Разделение рабочего дня на части допускается. Неоплачиваемые перерывы между частями трудового дня. Образец положения о режиме рабочего времени разделение дня на части

— мера, к которой прибегает работодатель в том случае, если в течение суток труд работника требуется лишь время от времени. Разберемся на примере водителей, как это выглядит и как регулируется нормами трудового права.

Как производится разделение рабочего дня на части для водителей

Одним из ярчайших примеров является труд водителей. В частности, такое активно практикуется для тех из них, кто управляет рейсовыми автобусами на пригородных и междугородних маршрутах. Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта. В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день. При этом ни сверхурочные (ст. 99 ТК РФ), ни ненормированный день (ст. 101 ТК РФ) применить не получится, т. к.:


Возможно использование сменного графика при суммированном учете времени труда, однако при таком режиме работы составить график достаточно сложно. Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было.

Выходом является разделение рабочего дня на части , т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы. При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст. 105 ТК РФ, так и конкретно положением, утвержденным приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени…» от 20.08.2004 № 15. В частности, п. 13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается деление трудового времени на 2 части с таким расчетом, чтобы общая их продолжительность не превышала установленной нормы.

При этом важно учесть следующие моменты:

  1. Разрыв между обеими частями должен начинаться не позже чем через 5 часов после начала смены.
  2. Если разрыв составляет больше 4 часов, водитель вправе рассчитывать на перерывы для отдыха в первой части работы (продолжительность каждого перерыва — не меньше 15 минут). Правило это касается, впрочем, только водителей на городских и пригородных маршрутах (т. е. не междугородних).
  3. Разрыв между частями рабочего дня — не свыше 2 часов. В это время не входит ни обеденный перерыв, ни время отдыха. Увеличение перерыва до 3 часов допускается, если есть соответствующее соглашение по отрасли, локальный акт и сам работник на такие условия согласился.

Необходимость получения согласия водителя легко объяснима: при время перерыва не учитывается и не оплачивается, работник же при этом лишен возможности заниматься своими личными делами. Именно поэтому важно, чтобы его самого устроил такой режим работы.

Разделение дня для водителей электротранспорта и метро

Применительно к водителям, управляющим не автобусами, а трамваями и троллейбусами, действует другой нормативный акт — положение, утвержденное приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях…» от 18.10.2005 № 127. Основными отличиями от разделения рабочего дня на части для водителей автобусов в этом случае являются следующие пункты:

  1. Перерыв между обеими частями дня должен начинаться не позже чем через 4 часа.
  2. Длительность перерыва: не более 2 часов — днем и не больше 6 часов — ночью. Варианты удлинения не предусмотрены, но время обеда и отдыха не учитывается (как у водителей автобусов пригородных и городских маршрутов).
  3. На время перерыва при разделении рабочего дня на части водителю должно быть предоставлено место для отдыха.

В том случае, если речь идет не о водителях, а о машинистах метро (хотя суть их работы та же — управление пассажирским электротранспортом), действуют уже п. 17 и 18 положения, утвержденного приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  • вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  • отдых и питание в перерыв включаются;
  • у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

Условия и порядок оформления разделения трудового дня

Скачать форму трудового договора

Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части , необходимы следующие условия:

  1. Труд должен носить особый характер. Это уже было рассмотрено на примере разделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений. Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них — естественное решение проблемы.
  2. Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.

При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания. Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников. Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.

Скачать приказ о разделении рабочего дня

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

Возможно, ли разделение рабочего дня на части водителя автобуса, который не работает на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах? В Приказе Минтранса № 299 прописан порядок разделения рабочего дня на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах. Если разделение все-таки возможно, то необходимо ли в данном случае руководствоваться приказом № 299?

Ответ

Да, разделение возможно. Руководствоваться надо ст. 105 ТК РФ.

Статьей 105 ТК РФ установлено, что на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части.

При этом надо соблюдать следующие правила:

Общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы;

Для разделения рабочего дня на части надо принять специальный локальный нормативный акт с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

Трудовое законодательство не устанавливает количество частей, на которые может быть разделен рабочий день.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .

Статья: «Порционная» работа, или Делим рабочий день на части

«Разделение рабочего дня на части является одним из видов режима рабочего времени* (ч. 1 ст. 100, ст. 105 Трудового кодекса РФ) .

Такой режим не может быть установлен произвольно или по желанию одной из сторон трудовых отношений. В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать, что для подобного деления существовали объективные причины*.

Составляющие разделенного рабочего дня отдельных категорий работников определены отраслевыми нормативными правовыми актами. Работодателю нужно учесть их положения при разработке локального документа.

Вместе с тем наличие нормативно закрепленных перечней профессий и должностей сотрудников, рабочий день которых разрешено делить на части, не исключает возможности применения этого режима к иным работникам.

В статье 105 ТК РФ указано, что рабочий день разделяется на части работодателем на основании локального нормативного акта (далее – ЛНА) , принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (если в компании есть профсоюз). А значит, такой режим можно установить любому сотруднику, если для этого есть объективные причины и соблюдена определенная процедура.

Основания для разделения рабочего дня на части

Выполнение работ, где это необходимо вследствие особого характера труда;
осуществление работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены)*

Как видно из определения обсуждаемого режима, при разделении рабочего дня на части действуют некоторые ограничения. Так, общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. При этом работодатель должен вести строгий учет отработанного времени в табеле учета рабочего времени. В нем проставляется общее количество фактически отработанных часов, которое должно соответствовать установленной продолжительности ежедневной работы.

К примеру, если рабочий день (смена) составляет 8 часов, то независимо от деления на части рабочее время должно также составлять 8 часов.

При этом в верхней строке графы «Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца» напротив фамилии работника проставляется код «Я» или «01», а в нижней строке указывается продолжительность работы в таком режиме.

Неоплачиваемые перерывы

Обратите внимание

Работа при разделении рабочего дня на части не относится к сменной (ст. 103 ТК РФ) . Это разные режимы рабочего времени, регулируемые различными нормами ТК РФ.

Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Количество частей, на которое может делиться рабочий день, а также продолжительность неоплачиваемых перерывов между ними ТК РФ не регламентированы и определяются работодателем. Как правило, это две приблизительно одинаковые части с перерывом более двух часов.

Разделение рабочего дня на части создает неудобства сотрудникам, которые вынуждены оставлять рабочее место, а затем возвращаться на работу. Поэтому несмотря на неоплачиваемость перерывов такие издержки работодателю все-таки придется возместить.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты. К таким условиям относится в т. ч. режим разделения рабочего дня на части. Указанные выплаты могут быть предусмотрены законодательством, коллективным договором, соглашениями, ЛНА, трудовым договором (ст. 149 ТК РФ) . Они относятся к числу компенсационных и не учитываются в размере оклада (определение Верховного Суда Республики Коми от 13.01.2011 № 33–8/2011) .

ПРИМЕР

Женщинам (независимо от места их проживания), работающим в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов), предусмотрена оплата труда, повышенная на 30% (п. 1.7 постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3–1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе») .

Руководителям структурных подразделений железных дорог при работе с разделением рабочего дня (смены) на части (с перерывом в работе более двух часов) может устанавливаться доплата в размере до 30% тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время (п. 4.4 Положения об оплате труда работников филиалов открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утв. решением Правления ОАО «РЖД» от 15.04.2004, протокол № 8) .

Неустановление доплаты или установление ее в меньшем размере, чем это предусмотрено нормативными актами На практике далеко не все работодатели устанавливают работникам доплату за разделение рабочего дня на части, ошибочно считая, что законом не определен ее размер для всех категорий работников.
Работодатель не вправе установить и меньший размер доплаты, чем предусмотрен отраслевым нормативным правовым актом или отраслевым соглашением, к которому он присоединился.

Работнику, у которого рабочий день разделен на части, нужно предоставить перерыв для отдыха и питания

Норма о предоставлении перерыва обязательна для исполнения всеми работодателями вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, а также от режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены) и т. д.(определение Верховного Суда Республики Коми от 25.06.2012 № 33-2603АП/2012) .

Время, предоставляемое для отдыха и питания, может быть использовано в любой части рабочего дня, его также можно присоединить к одному из перерывов между частями. Главное, чтобы оно составляло не менее 30 минут и не более двух часов. Такой перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается (ч. 1, 2 ст. 108 ТК РФ) .

Процедура оформления

Введение режима разделения рабочего дня на части предполагает следующий алгоритм действий.

ЭТАП 1. Разрабатываем проект ЛНА

Это может быть специальный раздел правил внутреннего трудового распорядка или отдельный ЛНА, устанавливающий порядок и условия разделения рабочего дня на части, например Положение о режимах рабочего времени (приложение 2) .

В таком документе нужно указать следующую информацию:

 количество частей рабочего дня;

 продолжительность, время начала и окончания каждой части;

 количество и продолжительность неоплачиваемых перерывов в течение рабочего дня;

 продолжительность, время начала и окончания перерыва для отдыха и питания;

 дата, с которой вводится разделение рабочего дня на части;

 период, в течение которого действует данный режим (при установлении определенного срока);

 размер доплаты работнику за разделение рабочего дня на части;

 иные условия (при необходимости).

ЭТАП 2. Получаем мотивированное мнение профкома (при его наличии)

Если в компании создан профком, то ЛНА принимается с учетом его мнения (ст. 105, 372 ТК РФ) . Соответственно, если профсоюза в организации нет, этот этап исключается.

Шаг 1. Направляем ЛНА в профком

Документ прилагается к сопроводительному письму (приложение 1) . В содержательной части письма нужно изложить причины утверждения режима разделения рабочего дня на части и обратиться к профкому с просьбой об оформлении мотивированного мнения.

Важно зафиксировать факт получения профкомом такого письма (например, отметкой о получении на копии), так как с этой даты начнется отсчет срока, в течение которого профком обязан направить мотивированное мнение.

Шаг 2. Получаем мотивированное мнение профкома

Профком должен направить работодателю письменное мотивированное мнение по проекту ЛНА не позднее пяти рабочих дней со дня его получения. Если этого не произошло или профком представил немотивированное мнение, работодатель имеет право утвердить ЛНА в первоначальном виде.

Обратите внимание

Учет мнения профкома не означает согласования с ним ЛНА. Работодатель вправе прислушаться к мотивированному мнению профкома или решить вопрос на свое усмотрение и утвердить ЛНА в том виде, в каком считает целесообразным.

Шаг 3. Учитываем мотивированное мнение профкома

Если профком согласен на утверждение ЛНА в представленном виде, то после получения его письменного мотивированного мнения на ЛНА делается отметка: «Мнение профкома учтено (протокол от “____” _________ 20 ___ г. № ______)». Такая отметка может быть проставлена под подписью составителя документа или визами согласования.

Если же профком не согласился на утверждение ЛНА в представленном виде и работодатель согласен с внесенными поправками, ЛНА направляется на доработку с учетом внесенных замечаний и только после этого утверждается с той же пометкой об учете мнения представительного органа работников.

Если работодатель не согласен с внесенными поправками, в течение трех дней после получения мнения он должен:

1. Известить профком о времени и месте проведения дополнительных консультаций.

2. Провести дополнительные консультации.

3. Оформить протокол по результатам консультаций, указав в нем:
(или) достигнутые договоренности по ЛНА;
(или) факт недостижения согласия сторон по возникшим разногласиям.

После оформления протокола работодатель утверждает ЛНА и делает отметку об учете мнения профкома.

ЭТАП 3. Утверждаем ЛНА

ЛНА, в котором предусмотрено разделение рабочего дня на части (приложение 2) , должен быть утвержден руководителем организации путем:

 проставления в верхнем правом углу на титульном листе ЛНА грифа «Утверждаю», наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, Ф. И. О. и даты утверждения;

 или издания приказа по основной деятельности, вводящего в действие этот документ (с указанием конкретной даты введения, а также лиц, ответственных за контроль исполнения ЛНА).

ЭТАП 4. Знакомим работников с ЛНА

Работодатель должен ознакомить работников, для которых введен режим разделения рабочего дня на части, с соответствующим ЛНА под подпись как при приеме на работу (до подписания трудового договора), так и в том случае, когда трудовой договор с ними уже заключен.

ЭТАП 5. Заключаем дополнительные соглашения к трудовым договорам

Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) относится к числу условий, обязательных для включения в трудовой договор (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ) .

В связи с этим введение режима разделения рабочего дня на части в соответствии с утвержденным ЛНА признается изменением обязательных условий трудового договора. Оно может быть произведено только с согласия работника, т. е. после внесения соответствующих изменений в письменной форме в заключенный с ним трудовой договор (ст. 72 ТК РФ) .

В дополнительном соглашении к трудовому договору нужно предусмотреть условия о новом режиме разделения рабочего дня на части, времени отдыха и доплате за такой режим.

В отношении вновь принимаемых на работу сотрудников, чей рабочий день разделен на части, все перечисленные условия будут прописаны в тексте трудового договора (приложение 3) .

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если работодатель не установит доплату за разделение рабочего дня на части, работник может обратиться за защитой своих прав в государственную инспекцию труда. Рассмотрев жалобу, ГИТ может предъявить предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательное для работодателя (ст. 356, абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ) .

Приложение 2. Пример оформления Положения о режимах рабочего времени (фрагмент)

Приложение 3. Пример оформления трудового договора с условием о разделении рабочего дня на части (фрагмент)

Перечень профессий и должностей работников, по которым можно выплачивать указанные доплаты, утвержден соответствующими республиканскими органами государственного управления (приложение 1 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»). Руководителям организаций системы Минжилкомхоза рекомендовано для работников, у которых в связи с производственной необходимостью рабочий день предусмотрен с разделением его на части, устанавливать доплаты в размере до 50 % (включительно) тарифной ставки (п. 6 Рекомендаций о порядке оплаты труда работников организаций системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, утвержденных постановлением Минжилкомхоза РБ от 12.08.2011 № 19).

Шаблон положения о разделении рабочего дня на части

YGб»╛oЛxЬDл╖╗█▓ш╛[цКеN4╫DGe?Щu$grАp╩z╨мaФ║яef┴╟4√{yRхЬlTolR╔nDЩfU$lVЯ|│VRАрС∙╒Щн┬█╗eВузеV╜╡ХКЭФ)╔їл+╔j’▀OеАКGo(7Ь╒ф3SiьY7еO~rM!З═╡td]╪ыЮM:╥Рк│Їеь╠└хy$╒pё $HЛ»╕Bx8╔bг│ЛНзи`░WКD1▒ є╗╜X╢ E┤#б|╟»иP$М =x└е┤$x╪ ╟ О┤хbС░r╘S!r╚WЎщ0ЙбЪBОДuв─НмI s╨Ъ|N╙+Vt╚┼6,(╙┴я@t9$╛ЖЪЕЩW Ь`vеF▀УВщIЙ% иR;у╜»Т^@p╠8╧j╩vHF┬ ╞1Ъ√|yА8ыК°ч─┌╜ўО oKнўPЕ<=жъtЁ└╫[^{Иbi╢FvЭмwgВ ┤АMЖ│тиЛч√FЧ У╦дKcУЧЭ╩mIUUH;╖8щ═{▄┌к╪█╔ЎЖXbs;68юyь=k─g┐М:W╞_КW7:Л№A~▒XН║L┌y╡▒┌kO Т5w├ ьxzэ5Е╖┴▀=═їЦЫnЎRF╫3+<<вгR┤_2}5√П╓- └▌z╧C╢Ё7Л-fЫP╒нд╕ЬИoчydxсСЗa╩n ЄсqМWл■═Ц╓╛°9вн╛И|2.

Разделение рабочего дня на части

Возникает вопрос: относится ли этот максимум к первому исключению? Исходя из смысла части первой ст. 127 ТК положительный ответ дать нельзя. Следовательно, один перерыв может быть больше 4 ч. Это отвечает специфике работы, например, городского транспорта, организаций сельского хозяйства, театра. При разделении рабочего дня на части должны соблюдаться следующие требования: – время перерывов в течение рабочего дня, включая обеденный, в рабочее время не включается (часть вторая ст.
127 ТК); – общая продолжительность рабочего времени каждой части рабочего дня не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы (часть первая ст. 127 ТК). При этом установленной считается продолжительность, закрепленная графиком работ (сменности) в соответствии со ст. 112–117 ТК и локальными нормативными актами.
Для водителей автомобилей может быть введен рабочий день с разделением его на части. Между отдельными частями рабочего дня возможны либо один перерыв для отдыха и питания свыше 2 ч, но не более 4 ч, либо 2 перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы.

Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включают. Перерыв между двумя частями рабочего дня предоставляется в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя автомобиля. Решение о разделении рабочего дня на части принимает наниматель по согласованию с профсоюзом (при его наличии).

Образец положения о режиме рабочего времени разделение дня на части

В ст. 105 ТК РФ говорится о том, что при выполнении работ особого характера, а также работ, имеющих различную интенсивность труда в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. Но при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать продолжительность ежедневной работы. Разделение рабочего дня на части должно производиться работодателем путем издания локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.
Содержание действующего законодательства позволяет выделить следующие юридически значимые обстоятельства, доказанность которых позволяет признать законным и обоснованным разделение рабочего дня на части. Во-первых, требуется доказать издание приказа о разделении рабочего дня на части полномочным представителем работодателя с соблюдением процедуры учета мнения профсоюза, действующего организации.

Вариант II Может применяться в случаях, когда водитель автомобиля в течение рабочего дня не полностью загружен выполнением своей основной работы: например, осуществляет перевозку основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно. В этом случае график работ (сменности) водителя автомобиля также может быть составлен с 2 выходами на работу. Общая продолжительность времени внутрисменных перерывов, включая перерыв для отдыха и питания, будет колебаться от 2 ч до 4 ч.

Важно

Общая продолжительность рабочего времени (смены) не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы. Во время внутрисменного перерыва водитель автомобиля может выполнять другую работу, не требующую его переквалификации и дополнительного обучения. ЭТО ВАЖНО! Выполнение данной работы оформляется другим трудовым договором.

Положение о разделении рабочего дня на части образец

Решение о разделении рабочего дня на части принимает наниматель на основании локального нормативного правового акта с учетом мнения профсоюза. Пример 1 Работнику организации установлен рабочий день с 8:00 до 22:00 и перерыв, включая перерыв для отдыха и питания, с 14:00 до 18:00. Перерыв продолжительностью 4 ч используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается (ст.


127 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Таким образом, при установленном рабочем дне с 8:00 до 22:00 рабочее время, подлежащее оплате, рассчитываем без учета перерыва продолжительностью 4 ч (с 14:00 до 18:00). Продолжительность оплачиваемого рабочего времени составит 10 ч.
Материал сопровождается заполненными формами в рубрике «Полезная документация» на с. 21–23 журнала. Часто работники кадровых служб сталкиваются с нестандартными случаями оформления рабочего времени. Одним из таких случаев является оформление разделения рабочего дня на части.
В данном материале особое внимание уделено порядку такого учета рабочего времени водителям организации. По общему правилу норма продолжительности ежедневной работы должна быть отработана в течение рабочего дня (смены) с одним перерывом для отдыха и питания, не превышающим 2 ч (ст. 134 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Законодательство допускает 2 исключения из этого правила: 1) рабочий день разделяется на 2 части, между которыми предусмотрен один перерыв, превышающий 2 ч, в который входит перерыв на обед и отдых; 2) перерывов 2 и более, включая перерывдля отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч.
Справочно: в указанный перечень вошли: – заведующий организацией из числа работников, не освобожденных от основной работы по обслуживанию населения; – контролер-кассир (контролер); – продавец-консультант, продавец; – кассир (старший кассир); – буфетчик; – официант; – приемщик товаров; – администратор торгового зала; – гардеробщик; – грузчик; – машинист моечных машин; – мойщик посуды; – уборщик помещений (производственных) – при условии выполнения работ непосредственно в торговом зале (зале); – электромеханик по торговому и холодильному оборудованию (приложение 2 к Рекомендациям № 41). Перерыв в работе свыше 2 ч с разделением смены на части устанавливают с учетом потоков покупателей (потребителей) в целях улучшения их обслуживания и экономного использования трудовых ресурсов.

Есть 2 условия, наличие которых дает право нанимателю разделять рабочий день на части (часть первая ст. 127 ТК): 1) особый характер труда; 2) интенсивность выполняемых работ в течение рабочего дня (смены) неодинакова. Под особым характером труда в ст. 127 ТК нужно понимать специфику производства и (или) работы, исключающую или делающую экономически нецелесообразным нормальный, т.е. не разделенный на части, режим рабочего дня. Более конкретно сформулировано в ТК второе условие разделения рабочего дня на части: невозможность обеспечить равномерную загруженность работников на протяжении рабочего дня (смены), вызванную, к примеру, разным потоком покупателей, заказчиков, пассажиров на протяжении суток.

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня условий (причин, оснований) разделения рабочего дня на части и оставляет его открытым для нанимателя и профсоюза.

Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них - естественное решение проблемы.

  • Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.
  • При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания.

    Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников. Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.

Пример 2 Рабочим животноводства может устанавливаться рабочий день, разделенный не более чем на 3 части, между которыми предусматриваются перерывы продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания (часть третья ст. 317 ТК). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы. Компенсации за разделение рабочего дня на части Как правило, режим рабочего времени с разделением рабочего дня на отдельные части с перерывом в работе свыше 2 ч считается неудобным для работников, поэтому если он вводится по инициативе нанимателя, то за работу в таком режиме работникам устанавливается доплата.
Размер доплат, которые могут быть установлены работникам организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, предусмотрен подп. 2.6 п.

На некоторых предприятиях нередко фиксируются существенные перепады интенсивности труда в пределах одной рабочей смены. В зависимости от сферы деятельности и профиля производства, его масштабов и количества привлеченных сотрудников, на предприятии может вводиться режим разделенного трудового дня.

Понятие разделенного рабочего дня, его правовая база

Разделенный график представляет собой такой порядок исполнения рабочих обязанностей сотрудником, при котором смена делится на конкретные временные отрезки, между которыми существуют перерывы фиксированной длительности. При этом общее количество фактически отработанных часов в день не должно превышать стандартную норму.

В ст. 105 ТК РФ определяются общие условия действия такого режима в рабочем процессе. При этом ТК РФ не регламентирует максимальное или минимальное количество дробных частей одной трудовой смены, как и их длительность.

Однако, как показывает практика, работодатели зачастую предпочитают делить смену на две части с перерывом свыше 2 часов. Также, если направленность предприятия предполагает более частые остановки производственного процесса, то перерывы определяются в большем количестве.

Для того чтобы выявить, является ли рабочий день раздробленным, необходимо определить характер перерыва. Так, пауза на отдых и прием пищи для сотрудников – обеденный перерыв – регламентируется ст. 108 ТК РФ. Исходя из обозначенной статьи, если подобный перерыв длится более двух часов, то рабочий день считается разделенным. При этом работодатель в таких обстоятельствах должен опираться на ст. 105 ТК РФ в процессе ведения дальнейшей трудовой деятельности.

Случаи, в которых актуально разделение рабочего дня на части

Интенсивность работ на протяжении одной трудовой смены может быть изменчива. Например, производство предполагает большое количество заказов в утреннее время, при этом к вечеру остаются единичные клиенты. Деление смены в таких обстоятельствах создано для удобства руководящего аппарата и самих сотрудников, которые смогут находиться на рабочих местах только по факту необходимости, то есть при наличии конкретной работы. Основной целью деления трудового дня выступает оптимизация распределения временных ресурсов.

Представителями подобного рабочего режима являются многие службы коммунальной сферы и транспортные организации.

Условия применения данного режима трудового времени описаны в ст. 105 ТК РФ. К ним относятся:

  • особая направленность производства;
  • наличие в производственном процессе перепадов интенсивности на протяжении одного рабочего дня;
  • фиксация подобного положения в локальном нормативном документе, основываясь на одобрении профсоюзного образования;
  • отсутствие возможности организации беспрерывно работать целый трудовой день. Например, если в середине смены определенное количество времени выделено на уборку офиса. В таких обстоятельствах работникам предоставляется перерыв.

Наниматель не вправе применять подобный режим по собственному усмотрению. Для введения подобного рабочего графика в организации нужны веские причины, а также существенные доказательства, обуславливающие невозможность иного варианта осуществления деятельности. То есть, компании необходимо соответствовать требованиям ст. 105 ТК РФ.

Практика показывает, что в ситуациях, когда между работодателем и подчиненным возникают споры относительно профессиональных отношений, правовые структуры в первую очередь требуют предоставление обоснований для разделенного трудового графика.

Особенности перерывов при разделении рабочего дня

Сотрудникам, трудящимся при разделенном рабочем графике, также полагаются перерывы в течение дня для отдыха и приема пищи. Это фиксируется в ст. 108 ТК РФ. Подобное положение строго обязательно для любых управленцев вне зависимости от правовой формы организации, а также от режима трудового дня, предполагаемого в компании.

Подобный период на восстановление сил и приема обеда может использоваться сотрудником в любой момент смены. Основным требованием выступает временной промежуток. Так, стандартный перерыв должен длиться более получаса и менее двух часов. Подобная пауза не учитывается при начислении зарплаты, а также не включается в общее трудовое время.

Исходя из ч.1, ч.2 ст. 108 ТК РФ, подобный перерыв может быть присоединен к любому перерыву, предусмотренному раздробленным трудовым режимом.

Неоплачиваемые перерывы между частями трудового дня

Периоды перерывов при разделенном рабочем графике не подлежат оплате. При этом количество частей, на которые может делиться одна рабочая смена, а также длительность каждого перерыва между частями, определяется руководителем компании и фиксируется в локальном нормативном документе. Возможность управленца самостоятельно определять подобное положение фиксируется в ст. 8, ст. 22, ст. 105 ТК РФ.

Наиболее распространенным вариантом является деление одной смены на две части с одним неоплачиваемым перерывом, длящимся более двух часов.

Также существуют отдельные нормативные документы, регламентирующие частные профессии и порядок их труда при разделенном рабочем графике. В частности, отдельные правила предусмотрены для следующих профессий:

  • водители общественного транспорта (трамваи и троллейбусы);
  • водители автобусов, работающих по междугородним маршрутам.

Важно помнить, что, если деление трудового дня предусмотрено отраслевыми нормативами, то принятие во внимание положений таких документов необходимо при составлении локальных документов.

Существующие доплаты за разделенный рабочий день

Дробление одной трудовой смены обуславливает неудобство для подчиненных, которым приходится покидать рабочее место, чтобы через несколько часов туда вернуться. Подобные обстоятельства являются причиной обеспечения субъектов доплатой за труд при раздробленном трудовом режиме.

Порядок выплат и объем дополнительных начислений фиксируется местным нормативным документом или в коллективном соглашении. Также, в соответствии со ст. 149 ТК РФ, данный вопрос может регулироваться индивидуально, то есть, обозначаться в трудовом соглашении с конкретным подчиненным.

Следует понимать, что доплата представляет собой компенсационные выплаты, которые не входят в объем оклада. Объем таких выплат определяется, исходя из конкретной ситуации, специфики деятельности и труда самого сотрудника. Размер доплаты определяется как процент от оклада или ставки подчиненного.

Ст. 149 ТК РФ предполагает такой объем доплаты конкретным группам работников:

  • женщинам, трудящимся в сельскохозяйственной отрасли, полагаются дополнительные 30% от установленной оплаты труда;
  • гражданам, трудящимся в жилищно-коммунальных организациях, также полагается 30%;
  • управляющему аппарату РЖД – 30%.

При этом наниматель не вправе устанавливать меньшую по объему надбавку. Однако сумма компенсационного процента может увеличиваться, исходя из желания работодателя.

За выдачу доплаты в меньшем объеме работодатель может понести ответственность. Так, сотрудник вправе подать соответствующую жалобу в инспекцию труда. Регулировка данной ситуации будет основываться в своем порядке на ст. 357 ТК РФ.

Если по факту проверки на предприятии были выявлены соответствующие нарушения, на сотрудников компании будет наложена административная ответственность, основываясь на ст. 5/27 КоАП РФ:

  • для должностных лиц – от 1.000 до 5.000 руб.;
  • для юридических лиц – от 30.000 до 50.000 руб.

Порядок оформления разделенного трудового дня

Алгоритм действий по оформлению раздробленного рабочего дня выглядит следующим образом:

  1. Проектировка локального нормативного документа, основываясь на котором, работодатель сможет регулировать порядок режима труда при разделенном рабочем времени.
  2. Предоставление проекта документа в службу профсоюза. После рассмотрения профсоюзом проекта, выносится решение.
  3. Утверждение документа, его официальная публикация.
  4. Обеспечение подчиненных возможностью ознакомиться с документом, получив их подпись в доказательство осуществления указанного действия. Также, в случае необходимости, работникам следует разъяснить детали и подробности нового режима.
  5. Составление дополнительных соглашений с подчиненными. Данный документ призван фиксировать разделенный трудовой график по отношению к каждому сотруднику в частности.

Так, наниматель не имеет права единолично принять решение об использовании подобного режима труда. Ему также необходимо получить согласие профсоюза, который должен убедиться, что принимаемые корректировки не отразятся на служащих негативно, а также не нарушат их права.

Разделение рабочего дня на части для водителей

Деление трудового дня, в частности, характерно для водителей рейсового транспорта . Это обусловлено необходимостью водителя подстраиваться под график движения автобусов, который определяет руководитель организации пассажирских перевозок. Таким образом, трудовой период, включающий все поездки сотрудника, может превышать зафиксированную законом норму. Однако получить надбавку за сверхурочный труди или не представляется возможным ввиду того, что:

  • общее сверхурочное время не должно превышать отметки в 120 часов в год. Поездки между городами осуществляются ежедневно;
  • ст. 101 ТК РФ определено, что использование ненормированного графика только при краткосрочной необходимости (на несколько дней) запрещено.

В данных обстоятельствах трудностью является также посменный график, так как определить нормированную смену проблематично. Помимо этого, труд на протяжении двух рабочих смен подряд законодательно запрещен, но, как показывает практика, имеет место быть. Так, когда водитель осуществляет одну поездку, он ждет необходимое количество времени (зачастую более 2-х часов), после чего осуществляет новую поездку.

Оптимальным решением становится использование дробленного рабочего графика, так как режим работы водителей попадает под положения ст. 105 ТК РФ.

Нюансами данного режима труда для водителей являются:

  1. Перерыв между частями рабочей смены должен начинаться не позднее первых пяти часов с начала рабочего дня.
  2. Когда разрыв рабочего времени достигает более 4 часов, работник имеет право брать перерыв в первой части смены. При этом длительность перерыва не может быть менее 15 минут.
  3. Временной отрезок, находящийся между рабочими частями, не должен быть более двух часов. В него не учитывается законодательно положенный субъекту перерыв на еду и отдых.

Так, для оформления подобного режима труда, наниматель должен получить письменное согласие водителя. В иных случаях привлечение субъекта к подобной деятельности незаконно.

Таким образом, разделенный график труда используется для оптимизации использования рабочего времени. Это характерно для предприятий, у которых существуют сильные перепады интенсивности работы. Для оформления подобного графика нанимателю требуется получить согласие сотрудников и профсоюзного органа.

Работодатель самостоятельно решает, по какому графику будут работать его наемные специалисты. Нередко требуется разделение на части рабочего дня, причем обычно такая необходимость обусловлена разными изменениями в производственной деятельности фирмы. Данная процедура заключается в том, что смена сотрудника разделяется на несколько частей. Между данными частями предоставляются небольшие перерывы.

Суть режима

Ненормированный рабочий день используется многими руководителями компаний, причем наиболее часто он встречается в производственных предприятиях. При разделении рабочего дня удается эффективно управлять трудовыми ресурсами.

Длительность частей работы и отдыха устанавливается на основании договоренности работника и работодателя. Но общая продолжительность рабочего дня не может превышать имеющейся в законодательстве нормы.

В законе отсутствует информация о том, на сколько минимально или максимально частей может делиться рабочий день наемного специалиста в течение одной смены. Наиболее часто руководители компаний предпочитают делить смену на две части, в результате чего между ними образуется единственный перерыв. Его длительность может варьироваться от 1 до 3 часов.

Когда допускается разделение?

По ТК РФ разделение рабочего дня на части допускается только при учете некоторых требований. Процедура может выполняться в следующих ситуациях:

  • трудовая деятельность отличается специфическим характером, например, работа в школах или иных учреждениях, где учащиеся не только учатся, но и постоянно проживают;
  • в компании работники сталкиваются с разной интенсивностью труда в течение одного дня, например, в транспортных организациях.

В вышеуказанных ситуациях непременно требуется, чтобы одна смена работника была разделена на несколько частей. Но после выполнения данного процесса не допускается, чтобы общая длительность работы превышала норму в день.

Во время разделения на части рабочего дня работодатель должен ориентироваться на местное законодательство и внутренние нормативные акты. Основная информация о правилах проведения данного процесса содержится в статье 105 ТК.

На какие части разделяется смена?

Наиболее часто такое разделение применяется для водителей автобусов, которые ездят по специальным маршрутам, а также к представителям других аналогичных профессий, так как между маршрутами или выполнением определенной работы устанавливаются определенные перерывы.

Перерыв между работой максимально равен 3 часа, но при этом общее количество времени, которое приходится проводить гражданину на работе, не может превышать нормы, установленной в ТК.

Доплата за разделение

Наиболее часто работников интересует оплата. Разделение рабочего дня на части требует от руководителя компании предоставления определенных доплат работникам за появляющиеся неудобства. Такие сложности связаны с тем, что на некоторое время гражданам приходится покидать свое рабочее место, чтобы через несколько часов снова приступить к рабочей деятельности.

Компенсация может назначаться государством или непосредственным работодателем, что закрепляется в трудовом договоре. Для этого руководитель фирмы издает соответствующий приказ в компании. Получаемые выплаты не могут являться частью оклада.

Наиболее часто компенсации за разделение на части рабочего дня, назначаются следующим работникам:

  • женщины, работающие в селе, но только при условии, что их перерыв по длительности превышает 2 часа, поэтому назначается доплата, равная 30% от среднего заработка;
  • работники сферы ЖКХ, ремесленники или специалисты, трудящиеся в области бытового обслуживания, причем для них размер доплаты составляет 30%;
  • начальники железнодорожных структур.

Если процесс разделения выполняется на основании отраслевого соглашения, то работодатель должен ориентироваться при издании приказа на содержание данного документа. Доплата не может быть ниже, чем размер, указанный в этом соглашении.

Когда обязательно делится рабочий день?

Существуют ситуации, когда обязательно работодатель пользуется ненормированным рабочим днем. Конкретные профессии определяются разными нормативными документами. Например, в Приказе Министерства связи указаны следующие специалисты, для которых делится рабочая смена:

  • начальник отделения связи;
  • оператор, занимающийся выдачей или приемкой отправлений и телеграмм;
  • операторы, ответственные за почтовые доставки;
  • почтальоны;
  • сортировщик писем;
  • электромонтеры оборудования;
  • телефонисты справочной службы.

Обязательно делится смена для водителей, для чего непосредственно в организации формируется специальное положение о разделении рабочего дня на части. Сюда же относятся работники метрополитена и специалисты образовательных учреждений, в которых учащиеся находятся круглосуточно. Поэтому работодатели должны учитывать характер труда своих работников, чтобы установить для них оптимальный график труда.

Составление внутреннего нормативного акта

Если требуется разделить рабочий день определенного специалиста на несколько частей, то данная процедура должна грамотно оформляться руководителем компании. Первоначально составляется специальный локальный акт в компании, на основании которого устанавливается ненормированный рабочий день.

В этот нормативный акт обязательно вносится следующая информация:

  • на какое количество частей делится трудовой день специалиста;
  • для каких работников компании предусматриваются такие изменения в трудовом распорядке;
  • общая продолжительность рабочего дня;
  • время начала и окончания перерыва;
  • дата, когда произойдет переход на новый график;
  • срок действия нового режима;
  • другие важные моменты, имеющие отношение к работе наемного специалиста.

Утверждается данная документация руководителем кадровой службы компании. Дополнительно акт передается в профсоюз для изучения. Представители профсоюза могут вносить разные корректировки в этот документ.

Как только акт будет утвержден, то с его содержанием знакомятся все сотрудники, которых затрагивает данная документация, причем процедура выполняется под роспись.

Формирование дополнительного соглашения

Разделение рабочего дня на части для водителей или других наемных специалистов считается сложным процессом, предполагающим значительное изменение условия труда граждан. Поэтому работодатель должен грамотно оформлять такие корректировки. Для этого с каждым сотрудником, для которого изменяется график работы, составляется дополнительное соглашение к трудовому договору.

В этом соглашении непременно фиксируется, что гражданина переводится на разделенную трудовую смену. Для этого заранее издается руководителем фирмы соответствующий приказ.

Особенности работы

Режим разделения рабочего дня на части обладает многими нюансами. К ним относится:

  • любой гражданин, работающий официально, имеет право на перерыв, длительность которого может находиться в пределах от получаса до двух часов;
  • время устанавливаться между разными частями одной смены руководителем фирмы;
  • заблаговременно требуется получить разрешение на дробление смены от профсоюза;
  • непременно в компании издается внутренний акт, на основании которого осуществляется деление рабочего времени сотрудников на несколько частей;
  • работодатель должен убедиться, что полностью соблюдаются права и интересы работников фирмы.

Если представители профсоюза соглашаются со всеми вносимыми изменениями, то они должны составить письменное согласие в течение 5 дней после получения акта. Если в этот период времени отсутствует ответ, то компания может утвердить акт без согласия профсоюзного органа.

Профсоюз может вносить изменения, если какие-либо пункты имеющегося акта нарушают права или интересы наемных сотрудников.

Оплачиваемые и неоплачиваемые периоды

Работодатель может сам определить, каков будет внутренний распорядок его работников. Поэтому рабочая смена может раздробляться на разное количество частей. По закону только периоды, предназначенные для отдыха и питания, могут оплачиваться руководством, а в других ситуациях оплата не предусматривается.

На основании ст. 108 ТК указывает, что все люди должны иметь перерыв для питания. Он устанавливается в любой момент смены, причем минимально он равен 30 минутам. Работодатель может не оплачивать данный период.

Существуют и оплачиваемые перерывы, например, если специалист трудится на холоде, то периодически он должен отдыхать в обогреваемом помещении. Работодатель должен не только оплачивать эти перерывы, но и предоставлять условия для комфортного отдыха.

Если для имеющихся работников осуществляется разделение рабочего дня, то для снижения негативных последствий таких изменений работодатели часто назначают доплаты. С них уплачивается налог и отчисляются средства в разные фонды.

Как оплачивается работа?

Разделенная трудовая смена отличается некоторыми особенностями по оплате. Поэтому руководителем фирмы учитываются следующие нюансы:

  • длительные перерывы между отдельными частями смены, не оплачиваются, если иное не предусматривается трудовым договором или дополнительным соглашением, составленным между директором и наемным специалистом;
  • для компенсации неудобств, возникающих у граждан, требуется назначать доплату за разделение;
  • на основании ст. 149 ТК размер такой компенсации определяется непосредственным руководителем компании, для чего учитываются положения трудового договора и дополнительного соглашения, а также нормативных актов компании и государства;
  • эти выплаты не могут являться частью оклада, так как причисляются исключительно к компенсациям.

Практика показывает, что руководители компаний редко предлагают своим работникам компенсационные выплаты.

Какие составляются документы?

Разделение на части рабочего дня считается сложным процессом, во время которого руководитель фирмы обязан подготавливать много разных документов. К ним обязательно относится:

  • Внутренний нормативный акт. Правила его составления приводятся в ст. 22 и ст. 105 ТК РФ. С его помощью обеспечивается возможность внесения необходимых изменений в трудовой договор работников компании. В нем указываются точные условия, сроки и цифры, на основании которых происходит дробление рабочего дня. Приводится количество разделений, точное время и длительность перерывов, а также размер доплаты, если она назначается директором.
  • Разрешение от профсоюза. Оно составляется в течение 5 дней после получения примерного нормативного акта, на основании которого будут вноситься изменения в трудовой договор работников. Если в течение этого периода документ не будет составлен, то фирма имеет право вносить нужные изменения в трудовую смену без согласия профсоюза.
  • График разделения рабочего дня на части. На основании этого документа все сотрудники, для которых производятся изменения, знакомятся с режимом своей будущей работы. Обычно составляется график для всей фирмы, причем во время формирования данного документа актуально пользоваться примерами. Разделение рабочего дня на части не должно затрагивать права и интересы сотрудников.
  • Дополнительное соглашение к трудовым контрактам. Так как деление рабочей смены приводит к существенному изменению условий труда, то такие корректировки непременно официально фиксируются. Для этого с каждым работником составляется дополнительное соглашение. В нем указывается, на какие части делится смена, какая за это назначается доплата, а также прописываются другие значимые условия.

Отсутствие даже одного вышеуказанного документа выступает основанием для принудительной отмены решения руководства фирмы трудовой инспекцией или судом.

Что делать работникам при нарушении их прав?

Нередко рабочий день граждан делится работодателем на части с многочисленными нарушениями. Например, не учитываются права работников или не запрашивается разрешение от профсоюза. При таких условиях наемные специалисты могут воспользоваться следующими методами решения проблемы:

  • подача жалобы в трудовую инспекцию или прокуратуру;
  • обращение к представителям профсоюза, чтобы они разными методами повлияли на работодателя или обратились в государственные организации от имени работников;
  • подача иска в суд, причем суд вправе не только отменить принятое работодателем решение, но и даже взыскать с него компенсацию морального вреда.

Если каждый работник будет разбираться в своих правах и обязанностях, то он сможет отстаивать свои интересы в суде или при обращении в государственные надзорные учреждения.

Заключение

Для многих работников требуется разделение рабочей смены на несколько частей. Процесс должен оформляться с одновременным составлением разных официальных документов.

Длительные перерывы не оплачиваются работодателем, но он может назначать для специалистов доплату, представленную компенсацией. Она не может выступать частью оклада.