Екад как будет проходить. Развязке на екад между солнечным и горным щитом "оборвали лепестки" - пока построят только мост. Департамент информационной политики губернатора Свердловской области

Путешествуя по России, мы слышим множество разнообразных говоров. Порой даже соседние области не всегда друг друга понимают. Оказывается, в Екатеринбурге не знают что такое посикунчик - пирожок всем знакомый в Перми. Но всем известно, что в Москве акают, а на Урале окают. Говорят, что Даль по говору безошибочно определял происхождение человека - и однажды неожиданно вывел на чистую воду двух бродяг с фальшивыми паспортами, которые пытались выдать себя за вологжан-монахов. Я решила проанализировать языковые особенности в уральских городах: Перми, Екатеринбурге, Челябинске.

Пермь

У пермяков специфический диалект - так называемое закрытое произношение, "проглатывание" гласных звуков. Порой это явление объясняют тем, что на Урале очень холодно, и пермяки не открывают рот широко, чтобы не подхватить простуду. К типично пермским фонетическим чертам относятся оканье и почти полное выпадение звука j между гласными в словах типа "сделаэм" (вместо "сделаем"), "платте" (вместо "платье"). Особенность пермского языка можно услышать в сериале "Реальные пацаны", хотя, порой, речь в сериале слишком утрирована. Немало особых черт можно наблюдать в пермском синтаксисе. Например, только у пермяков для подтверждения чего-либо и выражения согласия используется "дак да". "Когда вы слышите запах, вы вспоминаете о чем-то? - Ну дак да".

Существуют даже правила пермского произношения, составленные авторами шуточного словаря "По-пермски говоря":

"1. Когда вы говорите, рот должен открываться минимально. Рот, если честно, вообще лучше не открывать. Если сначала вам тяжело, помогайте себе, слегка выставляя вперед нижнюю челюсть.

2. Речь при этом должна быть очень быстрой, чтобы окружающие не успевали вас понимать.

3. Помните: если в слове присутствует буква О, то даже в безударной позиции она будет читаться как О

4. Вообще старайтесь, чтобы А и О всегда были похожи на О. Также допускается Ы. В некоторых случаях Ы даже предпочтительнее. Если даже Ы сложно произнести, смело выкидывайте гласную совсем.

Небольшое упражнение на закрепление. Первое слово в цепочке произносится привычным способом. Во втором случае вставляем правильный, по-пермски окрашенный гласный звук. И последнее слово - уже идеально по-пермски.

Домой - дымой - дмой
Колбаса - кылбыса - клбса
Подводников - пыдводникыв - пдводникв"

У пермяков можно услышать уникальные слова и словосочетания:

  • Беспределишь? Косорезишь? Косяпоришь? — Безобразничаешь?
  • Может, в огород сходим? — Может, сходим в парк Горького?
  • Давай вещи в кулёк положим. — Давай положим вещи в пакет.
  • Жарёху из обабков сделаем? — Подосиновики с картошкой пожарим.
  • Чушка - подбородок;
  • Сотен - сто рублей;
  • Растыкать - приятно проводить время;
  • Одёнки - осадок;
  • Лог - овраг;
  • Кока - крестная мать;
  • Вехотка - мочалка;
  • Компрос - Комсомольский проспект.

Кому-то пермский диалект нравится, а кого-то раздражает - это такая своеобразная достопримечательность Пермского края.

Екатеринбург

Жители Екатеринбурга тоже имеют своеобразный уральский говор, распознать который можно по нескольким признакам:

  1. Быстрая речь, тяжело воспринимаемая на слух;
  2. Беспорядок в речи, отсутствие логического завершения фраз, быстрое перескакивание с одной мысли на другую;
  3. Все гласные ударные;
  4. А вот логические ударения в предложениях отсутствуют;
  5. Растягивают гласные, часто безударные, на конце слова;
  6. Проглатывание букв и целых слогов (как у пермяков);
  7. Частая замена гласных звуков "а" на "о".

Примеры екатеринбургских слов:

Айда - пойдём;

Песок - сахар и я возьму - я куплю;

Клубника растёт в лесу, а в садах - виктория;

Сем - семь, писят - пятьдесят, тока - только, мороженка - мороженое;

Пошто - зачем;

Артачиться - упрямиться, костерить - ругать, сбрендил - сошёл с ума;

Сад - дача, финтифлюшки - завитки, шаньга - ватрушка, синявки - сыроежки;

Барахолка - базар, барабашка - домовой, кавардак - беспорядок;

Лопать - очень много есть, мусолить - долго объяснять, надыбать - найти.

Челябинск


Речь южноуральцев не сильно отличается от речи екатеринбуржцев. Скорость речи превышает 150 слов в минуту, хотя норма - 80 слов, из-за чего гласные "проглатываются". Челябинцы любят употреблять неофициальные название городских объектов, а районы называют по сокращенным наименованиям предприятий (КБС, ЧМЗ, ЧТЗ). Так же они употребляют две формы глагола в сказуемом (поедем побродим, поедем съездим). Часто говорят "если что" (кричи если что, звони если что). Особой популярностью пользуются "ласковые" выражения (чаёчку выпейте, в баночку налейте) и слово "больно" в значении "очень" (больно надо).

В Челябинском диалекте есть особенные слова, используемые только челябинцами:

  • галứть — выполнять роль ведущего в детской игре;
  • гомонóк — кошелёк;
  • навяливать — навязывать;
  • ни в коем разе — ни в коем случае;
  • скать — раскатывать тесто;
  • стайка — сарай;
  • толкушка — пестик;
  • шáньга — лепёшка, запеченная со сметаной;
  • шоркать — тереть с целью вычистить, вымыть;
  • Комса - Комсомольский проспект;
  • грохотка — коробка для яиц, которую везде в России называют лотком.

И гордость челябинцев "царь-слово" — морить. Его этимология, скорее всего, связана со смертью: корень “мор”.

Челябинская область, Свердловская область и Пермский край находятся не так уж и далеко друг от друга, поэтому некоторые слова могли стать общими и активно использоваться на всей территории Уральских гор. Или могли стать причиной для давнего спора, как, например, слова "мастерка" и "олимпийка". В Челябинске верхняя часть спортивной одежды с тремя полосками называется "мастеркой", а в Екатеринбурге и Перми "олимпийкой".

Можно сделать вывод, что у каждой области есть свои особенные слова и выражения, свои орфоэпические и лексические особенности. Но, зачастую, многие неправильно ставят ударение или используют форму падежа, что является не отличием языка, а грубой ошибкой. Чтобы слова "однаждый", "текет", "туды" и "ивойный" не становились посмешищем говора той или иной области, говорить на диалекте нужно правильно, с соблюдением всех норм русского языка.

Фото: manhunter.ru, vk.com/radioschool.ru

Мне нравится


К абзаццу:*В Челябинском диалекте есть особенные слова, используемые только челябинцами*Это не так(я уроженка Пермскоой области) Все слова наши,кроме Комса и грохотка,последнее уралькое ли?
Стайка-сарай наоборот. Сарай употрелялся,как более лёгкое строение,а для скота-конюшня(не важно,что без лошадей.
Шаньга-неправильное пояснение. Никакая не лепёшкаЭто та же ватрушка,только больше и с прямыми бортиками. Начинялась она картофельным пюре с маслом и яйцом.
Шаньга налевнАя-это когда сверху смазывали сметаной,слегка перемешаннолй с мукой,она была тоньше.
Пестик-пест,так и был. Я родилась в 57 году и проживала в 50 км от Перми,некоторые слова сама не произносила,считали деревенскими, но вокруг все говорили именно так

Ивойный в Перми не слышала,только Ивоный или с 2-я Н.
Однаждый не слыщала ни в каком варианте,оно новое как бы не из детства.
Туды,оттудова помню по детству где жили дедушки и бабушки. Мастерка,Олемпийка и у нас были такие названия,только это тоже не старые слова.
Все фразы свердловские произносились и в Перми. Только сейчас старых слов почти не слышу. Оба региона были переплетены между собой,как высшими образовательными учереждениями,так и промышленными гигантами. По этому народ наш перемешан давно.
В основном люди образованные,душевные,умеющие сопереживать.
Отдельно хочу сказать о книгах, у большинства книжные шкафы забиты книгами. И того и другого меньше наблюдаю в небольших городках ближе к Мокве и в Поволжье.

Морить - не от смерти, а от умора. В значении травить используется по всей Росииюшке, когда морят тараканов и голодом.

Про бОльшее количество "эксклюзивных" слов - неправда. Те же слова используются в Забайкалье. Съедают окончания в Забайкалье так же за милую душу и тараторят как пулемёт тоже многие. Все эти жарёхи, вехотки, стайки, шаньги, пошто, потошто, ивоный и т.п. я слышал с детства)) Ещё у нас вместо "что" говорят "каво". В целом речь звучит примерно так:

Каво делаш?

Да никаво. А каво спрашиваш?

Да там Дуська болтат, что ты платте ново купила. Думала мериш.

Ой, да каво она там рассказыват? Зенки ейные поросяччи заглядушши! Сочинят она всё!

Ну и классика: "Снег кружит, летат и падат. Все дороги заметат"))

В Забайкалье это называют забайкальским говором. Я так понимаю, что в Забайкалье эти слова пришли с Урала в стародавние врмена вместе с каторжанами. Таким образом этот говор и сформировался.

В общем это я всё к тому, что в статье ошибка и так говорят не только на Урале.

Уральский диалект можно любить или ненавидеть, но быть к нему равнодушным невозможно.

Еще Владимир Даль писал: «Кто не узнает при первой встрече уральского казака по резкой скороговорке его»? Жителя Урала легко «вычислить» даже на заграничных курортах.

Одна из первых, главных характеристик уральской речи - она быстра. Но дело не только в скорости, но и в особой лексике. На рубеже XIX/XX этнограф Иван Яковлевич Стяжкин отправился в Камышловский уезд, где собирал местные песни, поговорки, сказки и выписывал всякие уральские словечки. Например, «баский» - «красивый», «верещага» - «яичница», «вострый» - «бойкий», «заколеть» - «сильно замерзнуть», «обкорнать» - «плохо постричь». Многие из них распространились значительно дальше границ Урала.

Ещё одна отличительная черта уральского говора - привычка уменьшать предметы. Особенно она характерна для женщин: «У тебя ушко не болит?». Именно на Урале говоря «лентяйка» вместо «швабра», «кулёк» вместо «пакет», «песок» вместо «сахар». Садовую землянику называют «викторией». Лохмотья зовут «ремками», а одежду - «махрами».

Некоторые современные красавицы, пытаясь разнообразить рассказы о своих кавалерах, называют молодых людей «молодыми чемоданами» (видимо, согласно анекдоту, где муж - это чемодан без ручки, который и нести трудно, и выбросить жалко) или «жориками». Последне

В 2018 году “бывшие” уральцы Иван Золотухин и Ольга Панковская создали современный словарь уральского языка. На его составление ушло полгода. Это не пособие для лингвистов, а любительское желание перенести “народные” выражения в электронный сборник. Словарь постоянно пополняется – на сайте словаря можно предложить свое слово. Прежде чем новая лексическая единица появится, автор должен заполнить ее “паспорт”: слово, значение, примеры использования.

Стоит отметить, что с одной стороны от проектируемой развязки располагается строящийся микрорайон Солнечный (от которого идёт улица Новосибирская 2-я, которая на территории этого района получила название Лучистая), с другой расположен Горный Щит.

Победителя по первому госконтракту (на 310 миллионов) должны определить уже скоро – 16 мая. Первую часть денег – около 38 миллионов – должны выплатить подрядчику в этом году, остальное – в 2017-м. Как отметили в областном Управлении автодорог, ряд подрядчиков подали заявки на строительство путепровода. Так что отсутствие участников не должно сорвать планы по ЕКАД – если они подойдут под условия.

Победителя по второму контракту, на 918 миллионов, должны определить 31 мая. Там график платежей растянут до 2022 года следующим образом:

– в 2016 году – 22 530 984, 00 рубля;
– в 2017 году – 107 032 713, 00 рублей;
– в 2018 году – 67 942 421, 00 рублей;
– в 2019 году – 103 390 430, 00 рублей;
– в 2020 году – 99 886 715, 00 рублей;
– в 2021 году – 99 969 213, 00 рублей;
– в 2022 году – 417 740 120, 00 рублей.

Текст: Алёна БАТАЛОВА

Главным событием сегодняшней повестки стало октрытие второго участка екатеринбургской кольцевой автодороги. Это уже предпоследний пусковой комплекс. Чтобы полностью закольцевать магистраль, по просьбе Евгения Куйвашева, президент Владимир Путин поручил минтрансу выделить 8,5 млрд рублей из федерального бюджета. Это позволит объединить все федеральные и региональные трассы в единую систему... Еще , благодаря чему Екатеринбург избавится от транзитных грузовиков, которых проходит через город до 80 тысяч в сутки. Задача масштабная и внимание к этому проекту тоже особое, поэтому сегодня на открытие специально прилетел министр транспорта России Максим Соколов. Церемонией перерезания ленты в этот раз ограничиваться не стали. Сразу после - сотни свердловчан сели на велосипеды. Вместе со всеми и лидер региона Евгений Куйвашев. А отмашку на старт дает глава российского минтранса Максим Соколов. Он только прилетел из Москвы. Такого открытия дороги министр транспорта, признается, не ожидал. Впереди у участников велопробега - 11 километров новой трассы. Второй пусковой комплекс ЕКАД начали строить три года назад. Работы здесь велись круглосуточно, так что сдать объект удалось на год раньше. Новая развязка в форме клевера объединила два ранее построенных участка кольцевой. Благодаря чему теперь Екатеринбург избавится от транзитных грузовиков. Их через город проходило до 80 тысяч в сутки. Новая трасса широкая: три полосы в одну сторону, три - в другую. Покрытие - щебеночно-мастичный асфальтобетон, он повышает износостойкость и улучшает сцепление. Вдоль дороги установлены фонари. Всего их 450. Участники велопробега работу дорожных строителей оценивают на «отлично». Евгений Куйвашев, врио губернатора Свердловской области: «Велосипед как нельзя лучше показывает качество дороги, поэтому, если велосипедисту комфортно, то автомобилисту вдвойне комфортно. Поэтому, я думаю, и качество дорог было проверено на высоком уровне, и я уверен: окончание второго - это начало третьего». Строительству третьего пускового комплекса ЕКАД начнут в следующем году. Это участок трассы от Полевского до Челябинского тракта, он позволит замкнуть «екатеринбургское кольцо». Федеральное правительство с самого начала поддерживало проект рублем, и теперь Минтранс России внес предложение о выделении 8,5 миллиардов рублей. Максим Соколов, министр транспорта РФ: «Как правило такие масштабные проекты - строительство дороги с учетом проектирования - это минимум четыре года, но вот Евгений Владимирович поставил и для нас, и для минтранса, и для правительства Свердловской области реализовать проект следующих 14 километров дороги за ближайшие два года. Я могу сказать, что это возможно при тесном взаимодействии». Вопрос дорожный плавно перетекает в транспортный - на предприятии «Уральские локомотивы». Здесь выпускают скоростные «ласточки». Этот электропоезд скоро будет курсировать по московскому кольцу. В вагонах есть wi-fi, оборудованы велопарковки. Глава минтранса Максим Соколов решил сам провести ходовые испытания. «Вот контроллер с режимом тяги, вытсавляйте плавненько. - Вы, главное, скажите, как тормозить! - А тормозить в другую сторону. - Она поееехала!» Сейчас по железнодорожным магистралям России «летает» 70 уральских ласточек. Специалисты в диспетчерской в режиме он-лайн следят за их маршрутом и техническим состоянием. Это возможно, благодаря запуску специальной программы, в случае неисправности - она подает тревожный сигнал. Василий Скворчук, начальник департамента информационных технологий «Уральских локомотивов»: «У нас есть центральный телефон, на который может позвонить любой машинист, и диспетчер поможет ему консультационной помощью, решит тот или иной вопрос». О развитии уральского транспорта говорят и на совещании у Максима Соколова. Ему презентуют проект трамвайной линии «Екатеринбург - Верхняя Пышма». Строить маршрут будут сообща, объединив усилия двух муниципалитетов и уральской горно-м

Более 2,1 миллиарда рублей будет направлено в 2016 году на строительство второго пускового комплекса южного полукольца ЕКАД -дорогиот подъезда к поселку Медному до Полевского тракта. Значительные бюджетные инвестиции, а также высокие темпы работ подрядной организации позволят сдать объект досрочно - к концу 2017 года. Об этом 29 июня заявил начальник Управления автомобильных дорог Свердловской области Василий Старков в ходе осмотра строящейся дороги журналистами и представителями общественности.

В настоящее время подрядной организацией (ОАО «Трест «Уралтрансспецстрой») ведутся работы на всех участках строящейся автомобильной дороги. Подготовительные работы выполнены на 100 процентов, возведено 60 процентов земляного полотна.«Осталось несколько узких участков -в районе развязкис улицей Новосибирской, где запланированы большие земляные работы, а также на двух участках, где требуется провести переустройство ЛЭП», - сообщил первый заместитель гендиректора треста «Уралтрансспецстрой» Михаил Малиновских.

Путепровод на транспортной развязке на пересечении с Полевским трактом находится в высокой степени готовности. Здесь осталось выполнить укладку покрытия, сделать разметку, установить барьерное ограждение, выполнить финишную отделку и покраску железобетонных и металлических конструкций. Планируется, что уже в сентябре текущего года по путепроводу будет открыт технический проезд для машин, едущих по Полевскому тракту.

Также идут работы на мосту через реку Шиловка. Здесь предстоит выполнить финишную отделку и покраску железобетонных и металлических конструкций, установить барьерное ограждение, нанести разметку.

Значительно продвинулись строители и в работе на первом путепроводе на пересечении ЕКАД с подъездом к полигону «Свердловский». На этом объекте осталось выполнить укладку покрытия, сделать разметку, установить барьерное ограждение, выполнить финишную отделку и покраску конструкций. На автодороге начато устройство верхнего слоя основания из крупнозернистой асфальтобетонной смеси (данные работы выполнены на 3,7 километрах автодороги) и по устройству нижнего слоя покрытия из мелкозернистой асфальтобетонной смеси (работы выполнено на 1,53 километрах автодороги). Отметим, что в ходестроительства для производства геодезических разбивочных работ, устройства конструктивов из инертных материалов подрядчиком применяется инновационная система GPS-нивелирования.

Проектом предусмотрено строительство вдоль автодороги двух автобусных остановок. Также запланирована площадка для стоянки автомобилей - с туалетом, эстакадой и беседкой. На всем протяжении автодороги предусмотрена установка парапетного ограждения типа «Нью-Джерси», а по оси дороги и на обочинах съездов - опоры электроосвещения. На некоторых участках дороги и транспортных развязок запланирована установка шумозащитных экранов.

По госконтракту срок сдачи объекта и всех путепроводов был запланирован на 2018 год. Однако к строительству объекта областным властям удалось привлечь значительные инвестиции из федерального бюджета, поэтому ввести объект можно будет уже к концу следующего года. «За 2014-2015 год на строительство объекта было направлено порядка 1,5 миллиардов рублей, из которых около 1 миллиарда - это средства федерального бюджета. В этом году удалось привлечь значительно больше федеральных средств -подписано соглашение на сумму более 1,7 миллиарда рублей. Эти средства пойдут именно на строительство ЕКАД. С учетом областного финансирования в этом году на дорогу будет направлено порядка 2,1 миллиарда рублей. Это позволит сдать дорогу досрочно. В результате уже концу 2017 года получится вывести порядка 40 тысяч автомашин в сутки с городскихулиц, уменьшить количество пробок в городе, в том числе - на маршрутах, которые будут задействованы в рамках Чемпионата мира 2018 года», - заявил Василий Старков.

Добавим, что стоимость работ по строительству второго пускового ЕКАД в соответствии с госконтрактом составляет 6,28 миллиарда рублей.Контракт по объекту заключен на условиях государственно-частного партнерства: оплата работ исполнителю будет осуществляться до 2020 года. По словам Василия Старкова в настоящее время ведутся работы по корректировке проектной документации третьего пускового комплекса ЕКАД. Завершить проектирование планируется к концу 2016 - началу 2017 года. «С учетом объемов финансирования, выделяемых федерацией, есть возможность работать высокими темпами и в скором времени приступить к строительству этого объекта и к 2020 году «замкнуть» кольцевую автодорогу», - отметил Василий Старков.

Координатор проекта «Народный контроль» партии «Единая Россия» Дмитрий Чукреев высокого оценил качество будущей дороги. «В ходе знакомства с ходом строительных работ можно было убедиться, что работы идут полным ходом, на объекте много рабочих, путепровод на пересечении с Полевским трактом уже почти построен. Видно, что дорога находится в высокой степени готовности. Никаких вопросов и нареканий по ходу строительства у нас не возникло. Поэтому мы уверены, что, когда эта дорога будет построена и введена в эксплуатацию,она будет служить свердловчанам очень долго.Понятно, что каждый километр этой дороги поможет Свердловской области в разгрузке существующих автодорог», - заявил Дмитрий Чукреев.

Отметим, что строительство южного полукольца ЕКАД является одним из важнейших дорожных объектов для Свердловской области. Завершение строительства позволит перераспределить транспортные потоки, и вывести из городской черты 60-80 тысяч автомобилей транзитного транспорта в сутки, что в перспективе положительно отразится на экологической ситуации в Екатеринбурге.

Также введение в эксплуатацию объектов ЕКАД завершит формирование основных межрегиональных автодорожных коридоров - будут соединены между собой федеральные автодороги (Пермь - Екатеринбург, подъезд к Екатеринбургу от автодороги М-5 «Урал», Екатеринбург - Шадринск - Курган и Екатеринбург - Тюмень). В результате чего скорость движения транзитного автотранспорта, проходящего через Екатеринбург, может увеличиться в 1,5-2 раза. Таким образом, реализация данного проекта даст мощный толчок для развития экономики региона - создаст новые рабочие места, в значительной мере позволит решить вопросы, связанные с уменьшением издержек и себестоимости перевозок и приведет к улучшению других социально-экономических показателей.

Напомним, строительство ЕКАД началось в 1994 году. Общая протяженность дороги составит 94,38 км. Объект разбит на шесть участков, пять из которых (58,7 километров) были введены в эксплуатацию в период с 1997 по 2011 годы. Последний участок ЕКАД - южное полукольцо, протяжённостью 35 километров, начали строить шесть лет назад. Объект разбит на три пусковых комплекса.

Первый пусковой комплекс южного полукольца - почти десятикилометровый участок ЕКАД, соединяющий Новомосковский тракт с подъездом к посёлку Медный - планировалось сдать в эксплуатацию в 2016 году. Но благодаря усилиям областных властей, направленным на привлечение федеральных средств для развития сети автодорог в регионе,а также благодаря слаженной работе подрядных организацийобъект удалось завершить досрочно - в декабре 2015 года.

Второй пусковой комплекс начали строить в четвертом квартале 2014 года. Протяжённость этого участка кольцевой автодороги составит 11,3 километра, а с учетом четырех искусственных сооружений (двух путепроводов на пересечении с подъездом к полигону «Свердловский», моста через реку Шиловка и транспортной развязки на пересечении с Полевским трактом) - 18,2 километра.