Современная экономика должна опираться на последние технологические достижения, что равносильно созданию множества высокотехнологичных рабочих мест (ВРМ). Что же скрывается под этим термином?
Анализ показывает, что общепринятого строгого определения ВРМ не существует. Тем самым широкая общественность и административный истеблишмент пользуются понятием, не до конца ясным и определенным.
Исторически понятие ВРМ получило «политическое рождение» с речи президента России В.Путина, произнесенной им в день инаугурации 7 мая 2012 г. В этой программной речи была поставлена задача создания к 2020 г. 25 млн. рабочих мест. Впоследствии, 26 мая 2013 г., в преддверии дня предпринимателя, В.Путин встретился с представителями малого и среднего бизнеса. Главной темой обсуждения стала задача создания 25 млн. рабочих мест (далее – Задача–25). На этой же встрече он сделал важный комментарий к Задаче – 25: «Важно, чтобы новые рабочие места были высокотехнологичными. Там, где они появляются, наблюдается так называемый синергетический эффект по всем направлениям: по эффективности, по повышению производительности труда, по решению социальных задач, включая уровень заработной платы и улучшение условий труда». Так же отметим, что анализ модернизированных производств показал, что на предприятиях так называемой новой экономики выработка на одного работающего почти в 10 раз больше, чем на старых, традиционных предприятиях, а прибыль на одного работающего выше в 8,6 раза. В приведенных комментариях просматриваются основные характеристики ВРМ.
В последующих исследованиях неоднократно уточнялись некоторые параметры ВРМ. Например, одна из характеристик ВРМ была озвучена, уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей, Б.Титовым. В одной из своих своей статье он указал на тот факт, что организация «Деловая Россия» выдвинула идею создать к 2025 г. в конкурентном секторе экономики России 25 млн. новых современных ВРМ с производительностью не менее 3 млн. руб. в год. Это существенное уточнение технологического параметра ВРМ. Чтобы лучше понять масштаб технологического рывка, который необходим при переходе на ВРМ, сравним их производительность со средней по стране. И так, по данным Росстата, численность занятых в стране в 2012 г. достигала 71,5 млн. чел., а ВВП составил 62,6 млрд. руб. Это означает, что средняя производительность труда в этом году в России составляла 875,5 тыс. руб. Следовательно, производительность ВРМ должна быть почти в 3,5 раза выше средней по стране.
Таким образом, понятие ВРМ как таковое в научной и деловой литературе отсутствует. Между тем данное понятие не является столь сложным, что нуждается в специальных академических определениях; специалисты хорошо понимают сущность этого понятия. В целом же, понятие ВРМ является своеобразным политическим штампом, возникшим в период предвыборной президентской гонки. За прошедшее время активные дебаты вокруг Задачи–25 привели к тому, что понятие ВРМ «обросло» необходимыми характеристиками, которые и позволяют довольно точно верифицировать и сам феномен ВРМ.
ВРМ – это такое рабочее место, для которого имеют место следующие факты:
· оснащенность самым современным технологическим оборудованием, основанным на последних достижениях науки и техники;
· высокая экономическая эффективность производства (производительность труда должна, как правило, в разы превосходить аналогичный показатель традиционных производств; например, в 3,5 раза выше средней производительности труда в стране);
· высокая квалификация работников, занятых на данном рабочем месте;
· высокая заработная плата работников, занятых на данном рабочем месте (в разы выше, чем у работников традиционных производств);
· высокая стоимость создания нового рабочего места или модернизации старого рабочего места (не менее 100 тыс. долларов).
Из сказанного вытекает, что процесс воспроизводства ВРМ, который в явном виде в литературе как таковой не обсуждается, предполагает три ключевых момента:
1. Создание новых ВРМ (в том числе за счет модернизации старых);
2. Подготовка квалифицированных кадров для новых ВРМ;
3. Создание благоприятных институциональных условий для инвестирования в новые ВРМ.
Анализ рабочего места позволил отобрать и обосновать ряд технико-технологических и организационно-экономических показателей (табл. 1 «Показатели оценки рабочего места»), отвечающих сформулированным выше требованиям.
Таблица 1. «Показатели оценки рабочего места».
Технико-технологические показатели :
Оценка рабочих мест по качеству продукции (осуществляется для рабочих мест, предназначенных для производства продукции, определяемой ГОСТами и стандартами предприятия).
Оценка рабочих мест по показателю производительности установленного оборудования (фактическая производительность оборудования (Пф) сравнивается с плановой производительностью оборудования (Пп)).
Оценка показателя:
Пф = Пп – удовлетворительно;
Пф < Пп – неудовлетворительно.
Оценка рабочих мест по уровню технического состояния оборудования (нормой являются технико-производственные свойства технологического оборудования, определенные нормативно-технической и/или конструкторской документацией)
Оценка рабочих мест по степени износа оборудования.
Киз = 1 – Сост: Снач,
где Киз – коэффициент износа оборудования;
Сост – остаточная стоимость оборудования;
Снач – начальная стоимость оборудования.
Оценка показателя:
0,41 < Киз< 0,75 – удовлетворительно;
0,76 < Киз< 1,00 – неудовлетворительно.
Оценка рабочих мест по уровню технологической оснащенности (нормативный перечень технологической оснастки рабочего места, утвержденный в ходе проектирования, сравнивается с технологической оснасткой, имеющейся в наличии на оцениваемом рабочем месте).
Организационно-экономические показатели :
Оценка рабочих мест по выполнению плана производства (нормой по данному показателю считаются плановые объемы производства продукции (Вп) за год до проведения оценки рабочего места; фактическое значение – фактический объем выпуска продукции (Вф) за аналогичный период)
Оценка показателя:
Вф = Вп – удовлетворительно;
Вф ≠ Вп из-за аварий и простоев оборудования – неудовлетворительно.
Оценка рабочих мест по занятости работников производительным трудом
Кз = Тпр ф: Тпр п = (Тсм – Толн – Твп) : (Тсм – Толн),
где Тпр п – плановое время производительного труда в течение рабочей смены;
Тпр ф – фактическое время производительного труда в течение рабочей смены;
Тсм – время рабочей смены;
Толн – нормативное время на отдых и личные надобности;
Твп – время внутрисменных простоев.
Оценка показателя:
0,75 < Кз < 1,0 – удовлетворительно;
Кз < 0,75 – неудовлетворительно.
Оценка рабочих мест по соответствию квалификации работников (Рч) и тарифного разряда работ (Рраб)
Осуществляется по модулю (абсолютному значению) |Рч – Рраб |.
Оценка показателя:
0 < |Рч – Рраб| < 1 – удовлетворительно;
1 < |Рч – Рраб| – неудовлетворительно.
Оценка рабочих мест по рациональности планировки :
В этом случае применяется экспертная оценка. При ее проведении учитываются:
· рациональное размещение оборудования;
· обеспечение минимального перемещения работника в рабочей зоне и за ее пределами;
· рациональное размещение и хранение на рабочем месте материалов и инструментов.
Оценка показателя может быть удовлетворительной или неудовлетворительной.
Оценка рабочих мест по уровню организационной оснащенности
Нормативный перечень организационной оснастки рабочего места, утвержденный в ходе проектирования, сравнивается с фактической организационной оснасткой. Оценка показателя:
· фактическая организационная оснащенность рабочего места соответствует нормативу – удовлетворительно;
· не соответствует – неудовлетворительно
Оценка рабочих мест по качеству регламентации труда :
Нормативным значением данного показателя является наличие на рабочем месте рабочей и технологической инструкций на данное рабочее место, технолого-нормировочной карты.
Оценка показателя:
· регламентация труда на рабочем месте соответствует нормативному уровню удовлетворительно;
· не соответствует – неудовлетворительно.
Существуют так же следующие методы оценки рабочих мест: ранжирование, классификация и балльно-факторный.
Ранжирование расставляет описания работ от наивысшего до низшего на основании какого-либо критерия (объем работы, сложность работы, значимость работы, цена ошибки и др.) При небольшом количестве рабочих мест их ранжирование можно успешно провести, не прибегая к каким-либо специальным методикам, то есть путем прямого ранжирования.
Рабочее место, получающее наибольшее количество отметок считается самым значимым и ему присваивается наивысший ранг. Когда оценку одних и тех же рабочих мест в целях объективности осуществляют несколько оценщиков, ранги рабочих мест складываются и рассчитываются их среднеарифметические значения.
Наиболее существенным недостатком метода ранжирования является то, что он не имеет единицы измерения для определения относительной ценности рабочего места.
Метод классификации – наиболее распространенный. В нашей стране многие десятки лет он являлся основным методом оценки рабочих мест. Метод классификации в современной компании осуществляется в два этапа – вначале разрабатывается система классификации оценки рабочих мест, а затем, собственно, проводится оценка рабочих мест.
Разработка системы классификации ОРМ, безусловно, является самым сложным этапом внедрения метода классификации, и должна быть завершена созданием справочника-классификатора работ компании. В дальнейшем оценка того или иного рабочего места компании проводится путем сравнения описания рабочего места и эталонных характеристик справочника-классификатора.
Балльно-факторный метод оценки рабочих мест является аналитическим методом. В сравнении с другими методами оценки рабочих мест он более точен и объективен. Главное отличие БФМ от методов ранжирования и классификации – это наличие универсальных компенсируемых факторов. Компенсируемые факторы – это доступные измерению требования к рабочим местам, которые являются общими для многих различных видов деятельности. Компенсируемые факторы основываются на стратегии деятельности компании, на необходимости оценки вклада рабочего места в результаты ее деятельности. Компенсируемые факторы – это такие характеристики в деятельности, которые ценятся организацией – это то, за что работодатель готов платить работнику (компенсировать деньгами). Самые популярные и понятные компенсируемые факторы – это навык, усилие, ответственность и условия труда. Чтобы упростить понимание этих абстрактных универсальных факторов для более детального описания каждого универсального фактора используется некий вторичный набор факторов, которые называются субфакторами. Субфакторы – это понятия, определяющие конкретные атрибуты какого-то конкретного рабочего места более точно. Количество субфакторов по каждому фактору чаще всего колеблется от двух до трех. При идентификации субфакторов важно давать им как можно более точные описательные характеристики, используя при этом минимальное количество слов для исключения ошибок, которые могут привести к переоценке или недооценке рабочих мест. Субфакторы не должны дублировать друг друга.
Например, для фактора навык наиболее применимыми являются субфакторы образование и опыт.
Несмотря на то, что планы создания высокопроизводительных рабочих мест активно обсуждаются, устанавливаются целевые показатели их создания, до сих пор не предложено четкого определения понятия высокопроизводительного рабочего места. В мировой практике наиболее близкий из существующих терминов - «качественное рабочее место». В этом случае смысловой акцент сделан не на производительности труда, а на качестве оснащения места (с точки зрения работника), социальной обеспеченности трудящегося и уровне оплаты труда. То есть при подходе с точки зрения «качественного» рабочего места рассматривается уровень потребления и сбережений работника, а «высокопроизводительного» - эффективность производства.
Таблица 2. «Некоторые примеры определений высокопроизводительных рабочих мест».
Источник | Критерии |
Указ Президента РФ №596 от 7 мая 2012 г. "О долгосрочной государственной экономической политике" до 2020 г. | Производительность труда в 1,5 раза выше, чем в 2011 году |
Деловая Россия | Выручка не менее 3,5 млн руб. в год на одно рабочее место |
АНО «Агентство стратегических инициатив» | Добавленная стоимость не менее 900 тыс. руб. в год на рабочее место, заработная плата не менее 30 тыс. руб. в ценах 2011 года |
Фонд Форда (США) | Рабочее место, позволяющее получать достаточную для жизни заработную плату, накапливать финансовые активы, иметь карьерные перспективы |
Институт изучения занятости (США) | Рабочее место, которое гарантирует улучшение качества жизни среднего класса и выход за пределы порога бедности для американцев с низким уровнем доходов |
Агентство стратегических инициатив (АСИ) определяет высокопроизводительное рабочее место по критериям:
Производительность труда не ниже 963 тыс. рублей в год в ценах 2012 г. – для всех секторов экономики, кроме государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения, предоставления социальных и прочих коммунальных и персональных услуг
Зарплата не ниже 44 940 руб. в месяц в ценах 2012 г., скорректированная с учетом отличия уровня потребительских цен в регионе от среднего по стране – для Государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения, предоставления социальных и прочих коммунальных и персональных услуг
На данном рабочем месте работает квалифицированный или высококвалифицированный специалист.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22
Конечной целью любого предпринимательского начинания является получение прибыли. Бизнесмен или предприятие использует комплекс необходимых ресурсов: товары, сырье и материалы, источники энергии, имущество и технические средства, новые технологии, рабочую силу и услуги различных организаций.
Для получения положительного результата следует достаточно точно определить экономический эффект от использования всех элементов этих ресурсов.
Каждый работодатель мечтает, чтобы нанятый им персонал выполнял как можно больший объём работы за меньший отрезок времени. Для усреднённого расчёта эффективности работы трудового коллектива используются показатели производительности труда.
Наиболее объективной будет оценка плодотворности труда работников, выполняющих в аналогичных условиях однородную работу. В этом случае в анализе можно увидеть, какое количество операций, деталей, узлов выполняют сотрудники, то есть посчитать в натуральном выражении: сколько один человек выработал продукции за час, смену, месяц, или сколько времени ему необходимо для изготовления единицы продукции.
При производстве и выполнении различных работ их объём рассчитывается в стоимостном выражении, что в определённой степени снижает точность расчёта.
Какой практический смысл этих показателей?
Подробную информацию о подсчете данного показателя вы можете посмотреть на следующем видео:
Обобщённая формула производительности труда:
П= О/Ч, где
Такой показатель, характеризующий какой объём работы выполняет один человек за выбранный период (час, смену, неделю, месяц), ещё называют выработкой .
Пример 1. В январе 2016 года ателье мод выполнило 120 заказов по пошиву верхней одежды (куртки). Работу выполняли 4 швеи. Производительность труда одной швеи составила 120/4 = 30 курток в месяц.
Обратный показатель — трудоёмкость — определяет, сколько нужно труда (человеко-часов, человеко-дней) на производство единицы продукции.
Пример 2. В декабре 2015 года цех мебельного комбината изготовил 2500 стульев. Согласно табелю рабочего времени, персонал отработал 8000 человеко-часов. На изготовление одного стула понадобилось 8000/2500 = 3,2 человеко-часа.
Для определения производительности труда по цеху, структурному подразделению завода, фабрики за период (месяц, квартал, год) используется формула ПТ=оС/срР, где
Пример 3. Цех металлоизделий в ноябре 2015 года произвел готовую продукцию на общую сумму 38 миллионов рублей. Среднесписочная численность работников составила 400 человек. Отработано 63600 человеко-часов. В декабре 2015 года изготовлено продукции на сумму 42 миллиона рублей, а среднесписочная численность составила 402 человека. Отработано 73560 человеко-часов.
Выработка на одного человека:
Коэффициент роста производительности труда по цеху составил 104,5 / 95 х 100% = 110%.
Трудоёмкость на изготовление готовой продукции на сумму 1 миллион:
Качественный анализ трудовых показателей даёт возможность оптимизировать общую численность работников, их расстановку, выявить имеющиеся недостатки и резервы в организации труда и необходимость технического усовершенствования рабочих процессов.
Основной целью деятельности любого коммерческого учреждения является максимизация прибыли. Это означает необходимость сокращения издержек. Коэффициент использования материалов - показатель, который позволяет оценить рациональность последних, их необходимость для получения конечного результата. Если фирма тратит слишком много ресурсов впустую, то она не может быть успешной. возможна в условиях конкуренции только за счет минимизации издержек.
Определение материалов позволяет оценить, является ли выпуск продукции эффективным и рациональным. Затем, если показатель нас не удовлетворяет, мы должны попытаться изменить ситуацию. Однако это совершенно невозможно, если не иметь представления о производственном процессе. Поэтому для начала рассмотрим его на примере машиностроительной отрасли. Она удобна для анализа, поскольку на большинстве предприятий данного направления является сходным.
На первой стадии происходит создание из сырья и материалов заготовок. Уже здесь мы можем столкнуться с издержками. Чем больше сырья тратится впустую, тем сильнее коэффициент использования материалов будет отклоняться от единицы. Вторая стадия связана с обработкой заготовок и приданием им требуемой конфигурации. Естественно, это также сопряжено с издержками. Причем они зависят от эффективности начального этапа. На третьей стадии происходит уже предварительная и непосредственная сборка изделий.
Выпускаемая продукция может характеризоваться как в физических единицах, так и в стоимостном выражении. Все понимают, что фирма может продолжать свое функционирование тогда, когда ее доход превышает затраты. Однако с чем связаны последние? Рассмотрим трехфакторную модель. Для того чтобы выпустить продукцию, нам нужны орудия труда. Это наши основные фонды. Рациональность и эффективность производства зависит от того, как мы их используем: интенсивно или экстенсивно. Характеризует же эффективность данных факторов фондоотдача. Используется и обратный данному показатель.
Также для выпуска продукции нужны предметы труда. Это наши Вот как раз их и характеризует коэффициент использования материалов. Эффективность же указывает показатель, уже упомянутый при описании основных фондов. Это материалоотдача. Наконец, важным является Она также может использоваться экстенсивно и интенсивно. И это влияет на наши издержки. рабочей силы является производительность персонала и трудоемкость продукции. Это также обратные показатели.
Формула данного показателя характеризует фактор оборотных фондов. Также использование предметов труда отражает выход готовой продукции. Последний показатель, как правило, применяют в отраслях, где происходит первичная обработка сырья.
В обрабатывающей же промышленности чаще рассчитывают коэффициент использования материалов. Отражают, какой процент сырья должен был содержаться в готовой продукции, и как все выглядит в реальности. Выделяют два вида коэффициентов использования.
Первый вид показателя, как это ясно из названия, является прогнозным. Он используется при планировании дальнейшей деятельности и построении стратегии развития. Формула выглядит следующим образом: Кпл = Мч/Мн. В ней используются следующие условные обозначения: Кпл - это плановый коэффициент использования, Мч - чистый вес изделия, Мн - расход материалов по установленным нормам. Как видно из формулы, он слабо отражает реальную ситуацию. Норма устанавливается для гипотетической ситуации. На самом деле мы можем столкнуться с гораздо большими, чем планировалось, издержками.
Данный показатель уже реальнее характеризует использование предметов труда. Введем условные обозначения. Пусть Кф - это фактический коэффициент использования, Мч - чистый вест изделия, как и в предыдущем случае, а Мф - реально израсходованный материал. Тогда формула будет выглядеть следующим образом: Кф = Мч/Мф.
Легко заметить, что в обоих случаях коэффициент может принимать значения от 0 и до 1. Однако единице в реальности он равен быть не может. Всегда какая-то часть материала растрачивается, но не содержится в готовой продукции. Но важно понимать, что его часть можно использовать повторно или переработать, что рассматриваемый коэффициент не учитывает. Поэтому производственный процесс всегда нужно анализировать комплексно, а не просто сосредотачиваться на цифрах.
Это еще один важный показатель, который характеризует условия в отрасли. Введем условные обозначения. Пусть С - это норма расхода материала, а Кф - число единиц фактически выпущенной продукции. Для формулы нам также понадобится фактический коэффициент использования материалов - Мф. Пусть Нед - это норма расхода на единицу выпущенной продукции. Тогда С = (Мф/Кф*Нед)*100%.
Рациональное использование материалов позволяет фирме максимизировать прибыль. Однако многое зависит от ситуации по отрасли в целом.
На норму расхода материалов влияют следующие факторы:
Рассмотрим раскрой ДСП для изготовления деталей. Чем он рациональнее, тем меньше материала мы тратим впустую. Коэффициент использования в данном случае будет равен соотношению площадей штампуемой детали и заготовки. Чем лучше раскрой ДСП, тем ближе к единице данный показатель. Но каким же он должен быть?
Мы никак не можем изменить площадь штампуемой детали. Ее размеры четко установлены. Однако мы можем повлиять на площадь заготовки. Она определяется путем умножения шага между деталями на длину полосы. Чем экономичнее расположены контуры будущих заготовок, тем меньше промежутки между ними. А это означает уменьшение расхода материала. Таким образом, из одного и того же количества сырья предприятие сможет сделать больше продукции. Издержки уменьшатся, а прибыль возрастет.
СпецОценка труда - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.
Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. . Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда рабочих нужно провести внепланово).
к меню
Как сэкономить на спецоценке условий труда, как получить ВОЗМЕЩЕНИЕ в ФСС
Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.
После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию . Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.
Закон распространяется на отношения с 1 января 2014 года. То есть компании вправе уточнить ранее сданную декларацию. Для этого заполните новый бланк с учетом изменений, а в шапке напишите, что это уточненная отчетность.
Задекларированные места можно повторно не оценивать. Компания подаст новый отчет, который будет действовать еще пять лет. Льгота действует при условии, что не будет несчастных случаев и профзаболеваний. Иначе нужна новая оценка.
Смена ФИО работника, наименования рабочего места, реорганизация юридического лица
к меню
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Согласно пункта 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. специальная оценка условий труда не проводится
в отношении:
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Если даже сотрудники постоянно работают на территории заказчика, а не на территории предприятия, организации, все равно необходимо проводить оценку труда, потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Иначе, не проведя же специальную оценку труда в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. За это может грозить административная ответственность.
к меню
Специальную оценку условий труда рабочих обязаны проводить все работодатели, а также , принявшие на работу сотрудников.
Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.
Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят.
Примечание : Статья 3 Закона № 426-ФЗ.
Спецоценку нужно провести в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест. Такой порядок следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Трудовые инспекторы оштрафовали компанию по статье 5.27.1 КоАП РФ на сумму 60 000 руб. за то, что она не провела спецоценку. Верховный суд отменил решение о штрафе, поскольку инспекторы не учли специфику рабочих мест, предусмотренных штатным расписанием компании.
Судьи указали, что компания вправе провести спецоценку своих рабочих мест поэтапно. Главное, завершить ее до 31 декабря 2018 года.
Компенсации и льготы устанавливают по результатам СОУТ (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Однако до тех пор, пока на рабочем месте не провели спецоценку, льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях устанавливают на .
То есть в данной ситуации могут быть решения вопроса, а именно:
1 . Можно самостоятельно отнести условия труда к вредным и установить сотрудникам компенсации на основании списка, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, и включить соответствующие условия в трудовой договор. А после проведения специальной оценки в трудовой договор нужно будет внести изменения на основании результатов оценки.
Право на досрочную пенсию сотрудника зависит от 2-х условий:
Это правило применяется с 01.01.2013 года. Соответственно вопрос о включении периода работы в льготный стаж до проведения СОУТ остается спорным, есть вероятность, что сотруднику свое право нужно будет отстаивать в суде. В связи с чем СОУТ нужно провести как можно скорее. Если Вы укажете в трудовых договорах сотрудников, что условия их труда являются вредными, Вы можете включить эти должности в свой «Перечень льготных профессий, при этом нужно будет отчислять , как в случае, если специальная оценка не проведена.
2 . Можно указать в трудовом договоре , что условия труда являются допустимыми, и не устанавливать компенсации, а после проведения специальной оценки внести изменения в трудовой договор. Однако в этом случае данный период работы не будет включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
При этом следует учесть, что в случае отнесения условий труда к вредным или опасным право на получение соответствующих компенсаций у сотрудника возникнет с момента приема его на работу на данное рабочее место, а не с момента завершения спецоценки. Соответственно, если сотруднику, например, будет положен дополнительный отпуск, он будет полагаться за весь период со дня приема на это рабочее место.
Примечание : Некоторые авторы указывают на то, что при отсутствии аттестации рабочих мест и специальной оценки данные об условиях труда на рабочем месте в трудовой договор вносить не нужно. Однако данная позиция противоречит положениям , согласно которой данные об условиях труда являются обязательными для включения в любой трудовой договор и никаких отлагательных условий при внесении данных изменений в ст. 57 ТК РФ законодатель не вносил. Из чего следует, что формальное отсутствие описания условий труда на рабочем месте работника уже является нарушением трудового законодательства, за что работодатель может быть привлечен к ответственности.
Спецоценку условий труда нужно проводить даже на временных (созданных на срок менее 12 месяцев) или сезонных рабочих местах. Об этом, а также о том, когда проводить оценку, Минтруд России напомнил в письме от 20.08.17 № 15-1/ООГ-2410 .
На рабочих местах сотрудников, кроме надомников и "удаленщиков", специальная оценка проводится в обязательном порядке. В связи с этим работодатель должен проводить спецоценку в том числе на временных или сезонных рабочих местах. Сделать это можно в период осуществления на таких местах производственной деятельности.
к меню
Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.
к меню
Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:
Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.
Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК).
Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.
А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма. Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Минимальное число участников комиссии законом не установлено, оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество . Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 2 ст. 8, п. 1, 4 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, ч. 8 ст. 20 ТК).
Внимание: в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник. Это и логично.
Ведь комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, проще все же написать "бумажку" и издать приказ о проведении специальной оценки, в котором следует описать состав комиссии.
Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 1, 3 и 4 статьи 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
к меню
Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:
При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.
На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.
Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.
к меню
Согласно статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет , если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки будет утвержден Минтрудом России в течение 2014 года.
Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.
По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).
Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест? В общем случае не нужно. Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации рабочих мест можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
к меню
В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:
Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяется комиссией.
к меню
Статья 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ говорит, что внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:
Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. Если же речь об обстоятельствах из пунктов 2, 4–7, то внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев с даты соответствующих обстоятельств.
Если поменялась фамилия (имя, отчество) работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из пунктов 3–5 и 7, спецоценку можно не проводить.
к меню
На вновь организованном рабочем месте нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда. Причем не имеет значения, на какой срок это рабочее место создается. Письмо Минтруда от 07.06.2017 № 15-1/ООГ-1568
Можно только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, не являющимися ИП.
Поэтому, на вновь организованных рабочих местах сотрудников, не относящихся ни к одной из этих категорий, проведение внеплановой спецоценки обязательно. В том числе, в случае, когда речь идет о временном рабочем месте (т.е. созданном на срок менее 12 месяцев). При непроведении спецоценки работодателю грозит, как минимум, предупреждение, а при менее благоприятном исходе – штраф согласно (п.2 ст.5.27.1 КоАП).
Если рабочее место сотрудника переносится из одного помещения в другое, работодатель обязан провести внеплановую проверку условий труда на новом рабочем месте. Об этом напомнил Минтруд России в письме от 02.11.17 № 15-1/ООГ-2982 . (формат.doc)
Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.
к меню
Сразу штрафовать за отсутствие спецоценки не будут
Прежде чем назначить штраф за нарушение требований о проведении специальной оценки условий труда, трудиспекторы будут направлять работодателям предостережение.
Примечание : Разъяснения Минтруда от 16.01.2019
В предостережении будет указан срок, в течение которого требуется устранить возможные недоделки. И только если работодатель не прислушался к «совету» трудинспекции, он будет привлечен к административной ответственности.
Юридический адрес компании - жилая квартира
Но в ней никто не прописан. Сотрудники используют жилье как офис. Организация не проводила спецоценку. Ее оштрафуют?
Да, штраф возможен. Работодатель вправе не оценивать рабочие места надомников и дистанционных сотрудников [ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ]. Надомники - это работники, которые трудятся по месту постоянной или временной регистрации. Дистанционный сотрудник должен работать вне местонахождения работодателя.
Если офис компании в квартире, где никто не зарегистрирован, сотрудники не будут надомниками или дистанционщиками. А значит, до 31 декабря 2018 года надо было оценить рабочие места сотрудников в квартире, которую фактически используют как нежилое помещение [ч. 6 ст. 27 Закона № 426‑ФЗ]. Оснований для штрафа нет, только если компания организовала рабочие места меньше 12 месяцев назад [подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ].
Компания подала документы на ликвидацию в январе 2019 года. Спецоценку не проводила. Могут ли ее оштрафовать?
Да, могут. КоАП не запрещает возбуждать дела об административном правонарушении в период, когда компания приняла решение о ликвидации, но ее еще не исключили из ЕГРЮЛ. Трудинспекторы вправе оштрафовать организацию на сумму до 80 тыс. руб. [ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП].
Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2019 году административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена , которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:
В целях контроля за соблюдением работодателем вышеназванного Федерального Минтрудом России совместно с Рострудом в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.
Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.
И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП.
Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него штрафов.
к меню
О чем забывают инспекторы, штрафуя компании за не проведение СОУТ
Верховного Суда в Постановлении от 09.08.2016 № 57-АД16-5 отменил решения судов общей юрисдикции о правомерности наложении штрафа в размере 60 тыс. рублей на общество, не прошедшее спецоценку.
Нормы закона о СОУТ разрешают проводить указанную процедуру поэтапно и завершить ее к 31.12.2018. Есть исключения.
Во-первых, данный порядок не касается рабочих мест с вредными и опасными факторами, а также специальностей, дающих право на досрочную пенсию. Кроме того законом предусматривается проведение незапланированных СОУТ.
Однако инспектор, налагая штраф, не исследовал, есть ли в штате общества указанные рабочие места. Также контролеры не проверили, имелись ли основания для проведения оценки вне плана. Это послужило поводом для отмены штрафа.
к меню
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:
к меню
Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:
В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:
к меню
Порядок формирования результатов оценки предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.
Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.
к меню
Что должен сделать работодатель по итогам спецоценки труда? По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:
Если компания провела спецоценку, возможно, ей придется внести изменения в трудовые договоры с сотрудниками.
Внести изменения в трудовой договор с работником нужно, если условия труда на его рабочем месте изменились. Например:
В первом случае работодатель обязан предоставить работнику гарантии и компенсации за работу в новых условиях труда, а во втором - работник лишается гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.
Организация в описанной ситуации должна заключить допсоглашения к трудовым договорам с работниками. В них отразите: характеристику условий труда на рабочих местах, режим работы, повышенную оплату труда за работу во вредных условиях, порядок предоставления и продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска; обеспечение лечебно-профилактическим питанием, обязательный медосмотр и т. д.
В Законе нет требований о содержании приказа, который издается по результатам спецоценки. Поэтому компания вправе отразить в нем ту информацию, которую сочтет необходимой.
В определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть, если на этапе ИДЕНТИФИКАЦИИ потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) НЕ ВЫЯВЛЕНОих наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 года.
Внимание!
Если же при установлении по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах оптимальных и допустимых условий труда (1 и 2 класс соответственно) декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям не осуществляется (Письмо МинТруда РФ).
В соответствии со статьей 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:
В результате описания и анализа рабочих мест должно быть получено представление о функциях отдельных подразделений и должностей (рабочих мест) и это представление фиксируют в соответствующих документах.
Место работы - подразделение;
Название должности;
Должность руководителя;
Должности персонала, находящегося в непосредственном подчинении у работника;
а главная цель работы;
а перечень основных задач и обязанностей работника;
Основные показатели работы - торговый оборот, размер контролируемых финансовых ресурсов, количество персонала, производительность и т.п.;
Сведения об использовании специального оборудования или станков;
Информация о необходимости работы с людьми - в или за пределами организации;
Особые обстоятельства, такие как неудобные часы работы, командировки, неблагоприятные и опасные условия труда;
Требуемое образование и профессиональная квалификация - минимальный и желательный уровень;
Необходимость обучения;
Требуемый опыт - минимальный и желательный;
Особые навыки или способности, например умение работать с цифрами, способность четко говорить и т.д.
На основе анализа функций рабочих мест и должностей оценивают и классифицируют рабочие места (должности) по степени ценности каждого из них внутри организации.
По определению МОТ, оценка работ - это инструмент для систематического определения места работ в иерархии заработной платы внутри предприятия. Оценка работ опирается на сравнение и анализ тех требований, которые предъявляют к исполнителям работы для достижения нормальной производительности, но без учета индивидуальных способностей и усилий конкретных работников.
При проведении оценки работ сталкиваются с двумя основными трудностями:
сложно выявить качественные различия между отдельными видами работ при их большом разнообразии;
проведение качественных различий между отдельными видами работ не должно смешиваться с личностными характеристиками работников.
В настоящее время выделяются две большие группы методов оценки и классификации работ - суммарные (неаналитические) и аналитические (рис. 4.5). Выбор метода оценки зависит от числа и типов работ, выполняемых на данном предприятии, объема расходов, связанных с проведением оценки, наличия соответствующих ресурсов, степени точности, предъявляемой к оценке, и др.
При использовании суммарных методов различные работы сравнивают в целом, без расчленения их на составные элементы. В данной системе применяется несколько методов оценок. Главные из них - метод рядов и метод распределения работ или должностей по разрядам (классификационный метод). С помощью метода рядов все работы сравнивают последовательно друг с другом в целом, но в соответствии с принятыми методами для оценки некоторых факторов (сложность труда, мера ответственности, уровень квалификации, условия труда).
Рис. 4.5. Методы оценки робот |
Метод рядов (ранжирование) - самый простой, что составляет его главное преимущество. Он не дает работам количественной оценки, а лишь показывает, какая из них значимее по сравнению с другой. При оценивании работ по этому методу важен ограниченный отбор ключевых видов работ, репрезентативных и типичных по функциям. Считается, что их объем должен приблизительно составлять 10-15% общего числа всех видов работ. Их классифицируют, и они служат эталонами для оценки всех остальных.
После того как работы выстроены в порядке их значимости, их группируют в разряды по принципу объединения аналогичных, близких по содержанию работ. Каждому разряду соответствует определенный уровень тарифных ставок и окладов.
Опыт применения метода рядов показывает, что он эффективен в тех случаях, когда сопоставляют работы, похожие или выполняемые в одном и том же подразделении, и наоборот, проблематичен, когда сравнивают непохожие и не связанные друг с другом работы.
Применение этого метола имеет ряд ограничений. Сравнение работ только с ключевыми видами не дает возможности точно определить, какое место занимают данные работы в интервале между ними.
Недостатком метода рядов является и то, что при отсутствии точных критериев оценка работы подвержена деформирующему влиянию таких факторов, как сложившийся уровень тарифных ставок и личные качества исполнителей. При выборе того или иного метода оценки работ на практике предпочитают не точность, а быстроту и экономичность получения информации.
Существует множество разновидностей метода рядов, но самый распространенный из них - метод попарного сравнения работ, при котором составляют ряд оценочных работ, где на первом месте стоит работа, получившая от экспертов наибольшее число плюсов, а на последнем - работа, не получившая ни одного плюса. Метод попарного сравнения предполагает соблюдение по крайней мере двух обязательных условий: небольшое число работ, подлежащих оценке, и однородность оцениваемых работ.
Классификационный метод (метод распределения работ по разрядам) также не предусматривает количественной оценки работ ни в денежной форме, ни в баллах. Согласно этому методу прежде всего определяют число разрядов работ (должностей) и общую характеристику этих разрядов с учетом принятых критериев качественной оценки труда. Затем все работы (должности), подлежащие оценке, на основе заключений экспертов распределяют по установленным разрядам (табл. 4.5).
Таблица 4.5
|
Классификационный метод исторически был широко распространен для работников умственного труда (в том числе высококвалифицированных специалистов).
Самое сложное в классификационном методе - определение разрядов. Они должны существенно отличаться друг от друга уровнем требуемых квалификации, стажа, ответственности. Их число зависит от содержания работы, размера предприятия, диапазона функций и кадровой политики организации: на мелких - это число минимально, на крупных - весьма значительно.
Для более точного распределения работ по разрядам оценка важности работ проводится по специально отобранным факторам (например, сложность и разнообразие работ, степень самостоятельности в выполнении работы, необходимость принятия решений, новизна в исполнении работ, тип и цель официальных контактов, производственный опыт, ответственность, знания). Исходя из этих факторов по каждому разряду составляют определители, с которыми сравнивают описания работ.
Классификационный метод прост и экономичен в применении. Он является более точным и объективным по сравнению с методом рядов, так как оценка производится на основе определенных факторов. Кроме того, его расценивают как более гибкий, поскольку новые и реконструированные виды работ распределяют по разрядам в соответствии с определителями.
Недостатки метода связаны с трудностью точного определения разрядов. На крупных предприятиях это осложняется большим количеством работ с широким диапазоном их содержания. Из-за этого классификационный метод во многих случаях создает основу для субъективной оценки при распределении работ по разрядам.
При использовании аналитических методов оценки и классификации работы сравнивают не в целом, а по составным частям (по факторам и степеням факторов), причем любой необходимый фактор оценивают либо в денежном выражении, либо в баллах. Степень сложности работы определяют на основе анализа и количественной оценки всех факторов, отобранных для оценки. Таким образом, при аналитических методах классификации работ прежде всего устанавливают определенное число факторов и их степеней, оценивают эти факторы. Общая оценка по всем факторам указывает на значимость данной работы в структуре всех видов работ.
Основа аналитической оценки труда - женевская схема (Международная конференция оценки труда в Женеве, 1950), которая содержит следующие виды требований:
Профессиональные способности (знания, умственные и физические способности);
Нагрузка (внимательность, выносливость, старание);
Ответственность (за материал, продукты, здоровье, результаты труда других);
Условия труда (влияние окружающей среды, например температура, влажность, грязь, шум, опасность несчастного случая и т.п.).
Факторы качества работ оценивают с помощью двух основных методов: метода прямой денежной оценки и методов степеней, или балльных методов оценки. Суть метода прямой денежной оценки заключается в количественном измерении качества работ путем расчленения работы на составные части (факторы), присущие всему диапазону работ, подлежащих оценке. Число факторов колеблется от пяти до восьми. Сначала оценивают «ключевые», типичные виды работ, имеющиеся на предприятии. Их число составляет в среднем от 15 до 50 и зависит от размера предприятия. «Ключевые» работы сравнивают между собой по каждому фактору, затем составляют ряд этих работ, определяют удельный вес каждого фактора (в процентах к базе) в данной работе и выявляют ее место по шкале оценок всех «ключевых» работ при их сравнении по факторам. На основе обследования уровней заработной платы на рынке труда по каждой «ключевой» позиции определяют тарифную ставку (оклад) работника, которую распределяют в процентах между отобранными факторами в зависимости от их значения для данной «ключевой» позиции. После этого классифицируют «неключевые» работы методом их сравнения по факторам с теми работами, которые уже были ранее отобраны. В заключение выявляют общую денежную оценку каждой «неключевой» работы простым суммированием индивидуальных денежных оценок ее частей и составляют ряд классификации работ в зависимости от их важности для предприятия.
В большинстве стран самый распространенный метод - балльная оценка, иначе - балльно-факторный метод. Суть данного метода состоит в отборе общих для большинства работ факторов, существенных для выявления различий, расчленении каждого из них на степени, выделении количества баллов для каждого фактора и его степеней. Для рабочих и рядовых служащих число таких факторов колеблется от четырех до пяти («квалификация», «ответ
ственность», «умственное напряжение», «физическая нагрузка»), для специалистов и руководящего состава - до 9-12 факторов.
Так как основные факторы имеют слишком широкий диапазон, при различных обстоятельствах их могут трактовать дифференцированно. В таком случае каждый фактор делят на подфакторы (от 6 до 16).
Подфактор служит шкалой измерения отдельных уровней каждого фактора, и в свою очередь, его делят на ряд степеней (от 3 до 6-10 и более) в зависимости от видов работ, подлежащих оценке, и от предъявляемых к этим работам квалификационных требований. Каждую степень оценивают определенным числом баллов. Значимость каждого фактора определяют его важностью для данного вида работ. После этого проводят количественную оценку факторов по степеням на основе арифметической, геометрической или произвольной прогрессии. Сумма всех факторов, оцененных в баллах, представляет собой общую балльную оценку качества конкретного вида работы.
Балльная оценка, или балльно-факторный метод, имеет важные преимущества перед неаналитическими методами, оценивающими работу в целом. Ее результаты - более точные и объективные, так как она выполняется на основе определенных факторов с количественной оценкой. Считают, что такое преимущество снижает напряженность в отношениях между администрацией предприятия и персоналом.
Другое преимущество заключается в приспосабливаемости метода к условиям производства, поскольку спектр факторов весьма широк и приемлем как для рабочих, так и для служащих, а также для возникающих под влиянием технологических изменений новых видов работ.
Аналитические методы оценки работ считаются чрезвычайно дорогими, требующими больших затрат времени.
Балльный метод оценок подразделяют на две основные разновидности - прямую и взвешенную оценку. Различают их по количеству балльных оценок. При прямой балльной системе основные и вспомогательные факторы рассматривают как имеющие одинаковое значение. Каждый фактор получает одно и то же число степеней (и равное число баллов по степеням).
353 |
При взвешенной балльной системе один основной фактор отличается от другого основного фактора по своему значению. Поэтому число баллов для каждого основного фактора, так же как и для каждого подфактора, дифференцировано (табл. 4.6).