Творческое продолжение текста – повествования «Лебеди. Экологическое воспитание на уроках русского языка учебно-методическое пособие по русскому языку на тему Лебединая верность: миф или реальность

— Запишите свой заголовок.

4. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ.

— А теперь подумайте, что может быть нарисовано на последней картинке?

    Лебеди, которые снова плавают на озере. Какое время года будет изображено? (весна)

    Много лебедей плавает или два лебедя плавают, и опускается стая. А здесь какое время года будет изображено? (весна)

    Они со своей стаей улетают. Тогда какое время года будет? (осень)

— А если мы захотим объединить всё: то, что произошло весной и то, что произошло осенью, тогда нужно нарисовать 2 картинки, сначала картинку с весной, а потом – с осенью.

— Давайте повторим, как можно составить заключительную часть. В ней можно сказать, что произошло весной и закончить текст; можно сразу сказать о том, что произошло осенью и закончить текст; а можно сказать и то т другое, т.е. сначала сказать, что произошло весной, а потом, что произошло осенью.

весна

? осень

— А теперь нужно составить заключительную часть. Эти слова помогут вам составить свой вариант заключительной части. Прочитайте эти слова (вслух):

выздоровел (поправился)

отпустили на волю

вернулись

встретили свою стаю

улетели

вместе с родной стаей

— Придумайте заключительную часть. Как ты составил? (несколько вариантов ответов):

    Весной лебеди вернулись на озеро.

    Весной лебедей отпустили на волю, и они вернулись на озеро. Здесь они встретили свою стаю.

    Весной на озере лебеди встретили свою стаю.

    Больной лебедь выздоровел. Осенью птицы улетели со своей (с родной) стаей.

5. ФИЗМИНУТКА

Лебеди летят

Крыльями шумят.

Прогнулись над водой

Качают головой.

Гордо и прямо

Умеют держаться

И очень бесшумно

На место садятся.

6. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

— Подготовимся грамотно написать заключительную часть текста.

— Прочитайте слова. Какое задание нужно выполнить? (вставить гласные буквы)

— Покажите сигнальной карточкой, какая буква пропущена в словах 1 столбика? Докажите (проверочное слово).

— Покажите, какая буква пропущена в оставшемся слове?

— У меня выделены буквы в словах, правописание которых вы не знаете. Прочитаем (хором), как они пишутся.

выздо ро ве л (по прави лся)

о тпустили на волю

ве рнули сь

в стрети ли свою стаю

улетели

вместе с родной стае й

7. ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Если позволяет время:

— Сейчас вы будете записывать текст в тетрадь и дописывать его продолжение. Сколько раз начнёте с красной строки? (4) Что вам поможет составить заключительную часть? (опорные слова) Приступайте к работе.

Если времени мало:

— Возьмите чистую полоску. Запишите на ней заключительную часть, которую вы составили. Опорные слова вам помогут.

    ПРОВЕРКА.

— Кто уже написал, прочитайте свой текст. Проверьте, всё ли понятно из вашей заключительной части.

— Сосчитайте, сколько предложений у вас получилось в заключительной части. Проверьте, поставлены ли, где нужно точки.

— Проверьте, правильно ли написали слова. Для этого сравните написание слов на экране с написанием у себя в тетради.

    ЧТЕНИЕ ЛУЧШИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ.

(вместе со всем текстом, только заключение, может прочитать учитель)

    ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

— Чему учились на уроке? (восстанавливать текст – повествование и составлять его заключительную часть)

— Что вызвало затруднение?

— Что понравилось?

— Спасибо за урок.

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Пара лебедей, изогнувшая шеи в форме сердечка, вызывает романтические чувства, однако, так ли на самом деле правдива история о лебединой верности? Почему лебедя назвали «шипуном»? Можно ли кормить лебедей хлебом? На эти и многие другие вопросы поищем ответы вместе в рамках нового проекта Растишки. Новая картинка-прилипалка с лебедем от «Растишка» в вашу коллекцию!

Встретить лебедя на водоеме — не диво, но так было не всегда. Лебедь-шипун был полностью истреблен к началу XIX столетия и до 80-х годов XX века практически отсутствовал в Беларуси. Затем шипуна вторично заселили, в 1981 г. занесли в Красную книгу. Сейчас он гнездится по всей республике, чаще всего его можно встретить в западных областях, на озерах, речных заводях, водохранилищах и рыбоводных прудах. Лебеди хорошо приручаются и прекрасно уживаются в неволе, их часто можно увидеть на прудах городских парков.

Лебеди-шипуны предпочитают места, где много надводной растительности. Ведут оседлый образ жизни, лишь изредка перелетают с места на место. Часть наших лебедей к зиме улетают в более южные регионы, но многие остаются и зимуют на незамерзающих водоемах, особенно там, где их регулярно подкармливают.

Как узнать лебедя-шипуна?

zaikinmir.ru

Лебедя-шипуна можно узнать по клюву с «шишкой» черного цвета и характерному изгибу шеи (в форме буквы «S»). Ноги у этой птицы черные. Самцы весят 6 — 13 кг, самки — до 8 кг. Это самая крупная водная птица. Размах крыльев более двух метров! Лапы у лебедей короткие, с плавательными перепонками. По суше лебедь ходит неуклюже. Хвост короткий. Над хвостом расположена копчиковая железа, она выделяет жир, которым птица смазывает оперение. Такая смазка делает оперение лебедя водонепроницаемым. Птица длительное время может находиться в воде не намокая, это также улучшает терморегуляцию. Оперение лебедей густое и пышное за счет хорошо развитого пухового слоя, сами перья очень мягкие. У взрослого лебедя около 25 000 перьев.

Продолжительность жизни шипуна составляет 25 — 28 лет в естественной среде и около тридцати лет в условиях неволи.

Питание: меню шипуна

Шипуны питаются плодами, прибрежной и водной зеленью, корнями растений. Также лебеди не прочь полакомиться насекомыми, моллюсками, мелкими рачками и червячками. Такой корм особенно полезен молодым лебедям, им для нормального роста и полноценного развития необходим животный белок. Летом птицы могут клевать зерно на пшеничных полях.

Лебеди не умеют нырять. Чтобы достать пищу, они погружают в воду голову и шею. Шипун способен достать еду с глубины 70-90 см.

Не следует кормить лебедей-шипунов хлебом, от него они часто болеют и умирают.

Размножение

Лебеди живут семейными парами и вместе занимаются потомством. Каждая пара занимает определенный участок и защищает его от вторжения соседей и других птиц.

Гнездо устраивают в глубоких зарослях тростника. Оно очень большое, 2-3 м шириной и до 80 см высотой. Одно и то же гнездо лебеди используют несколько лет подряд, ремонтируют, если это необходимо. Делают они его из рогоза, тростника и других растений, дно выстилают своим пухом.

www.animalsglobe.ru

Кладка чаще всего содержит 5-7 яиц, иногда бывает и больше. У молодых птиц в гнезде 3-4 яйца. В году один выводок. Самка сидит на гнезде примерно 35 суток.

Когда самка насиживает яйца, самец ее охраняет и иногда даже греет яйца вместо нее, когда будущей маме нужно срочно отлучиться.

7kyr.ru

Лебедь – заботливый и отважный отец, он постоянно находится рядом с гнездом и в случае опасности активно его защищает. На лебедей охотятся орлы, коршуны и другие хищные птицы. Мощным клювом лебедь при необходимости способен сильно ранить неприятеля, а своим шипением напугать кого угодно. Одним ударом крыла лебедь может убить лисицу или некрупную собаку. Могут пострадать и люди, если по неосторожности приблизятся к выводку слишком близко. Вообще, эти большие сильные птицы могут быть очень агрессивными, если требуется защитить яйцекладку или потомство от врагов.

www.liveinternet.ru

Серые «гадкие утята» появляются на свет в начале лета. Они сразу умеют плавать и готовы самостоятельно кормиться. Спустя 3-4 месяца начинают летать.

Птенцы все время находятся рядом с родителями. Взрослые птицы защищают их от опасностей и согревают в холода. Очень часто молодые лебеди не покидают родителей и всей семьей улетают на юг.

webmandry.com

У молодых лебедей клюв серо-лилового цвета, а серое оперение сохраняется до трех лет. До перелета лебедям предстоит две линьки. В период первой линьки (летом) у лебедей выпадают все маховые перья и они временно теряют способность летать. Это очень опасно, так как они становятся легкой добычей для врагов.

К концу лета перья отрастают, птицы готовы встать на крыло. Во время второй (осенней) линьки сменяются контурные и рулевые перья. С наступлением первых холодов лебеди улетают на юг.

Почему лебедя называют «шипуном»

Название «шипуны» лебеди получили неспроста. Если птицу потревожить или разозлить, она начинает угрожающе шипеть. Голос у шипуна низкий, хриплый, слегка дребезжащий. Когда лебедь летит, можно услышать довольно громкие звуки от взмаха крыльев — тоже похоже на шипящий свист.

game.kalarupa.com

Почему лебеди летят клином?

Во время перелетов лебеди создают клин, во главе которого летит самая сильная птица. Остальные члены стаи используют аэродинамические потоки, создаваемые вожаком, и тратят меньше энергии. Когда вожак устанет, его сменяет другая птица.

www.liveinternet.ru

Из-за большой массы тела лебедям тяжело взлетать, они долго машут крыльями и перебирают лапами набирая высоту. По этой же причине лебедь никогда не садится на землю, а только на воду, во время посадки он неуклюже тормозят лапами о воду.

Лебединая верность: миф или реальность?

Фотографии, где изогнутые шеи лебедей напоминают сердечко, убедили многих в том, что любовь и лебеди — это синонимы, о лебединой верности слагают легенды.

ascania-nova.org

Однако, справедливости ради, до бобров лебедям далеко. Не верите? Почитайте ТУТ.

Рассказывают, что если погибает самка, самец взлетает на большую высоту, камнем падает вниз и разбивается. Однако это не совсем так! Да, лебеди живут семьями, у них действительно на протяжении жизни сохраняется пара. Но если один из пары погибает, второй партнер создаст новую семью, в одиночестве они не живут.


turbina.ru

  • Лебедь-шипун является национальной птицей Дании.

www.coins-market.ru

  • Памятная монета. 1 рубль, Беларусь, 2003 год. Лебедь-шипун.

  • Все лебеди в Англии являются собственностью королевы. «На сегодняшний день Корона сохраняет права на всех лебедей-шипунов в открытых водах, но собственность королевы распространяется лишь на некоторые участки Темзы и ее притоков». Да здравствует монарх, повелитель лебедей! До XIX века лебеди оставались украшением королевского стола, сейчас это просто помогает вести учет и охрану птиц. Вплоть до сегодняшнего дня сохранилась должность королевского смотрителя за лебедями.

www.skydiamond.ru

  • Кольцо украинских ювелиров попало в Книгу рекордов Гиннеса. Название у него королевское — «Царевна Лебедь». Для инкрустации кольца ювелиры использовали 2 525 бриллиантов высокого качества, на разработку дизайна ушло 530 часов, а на само изготовление более 3 625 часов кропотливой работы мастеров. Цена на уникальное украшение 1 300 000 долларов США.

Ищите на сайте статьи по тематике промо и участвуйте в еженедельных конкурсах! Выигрывайте бонусные баллы и крутые подарки!

Уважаемые читатели! Делитесь интересными фактами и рассказами о лебедях, будем изучать фауну нашей родной Беларуси вместе.

Саулюкас примчался к нам, с трудом переводя дух. Он о чем-то захлебываясь рассказывал. Я только понял, что кто-то прилетел и спустился на землю. Саулюкас умчался, а мы устремились вслед за ним.

Бее, кто был в лесничестве, пошли на берег. Саулюкас, наш усердный помощник, «сторож скворечников», как мы его называли, показывал рукой.

Прилетели такие, с огромными крыльями и упали в самую середину озера. Теперь они на той стороне…

И правда! На наше озеро опустились два лебедя! Вон белеют там у прошлогодних камышей!.. Такого еще не бывало! Мы постояли, посмотрели… Лебеди плывут вдоль берега, заплывают то за один, то за другой островок и появляются снова… Прекрасны эти птицы! Как две снежные сестры из далекого холодного края…

На следующее утро лебеди еще были на озере. Весна… Утки выбрали себе место для гнезд. А что, если лебеди захотят поселиться в нашем озере? Мы знали, что в Литве лебедей охраняют, что с каждым годом их становится все больше, что со знаменитого озера Жувинтас, где давно поселились лебеди, эти благородные белые птицы каждой весной разлетаются по другим озерам. Может быть, пришла очередь и нашему озеру принять лебедей?

В лесничестве только и говорили о лебедях. Все собрались и решили: если уж прилетели лебеди на наше озеро, нужно их встретить как можно лучше. Было решено не удить рыбу, не плавать на лодках, даже не гулять по берегу. Пусть освоятся наши белые гости. А сын лесничего, Саулюкас, который старше своего брата и других детей лесничества, будет не только «сторожем скворечников», но еще и «пастушком лебедей». Он будет следить и сообщать нам, что делают лебеди.

А лебеди и второй, и третий день все плавают по озеру. Саулюкас говорит, что они даже выходят на остров Р а гас и гуляют по его берегу…

Ясными были эти весенние дни. Каждая волна переливалась солнечными отблесками. Возле острова Рагаса белые лебеди казались еще белее. Они гордо плавали, распустив пышные, словно паруса из белого шелка, крылья, а весенний ветерок раздувал и ерошил сухой камыш.

По утрам мы не начинали работу, не постояв на берегу озера и не полюбовавшись лебедями. И все мечтали только о том, чтобы они не покинули наше озеро. Даже гусей, которые любили плавать у берегов озера, мы заперли в хлев. Никто не мешал лебедям.

И они все плавали, раздувая свои шелковые крылья, и играли в весенние игры. Казалось, с неба на озеро спустились два облачка и их носит по волнам солнечным ветром.

Но вот наступил этот день. И снова Саулюкас первым сообщил нам новость. Один лебедь плавает вокруг острова Рагаса, а другой сидит, спрятавшись в камышах. Сквозь заросли сухого камыша он чуть белеет.

Мы побросали работу. И лесничий, и я, его помощник, и обходчики, которые собрались в лесничество обсудить дела, пошли на берег, противоположный острову Рагаса. И, хорошенько рассмотрев в бинокль, решили, что лебедиха уже высиживает в своем гнезде лебедят, а лебедь плавает вокруг острова и за всем наблюдает. Мы так заботились о спокойствии лебедей, что пропустили тот момент, когда они устроили себе гнездо. Лебедь плавал у камышей, подняв крылья и выгнув шею.

В нашем озере поселились лебеди! Кто бы не порадовался такой новости!

Опять все охраняли покой лебедей и ждали, когда вылупятся лебедята. Мы не боялись, что какой-нибудь крылатый или четвероногий разбойник нападет на лебедей и разорит их гнездо. Сила и храбрость самца должны были спасти их от опасности. Нам очень хотелось, чтобы наше озеро понравилось лебедям, чтобы они вернулись сюда и следующей весной.

Теперь мы жалели, что зимой нам не удалось поймать выдру. Мы знали, что она живет в речке, которая вытекает из озера. Сколько раз мы подстерегали ее, а выдра ускользала от нас. Ей везло. Правда, мы и не пытались во что бы то ни стало поймать этого прекрасного речного зверька. Хотя выдра иногда и ловила наших гусят и утят, но ведь не станешь же только из-за этого злиться и выходить из себя. Но теперь мы начали бояться за наших лебедят. Когда коварная выдра схватит плавающего маленького лебеденка, его не спасет никакая храбрость отца. Исчезнет под водой - и конец!

Как отвадить выдру?

Наконец вылупились наши лебедята. Серые и серебряные. Когда они выплывают в открытое озеро, можно всех сосчитать. Первой, рассекая белой грудью воду, плывет лебедиха, а за нею - стайка кругленьких, пушистых лебедят, семь головок, семь черных клювиков, четырнадцать лапок гребут по воде… Последним плывет лебедь. Он все время как будто пересчитывает своих детенышей, внимательно оглядываясь по сторонам, не грозит ли его пушистому семейству хоть какая-нибудь опасность.

Хитрая выдра опять напала на стаю домашних уток, а к лебедям даже не приближалась. Умная выдра! Может быть, мы не будем охотиться на нее?.. Хозяйки, хоть и злились, но тоже говорили, что лучше пусть она уток таскает, чем нападает на лебедей.

Лебедь вывел из гнезда свое семейство и присвоил себе половину озера. И царствовал там, никого не боясь. Он разрешал только камышовкам петь в камышах и диким уткам прогуливать своих утят. Всех остальных он прогонял.

Как только домашние утки, которые плескались у берега, нечаянно переплывали невидимый рубеж, тотчас же к ним, рассекая волны и воинственно подняв крылья, устремлялась могучая белая птица. Ужас охватывал уток, они разворачивались и, крякая охрипшими от страха голосами, со всех сил гребли из лебединых вод. Но лебедь не сразу прощал их. Гнал до самого берега. Вспугнутые утки рассеивались. Тогда лебедь гнал их поодиночке, пока в озере не оставалось ни одной утки. Он даже выходил на берег и преследовал уток до самого птичника. И утки и лебеди на берегу одинаково неповоротливы. Бегут утки, переваливаясь с боку на бок на кривых ногах. А вслед за ними гонится лебедь, медленно, неуклюже, шлепая по земле широкими лапами. Смешно смотреть. Возле птичника лебедь так взмахивал своими могучими крыльями, что у бедных уток даже перья топорщились. После этого озерный король спокойно и торжественно возвращался в свои владения.

Когда на берегу озера кто-нибудь проказничал, лебедю это тоже не нравилось. Однажды я видел, как со скотного двора выбежала свинья, которая влезла в воду и начала грызть камыши. А лебедь тут как тут! Свинья скрутила хвост в колечко, захлопала ушами и своими маленькими глазками уставилась на лебедя. Лебедь подплыл к ней и так ударил крыльями, что она с хрюканьем выскочила из воды. Лебедь тоже выбежал на берег и, распластав крылья, погнался за свиньей, но где ему?

Больше всех страдали бедные гуси. Правда, гуси, будучи гораздо умней уток, сразу поняли, где проходит лебединая граница, которую нельзя нарушать.

Однажды после горячего рабочего дня мы отпустили двух своих лошадей напиться в озере. Лошадки, фыркая, пошли на водопой. И случилось то, чего никто не ожидал.

Из камышей выплыл лебедь. Он стремительно сделал в воде два боевых поворота и бросился на пьющих лошадей. Сначала лошади испугались и отскочили, но чего им бояться? Эка невидаль - гусак? Каурый спокойно зашел дальше и продолжал пить. Лебедь ничего ему не сделал. А Белого он даже к воде не подпустил. Конь пошел по берегу дальше, а лебедь поплыл рядом, не отставая ни на шаг. Когда Белый наклонился, чтобы напиться, лебедь выпрямился и изо всех сил ударил его крыльями по голове. Пришлось отвести Белого подальше и напоить.

Я понял, что лебедям не нравятся ни белые птицы, ни белые животные. Потому и гусям больше от них доставалось, чем уткам. Лебедь думал, что только одни лебеди имеют право быть белыми.

А мы, жители лесничества и лебединое семейство, чем дальше, тем лучше ладили между собой. Но больше всех лебеди подружились с Саулюкасом. Они даже брали с его рук лакомства. Раньше мы называли Саулюкаса «пастушком лебедей», а сейчас лебедей называем «лебедями Саулюкаса».

При виде чужого человека лебеди сразу настораживались. Но своих узнавали. Всех до одного. Наверное, даже различали по голосам.

Теперь уже осень. Начали падать первые листья. Скоро ветер будет крутить их, как желтых бабочек, и они будут падать в волны, не перелетев озеро.

Скоро кончатся солнечные осенние дни. Потемнеет исхлестанное ливнями озеро. Вода всегда смотрит в небо, и, если небо затягивается облаками, озеро тоже становится хмурым. Только белые лебеди останутся такими же белыми, как и в то первое весеннее утро.

Выросла вся семерка лебедят. На их простой серой одежде появились первые белые перья. Но только осенью следующего года они превратятся в настоящих белых лебедей.

Я знаю, придет день, когда мороз построит на озере стеклянные ледяные мосты. И наши девять лебедей, зашумев крыльями, поднимутся в воздух. Они сделают круг и улетят. Они будут махать нам крыльями, а мы им руками… Саулюкас, маленький Андрюс, Еленуте, Ируте, лесничий и я будем провожать лебедей. Даже забывшие все обиды гуси загогочут им вслед, желая счастливого пути.

Мы с Саулюкасом твердо верим, что весной лебеди вернутся. Разве они найдут другое такое озеро, как наше? Неужели они найдут другое лесничество, где люди так ждали бы лебедей?..

Конечно, они вернутся. Лебеди любят свою родину, как люди.

Что делать при встрече с лебедями и всех ли птиц необходимо «спасать» зимой - на эти и другие вопросы отвечает пресс-служба Калининградского зоопарка.

За последние две недели в Калининградский зоопарк поступило порядка 50 звонков от жителей Калининграда, в преддверии зимы обеспокоенных судьбой лебедей, живущих на городских озёрах. Подобная ситуация повторяется из года в год, поэтому сотрудники пресс-службы собрали самые часто задаваемые вопросы и попытались дать на них ответ.

Почему лебеди не улетели вместе с сородичами?

«Снижение миграционного инстинкта». Так по-научному называется нежелание птиц с наступлением холодов улетать в тёплые края. Учёные видят несколько причин такого поведения. Во-первых, зимы в Калининградской области с каждым годом становятся всё теплее. Водоёмы не замерзают и лебеди постоянно имеют доступ к своей основной пище – водорослям. Во-вторых, лебеди привлекают огромное количество людей, которые из лучших побуждений подкармливают их. Естественно, птицы привыкают к человеку и абсолютно не желают расставаться с «хлебными местами» на городских озёрах.
ВАЖНО ПОМНИТЬ! Прикармливая лебедей человек оказывает им медвежью услугу. Птицы продолжают ждать «кормильцев» даже с наступлением суровых морозов, однако, те, как правило, предпочитают не выходить лишний раз на улицу. Прикормленные птицы страдают, но не могут сразу сориентироваться и улететь на не замёрзшие водоёмы. В результате некоторые заболевают и даже гибнут.

Что едят лебеди зимой?

Основная пища водоплавающих птиц - водоросли. И пока водоём не замёрз, у лебедей есть доступ к еде. С наступлением сильных морозов, многие лебеди перемещаются на незамерзающее морское побережье, где благополучно кормятся до весны.

Чем можно подкормить лебедей зимой?

В идеале лебедей лучше вообще не кормить (см. п 1). Но если уж кормить, то делать это надо так, чтобы не навредить птицам.

1.​ Лебедей категорически нельзя кормить чёрным хлебом! Он вызывает брожение в желудке и как следствие расстройство ЖКТ, ослабление, болезнь. Белый хлеб допустим при отсутствии другого корма, но в крайне ограниченных количествах!

2.​ Лебедей категорически нельзя кормить плесневелым или прокисшим хлебом! Для птиц, как и для людей, испорченный продукт смертельно опасен.

3.​ В холода лебедей можно подкармливать сырыми или слегка отваренными нашинкованными овощами: капустой, морковью, картошкой, а также запаренным рисом или пшёнкой. Однако, в сильный мороз вся эта пища примерзает ко льду. В этом случае в качестве корма подходит зерновая смесь из пшеницы, овса и ячменя или специальный комбикорм для птиц, не содержащий соли.
ВАЖНО ПОМНИТЬ! Пищеварительная система лебедя устроена так, что он должен обязательно запивать пищу. Поэтому корм следует бросать в воду или на берег у самой кромки воды. В крайнем случае – на лёд.

Как определить нужна ли птицам моя помощь?

Птице нужна помощь человека, если:

Есть явные признаки ранения или повреждения,

Птица лежит на льду и её оперение покрыто корочкой льда или сосульками.

Во всех остальных случаях птица, скорее всего, в помощи человека не нуждается. Более того, лебеди способны благополучно переносить температуру до – 15 градусов. В этом случае все силы птица тратит на энергосбережение и поддержание тепла. Она выбирает безопасное место на льду подальше от берега, ложится и отдыхает. Самое плохое, что можно сделать в этой ситуации – прогнать её с насиженного места.
ВАЖНО ПОМНИТЬ! Если у птицы в клюве застряла леска, не надо обрезать её! К леске может быть привязан груз или крючок. Если обрезать леску, вытащить его будет уже невозможно. Освобождение птицы в этом случае лучше доверить ветврачам.

Могу ли я «сдать» лебедя в зоопарк?

1.​ Калининградский зоопарк не принимает лебедей по двум причинам: согласно ст. 4 Федерального закона «О животном мире» дикие животные и птицы являются собственностью государства. Извлечение их из природы возможно только с согласия компетентных гос. органов, например, Росприроднадзора.

2.​ Калининградский зоопарк не обладает достаточной площадью и условиями для содержания большого количества лебедей. Особенно, учитывая тот факт, что ежегодно сюда пытаются «пристроить» от 10 до 20 птиц.

Куда обратиться за помощью, если птица ранена?

В Калининградской области действует ряд общественных, муниципальных и частных организаций, готовых оказать консультативную или организационную помощь тем, кто нашел раненого лебедя.

Тема: Творческое продолжение текста – повествования «Лебеди»

2 класс

Цели:

1. Закреплять знания о структуре текста – повествования.

2. Формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте – повествовании с опорой на картинки.

3. Формировать умение соотносить содержание картинок с частями текста.

4. Формировать умение составлять заключительную часть текста.

5. Развивать логическое мышление, память, речь учащихся.

6. Способствовать воспитанию отзывчивости, доброго отношения к животным.

ХОД УРОКА:

    ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

Сегодня на уроке мы будем писать рассказ по картинкам. Рассмотрите картинки. О каких событиях рассказал художник?

Почему лебеди остались на озере? (у одного из них болело крыло)

Какой текст получится по этим картинкам? Почему?

Проверим, согласен ли с вами компьютер…

    ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА С ОПОРОЙ НА КАРТИНКИ.

Достаньте из конверта полоски. Что на них написано? (части текста)

Сколько всего полосочек? (4). Почему? (4 части)

Почему одна полоска пустая? (нужно будет дописать текст). Отложите пока её, потом подумаем вместе.

Какое задание нам нужно выполнить? (составить текст)

Почему нельзя положить полоски в любом порядке? (будет нарушена последовательность событий)

А что нам поможет определить последовательность? (картинки)

Как будете устанавливать порядок частей? (смотреть, что нарисовано на 1 картинке и находить текст такого же содержания, смотреть вторую картинку – и находить текст и т. д.)

Составьте текст (у себя на парте).

Проверим. (По слайдам)

Прочитай 1 часть.

Прочитай 2 часть.

Прочитай 3 часть.

Поднимите руку, у кого правильно составлен текст?

Кто заметил ошибки? Исправьте.

Возьмите пустую полоску. Подумайте, куда её нужно положить? (в конец). Почему? (нужно придумать продолжение рассказа)

Положите пустую полоску в конец.

Как будет называться эта часть текста? (заключительная)

А какие части уже есть? (вводная и основная)

Ребята, частей 3, а полосок – 4! Почему? (в основной части – 2 маленькие части).

3. АНАЛИЗ ТЕКСТА.

Чтобы составить заключительную часть, нужно хорошо понять текст, который мы уже составили, т.е. то, что нам уже известно в тексте.

А чтобы узнать, как вы поняли, я задам вопросы. Ответить на них нужно предложениями из текста.

Почему лебеди не улетели со всеми вместе, а остались на озере? (У одного из них болело крыло)

Какая опасность им грозила? (Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть)

Прочитайте, что спасло их от гибели? (Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе).

Определите тему этого рассказа («Как спасли лебедей» или «Как помогли лебедям»)

Как можно назвать этот рассказ?

    Помощь лебедям (птицам)

    Как спасли птиц (лебедей)

    Спасение лебедей (птиц)

Запишите свой заголовок.

4. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ.

А теперь подумайте, что может быть нарисовано на последней картинке?

    Лебеди, которые снова плавают на озере. Какое время года будет изображено? (весна)

    Много лебедей плавает или два лебедя плавают, и опускается стая. А здесь какое время года будет изображено? (весна)

    Они со своей стаей улетают. Тогда какое время года будет? (осень)

А если мы захотим объединить всё: то, что произошло весной и то, что произошло осенью, тогда нужно нарисовать 2 картинки, сначала картинку с весной, а потом – с осенью.

Давайте повторим, как можно составить заключительную часть. В ней можно сказать, что произошло весной и закончить текст; можно сразу сказать о том, что произошло осенью и закончить текст; а можно сказать и то т другое, т.е. сначала сказать, что произошло весной, а потом, что произошло осенью.

весна

? осень

А теперь нужно составить заключительную часть. Эти слова помогут вам составить свой вариант заключительной части. Прочитайте эти слова (вслух):

выздоровел (поправился)

отпустили на волю

вернулись

встретили свою стаю

улетели

вместе с родной стаей

Придумайте заключительную часть. Как ты составил? (несколько вариантов ответов):

    Весной лебеди вернулись на озеро.

    Весной лебедей отпустили на волю, и они вернулись на озеро. Здесь они встретили свою стаю.

    Весной на озере лебеди встретили свою стаю.

    Больной лебедь выздоровел. Осенью птицы улетели со своей (с родной) стаей.

5. ФИЗМИНУТКА

Лебеди летят

Крыльями шумят.

Прогнулись над водой

Качают головой.

Гордо и прямо

Умеют держаться

И очень бесшумно

На место садятся.

6. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Подготовимся грамотно написать заключительную часть текста.

Прочитайте слова. Какое задание нужно выполнить? (вставить гласные буквы)

Покажите сигнальной карточкой, какая буква пропущена в словах 1 столбика? Докажите (проверочное слово).

Покажите, какая буква пропущена в оставшемся слове?

У меня выделены буквы в словах, правописание которых вы не знаете. Прочитаем (хором), как они пишутся.

выздо ро ве л (по прави лся)

о тпустили на волю

ве рнули сь

в стрети ли свою стаю

улетели

вместе с родной стае й

7. ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Если позволяет время:

Сейчас вы будете записывать текст в тетрадь и дописывать его продолжение. Сколько раз начнёте с красной строки? (4) Что вам поможет составить заключительную часть? (опорные слова) Приступайте к работе.

Если времени мало:

Возьмите чистую полоску. Запишите на ней заключительную часть, которую вы составили. Опорные слова вам помогут.

    ПРОВЕРКА.

Кто уже написал, прочитайте свой текст. Проверьте, всё ли понятно из вашей заключительной части.

Сосчитайте, сколько предложений у вас получилось в заключительной части. Проверьте, поставлены ли, где нужно точки.

Проверьте, правильно ли написали слова. Для этого сравните написание слов на экране с написанием у себя в тетради.

    ЧТЕНИЕ ЛУЧШИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ.

(вместе со всем текстом, только заключение, может прочитать учитель)

    ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Чему учились на уроке? (восстанавливать текст – повествование и составлять его заключительную часть)

Что вызвало затруднение?

Что понравилось?

Спасибо за урок.

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________