Открытое занятие на тему перелетные птицы. Конспект НОД «Перелётные птицы. Упражнение «Отгадай и присядь»

Кондратьева О.В.
Конспект занятия в старшей группе по экологии «Перелетные птицы»

Цели :

1. Расширять и обобщать знания детей о прилете птиц .

2. Познакомить детей с понятиями : «лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» .

3. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

4. Развивать интерес к жизни птиц , воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь.

Материал :

Иллюстрации перелетных птиц , аудиозапись голосов и пения птиц .

Предварительная работа :

1. Разучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах .

2. Чтение рассказов о птицах .

3. Наблюдение на прогулке за птицами .

Ход занятия.

1. Лексическое упражнение «Сядет тот, кто повторит ряд слов» .

Воспитатель :

Дети, сейчас вы должны быть очень внимательными. Присядет на

стул тот, кто повторит ряд слов, а повторит тот, на кого я посмотрю.

Аист, гусь, пеночка;

Журавль, гусь, трясогузка;

Цапля, соловей, лебедь;

Грач, скворец, кукушка;

Ласточка, удод, иволга;

Пеночка, утка, лебедь;

Соловей, цапля, кукушка;

Трясогузка, аист, чиж.

Как назвать их одним словом?

Дети :

– Птицы .

Воспитатель :

По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ?

Дети :

Голова и тело покрыто перьями.

У них есть крылья.

Они умеют летать.

Воспитатель :

А каких птиц называют перелетными ?

Дети :

Тех, которые осенью улетают, а весной возвращаются из тёплых стран.

Воспитатель :

Назовите перелетных птиц ?

Дети :

Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.

Воспитатель :.

Отгадайте, пожалуйста, загадки :

Что за птица –

На яйцо не садится,

По чужим гнёздам шныряет,

Своих деток не знает.

Дети :

Кукушка.

Воспитатель :

Молодцы. Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

Дети :

Жаворонок.

Воспитатель :

Молодцы.

Воспитатель включает аудиозапись песни соловья.

Воспитатель :

Еще одна загадка :

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Дети :

Аист.

Воспитатель :

Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения , но и своими песнями. Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц .

А сейчас проведём физкультминутку :

Физкультминутка : « Перелетные птицы »

Насекомые пропали,

Птицы в лесу заскучали .

Взмахи руками (крыльями) .

Стали думать и гадать,

Как беды им избежать?

Пальцы рук к вискам головы,

покачивание головы вправо – влево.

Вместе собрались,

Стаей назвались.

Дети встают в круг, взявшись за руки.

Дружно взлетели,

На юг полетели.

Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу.

Долго летели, устали,

Сели, отдыхали,

Останавливаются, приседают.

Снова взлетели,

Встают, бегут по кругу, машут крыльями.

Вот и южные края,

Долетели мы, друзья!

Вы устали, отдохните.

Насекомых поищите.

Дети останавливаются, расходятся в разные стороны.

Воспитатель :

А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь : вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины) .

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы , которые питаются

насекомыми, потому что. /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Да можно назвать лесным доктором, потому что. /он достает

жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что. /она не вьет

себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что. /он красиво поет,

заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад , потому что. /им нужно

выводить птенцов/.

Воспитатель : Дидактическая игра.

«Какая птица лишняя ?"

Сорока, синица, курица, аист;

Сова, орел, сокол, цапля;

Ворона, клест, соловей, воробей;

Трясогузка, голубь, скворец, утка.

Воспитатель :

В заключении нашего занятия мне бы хотелось прочитать стихотворение Александра Яшина

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой .

Пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна,

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть,

И для птиц тепло .

Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


Конспект

Организационно- образовательной деятельности

для детей группы «Капельки»

Тема: «Перелетные птицы»

МБДОУ «Детский сад №29».

Воспитатель: Титова Ю.Н.

Программное содержание:

1. Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

4. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

5. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение .

Предварительная работа

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры, дидактические игры.

Материал к занятию

Картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, дерево с гнездом и скворечником, картон, цветная бумага

1 Организационный момент.

Ребята, какое сейчас время года? (Весна)

А весной солнышко ярко светит, птички поют!

Но наше солнышко почему-то спит, может поэтому и не слышно пения птиц. Давайте разбудим солнышко потешкой. Оно вас услышит и обязательно проснется.

Солнце красное покажись, (руки вытянуть вперед)

Солнце красное нарядись (руки за юбку, на пояс)

Платье алое надень

Подари нам красный день (хлопают в ладошки).

Переворачиваем солнышко.

Вот и солнышко проснулось. На улице стало гораздо теплее. Весна пришла. Настроение у нас поднялось (слышится пение птиц).

2 Основная часть.

Ребята, а это что за звуки такие, кто поет? (Птицы)

А откуда они появились? (Солнышко нас услышало весна пришла и птички домой с юга прилетели).

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки про птиц, а вы попробуйте отгадать, о каких птицах говорится в загадках:

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Кто же это? (Соловей)

Кто прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Всех перелетных птиц черней

Чистит пашню от червей. (Грач)

Есть на дереве дворец,

Во дворце живет певец.

Он не лает, не кусает

Сад фруктовый охраняет. (Скворец)

Как называются эти птички одним словом? (Перелетные)

А почему их так называют? (Становится холодно, пропадают насекомые и птицы улетают в теплые края).

Дети, а наших перелетных птиц вы знаете?

(скворец, ласточка, соловей, журавль, жаворонок)

Назовите перелетных птиц водоплавающих. (Гуси, утки).

Посмотрите на наши картинки. На них изображены птицы. Все они такие разные! Лебедь – белая, грач – черный, утка – коричневая. Но что у них общее? (Тело птиц покрыто перьями, у всех птиц есть туловище, голова, хвост, клюв, лапы).

А сейчас моя волшебная палочка превратит вас в птичек.

Физминутка: «Птицы».

Мы загадку отгадаем и о ком она узнаем (хлопают)

Есть и лапы, и глаза, (показать ноги, глаза)

Туловище и голова,

Грудь, спина,

Хвост, живот,

Два крыла и клювик – рот. (махают руками, рот трубочкой)

Ей на месте не сидится (качают головой)

Отгадали? Это птица! (взмахнуть и подпрыгнуть)

Молодцы! А теперь моя волшебная палочка превратит вас опять в детишек! Садитесь на свои стульчики.

Ребята, а где живут птицы? Как называется птичий домик? (Гнездо). А из чего птицы его делают? (Их веточек, мха, глины).

А вот этот домик вам знаком? (Скворечник)

Кто его сделал? А кто в нем живет?

Как вы думаете, в скворечнике могут жить только скворцы? (Нет, но и другие маленькие птички).

А вы знаете, почему люди жилища для скворцов размещают на деревьях около своих садов и огородов? (Они уничтожают вредных насекомых).

Что птицы откладывают в своих гнездах? (Яйца).

Что потом будет с яйцами? (Из них появятся птенцы).

Они маленькие, беспомощные, будут пищать и просить есть. Что будут делать птицы – родители? (Кормить своих птенцов).

Предлагаю поиграть в игру «Птенчики».

Молодцы! А теперь немного поиграем с мячом.

Игра «Один – много».

Соловей – соловьи, журавль – журавли, грач – грачи, ласточка – ласточки, скворец – скворцы, лебедь – лебеди, утка – утки, жаворонок – жаворонки, гусь – гуси, стриж – стрижи.

Аппликация «Скворечник»

Дети, теперь давайте сделаем скворечники для птиц.

Ребята, посмотрите и скажите из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть?

Стенка скворечника какой формы? – прямоугольной

Крыша какой формы? – треугольной

Окошко какой формы? – круглой (лаз).

Правильно, молодцы.

Ребята, в начале выложите скворечник на столе.

Какую часть будете наклеивать первой? (Стенку скворечника)….

Пальчиковая гимнастика.

Весна пришла по снежному (пальчики идут по ладошки)

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники (раздвинуть пальцы)

Посеяла траву. (пальцы вместе)

Теперь зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Ребята смотрите, к нам прилетели скворцы. Давайте их расселим по своим скворечникам. (Раздать изображения птиц и дети приклеивают их к своим скворечникам).

3 Итог.

Сегодня мы с вами сделали для птиц скворечники, за это они вам будут благодарны. Будут радовать нас своим пением, лечить деревья от вредителей.


Конспект занятия. Тема: «Поговорим о птицах»

Конспект предназначен для воспитателей ДОУ.
Цели занятия:
углубить и расширить знания детей о птицах;
объяснить причину перелетов птиц;
учить отличать птиц от других животных;
обогащать и активизировать речь детей;
Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание помогать птицам в трудный для них период.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстрации с птицами;
разучивание подвижной игры «Птицелов»;
загадывание загадок
чтение художественной литературы о птицах.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте, о ком пойдет речь сегодня на занятии.
Загадывание загадки:
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? назовите». (птицы)
- Каких птиц знаете? (дети по очереди называют по одной птице)
- Молодцы, много птиц знаете. Значит, вам не трудно будет отгадать мои загадки.
1. Как бы мне пошла корона! -
Важно каркнула (Ворона)

2. Кто без нот и без свирели
лучше всех наводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)

3. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.(Жаворонок)

4. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова).

5. Стучу - голова болит,
А не стучу - голодный. (Дятел).

6. Живёт в лесу,
Ухает как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин).

7. Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

8.Пёстренькая птичка
В чужое гнездо снесла яичко. (Кукушка).

9. Летом за пахарем ходят,
А под зиму с криком уходят. (Грачи).

10. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это... (Цапля).

11. И петь не поёт,
И летать не летает,
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус).

12. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?.. (Соловей).

13. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

А что произойдёт, если у нас не будет птиц?(ответы детей)
- Что мы можем сделать, чтобы птицы не исчезли? Как мы можем им помочь?(построить скворечники, сделать кормушки и т.п.)
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья.

С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
- Ребята, о каких птицах это стихотворение? (о перелетных)
- Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
- В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
- Давайте попробуем полетать, как птички
Физминутка.
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
- А когда вернутся птицы? (весной)
- Поиграем в игру «Прилетели птицы!» и узнаем, какие птицы прилетят к нам весной. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и, если услышите слово, называющее не птицу, то нужно захлопать в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают, мухи)
А мухи – это кто? (насекомые)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны! (дети хлопают, макароны)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи. (дети хлопают, ужи)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи. (дети хлопают, окуни -рыба)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.(дети хлопают, корова - зверь)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки… (дети хлопают, комары - насекомые)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!

Птица-это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок.
- Ребята, а какие вы знаете сказки, где встречаются птицы?(ответы детей, воспитатель дополняет)
- Я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов».
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Ой! Птицелов идет!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
- Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (зимующие, оседлые)
-Каких вы знаете зимующих птиц? (перечислят зимующих птиц нашего края).
- А почему говорят, что зима трудное время для птиц? (ответы детей)
- Как можно проявить о них заботу зимой? (ответы детей)
- Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы детей)
- Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
Релаксация.
- Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)
- Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!
- Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)
- Очень трудно птицам.
- Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.
- Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны)
- Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
- Согрелись наши птички. Высохли перышки.
- Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.
- Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.
- Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.
- Головки согрелись, и они теплыми стали.
- Так хорошо нашим птичкам отдыхать.
- Спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация».

Цели занятия:

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

Учить согласовывать имена существительные с числительными;

Учить согласовывать имена существительные с глаголами;

Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

2. Беседа.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. (Делают предположения)

Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети. Да. Можно.

Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. В тёплые страны, на юг.

3. Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Правила игры : воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

7. Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

8. Итог занятия

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей).

Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.

Занятие познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» для детей средней группы. Предлагаемое занятие направленно на развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Расширяет представления о перелетных птицах (характерных особенностях внешнего вида, образа жизни). Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Перелетные птицы».
Цель: расширять представления о перелетных птицах.

Развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Формировать представление о птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни..

Познакомить детей с понятием "перелётная птица"

Развивать речь детей обогащать новыми словами (скворечник, перелётная птица), логическое мышление, внимание, коммуникативные качества.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Образовательная область: Познание (ознакомление с окружающим).
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие. Дидактические игры: «Нарисуй весну» , «Собери птицу»

Речевое развитие. Д/И «Опиши птиц», «Как зовут птенца»

Физическое развитие. Физминутка.

Социально-коммуникативное развитие. Д/у «Как вести себя в лесу» Художественно-эстетическое развитие. Просмотр презентации «Весна».

Формы непосредственной образовательной деятельности:
познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, игры с правилами, моделирование), коммуникативная (беседа, подводящий диалог, ситуативный разговор), игровая (игры с правилами, дидактические игры).
Формы организации: группа.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, журналов с перелетными птицами.
Разрезные картинки с изображением ласточки, грача, скворца.

Ход НОД:

Воспитатель: ребята сегодня у нас не обычное занятие, к нам гости пришли. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными активными.

День сегодня необычный удивить хочу я вас, что-то очень интересное показать хочу сейчас. (показ фильма).

Воспитатель: Весной, ребята, природа оживает, просыпается от зимней спячки. Что происходит в природе?

Д/и «Нарисуй весну»

называть приметы весны нужно с таких слов «Весна –это когда

Дети: Ярче светит солнце, тают холодные снега. На деревьях набухают почки. Прорастают первые цветы (подснежники). От зимней спячки просыпаются звери (медведи, ежи, зеленеет травка, щебечут птицы, тает снег…)

Воспитатель : А ещё весной прилетают птицы. А вы знаете где они были?

Почему птицы улетают в теплые края? Дети: Потому что становиться холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений. Скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм. .

А как называются птицы, которые прилетают к нам из тёплых краёв? !

Дети: Перелётные птицы.

Воспитатель: Какие птицы называются «перелетные»?

Воспитатель: Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными. Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.
Воспитатель: Первая перелетная птица прилетает… - грач. (слайд). Опишите, какой он.
Дети: Грач крупная птица. Его тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые.
Воспитатель: У них была трудная дорога. Когда прилетают из теплых стран, начинаю строить гнезда(слайд), чтобы вывести и выкормить птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.
Воспитатель: Следующие птицы прилетают – скворцы.(слайд) Они прилетаю позже, чем грачи. Воспитатель. Ребята, опишите скворца, какой он.
Дети. Скворцы небольшие. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые.
Воспитатель. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике.(слайд)
Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.
Физминутка «Скворечник».
Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки).
Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей).
Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам. (Выполняют движения махи руками к себе).
Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).
Воспитатель. Еще с юга прилетают ласточки. (слайд) Опишите, ребята, ласточку, какая она?
Дети: Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.
Воспитатель. Они тоже строит гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом. Как вы думаете для чего птицам гнёзда?

Дети: выводить птенцов.

Д/И «Как зовут птенца»

Воспитатель. Пока мы с вами говорили о перелетных птицах, проказница Зима, которая не хочет уступать Весне, заморозила птиц и разбила их на части. Помогите пожалуйста отогреть птиц.

Д/и «Собери птицу» Дети из разрезных картинок собирают ласточку, скворца, грача.
Итог НОД.

Воспитатель: Для чего нужны птицы?

Дети: Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.
Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.
Воспитатель: Вы должны помнить:
Что птиц, не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнёзд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, вам понравилась наша работа? О каких птицах мы беседовали?

Почему этих птиц называют перелётные птицы? (Эти птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают с юга)

Какие перелётные птицы первыми прилетают весной? (Первыми весной прилетают грачи)

Какие ещё птицы прилетают весной? (Весной прилетают скворцы, журавли, аисты, дрозды, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи)

В какие игры играли? Что понравилось?

У меня для вас сюрприз шаблоны птиц.