5 шагов газпромнефть. Риск под контролем. Требования безопасности и охраны труда перед началом работы

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

В последнее время приобретают популярность всевозможные рейтинги сайтов, предоставляющих информацию об актуальных для ученых возможностях. А, вместе с тем, молодежь, вовлеченная в науку, нередко бывает настолько загруженной, что времени для полноценного серфинга в поисках гранта или конференции у нее совсем не хватает. А вот от просмотра ленты в социальных сетях отказаться трудно…

Все чаще мы наблюдаем, что львиную долю информации о стажировках, летних школах и вакансиях, ровно как и новостей в образовании и науке, человек получает, не выходя из Facebook. Вы можете обвинить этих людей в чрезмерной ленности, но факт остается фактом: большинство платформ научной коммуникации стараются иметь свои представительские группы в социальных сетях.

Сегодня попытаемся собрать воедино группы и публичные страниы в Facebook, актуальные для молодых ученых.

Коллекторы возможностей:

У этой публичной страницы почти 16,5 тыс подписчиков. Расчитана она не только на ученых, верней не столько на ученых, сколько на студентов, тех, кто ищет возможности получить бесплатное образование, либо на молодых специалистов, нарабатывающих резюме. Тем не менее, здесь можно найти предложения и для постдоков, и для аспирантов, а еще множество летних школ.

На странице много юмора о современной системе образования, проблемах трудоустройства, этнических стереотипах и прочее. Стараются администраторы порадовать своих подписчиков и всякими жизненными полезностями – так называемыми лайфхаками.

Эта страница, по сути, является представительством украинской краудфандинговой платформы https://biggggidea.com . Количество ее подписчиков также уже зашкаливает за 16 тыс. Здесь вы можете найти актуальную информацию о языковых курсах, тренингах, фасилитациях, лекториях, конкурсах и пр.

Таргетинговая аудитория сайта и группы гораздо шире, нежели просто ученые. Эта платформа расчитана на молодых, активных и интеллектуальных людей, занимающихся самообразованием. Но и полезные научные и научно-популярные мероприятия здесь освещаются. Используйте и выбирайте.

Это, пожалуй, самая масштабная и самая известная на сегодня программа академической мобильности. И публичная страница в Facebook у Erasmus Plus+ также достаточно многочисленная (свыше 15 тыс. подписчиков).

Здесь можно найти новости программы, советы аппликантам, истории успеха и описания жизни стипендиатов в Европе.

В числе подписчиков этого сообщества – более 6 тыс. чел. Как следует из названия, публичная страница расчитана, снова таки, на активную урбанизированную молодежь (условно называемую «хипстерами»), однако, здесь можно найти и предложения с интересными курсами или конкурсами для ученых не в возрасте и не «при больших погонах». Приятная особенность платформы – здесь часто находят партнеров для реализаии проектов социальной направленности.

Как вы уже догадались, сообщество посвящено кратковременным научным и околонаучным мероприятиям. Также в группе много занятных мотивирующих картинок. Почи пятитысячник!

Сообщество насчитывает почти 4 тыс. чел. Спектр мероприятий, охватываемых группой, достаточно широк – от тусовок молодых лидеров до стажировки в Верховной Раде, от конкурса журналистов и блоггеров до летней школы по гендерным студиям. Не все будет интересно ученым, и не все, освещаемое в группе, является наукой, но подыскать здесь можно многое.

Да, да, у нашего сайта тоже есть своя публичная страница, которая динамично развивается. Недавно она достигла отметки в 2000 подписчиков. Здесь собирается информация, ориентированная преимущественно на научное сообщество (гранты, вакансии, конферении) а также статьи проблемного характера об образовании и науке, их перспективах и негативных тенденциях в развитии. Мы также дублируем наш дайджест на этой странице. Присоединяйтесь!

Представительство одноименного сайта в Facebook. И сайт, и страница достаточно молоды, но подают весьма неплохие надежды. Количество подписчиков приближается к первому числу с тремя нолями. Следует отметить, что команда сайта хорошо мониторит зарубежные «коллекторы» возможностей и качественно переводит информацию из зарубежных ресурсов.

Страница является репрезентантом сайта https://confoznauko.wordpress.com/ . Достаточно амбициозный львовский проект. Среди его подписчиков на Facebook уже более 500 чел. Проект расчитан на гуманитариев. Его контент, освещающий гранты, конкурсы, конференции и научный лекторий, отличается оригинальностью. В своей научной жизни использую и коллегам советую.

Проект был создан студенткой-энтузиасткой Ириной Самченко, которая сама полмира объездила по различным международным образовательным инициативам. Ира попросту захотела делиться накопленным опытом и за это ей спасибо. Здесь только те возможности, куда реально попасть, даже новичку, даже без идеального английского. К сожалению, в последнее время активность на странице невысока (сказывается занятость Ирины, ведь беззаботное студенчество уже позади). Но о своем детище она не забывает напрочь, иногда радуя весьма полезным контентом, который в других местах днем с огнем не сыщещь.

Дискуссионные клубы:

Группа представляет одноименный проект Юрия Халавки в социальных сетях, однако в последнее время жизнь группы куда более разнообразна и полна, чем жизнь сайта. Бесспорный лидер «дискуссионных клубов» как по количеству участников (почти 5000 человек), так и по интенсивности полилога. Практически ни одна проблемная статья, ни один законопроект и ни одна реформа в отрасли образования и науки не остаются вне внимания участников сообщества. Хотя накал дискуссии бывает довольно высок.

Количество участников группы – чуть более 650 чел. В сообществе идет живое обсуждение не только вопросов реформирования высшей школы, но и среднего образования. К нему присоединилось много обеспокоенных качеством знаний родителей школьников. Не смотря на это, группа не теряет актуальности для научного окружения (как известно, решение проблемы, необходимо искать в ее корне). Среди участников – много преподавателей вузов.
ВНО и миссия университетов, финансирование образования и профессиональный выбор ребенка – вот далеко не полный перечень вопросов, обсуждаемых здесь.

Группа стартовала буквально несколько недель назад и на сегодня может похвастать довольно репрезентативным составом в 302 участника (среди них хватает людей с именем в научном сообществе, перед многими из которых я готова склонить виртуальную голову). Ее цель – объединение украинских ученых вне зависимости от существующих между ними в силу жизненных обстоятельств границ.

У группы довольно жесткие правила: «Щоб стати членом, вам треба засвідчити, що ви є науковець, афілійований з науково-дослідним або навчальним закладом» (каким образом осуществляется экспертиза подлинности свидетельств в горизонтальном мире соиальных сетей для меня остается загадкой).

Не менее требовательны основатели и к качеству публикуемого материала – исключительно стратегия развития украинской науки и образования. За неподчинение этике группы грозит исключение из ее лав. Очевидно, в силу этого, число публикующихся невелико. Лично я не рискнула…

Безопасная компания - эффективная компания. Это аксиома для мирового бизнеса. Одна из важнейших составляющих обеспечения безопасности производства - умение оценивать существующие риски и принимать эффективные решения для их минимизации

Человек рискует каждый день, час, минуту, секунду своей жизни. Это не преувеличение. Даже простой поход в кино грозит нам несчастьями - от легкой травмы при падении с лестницы до гибели в результате дорожного происшествия. Что уж говорить о работе на кухне или в мастерской. Однако до несчастных случаев доходит нечасто. Все дело в том, что так же ежесекундно мы оцениваем грозящую опасность, тут же вырабатываем пути снижения риска (как правило, до нуля), реализуем принятые решения... и остаемся в итоге целыми и невредимыми.

В принципе, это и есть модель управления рисками, которая точно так же работает в любой компании или на промышленном предприятии. Только бизнесу приходится иметь дело с несравненно большим количеством вводных, а цена ошибочного решения может исчисляться колоссальными суммами, экологическими катастрофами и порой человеческими жизнями. Поэтому построению системы управления рисками в сфере производственной безопасности прогрессивные компании уделяют самое пристальное внимание. Активно занимаются этой работой и в «Газпром нефти».

Риски по ранжиру

Для того чтобы говорить об управлении рисками, стоит разобраться, что же вообще такое риск. Определений существует множество, причем каждый официальный документ, так или иначе регулирующий эту сферу, дает свое. «Риск - это следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей» - это, к примеру, стандарт ГОСТ Р 51897–2011 «Менеджмент риска. Термины и определения». А это ФЗ-184 «О техническом регулировании»: «Риск - это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда». В «Газпром нефти» принята и закреплена стандартом компании такая формулировка: «Реализация нежелательного события, сочетание вероятности возникновения опасного события или воздействия и тяжести (травмы или ухудшения состояния здоровья, ущерб окружающей среде и имуществу), которые могут быть вызваны таким событием или воздействием».

Оговоримся, что речь идет только о рисках в области промышленной и экологической безопасности, охраны труда и гражданской защиты (HSE-риски), так как существует огромное количество другого рода опасностей и неопределенностей - финансовых, инвестиционных, организационных и так далее.

Уменьшить риски, связанные с человеческим фактором, можно, лишь изменив поведенческие модели

В свою очередь, HSE-риски делятся на две большие группы: профессиональные и техногенные. Первые обусловлены воздействием вредных или опасных производственных факторов на работника при исполнении им обязанностей. Например, вероятность того, что человек, работающий на высоте, может упасть вниз, относится к профессиональным рискам. Техногенные риски - опасности, которые несут с собой производственные технологии, - могут касаться всего общества. «По международной статистике, частота реализации профессиональных рисков гораздо выше, чем технологических, но и последствия происшествий, связанных с этой категорией, гораздо легче», - уточнил начальник департамента производственной и экологической безопасности «Газпром нефти» Олег Николаенко.

Схема ранжирования последствий инцидентов по их тяжести вряд ли имеет значимость для человека, оказавшегося в роли пострадавшего, но крайне важна для построения грамотной системы управления рисками. Например, как показывает практика, чувствительный урон экономике компании наносят потеря трудоспособности сотрудниками, аварийный выход из строя оборудования, порча имущества.

Человеческий фактор

Пресловутый человеческий фактор - причина подавляющего большинства происшествий на производстве. Корни этой группы рисков кроются в первую очередь в человеческой психологии, поэтому и нивелируются они с помощью технологий изменения поведенческой модели людей, подкрепленных различными обучающими программами. То есть в целом речь идет о трансформации корпоративной культуры.

«Трансформация культуры - процесс долгий, однако это путь, по которому необходимо пройти, - отметила руководитель направления по обучению персонала, развитию компетенций, культуре безопасности „Газпром нефти“ Татьяна Юрченкова. - Сегодня безопасность стала главной корпоративной ценностью компании, и мы стараемся донести до каждого, что сохранение жизни и здоровья важнее решения любых производственных задач. Мы должны научить сотрудников правильно оценивать риски, чтобы не допустить возникновения происшествий, но при этом и не нанести компании ущерб необоснованными остановками производства».

Именно эта задача легла в основу решения под названием «5 шагов», которое позволяет человеку грамотно оценивать ситуацию, причем делать он это должен каждый день. Для того чтобы методика стала правилом жизни, она, по оценке Олега Николаенко, должна быть простой и логичной: «Наша проблема в том, что мы слишком сложно объясняем людям простые вещи. Когда человек слышит такие формулировки, как „оценка риска, управление рисками“, у него автоматически формируется представление, что это какие-то сложные процессы, требующие специальных знаний. Сейчас мы намеренно упрощаем инструкции, предлагаем простые и понятные инструменты, такие как „5 шагов“. С их помощью мы просто говорим каждому: остановись за пять шагов до производственного объекта, подумай, какие опасности тебе грозят в связи с выполнением конкретной работы, что ты должен делать для того, чтобы опасность не воплотилась в реальное происшествие, что будешь делать, если в процессе работы произойдут изменения».

Впрочем, только изменением психологии людей дело, конечно, не ограничивается. Вероятность реализации рисков, связанных с человеческим фактором, снижают различные меры организационного характера. Например, система допуска к работам отсекает людей, не обладающих необходимыми для ее выполнения компетенциями или не прошедших соответствующего обучения. Под особым вниманием должны быть новички. А применение современных средств индивидуальной защиты призвано снизить тяжесть последствий происшествий, если они все-таки случатся.

Елена Илюхина,
заместитель генерального директора «Газпром нефти» по правовым и корпоративным вопросам:

Все аспекты производства связаны с рисками. Управление рисками производственной безопасности начинается при оценке и проектировании новых объектов и не заканчивается до их вывода из эксплуатации. Каждый сотрудник должен уметь оценивать риски для жизни, последствия для активов и окружающей среды, организовать работу для себя и подчиненных так, чтобы их нивелировать.

При этом не стоит забывать, что большую часть работ, непосредственно связанных с производством, а значит, и с повышенной опасностью, в нефтянке традиционно выполняют подрядные организации. Значит, риски должны контролироваться и на стороне контрагентов. Сегодня «Газпром нефть» активно внедряет новые подходы к взаимоотношениям с подрядчиками, охватывающие весь периметр договорных отношений, - от отбора до оценки выполненных работ. И во многом успешность партнерства зависит от качества системы управления рисками компании-контрагента, уровня ее зрелости в области HSE и готовности меняться в соответствии со стандартами безопасности «Газпром нефти».

Люди и машины

Технологические риски - это уже не психология. Направления их снижения лежат в первую очередь в областях организации, проектирования, анализа, статистики. Причем решения, обеспечивающие максимальную безопасность, учитывающие все нюансы, должны закладываться на самой ранней стадии, когда только ведется проектирование технологических объектов, и охватывать весь их жизненный цикл, вплоть до демонтажа и утилизации. Так делают все мировые промышленные лидеры, именно эту концепцию сегодня использует в своих проектах и «Газпром нефть». Яркий пример - новые арктические месторождения, которые один за другим сейчас вводятся в эксплуатацию.

«Пять шагов»

Более того, компания несколько лет назад стала пионером в этом направлении, вместе с Российским союзом промышленников и предпринимателей инициировав на законодательном уровне внедрение рискориентированного подхода в процессы проектирования, строительства и эксплуатации промышленных объектов.

«Через открытое правительство мы внесли изменения в ФЗ 116 «О промышленной безопасноганизационного характера. Например, система допуска к работам отсекает людей, не обладающих необходимыми для ее выполнения компетенциями или не прошедших соответствующего обучения. Под особым вниманием должны быть новички. А применение современных средств индивидуальной защиты призвано снизить тяжесть последствий происшествий, если они все-таки случатся».


Определение уровня риска

Система управления рисками в мировых
нефтегазовых компаниях

На этапе проектирования нивелируется или сводится к минимально возможному остаточному уровню практически 90% технологических рисков. Однако и на этапе эксплуатации объектов существует немало инструментов управления рисками - от проведения приемо-сдаточных испытаний до использования современных систем контроля технологических параметров, диагностики оборудования, внедрения прогрессивных схем планирования и проведения ремонтов. Большой пласт этой работы входит в одно из самостоятельных направлений развития системы управления операционной деятельностью «Газпром нефти» - .

Впрочем, очевидно, что решения, принимающиеся в рамках системы управления рисками, особенно связанные с минимизацией техногенных опасностей, часто бывают достаточно ресурсоемкими. Поэтому одна из масштабных инициатив в этой сфере, которая сегодня реализуется в компании, - увязка системы управления рисками с бюджетированием. «Мы должны четко показывать инструмент оценки возможных последствий нежелательных событий, их вероятности, эффективности принимаемых мер, - пояснил начальник департамента производственной безопасности „Газпром нефти“. - Помимо актуализации инструментов оценки, в рамках инициативы будет определен порядок бюджетирования необходимых средств на основе определения и ранжирования HSE-рисков для их снижения до приемлемого уровня, а также внедрена система управления экологическими рисками».

Кстати, именно недостаточную связь процессов управления рисками и бюджетирования проводившие диагностику системы управления HSE в «Газпром нефти» эксперты назвали одним из важных выявленных недостатков. И это действительно важно, так как недооценка, а значит, и недофинансирование программы снижения рисков может привести к росту количества и повышению тяжести последствий происшествий. В свою очередь, чрезмерные вложения, ухудшая экономику проектов, не принесут пользы. Именно об этом говорит принцип ALARP*: меры по снижению риска должны усиливаться до момента, пока затраты (организационные, финансовые и временные) не начнут существенно возрастать без создания значительных дополнительных преимуществ (что делает эти дополнительные меры необоснованными и непрактичными).

Алексей Янкевич,
заместитель генерального директора «Газпром нефти» по экономике и финансам:

Каждый руководитель должен понимать, что, уделяя время и ресурсы вопросам управления рисками производственной безопасности, он инвестирует в будущее компании. В долгосрочном периоде производственная безопасность - это хороший бизнес.

В целом же эксперты пришли к выводу, что качественный подход к управлению рисками в «Газпром нефти» существует, однако система управления рисками не в полной мере внедрена в операционную деятельность компании. Очевидно, что решение этой проблемы по большей части лежит в области менеджмента. Ключевые для бизнеса и производства люди сами должны обладать достаточными компетенциями, чтобы эффективно управлять рисками, - только в этом случае каждое технологическое и профессиональное решение будет обоснованным. Обучение таких людей, принимающих решения на всех уровнях, - от мастера до менеджера высшего звена, - стало отдельной инициативой в рамках процесса выстраивания системы оценки и управления рисками в «Газпром нефти».

Эта система - краеугольный камень производственной безопасности, от уровня развития которой, в свою очередь, во многом зависит эффективность всего бизнеса.

Компетентность специалистов всех уровней - залог соблюдения правил промбезопасности

*Принцип ALARP (as low as reasonably practicable - англ. «настолько низко, насколько это практически целесообразно») - принцип, определяющий минимальный приемлемый уровень риска

В «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазе» стартовала инициатива по проведению Дня безопасности в подрядных организациях. Ее реализация осуществляется в рамках программы по достижению стратегической« Цели — ноль"*. Руководящий состав предприятия проводит выездные коммуникационные сессии на производственные объекты для сотрудников нефтесервиса. В рамках диалога обсуждается оценка потенциальных рисков и применение в ежедневной работе методики« 5 шагов"**. Происходит обмен опытом в обеспечении производственной безопасности и предупреждении аварийности.

В проведение Дня безопасности вовлечены все организации, работающие на месторождениях« Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза». В июне менеджеры предприятия побывали в 52 организациях на 87 производственных объектах. Общее количество работников, вовлеченных в День безопасности, уже превысило 2100 человек.

Павел Крюков, генеральный директор« Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза» подчеркнул: «Ключевая задача этой инициативы заключается не в выявлении нарушений требований безопасности, а в настройке эффективной системы мер по ее обеспечению. И здесь задача руководства предприятия — выступить в роли опытного тренера и наставника. Регулярное, еженедельное проведение дней безопасности на месторождениях и личное участие руководства будет способствовать продвижению культуры безопасного выполнения работ как среди собственных сотрудников, так среди партнеров предприятия».

СПРАВКА:

*В соответствии со стратегией« Газпром нефти» в области производственной безопасности поставлена главная цель — «Цель — ноль»: отсутствие вреда людям, окружающей среде и имуществу при выполнении работ.

**Методика« Пять шагов» — простой и понятный алгоритм принятия решения о том, может ли работник безопасно выполнить предстоящую работу или нет:

1. Сделай паузу и продумай работу;

2. Определи опасности и возможные последствия;

3. Реши, как защитить от опасностей себя и других;

4. Реши, что делать в экстренных случаях;

5. Прими решение о возможности начинать или продолжать работу.