Необитаемые подводные аппараты военного назначения. Корпорация космических систем специального назначения "Комета", Россия. «Морская выдра» — универсальное решение

Принято делить беспилотные (необитаемые) аппараты, используемые на флотах (военно-морскими силами) на телеуправляемые и автономные. В 2016 году широко представлены и те, и другие виды аппаратов.

По форм-фактору можно различать устройства, схожие с подводными лодками, батискафами, торпедами, глайдерами, а также роботизированные всплывающие капсулы. Существуют также роботизированные подводные мины, "настроенные" на ту или иную военную технику, например, на корабль определенного классаа или даже на конкретную модель.

По назначению подводные военные аппараты делятся на устройства для обследования морского дна и других объектов - автономно или в режиме телеуправления. Одна из основных задач - противодействие минированию, обнаружение, классификация и локализация мин. Также идут разработки ударных подводных роботов. Есть гибридные разработки - робот сам по себе не вооружен, но в необходимый момент может активировать полезную нагрузку того или иного типа (как, например, робокапсулы над которыми работают по заказу DARPA).

Терминология

, Россия

Перспективная разработка, инициированная ФПИ. Подводная платформа, которая должна иметь возможность решать задачи на всех глубинах мирового океана. На данной платформе планируется отработать технологию дистанционного зондирования дна мирового океана. Закладка аппарата намечена на лето 2017. Это не будет изолированный аппарат, для его эксплуатации понадобится комплекс, который обеспечит передачу информации в реальном времени от основных датчиков, для чего в составе аппарата предусматривается базовая станция-ретранслятор, которая ставится в районе "приземления" аппарата, обеспечивая его связь с поверхностью.

(Gavia), Teledyne (создан в компании Harfmynd, Исландия), США / (адаптация Тетис-Про)

, Корпорация космических систем специального назначения "Комета", Россия

Подводная система гидроакустического слежения, разворачиваемая Россией на базе подводных роботизированных комплексов. Предназначена для обнаружения кораблей, подводных лодок и низколетящих самолетов и вертолетов в различных районах Мирового океана.

(Морская тень), Океанос, Россия


фото: ЗАО "Научно-производственное предприятие подводных технологий Океанос"

Автономный необитаемый подводный планер. Может вести поисковые работы, глубоководную разведку. Аппарат двойного назначения. Испытывается в составе перспективных подводных комплексов ВМФ РФ в 2016 году. Тип аппарата - подводный глайдер.

Дельфин, ОАО Тетис Про, Россия

АНПА. Создан до 2013 года. Принят на вооружение. Степень "российскости" - под вопросом.

, Россия

Комплекс на базе этого НПА по состоянию на 2016 год уже несколько лет стоит на вооружении ВМФ, используется в исследовательских и разведывательных целях. Может снимать и картографировать дно, искать затонувшие объекты.

, Россия

Необитаемый подводный аппарат с поддержкой автономности (АНПА). Роботизированный комплекс, предназначенный для подводных работ - обслуживание буровых установок, изучение морского дня, наблюдение за линиями подводных коммуникаций. Для работы на глубинах до 6000 метров.

, ОАО Тетис Про, Россия

ТНПА. Используется в гражданских и в военных целях.

2017.03.14 До конца 2017 года "поисково-спасательные силы" ВМФ РФ примут в свой состав 12 роботов-подводников Марлин-350.

2016.10.14 Робот Марлин-350 задействовали при обследовании самого глубокого в России карстового Голубого озера. При осмотре одной из глубоководных пещер, робот достиг глубины 279 метров - теперь это считается самой глубокой точкой озера. Опуститься глубже пока не получается из-за нулевой видимости. / kbpravda.ru

(Глайдер), Россия

Подводный комплекс планерного типа "Морская тень". В состав комплекса входят: исследовательский глайдер, глайдер-носитель мини-аппаратов, глайдер-ретранслятор, корабельный пункт управления и средства ретрансляции. Впервые представлен в 2017 году.

Нерпа, ЦНИИточмаш и МАКО (предприятия Ростех), Россия

В августе 2018 года Ростех продемонстрировал прототип подводного беспилотного аппарата, оснащенного стрелковым оружием (АПС). Робот уже прошел первые испытания (без оружия на борту). Стоимость разработки в корпорации обозначили в 10 млн руб. В Ростехе ищут заказчика на свое изделие, чтобы доработать его под реальные потребности. Декларируется, что аппарат предназначен для охраны мостов и боевых кораблей от террористов. Предполагается, что максимальная глубина погружения аппарата будет достигать 50 м, дальность устойчивой связи с ним - до 80 метров. Вес аппарата - менее 30 кг, скорость хода - 1 узел, запас хода - 4 часа. | 2018.08.21 tass.ru (есть фото)

Обзор, ОАО Тетис Про, Россия

ТНПА. Создан до 2013 года. Принят на вооружение. Степень "российскости" - под вопросом.

Пантера Плюс, ОАО Тетис Про, Россия

ТНПА. Создан до 2013 года. См. Seaeye Panther Plus , SAAB, Швеция. Не является российской разработкой. Закупался в Швеции Россией в начале 2000-х.
Принят на вооружение ВМФ РФ, например, такой робот эксплуатирует судно "Коммуна", спасательное судно Черноморского флота в 2017.06.

, МАКО (НПГ МАКО), Россия

фото: Научно-производственная группа МАКО

Автономный надводно-подводный роботизированный комплекс.

, Океанприбор, Россия, С.Петербург

Система навигации и связи. Построена на базе АНПА и гидроакустических буев, подключающихся через спутники Гонец-Д1М к командному центру. Буи будут плавающими, подводными и вмораживаемыми. Буи работают с ГЛОНАСС, что позволяет им определять свое точное местоположение, а также уточнять местоположение АНПА, которые якобы способны патрулировать глубины до 8 км. Эта информация нуждается в уточнении. Буи оборудованы поддержкой связи с АНПА. Буй может работать в одном из трех режимов:
1. Получать информацию от спутника и передавать его по требованию АПА.
2. Буй может связать различные центры управления (наземные, воздушные, морски и т.п.) с АНПА в режиме реального времени. В таком режиме можно непосредственно управлять АНПА (режим телеуправления)
3. АНПА действует автономно, но способен сверяться с буями для коррекции курса. При необходимости АНПА может подать через буй сигнал тревоги.
Система готова к развертыванию. В декабре 2016 года заявляется о готовности системы и планах ее развертывания на арктическом шельфе.

Скиф, Россия ()

Canyon в классификации НАТО. Российская беспилотная ударная подводная лодка стратегического назначения. Может нести на борту ядерное вооружение, преодолевать большие расстояния. Информация не является достоверной, т.к. проект засекречен по состоянию на октябрь 2016 года.

Подводная многоцелевая система, вооруженная в том числе самоходными подводными аппаратами с ЯО на борту. Обитаемая подводная лодка, оснащенная несколькими (до 6) СПА (самоходными подводными объектами), каждый из которые может нести ЯО мегатонного класса в качестве полезной нагрузки. На декабрь 2016 распростарняется информация о проведенных испытаниях.

, Рубин (ЦКБ "Рубин"), Россия

Подводный АНПА, робот-цель, способный имитировать различные подводные лодки. На декабрь 2016 года - в статусе "в разаботке". Призван позволить отказаться от использования в качестве учебных целей действующих подводных лодок, что является избыточно дорогим. Будет способен имитировать атомную и дизель-электрическую подводные лодки, воспроизводя, в частности, их маневрирования.

, ОАО Тетис Про, Россия (Seaside Tiger, SAAB, Швеция)

ТНПА. Создан до 2013 года. Принят на вооружение. Не является российской разработкой.

(Фалькон), ОАО Тетис Про, Россия (Seaeye Falcon, SAAB, Швеция)

Seaeye Falcon, SAAB

ТНПА (ROV). Seaeye Falcon используется в мире с 2002 года. Принят на вооружение в ВМФ РФ. Не является российской разработкой.

Фугу, МАКО, Россия

Беспилотный роботизированный комплекс с автономными необитаемыми подводными аппаратами глайдерами, предназначенный для передачи сигналов боевого управления стратегическим и ракетным атомным подводным лодкам, сбор информации об условиях мореплавания в районах боевого патрулирования. Аппарат состоит из подводной и надводной частей. Свободно поворачивающиеся плавники, используя энергию набегающей волны двигают подводную и буксируют надводную части устройств. На надводной части стоит система спутниковой связи, станция для сбора океанографических и метеорологических данных. Питание аккумуляторы аппарата получают от "солнечной батареи". Подводная часть оснащена миниатюрными гидролокаторами, а также гидроакустическим модемом, способным обеспечивать канал связи с АПЛ.

2016.10.14 ВМФ начал получать новейшие комплексы для связи с подлодками в океане. Основная партия комплексов будет поставлена в 2018 году в рамках перехода на технологии связи 6-го поколения. / vz.ru

2016.09 Российские атомные подлодки оснастят роботами-беспилотниками. Статус - испытывается Главным научно-исследовательским испытательным центром робототехники Минобороны РФ (ГНИИЦ РТ) / vz.ru

Цефалопод, Россия

, Bluefin Robotics (General Dynamics), США

Подводный военный беспилотник "Голубой тунец". 4.9 м. Может запускать небольших подводных роботов Sand Sharks.

Echo Ranger, Boeing, США

Echo Seeker, Boeing, США

АНПА, созданный в Исландии компанией Hafmynd ehf. Создан до 2010 года. Использовался ВМФ РФ под названием "Гавиа". Закупался в РФ через ОАО "Тетис Про".

, OceanServer, США

Разработан в 2005 году. Выпускался в различных модификациях: EP32, EP35, EP42, отличающихся мощностью аккумуляторной батареи и длиной корпуса. Закупался различными странами, включая Россию, Хорватию и т.п. в гражданских и военных целях. Базовая цена составляла $50 тысяч, с полной комплектацией (ГБО + система навигации по допплеровскому лагу) - порядка $150 тысяч. К 2009 году было продано более 100 комплексов на базе Iver 2.

K-STER C

Одноразовый подводный робот - камикадзе, служащий для уничтожения морских мин путем их подрыва в воде. Головная часть робота - боевая часть с кумулятивным зарядом.

, Kongsberg Defence Systems, Норвегия

Необитаемый подводный беспилотный аппарат - "камикадзе" для обнаружения мин и уничтожения их самоподрывом. OSMDWS (One-Shot Mine Disposal Weapon System) - одноразовые системы для уничтожения мин. Оснащен видеокамерой, сонаром и навигационной системой. Команду на подрыв выдает оператор. По результатам тестирования, приняты на вооружение ВМС Норвегии и НАТО в 2016 году.

Mod 1 Swordfish, AUVAC, США

Аппараты в 2016 году задействованы на 5-м флоте ВМС США.

Mod 2 Kingsfish, AUVAC, США

Аппараты в 2016 году задействованы на 5-м флоте ВМС США. По неподтвержденной информации робот может находиться под водой в течение 24 часов. Информацию робот собирает с помощью подводной фотосъемки.

Poseidon, США

Poseidon, подводный аналог системы глобальной навигации GPS, которая позволит подводным лодкам и АНПА обмениваться информацией между собой и с центрами управления. Как ожидается, ее испытания начнутся в 2018 году. Разрабатывается по заказу DARPA.

, Kongsberg Maritime, Норвегия

Морской подводный автономный робот.

2015.07 Remus-600 успешно запустили и возвратили на борт подводной лодки класса Вирджиния (SSN-784)

RHMS, Lockheed Martin, США


Система RHMS включает в себя многоцелевой автономный подводный аппарат RMMV Lockheed Martin, оборудованный сонаром бокового обзора Raytheon. Аппарат способен погружаться на небольшие глубины и вести поиск мин. Возможно решение и других задач, необходимых ВМС США. Это по-задумке. Все же разработка, которая идет более 10 лет, похоже, оказалась не слишком удачной. В ходе испытаний, которые были продлены, система слишком часто выходила из строя. Вместе с тем, она находила мины даже быстрее, чем того требовало техзадание.

Sand Shark, Bluefing Robotics (General Dynamics), США

Подводный разведывательный робот. Запускается с борта подводного военного беспилотника Bluefin-21. Вес - 6.8 кг.

, SAAB, Швеция

Seaeye Falcon, SAAB

Seaeye Panther Plus, SAAB, Швеция

В России известен также как Пантера Плюс, "локализованный" ОАО Тетис Про, Россия

ТНПА. Создан до 2013 года. Принят на вооружение ВМФ РФ, например, такой робот эксплуатирует судно "Коммуна", спасательное судно Черноморского флота.

, SAAB, Швеция

Телеуправляемый подводный аппарат класса ROV семейства "Морской глаз" для наблюдений и инспектирования объектов.

, Atlas Elektronik, Германия

Подводное телеуправляемое по оптоволоконному кабелю устройство для полуавтоматического уничтожения морских мин за счет самоподрыва. OSMDWS (One-Shot Mine Disposal Weapon System) - одноразовые системы для уничтожения мин.

Sea Glider

подводный планер (глайдер)

Seascan

Подводный робот "точной идентификации". С помощью гидролокаторов и камер высокой четкости может определять размеры и тип объектов в воде. Радиус действия - до 2 км, глубина погружения - до 3000 м.

Sea WASP, SAAB, Швеция

подводный дрон для обнаружения и первичного осмотра подводных взрывных устройств. WASP расшифровывается как Waterborne Aini-IED Security Platform. Дроном управляют 2 оператора по кабелю длиной до 500 футов. Достижимые глубины - до 200 футов. Длина робота 5.5 футов, вес около 200 фунтов. Оборудован передним сонаром, несколькими датчиками, необходимыми для измерения глубины и навигации. И двумя камерами - большой на передней части устройства и небольшой на "руке". Может спускаться на воду с причала или с пляжа, а также с различного типа надводных кораблей и резиновых лодок. Анонсирован в мае 2016 года / popsci.com

Slocum

подводный планер (глайдер)

Spray

подводный планер (глайдер)

UFP (Upward Falling Payloads), DARPA, США

2016.05.18 , которая может содержать в качестве полезной нагрузки беспилотник, ракету или другое военное оборудование. Капсулы длиной порядка 4.5 м предназначены для размещения по всему пространству Мирового океана. Активировать спящую капсулу можно будет радиосигналом, получив который капсула всплывет на поверхность океана и высвободит полезную нагрузку. Бортовой БЛА капсулы может быть воздушным или с возможностью взлета и посадки с воды. DARPA уже испытала систему подъема капсулы со дна и систему связи. Как ожидается, агентство продолжит разработку и тестирование полезной нагрузки для капсулы.

ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ (а. submarine unit; н. Unterwassergerat; ф. appareil sous-marin; и. equipo submarino) — судно или техническое устройство, перемещающееся в толще воды и (или) по дну и используемое для научных исследований, поисковых и аварийно-спасательных операций, а также производственных работ под водой. В частности, подводные аппараты применяются для проведения геологических и геофизических измерений вблизи океанского дна с целью изучения геологического строения дна океана , состава слагающих его пород, поиска и разведки месторождений полезных ископаемых в Мировом океане , а также при эксплуатации месторождений, для осмотра и ремонта буровых платформ и т.п.

Подводные аппараты делятся на 3 основных класса: обитаемые нормобарические, обитаемые гипербарические и необитаемые (телеуправляемые). Подводные аппараты классифицируются также по типу выполняемых работ — на гидрофизические, геологические, поисковые, специализированные рабочие, осмотровые и др.; по характеру перемещений в водной среде — на буксируемые, плавающие, перемещающиеся (в т.ч. шагающие) по грунту; по способу подачи электропитания — на привязные, автономные и комбинированные; по глубине проведения работ — для малых глубин (до 600 м), средних глубин (до 2000 м) и глубоководные (свыше 2000 м).

К нормобарическим обитаемым подводным аппаратам относятся привязные и автономные исследовательские и транспортные средства, в герметическом корпусе которых поддерживаются параметры дыхательной смеси, близкие к нормативным атмосферным. Примером аппаратов этого типа является подводный аппарат "Пайсис", предназначенный для океанологических (в т.ч. геологических) исследований (рис. 1).

Первые геологические исследования с применением подводных аппаратов были проведены в 1962 с борта французского батискафа "Архимед" в жёлобе Пуэрто-Рико (около 9000 м). В последующие годы выполнялись обследования береговых каньонов, коралловых рифов , полей железомарганцевых конкреций и фосфоритов . С 70-х гг. было организовано несколько американских и французских геологических экспедиций по изучению океанических рифтовых зон (в 1973 — Срединно-Атлантического рифта , в 1978-79 — зоны восточно-Тихоокеанского поднятия и Галапагосского рифта).

Первые советские геологические экспедиции с использованием подводного аппарата типа "Пайсис", "Звук", "Манта" были проведены на озере Байкал (1977), в Красноморском рифте (1979-80) и рифте Рейкьянес в

подводный аппарат будущего

Океан самая большая и чуждая среда обитания, здесь кроется огромная мощь и всесокрушающее давление. До недавнего времени человечеству был закрыт доступ в эту часть планеты. Исследования подводного мира стали возможными благодаря современным подводным аппаратам.

Океан изобилует пищей, ресурсами и даже сокровищами. Он мало исследован, так как человек лучше приспособлен на суше. Под водой он чувствует себя неуверенно. На глубине 10 метров давление удваивается. С глубиной давление все больше дает о себе знать. Боль в ушах чувствуется уже в нескольких метрах от поверхности. Пульсирующую боль можно унять, только зажав нос или продув уши. Чем больше глубина, тем опаснее баротравмы. Человек может погрузиться только до нескольких сот метров, иначе давление способно раздавить его. С повышением давления мир существенно меняется. Через несколько метров кислород, который является газом жизни, становится токсичным. Поэтому ныряльщикам приходится дышать тщательно подобранной смесью газов.

У некоторых людей мечтой всей жизни было ныряние и создание морских машин для подводных исследований, способных выдерживать высокое давление и перенести человека в подводный мир. И они добились своего - миллионы ныряльщиков работают и отдыхают под водой. За это маленькое достижение заплачено множество жизней. Основной опасностью является декомпрессионная или кессонная болезнь. Чем глубже человек погружается, тем больше газа впитывает его тело. Если ныряльщик вдруг начнёт подниматься слишком быстро, в его организме образуются азотные пузырьки. Эти пузырьки могут заблокировать маленькие сосуды и нарушить доступ крови к жизненно-важным органам. В результате возникают сильнейшие судороги, боли в груди и затруднения дыхания. Газ начинает искать выход, а человек может остаться калекой или даже погибнуть. Единственное спасение декомпрессионная камера. Помещая человека в камеру, уменьшают количество пузырьков в крови, а кислород помогает удалить из организма инертные газы, создающие угрозу жизни.

Но несмотря на опасности океан продолжает привлекать человека.

подводные аппараты

В мире полно энтузиастов, которые проектируют подводные аппараты . Некоторые машины настолько легки, что их можно даже переносить. Но в то же время они достаточно прочны - акриловая сфера аппарата способна выдержать давление воды на глубине почти 1000 метров - глубже большинства современных . Обычный акваланг позволяет погружаться на 30-40 метров.

подводный аппарат «Deep Flight Super Falcon»

Обитаемый подводный аппарат «Deep Flight Super Falcon » создает внутри давление в одну атмосферу - за бортом в 100 раз выше. Морская машина спущена на воду в 1996 году. Подводный аппарат приводится в движение с помощью электрического двигателя потребляющего энергию от аккумуляторных батарей. Заряда хватает на 4 часа. Глубина погружения до 1000 метров. Акриловый корпус защищает пилотов от смертоносного давления в 100 атмосфер. «Deep Flight Super Falcon » не похож на другие обитаемые подводные аппараты. Изначально морская машина «Deep Flight Super Falcon » была подводной лодкой, спроектированной для миллионера Тома Перкинса (Tom Perkins) и его суперяхты « » компанией «Hawkes Ocean Technologies ». Заметив, каким спросом пользуется их разработка, представители компании решили превратить проектирование подводных аппаратов в бизнес. Помимо оригинального подводного аппарата за 1,3 миллиона долларов, «Hawkes Ocean Technologies » продает вариант мини-субмарин с открытыми кабинами за 350 тысяч долларов.

подводный аппарат «Deep Flight Super Falcon» на глубине

«Deep Flight Super Falcon» на воде

Технические данные подводного аппарата «Deep Flight Super Falcon »:
Длина - 3,5 м;
Размах крыльев - 2 м;
Глубина погружения - 1000 м;
Скорость - 6 узлов;
Экипаж - 2 человека;

прогулка на подводном аппарате «SportSub»

морская машина «Aviator»

морская машина «Aviator»

проект подводного аппарата «Deep Flight Aviator»

морская машина «Deep Flight»

морская машина «Deep Rover»

Очень важно создать машины, способной противостоять подводной стихии - это давняя цель человечества, ведь океан занимает 2/3 части планеты.

Некоторые подводные аппараты могут самостоятельно исследовать океан. Их называют необитаемые подводные аппараты . Сегодня в подводном мире господствуют подводные роботы . Умные, самоходные роботы, строят нефтепроводы и различные сооружения на больших глубинах. Автономные подводные аппараты или аппараты дистанционного управления (АДУ) имеют сверхпрочные корпуса, эффективные манипуляторы и видеокамеры, передающие изображение высокой четкости. Они имеют совершенные двигатели и управляются посредством команд передаваемых по кабелям связи.

подводный робот «Oceaneering»

Необитаемый подводный аппарат «Oceaneering » может работать на глубине до 6500 м, способен поднять 270 кг. Его манипулятор может выполнять семь действий.

Сегодня подводные роботы успешно справляются со многими задачами, которые раньше выполняли водолазы - чистка и ремонт трубопроводов, замена задвижек и проверка их герметичности. Нефтяная и газовая промышленность способствовали совершенствованию подводных роботов. Причина их развития - экономичность и практичность. Менеджеры нефтяных компаний поняли, что использование АДУ сэкономит затраты на содержание водолазов а также спасет множество жизней. Применение современных технологий сделало подводные аппараты надежнее. Современные морские машины это мощные и эффективные инструменты, но их эффективность зависит от таланта их операторов. Многие из них опытные видео-геймеры. Они используют свои уникальные умения в управлении этими замечательными морскими машинами. Хорошие операторы умеют двухмерное изображение с экрана мысленно преобразовать в трёхмерное.

Не секрет, что львиная доля всех инновационных разработок современности просочилась в обиход из военной промышленности. Область освоения глубин в этом плане не стала исключением: по понятным экономически выгодным причинам, гражданские и научно-исследовательские подводные аппараты создавались по образу и подобию военных судов, чья конфигурация, в прямом смысле слова, прошла проверку боем. Однако новая мирная ипостась внесла свои коррективы в модели субмарин, а развитие частного производства и вовсе вывело планировку подводных аппаратов в принципиально новую плоскость.

ЕДИНСТВЕННАЯ В СВОЕМ РОДЕ «СЕВЕРЯНКА»

Отечественным первопроходцем среди научных подводных судов стала субмарина «Северянка» - первая боевая подлодка, принявшая на борт не орудия, а исследовательскую аппаратуру. В 1958 году «Северянка» впервые покинула Мурманский порт под мирным синим флагом с семью белыми звездами - международным опознавательным знаком исследовательского судна. На тот момент советский научно-исследовательский флот насчитывал десятки судов, но именно скромная «Северянка» - до поры лишь одна из 215 подлодок проекта 613 - стала первым серьезным инструментом изучения подводного мира, позволившим пролить свет понимания на многие загадки глубин.

Рядовая дизель-электрическая подлодка, выпущенная в 1953 году в рамках самой массовой советской серии подводных судов, в своем военном прошлом известная под обозначением С-148, в 1957 году была переоборудована и спустя год передана в пользование Всесоюзному научно-исследовательскому институту морского рыбного хозяйства и океанографии. Объективных причин и необходимых данных для проектирования специального исследовательского судна на тот момент не было - мощный бронированный корпус, впечатляющие возможности вертикального перемещения в толще воды и способность к длительному автономному функционированию сделали военную подлодку практически идеальной плавучей научной станцией. Несмотря на спартанские условия, заложенные военными конструкторами, С-148 позволила разместить на своем борту всю необходимую аппаратуру для наблюдения за косяками промысловых рыб, изучения глубин, океанического шельфа и сбора проб вод и грунта. Ученым не помешали даже тесные каюты и иллюминаторы размером с блюдца. Для размещения всей высокотехнологичной начинки был использован бывший торпедный отсек, а люки запуска были переоборудованы для сбора данных - оснащены гидроакустической установкой, устройствами для отбора проб, фото- и видеоаппаратурой.

За годы службы мирным целям «Северянка» совершила 10 экспедиций в Атлантический океан и Баренцево море, пройдя в общей сложности 25 тысяч миль. Но главная ее заслуга в том, что неприметная серийная субмарина в те годы стала первой и единственной в своем роде подлодкой, позволившей начать изучение толщи океанских вод. Ее опыт дал старт проектированию более совершенных исследовательских глубоководных судов.

ГЛУБОКОВОДНЫЙ «ЛОШАРИК»

По некоторым оценкам, на сегодня изучено не более 5% площади Мирового океана. Образно говоря, мы всего лишь зажали пальцами нос и нырнули на мелководье, насколько хватает дыхания. В этом нет ничего удивительного, ведь с увеличением глубины условия среды стремятся к экстремальным. На глубине давление воды возрастает на 1 атмосферу каждые 10 м. А значит, при погружении на 200 м (предельная глубина погружения подлодок проекта 613) водяной столб давит на каждый квадратный сантиметр обшивки с силой, сопоставимой с давлением 20-килограммовой гири. А это примерно 200 тонн на квадратный метр. Данные, полученные на практике, и технические расчеты показали, что субмарины «традиционной» формы имеют весьма ограниченную глубину погружения, поэтому для полноценного исследования глубин потребовалась разработка аппаратов новой конструкции. Так в 1948 году, благодаря стараниям швейцарского физика-изобретателя Огюста Пиккара, началась эра батискафов.

Именно батискафы с их устойчивым к высокому давлению строением корпуса, системой балластов и технологией сжатия воздуха позволили погрузиться на настоящую глубину. Непревзойденным рекордсменом среди пилотируемых подводных аппаратов по праву считается батискаф «Триест», на котором в 1960 году сын изобретателя аппарата Жак Пиккар и американец Дон Уолш достигли дна Марианской впадины, погрузившись на умопомрачительную глубину - 11022 м.

Лидерами среди действующих аппаратов по праву считаются: российские «Мир» и «Консул» с предельной глубиной погружения до 6500 м, китайский «Цзяолун», чья максимальная глубина погружения составляет 6796 м, японский «Шинкай», также покоривший отметку 6,5 км, американский «Алвин», стабильно работающий на глубине до 4500 м, а также российский глубоководный атомоход АС-31 с трогательным названием «Лошарик», способный погружаться на глубину до 6000 м.

ИГРУШКИ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД

Сейчас, когда использование всевозможных субмарин существенно отдалилось от военных целей, художники от инженерной мысли могут позволить себе спустить фантазию с поводка казенной милитаристической эргономики и начать творить в свое удовольствие.

Так, конструктор Грэм Хоукс из компании «Океанические технологии Хоукса» решил отойти от стандартной для подводных лодок обтекаемой цилиндрической формы и придал своим моделям «самолетоподобные» черты. Инновационной конструкцией отличились, к примеру, Super Falcon и «Нимфа», спроектированные для частных нужд. Оснащенный винтом, приводимым в движение электрической батареей, Falcon имеет по паре боковых крыльев и закрылков, а также два пассажирских отсека, напоминающих кабины истребителя с панорамным обзором. Правда, при баснословной стоимости в 1,5 миллиона долларов Super Falcon не стремится оправдывать свое «соколиное» название и развивает под водой скорость всего каких-то 3,5 км/ч.

Модель «Нимфа» отличается сходными характеристиками. Однако вместо двоих пассажиров, которых может принять на борт Falcon, она способна осчастливить незабываемым подводным погружением уже троих акванавтов. «Нимфа» была спроектирована специально для владельца корпорации Virgin Group и одноименных авиалиний - миллиардера Ричарда Брэнсона, прославившегося своей трепетной любовью к экстремальному туризму. При этом Брэнсон вовсе не планирует холить свое приобретение в уединении. Напротив, эксцентричный предприниматель предлагает любому желающему арендовать «Нимфу», правда на условиях, доступных далеко не каждому из «любых желающих». Ради возможности поплавать на персональной субмарине нужно будет приехать на остров Некер в Карибском море и выложить символическую плату в размере 25 тысяч долларов.

Другим революционером в области проектирования гражданских подлодок принципиально новых форм стала компания Innespace, выпустившая на рынок персональный гидроцикл-субмарину, получивший название Seabreacher X. Для неискушенного пользователя Seabreacher X отличается, в первую очередь, агрессивным дизайном, вдохновленным силуэтами акульего тела. Дайвинговый гидроцикл напоминает самую настоящую, как бы парадоксально это ни звучало, акулу в стальном скафандре. Помимо чисто внешней привлекательности, безусловно подкупающей потребителя, мини-подлодка может разгоняться в толще воды до 40 км/ч, а по поверхности передвигаться со скоростью, почти вдвое превосходящей подводный показатель. При этом Seabreacher X способен выпрыгивать из воды на высоту до 4 метров. Видеокамера, транслирующая в реальном времени пейзажи подводного мира, встроенная бортовая аудио- и видеосистема, GPS-навигатор и масса других высокотехнологичных «примочек» сделали детище Innespace объектом вожделения многочисленных любителей острых ощущений. При этом на сегодня выпущено всего лишь 10 акулоподобных субмарин-гидроциклов.

Для решения некоторых задач могут применяться различные дистанционно управляемые системы с комплексом необходимого оборудования. Так, для исследования морского дна и изучения донных объектов могут применяться автономные необитаемые подводные аппараты. Системы этого класса активно разрабатываются отечественными предприятиями. В последние годы силами нескольких организаций были созданы несколько подобных комплексов. Два из них относятся к семейству под названием «Клавесин».

АНПА «Клавесин-1Р»


Первым представителем нового семейства стал аппарат «Клавесин-1Р». По имеющимся данным, автономный необитаемый подводный аппарат «Клавесин-1Р» был разработан Институтом проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИПМТ ДВО РАН, г. Владивосток). Целью проекта было создание специального средства, пригодного для выполнения различных задач на разных глубинах. Разработка велась как в интересах научных организаций, так и для соответствующих структур военного ведомства. Проектом предусматривалась возможность изучения окружающей обстановки и отдельных объектов при помощи набора бортового оборудования. Аппарат получил автоматизированную систему управления с возможностью получения новых команд с пульта управления.

АНПА "Клавесин-1Р" перед спуском в воду. Фото ИПМТ ДВО РАН / Imtp.febras.ru

Исходя из требований и предполагаемых особенностей применения, авторы проекта использовали некоторые отработанные идеи и решения. В частности, внешне изделие «Клавесин-1Р» напоминает торпеду немного увеличенных габаритов. Все основные агрегаты помещены внутри цилиндрического корпуса. Головная часть аппарата прикрыта полусферическим обтекателем, в корме имеется сужающийся агрегат, на котором находится т.н. движительный комплекс. Длина «Клавесина-1Р» составляет 5,8 м, диаметр корпуса – 900 мм. Масса аппарата в воздухе – 2,5 т.

АНПА «Клавесин-1Р» имеет прочный корпус, обеспечивающий работу всех агрегатов на больших глубинах. Характеристики конструкции обеспечивают погружение на глубины до 6 км. Аппарат оснащается четырьмя электродвигателями, расположенными на колонках кормовой части корпуса. Каждый из них вращает свой гребной винт. Имеющиеся силовые агрегаты позволяют развивать скорость до 1,5 м/с (2,9 узла). Аккумуляторные батареи дают дальность хода до 300 км.

Подводный аппарат получил автоматизированную программную систему управления. В ходе подготовки к погружению в автоматику изделия загружается программа, по которой в дальнейшем осуществляется работа. При этом предусматривается возможность коррекции загруженной программы. Для этого комплекс управления, размещенный на борту судна-носителя, может использовать гидроакустический канал связи. После обновления программы АНПА «Клавесин-1Р» сразу может приступать к требуемым действиям.


Аппарат на испытаниях. Фото Svpressa.ru

На борту подводного аппарата имеется набор различного оборудования, предназначенного для обследования окружающих объектов и сбора необходимых сведений. В разных частях прочного корпуса монтируются гидролокаторы бокового обзора, электромагнитный искатель, цифровая видеокамера со средствами обработки сигнала, акустический профилограф, а также датчики температуры и электропроводности забортной воды.

Основным средством наблюдения за окружающим пространством, способным работать в различных условиях и использоваться для обнаружения разных объектов, является гидроакустический локатор бокового обзора. Имеется возможность использования высокочастотного и низкочастотного режима работы станции. Низкочастотный режим позволяет вести обзор полосы шириной 800 м. При использовании колебаний высокой частоты ширина полосы сокращается до 200 м.

Прочая бортовая аппаратура позволяет производить различные измерения и определять параметры окружающей среды. Также может выполняться батиметрическое исследование водоемов и их дна, акустическое зондирование донного грунта или видеосъемка обнаруженных объектов. При помощи бортового оборудования «Клавесин-1Р» может как находить, так и обследовать различные объекты, расположенные на дне. Возможно изучение точечных и протяженных объектов.


Пульт управления комплекса "Клавесин-1Р". Фото ИПМТ ДВО РАН / Imtp.febras.ru

Управление работой подводного аппарата производится при помощи пульта, располагаемого на борту судна-носителя. Оборудование пульта позволяет проводить предварительную подготовку перед погружением, в том числе вводить рабочую программу, контролировать работу всех систем, получать некоторые данные, а также корректировать заданную программу и передавать обновленные указания аппарату.

Проект АНПА «Клавесин-1Р» был разработан в середине прошлого десятилетия, и вскоре был доведен до сборки опытной техники с последующими ее испытаниями. Позже опытный образец использовался в различных операциях, целью которых было проведение исследований или поиск некоторых объектов. Известно, что в ходе испытаний прототип совершал погружения в Японском море, а также опускался в Курильско-Камчатский глубоководный желоб. Опытная эксплуатация велась в районах Арктики. Так, в 2007 году аппарат «Клавесин-1Р» вошел в состав научного оборудования, используемого полярной экспедицией «Арктика-2007». Носителем комплекса стал атомный ледокол «Россия». Позже АНПА нового типа использовался в поисковой операции в Охотском море. Целью этих работ был поиск затонувшего радиоизотопного источника.

В конце 2008 года отечественные средства массовой информации опубликовали некоторые подробности исследовательской работы в арктических морях. Видеокамера аппарата позволила операторам увидеть разных обитателей морского дна, часть которых впоследствии не удалось опознать даже специалистам. Тем не менее, исследование морской фауны не являлось задачей операторов комплекса.


Изображение объекта, полученное при помощи аппаратуры "Клавесина-1Р". Фото ИПМТ ДВО РАН / Imtp.febras.ru

В ходе испытаний комплекс «Клавесин-1Р» подтвердил расчетные характеристики, а кроме того, улучшил некоторые показатели. Так, во время одного из погружений была достигнута глубина 6083 м. В 2008 году аппарат прошел государственные испытания, по результатам которых был рекомендован к полноценной эксплуатации. По разным данным, к настоящему времени автономный необитаемый подводный аппарат несколько раз использовался для различных исследований в разных морях.

АНПА «Клавесин-2Р-ПМ»

Вероятно, по результатам испытаний и эксплуатации подводного аппарата «Клавесин-1Р» было принято решение о создании новой системы этого класса, предназначенной для эксплуатации специальными структурами военно-морского флота. В 2009 году министерство обороны сформировало требования к новому АНПА и выбрало разработчика. 19 мая 2009 года был подписан договор между военным ведомством и Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин». К настоящему времени новый проект был доведен до стадии испытаний в море.

Второй проект автономного необитаемого подводного аппарата получил название «Клавесин-2Р-ПМ». По имеющимся данным, новая разработка имеет те же цели и задачи, что и ее предшественник. При этом АНПА второй модели должен отличаться немного увеличенными габаритами и иным составом бортового оборудования. За счет этого появляется возможность повысить эффективность поисковых работ и исследований морского дна.


Общий вид АНПА "Клавесин-2Р-ПМ". Фото Hisutton.com

Имеются некоторые сведения о конструкции аппарата «Клавесин-2Р-ПМ». Согласно этим данным, основным агрегатом изделия является рама прямоугольного сечения, предназначенная для установки всех основных систем. На ней монтируется электронная аппаратура, силовая установка, блоки плавучести и т.д. В корме также имеется движительный комплекс, состоящий из четырех двигателей с винтами. Защита от воды осуществляется при помощи прочного корпуса. Корпус имеет цилиндрическую форму с обтекаемыми носовой и кормовой частями. На верхней поверхности корпуса предусматривается выступ-надстройка большой длины и малой высоты.

Длина АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» достигает 6,5 м, диаметр корпуса – 1 м. Масса примерно равна 3,7 т. Скоростные параметры аппарата, по разным данным, примерно равны характеристикам предшественника. При этом дальность хода была сокращена до 50 км. Прочность корпуса позволяет совершать погружения на глубину до 6 км. Несколько месяцев назад сообщалось, что аппарат уже смог совершить погружение на глубину 500 м.

Точный состав бортового оборудования нового подводного аппарата неизвестен. Вероятно, было решено сохранить общую архитектуру предыдущего проекта, но при этом повысить эффективность работы путем использования аппаратуры новых моделей с улучшенными характеристиками. Также заявлено повышение автономности в сравнении с АНПА «Клавесин-1Р». Подобные данные могут говорить о сохранении существующих принципов управления, благодаря чему работа должна осуществляться по заранее составленной программе с возможностью ее корректировки в любой момент.

К настоящему времени опытная техника типа «Клавесин-2Р-ПМ» вышла на испытания. Началу проверок предшествовало появление некоторых документов, раскрывающих подробности проекта. В частности, в феврале этого года ЦКБ МТ «Рубин» объявило запрос предложений о страховании опытной техники нового типа. Через месяц после этого планировалось выбрать компанию, которой предстояло застраховать два опытных подводных аппарата. Также в документе указывалось, что строительство техники выполнялось в г. Санкт-Петербург, а проведение испытаний планируется в Санкт-Петербурге и в Крыму, на Черном море. Страховая стоимость одного АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» определялась в 300 млн рублей.

В начале июня 2016 года руководство ЦКБ МТ «Рубин» рассказало о скором завершении работ по новому проекту. Из опубликованных данных следовало, что к настоящему времени опытные образцы вышли на испытания и проверяются в акватории Черного моря. Также отмечалось, что в ходе этого этапа проверок «Клавесин-2Р-ПМ» сможет достичь глубины около 500 м. Погружение на большие глубины на используемом полигоне Черного моря попросту невозможно.

В обозримом будущем специалисты промышленности и флота должны будут завершить все необходимые работы по проекту «Клавесин-2Р-ПМ». После этого опытная техника, пройдя государственные испытания, может быть принята на вооружение военно-морского флота. Ранее в открытом доступе появлялись некоторые сведения о возможном применении новой техники. Автономные необитаемые подводные аппараты будут включены в состав бортового оборудования атомных подлодок, модернизируемых по проекту 949АМ. Кроме того, они станут штатным средством изучения обстановки АПЛ специального назначения БС-64 «Подмосковье» проекта 09787.

Разработка перспективных автономных подводных аппаратов позволяет дать флоту и научным организациям новые комплексы, способные осуществлять наблюдение и разведку в различных районах Мирового океана на разных глубинах. Обеспечивается возможность наблюдения за обстановкой при помощи гидроакустических локаторов, а также некоторой другой аппаратуры. При приближении на минимальное расстояние новые аппараты могут использовать видеокамеры. Важным преимуществом новых отечественных разработок является возможность автономной работы без постоянного управления с борта носителя.


Предполагаемая архитектура аппарата "Клавесин-2Р-ПМ". Рисунок Hisutton.com

К настоящему времени один из аппаратов семейства «Клавесин» прошел все необходимые испытания и был рекомендован к полноценной эксплуатации. Два прототипа АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» в настоящее время проходят проверки, которые в будущем позволят определить их реальное будущее. При отсутствии серьезных проблем и соблюдении нужных темпов испытания могут быть завершены в течение нескольких следующих месяцев. Благодаря этому в скором будущем военно-морской флот сможет получить новое специальное оборудование, упрощающее решение некоторых специальных задач. Тем не менее, в связи со специфическим предназначением новой техники, подробности ее эксплуатации будут оставаться тайной в течение длительного времени.

По материалам сайтов:
http://imtp.febras.ru/
http://ckb-rubin.ru/
http://i-mash.ru/
http://tass.ru/
http://hisutton.com/