Приказ о прекращении деятельности. Рассчитаемся с долгами. Необходимость исключения из эксплуатационного режима основного оборудования и вспомогательных технических средств

Приостановление деятельности работодателя. Оформляем документы

Приостановление деятельности, связанное с приостановлением выполнения работы не по инициативе работника, во всех случаях должно оформляться соответствующим приказом работодателя.

Унифицированной формы такого приказа нет. Он издается в произвольной текстовой форме на бланке приказа организации (приложение 1 ).

Обратите внимание! При поломке оборудования и в других случаях, когда работник не может продолжить выполнение своей трудовой функции, он обязан сообщить о начале простоя своему непосредственному руководителю или иному представителю работодателя (ч. 4 ст. 157 ТК РФ)

  • основание приостановления деятельности работодателя;
  • сроки приостановления;
  • условия предоставления гарантийных выплат (оплаты труда) работникам;
  • другие необходимые условия приостановления работы.

Напомним, что в случае частичного приостановления деятельности на определенный срок стороны трудового договора могут договориться о временном переводе на другую работу. Для этого заключаются письменные соглашения к трудовым договорам, на основании которых издается приказ о переводе работника на другую работу по унифицированной форме № Т-5, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Если на другую работу переводятся одновременно несколько работников, то удобнее оформить такой приказ по унифицированной форме № Т-5а.

Cовет Узнайте, может быть, органы службы занятости населения в вашем субъекте рекомендуют использовать определенные формы для направления сведений о приостановке производства

Особого оформления требует ситуация временной приостановки работ по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Как правило, приостановление работы при простое начинается с оформления акта о приостановлении работы в организации, в подразделении, на механизме, агрегате, в определенном помещении (приложение 2 ). В таком акте указываются:

  • причины, вызвавшие приостановку работы;
  • предполагаемое время такой приостановки.

Если же причины для приостановки работы обнаружены работниками, они должны сообщить об этом работодателю. Желательно, чтобы такое сообщение было оформлено письменно - докладной запиской (приложение 3 ) или заявлением (приложение 4 ).

На основании этих документов, поступивших на рассмотрение руководителю организации, последний издает приказ о простое в свободной текстовой форме. В таком приказе указываются:

  • структурные подразделения и (или) конкретные сотрудники, работа которых временно приостановлена;
  • причины временной приостановки работы;
  • гарантии работникам на период простоя.

Иногда в таком приказе содержатся указания по устранению причин, вызвавших простой, распоряжения относительно возобновления работы по окончании периода простоя и др.

Напомним, что в период приостановления выполнения работы в связи с приостановлением деятельности, в том числе и при административном приостановлении деятельности, работник может (но не должен) находиться на своем рабочем месте, в месте выполнения работ. Однако работодатель может освободить сотрудников от присутствия на рабочих местах. Это решение также целесообразно указывать в приказе о приостановлении работы.

Так как работодатель обязан вести точный учет времени, отработанного (неотработанного) каждым работником, время фактического приостановления работы фиксируется в табеле учета рабочего времени (приложение 5 ).

Например, время простоя по вине работодателя фиксируется в унифицированных формах табеля учета рабочего времени с использованием буквенного обозначения «РП» или цифрового «31».

В больших организациях, на крупных производствах может дополнительно вестись специальный учет периодов простоя. В этих целях используются различные документы, формы которых разрабатываются работодателем самостоятельно, например специальный журнал учета простоев.

Наше предприятие занимается производством и продажей канцелярских товаров. Пик продаж традиционно приходится на июль-сентябрь, когда начинается подготовка к началу учебного года. А вот потом, в октябре-ноябре, а иногда и дольше - фактически до Нового года, продажи падают. В этом году осенью руководство решило приостановить работу одного из цехов. Нужно ли уведомлять об этом органы службы занятости?

С января 2009 г. работодатели согласно п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) при приостановке производства обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Данная норма введена в пакете антикризисных мер в период экономического кризиса 2008-2010 гг. и напрямую не связана со случаями приостановления деятельности в порядке административной ответственности и другими ситуациями, когда решение принимает суд или иной уполномоченный государственный орган. Исходя из смысла положений ст. 25 Закона о занятости письменное уведомление службы занятости требуется лишь в тех случаях, когда производство приостанавливается по инициативе самого работодателя. В указанной ситуации такое уведомление требуется.

До законодательного или иного официального решения данного вопроса во избежание споров с органами службы занятости, Государственной инспекцией труда и прокуратурой рекомендуем работодателям во всех случаях письменно информировать органы занятости населения о приостановлении деятельности, если это связано с приостановлением работы не по инициативе работника (т. е. не является формой самозащиты работниками трудовых прав). В таком уведомлении, форма которого нормативно не утверждена, должны быть указаны основания приостановления деятельности и его срок (приложение 6 ).

Каким образом работники должны вернуться к исполнению трудовых обязанностей после того, как основания для приостановки работы отпадут и деятельность возобновится в полном объеме?

В ситуациях, когда деятельность работодателя была приостановлена на заранее определенный период времени (что, впрочем, бывает достаточно редко), достаточно указать этот период в приказе о простое. По истечении периода приостановки работники, которые, конечно же, были ознакомлены с этим приказом под роспись, должны вернуться к исполнению трудовых обязанностей.

Сложнее обстоят дела в том случае, когда необходимость возобновить работу возникает в заранее не предусмотренную дату.

Например, п. 3 ст. 32.12 КоАП РФ предусматривает возможность досрочного прекращения приостановления деятельности судьей.

Полагаем, что в подобной ситуации работодатель должен издать приказ об окончании периода приостановки работы (приложение 7 ).

В связи с «аварийным»расторжением контракта с крупным (и единственным для нашего предприятия) поставщиком сырья был объявлен простой в одном из производственных цехов. В приказе об объявлении простоя по вине работодателя был указан определенный период приостановки производства, сотрудники освобождены от необходимости находиться на рабочих местах. Нового поставщика нашли быстрее, чем ожидалось, сейчас заключен контракт и уже начинаются поставки сырья. Нужно возобновлять работу, приказ об этом готов. Но как об этом решении узнают работники, которые в настоящее время не ходят на работу?

Эта ситуация никак не урегулирована законом, хотя на практике случается достаточно часто. Полагаем, что после того как приказ о возобновлении производственной деятельности будет издан, необходимо уведомить работников о дате возобновления работы письменно или иным способом, предполагающим возможность установления данного факта. В этих целях работникам могут быть направлены уведомления (приложение 8 ).

Работники, которые на время приостановления деятельности были переведены на другую работу, возвращаются к выполнению своей основной работы, как только отпадут основания для приостановки работы.

Приложение 1

Пример оформления приказа о приостановке деятельности

Приложение 2

Пример оформления акта о временной приостановке работы


Приложение 3

Пример оформления докладной записки о временной приостановке работы

Приложение 4

Пример оформления заявления о временной приостановке работы


Приложение 5

Пример оформления табеля учета рабочего времени


Приложение 6

Пример оформления уведомления органов службы занятости о приостановке производства


Приложение 7

Пример оформления приказа об окончании периода приостановки деятельности


Приложение 8

Пример оформления уведомления работника об окончании периода приостановки деятельности

Журнал: Справочник кадровика, По состоянию на: 08.08.0012, Год: 2012, Номер: №9

  • Кадровое делопроизводство и Трудовое право

В одной из недавних публикаций мы рассказали своим читателям о том, как приостановить деятельность ИП, и буквально в течение суток получили несколько десятков обращений с просьбой дать информацию о том, можно ли приостановить деятельность ООО, и чем она отличается от временной паузы в работе ИП. Приостановление деятельности ООО может быть задействовано в силу самых разных причин , начиная от временных финансовых трудностей, и, заканчивая физической невозможностью продолжения бизнеса (болезнь, отсутствие в стране, и т.д.).


Сразу нужно отметить, что для тех, кто не имеет желания продолжать работу над бизнес-проектом, лучшим вариантом будет добровольно воспользоваться инструкцией по ликвидации ООО , нежели ждать пока это не сделают соответствующие органы в принудительном порядке. Кстати, сведения о том, как правильно зарегистрировать ООО, можно найти по этой ссылке .

В российском законодательстве отсутствует понятие временной остановки работы, как ИП, так и ООО. Поэтому приостановка деятельности ООО – инициатива сугубо личная. Хотите взять паузу, и устроить себе небольшие «каникулы», полностью отключившись от своего бизнеса? Пожалуйста! Только единственное, что нужно твердо запомнить – на период вашего «бездействия» вы будете обязаны уплачивать налоги и делать взносы в Пенсионный и другие фонды так же, как и во время работы ООО.

Иными словами, никого не волнует – работаете ли вы или нет. Числитесь как ООО – будьте любезны «отстегнуть» в казну сколько полагается. Кроме того, сдавая «нулевую» налоговую отчетность, вы рискуете попасть под подозрение налоговой службы в совершении налоговых махинаций. И тогда регулярных проверок точно не избежать.

В связи с такими неприятными нюансами были выработаны определенные рекомендации для тех юридических лиц, которые решили на время «заморозить» свой бизнес.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что законодательно приостановление деятельности ООО никак не регламентировано, и приведенная инструкция, является лишь рекомендательной, но, тем не менее, опробованной многими вашими предшественниками:

  • Так как ООО – это юридическое лицо, то его владелец (владельцы) вполне могут издавать внутренние (по организации) приказы. Этим и нужно воспользоваться – первым делом издается указ о приостановке работы ООО с обязательным указанием причин, приведшим к такому решению. С приказом должны быть «под подпись» ознакомлены все сотрудники компании.
  • После этого необходимо исполнить все обязательства перед своими клиентами, завершить все открытые сделки, расторгнуть существующие договора.
  • Следующий этап – освобождение от работы всех сотрудников. В какой форме это будет сделано – на ваше усмотрение. Это может быть неоплачиваемый отпуск, сокращение, увольнение по взаимному согласию сторон, или что-то иное. В любом случае, во избежание риска судебных исков против вашей компании со стороны работников, этот вопрос нужно решить, не откладывая «на потом».
  • «заморозить» все активы предприятия для минимизации издержек на их содержание, перевести их в своего рода «спящий режим».
  • Разослать уведомления в виде письма, написанного в свободной форме о приостановке деятельности ООО, во все заинтересованные организации (главным образом – в налоговую службу).
  • Бухгалтерский учет во время «бездействия» ООО вести все равно придется. Если же вы уже не можете смотреть на официальные документы, можно поручить подготовку отчетности специализированным фирмам, которых в настоящее время появилось очень много. Об одной их таких организаций можно узнать тут — .

Это важно: для тех ООО, которые работают по ЕНВД (подробнее об этом режиме налогообложения читайте в ), приостановка работы ООО вообще невозможна. Дело в том, что данный налог рассчитывается по потенциальному, а не по реальному доходу. Кроме этого, для его расчета используются конкретные «физические «показатели – например, площадь торгового помещения. Вывод: владельцам ООО, работающим по ЕНВД, обязательно нужно сниматься с учета, как юридическое лицо.

«Заморозка» финансовых операций

Для того, чтобы подать в ИФНС «нулевую» декларацию необходимо прекратить всякое движение денежных средств на счетах организации – и получение доходов, и расходы. Под запретом будут также все наличные расчеты, которые направлены на поддержание деятельности компании. Полное закрытие счетов ООО в данной ситуации не разрешается. В противном случае ваш приказ о приостановке деятельности ООО могут признать фиктивным, и ликвидировать организацию принудительно.

«Консервация» компании – часто оправданная мера и разумный выход в критической ситуации. Однако, в отличие от процедуры ликвидации, приостановление деятельности ООО не регламентируется законом. Сложившаяся практика говорит о том, что это можно сделать, грамотно оформив свои действия и документы.

 

По сути, приостановление - это прекращение всех производственных и экономических действий, а, следовательно, отсутствие доходов и необходимости содержать наемных работников. Формально компания существует, так как в подобной ситуации закон не обязывает учредителей снимать ее с регистрационного учета. Чтобы избежать осложнений при реализации такого намерения, нужно выполнить ряд действий:

  • издать приказ о приостановлении деятельности организации
  • прекратить все финансово-хозяйственные операции
  • завершить отношения с наемным персоналом

Как составить приказ

Никаких особенностей такой документ не имеет. Составляется он по обычным правилам делопроизводства, стандартной формы нет, главное - содержание. Приказом деятельность приостанавливается на указанный период или неопределенный срок с указанием причины. Она также может быть любой, например: в связи падением спроса, снижением товарооборота или ухудшением экономической ситуации. Можно дополнить его конкретными распоряжениями, но ничего лишнего лучше в приказе не писать. Особенно того, что касается персонала. Так, ошибкой будет распоряжение о предоставлении сотрудникам отпусков без содержания и, тем более, об увольнении.

Несмотря на то, что вопросы увольнения регулируются Трудовым кодексом, приостановление деятельности прямо затрагивает интересы работников. Поэтому каждого их них необходимо ознакомить с приказом под подпись.

«Замораживание» финансово-хозяйственных операций

Обычно, прекращая работу, компания старается избавиться от лишнего: товаров на складах, материалов, оборудования (если они имеются). Делать это нужно аккуратно, не забывая, что размер чистых активов не должен быть ниже величины минимального уставного капитала - это может послужить основанием для ликвидации. Особенно внимательно следует действовать, если фирма занималась лицензионной деятельностью.

Фактическое отсутствие хозяйственной деятельности характеризуется такими признаками, как:

  • отсутствие любых операций по счетам компании;
  • отсутствие базы для исчисления всех видов налогов.

Во избежание обвинений в «фиктивном» приостановлении (при появлении на счетах каких-то неожиданных оборотов) желательно направить банку уведомительное письмо. Но счета должны остаться действующими.

Что касается налогов, страховых взносов в ПФР , ФФОМС, ФСС, лучше полностью погасить все платежи за отчетный период. Во время «бездействия» необходимо регулярно сдавать нулевую отчетность , чтобы избежать штрафных санкций, пени.

Внимание! Если фирма осуществляла отдельные виды деятельности, по которым уплачивала ЕНВД , то необходимо обязательно сняться с учета. Уплата налогов и страховых взносов по этой системе зависит от факта регистрации в качестве плательщика, даже если доходы отсутствуют.

Нужно ли уведомлять фискальные органы о прекращении работы? Не обязательно, но лучше сделать это. Предупредительное письмо избавит от излишнего любопытства и плановых проверок.

Отношения с наемными работниками

Практически всегда приостановление деятельности влечет за собой проблемы с персоналом. Издавая приказ, работодатель предупреждает о том, что не может обеспечить их работой и выплачивать заработную плату. Если в приказе обозначен срок, то обычно предлагают отпуск без содержания; когда он отсутствует - подать заявление на увольнение. Это одинаково касается директора и бухгалтера. Но люди ведут себя по-разному.

Трудовым кодексом регламентируется только увольнение при ликвидации предприятия. Приостановка работы не является основанием для прекращения трудовых отношений. С другой стороны - заработная плата положена за выполнение рабочей нормы. Если у фирмы нет долгов перед сотрудниками, ситуация упрощается, иначе - возможны судебные разбирательства. Суд же, в большинстве случаев, рассматривает это как простой по вине работодателя.

Пример.

Работник К. с 01.01.201 не получал заработную плату, но до 01.04.2011 продолжал работать. Затем подал письменное заявление и перестал ходить на работу, так как задержка зарплаты составила больше 15 дней (законное право). Приказа об остановке производства не подписывал. Уволился 01.10.2011. Суд обязал выплатить ему зарплату за период работы - в полном объеме, а также за период простоя - 2/3 средней заработной платы (ст.157 ТК РФ).

Вывод: чтобы «законсервировать» предприятие без проблем, желательно дождаться, когда из сотрудников на нем останутся только директор и главный бухгалтер.

Дополнение

Остались вопросы как правильно приостановить деятельность организации или вам нужна индивидуальная консультация? Оставьте заявку на онлайн-сервисе "Правовед" и профессиональный юрист займется вашим вопросом. (получение первого ответа в течении 15 минут).

Приостановление деятельности компании: анализируем причины

Организациям при осуществлении бизнеса предоставлена свобода действий. Ведь согласно нормам Гражданского кодекса предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Однако такая самостоятельность не означает, что организация вправе не соблюдать или игнорировать нормы действующего законодательства. Деятельность нарушителей установленного порядка подлежит принудительному приостановлению. Кроме того, организация может временно прекратить коммерческую деятельность и по решению собственного руководителя или учредителя.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ)

Принудительное приостановление деятельности компании

Видами принудительного приостановления деятельности организации могут быть административное приостановление деятельности и временный запрет деятельности.

Административное приостановление деятельности

Административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений. Назначать его вправе только суд.

Согласно пункту 1 статьи 30.12 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Принятие положительного решения по жалобе дает юридическому лицу право на возмещение причиненного вреда

В статье 3.12 КоАП РФ указано, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

Деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности применяется при угрозе:

Жизни или здоровью людей возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды

Кроме того, деятельность организации может быть приостановлена в случае совершения административного правонарушения в области:

Оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) порядка управления общественного порядка и общественной безопасности градостроительной деятельности

Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами статьи 28.3 КоАП РФ (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Постановление судьи исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его принятия (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Судебные приставы действуют в присутствии понятых, а при необходимости - при содействии сотрудников органов внутренних дел (ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ Об исполнительном производстве). По окончании исполнения постановления приставы составляют акт.

Из части 2 статьи 29.10 КоАП РФ следует, что судебный пристависполнитель не должен самостоятельно определять мероприятия, обеспечивающие исполнение судебного постановления. Их назначает суд В соответствии с частью 2 статьи 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия:

Опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс наложение пломб иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Проведение мероприятий судебным приставом-исполнителем не означает, что организация не может ничего предпринять. Ей следует приложить все усилия для исправления допущенных нарушений. Ведь срок, на который можно приостановить деятельность компании, достаточно велик - 90 суток. Поэтому ее руководителю необходимо издать соответствующие организационно-распорядительные документы, в которых указываются:

  • дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается
  • мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки
  • лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так и за контроль над их выполнением
  • При издании приказа о приостановлении деятельности руководитель компании должен предусмотреть, чтобы все работники, которых касается этот приказ, были с ним ознакомлены. Поэтому в данном документе следует прописать обязанность руководителей подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

    Если компания своевременно выполнит работы по устранению обстоятельств, явившихся причиной для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то у нее есть возможность досрочно возобновить деятельность. Для этого организации нужно подать в суд ходатайство, на основании которого он может прекратить исполнение наказания (ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ). При этом суд обязан запросить заключение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, об устранении или неустранении названных обстоятельств. Заключение дается в письменной форме. В нем указываются факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении нарушителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и анализируется в порядке, установленном в статье 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивированно.

    Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ) После исследования представленных документов судья выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).

    Дата возобновления деятельности компании, ее филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка указывается в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В данном постановлении также указывается дата возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Приставы контролируют исполнение нарушителем судебного постановления об административном наказании. В случае возобновления компанией деятельности до окончания срока ее приостановления пристав вправе оштрафовать нарушителя.

    По истечении срока приостановления деятельности судебный пристав-исполнитель обязан отменить меры по исполнению наказания и вынести постановление об окончании исполнительного производства. Если же срок административного наказания истек, а нарушения не устранены, то пристав не вправе продлевать срок наказания. В этом случае будет иметь место новое нарушение, о совершении которого вновь составляется протокол об административном правонарушении (п. 7 письма ВС РФ от 06.03.2006 № 1936-5/общ).

    Обратите внимание

    Если фирма не соблюдает нормы пожарной безопасности

    Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности компании является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ведь требование соблюдения указанных норм касается всех компаний и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ).

    О приостановлении операций по счетам

    Вопрос о применении к нарушителю дополнительных мер по приостановлению операций по счетам решается при нарушении им законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Это следует из части 2 статьи 29.10 КоАП РФ. Поэтому у организации, деятельность которой административно приостановлена за нарушения, отличные от указанных нарушений, не приостанавливаются операции по счетам. Следовательно, она может оплачивать имущество, работы и услуги, необходимые для устранения нарушений.

    Временный запрет деятельности

    Судебное производство требует времени. Поэтому до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. А именно временный запрет деятельности (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

    Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ) Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

    Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, имеющим на это специальные полномочия в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ. При этом оформляется соответствующий протокол, который направляется в районный суд вместе с протоколом об административном правонарушении. Руководителю предприятия вручается копия протокола, на основании которой им издается соответствующий приказ об остановке деятельности.

    Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 и ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). Этот срок исчисляется не с момента составления протокола, а с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ). При этом срок временного запрета деятельности засчи тывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

    Добровольное приостановление деятельности

    Основаниями добровольного приостановления деятельности организации, как правило, являются технические, организационные, экономические причины, природные или климатические условия, чрезвычайные обстоятельства.

    Добровольная приостановка деятельности (как и принудительная) может относиться или ко всей компании в целом, или к ее филиалу, представительству, структурному подразделению, производственному участку. Кроме того, может быть остановлена эксплуатация отдельных агрегатов, объектов, зданий или сооружений.

    В любом случае вне зависимости от причины, послужившей основанием для приостановки деятельности, принцип документального оформления един - издание приказа (распоряжения) руководителем организации. В приказе необходимо указать причину, дату начала и окончания временного прекращения деятельности, перечень останавливаемых подразделений (участков, объектов, оборудования), а также лицо, ответственное за исполнение данного приказа (распоряжения).

    Технические, организационные или экономические причины

    Нередко временная остановка деятельности организации необходима для перепрофилирования бизнеса, технического перевооружения, реконструкции или модернизации оборудования. Деятельность может быть приостановлена и по причинам экономического характера - из-за снижения спроса на продукцию компании или вследствие срыва поставок сырья, оборудования и др.

    Как уже отмечалось, при добровольном приостановлении деятельности организации ее руководитель обязан издать соответствующий приказ (распоряжение). Но еще до его оформления в компании должны быть проведены определенные подготовительные работы.

    Так, если временное прекращение деятельности происходит по техническим причинам, то сначала разрабатывается проектная документация, утверждаются сметы, устанавливаются сроки начала и окончания мероприятий по техническому перевооружению (модернизации) оборудования, зданий и сооружений. В аналогичном порядке производится и оформляется временная остановка деятельности по организационным причинам.

    Если компания приостанавливает деятельность по причинам экономического характера, например из-за снижения спроса на продукцию (работы, услуги), то распорядительный документ издается на основании служебной записки руководителя коммерческого отдела или другого соответствующего подразделения. К служебной записке целесообразно приложить справку из бухгалтерии и отчет службы маркетинга об анализе рынков сбыта.

    Если указанный в приказе срок приостановления деятельности истек, а функционирование компании не может быть восстановлено, то для корректировки конечной даты следует издать новый приказ. В таком же порядке оформляется и решение о сокращении периода приостановления деятельности организации.

    Сезонный характер работ

    Сезонное производство - это производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий (п. 2 ст. 11 НК РФ).

    Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый для целей налогообложения, утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.99 № 382

    При сезонном характере работы компания полноценно осуществляет деятельность в течение определенного периода, когда позволяют климатические условия. В остальное время ее деятельность приостанавливается. Но это не означает, что организация закрывается. Она продолжает функционировать, проводя подготовку к новому сезону. В период подготовки у компании, как правило, отсутствует выручка. Чтобы открыть или закрыть сезон, достаточно приказа руководителя компании, в котором будут указаны соответствующие даты. При окончании сезонных работ распорядительный документ должен содержать указание о необходимости проведения подготовительных работ к следующему сезону.

    Отметим, что наступление сезонных работ требует привлечения дополнительных трудовых ресурсов. При заключении трудовых договоров с сезонными работниками кадровики будут ориентироваться на даты, указанные в приказе, и в соответствии с ним указывать эти даты в договорах, заключаемых с работниками.

    Приостановление лицензии

    Некоторые виды предпринимательской деятельности подлежат обязательному лицензированию. Приостановление лицензии приводит к приостановлению лицензируемого вида деятельности, но не всей компании в целом. При этом приостановление лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10)

    Чрезвычайные обстоятельства

    Деятельность компании может быть приостановлена и вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К ним относятся стихийные бедствия, аварии, несчастные случаи на производстве, эпидемии и другие непредотвратимые в данных условиях обстоятельства, когда ставятся под угрозу жизнь или нормальные условия жизни населения.

    Временное прекращение деятельности компании в названных случаях также осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя, в котором указываются сроки приостановления. Кроме того, согласно отдельному распоряжению создается комиссия, в обязанности которой входит выяснение причин бедствия, координация проведения необходимых мероприятий, а также контроль за их исполнением. Можно обязать комиссию оформлять соответствующие акты, в которых будут отражены и результаты выяснения причин простоя, и комплекс выработанных мероприятий для ликвидации его последствий. Форма подобного акта законодательством не регламентирована, поэтому он составляется в произвольной форме.

    Урегулирование трудовых отношений с работниками при простое

    О предстоящем приостановлении деятельности (простое) по причинам, связанным с проводимыми изменениями организационных или технологических условий труда, и об изменении в связи с этим условий, предусмотренных в трудовых договорах, работодатель обязан уведомить каждого сотрудника организации (структурного подразделения, эксплуатируемого объекта) персонально. Сделать это нужно в письменной форме не позднее чем за два месяца. Основание - статья 74 Трудового кодекса.

    Определенные сторонами условия трудового договора могут быть изменены в некоторых случаях по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника

    Перевод работника на другую работу

    Если работник не согласен работать в новых организационных и технологических условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии такой работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 статьи 77 ТК РФ.

    На срок до одного года работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме (ст. 72.2 ТК РФ).

    На срок до одного месяца работник может быть переведен без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя в случаях простоя (приостановки деятельности по причинам экономического, технологического или организационного характера) и необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества, замещения временно отсутствующего работника, если простой и необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны определенными чрезвычайными обстоятельствами.

    При необходимости работники предприятия могут быть привлечены к ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств. В этом случае согласия работника на перевод на другую работу также не требуется. Но не стоит забывать, что длительность такого перевода не может превышать одного месяца (ст. 72.2 ТК РФ).

    Обязан ли работник во время простоя находиться на рабочем месте

    Место нахождения работника во время простоя законодательством не определено. Поэтому работодатель вправе самостоятельно установить, должен работник в период простоя находиться на рабочем месте или нет.

    При отсутствии сотрудников на рабочих местах во время простоя работодателю не надо осуществлять расходы, связанные с их содержанием, в частности оплачивать электроэнергию, услуги связи и т. п. В случае административного приостановления деятельности с опечатыванием производственных и служебных помещений у сотрудника просто нет возможности попасть на свое рабочее место. Поэтому в интересах обеих сторон трудового договора разрешить работникам не присутствовать на рабочих местах во время простоя.

    Информацию о том, что сотрудники не обязаны во время простоя находиться на рабочих местах, следует отразить в приказе. При этом все работники должны быть ознакомлены с этим приказом.

    Специалисты компании Финансовый Контроль и Аудит оказывают аудиторские консультации по всем вопросам бухгалтерского и налогового учета, в том числе по оптимизации налогообложения, и по вопросам регистрации фирм.

    Будем рады сотрудничеству с Вами по любым направлениям наших услуг!

    ЧЕРЕВАДСКАЯ Ольга Ефимовна

    Ликвидация предприятия: оформление приказа и другие необходимые процедуры

    Ликвидация предприятия: возможные основания

    Ликвидация предприятия и увольнение сотрудников в соответствии с действующим законодательством - достаточно сложная процедура, которую необходимо исполнить в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями. В противном случае регистрирующим органом может быть отказано в подтверждении факта ликвидации, что повлечет за собой необходимость для руководителя организации повторно провести некоторые процедуры: сформировать ликвидационный баланс, подписать приказы о ликвидации предприятия и увольнении сотрудников. Это, в свою очередь, потребует дополнительного времени и финансовых средств.

    Именно поэтому некоторые руководители компаний, столкнувшиеся с необходимостью зарегистрировать факт прекращения данным предприятием своей деятельности и уволить сотрудников, обращаются для этого в специализированные агентства, которые берут на себя оформление всех необходимых этапов этой юридической процедуры. Вместе с тем, внимательное изучение действующего законодательства и образцов всех необходимых документов может позволить руководителю такой компании или уполномоченным им лицам самостоятельно организовать все необходимые для этого действия, сэкономив значительные финансовые средства.

    Порядок ликвидации юридических лиц, в процесс которой производится увольнение сотрудников, в Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом и другими нормативно-правовыми актами. В частности, статья 61ГК РФ указывает, что в результате ликвидации компании ее права и обязанности прекращают свое действие одновременного с ней, не переходя к какому-либо другому юридическому или физическому лицу. Эта же статья предусматривает два ключевых основания для ликвидации организации: ее работа может быть прекращена по решению суда при наличии у судебного органа оснований для вынесения такого вердикта, либо по решению ее учредителя или учредителей.

    Порядок прекращения деятельности компании по решению учредителей

    Подробная последовательность действий, которая должна быть предпринята учредителем или всеми учредителями, принявшими решение о прекращении деятельности организованной ими компании, описывается в статьях 62 и 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данных статьях фиксируется перечень основных шагов, которые должны предпринять лица, участвующие в процессе ликвидации и увольнении сотрудников.

    К числу таких лиц согласно действующему законодательству относятся два основных типа субъектов: учредитель или учредители компании, то есть лицо или лица, организовавшие ее, а затем принявшие решение о прекращении ее деятельности, и специально назначенная ликвидационная комиссия, на которую возлагается основной объем обязанностей, связанных с процедурой регистрации факта остановки работы организации.

    Первый шаг в направлении такой регистрации должны предпринять именно учредители. В ходе собрания, в котором принимают участие все организаторы компании, должно быть принято коллегиальное решение о прекращении компанией своей деятельности.

    Решение о ликвидации следует зафиксировать в соответствующем документе - приказе о ликвидации предприятия.

    Этот документ фактически является отправной точкой этого процесса, а кроме того, содержит в себе некоторые существенные сведения и характеристики, оказывающие влияние на его реализацию, и потому должен быть рассмотрен более подробно.

    Приказ о ликвидации предприятия

    Приказ о ликвидации предприятия, на основании которого можно прекратить его работу и уволить сотрудников, должен содержать в себе несколько основных типовых блоков. Их содержание не регламентируется действующим законодательством, однако в сложившейся практике существуют в достаточной степени устоявшиеся образцы и бланки подобных приказов, которые широко используются в современной России. Так, подобный типовой образец в шапке должен содержать название документа - Приказ о ликвидации организации, а также наименование самой организации, выпустившей данный приказ, которое должно совпадать с наименованием организации, прекращающей свое действие. Кроме того, приказ должен содержать порядковый номер, фиксируемый в реестре внутренней документации компании.

    Основной блок приказа обычно содержит указание на причину, повлекшую за собой ликвидацию предприятия и увольнение сотрудников, а затем - перечисление основных процедурных следствий прекращения ее деятельности. Например, содержание этого блока может выглядеть следующим образом: В связи с завершением работы по строительству завода по производству сборного железобетона приказываю осуществить следующие мероприятия.

    Перечисление процедурных последствий решения об остановке работы должно включать в себя приказ о прекращении работы компании и срок, в течение которого такой приказ должен быть осуществлен. Примером содержания этого раздела может быть, например, следующий вариант: Ликвидировать Общество с ограниченной ответственностью А. Срок ликвидации - 30 рабочих дней.

    Другим процедурным следствием приказа об остановке работы компании должно стать назначение ликвидационной комиссии, которая будет заниматься реализацией всех необходимых юридических процедур, сопровождающих этот процесс. Здесь необходимо перечислить поименно всех членов ликвидационной комиссии, которыми могут быть сотрудники ликвидируемого предприятия, которые впоследствии будут уволены. В этом случае необходимо зафиксировать их должность, фамилию и инициалы. Кроме того, потребуется обозначить лицо, на которого будут возложены функции председателя комиссии, и указать его фамилию, инициалы и должность.

    В результате этот блок приказа может выглядеть следующим образом: Сформировать ликвидационную комиссию в составе: начальник транспортного отдела Иванов И.И. - председатель комиссии, начальник отдела продаж Петров П.П. начальник отдела маркетинга Кузнецов К.К. начальник отдела информационной безопасности Сидоров С.С. главный бухгалтер Стрельцова С.С. .

    Следующий блок должен содержать указание на функции председателя ликвидационной комиссии. в частности, он предписывает последнему сформировать и представить учредителям компании на утверждение акт, подготовленный участниками комиссии. Примером содержания этого блока может быть следующий вариант: Председателю ликвидационной комиссии Иванову И.И. в срок до 15 ноября 2017 года представить на утверждение акт ликвидационной комиссии.

    Сформированное распоряжение должно быть подписано руководителем организации, содержать расшифровку этой подписи и дату составления документа, которая будет необходима для исчисления сроков, если они указаны в приказе в относительном формате. Так, в приведенном выше примере на ликвидацию компании и увольнение сотрудников в соответствии с приказом отпущено 30 дней: таким образом, данный период времени будет отсчитываться с того дня, когда был подписан соответствующий приказ.

    Остановка работы компании: действия учредителей

    С момента создания комиссии, которая должна будет осуществлять все необходимые действия, связанные с процессом остановки деятельности предприятия, в соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации к ней переходят все полномочия по осуществлению управления деятельностью предприятия в этом временном периоде. Функция учредителя в данный отрезок времени заключается лишь в том, чтобы письменно уведомить орган государственной регистрации согласно территориальной принадлежности предприятия о том, что организация остановила свою работу, и ведутся процедуры, связанные с этим процессом.

    Получив такое уведомление, органы государственной регистрации должны будут внести запись об изменении статуса учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Однако нужно понимать, что эта запись пока не будет свидетельством того, что прекращение работы уже завершилось: компания лишь перейдет в статус учреждений, находящихся в процессе ликвидации, включающей увольнение сотрудников. Такой статус позволяет не принимать в расчет данную организацию в статистических и других операциях.

    Порядок работы ликвидационной комиссии

    Основная часть работы, связанной с прекращением деятельности предприятия, будет возложена на ликвидационную комиссию. С момента приобретения ею своих полномочий ей придется осуществить большое количество различных процедур. Первым шагом в ее деятельности должна стать публикация сведений об остановке работы предприятия в органах печати, соответствующих требованиям действующего законодательства. Так, согласно приказу Федеральной налоговой службы № САЭ-3-09/355@ от 16 июня 2006 года Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации в качестве такого органа должен быть использован журнал Вестник государственной регистрации.

    Такая публикация необходима для того, чтобы проинформировать широкий круг потенциально заинтересованных в этих сведениях лиц о данном факте. Речь идет о возможных контрагентах компании, которые имеют к ней какие-либо материальные или другие претензии. Кроме того, в соответствии со сложившейся практикой ликвидационной комиссии надлежит письменно уведомить кредиторов, о наличии долговых обязательств, перед которыми доподлинно известно о начале процесса оформления прекращения работы предприятия. Следует также уведомить работников о предстоящем увольнении.

    Пункт 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что срок принятия претензий со стороны таких контрагентов устанавливается завершающей свою работу компанией самостоятельно. Сведения о выбранном сроке предъявления претензий должны быть опубликованы в сообщении в Вестнике государственной регистрации и донесены в письменных сообщениях, направленных в адрес кредиторов, о существовании долговых обязательств перед которыми доподлинно известно. Вместе с тем, тот же раздел законодательства устанавливает, что срок, отведенный контрагентам для предъявления претензий, не может составлять менее двух месяцев.

    После завершения отведенного на эти цели срока сформированная комиссия должна будет составить ликвидационный баланс учреждения, в котором зафиксирует все имеющиеся у него на данный момент активы, которые могут быть использованы для погашения требований кредиторов, и претензии, предъявленные с их стороны. Данный баланс подлежит утверждению учредителями предприятия. Затем комиссия должна соотнести активы учреждения с объемом обязательств, подлежащих погашению, и произвести расчеты с кредиторами согласно их принадлежности к очередям, установленным статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Завершив финансовые расчеты с контрагентами и удовлетворив все их материальные и имущественные претензии, комиссия, работающая в организации, должна будет составить новый ликвидационный баланс, отражающий финансовое положение компании после осуществления всех необходимых выплат кредиторам и сотрудникам, которые будут уволены. Данный документ аналогично предыдущему должен быть утвержден всеми учредителями компании, а также налоговыми органами.

    Пакет документов, предоставляемый для государственной регистрации факта прекращения работы организации

    Такой документ со всеми необходимыми подписями, отметками и согласованиями должен будет стать частью пакета бумаг, представляемых в орган государственной регистрации для завершения процесса прекращения деятельности компании. Наряду с балансом в регистрирующий орган согласно территориальной принадлежности учреждения потребуется представить следующие бумаги:

  • заявление, подписанное учредителем или всеми учредителями предприятия, о ликвидации компании;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины за оформление юридической процедуры. Действующим законодательством в настоящее время предусмотрено, что размер государственной пошлины за процедуру оформления факта прекращения деятельности компании составляет 20% соответствующей пошлины за процедуру оформления факта ее государственной регистрации. Таким образом, размер платежа, подлежащего уплате в каждом конкретном случае, будет зависеть от организационно-правовой формы предприятия, о котором идет речь. Например, если пошлина при регистрации общества с ограниченной ответственностью в настоящий момент составляет 4 тысячи рублей, то пошлина при остановке его деятельности составит 800 рублей;
  • учредительные документы предприятия. Их перечень будет несколько различаться в зависимости от того, какова организационно-правовая форма данного предприятия, однако в большинстве случаев регистрирующие органы потребуют предоставить свидетельство о государственной регистрации и выписку из ЕГРЮЛ, устав учреждения, свидетельство о постановке на учет в налоговых органах и различных фондах, таких как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и других.
  • Кроме перечисленных, органы государственной регистрации вправе потребовать предоставления других документов. После принятия заявления со всеми приложениями регистрирующие органы рассмотрят их и в положенный законом срок вынесут решение о прекращении работы компании. Оно, в свою очередь, должно сопровождаться внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ, которая в соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ является обязательным признания предприятия ликвидированным.

    Как временно приостановить деятельность ООО

    Если у общества с ограниченной ответственностью не ведётся хозяйственная деятельность, нет в штате работников (только директор и бухгалтер), или попросту дела не на высоте, то рационально будет приостановить деятельность ООО с сохранением записи о существовании в государственном реестре. Но ведь оказывается есть проблема в том, что в законах Российской Федерации не существует подобного пункта. Правда есть некоторые аспекты, знание которых поможет решить вопрос приостановки финансово-хозяйственной деятельности.

    1. "Нулевой оборот".

    Первым делом у компании не должно совершаться никаких финансовых операций по расчётному счёту. Фактически, она не должно получать прибыли, вести расходы и совершать какие-либо финансовые операции.

    2. "Внутренний приказ".

    Процедура может призводится и как изнутри общества, так и вне его. Если вы сами, по собственной инициативе хотите инициировать приостановление, то вам будет достаточно издать приказ, в котором нужно указать причины такого решения. Причины можно указать любые, например: экономический кризис, сезонный спад продаж. Приказ должен быть подписан генеральным директором или лицом, исполняющим его обязанности.

    Скачать пример приказа о приостановлении деятельности ООО можно здесь:

    3. "Отпуск без оплаты".

    Далее с приказом следует ознакомить всех сотрудников компании. Конечно же будет лучше, если они распишутся в ознакомлении. Работники, не желающие ждать, когда их соизволят пригласить на работу, могут подать заявление об увольнении.

    Оставшихся следует отправить в отпуск без сохранения заработной платы. Но для этого нужно собрать с работников заявления, иначе придётся платить 2/3 от средней заработной платы (Статья 157 ТК РФ. Оплата времени простоя). Вы и сами можете уйти в отпуск без оплаты.

    4. "Отчёты в налоговую".

    Для того, чтобы ООО продолжала сохранять свой статус, нужно будет регулярно подавать в налоговую инспекцию "нулёвки" - отчёты с нулевым оборотом, доходами и расходами. Но имейте ввиду, что при не сдаче документов в налоговую - вашу компанию могут прикрыть.

    5. "Подготовка к отпуску".

    Если вы планируете выезжать из своего региона, рекомендуется предоставить в налоговую заверенную копию приказа и написать доверенность на подачу отчётов на должностное лицо (известите об этом своего налогового инспектора).

    6. "Счета в банке". Не вздумайте закрывать в банке счета ООО, или совершать по ним какие либо операции, потому что приостановление деятельности могут посчитать фиктивным.

    При соблюдении всех пунктов, перечисленных выше, можете не беспокоится за сохранность и финансовое состояние ООО, так как затраты будут минимальными.

    Стоит отметить что практика приостановления деятельности в организациях с формой собственности ООО - распространена повсеместно, и контролирующие органы относятся к этому благосклонно.

    Следующие статьи

    Увольнение работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности физического лица и при сокращении численности или штата работников

    Пункт 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ предусматривает увольнение в случае ликвидации организации, добавив, что по этому же основанию могут быть уволены работники в случае прекращения деятельности работодателя - физического лица.

    Самым важным при увольнении работников по данному основанию является то, что организация должна быть полностью ликвидирована, а не реорганизована. При этом переход прав на часть уставного капитала к другим лицам не является ликвидацией организации.

    Документом, подтверждающим этот факт, является приказ о ликвидации.

    Юридическое лицо может быть ликвидировано (п. 2 ст. 61 ГК): по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ. либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК.

    Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию (п. 1 ст. 65 ГК).

    Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

    При увольнении в связи с ликвидацией организации (ст. 180 Трудового кодекса РФ) о предстоящем увольнении работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. При согласии работника работодатель может расторгнуть трудовой договор раньше установленного срока, выплатив работнику компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

    При несоблюдении срока предупреждения работника об увольнении, если он не подлежит восстановлению на работе по другим основаниям, суд изменяет дату его увольнения с таким расчетом, чтобы трудовой договор был прекращен по истечении установленного законом срока предупреждения. Период, на который продлен трудовой договор в связи с переносом даты увольнения, подлежит оплате работнику исходя из его среднего заработка.

    В соответствии со ст. 25 Закона РФ О занятости населения в Российской Федерации при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и невозможности расторжения трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за 2 мес. до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за 3 мес. до начала проведения соответствующих мероприятий.

    В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок выплачивается за третий месяц со дня увольнения. Это возможно по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен в течение двух месяцев.

    Гражданское законодательство закрепляет право граждан - физических лиц заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Если предприниматель, действующий без образования юридического лица, зарегистрированный в соответствующем порядке, решает прекратить свою деятельность, то он должен соблюдать по отношению к работникам установленную Трудовым кодексом РФ процедуру увольнения в связи с ликвидацией (прекращением деятельности), т.е. все вышеперечисленное относится и к предпринимателям, и к нанятым ими работникам.

    Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 81 Трудового кодекса РФ в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этих структурных подразделений производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации. Если же филиал или другое обособленное подразделение находится в пределах одного населенного пункта, то такое увольнение недопустимо, поскольку организация не ликвидируется, и сохраняется возможность трудоустроить работников в головной организации. Если же такой возможности нет, то увольнение может быть только по сокращению штата, а не на основании ликвидации филиала.

    Расторжение трудового договора по сокращению численности или штата организации, индивидуального предпринимателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК). Для увольнения по этому основанию нужна совокупность следующих фактов:

    1) приказ о сокращении численности или штата, новое штатное расписание;

    2) определение конкретных работников. подлежащих сокращению. При предупреждении работника об увольнении должно быть учтено преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное ст. 179 ТК.

    Обязанность работодателя письменно уведомить работника за два месяца до предполагаемого увольнения, закрепленная в ст. 180 Трудового кодекса РФ, распространяется и на случаи увольнения по сокращению штатов. Работодатель выплачивает работнику выходное пособие и среднюю месячную зарплату в течение двух последующих месяцев в период трудоустройства (в исключительных случаях - до трех месяцев).

    Вместе с тем увольнение по сокращению штатов имеет свои особенности. Так, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника, т.е. попытаться трудоустроить увольняемого работника.

    Если высвобождаемого работника не устраивают предложения администрации предприятия, он увольняется по сокращению штатов.

    При сокращении численности или штата работников организации, в соответствии со ст. 179 Трудового кодекса РФ, преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

    При равной производительности труда и квалификации предпочтение при оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев;лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;инвалидам Великой Отечественной Войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

    Еще одной особенностью увольнения работников по сокращению численности или штата является, в соответствии со ст. 82 Трудового кодекса РФ, обязанность работодателя сообщить в письменной форме о готовящемся сокращении в профсоюзный орган данной организации. Сообщение должно быть отправлено не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а при планируемом массовом увольнении работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

    Что касается членов профсоюза, то в соответствии со ст. 373 Трудового кодекса РФ при принятии решения о расторжении трудового договора в соответствии с п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

    Профком в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается.

    В случае если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, законом предусмотрена процедура, которую работодатель вынужден будет соблюдать, чтобы увольнение было законным. В соответствии с ч. 3 ст. 373 Трудового кодекса РФ профком в таких случаях в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое тем не менее может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.

    Привлечение на работу новых работников вместо высвобождаемых по сокращению штатов при рассмотрении обращения работников, уволенных по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ, суды однозначно определяют как нарушение действующего законодательства.

    Основным доказательством для судебного органа, подтверждающим проведение мероприятий по сокращению штатов, является штатное расписание, в которое вносятся соответствующие изменения, а также приказы и другие документы по изменению структуры и штатов предприятия, организации, учреждения.

    Отдельно стоит отметить, что работодатель получил возможность уволить работника до истечения двух месяцев с момента предупреждения (ст. 180 Трудового кодекса РФ), однако работник должен быть на это согласен. Согласие должно быть дано в письменной форме. В таком случае работодатель выплачивает выходное пособие в размере среднего месячного заработка, положенное при увольнении по сокращению штатов, а также дополнительную компенсацию в размере двухмесячного заработка (т.е. единовременно выплачивает три средние месячные заработные платы).

    Однако это положение действует, только если работодатель заинтересован в том, чтобы работники как можно скорее были уволены. Если же работник нашел другое место в течение срока предупреждения и захотел уволиться раньше срока, то он увольняется по собственному желанию на общих основаниях.

    Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации

    НКО (некоммерческая организация) - это объединение, созданное для определенных целей. Они могут быть социальными, гражданско-правовыми или благотворительными. Некоммерческая организация не занимается извлечением прибыли или ее распределением между своими членами.

    Доход в некоммерческой организации возможен, но допускается его трата только на цели, оговоренные в уставе. Иными словами участники НКО не могут воспользоваться им в виде чистой прибыли для личных целей за редкими исключениями, предусмотренными 116 ст. ГК.

    Например, образовательное учреждение может вести предпринимательскую деятельность в виде оказания платных услуг по обучению или сдавая помещения в аренду.

    Тем не менее, некоммерческая организация является юридическим лицом, а значит должна быть зарегистрирована, а при необходимости и ликвидирована в установленном законом порядке.

    Имущество организации также может быть приобретено на деньги, полученные от членских взносов. При ликвидации оно не подлежит возврату. Членские взносы могут быть внесены не только в виде финансов, но и в любой допустимой уставом форме.

    Причины и способы ликвидации НКО

    Под ликвидацией подразумевают полную остановку деятельности и прекращение существования данного объединения. Процедура может быть проведена по инициативе создателей некоммерческой организации (некоммерческого предприятия) или по решению суда.

    Одна из составляющих системы административных наказаний в Российской Федерации - административное приостановление деятельности. Этот вид наказания считается относительно новой административной мерой и содержится в исчерпывающем перечне видов наказания за совершение административных правонарушений, отраженном в статье 3.2 КоАП РФ.

    Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении работы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг.

    Данный вид наказания является мерой административного принуждения, и по своей сути он должен способствовать достижению большей защиты прав и интересов граждан и юридических лиц. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ.

    В силу статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

    Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами. Наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    Производство по делу об административном правонарушении, совершенном субъектом правонарушения, начинается после обнаружения уполномоченным должностным лицом достаточных оснований, указывающих на наличие события административного правонарушения. О совершении административного правонарушения, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ, составляют протокол. По общему правилу, закрепленному в статье 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

    Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи и уполномоченные на то должностные лица соответствующих органов в пределах их компетенции. Исходя из части 2 статьи 23.1 КоАП РФ указанные в ней дела об административных правонарушениях, допускающие возможность административного приостановления деятельности, рассматривают судьи только в случае, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

    Обязанность по направлению протокола в суд возлагается на лицо, составившее данный протокол. При этом следует отметить, что сам факт такой передачи не означает, что судья назначит наказание исключительно в виде приостановления деятельности.

    Суд не связан доводами сторон и рассматривает каждое дело независимо, всесторонне и объективно. Ведущую роль в данном случае играют доказательства, представленные суду в обоснование необходимости принятия решения о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности.

    Максимальный срок, на который может быть административно приостановлена деятельность, составляет 90 суток. Этот срок исчисляется с момента фактического приостановления деятельности субъекта правонарушения, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг.

    При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

    Руководителю субъекта правонарушения необходимо издать соответствующие организационно-распорядительные документы, направленные на исполнение вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, по которому назначено наказание в виде административного

    приостановления деятельности. На практике, как правило, таким документом является приказ. В нем указывают:

    • дату, с которой определенная деятельность административно приостанавливается;
    • мероприятия, направленные на устранение нарушений и их сроки;
    • ФИО лиц, ответственных за исполнение предусмотренных мер.

    Если виновное лицо своевременно выполнит мероприятия по устранению обстоятельств, ставших причиной для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то у него есть возможность досрочно возобновить приостановленную деятельность. Для этого субъекту правонарушения нужно подать в суд, орган, должностному лицу, назначившим административное наказание в виде административного приостановления деятельности, ходатайство, на основании которого может быть прекращено исполнение наказания.

    При этом судьей, органом, должностным лицом, назначившим административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в соответствии с частью 3 статьи 32.12 КоАП РФ, в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного, согласно статье 28.3 КоАП РФ, составлять протокол об административном правонарушении. При поступлении соответствующего запроса судьи в целях подготовки заключения должностное лицо, уполномоченное, в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ, составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Заключение дается в письменной форме с указанием фактов и обстоятельств свидетельствующих об устранении (или о неустранении) субъектом правонарушения. Заключение не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и оценивается по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Так, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

    Несогласие судьи, органа, должностного лица с заключением должно быть мотивировано. В соответствии с частью 4 статьи 32.12 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо после исследования представленных документов выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства.

    Дату возобновления деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка указывают в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В данном постановлении также указывают даты возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Если же срок административного наказания истек, а нарушения не устранены, в этом случае будет иметь место новое нарушение, о совершении которого вновь составляется протокол об административном правонарушении, и могут быть применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном главой 27 КоАП РФ.