Промышленная специализация крупных городов китая на карте. Перспективные сферы производства. Развитие промышленных отраслей

Китай занимает первое место во всем мире по количеству промышленных предприятий. В настоящий момент около 3/5 всех трудовых ресурсов индустрии работают в тяжелой промышленности. Китай не отстает от других стран мира и по внедрению в производство новых технологий.

Промышленность Китая сосредоточена в приморских провинциях на востоке страны, где расположены основные индустриальные центры. Это Цзянсу, Шаньдун, Шанхай и многие другие. В крупных городах, население которых превышает 500 тысяч человек, находится более половины фондов гос. Промышленности. То есть это 13,1% от всех предприятий промышленности, около 10% пищевой промышленности и машиностроения, около 5% текстильной промышленности.

Китай занимает четвертое в мире место по добыче нефти. Нефть различна по качеству – от тяжелой парафинистой до легкой малосернистой.

В Китае есть запасы природного газа и железорудного сырья мирового значения. В стране есть месторождения вольфрама, молибдена и марганца. Однако они не могут полностью обеспечить потребности отрасли.

В сфере машиностроения очень развиты станкостроение и транспортное машиностроение. Строительство автомобилей в стране стремительно развивается, в том числе и выпуск автомобилей на совместных производствах.

Отрасли промышленности Китая затрагивают и химическую промышленность. Например, Китай занимает первое место в мире по производству минеральных удобрений. Сырьевую базу обеспечивает горно-химическая промышленность, где добывается поваренная соль, фосфориты, пириты и многие другие вещества.

Но сильнее всего развита легкая промышленность. Именно она имеет огромное влияние на внутренний товарооборот, развитие сельского хозяйства и занятость населения. Самые важные подотрасли – текстильная, швейная, обувная, трикотажная, кожевенная.

Кроме того, Китай давно держит лидерство по выпуску чайной продукции, табака, а в последние годы еще и пива. Хотя по производству чая Китай несколько уступает Индии. Но на экспорт идет только чайная продукция.

Но самыми главными остаются текстильная и пищевая отрасли легкой промышленности. На них приходится почти 22 % всей производимой продукции. Большая часть этих предприятий расположена в Северном, Восточном и Центрально-Южном районах.

Пищевая промышленность Китая развита на Юго-Западе страны. В пищевой промышленности задействовано более 70 тысяч предприятий. Текстильная промышленность четко разделена. На севере страны производят шерсть, на юге – шелк, кенаф и джут. Всего в текстильной промышленности 25 тысяч предприятий.

Машиностроение в Китае тоже развито. Основные предприятия по машиностроению сосредоточены в Шанхае, Чаньчуне, Харбине, Пекине, Далянь. Потребности Китая в автомобилях практически полностью обеспечиваются собственным производством. Очень развиты совместные производства с другими странами – Ниссан, Ситроен, БМВ, Тойота и прочие.

Сельское хозяйство в Китае развито очень хорошо. Настолько, что позволяет обеспечить продукцией все многочисленное население Китая и еще отправлять товары на экспорт.

Гуанчжоу – один из самых крупных промышленных центров Китая

Легкая промышленность Китая сосредоточена в крупнейшем промышленном центре Гуанчжоу. Здесь находятся сотни тысяч промышленных фабрик, заводов, предприятий и рынков. Именно здесь дважды в год проходит Кантонская ярмарка. Это открытый город, экспортирующий товары в другие города и страны. Многие брендовые заводы расположились именно здесь.

Шанхай

Шанхай является очень важным промышленным центром Китая. Основными промышленными отраслями этого города являются машиностроение, нефтехимическая промышленность, производство электробытовых приборов, производство средств коммуникации и связи и установок для электростанций, металлургия.

Пекин

Столица Китая и крупный промышленный центр. Автомобильная промышленность Китая сосредоточена именно здесь. Самым крупным предприятием по производству автомобилей является Beijing Automotive Import & Export Corporation. Филиалы этой компании работают в 26 городах Китая. В год они выпускают порядка 700000 автомобилей. Большую их часть составляют джипы, минивэны и легкие грузовики. Также они занимаются выпуском запчастей для этих автомобилей.

Также в Пекине развита фармацевтика. Предприятие, расположенное в этом городе обеспечивает больницы Пекина на 30% лекарственными средствами и медицинским оборудованием.

Пекин является крупнейшим промышленным центром в сфере информационных технологий. В этом городе зарегистрировано более 3500 компаний, занимающихся программным обеспечением.

Также в Пекине есть металлургические и химические заводы, заводы по производству транспортного оборудования и телекоммуникаций.

Чунцин

Чунцин является крупным промышленным центром Китая. Во-первых, он является одним из главных производителей алюминия. Во-вторых, в нем очень развита и растет с невероятными темпами автомобильная промышленность. Есть предприятия, занимающиеся совместным выпуском автомобилей, таких как Форд и Сузуки. Этот город ежегодно выпускает с конвейеров до 1,3 миллионов единиц автомобилей. Всего в Чунцине расположено более 20 автомобильных заводов.

Текстильная промышленность Китая также очень развита в Чунцине. Она стабильно продолжает развиваться.

Кроме того, в этом городе сосредоточились крупнейшие производители информационных технологий. Всего в городе более 260 исследовательских центров, колледжей и университетов.

Нанкин

Крупный центр культуры, промышленности и важнейший транспортный узел Китая. Промышленность этого города представлена машиностроением, турбиностроением, станкостроением и прочей тяжелой промышленность. Также развита химическая промышленность Китая, текстильная, пищевая.

Китай – уникальная страна, все возможные отрасли производства развиты в ней в полной мере и постоянно продолжают совершенствоваться. В этой статье мы назвали только самые крупные промышленные центры Китая. Помимо них, есть еще огромное количество центров чуть меньших по размеру, но не последних по значимости.

Длительное время Китай являлся загадочной страной и лишь несколько десятилетий назад о нем всерьез заговорили. КНР - это страна, имеющая огромную площадь. По своим размерам территории Китай занимает третье место. Государство имеет прямой выход к Тихому океану, что позволяет ему успешно экспортировать свою продукцию по всему миру. На его территории находятся пустыня и горы. Ему принадлежит 3400 островов разных размеров. Он известен во всем мире своей культурой, кухней, промышленностью.

Население

На протяжении длительного времени население Китайской Народной Республики стремительно растет. Сегодня численность страны составляет более одного миллиарда трехсот тысяч жителей. Возрастная категория страны - это люди среднего возраста. Такая тенденция обусловлена Законом страны, который гласит, что в одной семье должен быть лишь один ребенок. Китай - это страна, где лидирует урбанизация. За последнее время существенно расширились территории городов, в то время как сельское население сократилось в несколько раз. Такая тенденция обусловлена стремительным развитием промышленных объектов в больших городах, в которых необходимы рабочие руки.

Руководство страны обеспокоено большими темпами увеличения количества населения, именно поэтому уже несколько десятилетий подряд действует правило, что полноценная семья может иметь только одного малыша. Исключением является сельская местность. Не касается этот закон и этнических меньшинств страны. Но как бы ни старались чиновники Китая стабилизировать рождаемость, статданные свидетельствуют о росте населения. Такая тенденция сохранится и в будущем. Китайцы - религиозный народ. Большая их часть исповедуют буддизм. Но официальные данные свидетельствуют, что в КНР более 20 млн мусульман, 10 млн католиков, 12 млн протестантов. Разговаривают китайцы на многих языках, но все владеют так называемым стандартным китайским языком.

Промышленность Китая

Китай имеет самое большее в мире количество промышленных предприятий. Это предприятия тяжёлой промышленности, на которых трудится более 3/5 работающего населения страны. Китайская Народная республика обширно внедряет в промышленности новейшие в мировые технологии. Страна особое внимание отдает именно новинкам. Это помогает ей быть одной из самых развитых стран мира. С особым вниманием здесь относятся к сбережению энергетических ресурсов.

Большая часть промышленности, которую контролирует государство, находится в самых крупных городах. Именно это и способствует процессу урбанизации. Жители стремятся к новым технологиям, меняя сельскую местность на шумный город.

Основные отрасли промышленности

В Китае особо развита энергетическая промышленность. Добыча угля и производство нефти разного качества занимают лидирующие позиции. Страна на своем балансе имеет более 100 крупных угледобывающих предприятий. Газ добывается в небольшом количестве.

Металлургическая промышленность работает на полную силу, но обеспечить потребности отрасли собственная добыча не может. В Китае имеются залежи вольфрама, марганца и иного сырья, используемого для изготовления сортовой стали.

Машиностроение также развито на особом уровне. Страна специализируется на производстве станков и различного оборудования, тяжелых автомобилей. Особое значение имеют предприятия, которые специализируются на производстве именно автомобилей. Такой тип машиностроения наращивается стремительными темпами.

Передовое место в нише микроэлектроники и электронных технологийза последние десятилетия занял Китай за счет огромного количества, как мелких, так и крупных предприятий по сборке самых различных электронных устройств, экспортируемые по всему миру.

Продукция предприятий химической промышленности пользуется спросом во всем мире. Китай производит минеральные удобрения для всего мира.

Но самой популярной промышленностью в КНР считается легкая. Именно на ней занято основное количество работающих. Это самая экономически выгодная отрасль в стране. Здесь развиты абсолютно все направления, но в особенности - текстильная и пищевая промышленность.

Сельское хозяйство Китая

В Китайской Народной республике сельское хозяйство имеет большое значение, особенно выращивание самых разных культур. Страна занимает лидирующие позиции в мире в количестве выращиваемых видов культур: 50 видов полевых, 80 - огородных и 60 - садовых. На сельскохозяйственных работах занято более половины населения страны.

Специализируется КНР на выращивании зерновых культур, в особенности риса. Эту культуру растят на всей территории страны. Но не отстает и выращивание пшеницы. Китай расположен в разных климатических поясах, благодаря чему и выращиваются самые разнообразные культуры сельского хозяйства. Очень развито выращивание чая и табака, хлопка, сахарного тростника. Страна также в больших объемах выращивает плодовые культуры и овощи.

Разведение животных, птиц и рыб

Животноводческое направление в стране зависит от кормовой базы, а это пастбища. Именно поэтому здесь развито скотоводство и свиноводство. Выращивают животных кочевым способом. Разведение крупного рогатого скота, домашних птиц также занимает особое место в сельском хозяйстве.

КНР является мировым лидером продукции водного промысла. Для разведения рыб страна использует рисовые поля. Уникальная технология и благотворный климат позволяют в одном месте заниматься разными видами сельского хозяйства. Но в последнее время Китай начал использовать и природные морские отмели, которые преобразовались в «фермы» для выращивания различных морских жителей.

Китай - это очень интересная страна с богатой культурой и своими традициями. Население Китайской Народной республики очень трудолюбиво. Грамотная политика, огромное количество трудовых ресурсов позволили государству во многих отраслях стать лидером в мире.

В связи с динамичным развитием промышленного производства сталь, уголь, нефть, цемент и другие сырьевые материалы, которые одно время были в дефиците, стали поставляться с избытком. Это привело к наращиванию экономического потенциала Китая, обеспечило и стимулирует поступательный и стремительный рост народного хозяйства. Одновременно с этим рынок Китая как никогда изобилует одеждой, бытовой электротехникой, пищевыми продуктами и другими товарами легкой промышленности.

Ганьсу – цветная металлургия, электроэнергетическая, нефтехимическая промышленность, производство строительных материалов.

Гуандун - бытовая техника, производство пластмассовых изделий, продуктов, одежды, текстиля, электроники, электроэнергетика и металлургия.

Тяньцзинь - автомобилестроение и оборудование для механической промышленности, микроэлектроника и оборудование для связи, химическая промышленность на базе ресурсов морского дна и нефтехимическая промышленность, качественные стальные трубы и качественный стальной прокат.

Аньхой – металлургия, сельскохозяйственное машиностроение, угледобывающая промышленность, мукомольная, рисоочистительная, маслобойная, табачная, чаеобрабатывающая, хлопчатобумажная, бумажная промышленность.

Гуйчжоу – металлургическая, химическая промышленность, промышленность по добыче золота, электроэнергетика, пищевая индустрия, лесная промышленность, гидроэнергетика.

Ляонин – машиностроение, нефтехимическая и горнодобывающая промышленность, металлургия.

Сычуань – электроника, металлургия, химическая промышленность, фармацевтика, пищевая промышленность.

Фуцзянь – электроника, нефтехимия и машиностроение, легкая промышленность.

Хайнань – машиностроение, туризм, добыча полезных ископаемых, сахарная промышленность, стройматериалы и пищевая промышленность.

Хубэй – автомобилестроение, электромеханика, металлургия, химическая промышленность, легкая промышленность, строительная индустрия.

Хунань – пищевая и текстильная промышленность, производство электроники, стройматериалов, фармацевтика и металлургия.

Хэбэй – химическая (фармацевтическая), металлургическая, машиностроительная, пищевая промышленность, производство строительных материалов.

Хэйлунцзян – нефтяная промышленность, база производства зерновых, угледобывающая, лесная, химическая промышленность и база производства крупного оборудования для электростанций.

Хэнань – угольная, нефтяная, химическая, пищевая, текстильная промышленность, стройматериалы, машиностроение, энергетика, фармацевтика.

Цзилинь – автомобилестроение, нефтехимия, пищевая, фармацевтическая, электронная промышленность.

Цзянси – автомобилестроение, машиностроение, электроника, химическая промышленность, производство стройматериалов, фармацевтика, текстильная и пищевая промышленность.

Цзянсу – текстильная промышленность и индустрия продуктов питания, добыча и обработка каменной соли, серы, фосфатови мрамора, химическая промышленность, производство строительных материалов, нефтяная промышленность.

Цинхай – машиностроение, текстильная, химическая промышленность, производство строительных материалов, металлургия, легкая и пищевая промышленность.

Чжэцзян – фармацевтика, электроника и химическая промышленность.

Шаньдун – энергоресурсы, химическая промышленность, металлургия, строительные материалы, машиностроение, электроника, текстильная, пищевая промышленность.

Шаньси – угольная промышленность, металлургия, механическая промышленность, электроэнергетика, химическая, легкая и текстильная промышленность.

Шэньси – электроника, механическая промышленность, фармацевтика, химическая промышленность, энергетика, пищевая промышленность, туризм.

Юньнань – цветная металлургия, машиностроение, производство электроэнергии, текстильная, кожевенная, пищевая, химическая промышленность, стройматериалы, полиграфическая промышленность, приборостроение.

Тайвань – текстильная, химическая промышленность, машиностроение, электронная промышленность.

Шанхай – автомобилестроение, оборудование электроники и связи, металлургия, нефтехимическая промышленность, комплектное оборудование для электростанций, хлопчатобумажная промышленность, судостроение.

Тибетский автономный район – энергетика, горная промышленность, легкая и текстильная промышленность, традиционные ремесла.

АР Внутренняя Монголия – переработка продукции сельского хозяйства и животноводства, энергетика, металлургия, химическая промышленность.

Гуанси-Чжуанский автономный район – металлургия, машиностроение, производство сахара, пищевая промышленность.

Синьцзян-Уйгурский автономный район – черная металлургия, нефтяная, угольная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, производство кожи и текстиля, сахарная промышленность.

Нинся-Хуэйский автономный район – угледобывающая промышленность, электроэнергетика, нефтепереработка, добыча известняка, слюды и асбеста.

Пекин – сталелитейная промышленность, машиностроительная и текстильная промышленность, автомобилестроение и нефтехимия, торговля.

Чунцин – машиностроение, металлургия, легкая, пищевая, химическая промышленность, электроника, электротехника, производство стройматериалов, оборудования для охраны окружающей среды.

Гонконг – текстильное и швейное производство, электротехническая и электронная промышленность, часовое производство, изготовление изделий из пластмассы и игрушек, полиграфическая промышленность. Макао– швейная и текстильная промышленность, радиоэлектроника, оптика, пищевая промышленность, традиционные ремесла.

Кто бы мог подумать, но практически до середины XX века Китай был не очень развитой с экономической и промышленной точки зрения страной. В экономике прослеживалась сильная сырьевая и аграрная ориентация. С 1949 года, когда была создана КНР, ситуация стала меняться в лучшую сторону. За несколько следующих десятков лет в Китае появилось около четырехсот новых предприятий, а объем производства за полвека вырос в 39 раз.

Активное развитие экономики и промышленности Китая началось еще в далеком 1978 году. Именно тогда руководство страны начало проводить в жизнь либеральные экономические реформы, тот самый «новый курс», способствующий естественному стабильному развитию Китая. И прежде всего преобразования коснулись основных отраслей промышленности: в страну стали привлекать инвестиции, многие производства переориентировали на экспорт, создавали особые экономические зоны с благоприятным деловым климатом, налоговыми льготами и упрощенным администрированием. В итоге к сегодняшнему дню Китай стал одним из мировых лидеров по производству многих товаров. Также сегодня Китай - одна из ведущих стран по количеству заводов. В стране представлено свыше 360 отраслей производства. Самые крупные центры промышленности Китая сконцентрированы преимущественно в восточных провинциях (Ляонин, Шанхай, Цзянсу, Гуандун и т. д.).

Легкая промышленность

25 ТЫСЯЧ

текстильных компаний рассредоточены по всему Китаю

Легкая промышленность - одна из системообразующих отраслей Поднебесной, так сложилось исторически, еще с дореволюционных времен.

В структуре экономики страны на пищевую и текстильную отрасли приходится примерно пятая часть всей промышленной продукции.

25 ТЫСЯЧ

текстильный компаний рассредоточены по всему Китаю

Всего на территории Поднебесной насчитывают около 25 тысяч текстильных компаний, они рассредоточены по всей стране.

Пищевая промышленность и сельское хозяйство

И без того многочисленное население Китая постоянно растет, что приводит и к росту потребления продовольствия. В связи с этим пищевая промышленность и аграрная отрасль также являются ключевыми в Китае и признаны системообразующими на уровне государства.

Предприятия пищевой промышленности располагаются в основном на юго-западе страны. На северо-западе сосредоточены компании, занимающиеся животноводством, на северо-востоке - масломолочные и сахарные производства. Всего в Китае работает около 65–70 тысяч предприятий пищевой индустрии.

Кроме того, в КНР всячески поддерживают фермеров на государственном уровне, например, крестьяне освобождены от сельскохозяйственного сбора, налогов на продукцию, забой скота и других сборов. Также фермерам доступны субсидии, дотации, льготные кредиты и даже безвозмездная помощь. Помимо всего прочего, государство гарантирует фермерам закупку урожая, то есть крестьяне могут не беспокоиться о поиске рынка сбыта, сезонности, скоропортящейся продукции (например, если они производят молоко и фрукты). Все эти меры поддержки привели к тому, что в Китае очень сильная селекционная наука: китайцам удалось вывести ряд сельскохозяйственных культур с урожайностью, в разы превышающей показатели по подобным сортам.

Нефте- и газодобыча

4 МЛН БАРРЕЛЕЙ

В Китае располагаются большие залежи сырьевых ресурсов, нефти, газа, угля, однако страна нацелена больше на развитие перерабатывающих производств, нежели на добычу.

Китай - крупный производитель нефти. В стране добывают около 4 млн баррелей в сутки. Нефть разная - от легкой малосернистой до тяжелой парафинистой.

4 МЛН БАРРЕЛЕЙ

нефти в сутки добывают в Китае

Газовая промышленность представлена добычей природного и попутного газа, получением искусственного промышленного (коксового, сланцевого) и полукустарного (биометан) газа. Объем запасов природного газа Китая, по разным оценкам, составляет более 4000 млрд тонн. Причем всего 4% месторождений разработаны.

Тяжелая промышленность

Высокими темпами развивается и тяжелая промышленность Китая. Это не только системообразующая для производства сфера, но и социальный сектор: на предприятиях тяжелой промышленности работают около 60% «производственников».

Наиболее развитые направления - станкостроение, тяжелое и транспортное машиностроение.

В последние годы прослеживается тенденция сокращения объемов производства в этой сфере, однако этот тренд характерен для многих стран. Во всем мире происходит замедление темпов роста потребления, поэтому избыточные мощности приходится перераспределять или ликвидировать.

Сегодня в Китае насчитывается, например, около 60 заводов в сфере машиностроения, 1500 металлургических заводов (преимущественно черной металлургии).

В Китае производится более 1000 видов стали, в том числе с высокими техническими характеристиками (например, сплавы для авиационной отрасли, отличающиеся высокой жаропрочностью, сплавы для добывающих предприятий, устойчивые к работе в сложных температурных условиях, и др.). Также активно развивается цветная металлургия: в недрах Китая располагаются залежи меди, марганца, цинка, серебра, золота, свинца и других руд.

Считается, что по числу промышленных предприятий Китай - мировой лидер. Кроме того, КНР - ведущая страна по внедрению инноваций, технологий энерго- и ресурсосбережения.

Автомобильная индустрия

Для экономики Китая вообще важную роль сегодня играют технологические отрасли, например автопром. Эффективность курса на технологии, взятого властями страны некоторое время назад, довольно высока, что отражается и на отдельных отраслях, например на автопроизводстве.

Дело в том, что все иностранные автопроизводители, желающие производить машины в Китае, согласно принятому порядку, должны создавать совместные предприятия и передавать технологии местным компаниям. Поэтому примерно половина произведенных авто - это местные бренды (BYD, Lifan, Chang’an, Geely, Chery, Hafei, Jianghuai, Great Wall, Roewe и др.), остальные производятся на совместных предприятиях с зарубежными автобрендами (Volkswagen, Mitsubishi, General Motors, Hyundai, Nissan, Honda, Toyota). При этом в Китае до конца 2016 года отменен налог на продажи 70% авто, что также стимулирует развитие индустрии.

В отличие от США, Европы и других стран, где продажи авто продолжают снижаться, спрос на них в Китае остается стабильным. К примеру, Китайская ассоциация автопроизводителей подсчитала, что в августе 2016 года иностранные и отечественные автопроизводители продали 1,8 млн авто, на 26% больше, чем за аналогичный период 2015 года. В текущем году уже продано 14,4 млн машин, темпы явно превышают прошлогодние. Объем продаж 2015 года - 24,5 млн авто. Спрос на внутреннем рынке обеспечивается собственным производством, импорт составляет около 10% от объема продаж.

В автомобильной индустрии Китай нацелен не только на преемственность технологий, но и на развитие инноваций. Например, власти рассматривают электрические транспортные средства (электрокары) в качестве стратегически важных для экономического роста Китая. Планируемое ежегодное производство электрокаров к 2025 году - 3 млн. Сегодня в Китае продается 330 тысяч таких авто, что больше, чем в США. С помощью электрокаров в стране планируют повысить экономию топлива на 30% к 2020 году. Пока большинство электрокаров местного производства, но Китай нацелен и на расширение международного сотрудничества, к примеру, на днях стало известно, что Volkswagen создал совместное предприятие по разработке новых моделей электрокаров с китайской государственной компанией.

Девелопмент

В строительной отрасли Китай известен производством цемента, керамической плитки и кирпича. На территории страны располагаются гигантские запасы гипса, графита, кварца, высококачественных глин, асбеста, известняка и слюды.

Государство в этой отрасли, как и во многих других системообразующих отраслях, обеспечивает застройщикам львиную долю рынка сбыта. Оно заказывает строительство производственных объектов, дорог, жилых домов и тем самым обеспечивает занятость и экономический рост в индустрии.

В последние 20 лет строительная отрасль Китая также добилась существенных прорывов в применении новых технологий. Например, бетон изготавливается по современным технологиям на химических и минеральных добавках, что улучшает его состав, делая его более плотным и прочным. Кроме того, Китай - лидер по производству стальных конструкций для высотных домов.

Химическая отрасль

Эта индустрия представлена крупной горно-химической промышленностью (поваренная соль, фосфориты, пириты), растущей нефтехимической и значительным количеством сырья растительного происхождения.

По производству минеральных удобрений КНР занимает одно из первых мест в мире. По другим направлениям Китай пока не занимает лидирующие места, но стремительно развивается.

Существенное влияние на химическую сферу оказывает активный темп развития страны и масштабная урбанизация - люди и предприятия нуждаются в огромном количестве топливных и химических ресурсов.

Финансовая отрасль

И, конечно, одной из ключевых и системообразующих отраслей экономики Китая, которая оказывает влияние и на другие сферы, а также определяет их развитие, является финансовый сектор.

Финансовой базой для развития этой отрасли стала поддержка со стороны государства и наличие национальной платежной системы UnionPay. Таким образом, был задан стратегический вектор развития системы, ориентированный на международный рынок.

Масштабы и темпы развития системы обоснованы ее структурой, она учреждена государством совместно с крупнейшими китайскими банками, однако сегодня ее участниками являются финансовые институты по всему миру. При этом сегодня UnionPay – одна из крупнейшых платежных систем мира по объему транзакций и числу выпущенных карт.

Китайское машиностроение и местный рынок оказывают значительное влияние на облик тяжелой промышленности во всем мире. Активное развитие Китая предлагает ряд возможностей, в том числе, для иностранных производителей оборудования и продукции машиностроения в качестве экспертов и инвесторов.

На северо-востоке Пекина за четвертым транспортным кольцом когда-то располагался центр китайской тяжелой промышленности — производственный комплекс Дашаньцзы. Он был открыт в 1957 году при непосредственном участии советских инженеров и с использованием оборудования из Восточной Германии. В первые годы своего образования Китайская Народная Республика оказалась в полной зависимости от иностранных технологий. Ее собственные возможности производить современное промышленное оборудование сильно отставали от потребностей экономики в те дни.

Многое за последние пятьдесят лет изменилось. В цехах Дашаньцзы не осталось больше ни станков, ни рабочих — их место заняли китайские художники. А печные трубы и аскетичные фасады бывшего фабричного комплекса стали декорациями для студий и галерей современных китайских творцов. Сейчас этот бывший центр тяжелой промышленности более известен как Арт-район 798. А китайское машиностроение сделало значительный шаг вперед и перебралось в цеха, оборудованные более современными производственными линиями. Технологии же уже не существующего Советского Союза и Восточной Германии служат лишь вдохновением для художников. Китай сам стал одним из крупнейших в мире производителей машинного оборудования.

По данным Всекитайской федерации машиностроения, объемы производства отрасли в 2009 году достигли 1,6 триллионов долларов, что в четыре раза больше, чем десять лет назад. В настоящее время Китай является крупнейшим производителем промышленного оборудования в мире. Причем четверть произведенного в Китае оборудования предназначается для экспорта, таким образом, машиностроение занимает второе место после электроники по темпам прироста экспортных поставок.

До 2003 года машиностроительная продукция в Китай больше импортировалась, чем экспортировалась из него. Однако уже в 2007 году КНР обошел Германию и стал крупнейшим в мире экспортером. А в 2009 году 16% промышленного оборудования в мире производилось в Китае. Сочетание дешевой рабочей силы, государственной поддержки и иностранных технологий стало основой столь удивительного роста китайского машиностроения.

Дешевле некуда

Производителям промышленного оборудования практически бессмысленно конкурировать с китайскими компаниями в вопросах цены. Например, в 2009 году Китай стал крупнейшим экспортером лесопильного оборудования, средняя цена FOB которого составляла всего 92 доллара, когда даже мексиканский аналог обойдется в 247 долларов, а итальянский — в 585 долларов. Таким же образом, Китай является крупнейшим и одним из самых дешевых производителей холодильных компрессоров. Средняя стоимость китайских установок составляет 48 долларов, когда японский компрессор обойдется в 113 долларов, американский — в 204, и даже таиландский — в 62.

Основным конкурентным преимуществом, конечно, является недорогая рабочая сила. Китай имеет не только самое большое население в мире, но и крупнейшее число трудовых ресурсов. В настоящее время в китайском машиностроении работает около 20 миллионов человек, которые получают зарплату намного скромнее своих коллег в других странах. И хотя уровень оплаты труда в Китае растет, в 2008 году он составлял в среднем 40 центов в час, когда в США, Японии и Германии за час рабочий получал минимум 20 долларов.

Но не только миллионы китайских рабочих обеспечивают рост машиностроения в стране. Благодаря реформе образования, в Китае возросло и число специалистов. Так, в 2000 году институты по всей стране выпустили почти 200 000 молодых инженеров, а в 2010 году — уже более 700 000. Это также в значительной степени стимулирует развитие китайского машиностроения не только количественно, но и качественно.

Роль правительства

Китайское правительство активно поддерживает развитие машиностроения, в том числе, выделяя субсидии, повышая возвраты НДС при экспорте, снижая проценты на займы. Рассмотрим, например, историю производителя нефтеперерабатывающего оборудования из провинции Шаньдун, Shandong Molong Petroleum Machinery Co. В 2009 году компания получила правительственные субсидии на сумму 5,5 миллионов долларов, включая 4,4 млн из местной казны города Шоугуана. Дополнительно 1,2 млн долл. производитель получил в форме возврата НДС, когда в среднем, в Китае при экспорте возвращается не более 15-17%. Более того, компания, попав в число высокотехнологичных предприятий в провинции Шаньдун, вместо 25% подоходного налога, выплатила в казну всего 15%. Но этим дело не ограничилось. В 2009 году из налогового счета компании было вычтено 147 000 долларов в качестве компенсации расходов на исследования и разработку, также она получила 40-процентный налоговый кредит на сумму 4,4 млн долл. за расходы на модернизацию оборудования завода. То есть, в целом, Shandong Molong получил от правительства субсидий на сумму 16,3 млн долл.

Подобная налоговая практика дает местным производителям оборудования неоспоримое преимущество в конкуренции с иностранными поставщиками. И хотя после вхождения в ВТО таможенные пошлины на ввоз оборудования в Китае значительно сократились, с 14,4% до 6,5%, они по-прежнему значительно выше, чем в большинстве развивающихся стран.

Роль иностранных инвестиций

Поддержка, демонстрируемая китайским правительством по отношению к местным производителям, не смогла отпугнуть иностранных инвесторов от рынка машиностроения — силу, оказавшую огромное влияние на формирование современной отрасли. Благодаря иностранным инвестициям, производственные мощности в Китае практически в одно мгновение достигли мировых стандартов. Иностранные покупатели, придя на китайский рынок со своими строгими международными требованиями, способствовали улучшению качества продукции. Более высокие стандарты качества стремительно распространились среди производителей КНР, создав дополнительный стимул для дальнейших инвестиций в Китай иностранным компаниям, стремящимся полностью реализовать главное преимущество местного рынка — низкие цены.

С 1990 года Китай был первым по объему получаемых иностранных инвестиций среди всех развивающихся стран. А в 2009 году он занял второе место в мире по ПИИ, уступив лишь США. И около половины этих инвестиций прямо поступало в производственный сектор китайской экономики. В 2010 году на компании с иностранными инвестициями приходилось до 55% китайского экспорта. Иностранные технологии нередко в нарушение прав интеллектуальной собственности, а чаще вследствие мобильности человеческих ресурсов, стали попадать в руки местных компаний. Таким образом, именно иностранные инвестиции и стали основой нынешнего успеха китайских производителей оборудования.

К пуску готово!

Прогресс китайского машиностроения заставляет задуматься иностранные компании над стратегией своего развития. И многие находят возможным успешное сотрудничество с китайскими производителями. Ведь, несмотря на то, что Китай является крупнейшим экспортером промышленного оборудования, он по-прежнему сам нуждается в определенной продукции машиностроения, особенно, инновационной. Да и среди многих производителей наличие иноземного оборудования — это часто повод для гордости и гарантия качества изготавливаемой продукции. Репутация иностранных компаний часто перевешивает китайские бренды: Caterpillar по-прежнему более известен, чем Henan Hongxing. Кроме того, зарубежные компании предоставляют услугу по обслуживанию и ремонту оборудования после его покупки, когда редкий китайский производитель имеет такой козырь.

Среди иностранных компаний, достигших успеха в Китае на рынке высокотехнологичной продукции машиностроения, стоит отметить Rolls-Royce . В ноябре 2010 года компания заключила контракт на 1,2 млрд долл. на поставку и обслуживание двигателей для авиалайнеров China Eastern Airlines. Помимо поставок более 300 двигателей, Rolls-Royce вполне преуспел и в сфере инвестиций в Китай. На настоящий момент британская компания имеет совместное предприятие в КНР по производству комплектующих для двигателей. Также в Тяньцзине британцы организовали центр подготовки техников и инженеров для Всекитайского управления гражданской авиации.

General Electric также вполне успешно вышел на китайский рынок машиностроения. Американская компания создала 36 предприятий на территории Китая, где сейчас трудится более 14 000 человек. В 2010 году компания заявила о дальнейшем шаге по развитию китайского рынка, инвестировав два миллиарда долларов в совместное предприятие по производству энергетического оборудования.

Прямые инвестиции — это часто лучшее решение для иностранных производителей, желающих воспользоваться преимуществами китайского рынка. Кроме того, существует и ряд административных стимулов для иностранных компаний: от условий для выхода на рынок до налоговых льгот. Помимо новейших технологий, иностранные компании в Китае имеют и ряд других преимуществ перед местными игроками. Производительность труда на иностранных заводах в Китае часто выше, чем у частных китайских производителей, у которых она выше, чем на государственных предприятиях. Также иностранные компании имеют выход на международный рынок: большая часть произведенного в Китае оборудования экспортируется в страну инвестора.

Рост китайских производителей

Пока иностранные компании пытаются успешно работать в Китае, местные производители стремятся выйти на международный рынок. Успех китайских компаний в экспорте своей продукции дает им возможности для активного освоение других рынков и развития собственного имени. Этот процесс начался еще в 2004 году, сразу после того, как экспорт оборудования из Китая сравнялся с импортом.

В 2004 году Shanghai Electric Corp. приобрела 75% акций японского производителя токарных и фрезерных станков Ikegai за 4,5 миллиона долларов. В 2005 году Harbin Measuring Tool and Cutting Tool Group приобрела за 12 млн долл. немецкую компанию Kelch GmbH. А в 2006 году Zhejiang Hongsheng Group приобрела всего за пять миллионов долларов немецкого производителя ткацкого оборудования Grosse Webereimaschinen.

2006 год также стал знаменательным для двух китайских производителей строительного оборудования — Sany и Zoomlion. Sany сделала огромный шаг по развитию мирового рынка, открыв за 60 млн долл. производство в Индии. В 2007 году китайский производитель открыл офис в США, а также инвестировал 130 млн долл. в строительство завода и исследовательского центра в Германии. В 2010 году компания инвестировала 200 млн долл. в производственную базу в Бразилии, а также открыла еще один завод в Индии. В ближайшие годы Sany планирует расширить свое присутствие на рынках Индонезии, России и ЮАР.

Zoomlion также пошел путем приобретения иностранных предприятий. В 2008 году китайский производитель приобрел итальянскую компанию CIFA за 422 млн долл. Таким образом, он вдвое увеличил свои иностранные инвестиции, главным образом, направленные на развитие рынков США, Индии и Бразилии.

Пока же имена китайских производителей не могут тягаться с именитыми Caterpillar, Liebherr или Komatsu. Однако Китай продолжает снижать свою зависимость от иностранных технологий и развивает конкурентные преимущества для борьбы на мировом рынке, прежде всего за покупателей в развивающихся странах.