Техника фотографирования натюрморта на улице. Натюрморт: как снимать левитацию и пар. Центр композиции должен быть один

При съемке натюрморта вы создаете образ, а не фиксируете момент. Вы составляете фотографию: от фона до предмета и света. Работа с неодушевленными предметами позволяет уделить время усовершенствованию схемы освещения и экспериментам с композицией. Это очень приятный способ фотографировать, к тому же вам не понадобится какое-то сверхъестественное оснащение. Это также отличный способ изучить освещение и композицию, ключевые элементы любого стиля фотографии.

Предмет для съемки натюрморта

Предмет на самом деле не имеет значения. В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами. Но по существу, если предмет недвижим, то это натюрморт.

Если предмет недвижим, то технически это натюрморт. Это кусочек сушеных водорослей на ситце.

Вы можете собрать несколько вещиц просто потому, что они вам нравятся или выглядят приятно, или взять связанные по смыслу предметы и рассказать историю. Изображение в начале этой статьи рассказывает историю о моем завтраке.

Или вы можете найти уже существующие натюрморты, их истории и настроение уже созданы для вас.

Семейные реликвии на прикроватной тумбочке друга - это уже готовый натюрморт.

Вы можете использовать вещи, которые просто приятны на вид, или являются чем-то личным. Если вы застряли в поисках предмета для натюрморта, то я предлагаю поискать вещи, которые являются важными и личными для вас, чтобы придать фотографии значение. К тому же, потом у вас будет фотография важных для вас вещей. Бонус!

Фоны для съемки натюрморта

Хороший фон в самом деле может сделать натюрморт. Ткань, картон или бумага, или существующая стена – все это легко доступные фоны. Для изображения моего завтрака я использовала старый мешок из-под картофеля. Только убедитесь, что ваш фон не отвлекает от главного предмета. Пусть он будет простым. Если вы используете ткань, то сначала обязательно прогладьте ее. Сложно найти что-то более отвлекающее, чем мятый фон.

Мне нравится называть это фото Натюрморт со слегка сморщенным фоном.

Яркий цвет или назойливость фона могут привлекать слишком много внимания в отличие от главного предмета. Простой фон нейтрального цвета будет хорошей отправной точкой для экспериментов. Вы можете быть удивлены, какой фон в конце концов сделает ваше изображение действительно крутым.

Попробовав разноцветные, простые фоны для этого изображения, я поэкспериментировала с отражающим картоном, что сработало гораздо лучше.

Вы также можете экспериментировать с фокусом и глубиной резкости, сделав все изображение резким или только определенные элементы, как, например, задний план в мягком фокусе. Размытый фон может выручить, если под рукой нет утюга, чтобы избавиться от складок на ткани.

Освещение

Ничего особого для освещения натюрморта вам не понадобится. Природное освещение из окна прекрасно справится. Лампа, рисование светом с помощью фонарика или импровизированный софтбокс будут отличной основой для экспериментов.

Натюрмортная фотография хорошо получается на длинных экспозициях, позволяя использовать действительно очень слабый источник света, как, например, одна свеча. Вам понадобится штатив или же просто установите камеру на твердую коробку или стопку книг. Вы буквально можете разрисовывать ваш натюрморт, используя технику рисования светом, и все что вам понадобится, это маленький фонарик.

Разные виды освещения. Слева на право: естественный свет из близлежащего окна, рисование светом с помощью фонарика, освещение одним софтбоксом.

Ваш предмет является натюрмортом и никуда от вас не убежит, поэтому не торопитесь и поиграйте со светом.

Попробуйте разную интенсивность света, используя штору для освещения из окна, или перемещая ваш источник света ближе и дальше. Вы также можете сочетать разные источники света, как например, подсветить темные участки фонариком при съемке в естественном освещении, или, возможно, используйте лампу и свечу. (Но помните, что производимый свет может быть разного цвета).

Угол наклона тоже важен. Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Если вы используете естественный свет, то, очевидно, что вам придется перемещать свой предмет, чтобы изменить угол наклона; это гораздо проще, чем перестроить окно! Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. Обратите внимание, куда падают тени, также, как и на то, что происходит с отражающими поверхностями. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры.

Композиция

Навыки хорошей композиции в натюрморте требуют пройти долгий путь и важны также, как и хорошее освещение. Знание таких понятий, как правило третей, может быть очень полезным, если даже в последствии вы не воспользуетесь ими.

В натюрмортной фотографии изменяя расположение элементов вашей композиции, вы обязательно найдете идеальную. Просто не зацикливайтесь на первом варианте. Следите, чтобы не было чрезмерно пустых участков или слишком загроможденных. Расположение предметов под углом будет работать, как направляющая линия, поэтому обратите внимание, куда она ведет – из кадра или незаметно подводит к другому элементу? Небольшая корректировка угла, под которым расположен ваш предмет, может сыграть важную роль.

Также пробуйте фотографировать под разными углами. Даже если вам нужно сфотографировать предмет непосредственно спереди, попробуйте приподнять или опустить камеру на нескольких снимках, затем приблизьтесь или отдалитесь, и посмотрите, что происходит. Возможно, это сработает, а возможно нет, вы не узнаете этого, пока не попробуете.

Редактирование

На стадии редактирования есть множество прекрасных возможностей. Различные процессы могут полностью изменить ваш натюрморт. В этом жанре очень популярен процесс превращения в HDR, и это может быть весьма эффективно. Или вы можете поиграть с масками слоев с различной экспозицией, и рисовать на разных участках изображения. Мне нравится добавлять текстуру, чтобы придать изображению вид нарисованного полотна.

Добавление текстуры на этапе редактирования может создать эффект полотна.

Экспериментируйте и получайте удовольствие

В отличие от большинства форм фотографии, создавая натюрморт, вы действительно можете не спешить и наслаждаться процессом. Не ограничивайте себя традиционным натюрмортом, экспериментируйте с предметами, освещением и способом редактирования. Наслаждайтесь фотоигрой!

Композиция из статуэтки обезьян возле почтовой открытки была сделана для интересного натюрморта.

Вокруг нас встречается множество, на первый взгляд, простых, но очень красивых вещей. Снимки различных вещей и предметных композиций могут являться не только прекрасной изобразительной формой, но и способом отражения окружающего мира. Хотя жанр натюрморта в наши дни постепенно забывается, но фотографии, выполненные в этом жанре, могут выглядеть действительно интересно.

Кроме того, съемка натюрмортов учит фотографа, как добиваться композиционно завершенного решения кадра и наиболее выразительно передавать те или иные детали на снимке. Тематика натюрморта очень разнообразна – снимать можно буквально все, начиная от овощей и фруктов и заканчивая камешками на морском побережье. Попробуем разобраться, в чем же прелесть и основные особенности съемки натюрмортов.

Натюрморт представляет собой самостоятельный жанр фотоискусства, в котором фотограф имеет дело со съемкой предметов, вещей и элементов окружающего мира. Натюрморт – это не просто передача на фотоизображении красоты предметов, совершенства их формы или фактуры поверхности. В этом жанре фотограф ставит перед собой цель создания определенного художественного образа, чтобы привлечь внимание зрителя и создать наиболее выразительную композицию. Для решения этой сложной задачи применяются самые разнообразные композиционные приемы и изобразительные средства фотографии. Сами предметы на снимках должны выглядеть ровно такими, какими мы их привыкли видеть в реальной жизни.

Нужно отметить, что натюрморт может являться составной частью портрета или жанрового снимка. Более того, иногда натюрмортные сцены могут быть даже более лаконичным рассказом о человеке и его характере, нежели собственно сам портрет. В современной фотографии можно выделить и так называемый репортажный натюрморт, в котором за счет съемки отдельных предметов раскрывается мир отдельного человека или целой исторической эпохи.

Фото: mirwav / Foter.com / CC BY

Можно подумать, что съемка натюрморта – это очень просто и легко. На самом деле этот скромный жанр можно назвать основополагающим в становлении фотографа или художника. Поскольку именно здесь очень важно правильно сочетать предметы и складывать композицию в кадре, чтобы добиться наиболее выразительных и интересных снимков. Фотографу приходится серьезно работать над световым и колористическим оформлением снимка, прорабатывать композиционное решение каждой фотографии, думать над тем, как правильно передать форму предметов и их фактуру.

Поскольку при съемке натюрморта никто не ограничивает время, а сам фотограф является полным хозяином предмета, с которым он может делать все что угодно, это позволяет чувствовать себя более свободно и задумываться над своими решениями. Накопленные в процессе работы над натюрмортом практические навыки впоследствии могут пригодиться при съемке портрета или в пейзажной фотографии. В этой связи фотографирование натюрмортов можно рекомендовать начинающим фотографам, как отличную практику для повышения своего фотографического мастерства.

Особенности съемки натюрморта

Натюрморт обычно фотографирует в помещении, где можно полностью контролировать всю ситуацию и организовывать правильное освещение. Как мы уже отмечали, при съемке натюрморта фотограф работает с изображением ряда вещей. Как же отобрать предметы для натюрмортных сцен? Здесь нет четкого правила. Фотографа может заинтересовать внешнее сходство, казалось бы, совершенно разнородных предметов. Либо необычное сочетание контраста и фактур предметов. Натюрморт может состоять как из предметов, объединенных какой-либо одной функцией или имеющих сходные качества (например, посуда или цветы), так и из вещей, которые далеки друг от друга. Но в последнем случае требуется, все же, связать снимаемые предметы определенной идеей, художественным образом или ярко выраженной мыслью.


Фото: Mukumbura / Foter.com / CC BY-ND

После отбора предметов начинается процесс придумывания художественной и технической стороны снимка. Для многих фотографов, которые занимаются съемкой натюрмортных сцен, этот процесс является наиболее интересным и в то же время мучительным. Требуется продумать все картинку – от построения предметов в кадре и выбора подходящего композиционного решения до определения того, как технически сделать фотографию, чтобы грамотно передать те или иные детали.

Кто-то делает несколько предварительных снимков предметов, создавая предварительные эскизы изображения, а некоторые по старинке пытаются обдумать и нарисовать карандашом композицию будущего снимка на листке бумаги. Впрочем, можно просто высыпать на стол предметы из коробки и, не слишком задумываясь о композиции фотографии, начать снимать. Порой такое случайное высыпание и спонтанная композиция могут приводить к интересным результатам. Но все же лучшие снимки натюрморта получаются тогда, когда фотограф тщательно продумывает каждую деталь.

Для съемки натюрморта лучше использовать зеркальный фотоаппарат, позволяющий снимать предметы в крупном масштабе с близкого расстояния. Ко всему прочему, «зеркалка» позволяет наблюдать изображение на видоискателе и четко контролировать глубину резко изображаемого пространства, а также характер распределения теней. Рекомендуется выбирать объективы с высокой разрешающей способностью, которые дают возможность более четко отображать фактуру и детали вещей. При съемке натюрмортных сцен удобно пользоваться штативом, на котором можно расположить фотоаппарат, после чего приступить к компоновке кадра, чтобы найти наиболее удачное расположение предметов.

Фото: *Leanda / Foter.com / CC BY-NC

При съемке натюрморта большое значение имеет правильно подобранный фон. Обычно выбирается спокойный, ровный тон, при этом на фотоизображении его передают слегка нерезким. Светлые предметы иногда более выгодно смотрятся на темном фоне и, наоборот, темные — на светлом. Тут нужно иметь в виду, что белый фон работает как отражатель и позволяет дополнительно подсветить предмет, а черный фон, в свою очередь, будет давать четкие тени предмета на нем. В качестве фона можно использовать обычный лист картона или плотной чертежной бумаги, либо просто гладкую стену.

Какой бы фон не использовался, следует избегать горизонтальной линии, разделяющей фон и поверхность, на которой размещаются снимаемые предметы. Она мешает целостному восприятию фотографию, поскольку делит изображение на две части. Для того, чтобы избавиться от горизонтальной линии, можно выбрать высокую точку съемки, либо в качестве фона использовать большой по размеру лист бумаги, который бы плавно переходил из горизонтальной плоскости в вертикальную.

Помните, что неправильно выбранный фон может просто перечеркнуть всю идеально выверенную композицию снимка. Фон при съемке натюрморта не обязательно должен быть однотонным. Тут возможны самые разнообразные варианты, не стоит бояться экспериментов.

Освещение

Одним из наиболее важных и трудных аспектов съемки натюрморта является выбор световой схемы. Именно при помощи того или иного светового решения фотограф может отобразить текстуру предметов и их пространственное расположение. Путем правильного подбора освещения решаются художественные задачи, связанные со светотеневым рисунком изображения и обеспечением гармоничности композиции. От направления светового потока и его интенсивности зависят особенности передачи фактуры поверхности снимаемых предметов. При слишком сильном освещении некоторые детали предметов «забиваются» светом, а при слабом плохо прорабатывается фактура вещей.

Фото: www.fotoARION.ch / Foter.com / CC BY-ND

Необходимо избегать возникновения на фотографии хаотичного нагромождения теней вследствие применения большого количества источников света. При съемке натюрморта можно вообще ограничиться одним источником света, который будет размещаться спереди, сверху и немного сбоку от снимаемых предметов. Это узконаправленный, верхнебоковой рисующий свет, с помощью которого выделяют форму, фактуру и объем. Дополнительно применяют рассеянный, контровой, моделирующий и фоновый света.

Моделирующий свет от одного или нескольких источников в осветителях с рассеивающими экранами используется для смягчения резких, густых теней на изображении. Контровой свет, источник которого размещается позади снимаемых предметов, позволяет создать своеобразный световой контур и выделить, таким образом, вещи на фоне. Рассеянный свет определяет общую освещенность объектов съемки и, соответственно, величину экспозиции. Что же касается источников фонового света, то с их помощью можно добиться необходимой точности фона в соответствии с авторской задумкой.

При съемке предметов с отражающей поверхностью используют большой источник рассеянного света, в частности, софт-бокс. Если съемка натюрморта осуществляется на улице, то световые акценты расставляются с помощью применения разнообразных отражателей из белой бумаги или алюминиевой фольги. Для устранения неприятных бликов и отражений можно использовать поляризационные фильтры.


Фото: Atilla1000 / Foter.com / CC BY-ND

При выборе подходящего освещения стоит сначала поэкспериментировать с тенями и отражениями, попробовать расположить источники света под различными углами к фотографируемым предметам, чтобы увидеть, как создаются различные формы отражения. Благодаря соответствующей установке осветительных приборов можно добиться правильной передачи фактуры поверхности предметов и их объема, а также повышения общей выразительности фотографии.

Съемка натюрморта – это своего рода учебный процесс по умению выстраивать композицию, тончайшей проработке деталей и овладению техникой освещения. Благодаря полученным при фотографировании натюрмортов навыкам и опыту можно повысить свое мастерство, чтобы впоследствии успешно работать в других жанрах – портретной, пейзажной, репортажной или рекламной съемке.

Нет ни одного вида фотографии, который был бы настолько стар, как съемка натюрмортов. Когда только начали появляться первые фотоаппараты, для снимков требовалась очень долгая выдержка, поэтому статические вещи были идеальными субъектами. Однако, несмотря на развитие технологий восхищение от натюрмортов осталось, и они до сих пор считаются самым ярким видом фотографического искусства.

Помимо всего прочего, съемка натюрмортов может быть прибыльным бизнесом, так как журналам, каталогам, арт галереям и вебсайтам всегда нужны фотографии продуктов. Есть множество преимуществ работы с этой сферой, которые часто недооценивают. Надеюсь, что после прочтения этого урока вы увидите её возможности для креативности и попробуете сделать несколько снимков самостоятельно!

Не спешите с самого начала

Вопреки частым предрассудкам, вам не нужна студия или красивая местность для начала работы с натюрмортами. Начать можно, просто используя свободное место дома, например, поставить стол у окна, найти задник и установить пару ламп.

Эта сфера значительно отличается от ландшафтной или портретной съемки, где у вас есть субъект, скажем, потрясающий горный пейзаж или модель. У них есть множество переменных, но креативное содержимое зависит от фотографа.

При съемке натюрмортов переменных намного меньше. У вас есть полный контроль над ситуацией, включая субъект, но нужно очень креативно мыслить, чтобы запечатлеть его интересно и привлекательно.

1. Выберите субъекты, которые вам интересны

Что фотографировать полностью зависит от вас. Посмотрите дома, может вы найдете что-то простое, но интересное для начала. Не обязательно делать фотографии фруктов или цветов только из-за того, что так делают все. Не ограничивайте себя и будьте амбициозны.

Если, гуляя, вы заметили что-то интересное, возьмите его домой (только не воруйте!) или запишите в блокнот, чтобы не забыть опробовать в качестве субъекта. Поначалу старайтесь избегать отражающих поверхностей, таких как стекло и металл, так как с ними очень сложно работать в плане освещения. После того, как овладеете навыками съемки одного предмета, попробуйте что-то новое, объедините объекты разной формы, цвета или текстуры и посмотрите, что выйдет.

2. Настройте правильное освещение

Освещение не должно быть дорогим. Я точно знаю, что набор студийных прожекторов вне моего бюджета, поэтому для работы с натюрмортами мне приходится использовать любое доступное освещение, часто включающее даже дневной свет.

Помните, что можете полностью контролировать снимок, поэтому, если хотите, найдите комнату, в которой можно блокировать весь естественный свет при помощи жалюзи или занавесок, чтобы полностью самостоятельно осветить субъект.

Обычные настольные лампы при правильном использовании могут принести отличный результат. Опробуйте разные варианты расстановки ламп - не обязательно полностью освещать субъект спереди, боковое и заднее освещение также добавит интерес, тени и глубину снимку. В качестве альтернативы можно выбрать комнату, которая хорошо освещается через окно и использовать это в свою пользу. Естественный свет, исходящий из одного направления, полноценно осветит ваш субъект. Если нужно, дополните его лампой или рефлектором.

Пара студийных прожекторов. Снимок: Tyler Hendy

3. Купите штатив и снимайте под разными углами

В зависимости от ситуации с освещением может потребоваться штатив и ДУ пульт для спуска затвора. Я рекомендую использовать эти приспособления, так как они помогают наблюдать и работать с субъектом. Такая установка также позволит использовать более долгую выдержку, нужную для мелкой апертуры, с которой можно правильно сфокусироваться.

Однако, не дайте статике заглушить вашу креативность. Очень легко забыть о том, что камера была в одном положении в течении всей съемки. Не забывайте варьировать углы и высоту камеры. В противном случае вы получите целую кучу снимков, снятых с одного положения без какого-либо разнообразия. Варьируйте свою работу. Попробуйте снимать на уровне субъекта или с высоты птичьего полета, направив камеру сверху вниз. Будьте осторожны при перемещении, чтобы не заслонить свет!

4. Подберите правильный фон

Подходящий задник для субъекта играет ключевую роль в успешности снимка. Лучше всего, когда он простой, аккуратный и не мешает субъекту. Одноцветная покрашенная стена или большой лист белой/цветной бумаги - идеальный вариант.

Подумайте о том, как ваш выбор фона совмещается с субъектом. Хотите ли вы нейтральный фон, или есть тона, которые могут дополнить оттенки субъекта. Для меньших предметов может не понадобиться задник, но вместо него нужна поверхность, на которую их можно положить. Отличный выбор - черный вельвет, так как он поглощает свет и выглядит как равномерная черная поверхность.

5. Скомпонуйте снимок

Композиционный элемент натюрморта - абсолютно важнейшая часть уникальности и привлекательности работы. Подумайте о правиле третей, как его можно использовать в своем снимке для получения правильной композиции. Убедитесь, что в кадре нет отвлекающих предметов, только субъект и фон.

Варьируйте композицию субъекта во время съемки и не ограничивайте себя рамками. Куда нужно направить взгляд? Используете ли вы негативное пространство или стоит попробовать заполнить кадр? Для чего это используется? Можно ли поместить его в контекст или предмет лучше смотрится самостоятельно?

6. Если нужно, потратьте на работу целый день

Я часто замечаю, что смысл, который я вкладываю в снимок зависит от причины работы с ним. Если я просто фотографирую для удовольствия (а не выполняю чей-то заказ), я не так строго проверяю точное соблюдение всех аспектов. Это плохая привычка, от которой мне хочется избавиться, но, когда дело доходит до съемки натюрмортов, нет причин не делать все абсолютно правильно. У вас множество времени, чтобы хорошо поработать!

В отличие от ландшафтной съемки, свет не меняется так стремительно и в отличие от портретов, вашему субъекту не надоест долго сохранять одно положение. Пользуйтесь этим, расположите субъект, настройте освещение, фон и камеру, сделайте несколько снимков, затем немного переставьте элементы и попробуйте еще раз. Если замечаете, что ничего не получается, оставьте все как есть, сделайте чашку чая и вернитесь со свежим взглядом.

Еще одно преимущество - у вас нет отговорок, чтобы не делать чистые и резкие фотографии, не жалейте времени на правильное освещение и фокусировку. Если есть возможность, возьмите макрообъектив - он идеален для такого вида работы. Однако, если его нет, переведите камеру в макро-режим, получив максимальный шанс запечатлеть мелкие детали субъекта.

7. Вдохновляйтесь работами мастеров

Если у вас возникают проблемы с освещением, компоновкой или структурированием снимков, нужно поискать вдохновение и лучше всего подойдут оригинальные шедевры этого жанра, которым не один год. Поищите в интернете художников-натюрмортистов эпохи Ренессанса и внимательно рассмотрите их работы.

Изучение таких рисунков научит вас думать о формах, тенях и сочетаниях цветов, а также даст несколько новых идей, чтобы сформировать композицию и получить сильный, привлекательный снимок.

8. Приучите себя подмечать сцены натюрмортов

Теперь вам пора начать снимать самостоятельно. Найдите в своем расписании свободный день и выделите время на практику. Попробуйте расположить свою камеру и задник в достаточно освещенном месте рядом с окном и начинайте снимать!

После того, как овладеете основами, начните экспериментировать с углами камеры и освещения, а также альтернативными источниками освещения, такими как свечи или лампы. Можете даже поиграть с апертурой и использовать f/1.8 фикс-фокус, достигнув художественного эффекта мягкого фокуса. Однако, если взять только одну мысль из этого урока, она будет звучать так: натюрморты - это не обязательно фрукты и цветы! Найдите уникальный и вдохновляющий субъект, который вам нравится и сфотографируйте его!

Снимок объективов и оборудования для съемки. Снимок: Unsplash .

9. Отточите навыки постобработки

Работа с изображениями после съемки не должна быть наказанием. Она должна приносить удовольствие!

Photoshop-экшены часто расхваливают за то, что они помогают сохранить кучу времени, но для меня их главное преимущество - повторяемый рабочий процесс. Вместо того, чтобы проводить все шаги сначала, экшен выполняет необходимую работу, а вам остается только откорректировать всё, получив идеальный результат.

Вот пример действия экшена из набора Экшены для постобработки food-фотографии с GraphicRiver:

10. Съемкой натюрмортов можно зарабатывать на жизнь

Сфера съемки натюрмортов охватывает большое количество субъектов, и многие фотографы специализируются в узких сферах: еда, продукты, архитектура и работа с каталогами. Эти виды самые популярные.

Не останавливайтесь на достигнутом!

Как старейшая из сфер фотографии, съемка натюрмортов имеет богатую и очень разнообразную историю. Нет предела для вдохновения и знаний, которые можно получить, просто смотря на окружающий мир через видоискатель камеры.

Будучи начинающим фотографом, я часто проводил эксперименты со съемкой разноцветных фруктов, листьев и цветов. Верьте или нет, съемка неодушевленных предметов всегда была одним из наших любимых время препровождений как фотографов. Но не более! С таким большим спросом на снимки живого продукта в журналах и вебсайтах, фотографии натюрморта сегодня являются бизнесом на миллион.

Съемка натюрмортов – это уникальный фотографический опыт. Работая с неживым объектом, у вас есть достаточно времени, чтобы творчески подойти ко всем настройкам камеры и фотографировать до тех пор, пока в итоге не скажете: «Вау! Этот снимок идеален».

Фотография в жанре натюрморт кажется простой, но вдохнуть жизнь в неживые предметы требует большого творческого потенциала и, очевидно, много практики. Если вы запутались с освещением и кадрированием, то в итоге довольно легко получить банальный снимок и без того скучной связки ключей. Здесь вы найдете шесть наиболее распространенных ошибок, допускаемых фотографами в создании натюрмортов.

Ошибка №1 – Неподходящее освещение

Правило первое: объект должен быть хорошо освещен. В конце концов, это главная тема вашей фотосессии. Использование естественного света в целом дает отличные результаты.

В том случае, если вы снимаете в помещении, вам нужно более творчески подойти к вопросу освещения предмета. Одной из распространенных ошибок является съемка под такими источниками искусственного света, как светодиодные и флуоресцентные лампы. Почему? Потому что такие источники света изменяют естественную цветовую температуру, из-за чего предмет выглядит неестественно. Более того, они делают ваш неживой предмет таким, какой он есть – безжизненным и скучным.

Решение проблемы освещения при съемке натюрморта

Разместите ваш предмет возле естественного источника света, такого как открытое окно. Подойдите творчески к тому, как свет падает на предмет. Он выглядит удивительно, когда свет падает на него сбоку? Или предмет выглядит более привлекательно, будучи освещенным сзади? Лично я считаю, что боковой естественный свет более привлекателен. Легкие тени и видимые детали в естественном освещении пробуждают интерес даже к скучным предметам.

Другой важный момент, о котором нужно побеспокоится, это интенсивность естественного света, попадающего на объект. Избегайте съемки под прямыми солнечными лучами. Яркий солнечный свет может уничтожить тонкие детали и цвета предмета. В качестве решения, если вам действительно нужно снимать под широким солнечным светом, используйте модификаторы света, такие как софтбокс (или полупрозрачный отражатель), которые помогут создать эффект облачности и сделают прямой свет мягко рассеянным.

Ошибка №2 – Отвлекающий фон

Следующей распространенной ошибкой в натюрморте является размещение предмета на отвлекающем фоне. Ваш объект является главным и заслуживает все внимание. Поэтому вам нужно убедиться, что задний план не содержит отвлекающие элементы. Под этим я подразумеваю все, что перетягивает ваше внимание от главного предмета на фон позади него. Например, съемка вазы с цветами на фоне домашней мебели.

Решение

Выберите простую стену, покрашенную в нейтральный цвет. Если такой стены нет, то закройте ее листом белого ватмана, чтобы она не отвлекала от основного объекта. Еще один совет, если вы снимаете свой объект на столешнице, то лучше аккуратно накройте стол белой тканью или бумагой. Главная идея состоит в том, чтобы сфокусировать максимальное внимание на предмете.

Ошибка №3 – Отсутствие штатива

В том случае, если вам нужно использовать длинную выдержку, убедитесь, что не получите размытое изображение. Примером такой съемки может быть декоративный фонтан в помещении. Возможно, вы захотите снять на длинной выдержке движение льющейся воды. В таком случае имеет смысл использовать штатив, потому что даже небольшое движение камеры приведет к размытому изображению.

В паре со штативом вы можете использовать беспроводной пульт для спуска затвора. Таким образом исключено даже малейшее движение камеры. В качестве альтернативы дистанционному пульту вы можете использовать в настройках камеры 2-хсекундный таймер.

Ошибка №4 – Неподходящее кадрирование

Кадрирование снимка помогает привлечь и зафиксировать внимание зрителей к вашему объекту. Кадрируя изображение, определите, заполняет ли предмет кадр таким образом, чтобы привлечь внимание. Используйте правило третей, передвигайтесь вокруг него и экспериментируйте с различными углами. Вы определенно найдете тот идеальный кадр.

Ошибка №5 – Отсутствие экспериментов

Изощренность действительно окупается, когда дело касается фотографий натюрмортов для профессиональных и коммерческих целей. Когда вы завершите все настройки и сделаете несколько кадров, попробуйте изменить сцену – передвиньте предмет в немного другое место, что-то добавьте в сцену, что дополнило бы предмет, используйте разные углы и источники света, меняйте кадрирование снова и снова. В итоге каждый раз вы будете получать уникальное произведение искусства.

Ошибка №6 – Неправильный выбор объектива

Натюрморт – это создание глубины и выявление предмета таким образом, чтобы он прямо взаимодействовал со зрителем. Как достичь такого уровня внимания? Используя малую глубину резкости.

Это прекрасно работает с предметами с высоким уровнем детализации: цветы, листья и фрукты. В таких сценах вам нужно подойти ближе к предмету, перевести камеру в режим AV (Приоритет диафрагмы), и выбрать наибольшее фокусное расстояние. Телеобъектив является лучшим инструментом для такого рода съемки, потому что длинное фокусное расстояние сжимает перспективу, делая предмет более выделяющимся.

Это не означает, что только телеобъектив подходит для натюрмортов. Если вы хотите выделить тонкие детали предмета, снимайте на телеобъектив. С другой стороны, если нужно сфотографировать все, что находится на вашем столе, то подойдет стандартный объектив 50 мм или широкоугольник.

Cегодня мы расскажем вам о том, что такое натюрморт и как его создавать. Речь идет, сами понимаете, конечно же, о фотографическом натюрморте. Из этой статьи вы так же узнаете, как в условиях обыкновенной квартиры всего лишь в несколько приемов сделать красивое изображение предметов.

Так что же такое натюрморт? В переводе с французского языка натюрморт (nature morte) означает мертвая натура. Применительно ко всем видам изобразительного искусства, натюрморт - это изображение на плоскости различных предметов. На натюрморте могут быть изображены украшения, фрукты и другие плоды, предметы быта и домашнего обихода, старинные вещи и многое другое, точнее - всё что угодно.

Итак, как же снимать натюрморт?

Первый этап. Идея

С неё, с идеи, начинается всё. Абсолютно любое дело. В том числе и работа над натюрмортом. Прежде чем начать снимать, вам нужно для себя твердо уяснить: без идеи, которую вы для себя четко сформулировали, у вас ничего не получится. Некоторые дилетанты порой думают примерно так: «вот сейчас я раскидаю по столу предметы, и сразу пойму, что выйдет из всего этого, что у меня получится». Но скажем вам сразу: такой подход к делу только отнимет у вас время, а, возможно даже что и вообще отобьет желание снимать натюрморт. Идея создания натюрморта вызревает у фотографа на основе его фантазии, желания снимать, и вообще различных житейских впечатлений. В период вызревания идея постепенно очищается от различных лишних и ненужных деталей, встает в определенные рамки, выстраивается композиция будущего снимка, подбираются для этого снимка предметы, фон, драпировки и пр.

Кстати, поиск предметов для воплощения в жизнь идеи задуманного натюрморта -дело достаточно трудное, а порой и затратное в материальном плане. Кто-то из фотографов эти предметы покупает, кто-то берет их на время у друзей и знакомых. Довольно часто композиция натюрморта возникает на основе какой-нибудь одной вещи. Потом эта композиция обрастает другими вещами, возникает одна, вторая, третья идеи натюрмортов, в которых этот конкретный предмет будет фигурировать. После того, как вы обдумаете сюжет натюрморта, окончательно определитесь с композицией, то вам будет нужно постоянно держать в голове те предметы, которые у вас имеются в наличии. Ну, на худой конец, докупить их или приобрести другими путями. Параллельно с этим, нужно мысленно рисовать себе композицию снимка, на котором ваши предметы будут располагаться. Работать в этом плане нужно до тех пор, пока натюрморт окончательно не «нарисуется» в вашем воображении.

Второй этап. Подготовка задника и стола

Выстраивать предметы, из которых вы будете создавать натюрморты, в домашних условиях лучше всего на журнальном столике, который может передвигаться на колесах. Такой столик без особого труда можно расположить так, как вам удобно, например, по отношению к окну или к другому источнику света. Стол - это всего лишь основа, подставка для предметов. На самом снимке его не будет видно. То, что будет видно на снимке, что будет служить фоном для предметов, принято называть задником. Задником для натюрморта вполне может стать лист ДВП размером примерно полтора на полтора метра. С одной стороны его, например, можно покрасить светлой или серой краской, с другой - темной морилкой. Такого задника для работы вполне достаточно. Ещё вам потребуется такая вещь как подстилка. Что это такое? Подстилкой может служить, к примеру, кусок мешковины или другой красивой разного цвета фактурной ткани, различные дощечки из разных пород дерева, картон, куски стекла и пр. Главное, чтобы и подстилка, и задник не были бы слишком активны и не отвлекали бы на себя внимание зрителя, не выпадали бы из общей тональности натюрморта.

Третий этап. Расстановка предметов

Великий испанский сюрреалист Сальвадор Дали однажды сказал: «Если ваша картина вам ясна уже до ее написания, ее можно и не писать». Что это значит? А то, что в воображении художника картина обычно рисуется несколько по-другому, нежели такой, какой она будет в реальном воплощении на плоскости. Причина такому явлению - множество различных мелочей. Ни один художник, даже самый талантливый и образованный, никогда точно не скажет вам, как в той или иной ситуации выстроятся пропорции, например, розы в вазе по отношению к яблоку, расположенному чуть поодаль от неё, как ляжет свет на всю эту композицию, и многое другое. Вот почему компоновка предметов для натюрморта, расстановка их на рабочем столе, есть всего лишь воплощение в жизнь ваших фантазий. А жизнь наша, как известно, довольно далека от идеала.

У настоящих мастеров натюрморта на выстраивание предметов зачастую уходит очень много времени. Порой они могут заниматься этим часами. И действительно, в этом деле важен каждый миллиметр. Иногда расставив предметы на плоскости, фотограф понимает, что у него ничего не получилось, что предметы совсем не подходят друг к другу, не живут единой жизнью, что выстраиваемый натюрморт получается совершенно неправильным и скучным. В этом случае нужно просто, как говорят, напрячь мозги и вернуться к изначальной идее вашего натюрморта, и выжать из этой идеи всё, что реально возможно, до последней капли. Но, к сожалению, часто из этого уже ничего не получается. Тем не менее, если вы видите, что композиция всё же хоть как-то складывается, ломать ее нет никакого смысла. Проще доработать ее и всё же сделать снимок. Кстати, иногда бывает такое, что натюрморт приобретает свою законченность только лишь после обработки изображения в фотошопе. Не забывайте и про это. А может возникнуть ситуация и с точностью до наоборот: вы создали, на ваш взгляд, приличный, просто замечательный натюрморт, но зрителям он совершенно не понравился и они его не оценили.

Четвертый этап. Свет

Свет в натюрморте - это отдельная и серьезная тема. О ней можно говорить долго. Но сегодня, чтобы не утомлять вас излишними рассуждениями, мы скажем о ней коротко.

Различные виды освещения в натюрморте хорошо использовать в зависимости от сезона и сюжета самого натюрморта. Например, при естественном солнечном свете из окна (или вообще на улице) хорошо снимать натюрморты, главные «герои» которых фрукты, овощи, ягоды, цветы и вообще что-то недавно бывшее живым. А вот так называемые «мужские» натюрморты, в которых «принимают участие» такие атрибуты этой половины человечества, как трубка, дорогая зажигалка, красивый нож, бутылка с хорошим коньяком лучше снимать при искусственном свете. Можно со вспышкой, можно с другими источниками света. Искусственный свет придает натюрморту атмосферу ночи, успокоения, какого-то одиночества и комфорта. Но, тем не менее, многое в натюрморте можно изменить, установив при съемке, например, вместо одной вспышки - две, или снять натюрморт при другом значении баланса белого. Ну, и многое другое.

Иногда при съемке натюрморта хорошо использовать заслонки, преграждающие путь световому потоку, или отражатели, которые освещают предметы отраженным светом. При любой ситуации, при создании натюрморта световому рисунку нужно уделять серьезное внимание. От него зависит общее настроение натюрморта.

Пятый этап. Съемка

Ну вот, предметы на столе расставили, натюрморт скомпановали, свет выставили… Теперь начинаем снимать. Фотокамеру, конечно же, нужно установить на штатив.

Хотим вас уведомить, что этот этап, фотографирование, тоже накладывает на работу некоторые ограничения. Иногда может случиться так, что на снимке композиция натюрморта, освещение, и многое другое может выглядеть чуть по-иному. И тогда вы будете вынуждены менять предметы местами, передвигать их с места на место, создавать другой световой рисунок и пр. Этот этап работы очень тесно связан с третьим этапом работы над натюрмортом (с расстановкой предметов). Вот почему он тоже может занимать много часов. Плюс ко всему, при съемке фотографу часто приходится менять ещё и настройки камеры.

После того, как на миниатюрном дисплейчике фотокамеры вы увидите снимок, который вас вроде бы стал устраивать, можно вынуть из аппарата флеш-карту и вставить ее в компьютер для того, чтобы на большом экране посмотреть полученный результат. Конечно же, при этом вы наверняка обнаружите в вашем натюрморте огромное число мелких недочетов и промахов. Ну, например, завал горизонта, или неточная фокусировка, какой-то лишний блик на предмете и пр. Приходится опять нести карточку в фотокамеру, менять параметры съемки, передвигать с места на место предметы, заменять их один на другой, выстраивать новый световой рисунок… Опять делать несколько снимков… Потом снова - большой экран. И так до бесконечности. Иногда это может длиться несколько часов. Иногда целый день можно провозиться с одним натюрмортом. Порой, и свет из окна может измениться, стать другим и по интенсивности, и по цветовой температуре…

Но без кропотливой работы никогда не получишь хороший натюрморт. Как говорит старая русская пословица - без труда не вынуть и рыбку из пруда.

Шестой этап. Постобработка

Послесъемочная обработка фотографии в различных графических редакторах (в фотошопе, например) на компьютере - это необходимый этап работы. Глубоко не правы те, кто отрицает это, считает, что в фотографию вмешиваться не нужно, что это лишает ее реальности и естественности. Постобработка снимков нужна. Она порой бывает просто необходима. В натюрмортах без нее вообще ну никак не обойтись. Правда, в каких-то случаях постобработка нужна больше, в каких-то меньше. Графические редакторы открывают для фотографа ещё одну, новую, неведомую ещё совсем недавно, при фотографии на плёнку, грань творчества.

Например, в фотошопе натюрморт можно состарить, или подложить под изображение какую-нибудь текстуру. Мы хотим предложить вам примерно такую схему постобработки натюрморта:

  1. Открыть RAW-файл и его отредактировать в Adobe Camera RAW.
  2. Придать изображению живой контраст.
  3. Затемнить или осветлить некоторые участки снимка, выровнять общую тональность.
  4. Если есть необходимость и желание - подложить под изображение текстуру.
  5. По возможности поднять резкость.
  6. Ну, и, завершающая стадия - мелкая ретушь дефектов самих предметов, изображенных на снимке: потертостей, трещин и пр.

Всё. Сохраняйте все изменения в изображении. Работа завершена.

Кстати, этот этап работы, эти шесть казалось бы, коротких шажков, тоже могут быть достаточно продолжительными по времени и длиться несколько часов… Дадим тут ещё один маленький совет. Постобработкой снимка лучше всего заниматься спустя несколько дней после съемки. Пусть ваша голова, ваше творческое мышление отдохнет после напряженной работы. Вполне возможно, что за это время вас могут посетить новые замечательные идеи.

Желаем вам творческих успехов!