В читальню вошел широкий приземистый. Маска

Александр Романович Беляев (1884-1942) - русский писатель, один из основоположников отечественного научно-фантастического романа; с 1942 по 1965 Александр Беляев не издавался.

Известные произведения Беляева: романы "Голова профессора Доуэля" (1925), "Человек-амфибия" (1928), "Властелин мира" (1929), "Борьба в эфире" (1928), "Прыжок в ничто" (1933), "Звезда КЭЦ" (1936), "Чудесное око" (1935), "Лаборатория Дубльвэ" (1938), "Под небом Арктики" (1938) и др.

Сын священника, учился в духовной семинарии, затем на юридическом факультете университета и одновременно в консерватории. Некоторое время работал в театре под руководством К.С.Станиславского, был присяжным поверенным, милиционером, скрипачом в цирковом оркестре, заведующим библиотекой, театральным декоратором, редактором городской газеты, воспитателем детского дома и юрисконсультом.

Печатался с 1910. С середины 1920-х годов, заболев туберкулезом позвоночника, занимался исключительно литературной деятельностью, став одним из основоположников жанра научной фантастики в отечественной литературе. В 1925 были опубликованы первый рассказ Беляева Голова профессора Доуэля (1925; переработан в роман в 1937) и его первая повесть Последний человек из Атлантиды. Эти и последующие произведения Беляева неизменно выходили за пределы специфически-научных прозрений к острым проблемам социального бытия, ответственности ученого и судеб гуманистических ценностей в технологизированном мире, населенных яркими и необычными людьми, увлекающих динамичным развертыванием авантюрно-приключенческого сюжета, впечатляющими картинами прошлого и будущего, проникнутых теплым юмором. Таковы, в частности, романы Остров погибших кораблей (1926; окончательная редакция 1937), Над бездной (1927), Вечный хлеб, в котором несправедливо устроенное общество делает изобретение ученого причиной всемирной катастрофы; Человек-амфибия, Борьба в эфире (все 1928), Продавец воздуха, Властелин мира (оба 1929), в которых ученые пытаются сделать свои изобретения орудиями власти или наживы; Прыжок в ничто (1933), живописующий бегство супербогачей в космическое пространство от торжествующего на планете Земля коммунизма; Ариэль (1941) – о человеке, способном летать, как птица.

АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ С ЖЕНОЙ МАРГАРИТОЙ И ПЕРВОЙ ДОЧКОЙ

Черты памфлета, утопии и антиутопии сочетаются в произведениях Беляева с плодотворными научно-техническими предвидениями (многие из которых уже сбылись), в частности, в романах: Подводные земледельцы (1930), Чудесное око (1935), Звезда «КЭЦ» (1936; посвящена К.Э.Циолковскому), Лаборатория Дубльвэ и Под небом Арктики (оба 1928). Светлую тональность творчеству Беляева придает не только технократический оптимизм, но и свойственный определенному пласту отечественной литературы 1920–1930-х годов (А.С.Грин, П.Д.Коган) романтический настрой, планетарная масштабность мировосприятия, просветительская идеализация человека и мощи его фантазии, разума и воли.

Беляев оставил также сценарий фильма Когда погаснет свет, цикл очерков о деятелях русской науки, статьи по теории научно-фантастического жанра. Долголетней популярностью пользуется созданный по одноименному роману Беляева художественный фильм Человек-амфибия (1962; реж. Г.С.Казанский, В.А.Чеботарев).

В 2014 году исполняется 130 лет со дня рождения известного российского писателя Александра Романовича Беляева. Этот выдающийся творец является одним из основоположников жанра научно-фантастической литературы в Советском Союзе. Даже в наше время кажется просто невероятным, что человек в своих произведениях может отображать события, которые произойдут спустя несколько десятков лет.

Ранние годы писателя

Итак, кто такой Александр Беляев? Биография этого человека по-своему проста и уникальна. Но в отличие от миллионных тиражей произведений автора, о его жизни написано не так уж много.

Родился Александр Беляев четвертого марта 1884 года в городе Смоленске. В семье православного священника мальчика с детства приобщали любить музыку, фотографии, развивали интерес к чтению приключенческих романов и изучению иностранных языков.

Закончив по настоянию отца духовную семинарию, молодой человек выбирает для себя путь в юриспруденцию, в чем имеет неплохой успех.

Первые шаги в литературе

Зарабатывая приличные деньги на юридическом поприще, Александр Беляев начал больше интересоваться произведениями искусства, путешествиями и театром. Также он активно вливается в режиссуру и драматургию. В 1914 году в московском детском журнале «Проталинка» была опубликована его дебютная пьеса «Бабушка Мойра».

Коварный недуг

В 1919 году туберкулезный плеврит приостановил планы и действия юноши. Больше шести лет боролся с этим недугом Александр Беляев. Писатель изо всех сил пытался искоренить в себе эту заразу. Из-за неудачного лечения развился который привел к параличу ног. Как следствие, из шести лет, проведенных в постели, три года больной пролежал в гипсе. Равнодушие молодой жены еще более подорвало моральный дух писателя. В этот период это уже не беззаботный, веселый и неунывающий Александр Беляев. Биография его насыщена трагическими жизненными моментами. В 1930 году скончалась его шестилетняя дочка Люда, вторая доченька Светлана заболела рахитом. На фоне этих событий обостряется и недуг, мучающий Беляева.

На протяжении всей жизни, сражаясь со своей болезнью, этот человек находил силы и с головой погружался в изучение литературы, истории, иностранных языков и медицины.

Долгожданный успех

В 1925 году, проживая в Москве, начинающий писатель издает в «Рабочей газете» рассказ «Голова профессора Доуэля». И с этого момента произведения Александра Беляева массово выходят в известных в то время журналах «Всемирный следопыт», «Знание - сила» и «Вокруг света».

За время проживания в Москве молодой талант создает множество великолепных романов - «Человек-амфибия», «Последний человек из Атлантиды», «Остров Погибших Кораблей» и «Борьба в эфире».

Вместе с тем Беляев публикуется в необычной газете «Гудок», в которой оставили свой след и такие как М.А. Булгаков, Е.П. Петров, И.А. Ильф, В.П. Катаев,

Позже, после переезда в Ленинград, им выпущены книги «Чудесное око», «Подводные земледельцы», «Властелин мира», а также рассказы «Изобретения профессора Вагнера», которыми с упоением зачитывались советские граждане.

Последние дни жизни прозаика

Семья Беляевых проживала в пригороде Ленинграда, городе Пушкин, и оказалась в оккупации. Ослабленный организм не выдержал ужасающего голода. В январе 1942 года Александра Беляева не стало. Родные писателя через некоторое время были депортированы в Польшу.

До сегодняшнего дня остается загадкой, где был похоронен Беляев Александр, краткая биография которого насыщена постоянной борьбой человека за жизнь. И тем не менее в честь талантливого прозаика была установлена памятная стела в Пушкине на Казанском кладбище.

Роман «Ариэль» является последним творением Беляева, он был опубликован издательством «Современный писатель» незадолго до смерти автора.

«Жизнь» после смерти

Прошло более 70 лет с тех пор, как не стало русского фантаста, но память о нем живет в его произведениях и по сей день. В свое время творчество Александра Беляева подвергалось строгой критике, порой он слышал насмешливые отзывы. Однако идеи фантаста, которые раньше казались нелепыми и научно невозможными, со временем убедили в обратном даже самых закоренелых скептиков.

По мотивам романов прозаика снято немало фильмов. Так, с 1961 года экранизировано восемь картин, некоторые из них входят в состав классики советского кинематографа - «Человек-амфибия», «Завещание профессора Доуэля», «Остров Погибших Кораблей» и «Продавец воздуха».

История об Ихтиандре

Пожалуй, самым известным произведением А.Р. Беляева является роман «Человек-амфибия», который написан в 1927 году. Именно его вместе с «Головой профессора Доуэля» очень высоко оценил Герберт Уэллс.

На создание «Человека-амфибии» Беляева подвигли, во-первых, воспоминания о прочитанном романе французского писателя Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта», во-вторых, газетная заметка о проходившем в Аргентине судебном процессе по делу доктора, который проводил различные эксперименты над людьми и животными. На сегодняшний день установить название газеты и подробности процесса практически не представляется возможным. Но это еще раз доказывает то, что, создавая свои научно-фантастические произведения, Александр Беляев старался опираться на реальные жизненные факты и события.

В 1962 году режиссеры В.Чеботарев и Г.Казанский экранизировали «Человека-амфибию».

«Последний человек из Атлантиды»

Не осталось незамеченным в советской и мировой литературе одно из самых первых произведений автора - «Последний человек из Атлантиды». В 1927 году оно вошло в первый авторский сборник Беляева вместе с «Островом Погибших Кораблей». С 1928 по 1956 годы произведение было забыто, и только с 1957 года оно неоднократно переиздавалось на территории Советского Союза.

Идея о поиске исчезнувшей цивилизации атлантов озарила Беляева после прочтения заметки во французской газете «Фигаро». Содержание ее было таково, что в Париже существовало общество по изучению Атлантиды. В начале двадцатого века подобного рода объединения были довольно распространены, они пользовались повышенным интересом населения. Этим и решил воспользоваться проницательный Александр Беляев. Писатель-фантаст использовал заметку как пролог к «Последнему человеку из Атлантиды». Произведение состоит из двух частей, воспринимается читателем довольно просто и захватывающе. Материал для написания романа почерпнут из книги Роже Девиня «Исчезнувший материк. Атлантида, шестая часть света».

Пророчества писателя-фантаста

Сравнивая предсказания представителей научной фантастики, важно отметить, что научные идеи книг советского писателя Александра Беляева реализовались на 99 процентов.

Так, главной мыслью романа «Голова профессора Доуэля» стала возможность оживления человеческого тела после смерти. По прошествии нескольких лет после выхода в свет этого произведения, Сергей Брюхоненко - великий советский физиолог, производил подобные эксперименты. Распространенное сегодня достижение медицины - хирургическое восстановление хрусталика глаза - тоже предвидел Александр Беляев более пятидесяти лет назад.

Роман «Человек-амфибия» стал пророческим в научных разработках технологий длительного пребывания человека под водой. Так, в 1943 году французский ученый Жак-Ив Кусто запатентовал первый акваланг, тем самым доказывая, что Ихтиандр - это не такой уж недосягаемый образ.

Удачные испытания первых в тридцатых годах двадцатого века в Великобритании, а также создание психотропного оружия - все это было описано фантастом в книге «Властелин мира» еще в 1926 году.

Роман «Человек, потерявший лицо» повествует об успешном развитии пластической хирургии и возникших в связи с этим этических проблемах. По сюжету губернатор штата перевоплощается в негра, взяв на себя все тяготы расовой дискриминации. Здесь можно провести некую параллель в судьбах упомянутого героя и известного американского певца Майкла Джексона, который, спасаясь от несправедливого гонения, сделал немалое количество операций для изменения цвета кожи.

Всю свою творческую жизнь Беляев боролся с болезнью. Обделенный физическими возможностями, он старался наградить героев книг необычными способностями: общаться без слов, летать словно птицы, плавать не хуже рыб. А ведь заражать читателя интересом к жизни, к чему-то новому - разве не в этом и заключается истинный талант писателя?

Из общей залы доносились звуки кадрили. Мимо двери, звеня посудой, то и дело пробегали лакеи. В самой же читальне - тишина.

Здесь, кажется, удобнее будет! - вдруг послышался приглушенный голос, который, казалось, выходил из печки.

Дверь отворилась и в читальню вошел широкий приземистый мужчина в кучерском костюме и шляпе с павлиньими перьями, в маске. За ним вошли две дамы в масках и лакей с подносом. На подносе - пузатая бутыль с ликёром, бутылки красного и стаканы.

Сюда! Здесь и прохладнее будет, - сказал мужчина. - Ставь поднос на стол… Садитесь, мамзели! Жу ву при а ля тримонтран. А вы, господа, подвиньтесь… нечего тут!

Мужчина смахнул со стола несколько журналов.

Ставь сюда! А вы, господа читатели, подвиньтесь: некогда тут с газетами да с политикой… Бросайте!

Я просил бы вас потише, - сказал один из интеллигентов.

Здесь читальня, а не буфет… Здесь не место пить.

Почему не место? Потолок обвалиться может? Но - некогда разговаривать! Бросайте газеты… Почитали малость и будет с вас; и так уж умны очень, а главное - я не желаю и всё тут.

Лакей поставил поднос. Дамы тотчас же принялись за красное.

И как это есть такие умные люди, что для них газеты и политика лучше этих напитков, - начал мужчина с павлиньими перьями, наливая себе ликёру. - Читают! Ну, и о чём там написано? Про какие факты вы читаете? Про убийства, пожары, наводнения? Ха-ха! Ну, да брось! Будет тебе кочевряжиться! Выпей лучше!

Мужчина с павлиньими перьями приподнялся и вырвал газету у одного интеллигента. Тот побледнел, потом покраснел и с удивлением поглядел на прочих интеллигентов, те - на него.

Вы забываетесь, милостивый государь! - вспыхнул он.

Вы обращаете читальню в кабак! Я не позволю! Вы не знаете, с кем имеете дело, милостивый государь! Я директор банка Волков!

Плевать мне, что ты директор Волков, хоть Медведев будь. А газете твоей вот какая честь.

Мужчина поднял газету и порвал её в клочки.

Господа, да что ж это такое? - пробормотал Медведев-Волков обомлев. - Это странно, это даже сверхестественно. А конституция? А правовая база? У нас же демократия!

Они рассердившись, - засмеялся мужчина. - Фу-ты, нуты, испугался!.. Я желаю остаться тут с мамзелями один и желаю тут себе удовольствие доставить. Прошу не прекословить и выйти. Пожалуйте-с! А, это кто? Ба! Да никак Футин, завхоз дома инвалидов? Совсем облысел, милок. Голова твоя, Вольдемар, стала как задница моих мамзелей. Но я всё-таки узнал тебя… Тоже выходи к свиньям собачьим. Что рыло наморщил? Говорю, выходи, стало быть и выходи! Засиделся в завхозах, десять лет сидишь, всё горизонтальную вертикаль строишь. Тут ещё и Огрызкин бедолага? Живо у меня, а то, гляди, не ровен час, как бы в шею не влетело. Читальня не место для чтения.

То есть как же это? - спросил казначей сиротского дома Кудрин-Пудрин, краснея и пожимая плечами. - Я даже не понимаю… Какой-то нахал врывается сюда и… вдруг такие вещи!

Какое это такое слово нахал? - крикнул мужчина с павлиньими перьями и стукнул кулаком по столу. - Кому ты говоришь? Выходи, коли говорю! Волков, проваливай подобру-поздорову! И ты, Серж Макаронов, шпарь! Все уходите, чтоб ни одной шельмы тут не осталось. Айда к свиньям собачьим!

А вот мы сейчас увидим! - сказал директор Волков. - Я покажу вам! Эй, позови-ка сюда дежурного старшину!

Через минуту вошел запыхавшийся от танцев старшина Мурдалиев.

Прошу вас выйти! - начал он. - Здесь не место пить! Пожалуйте в буфет!

Ты это откуда выскочил? - спросил мужчина в маске. - Нешто я тебя звал?

Прошу не тыкать, а извольте выйти!

Вот что, милый человек, даю тебе минуту сроку: выведи этих артистов под ручки. Мамзелям моим не ндравится, если есть кто-то посторонний. Они девушки стыдливые. А я за свои деньги желаю, чтобы они были в натуральном виде.

Очевидно, этот самодур не понимает, что он не в хлеву! - крикнул Волков, - Позовите сюда… как его?.. Сапсан?.. Сокол?.. Чайка?

Сапсана! Сапсана! - понеслось по клубу. - Где Сапсан или Чайка?!

Сапсан не замедлил явиться.

Прошу вас выйти отсюда! - прохрипел он, выпучивая глаза.

А ведь напугал! - проговорил мужчина и захохотал от удовольствия. - Бывают же такие страсти, побей меня Бог! И глаза вытаращил. Хе-хе-хе!

Прошу не рассуждать! - крикнул Сапсан-Чайка. - Выйди вон! Я прикажу тебя вывести! Я - прокурор!

Поднялся невообразимый шум. Сапсан, красный, как рак, кричал, стуча ногами. Волков кричал и рычал. Футин кричал и бурчал. Кричали все интеллигенты - Огрызкин, Макаронов, Кудрин-Пудрин, Мурдалиев… Но голоса всех покрывал густой бас мужчины в маске.

Сапсан сел писать протокол.

Пиши, пиши, - говорила маска, тыча пальцем ему под перо. - Что ж со мной бедным будет? За что же губите сиротинушку? Ха-ха! Ну, что, готов протокол? Все расписались? А теперь глядите! Раз… два… три!

Мужчина поднялся во весь рост и сорвал маску. Любуясь произведенным эффектом, он упал в кресло и захохотал. А впечатление действительно было необыкновенное. Все интеллигенты растерянно переглянулись и побледнели. Сапсан крякнул, как утка или человек нечаянно сделавший большую глупость.

В буяне все узнали миллиардера Амбразовича, почётного гражданина, известного любовью к просвещению.

Что ж, уйдёте или нет? - спросил миллиардер после минутного молчания.

Интеллигенты молча, не говоря ни слова, вышли на цыпочках из читальни.

Ты ведь знал, что это Амбразович, - хрипел Сапсан, тряся за плечо лакея Свинидзе, вносившего вино. - Вон из клуба!!! А вы-то хороши, господа, - обратился он к интеллигентам. - Бунт подняли! Не могли вы, господин Волков, выйти из читальни на десяток минут! А вы, господин Футин? Ведь скоро на пенсию, подумали бы о внуках. Если себя не жалко. И вы, Огрызкин и Макаронов, тоже хороши! А вам-то Кудрин-Пудрин не совестно?.. Вот теперь и расхлёбывайте кашу. Эх, господа, господа. Не дали человеку десяти минут полной конституционной свободы. Где же ваша демократия? Где права человека? Позвать бы сюда Лукашку, защитника прав или мадам Алексееву из „Мемориала“. Что они сказали бы…

Интеллигенты заходили по клубу унылые, потерянные, виноватые, предчувствуя недоброе… Жёны и дочери их, узнав, что Амбразович обижен, притихли и стали расходиться.

В два часа миллиардер вышел из читальни. Он был пьян и пошатывался. Войдя в залу, сел около оркестра и задремал.

Не играйте! - замахали интеллигенты музыкантам, - Тсс!.. Рома спит…

Не прикажете ли вас домой проводить, Роман Иванович? - спросил старик Футин, нагнувшись к волосатому уху миллиардера, в коем виднелась пуговица от бюстгальтера мамзели.

Амбразович сделал губами так, точно хотел сдунуть со щеки муху.

Не прикажете ли вас домой проводить, - повторил Футин, - или сказать, чтобы экипаж подали?

А? Ты… чего тебе? Это ты Фу… Фукин?

Проводить домой-с… Баиньки пора…

Прроводи!

Футин просиял от удовольствия и начал поднимать Амбразовича. Подскочили прочие интеллигенты - Волков, Кудрин-Пудрин, Огрызкин, Макаронов, Мурдалиев и Сапсан. Приятно улыбаясь, подняли миллиардера и повели к экипажу.

Ведь так одурачить целую компанию может только артист, - весело говорил Медведев-Волков, подсаживая пьяного. - Талант! Я буквально поражен, Роман Иванович! До сих пор хохочу… Ха-ха…

А мы-то кипятимся, хлопочем! - подхватил Огрызкин.

Ха-ха-ха! Конечно же, читальня не место для чтения! Я и в театре никогда так не смеялся… Бездна комизма! Большой талант. С Останкинскую башню! Великий талант! Всю жизнь буду помнить этот прекрасный вечер! Ха-ха! Читальня для чтения…

Проводив Амбразовича, интеллигенты повеселели и успокоились.

Мне руку подал на прощанье, - проговорил директор Волков, очень довольный. - Значит, ничего, не сердится.

Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: “В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?”

Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется. Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли?

Ответу на данный вопрос и будет посвящена данная статья.

В задании, связанном с трансформацией сложноподчиненного предложения в простое, необходимо указать номер предложения, в котором придаточное можно заменить определение, выраженным причастным оборотом. Например: Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица. - Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, заставлявшим забывать некрасивость ее лица.

Замена придаточного предложения причастным оборотом
Замена возможна Замена невозможна
1. Союзное слово который в именительном падеже:

Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. – Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов.

1.Союзное слово который в косвенном падеже (кроме винительного падежа без предлога и родительного падежа при глаголе с отрицанием):

Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2. Союзное слово в винительном падеже без предлога:

Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают. - Многие животные, истребляемые человеком. человек, постепенно вымирают.

2. Союзное слово который + глагол в будущем времени:

Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.

3. Союзное слово который в родительном падеже падеже при глаголе с отрицанием:

Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось ярким. – Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким.

3. Союзное слово который + глагол в условном наклонении:

Доверься врачу, который приготовил бы тебе это лекарство.

4. Союзное слово который соотносится с сочетанием ТОТ (ТА, ТЕ, ТО) + существительное:

Дорога привела нас в тот глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.

I вариант

1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.
4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

1) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.
2) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.
3) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.
4) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.

1) Земля, которая показалась на горизонте, произвела на матросов неописуемое впечатление: все прыгали и кричали что-то бессвязное, восторженно ликующее.
2) Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.
3) Проток имел под водою свои собственные берега, обраставшие в летнее время густыми водяными травами, которые расстилались по водной поверхности.
4) Снег, который таял в черной воде озера, щекотал лицо и порошил серым дымом леса.

1) Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.
2) Певцы, которые исполняли старинные цыганские песни, очень понравились Кротову.
3) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, которая взялась бог знает откуда, быстро продвигалась к нам.
4) Охотник вышел из леса на большое болото, которое в народе называлось Ведьминым.

1) Романы, которые пишет В. Пелевин, очень нравятся читателям.
2) Тропинка, которая соединялась с широкой, твердой, как камень, ослепительно белой дорогой, привела их к графскому парку.
3) В читальню вошел широкий, приземистый мужчина, который был одет в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями.
4) В жесткой траве, которая была похожа не шерсть козы, цвели меж низких полыней лиловые низкие цветы.

1) В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.
2) Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.
3) Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе?
4) Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.

1) Старый князь, при котором жила Агафья, был большой любитель псовой охоты.
2) Я где-то читал, как по одной надписи, которая была вырезана на камне, ученые открыли жизнь целой страны.
3) Тут было много офицеров, которые отличились в боях.
4) Огромный олень, который величаво вышел на освещенную луной поляну, внезапно резко метнулся в ближайшие кусты ольшаника.

1) Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, который стоял при въезде.
2) Сам город выгодно отличается от своих собратий удивительной чистотой улиц, происходящей не столько от заботливости городского управления, сколько от песчаной почвы, на которой выстроен город.
3) Разъяренные мужики, которые не ожидали от барина такой неслыханной дерзости, схватились за рогатины.
4) Корабль стал похож на щепку, которая попала в течение реки.

1) Темные лохматые облака, которые проплывали над нами, чем-то напоминали огромных небесных псов, догонявших невидимую добычу.
2) На коне сидел маленький золотой всадник, который взмахивал шашкой направо и налево всякий раз, когда часы били.
3) Карета свернула к большому пруду, который показался из-за высоких деревьев.
4) Хорош березовый лес и в те дни, про которые сказано: “то было раннею весною, в тени берез то было”, то есть когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

1) В одном из окон показалось женское лицо, которое было похоже на тыкву хвостиком кверху.
2) Последние волны согретого солнцем тумана, который прятался по низинам, медленно таяли на наших глазах.
3) Незадолго до женитьбы барина, о котором ты ещё много услышишь, случилось вот какое происшествие.
4) Журавлиный клин, который показался вдалеке, привлек всеобщее внимание горожан: он был необычайно велик.

II вариант

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Подводчик Степка, на которого только теперь обратил внимание Егорушка, быстро разделся, сбежал вниз по крутому бережку и бултыхнулся в воду.
2) Синим было чистое небо, а золотистые холмы, которые раскинулись до самого горизонта, напоминали сказочную иллюстрацию из какой-то детской книжки.
3) Дорога привела нас в глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.
4) На стене висели две длинные китайские картины из сильно потемневшей материи с вышитыми на ней пейзажами, которые изображали природу этой восточной страны.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Солнце уже опускалось за лес и бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен.
2) Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли. кроме одной какой-то упрямой, которая чирикала монотонно, с промежутками.
3) За мрачной равниной мы попали в круглую впадину - зеленую, ровную котловину, которая была окружена синими, поразительно яркими горами.
4) С высоты мы увидели как на ладони большое село, в общей картине которого выделялись ровные ряды новых стандартных домиков под шифером, построенных, как видно, совсем недавно.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Художников объединяет стремление к созданию русского национального искусства, которое опирается на народное творчество.
2) В Абрамцево был создан ряд замечательных произведений, которые составили славу русской живописи.
3) Навсегда, на всю жизнь я запомнил левую плоскость самолета “У-1”, на котором мы учились летать.
4) И по сей день Абрамцево служит источником вдохновения для художников, которые призваны украсить в дальнейшем своими именами страницы истории русской живописи.

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Ночью на деревьях сверкали небольшие лампочки, которые придавали сказочно-таинственный вид всему саду.
2) Они не вполне доверяли какому-то Ваське-председателю, который в тундровом совете считался главным специалистом по колхозным вопросам.
3) Ослепительно-белый айсберг, который проплывал мимо нашего крейсера, вдруг с гулким звуком резко наклонился набок.
4) Пригородный поезд, на который мы едва успели, вскоре весело мчал нас по солнечному белоствольному лесу к заветной рыбалке и ночному костру.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Двор был окружен крепкой и непомерно толстой деревянной решеткой, которую сделал мой дед.
2) В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание.
3) Мечты о полетах в космос, которыми жили многие ученые прошлых столетий, осуществились лишь в двадцатом веке.
4) Это открытие дало возможность продолжить эксперимент, который давно прекратили.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Доктор Луховицын, который считался постоянным врачом при цирке, велел Арбузову раздеться.
2) Мрачная сталинская эпоха, о которой написаны сотни различных произведений, в творчестве В. Шаламова выглядит особенно страшной.
3) Пробираясь к речонке, я нечаянно спугнул большую болотную сову, которая днем всегда прячется в травяном покрове.
4) Тягостное воспоминание, которое было связано с фронтовым ранением, мучило Сергея Петровича, заставляло вновь и вновь переживать события того рейда по тылам врага.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Олимпиада, которая начнется в 2008 году в Китае, снова будет праздником силы, красоты, мужества.
2) Казаков манила Сибирь, которая славилась неисчислимыми таежными и речными богатствами.
3) При барской усадьбе был большой пруд, который когда-то вырыли крепостные.
4) Большое кряжистое дерево, которое напоминало былинного богатыря, от удара молнии раскололось надвое, и по корявой коре стекали капли, похожие на слёзы.

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.
2) Крупные капли дождя, которые резко стучали по верху кибитки, отзывались головной болью, мешали уснуть.
3) Прикрикнув на дочь, которая расшалилась не на шутку, Степанида тяжело опустилась на лавку и грустно покачала головой.
4) Здешнее лесничество, которое было создано в середине века, известно своими экологическими программами.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В тени деревьев, которые растут у самой воды, спасаются от нестерпимой жары и слоны, и бегемоты, и львы.
2) Через несколько минут, в продолжение которых луч за лучом и счезли, зелёный свет зари сделался ярко-оранжевым, затем темно-красным.
3) Тур Хейердал, который путешествовал вокруг света вместе с Ю.Сенкевичем, был прекрасным рассказчиком.
4) Поэт Р. Рождественский, который тонко чувствовал жизнь во всем её проявлении, оставил нам удивительные стихи.

10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Пугачевский бунт, о котором так интересно написал А.С.Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”, по своим масштабам превзошел все предыдущие крестьянские войны.
2) Маленький зайчонок, который был найден ребятишками в лесу, быстро осмелел и прыгал по всему дому, выпрашивая морковку.
3) Боевой вылет эскадрильи, который был намечен на утро, пришлось отменить: ситуация на фронте изменилась.
4) Любовь к детям, которая окрыляла старую женщину, давала ей силу жить и надеяться на скорую встречу с ними.

I вариант II вариант
№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ 1 3 2 1 1 4 1 2 4 3 1 4 3 4 3 2 1 1 2 1
В X—ом общественном клубе с благотворительной целью давали бал-маскарад, или, как его называли местные барышни, бал-парей. Было 12 часов ночи. Не танцующие интеллигенты без масок — их было пять душ — сидели в читальне за большим столом и, уткнув носы и бороды в газеты, читали, дремали и, по выражению местного корреспондента столичных газет, очень либерального господина, — «мыслили». Из общей залы доносились звуки кадрили «Вьюшки». Мимо двери, сильно стуча ногами и звеня посудой, то и дело пробегали лакеи. В самой же читальне царила глубокая тишина. — Здесь, кажется, удобнее будет! — вдруг послышался низкий, придушенный голос, который, как казалось, выходил из печки. — Валяйте сюда! Сюда, ребята! Дверь отворилась, и в читальню вошел широкий, приземистый мужчина, одетый в кучерской костюм и шляпу с павлиньими перьями, в маске. За ним следом вошли две дамы в масках и лакей с подносом. На подносе была пузатая бутыль с ликером, бутылки три красного и несколько стаканов. — Сюда! Здесь и прохладнее будет, — сказал мужчина. — Становь поднос на стол... Садитесь, мамзели! Же ву при а ля тримонтран! А вы, господа, подвиньтесь... нечего тут! Мужчина покачнулся и смахнул рукой со стола несколько журналов. — Становь сюда! А вы, господа читатели, подвиньтесь; некогда тут с газетами да с политикой... Бросайте! — Я просил бы вас потише, — сказал один из интеллигентов, поглядев на маску через очки. — Здесь читальня, а не буфет... Здесь не место пить. — Почему не место? Нешто стол качается или потолок обвалиться может? Чудно́! Но... некогда разговаривать! Бросайте газеты... Почитали малость и будет с вас; и так уж умны очень, да и глаза попортишь, а главнее всего — я не желаю и всё тут. Лакей поставил поднос на стол и, перекинув салфетку через локоть, стал у двери. Дамы тотчас же принялись за красное. — И как это есть такие умные люди, что для них газеты лучше этих напитков, — начал мужчина с павлиньими перьями, наливая себе ликеру. — А по моему мнению, вы, господа почтенные, любите газеты оттого, что вам выпить не на что. Так ли я говорю? Ха-ха!.. Читают! Ну, а о чем там написано? Господин в очках! Про какие факты вы читаете? Ха-ха! Ну, да брось! Будет тебе кочевряжиться! Выпей лучше! Мужчина с павлиньими перьями приподнялся и вырвал газету из рук у господина в очках. Тот побледнел, потом покраснел и с удивлением поглядел на прочих интеллигентов, те — на него. — Вы забываетесь, милостивый государь! — вспыхнул он. — Вы обращаете читальню в кабак, вы позволяете себе бесчинствовать, вырывать из рук газеты! Я не позволю! Вы не знаете, с кем имеете дело, милостивый государь! Я директор банка Жестяков!.. — А плевать мне, что ты — Жестяков! А газете твоей вот какая честь... Мужчина поднял газету и изорвал ее в клочки. — Господа, что же это такое? — пробормотал Жестяков, обомлев. — Это странно, это... это даже сверхъестественно... — Они рассердившись, — засмеялся мужчина. — Фу-ты, ну-ты, испугался! Даже поджилки трясутся. Вот что, господа почтенные! Шутки в сторону, разговаривать с вами мне не охотно... Потому, как я желаю остаться тут с мамзелями один и желаю себе тут удовольствие доставить, то прошу не претикословить и выйти... Пожалуйте-с! Господин Белебухин, выходи к свиньям собачьим! Что рыло наморщил? Говорю, выходи, стало быть, и выходи! Живо у меня, а то, гляди, не ровен час, как бы в шею не влетело! — То есть как же это? — спросил казначей сиротского суда Белебухин, краснея и пожимая плечами. — Я даже не понимаю... Какой-то нахал врывается сюда и... вдруг этакие вещи! — Какое это такое слово нахал? — крикнул мужчина с павлиньими перьями, рассердившись, и стукнул кулаком по столу, так что на подносе запрыгали стаканы. — Кому ты говоришь? Ты думаешь, как я в маске, так ты можешь мне разные слова говорить? Перец ты этакий! Выходи, коли говорю! Директор банка, проваливай подобру-поздорову! Все уходите, чтоб ни одной шельмы тут не оставалось! Айда, к свиньям собачьим! — А вот мы сейчас увидим! — сказал Жестяков, у которого даже очки вспотели от волнения. — Я покажу вам! Эй, позови-ка сюда дежурного старшину! Через минуту вошел маленький рыженький старшина с голубой ленточкой на лацкане, запыхавшийся от танцев. — Прошу вас выйти! — начал он. — Здесь не место пить! Пожалуйте в буфет! — Ты откуда это выскочил? — спросил мужчина в маске. — Нешто я тебя звал? — Прошу не тыкать, а извольте выйти! — Вот что, милый человек: даю тебе минуту сроку... Потому, как старшина и главное лицо, то вот выведи этих артистов под ручки. Мамзелям моим не ндравится, ежели здесь есть кто посторонний... Они стесняются, а я за свои деньги желаю, чтобы они были в натуральном виде. — Очевидно, этот самодур не понимает, что он не в хлеву! — крикнул Жестяков. — Позвать сюда Евстрата Спиридоныча! — Евстрат Спиридоныч! — понеслось по клубу. — Где Евстрат Спиридоныч? Евстрат Спиридоныч, старик в полицейском мундире, не замедлил явиться. — Прошу вас выйти отсюда! — прохрипел он, выпучивая свои страшные глаза и шевеля нафабренными усами. — А ведь испугал! — проговорил мужчина и захохотал от удовольствия. — Ей-ей, испугал! Бывают же такие страсти, побей меня бог! Усы, как у кота, глаза вытаращил... Хе-хе-хе! — Прошу не рассуждать! — крикнул изо всей силы Евстрат Спиридоныч и задрожал. — Выйди вон! Я прикажу тебя вывести! В читальне поднялся невообразимый шум. Евстрат Спиридоныч, красный как рак, кричал, стуча ногами. Жестяков кричал. Белебухин кричал. Кричали все интеллигенты, но голоса всех их покрывал низкий, густой, придушенный бас мужчины в маске. Танцы, благодаря всеобщей сумятице, прекратились, и публика повалила из залы к читальне. Евстрат Спиридоныч для внушительности позвал всех полицейских, бывших в клубе, и сел писать протокол. — Пиши, пиши, — говорила маска, тыча пальцем ему под перо. — Теперь что же со мной, с бедным, будет? Бедная моя головушка! За что же губите вы меня, сиротинушку? Ха-ха! Ну что ж? Готов протокол? Все расписавшись? Ну, теперь глядите!.. Раз... два... три!!.. Мужчина поднялся, вытянулся во весь рост и сорвал с себя маску. Открыв свое пьяное лицо и поглядев на всех, любуясь произведенным эффектом, он упал в кресло и радостно захохотал. А впечатление, действительно, произвел он необыкновенное. Все интеллигенты растерянно переглянулись и побледнели, некоторые почесали затылки. Евстрат Спиридоныч крякнул, как человек, сделавший нечаянно большую глупость. В буяне все узнали местного миллионера, фабриканта, потомственного почетного гражданина Пятигорова, известного своими скандалами, благотворительностью и, как не раз говорилось в местном вестнике, — любовью к просвещению. — Что ж, уйдете или нет? — спросил Пятигоров после минутного молчания. Интеллигенты молча, не говоря ни слова, вышли на цыпочках из читальни, и Пятигоров запер за ними двери. — Ты же ведь знал, что это Пятигоров! — хрипел через минуту Евстрат Спиридоныч вполголоса, тряся за плечо лакея, вносившего в читальню вино. — Отчего ты молчал? — Не велели сказывать-с! — Не велели сказывать... Как засажу я тебя, анафему, на месяц, так тогда будешь знать «не велели сказывать». Вон!!.. А вы-то хороши, господа, — обратился он к интеллигентам. — Бунт подняли! Не могли выйти из читальни на десять минуток! Вот теперь и расхлебывайте кашу. Эх, господа, господа... Не люблю, ей-богу! Интеллигенты заходили по клубу унылые, потерянные, виноватые, шепчась и точно предчувствуя что-то недоброе... Жены и дочери их, узнав, что Пятигоров «обижен» и сердится, притихли и стали расходиться по домам. Танцы прекратились. В два часа из читальни вышел Пятигоров; он был пьян и пошатывался. Войдя в залу, он сел около оркестра и задремал под музыку, потом печально склонил голову и захрапел. — Не играйте! — замахали старшины музыкантам. — Тсс!.. Егор Нилыч спит... — Не прикажете ли вас домой проводить, Егор Нилыч? — спросил Белебухин, нагнувшись к уху миллионера. Пятигоров сделал губами так, точно хотел сдунуть со щеки муху. — Не прикажете ли вас домой проводить, — повторил Белебухин, — или сказать, чтоб экипажик подали? — А? Ково? Ты... чево тебе? — Проводить домой-с... Баиньки пора... — До-домой желаю... Прроводи! Белебухин просиял от удовольствия и начал поднимать Пятигорова. К нему подскочили другие интеллигенты и, приятно улыбаясь, подняли потомственного почетного гражданина и осторожно повели к экипажу. — Ведь этак одурачить целую компанию может только артист, талант, — весело говорил Жестяков, подсаживая его. — Я буквально поражен, Егор Нилыч! До сих пор хохочу... Ха-ха... А мы-то кипятимся, хлопочем! Ха-ха! Верите? и в театрах никогда так не смеялся... Бездна комизма! Всю жизнь буду помнить этот незапамятный вечер! Проводив Пятигорова, интеллигенты повеселели и успокоились. — Мне руку подал на прощанье, — проговорил Жестяков, очень довольный. — Значит, ничего, не сердится... — Дай-то бог! — вздохнул Евстрат Спиридоныч. — Негодяй, подлый человек, но ведь — благодетель!.. Нельзя!..