Оперативные цели государственного управления цели. Классификация целей государственного управления


Содержание
    Дерево целей государственного управления…………………………………3
    Взаимосвязь целей государственно управления и типа государства……….8
    Список литературы………………………………… ……………………………..14
    Дерево целей государственного управления
Вопрос о целеполагании в управлении вообще (в любом его виде), а в государственном управлении особенно, принадлежит к числу самых актуальных и важных для управленческой теории и практики.
Переход к подлинной (а не словесной) демократии предполагает, прежде всего, изменение механизмов целеполагания в государственном управлении, придание данной подсистеме элементов объективно обусловленного, обоснованного и рационального характера. Как уже отмечалось, цели представляют собой продукт сознания, субъективное отражение объективного. Подобная двойственность - объективное основание и идеальное выражение - ведет к тому, что в каждой цели может быть весьма различным соотношение между действительным и идеальным (воображением). Чаще в целях превалирует субъективное.
Между тем выдвижение целей государственного управления, с одной стороны, влияющего на все общество, а с другой - опирающегося на государственную власть, очень трудный интеллектуальный процесс. В нем можно выделить следующие системообразующие моменты.
Во-первых, общественные источники возникновения и фиксирования целей государственного управления. В противоречие со сложившимися стереотипами, в соответствии с которыми «сверху виднее», цели государственного управления рождаются и должны рождаться "внизу" - идти от потребностей и интересов людей. Смысл и цели государства должны состоять в том и только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа. Именно внутреннее состояние общества и волнующие его проблемы являются подлинным и актуальным источником формирования целей государственного управления.
Во-вторых, субъективная сторона целеполагания и вызываемые ею относительность и открытость сформулированных целей государственного управления. Существуют реальные трудности в обосновании целей, которые нельзя игнорировать. Ведь любое будущее всегда неясно, неведомо, вероятностно, альтернативно, открыто. Предвосхищать его приходится на базе информации о прошлом. Все, что свершилось, стало историей, но что будет, можем только предполагать, хотя анализ определенных тенденций, закономерностей, однозначных проявлений создает предпосылки для известного проникновения в будущее. В то же время без предвосхищения будущего нельзя строить даже частную жизнь, не говоря уже об общественной.
Еще в 20-х годах нашего столетия Н.Д.Кондратьев поставил проблему о предвидении, причем о взаимосвязанном предвидении: а) стихийного хода событий; б) определенного эффекта осуществляемых людьми действий и мероприятий; в) возможных средств нашего воздействия на события; г) предполагаемых результатов намеченных действий и мероприятий и их влияния на жизнь. Как отмечают исследователи из США, «планирование - это принятые заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать». Планирование наводит мост между нашим нынешним положением и тем, которого мы хотим достичь. Поэтому отказ от планирования (при всей условности многих его элементов) означает отказ от целеполагания в государственном управлении, а, следовательно, и от самого управления как такового, ибо в подобном случае на первое место выходят стихийные механизмы с абсолютной непредсказуемостью их последствий.
В-третьих, иерархия целей государственного управления, которая имеет большой социологический смысл. Главной целью общественного жизнеустройства и государственного управления является создание, поддержание и улучшение условий для свободной, творческой жизнедеятельности людей, налаживание рациональных взаимоотношений между личностью, обществом и государством. Отсюда и иерархия целей государственного управления, построенная на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества.
По источнику возникновения и содержания иерархическая система целей государственного управления должна быть следующей:
    общественно-политические, связанные с целостным и сбалансированным развитием общества;
    социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;
    духовные, связанные, с одной стороны, с восприятием людьми духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а с другой - с использованием духовного потенциала общества для реализации общественно-политических и социальных целей;
    экономические, характеризующие желательную систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;
    производственные, состоящие в стимулировании и поддержании активности производящих материальные и духовные ценности объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению;
    организационные, направленные на решение организационных проблем субъекта и объектов государственного управления - построение соответствующих функциональных и организационных структур;
    деятельностно- праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам;
    информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией;
    разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.
Разумеется, данная иерархия целей государственного управления во многом условна, но она создает известный ориентир, "шкалу отсчета" для оценки управленческой практики.
Четвертым системообразующим моментом государственного управления является построение, самого «древа» целей государственного управления. Центральными, определяющими («стволом») «древа» целей государственного управления являются стратегические цели, связанные с сохранением или преобразованием общественного устройства. Стратегические цели развертываются в оперативные, фиксирующие крупные блоки действий по достижению первых, а оперативные - в тактические, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей. Иногда стратегические цели называют главными, а цели, позволяющие их достигать, обеспечивающими. В научной литературе отмечается градация целей государственного управления и по другим основаниям: по объему - общие (для всего государственного управления) и частные (для отдельных его подсистем, звеньев, конкретных компонентов), по результатам - конечные и промежуточные, по времени - отдаленные, близкие и непосредственные. Следует сказать и о так называемых побочных (производных) целях, которые напрямую не связаны с реализацией стратегических (главных) целей, но могут возникать при этом и носить негативный, противоположный смысл. Они нежелательны, и все-таки с ними приходится считаться.
Построение «древа» целей государственного управления на базе и с учетом их иерархии предполагает в целом непростую процедуру, причем применительно как к государственному управлению в целом, так и к его отдельным частям. Нужно иметь продуманное определение стратегических (главных) целей, а затем произвести «разветвление» этих целей по всем другим их видам. Субординация целей усиливает механизм целеполагания в государственном управлении. И, конечно, первостепенная задача заключается в достижении адекватности целей государственного управления потребностям и интересам общества, тем целям, которые объективно порождаются управляемыми объектами. Соблюдение таких требований может действительно превратить цели государственного управления в мощную движущую силу функционирования государства и развития общества.
Цели государственного управления, представленные в определенном «древе», должны отвечать следующим требованиям:
    быть объективно обусловленными и обоснованными, исходить из объективных закономерностей и тенденций общественного развития и деятельности людей, соответствовать объективной логике функционирования того или иного явления, процесса, отношения, учитывать формы и механизмы последних;
    быть социально мотивированными, т.е. идти от потребностей, запросов и интересов людей, соответствовать им и вызывать тем самым понимание, поддержку целей, стремление воплотить их в жизнь;
    быть обеспеченными в ресурсном отношении, как с интеллектуальной, так и с материальной стороны, основываться на реальном, а не на мнимом, на наличном, а не на предполагаемом или возможном потенциале, привязываться к конкретным условиям и факторам общественной жизнедеятельности;
    быть системно организованными, включать в определенной последовательности цели стратегические, оперативные и тактические, общие и частные, главные и обеспечивающие, конечные и промежуточные, отдаленные, близкие и непосредственные и т.д.
    Взаимосвязь целей государственно управления и типа государства .
Можно выделить 2 понимания термина « государство»:
В широком смысле – высшая форма организации человеческих обществ, политический союз людей, форма организации, имеющая главной целью выражение единой воли и защиту прав и свобод.
В узком смысле – система политических и правовых связей и отношений между людьми, регулируемых общезначимыми видам поведения и деятельности, т.е. это политико-правовой институт, система особого вида социальных институтов, образующих организацию политической власти. Существует власть публичная и легитимная, т.е. законная, признанная населением.
Государство – это универсальная форма организации общества, которая управляет организационно-политическими процессами.
Типы государств:
    По политическим режимам:
Авторитарный – система управления из единого центра, концентрация власти в руках первого лица, режим личной власти. Авторитарные режимы по своим признакам достаточно разнообразны. В истории развития общества исследователи выделяют следующие их типы: традиционные авторитарные, авторитарно-бюрократические, военные режимы.
Основу традиционного авторитарного режима образует единство власти и собственности. Власть и собственность либо передаются по наследству (Саудовская Аравия), либо захватываются вооруженным путем (Афганистан в период правления движения «Талибан»). Большинство населения исключено из политического процесса и не имеет реальных каналов воздействия на принятие государственных решений, выработку правительственного курса.
Авторитарно- бюрократический режим опирается на вооруженные силы и привилегированный разросшийся бюрократический аппарат. Во главе такого режима, как правило, стоит одно лицо, претендующее на выражение воли «всего народа», имеющее твердую поддержку в армии и в бюрократическом аппарате. Она допускает существование одной или нескольких политических партий, лояльно настроенных по отношению к режиму.
Военный режим есть форма авторитарного правления, в которой государственная власть либо прямо и открыто принадлежит военным, либо она формально находится в руках гражданской администрации, но, по сути, государственной политикой занимаются военные.
Тоталитарный – жёсткая централизация власти, культ вождя, который вместе с бюрократией контролирует общественную систему, мышление граждан трансформируется в соответствии с предначертаниями власти, общественное мнение контролируется, стабилизируется и изменяется только с согласия высшей власти.
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
    Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности.
    Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов. Он выражает интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку.
    Национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов. Демократический (либеральный) – базируется на свободе выбора, системе сдержек и противовесов и праве. Базовые элементы: свободные выборы (голосование), разделение властей, независимый суд, экономические и политические свободы, контроль за исполнительной властью, цивилизованные отношения власти и оппозиции, выборность и сменяемость органов государственной власти.
2. По форме ГУ:
Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республика – характеризуется принадлежностью высшей государственной власти представительному органу, выборностью его населением или специальной избирательной коллегией. Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу и перед кем - парламентом или президентом - правительство несет ответственность.
В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).
Президентская республика - это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.
Существуют смешанные "полупрезидентские" (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Монархия – монарх олицетворяет суверенитет, целостность страны, соединяет воедино нацию, придаёт власти легитимность, если даже непосредственно сам не управляет. Власть монарху может передаваться различными путями: - народом на выборах (народная монархия), - избранными представителями (аристократическая монархия), - соборно всеми сословиями (самодержавная монархия), - духовенством (теократическая монархия), - по наследству (наследственная монархия)
и т.д.................

Главная цель государственного управления определяется его сущностью, понятием, а именно -- совершенствование системы управления, изменение ее качественных характеристик, которые, в свою очередь, призваны обеспечить оптимальную организацию, реализацию руководства процессов, происходящих в отношениях субъекта и объекта управления, смысл и цели нормального государства состоят в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа

Цели государственного управления конкретизируются в зависимости от предлагаемых исследователями критериев классификации.

· «социально-экономические цели, т.е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

· политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

· обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;

· организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований».

Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и регулирующие функции. Цели государственного управления возникают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества.

Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.

Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.

Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.

Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.

Поддержание позитивной экологической обстановки.

Поддержание рыночных механизмов.

Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.

Это лишь весьма общий обзор тех целей, которым призвано служить государственное управление. Но архиважным является создание "древа целей", в котором были бы оперативные и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные цели. Цели должны представлять собой симбиоз, синтез, то есть некую целостность. Но, данную целостность нужно соединить с адекватными средствами, методами и формами их реализации, ибо в противном случае даже правильно поставленные цели в процессе их реализации будут искажены.

Виды целей государственного управления складываются на основе принципа детерминанты, когда в процессе постановки цели вытекают одна из другой. Основная классификация строится на функциях государства и сферах жизнедеятельности общества. - Цели общественно-политического развития, - цели социального развития, экономические организационные информационные - разъяснительные цели и т. д.

Другие критерии классификации: объем целей (общие, частные); результаты (цели конечные и промежуточные); временная перспектива (непосредственные и перспективные - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные цели) и т. п.

Цели государственного управления формулируются с учетом, во-первых, их реалистичности и решаемости, во-вторых, с учетом последовательности достижения целей, т. е. постановке новых целей должно предшествовать достижение ранее сформулированных, в-третьих, с учетом возможной корректировки выдвинутых целей. Исключительно богатым по потенциалу ресурсом, как формирования, так и осуществления целеполагания в государственном управлении является демократия -- определенная система самоорганизации жизни людей на основе их прав и свобод.

Однако демократия как явление, система отношений и процессов весьма конкретна и имеет место лишь тогда, когда действительно проникает в жизнь большинства людей, становится атрибутом их повседневных ощущений, мыслей и практических действий. В буквальном смысле слова демократия есть организованная сила общества. И цели государственного управления с минимальными затратами и максимальными результатами могут достигаться тогда, когда потенциал демократии включен в их реализацию. Люди должны знать цели государственного управления и разделять их, желать их реализации и иметь возможность работать в этом направлении. Чтобы участие людей в осуществлении целей государственного управления было осознанным и активным, нужно доверие людей к этим целям и реальное ощущение ими совпадения результатов реализации целей с их потребностями и интересами. Такое "наложение" целей и ожиданий в жизненно доступном диапазоне времени и приносит, если исходить из исторического опыта, использование демократии.

Следует сказать и о таком ресурсе целеполагания в государственном управлении, как организация. Она позволяет упорядочить, рационализировать и облегчить выработку целей государственного управления. Одним из главных достоинств открытого установления целей является возможность сплотить одних и ясно показать другим, что они могут обратиться к другим организациям как к источнику экономического и морального удовлетворения.

Доказана действенность нескольких подходов к организации дискуссий по выбору целей. Среди них такие методы, как "мозговая атака"", "ориентация группы", "альтернативные сценарии будущего" и метод "Дельфы". Организованный интеллект позволяет выстроить лучшее дерево целей государственного управления, чем то, которое создано одним, даже талантливым, умом. То же происходит и при реализации целей: должны быть организованы функции, структура, деятельность, используемые принципы и т. д. А что касается "дерева целей" государственного управления, то о его практическом осуществлении без организации не может быть и речи.

В качестве ресурсов целеполагания в государственном управлении необходимо учитывать и такие сугубо субъективные элементы, как знания, или, иными словами, инновационно-технические возможности общества. К началу XXI в. накоплен большой объем общественного, естественного и точного знания, подготовлен значительный и квалифицированный персонал по различным направлениям человеческой деятельности. Но все это слабо используется для того, чтобы намеченные цели государственного управления непременно осуществлялись. Вероятно, большего внимания заслуживают менталитет народов, укоренившиеся среди людей социально-психологические стереотипы.

Ведь в подобных характеризующих признаках кроются не только консерватизм и традиционность, но и известные рационализм и конструктивность представлений, подходов и действий. И каждый имеет свое значение, актуален в разных ситуациях, вполне может обеспечивать реализацию некоторых целей государственного управления.

Особого разговора заслуживает соотношение целей и средств их осуществления. Часто их взаимной адекватностью пренебрегают, и цели, благородные и нужные по замыслу, реализуют такими средствами, что в итоге они теряют всякий истинный смысл. Яркий пример -- история социалистического строительства, которое велось в целях осуществления чуть ли не христианской мечты о братстве и равенстве, но такими средствами, которые, увы, мало продвинули людей по этому пути. Много расхождений между целями и средствами обнаруживается и в наши дни. Между тем здесь проявляется один принципиальный момент, который в управлении не всегда учитывается. Непосредственно воспринимаемый результат дают, как правило, не цели, а средства, используемые при их реализации. Несоответствие средств ведет и к существенному различию целей и получаемых результатов, что по принципу обратной связи дискредитирует сами цели.

Рациональное и эффективное государственное управление требует связанности целей, средств и результатов их реализации, ибо только оно создает кругооборот в системе государственного управления, рождает к нему доверие общества, людей и стимулирует управленческие процессы.

Цели государственного управления, представленные в определенном "дереве", призваны отвечать таким блокам требований:

а) быть объективно обусловленными и обоснованными, исходить из объективных закономерностей и тенденций общественного развития и деятельности людей, соответствовать объектив ной логике функционирования того или иного явления, процесс, отношения, учитывать формы и механизмы последних;

б) быть социально мотивированными, т. е. идти от потребностей, запросов и интересов людей, отвечать им и вызывать тем самым понимание, поддержку целей, стремление воплотить их и жизнь;

в) быть обеспеченными в ресурсном отношении, как с интеллектуальной, так и с материальной стороны, основываться на реальном, а не на мнимом, на наличном, а не на предполагаемом или возможном потенциале, привязываться к конкретным условиям и факторам общественной жизнедеятельности.

При таком подходе перечисленные цели государственного управления фактически соответствуют устоявшейся в теории права и государства классификации функций государства по отраслевому принципу, что вполне допустимо, поскольку именно в функциях проявляются цели управления.

Цели гос-го управления раскрывают его главные сущностные характеристики с точки зрения конечного результата управленческого воздействия на общество. В зависимости от качества этого конечного результата определяются и цели управления. Основополагающая цель гос-го управления — обеспечение оптимальной организации и структурирования, создание квалифицированного персонала управления, осуществление руководства, координации и регулирования процессов, протекающих в отношениях субъекта и объекта управления.

Существует ряд критериев классификации подобных целей, однако главным из них является, на наш взгляд, общее и специфическое содержание управленческой деятельности.

Соответственно выделяются следующие цели гос-го управления:

Социально-экономические цели, т.е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

Политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

Обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;

Организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

С учетом намеченных целей определяются основные задачи государственного управления:

1. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов.

2. Обеспечение общественного порядка и безопасности.

3. Гос-е регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни, и гос-я поддержка некоторых предприятий и организаций.

4. Создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения.

5. Создание кадрового потенциала управления (государственной службы).

Видами гос-го управления являются:

1) внутреннее гос-е управление , осуществляемое ИОГВ в целях организации самой системы этих органов и обеспечения правовых режимов их работы, т. е. для проведения позитивной управленческой деятельности для решения гос-х задач и исполнения н/п/а (осуществление действий по организации деятельности самих ИОГВ, совершенствованию института гос-й службы, разработка и принятие н/п/а);

2) внешнее гос-е управление , осуществляемое ОИВ в целях реализации «внешних» (в том числе иногда принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресованных субъектам права (физ и юр лицам), не входящим в структуру гос-й администрации (например, осуществление деятельности по регистрации и лицензированию);


3) внутриорганизационное гос-е управление , осуществляемое в целях реализации исполнительно-распорядительных функций органами законодательной (представительной) власти, судами, прокуратурой и иными гос-и органами, традиционно не относящимися к ИОГВ.

Государственное управление урегулировано публичным (административным) правом, при этом отдельные государственно-управленческие вопросы подлежат частноправовой (гражданско-правовой) регламентации. Поэтому следует различать суверенное гос-е управление и управление, осуществляемое в частноправовых формах . Эти виды управления характеризуются различными правовыми формами.

Суверенное управление - это управление «принуждающее» (правоохранительное, атакующее, «нападающее», ограничивающее права субъектов права), т. е. применяющее меры административного принуждения. В данном случае контрольно-надзорные органы и должностные лица применяют меры обеспечительного, предупредительного, пресекательного, наказательного и восстановительного характера. Здесь возможно временное ограничение реализации прав и свобод граждан, права распоряжения объектами собственности физических и юридических лиц.

Управление, осуществляемое в частноправовых формах, имеет место в тех случаях, когда само гос-во не выступает в роли суверенного участника правоотношений. Поэтому оно предполагает равноправие гос-ва как участника частноправовых отношений, т. е. участвует в общей конкурентной экономической жизни, получает финансовые доходы, увеличивает свое состояние или продает его, совершая при этом соответствующие действия. Деятельность, осуществляемая в частноправовых формах, направлена на достижение государственно-управленческих целей и решение государственно-правовых задач путем участия в экономической жизни.

Частная область гос-го управления охватывает материальные (экономические) потребности управления, т. е. когда государство выступает в качестве частного предпринимателя и заключает различные договоры.

Управление, в процессе осуществления которого используются частноправовые средства и механизмы, может также осуществляться как хозяйственная деятельность органов публичной власти по обеспечению «нормального» существования общества (например, государственное обеспечение электроэнергией, газом, водой, теплом; организация самими городами, поселками и другими административно-территориальными единицами уборки мусора, очистки сточных вод, ликвидации вредных веществ и т. д.). Такое управление, которое можно назвать созидающим, положительным, является необходимым атрибутом современного социального государства.

Управление с точки зрения его организации в принципе одинаково во всех сферах, однако следует различать общее управление и особенное (специальное) управление. Общее управление предназначено для любого вида управленческой деятельности и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей и сфер управленческой деятельности. Особенное управление распространяется на конкретные сферы и области — финансы, строительство, сельское хозяйство, горное дело, внутренние и иностранные дела и т. д.

Функция управления — это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и проч.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие). Наряду с функциями государственного управления выделяются функции органов государственного управления (т. е. их управляющее воздействие на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (т. е. органов представительной и судебной властей).

В самом общем виде функции государства и его органов — это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом. Основные функции государственного управления — это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

К основным функциям гос-го управления можно отнести следующие:

1. Информационное обеспечение деятельности гос-х органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления гос-й (управленческой) деятельности.

2. Прогнозирование и моделирование развития системы гос-го управления, гос-х органов, стандартов гос-го управления.

В рамках данных функций гос-го управления ОИВ может осуществляться функция мониторинга.

3. Планирование — определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе гос-го управления, и в частности реализации гос-х функций Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы гос-й деятельности и гос-го управления.

ИОГВ осуществляют несколько видов функции планирования, например функцию бюджетного планирования.

4. Организация — формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении.

5. Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий гос-х органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной гос-й деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.). Распорядительство в узком смысле — это дача текущих указаний руководящими гос-ми служащими (должностными лицами).

6. Руководство — установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий гос-х органов (гос-х служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — это определение содержания гос-й деятельности (например, управленческой).

7. Координация — согласование деятельности различных гос-х органов для достижения общих целей и задач гос-го управления.

8. Контроль — установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования гос-х органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе гос-о управления.

Видами государственного контроля являются, например, экологический контроль, земельный контроль, государственный строительный контроль и т.д.

9. Регулирование — использование методов и способов управления в процессе организации системы гос-го управления и ее функционирования. Регулирование — это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.

10. Учет — фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов гос-го управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий гос-х органов, гос-х управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для гос-го управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование гос-го управления.

Система понятий организации государственного управления (государственная должность, государственный орган, должность государственной службы, государственная служба, государственное учреждение, предприятие, организация, компетенция, полномочия, должностные обязанности, управленческая деятельность, служебная деятельность).

Государственная должность — базовая структурная единица гос-й администрации, включающая часть компетенции гос-го органа; в соответствии с законодательством не все лица, занимающие гос-е должности, осуществляют деятельность, которую можно отнести к гос-й службе, т. е. не все гос-е должности являются гос-ми должностями гос-й службы.

Государственный орган — учрежденное в структуре аппарата гос-ва в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и специальной компетенцией; это отдельная и относительно самостоятельная организационная структура гос-й власти, сформированная гос-м для реализации гос-х функций и задач и наделяемая его специальной компетенцией.

Должность государственной службы - должность в федеральных органах гос-й власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных гос-х органах, образуемых в соответствии с КРФ, с установленными: кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного гос-го органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей (ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы РФ").

Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения гос-ми служащими федеральных гос-х органов и гос-х органов субъектов РФ полномочий РФ и ее субъектов, гос-х органов и лиц, замещающих гос-е должности, как РФ, так и ее субъектов.

Государственное учреждение - гос-я организация, созданная для управления какой-либо сферой или объектом, обслуживания населения, обеспечения деятельности государственных органов, рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений граждан. Г. у. характеризуется наличием штатного персонала сотрудников, являющихся государственными служащими; внутренней структурой и субординацией; сметой расходов, включаемой в соответствующий бюджет, дисциплиной и правилами внутреннего распорядка; наличием прав юридического лица; вхождением в соответствующую отраслевую систему с подчинением ее вышестоящему звену. Разнообразие задач предполагает и существование различных Г. у.

Во-первых, это могут быть Г. у., непосредственно осуществляющие те или иные оперативные культурные, социальные и иные функции, например: государственные поликлиники, больницы, школы, университеты, библиотеки, дома культуры, театры, дома для престарелых и др. Во-вторых, в широком смысле слова Г. у. являются органы исполнительной и судебной власти, осуществляющие соответственно управление и разрешение дел по своей сфере ведения, в том числе по обращениям граждан - любые министерства, комитеты, департаменты, суды, прокуратуры и т. д. В-третьих, к Г. у. можно отнести штатные аппараты, обслуживающие органы законодательной (представительной) власти РФ и субъектов РФ и обеспечивающие их функционирование, документооборот, рассмотрение обращений граждан и организаций.

Предприятие — организованный коллектив людей, главнейшая задача которого — осуществление непосредственного процесса производства, предпринимательская деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей в товарах, работах и услугах предприятия и извлечения прибыли.

Организация - в широком смысле - социально-экономическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих целей. Организация - в узком смысле - объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Компетенция гос-го органа — принадлежащие гос-му органу круг ведения и пределы его действия по осуществлению гос-х функций и решению гос-х задач; это круг вопросов, предусмотренных нормативным правовым актом, которые правомочен разрешать гос-й орган; в компетенцию включаются полномочия гос-го органа, его ответственность, правовые средства, формы и методы реализации прав и исполнения обязанностей.

Полномочия — принадлежащие гос-му органу и гос-му служащему права и возможности действовать в различных ситуациях, функции и задачи, направленные на выполнение компетенции гос-х органов.

Должностные обязанности — обязанности, предусмотренные конкретной гос-й должностью, установленные в нормативном акте, в соответствующем положении о гос-м органе, его структурном подразделении и в должностных инструкциях.

Управленческая деятельность — это форма реализации органами государственной власти и местного самоуправления целей и функций государственного управления; это особый вид труда людей, который требует соответствующей профессиональной подготовки, с тем чтобы обеспечить качественное выполнение служащими своих полномочий, подготовку и принятие правильных и законных управленческих решений.

Служебная деятельность — это работа государственных и муниципальных служащих, являющаяся постоянным видом деятельности, оплачиваемая из государственного (или муниципального) бюджета и состоящая в исполнении полномочий государственных органов или органов местного самоуправления.

Управленческие решения (политические или административ­ные) по сути своей сводятся к действиям по осуществлению из­бранных целей. Выбор целей - начальный этап в разработке и принятии любого решения.

Цель - элемент мыслительной деятельности управляющего субъекта; внутренний побуждающий мотив действия. Будучи иде­альным образом желаемого результата управляющего воздействия государственного субъекта на объект (общество, отдельные соци­альные группы, индивиды), цель формируется под влиянием гос­подствующих ценностей, выражает определенный замысел, идею, аккумулирует известные знания об управляемой системе и дан­ные опыта управления. Цели разнообразных текущих решений исполнительных органов мотивируются установками вышестоя­щих организаций, здравым смыслом управляющих и повседнев­ными потребностями людей.

Субъект государственного управления имеет дело с объектом, характеризующимся безграничным диапазоном разнообразия. Искусство управления и состоит в том, чтобы реализовать прин­цип необходимого разнообразия, найти, как отмечалось, баланс разнообразий субъекта и объекта (общества). Эта задача решает­ся при выборе целей. Множество проблем, с которыми сталкива­ется управляющий орган, обусловливает многоцелевой характер государственных решений, что требует распределения целей по значимости и по времени реализации. Отсюда задача построения иерархии целей, точнее говоря, «ветви» или «древа» целей, ибо решение может быть подчинено реализации одновременно двух и более равнозначных целей.

Управленческие цели классифицируются по многим основани­ям: 1) по уровню на шкале общественно-политических ценностей - высшие цели и цели обыденной практики; 2) по степени общности - общенародные (общегосударственные), национальные, классо­вые, групповые (корпоративные), коллективные, индивидуаль­ные; 3) по значимости сфер жизнедеятельности общества - эконо­мические, социальные, политические, культурологические, кон­фессиональные; 4) по временным параметрам - долгосрочные, сред­несрочные, краткосрочные, текущие; 5) по актуальности - требу­ющие безотлагательного осуществления, независимо от ситуации актуализированные сложившейся ситуацией;

6) по достижимости - реально достижимые и возможно (теоретически) выполнимые, и т.д. Ранжирование целей - неотъемлемый, существенный ас­пект разработки решений.

Типология целей предопределяет различие видов решений. Общенародные, общегосударственные, долгосрочные цели реали­зуются в политических решениях руководящих органов государ­ства, в форме общих политических стратегий. Экономические, социальные и другие цели, связанные с функционированием и развитием отдельных сфер деятельности общества, составляют рациональную основу соответствующих политик. Краткосрочные, текущие цели претворяются в административных, оперативно-тактических решениях. Проблемы и цели регионального и мест­ного масштабов получают отражение в решениях органов власти и управления соответствующих уровней.


Система государственного управления, как и всякое социально организованное образование, состоит из функционально объединенных связями подсистем (элементов), которые обладают специфическими свойствами, благодаря чему и находят свое место в структуре организации. Организационно-функциональная структура государственного управления представляет собой определенным образом организованный, функционально взаимосвязанный состав системообразующих элементов (структурных частей): государственные институты, обеспечивающие функционирование системы управления, в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в организационном взаимодействии и соподчиненности. Она определяется факторами организационно-функциональной устойчивости: подсистемами целей и принципов; разграничением компетенции, распределением функций и полномочий между субъектами и объектами управления; подсистемами используемых форм, методов, средств и ресурсов управления.

Построение организационно-функциональной структуры управления начинается с определения его целей. Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий достижения определенного уровня состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.

При достижении главной цели обычно доминирует один из двух способов: директивное или терминальное управление. Первый представляет собой систему жесткого программирования, второй - свободного программирования движения к цели. Выбор путей представляет собой определение обеспечивающих целей и в конечном счете может играть решающую роль в достижении заданных целей. В ряде случаев система обеспечивающих целей превращается в самоцель, а государство и общество становятся ее заложниками, как это имеет место при тиранических режимах.

По мере реализации основных и обеспечивающих целей возникает огромное многообразие побочных целей, призванных обеспечивать целостность, динамизм и надежную управляемость государства как системы. Сформировать структуру целей государственного управления, расположить их в строго иерархическом порядке, проследить взаимосвязь между целями разного содержания, их логику и взаимную увязку при достижении основной цели позволяет прием, получивший название «древа целей». Древо целей в государственном управлении есть способ формирования структуры целей программы государственного развития, обеспечивающий взаимосвязь множества целей и подцелей разного содержания (социальных, политических, экономических, духовных и т.д.), их согласование для достижения качественных изменений в заданном направлении. Древо целей имеет иерархическую структуру. В ней, по существу, представлена общая стратегия государственного управления, что придает ему системно-организованный характер.

Древо целей государственного управления образует конкретную систему зависимости, позволяющую определить место и роль каждой конкретной цели в процессе ее осуществления, разграничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности. Формирование древа целей государственного управления происходит по восходящей от общего к частному. Отправным началом служит главная цель. От нее берут начало отдельные промежуточные цели, которые в свою очередь расчленяются на более частные, восходя к своей вершине. Тем самым происходят целеполагание, целеопределение и целеутверждение осуществления государственного управления.

Хотя построение древа целей - технико-методологический прием, который не несет в своей основе идеологической и политической нагрузки, сама совокупность элементов, составляющих «ствол», «ветви», «крону» и другие элементы древа, дает достаточно полное представление о характере государства, социальной направленности его целей, их приоритетности и средствах достижения.

Идея представить систему целей государственного управления в виде древа, уходящего «корнями» (средствами коммуникации) в «почву» (социум), родилась не случайно. В самом деле, общество, государство, с точки зрения жизнедеятельности, развития и функционирования, приспособления к условиям существования, принципиально не отличается от живого организма. И то, и другое - системы, где совершаются процессы, которые могут быть описаны категориями теории систем. В частности, к обществу и государству применимо такое свойство системы, как стремление к достижению целей последовательного совершенствования, отработки механизмов обеспечения жизнедеятельности. Сравнение социума с «почвой», которая питает древо целей, тоже не случайно. В этом находит подтверждение мысль классика о том, что человечество ставит перед собой только те задачи, которые оно в состоянии решить. Если питательная среда не в состоянии обеспечить жизнедеятельность древа целей, последнее погибает, какими бы прекрасными порывами ни руководствовались его создатели.

При формировании древа целей государственного управления субъект управления должен обладать исчерпывающей информацией о потребностях и интересах общества, социальных групп, граждан государства, т.е. о нуждах общества в государственном управлении. Ему необходимо иметь отчетливое представление о ресурсной базе в самом широком смысле, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, организационные возможности, правовое обеспечение и т.д. Это должно по возможности свести к минимуму элемент субъективизма при определении целей управления.

Обусловленность и обоснованность целей государственного управления определяются многими параметрами: характером общественных отношений, проведением реформ, решением стратегических задач, закономерностями общественного развития, историческим опытом, природными и человеческими ресурсами, демократизмом, правозаконностью, духовными ценностями, культурными традициями, интеллектуальным потенциалом, национальным характером и др. При этом должны учитываться закономерности и тенденции общественного развития, а также исторический опыт страны.

Всякая цель может быть достижимой только в том случае, если она реальна, если ее достижение обеспечено природными и человеческими ресурсами. Следует иметь в виду, что и те и другие истощаются. Истощение первых закономерно и при бурном развитии научно-технического прогресса идет достаточно быстро и необратимо. Поэтому человечество постоянно озабочено их поиском. Истощение человеческих ресурсов связано с неблагоприятными условиями, вызываемыми серьезными социальными катаклизмами. При определенных обстоятельствах, вызванных войнами, особенно гражданскими, голодом, репрессиями и т.д., может наступить так называемая отрицательная селекция, вызванная гибелью в короткий исторический срок наиболее пассионарной части населения и резко снижающая интеллектуальный, нравственный и творческий потенциал населения.

С точки зрения организации и функционирования государственного управления, формирования и осуществления целеполагания огромным потенциалом обладает демократия. Не случайно в современном мире только государства, избравшие демократическую форму организации власти, добились высокого развития экономики, уровня жизни, социальной защиты. Демократически организованное общество предоставляет наиболее широкий спектр прав и свобод гражданам государства, вовлекает их в процесс выработки и определения целей государственного развития, дает им реальную возможность влиять на государственную власть и контролировать ее.

Цели государственного управления в условиях демократии обретают надежную поддержку со стороны гражданского общества. Гражданское общество обладает огромным демократическим потенциалом и является своего рода питательной средой, в которой может жить и развиваться демократия. Только в условиях демократии и развитого гражданского общества народ становится субъектом формирования целей государственного управления, у него появляется доверие к этим целям, реальное ощущение своей причастности к политике государства, чувство гражданской ответственности.

Человечеству известно, что самый надежный путь цивилизованного достижения цели - это путь следования требованиям права и закона. Только имея в своих руках хорошо отлаженный механизм реализации права, общество с помощью государства способно обеспечить себе прочные гарантии желаемого продвижения к поставленным целям. Механизм реализации права предполагает наряду с правовой системой высокий уровень правовой культуры, а также последовательный курс государственной власти на защиту законных прав и свобод человека и гражданина. Идею правового государства мы с полным основанием можем рассматривать как одно из величайших достижений цивилизации, а практику его построения - как определяющую цель мирового сообщества. Поэтому все без исключения цели государственного управления должны оцениваться с точки зрения их соответствия праву и закону. Правовое государство не может возникнуть сразу. Конституционное закрепление основных его положений - только предпосылка. Поэтому правовое государство - это также программная цель, реализация которой будет проходить поэтапно, в соответствии с достижением обществом, определенной стадии зрелости, высокого уровня правосознания граждан и власти.

Важным условием целеполагания в государственном управлении является организация. С помощью организации происходит упорядочение и рационализация выработки целей государственного управления, а также объединение и сплочение людей для их достижения. Назначение организации состоит в том, чтобы заблаговременно иметь все необходимое для достижения поставленной цели. Практическое осуществление древа целей всегда сопряжено с внесением необходимых поправок и корректировок. Всякий раз, когда возникает эта задача, появляется потребность в организационной работе. Путем грамотной организации можно быстрее и с минимальными издержками достичь поставленные цели.

При определении целей государственного управления необходимо опираться на интеллектуальный багаж, накопленный человечеством, а также на духовные ценности общества, культурные традиции конкретного государства. Только при этом условии поставленные цели будут иметь достаточные основания.

История знает немало примеров, когда благие намерения, опирающиеся на не вполне достоверные или неполные знания, на поверку оказывались красивыми утопиями, а их реализация превращалась в полную противоположность первоначальному замыслу.

Выдвигая определенные цели, субъект управления должен иметь в виду по крайней мере два обстоятельства. Во-первых, проверить, решены ли задачи, стоявшие перед обществом и государством на предыдущем этапе, особенно, если это этапы переломные, исторически судьбоносные. Политологический анализ прошлого позволяет обнаружить те тенденции в общественном развитии, которые не смогли быть реализованы в силу тех или иных причин, но не утратили при этом своей жизненной силы, а только оказались временно забытыми. Так было, например, в октябре 1917 г. в России. Это позволило видным представителям русской эмиграции еще в начале 1920-х гг. достаточно точно определить временной отрезок коммунистического эксперимента. Во-вторых, формулируя цели будущего развития, необходимо предусмотреть возможности их корректировки в случае социальных флуктуаций (от лат. fluctuatio - колебание, отклонение). Определив тенденции общественного развития и оценив возможности, можно с высокой степенью вероятности предвидеть события. Для предотвращения стихийности их развития и возможных негативных последствий следует просчитать варианты и модели их возможного проявления, т.е. составить прогноз развития событий. Современные технические средства и методики позволяют осуществить программирование наиболее приемлемого варианта такого развития и уже на этой основе определить образ действий, исполнителей, средства, сроки, последовательность реализации намеченных целей, т.е. планирование. Риск при этом неизбежен. Нужно только хорошо представлять его степень. Планирование, таким образом, выступает необходимым атрибутом управления.

При структурировании целей государственного управления следует исходить из логики исторического процесса развития государства как системы, в которой каждая предыдущая цель детерминирует последующую. Естественно, что наряду с общей определяющей целью государство выдвигает множество иных весьма значимых целей, но все они призваны развивать и дополнять основную цель. Таким образом, можно выделить цепь основных видов целей государственного управления: общественно-политические - социальные - духовные - экономические - организационные - деятельностно-праксиологические - информационные - разъяснительные.

Цели общественно-политического развития имеют особую значимость. В них выражена общая направленность государственного курса на долгую перспективу. Ошибки в определении этих целей имеют, как правило, тяжелые последствия. Так, с принятием в 1960-е гг. программы коммунистического строительства в СССР была провозглашена цель - «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». При этом также выдвигалась цель «догнать и перегнать Америку». Цели общественно-политического развития носят комплексный характер и определяют качественное состояние общества как системы.

Цели социального развития определяются общественно-политическим курсом государства. Применительно к современной России они включают обеспечение условий для развития социальной структуры, создания «среднего класса» - опоры политической стабильности, достижения достойного человека уровня и качества жизни.

Весьма деликатной сферой государственного управления является духовная жизнь общества. Исторический опыт передовых стран показал, насколько велико было влияние духовного настроя, общеобразовательного и научного потенциала на развитие их экономики, политики, культуры, образа жизни. Цели государства в области управления духовной жизнью не имеют ничего общего с духовным насилием, навязыванием идеологических штампов, всепроникающей цензурой. Они заключаются в создании оптимальных условий, в том числе экономических, для развития духовной культуры, обеспечения свободного доступа к ее ценностям широких слоев населения.

Целями государственного управления в экономической сфере являются определение долгосрочной стратегии экономического развития страны, создание оптимальных условий ее реализации для обеспечения реального и устойчивого роста материального благосостояния граждан. В области управления производственными процессами цели государства состоят в том, чтобы обеспечить хозяйственную самостоятельность и высокую активность управляемых объектов, их умение действовать в условиях как внутренней, так и международной конкуренции.

Организационные цели государственного управления заключаются в создании системы функциональных и организационных структур, их институциализации, способной обеспечить соответствующее влияние субъекта управления на объект управления.

Деятельностно-праксиологические цели предполагают оптимизацию человеческого фактора и конкретизацию деятельности всех структур и составных частей управляемой системы на основе максимального приближения к совершенной деятельности с точки зрения ее эффективности.

Информационные цели государственного управления предполагают установление социальных коммуникаций через прямые и обратные связи между субъектом и объектом управления, призванных обеспечить оптимальный объем и достоверность информации о состоянии управляемой системы, для оперативной корректировки управляющего воздействия на объект управления. Без этого условия абсолютно невозможно принятие правильных решений.

С информационными целями тесно связаны разъяснительные цели, которые играют важную роль в государственном управлении, поскольку граждане государства должны отчетливо представлять себе, какие задачи решает государство, какими мотивами руководствуются органы власти при принятии тех или иных, в том числе и непопулярных, решений. Поскольку в управлении всегда присутствует элемент принуждения и ограничения свободы деятельности управляемого объекта, то аргументированная информация о протекающих в обществе процессах, объясняющая их объективную необходимость, значительно ослабляет социальную напряженность, оказывает мобилизующее воздействие.

Приведенная классификация целей государственного управления отражает их горизонтальный срез и не дает еще представления об их субординации. Для того чтобы расположить их по значимости, требуется построение системы (древа) целей государственного управления.

Цели государственного управления формируются исходя из целей государства, преследующих реализацию его общественных функций. Основной стратегической целью, стержнем государственной политики, стволом, от которого, как ветви, идут все остальные цели государственного управления, выступает в современных государствах цель создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Поскольку управленческие цели намечаются и формулируются людьми, они носят субъективный характер. Но, будучи выражением реальных потребностей общества на определенном этапе его развития, они объективны по своей сути.

Достижение стратегической цели разбивается на этапы, временные отрезки, в течение которых с учетом меняющихся обстоятельств и наличия определенных ресурсов выдвигаются оперативные цели, которые в свою очередь могут подразделяться на множество целей или блоков, носящих более частный характер.

Корректировка движения по направлению достижения стратегических целевых установок осуществляется посредством тактических целей. Последние требуют от субъекта управления высокого управленческого мастерства, способности быстрого реагирования на происходящие события. Поэтому тактические цели еще именуют обеспечивающими.

Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим основаниям. Например, по объему они могут быть общими или частными. Общие охватывают весь комплекс государственного управления, частные - отдельные подсистемы. По результатам цели государственного управления могут быть конечными и промежуточными. По времени они могут быть перспективными (отдаленными, близкими) или непосредственными. По отношению к главным целям могут возникать побочные (вторичные), которые нередко связаны с преодолением разного рода препятствий при достижении основных целей.

Каждому историческому периоду в развитии производительных сил и общественных отношений соответствует своя система целей государственного управления. Однако эти цели не должны носить волюнтаристского характера и призваны отвечать проверенной мировой практикой системе требований. Они должны быть научно обоснованными, обусловленными объективными тенденциями общественного развития, социально мотивированными, иметь достаточное ресурсное обеспечение и системную организацию.

Реализация целей государственного управления основывается на базисных положениях, которые заключаются в принципах государственного управления. Принципы (от лат. principium) - это исходные, фундаментальные положения, ориентиры, проверенные теорией и практикой. Они содержат в себе закономерности, отношения, взаимосвязи, которые путем проб и ошибок человечество накопило в течение многих веков.

По своей природе принципы объективны, познаваемы и функциональны. В отличие от закономерностей, которые действуют независимо от воли людей, принципы реализуются в результате их сознательной деятельности, будучи определенным образом поняты и интерпретированы ими. В силу этого они достаточно часто отягощены элементами субъективизма. Однако данное обстоятельство не дает оснований считать принципы по сути своей субъективными. Действенность принципов государственного управления значительно повышается, а их объективный характер проявляется наиболее полно, если они находят соответствующее правовое закрепление. Например, в теории управления известна группа принципов делегирования полномочий. Они могут с успехом применяться в различных отраслях управленческой деятельности, а могут и не применяться или применяться выборочно. Однако при создании федерации принцип разграничения предметов ведения федерации и ее субъектов получает конституционное закрепление. Что касается, например, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, то возникла необходимость в принятии специального федерального закона, который закрепил бы порядок и принципы этого важнейшего аспекта федеративных отношений.

Поскольку государственное управление многообразно по избранным целям и решаемым задачам, то наиболее существенные, специфические, объективно необходимые, устойчивые связи и отношения, присущие именно этому виду управленческой деятельности, выявляются и находят должное обоснование в заложенных в ее основу принципах.

Гму в современной России представляет собой воздействие государства(муниципалитета) на общественную деятельность граждан в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

Основными задачами являются :

Охрана конституционного строя России

Защита прав свобод и законных интересов граждан

Обеспечение эффективного функционирования механизма государства и государственного аппарата

Создание финансовых, информационных, социальных и других условий, необходимых для деятельности персонала органов ГВ и МСУ: создание м поддержание благоприятных мед личностные отношений, которые бы обеспечивали развитие положительных личных качеств сотрудников, их способностей

Эффективность управленческого труда

Цель государственного управления - создание оптимальных условий для достижения уровня состояния общества при наличии определенных перспектив его развития. Кроме того, существует иерархия целей, и каждая нижестоящая цель должна являться средством достижения вышестоящих целей.

Целями государственного управления в экономической сфере является определение долгосрочных стратегий экономического развития и создания оптимальных условий для реализации этой стратегии ради роста уровня благосостояния граждан. Реализация этих целей основывается на общих положениях - принципах государственного управления. Они делятся на общие (раскрывают содержание и целевую направленность управления), организационно-технологические и частные (непосредственное руководство деятельностью людей).

В свою очередь общие цели можно подразделить на социально-ценностные и социально-функциональные.

На основе организационно-технологических реализуется административно­исполнительная деятельность органов власти: принцип разделения труда, иерархичность, единоначалие, делегирование полномочий, принцип сочетания федерального, регионального и местного управления.

К частным относятся согласованность, взаимодополняемость, последовательность управления и территориально-отраслевую обусловленность этих процессов.

Реализация функций, целей и задач государственного управления осуществляется через систему функций, т. е. систему ролей, которую выполняет государственный аппарат управления для того, чтобы направить, организовать те или иные сферы общественной жизнедеятельности и оказывает на них определенное влияние рада достижения заранее спланированных целей.

Основные функции государственного и муниципального управления.

Основные функции государственного управления - это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов , т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности

2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование - предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа.

3. Планирование - это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.). Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления.

4. Организация - это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. Организация в узком смысле - это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления.

5. Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.).

6. Руководство - это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство - это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).

7. Координация - это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. Если, например, существует несколько самостоятельных организационных систем, каждая из которых имеет собственную сферу деятельности, цели, задачи и методы осуществления функций, и требуется решить проблему соединения усилий различных органов управления, то в данном случае возможно создание органа управления, наделенного координационными полномочиями

8. Контроль - это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; Контроль - это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).

9. Регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование - это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.

Функции местного самоуправления:

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел (вопросов).

2. Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного участия.

З. Обеспечение развития соответствующей территории.

4. Социально-культурное, коммунально-банковское и иное обслуживание населения.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на соответствующей территории.

6. И, наконец, защита интересов и прав местного самоуправления.

В управленческой работе всегда присутствуют три компонента: эвристический, административный и операционный труд. Эвристический труд заключается в исследовании и решении различных проблем, это главный элемент труда руководителей и специалистов. Административный труд, т.е. труд руководителей, направлен на управление действиями и поведением людей при осуществлении ими производственной деятельности.