План тезис конспект. Разница между тезисами и конспектом. Доклад на конференцию

План урока по теме «Тезис. Конспект. Конспектирование». 9 класс.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятиями т езис, конспект.

1. Формировать навыки конспектирования, то есть краткой логичной записи (изложения) прочитанного или услышанного, составления тезисов по тексту.

X о д у рока

I . Теоретическая часть урока.

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы уделим внимание двум видам работ: конспектирова­нию и составлению тезисов.

2. Словарная работа. Определение понятия конспект.

Конспект - (лат. conspectus - обзор]. Краткое изложение, запись со­держания какого -либо доклада, сочинения, статьи.

Конспекты бывают четырёх типов: плановые (каждому вопросу пла­на соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

II . Работа над новым материалом.

1.Слово учителя.

С чего начать работ над конспектом? Как «увидеть» са­мую важную информацию, как экономно и рационально её записать? Эти и многие другие проблемы мы попытаемся решить вместе. Наша цель- ов­ладение навыками конспектирования, то есть краткой логичной записи прочитанною или услышанною. Работа над конспектом - это создание «вторичного» текста.

Работа над конспектом предполагает следующие этапы.

Посмотрите, пожалуйста, приложение № 1

.

1 . Ознакомительный этап.

2. Составление конспекта

3. Завершающий этап.

Осмыслить содержание текста.

Составить план конспекта.

Запись вести своими словами.

подчеркивания,

обозначения

3. Закрепление изученного.

Упражнение 1.

Наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим - основной массе - мы обязаны книгам, про­читанному, воспринятому, изученному.

(С. Цвейг)

Конспектирование серьезных вещей я делаю тщательно, даже теперь я трачу на это очень много времени. У меня накопился огромный архив. При этом для наиболее важных работ я пишу конспект, а затем критический разбор. Поэтому многое есть у меня в резерве... В моей молодости такой метод приводил к некоторой отсталости, так как я успевал прочитывать меньше книг, чем мои товарищи, работавшие с книгой более поверхностно. Но при поверхностной работе многое интересное не усваивается и про­читанное быстро забывается. При моей же форме работы о книге остается вполне отчетливое, стойкое впечатление. Поэтому с годами мой арсенал становится гораздо богаче арсенала моих товарищей.

(А. А. Любищев)

Упражнение 2.

.

ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО.

(По А. Е. Ферсману

См. Приложение №2

ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО.

Тезис- |тэ], а, м. [греч. thesis ]. Положение, кратко излагающее ка­кую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, на­учного сочинения. В логике: положение, требующее доказательства.

Тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить ею суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада, а процесс их составления даёт возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.

Работа с приложением №3.

Сохраняйте и тезисах самобытную форму высказывания, ориги­нальность авторского суждения, чтобы не потерять документаль­ное! т., убедительность:

Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формули­руйте тезисы;

Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на по­лях киши делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов):

По окончании работы нал тезисами сверьте их с текстом источни­ка, за i см перепишите и пронумеруйте.

Упражнение 3.

Прочитайте ,

ЭТНОЛИНГВИСТИКА.

попугай, попугай попугай,

(По А. М . Кондратову)

ватерпас этнография нирвана - блаженное состояние

Приложение №5.

План.

1. Наука о языке тесно связана с науками об обществе.

2. Некоторые языковые факты можно объяснить только с по­мощью зоологии и этнографии.

3. Новые слова и понятия появляются в языке одновременно с развитием языка.

4. Все языки земного шара равноценны и равноправны.

Тезисы.

1. Наука о языке тесно связана с пачками об обществе, в котором и для которого язык существует и развивается. История, географические открытия помогают раскрыть происхождение многих заимствованных слов.

попугай пальма и снег).

3. Развитие науки требует введения новых понятий и слов, на любом языке можно обучать всем наукам. Так, в русском языке абстрактные научные термины появились во времена открытий М. В. Ломоносова.

4. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Нет «лучших» и «худших» языков, все языки равноценны и равноправны.

III . Обобщение изученного.

IV . Чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание(по выбору учителя).

Упражнение 1.

Прочитайте высказывания известных людей об умении составлять конспект.

Наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим - основной массе - мы обязаны книгам, про­читанному, воспринятому, изученному.

(С. Цвейг)

Конспектирование серьезных вещей я делаю тщательно, даже теперь я трачу на это очень много времени. У меня накопился огромный архив. При этом для наиболее важных работ я пишу конспект, а затем критический разбор. Поэтому многое есть у меня в резерве... В моей молодости такой метод приводил к некоторой отсталости, так как я успевал прочитывать меньше книг, чем мои товарищи, работавшие с книгой более поверхностно. Но при поверхностной работе многое интересное не усваивается и про­читанное быстро забывается. При моей же форме работы о книге остается вполне отчетливое, стойкое впечатление. Поэтому с годами мой арсенал становится гораздо богаче арсенала моих товарищей.

(А. А. Любищев)

1. Объясните, что такое конспект? 2. Какое значение имеет для человека любой профессии умение конспектировать? 3. Как вы вообще относитесь к конспектированию?

Упражнение 2.

Составьте план и конспект текста «Черное золото», затем сравните свой план и конспект с предложенным вариантом .

ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО.

Жидкое черное золото - это нефть, один из самых замеча­тельных минералов земли.

Но что такое нефть и откуда она берется? Ответить на этот вопрос нелегко. Ученые до сих пор спорят между собой о ее происхождении. Раньше, благодаря трудам знаменитого химика Менделеева, думали, что она поднимается из очень больших глубин, где образуется под влиянием действия перегретых паров воды на некоторые соединения углерода. Но сейчас выясняется, что нефть образуется ближе к поверхности, и в ее образовании принимают участие остатки растений, особенно водоросли. Действительно,

в наших широтах, особенно в озерах Новгородской и Калининской областей на дне собираются особые вещества, которые состоят из отмерших растений и животных и которые вместе с илом образуют черную кашицу. Если такая кашица занесется песком и глиной, опустится на глубину и там подвергнется снизу нагреванию, то из этой кашицы получатся вещества, очень сходные с нефтью. И теперь южное солнце Средней Азии вызывает такие процессы, и на берег озера Балхаш волны нередко выбрасывают тягучие черные массы, очень напоминающие резину или продукты застывания некоторых нефтей, образующихся под влиянием тепла песков из гниющих прибрежных камышей.

Сейчас мы знаем даже те геологические условия, которые необходимы для образования нефти. Самые крупные нефтяные месторождения тянутся вдоль больших горных хребтов. Здесь в низинах в топких озерных водоемах или мелких лиманах создаются выгодные условия для накопления осадков и их подогревания снизу. Здесь обычно запасы нефти сопровождаются залежами соли и гипса, как осадков соленых озер, а вытекающие вместе с нефтью воды содержат йод и бромистые вещества, которые говорят о значении морских растений при образовании нефти.

(По А. Е. Ферсману

Упражнение 3.

Прочитайте , составьте план к тексту, затем тезисы. Сравните свои тезисы с приведенными ниже.

ЭТНОЛИНГВИСТИКА.

Наука о языке все больше и больше связывается с науками об обществе, в котором и для которого язык существует и развивается. Так, не зная истории петровской эпохи, нельзя понять, почему в русской морской терминологии так много голландских слов: койка, каюта, ватерпас и т.п. Не зная истории географических открытий, нельзя понять, почему в языке жителей африканского острова Мадагаскар встречаются арабские и французские слова...

Неко­торые чисто языковые факты нельзя понять без знания зоологии… Так, в языках коренных обитателей Бразилии - индейцев, а также в ряде языков других обитателей жарких стран нет слова попугай, зато есть много слов для различных видов попугаев. Почему? Да потому, что слово попугай объединяет, но сути дела, разные и довольно далекие друг от друга зоологические виды. Слово попугай, обозначающее попугая вообще, есть только в языках народов тех стран..., где попугаи не водятся! Еще большую роль играют данные этнографии... Ведь лексика, словарный состав языка соответствуют тем общественным нуждам, которые есть у людей, этим языком пользующихся. У населения оазисов Сахары 60 различных слов обозначений видов пальмы и ни одного слова для обозначения снега. Почему? Да потому, что пальма жизненно важна для обитателей Сахары. У ненцев, наоборот, огромную роль играет снег; от того, каким он будет: смерзшимся или рыхлым, свежевыпавшим или давним, зависит и охота, и пастьба оленей. Вот почему для слова «снег» у них имеется около 40 разных слов, различных наименовании видов снега. Языки народов, стоящих на низкой ступени общественного развития, почти не имеют абстрактных понятий. На бушменском языке или на языках австралийских туземцев трудновато было бы написать учебник по физике. Но и на обычном русском или английском языке нельзя изложить основы ядерной физики. И даже арифметики! Для этого нужно вводить новые понятия и слова: «квант», «умножить», «минус», «пятью», «шестью» и т.д. Точно так же и по-бушменски или на австралийских языках. Бушменов и австралийцев можно отлично обучить всем наукам на их родном языке. Для этого только необходимо ввести новые понятия и слова. Ведь успешно же обучаются в школах чукчи, хотя на их языке нет корней со значением «семь», «восемь», «девять»!

Нет языков «примитивных» и «совершенных». Как только возникает потребность в выражении понятий, слова появляются. У монголов существовала очень развитая абстрактная терминология, выражавшая сложнейшую систему понятий буддийской религии и философии (самоусовершенствование, нирвана, переселение душ и т.п.). До буддизма ничего этого не было. А вспомните наш русский язык. Когда гением Ломоносова, «нашего первого университета», стала создаваться отечественная наука, необходимые абстрактные научные термины тотчас же появились и в языке!

Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Но говорить о «самых лучших» и «самых худших» языках бессмысленно, как бессмысленно говорить о том, что лучше - пальма или сосна, Африка или Европа. Число людей на нашей планете достигает 4 миллиардов. Число языков - нескольких тысяч. Все люди равны, независимо от их пола, культуры, расы. Равноценны и равноправны и все языки земного шара.

(По А. М . Кондратову)

ватерпас - прибор для проверки горизонтального положения линии на плоскости этнография - наука, изучающая материальную и духовную культуру народов нирвана - блаженное состояние

Приложение № 1

Конспектирование складывается из нескольких этапов:

1 . Ознакомительный этап. Вся статья внимательно прочи­тывается, во время чтения делаются пометки на полях (простым карандашом). После прочтения составляется общий план статьи.

2. Составление конспекта . Статья вторично прочитывается и конспектируется, т. е. кратко излагаются своими словами содержание раздела, его основные мысли, утверждения, доводы.

3. Завершающий этап. Запись еще раз просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со статьей.

Общие правила конспектирования:

Записать полное название конспектируемого произведения и его выходные данные.

Осмыслить содержание текста.

Составить план конспекта.

Конспектируя, слева или справа оставить широкие поля для дополнительных заметок.

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют важное значение (уметь их выделить в тексте).

Запись вести своими словами.

Использовать определенную систему подчеркивания, сокра­щения, условных обозначений.

Соблюдать правила цитирования.

Уметь пользоваться разным цветом для обозначения нуме­раций, заголовков, параграфов, формул и т.д.

Приложение № 2 к упр. 2

План текста

1. Разные точки зрения н а образование нефти.

3. Условия, необходимые для образования нефти.

Конспект текста

Приложение № 3

Приложение № 4.

не приводите факты и примеры;

Приложение № 5 к упр. 3

План.

Тезисы.

2. Некоторые языковые факты нельзя понять без знания зоологии. Например, слово попугай есть только в языках народов тех стран, где попугаи не водятся! Еще большую роль играют данные этнографии. Лексика, словарный запас языка зависят от общественных нужд народов, которые этим языком пользуются (примеры со словами пальма и снег).

Приложение № 1

Конспектирование складывается из нескольких этапов:

1 . Ознакомительный этап. Вся статья внимательно прочи­тывается, во время чтения делаются пометки на полях (простым карандашом). После прочтения составляется общий план статьи.

2. Составление конспекта . Статья вторично прочитывается и конспектируется, т. е. кратко излагаются своими словами содержание раздела, его основные мысли, утверждения, доводы.

3. Завершающий этап. Запись еще раз просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со статьей.

Общие правила конспектирования:

Записать полное название конспектируемого произведения и его выходные данные.

Осмыслить содержание текста.

Составить план конспекта.

Конспектируя, слева или справа оставить широкие поля для дополнительных заметок.

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют важное значение (уметь их выделить в тексте).

Запись вести своими словами.

Использовать определенную систему подчеркивания, сокра­щения, условных обозначений.

Соблюдать правила цитирования.

Уметь пользоваться разным цветом для обозначения нуме­раций, заголовков, параграфов, формул и т.д.

Приложение № 2 к упр. 2

План текста

1. Разные точки зрения н а образование нефти.

2. Процесс образования нефти в природе.

3. Условия, необходимые для образования нефти.

Конспект текста

Ученые спорят о происхождении нефти. Раньше существовала следующая точка зрения: нефть образуется на большой глубине под влиянием действия пере­гретых паров воды на некоторые соедине­ния углерода. Современная точка зрения: нефть образуется ближе к поверхности, и в ее образовании принимают участие остатки растений, особенно водоросли.

На дне водоемов собираются особые вещества, которые состоят из отмерших растений и животных и вместе с илом образуют черную кашицу. Если кашица занесется песком и глиной, опустится на глубину и там подвергнется нагреванию, то из этой кашицы получатся вещества, очень сходные с нефтью.

Для образования нефти необходимы определенные геологические условия. Известно, что самые крупные месторож­дения тянутся вдоль горных хребтов. Часто запасы нефти сопровождаются залежами соли и гипса, а вода содержит йод и бром, что говорит о значении морских растений при образовании нефти.

Приложение № 3

ТЕЗИСЫ - краткое изложение основных мыслей автора, передающих не содержание, а только основные положения текста в той логической последовательности, которая ведет к доказательству главной мысли.

Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются).

Запомните! Каждый тезис в отличие от пункта плана излагает, утверждает, доказывает мысль, заключенную в этой части.

В отличие от конспекта тезисы короче передают содержание основного текста. Чтобы составить тезисы, необходимо про­читать текст, продумать его содержание, найти основную идею, проследить главные положения.

Приложение № 4.

не приводите факты и примеры;

сохраняйте и тезисах самобытную форму высказывания, ориги­нальность авторского суждения, чтобы не потерять документаль­ность, убедительность:

изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формули­руйте тезисы;

полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на по­лях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов);

по окончании работы нал тезисами сверьте их с текстом источни­ка, затем перепишите и пронумеруйте.

Приложение № 5 к упр. 3

План.

1. Наука о языке тесно связана с науками об обществе.

2. Некоторые языковые факты можно объяснить только с по­мощью зоологии и этнографии.

3. Новые слова и понятия появляются в языке одновременно с развитием языка.

4. Все языки земного шара равноценны и равноправны.

Тезисы.

1. Наука о языке тесно связана с пачками об обществе, в котором и для которого язык существует и развивается. История, географические открытия помогают раскрыть происхождение многих заимствованных слов.

2. Некоторые языковые факты нельзя понять без знания зоологии. Например, слово попугай есть только в языках народов тех стран, где попугаи не водятся! Еще большую роль играют данные этнографии. Лексика, словарный запас языка зависят от общественных нужд народов, которые этим языком пользуются (примеры со словами пальма и снег).

3. Развитие науки требует введения новых понятий и слов, на любом языке можно обучать всем наукам. Так, в русском языке абстрактные научные термины появились во времена открытий М. В. Ломоносова.

4. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Нет «лучших» и «худших» языков, все языки равноценны и равноправны.

Приложение № 1

Конспектирование складывается из нескольких этапов:

1 . Ознакомительный этап. Вся статья внимательно прочи­тывается, во время чтения делаются пометки на полях (простым карандашом). После прочтения составляется общий план статьи.

2. Составление конспекта . Статья вторично прочитывается и конспектируется, т. е. кратко излагаются своими словами содержание раздела, его основные мысли, утверждения, доводы.

3. Завершающий этап. Запись еще раз просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со статьей.

Общие правила конспектирования:

Записать полное название конспектируемого произведения и его выходные данные.

Осмыслить содержание текста.

Составить план конспекта.

Конспектируя, слева или справа оставить широкие поля для дополнительных заметок.

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют важное значение (уметь их выделить в тексте).

Запись вести своими словами.

Использовать определенную систему подчеркивания, сокра­щения, условных обозначений.

Соблюдать правила цитирования.

Уметь пользоваться разным цветом для обозначения нуме­раций, заголовков, параграфов, формул и т.д.

Приложение № 2 к упр. 2

План текста

1. Разные точки зрения н а образование нефти.

2. Процесс образования нефти в природе.

3. Условия, необходимые для образования нефти.

Конспект текста

Ученые спорят о происхождении нефти. Раньше существовала следующая точка зрения: нефть образуется на большой глубине под влиянием действия пере­гретых паров воды на некоторые соедине­ния углерода. Современная точка зрения: нефть образуется ближе к поверхности, и в ее образовании принимают участие остатки растений, особенно водоросли.

На дне водоемов собираются особые вещества, которые состоят из отмерших растений и животных и вместе с илом образуют черную кашицу. Если кашица занесется песком и глиной, опустится на глубину и там подвергнется нагреванию, то из этой кашицы получатся вещества, очень сходные с нефтью.

Для образования нефти необходимы определенные геологические условия. Известно, что самые крупные месторож­дения тянутся вдоль горных хребтов. Часто запасы нефти сопровождаются залежами соли и гипса, а вода содержит йод и бром, что говорит о значении морских растений при образовании нефти.

Приложение № 3

ТЕЗИСЫ - краткое изложение основных мыслей автора, передающих не содержание, а только основные положения текста в той логической последовательности, которая ведет к доказательству главной мысли.

Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются).

Запомните! Каждый тезис в отличие от пункта плана излагает, утверждает, доказывает мысль, заключенную в этой части.

В отличие от конспекта тезисы короче передают содержание основного текста. Чтобы составить тезисы, необходимо про­читать текст, продумать его содержание, найти основную идею, проследить главные положения.

Приложение № 4.

не приводите факты и примеры;

сохраняйте и тезисах самобытную форму высказывания, ориги­нальность авторского суждения, чтобы не потерять документаль­ность, убедительность:

изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формули­руйте тезисы;

полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на по­лях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов);

по окончании работы нал тезисами сверьте их с текстом источни­ка, затем перепишите и пронумеруйте.

Приложение № 5 к упр. 3

План.

1. Наука о языке тесно связана с науками об обществе.

2. Некоторые языковые факты можно объяснить только с по­мощью зоологии и этнографии.

3. Новые слова и понятия появляются в языке одновременно с развитием языка.

4. Все языки земного шара равноценны и равноправны.

Тезисы.

1. Наука о языке тесно связана с пачками об обществе, в котором и для которого язык существует и развивается. История, географические открытия помогают раскрыть происхождение многих заимствованных слов.

2. Некоторые языковые факты нельзя понять без знания зоологии. Например, слово попугай есть только в языках народов тех стран, где попугаи не водятся! Еще большую роль играют данные этнографии. Лексика, словарный запас языка зависят от общественных нужд народов, которые этим языком пользуются (примеры со словами пальма и снег).

3. Развитие науки требует введения новых понятий и слов, на любом языке можно обучать всем наукам. Так, в русском языке абстрактные научные термины появились во времена открытий М. В. Ломоносова.

4. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Нет «лучших» и «худших» языков, все языки равноценны и равноправны.

Революция социальная и революция романтическая

(тезисный конспект статьи А. В. Карельского)


ПОЯСНЕНИЕ:

Данная публикация представляет собой тезисный конспект научной статьи. Она является не научной, а учебной публикацией, предназначенной для предварительного ознакомления с содержанием указанной статьи. В некоторых случаях автор конспекта пересказывает содержание статьи своими словами, в других - прибегает к прямому цитированию. Ни в первом, ни во втором случае это не оговаривается. Следовательно, данная публикация не может быть использована для правомерного цитирования в научных работах и публикациях. Ее цель - изложить основные положения выдающейся по ясности и таланту статьи о романтизме. Желающих прочитать статью А.В. Карельского целиком отсылаем к самой публикации, выходные данные которой указаны в конце этого конспекта.

1. Романтизм был революционным переворотом в культуре Европы, решительным поворотом сознания, принципиально новой его ступенью. Суть этой «революции» − утверждение автономной субъективности, свободы личности от всякой внешней обусловленности. Прежде всего это касается области творчества (отказ от предшествующей «риторической» литературной традиции), но также проявляется и в социально-политической, культурной, религиозной областях.

2. Романтизм возник как позднейшая (спустя 5-10 лет) реакция на Великую французскую революцию. Эта реакция − разочарование в сути, методах и последствиях революции. Это разочарование и кладет начало литературной биографии первых романтиков.

3. Восторженное отношение «старших» романтиков к революции психологически обусловлено их юным возрастом на момент революции (15-20 лет) и воспитанием (идеал «свободы» просветителей, повышенная восприимчивость к жизни чувства Руссо и сентименталистов). Отсюда радикализм и революционный энтузиазм будущих романтиков, их относительно спокойное отношение к кровавым методам революции.

4. Вся история романтического мироощущения сопровождается напряженной рефлексией по поводу революции, его породившей, − как непосредственно пережитого события (первое поколение романтиков), либо более умозрительно, через призму актуальных событий своего времени и с проецированием революции в будущее − в последующих поколениях. Для «младших» романтиков французская революция существовало уже только в форме идеи, а реальным опытом жизни стали социальные и культурные последствия ее.

5. Суть «разочарования» романтиков в революции − осознание, что искомая свобода, «вольность», не достижима на путях социальной революции, общественного (пере)устройства. Она − «суть достояние единичного человека, если он чист душой и горит любовью и поклонением Богу в Природе» (Кольридж, «Франция», комментарии). Залог свободы − в возвращении от «ков людских» (Вордсворт), от «персти человечьих дел» (Кольридж) к гармонии природы и через нее - к «тайникам души».

6. Это разочарование в «человечьих делах», к которому пришли на своем опыте первые романтики, стало доминантой романтического сознания. Именно здесь романтизм как мироощущение и художественная позиция сохранял во всех перипетиях развития свою «чистую» сущностную специфику; и именно здесь он стал революционным переворотом в европейском художественном сознании.

7. «Тайники души» - сугубо индивидуальная сфера романтической сублимации. Иенцы неспроста объявили о равновеликости поэтической души космосу, об их взаимопроникновении и взаимоналожении (Новалис). Романтический гениальный индивид («сверхобыкновенный человек») присваивал вселенную, размещая ее в расширенном пространстве души, строя параллельный мир в противовес реальному.

8. В самых общих чертах главную угрозу, устрашившую романтиков, можно, очевидно, определить как устанавливающийся в результате революции буржуазный порядок. Можно привести немало свидетельств того, что романтики очень скоро распознали и решительно отвергли такие его сущностные черты, как сугубый практицизм, оборачивавшийся эгоистической жаждой материального преуспевания, пренебрежение ценностями духа, превращение всего - и искусства в том числе - в предмет купли-продажи; короче говоря, пресловутый «буржуазный чистоган». «Повсюду мы находим теперь громадную массу пошлости, вполне сложившейся и оформленной, проникшей более или менее во все искусства и науки. Такова толпа; господствующий принцип человеческих дел в настоящее время, всем управляющий и все решающий, - это польза и барыш и опять-таки польза и барыш» (Ф.Шлегель, 1802).

9. Отсюда романтический комплекс «антифилистерства», боязни толпы. Это не просто проявление элитарного высокомерия: романтики разглядели тут реальную опасность для самой сферы духовности, многократно усилившуюся именно с началом буржуазной эпохи. Революция принесла с собой распространение «просвещенности» на широкие массы третьего сословия. Это влекло за собой и подчинение искусства рыночным законам, открытость его всякому, в том числе и оскорбительно-профанскому суждению, усиление зависимости от требований публики, соблазн и опасность деформации художнического намерения в угоду этим требованиям.

10. Поэтому романтическая духовная революция начала с того, что свергла и изгнала третье сословие, заклеймив его раз и навсегда именем «филистерства», и там, где не решилась ограничиться только обществом «сверхобыкновенных человеков», поэтов-демиургов, распахнула двери для сословия четвертого, для «простого народа». Это было сделано во избежание греха эгоцентризма, сразу осознанного.

11. Романтики, обратившиеся к проблеме народа изначально, надо полагать, по мировоззренческим и этическим причинам, увидели в фольклорной простоте еще и весомую легитимацию для своих эстетических устремлений. То был в известном смысле тактический союз принципа глубоко субъективного самовыражения с принципом «общезначимости».

12. Ментальность и психология простонародья воспринималась романтиками почти как часть Природы, − как маргинальная сфера, удаленная от современной жизни с ее буржуазно-цивилизационным прогрессом и ей противопоставляемая. В романтическом «народничестве» находила свое выражение «центробежность» романтического мировоззрения.

13. Составив поначалу великую этическую поправку к радикальному романтическому гениоцентризму, попытку дополнить его альтруистическим измерением, народничество главной и самой больной проблемы романтизма не решило и не сняло. Романтикам легко было мыслить себе идеальное человечество будущего и любить его, благодетельствовать ему, но среда, повседневно их окружавшая, снова и снова разбивала этот образ. Идеал всякий раз оборачивался новой иллюзией: романтическая, возвышенная идея свободы всякий раз, пытаясь соотнестись с реальностью, с землей, не находила почвы и опоры - вернее, всякий раз обнаруживала ускользающую почву, проваливающуюся опору.

14. Само понятие «народ» в употреблении романтиков есть некая расплывчатая отвлеченность, «идеологема». Как всякая идеологема, оно имеет оценочную окраску. В романтической идеологии эта окраска изначально положительна, но в принципе это столь же стилизованное понятие, как и «толпа», и «чернь», и «филистеры», только с противоположным знаком. Понятие с ускользающим содержанием. И этого не могли не почувствовать романтики, жаждавшие опоры. Вообще традиционное романтическое и все последующие неоромантические отождествления народа с крестьянством, с тем, что у земли, у «почвы», превращали народ - и чем ближе к нашему времени, тем очевиднее - в меньшинство нации.

15. Попытка более или менее определенной социологической привязки («независимое крестьянство», «простой народ») придает понятию народа по крайней мере некий осязаемый смысл и еще может в художественной сфере вдохновить на такие шедевры, как баллады и поэмы в народном духе Вордсворта, как «Старый мореход» Кольриджа, как фольклорные поэтические стилизации Арнима и Брентано, как «Повесть о честном Каспере и пригожей Аннерль» Брентано. Но она и сужает, конечно, русло творческих возможностей, тем более для романтиков с их изначально всеохватным устремлением, с их планами нового мирового, даже космического переустройства. Точно так же ограничивает эти возможности и узконациональная идея - родная сестра народничества в системе раннего немецкого романтизма. На этом посту «высокий» романтизм долго не продержался. Позднее творчество Кольриджа, да и Вордсворта после «Лирических баллад» уже весьма далеко от демонстративной ориентации на «простой народ», фольклор и почву.

16. Кого брать в царство свободы, кем там управлять? Историческая основа у таких размышлений как будто всякий раз иная: непосредственно французская революция у Вордсворта и Кольриджа, освободительная борьба греков в конце XVIII века у Гёльдерлина, политическая атмосфера европейской Реставрации у Байрона и Пушкина. Но во всех случаях речь идет о показательной и болезненной переоценке понятия «народ», а если быть совсем точным - о его девальвации, вызванной в конечном счете осмыслением того же революционного опыта.

17. Вырисовывающаяся во всех этих мучительных раздумьях проблема романтического мироощущения - это именно ускользание однозначно положительного, идеального образа народа, невозможность четко отделить его от реальной и действенной массы обыкновенных современников - массы, которая предстает растерянным романтическим взорам то кровожадной толпой в дни революции, то покорным стадом в дни Реставрации, то косной и вязкой массой обывательской бездуховности в остальные, мирно текущие дни. «Буржуа заполонили все и вся...» (Брентано, 1798)

18. Романтическая мысль изначально ориентирована на абсолют; признание относительности, постепенности дается ей с трудом - если вообще дается. Она хочет всего и сразу. Романтики не просто не хотят ждать - они хотят влиять, хотят иметь дело с современниками отзывчивыми и податливыми, «такими, какими они должны быть», какими они хотят их видеть. Всякое реальное расхождение, малейшее взаимное непонимание ввергает их в отчаяние (самый яркий и трагический символ - Клейст). В этом смысле весь романтизм - жажда и поиск собеседника, единомышленника, мечта о нескончаемости - «неразделимости и вечности» - однажды сплотившего их юношеского союза, о распространении этого союза на всех. Но эти «все» снова и снова отпугивают их своим несоответствием максималистским романтическим требованиям - служением лишь «пользе и барышу» (Ф. Шлегель), и главное - «пошлостью». Отсюда один из сквозных и самых кровных мотивов романтической литературы - мотив «любви, растраченной в пустыне», любви невостребованной. Предмет любви − в данном случае, «простой народ» − обманул ожидания.

19. Чего романтики не хотят - или к чему приходят ценою немалых усилий (а, по сути, ценою самоотречения, прощания с романтизмом) - это увидеть других людей непредвзято, безотносительно к себе самим, «такими, какие они есть», и тем более - признать, что и у этих других могут быть свои бытийные резоны и своя правота. Над этой проблемой («другие» - не «толпа», не «чернь» и не «филистеры», а прежде всего люди) бьется мысль Гёльдерлина в «Смерти Эмпедокла».

20. Последующая история европейской лирической поэзии свидетельствует о том, что в главном ее русле перенята и развита была все-таки не народная образность и тематика, а интимная доверительность тона, естественность и спонтанность лирического выражения - черты, свойственные романтической ментальности вообще, творчеству именно заостренно-индивидуальному.

21. «Меня все возвращает к себе самому», - обмолвился Новалис в «Учениках в Саисе». Это сказано как будто в сугубо натурфилософском контексте, о тождестве познания природы и самопознания. Но это, по сути, и формула всего романтического мироощущения в его последовательном выражении. Его выходы в социальную сферу кончались именно возвращением «к себе самому». Так было и с великолепным простонародным приключением романтизма: оттуда вынесен был прекрасный поэтический опыт. Но не будем обманываться: при всей ориентации на «простоту» и «народность», романтики оставались элитарными поэтами, мастерами виртуозной стилизации. Романтический гений все-таки остался «сам свой высший суд».

22. Романтический культ личности - гениальной и исключительной - возник не из внезапно обуявшего поэтов зазнайства; он был почти рефлекторной реакцией самозащиты против устанавливающегося торжества массовости, против угрозы духовного угнетения. В истории европейской литературы романтики затем не раз поднимались и против угнетения социального и национального; но для понимания сути и сердца романтизма надо четко осознавать, что все прочие его восстания были производными от этого главного - восстания Личности, бунта против всякого посягновения и притязания на ее абсолютную суверенность. И в этом суть той «параллельной» революции, которую они противопоставили революции буржуазной; в этом суть романтического переворота в духовной истории Европы - переворота, имевшего для этой истории не менее значимые последствия, нежели последствия буржуазной революции для истории социальной.

23. В романтизме возникла радикально новая концепция человека и его жизненного пути. Доромантический индивид всегда так или иначе соотносил себя с внеположным миром, с установлениями человеческими или Божескими. Просветительская литература - ближайший круг чтения романтиков в пору их возмужания - культивировала жанр «воспитательного романа», показывая, как человек, вступая в жизнь, учится жить, учится соответствовать законам внешнего мира. Романтическая литература ставит проблему совершенно иначе: в ней молодой человек, вступивший в жизнь, должен не столько «вырасти», сколько сохранить по возможности свое «детское сознание», уберечь его от натиска внешнего мира, от давящей тяжести «тюрьмы». Отсюда апология детского сознания в романтической литературе - именно как сознания наивного, невинного, еще, так сказать, «не воспитанного», не подогнанного под общий ранжир и потому более открытого истине бытия, нежели сознание взрослого, уже отмеченное печатью внешнего мира и потому лишенное индивидуальности, непредвзятости. Согласно романтической бытийной философии и гносеологии, ребенок мудрее взрослого. На этой линии мысли и могла возникнуть знаменитая парадоксальная формула Вордсворта: «Ребенок - взрослому отец!». Это желание сохранить навек детство и юность − знамение поистине радикального перелома и переворота: зачеркнуть все прежнее и начать с tabula rasa, с монады индивидуальности.

24. Точно так же романтические походы против классицистических «правил», против просветительского дидактизма, против рационалистического морализаторства были не просто признаком очередной «смены направлений»; то был в тенденции тоже радикальный пересмотр самого статуса творческой деятельности. Доромантический художник все-таки сообразовывался с установлениями некоего внеположного ему порядка - от эстетических до этических. Романтическая революция открыла путь к легитимации даже и самомалейшего изъявления субъективной творческой воли, не признающей никаких кодексов.

25. Логика заложенного романтиками принципа вела к тому, что произведение искусства могло становиться чисто индивидуальным, единичным самовыражением, не соотносимым ни с какими внеположными критериями верификации. Для его восприятия и понимания, собственно, недостаточно даже и знания «манифестов», законоположений соответствующего «изма», если они высказывались. Тут менялся сам вековой кодекс взаимоотношений между «творцом» и «публикой»: писатель освобождался от обязанности пользоваться каким-либо общепринятым языком, будь то язык эстетических законов или язык повседневного речевого общения, зато «публике» вменялось в обязанность знать сугубо единичный образный, символический язык данного единичного творца. Не выучит, не поймет - ее забота; произведение искусства от этого не убудет - оно покоится в себе самом. На этом пути искусство логически может прийти - и не раз приходило! - к крайнему герметизму. Тогда встает вопрос: это ли и есть конечный смысл осуществленной романтиками духовной революции? И соотносимо ли с этим результатом их изначальное притязание на корректировку результатов революции социальной, на свершение лучшей, истинной революции?

26. Конечно же, цель первых романтиков была гораздо более общезначимой, чем самоудовлетворение художнического инстинкта игры. Предлагая начинать с перестройки сознания, они надеялись этим путем прийти и к переустройству мира. Их художник-гений не только сам себе закон, но и воплощение идеала человеческого существования; он мыслился как неотразимый и заразительный пример гармонии, способный увлечь за собой и других, поднять их из пошлой рутины недолжного быта в поэтический рай должного бытия. Свобода самовыражения индивида - как субъекта новой революции - была лишь средством для достижения возвышенной и гуманной цели всеобщей свободы.

27. Но такой путь к другим оказался на поверку тоже весьма долог, и романтическая революция снова и снова избывала себя лишь в сфере художественного сознания; рай превращался в Парнас, а потом и в башню - то из слоновой кости, то из черного дерева.

28. И все же не по крайностям герметизма и нарциссизма следует судить о результатах романтической революции. Она имела более значительные и плодотворные последствия. Одно из самых важных касается художественного языка. Зримое присутствие воли творческого субъекта в каждой монаде художественного мира стало практически обязательным элементом языка и структуры всего высокого искусства XX века, в том числе и того, которое отнюдь не исключает традиционных, объективных возможностей верификации. Реципиентам искусства в XX веке волей-неволей пришлось привыкать к тому, что для понимания большинства художественных произведений этого века, в том числе и давно уже ставших классическими, надо не только искать соответствий их образам в объектном мире, но и смотреть на них сквозь призму вот этого единичного - авторского - сознания.

29. В свою очередь это повлияло и на читательское сознание в XX веке вообще, чрезвычайно его активизировав, обострив его восприимчивость не только к тайнам поэтического языка, но и к тайникам человеческой души. Мы не всегда даже и осознаем, сколь властны в нас рецептивные стимулы, внушенные именно романтиками. Так, английский исследователь не без оснований говорит о «нашей постромантической (или все еще романтической) манере чтения», в силу которой мы теперь склонны воспринимать, «прочитывать» любой образ мировой литературы, будь то гомеровский Ахилл или шекспировский Гамлет, так, как его восприняли и прочли именно романтики.

30. Кто в конце концов населил романтическую литературу после совершенной ими своей революции? Странники, изгои, бунтари, насмешники, печальники - странные люди, лишние люди; да, гении, да, энтузиасты, да, сплошь и рядом «честные люди с чистым сердцем» - но всё «маргиналы». Все их эйфории и все эскапады, воспарения и отпадения, их форсированный энтузиазм и их двусмысленная ирония - это все конвульсивные реакции индивидуальности, ощутившей себя в тесном и все сжимающемся кольце пошлости, нормы, Массы. Их мир, наверное, и впрямь «компенсационная мифология», по выражению другого исследователя. Но их революция не прошла бесследно, и романтический художник, долго обороняясь от правил и законов, навязываемых ему публикой, все-таки взял реванш: он вынудил публику смотреть на мир его глазами.

ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ: Карельский А.В. Революция социальная и революция романтическая // Вопросы литературы. М., 1992. N 2. С. 187-226.

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: «Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты».

Цель.

Слайд 1.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Слово учителя.

В школе вам часто приходится составлять конспекты статей, изучая новый материал, записывать его в виде тезисов, готовить домашнее задание в форме реферата. Эта работа не ограничится школой, вы её продолжите и в учебных заведениях, в которых будете учиться после окончания школы.

Но в наш компьютерный век многие, особо не усердствуя, потратив 5-6 минут, приносят готовые работы по заданной теме и не задумываются: действительно, это то, что нужно.

В большинстве случаев работы, особенно рефераты, написаны и оформлены неграмотно.

Назрела необходимость более точного и чёткого определения данных понятий и правильного составления и оформления работ.

Тема нашего урока: «Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты».

3.Работа в тетради.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Итак, что же обозначает каждое из данных понятий.

Слайд 2.

Запишите эти слова в рубрику «Запомню».

Эти слова заимствованные слово «тезис» из греческого языка;

конспект- из латинского (в переводе «обзор»);

реферат – из латинского (сообщать, докладывать).

4.Слово учителя.

Как же правильно составлять тезисы,конспекты, рефераты? Вот эти вопросы нам нужно решить на нашем уроке. Вообще работа над конспектом и рефератом представляет собой создание «вторичного» текста, т.е. на основе уже готового текста мы создаём новый, свой текст.

Ребята, подумайте и скажите: «Чем отличаются тезисы, конспекты и рефераты друг от друга и в чём их сходность?»

Итак, чем они похожи?

Слайд 4.

В чём отличие?

Слайд 5.

Итог: тезисы, конспекты, рефераты взаимосвязаны

5.Требования к оформлению реферата.

Составляя и записывая тезисы и конспекты, особых каких-то требований к их оформлению, структуре нет. А вот к оформлению рефератов и их написанию предъявляются особые требования.

С ними мы и познакомимся подробнее. Итак, существуют определённые этапы работы над рефератом.

Слайд 6.

Кто знает лексическое значение слова «Библиография»?

Слайд 7.

Чтобы составить реферат, существуют определённые требования .

Слайд 8.

А как оценить, правильно ли составлен реферат. Существуют и критерии оценки.

Слайд 9.

А как строится реферат? И здесь существует определённая структура.

Слайд 10.

Запишите в тетрадь составные части реферата.

Поднимите руку те, кто из вас при работе над рефератом придерживается выполнения всех этих требований .

6.Запись образца оформления титульного листа.

Много ошибок можно встретить в оформлении титульного листа, поэтому сейчас мы с вами оформим титульный лист реферата прямо в тетради, он будет служить вам образцом. Оформлять будем на чистой странице.

Слайд 11.

7. Практическая часть урока. На сегодняшнем уроке, как вы понимаете, невозможно написать реферат или конспект. Поэтому мы выполним только ряд упражнений. Задание 1

Слайд 12

Проверка.

Слайд 13.

Задание 2

Слайд 14

Работа с теорией

Слайды 15-17.

Задание 3.

Слайд 18

Проверка.

Слайд 19.

Задание 4.

Слайд 20.

8.Итог урока.

Слайд 21.

9.Домашнее задание. Слайд 22.

Обратите внимание!

Каждый текст посвящён раскрытию темы или ряда тем. Тема получает развитие в оном, чаще в нескольких абзацах. Каждая тема в свою очередь получает развитие в ряде подтем. Подтемы могут раскрываться подробно или сжато, могут занимать часть абзаца, весь абзац или сразу несколько абзацев.

Прочитайте текст. 1) Определите, сколько основных тем развивается в данном тексте, запишите их; 2) Найдите в тексте предложения сигнализирующие о начале новой темы.

Опыт космических исследований околоземных орбит, находящихся на расстоянии сотен километров от поверхности Земли, показал, что с высоты видно не только дальше, но и глубже. Это относится к наблюдению материков и океанов. Вода в морях и океанах не мешает наблюдению глубоководного рельефа дна. При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабные картины строения Земли, на которых иногда проявляются глубинные структуры нашей планеты. Однако как через поверхность суши, так и через морские глубины просматриваются только крупномасштабные объекты и образования, в которых практически невозможно различить небольшие детали.

Не так ли и в истории человечества? Из глубины веков до нас доходят только значительные события, явления и самые выдающиеся личности. Время отсеивает всё мелкое, второстепенное, отбирает для последующих поколений только наиболее значительное, крупное. Поэтому из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного (размытого) для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности, оказавшие большое влияние на развитие человеческого общества.

Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде, рассеяние вещества в материках, распространение, рассеяние информации в человеческом обществе – эти, казалось бы, такие различные явления имеют и общие черты. Во всех этих явлениях рассеяние участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

3) Прочитайте последний абзац текста и скажите, можно ли его опустить. Объясните почему?


СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ

(Из выступления Адюковой Л.А.)

В исследовательской работе трудно обойтись без таких основных умений при работе с текстами как составление тезисов, конспектирование, цитирование, свертывание информации.

Тезис – слово греческого происхождения буквально означает «положение, утверждение»; вид вторичного документа. Согласно общепринятому определению тезисы –это краткое изложение основных положений доклада, лекции, статьи без системы доказательств и фактического материала, которое содержит четко сформулированные мысли первичного документа.

Можно говорить о двух видах тезисов:

    Читательские представляют собой один из вариантов «переработки» научного текста в ходе его изучения; они пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, учебника или статьи.

В учебной практике и самостоятельной научной работе написание тезисов используется как форма работы над готовым чужим текстом. В таком случае тезисы, представляя собой наиболее краткий вариант записей, связанных с аналитической переработкой текста, оказывается в ряду других видов таких записей:

план – тезисы – конспект – реферат – обзор.

Работа над тезисами:

Главной отличительной чертой тезисов от других форм научных публикаций является обобщение информации, которое можно представить универсальным перечнем следующих аспектов содержания:

    Актуальность проблемы

    .Степень изученности проблемы

    .Целевая установка

    .Предмет рассмотрения или предлагаемый вариант решения заявленной проблемы

    Особенности (новизна) предлагаемого предмета рассмотрения

Структура тезисов : вводная часть, основная, заключительная.

Приступая к работе над тезисами, необходимо внимательно прочитать, проанализировать материалы своего исследования. Тезисы составляются на основании главных идей и положений. Составление тезисов позволяет автору глубоко проанализировать материал, выделить в нем главное.

По форме различают три типа тезисов :

    Краткие, лаконичные, четкие, категорические, в которых заключена суть основных положений работы или доклада;

    Мотивированные , с кратким объяснением выдвигаемых авторских положений;

    Развернутые , с анализом причин исследуемых процессов и явлений.

Требования к содержанию тезисов :

    Информативность тезисов, т.е. они должны быть максимально

    Четкая формулировка каждого положения.

    Логическая последовательность в изложении, т.е. отсутствие

логических противоречий как внутри отдельного положения, так и между тезисами.

    Соразмерность в содержании тезисов, т.е. учет предыдущего и

последующего «накопления» положений.

    Отсутствие тавтологий (повторения уже названного понятия другими

словами).

    Краткая и лаконичная формулировка (отсутствие обосновывающих

фактов и примеров).

    Объем тезисов должен быть от 1,5 до 3 страниц машинописного

    Соответствие тематике конференции, семинара и т.д.

    Требования к заглавию тезисов: краткость, емкость, законченность.

    Для тезисов не характерно цитирование, использование

библиографических ссылок, списков литературы, примеров, деталей, пояснений.

По сути, тезисы содержат сжатый текст. Сжатие (сокращение) текста – это извлечение основной информации без потери связности. Сокращение происходит за счет исключения менее информативных частей текста, трансформации оставшейся части, за счет замены используемых языковых средств «вместительными» синонимичными (вместо нескольких простых – одно сложное; вместо перечисления однородных членов – обобщающее слово и т.д.).

Тексты окружают нас повсюду. Текст – это понятие одновременно философское и лингвистическое, общее и частное. Но в повседневной жизни большинство людей сталкивается именно с лингвистической ипостасью текста, то есть некой последовательностью символов, связанных общим смыслом, целью и формой. В такой трактовке тексты были и остаются незаменимым источником информации обо всем в мире, от кулинарных рецептов до основных положений теории струн. Первые тексты в нашей жизни были нами услышаны, затем мы сами научились произносить их простейшие образцы. И не задумывались над сложностью той системы, пока не пошли в школу и не узнали, что тексты можно также читать, записывать и анализировать.

Поскольку текст – система действительно сложная и даже многозадачная, то и разнообразных процессов, связанных с ними и основанных на них, существует немало. С некоторыми из них сталкиваются ученики средней школы, когда проходят обязательную программу по изучению русского языка. В рамках освоения рубрикации текста. Ценность этого навыка трудно переоценить, ведь он позволяет лучше понимать и запоминать даже большие массивы информации, содержание книжных параграфов, литературных произведений, конспектов лекций, да и просто структурирует и организует мыслительный процесс. Поэтому и школьникам, и их родителям будет очень полезно научиться составлять тезисный план текста.

Что такое тезисный план
Тезисный план текста – это только один из существующих видов его структурирования. Он основан на том, что каждый связный текст имеет определенное строение, а его части логично связаны между собой по смыслу. При этом каждая часть несет в себе выражение мысли, дополняющей общий смысл текста, но позволяющей разделить его на смысловые подразделы. Эта смысловая основа текста – и есть база для составления тезисного плана. Состоит он, соответственно, из тезисов – то есть лаконичных фраз, в сжатой форме формулирующих основную идею каждой части текста.

Как правило, авторы текстов уже оставили своеобразную подсказку тем, кому впоследствии придется делить их произведение на части. Потому что в грамотно написанном тексте абзацы содержат собственные положения, и тезисы с ними совпадают. Другими словами, достаточно понять, о чем говорится в каждой отдельной части текста, чтобы вывести тезис из этой части. Но как быть, если смысловая основа текста структурирована не очень четко? Если одна и та же мысль встречается в тексте несколько раз в разных его частях или сформулирована неоднозначно? В таком случае на помощь придут другие типы планов, самые распространенные среди которых:

  • вопросный;
  • цитатный;
  • назывной (простой и сложный).
Любой из этих видов планов помогает упорядочить информацию, изложенную в тексте, и использует ее в качестве основы для его краткого изложения. Но ни один план не помогает так же хорошо зафиксировать в памяти и усвоить ее нюансы. Поэтому, если перед вами или вашим ребенком/учеником стоит задача подготовиться к выступлению, запомнить подробности речи, лекции, реферата или статьи, то лучшего способа, чем составление тезисного плана, не придумать. Но для того, чтобы он действительно помог, а не сбил с толку, нужно составить его правильно.

Правила составления тезисного плана текста
Тезисы, как основная смысловая составляющая текста, не однородны по своей сути и значению для передачи информации. Выделяют оригинальные и вторичные тезисы. Если речь идет о выполнении школьного задания или подготовке к публичному выступлению, вторичными тезисами можно пренебречь и сконцентрировать свое внимание на оригинальных, потому что именно они играют роль опорной схемы для восстановления в памяти основных идей текста и их развития в логичной последовательности. Приступая к составлению тезисного плана текста, для получения оптимального (то есть лаконичного, но содержательного) результата, следуйте таким рекомендациям:

  1. Не спеша прочитайте текст. Возможно, вам понадобится несколько прочтений, чтобы вникнуть во все особенности его содержания и формы.
  2. Мысленно ответьте на вопрос: «Что хотел сказать автор?». Затем определите не только основную мысль всего текста, но и те логические «ступени», которыми автор текста подвел читателя к итоговой идее.
  3. Соотнесите эти последовательные мысли со структурными частями текста. Если он записан в черновике или электронном документе, можете даже пометить каждую из них, указав ее рядом с соответствующим предложением и/или абзацем.
  4. Эти отдельные мысли – основа тезисов. Убедитесь, что все они отличаются между собой по содержанию и не повторяют друг друга.
  5. Закройте глаза или спрячьте написанный текст, а затем каждую отдельную мысль мысленно переформулируйте своими словами. Ваша задача – сказать о ее основном содержании, избавляясь от неважных мелочей и деталей, не несущих основного содержания. Сократите художественные, «декоративные» элементы, оставив лишь значимые, без которых мысль потеряется.
  6. Таким образом, вы уже сделали львиную долю работы: вычленили и сформулировали тезисы. Если их можно сократить без потери смысла – сделайте это. Если они и так уже содержат только суть – переходите к оформлению плана.
  7. В отличие от других типов плана, тезисный план не требует создания специального заголовка для каждого пункта: ими и так являются сформулированные тезисы. Запишите их последовательно в том же порядке, в котором они расположены в авторском тексте, не нарушая его.
  8. В отдельных случаях допустимо изменить порядок следования тезисов, если это оправдано развитием сюжета (например, несколько параллельных сюжетных линий) или помогает вам лучше ориентироваться в содержании.
  9. После записи тезисов и их нумерации закройте исходный текст и на некоторое время отвлекитесь, займитесь другим делом и не думайте о плане. Затем перечитайте его и попробуйте с его помощью восстановить содержание исходного текста. Лучше всего делать это на следующий день, после ночного отдыха.
  10. Если содержание, логика доводов и идея авторского текста легко воспроизводится с помощью вашего тезисного плана – то вас можно поздравить. Он составлен правильно и позволит вам складно выступить перед аудиторией и/или получить отличную оценку на уроке!
Легче всего составить тезисный план простого текста, разделенного на небольшие абзацы. В некоторых случаях, с учетом сложной авторской подачи информации в тексте, один абзац может содержать две и больше идей. Тогда задачей составителя тезисного плана становится внимательное отслеживание и выделение каждой из них, потому что пропуск даже одного звена в логике повествования нарушает построение всего сюжета. При необходимости, каждый тезис можно разделить на подтезисы – иногда такая тактика позволяет быстрее справиться с заданием. Но в большинстве случаев, когда речь идет о классной или домашней работе, бывает достаточно понять, о чем идет речь в тексте, и сформулировать положения, в которых заключены его ключевые мысли.