Тема: Понятие о былине. « Вольга и Микула Селянинович» - презентация. Цель: дать понятие об эпическом герое. Отработка умения выявлять основные свойства характера героя, устно составлять его характеристику

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Тест по содержанию былины 5. Кому принадлежит это описание? А у него кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются, У него глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. А) оратаю, Б) Вольге, В) дружиннику 6. Как называлась речка, возле которой разбойники поджидают? А) Калиновка, Б) Смородина, В) Малиновка 7. Зачем Микула Селянинович захотел возвратиться обратно в поле? А) забыл шапку, Б) забыл сумку, В) забыл сошку убрать

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Из истории данной былины Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

6 слайд

Описание слайда:

Вольга Святославович Микула Селянинович Герои былины Обратитесь к названию былины: кто её герои? Кто такой Вольга? Кто такой Микула? Найдите в тексте описание Вольги и Микулы. Кто по описанию главный герой былины? Князь Вольга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

7 слайд

Описание слайда:

Словарик к уроку. Гужики - петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой. Булатный – значит стальной, с старинной, твёрдой, упругой, узорчатой поверхностью. Сафьян- тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет. Соловый- о масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).

8 слайд

Описание слайда:

Тема и основная мысль былины Какой теме посвящена былина? Тяжёлому труду землепашца. Кто или что прославляется в былине? Крестьянский труд. Трудолюбие. Бережливость. Скромность. Щедрость Патриотизм. Готовность помочь в трудном деле. Виды былин по тематике Социально-бытовые Героические (богатырские)

9 слайд

Описание слайда:

Композиция былины Зачин - указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине. Найдите зачин в былине. Когда воссияло солнце красное На тое ли на небушко на ясное, Тогда зарождался молодой Вольга, Молодой Вольга Святославович. Основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается. Концовка - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины. Есть ли в былине концовка? А тут станут мужички меня похваливати: "Молодой Микула Селянинович!"...

10 слайд

Устное народное

творчество

БЫЛИНА


Тот, кто духом не проникнет

В толщу трех тысячелетий,

К темноте, как крот, привыкнет,

Век живя на белом свете.

И. В. Гёте

Цель урока:


Задачи урока:

  • Дать понятие былины .
  • Познакомить с видами, миром былин, героями, былинным стихом.

3. Углубить представления семиклассников о национальном своеобразии русского фольклора.

4. Воспитывать любовь к героическому прошлому русского народа, его эпосу и устному народному творчеству.


Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества.

М.Горький


Тот, кто духом не проникнет

В толщу трех тысячелетий,

К темноте, как крот, привыкнет,

Век живя на белом свете.

И. В. Гёте

Повторение изученного

Жанры унт

Большие жанры:

Малые жанры:

Сказки, былины, предания, исторические песни, лирические песни

Загадки, потешки,

заклички, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки


Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что вы ели?

Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у…

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

потешка


Зимой беленький,

летом серенький.

загадка


В некотором царстве, в некотором государстве жил –был царь. И было у этого царя три сына…

сказка


Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку -

Рак за руку грека - цап!

скороговорка


1."Как две капли воды"

2."Как снег на голову"

3. "На помине легок"

1."На правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь«

2."На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся",

поговорка

выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность

пословица

краткое народное изречение с назидательным содержанием


Изучение нового

материала

Былина - героико-патриотическая песнь-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX-XIII веков.


Социально-бытовые

Героические



Сказители доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, бодрых настроений слушающего их человека. Каждый из них имел свою исполнительскую манеру. Каждый из них обладал своими индивидуальными особенностями.



  • Запев (для привлечения внимания).
  • Завязка действия (поручение).
  • Развитие действия.
  • Кульминация (подвиг богатыря).
  • Развязка действия (расправа с врагом).
  • Исход.

Выразительное чтение

былины


Художественные особенности былин

1.Гипербола (преувеличение)

2. Прием троичности.

3. Повторы

4. Постоянные эпитеты

5.Использование речитативов.

6. Отсутствие рифмы.


Аналитическая беседа

по вопросам

- Какой теме посвящена былина?

(В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)

- Кто ее главный герой?

- Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле?


Что прославляется

в данной былине?

Какова основная мысль? Свяжите с эпиграфом.



Задания по группам:

1 группа. Характеристика Вольги и Микулы Селяниновича в виде кластеров.

2 группа. Отличительные черты былинного эпоса. Привести примеры из текста.


Что должно

примерно получиться

Может превращаться в рыбу, птицу

Описание внешности отсутствует

Наделен богатырской силой

Вольга

Микула Селянинович

князь

пахарь

Занимается крестьянским трудом

Подробное описание внешности самого пахаря, а также его кобылы

Едет по городам собирать «получку»

Даже кобыла оратая сильнее, быстрее, красивее, чем у княжеской дружины


1.Гипербола (преувеличение): вся дружина против одного Микулы Селяниновича

2. Прием троичности.Первый, второй, третий день…Тридцать молодцев в дружине,три города (Курцовец, Ореховец, Крестьяновец) на пути дружины, трижды посылает Вольга дружину, «чтобы сошку из земли повыдернули»

3. Повторы: «…молодой Вольга, молодой Вольга Святославович», «У оратая…, У оратая…»

4. Постоянные эпитеты: солнце красное, синии моря, молодой Вольга и др.

5.Использование речитативов.

6. Отсутствие рифмы.


Рефлексия

  • Былина – это…
  • Каковы композиционные и речевые особенности былины?

3. «Вольга и Микула Селянинович» относится (киевскому, новгородскому) циклу и (социально-бытовому, героическому) типу.

4.Что и кто прославляется в былине?


  • Составление кроссворда по новым понятиям, терминам.

Словарная работа: нравственные ценности, понятие о личности, о чувстве собственного достоинства.

Ход урока.

Оргмомент.
Беседа по вопросам:

Что называется былиной?
Назовите временные рамки возникновения былин?
Почему былины называют героическим песенным эпосом?
Назовите периоды возникновения былин.

Былина о Вольге и Микуле.

Рассказ учителя.

Былина о Вольге и Микуле - новгородская. Исследователь В.Я.Пропп относит её возникновение к 14-15 вв., но основа былины возникла раньше - в 11-12 вв и именно в пределах Новгородской земли. Так думать заставляет идея былины - важнейший критерий исторического и местного приурочения всякого эпического произведения.

Идея былины раскроется во всей ее конкретности в связи с действительностью Новгородской Руси, если разобраться в сюжетной коллизии.

Князь Вольга Святославович, приходящийся в былине дядей Владимиру Красное Солнышко, получил от стольного киевского князя 3 города - гурчевец, ореховец и Крестьяновец. Молодой Вольга с дружиной выехал в дальний путь к городам за данью. В чистом поле Вольга увидел могучего пахаря, который выворачивал сохой коренья и большие камни. Пахарь рассказывает князю, какие живут люди в городах, куда едет князь. Был пахарь там, вёз оттуда соль, а местные мужики напали на него и стали требовать «подорожные гроши» («Подорожными грошами» былина именует: а_ пошлину, которую взимают с путников горожане; б) так иронически называют грабеж). Рассказал пахарь и то, как он побил разбойников. Вольга сразу предлагает Микуле ехать с ним к тем городам. Пахарь охотно соглашается.

Дружине князя было не под силу справиться с разбоем. Это ясно из того, как дружинники дергают из земли соху пахаря. Микула же одной рукой выдергивает соху и бросает ее за ракитов куст. Дивится князь силе пахаря, спрашивает, как его зовут и откуда он.

Многие варианты на этом и обрывают песенное повествование, но это не конец былины. Завершением, которое только и могло раскрыть идею былины, является рассказ о том, как Вольга с Микулой приехали в жалованные города. Выяснилось, что мужики не князя боятся, а того, кто их «третьево дни» побил. И Вольга назначает Микулу наместником.

которые устроили засаду, разобрав мосты. Микула оказался не только сильнее, но и мудрее князя. И тем разительнее его превосходство, что князю с детства «похотелося» много мудрости. Недаром многие варианты былин о Вольге открываются эпическим повествованием о чудесном рождении князя, известном из былины о Волхе Всеславиче. Смысл былины заключается в том, что власть и дары киевского стольного князя не имеют никакого значения в тех местах, где живет Микула. Всё решает местная сила, её отношение к актам пожалования, совершаемым киевским князем. Вольга с дружиной могли воочию убедиться, кто в краю Микулы хозяин положения. Узнав истинное соотношение сил, Вольга почитает за лучшее посадить Микулу наместником и вернуться в Киев.

Такая идея могла принадлежать только Новгородскому краю. Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам, а не те, которые самовластно приняты киевским князем.

Еще одно доказательство новгородского происхождения былины. Вс.Миллер: «Это точная картина северной пахоты - в губерниях Новгородской, Олонецкой, Псковской, где пашня сплошь усеяна валунами…» Только соха чудесного пахаря Микулы Селяниновича могла великие камни перевертывать и в борозду валить.

Былина, поставившая новгородца Микулу над дядей киевского князя запечатлела тот период в истории Великого Новгорода, когда он особенно настойчиво боролся с киевскими князьями за независимость в середине 12 в. Былина противопоставляла родственнику могучего князя не боярина, а пахаря, который на стороне киевской власти лишь тогда, когда она отстаивает порядок и в Новгородской земле, борясь с разбоем и действиями тех, кто мешал новгородскому сельскому люду бывать в городах, приобретать у горожан всё необходимое, соль в том числе.

Таким образом, будучи областной, новгородской, былина одновременно оставалась и демократической, т.к.противопоставляла князю пахаря.

Микула Селянинович - эпический герой былины. Работа с текстом.

Найдите в тексте былины приметы русской реальной старины (Князь в истории его княжения, отголоски событий, связанных с междоусобными распрями, описание труда земледельца).
Каким авторским отношением проникнуто описание внешнего вида Микулы. Найти подтверждение в тексте.
Как передается уважительное отношение автора к труду землепашца? (Описание сошки, труд оратая - богатырство)
Как образ Вольги помогает еще глубже понять и оценить физическую мощь и воинскую доблесть Микулы?

Примечание: Необходимо напомнить, что Вольга имеет необыкновенное происхождение:

он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные

способности, но эти возможности Вольга употребляет на добрые дела.

Задание для учащихся сводится к тому, чтобы убедиться в превосходстве

пахаря даже над таким человеком.

Какую роль концовка былины («торжество» богатыря) играет в утверждении образа Микулы Селяниновича как эпического героя?
Что такое эпический герой? (Герой, совершивший подвиги в историческом прошлом, человек необыкновенной физической и воинской доблести)
Что характеризует русского богатыря? (Он человек долга, носитель нравственных ценностей своего народа, смысл жизни видит в служении родине).


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина«Вольга и Микула Селянович».

Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. М. Горький Эпиграф

Словарная работа: Былины – это произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Былины Социально-бытовые Героические или Богатырские

Композиция былины Зачин (здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине) Основная часть (дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается) Заключение (подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины)

Два основных цикла былин Киевский цикл Новгородский цикл

Киевский Новгородский цикл цикл - Основная тема: Защита русских быт купечества земель торговля -Образы богатырей: Илья Муромец Садко Добрыня Никитич Василий Буслаев Алёша Попович

Художественные особенности былин 1. гипербола (преувеличение) 2. приём троичности 3. повторы 4. постоянные эпитеты 5. использование речитативов 6. отсутствие рифмы

Князь Вольга Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

Значение устаревших слов Гужики Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой Булатный Из булата - старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью Сафьян Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет Соловый О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью. Словарная работа:

На этой странице вы можете познакомиться с системой работы над темой "Былины" в 7 классе. Презентация содержит материал к нескольким урокам: "Былина как жанр УНТ", "Былины Киевского цикла", "Былина "Вольга и Микула Селянинович"", "Садко", "Урок-игра по теме "Былины"".

Презентация включает видео, аудио, иллюстрации, кроссворды, вопросы викторины.

Теперь презентацию можно скачать с сайта целиком, архивом

Слайд 1

Система уроков литературы в 7 классе

Слайд 2

Цели уроков:

  • Познакомиться с былинами разных циклов
  • Узнать художественные особенности былин
  • Написать сочинение-описание по картине Васнецова «Богатыри»
  • Применить свои знания на практике: сочинить стилизацию былины «Добрыня в нашем городе»

Цель 1 урока:

  • Повторить знания по фольклору
  • Познакомиться с жанровыми особенностями былин

Слайд 3

Искусство народных

мастеров стало легендой,

его власть простёрлась

и на наше время.

В. Аникин

Тест

  • Отгадай название языкового средства

(Эпитет, гипербола)

  • Отгадай жанры фольклора

(Былина, частушка, пословица, сказка, загадка)

  • Спи, усни.
    Бай, бай, бай!

(колыбельная)

  • На дворе трава,
    На траве дрова

(скороговорка)

  • В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицей...

(сказка)

  • На чужой сторонушке
    Солнышко не греет.
    Без родимой матушки
    Никто не жалеет.

(песня)

  • Во стольном было городе во Киеве,
    У ласкова князя у Владимира.
    Как было пированье - почестен пир
    На многие князи, на бояры...

(былина)

  • Чья земля, того и хлеб

(пословица)

Слайд 13

Вспомним жанры фольклора

(учащиеся работают с таблицей, вспоминают жанры фольклора)

Слайд 15

Задание: Запишите определение в тетрадь

Былина

На севере былины назывались стбрины, стбринки

Слайд 16 (информационный)

Сказители былин

Былины - это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.

Слайд 17

(данный слайд представляет схему периодов развития былины: 1. Древнейший, где герой Святогор, 2. Киевский, где герой Добрыня Никитич и Алёша Попович, 3. Владимиро-Суздальский, где герой Илья Муромец, 4. Новгородский, где герой Садко и Василий Буслаевич)

Учитель озвучивает схему, комментирует, учащиеся фиксируют информацию в тетради.

Слайд 18 ( информационный)

Владимиро-Суздальский период

Былины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей.

Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.

Слайд 19

Васнецов «Богатыри»

Три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - эпические герои - герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

(учащиеся записывают определение в тетрадь)

Слайд 20

Сходство и отличия сказки и былины

(учащиеся рассматривают схему и записывают её в тетрадь)

Слайд 21

Посмотрите ещё раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей (работа выполняется самостоятельно письменно в тетради, затем проверяется с помощью следующего слайда)

Слайд 22

«Богатырский словарь»

  • Колчан - футляр для стрел
  • Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец
  • Палица - старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
  • Ножны - футляр для меча или кинжала
  • Шлем - воинский доспех, защищающий голову
  • Сбруя - принадлежность для упряжи
  • Щит - округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел

(данная работа готовит учащихся к будущему сочинению-описанию по картине)

Слайд 24

Предыстория былины

(учащиеся просматривают видеосюжет, состоящий из 3-х частей: 1. Мультфильм «Илья Муромец и Калики перехожие», 2. Аудиофрагмент «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 3. Кадр из к/ф «Илья Муромец» Илья в Киеве

Слайд 25

Домашнее задание

  • Выучить теоретический материал, записанный на уроке
  • Читать былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче

Цель 2 урока:

  • Проверить знания о жанровых особенностях былин
  • Познакомиться с содержанием былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник
  • Проанализировать былину с точки зрения языковых и композиционных особенностей
  • Выявить основные черты образа Ильи Муромца

Слайд 26

Проверим домашнее задание

  • Что называется былиной?
  • Былина - жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.
  • Кто такой эпический герой?
  • эпические герои - герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
  • В чём сходство былины и сказки?
  • Существовали в устной форме, существуют с древних времён

Слайд 31

Проверим внимание!

  • Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником?
  • У Чёрной грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста
  • Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось проехать?
  • Пятьсот вёрст
  • Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе?
  • Воеводою
  • Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник?
  • Одихмантия «Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».
  • Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?
  • Побивает силушку великую под Черниговом

Слайд 32

Объясните значение слов:

(данная работа направлена на усвоения значений устаревших слов)

  • Стольный
  • столичный город
  • Прямоезжая
  • Прямая
  • Заколодела
  • Дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)
  • Лазоревый
  • Красивый
  • Величать
  • Называть или прославлять (в зависимости от контекста)
  • В особину
  • Отдельно
  • Воспеть
  • Прославить в песне

Слайд 33

Ответьте на вопросы:

(беседа носит ориентировочный характер и проверяет внимание учащихся и умение рассуждать над прочитанным)

  • Почему так названа былина?
  • Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими?
  • К какому герою относятся эпитеты: удаленький, дородный, славный и как они его характеризуют?
  • Вспомните, что такое гипербола
  • Найдите в тексте гиперболы
  • С какой целью они используются в былине?
  • Какими чертами обладает Илья Муромец?

Слайд 34

Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план произведения.

  1. Отъезд Ильи Муромца в Киев
  2. Победа в первом бою
  3. Рассказ черниговцев о Соловье-Разбойнике
  4. Встреча с Соловьём-Разбойником
  5. Победа Ильи Муромца
  6. Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром
  7. Рассказ Ильи Муромца
  8. Сомнения князя Владимира
  9. Два приказа Соловью-Разбойнику
  10. Расправа с Соловьём-Разбойником

Слайд 35

Цитатный план (данный слайд даёт возможность познакомиться с эталоном выполнения работы)

  1. «Выезжал удаленький, дородный добрый молодец»
  2. «...побил он эту силу всю великую»
  3. «Сидит Соловей-Разбойник на сыром дубу»
  4. «Засвистал-то Соловей да по-соловьему»
  5. «Ему выбил право око со косицею»
  6. «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать»
  7. «А я ехал-то дорожкой прямоезжею»
  8. «Во глазах, мужик, да подлыгаешься»
  9. «Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего»
  10. «И он срубил ему да буйну голову»

Слайд 36

Заполните таблицу примерами из текста

(данный вид работы направлен на работу с языковыми особенностями былины, учащиеся выписывают примеры повторов, гипербол, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитетов)

Слайд 37

Посмотрим ещё раз фрагмент из кинофильма «Илья Муромец»

Слайд 38

Ответьте на вопросы:

  • Какими здесь предстают три богатыря?
  • Они могучие и дружные.
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Илья самый старый и мудрый, но своенравный, Добрыня дипломат, Алёша Попович самый молодой и задиристый
  • Как князь Владимир хочет встретить посланца Калина-царя?
  • С дарами и с хлебом-солью
  • Чем возмущён Илья Муромец?
  • Он не желает пресмыкаться перед невеждой и хамом, считает, что русские люди ни к кому на поклон не должны идти
  • Какие черты он демонстрирует в этом эпизоде?
  • Илья демонстрирует непокорность, гордость и своенравие

Слайд 39

Домашнее задание

  • Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович»
  • Сочините былину «Добрыня в нашем городе», используя языковые средства былин.
  • Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко

Следующий урок - урок изучения Новгородских былин

Цель 3 урока:

  • Познакомиться с содержанием былин «Вольга и Микула Селянинович» и «Садко»
  • Выявить идеи произведений
  • Выявить основные черты образов героев
  • Познакомиться с гиперболой и троекратным повтором

Слайд 41

Из истории данной былины

Былина о Вольге и Микуле - новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

Слайд 42

Объясните значение устаревших слов:

  • Гужики
  • Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой
  • Булатный
  • Из булата - старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью
  • Сафьян
  • Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет
  • Соловый
  • О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Слайд 43

Исторический комментарий

  • Что значит «отправился за получкою»?
  • Значит за данью
  • «А тут стали мужички с меня грошей просить». Что это значит?
  • Это так называлась пошлина, которую взимали горожане с путников, или иронично о грабеже

Слайд 44 (информационный)

Князь Вольга

Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

Докажите

Три дня не мог догнать Вольга Микулу, хотя скакал за ним с дружиной, а Микула пахал; вся дружина не может вытащить сошку из земли и бросить её за ракитов куст

Слайд 45

  • Как описывается внешность Микулы? Зачитайте.
  • В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин.

«У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата.

«Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати» - высокий и тонкий каблук - как шило; острый, высоко загнутый носок

Следующие слайды знакомят с такими языковыми особенностями былин, как троекратный повтор и гипербола

Слайд 46

Троекратный повтор

Это один из приёмов былин. Найдите в тексте троекратный повтор. Что этим повтором хотел сказать автор?

Три дня не может догнать Вольга вместе с дружиной Микулу, три раза посылает Вольга дружину, чтобы воины вытащили сошку. Этот приём показывает силу простого пахаря

Слайд 47

Гипербола

Гипербола - это преувеличение.

  • Найдите в тексте примеры гипербол

Гиперболизирована внешность Микулы, он выглядит огромным и могучим человеком; преувеличена его сила, особенно при сопоставлении с силой целой дружины князя

  • Что хотел продемонстрировать художник в иллюстрации к былине?

Микула изображён великаном, а Вольга маленьким по сравнению с ним. Художник также использовал приём преувеличения

Слайд 49 (информационный)

Садко в морском царстве

Жизнь и быт древнего Новгорода отразилась в цикле новгородских былин, посвящённых Садко и Василию Буслаевичу. Былина «Садко» - «это, - по словам В. Г. Белинского, - один из перлов русской народной поэзии... Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины».

Слайд 50

Какие эпизоды былины изображены? (данный слайд знакомит с иллюстрациями к былине и проверяет знание учащимися текста былины)

Слайд 51

«Садко» Задание

Посмотрите фрагмент кинофильма и скажите, чем он отличается от текста былины?

В тексте былины Садко выпадает по жребию пойти в гости к морскому царю, а он не хочет и пускает жребий ещё два раза. В фильме же Садко показан как герой, заботящийся о своих товарищах. Он не мечет жребий, а сам вызывается отправиться в гости к морскому царю.

Слайд 52

Домашнее задание

Подготовиться к игре по былинам. Каждая команда готовит:

  1. Сказителя (кто будет сказывать отрывок из былины)
  2. Лучшего сочинителя былины
  3. Защита иллюстраций (художники выполняют иллюстрации, а потом обосновывают, что они нарисовали)
  4. Повторить теоретический материал

Цели 4 урока:

  • Закрепить теоретические знания о былинах
  • Развивать интерес к урокам литературы
  • Развивать умение «сказывать» былины
  • Развивать творческий потенциал учащихся

1 конкурс (за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

Слайд 54

Блиц-турнир (команды соревнуются в знании содержания былин, баллы получает команда, быстрее и точнее ответившая на вопрос)

  • Где родился Илья Муромец?
  • Родом он из села Карачарово
  • Как долго сиднем сидел Илья Муромец?
  • 30 лет и 3 года
  • Кто исцелил Илью?
  • Калики перехожие
  • Сколько их было?
  • Трое
  • Какая былина заканчивается такой концовкой:

А и тут Илье ему и славу поют,

А и славу поют ему век по веку!

  • «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
  • Кого на Руси называют крестовыми братьями?
  • Тех, кто побратались, обменявшись нательными крестами
  • На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком?
  • Кто был крестовым братом Ильи Муромца? (Выбери двоих)
  • Все вы помните картину В. М. Васнецова «Богатыри» и её героев - Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней или Алёшей?
  • С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем»
  • Кто похвалялся: «Встречу Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой - прихлопну, и останется от него грязь да вода!»?

(Следующие слайды нацелены на знание текста былин)

Из какой былины взят отрывок?

Слайд 63

Васнецов «Витязь на распутье»

  • Наехал Илья Муромец на развилку трёх дорог, а там камень-горюч лежит с надписью: «Если прямо ехать - женату быть, направо ехать - женату быть, а налево ехать - богатому стать». Две дороги Илья проехал и очистил от ворога. Какую дорогу решил оставить Илья Муромец кому-нибудь молодому?
  • «В третью сторону не поеду. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется».

2 конкурс(за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

Слайд 64

Разгадайте кроссворд

  1. Преувеличение (гипербола)
  2. Красочное определение (эпитет)
  3. Вид богатырского оружия, толстая палка с утолщением на конце (палица)
  4. Словесный приём в произведениях фольклора (повтор)
  5. (по горизонтали) чудище, с которым сражался Добрыня Никитич (Змей)

5.(по вертикали) начало фольклорного произведения (зачин)

6. Река, на которой сражался Добрыня со Змеем (Пучай)

7. Город, из которого родом Садко (Новгород)

8. Князь, при дворе которого служили три богатыря (Владимир)

9. (по горизонтали) Царь, с которым сражался Илья (Калин)

9. (по вертикали) Чем заканчивается былина (концовка)

10. Герой Новгородского эпоса (Садко)

11. Столица русского государства в 11 веке (Киев)

3 конкурс «Лучший сказитель» (учащиеся «сказывают» отрывки былин)(от 3 до 5 баллов)

4 конкурс «Лучший иллюстратор» (учащиеся демонстрируют свои иллюстрации к былинам и комментируют их (оценивается изобразительное мастерство и комментарий - от 3 до 5 баллов)

5 конкурс «Лучший сочинитель былины» (учащиеся читают свои былины-стилизации)(от 5 до 10 баллов. Оценивается знание языковых особенностей былин и их использование, разработка фабулы, оригинальность)

  • #2

    Огромное спасибо, Инесса Николаевна, за такую интересную и содержательную презентацию. Обязательно завтра использую её на уроке. Думаю, ребятам понравится. Радует, что у нас есть такие творческие и бескорыстные учителя. Спасибо!

  • #3

    Инесса Николаевна! Огромнейшее Вам спасибо!Вы не только отличный учитель русского языка и литературы, методист от Бога, но и великолепный ИНФОРМАТИК)))) Думаю, не каждый с Вами сможет конкурировать))))))) и в области компьютерных технологий)))))))

  • #4

    tanyamarkevich (Friday, 19 September 2014 14:04 )

    Спасибо! Инесса Николаевна! Очень пригодились Ваши материалы. Воплотила Ваш кроссворд в LearningApps. Заходите в гости, посмотрите.

  • #5

    Дорогая Инесса Николаевна! Большое Вам спасибо за Ваши работы. У Вас прекрасный сайт и по форме, и по содержанию. На мой взгляд, один из лучших. Спасибо Вам за Ваш огромный труд!

  • #6

    Инесса Николаевна! Спасибо за Вашу очень нужную работу.
    Всегда есть чему у вас поучиться!

  • #7

    Огромное спасибо, Инесса Николаевна! Доброго Вам здоровья и неиссякаемой энергии!

  • #8

    Огромное спасибо за разработанную систему уроков по былинам. Всё находится в одном файле, в одной презентации. Не надо ничего искать, богатый материал в презентации. Редко бывает, когда я что-то из разработанных уроков перенимаю у других педагогов. Но Ваша разработка выше всяких похвал!!!

  • #9