Внешнеэкономические связи. Международные и внешнеэкономические связи Международные и внешнеэкономические связи

В международно-правовой доктрине всеобщее признание получило положение, согласно которому субъекты Федерации являются не полными субъектами международного права, поскольку не относятся к международным лицам со всеми правами и обязанностями 129 . Субъекты Федерации признаются международными лицами только в отношении некоторых объектов 130 регионального значения, круг которых определяется законодательно.

В то же время объем международной правосубъектности субъектов РФ в законодательстве точно не установлен. И это, видимо, неслучайно. Указанная проблема до настоящего времени не получила однозначного решения в теории и правоприменительной практике. Об этом свидетельствуют многочисленные научные работы и публикации в периодической печати 131 .

Вместе с тем весь законодательный массив, определяющий международный правовой статус субъектов РФ, еще не подвергался комплексному исследованию. Согласно п."о" ч.1 ст.72 Конституции РФ субъекты РФ должны рассматриваться как участники международных и внешнеэкономических связей.

Это положение конкретизируется в федеральном законодательстве и нашло применение в конституционно-правовой практике. Так, согласно п. 1 ч. 1 ст.8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ Об основах государственногорегулирования внешнеторговой деятельности 132 (с изм. на 08.12.2010 № 336-ФЗ)субъекты РФ вступают во внешнеэкономические связи с субъектами иностранных государств, с административно-территориальными образованиями, органами государственной власти иностранных государств. В данном законе определяются также вопросы компетенции.

Так, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности согласно ст. 8 № 164-ФЗ относится:

1) проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей;

3) открытие представительств в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) формирование и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности.

Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 № 164-ФЗ:

1) федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч.3 ст.13 настоящего Федерального закона, обязан согласовывать с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ проекты планов и программ развития внешнеторговой деятельности, затрагивающих интересы субъектов РФ и находящихся в пределах их компетенции;

2) орган исполнительной власти субъекта РФ в течение тридцати дней после представления соответствующего проекта плана или программы на согласование направляет официальное заключение в федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч.3 ст.13 настоящего Федерального закона;

3) непредставление официального заключения органом исполнительной власти субъекта РФ рассматривается как его согласие с направленнымна согласование проектом плана и программы;

4) органы исполнительной власти субъекта РФ обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч.3 ст.13 настоящего Федерального закона, обо всех действиях, предпринятых субъектом РФ по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.

Кроме того, в ведении субъектов РФ находятся также вопросы, связанные с заключением и исполнением международных договоров Российской Федерации. Согласно № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается только по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта РФ (ч.1 ст.4).

В указанном законе закрепляется процедура согласования и участия представителей субъекта РФ в подготовке проекта договора (ч.2-4 ст.4 № 101-ФЗ), а также законодательные гарантии международной деятельности субъектов РФ. Наряду с этим органы государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий обеспечивают выполнение названных международных договоров (ч.3 ст.32 № 101-ФЗ).

Законодательная конкретизация конституционных вопросов ведениясубъектов РФ в международной сфере в полной мере отвечает принципам современного международного права, признающим частичную международную правосубъектность внутритерриториальных государственных образований.

В то же время следует констатировать, что понятие международных и внешнеэкономических связей не раскрывается в полном объеме ни в российском законодательстве, ни в международном праве, ни в национальном праве зарубежных стран. И это не может не создавать трудностей в законодательном регулировании указанных отношений.

В частности, в ч.2 ст.1 ФЗ от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации дается примерный перечень сфер общественной жизни, являющихся предметом указанных связей. К ним относятся: торгово-экономическая, научно-техническая, экологическая, гуманитарная, культурная и иные области.

При этом в сравнении с № 164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности вышеназванным федеральным законом определен более широкий круг субъектов, с которыми государственно-территориальные образования Российской Федерации вправе вступать в международные и внешнеэкономические связи с согласия Правительства РФ. Наряду с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государстви органами государственной власти иностранных государств закрепляются органы международных организаций (ч.1 ст.1).

Федеральный закон № 4-ФЗ от 4 января 1999 г. определяет правовые основы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, а также закрепляет законодательные гарантии их международной деятельности и др.

Ряд положений закона конкретизирован в постановлении Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 91 О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласовании на осуществление субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств 133 .

В названном постановлении устанавливается порядок принятия решений Правительством РФ по вопросам, составляющим предмет регулирования постановления. Этот порядок предусматривает в качестве основанийпринятия решений обращение органов власти субъектов РФ с аргументацией необходимости осуществления международных связей и наличие положительного заключения контрольных ведомств (Министерства иностранных дел РФ и Министерства юстиции РФ).

В российском конституционном праве не достаточно четко определен вопрос юридического оформления международных и внешнеэкономических связей.

Согласно ст. 8 № 164-ФЗ и п.32 ч.2 ст.26.3 №184-ФЗ в области внешнеэкономических, внешнеторговых связей субъект РФ заключает соглашения. В то же время необходимо иметь в виду, что Комиссия международного права ООН в 1996 г. предложила следующее положение: Государства – члены федеративного союза могут обладать правоспособностью заключать международные договоры, если такая способность допускается федеральной конституцией и не выходит за установленные ею пределы 134 .

Данное правило, по мнению Г.В. Игнатенко, пока не приобрело качества обычной нормы международного права, а само оно (право) "практически свободно от норм, которые хоть в какой-то мере определяли бы международно-правовой статус политико-территориальных образований, являющихся составными частями федеративных государств" 135 . Приведенное высказывание автора прямо противоположно суждению В.В. Пустогарова по данной проблеме.

Не касаясь подробностей дискуссии, подчеркнем, что, по мнению В.В. Пустогарова, в международной практике обычным стало заключение субъектами зарубежных федераций договоров с иностранными государствами 136 . Такие договоры ограничены конституционной компетенцией соответствующих субъектов и касаются вопросов, которые, как правило, не затрагиваются международными договорами самой Федерации.

Международная деятельность субъектов РФ рассматривается международным сообществом в качестве одного из важнейших направлений дальнейшего развитияЕвропейского Союза и нашла активную поддержкуЕвропарламента. В юридической печати уже неоднократно отмечалосьстремление этого наднационального учреждения закрепить за регионами функции, необходимые для их активного участия в создании политического, социального и экономического единства Европы, достижениекоторого определено в качестве одной из задач в так называемойХартии регионализма 1988 г. 137

Таким образом, следует признать, что международное право не содержит запрета на установление договорных отношений между иностранными государствами и субъектами Федерации, а также между субъектами Федерации различных иностранных государств. Данные договоры (соглашения) занимают особое место в системе источников права, они не относятся к межгосударственным договорам, заключаемым самой Федерацией с другими государствами.

В Конституции РФ нет положений, устанавливающих право субъектов РФ заключать международные договоры. Право субъектов РФ заключать международные договоры прямо не определяется ни в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., ни в федеральных законах. Более того, законодательно закрепляется, что соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта РФ, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами (ст.7 № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей…"). Видимо, законодатель в термин "международный договор" вкладывает смысл договоров, заключенных Россией. Таковыми являются межгосударственные договоры Российской Федерации.

Однако, реализуя свои полномочия в области международной правосубъектности, многие субъекты РФ заключили договоры о торгово-экономическом сотрудничестве с государствами ближнего зарубежья и открыли в них свои представительства. В их числе: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) и др. Такие договоры (соглашения) нередко заключались с нарушением федерального законодательства 138 . Поэтому корректировка подобного рода практики должна исходить не из того, чтобы ставить под сомнение сам факт заключения подобных договоров, а должна быть связана с выполнением предписаний федерального законодательства.

Радикальная экономическая реформа, кардинальное изменение геополитического положения России существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

Внешние экономические связи представляют собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Под ними понимают пересекающие границы государств потоки товаров, услуг, капиталов. Они играют определяющую роль в системе международного разделения труда, реализация преимуществ и выгод которого осуществляется через внешнеэкономическую деятельность, и приобретают для России важное значение.

В структуре внешних экономических связей РФ наиболее значительную роль играют:
  • внешняя торговля;
  • кредитно-финансовые отношения;
  • международная торговля услугами;
  • научно-техническое сотрудничество.

Внешняя торговля

Внешняя торговля — традиционная и наиболее развитая форма внешнеэкономических связей. В начале ХХ в. доля России в мировом товарообороте составляла 3,4% и по этому показателю Российская империя занимала седьмое место в мире по объему внешней торговли. Однако удельный вес России в населении земного шара (1/10) не соответствовал ее вовлеченности в мировое хозяйство. В российском экспорте выделялась продукция сельского (почти 80%), лесного хозяйства (10%), ископаемые (нефть, металлы, руды — 5%), готовые изделия и прочие товары. Лицо страны в международном разделении труда определял экспорт зерновых культур и по этому показателю Россия занимала первое место в мире.

Начавшаяся в 1930-е гг. индустриализация кардинально изменила структуру внешней торговли и уже к началу Второй мировой войны на долю промышленных товаров приходилось 2/3 советского экспорта. Несмотря на рост внешнеторгового оборота, который только за 1960-1985 гг. увеличился почти в 5 раз, доля страны в мировой торговле в конце 1980-х гг. составляла лишь 4%, т. е. практически не возросла по сравнению с царской Россией. В канун своего распада СССР выступал как топливно-сырьевая кладовая мира (почти 60% советского экспорта приходилось на топливо, электроэнергию, руды и металлы) и крупнейший (наряду с США) оружейный цех планеты. Экспорт оружия из СССР в 1989 г. составил 21,8 млрд. долл. против 11,9 млрд. долл. у США. На вырученную валюту закупались машины, оборудование (40% импорта), продовольствие (17%) и промышленные товары народного потребления (16%). Почти 2/3 советского внешнеторгового оборота приходилось на 12 социалистических стран.

Нынешняя Россия унаследовала положительное сальдо внешнеторгового баланса. С 1992 г. наблюдается неуклонный рост стоимостного объема российского экспорта при крайней неустойчивости объемов импорта, испытывающих колебания то в одну, то в другую сторону.

Таблица 1. Внешняя торговля России* (в млрд долл.)

Доля России в мировом экспорте в 2007 г. составила 2,7%. В структуре российского экспорта в 2007 г. на долю пяти товарных групп приходилось почти 93% экспорта (минеральные продукты — 64,8%, металлы — 16,0%, химические товары — 5,9%, лесоматериалы — 3,5%, сельскохозяйственное сырье — 2,6%), на долю продукции машиностроения — лишь 5,6%. Ведущую роль в экспорте продолжают играть энергоносители и металлы. За рубеж вывозится 2/5 добываемой в стране нефти, 1/3 газа, до 90% производимых в стране алюминия, меди, олова, цинка, почти 80% минеральных удобрений и около 90% отечественной целлюлозы. Минеральное сырье стоит на мировом рынке недорого, а наша страна экспортирует сырье большей частью в исходном состоянии. К тому же значительная часть вывозимой продукции (минеральные удобрения, природный газ, цветные металлы) требуется и национальному хозяйству.

Структура экспорта и сложившееся размещение производства позволяет выделить основные “валютные цехи” страны, большинство из которых расположено в глубине российской территории, в малонаселенных и моноотраслевых районах. Это прежде всего север Западной Сибири, обеспечивший в 2006 г. 13,9% российского экспорта, где формируются экспортные потоки нефти и газа, а также Восточная Сибирь — 5% (экспорт цветных металлов, леса, целлюлозно-бумажной продукции). Из староосвоенных районов видную роль в экспорте играют Центр — более 2/5 (Московский регион) и Урало-Поволжье — около 1/5 (природный газ, нефтепродукты, минеральные удобрения).

На долю России в мировом импорте в 2007 г. пришлось 1,5%. Традиционно важнейшие позиции импорта России занимают машиностроение, продовольственные товары и потребительские товары массового спроса. Важнейшей статьей импорта остаются машины и оборудование (51,0% в 2007 г.), что связано со сложившимся кризисом в этой важнейшей отрасли промышленности. Большой удельный вес в импорте России имеют сырьевые товары, некоторые металлы, трубы, химические продукты. Сильно возросла в составе импорта роль продовольственных товаров (13,8% в 2007 г.). По оценкам, около половины потребляемого в России продовольствия поступает из-за рубежа, что серьезно подрывает продовольственную безопасность страны.

Последнее десятилетие характеризуется значительным увеличением во внешнеторговом обороте России доли развитых в экономическом отношении государств и резким сокращением объема торговых связей со странами постсоветского пространства. Основу российского экспорта в государства вне СНГ составляют топливо (нефть и газ — в Германию, Италию, Францию, уголь — в Японию), сырье и полуфабрикаты (каучук — в Китай, Корею, Венгрию, черные металлы — в Великобританию и США, алюминий — в Японию, медь — в Германию и Нидерланды, лес — в Японию и Китай, рыбу — в США, Японию, Китай). В Россию из стран дальнего зарубежья импортируются в основном машины и оборудование (преимущественно из стран Западной Европы и Японии) и продовольственные товары. В 2007 г. в общем объеме экспорта товаров России в страны дальнего зарубежья на долю Нидерландов приходилось 14,3%, Германии — 8,8, Италии — 9,2, Китая — 5,3, Швейцарии — 4,7, Турции — 6,1, США — 2,7, Великобритании — 3,7%. В импорте преобладали поставки из Германии (15,6%), Китая (14,4%), Японии (7,5%), США (3,3%), Италии (5,0%), Франции (4,6%).

Среди стран СНГ ведущими торговыми партнерами России являются Белоруссия (31,6% товарооборота со странами СНГ), Украина (36,1%) и Казахстан (20,1%). Как и со странами дальнего зарубежья, основу экспорта составляет топливо, в широких масштабах вывозятся также машины, оборудование и химические продукты. Импортируются в основном сельскохозяйственная продукция, машины и оборудование, металлы и руды металлов.

Кредитно-финансовые отношения

Кредитно-финансовые отношения включают предоставление международных займов и кредитов, а также осуществление прямых зарубежных капиталовложений. В этой сфере международных экономических отношений, как и в международной торговле, Россия является заметным участником, но в число лидеров не входит. В начале 1990-х гг. наиболее активно инвестировали в российскую экономику Германия, Швейцария, Великобритания и Канада, после 2000 г. к ним присоединились США, Нидерланды и Франция.

Объем иностранных инвестиций в 2007 г. составил 120941 млн. долл., в том числе прямые — 23,0%, портфельные — 3,5%, прочие — 73,5%.

До сих пор Россия является объектом преимущественно ссудного, а не предпринимательского капитала. Причем ссудный капитал привлекался главным образом в виде кредитов иностранных государств и международных организаций и расходовался во многом на так называемый критический импорт (продовольствие, медикаменты), а не на капиталовложения в основные фонды. В результате приток иностранного капитала в Россию слабо воздействовал на объем капиталовложений в стране, но заметно увеличивал внешнюю задолженность России.

Среди видов экономической деятельности по иностранным инвестициям ведущее место занимает торговля и общественное питание — 39,1%, обрабатывающая промышленность — 26,4%, где выделяются производство кокса и нефтепродуктов (3,6%), цветная (7,9%), металлургическое производство (12,3%), выпуск транспортных средств (2,5%).

В региональном отношении иностранные инвестиции распределены крайне неравномерно, что связано с различиями в факторах, определяющих инвестиционную ситуацию (наличие трудовых ресурсов, оснащенность инфраструктурой, реализация рыночных реформ) и с ухудшением инвестиционной ситуации по мере движения с запада на восток. Более половины всех иностранных инвестиций в 2006 г. концентрировалось в Центральном федеральном округе и главным образом в Москве (свыше 2/5), около 1/7 — в Северо-Западном федеральном округе выделялся Санкт-Петербург и его окружение, менее 1/10 — в Уральском федеральном округе (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра), в Южном — Краснодарский край, в Приволжском федеральном округе наибольшей инвестиционной привлекательностью отличается Самарская область, в Сибирском — Омская, Дальневосточном — Сахалинская область и Якутия.

Безусловно, в будущем Россия сможет стать крупным привлекательным инвестиционным рынком, что обусловлено огромными масштабами внутреннего российского рынка, необходимостью обновления основного капитала во всех отраслях хозяйства, высоким научным потенциалом и уровнем образования населения, уникальной обеспеченностью экономики природными ресурсами, уровнем прибыльности вложений (он почти в 2 раза превышает привычный уровень прибыли для стран с устоявшейся рыночной экономикой).

Свободные экономические зоны

(СЭЗ) являются одной из форм экономических связей, которые функционируют в развивающихся и промышленно развитых странах. Создание СЭЗ сводится к предоставлению отдельным районам и территориям страны особых прав и льгот в отношении иностранных инвестиций и внешнеэкономического сотрудничества, учитывая экономико-географическое положение СЭЗ, развитие инфраструктуры, возможность интеграционных связей и поставок. В зависимости от целей и задач выделяют комплексные зоны производственного характера, внешнеторговые, функциональные (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские) и др. В начале 1990-х гг. были приняты решения об образовании в России целого ряда СЭЗ: “Санкт-Петербург”, “Выборг”, “Находка”, “Янтарь” (Калининградская область), “Сахалин”, “Даурия” (Читинская область), “Алтай”, “Кузбасс”, “Садко” (Великий Новгород), “Технополис Зеленоград” (Московская область), “Ева” (Еврейская автономная область), “Магадан”. Несколько позже были зарегистрированы СЭЗ “Ингушетия” и “Шерри-зон” (аэропорт Шереметьево, г. Москва).

Размещение СЭЗ в России в зависимости от географического положения территории осуществляется либо в приграничных, либо во внутренних регионах. Приграничные регионы объединяют СЭЗ, возникшие в непосредственной близости от государственной границы, где находятся международные порты или крупные приграничные транспортные узлы, через которые проходят транзитные грузопотоки. Здесь преобладают зоны свободной торговли в виде складских, беспошлинных таможенных, транспортно-торговых и торгово-таможенных зон. Широкое распространение СЭЗ во внутренних регионах обусловлено огромными природно-ресурсными богатствами страны, наличием крупных научных и промышленных центров, имеющих высококвалифицированные кадры. Основным типом СЭЗ в этом случае являются экспортно-промышленные зоны и СЭЗ технико-внедренческого характера.

Международная торговля услугами

Международная торговля услугами в последнее время оказывает все большее воздействие на всемирные экономические отношения. Наибольший удельный вес занимает иностранный туризм. Это одна из немногих крупных сфер труда, где число работников неуклонно возрастает. Индустрия туризма — важная отрасль экономики многих стран и регионов мира, источник получения крупных сумм иностранной валюты, стимулятор строительства отелей, дорог и других звеньев инфраструктуры для туризма, торговли, возрождения ремесел и кустарных промыслов, мер по охране природы, сохранению национальной самобытности.

Россия, обладающая огромным рекреационным потенциалом, обслуживает пока лишь 1% мирового туристического потока. Численность иностранных граждан, прибывших в Россию, постепенно возрастает, увеличивается численность и российских граждан, выезжающих за границу.

Широкое распространение получают услуги в области информации и телекоммуникаций, дистанционного зондирования Земли из космоса, аренда машин и оборудования, расчеты с помощью ЭВМ, рыночные, лабораторные и прогнозные исследования, консультационные, управленческие услуги, входящие в категорию деловых услуг.

Научно-техническое сотрудничество

Научно-техническое сотрудничество представляет собой согласованную деятельность субъектов внешнеэкономических связей разных стран, направленную на ускорение научно-технического прогресса. Одним из направлений в этой области является международная кооперация производства, которая эффективно, рыночными методами интегрирует весь инновационный цикл; повышает динамизм инноваций и конкуренции; содействует ускорению НТП, повышению конкурентоспособности кооперированной продукции на мировом рынке, получению валютной прибыли. Такое сотрудничество может проявляться в совместном производстве продукции на двусторонней или многосторонней основе (сборка маршрутных автобусов фирмы “Мерседес-Бенц” в Голицино, легковых автомобилей фирмы “Форд” во Всеволожске).

Сотрудничество в области капитального строительства крупных промышленных и других объектов в одних странах при экономическом и техническом содействии других. Так, были построены гидроузлы в Египте и Сирии, металлургические заводы в Индии, атомные электростанции на Кубе и в странах Восточной Европы. На территории России были построены Оскольский электрометаллургический комбинат, созданный с помощью ФРГ, Костомукшский горнообогатительный комбинат, построенный при участии Финляндии, осуществлена разработка углей Южной Якутии и обустройство нефтяных и газовых промыслов на шельфе острова Сахалин при содействии Японии.

Одной из форм экономического сотрудничества является создание совместных предприятий, выпускающих разнообразную продукцию обрабатывающей промышленности и занятых выполнением разного вида услуг. При этом большая часть продукции совместных предприятий предназначена на экспорт. В 2007 г. на территории России действовало более 19 тыс. предприятий и организаций с участием иностранного капитала и больше всего в торговле и общественном питании и в промышленности.

Таким образом, эффективная внешнеэкономическая политика способна внести важный вклад в оздоровление российской экономики. Главный лозунг внешнеэкономической стратегии новой России — снижение до минимума поставок любого сырья за границу. Чтобы разрушить экспортно-сырьевую специализацию страны, предотвратить ее экономическую колонизацию мощными конкурентами, следует всемерно развивать переработку ныне экспортируемого сырья на основе собственных ресурсов (максимально используя при этом интеллектуальный и технический потенциал отечественного ВПК) и параллельно — компенсировать экспорт продукции сырьевых отраслей импортом новейших технологий по добыче и переработке природных ресурсов. России предстоит найти наилучшее для нее соотношение между самодостаточностью и включенностью в мировую экономику. От точности такого выбора во многом будут зависеть экономические успехи страны и благосостояние ее граждан.

Сегодня уже очевидно, что международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации реально влияют на формирование и реализацию внешнеполитического курса страны, способствуют укреплению демократических основ российского федерализма.
Так уж получилось, что наша встреча проходит в непростой для России период, сопровождающийся чередой трагедий: страна подверглась атакам международных террористов. Многими за рубежом эта боль была воспринята как собственная, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что память о жертвах Беслана почтили минутой молчания школьники почти всех стран Европы.
На новый уровень партнерства выходят наши отношения с государствами СНГ, ведущими европейскими странами и Евросоюзом, укрепляются контакты с Китаем, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
На этом пути региональный потенциал может полностью раскрыться лишь тогда, когда он будет подкреплен соответствующей поддержкой центральных органов государства, в первую очередь, по созданию благоприятной правовой сферы для международного межрегионального сотрудничества, формированию общего правового пространства.
Так Исполнительный комитет СНГ подготовил проект Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств, который был в целом одобрен в сентябре с.г. на заседании Совета глав правительств в Астане (Грузия, Туркмения и Узбекистан пока не подписали документ). При этом хотелось бы отметить, что на региональном уровне наиболее зримо проявляется особый характер партнерства между Россией и странами СНГ в силу общей истории, многочисленных устоявшихся производственных, культурно-языковых, родственных и иных связей, приграничного сотрудничества и других факторов.
Наиболее адекватной современным условиям моделью сотрудничества стран СНГ представляется взаимодействие в рамках Единого Экономического пространства (ЕЭП) с участием Белоруссии, Казахстана, Украины и России, соглашение о котором было подписано в Ялте
19 сентября 2003г. Только за прошлый 2003 год рост взаимной торговли стран-участниц ЕЭП составил порядка 30 процентов. Общий объем накопленных странами «четверки» инвестиций в экономику России составляет сегодня более 130 миллионов долларов США. Сама же Россия вложила в страны ЕЭП около 150 миллионов долларов США. Позитивная динамика в этой области, во многом была обеспечена активностью наших бизнес-сообществ, хотя объемы сотрудничества, как вы понимаете, пока еще не соответствуют потенциальным возможностям.
15 сентября с.г. в Астане состоялась встреча глав государств Белоруссии, Казахстана, России и Украины, посвященная вопросам формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). По ее итогам был утвержден подготовленный Группой высокого уровня перечень из двадцати девяти международно-правовых и иных документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке. Их реализация позволит провести существенную либерализацию взаимной торговли, устранить имеющиеся здесь барьеры, а в перспективе создать предпосылки для формирования таможенного союза и единой конкурентной среды.
В соответствии с поручением президентов главы правительств подписали двусторонние соглашения, обеспечивающие, начиная с 1 января 2005 года, применение во взаимной торговле четырех стран принципа "страны назначения" при взимании налога на добавленную стоимость. При этом Российская Федерация распространила действие и на поставляемые ею партнерам природный газ, нефть и стабильный газовый конденсат. Данный шаг направлен на то, чтобы уже сегодня придать ощутимый импульс интеграционному взаимодействию участников ЕЭП.
Ближайшая задача видится в том, чтобы консолидировать наш потенциал, гармонизировать нормы экономического оборота в сфере товаров, услуг, инвестиций, сформировать реальный экономический союз. Все это потребует создания наднациональных структур в области регулирования и принятия соответствующих решений по ряду направлений экономической политики. Здесь важно действовать осознано, не повторять ошибок прошлого. Мировой опыт, в первую очередь, история формирования Евросоюза, показывает, что без подобных шагов невозможно достичь того уровня интеграции, к которому мы стремимся.
Не секрет, что можно услышать разговоры о том, что линия на интеграцию в рамках СНГ дескать противоречит сближению России, других стран Содружества с европейскими структурами. Хотелось бы подчеркнуть, что этот тезис не выдерживает серьезной критики. Напротив, в итоговом документе состоявшегося 23-24 мая с.г. в Ялте саммита стран "четверки", зафиксирована единая позиция, что формирование ЕЭП создает предпосылки для построения общего экономического пространства в Европе.
Россия имеет весьма многообразные и жизненно важные интересы в Азии, где развернулись поистине беспрецедентные интеграционные процессы в экономике. Вовлеченность в дела как Европы, так и Азии – не только уникальная геополитическая особенность Российской Федерации, но и ее неоспоримое преимущество. В целом созданы важные заделы для продвижения международных и внешнеэкономических связей российских регионов, прежде всего расположенных южнее и восточнее Уральских гор с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. О значимости и уровне межрегионального и приграничного взаимодействия ВАТР можно судить, в частности, по итогам первого
российско-китайского инвестиционного форума в июне 2004 г. в Хабаровске. Там были подписаны соглашения по китайским инвестициям в экономику российских дальневосточных регионов общая сумма которых может достичь порядка 700 млн. долл. США. Уже в ближайшей перспективе КНР готова довести вложения в российскую экономику до 1,5 млрд. долл.
При этом приграничное сотрудничество становится реальным фактором воздействия на хозяйственное развитие территорий Востока России. Наш двусторонний товарооборот с Монголией на 70 % обеспечивается регионами Сибирского федерального округа. Имеет перспективы возобновление практики кредитования проектов в Монголии, представляющих интерес для приграничных регионов России. Как показывает статистика, объем приграничной торговли между Россией и КНР, начиная с 1995 г. вырос в 4 раза и составил в 2003 году
4,91 млрд. долл.
Процессы, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заставляют нас приподняться над повседневными проблемами и посмотреть на место региона (Дальнего Востока и Забайкалья), где мы находимся, на его роль для России с точки зрения общегосударственных интересов на длительную историческую перспективу. Актуальнейшая тема координации внешних связей и разработка стратегий сотрудничества субъектов Федерации с государствами АТР, а также Индией стоит одной из первых на повестке дня работы Совета в 2005 году.

Для современной России Евросоюз – это один из ключевых партнеров. Ведь Евросоюз является крупнейшим торгово-экономическим партнером России и ведущим инвестором. Подсчитано, что если на ЕС до последнего времени приходилось 35 процентов объема внешней торговли, то со вступлением десяти новых членов его доля в российском внешнеторговом обороте достигает 51 процента. Отрадно, что год от года наши многоплановые деловые и культурные связи с этим крупнейшим интеграционным объединением развиваются и укрепляются. Между Россией и Европейским союзом сложилось общее понимание того, что изменения политической и экономической карты Европы требуют согласованных усилий по формированию рациональной архитектуры межевропейских отношений.
Обстоятельный разговор на эту тему состоялся на саммите Россия – ЕС в мае прошлого года, где была принята концепция общих пространств – в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы и правосудия, науки, образования и культуры. Достигнута принципиально важная договоренность о создании Постоянного совета партнерства Россия – ЕС.
Сегодня, когда Россия и ЕС непосредственно граничат друг с другом на протяжении тысяч километров, еще более актуальным становится развитие отношений российских регионов с европейскими партнерами. Это со всей очевидностью было продемонстрировано в апреле с.г. в Москве, в ходе состоявшегося с участием делегации Совета Европы заседания Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России, на котором были рассмотрены вопросы развития межрегионального и приграничного сотрудничества российских регионов с европейскими партнерами в контексте расширения Евросоюза.
Мы уверены, что партнерство РФ-ЕС способно дать Европейскому континенту еще больший вес в мировой политике, экономике, в торговле, в решении вопросов глобальной мировой безопасности.
В Российской Федерации вопросам развития межрегионального и приграничного сотрудничества уделяется приоритетное внимание. Достаточно сказать, что в 2003 году по поручению Президента России в короткие сроки был создан и начал свою работу Совет глав субъектов Федерации при МИД России (СГС). Уже проведены три заседания Совета, в ходе которых рассмотрены четыре актуальные темы. Заседание Совета 18 февраля с.г. было посвящено проблемам законодательного регулирования приграничного сотрудничества. С основным докладом по этой теме выступил руководитель рабочей группы по приграничному сотрудничеству СГС, Глава администрации Читинской области Р.Ф.Гениатулин. Практическую реализацию поставленных задач члены Совета связывают с необходимостью скорейшего принятия федерального закона о приграничном сотрудничестве, а также развитием правовой базы на уровне регионов. Сегодня можно с полным основанием констатировать, что имеются первые реальные результаты: на основе выработанных рекомендаций приняты соответствующие распоряжения Правительства по проблематике развития отношений со странами СНГ и в формате «кавказской четверки», приграничному сотрудничеству.
Замечу, что очередное четвертое заседание СГС будет посвящено обсуждению наиболее перспективных направлений регионального сотрудничества с государствами Европейского Союза, Советом Европы и его структурами, а также вероятных последствий вступления России во Всемирную торговую организацию для осуществления международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации.
В Российской Федерации сформирована достаточно солидная правовая основа в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Она отвечает самым высоким мировым стандартам как в области полномочий региональных властей, так и в сфере надзора со стороны центральных властей.
В настоящее время в Совете Федерации завершается разработка проекта федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», который будет направлен в Правительство на официальное заключение для последующего внесения в Госдуму. МИД России вносит свой посильный вклад в эту работу.
Два момента хотелось бы отметить особо: первый – в законопроекте впервые подробно описаны полномочия органов местного самоуправления в области приграничного сотрудничества; второй – активно используется опыт Совета Европы и положения о еврорегионах из Дополнительного протокола к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.
Мы также надеемся, что вскоре Россия присоединится к двум протоколам этой Конвенции. Для этого нам необходимо – как это не парадоксально звучит – убедить некоторые российские ведомства в том, что положения протоколов не противоречат правилам Всемирной торговой организации и наше к ним присоединение не способно осложнить переговоры о вступлении России в ВТО. По крайней мере, другой «контраргументации» на этот счет мы пока не слышали.
Участие России в протоколах значительно расширяет полномочия участников приграничного сотрудничества, особенно в плане формирования такой интересной формы сотрудничества как еврорегионы. При этом создание административно-технических органов трансграничного сотрудничества предусматривается на базе национального законодательства страны их пребывания и не может нанести ущерба суверенным правам ни одного из государств, чьи регионы принимают в них участие.
Особого внимания заслуживает работа по поддержке малого и среднего бизнеса, использования опыта, накопленного в данной сфере нашими партнерами в ЕС.
В настоящее время вклад малого бизнеса в ВВП России немногим превышает 20%. Чтобы выйти на реально достижимый уровень в 45-50%, сделать предстоит, как мы понимаем, немало. Для этого, прежде всего необходимо обеспечить надлежащее взаимодействие между малым и крупным бизнесом, нахождение баланса между их интересами, разумеется, при должном учете потребностей всего общества. Тема эта, уже широко обсуждаемая в России, пока еще не получила должного звучания в контексте диалога с ЕС.
Сейчас по инициативе СГС, ведется работа над созданием унифицированной базы данных по внешнеэкономическим связям российский регионов. Пытаемся состыковать ее с информационными ресурсами МИД и загранучреждений, с тем, чтобы она была более доступна для иностранных партнеров. Для этого, конечно, необходимо выработать единые для всех формы и принципы накопления и обмена информацией. Пока же четкой системы в этом деле нет.
Частично проблему дефицита информации решают различные мероприятия, проводимые субъектами Федерации здесь в России и за рубежом. Весьма перспективной формой работы, как показывает опыт отдельных регионов, представляется организация за рубежом презентаций экспортного и инвестиционного потенциала российских регионов, активное привлечение субъектов Федерации, региональных предприятий и банков к участию в крупных двусторонних мероприятиях, что подводило бы наших партнеров к пониманию необходимости расширения географии инвестиций в российскую экономику. С другой стороны, явно недостаточно используется такая апробированная и эффективная форма, как участие в специализированных международных выставках.
Неплохо себя зарекомендовали и презентации субъектов в
Пресс-центре МИД, в Центре международной торговли и, собственно, в регионах. Всего при поддержке нашего Министерства такие мероприятия провели 22 региона, включая и один из крупнейших регионов Сибирского федерального округа – Читинскую область. Перспективные возможности открывают для нас комплексные презентации за рубежом регионов, входящих в тот или иной федеральный округ. Новой формой является совместная презентация Смоленской и Могилевской областей, которая пройдет 16 ноября с.г. в Москве.
Успешно прошли первые презентации Центрального федерального округа в Лондоне и Брюсселе, Уральского федерального округа – в Лондоне, Франкфурте-на-Майне и Вене, Северо-Западного – в Берлине и Софии, а также Сибирского – в Риме и Южного – в Мадриде.
Нужно сказать, что хорошо подготовленные презентации такого рода, безусловно, привлекают инвесторов к перспективным экономическим проектам, помогают более успешному выходу регионов на внешние рынки. При этом их реальная отдача и эффективность напрямую связана с качеством проработки конкретных инвестиционных проектов, степенью содействия потенциальным инвесторам со стороны региональной администрации.
Несколько слов хотел бы сказать о конструктивной роли Совета Европы (СЕ) в выработке системы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, подготовке кадров региональных международников, развитие федерализма межрегионального и приграничного сотрудничества, экспертном содействии законодательной деятельности и т.д.
За период с 1994 г. МИД России совместно с СЕ провел более 80 международных конференций и семинаров с участием большого числа представителей из всех 89 субъектов Федерации. При содействии СЕ были осуществлены учебные поездки представителей субъектов Федерации в Австрию, Бельгию, Германию, Испанию, Италию и Францию с целью ознакомления с реальными механизмами федерализма, межрегионального и приграничного взаимодействия, содействия выходу на внешние рынки малого и среднего бизнеса. Министерством, благодаря содействию СЕ, изданы учебно-методические пособия для специалистов-международников, занимающихся внешними связями на региональном и местном уровнях, выпущены два издания «Сборника документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
В Программах сотрудничества России, Совета Европы и ЕС, формируемых при активном участии МИД существенное место отводится семинарам, конференциям и зарубежным стажировкам по вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества, изучению опыта децентрализации управления. Относительно новым направлением нашего взаимодействия с СЕ становится работа с неправительственными организациями, роль которых в решении многих проблем, в частности, межрегионального и приграничного сотрудничества заслуживает серьезного изучения и поддержки. В этой связи могу информировать участников конференции, что на состоявшейся 22 июня встрече Министра иностранных дел С.В.Лаврова с представителями большой группы российских НПО, наиболее активно вовлеченных в международную деятельность, было решено сделать такие контакты постоянными. В качестве темы очередной такой встречи, которая должна пройти еще до конца года, избрана роль НПО в налаживании приграничного сотрудничества с государствами ЕС.
Считаем весьма полезной и своевременной инициативу администрации Читинской области, предоставившей на нашей конференции возможность для обсуждения наиболее важных задач межрегионального взаимодействия, для генерирования идей, а также проработки предложений по направлениям международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Более тесная координация здесь с экспертами Совета Европы несомненно пошла бы на пользу всем, особенно в том, что касается экспертного содействия становлению новых форм интеграции и сотрудничества (скажем, азиарегионов, СНГ-регионов, а возможно и других - по образцу еврорегионов).

Журнал "Внешнеэкономические связи" (ВЭС)

Глобальное разделение труда, развитие международных институтов и объединило все страны мира в сложную систему взаимоотношений. К середине 20 века уже не осталось стран, не имеющих международных и внешнеэкономических связей. Северная Корея ведет международную торговлю с десятками стран мира, в том числе и с Россией, несмотря на санкции, введенные ООН. Самая бедная страна мира Токелау имеет связи с Новой Зеландией, получая оттуда финансовую помощь. А международные внешнеэкономические связи страны фактически тоже ограничиваются Новой Зеландией, которая отвечает за безопасность трех атоллов, из которых это государство и состоит.

Что такое международные связи

С возникновения древних государств установились и первые международные связи, сначала военные и торговые. С развитием общества и государства появлялись и новые области взаимодействия в политике, культуре, религии и многих других сферах человеческой деятельности. Все эти виды связей между государствами, объединениями государств, общественными, культурными, религиозными и политическими организациями на международной арене теперь входят в понятие международных связей. В широком смысле это все отношения между народами.

Иногда разделяют международные и внешнеэкономические связи. Тогда все, что связано с экономическими отношениями на мировом рынке - торговлю, инвестиции, научно-техническое взаимодействие - выделяют в понятие внешнеэкономические отношения. А все остальное, в том числе политические, культурные, гуманитарные и прочие связи, относят к международным.

Виды международных связей

Различия в географическом положении, климатических и природных условиях, уровнях развития производительных сил, рабочей силы, средств производства и капитала приводят к тому, что страны "вынуждены" выстраивать международные отношения и особенно их экономическую часть.

Условно международные связи делят на:

  • политические - считаются основными, которые определяют наличие и степень взаимодействия в других сферах;
  • экономические - неразрывно связаны с политическими связями, внешняя политика практически всегда направлена на защиту экономических отношений и получение лучших условий для субъектов международной торговли;
  • международно-правовые - регулируют взаимоотношения путем установления норм и правил работы в остальных сферах (тесная связь внешнеэкономических связей экономики и права всегда является определяющей для успешной экономической деятельности);
  • военно-стратегические, военно-технические - немногие страны в мире способны в одиночку обеспечить защиту своих национальных интересов, страны объединяются в военные союзы, проводят совместные военные учения, совместно производят или закупают вооружение.
  • культурные и гуманитарные - глобализация общественного сознания, взаимодействие и взаимопроникновение культур и практически мгновенная доступность информации быстро увеличивают и укрепляют эти связи; все большую роль здесь играют неправительственные и общественные организации.

Основные субъекты

Долгое время международные и внешнеэкономические связи рассматривались как исключительная прерогатива государства. Страны договаривались о политическом и военном сотрудничестве и условиях и объемах внешней торговли. С развитием и усложнением общественной жизни к международной деятельности присоединялись все новые участники, помимо государств. Субъектами внешнеэкономических также признаются транснациональные корпорации, которые зачастую работают напрямую с государствами.

Первой такой компанией была Британская ост-индийская компания, созданная указом английской королевы Елизаветы I и которая занималась и Китая, и даже имела свою армию. Субъектами международных и внешнеэкономических связей считаются:

  • международные организации;
  • неправительственные организации;
  • транснациональные корпорации;
  • религиозные организации;
  • общественные, политические, экологические и другие объединения.

Главный по связям

Международные связи появились как отношения между странами. Государство представляет внешнему миру страну в целом, а не отдельные социальные группы, организации или движения. Это единственный легитимный институт, который определят политику государства всех сторон от объявления войны до определения условий экономического сотрудничества и культурного обмена. Любые действия государства направлены на получение благоприятной среды для осуществления внешнеэкономических связей.

Уровень и качество международных, в том числе, внешнеэкономических связей определяется конкурентоспособностью государства, его экономическим и военным потенциалом. Конечно, также важное значение имеет и уровень национального богатства, природные и трудовые ресурсы, уровень развития науки и образования, и достижения в сфере высоких технологий.

Международные институты

Объединения государств начинались с военных союзов греческих городов -государства с развитием общественного сознания пришли к созданию одной из первых международных организаций - Лиги Наций, которая стала прообразом современных институтов сотрудничества. Сейчас сотни международных организаций являются полноценными участниками международных отношений во всех сферах человеческой деятельности. Например, организации, занимающиеся внешнеэкономическими связями - Всемирный банк, Международный валютный фонд и ряд других, оказывают финансовую и техническую поддержку всем странам, которые нуждаются в такой помощи. ООН является универсальной организацией, которая работает во всех сферах, начиная от политики и культурных связей и заканчивая военными миротворческими операциями.

Глобальные возможности

Различают внешнеэкономическую деятельность, которую ведут отдельные предприятия по закупке товаров или привлечению инвестиций на мировом рынке от внешнеэкономических связей, которые рассматривают как совокупность деятельности всех таких компаний. Однако с увеличением масштаба деятельности и выхода на наднациональный уровень меняется и подход.

С середины 20-го века транснациональные корпорации признали полноправными участниками международных отношений. Глобальные корпорации, экономические возможности которых стали выше, чем у многих стран мира, стали влиять напрямую на многие стороны международной жизни. Корпорации, работающие в юрисдикции десятков стран, зачастую заключают с ними соглашения, регулирующие не только условия фактически внешнеэкономических связей, но и в области научных, культурных и гуманитарных связей.

Политика первична

Политика определяет все. Политические отношения создают предпосылки и условия для развития всех видов международных связей, в том числе внешнеэкономические связи стран. Они определяют, формируют, обеспечивают безопасность сотрудничества между государствами и другими субъектами международных отношений. В зависимости от уровня политических связей, страны устанавливают и правила экономического взаимодействия. Недавно, когда правительство США объявило о введении заградительных пошлин, направленных на защиту рынка от металлургической продукции, то сделала исключение для своего соседа Канады. Потом начала переговоры со своими азиатскими союзниками Южной Кореей и Японией об условиях, при которых на эти страны не будут распространяться новые правила.

Связи во внешней экономике

Институт внешнеэкономических связей является ровесником первых государств. Едва зародившись, страны начали воевать и торговать между собой. Международная торговля долгое время была практически единственным видом внешнеэкономических связей. С развитием технологий и мирового разделения труда появились новые виды связей, которые теперь подразделяют на виды, описанные ниже.

  • Международная торговля.
  • Научно-техническое сотрудничество.
  • Экономическое сотрудничество.
  • Международная кооперация.

Экономика внешнеэкономических связей включает, в том числе, более 30 триллионов мировой торговли и 35 триллионов зарубежных прямых инвестиций.

Немного о России

Сложные международные отношения с развитыми странами мира оказали негативное влияние на внешнеэкономические связи России. Введение взаимных санкций, особенно со своим самым большим торговым партнером, Европейским союзом, на который приходится 52 процента товарооборота, снизило объемы внешней торговли и возможности по привлечению инвестиций. На фоне все более ухудшающихся международных отношений со странами Атлантического союза, Россия успешно наращивает связи со странами БРИКСа, особенно, с Китаем. Имея самые большие природные ресурсы, Россия в международном разделении труда пока занимает не очень привлекательную роль поставщика полезных ископаемых и сельскохозяйственного сырья. Из более 393 миллиардов экспорта товаров и услуг только 9.6 миллиардов пришлось на высокотехнологичную продукцию и 51.7 миллиардов на услуги.

Связи дают результат

Перефразируя классика - жить в мире и быть свободным от мира нельзя. Уже нет стран, не вовлеченных в международное сотрудничество, которое дает возможность странам использовать свои преимущества и нивелировать свои недостатки за счет:

  • усиления международного разделения труда - страны могут специализироваться на производстве товаров, которые они могут лучше производить с наименьшими затратами;
  • экономии общественных затрат - возможно эффективное распределение ограниченных ресурсов среди участников мирового рынка;
  • интенсификации обмена научно-техническими результатами - международная кооперация и экономическое сотрудничество дают возможность быстрого обмена научно-техническими достижениями;
  • увеличения использования механизмов рыночной экономики - конкуренция на глобальном рынке вынуждает использовать самые эффективные методы хозяйствования.

Сегодня субъекты Федерации ведут активную внешнеэкономическую и международную деятельность. Действуют представительства субъектов Федерации ряде стран дальнего и ближнего зарубежья (например, представительства Башкортостана – в Казахстане, Киргизии и на Украине; Марий Эл – в Молдове; Татарстана – во Франции) Данные представительства не обладают не обладают дипломатическим статусом, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции, работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Учитывая уровень опережающего законотворчества субъектов Федерации, регионы осуществляли собственное правовое регулирование международной деятельности вплоть до вступления в силу Федерального Закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Этот процесс сопровождался появлением соглашений, противоречащих Конституции РФ и положениям федерального законодательства, коллизиями между законами субъектов Федерации, затрудняя тем самым проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Стоит сказать - положения об участии субъектов РФ в международном сотрудничестве содержались в Конституциях республик - Карачаево-Черкессия, Тыва, Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Северная Осетия-Алания, Бурятия, Мордовия, Карелия, Хакасия, Саха (Якутия), Чечня, а также в нормативных правовых актов многих других регионов. Важно знать, что большинство вышеуказанных нормативно-правовых актов не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовали Конституции РФ. В первую очередь, субъект Федерации объявлялся как субъекта международного права (например, статья 61 Конституции Республики Татарстан 1992 года) Во-вторых, международные и внешнеэкономические связи включались в сферу исключительного ведения субъекта Федерации (например, статья 38 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия)) В-третьих, предусматривалась возможность самостоятельного определения и проведения субъектом РФ внешней политики (например, часть 2 статьи 1 Конституции Республики Бурятия 1994 года) В части, касающейся заключения международных договоров и соглашений, данные положения противоречили пункту «к» статьи 71 Конституции РФ, ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», так как внешняя политика и международные отношения ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к исключительной компетенции Российской Федерации.

Принятие закона о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации во многом способствовало разрешению сложившейся противоречивой ситуации путем приведения законодательства субъектов РФ в сфере международной деятельности в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с Конституцией РФ и федеральными законами. Составные части Российской Федерации не могут быть субъектами международного права, поскольку их соглашения в области международного партнерства независимо от формы, наименования и содержания не будут международными договорами. Вышеуказанный закон устанавливает, что субъекты осуществляют международные и внешнеэкономические связи в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законодательством и только с согласия Правительства РФ на основании обращения органов исполнительной власти субъектов федерации при наличии положительного заключения Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ и других федеральных органов исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельно определяют исключительно процедуры заключения соглашений в сфере международной и внешнеэкономической деятельности

Порядок регистрации соглашений субъектов Федерации с иностранными партнерами разъясняется в Правилах государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов РФ, кᴏᴛᴏᴩые утверждены Постановлением Правительства РФ. Исключая выше сказанное, во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ, Министерство юстиции РФ утвердило Порядок организации работы с соглашениями субъектов Федерации с иностранными партнерами (в кᴏᴛᴏᴩом определило компетенцию Управления законодательства субъектов РФ по работе с данными соглашениями) и Разъяснения по применению правил государственной регистрации международных и внешнеэкономических соглашений регионов.

Заключение международных Соглашений Правительства РФ с органами исполнительной власти некᴏᴛᴏᴩых иностранных государств, кᴏᴛᴏᴩые конкретизируют некᴏᴛᴏᴩые положения нормативных правовых актов федерального уровня, способствует также дальнейшему развитию международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Сегодня международные соглашения заключенные с Правительством Республики Индия, Правительством Республики Армения, Правительством Китайской Народной Республики, Правительством социалистической Республики Вьетнам и Правительством Канады и основываются на следующих принципах взаимовыгодного партнерства:

Активное содействие развитию двустороннего сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами исполнительной власти государственно-территориальных образований иностранных государств;

Строгое соблюдение и учет национального законодательства и международных договоров при обсуждении, заключении и выполнении соглашений между договаривающимися сторонами;

Проведение консультаций для разрешения спорных вопросов, кᴏᴛᴏᴩые могут возникнуть в ходе реализации заключенных соглашений между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами исполнительной власти государственно-территориальных образований иностранных государств; в случае если стороны соглашений не могут достигнуть согласия, то споры разрешаются компетентными органами Договаривающихся Сторон по дипломатическим каналам;

Согласование процедуры подписания и порядка вступления в силу соглашений между органами исполнительной власти субъектов РФ и местными правительствами иностранного государства.

Основу сотрудничества субъектов Федерации с иностранными партнерами всегда составлял принцип экономической выгоды, поскольку большинство международных связей регионов основываются на взаимовыгодном и равноправном партнерстве прежде всего в торгово-экономической сфере. Данные нормы зафиксированы в ряде международных документов, например в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о расширении сотрудничества субъектов РФ с административно-территориальными образованиями Республики Узбекистан, а также в законе Воронежской области «О ратификации соглашений и межрегиональном сотрудничестве между Луганской областью Украины и Воронежской областью Российской Федерации. Международное сотрудничество субъектов Федерации и административно-территориальных образований Республики Узбекистан в торгово-экономической сфере осуществляется на базе договоров, заключенных между организациями и их объединениями независимо от формы собственности и подчиненности. При ϶ᴛᴏм по обязательствам хозяйствующих субъектов в рамках заключенных ими договоров, государственно-территориальные образования России и Узбекистана не несут ответственности, за исключением случаев, когда они принимают на себя поручительство по таким обязательствам. Организации, расположенные на территориях субъектов РФ и административно-территориальных образований Республики Узбекистан, самостоятельно определяют с соблюдением законодательства ϲʙᴏих государств условия, сроки и порядок расчетов за поставки продукции и предоставление услуг. Это Соглашение предусматривает обеспечение благоприятных условий для взаимных инвестиций и нормального функционирования создающихся и действующих на территориях субъектов РФ и административно-территориальных образований Республики Узбекистан организаций с совместным или иностранным капиталом. Исключая выше сказанное, субъекты Федерации вправе открывать ϲʙᴏи представительства на территории Республики Узбекистан в целях координации работы, связанной с осуществлением и дальнейшим расширением торгово-экономического сотрудничества.

При всем этом при заключении соглашений субъектов Федерации с иностранными партнерами, особенно при осуществлении внешнеэкономических связях, крайне важно учитывать степень воздействия экономико-географического фактора – комплекса природных, экономических и социальных условий развития производства на той или иной территории, что важно при формировании перспектив развития субъекта Федерации. Так, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Монголии особое внимание обращено на углубление всестороннего сотрудничества между приграничными органами исполнительной власти РФ (Республиками Алтай, Бурятия и Тыва, Иркутской и Читинской областями) и приграничными местными администрациями Монголии. В рамках данного международного соглашения договаривающиеся Стороны будут продолжать консультации по актуальным вопросам регионального и приграничного сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и местными администрациями Монголии.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что вышеуказанные международные соглашения направлены не только на активное содействие двустороннего сотрудничества между субъектами Федерации и иностранными партнерами, но к тому же создают благоприятные условия для осуществления внешнеэкономических связей путем расширения их прав.