрации, основанному на медицинском заключении, может быть продлен районным (городским) народным судом по месту нахождения профилактория, но не более чем на один год.

6. При успешном лечебно - трудовом воздействии на лиц, помещенных в профилактории, срок их пребывания в нем по представлению администрации, основанному на медицинском заключении, может быть сокращен районным (городским) народным судом по месту нахождения профилактория, но не более чем наполовину. Сокращение срока не применяется в отношении лиц, повторно направленных в лечебно - трудовой профилакторий.

Лица, находящиеся в профилактории, могут быть по постановлению суда досрочно освобождены в случае тяжелого заболевания, препятствующего дальнейшему пребыванию в этом учреждении.

7. Постановления суда по вопросам, перечисленным в статьях 2, 5 и 6 настоящего Указа, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

8. Постановление суда о направлении лица в лечебно - трудовой профилакторий является основанием для его увольнения с работы без выплаты выходного пособия.

Время пребывания в лечебно - трудовом профилактории не прерывает течения трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж. Отпуск за этот период не предоставляется.

Из заработной платы или пенсии лица, содержащегося в лечебно - трудовом профилактории, производятся удержания на покрытие расходов по содержанию в профилактории в установленном порядке, а также другие удержания в соответствии с действующим законодательством.

За лицами, находящимися в лечебно - трудовом профилактории, сохраняется право на жилую площадь по их прежнему месту жительства.

Трудовое устройство лиц, возвратившихся из лечебно - трудовых профилакториев, осуществляется, как правило, по месту их прежней работы и возлагается на исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов.

Трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из лечебно - трудовых профилакториев и не имеющих постоянного места жительства, осуществляется исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов по месту нахождения лечебно - трудового профилактория либо по избранному лицом месту жительства в установленном законом порядке.

(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС РСФСР от 11.10.1982; от 01.10.1985)

9. Побег из лечебно - трудового профилактория или с пути следования в профилакторий наказывается в соответствии со статьей 186 Уголовного кодекса РСФСР.

10. Лицо, осужденное к лишению свободы за преступление, совершенное в лечебно - трудовом профилактории или до поступления в него после вынесения постановления народного суда о применении принудительного лечения, после отбытия лишения свободы подлежит направлению в профилакторий на неотбытый срок лечения при наличии медицинского заключения о необходимости такого лечения.

11. Не подлежат направлению в профилакторий:

а) лица, страдающие хроническими душевными болезнями, инвалиды первой и второй групп, беременные женщины и кормящие матери, а также лица с тяжелыми заболеваниями, препятствующими их пребыванию в этом учреждении. Перечень этих заболеваний утверждается Министерством здравоохранения РСФСР;

б) мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, а также лица, не достигшие 18 лет.

11.1. Хронические алкоголики, страдающие тяжелыми сопутствующими заболеваниями, препятствующими их пребыванию в лечебно - трудовых профилакториях, инвалиды I и II групп, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, уклоняющиеся от добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, подлежат направлению для принудительного лечения в специальные наркологические отделения на срок от трех месяцев до одного года.

Направление указанных лиц в специальные наркологические отделения производится в порядке, предусмотренном статьями 2, 3, 4, 7 и 8 настоящего Указа.

При успешном лечебном воздействии на лиц, помещенных в специальные наркологические отделения, срок их пребывания в них может быть сокращен районным (городским) народным судом по истечении двухмесячного срока лечения по представлению администрации, основанному на медицинском заключении. Сокращение срока не применяется в отношении лиц, повторно направленных для принудительного лечения в специальные наркологические отделения.

(с татья введена Указом Президиума ВС РСФСР от 01.10.1985)

Статья 12 не приводится, как не содержащая норм, подлежащих включению в Свод законов РСФСР.

13. Утвердить прилагаемое Положение о лечебно - трудовых профилакториях для хронических алкоголиков.

Статья 14 не приводится, как не содержащая норм, подлежащих включению в Свод законов РСФСР.

15. Настоящий Указ вводится в действие с момента его принятия.

Утверждено

Указом Президиума

Верховного Совета РСФСР

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛЕЧЕБНО - ТРУДОВЫХ ПРОФИЛАКТОРИЯХ

ДЛЯ ХРОНИЧЕСКИХ АЛКОГОЛИКОВ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В лечебно - трудовых профилакториях для хронических алкоголиков содержатся лица, уклоняющиеся от добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после лечения.

Указанные лица направляются в лечебно - трудовые профилактории по постановлению районного (городского) народного суда.

Срок принудительного лечения исчисляется с момента прибытия их в лечебно - трудовой профилакторий.

2. Основной задачей лечебно - трудовых профилакториев является лечение и трудовое перевоспитание лиц, указанных в пункте 1 настоящего Положения. В этих целях в профилакториях проводится специальное лечение, устанавливается режим изоляции.

3. Лечебно - трудовые профилактории находятся в непосредственном подчинении соответствующих министерств внутренних дел автономных республик и управлений внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов.

4. В лечебно - трудовых профилакториях организуется собственное производство, либо создается производство на основе кооперации с предприятиями отраслевых министерств и ведомств.

Производственная деятельность лечебно - трудовых профилакториев подчиняется выполнению их основной задачи - лечению и трудовому перевоспитанию хронических алкоголиков.

5. Политико - воспитательная работа в лечебно - трудовых профилакториях направляется на воспитание содержащихся в них лиц в духе строгого соблюдения законов, правил социалистического общежития, честного отношения к труду, бережного отношения к государственной и общественной собственности, на повышение культурного уровня указанных лиц, а также на убеждение их в необходимости выполнения лечебных назначений.

К участию в воспитательной работе с лицами, содержащимися в лечебно - трудовых профилакториях, привлекаются представители общественных организаций и трудовых коллективов.

6. Охрана лиц, помещенных в лечебно - трудовые профилактории, надзор за ними, вывод их за пределы жилой зоны для работы и других целей осуществляются органами внутренних дел.

7. Деятельность лечебно - трудового профилактория осуществляется под контролем районной, городской (в городах без районного деления), районной в городе комиссии по борьбе с пьянством, которая оказывает помощь администрации лечебно - трудового профилактория в работе по перевоспитанию и исправлению лиц, содержащихся в профилактории.

8. Лечебно - трудовой профилакторий пользуется правами юридического лица и имеет гербовую печать.

Правила внутреннего распорядка в лечебно - трудовых профилакториях устанавливаются местными органами внутренних дел по согласованию с соответствующими органами здравоохранения.

9. Надзор за соблюдением законности в лечебно - трудовых профилакториях осуществляется органами прокуратуры.

РЕЖИМ В ЛЕЧЕБНО - ТРУДОВЫХ ПРОФИЛАКТОРИЯХ

10. В лечебно - трудовых профилакториях устанавливается режим, обеспечивающий выполнение медицинских предписаний и трудовых обязанностей содержащимися в них лицами, а также постоянный надзор за ними.

12. Лицам, содержащимся в лечебно - трудовых профилакториях, не разрешается иметь при себе личные документы, деньги и предметы, запрещенные к хранению.

Хранение личных документов и денег осуществляется администрацией профилакториев.

При наличии достаточных оснований подозревать лиц, содержащихся в лечебно - трудовых профилакториях, в намерении пронести или получить спиртные напитки и другие запрещенные предметы, такие лица подвергаются личному досмотру, который производится только лицами одного пола с досматриваемым . Их корреспонденция, посылки, передачи и бандероли также подлежат досмотру.

13. К лицам, содержащимся в лечебно - трудовых профилакториях, если они оказывают физическое сопротивление персоналу профилактория, проявляют буйство или совершают другие насильственные действия, допускается в целях предотвращения причинения ими вреда окружающим или самим себе применение наручников либо смирительной рубашки. Смирительная рубашка применяется по указанию начальника профилактория или лица, его заменяющего, и применение ее производится под наблюдением медицинского работника.

МЕДИКО - САНИТАРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

14. Медицинский персонал лечебно - трудовых профилакториев организует и проводит весь комплекс специального лечения, дает рекомендации о трудовом использовании содержащихся в профилактории лиц, следит за соблюдением санитарно - гигиенических правил, организует санитарно - просветительную работу.

15. В лечебно - профилактической и санитарно - противоэпидемической работе медицинский персонал лечебно - трудовых профилакториев руководствуется действующим законодательством о здравоохранении, а также приказами, инструкциями и методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР и Министерства здравоохранения РСФСР.

16. Для оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в лечебно - трудовых профилакториях, при необходимости используются лечебные учреждения органов здравоохранения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

17. Исправление и перевоспитание лиц, содержащихся в лечебно - трудовых профилакториях, основывается на обязательном участии их в общественно полезном труде; они обязаны работать по назначению администрации; им оказывается помощь в овладении производственными специальностями.

18. Труд лиц, содержащихся в лечебно - трудовых профилакториях, организуется с соблюдением правил техники безопасности и охраны труда.

19. К лицам, содержащимся в лечебно - трудовых профилакториях, применяется трудовое законодательство в установленном порядке.

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЛИЦ,

СОДЕРЖАЩИХСЯ В ЛЕЧЕБНО - ТРУДОВЫХ ПРОФИЛАКТОРИЯХ

20. Содержащиеся в лечебно - трудовых профилакториях лица обязаны: соблюдать установленные правила внутреннего распорядка, выполнять требования администрации и медицинского персонала, добросовестно работать и лечиться, соблюдать трудовую дисциплину, правила техники безопасности и охраны труда, бережно относиться к социалистической собственности, поддерживать чистоту и порядок в жилых, производственных помещениях и на территории профилактория, соблюдать личную гигиену, без дополнительной оплаты выполнять работы по самообслуживанию и благоустройству профилактория, содействовать администрации в поддержании порядка.

За допущенные правонарушения и причиненный материальный ущерб лица, содержащиеся в профилактории, несут ответственность в установленном законом порядке.

21. Лица, содержащиеся в лечебно - трудовых профилакториях, имеют право:

приобретать по безналичному расчету на деньги, заработанные в профилактории, продукты питания и предметы первой необходимости на сумму до 10 рублей в месяц. В исключительных случаях (период активного лечения, болезнь и т.д.) администрация лечебно - трудовых профилакториев, кроме того, вправе разрешать содержащимся в профилактории лицам приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, на сумму до 10 рублей в месяц;

иметь одно краткосрочное свидание в месяц с родственниками или иными лицами и четыре длительных свидания в год с близкими родственниками;

получать посылку или передачу один раз в месяц, а также не более двух бандеролей в год. Вес одной посылки или передачи не может превышать пяти килограммов;

отправлять и получать денежные переводы. Поступившие денежные переводы зачисляются на лицевой счет получателя;

получать и отправлять письма без ограничения их количества;

приобретать без ограничения за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, литературу, письменные принадлежности, а также подписываться на газеты и журналы, издаваемые в СССР;

приобретать и пользоваться настольными играми, музыкальными инструментами, спортивным инвентарем.

22. К лицам, содержащимся в лечебно - трудовых профилакториях, могут применяться следующие меры поощрения:

объявление благодарности;

занесение на доску передовиков производства;

премирование за лучшие показатели в работе.

При хорошем поведении, добросовестном отношении к труду и выполнении требований медицинского персонала по отбытии половины назначенного судом срока пребывания в профилактории им может быть разрешено:

одно дополнительное свидание с родственниками в месяц;

получение одной дополнительной посылки или передачи в месяц;

дополнительно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости деньги в сумме до 10 рублей в месяц.

23. К лицам, нарушающим установленные в лечебно - трудовых профилакториях правила внутреннего распорядка или уклоняющимся от работы и лечения, применяются меры взыскания, предусмотренные трудовым законодательством. Кроме того, они могут быть:

назначены на внеочередное дежурство по уборке помещений и территории профилактория;

лишены права получать очередную посылку или передачу;

лишены очередного свидания;

лишены права покупать продукты питания на срок до одного месяца;

водворены в изолятор на срок до 10 суток.

24. Правом поощрения и наложения взысканий на лиц, содержащихся в лечебно - трудовых профилакториях, пользуются начальники профилакториев и их заместители.

МАТЕРИАЛЬНО - БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

25. Лица, содержащиеся в лечебно - трудовых профилакториях, обеспечиваются необходимыми жилищно - бытовыми условиями.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ ЛЕЧЕБНО - ТРУДОВЫХ ПРОФИЛАКТОРИЕВ

27. Лица, содержащиеся в лечебно - трудовых профилакториях, освобождаются по истечении установленного судом срока содержания в лечебно - трудовом профилактории или по постановлению суда досрочно.

28. При обнаружении у лиц, содержащихся в лечебно - трудовом профилактории, признаков хронической душевной болезни или тяжелого заболевания, препятствующих их пребыванию в этом учреждении, администрация на основании медицинского заключения возбуждает перед районным (городским) народным судом по месту нахождения профилактория ходатайство об их досрочном освобождении.

При освобождении указанных лиц администрация профилактория организует их доставку в соответствующее медицинское учреждение, если это вызывается необходимостью.

29. С лицами, выбывающими из лечебно - трудовых профилакториев, производится полный расчет, им возвращаются личные вещи, документы и деньги.

Если к моменту освобождения из профилактория лицо, находившееся в нем, не имеет возможности полностью оплатить стоимость полученного имущества, то невыплаченная сумма списывается.

В трудовой книжке делается отметка о времени нахождения в лечебно - трудовом профилактории, а при отсутствии трудовой книжки выдается справка.

30. В необходимых случаях лицу, освобождаемому из лечебно - трудового профилактория, может быть выдано единовременное денежное пособие из фонда материальной помощи, образуемого за счет отчислений от заработка.

31. О лицах, освобождаемых из лечебно - трудовых профилакториев, администрация сообщает исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов по месту их жительства, а в отношении лиц, не имеющих постоянного места жительства, - по месту нахождения лечебно - трудового профилактория либо по избранному лицом месту жительства для оказания содействия в трудоустройстве и республиканскому (АССР), краевому, областному психоневрологическому диспансеру для обеспечения диспансерного наблюдения.