Проекты по творчеству. Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта. Встреча с Ниной Чавчавадзе

Проект на тему: «Моё творчество».

Ученицы 4 «А» класса

МОУ СОШ №6 г.Фролово

Филатовой Виктории


Меня зовут Вика. Мне 10 лет,и я учусь в 4 классе средней школы и в 4 классе ДШИ.

Мне нравится рисовать и заниматься лепкой. В этом проекте я хочу представить свои самые лучшие работы.


  • «Моя Мурка», «Мой Тиша»-это мои первые настоящие «картины». Я их нарисовала, когда мне было пять с половиной лет.

  • Работы,выполненные цветными карандашами, были моими первыми работами в школе искусств.

  • Это мои рисунки с натуры простым карандашом.

  • Эти натюрморты- то же рисунки с натуры.

  • «Осенний ковёр»- один из моих рисунков простым карандашом по представлению.

Рисунки, выполненные фломастерами

На тему воображения свои рисунки «Зимберия» и «Ваза с цветами» я рисовала фломастерами.


  • Рисунок цветка «Соццилия»из придуманной мной сказки.
  • «Жила была девочка с волшебными силами, но не зная этого, девочка дотронулась до цветка «Соццилия» и цветок стал мраморным, и этого цветка больше никто и никогда не видел.А кто увидел, никогда не вернулся, и никто не знает, что с ними произошло.»
  • Натюрморт с натуры выполнен маркером.

  • «Однажды ночью».К этому рисунку моя бабушка написала стих:
  • Ночка тёмная. Аллея парка. Лето.Жарко. Звёзд на небе Не очень много. И совсем не видна дорога. Луна бледная, Одинокая. На газонах трава высокая. Тучи ходят По небу низко. И бежит по тропинке киска. На переднем плане Рыжий кот. У него,похоже,полно забот: Осторожно несёт Свой подарок-мышь, И урчанье кошки нарушает тишь. Кот галантен, Кошка нежна. Что за сказочная страна?! За работу "5"-ка у Вики. Ну,и я, лично, Ставлю "отлично".

Работа, выполненная пастелью

Мой натюрморт с натуры «Веточки сосны» и «Птичка на веточке».


  • Техника выполнения рисунка такова:
  • 1.Наносится толстый слой воды.
  • 2.Пока вода не высохла, выполняется рисунок акварелью.


Самая нежная техника - акварель

«Барсук на прогулке»

Натюрморт с натуры в жёлтых тонах.


Ещё из моих любимых рисунков акварелью

«Морская тема»

«Белочка на тропинке»


Работы, выполненные из пластилина

Композиция «У озера»

Мною выдуманная сказочная змея Арямуфи


  • Мне очень нравится заниматься скульптурой.
  • Уточка- это моя первая скульптурная работа из глины.

  • Гипсовая рамка для фото, раскрашенная акварелью.В этой рамке моё фото, где мне 4 года.
  • Роспись по гипсу.


  • Роспись гуашью.

Мои планы на будущее

Я занимаюсь рисованием и скульптурой с большим удовольствием и мечтаю стать дизайнером интерьера, а быть дизайнером это означает быть творческой личностью в определенной области.

Семья, являясь для них первичным социальным окружением,

сама погружена в более широкий социальный контекст.

Экологическая модель включает индивидуальные параметры организма и

особенности среды вместе с социальными и психологическими характеристиками в единую систему.

Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьи выполнять

функции реабилитации, а, с другой стороны, понять, что не всё будет зависеть только от семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БУ ХМАО-Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

Успехова И.А.

инструктор по труду

реабилитационного отделения для детей и подростков

с ограниченными возможностями

Урай

Концептуальные подходы

В настоящее время особую важность и актуальность приобретают проблемы социальной адаптации и интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в свете происходящих перемен в обществе, гуманизации образования, началом нового этапа развития аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями.

В контексте этой личностно - ориентированной концепции ребенок с отклонениями в развитии или специфическими проблемами, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, рассматривается как объект особой социальной помощи и заботы, ориентированных на создание ему условий (в том числе и педагогических) для максимально полной самоактуализации его личности, реализация всех имеющихся возможностей интеграции в общество.

Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ»» у матери, но главное специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Дети с ограниченными возможностями живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Экологическая модель включает индивидуальные параметры организма и особенности среды вместе с социальными и психологическими характеристиками в единую систему. Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьи выполнять функции реабилитации, а, с другой стороны, понять, что не всё будет зависеть только от семьи.

Успешность интеграции в значительной степени определяется временем ее начала: чем раньше у ребенка обнаружено то или иное сенсорное, физическое, интеллектуальное или психическое нарушение, тем продуктивнее будут усилия специалистов и родителей в преодолении барьеров между ребенком и окружающим его микросоциумом.

Начало процесса педагогической реабилитации должно совпадать с началом процесса включения ребенка с ограниченными возможностями в среду здоровых людей- взрослых и детей. Положительные результаты достигаются тогда, когда выполняются условия, обеспечивающие возможность постепенного расширения пространства общения детей с ограниченными возможностями.

Реабилитация носит социальный характер, так как ее реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребенку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самодеятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребенка.

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства - явления эмоционально-образного по своей сути.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Система художественно-творческих заданий направляет работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественно-чувственного развития.

Введение ребенка с ограниченными возможностями, в мир искусства происходит неадекватными природе искусства средствами.

Быстрое развитие ощущений и восприятий происходит, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья знакомиться с большим количеством новых предметов. Направляя внимание ребенка на характерные свойства предметов, связывают вновь воспринимаемое с прошлым опытом, указывают более рациональные приемы восприятия. Поскольку познавательная и изобразительная деятельность осуществляется в игре, сенсорика принимает характер дидактических игр и специальных занятий, на которых применяют разнообразные игрушки, картинки, лепка, рисование, проводят наблюдения за явлениями природы.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который рассматривают, воздействует на наш глаз; с помощью руки ощущается его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, принимается нашим ухом. Таким образом, ощущения и восприятия – непосредственное, чувственное познание действительности.

Они способствуют духовному становлению ребенка с ограниченными возможностями здоровья, через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.

Развитие разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие: формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов. Но каждая деятельность обладает своими сенсорными основами, поэтому совершенствование любой деятельности будет зависеть от уровня развития сенсорных процессов.

Природа и ребенок-инвалид, и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания. Но не каждый может воспринимать цвет и линии в живописи.

Ввести детей с ограниченными возможностями в мир искусства нужно, соизмеряя их чувства и размышления. Только затем, когда у ребят возникает интерес и желание, можно приступать к освоению навыков, изучению средств – через игру.

В искусстве и в детской игре есть общее – это игровой процесс, в результате которого возникает реальность, созданная воображением ребенка. Здесь сосуществует действительность и волшебство перевоплощения. И один немаловажный эмоциональный фактор, который роднит детскую игру и искусство: и то и другое доставляет удовольствие.

Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление чувственного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

В искусстве скрыт мощнейший источник психического развития ребенка. использование различных видов искусств, как средства реабилитации детей с ограниченными возможностями дает возможность для социально-личностного, творческого развития подрастающего поколения. Это создает благоприятные условия для вхождения ребенка с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников и применение детьми полученных навыков в социуме.

Цель и задачи творческого проекта

Цель творческого проекта

социальная адаптация и интеграция в социум детей с ограниченными возможностями через художественно-экологическое и эмоционально-творческое развитие.

Задачи:

Способствовать социально-личностному и творческому развитию детей с
ограниченными возможностями через освоение детьми различных видов
декоративно-прикладного творчества;

Повышать интерес и способствовать активному включению родителей в процесс социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями,
привлекать родителей к участию в мастер-классах, практических интегрированных занятиях, экскурсиях, праздниках.

Развивать эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки,
способствовать коррекции, чувство восприятия произведений искусства, выразительность мимики, движений, эмоционального состояния.

Повышать уровень развития мелкой моторики, координации движений, самостоятельности в творческих действиях и проявлениях с использованием материалов М. Монтессори.

Сформировать эмоционально-эстетическое отношение к изобразительному искусству у детей с ограниченными возможностями.

Способствовать укреплению неформальных, доброжелательных отношений между детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми сверстниками.

Основное содержание

«Дитя … мыслит формами, красками, звуками,

Ощущениями вообще.

Так как все проникающее в человеческий разум

Идет туда путем чувств,

То первая стадия в развитии разума –

Это разумение чувственное…,

Первые наши учителя философии –

Это наши глаза, руки, ноги, слух».

К.Д.Ушинский.

Содержание творческого проекта «Через творчество в жизнь» выстраивается так, чтобы развитие детей с ограниченными возможностями происходило через освоение чувственного опыта и осмысление художественно-эстетической информации, которая заложена в произведениях живописи, через обогащение опыта в преобразующей художественно-творческой деятельности. Это обеспечивает рост личности, обусловленный активным общением ребенка с различными видами искусства через краски – природы, живопись; обогащение эмоционального, художественно-эстетического опыта; накопление и раскрытие творческого потенциала.

В этом пространстве ребенку с ограниченными возможностями, дается возможность для выражения своего личного отношения к ситуации, для возникновения его личной фантазии или образа. Необходимо побуждать ребенка к творческой деятельности, к поиску художественных средств, и только тогда, когда возникнет мотивация к деятельности такого рода, можно дать ребенку умения и навыки для осуществления задуманного. Например: «найти теплый звук, теплую линию, теплый цвет», «найти гармоничное и дисгармоничное звуковое и цветовое сочетание», «нарисовать грустящую линию, услышать грустящую музыкальную интонацию» и т.д.

Детям с ограниченными возможностями трудно проанализировать свои чувства, трудно перевести их в зримые образы. На занятиях задаем вопросы, помогаем ребенку переступить черту между его чувствами, ощущениями, образами, возникшими в воображении, и чистым листом бумаги. Например: спрашиваем ребенка, какое чувство возникло у него и какого оно может быть цвета. Смешав несколько оттенков на палитре, предлагаем выбрать цвет, наиболее подходящий его ощущениям.

Организация процессов созерцания, созидания и общения - три вида в изобразительном искусстве. Способы вовлечения ребенка-инвалида в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны.

Это решается на индивидуальных и групповых занятиях:

1. Передача и накопление эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру - ощущений, формирование экологической
культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

2. Формирование и приумножение опыта творческой деятельности,
формирование «культуры творческой личности» (самореализация
личности).

3. Обучение способам деятельности, формирование умений и
навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».

4. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

Приоритетную роль в системе художественно-творческого развития личности имеет первая - передача и накопление эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру. Поскольку мы имеем дело со сложным, глубоко чувственным, порой противоречивым внутренним миром ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Развивая и формируя в детях:

Умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;

Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ («букашек-таракашек», птиц, зверей, цветов, трав и т.п.),
сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким
и находящимся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную книгу) видам растений и животных;

Стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;

Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном - значительное, в неказистом - выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;

Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);

Готовность эмоционально переживать образную форму и т.п.

Решая вторую задачу - передачи и приумножения опыта творческой деятельности, способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, развивает и формирует способности и умения:

Быть оригинальным в выборе сюжета;

Использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линию, объем) для осуществления своего замысла.

Материалы для развития чувств, построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств, таких, как осязание, вкус, обоняние.

На этих материалах ребенок учится также слушать тишину и звуки, различать вес, цвет, форму предметов. Дифференцированное совершенствование умения осознанно воспринимать подобные ощущения дает возможность ребенку сконцентрироваться на каком-либо одном из них.

Таким образом, он учится управлять своими эмоциями и постигать мир во всем многообразии.

Точно так же обстоит дело с принципом «от простого к сложному», что и встречается в изобразительной деятельности.

На занятиях широко используются материалы Монтессори. В Монтессори-материалах сконцентрированы возможности утончения сенсорики. Каждый из них рассчитан на развитие прежде всего одного изолированного чувства, но косвенно, подспудно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы подталкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький -большой, тихий - громкий, гладкий - шершавый. Ребенок фиксирует контраст, градуирует, распределяет по парам, дифференцирует, различает форму, величину, цвет, вес предметов, т. е. происходит сложная работа интеллекта - анализ и синтез, развитие сенсорики и художественно-творческого мышления.

Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности сенсорного развития ребенка и развития разных видов продуктивной деятельности .

Эффективное осуществление целенаправленной работы с детьми с ограниченными возможностями, будут осуществляться по следующим направлениям:

1. В ходе проведения диагностики по изучению уровня развития изобразительного искусства, эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру.

2. В процессе работы на занятиях в изостудии, на природе - по декоративно-художественному творчеству, знакомству с играми: материалами М. Монтессори, через (эмоционально-ценностного) отношения к миру - ощущений, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

3. В ходе непосредственного ознакомления с художественным искусством во время экскурсий в музей г. Урая;

В школу искусств – художественное отделение, для ознакомления с произведениями изобразительного искусства;

В музыкальную школу – для получения детьми опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности.

4. В рамках участия детей в праздниках, познавательных мероприятиях, при организации игр.

5. Во время проведения мастер - классов для родителей с целью ознакомления с основными способами, приемами в изобразительной деятельности.

Благополучатели

Целевую группу, на которую направлена реализация данного проекта, составляют дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте от 5 до 18 лет, состоящие на учете в отделении и их семьи.

Этапы и сроки реализации творческого проекта

Творческий проект «Через творчество в жизнь» рассчитан на 1 год 7 месяцев.

1 этап – подготовительный – проведение исследовательской работы и определение направлений проблемы, информационная деятельность.

2 этап - основной: выполнение комплекса мероприятий, направленных на получение результатов.

3 этап – заключительный – подведение итогов, анализ, выявление слабых и сильных сторон программы. Опубликование результатов в СМИ.

Механизмы реализации творческого проекта

Проект реализуется специалистами реабилитационного отделения для детей и

подростков с ограниченными возможностями в тесном сотрудничестве с родителями детей, средствами массовой информации и общественными организациями.

Основными механизмами реализации проекта являются:

Проведение совместно с родителями, специалистами мастер-классов по ознакомлению нетрадиционных приемах продуктивной деятельности;

Экскурсии в музей, школу искусств, музыкальную школу, детскую библиотеку; ознакомление с материалами М.Монтессори и действия с ними;

Познавательные мероприятия; разучивание пальчиковых и зрительных, музыкально-ритмических гимнастик;

Организация выставок детских работ по изобразительному искусству и народно-прикладному творчеству;

Проведение занятий на открытом воздухе, с выездом на природу, при использовании различных средств выразительности: изобразительные, природные, бросовый материал.

Благодаря поэтапной схеме работы, включающей планомерную и последовательную отработку каждого направления деятельности, предполагается достижение цели программы.

Деятельность в рамках проекта

Творческий проект «Через творчество в жизнь» реализуется инструктором по труду в тесном сотрудничестве со специалистами отделения, с родителями детей, средствами массовой информации.

Подготовительный этап:

  • Диагностические исследования детей с ограниченными возможностями здоровья – диагностика выявляющей уровни развития изобразительного искусства, использование разных средств изобразительной деятельности, эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру.
  • Разработка методических пособий для родителей.

Этап основной деятельности:

Выполнение комплекса мероприятий, направленных на получение результатов:

  • проведение системы занятий:

По изобразительному искусству с использованием материалов М. Монтессори;

Совместно с производственными столярной и швейной мастерскими БУСО «Зина»;

  • психолого-педагогическое сопровождение трудных семей;
  • создание клубов для родителей: «Очумелые ручки», «Фантазёры»;
  • экскурсии в школу искусств, музыкальную школу, детскую библиотеку, музей, вектор М – моделирование и конструирование;
  • организация и проведение мастер - классов для родителей, педагогов по ознакомлению и освоению различных видов декоративно-прикладного творчества;
  • организации мастер-классов для родителей в реабилитационном отделении для детей и подростков с ОВЗ, на базе ЦТЮ (центр творчества юных), в НОЧУДОД «Центр» «Духовное просвещение».
  • Культурно - досуговые мероприятия совместно с ЦТЮ (центр творчества юных), ЭБЦ (эколого-биологический центр), городской детской библиотекой,

Завершающий этап:

  • Подведение итогов реализации проекта;
  • Проведение мероприятий по анализу реализации творческого проекта;
  • Опубликование результатов работы в СМИ

Рабочий план реализации творческого проекта:

«Через творчество в жизнь»

Мероприятие

Сроки

реализации

1. Подготовительно-информационный блок

Цель: выявление проблемы, подготовка к основным мероприятиям.

1.1.

Диагностические исследования.
специалистами (медработники, психологи,
педагоги) семей детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья,
которые состоят на учете в отделении.
Организация круглого стола участников
проекта по определению проблемы и пути ее
решения.

май

1.2.

Семинар для специалистов отделения:

«Инновационные формы работы с семьей»

Июнь

1.3.

Создание методических пособий для родителей и педагогов на тему:

  • Нетрадиционные приемы рисования: «Цветные лица»
  • «Станковая живопись»
  • «Станковая графика»

Июль

1.4.

Работа со средствами массовой информации: статья в городской журнал Меридиан

– «Нетрадиционные формы и приёмы изобразительной деятельности в домашних условиях»;

Научно-методический журнал Коррекционная педагогика –социально-нравственное развитие «Как жить в мире с собой и с другими»

Сентябрь – ноябрь

2. Основной социально – педагогический блок

Цель: развитие эмоционально - волевой сферы ребенка, коррекция и компенсация ограниченных возможностей с помощью приобщения их к искусству и участия в творческой деятельности, формирование навыков «здорового» социального поведения, улучшение психологического климата семьи.

2.1.

Интегрированное занятие на базе ЭБЦ по художественно-экологическому и эмоционально-творческому развитию: «Братья наши меньшие»

1 раз в квартал

2.2.

Коллаж «Сотворчество мамы и ребенка» в рамках

конкурсно - игровой программы, посвященной дню семьи «».

Май

2.3.

«Мы - мужчины» познавательно-игровая программа, посвященная 23 февраля, совместно с папами и дедушками

Изготовление сувениров для пап и дедушек.

Февраль

2.4.

Занятие по декоративно-прикладному творчеству: «Цветочная эйфория!» в школе искусств

городская выставка детских рисунков, посвященная Международному женскому дню 8 марта! совместно ЦТЮ «Мамочкина интересность»

Апрель-Март

2.5.

Экскурсия в музей истории г. Урая – зал природы.

1раз в квартал.

2.6.

Мастер – класс для родителей и педагогов по ознакомлению с декоративно-художественным искусством: «Страна мастеров» (техника: гофротрубочка)

1раз в квартал.

Март

2.7.

Практическое интегрированное занятие с родителями по использованию элементов технологии М.Монтессори в домашних условиях «Магия и волшебство игр М.Монтессори».

Март

2.8.

Мастер – класс для родителей и педагогов на базе ЦТЮ: «Искусство воско - рисования » (техника: энкаустика) приглашение телевидения СПЕКТР.

Апрель

2.9.

Организация клуба «Очумелые ручки»

Январь

2 раза в месяц.

2.10.

Организация клуба «Фантазёры»

Февраль

2 раза в месяц.

2.11.

Проведение системы занятий с детьми на
тему «Декоративно-прикладное творчество»
Проведение мастер-классов по различным
видам декоративно-прикладного искусства для родителей

1 раз в неделю

1 раз в месяц

2.12.

«Родительская гостиная» - познавательно-игровая программа по декоративно-прикладному творчеству;

«День смеха»- юмористическая программа

Апрель

2.13.

Совместное творчество родителей и детей-выставки совместных рисунков «Детское будущее глазами родителей»

Май

2.14.

Экскурсии на предприятия, где работают
родители, съемка видеофильма.

1 раз в месяц

2.15.

Практическое занятие экспериментирование: «Магия и волшебство игр М.Монтессори»

Апрель

2.16.

Музыкально-терапевтические разминки.

Пальчиковые гимнастики.

Гимнастика для глаз.

Экспериментирование с красками.

Ежедневно на

занятие.

2.17.

Конкурс - игра (с цветными мелками, углём,гуашью) «Выдумки в стране - Шарландия», посвященная международному дню защиты детей.

Июнь

2.18.

Мастер – класс для родителей и специалистов отделения: «Игракрасочка» (нетрадиционные приёмы рисования – нитками, перьями, палочками на песке)

Июль

2.19.

Познавательная викторина: «Югорский край», посвященная юбилею ХМАО – Югры.

Июль

2.20.

Беседы о музыкальных произведениях разных по характеру, жанру по художественно – экологическому и эмоционально – творческому развитию.

Март -

Ноябрь.

2.21.

Познавательно-практическое занятие: «Фантисолнышко!» посвященное Дню матери.

Октябрь

2.22.

Мастер – класс для родителей и специалистов отделения: «Рождественская звезда! Цветы!» (техника: гофротрубочки)

Ноябрь

3. Взаимодействие с общественными организациями

Цель: сохранение прежних и расширение новых социальных контактов семьи; укрепление психологического уровня внутрисемейных отношений, способствование укреплению неформальных, доброжелательных отношений между детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми сверстниками.

3.1.

Экскурсия в музыкальную школу.

Развитие эмоционально-эстетического отношения к музыке.

1 раз в квартал

3 . 2 .

Экологическая викторина: «Цветик - семицветик» на базе ЭБЦ (эколого-биологический центр)

Август

3.3.

Интегрированное занятие по художественно – экологическому развитию: «Волшебница – природа!» в школе искусств.

Сентябрь

3.4.

Выездная выставка в ДМШ (муз. школа) посвященная Дню музыки: «Музыкальная радуга чудес!» приглашение телевидения СПЕКТР.

Октябрь

3.5.

Художественно - экологическая выставка детских рисунков в НОЧУДОД (воскресная школа): «Снег, зима, холода!»

Ноябрь

3.6.

Совместная выставка с общеобразовательными школами города «Вместе творим чудеса»

Ноябрь

3.7.

Новогодняя выставка-продажа детских поделок, игрушек: «Зимнее Зазеркалье!» в ЦТЮ

Декабрь

3.8.

Выездная выставка декоративно-прикладного творчества «Послание дедушке Морозу!»

Декабрь

Количественные и качественные показатели творческого проекта

Реализация творческого проекта «Через творчество в жизнь» предполагает:

Количественные результаты:

Занятиями по декоративно-художественному искусству, эстетически чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношение к миру, будут охвачены 45 детей;

К работе в мастер - классах по изучению нетрадиционных приемов изобразительного искусства, в практических интегрированных занятиях, экскурсиях, праздниках примут участие 25 родителей и 5 педагогов;

В выставках по декоративно-прикладному искусству и художественно-изобразительной деятельности будет охвачено 45 детей и 25 родителей;

Оформится фотоколлаж в витрине ЦБ «Вместе сотворим чудо».

Качественные результаты:

Произойдет динамика в социально-личностном и творческом развитии детей с ограниченными возможностями, через освоение различных видов декоративно-прикладного творчества;

Повысится интерес и желание у родителей включатся в процесс социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями, принимать активное участие в мастер-классах, практических интегрированных занятиях, экскурсиях, праздниках;

Сформируется коммуникативные навыки, эмоционально-волевая сфера, разовьется чувство восприятия произведения искусства, выразительность мимики, движений, эмоционального состояния;

Улучшится координация движений, мелкая моторика, самостоятельность в творческих действиях и проявлениях в использовании материалов М.Монтессори;

Сформируется эмоционально-эстетическое отношение к изобразительному искусству у 60% детей с ограниченными возможностями;

Улучшатся и укрепятся неформальные, доброжелательные отношения между детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми сверстниками.

Список использованной литературы.

М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ.статья М.В.Богуславский, Е.Б.Корнетов.- М.: Изд. Дом «Карапуз», 2005.-272с., илл. (Педагогика детства) Научный редактор С.В.Лыков.

М. Монтессори. Я люблю Монтессори: Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2004. – 72с., ил. (Серия «Человечек»)

Рекомендации для родителей по использованию элементов технологии М. Монтессори в домашних условиях / Муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Лангепас; Составитель: Н.В. Стребкова – г. Ханты – Мансийск: ГУП ХМАО «Информационно – издательский центр», 2002г. -30с.

Программа коррекционно-образовательных учреждений «Изобразительное искусство» М.:- Просвещение. 2003.

М.Монтессори. Дети-другие /Пер. с нем./ Вступ. И закл.статьи, комент. К.Е. Сумнительный. – М.: Карапуз, 2004.-336с.,илл. (Педагогика детства)

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. –М.: ТЦ Сфера, 2006.-208с.(Программа развития).

Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-288с. и цв. ил. («От детского сада к школе»)

Молодова Л.П. игровые экологические игры с детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.-128с.:ил.

Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие. - СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.-32с.,цв.ил.

М. Буторина, Е. Хиятунен. Монтессори – материал, часть I. Российский Монтессори – Центр.- Издательство «мастер», 1992 г.

Широкова Г.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2006 г.

Неклюдова А.И. К вопросу о развитии процессов восприятия у детей дошкольного возраста Опыт объективного изучения детства. – Л., 1924.

Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей.

М., 2004г.

Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. – М., 1996г.

Семья на рубеже тысячелетий. Материалы ІVсоциальных чтений.

– Екатеринбург., 2000г.

Холостова Е.И. Социальная реабилитация. – М., 2004г.

Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. – М., «Просвещение»2002г.

Приложения


Cлайд 1

Автор: Мурнукова Светлана Анатольевна Место работы, должность: МАОУ межшкольный учебный комбинат г.Калининграда, преподаватель технологии 1 категории ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 5 класс

Cлайд 2

Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями: «Творческий проект. Этапы выполнения проекта. Подготовительный этап»; Привить навыки четкого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать; способствовать запоминанию основной терминологии; Способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, эстетических качеств личности.

Cлайд 3

Cлайд 4

Творчество - происходит от слова «творить» и означает «искать, изобретать и созидать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте». Творчество - это процесс создания нового и прекрасного, которое наполняет жизнь радостью, побуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли.

Cлайд 5

Творческий проект - самостоятельная итоговая работа, в результате которой создается полезный продукт, обладающий новизной. Например, овладение новыми способами обработки или отделки материала, разработка оригинальной конструкции или формы изделия и т. д.

Cлайд 6

Целью любого творческого проекта является преобразование окружающей человека действительности.

Cлайд 7

Этапы и содержание проекта Этапы Содержание 1 Подготовительный Выбор и обоснование темы проекта. Историческая и техническая справки 2 Конструкторский Разработка конструкторской документации (чертежи, модели, эскизы, схемы, рисунки и т. д.) 3 Технологический Разработка технологической документации (технологическая карта или план изготовления изделия) 4 Изготовление изделия Организация рабочего места. Выполнение технологических операций 5 Заключительный Экономическое обоснование. Рекламный проспект изделия. Выводы по итогам работы. Защита проекта

Cлайд 8

Работу над проектом можно вести индивидуально или коллективно (2-3 человека). При этом конкретно определяется, что делает каждый учащийся. При проектировании изделия можно использовать готовые детали и механизмы.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Требования, к выбору темы проекта: суть предстоящей работы должна быть понятной; работа должна быть интересной; вы должны быть способны самостоятельно выполнить основные технологические операции по ходу выполнения проекта; материально-техническая база должна обеспечивать выполнение проекта.

Cлайд 12

Историческая справка - небольшое исследование по истории возникновения объекта проектирования. В этой справке указывают: время и место возникновения объекта проектирования (если есть); историю его развития и применения (краеведческий материал); особенности технологии изготовления; традиции изготовления и применения.

Cлайд 13

Cлайд 14

В технической справке указывают: инструменты и материалы, необходимые для изготовления объекта проектирования; форму, цвет, размеры и другие параметры изделия; традиции в отделке (в рисунках, композиции, технологических приемах); краткое описание технологических приемов (условные обозначения, схемы, иллюстрации, чертежи); виды и способы отделки изделий.

Cлайд 15

Вопросы и задания Дайте определение творчества. Что такое творческий проект? Какова цель творческого проекта? Перечислите основные этапы проектирования. * Ученик выполнил проект - панно «Цыплёнок» из трехслойной фанеры, при этом качество работы было отличным. Картинка-сувенир вышла красивой и всем понравилась. Форму и рисунок панно ученик взял из школьного учебника. Отчет о проделанной работе был также представлен своевременно. В процессе работы школьник прилежно выполнял все задания, соблюдал технику безопасности труда, правильно применяя освоенные трудовые приемы, и следил за порядком на рабочем месте. Как вы считаете, является ли его работа творческой?

Cлайд 16

Вопросы и задания Что включает в себя подготовительный этап? Что означает понятие «обоснование проекта»? Расскажите о содержании исторической справки. Какие сведения необходимо указать в технической справке? Перечислите основные источники информации. *Какие источники информации вы использовали для выполнения своего проекта?

Cлайд 17

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ Творчество, творческий проект, Этапы проектирования Подготовительный этап, Обоснование проекта, Историческая справка, Информация, Источники информации, Техническая справка.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

Инновационный творческий проект по теме

Выполнила: Надешкина Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 45 города Карталы»

г. Карталы

Аннотация к инновационному творческому проекту

«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»

Тип проекта : творческий

Участники проекта : учащиеся 9 классов МОУ «СОШ № 45 города Карталы», учителя литературы, истории, музыки.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап: распределение задач для участников проекта;

Конструкторский этап: создание сценария, распределение ролей, определение необходимого реквизита;

Деятельностный этап: выполнение технологических операций(репетиции), контроль качества;

Заключительный этап: защита проекта.

Гипотеза

Если развивать творческие способности детей, то это приведёт к

развитию речи обучающихся,

Ожидаемые результаты:

Развитие креативных способностей обучающихся старшего школьного возраста во внеклассной деятельности по литературе;

Повышение читательских компетенций обучающихся;

Развитие познавательных универсальных учебных действий;

Совершенствование школьного межпредметного сотрудничества.

Обоснование необходимости инновационного проекта

Основной идеей моего проекта стало совершенствование межпредметного партнёрства в условиях разработки и реализации проекта «Литературный салон. Золотой век русской поэзии", приобщение учащихся к вершинам русской культуры, повышение мотивации к чтению.

В современном обществе технологические возможности позволяют многое: в каждом доме имеется доступ в Интернет, телевидением и видео уже давно никого не удивишь. Именно в это время перед учителями литературы встаёт проблема падения интереса к чтению. Учащиеся увлекаются фэнтези, комиксами, а произведения школьной программы изучают посредством чтения краткого содержания. Конечно, невозможно понять, прочувствовать произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», пересказ которого занимает буквально полторы страницы печатного текста. Но ещё сложнее обстоит дело с поэзией.

Ребята не просто не любят читать, часто они на долгие годы сохраняют отвращение к литературным произведениям. Задача учителей-словесников, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь учащимся воспринимать литературные произведения; заинтересовать ребёнка, чтобы он не просто прочитал книгу, а получил эстетическое наслаждение, задумался над её содержанием. Читательский опыт обогащает эмоционально, духовно, повышает культурный уровень, воспитывает всесторонне развитого, гармоничного человека. А это и есть первоочередная задача учителя.

На первом заседании методического объединения учителей русского языка и литературы было озвучено предложение о разработке проекта, направленного на развитие читательских компетенций, творческих способностей учащихся. Были определены цели и задачи данного проекта, продуманы этапы его реализации. Было решено, что к разработке проекта необходимо привлечь учителей истории, МХК, музыки, а в реализации проекта задействовать учащихся девятых классов.

Разработка и реализация данного проекта видится мне в настоящее время особенно актуальной, потому что на фоне стремительного технического прогресса наблюдается не менее стремительный регресс общей культуры современного человека, переоценка им ценностей, слабое владение творческими умениями и навыками.

Совместная работа преподавателей разных дисциплин обогащает каждого участника творческого процесса, открывает широкие возможности для развития творческих способностей тандема: учитель- ученик, позволяет сделать процесс обучения более эффективным, контролируемым, позволяет выявить индивидуальные способности обучающихся. Проявление творческих способностей - пожалуй, самых действенных из способов мотивации учащихся в процессе обучения.

Анализируя проблемную ситуацию, можно определить следующие противоречия существующей практики реализации проектов:

1.Между большим объёмом изучаемого материала и неумением обучающихся самостоятельно строить свою работу, систематизировать полученный материал, делать выводы;

2.Между традиционными формами, направленными на передачу готовой информации и необходимостью формирования компетенций, направленных на развитие у учащихся творческих способностей;

3.Между требованиями к знаниям, умениям и навыкам современной программы и разным уровнем подготовки обучающихся по литературе.

Пути решения проблемы.

Совместная работа ученика и учителя над подготовкой и реализацией проекта;

Использование на уроках и во время внеурочной деятельности информационно-коммуникационных и других современных технологий;

Применение метапредметных связей, привлечение к сотрудничеству учителей истории, музыки, МХК;

Чередование различных видов деятельности, способствующих развитию творческих способностей учащихся.

Цели:

1.Повысить уровень читательской компетентности обучающихся в процессе творческой работы.

2.Побудить интерес к культуре своего народа.

3.Создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

Формировать целостное представление о культуре России 19 века;

Активизировать познавательный уровень обучающихся;

Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах;

Приобщить к созданию творческих проектов по литературе;

Основное содержание проекта

Проект «Литературный салон. Золотой век русской поэзии» представляет собой внеклассное мероприятие.

Проект рассчитан на 1 год. Он включает в себя 4 этапа, в каждом из которых чётко прописаны действия, технологии, контроль за качеством выполнения работы и возможная корректировка проектной деятельности.

Как показывает опыт, совместная творческая работа сближает участников проекта, повышает интерес обучающихся к изучаемому предмету. Участники проекта обсуждают подобранный материал, обмениваются мнениями. Их роль в данном процессе возрастает: они не просто «исполнители», они соавторы проекта. Этот факт способствует более ответственному подходу к процессу сбора и обработки информации для последующего выступления.

На первом этапе, где происходит планирование проекта, осуществляется постановка целей и задач, очень важен мониторинг участников. У каждого человека свои интересы и пристрастия, поэтому необходимо объединение обучающихся в творческие группы, роль координатора в которых отводится учителю. На этом этапе ученики распределяют между собой направления в работе, что позволит им «примерить» на себя новую роль.

Именно на первом этапе проводится опрос- тестирование, целью которого является выявление читательских пристрастий. Предполагается выяснить, что читают школьники, насколько им интересны произведения школьной программы?

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской культуры в мировом масштабе. Время славы, открытий, побед. Время пышных балов. Выражение «золотой век» ребята слышать на многих уроках, но для некоторых оно остаётся непонятым. Необходимо разъяснить, почему 19 век называют золотым веком русской культуры? Познакомить с культурой 19 века и с людьми, её создавшими.

Понятие «Золотой век» включает в себя развитие многих направлений в искусстве 19 века, поэтому нельзя добиться понимания поэзии того времени вне знаний о развитии архитектуры, музыки, живописи, исторических предпосылок к их развитию.

Особое место на втором этапе занимает работа семинаров-консультаций. Актуально посещение центра дополнительного образования, детской школы искусств, просмотр фильмов, посещение спектаклей. Этот этап предполагает сбор, анализ и переработку полученной информации. Происходит корректировка и согласование текстов выступлений, просмотр презентаций, определяется схема их взаимодействия. Данная работа учит ребят координировать планы своей творческой группы с другими группами, анализировать проделанную работу; ученики проявляют коммуникативные навыки.

На третьем этапе происходит контроль качества, происходит корректировка сценария.

На заключительном этапе предстоит представление творческого проекта.

Рассмотрим ход работы творческих групп на этапе поиска и обработки информации.

Творческая группа «Историки» занимается изучением исторических предпосылок для развития русской культуры. Экскурсом к нашему проекту станет историческая справка, составленная группой.

Задача творческой группы «Архитекторы» составить альбом архитектурных шедевров 19 века, созданных в традиционном русском стиле: Исаакиевский собор, Смольный собор, дом московского купца Петра Третьякова, собравшего самую крупную в мире коллекцию изобразительного искусства русских художников.

Заглянуть внутрь Третьяковской галереи поможет группа «Художники», которые подготовили сообщение- презентацию о художниках 19 века и их творчестве.

(Предполагаемое количество участников группы-4 человека)

Творческая группа «Литераторы» поможет ответить нам на вопрос: что же вдохновляло поэтов, писателей, художников и музыкантов на создание удивительных произведений искусства. В их исполнении мы услышим замечательные стихи авторов 19 века, наполненные любовью, щемящей грустью и тоской, от которой сжимается сердце, безграничной тягой к свободе. Работа этой группы связывает воедино мини- проекты остальных творческих групп.

(Предполагаемое количество участников группы-11 человек)

Настроение литературной гостиной в стиле 19 века поддержит группа «Музыканты». Величайшие композиторы писали картины при помощи музыки, они и сейчас тревожат сердца миллионов слушателей во всём мире. Особое внимание уделяем творчеству А. С. Пушкина и его поэме «Руслан и Людмила», которая стала основой для оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Возможно исполнение увертюры к опере учащимся.

(Предполагаемое количество участников группы-3 человека)

Проекты всех творческих групп продемонстрируют, что Россия в 19 веке просто ворвалась в мировую культуру и заняла там одно из самых почётных, можно сказать, первых мест. Почти два столетия люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства.

Ресурсы проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 год. В случае успешной реализации проекта, заинтересованности со стороны обучающихся и учителей, возможно продолжение работы над проектами типа «Литературный салон», создание новых форм проектов. Так как воплощение проекта не требует больших вложений, мне это представляется вполне возможным.

В дальнейшем предполагается задействовать в реализации проекта обучающихся других возрастных групп.

Материально- техническое обеспечение школы позволяет осуществить анонс предстоящего мероприятия, осветить подготовку и реализацию проекта. Работа творческих групп облегчена стабильным доступом в Интернет, богатым библиотечным фондом.

Целевая аудитория и партнёры

Целевой аудиторией, на которую рассчитан данный проект, являются учащиеся 8-11 классов. К обсуждению результатов проекта привлекаются учителя-предметники, задействованные в реализации проекта, руководители методических секций школы, ребята, обучающиеся в старших классах (предполагается проведение тестирования).

Социальными партнёрами данного проекта являются краеведческий музей г. Карталы, Дом культуры железнодорожников, родители.

Перспективный план реализации инновационного проекта

«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»

Первый этап (2016 -2017 учебный год) -организационный

Сроки

Мероприятия

Задачи

Ожидаемый результат

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Сентябрь

Подготовка. Разработка проекта

Определение темы и целей проекта

Разработка проекта, составление плана работы

Обсуждают предмет с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, осмысливают полученные сведения

Знакомит с методикой проекта, мотивирует учащихся к совместной работе. Устанавливает цели и ставит задачи, проводит мониторинг участников с целью выявления их пристрастий.

Октябрь-ноябрь

Планирование. Изучение теоретического материала по организации творческого пространства

Объединение участников проекта в творческие группы

определение источников информации, способов сбора и систематизации информации, определение способа представления отчёта о проделанной работе, распределение обязанностей между членами творческих групп

Вырабатывают план действий, формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения, координирует работу.

Второй этап (2016-2017 учебный год) - конструкторский

Декабрь- январь

Создание сценария литературного салона

Сбор информации от творческих групп, систематизация, полученного материала, решение промежуточных задач

Сценарий

Решают поставленные задачи, распределяют обязанности, готовят презентации, сообщения, анализируют, подбирают реквизит

Собирает полученную информацию, анализирует, создаёт сценарий

Третий этап (2016-2017 учебный год) - деятельностный

Февраль-апрель

Репетиции

Отработка материала, корректировка сценария (по необходимости)

Творческая работа всех участников проекта

Участвуют в проекте

Наблюдает, советует, координирует.

Четвёртый этап (2016-2017 учебный год) - заключительный

май

Защита проекта

Продемонстрировать творческую работу на должном уровне

Интересное, познавательное мероприятие

Проявляют свои творческие способности

Поддерживает, координирует ход программы

май

Мониторинг и обсуждение результатов проекта

Получение оценки проделанной работы

Привлечение к процессу создания подобных проектов учителей других предметных дисциплин

Участвуют в оценке проделанной работы путём обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, свою деятельность, качество исполнения, неиспользование возможностей, потенциал продолжения работы над проектами

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Совместная работа учителей и учащихся над созданием и реализацией проекта во внеурочное время, конечно же имеет положительные результаты. Данная работа не ограничивается рамками урока. Значительный объём работы ребятам предстоит выполнить самостоятельно, что дисциплинирует, подстёгивает к дальнейшим продуктивным действиям. Возможность проявить себя, выступить в новой для себя роли развивает креативные способности детей, учит их строить взаимоотношения, преодолевать трудности. Ребята ощущают свою значимость, что также повышает мотивацию к дальнейшему обучению.

Сценарий «Литературного салона» в дальнейшем может использоваться не только как цельное мероприятие. Предполагается использование отдельных фрагментов (презентации, сообщения, чтение произведений поэтов 19 века) сценария на уроках разных предметных дисциплин, во время проведения предметных недель.

Таким образом, если развивать творческие способности детей, то это приведёт к

повышению познавательной активности,

повышению качества знаний по предмету,

развитию речи обучающихся,

воспитанию чувства толерантности, ответственности,

формированию любви и уважения к культурному наследию своей страны.

За время работы над данным проектом, мы не только углубились в изучение культуры 19 века, но и прониклись атмосферой того времени, ощутили величие русской культуры. В подготовке литературного салона проявили таланты не только ученики, чтецы, музыканты, историки, но и учителя, которые выступили на равных с учениками при защите проекта. Надеюсь, что наш проект не завершён, но мы уже можем наблюдать его результаты. Положительная динамика участия наших ребят в конкурсах, олимпиадах, повышение интереса к чтению, рост числа учителей, участвующих в методических конкурсах. Вот основные показатели успеха данного проекта.

Перспективы дальнейшего развития инновационного проекта

В планах на будущее создание мини-проектов, посвященных литературному наследию («Русские баснописцы», «Поэзия серебряного века», «Мой Достоевский», «Поэты и писатели родного края», «Экспедиция в прошлое» (по текстам древнерусской литературы)). Разрабатывается проект «Я пишу…», в котором будут собраны произведения, созданные учащимися школы. Проект «Литературный салон» станет отправной точкой для создания последующих работ. Слайдовые презентации, созданные творческими группами, станут подспорьем учителям-предметникам в подготовке и проведении уроков. В перспективе возможна корректировка содержания проекта, включение новых текстов, обогащение материала.

Желание продолжить данный вид работы, в первую очередь, изъявляют учащиеся. А это значит, что у нашей совместной работы большие перспективы

Конечными продуктами проекта стали:

Презентации

Сценарий литературного салона

Тестовые вопросы для мониторинга литературных предпочтений обучающихся

Открытые уроки.

Список литературы

Артёмов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков. - 12-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448с.;

Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От XVII века до современности: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. 3-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2007. - 399 с.

Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт 18-19 вв.: Учеб. Пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

История России. Часть 3. С конца ХVIII по 90-е годы ХIХ века. Электронный образовательный комплекс (Видеопрезентация про развитие науки во 2 пол. 19в. и Презентация Культура 2 пол. 19 века пункты 2, 6, 7).

CD «Мировая художественная культура» Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 классы

Электронное средство учебного назначения «История искусства. 10-11 класс»/Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Кирилл и Мефодий», ООО «Дрофа», ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2003.

Средняя группа

Проект

по теме недели:

Выполнила:

Т.В.Жук

Л.В.Клепукова

2018г

ПРОЕКТ: « Знакомство с народной культурой и традициями»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 недели (12.03. – 23.03.)

ТИП ПРОЕКТА:

информационно – творческий, фронтальный (группа детей и их родители).

ЦЕЛЬ:

приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

ЗАДАЧИ:

    Расширять представления о народном творчестве (игрушка, фольклор, традиции).

    Привлекать детей к созданию узоров по мотивам народной игрушки (дымковская, филимоновская, матрешка), создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.

    Воспитывать любовь и интерес к народной культуре, народному творчеству.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине! Всё это послужило причиной к разработке проекта «Знакомство с народной культурой и традициями»

1 часть проекта. Организация «точки удивления».

В пятницу вечером воспитатели выкладывают в центрах по интересам: - альбомы «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка»;

Шаблоны для раскрашивания;

Дидактические игры по тематике проекта;

Книги с потешками, загадками, прибаутками, сказки;

Народные игрушки (дымковские барышни, филимоновские игрушки, матрешки).

Утром, в понедельник, дети приходят в детский сад замечают изменения в группе и задают вопросы: это что? зачем?

2 часть проекта. Определение проблемы.

Воспитатель объясняет детям, что на этой неделе мы с вами будем знакомиться с народным творчеством. Выясняет у ребят: понравились им новые игрушки?

А вы знаете как называются новые игрушки? (Ответы детей)

Что вы хотели узнать об этих игрушках? (Ответы детей)

Как мы можем узнать ответы на наши вопросы? (Ответы детей)

3 часть проекта. Реализация запланированных мероприятий.

    Речевое развитие:

    Чтение художественной литературы: потешки «Как у нашего кота…»; р.н.с. «Лиса и тетерев», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса»; поговорок, пословиц о временах года.

    Разучивание песенок, потешек «Расти коса до пояса…», «Солнышко – ведрышко».

    Беседы: «Дымковские игрушки», «Почему игрушки называются дымковскими», «Мои любимые сказки», «Филимоновские свистульки», «Матрешки, разноцветные одежки», «Что такое народная игрушка», «Кто такие народные мастера», «Что мы знаем о матрешке», «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки».

    Дидактические игры «Найди различия и сходства» (сравнения матрешек)

    Словесные игры «Опиши игрушку» .

2. Социально-Коммуникативное развитие:

    Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Парад игрушек», «Напоим матрешку чаем», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки», «Как котик в гости ходил».

    Игра – драматизация по русской народной сказке «Заюшкина избушка» .

    Создание игровой ситуации с использованием загадок про народные игрушки.

    Хороводная игра «Заинька»

    Музыкальная русская народная игра «Шел козел по лесу»

3. Познавательное развитие:

    Рассматривание альбомов, иллюстраций о предметах старинного быта, кукол в народных костюмах.

    Дидактические игры: «В какой руке игрушка?», «Составь картинку – матрешку», «Накроем стол к чаю», «Подумай и скажи», «Что из чего сделано?»

    НОД «В гостях у народных мастеров. Игрушки из глины».

    НОД «Знакомство с матрешкой»

4. Художественно-Эстетическое развитие:

    Раскраски «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка» и др. с росписью народных игрушек.

    Трафареты народных игрушек.

    НОД Рисование по мотивам дымковской игрушки «Украсим кукле платьице».

    НОД Лепка по мотивам филимоновской игрушки «Барашек»

    НОД Лепка «Козленочек» (по мотивам р.н.с. «Волк и семеро козлят»)

    НОД Рисование «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок» (по мотивам р.н.с. «Волк и семеро козлят»)

    Конструирование «Строим домик для матрешки».

    Дидактические игры «Дорисуй узор», «Выложи орнамент», «Выложи узор»

5. Физическое развитие:

    Подвижные игры: «Прятки», «Дети и волк», «У медведя во бору», «Гуси – гуси», «Неваляшки», «Карусель», «Матрешки»,» Совушка», «Мы веселые ребята».

4 часть проекта . Привлечение родителей.

    Познакомить родителей с темой проекта, пожеланиями детей о получении новых знаний (вывесить лист опроса с моделью трех вопросов) .

    Консультация для родителей «Роль народных игрушек и игр в воспитании дошкольников»

    Консультация для родителей «Фольклор для маленьких»

    Консультация для родителей «Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке»

    Участие родителей в подготовке и проведении развлечения «Посиделки у самовара»

5 часть проекта. Заключительная.

    Итоговое мероприятие: развлечение «Посиделки у самовара»

    Выставка творческих работ детей по теме недели.

В ходе реализации проекта обогатились знания детей о народном творчестве (игрушка, фольклор, традиции). Дети используют в активной речи потешки, загадки, поговорки; умеют играть в русские народные подвижные игры; имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев. Ребята проявляют интерес к народной игрушке, различают и создают узоры по мотивам дымковских и филимоновских игрушек, бережно относятся к произведениям народного творчества.

Литература:

1.