Коллективная творческая деятельность. III. Приемы проведения КТД. разнообразных дел на пользу и радость

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный институт

Кафедра педагогики и психологии

Контрольная работа

По дисциплине: Теория и методика воспитания

Тема: Коллективная творческая деятельность

Выполнил: Ивашев Т.В.

Группа: Зб-3541

Проверил: Шабалина С.Д.

Ханты-Мансийск - 2016 год

Введение

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского - до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Для того чтобы происходило расширение диапазона нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

КТД - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60-х годов. Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем И.П. Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества».

По мнению Т.А. Стефановской обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Поэтому я считаю данную тему актуальной. Необходимо серьезное внимание педагога к ребенку, создание условий для проявления им собственной активности во взаимодействии с другими сверстниками и взрослыми.

Приступая к работе, мы определили её параметры:

Объект - воспитательный процесс.

Предмет - коллективная творческая деятельность.

Цель - раскрыть понятие коллективной творческой деятельности, углубиться в историю коллективной творческой деятельности, познакомиться с технологией коллективной творческой деятельности.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме, с целью её теоретического обоснования.

коллективный творческий познавательный художественный

1. Коллективная творческая деятельность

Каждый день работы педагога должен возвышать детей духовно и нравственно, развивать всесторонне и гармонично. Для этого педагогу важно использовать разные формы воспитательной работы с детским коллективом.

Одной из таких форм является КТД - коллективно-творческие дела. Это не новая форма работы педагога, так как методика проведения КТД была разработана И.П. Ивановым ещё в прошлом веке.

Коллективные творческие дела - это полнокровная жизнь старших и младших, воспитанников и воспитателей и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. Это постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своём коллективе, об окружающих людях, о далёких друзьях, поиск лучших средств этой заботы. Это более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость всему коллективу и другим людям, то, что сплачивает воспитателя и воспитанников.

Суть каждого КТД:

Прежде всего -- это общественно-важное дело, социальнозначимое. Первейшее его назначение -- забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно -- творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно -- коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе.

2. Основные признаки коллективной творческой деятельности

Особенности коллективного творческого дела:

*практическая направленность;

*коллективная организация;

*творческий характер;

*забота детей друг о друге;

*о своем коллективе;

*об окружающих людях;

*о далеких друзьях;

*поиск лучших средств этой заботы;

*все более четкая организация своей жизни;

*разнообразных дел на пользу и радость;

*способствует сплочению воспитателей и воспитанников.

Именно эти особенности коллективного творческого дела, характеризуют их практическую сторону, определяют отличительные черты обучающей, развивающей и воспитательных задач. Эти задачи в процессе коллективного творческого дела становятся и решаются воспитателями преимущественно незаметно для воспитанников, как бы “по ходу”, в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной сте?ени - при обсуждении результатов.

Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п. для которых, напротив, характерна открытая постановка?еред воспитанниками и открытое осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач.

В отличие от коллективных дел здесь на?ервый план выступает не создание воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового жизненно - важного опыта, а применение в практических целях ранее усвоенных знаний и умений, навыков, которые должны быть?ереданы учащимися к учебной работе.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В связи с этим в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержания, нестандартные варианты.

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

Основной отличительный признак вида - общая практическая забота, которая выступает на?ервый план.

3. История коллективной творческой деятельности

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60-х годов. Прежде всего многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А.С.Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором, как в клеточке, в наиболее осязаемом и вместе с тем в глубокой форме выражалось бы главное в педагогике будущего, существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и “свободного воспитания”. Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали - “Коллективные творческие дела”.

Продолжил педагогическое наследие А.С.Макаренко и стал его последователем обаятельный, остроумный, неутомимый и неугомонный Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”.

И.П.Иванова считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 в Ленинграде он создал творческую группу педагогов - Союз энтузиастов, 1959 году - Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) - школу районного актива старшеклассников, в 1963 году - Коммуну им. А.С.Макаренко - содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. В создании привлекательного для подростков образа жизни и творчества детей и взрослых во Всероссийском лагере “Орленок” принимал участие десант из сорока членов КЮФ. “Орленок” и “Комсомольская правда” сыграли важную роль в распространении идей и методов И.П.Иванова.

Когда вышла в свет книга "Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко" (ЛГПИ им. А.И.Герцена,1970), являющаяся предшественницей "Энциклопедии КТД", Игорь Петрович с горестью заметил: "Какую вредную книжку мы сделали". Он испугался слепого копирования, бездумного воспроизведения, слепого заимствования.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П.Иванова. "Энциклопедия коллективных творческих дел" известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги на протяжении второй половины двадцатого века с увлечением "играют" в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) и многое другое. С увлечением играют потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Многие ученики и соратники И.П.Иванова (Л.Г.Борисова, профессор, доктор философских наук; Е.В.Титова, кандидат педагогических наук; И.Д.Аванесян, кандидат педагогических наук; С.А.Шмаков, профессор; и др) продолжают внедрять идеи "коммунарской методики" в жизнь.

В 1998 году в Санкт-Петербурге к началу Всероссийского съезда последователей академика И.П.Иванова "Воспитание и школа на рубеже XXI века" вышла в свет книга Л.А.Ивановой "Будущее в настоящем - жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова".

4. Технология коллективной творческой деятельности

Коллективное творческое дело (КТД) -- коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное -- потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Творческое -- потому, что его надо делать не по шаблону, а по-новому, лучше, чем было. «Всё творчески, иначе зачем?»

Дело -- потому, что его результат -- общая польза и радость. «Дело, а не мероприятие!»

Проводятся КТД различной направленности -- трудовые, познавательные, художественно-творческие, спортивные, общественно-политические.

В организации КТД, выделяют шесть стадий:

Первая стадия -- предварительная работа коллектива, целью которой является создание настроя на предстоящее дело, формирование мотивации. Проводится стартовая беседа. Ее ведет педагог, показывающий школьникам привлекательность предстоящего дела или ставящий проблему, для решения которой нужно провести определенное дело. Идет коллективное обсуждение по вопросам: что будем проводить? зачем (для кого)? когда? с кем вместе? кто будет участвовать? кому быть организатором? (Вопрос «Как?» при этом не ставится).

Вторая стадия -- коллективное планирование, разработка проекта КТД. На этом этапе детский коллектив разбивается на микрогруппы (команды, звенья), каждая из которых разрабатывает свой вариант проведения предстоящего дела. Затем каждая микрогруппа защищает свой вариант проведения КТД перед всем коллективом. В результате коллективного обсуждения разных вариантов рождается проект КТД. Выбирается «совет дела» -- временный орган, который будет руководить проведением КТД; в него входят представители всех микрогрупп.

Третья стадия -- коллективная подготовка КТД. Совет дела уточняет совместно выработанный проект КТД, разрабатывает и распределяет по микрогруппам поручения по подготовке к предстоящему делу. Поручения обсуждаются в микрогруппах, которые планируют и начинают работу по воплощению отдельных частей общего замысла, учитывая высказанные ранее пожелания и предложения. На этой стадии микрогруппы готовят свои «кусочки» предстоящего дела, творческие сюрпризы, элементы оформления, награды. Совет дела координирует деятельность микрогрупп.

Четвертая стадия -- стадия проведения КТД. Это и есть собственно коллективное творческое дело, итог работы, проделанной при его подготовке. При проведении КТД допускаются отступления от первоначального проекта (сценария) за счет сюрпризов микрогрупп, экспромтов, импровизаций.

Позиция педагога во время проведения КТД может варьироваться от открытого руководства делом до тех или иных способов косвенного или опосредованного влияния (участие в жюри, проведение части КТД.). При этом чем больше у ребят опыта организации совместной деятельности, тем больше педагог отходит от позиции руководства и обращается к более мягким вариантам педагогической помощи в форме регулирования настроения, взаимоотношений, позиций.

Пятая стадия -- коллективное подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела. Обсуждаются следующие вопросы:

а) Что понравилось и почему? Кому скажем «спасибо»?;

б) Что не получилось и почему?;

в) Что предлагаем на будущее? Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызвало чувства? Какие мысли? Что тебе показалось важным? Что показалось неожиданным, удивительным? Помогло ли КТД что-то понять в себе?

Шестая стадия -- ближайшее последействие. На этой стадии руководитель коллектива организует использование воспитанниками в учебной и внеучебной деятельности того опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Это может быть работа в микрогруппах на уроке, подготовка сюрприза для малышей, оформление летописи коллектива.

Коллективная творческая деятельность -- это деятельность позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.

Заключение

Следовательно, коллективно творческое дело - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Как педагогическая технология групповая деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы.

Надеюсь, что в своей работе, я в полной мере ответил на заданные мне вопросы, раскрыл сущность КТД, показал как необходима данная методика в современном обществе.

В завершение своей мысли хочу подчеркнуть, что многие идеи, методические рекомендации по организации групповой деятельности успешно используются практиками и сегодня.

Список использованной литературы

1.Афонина Г. М. - Курс лекций и семинарские занятия -Ростов н/Д. - 2002

2.Дубровина И.В. Практическая психология образования / учебное пособие для вузов / - СПб.; М.; Харьков - 2007.

3.Подласый И.П. Педагогика - М. - 2013.

4.Сейфи С. Т. Коллективное творчество в формировании "школьного социума" и жизненных установок подростка - М. - 2008.

5.Смирнов Н.К. Здоровье - сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М. - 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    План-сетка на лагерную смену. Анализ организационного периода. Выполнение поставленных перед сменой задач. Коллективное творческое дело. Способы мотивации детей на участие в совместной деятельности. Основные игровые задачи. Задания для детей на выбор.

    отчет по практике , добавлен 18.08.2010

    Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания: эстетическая сущность и дидактическая организация средствами ручного творчества.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Художественно-творческая деятельность как способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Формирование эстетического сознания посредством общения с произведениями искусства, отражающими действительность и сферу человеческих чувств.

    реферат , добавлен 13.09.2010

    Коллективное творческое дело: структура, виды, особенности поведения. Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у младших школьников. Рекомендации по использованию коллективно-творческой деятельности для развития умений учащихся.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2014

    Эмоциональное развитие в работах отечественных ученых. Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников. Повышение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами коллективной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2011

    Идея, сущность, функции и эффективность праздников. Художественно-педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника. Сравнительный анализ технологий его подготовки и проведения в форме конкурса в различных городах России.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2013

    Методология педагогической деятельности, ее ценностно-смысловое самоопределение. Технологии решения педагогических задач. Индивидуальное и коллективное творчество, формы взаимодействия субъектов. Информационное сопровождение образовательного процесса.

    лекция , добавлен 26.03.2014

    Структура организаторской деятельности, ее особенности, специфика и функции. Классификация развивающих видов деятельности. Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников. Коллективная творческая деятельность.

    контрольная работа , добавлен 01.07.2011

    Генезис идей воспитания гуманности в философской и психолого-педагогической литературе. Специфика воспитания гуманности в младшем школьном возрасте в коллективной творческой деятельности. Понятие и этапы организации коллективного творческого дела.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2011

    Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема. Его характерные черты и функций, формы и методы (беседа, информационный час, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективное дело, убеждение, разъяснение, поощрение).

Организация коллективной творческой деятельности учащихся

  1. Коллективная или групповая деятельность

Коллективная или групповая деятельность является одной из форм работы учителя с учащимися.

Групповая деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она непосредственно и происходит. Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно

рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

Формы групповой деятельности отличаются от других форм, прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе групповой деятельности воспитатель тоже ставит задачи перед учащимися, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» их, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива – старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии групповой деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант.

К формам групповой деятельности во вне учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно – ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др. Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий.

II . Стадии организации КТД

ПЕРВАЯ СТАДИЯ – предварительная работа. Педагог устанавливает место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяет конкретные воспитательные задачи, выясняет различные варианты, которые затем могут быть предложены детям, продумывает способы реализации своих замыслов, намечает действия, которые помогут настроить школьников на работу, увлечь перспективой, определяет возможности активизации деятельности каждого участника.

ВТОРЯ СТАДИЯ коллективное планирование. Теперь действуют сами учащиеся. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях): что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Взрослые в этом случае – это равноправные участники диалога с детьми. Этот разговор условно называют сбором – стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он обобщает предложенные варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершает поиск выбором совета дела.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя инициативу каждого участника.

Подготовка может идти по группам.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку у них нет ещё способности преодолевать трудности. Здесь велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допускается открытого давления, принуждения к работе, взрослый по–товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты сможешь это выполнить». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников дл поиска и т. п.

ЧЕТВЁРТАЯ СТАДИЯ – проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, осуществляемый советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела.

Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует бояться и ошибок, допущенных участниками в ходе процесса выполнения и организации дела. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участников дела, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

ПЯТАЯ СТАДИЯ – коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива. На кругу или по группам каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и с помощью других средств: опрос, анкетирование, стенгазета, творческий отчет. Главное, чтобы каждый поразмышлял над опытом (своим собственным и опытом своих товарищей), приобретённым в ходе КТД, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи – вопросы. Воспитанники приобщаются к выработке как собственного, так и общественного мнения, созданию новых добрых традиций.

ШЕСТАЯ СТАДИЯ – ближайшие последствия КТД. На общем сборе в анкете учащиеся высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Педагогу это всё надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретённый опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на общем сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

III . Приемы проведения КТД

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно

рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки или жребия).

Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой – либо проблемы или задачи.

Часто используется ещё один приём – отбор идей, когда нужно из множества

возможных решений, вариантов выбрать один или два – три. Выбор этих идей может осуществляется с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём – защита идей. Каждый член коллектива или группа аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

IV . Условия проведения КТД.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу

необходимо соблюдать определённые условия.

Во–первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу, как старшему товарищу.

Во–вторых, подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

В–третьих необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебновоспитательном процессе; ранее используемые формы КТД – лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.

В-четвертых, важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире.

VI . Коллективное творческое дело сегодня

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и её практической реализацией:

· Доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого к коллективной творческой деятельности;

· Выработка ценностей, идеалов, образов в коллективе исходя из личностных интересов и потребностей;

· Определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

· Создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

· От личности к делу, а не от дела к личности; не отбор пердложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

· Создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

· Оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирование его отношений с участниками деятельности.

VII . Заключение

Коллективная деятельность учащихся - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Как педагогическая технология Коллективная деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности групповой деятельности как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации групповой деятельности успешно используются практиками и сегодня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. И. П. Иванов, «методика коммунарского воспитания», Москва, 1990 г.

2. Б. Т. Лихачев, «Педагогика», Курс лекций, Москва,1992 г.

3. М. И. Рожкова, «Классному руководителю», Москва, ВЛАДОС, 1999 г.

4. М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва,

«Высшая школа», 1972 г.

5. Л. П. Уманский, «Психология организаторской деятельности», Москва,

Просвещение, 1980 г.

6. А. Б. Добрович, «Воспитатель о психологии и психологии общения»,

Просвещение, 1987 г.

7. В. Н. Макаревич, «Групповая работа как метод конструктивной

социологии» Социальные исследования, № 10, 1993 г.

8. В. С. Агеев, «Межгрупповое воздействие: Социально – психологические

проблемы», Москва, МГУ, !989 г.

9. Г. М. Андреева, «Социальная психология», Москва, Аспект пресс, 1998 г.

10. А. В. Петровский, «Психологическая теория коллектива», Педагогика, 1979 г.

11. Н. Е. Щуркова, «Практикум по педагогической психологии», Москва,

Педагогическое общество, 1998 г.

  • Введение
  • Этапы КТД
  • Основные виды КТД
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

«Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив. В каждом поступке должна быть мысль о коллективе, о всеобщей победе, о всеобщей удаче».

А.С. Макаренко

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой могут воспитываться способности личности. А чтобы организовать определённый образ жизнедеятельности коллектива, надо подходить к процессу творчески.

Особого внимания заслуживает школьный возраст, потому что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

В современном мире КТД имеет огромное влияние на личность каждого ребёнка, поскольку является способом организации деятельности, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Важное значение имеет организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективного творческого воспитания.

Коллективные творческие дела – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и, их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними.

Организация коллективного творческого дела

Цель коллективного творческого дела – развитие творческого потенциала, коммуникативных качеств, самовыражение, самоутверждение, самореализация, а в итоге - гармоничное развитие личности, определение жизненного пути.

Основная задача – пробудить душу ребёнка, развивать заложенные природные творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения, чувство милосердия и сострадания.

Коллективная творческая деятельность позволяет каждому обучающемуся проявлять и совершенствовать лучшие задатки и способности, расти нравственно и духовно.

Для того чтобы создать творческий коллектив единомышленников нужно:

  • Включать каждого воспитанника в совместные действия (единство мыслей, действий, воли и чувств) стремиться к разностороннему развитию личности - развить: познавательно – мировоззренческую, эмоционально волевую и действенную сферы личности.
  • Научить его преодолевать трудности, давать оценку сделанному, извлекая уроки на будущее.
  • Вырабатывать ответственное отношение к себе и другим.
  • Научить его товарищескому уважению, вере в творческие силы единого коллектива.

В процессе коллективного творческого дела дети приобретают навыки общения, учатся работать сообща, делить успех и ответственность, развивают свои коммуникативные качества, таким образом, в КТД протекают два важнейших процесса: формирование сплочённого коллектива и формирование личности.

Любое коллективное творческое дело даёт ребёнку возможность:

  • реализовать и развить свои способности;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • приобрести навыки проектирования;
  • проявить организаторские умения;
  • закрепить коммуникативные навыки;
  • формировать способности к рефлексии (анализу и самоанализу);
  • освоить культурное пространство.

Коллективное творческое дело – это возможность проявить свою творческую активность, разбудить фантазию, научиться коллективно работать, проявить свои творческие способности. Оно направлено на достижение поставленной задачи, поиску различных решений, развитию творческих способностей детей. КТД приучает коллектив к согласованным действиям, к точности и своевременности, крепкой дисциплине, воспитывает волевые качества личности, волю к победе, настойчивость – всё то, без чего не мыслим успех. Наличие этих навыков составляет основу всякого плодотворного труда. Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого ребёнка, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни, способствует развитию и воспитанию.

Этапы КТД

Организация КТД имеет следующие этапы:

1. Предварительная работа коллектива. Возникновение идеи и замысла. На этом этапе определяются цели и задачи, распределяются обязанности при подготовке дела (мероприятия) и назначаются ответственные за каждый участок.

2. Коллективное планирование. Можно проводить планирование в целом коллективе, а можно разделить детей на инициативные творческие группы. Каждая группа составляет свой план и выступает с предложением на общем обсуждении. В итоге формируется общее мнение всего коллектива.

3. Коллективная подготовка. Создание творческой группы. Задача этой группы собрать и организовать всё мероприятие, игровую программу и т.д., вовлекая в работу всех участников коллектива. На этом этапе проходит разработка и написание сценария, распределение ролей, подготовка и изготовление костюмов, реквизита, подборка музыкального оформления и оформления мероприятия в целом. Для продуктивной работы лучше всего разбить весь коллектив на маленькие группы и дать им конкретное задание для подготовки отдельных участков (блоков) мероприятия. Участников творческой группы можно назначить или войти в неё по желанию. Творческая группа создаётся только на период проведения данного мероприятия, после которого она распадается, что обеспечивает смену ролей и свежий взгляд на новое творческое дело.

4. Проведение КТД. Здесь важно перед началом мероприятия собрать всех участников, ещё раз проговорить план действий, успокоить их, настроить на творческий лад и зарядить положительными эмоциями. «И мы вместе!». В конце мероприятия обязательно общее фото на память для закрепления впечатлений, для участников программы, для зрителей - непосредственных участников совместного действа.

5. Коллективное подведение итогов. По окончании мероприятия, по горячим следам, педагог собирает всех участников действа и проводит аналитический разбор проведенной работы (можно использовать видеоматериал) для выявления ошибок и подведения итогов.

6. Подведение итогов и перспективное планирование. На этом этапе, в торжественной неформальной обстановке, вручаются награды и дипломы, составляется план творческих дел на следующий год.

Таким образом, формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие обеспечиваются вовлечением всего коллектив в постоянную и разнообразную творческую деятельность.

Основные виды КТД

Значимость каждого КТД заключается в том, что оно требует общего поиска, даёт детям простор фантазии, развивает креативное мышление, способствует дальнейшей самореализации и саморазвитию личности. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание.

  • Трудовые КТД.
    Цель организации деятельности: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (акция «Посади дерево», субботники – уборка территории, подготовка кабинетов к следующему учебному году).
  • Познавательные КТД.
    Цель организации деятельности: формировать потребности в познании. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (семинары-практикумы, мастер-классы и открытые уроки по ДПИ и ИЗО) тематические экскурсии, интеллектуальные игровые программы, викторины на знание дорожных знаков и правил дорожного движения, литературные встречи «Литературная среда»).
  • Художественные КТД.
    Цель организации деятельности: развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, воспитывать восприимчивость, благородство души, обогащать внутренний мир человека (кукольные и игровые спектакли, театрализованные представления, тематические концерты в отделе художественной самодеятельности, театральные капустники, литературно-музыкальные композиции и вечера поэзии, выставки художников и мастеров прикладного искусства).
  • Спортивные КТД.
    Цель организации деятельности: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность («Весёлые старты», эстафеты, коллективные забеги, шахматные турниры, квесты, День здоровья и т.д.).
  • Общественно-политические КТД.
    Цель организации деятельности: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни («День первоклассника», праздничные мероприятия, посвящённые Дню города и района, акции и концерт «Международный день пожилого человека», Новогодний праздник, мастер-класс изготовление новогоднего сувенира для детей из многодетных и малоимущих семей: благотворительная акция для детей-сирот «Исполни видную мечту», конкурсы плаката и рисунка «Мир без террора», концерт к Дню Защитника Отечества и Международному женскому дню 8 Марта, концерт, посвящённый подведению итогов единого дня голосования «В судьбе России – моя судьба», митинг в поддержку пострадавших от теракта в Петербургском метрополитене, слёты молодёжных активов, акции к Дню Победы, концерты для ветеранов ВОВ, тружеников тыла, концерты в «Международный День защиты детей», «День независимости», фестиваль детской патриотической песни, акция «Согреем детские сердца», благотворительный концерт «От сердца к сердцу» и мн. др.).
  • Организаторские КТД.
    Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной и организованной деятельности. Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель, в зависимости от целей, характера и состава участников. (День именинника, День рождения коллектива, родительские собрания, совместные выезды на конкурсы и фестивали, сбор макулатуры).
  • Экологические КТД.
    Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача педагога. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помогать родной природе, осознавать ее значение, чувствовать красоту родного края. Экологические КТД: конкурс творческих работ «Земля - наш общий дом», акция «Хлам-арт» поделки из вторсырья, выставка – конкурс «Любимому городу наш букет», экологические спектакли и фотовыставки).
  • Досуговые КТД.
    Многие формы КТД, перечисленные выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные и экологические. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к самим себе. Эти КТД несут заряд веселья, бодрости, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

актеры новогоднего спектакля "Сказка волшебного Зеркала"

Заключение

Анализируя работу, я пришла к выводу, что в детском коллективе в процессе организации совместной деятельности, в том числе и коллективных творческих дел, осуществляется обмен информацией, согласование общих целей и задач, взаимный контроль, корректировка действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других, умение адекватно на них реагировать. Именно в опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами. Педагог в детском коллективе должен быть не только высокопрофессиональным специалистом, но и другом, старшим товарищем, наставником, обладать организаторскими навыками. От профессионализма и личностных качеств педагога зависит успешность коллектива и каждого воспитанника по отдельности.

Список литературы

  1. Беляев А.Б. Формы обучения методике коллективной творческой деятельности. – М., 1989.
  2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение, 1990.- с. 59-63
  3. Иванов И.П. Два подхода к воспитанию.// Вожатый.-1980.-; №1.- с. 20-23
  4. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В. Кульневич. Воронеж, 2006. с. 266
  5. Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская.- М.: Академия, 2006. с. 111-126

Спектаклm по Профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

фрагмент спектакля "Капризная принцесса или в поисках счастья"
по мотивам сказок Г.Х. Андерсена "Свинопас и талисман"

Масленичное гуляние "Алёшка, Тимошка и Масленица"
сайт 2011 г.

Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы.

Работа может быть коллективной и творческой, только если она конструируется, осуществляется и анализируется самими участниками деятельности, т.е. когда воспитанники могут с полным основанием сказать: «Сами планируем! Сами действуем! Сами анализируем!» (И.П. Иванов).

Формы коллективной творческой деятельности отличаются от других форм воспитания, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащихся. Организуя коллективную творческую деятельность, педагог ставит задачи так, чтобы воспитанники сами «открывали» их и учились на своём опыте. Если задача поставлена педагогом, необходимо, чтобы дети приняли её как «свою», т. е. чтобы она была привлекательна и понятна для них, чтобы она отражала их опыт, интересы и стремления. К формам коллективной творческой деятельности относятся коллективные творческие дела (КТД), различные формы самоуправления, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др. Среди форм коллективной деятельности, пожалуй, наиболее распространена в школьной практике форма КТД, разработанная И. П. Ивановым.

Организация КТД включает шесть стадий (основных технологических этапов).

I. Предварительная работа

Определите место предстоящего КТД в системе воспитательной работы, его воспитательные задачи. Продумайте способы реализации своих замыслов. Наметьте действия, которые должны настроить воспитанников на предстоящую работу, увлечь привлекательной перспективой (для этого решите, в какой форме пройдёт коллективное планирование, найдите или придумайте образные, но краткие и доходчивые формулировки, выберите интересные и полезные виды практической деятельности, а также всё, что ещё Вам понадобится для вовлечения детей в коллективную деятельность).

II. Коллективное планирование

Коллективное планирование осуществляется на общем сборе коллектива (его часто называют «сбор-старт», так как с него начинается коллективное творческое дело). При коллективном планировании Вы вместе с воспитанниками должны решить следующие задачи:

Выбрать направление деятельности;

Детально определить содержание деятельности;

Распределить обязанности между участниками деятельности (не только что и кем, но и каким способом должно быть сделано);

Установить сроки выполнения деятельности;

Решить, когда (в конце коллективной деятельности, поэтапно, в конце деятельности отдельных участников дела или микрогрупп и т.д.) и как будут подводиться итоги деятельности (критерии, по которым можно определить, насколько удалось дело – хотя бы ориентировочно).

Фактически перечисленные задачи решаются «дважды»: вначале педагогом на предварительном этапе, а потом воспитанниками при коллективном планировании дела. Однако это не является бессмысленной тратой времени. Если провести аналогию с процессом обучения, то коллективное планирование можно сравнить с самостоятельной работой школьников на уроке. Как хороший учитель математики даёт ученикам для самостоятельной работы только те задачи, решение которых ему уже известно, так и хороший воспитатель при коллективном планировании должен «знать ответы», чтобы прийти на помощь в случае затруднений, заметить ценные мысли и помочь их сформулировать.

Успех коллективного планирования во многом зависит от того, насколько школьники почувствовали, что составление плана – очень ответственное занятие, и ответственность лежит на них самих. Поэтому решение задач планирования должно исходить преимущественно от воспитанников, даже если они решены не самым оптимальным способом (ведь и математическую задачу можно решить разными способами, а нерациональный способ всё же лучше, чем никакой).

Коллективное планирование завершается выбором руководящего органа (совета дела), который отвечает за подготовку и проведение КТД.

III. Коллективная подготовка дела

Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, организует его выполнение, побуждая к действию и поощряя инициативу каждого участника коллективной деятельности. Подготовка может идти по группам: каждая группа отвечает за определённую часть общей работы.

Подготовка дела – обычно самая продолжительная стадия КТД. Чаще всего именно в процессе подготовки некоторые ученики, вначале увлечённые работой, охладевают к ней, столкнувшись с затруднениями. Бывает, что ученики слабо включаются (или вовсе не включаются) в подготовительную работу. Возможна ситуация, когда совет дела не справляется с руководством подготовкой дела. На этой стадии Ваша роль – это роль старшего товарища, который, не допуская открытого давления на детей, побуждает их к целенаправленной, творческой, самостоятельной работе.

IV. Проведение КТД

На этой стадии осуществляется план, составленный (или уточнённый) советом дела. Проведение КТД – это ещё и подведение итогов подготовки к нему: школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный ими в процессе планирования и подготовки. Отклонения от первоначальных замыслов при проведении КТД – ещё не признак его неуспеха, а ошибки участников – не катастрофа. Не забывайте, что участники КТД – всего лишь ученики. Неудивительно, если они не смогут провести дело лучше Вас (во всяком случае, в плане его организации). Вполне может быть, что они допустят ошибки, которые были бы непростительны для профессионала. Главная ценность КТД – в усвоении опыта коллективной творческой деятельности, опыта сотрудничества и сотворчества. Однако с каждым делом коллективная деятельность должна совершенствоваться: возрастать организационная чёткость и качество полученных результатов. Ваша задача сделать так, чтобы на ошибках дети учились, а удачам – радовались. Старайтесь направлять их, помочь сгладить неудачу и пережить радость успеха.

V. Коллективное подведение итогов

Это снова может быть общий сбор коллектива (чтобы не путать со стартовым сбором, его часто называют итоговым сбором или сбором-финишем). Сразу перед всеми участниками дела или сначала внутри групп каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД, удачные находки и просчёты в планировании, которые выявились при подготовке и проведении. В обсуждении на равных участвуют как дети, так и взрослые. Общий сбор обязателен, однако по разным причинам на сборе могут высказаться не все воспитанники (или не все искренне). Поэтому кроме общего сбора участие каждого в оценке проведённого дела может осуществляться путём опроса, анкетирования, творческих отчётов, через стенгазету и т. д., а иногда и анонимно. При коллективном подведении итогов главное, чтобы все участники КТД размышляли о приобретённом опыте (как собственном, так и опыте своих товарищей), учились анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее.

VI. Последействие

Стадия последействия заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД, обобщённый и пережитый на финишном сборе коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный). Это значит:

Как можно быстрей, пока опыт не забылся, приступать к коллективной реализации предложений, которые были высказаны при подведении итогов;

Учитывать в новом КТД ошибки и недочёты предыдущего;

В следующем КТД включать в более активную работу тех, кто мало потрудился в предыдущем;

От дела к делу добиваться роста самостоятельности воспитанников и качества результатов КТД.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать главные правила:

1) не нарушать последовательности стадий КТД и не форсировать их (не «перескакивать» через какую-либо стадию, не сокращать её, выполняя за воспитанников то, что они, пусть не так быстро и качественно, но способны выполнить сами; не выходить из отведённой ему в КТД роли старшего товарища);

2) опираться на опыт предшествующих дел, а также знания и опыт, полученные в школе и вне школы;

3) реализовывать в КТД идею заботы о себе, членах коллектива, родителях, о других людях, об окружающем мире природы и рукотворных вещей.

Коллективное творческое дело является таковым, только если педагоги и воспитанники становятся членами одного коллектива. Лидерство педагога в КТД должно проявляться не в активной управленческой деятельности, а в формулировании коллективных задач, в знании способов решения, в создании мотивации и эмоционального фона в коллективе.

Жёстко «взять ситуацию в свои руки» – крайняя мера, сравнимая со смертным приговором или безоговорочной капитуляцией: педагог убивает КТД и расписывается в собственной профессиональной беспомощности.

Для решения организационных задач на разных этапах КТД существуют приёмы, учитывающие специфику коллективной творческой деятельности. Вот некоторые из этих приёмов, получившие широкое распространение в практике воспитания и входящие сегодня во многие воспитательные технологии.

1. Приём создания микрогрупп применяется на разных стадиях КТД для решения конкретной творческой задачи или выполнения задания. В зависимости от содержания деятельности и характера отношений в коллективе группы могут формироваться с учётом желаний, интересов, способностей учащихся или по воле случая (с помощью жребия, разрезанной открытки, считалки и т.д.).

2. «Мозговой штурм». Воспитанники, обмениваясь индивидуальными мнениями, ищут наилучшие варианты решения задачи. В книге С.П. Афанасьева «Последний звонок» (Кострома, 2000) приводится стенограмма «мозгового штурма» в 11 классе, показывающая, какое обилие идей можно создать за короткое время, если коллективно задуматься над задачей. При «мозговом штурме» важно фиксировать идеи, создавать «банк идей» (т.е. пакет возможных решений какой-либо проблемы или задачи). Фиксирование (на бумаге или магнитной ленте) позволяет сохранить те идеи, осуществление которых невозможно прямо сейчас, но вполне возможно в будущем.

3. Отбор идей , когда из множества вариантов надо выбрать наилучшую (наилучшие). До выбора коллективу должна быть ясна суть каждой идеи. Идеи могут выбираться обычным голосованием или каким-нибудь игровым способом.

4. Защита идей . До выбора идей каждый автор идеи или микрогруппа, создавшая идею, защищает свой вариант решения задачи: аргументирует её ценность, обращаясь к разуму и эмоциям товарищей.

5. Дискуссия . Выступления авторов, защищающих свои идеи, могут вызвать у других ребят возражения, вопросы, шутливые замечания. В этом случае возникает дискуссия, в конце которой вырабатывается окончательное решение: выбирается лучшая идея, или на основе нескольких идей создаётся новая.

Детский коллектив нашего Центра – коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.

Как же сделать так, чтобы всемерно развить инициативу и самостоятельность каждого ребенка, а так же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим?

Каждый педагог ищет свои ответы на эти вопросы. Волнуют они и меня, педагога-организатора Центра, оттого, что проблемные моменты современного образования заключены в следующем:

  • в недостаточной активности и инициативности самих обучающихся в слабых навыках организаторской деятельности;
  • в равнодушии педагогических коллективов к развитию ученического самоуправления, отсутствии доверия, авторитарности педагогов, нежелании поддержать детские инициативы;
  • в негативном восприятии родителями общественной деятельности детей (стереотип ненужности, обременительной обязанности);
  • в слабости общественно-полезной направленности работы детских коллективов;
  • в использовании устаревших, примитивных форм работы, неадекватных природе современных подростков.

Эти проблемы, возможно, решить через:

  • углубление программно-целевого подхода к деятельности образовательно-воспитательного процесса;
  • создание организационно-педагогических условий для организации и проведения коллективно творческих дел.

Необходимо сразу оговориться, что из всех аспектов методики воспитания внимание в работе сосредоточено наиболее полно на одном, но ключевом – НА МЕТОДИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА, которая включает в себя: методику коллективной творческой деятельности (КТД).

Коллективные творческие делаэто, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших воспитанников, их родителей и педагогов, и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни учреждения. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает родителей, педагогов и воспитанников Центра. И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших. КТД – дело творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучшего решения жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается.

Схема 1. Организация планирования коллективно – творческих дел в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области»

Воспитательная работа нашего учреждения начинается с коллективного планирования. Каждое творческое объединение, клуб получает задание – подумать, что интересного, полезного для себя и для других можно сделать в этот учебный год. После коллективного обсуждения 1-2 предложения от объединений, клубов выносятся на «совет Добрых дел», в который входят представители администрации Центра, родители, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования и воспитанники. Каждое из предложений строится по плану. «Что и для кого сделаем? Кому это принесет радость и пользу? Когда сделаем? Кто будет участвовать? Кто будет отвечать за выполнение?»

Самое важное в коллективном планировании – развитие творческой, организаторской активности и самостоятельности самих воспитанников. Дети учатся жить – и жить с пользой и радостью!

Реализация коллективно-творческих дел в Центре

КТД планируются и проводятся в течение месяца, меняя названия и содержание. Все они напрямую связаны с тематическими периодами учебного года Разнообразие и периодичность проводимых мероприятий позволяют обучающимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в Центре широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры, сценки, агитбригады. Выставки, организуемые почти всегда во время проведения коллективных творческих дел, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера, начиная с рисунков, плакатов, газет и заканчивая поделками, изделиями из различных материалов, макетами. Большие выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, перед младшими и старшими, родителями создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других.

Коллективное творческое дело имеет огромное влияние как на личность каждого человека, творческого объединения, клуба, которые являются первичным коллективом, так и на весь большой коллектив нашего учреждения. Это подтверждают результаты диагностики, анализ проведённых КТД и воспитательной работы в целом.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности воспитанников. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.

Таким образом, коллективные творческие дела как крупные воспитательные акции создают в учреждении периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности, яркие события жизни Центра, подготовленные сознательно и осуществленные большинством, содержат в себе ценные нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства, позволяют перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников.

КТД – это верный путь соединения и создания общности нашего Центра на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

В нашем Центре создано и функционирует 13 творческих объединений и 10 клубов по интересам. Работа клубов и объединений строится по принципам коллективной творческой деятельности, предоставляя обучающимся возможность реализации своих интересов и потребностей, развития способностей общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников. Кроме того, участие в клубной деятельности позволяет воспитанникам отдохнуть, найти друзей. Самыми популярными являются военно – патриотический клуб «Витязь», вокальная студия «Домисолька», а среди воспитанников танцевального коллектива «Созвездие» создана команда клуба КВН. Коллективное творческое дело в нашем понимании, – это групповая деятельность, имеющая игровую инструментовку, совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности.

Организация коллективной творческой деятельности происходит в несколько этапов, которые мы видоизменили и дополнили, исходя из целей и задач нашего учреждения (расширен состав участников, создано широкое творческое пространство деятельности, введен промежуточный этап, игровая инструментовка на всех этапах).


Схема 2. Схема деятельности организации КТД

КТД проходят в Центре 5 раз в год, охватывая педагогический коллектив и всех воспитанников от младшего до старшего возраста. В подготовке и проведении участвуют руководители творческих объединений и клубов, организаторы досуга, родители и сами воспитанники Центра.

Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для ребят они не выступают открыто, а реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.

Игра как средство воспитания выбрана нами не случайно. В процессе игры требования взрослых к обучающимся становятся их требованиями к себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра – это свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения, саморазвития. Игра – главная сфера общения воспитанников, в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы, товарищества; игра – это сильнейшее средство социализации.

Важнейшими воспитательными функциями игры являются:

  • социокультурное назначение игры;
  • функция самореализации ребенка в игре;
  • коммуникативная;
  • диагностическая;
  • игротерапевтическая;
  • коррекционная;
  • развлекательная.

В нашем педагогическом опыте практикуются такие формы игры, которые отвечают следующим требованиям:

  1. Игра содействует сплочению коллектива.
  2. Имеет познавательное значение.
  3. Активизирует общественную деятельность воспитанников.
  4. Обеспечивает мыслительную активность участников игр.
  5. Создаёт условия для детского творчества.
  6. Соответствует принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Предметом такой игры является наслаждение ее процессом, конечный результат реализация и развитие способностей, формирующих личность.

В практике работы нашего Центра проводятся как трудовые, организаторские, так и праздничные, художественные коллективно – творческие дела.

Трудовые дела. В трудовых делах воспитанники и педагоги Центра осуществляют заботу через труд – к творчеству. Цель трудовых дел – обогатить знания ребят об окружающем, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. Традиционно в нашем Центре проходит коллективно – творческое дело Операция ПДД – «Подарок далёким друзьям». Операция ПДД проводится как для хорошо знакомых людей, так и для далёких друзей. Одно из таких дел – акция «Дети Кузбасса – солдатам России», о которой узнали активисты «совета Добрых дел» и вышли с предложением об участии в ней, разработав общий проект подготовки. Суть этого проекта заключается в следующем: сделать общий подарок солдатам воинской части п. Козюлька Красноярского края. Данная часть была выбрана не случайно. Во-первых, её возглавляет наш земляк Рунда Михаил Михайлович, выпускник Итатской средней школы, во-вторых, с этой танковой частью давно установились дружеские отношения – наши обучающиеся получали первые навыки солдатской службы на военно-полевых сборах в расположении части, в-третьих, здесь проходят службу юноши Кемеровской области и Тяжинского района в частности.

Реализация проекта проходит по следующим этапам:

1 этап. Создание микроколлективов из воспитанников учреждения, которые получают определённое задание. Микроколлектив творческих объединений декоративно-прикладного направления вяжут варежки, носки, шьют тёплые вещи, изготавливают игрушки – обереги для солдат. Микрогруппа художественно-эстетического блока разрабатывают сценарий, подготавливают концертную программу, воспитанники клуба «Витязь» занимаются сбором писем от близких родных солдат, формируют посылки с художественно – научной литературой, сладкими сюрпризами.

2 этап. Обсуждение и защита «подарка». Выбор делегации воспитанников для визита в военную часть.

3 этап. Итог проекта – поездка в воинскую часть с праздничным концертом и вручением общего подарка от воспитанников Центра. Ежегодно, 23 февраля делегация из воспитанников, педагогов и родителей Центра, выезжают в расположение части. Встречает ребят из Кузбасса заместитель командира части по воспитательной работе подполковник Лякруа Андрей Вячеславович и психолог части Пономаренко Наталья Владимировна. Ребята, показывают солдатам замечательный концерт, радуя военнослужащих своими выступлениями. Свое праздничное настроение им дарят: танцевальный коллектив «Созвездие», вокальная студия «Арго». Съемку дружеской встречи осуществляют родители воспитанников. Бурными и продолжительными аплодисментами принимают наших ребят воины. По завершению праздничного концерта подполковник Лякруа А.В. от всей души благодарит ребят и педагогов за прекрасное настроение, которое они доставляют солдатам, и приглашает к дальнейшему сотрудничеству. Также ребята с удовольствием посещают музей боевой техники, могут исследовать самостоятельно боевые машины, пообщаться с солдатами, узнать будни солдатской службы. С каждым годом крепнет сотрудничество воинской части с нашим Центром. Командир части Рунда М. М. традиционно вручает благодарственное письмо, в котором говориться: « Командование и личный состав части 54630 выражает благодарность управлению образования администрации Тяжинского района Кемеровской области, МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области» за организацию культурно – досуговой работы с личным составом воинской части 54630, выражает уверенность, что и в будущем взаимное сотрудничество будет способствовать воспитанию достойных защитников Отечества».

4 этап. Оценка результатов деятельности – соотнесение полученного с запланированным.

Организаторские дела. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой, совместной организаторской деятельности – это когда вместе придумали, подготовили, провели и обсудили наше общее дело. Газета – «молния» «Я + друзья = семья» это непростая информация, а коллективное творческое дело, как участников её выпуска, так и всех членов детского коллектива, думающих над обсуждаемым вопросом, увлечённых поиском наиболее удачного его решения. Над созданием и выпуском этой газеты трудятся каждое творческое объединение Центра. Право на выпуск газеты переходит от одного творческого объединения к другому, в этом случае каждый детский коллектив учреждения сможет участвовать в выпуске газет – «молний». В каждом выпуске отражается информация о жизнедеятельности того или иного творческого объединения, его успехах, достижениях, новостях. Газета – «молния» не терпит шаблонов в содержании и подачи материала, новый выпуск оригинален по форме, приковывает внимание яркими, выразительными средствами оформления. Для «обратной связи» используется специальная «шкатулка мнений», помещаемая возле данной газеты. Такая форма работы даёт наибольший воспитательный эффект развивает чувство ответственности за жизнь своего коллектива, учит сопоставлять и оценивать разнообразные факты этой жизни, выделять главное, определять жизненно важную задачу, находить правильное её решение, действовать находчиво и оперативно.

Праздники – наши общие дела. Лучшей формой привлечения обучающихся к этой творческой деятельности становятся праздники: «Посвящение в гильдию творцов», «Идёт новый год», «Дом друзей», «Без матери нет ни поэта, ни героя», «Осенние посиделки» и т.д. Сколько сказочных героев здесь можно увидеть! Благодаря этим праздникам воспитанники могут реализовать свои режиссёрские, хореографические, артистические, музыкальные способности. Поэтому и цель этих праздников – развитие творческого воображения и формирование творческой личности обучающихся.

Самое увлекательное, разнообразное, творческое коллективное дело возможно при подготовке и проведении праздника «Идёт Новый год». Здесь предоставляется более широкое поле творческой деятельности для совместной работы воспитанников, педагогов, родителей. Подготовка к встрече Нового года в Центре начинается со стартовой беседы в творческих объединениях. На «совете Добрых дел» выбираются варианты организации и проведения всеми любимого весёлого праздника. Все предложения выбираются, обсуждаются, уточняются вопросами следующего типа «Для кого? С кем вместе? Где? Когда? Кто будет ведущим организатором?», совершенствуются, что-то принимается, что-то, напротив, отвергается. Так же разрабатываются и уточняются детали плана, распределяются поручения между творческими объединениями.

Данное коллективно – творческое дело даёт направление инициативе и самодеятельности каждого участника и всем вместе (младшим и старшим), позволяет определить меру своего участия в реализации замысла, выбрать поручения по душе, объединиться в группы по интересам.

Каждая группа имеет свой круг забот:

  • «хозяева» украшают ёлку, оформляют помещение, подготавливают сюрпризы;
  • «журналисты» организуют конкурсы на лучший рисунок, выпускают стенгазеты-поздравления каждому творческому объединению, оформляют итоговые статьи по проведению праздника в районную газету «Призыв» и пресс-центр администрации Тяжинского района;
  • «артисты» готовят концерты, творческие поздравления, проводят операцию «Радость малышам» с привлечением кукольного театра «Арлекин», вокальной студии «Домисолька» (показ новогоднего спектакля по детским садам посёлка);
  • «затейники» разрабатывают театрализованные представления, распределяют роли, проводят репетиции;

В период подготовки к празднику открывается «мастерская Деда Мороза». В «мастерской» создаются цеха, куда входят цех по изготовлению реквизитов и декораций (совместная работа педагогов, воспитанников и их родителей), цех по пошиву костюмов, цех по изготовлению сувениров, подарков;

Подведение итогов происходит на общем сборе «совета Добрых дел», которому предшествует письменный опрос-анкета, содержащие вопросы на размышление «Что было хорошего и почему?», «Какие чувства и мысли вызвало у вас это КТД?», «Что предлагаем на будущее?» Отмечаются успехи творческих коллективов и личный вклад каждого. Завершая далеко неполный перечень коллективно-творческих дел, можно сказать, что всё это далось не сразу и не так легко, как хотелось бы. Но особенно заметно изменились наши воспитанники, насколько они стали добрее и внимательнее друг к другу и окружающим их людям, как изменились их ролевые позиции, с какой радостью они бегут в наш Центр, где у них такая интересная жизнь, как хотят они сделать эту жизнь интереснее и полезнее.