Сущность и роль труда в обществе. Понятие труда, его роль в жизни общества. Общественная организация труда. Общая характеристика отношений, возникающих в процессе труда

ГЛАВА ПЕРВАЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ

ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ТРУДА

1.1. Методологические основы изучения труда

1.3. Концепции пространства-времени и трансформация труда

ГЛАВА ВТОРАЯ. ТРУД В

СОВРЕМЕННОМ ДИНАМИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Новые высокие технологии и изменение труда

2.2. Глобализация и индивидуализация труда

2.3. Творчество и труд в формирующемся обществе 99 знания

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Коваль, Виктор Васильевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного диссертационного исследования получены следующие результаты.

Все более широкое применение новых технологий (информационных, генных, компьютерных, телекоммуникационных, нанотехнологий и пр.), процессы экономической и культурной глобализации, трансформирующих современное общество, жесткая конкуренция, становление глобальной производственной системы, интеллектуализация многих сфер общества обусловили появление новых тенденций трудовой деятельности, являющихся характерной особенностью современного общества. Растущее значение предпринимательства, стремление индивида реализовать свои творческие потенции, повышают ценности знания, что трансформирует взаимоотношения между организациями и отдельными индивидами и порождает новые тенденции труда.

Широкое распространение персональных компьютеров, которые теперь выступают в качестве основного средства производства, присущего «экономике знания» имеет немаловажное значение для появления новых тенденций изменения труда. Доступность ПК влечет за собой возможность для человека конструировать в своем воображении различного рода миры, воплощаемые затем в реальность, стирание различий между рабочим местом и домашней средой, что способствует формированию нового образа жизни.

Анализ тенденций изменения труда в социально-философском аспекте позволил выявить особенности труда и тенденций его изменения в современном обществе, что оказалось возможным в результате использования определенного концептуально-методологического инструментария. Первой концептуально-методологической основой выяснения особенностей труда и тенденций его развития является аксиологический метод, в качестве которого выступает аксиология как философская теория общезначимых принципов, которые определяют направленность и мотивацию деятельности и поведения человека.

Вторая концептуально-методологическая основа исследования особенностей труда и тенденций его изменения - это системный подход. Системное осмысление действительности, системный подход на современном уровне познания показывает тенденцию изменения характера V труда в сверхиндустриальном социуме, представляющую собой переход от системности труда к системам труда, прежде всего к системам интеллектуального труда. Сейчас немаловажной характеристикой интеллектуальных систем труда, носителем и субъектом которых выступает человек, является их внутреннее время - виртуальное время. Это виртуальное время и есть источник создания воображаемых миров человеком, затем опредмечиваемых в системе общественного производства.

Третьей концептуально-методологической основой исследования труда и тенденций его изменения выступает синергетическая парадигма, представляющая собой новое восприятие мира. Ее использование показало, что развитие современной глобальной экономики, основанной на смене системы труда, отличной от систем труда традиционного и индустриального общества, в перспективе должна испытать бифуркацию, связанную с ориентацией на человека и осуществление его творческих возможностей и целей. Четвертой концептуально-методологической основой изучения труда и тенденций его изменения является фрактальный подход, выросший в рамках синергетической парадигмы. В науке начинают использовать фрактальные исчисления, которые влекут за собою весьма непривычные для человека пространственные и временные представления и которые позволяют описывать новый уровень познаваемости окружающего мира и самого человека. Фракталы, фрактальные множества используются в теории труда, где они выступают в качестве обозначений субъектов труда, характеризуя качественно новую систему труда - интеллектуальную систему труда. На основе фрактального подхода выделяются среди многообразия субъектов труда четыре уровня: индивидуальный, локальный (групповой, фирменный, организационный и т.д.), глобальный (региональный, если иметь в виду пространство, чьи границы определены, вековой в случае времени) и суперглобальный (мировой, наивысший). Фрактальный подход показывает новые изменения в характере труда, связанные с развитием современного общества.

Пятая концептуально-методологическая основа исследования труда и тенденций его изменения представляет собой теорию сетевого общества. Особенности феномена труда и тенденций его изменения объясняются с позиции теории сетевого общества. Посредством социальной сети человек как субъект труда получает возможность принимать участие в совместной работе с другими индивидами, находящимися в разных местах и общающихся друг с другом в режиме реального времени. Другой существенной особенностью, которую придает сеть феномену труда и вызывает его изменение, является обеспечиваемая сетью свобода, необходимая для поиска знаний, информации и обучения. Социальные сети (особенно при выполнении знаниеемких работ) помогают человеку решать сложные и часто неоднозначные проблемы, что оказывает большое влияние на эффективность труда.

В качестве шестой концептуально-методологической основы исследования труда и его изменения плодотворной оказывается концепция глобализации, особенность которой состоит в том, что в ней зафиксировано «сжатие пространства/времени». Именно эта особенность феномена глобализации является существенной при анализе тенденций изменения характера труда в современном обществе. Именно появление над обычным пространством и временем жизнедеятельности общества глобальной информационной магистрали (всемирной информационной паутины) дает возможность интеллектуализировать трудовую деятельность человека, использовать виртуальные методы управления фирмами и корпорациями, эффективно управлять глобальными производственными системами.

Седьмая концептуально-методологическая основа исследования тенденций изменения труда в современном обществе - это теории информационного общества, отображающие эмпирическую реальность социума, где знание, информация и информационные технологии играют решающую роль. Здесь создание, передача и хранение информации оказывает значительное влияние на деятельность человека, особенно на его трудовую деятельность. Сущностью современного общества является то, что оно не может существовать и развиваться без теоретического знания. Этим объясняется то эмпирическое обстоятельство, согласно которому современный труд носит преимущественно интеллектуальный характер. Восьмой концептуально-методологической основой изучения особенностей труда и его изменений служит идея виртуальной реальности. Виртуальная реальность представляет собой особый тип реальности; ее освоение оказывает мощное воздействие на современного человека и социум. Переход к использованию цифровых, информационных технологий как этап информационной революции требует более тщательно исследовать природу виртуальной реальности, физически не существующей, но имеющей психологический статус. Это имеет колоссальное значение потому, что в трудовой деятельности современного человека все чаще используются виртуальные технологии. В настоящее время успешно развивается такая ветвь виртуальной реальности, как добавленная реальность - технология «погружения» виртуального объекта в реальный мир. Данная технология уже применяется в хирургии, проектировании, промышленности, в дистанционном управлении мобильными объектами, в том числе для управления космическими и подводными роботами-манипуляторами, что кардинально изменяет характер трудовой деятельности.

Труд как социально-философская категория в контексте фрактального подхода - это саморазвивающаяся многоуровневая система преобразовательной предметной деятельности человека, направленная на получение материальных и духовных ценностей, сочетающая в себе порядок и хаос и характеризующаяся целесообразностью, индивидуализацией, интеллектуализацией, творчеством, виртуализацией, интерактивным характером, включенная в общественное производство.

В-третьих, труд в современном обществе определяется концепцией пространства-времени, причем, сейчас именно фактор времени лежит в основе механизмов изменения труда, что влечет за собой трансформацию образа жизни и имеет социальные последствия.

Основополагающим обстоятельством является положение о том, что труд детерминирован фактором времени (концепцией времени и пространства), который определяет образ жизни и влияет на социальные отношения. В современной теории труда немалое внимание уделяется значимости различных картин миропонимания, придающим системам труда не только познавательную, но и ценностную функцию. Составляющими этих различных картин миропонимания являются категории пространства и времени, которые имеют свои социокультурные основания. Концепции пространства и времени имеют познавательное и ценностное измерения, играющие немаловажную роль во влиянии на труд в целом.

Обусловленные производственными революциями качественные изменения в принципе производства влекут за собой существенные перемены в картине миропонимания и связанной с ней концепцией времени и пространства, в характере труда, в образе жизни, в других сферах жизни общества. Показана корреляция принципа производства и соответственно характера труда с концепцией социального времени (и пространства) и их изменениями в результате производственной революции. Это дало возможность выявить, что интеллектуальные системы труда имеют свое внутреннее время, которое имеет отношение к креативной, инновационной деятельности человека в сфере труда. Все большее применение находит в теории и практике современного общества концепция компьютерного времени, выступающей в виде модели виртуального времени.

Концепция времени определяет разнообразие видов человеческой деятельности, в том числе деятельность социальных групп и общества в целом, она детерминирует восприятия временных характеристик окружающего мира, что оказывает воздействие на поведение субъектов деятельности, особенно субъектов трудовой деятельности. Для интеллектуальной системы труда существенно то обстоятельство, что человек реализует свои творческие потенции посредством виртуального времени. Именно виртуальная реальность кардинально изменяет характер труда в современном обществе потому, что человек в качестве субъекта трудовой деятельности конструирует воображаемые миры, получающие практическое воплощение в реальной жизни.

Одной из тенденций изменения труда в современном обществе является высокая значимость творчества в трудовой деятельности человека. Творчество современного человека, использующего новейшие высокие технологии, дает ему возможность создавать воображаемые миры, что влечет за собой изменение труда, расширяя его креатосферу. В общем случае показывается, что труд по своей сути носит двойственный характер в зависимости от социокультурных условий: его можно выразить в виде формулы «благо=проклятье». «Проклятье» - это принудительный труд, «благо» - это труд по внутреннему побуждению, в ряде случаев труд совершается по принуждению и по внутреннему побуждению. Творческий труд проявляется в генерировании новых идей, в новых технологиях, видах продукции, энергии, которые обусловливают развитие потребностей. В современных условиях значительно возрастает значимость именно творческого труда, который по преимуществу является интеллектуальным.

Интеллектуальный труд в современном обществе пронизывает все сферы деятельности, начиная от педагогической и кончая экономической. Благодаря широкому распространению информационных, компьютерных, виртуальных и телекоммуникационных, технологий творчество человека как субъекта труда приводит к изменению труда. Теперь компьютеры и электронные сети, в первую очередь, глобальная сеть Интернет, стали неотъемлемой частью нашего повседневно мира. Перечисленные новые технологии и связанные с ними технические средства влекут за собой серьезные социальные последствия. К таким последствиям относится использование виртуальной реальности и перенесение в нее (виртуализация) ряда ключевых областей современного общества, в том числе промышленности, финансов и пр. Воздействие виртуальной реальности на экономическую, социальную, научно-техническую и культурную сферы жизни современного общества оказывается столь сильным, что влечет за собой радикальные изменения не только в сфере производства и соответственно трудовой сфере и деловой активности людей, но и во всех сферах современного общества. Сейчас творческий, креативный труд получает новые возможности благодаря постоянному новых технологий.

Развитие современного динамичного общества неразрывно связано с эволюцией труда, что обусловлено распространением таких новых высоких технологий, как информационные, компьютерные, виртуальные, генные, коммуникационные, водородные технологии, нанотехнологии, выступающих технологическим срезом социума, определяющего функционирование социальной системы, социальных институтов. Принципиальное изменение труда в современном обществе обусловлено тем, что применение данных технологий породило новый тип экономики - информационной, или «информациональной», экономики и изменения социальной структуры, изменяется и структура труда, включающая в себя:

Целесообразную деятельность работников, обладающих способностями оперировать информационным потоком, как выполняющих узко определенные функции, так и тех, кто способен генерировать новые идеи и воплощать их в реальный мир;

Человеческое сознание, выступающее качественно новым предметом труда;

Научные знания, порождающие креативность труда;

Средства труда, способствующие накоплению, обработке, реализации и генерированию инновационных идей;

Новые высокие технологии;

Глобальная интерактивная информационная сеть, которая выступает одновременно как средство и предмет труда.

Этот новый тип экономики - информационной экономики - принципиально изменяет труд: он становится интеллектуальным трудом со всеми его особенностями, который детерминирует модель социальной реальности, или социальной матрицы. Новые высокие технологии создают не только новый тип экономики, но и новый тип социальной структуры, которые органически связаны с институциональной матрицей как целостной системы базовых экономических, политических и идеологических институтов общества. Именно тип институциональной матрицы формирует особенности феномена труда и детерминирует тенденции его изменения.

Существенным свойством институциональной матрицы является ее инвариантность, однако сейчас эта инвариантность нарушается, так как в мире происходят фундаментальные процессы, которые будут иметь разнообразные последствия, когда в силу нарастания неопределенности и накопления кардинальных перемен наступает «конец знакомого мира» (И. Валлерстайн). К этим фундаментальным процессам относятся тенденции изменения труда новыми высокими технологиями, которые в своей совокупности образуют технологический срез современного общества. Именно этот технологический срез общества определяет функционирование социальной системы и ее институтов потому, что он пронизывает все сферы жизнедеятельности общества. В зависимости от той сферы деятельности, в которой проявляется творческий интеллектуальный труд, детерминированный высокими технологиями, выделяются следующие изменения: технологические изменения, экономические изменения, политические изменения и социальные изменения. Каждый из этих вариантов имеет большое количество разновидностей и по-разному описывает области воздействия высоких технологий на тенденции изменения труда.

Фундаментальные тенденции изменения труда в современном социуме - это глобализация и индивидуализация общества, которые источником своего генезиса и постоянного развития имеют новые высокие технологии (информационные, компьютерные и коммуникационные). С позиций глобализации теория труда должна ориентироваться прежде всего на систему интеллектуального труда, связанного с диагностирующими и планирующими системами. Дальнейшее совершенствование системы интеллектуального труда идет по пути передачи различным системам искусственного интеллекта, интеллектуальным роботам, наноустройствам чисто человеческих, интеллектуальных функций. Эти искусственные интеллектуальные системы приобретают совершенно новые качества, они будут способны к самоорганизации и саморазвитию, чтобы эффективно использоваться человеком в своей творческой деятельности. С этим тесно связан вопрос о связи потока предстоящих социальных инноваций с появлением принципиально новых видов человеческого труда, что представляет собой сверхсложный процесс. Данный круг вопросов включает в себя как технико-экономические, так и интеллектуально-психологические аспекты вырисовывающихся тенденций изменения труда.

Существенным является взаимосвязь глобализации и индивидуализации общества, которая присуща идущим тенденциям изменения труда. Глобализация «сжимает пространство и время», что приводит к виртуализации общества, раскрытию творческих возможностей человека, к изменению характера труда. В данной формулировке содержится идея непрерывной многоаспектной трансформации состояния человеческого общества. Сама глобализация невозможна без компьютеров с их коммуникационными возможностями и мирового кибернетического пространства Интернет. Сейчас Интернет имеет колоссальные возможности изменения всех видов человеческой деятельности, так как в результате его функционирования осуществляется виртуальная коммуникация между индивидами и организациями. В аспекте изменения труда это означает возможность для человека реализации своего творческого потенциала, который выступает необходимым компонентом креативного труда. Так как теперь в системе интеллектуального труда все большее значение приобретает виртуальные технологии, виртуальная реальность, то именно в виртуальном пространстве происходит творческий процесс. В более широком плане это означает виртуализацию общества, когда оно дематериализуется, социальные институты превращаются в образы и социальные взаимодействия становятся взаимодействиями виртуальных образов. Данная концепция виртуализации общества плодотворно используется для решения проблемы исследования тенденций изменения труда в современном обществе. Раскрытие потенциала креативного труда сейчас в основном осуществляется благодаря виртуальному общению индивида с другими индивидами.

Анализ специфики труда в формирующемся обществе знания с присущим ему духом инноваций и предпринимательства показывает, что существующие тенденции изменения характера труда тоже подвержены коррекции под влиянием внедрения новых технологий высокого порядка. В этом обществе специфика труда состоит в том, что труд будет представлять собой инновационное по своей природе социальное творчество, имеющее свои антропологические основания. Инновационная природа креативной деятельности в области организационно-экономических инноваций весьма четко просматривается в предпринимательской деятельности, которая представляет собой трудовую деятельность. Труду предпринимателя присуща высокая степень самостоятельности в принятии решений, их осуществления и высокая мера ответственности за результаты.

В обществе знания интеллектуальный труд имеет инновационный потенциал, раскрытие которого придает ему особенности, связанные, прежде всего с тем, что в его процессе осуществляется не преобразование «косной материи», а - человеческого сознания. В интеллектуальном труде немалое значение имеет игровое поведение индивида, коренящееся в природе человека и выражающая жизненные ценности человека и общества. Именно на игровые мотивы во многом опираются активные стратегии современного предпринимательства, именно они лежат в основе освоения виртуальной реальности, именно они придают труду игровой характер. Человек постоянно живет в мире игровой деятельности, реализующей его игровой интерес и способствующей приумножению его интеллектуального потенциала. В общем, специфика труда в формирующемся обществе знания с его инновационным и предпринимательским духом связана с особенностями интеллектуального труда и интеллектуальным потенциалом человека. Полученные результаты могут служить основой для дальнейших исследований феномена труда и тенденций его изменения в динамично развивающемся современном обществе.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Труд - это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

По определению А.Маршалла, труд - это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы.

Человек создавая новый продукт сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма.

Предмет труда включает:

сырьевые материалы;

средства труда;

затраты живого труда.

Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда - новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека.

Роль труда в обществе

История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется производством.

Особенности современного труда:

Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;

Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;

Возрастающий аспект социального процесса. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

Изменение характера труда в человеческой истории

Социология и труд

Труд представляет собой одно из базовых условий жизни человека и общества. Трудовая деятельность положена в основу любых общественных отношений и существенно влияет на отношения и взаимодействия людей. Труд является объектом изучения различных наук, среди которых, в первую очередь, следует выделить социологию и экономику. Социологи изучают особенности поведения и отношений между людьми, возникающими в связи с трудовым процессом. Данный раздел социологии называется социология труда.

Социологические функции труда:

Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие - менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам - ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение социально-трудовых отношений позволяет выявить наиболее эффективные пути управления трудовыми ресурсами организации.

сложность труда;

профессиональная пригодность работника;

степень самостоятельности работника.

Первый признак содержания труда - сложность. Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина - труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда - это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда, что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:

выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;

концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;

последовательность в принятии решений и действий;

точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;

быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;

ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда - профессиональная пригодность. Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда - степень самостоятельности работника - зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд - это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Труд - это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

По определению А.Маршалла, труд - это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы.

Человек создавая новый продукт сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма.

Предмет труда включает:

сырьевые материалы;

средства труда;

затраты живого труда.

Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда - новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека.

Роль труда в обществе

История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется производством.

Особенности современного труда:

Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;

Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;

Возрастающий аспект социального процесса. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

Изменение характера труда в человеческой истории

Социология и труд

Труд представляет собой одно из базовых условий жизни человека и общества. Трудовая деятельность положена в основу любых общественных отношений и существенно влияет на отношения и взаимодействия людей. Труд является объектом изучения различных наук, среди которых, в первую очередь, следует выделить социологию и экономику. Социологи изучают особенности поведения и отношений между людьми, возникающими в связи с трудовым процессом. Данный раздел социологии называется социология труда.

Социологические функции труда:

Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие - менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам - ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение социально-трудовых отношений позволяет выявить наиболее эффективные пути управления трудовыми ресурсами организации.

сложность труда;

профессиональная пригодность работника;

степень самостоятельности работника.

Первый признак содержания труда - сложность. Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина - труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие «редукция труда». Редукция труда - это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда, что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:

выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;

концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;

последовательность в принятии решений и действий;

точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;

быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;

ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда - профессиональная пригодность. Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда - степень самостоятельности работника - зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд - это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Современная наука о труде

Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:

Экономика труда традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.

Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.

Медицина труда - изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.

Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.

Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.

Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.

Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот - общества на работника.

Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.

Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.

Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.

Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.

Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

Основы современной экономики труда

Экономика труда - изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность и занятость.

Объектом изучения экономики труда является труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

Предмет экономики труда - социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов - технического, организационного, кадрового и иного характера.

Целью экономики труда являются исследования в области управления человеческими ресурсами.

Главная задача экономики труда - изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности

Один из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека - совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С психофизической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Рациональная организация рабочего места

Рациональная организация рабочего места (обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между челове-ком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов.

Удобная рабочая поза

Удобная рабочая поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Удобной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15 градусов; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе - это прямая осанка.

На формирование рабочей позы в положении “сидя” влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершается трудовой процесс. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Удобная рабочая поза при работе “сидя” обеспечивается также конструкцией стула (размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте).

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживаются рациональным чередованием периодов труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха - это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая произво-дительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, аэроионный состав воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых, который должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления. Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут. Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и увеличения их длительности. Но кратковременные перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Отдых может быть активным и пассивным. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в неблагоприятных условиях труда. Наиболее эффективная форма активного отдыха - производственная гимнастика. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличиваются мышечная сила и выносливость.

Человек, желая добыть себе пищу, построить жилье или сшить одежду - все, что необходимо ему для жизни и защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды, использует материалы природы, которые позволяют ему добиться более удобных условий существования. Эти материалы он преобразует себе на пользу. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных материалов. Сначала человек ставит цель своих действий. Наличие цели отличает труд сознательного существа, каким является человек, от работы, например, лошади или машины. Имея цель и используя материалы природы - пшеницу или рожь, дерево или глину, лен, шерсть или кожу, человек создает новый продукт, т. е. сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма. Уровень энергетических затрат человека зависит от вида деятельности и используемых средств труда. Таким образом, если описать процесс труда, то он включает три основные составляющие:

  • сырьевой материал
  • средства труда
  • затраты живого труда

Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда - новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека: собранный урожай или выращенный скот, построенный дом или мост, сшитые платье и обувь. Труд - источник богатства. Он является первым и обязательным условием существования человека. История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе. Изменяя окружающую природу, люди под воздействием меняющихся собственных потребностей изменяют и свою природу: обогащают знания, развивают способности и приобретают новые навыки.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнился: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить, перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным, а человек, постоянно развивая свою рабочую силу, стал создавать новые стоимости, намного превышающие стоимость жизненных благ, необходимых для восстановления затрат самой рабочей силы.

Изменяется и организация труда. В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда она оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое звучание. На первый план выдвигается принцип: "Не навреди". Защитить окружающую природную среду от сиюминутной пользы - одно из основных требований организации труда, которая в настоящее время серьезно озабочена проблемами восстановления и сохранения природы.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается как динамично развивающееся и прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется производством, где создаются новые потребности, под влиянием которых постепенно происходит преобразование общества. Человек, осваивая материальные и культурные ценности, созданные до него, совершенствует свои потребительские привычки. Создавая и потребляя продукты труда, проявляя свои способности, человек совершенствуется сам, развивается и общество.

Труд в современных условиях характеризуется следующими особенностями:

  1. возрастанием интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;
  2. увеличением доли овеществленной части трудовых затрат. Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда (машинами, оборудованием, механизмами и др.), обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;
  3. возрастанием значения социального аспекта процесса труда. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или уровня механизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стимулы труда и играет важную роль в жизни человека.

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Социологические функции труда:

Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие — менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам — ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение позволяет выявить наиболее эффективные пути управления организации.

Основные категории науки о труде

  • сложность труда;
  • профессиональная пригодность работника;
  • степень самостоятельности работника.

Первый признак содержания труда — сложность . Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина — труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда — это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда , что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:
  • выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
  • концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
  • последовательность в принятии решений и действий;
  • точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
  • быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
  • ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда — профессиональная пригодность . Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда — степень самостоятельности работника — зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Современная наука о труде

Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:

  1. традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.
  2. Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
  3. Медицина труда — изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.
  4. Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.
  5. Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.
  6. Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.
  7. Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника.
  8. Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.
  9. Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.
  10. Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.
  11. Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.
  12. Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

Основы современной экономики труда

Экономика труда — изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность и занятость.

Объектом изучения экономики труда является труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

Предмет экономики труда — социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов — технического, организационного, кадрового и иного характера.

Целью экономики труда являются исследования в области управления человеческими ресурсами.

Главная задача экономики труда — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности

Один из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека — совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С психофизической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Рациональная организация рабочего места

Рациональная организация (обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный , уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между челове-ком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов.

Удобная рабочая поза

Удобная рабочая поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Удобной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15 градусов; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе — это прямая осанка.

На формирование рабочей позы в положении “сидя” влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершается трудовой процесс. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Удобная рабочая поза при работе “сидя” обеспечивается также конструкцией стула (размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте).

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживаются рациональным чередованием периодов труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха — это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая произво-дительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, аэроионный состав воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых, который должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления . Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут . Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и увеличения их длительности. Но кратковременные перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Отдых может быть активным и пассивным . Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в неблагоприятных условиях труда. Наиболее эффективная форма активного отдыха — производственная гимнастика. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличиваются мышечная сила и выносливость.