Закономерности управления различными системами. Формы организации системы менеджмента. Лекция, реферат. Закономерности, принципы и методы управления - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности

Закономерности управления

Закономерность – это часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений. Закономерности управления выражают наиболее устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами в сфере управления.

В настоящее время наиболее актуальными являются следующие закономерности управления. Рассмотрим их кратко.

1. Закономерность интеграции. Это первая из управленческих закономерностей, отмечающая закономерность интеграции деятельности людей в процессах управления. Осуществляется интеграция посредством реализации на практике таких категорий, как субъект и объект управления, функции и обязанности, объединяющие людей в процессе управления. Право принимать решения и воздействовать закрепляется полномочиями.

2. Закономерность иерархии управления. Любое управление имеет иерархическое строение. Вершина иерархии – это должность, или лидер, или собрание акционеров, или совет директоров и т.д. Иерархия формируется на основе распределения полномочий, поэтому без полномочий нет управления.

Развитие управления на современном этапе не уничтожает иерархию управления, а усложняет ее матричными и сетевыми структурами.

3. Закономерности необходимой централизации. Условия управления меняются непрерывно, что приводит к перераспределению полномочий. Изменение последних приводит к изменению централизации управления. Практика показала, что это объективный процесс. Степень же централизации управления зависит от уровня развития организации, а именно от таких показателей, как масштаб организации, кадровое обеспечение, структура ресурсов и т.д.

4. Закономерность человеческого фактора управления. Если признать, что организация это есть социально-экономическая система, то значит, управление в ней должно опираться не только на экономические законы, но и потребности, интересы, ценности, установки человека. В этом и состоит закономерность учета влияния человеческого фактора.

5. Закономерность реализации управленческих решений . Если рассматривать организацию как процесс, состоящий из этапов целеполагания, оценки ситуации, установления проблемы и ее разрешения путем принятия управленческого решения, то закономерность может быть сформулирована следующим образом: «Всякое управление осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению».

6. Закономерность управляемости организации. Управляемость – реакция управляемой подсистемы на воздействие управляющей. Низкая или высокая управляемость зависит от типа реакции на управленческие воздействия. Чем выше уровень управления и оно ближе по стилю к демократическому, по содержанию к стратегическому, инновационному и профессиональному, тем выше управляемость. Закономерность: управляемость характеризует соответствие управления условиям его функционирования.

7. Закономерность ресурсообеспечения управления. Если объем деятельности по управлению зависит от масштабов и сложности управляемой системы, то это определяет необходимость иметь определенные ресурсы, чтобы сделать управление эффективным. Значит, закономерностью является необходимость регулирования затрат ресурсов на эффективное управление.

8. Закономерности соответствия целей субъекта и объекта управления. Если цели системы не совпадают с теми целями, которые ставит перед собой управление – организация разрушится. Закономерность: цель устойчивого управления должна быть тождественная цели развития системы (организации) в целом.

9. Закономерность информационного обеспечения управления. Так как информация определяет возможность управления, то значит, и качество управления зависит от качества информационного обеспечения. Закономерность: чем выше уровень информационного обеспечения, тем выше уровень управления.

Социальные системы управления могут рассматриваться на различных уровнях управления:

Ø на макроуровне (нац. экономика в целом);

Ø на региональном уровне (например, хозяйство АР Крым, хозяйство Одесской области);

Ø на микроуровне (организация, предприятие).

При этом существует ряд общих законов функционирования систем управления . Эти законы отражают объективно существующие, систематически повторяющиеся существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести:

1) закон синергии;

2) закон информированности и упорядоченности;

3) закон развития;

4) закон композиции.

Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий членов этой организации .

Данный феномен и определил переход человечества к организованным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, т. к. для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии , согласно которому в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным.

Но по закону синергии в социальных системах управления возможно изменение энергии как в сторону увеличения, так в сторону уменьшения .

Важнейшей особенностью действия закона синергии является возможность управления приростом энергии . Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально-экономического развития страны.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения . При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей , т. к. управление возможно только при наличии коммуникаций.

В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения или информационный средой. Информационная среда включает совокупность всех знаний, которыми обладают граждане данной страны.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию , т. е. организация изменяется во времени: рождается, развивается, умирает. Иначе говоря, организация имеет свое прошлое, настоящее, будущее. При этом развитие организации должно происходить целенаправленно .

Цель отражает идеальный мысленный образ результата деятельности, а цель управления – это желаемое состояние системы управления.


Правильное определение целей развития – залог успешного развития организации. После определения цели обычно осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация выбранной стратегии.

Закон композиции выражается в стремлении организации к объединению . Закон композиции особенно актуален для предприятий в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели.

К общим закономерностям управления можно отнести:

1) Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства – предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства.

Так, приватизация предприятий промышленности и торговли обусловила многообразие их организационно-правовых форм и ослабила централизованное руководство деятельностью этих предприятий.

2) Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления – система с плановой регуляцией процессов, протекающих в ней, потенциально и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов.

Эта закономерность подтверждается широким применением анализа на всех уровнях управления и применением программно-целевого и системного подходов.

3) Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления – означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления.

В качестве примера можно привести Китай.

Качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 70-е года ХХ века, потребовали трансформации всего аппарата управления в Китае. Это нашло свое отражение в целом комплексе реформ. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям НТП, обрели тенденцию поступательного развития. Без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.

4) Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении – отражает:

v с одной стороны , дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей, увеличением масштабов управляемых систем, с появлением новых функций и видов деятельности;

v с другой стороны , разделение труда обуславливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Мы рассмотрели общие закономерности присущие управлению в целом. Но существуют также частные закономерности , характерные для отдельных сторон и систем управления. К ним относятся:

1) Закономерность изменения функций управления – означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления.

Так, на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы, распределение ее прибыли, а на уровне каждого магазина, входящего в торговый дом, решаются тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.

2) Закономерность оптимизации числа ступеней управления – предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.

3) Закономерность концентрации функций управления – состоит в том, что каждая ступень управления стремиться к большей концентрации функций, т. е. к расширению и росту численности управленческого персонала.

Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всей странах.

4) Закономерность распространенности контроля – отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя.

Оптимальным считается наличие 7 – 10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Как общие, так и частные закономерности управления имеют объективный характер и должны учитываться при формировании принципов управления.

Закон – необходимое, закономерное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе.
Три группы законов:
1. Всеобщие – универсальные – диалектики.
2. Общие для больших групп явлений.
3. Частные – специфические.
Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Их нельзя запретить, изменить или уничтожить.
Закономерности управления следует воспринимать как частные законы общества. На сегодняшний день они мало исследованы. В управленческой литературе 70-80-х годов о них даны только начальные понятия. В современной управленческой литературе они почти не упоминаются, хотя приводится множество принципов управления, которые вытекают из закономерностей управления.
Закономерности управления – это частные законы, действующие в сфере общественного производства, обладающие рядом свойств :
- выявление конкретной общественной потребности,
- исследование потребности на устойчивость или повторяемость,
- исследование количественных зависимостей между факторами объекта и субъекта управления,
- выявление устойчивой связи между явлениями.
Закономерности управления:
1. Единства производственных сил и производственных отношений – действует в рамках одной экономической формации.
2. Расширенного товарного воспроизводства – распространяется на несколько общественно экономических формаций и предполагает динамичную последовательность изменений форм товара с приращением стоимости после каждого периода.
3. Планомерного и пропорционального развития народного хозяйства – действует в обществе с государственно регулируемой экономикой, построенной на моделях межотраслевого баланса и оптимального функционирования экономики.
4. Распределения общественного продукта по труду – в соответствие с теорией стоимости распределение общественного продукта пропорционально количеству и качеству затраченного труда работника.
5. Возрастания издержек – с ростом производства одного продукта за счет снижения производства другого издержки на производство единицы продукта увеличиваются.
6. Предельной полезности – выражается в том, что по мере роста потребительских благ их предельная полезность падает.
7. Тенденции падения нормы прибыли (отношение прибыли к стоимости авансированного капитала) – с ростом производительной силы труда и с изменением строения капитала происходит снижение нормы прибыли.
8. Падающей производительности труда и капитала – говорит о снижении эффективности последующих затрат труда и капитала на производство однотипного продукта.
9. Синергии (роста или падения потенциала организации) – для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал будет всегда больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов.
10. Самосохранения – каждая социальная и материальная система стремится сохранить себя и использует для достижения этого все свои ресурсы (производственные, финансовые, кадровые, технические, материальные, научные, информационные и интеллектуальные).
11. Развития – каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
12. Информированности-упорядоченности – чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем большую вероятность она имеет для устойчивого функционирования.
13. Эмерджентности (единства анализа и синтеза) – каждая социальная организация стремится настроиться на более экономичный режим функционирования в результате постоянного изменения своих функций и структуры по одной из выбранных моделей развития:
a. Анализ – корректировка – синтез – корректировка – анализ.
b. Создание – реорганизация – укрупнение – разукрупнение – ликвидация – создание.
14. Композиции и пропорциональности (гармонии) – каждая система стремится сохранить в своей системе все необходимые элементы, находящиеся в заданной соотносительности и пропорции.
15. Рационализации диапазона управления – число прямых единичных, прямых групповых и переменных должностных связей в организации находится в геометрической прогрессии. Выведены нормы управления: высшее руководство – 4-8 человек; средний уровень – 8-20 человек; низший уровень – 20-40 человек.
16. «Растущая пирамида» Пакерсона – утверждает, что существуют и осуществляются внутренние потребности саморазвития организации, если они не ограничены внешней средой или вышестоящей организацией (рост числа сотрудников происходит в среднем за год на 5,7% независимо от роста объема работы).

Известно, что любая наука, изучая свой объект, стремится обнаружить законы и закономерности его функционирования. Данные категории устанавливают общие, наиболее существенные связи между компонентами объекта исследования и позволяют определить тенденции их развития. Разница заключается в степени изученности объекта. Как правило, обнаружение закономерности выступает своего рода первой стадией формулирования закона. Управление не является исключением. Именно знание закономерностей, а в перспективе и законов развития и функционирования систем управления служит залогом успешной деятельности субъекта. Рассмотрим, какие закономерности уже изучены теорией управления и менеджментом, как частью управления.

Закономерности управления

1. Единство системы управления — данная закономерность означает, что система управления может успешно функционировать только в том случае, если обеспечена её системная целостность, единство. При этом подразумеваются следующие моменты:
. наличие всех отмеченных выше компонентов системы управления;
. наличие устойчивых связей и отношений между компонентами системы управления;
. следование единым принципам управления на всех уровнях управленческой пирамиды;
. наличие единых требований как к представителям управляемой, так и управляющей подсистем;
. непрерывность и ритмичность процесса управления.
2. Централизация и децентрализация управления — эта закономерность подразумевает, что успешное функционирование системы во многом зависит от разумного сочетания централизации и децентрализации внутри неё. Речь идёт о том, насколько оптимально распределены задачи, полномочия и ответственность между представителями различных уровней управления. Дело в том, что сами по себе эти величины являются относительно постоянными. Задачи, стоящие перед организацией, необходимо выполнять, и весь вопрос заключается в том, кому будет поручено их выполнение. Централизация подразумевает сосредоточение максимального числа функций на верхних этажах управленческой пирамиды. Децентрализация, напротив, предусматривает передачу как можно большего числа функций нижестоящим менеджерам с одновременным делегированием им властных полномочий, необходимых для реализации этих функций. И тот, и другой варианты имеют свои преимущества и недостатки. Следовательно, целесообразно избрать вариант, наиболее эффективный для конкретной организации.
3. Пропорциональность, соотносительность и адекватность субъекта и объекта управления — исследования систем управления свидетельствуют о том, что для успешного их функционирования субъект и объект управления должны быть сопряжены между собой, а также состоять из пропорционально соотносящихся и сопряжённых между собой подсистем. Так, хорошо организованное, оснащённое новым техническим оборудованием основное производство на предприятии не будет эффективно работать, если службы снабжения и вспомогательные производства будут плохо организованы и технически оснащены. Управление, в свою очередь, не будет эффективным, если, к примеру, штат заводоуправления будет чрезмерно расширен, в то время как менеджеров среднего и нижнего звена не будет хватать. В процессе дальнейшего развития организации возможен опережающий рост субъекта управления по отношению к объекту или наоборот. Данная диспропорция также способна дестабилизировать нормальную работу всей системы, и её следует немедленно устранить.
Знание закономерностей функционирования систем управления — не самоцель. Оно позволяет перейти к рассмотрению принципов управления или, проще говоря, основных правил, которыми целесообразно руководствоваться в процессе осуществления управленческой деятельности. На сегодняшний день разные школы и отдельные исследователи предлагают различные варианты, однако, наиболее распространёнными из них являются следующие принципы управления организацией.
1. Принцип демократического централизма подразумевает, что менеджер может советоваться со своими подчинёнными в процессе выработки решения, но принимать решение он должен сам, так как ответственность за последствия его реализации несёт именно он.
2. Принцип ответственности означает, что власть менеджера должна оптимально сочетаться с той ответственностью, которая возложена на него за успешное функционирование и развитие вверенной ему организации.
3. Принцип научности управления ориентирует менеджеров на использование в своей деятельности теоретических знаний, накопленных и осмысленных в процессе развития управленческой науки.
4. Принцип планового осуществления управленческой деятельности означает, что деятельность менеджера, в том числе и по управлению своими подчинёнными, должна осуществляться планово.
5. Принцип правильного полбора и расстановки кадров гласит, что успех деятельности менеджера во многом зависит от умения правильно подобрать и расставить на соответствующие должности компетентных сотрудников.
6. Принцип материального и морального стимулирования ориентирует менеджера на поиск оптимального сочетания материальных и моральных способов стимулирования своих подчинённых.
7. Принцип экономичности и эффективности означает, что создаваемая менеджером система управления должна быть дешёвой, но эффективной.
8. Принцип преемственности управленческих решений означает, что в своей деятельности менеджер должен учитывать всё лучшее, что было достигнуто в организации ранее, и опираться на эти достижения, планируя дальнейшие действия.
Изучив закономерности и определив для себя принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе управленческой деятельности, менеджер оказывается перед решением ещё одной серьёзной проблемы — ему необходимо найти оптимальные способы воздействия на объект управления. Эта проблема решается посредством методов управления. «Метод» в переводе с греческого означает «путь познания» или, в более свободном переводе, «путь решения проблемы».

Методы управления — это способы реализации функций менеджмента

Все методы управления можно классифицировать по различным основаниям. Однако наиболее распространённым является деление методов управления на следующие группы:
Административные методы реализуются путём прямого воздействия менеджера на подчинённых. Такое воздействие может осуществляться на основе заключённых договоров, через административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты, правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчинённых лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и с той или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого результата.
Экономические методы. Их сущность заключается в том, чтобы путём воздействия на экономические интересы работников и контрагентов с помощью изменения цен, гибкой оплаты труда, предоставления кредита, привлечения сотрудников к распределению прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач, без специальных на то распоряжений.
Социально-психологические методы заключаются в том, чтобы путём воздействия на потребности и интересы человека или группы, их иерархию, активизировать творческую или исполнительскую активность сотрудников. Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на психические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов — убеждение, внушение, «заражение», демонстрация примеров поведения и т.д.
Следует учитывать, что методы управления не могут использоваться изолированно. Административные, экономические и социально-психологические методы тесно взаимосвязаны между собой и используются комплексно. Более того, структурно они входят в состав механизма управления и образуют одну из его подсистем.

Лекция, реферат. Закономерности, принципы и методы управления - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Реферат

по курсу «Управление на предприятиях агропромышленного комплекса»

на тему: «Законы, закономерности и принципы управления»

Саратов- 2012

Введение

1. Законы, закономерности управления

2. Принципы управления

Заключение

Введение

На сегодняшний день условия, в которых создаются и функционируют организации, характеризуются повышением неопределенности внешней среды, ужесточением конкуренции, усилением интеграционных процессов, усложнением информационных потоков.

В этих условиях нельзя добиться эффективного и результативного управления организацией, опираясь только на интуицию и талант руководителя. Оно должно основываться на соответствующей теоретической базе, и, прежде всего, на закономерностях и принципах управления. Рассмотрению закономерностей и принципов управления посвящен данный реферат.

1. Законы и закономерности управления

Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.

В науке управления также имеются свои законы и закономерности. Прежде всего необходимо определиться с понятиями.

Управление -- это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Эту деятельность осуществляют управленцы различных уровней.

Другое определение звучит так: управление -- элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление -- воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему есть результат перекрещивания различных сил, массы случайных единичных фактов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями. Границы, содержание, цели и принципы социального управления зависит от социально-политического строя. (СЭС, 1981).

К. Маркс выделял и рассматривал две стороны управления: управление как вид деятельности (организационно-техническая сторона), т. е. это «производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства», и управление как проявление производственных отношений и целенаправленности (социально-экономическая сторона), т. е. часть регламента или правопорядка на производстве, что зависит от формы собственности на средства производства. Выделяют также понятие «наука управления».

Закономерности управления - это объективно существующие устойчивые связи между явлениями, их причинами и следствиями.

В отличие от законов управления, которые носят всеобщий характер, закономерности управления имеют конкретное содержание. Т.е. связи, обобщаемые в закономерностях управления, справедливы лишь для определенного пространства и времени.

К важнейшим закономерностям управления, как правило, относят:

Единство системы управления (выражается в устойчивости внутренних связей системы управления при изменении состояния внешней среды);

Централизация и децентрализация управления (выражается в распределении задач, функций и полномочий (прав и ответственности) по уровням иерархии управления);

Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистем (выражается в соответствии управляющей подсистемы управляемой).

Закономерности управления, которые находят свое отражение в значительном количестве положительных результатов решения задач, становятся принципами управления. При этом одна закономерность управления может стать основой для нескольких принципов управления, и, наоборот, несколько закономерностей управления могут стать основой для одного принципа управления.

2. Принципы управления

агропромышленный управление руководство

Принципами управления называются основные правила построения, функционирования и развития систем управления.

Исходя из этого, можно сказать, что принципы управления выражают требования к жизнедеятельности систем управления в целом, к их целям, функциям, методам, структуре и персоналу.

Впервые сформулировать принципы управления попытался основатель школы научного менеджмента Ф.Тейлор. В своей книге «Принципы научного менеджмента» (1911 г.) он перечислил четыре принципа управления трудом рабочих, правильное использование которых дает удивительные результаты и является средством сократить потери, возникающие из-за низкой производительности:

Создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;

Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;

Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научной организации труда;

Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Затем один из последователей Ф.Тейлора американский ученый Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912 г.) сформулировал двенадцать принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда:

Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления;

Здравый смысл, предполагающий, в том числе, признание отдельных ошибок и поиск их причин;

Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций;

Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением;

Справедливое отношение к персоналу;

Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;

Диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации»;

Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;

Нормализация условий труда;

Нормирование операций, заключающееся в стандартизации их выполнения и регламентировании времени;

Наличие письменных стандартных инструкций;

Вознаграждение за производительность.

Но наиболее важную роль в развитии теории и практики управления сыграли четырнадцать принципов управления, предложенные основателем классической административной школы управления А. Файолем которые были изложены в книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.).

Представлена система принципов управления (администрирования):

· разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

· власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);

· дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);

· единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

· единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);

· подчинение индивидуальных интересов общим;

· вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);

· централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);

· скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);

· порядок (каждый должен знать свое место в организации);

· справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

· стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);

· инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);

· корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

Принципы классической системы управления получили развития в современных «школах управления» как основополагающие принципы менеджмента.

Важное значение в управлении имеют общие принципы управления, которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления - и управленческой практикой. Общие принципы управления непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность.

Общие принципы управления это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности.

К основным из них относятся следующие:

· принцип единства политики и экономики;

· научность;

· системность и комплексность;

· принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;

· принцип централизации и децентрализации;

· принцип пропорциональности в управлении;

· принцип единства распорядительства в управлении;

· принцип экономии времени;

· принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;

· принцип делегирования полномочий;

· принцип обратной связи;

· принцип экономичности;

· принцип эффективности;

· принцип мотивации.

Принцип единства политики и экономики.

Экономика является базисом любого государства и общества и подчиняется объективным экономическим законам и закономерностям. Их учет и разумное использование приводит к экономическому росту, а игнорирование или не учет проявляются в экономическом спаде или кризисе. Политика отражает надстройку любого государства и представляет собой концентрированное выражение экономики. Это означает, что при осуществлении хозяйственной деятельности общество не может не учитывать политических последствий тех или иных экономических мер на общественное развитие, на изменения в базисе и надстройке.

Научность .

Этот принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных научного управления объектами разного рода, т.ч. различной отраслевой принадлежности.

Системность и комплексность .

Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение можно свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений .

Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним.Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя организации.

Принцип централизации и децентрализации .

Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках системы управления.

Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления.Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимном дополнении друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура управления, поскольку она потеряет свою целостность. С другой стороны не может существовать и система управления, лишенная полностью децентрализации, - с потерей автономности она свою структурность.

Принцип пропорциональности в управлении .

Данный принцип находит свое отражение в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Ее суть заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления, к примеру, подсистемы производства, ведет к росту и усложнению субъекта управления (управляющей подсистемы).Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен рядом показателей, таких как: соотношение численности управленческого персонала и рабочих; соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений) и т.д.Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией, что составляет круг важнейших задач управления.

Принцип единства распорядительства в управлении .

Рациональная структура управления это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем. Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями.

Принцип экономии времени .

Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это прежде всего относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.

Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.

Создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры.В процессе функционирования организации лишние элементы структуры «отмирают», а недостающие постепенно появляются, вместе с ними «отмирают» или появляются новые функции.

Принцип делегирования полномочий .

Принцип делегирования полномочий состоит в передачи руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрироваться свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня.

Принцип обратной связи .

Обратная связь в системах управления - это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии.

Принцип экономичности .

Это требование - правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ об его экономичности.

Принцип эффективности .

Этот принцип - требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы.

Принцип мотивации .

Этот принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах - материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что любая организация создается и функционирует для достижения конкретных целей. Поэтому каждая организация, исходя из поставленных целей, должна сформировать собственную систему принципов управления.

При формировании системы принципов управления конкретной организацией необходимо соблюдать следующие условия:

во-первых, принципы управления должны учитывать основные тенденции и требования к современному управлению (например, приоритетность системного и маркетингового подходов к управлению);

во-вторых, принципы управления должны использовать все фундаментальные основы менеджмента;

в-третьих, принципы управления должны быть не просто рекомендациями, а критериями оценки эффективности управления;

в-четвертых, используемая система принципов управления должна быть доступна для изменения и дополнения с учетом развития теории и практики управления.

От того, насколько сформированная система принципов управления будет соответствовать перечисленным выше требованиям, зависит эффективность управления организацией, а, следовательно, и результативность ее деятельности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности понятий "законы" и "закономерности управления". Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция. Виды принципов: организационные, роботы с персоналом, принципы роботы с информацией. Система принципов социального управления В.Граждан.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2008

    Сущность и характеристика законов и закономерностей менеджмента как науки и сферы деятельности человека. Понятие и эволюция принципов менеджмента. Принципы управления Г. Эмерсона, их специфика. Состав и содержание основополагающих принципов управления.

    реферат , добавлен 09.10.2011

    Рассмотрение сущности системы управления предприятием, принципы их построения и функционирования. Ознакомление с особенностями применения регрессионного, вариационного и дискриминантного и кластерного методов анализа систем менеджмента предприятия.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2011

    Определение понятия "закономерности управления" в трудах зарубежных и отечественных ученых. Принципы управления: виды, систематизация, эволюция. Концепции управления А. Файоля. Условия формировании системы принципов управления современной организацией.

    статья , добавлен 05.12.2010

    Законы управления: общие (объективные), частные (субъективные) и специальные. Ключевые закономерности управленческого процесса, их сущность и характеристика. Принципы и функции менеджмента, их краткое содержание. Выделение основных моделей управления.

    презентация , добавлен 20.04.2013

    Понятие закономерностей и принципов менеджмента. Принципы управления в формулировке научных школ. Подходы, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Главные задачи управления предприятием на примере ОАО НТП "Контакт".

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Характеристика законов управления и синергии, информированности и упорядоченности, развития и композиции. Закономерность как часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений, ее основные виды. Классификация принципов управления.

    презентация , добавлен 12.03.2014

    Сущность и принципы управления предприятием в условиях рынка. Основные принципы построения управления коммерческой деятельностью организации, ее структура. Движение работников на предприятии (оборот). Анализ прибыли и рентабельности ООО "ТД Шкуренко".

    курсовая работа , добавлен 11.03.2014

    Изучение системы управления персоналом. Формирование современных систем управления персоналом на основе нового управленческого мышления. Исследование принципов построения системы управления персоналом в ГУП "Стерлитамакского троллейбусное управление".

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    Основы управления здравоохранением как одного из направлений реформирования. Функции управления в сфере здравоохранения, характеристика его принципов. Определение целей и задач управления. Мировой опыт функционирования национальных систем здравоохранения.